На что уходят налоги собираемые с снт. Об исчислении земельного налога за земельные участки садоводческих, огороднических товариществ и дачных хозяйств

Финансовая и хозяйственная деятельность
в садовом (дачном) товариществе

1. Можно ли отнести к коммерческой деятельности садоводческого товарищества продажу ненужного оборудования, излишков строительных материалов?

Любая деятельность юридических лиц, направленная на извлечение прибыли, является коммерческой. Некоммерческие организации, к которым относится садоводческое некоммерческое товарищество, могут осуществлять предпринимательскую (коммерческую) деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Садоводческое товарищество создано в целях организации коллективного сада и, если в уставе товарищества записано, что оно для достижения своих уставных целей оно может осуществлять предпринимательскую деятельность, полученная прибыль направлена на развитие коллективного сада, то упомянутые сделки являются уставными и потому действительными (ст.173 ГК РФ).

2. Садоводческое товарищество в 1992 г. построило местную подъездную дорогу на личные средства своих членов. Строительное управление при строительстве проходящей рядом автомагистрали, используя тяжелую автодорожную технику, привело нашу дорогу в непригодное состояние. Как нам быть в такой ситуации?

Прежде всего необходимо договориться с руководством СУ о проведении ремонта вашей дороги. В том случае, если обещание ремонта в течении разумного срока (месяц, два) не будет выполнено, нужно подготовить исковые материалы с доказательствами причинённых убытков и расчётом сумм иска для передачи в арбитражный суд на предмет обязанности ответчика устранить причинённый вред или взыскания с него сумм убытков в соответствии со ст.ст. 1064, 1082, 15 ГК РФ.

3. Правление нашего товарищества намерено сдать в аренду или в пользование пожарный пруд частному лицу. Правомерно ли это?

Скорее всего указанная сделка будет внеуставной, т. е. не соответствующей целям и задачам товарищества, а значит незаконной. Кроме того, сдавать в аренду можно только то имущество (недвижимость), которая находится в собственности товарищества (коллективной), и то только с согласия общего собрания. Если пожарный пруд (земли общего пользования) находятся не в собственности, а в общем пользовании, то даже с согласия собрания это сделать невозможно без согласования с собственником общих земель в лице администрации района.

4. Как должна решаться проблема утилизации бытовых отходов в садоводческом товариществе?

В садоводческих товариществах рекомендуется предусматривать вывоз мусора на полигон бытовых отходов. При невозможности вывоза мусора вопрос о его захоронении на месте решается с соблюдением природоохранных мероприятий и по согласованию с территориальными учреждениями Госсанэпидемслужбы (п. 5.6 СП 11-106-97). Организация свалок на территории товарищества и за его пределами запрещена. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) должны быть предусмотрены площадки для мусорных контейнеров на расстоянии не менее 20 и не более 100 метров от границ садовых участков (п. 5.11 СНиП 30-02-97). Однако следует учитывать, что за организацию мест сбора и вывоза мусора отвечают местные органы самоуправления . СНТ, как юридическое лицо, оплачивает вывоз мусора с территории товарищества согласно договору с организацией, которая этим занимается. Подробнее по этому вопросу см. страницу: http://cnt-pischevik.ru/index.html

5. В нашем товариществе провели свет тому, у кого были деньги по 5,5 тыс. руб. с участка. Затем цены все росли. А сейчас группа владельцев света объявила себя акционерным обществом и требуют большие деньги. Что делать. Оставаться без света?

Разумеется, что группа товарищей не может объявить себя акционерным обществом без его государственной регистрации. В данном случае необходимо выяснить, кто именно является ответственным владельцем электросетей по договору с энергоснабжающей организацией и изучить этот договор. Если владельцем сетей является товарищество, то размер платы в виде целевых взносов за организацию электроснабжения определяет общее собрание садоводческого объединения. Если владельцем по договору является иное физическое или юридическое лицо, то размер такой платы определяется на договорной основе. Но было бы в корне неверным, когда садоводы, не имеющие света, стали бы диктовать размер суммы целевого взноса тем, кто внёс денежные средства на создание линии электропередачи и заключение договора с энергоснабжающей организацией, т.к. долевая собственость состоит из равных долей каждого члена товарищества, внёсшего целевой взнос на её создание. Однако следует заметить, что размер доли в общей собственности коллектива собственников не может быть взят с потолка. Он чётко определяется бухгалтерскими расчётами. И если их нет, то решение можно найти в суде.

6. Казначей нашего товарищества установил пени за просрочку платежей членских взносов. Правильно ли он поступил?

Право устанавливать пени за просрочку платежей принадлежит общему собранию членов садоводческого товарищества. Их размер должен определяться в разумных пределах. Казначей является только исполнителем такого решения и сам решать такие вопросы неправомочен.

7. Как следует оформлять приём членских и целевых взносов в садоводческом товариществе.

Кассир садоводческого товарищества должен осуществлять приём целевых и членских взносов в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» утверждённым Центробанком РФ 26.02.96 г. № 247. При этом приём наличных денег производится по приходным кассовым ордерам, подписанным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением председателя товарищества. О приёме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира. Необходимо также произвести запись об уплате членских или целевых взносов в книжке садовода .

8. В своем садоводческом товариществе мы нанимаем частных лиц, составляем с ними трудовые соглашения. Что нужно в них указывать?

В трудовых соглашениях на выполнение отдельных видов работ должны быть указаны стороны по договору, характер и объём подлежащих выполнению работ, срок, размер и порядок выплаты заработной платы, срок, на который заключён договор. Договор составляется в двух экземплярах по экземпляру для каждой из сторон и ими подписывается, подпись председателя товарищества удостоверяется печатью. Типовой трудовой договор можно при желании найти в Интернете.

9. Каким образом можно использовать личный автотранспорт члена садоводческого товарищества в интересах товарищества и как это оформить официально?

Использование личного автотранспорта члена СНТ возможно на основании письменного хозяйственного договора с владельцем транспорта. У товарищества в этом случае расходы будут относиться на уставную деятельность. Плата за использование транспорта будет включена в фонд оплаты труда с начислением взносов в пенсионный фонд и иные фонды. На доход владельца машины начисляется подоходный налог. Объём оплаты услуг владельцу транспорта указывается в договоре.

10. Лет десять назад к нашим участкам в садоводческом товариществе прирезали по четыре сотки земли под огороды. Сейчас по границе с огородными участками появилось новое садовое товарищество и начались конфликты из-за прирезанной земли, участки которой не огорожены и не обрабатываются. Право ли правление, которое требует сдавать целевые взносы на ограждение огородов?

Садоводческое товарищество обязано осуществлять необходимые работы по содержанию своей территории, включающей как индивидуальные земельные участки, так и земли общего пользования. Согласно п. 5.1 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» по границе территории садоводческого объединения, как правило, предусматривается ограждение. Допускается не предусматривать ограждение при наличии естественных границ (река, бровка оврага и др.). Таким образом, если дополнительные участки земли вошли в территорию садоводческого товарищества, то оно вправе установить ограждение за счёт своих членов.

11. Каков порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для садоводческих товариществ?

В 2000 году работодатели-организации уплачивают взносы в Пенсионный фонд в размере 28 процентов, а работодатели-организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, - в размере 20,6 процента от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также по авторским договорам. Страховые взносы не взимаются с выплат, производимых в пользу работников, являющихся инвалидами I, II, и III групп и получающих пенсии (см. Закон РФ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» и «Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России)» от 27.1291 г. с изменениями от 02.01.2000 г. № 38-Ф3). Согласно письму Пенсионного фонда от 18 июня 1993 г. № ЮИ-12/2313-ИН «Об уплате страховых взносов садоводческими и садово-огородными товариществами» садоводческие и садово-огородные товарищества относятся к организациям, участвующим в производстве сельскохозяйственной продукции, поэтому они вносят страховые взносы в ПФР по льготному тарифу в размере 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

12. Нужно ли нам, садоводческому товариществу, платить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость как некоммерческой организации?

Некоммерческие организации уплачивают налог на прибыль с сумм превышения доходов над расходами по предпринимательской деятельности (п.10 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций»). Средства, полученные объединениями в качестве целевого финансирования, а также вступительные, членские и целевые взносы, прибылью не являются и потому налогом не облагаются. В тех случаях, когда садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения реализуют продукцию, товары, работы, услуги, то они становятся плательщиками налога на добавленную стоимость (п.1 «а» ст. 2 Закона РФ от 06.12.1991 г. «О налоге на добавленную стоимость»). Поскольку деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений не является коммерческой, безвозмездная реализация ими товаров, работ и услуг не должна облагаться НДС.

13. Какие налоги должно платить СНТ?

Садоводы, огородники, дачники и их некоммерческие объединения обязаны уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, как и все иные физические и юридические лица. Подавляющему большинству садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан как юридическим лицам чаще всего приходится платить взносы в Пенсионный фонд России, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, в фонды обязательного медицинского страхования; земельный налог (подробнее см. страницу: "Льготы по выплатам налогов, получению земельных участков в СНТ"); реже и в отдельных случаях - налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог.

14. Каков порядок уплаты земельного налога в СНТ?

Порядок уплаты земельного налога для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определен п.п. 14, 26 Инструкции Министерства по налогам и сборам РФ от 21.02.2000 г. № 56 "По применению Закона РФ «О плате за землю»" и совместным письмом Минфина России, Госкомзема России и Госналогслужбы России от 09.06.1992 г. «О порядке уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами». Начисление налога производится со всей площади земельного участка объединения за исключением площадей, закрепленных за его членами. Член объединения уплачивает земельный налог за свой участок и долю в земле общего пользования самостоятельно, если земля общего пользования передана в общую собственность членам СНТ.

15. Налоговая инспекция требует с нашего садоводческого товарищества платы за воспроизводство минерально-сырьевой базы, т. к. мы используем для собственных нужд подземные источники воды. Законно ли такое требование?

Садоводческое товарищество не является коммерческой организацией и использует подземные воды лишь для собственных нужд, при этом не занимается добычей полезных ископаемых. Поэтому в соответствии со п.п. 1, 9 Инструкции Госналогслужбы от 31 декабря 1996 г. № 44 «О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» оно освобождено от уплаты отчислений за использование подземных источников воды .

16. Наш садовый участок оказался в пределах городской черты и мы платим налог в повышенном размере. Правильно ли это?

Согласно статье 7 Закона РФ «О плате за землю» налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Более подробно эти вопросы вы можете выяснить в налоговой инспекции и земельном комитете своего города. В Калининградском городском округе согласно постановлению мэрии № 346 от 19.10.2005 г для платы налога за землю установлен коэффициент 0.3% от кадастровой стоимости участка, этим же постановлением установлены льготы: уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. следующих категорий налогоплательщиков: бывшие несовершеннолетние узники концлагерей; военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более; члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей, участники становления Калининградской области; граждане, переселившиеся в Калининград в период до 01.01.1953 г. и переселенцы по оргнабору, достигшие на дату переселения 16-ти лет; ветераны труда; главы многодетных семей, имеющие 5 и более детей, одиноко тпроживающие пенсионеры старше 60-ти лет; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие не менее 6 месяцев и награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны; граждане, награждённые медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Житель блокадного Ленинграда". Кроме того, в окружной Совет народных депутатов поступило предложение от администрации округа об освобождении указанных категорий граждан от уплаты земельного налога в полном объёме.

17. В нашем СНТ произвели замену старой линии электропередачи 90-х годов постройки на новую. При этом мой столб, который стоял возле участка на земле общего пользования, т.е. на проезде, выдернули из земли и переставили в виде дополнительной опоры на участок другому садоводу. Председатель за замену линии требует 7000 рублей с садовода. Я платить не хочу, т.к. меня по сути лишили моего столба. Компенсировать мне столб тоже никто не хочет. Как быть?

В соответствии с внесённым каждым садоводом целевым взносом на прокладку старой линии электропередач садоводами была образована коллективная собственность. Т.е. основная линия ВЛ-0,4кВ построенная в СНТ, подающая напряжение к индивидуальным домам, стала общей. Каждый садовод в этой линии имеет свою внесённую долю собственности. Забрать эту долю собственности иначе, как в денежном эквиваленте, невозможно, т.к. выдернуть из земли "свой" столб без нарушения работоспособности всей линии нельзя. Кроме того, в товариществе должны быть оформлены акты для каждого потребителя электроэнергии о балансовом разграничении между общей линией и линией садовода ведущей от столба к дому. Этот участок линии можно назвать Вашей личной собственностью. Т.о. между личной собственностью садовода и общей собственностью коллектива потребителей электроэнергии этим актом чётко обозначена имущественная принадлежность каждой части линии электропередачи.
При принятии решения о замене старой линии электропередачи и строительстве новых ответвлений на общем собрании потребителей электроэнергии была определена величина целевого взноса. В соответствии со ст. 19 п. 2-11 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Вы обязаны подчиниться решению общего собрания. Следует учесть, что общая доля стоимости новой линии для вновь подключающихся и для тех, кто уже был подключён ранее к старой линии, разная. Это объясняется тем, что "старые" пользователи электроэнергии уже вносили целевые взносы на проектирование, изыскательские работы, топосъемку, получение технических условий, техническое присоединение и др. работы ранее. Поэтому вновь подключающиеся частично компенсируют затраты по замене старой линии "старым" пользователям электроэнергии.

Исходя из изложенного, становится понятным, что стоимость вновь подключающихся к линии садоводов будет складываться из частичной компенсации уже имеющим свет садоводам, себестоимости каждой установленной опоры вместе с работой, а также дополнительными расходами на проектирование, получение новых ТУ, накладных расходов и т.д. Сумма целевого взноса таким образом будет отличаться в 2 - 3 раза у "старых" потребителей и вновь подключающихся. Перестановка старых деревянных опор в СНТ, не соответствующих требованиям сегодняшнего дня, является мерой, предпринятой в целях удешевления проекта в целом для всех потребителей. Следует заметить, что старые столбы в основной линии ВЛ-0,4кВ не используются.
Т.о. принятое общим собранием потребителей электроэнергии решение о доле внесения целевого взноса на замену и строительство новой линии электропередач представляется наиболее справедливым, учитывающим интересы всех садоводов. Если Вы не хотите платить взнос в соответствии с принятым решением, то рискуете оставаться без света. Других вариантов решения проблемы нет. Можно, конечно, обратиться в суд, но вынесения решения в Вашу пользу маловероятно.

Исходя из сложившейся практики садоводы постоянно выступают за низкую зарплату председателю, бухгалтеру и другим лицам, работающим по трудовым договорам в СНТ. В данном вопросе следует исходить из того, что зарплата должностного лица в СНТ не может быть ниже, установленной официально региональным правительством. Так в Калининградской области установлен минимальный уровень зарплаты на 2010 г. в размере 6000 руб. Предвижу возражения: "Эта зарплата, если человек работает целый месяц, по 40 часов в неделю. А председатель столько времени не работает. Тем более, если у него имеется ещё другая, основная работа". Всё правильно - председатель, бухгалтер, электрик и др. во многих СНТ не работают по 8 часов в день. Но!!! 6000 руб. получает неквалифицированный рабочий за свой труд в течение месяца. Квалификация председателя правления организации, бухгалтера, электрика с 4, 5-й группой допуска (это тот минимум, к-й обычно имеется в СНТ) не соответствует понятию "неквалифицированный рабочий". Значит, при условии занятости полного рабочего дня, должностные оклады указанных лиц должны быть намного выше. Возвращаемся к началу: если председатель СНТ работает, предположим, по 2 часа в день, но имеет высокую квалификацию, то и получать он должен за свой труд не 25000 руб., а тот минимум, ниже которого зарплата опуститься не может. Размер зарплаты, естественно, утверждается общим собранием товарищества, но при этом в обязательном порядке должны учитываться:

  • размер минимальной зарплаты в регионе;
  • квалификация сотрудника, соответствующая занимаемой должности;
  • время, в течение которого сотрудник выполняет свои обязанности;
  • фактический объём выполняемой работы.

А при учёте последнего фактора зарплата вполне может быть и выше минимально установленной в регионе. И это, на мой взгляд, будет вполне справедливо, учитывая круг выполняемых обязанностей.

19. В нашем СНТ по итогам ревизии выявлена недостача 85222 руб. Бухгалтер-казначей общества отказывается возвращать деньги, игнорируя все обращения к ней, в т.ч. и письменные. Как вернуть деньги?

Исходя из опыта нашего СНТ, деньги надо обязательно возвращать. Для этого, не откладывая в долгий ящик, правление готовит претензионное письмо о нецелевом расходе средств общества по итогам ревизии с требованием вернуть деньги. Письмо вручается бухгалтеру-казначею общества лично или отправляется по почте с уведомлением. После этого, если нет никакой реакции, то правление подает иск в суд. Следует иметь ввиду, что срок подачи иска установлен в 1 год с момента окончания выполнения служебных обязанностей работником и обнаружения причиненного им ущерба. Т.е., если работодатель (СНТ) обратилось с иском в суд в отношении бывшего работника (бухгалтера-казначея) спустя год после акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности, то такой иск подлежит отклонению на основании ст. 392 Трудового Кодекса РФ. В этом случае из этой ситуации есть только один выход - подать иск со стороны садоводов о нецелевой растрате их денежных средств к бывшему бухгалтеру-казначею, но не как к должностному лицу, а как к гражданину.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

Информация о налогообложении СНТ является достаточно объёмным материалом, поэтому на этой странице изложены краткие сведения по 10 нижеперечисленным главам. Подробную информацию Вы найдёте, следуя по ссылке в конце описания содержания каждой главы или через Документы СНТ.

Налогообложение садоводческого товарищества

1. Земельный налог

Земельный налог в садоводческих некоммерческих товариществах до 1 января 2005 г. Введение в НК РФ с 1 января 2005 г. гл. 31 "Земельный налог" и передача земельного налога местным органам. Создание СНТ, государственная регистрация собственности на земельные участки, на землю общего пользования, возникновение обязанности по уплате земельного налога. Льготы при уплате земельного налога за личные участки, землю общего пользования. Государственная поддержка СНТ и установление льгот по уплате налога. Порядок уплаты земельного налога физическими лицами, организациями и индивидуальными предпринимателями. Учет земельных участков в Едином государственном реестре земель и Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Величина земельного налога. Сроки уплаты земельного налога. Уплата налога физическим лицом в случае неполучения уведомления из налогового органа. Пеня при уплате налога. Уплата налога за земельные участки, приобретенные для жилищного строительства. Возврат переплаченных в качестве налога денег.

Отражение земельного налога в бухгалтерском учете садоводческого товарищества в случаях ведения предпринимательской деятельности, уставной деятельности, распределение доходов и исчисление налога.

Компенсационные выплаты по земельному налогу садоводческому товариществу в случаях уплаты налога СНТ за земли общего пользования.

2. Налог на имущество юридических лиц

Законодательство РФ о налоге на имущество организаций. Движимое и недвижимое имущество СНТ. Основания для налоговых расчётов по авансовым платежам и декларация по налогу на имущество. Налоговые ставки по налогу на имущество. Объекты налогообложения по налогу на имущество. Порядок расчётов, сроки уплаты налога, амортизационные вычеты. Примеры расчёта налога на имущество СНТ.

3. Водный налог

Использование воды в СНТ. Налоговый кодекс РФ об уплате водного налога с 1 января 2005 г. Федеральный закон № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" от 6 мая 1998 г. до 1 января 2005 г.

4. Налог на имущество физических лиц

Объекты налогообложения. Уплата налога с жилых строений до 50 кв. м., более 50 кв. м. Ставки налога. Исчисление налога на основании инвентаризациооной стоимости. Определение стоимости строений, жилых домов. Декларирование имущества. Порядок и сроки уплаты налога долями. Перерасчёт налога. Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц. Ответственность на неуплату.

5. НДС

Некоммерческие организации и НДС. Целевые средства СНТ по отношению к НДС. Объекты налогообложения НДС. Примеры. Срок уплаты НДС. Форма налоговой декларации по НДС и порядок её представления в налоговые органы. СНТ в роли налогового агента. Арендная плата и НДС в СНТ.

6. Налог на прибыль

Налог на прибыль и взносы садоводов в СНТ. Налоговый кодекс РФ о налоге на прибыль в некоммерческих организациях. Налоговый период. Составление налоговой декларации по налогу на прибыль. Доходы СНТ от реализации товаров, работ, услуг, внереализационных доходов. Представление налоговой декларации по упрощённой форме.

7. Упрощённая система налогообложения

Применение упрощённой системы налогообложения в СНТ до 1 января 2006 г. и после. Условия применения УСН в СНТ согласно требованиям НК РФ гл. 26.2. УСН и земельный налог, страховые взносы, др. налоги, установленные на территории РФ. Кассовые операции при УСН. Особенности бухгалтерского учёта в СНТ при УСН. Освобождение от налогов при применении УСН. Пример использования УСН.

8. О системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Организации и товаропроизводители, признаваемые плательщиками сельскохозяйственного налога согласно ст. 346.2 НК РФ. Причины, по которым СНТ не могут быть переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

9. Штрафы и пени

Ответственность за непредоставление налоговой декларации. Расчёт штрафа в случаях предоставления декларации в течение до 6 месяцев после истечения срока её подачи и после 6 месяцев. Наложение административных штрафов за непредоставление налоговой, статистической и другой форм отчётности согласно действующему законодательству Российской Федерации в соответствующие органы Государственной налоговой службы, государственные органы статистики, юстиции (регистрационные органы некоммерческой организации) и другие государственные органы. Размер административного штрафа.

10. Форма уплаты налогов

Уплата налогов через банковкие счета. С какого момента обязанность по уплате налогов считается исполненной. Безналичный порядок уплаты налогов садоводческими товариществами. Запрет о перечислении денежных средств на счета налоговых органов, минуя свои банковские счета.

В. ВОРОБЬЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

В налоговые органы поступает множество обращений граждан - членов садоводческих некоммерческих товариществ с просьбой разъяснить некоторые назревшие вопросы налогообложения. В частности, в них говорится о сложностях составления налоговой отчетности, поскольку такие товарищества, как правило, не имеют в штате квалифицированных бухгалтерских кадров и имущества на балансе, не занимаются предпринимательской деятельностью и соответственно не имеют никаких доходов. Отмечается, что представление деклараций в налоговые органы требует дополнительных расходов. Поступает много писем с просьбой разъяснить причины отмены с 1 января 2005 г. льготы по ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных товариществ лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Высказываются предложения, направленные на снятие социальной напряженности в связи с увеличением в 2005 г. земельного налога ввиду изменения порядка его исчисления на основании кадастровой стоимости земельных участков. А в ряде обращений предлагается полностью освободить садоводческие некоммерческие товарищества от уплаты каких-либо налогов. Кроме того, возникает вопрос, почему в уплату налогов филиалы Сбербанка России не принимают от садоводческих некоммерческих товариществ наличные денежные средства. Публикуемое разъяснение поможет разобраться в этих вопросах.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение - это общее понятие, объединяющее несколько видов организаций, имеющих ряд общих признаков: во-первых, данные организации некоммерческие (т.е. не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности); во-вторых, это объединение граждан, а не организаций; в-третьих, объединение формируется на добровольной основе; в-четвертых, целью объединения является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (обеспечение водой, электроэнергией, вывоз мусора и т.д.). Такие объединения создаются, как правило, городскими жителями на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач.

Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), которым предусмотрено несколько возможных форм организаций для коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством. Это садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве - находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

Закон № 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Наиболее распространенной является садоводческое некоммерческое товарищество.

Согласно п. 2 ст. 6 и п. 4 ст. 14 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием. После государственной регистрации земельный участок предоставляется ему первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации, застройки территории данного товарищества и вынесения указанного проекта в натуру членам садоводческого товарищества выделяются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

Также следует иметь в виду, что поддержка садоводов и садоводческих товариществ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 35 и 36 Закона № 66-ФЗ.

Обязанность по уплате налогов

Статьей 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих полное освобождение лиц, в том числе и садоводческих объединений, признаваемых налогоплательщиками в установленном законодательством порядке, от уплаты налогов и (или) сборов.

Представление налоговых деклараций

Для налогоплательщиков важно не только внести в бюджет соответствующую сумму налога, но и грамотно составить налоговую декларацию и представить ее в налоговый орган в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом правильно составленная и своевременно представленная декларация является гарантией того, что у организации не будет впоследствии проблем.

В соответствии с п.п. 3, 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Следовательно, отсутствие у организации или физического лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не лишает указанных лиц статуса налогоплательщика и соответственно не освобождает их от обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по соответствующим налогам.

Изложенное подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. № 71.

Таким образом, отсутствие у садоводческих некоммерческих товариществ по итогам конкретного налогового периода объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не освобождает их от обязанности представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, НДС, ЕСН и др.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Согласно ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль. Статьей 11 Кодекса российские организации определены как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к ним относятся в том числе и некоммерческие организации. При этом глава 25 НК РФ, регулирующая порядок обложения налогом на прибыль организаций, не предусматривает льгот для некоммерческих организаций.

На основании ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как разница между полученными доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационными доходами и расходами, связанными с производством и реализацией, и внереализационными расходами.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ все налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей. Следовательно, на садоводческие некоммерческие товарищества, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций, распространяются положения п. 1 ст. 289 Кодекса.

Вместе с тем п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, т.е. не имевшие в течение отчетного года доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а осуществляющие деятельность только за счет целевых поступлений, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (года) - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода. В состав этой декларации входят:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;
  • лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);
  • лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».
Декларация составляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7.02.06 г. № 24н.

Декларация по НДС

Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС.

Формы налоговой декларации по НДС утверждены приказом Минфина России от 28.12.05 г. № 163н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения». Периодичность представления в налоговые органы налоговой декларации по НДС зависит от выручки, полученной налогоплательщиком за отчетный месяц.

Согласно п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют налоговую декларацию по НДС в налоговые органы по месту учета за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Указанные налогоплательщики представляют в налоговый орган титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации. При заполнении строк и граф разделов 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.

Таким образом, налоговую декларацию по НДС необходимо ежеквартально представлять в налоговый орган даже в том случае, если в истекшем налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали объекты налогообложения. Изложенное подтверждается решением ВАС РФ от 3.02.04 г. № 16125/03.

Следовательно, указанные разделы формы декларации по НДС представляются налогоплательщиками (в том числе и некоммерческими организациями), не ведущими финансово-хозяйственной деятельности, один раз в квартал (четыре раза в год).

Некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых возникают обязательства по уплате налога, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета по итогам отчетного (налогового) периода.

О плате за пользование водными объектами

Одним из актуальных является вопрос о том, являются ли садоводческие и огороднические объединения граждан, имеющие на своей территории собственную артезианскую скважину и добывающие на основании лицензии на водопользование подземную пресную воду, плательщиками платы за пользование водными объектами. При этом, как правило, вода используется только в своем хозяйстве.

В этой связи следует отметить, что с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.2 «Водный налог» НК РФ. В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, которые находятся в собственности граждан, объектом обложения водным налогом не признается.

Таким образом, с 1 января 2005 г. садоводческие некоммерческие товарищества плательщиками водного налога не являются.

Однако необходимо иметь в виду, что они являлись плательщиками платы за пользование водными объектами в 2002, 2003 и 2004 гг. на основании Федерального закона от 6.05.98 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

О системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Согласно ст. 346.2 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Таким образом, такие объединения не осуществляют деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан не могут быть переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Форма уплаты налогов

Что касается уплаты налогов садоводческими некоммерческими товариществами путем открытия банковских счетов, необходимо отметить следующее.

Открытие счета в банке согласно главе 45 «Банковский счет» ГК РФ обусловлено заключением между банком и заинтересованным лицом (клиентом банка) договора банковского счета.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Понуждение юридического лица к заключению договора банковского счета законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Как следует из положений п. 2 ст. 45 НК РФ, допускается уплата налога наличными денежными средствами через кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Однако такое право в силу п. 3 ст. 58 НК РФ предоставлено только налогоплательщикам или налоговым агентам, являющимся физическими лицами. При этом они должны иметь счет в банке.

На налогоплательщиков – юридических лиц право выбора уплаты налогов не распространяется, в связи с чем они в обязательном порядке должны производить уплату налогов в безналичной форме, в порядке, установленном применительно к каждому налогу, но не противоречащем требованиям ст. 58 НК РФ. Таким образом, садоводческие некоммерческие товарищества, являющиеся юридическими лицами, уплату налогов производят только в безналичном порядке.

Согласно письму Банка России и МНС России от 12.11.02 г. № 151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» налогоплательщикам-организациям запрещено при уплате налогов и сборов вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В этой связи отказ филиалов Сбербанка России принимать наличные денежные средства в уплату налогов садоводческими некоммерческими товариществами является правомерным.

«А вот наше СНТ не платит налоги

и вообще не сдает балансы или как их там.. И расчетного счета нет. И бухгалтера.
Сорри, я совершенно в бухгалтерии не разбираюсь, но мне кажется, что если у нас есть энергохоз-во (2трансформатора и столбы-провода),сторожка, общие земли, то, наверно, мы за них как-то платить налоги должны гос-ву? Ну, хотя бы за общие земли..
А если у нас электрики, сторож и председатель на зарплате-то это тоже как-то должно законно оформляться?
И если собираются (причем, жестко, с отключением эл-ва) взносы, собираются деньги за электричество и покупается имущество (тот же трансформатор, сторожка, забор)-то должен быть отчет по финансовой деятельности? Например, построенный забор числится на имя казначея. Ну, она — покупатель, лично. И деньги от взносов все хранятся на её сберкнижке, личной (правда, с доверенностью на председателя и еще кого-то, кого не называют). Мы спрашивали, а кто же покупатель нового трансформатора, или сторожки, например? Ответ «Какая разница? Что я это в карман что ли, положу?»
Кстати, р/с у нас нет, «потому что казначей сказала, что это глупо, его могут арестовать»)))
Кстати, «казначей» — это народное. По документам она просто член правления, помощник председателя на общественных началах, иногда получает «вознаграждение». Ну, может быть, с точки зрения сермяжной правды, это разумно, но стремно как-то…

Есть надежда, что после нашей бучи, поднятой этим летом, председатель озадачится тем, чтобы разобраться с документами, правами и обязанностями своими, но..
Ну и буча эта исходила от тройки «самых умных», которых затретировали уже… иной раз хочется плюнуть и не делать ничего…

Ладно, допустим, мы закрыли глаза на наемных работников (сторож, электрики), а председатель и казначей «просто получают вознаграждение время от времени». Нет их и зарплат нет))
Но если не сдаются финансовые отчеты — это криминально?
Если не платятся налоги за общие земли-это криминально?
Кажется, и документов никаких нет толком. Единственно, что удалось посмотреть с трудом у правления-это копию Устава, зарегистрированного в налоговой в 2002м.

Я почему спрашиваю..
Знакомые, которые бухгалтерами работают, говорят, что нас, наше СНТ, могут ждать большие неприятности и штрафы, когда на нас гос-во обратит внимание.

На собрании инициативная группа из 3х человек призывала навести порядок с документами, нанять бухгалтера, но с подачи казначея (она у нас серый кардинал) народ стал кричать, что «сами и нанимайте, если такие богатые, а у нас нет денег платить ему, и вообще все СТ в округе так живут, и никаких бухгалтеров не держат»
Скажите, мы близки к краху или как? Может, во Владимирской губернии можно и так, «без всяких бумажек» жить?))

ОТВЕТ:Только если у вас имеется свидетельство о государственной регистрации права на эти земли. Если оно выдано на СНТ, то платить будет СНТ (юрлицо), если «коллективно-совместная» собственность граждан - то платят граждане (члены СНТ).

Да, штрафы обеспечены, если до вас доберётся налоговая. А вы проконсультируйтесь у них. Они вам свою позицию объяснят. Могут потребовать на проверку документы. А налоги на ЗОП ваши руководители платят обязательно — у налоговой наверняка есть сведения о земле. Но как правило, на всё остальное глаза закрывают.
Вопрос в том, что попытки трех человек навести порядок могут плачевно кончиться именно для них при таком отношении большинства к личной экономии.
Затребуйте отчет о расходах. Если дадут, и в отчёте числятся суммы выплат наёмным работникам, то для налоговой это — сказка. Обдерут товарищество штрафами, а эти штрафы СНТ распределит на всех членов. И виновных ждет негативное к ним отношение (виновных в том, что довели до налоговой истинное положение вещей).

А по всем вопросам — да, нарушение законодательства. Не только во Владимирской губернии, повсеместно.
Кстати а налог на землю граждане платят по налоговым уведомлениям? или участки не оформлены в собственность?

Обдерут товарищество штрафами, а эти штрафы СНТ распределит на всех членов

С какой стати на членов?

А на кого же ещё? В смете штрафы не заложены, нужно брать из других статей. А компенсировать как? Можно, конечно, не компенсировать, но и сидеть либо без зарплат, либо без ремонта чего-либо. Или без электричества. Вариантов масса.

В конце концов, высший орган управления СНТ - общее собрание (собрание уполномоченных) членов. В сложившейся ситуации виноваты все.
У этого замечательного СНТ имеются земли общего пользования + земли, выделенные конкретным пользователям. Та часть земель, которые приватизированы, уже не принадлежат этому СНТ: их владельцы — те, кому принадлежат теперь участки.
СНТ — сам по себе, как юридическое лицо, обязан платить земельный налог (или арендную плату) . Естественно, за те земли, которые им принадлежат (взяты в аренду) . Оплату этого налога товарищество имеет право компенсировать путём его включения в сумму взноса за членство в СНТ.
Получается следующее:
— собственники приватизированных участков налог на землю своих участков уплачивают самостоятельно;
— владельцы неприватизированных участков земельный налог с земель участков не платят, его оплачивает собственник — СНТ;
— и те, и другие пользуются землями общего пользования, выделенными этому СНТ, за которые земельный налог не платят, так как его оплачивает СНТ.
Значит, по закону:
— земельный налог за земли общего пользования компенсируется взносами членов СНТ — этот расход правомерно включается в сумму членских взносов и тех, чьи участки приватизированы, и тех, чьи участки не приватизированы;
— земельный налог за неприватизированные участки компенсируют своими взносами те, кто пользуется такими участками.
Следовательно, членские взносы владельцев приватизированных участков должны быть меньше — они компенсируют СНТ только оплату земель общего пользования. Оплачивать расходы в виде земельного налога (или арендной платы) за земли, которые выделены под участки и которые не приватизированы, они не должны.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
За земельные участки, используемые физическими лицами – членами садоводческих объединений, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки, и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог должен взиматься с физических лиц посредством направления им налоговых уведомлений на уплату налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов местного самоуправления.
Данный налог оплачивает лично собственник, землевладелец или пользователь земельного участка после получения по месту регистрации уведомления из налоговой инспекции на уплату налога.
У садоводческого объединения имеется имущество общего пользования, в том числе земельные участки.
Ст. 1 Федерального закона № 66 от 15.04. 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Имуществом общего пользования признается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Садоводческое объединение является некоммерческой организацией, прибыли иметь не может. Основным источником поступления денежных средств являются вступительные, членские и целевые взносы граждан, которые имеют земельные участки в границах данного садоводческого объединения и пользуются имуществом общего пользования.
Следовательно, члены садоводческого объединения должны платить также земельный налог на земли общего пользования.
До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования участками членам садоводческих объединений, налогоплательщиками являются организации в лице садоводческих объединений, которые представляют налоговые декларации в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся участки указанных объединений.
В соответствии со ст. 392 Налогового кодекса РФ:
1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
В любом случае, при наличии свидетельства о праве собственности вне зависимости от того, в каком году оно выдавалось, земельный налог платит собственник. Вам необходимо обратиться в налоговую инспекцию района для проведения соответствующего перерасчета. За участки, на которые не выдавались свидетельства, земельный налог выплачивает садоводство.
Н. Уваров,
юрисконсульт Союза садоводов,
Газета «САДОВОД» №21, 2010г.

. Как распределять земельный налог за земли общего пользования между членами садоводческого товарищества и освобождаются ли при этом от уплаты те, кто имеет льготы?

Льготные категории граждан освобождаются от уплаты земельного налога за свой индивидуальный участок. В связи с тем, что земли общего пользования не поделены между участниками товарищества в натуре и не могут быть поделены, и плательщиком земельного налога является не индивидуальный пользователь, а товарищество как юридическое лицо, то сумма налога на земли общего пользования должна быть поделена между всеми участниками товарищества поровну. Само СНТ льготами по налогообложению земель общего пользования не пользуется. Однако следует учитывать тот момент, что если каждому собственнику участка выделен размер его доли в земле общего пользования, то и плата за пользование этой долей логически должна предъявляться налоговыми органами каждому конкретному собственнику.

Прежде всего надо разобраться с собственностью в СНТ, а точнее, как и каким образом передана земля в собственность гражданам. К примеру, в СНТ «Пищевик» земля передана гражданам — членам СНТ Постановлением мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г. В этом же постановлении земля общего пользования передана СНТ. 15.04.1998 г. выходит ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», к-й определяет механизм передачи земель в собственность гражданам в СНТ. ПоэтомуПостановлением мэрии г. Калининграда № 2232 от 07.08.2002 г. в Постановление № 334 внесено важное изменение. А именно, земля общего пользования перераспределена от СНТ (юридического лица) к гражданам — членам СНТ и др. собственникам участков в границах СНТ «Пищевик». Т.о. вся земля СНТ принадлежит гражданам: личные участки, а также земля общего пользования в равных долях без выделения в натуре. Соответственно этому факту собственник участка должен сам платить налог на землю за свой участок и налог за свою долю земли общего пользования после представления каждому собственнику письменного уведомления из налогового органа. Данный порядок подтверждён Арбитражным судом Московской области, установившем, что Федеральная налоговая служба не имеет права взимать налог на земли общего пользования с СНТ, поскольку собственниками такой земли признаются граждане (решение от 22.08.2006 по делу № А41-К2- 20983/05). Суд обосновал свое решение тем, что органы местной власти предоставляли в собственность гражданам земельные участки и не допускали передачи земель, в том числе предназначенных для садоводства, в собственность юридическом лицам. Это означает, что у СНТ фактически земли нет — оно занимается исключительно организационно-распорядительной деятельностью, как это и установил Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ.
Следует добавить к этому то, что Письмом Министерства финансов РФ от 29 декабря 2006 г. № 03-02-07/1-365 (Д) установлен порядок уплаты налога за землю общего пользования для СНТ в двух вариантах. Т.е., каждый собственник уплачивает налог самостоятельно, или этот налог уплачивает председатель СНТ, выступая в роли доверенного собственников (садоводов), в полном соответствии с решением общего собрания садоводов.

О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА ЗЕМЛИ

ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ОБЩЕЙ СОВМЕСТНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО

ТОВАРИЩЕСТВА (СНТ), В ТОМ ЧИСЛЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ —

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНТ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

N 03-02-07/1-365

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел

письмо и сообщает следующее.

Исчисление и уплата земельного налога осуществляется в порядке,

установленном гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее —

Кодекс) и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами

муниципальных образований.

земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие

земельными участками на праве собственности, праве постоянного

(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого

владения.

Налоговая база земельного налога в отношении земельных участков,

находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого

из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного

являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по

налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым

Следовательно, земельный налог за земли общего пользования,

находящиеся в общей совместной собственности членов товарищества,

подлежит уплате физическими лицами — членами этого товарищества.

Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и

сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах

и сборах.

законодательством Российской Федерации, налогоплательщики или

налоговые агенты, являющиеся организациями, уплату налогов обязаны

производить в безналичном порядке. Обязанность по уплате налога

считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк

поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного

денежного остатка на счете налогоплательщика.

исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога

осуществляется за счет его собственных денежных средств.

от 27.07.2006 N 137-ФЗ) исполнение обязанности по уплате налога в

наличной денежной форме предусматривается только для

налогоплательщиков — физических лиц.

Таким образом, обязанность по уплате налогов (сборов) СНТ должна

быть исполнена налогоплательщиком за счет его собственных средств в

безналичном порядке.

Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и

банковской деятельности» предусмотрено, что в рамках проведения

банковских операций допускается осуществление переводов денежных

средств без открытия банковских счетов только по поручению физических

лиц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по

поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П «О

порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в

Российской Федерации» наличные денежные средства в уплату налоговых

платежей принимаются кредитными организациями только от физических

Совместным Письмом Банка России и МНС России от 12.11.2002 N

151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой

организациями налогов и сборов» предусмотрено, что

налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе

вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на

счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские

отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и

(или) через законного или уполномоченного представителя, если иное не

предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть

документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными

федеральными законами.

В силу пп. 7 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 15.04.1998 N

66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих

объединениях граждан» председатель правления садоводческого

некоммерческого объединения действует по доверенности от имени такого

объединения, в том числе осуществляет представительство от имени

такого объединения в органах государственной власти, органах местного

самоуправления, а также в организациях.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда

Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.01.2004 N 41-О,

представительство в налоговых правоотношениях означает совершение

представителем действий от имени и за счет собственных средств

налогоплательщика — представляемого лица. Важно, чтобы из

представленных платежных документов можно было четко установить, что

соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и

именно за счет его собственных денежных средств.

Заместитель директора

В Российской Федерации существуют самые разнообразные формы хозяйствующих субъектов, различающихся по многим признакам. Соответственно, и налогообложение разных форм хозяйствования может иметь существенные различия. Что касается садового некоммерческого товарищества (СНТ), то оно, хотя и не осуществляет предпринимательскую деятельность, обязано уплачивать в бюджет государства определенные налоги. Этот вопрос имеет некоторые нюансы и “подводные камни”, поэтому попробуем разобраться в нем более детально. Рассмотрим в статье, как ведется налогообложение СНТ.

Что такое СНТ, как создается?

Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) – этот такая форма хозяйствования, при котором организация создается для реализации планов и задач определенной группы людей, не стремящихся к получению экономической выгоды в виде прибыли. Иными словами, товарищество создается для того, чтобы защищать интересы физических лиц, которые на определенной территории имеют садоводческие участки. При этом СНТ создается только на добровольных началах, то есть принуждение к вступлению в указанную организацию является нарушением прав и свобод человека.

Также необходимо отметить, поскольку СНТ – некоммерческая организация, ее целью не является извлечение экономической выгоды в виде прибыли.

В соответствии с такой постановкой вопроса следует выделить основные цели, для достижения которых формируется СНТ, а именно:

  • решение общих социально-экономических вопросов, которые возникают перед собственниками садоводческих участков;
  • защита интересов членов СНТ перед государственными органами или коммерческими организациями;
  • организация расчетов с предприятиями, оказывающими услуги садоводческому товариществу.

Указанные цели достигаются только в том случае, если все члены садоводческого некоммерческого товарищества участвуют в финансово-хозяйственной деятельности организации. При этом для более точного, полного и своевременного принятия решений и осуществления необходимых мероприятий избирается правление и его председатель, а также организуется общее собрание членов СНТ.

Сущность налогообложения СНТ

Любое садоводческое некоммерческое товарищество подлежит обязательной регистрации в государственных органах, и может осуществлять свою деятельность только после прохождения указанной процедуры. В обязательном порядке СНТ регистрируется в налоговых органах, и соответственно, его деятельность подлежит налогообложению. Но если СНТ – это некоммерческая организация, то есть не имеющая экономической выгоды в виде прибыли, что может быть объектом налогообложения СНТ?

Поскольку в СНТ имеется имущество, оно как раз и подвергается налогообложению, только налоги подразделяются на несколько видов в зависимости от того, какой именно объект выступает в роли объекта налогообложения.

Классификация налогов и взносов

В соответствии с тем, что объектов налогообложения в СНТ существует несколько видов, необходимо классифицировать налоги по этому признаку. Так, следует выделить такие типы налогов, как:

Налог Описание
Территория изначально передается товариществу в безвозмездное срочное пользование, при котором налог не уплачивается. После того как СНТ официально зарегистрировано, территория переходит в его собственность и распределяется между участниками товарищества. С этого момента они являются собственниками, а потому обязаны уплачивать земельный налог в бюджет государства.

Налогооблагаемой базой признается кадастровая стоимость участка на 1 января года, за который производится расчет. Для некоторых категорий граждан применяется система льготных вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Процентная ставка при этом составляет не более 0,3%, а налог рассчитывается как произведение процентной ставки на кадастровую стоимость участка.

Налог на имущество юридических лиц Объектами налогообложения признаются какие-либо объекты недвижимости (кроме земельных участков и объектов природопользования), которые находятся на балансе СНТ.

Налоговая ставка устанавливается в регионах индивидуально, но не может превышать 2,2%. При этом налог на имущество СНТ рассчитывается как произведение процентной ставки на остаточную стоимость объекта.

Налог на имущество физических лиц Если на территории садового участка имеется строение (дом, садовый домик, гараж) площадью до 50 кв.м., оно не облагается налогом на имущество. При наличии строения свыше указанного размера собственник-физическое лицо обязано уплатить налог на имущество в бюджет государства.

Платежи осуществляются двумя равными долями – до 15 сентября и 15 ноября текущего года. В том случае, когда собственник желает уплатить весь налог сразу же в полном объеме, он вполне может осуществить данную операцию не позднее 15 сентября.

Расчет налога производится на основе инвентаризационной стоимости объекта, а ставки налога устанавливаются индивидуально для каждого региона.

НДС Хотя СНТ и не осуществляет предпринимательскую деятельность, оно является плательщиком НДС. Связан этот момент может быть с приобретением имущества на средства целевого финансирования, по которому выделен НДС, или продажа ненужных объектов основных средств, которые ранее использовались в уставной деятельности СНТ.

Налог уплачивается не позднее 20-го числа того месяца, который является последующим за отчетным налоговым периодом.

Взносы в фонды с оплаты труда председателя СНТ Если председатель правления СНТ имеет установленный размер оплаты труда, с него должны производиться отчисления во все государственные фонды, в том числе ПФР – 22%, ОМС – 5,1%, ФСС – 2,9%.

Если налогоплательщик, как юридическое, так и физическое лицо, не уплачивает в срок необходимые платежи и взносы, к нему могут быть применены административные штрафные санкции. При этом в каждом отдельном случае, то есть по каждому виду налога размер штрафа устанавливается индивидуально.

Порядок уплаты налогов и сборов

По тем участкам, которые являются собственностью физических лиц, то есть объектами индивидуального пользования, налог на имущество обязан уплачивать только собственник. При этом ему приходят расчетные квитанции, в которых указываются суммы налога, а также все показатели и характеристики, необходимые для расчета.

Что касается налога на имущество садового некоммерческого товарищества, то есть тех участков, которые являются объектами общего пользования, налогоплательщиком является СНТ как юридическое лицо. Соответственно, оно должно самостоятельно производить уплату всех налогов в соответствии с расчетными квитанциями, в которых указана данная информация. Кроме того, взносы в государственные фонды – это также обязанность СНТ.

Бухгалтерский учет в СНТ

Все начисленные налоги должны в обязательном порядке отражаться в бухгалтерском учета садоводческого некоммерческого товарищества. Однако бывают ситуации, при которых членом товарищества не является профессиональный бухгалтер, а потому ведение бухгалтерского учета становится для СНТ проблематичным. Согласно налоговому законодательству СНТ имеют право использовать упрощенную систему налогообложения, при которой разрешается не вести бухгалтерский учет в полном смысле этого понятия, а лишь составлять Книгу учета доходов и расходов.

Если используется общая система налогообложения, в налоговые органы должны представляться налоговые декларации, по которым сотрудники контролирующих служб могут проверить правильность расчет авансовых платежей.

Практический пример расчета налогов и взносов

Садоводческое некоммерческое товарищество “Искра” осуществляет свою деятельность с 1 января 2008 г. Коммерческую деятельность в 2016 г. вести не предполагается. На балансе СНТ имеется компьютер стоимостью 20 000 руб., здание стоимостью 100 000 руб. и дорога стоимостью 80 000 руб. Оплата труда председателя правления СНТ составляет 10 000 руб. в месяц.

СНТ находится на общем режиме налогообложения. Рассчитаем налоговые суммы, которые подлежат уплате в бюджет со стороны СНТ как юридического лица.

Налог на имущество = (20 000 + 100 000 + 80 000) * 2,2% = 4 400 руб.

Взносы в фонды с оплаты труда:

  • ПФР = 10 000 * 22% = 2 200 руб.;
  • ОМС = 10 000 * 5,1% = 510 руб.;
  • ФСС = 10 000 * 2,9% = 290 руб.

5 ответов на часто встречающиеся вопросы

Вопрос №1. Если собственник садового участка уплачивает налог на имущество, является ли это достаточным платежом или же существуют и иные выплаты?

Поскольку участок находится на территории СНТ, собственник может вступить в СНТ с той целью, чтобы оплачивать различные услуги сторонних организаций. К примеру, это может быть вывоз мусора и уборка территории, предоставление электроэнергии, воды, отопления. Такие услуги, как правило, оплачивает СНТ самостоятельно за каждого собственника садового участка, но вот деньги на осуществление подобного мероприятия поступают в бюджет СНТ как членские взносы участников СНТ. Именно эти взносы будут для вас обязательными после вступления в СНТ, поскольку товариществу необходимо оплачивать услуги сторонних организаций.

Вопрос №2. Если меня не устраивают условия садоводческого некоммерческого товарищества, могу ли я выйти из него?

Безусловно, каждый член СНТ имеет возможность покинуть товарищество и индивидуально заниматься своим садоводческим участком. При этом необходимо четко понимать, что за различные услуги сторонних организаций собственник должен самостоятельно платить денежные средства, а также оплачивать товариществу за использование в своих целях объектов, которые принадлежат товариществу, к примеру, подъездные пути или внутренние дороги. Для этого должен быть составлен специальный договор, в котором будут отражены все существенные пункты данного соглашения.

Вопрос №3. Может ли собственник садоводческого участка выдвигать себя в члены правления СНТ, если он не является членом этого СНТ?

Нет, такого права он не имеет. В члены правления СНТ могут выдвигаться только те физические лица, которые являются собственниками садоводческого участка и членами СНТ.

Вопрос №4. Нужно ли собственнику садового участка платить водный налог в государственный бюджет, если на территории имеется скважина для добычи воды в сельскохозяйственных целях?

Данная обязанность существовала ранее – до принятия и официального опубликования гл. 25.2 “Водный налог” НК РФ. До этого момента все собственники обязаны были уплачивать водный налог в бюджет государства, а в настоящее время такая обязанность отменена – еще с 1 января 2005 года. Таким образом, каждый собственник может использовать скважину и при этом не переживать, что за данное мероприятие налоговые органы потребуют вносить плату или установят штрафные санкции.

Вопрос №5. Могу ли я прописаться на своем садоводческом участке в СНТ, если являюсь собственником?

Да, вы можете прописаться на садовом участке. Ранее такая процедура была запрещена, но на данный момент любой собственник имеет право оформить регистрацию на своем садоводческом участке. Однако необходимо помнить, что для этого должно быть соблюдено обязательное условие: здание на участке должно быть признано жилым объектом, приемлемым для проживания в нем людей. Иными словами, строение должно обладать прочной конструкцией, оснащенной всеми коммуникациями, и в нем можно проживать в течение не менее одного года, то есть на протяжении всех годовых сезонов.