Мнение. новый план по развитию экономики: выживет ли народ? Главные вопросы экономики — Гипермаркет знаний

В связи с неблагоприятным для России экономическим фоном, сложившимся за последние несколько лет, а главное ограниченностью методов отечественной экономики по смягчению его негативного влияния, в обществе активизировалось обсуждение возможности корректировки проводимого экономического курса . Однако сделать что-либо, в том числе и провести необходимые экономические корректировки, способны только люди. С учетом этого предлагаю попробовать в рамках настоящей статьи определить идеальные пропорции управленческой двухкомпонентной субстанции, а именно – тип человека, управленца, обладающего набором целевых качеств, которые (взаимодействуя и вытекая одно из другого) являются необходимыми для осуществления действий, которые могут и должны привести к устойчивому росту российской экономики. То есть попробовать ответить на вопросы – кто именно и что именно должен сделать. У читателей статьи появляется также возможность идентифицировать лично себя, собственное понятие о необходимости преобразований через (и в сравнении) предложенную настоящей статьей призму развития отечественной экономики .

Конфликт ценностей и опыта

Сегодня мы наблюдаем апофеоз борьбы между двумя точками зрения, результаты которой будут прямо влиять на будущее развитие российского общества. Кто же участники этой эпической битвы? С одной стороны, это технократы, либералы, ориентированные на западные ценности , рецепты, приверженцы монетарной политики. В основе своей – это скорее молодые люди, которые, как правило, не имеют серьезного производственного, либо какого-то иного опыта, связанного с выполнением узкой профессиональной деятельности.

Им противостоят более зрелые люди, имеющие практический производственный, академический или иной опыт, привязанный к конкретно определяемой сфере. Они в большинстве своем приверженцы непосредственного влияния на экономику , промышленного вектора, индустриализации. Наверное, можно сказать, что они в большей степени патриоты, нежели представители первой группы, поскольку они в большей степени ориентированы на использование внутренних ресурсов, усиление роли государства в управлении экономикой , довольно скептически относятся к модным западным тенденциям и так далее.

С перестроечного времени и до настоящего момента в основном реально управляют экономическими процессами представители первой группы. Они катятся на волне запущенной отрицанием всего советского при поддержке, сформировавшейся за это время достаточно тонкой прослойки прозападников, которые активно противопоставляют себя «совкам» причем ни те, ни другие особо не утруждают себя идентификацией понятий, которые меняются в зависимости от обстановки. Справедливости ради необходимо отметить, что, несмотря на то, что оперативная деятельность находится в руках либералов, узловые решения не в их компетенции и остаются в сфере влияния «могучей кучки». Следствием этого является сверхцентрализация управленческих процессов, что в свою очередь привело к росту сверх нормального уровня «замшелости», монополизма и неповоротливости в экономике .

Вместе с тем все отчетливее становится и то, что волна, на которой едут либералы, имеет ярко выраженный нисходящий тренд. Этому способствует отсутствие результатов, «обратная сторона медали» международной интеграции экономики , общее разочарование от так и не заработавших рыночных механизмов, а также от оказавшихся не такими уж и привлекательными ценностями западной цивилизации.

Идеальный план реформ

Что же дальше? Кто этот идеально-экономический человек, который появится как продукт эволюционного развития homo soveticus и homo impericus в нижней точке нисходящего либерального тренда и задаст отечественной экономике правильное направление? Управленец, обладающий четко определенным набором качеств, которые позволят ему совершить правильные и нужные решения. Чего же больше – либерализма или государственности должно присутствовать в выкристаллизованном недолгой эволюцией идеале? Определим это исходя из алгоритма действий комплексной программы реформ , (имеется в виду последняя версия) который приведен в материалах группы – «Стратегическая инициатива реформирования управления народным хозяйством России».

Сегодня, после почти векового метания от коммунистического пути развития до капитализма эпохи первоначального накопления капитала, четко выделилась промежуточная фаза, которая наиболее подходит российскому обществу с учетом нашего менталитета, общинности и других национальных черт, присущих только нашему обществу. Это современная, социально-ориентированная рыночная экономика , которая позволит выпустить, наконец, наружу (с опорой на имеющиеся природные ресурсы, географическое положение) предпринимательский дух, смекалку, трудолюбие, равно как и честность, сопереживательность, врожденную доброту нашего российского народа. Нужна экономика, которая сможет гармонично увязать в себе эти качества, исключит их противодействие, которая позволит получить мощный синергетический эффект от их эффективного взаимодействия. И всего то… Думаю, что такой экономики в мире нет, также как и нет такого же народа, такой территории и.... так далее.

Предлагаемый (упоминаемый выше) алгоритм действий очень прост.

1) Создание ЦСП (центра стратегического планирования) при Президенте РФ.

2) ЦСП разрабатывает пятилетний индикативный план развития национальной экономики на 2017-2022 годы на основе РИМ регионов (региональной инвестиционной модели).

3) Затем осуществляется реформирование госхолдингов с постепенной приватизацией их нестратегической части, стандартизацией управления и возвратом управленческой инициативы на региональный уровень.

4) Для достижения вышеуказанных целей принимается пакет специальных законов, направленных на искажение правового поля на время осуществления плана (2017-2022 годы).

5) Осуществляется ужесточение денежно-кредитной политики, и деофшоризация.

6) Ограничивается деятельность госмонополий.

7) Устраняется излишняя централизация управленческих функций на федеральном уровне.

8) Производится укрепление антимонопольной службы, осуществляются меры по защите конкуренции, проводится демонополизации федеральных торговых сетей.

9) Повсеместно продвигается кооперативное движение, иные механизмы народного капитализма.

Как видите, нет революций, очередного «до основания, а затем…». Есть ограниченная по срокам в пять лет корректировка экономического курса. Отсутствует также модная сегодня «эмиссионная заливка» экономики . Упор делается на сбалансированную с возможностями государственного бюджета структурную реформу реального сектора экономики , постепенное отпускание вожжей сверхцентрализации. Нет легкого одномоментного решения, нет аналогов «количественного смягчения», поскольку, прежде чем (образно говоря) положить в мясорубку мясо, нужно сначала эту самую мясорубку починить. Пока – «не коня корм». Необходимо исправить ситуацию, при которой деньги сегодня «бегут» из реального сектора в финансовый, спекулятивный. «Ловить» их если не бесполезно, то весьма трудно. «Вода дырочку найдет».

При этом предложенный алгоритм предусматривает организацию и финансирование, в том числе и эмиссионное, точек роста. Речь идет о проектах развития, осуществляемых в территориально-отраслевых объединениях (промышленных, научных группах), направленных на консолидацию усилий государства, бизнеса, научного сообщества по направлениям, которые основываются на трех основных направлениях:

  • Развитие уникальных внеконкурентных российских преимуществ (северный морской путь, пилотируемая космонавтика, атомная промышленность, Транссиб, полезные ископаемые, вооружения).
  • Обычная, базовая, промышленность по критичным для экономики страны направлениям (критерии эффективности сравнимы с импортозамещаемой частью).
  • Специальные проекты по освоению стратегических направлений (IT, программное обеспечение, компьютеры, элементная база, станки).

При этом предлагается четко дифференцировать государственную поддержку по импортозамещению в зависимости от принадлежности инвестиций к технологическому укладу. Чем выше уклад, тем условия лучше.

Государственник и либерал: 80/20

Исходя из приведенного выше анализа ситуации, и самое главное – предложенных вариантов ее решения, попробуем определить конкретную типологию людей, необходимых для осуществления этих предложений. Это люди, которые обладают реальным опытом управления (образно говоря, фронтовики). В классификации, предложенной в настоящей статье, – государственники. Однако при этом необходимо помнить, что они должны быть ориентированы на развитие рыночных отношений, децентрализацию управленческих функций и демонополизацию отечественной экономики в целом. То есть, опять же, согласно предложенному здесь определению, – либералы. Исходя из этого, примем оптимальное соотношением качеств из расчета, что идеальный управленец (на современном этапе) должен быть на 80% государственником, плановиком, но при этом на 20% все-таки оставаться либералом. В дальнейшем, по мере продвижения реформ , изменений экономической ситуации, приведенные соотношения будут меняться.

Я надеюсь, что уважаемые читатели обладают достаточным чувством юмора, здравого смысла, чтобы избежать дословного понимания приведенных выше пропорций, тем более, проведения каких-либо измерений. Понятно, что они (пропорции) имеют, прежде всего, понятийный, демонстрационный характер. Вместе с тем, думаю, что они достаточно ярко характеризуют современную ситуацию, несколько нетрадиционно, но обосновывают методологию выхода на эффективность отечественной экономики , а самое главное – демонстрируют необходимость нахождения компромисса, поддержания курса на сбалансированный характер изменений, избегания крайних позиций по спорным вопросам.

26.05.2017

Правительство и администрация президента готовят план развития страны на ближайшие 10-20 лет. Разработанный кабмином план на период до 2025 года Дмитрий Медведев уже представил главе государства. Аналогичные документы скоро поступят от других экспертных групп – в частности, от Центра стратегических разработок (ЦСР). О том, как будет выглядеть окончательный документ, рассуждать пока рано. Но ясно одно: намёков на радикальное улучшение уровня жизни наших сограждан в планах правительства не прослеживается.

«А напоследок я скажу»…

19 мая в Сочи глава правительства Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину план развития отечественной экономики на период до 2025 года. По словам Медведева, в подготовленном плане учтена задача, поставленная президентом: выход темпов роста экономики к 2019-2020 годам на уровень выше среднемировых. «Это даст возможность нашей экономике развиваться быстрее и решать основные социальные задачи», – пояснил Медведев. Известно, что параллельно над аналогичными планами работают ещё несколько экспертных групп – в частности, ЦСР, возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Итоговый документ, в основу которого ляжет план, подготовленный правительством, включит в себя «наиболее целесообразные» предложения экспертных групп.

Несколькими днями позже на пресс-конференции в Турции Медведев пояснил, что считает поставленную в плане задачу о повышении темпов роста экономики достижимой. «Мы исходим из того, что и в этом году рост экономики будет под 2 процента. Это касается и промышленности, и сельского хозяйства. Все составляющие для успешного развития экономики, а стало быть, и социальной сферы у нас существуют. Но для этого необходимо принять целый ряд мер, которые в этом плане и изложены», – сказал премьер-министр. Медведев добавил, что в разработанном плане предусмотрены меры, затрагивающие оптимизацию налоговой системы, стимулирование инвестиционной сферы, регулирование инноваций, решение социальных задач и так далее. Важно, что под эти меры должна быть сформирована нормативная база, к разработке которой правительство приступит в ближайшее время.

«Представление этого плана и его обсуждение совпали с пятилетием работы действующего Правительства РФ. За последние годы, за всю современную российскую историю это самый длительный срок, в течение которого работает высший орган исполнительной власти», – похвастался Медведев журналистам. На наш взгляд, это ключевой момент. Как сказал Владимир Путин, страна должна иметь ясные планы развития «вне зависимости от персоналий, вне зависимости даже от внутриполитического графика». Страна-то должна, но какой ответственности можно ждать от чиновников, срок полномочий которых заканчивается в марте 2018 года? Можно ли всерьёз относиться к документам, второпях слепленным напоследок? Как известно, 18 марта состоятся выборы президента нашей страны, после чего полномочия действующего правительства будут прекращены, а к новому кабмину претензиям будет взяться неоткуда. Впереди новая жизнь с чистого листа – и никаких обязательств.

Кудрин: алхимия и мифы

Глава ЦСР Алексей Кудрин с предлагаемыми идеями не согласен. По его мнению (см. публикацию Кудрина в «Коммерсанте» – сайт ), различные эксперты часто предлагают идеи, которые не только не поспособствуют, но и осложнят устойчивое развитие страны. Экономист перечислил пять опасных мифов, на которые нельзя опираться ни в коем случае. По мнению Кудрина, Центробанку не стоит рассматривать в качестве основной задачи регулирование инфляции за счёт изменения процентной ставки. Эксперт уверен, что экономический рост невозможно «подтолкнуть», накачав экономику деньгами. Снижение процентной ставки, как считает Кудрин, возможно, поспособствует загрузке незадействованных производственных мощностей, но эффект будет кратковременным, поскольку такое действие ЦБ приведёт к увеличению инфляции. Эмиссия, даже адресная, по мнению Кудрина, также может ускорить инфляцию: выданные предприятиям дополнительные деньги всё равно «выплеснутся» на рынок, даже если на первом этапе будут использованы по целевому назначению. Наконец, фиксация валютного курса может обеспечить стабильность лишь в краткосрочной перспективе, подчёркивает Кудрин. Далее такие меры могут привести к кризису платёжного баланса.

«Психологически комфортнее предлагать простые решения, якобы сулящие быстрое и чуть ли не окончательное решение проблемы», – пишет Кудрин. Однако, по его мнению, меры, дающие краткосрочный эффект, а затем начинающие тормозить развитие экономики, не стоит класть в основу стратегии. Многие предлагаемые идеи, по определению Кудрина, выглядят так, «словно средневековые алхимики всё-таки нашли философский камень и готовы моментально превратить кучи свинца в груды золота».

Впрочем, после опубликования отрывков из беседы Владимира Путина с Дмитрием Медведевым, посвящённой плану экономического развития, стало понятно, что в основу действий будет положен документ, разработанный правительством. Все остальные предложения будут учтены в «окончательном варианте».

«Желаю всем хорошей зарплаты…»

Знаменитое медведевское «денег нет, но вы держитесь» уже набило оскомину и правым, и левым. Однако премьер остаётся верен себе. Его встреча с рабочими Невского завода в Санкт-Петербурге (16.05.2017 – сайт ) оставила точно такое же послевкусие. В ответ на простой вопрос о перспективах выравнивания прожиточного минимума и МРОТ премьер заверил, что задача будет решена в ближайшие два года. Правда, Медведев тут же добавил, что вообще-то «прожиточный минимум тоже требует корректировки», не говоря уже о том, что «задача требует финансирования». Как оказалось, финансирования требуют и другие задачи – например, строительство детских садов, школ и поликлиник рядом с жилыми районами, которое глава правительства назвал «простой, но затратной вещью». Потребуют средств и программы, связанные с повышением рождаемости – к примеру, материнский капитал. Наконец, по заверению премьера, сфера образования вот-вот начнёт выпускать «не абы кого, а хороших специалистов», которые получают высокую зарплату – «как, собственно, и во всём мире».

«Надеюсь, что здесь у вас зарплаты гораздо выше, чем прожиточный минимум», – сказал премьер-министр рабочим Невского завода, на прощание пожелав всем «хорошей зарплаты и чтобы всё получалось».

По всей видимости, Медведев надеется, что зарплаты вырастут сами собой. «Коммерсант» приводит расчёты Минэкономразвития (отрывки из прогнозного документа «Сценарные условия функционирования экономики РФ до 2035 года», на котором базируется программа правительства – сайт ), согласно которым при самом оптимистичном сценарии средняя зарплата в России вырастет в полтора раза к 2035 году и составит 800 долларов США. По планам Минэкономразвития ВВП должен расти в полтора раза быстрее, чем доходы российских граждан. Иными словами, денежные средства будут направлены на инвестиции, а не на повышение уровня жизни россиян.

Интересно, что весьма умеренный рост заработной платы, а также запланированное снижение расходов на образование и здравоохранение не будет, по мнению экспертов МЭР, препятствовать росту производительности труда: целевой сценарий подразумевает рост этого показателя к 2035 году в 3,4 раза.

Отметим, что «снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения» фигурирует в качестве одной из целей в «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» , утверждённой президентом 13 мая 2017 года. Что подразумевается под этой формулировкой, не очень понятно: понятие «рост доходов» в этой стратегии не упоминается вообще. В тексте есть, правда, «недопущение снижения качества жизни», но понимать под этим тоже можно что угодно – от улучшения экологических условий до доступности шедевров мирового искусства.

Между тем, согласно данным Росстата, каждый седьмой житель России в конце прошлого года имел доход ниже официального прожиточного минимума (на который ещё попробуй проживи).

Причуды прогнозирования

Программа, подготовленная Минэкономразвития, пока не опубликована и не утверждена в окончательном варианте, поэтому судить о её содержании можно лишь в общих чертах. Но проступающие контуры не радуют. Известно, что программа развития будет базироваться на «Сценарных условиях функционирования экономики РФ до 2035 года», а этот документ, если судить по опубликованным отрывкам, не подразумевает каких-либо радикальных реформ.

Прежде всего, все три предложенных сценария – консервативный, целевой и базовый – отталкиваются от цены на нефть. Например, рост производительности труда в 1,3 раза в консервативном сценарии привязывается к низкой стоимости нефти. По-видимому, зависимость нашей экономики от сырьевых факторов не планируется исключать аж до 2035 года.

Примечательно, что правительство одновременно рассчитывает и на рост производительности труда (сейчас не будем останавливаться на том, что для XXI века это неоднозначный показатель – сайт ), и на увеличение численности занятых в экономике. Самый простой и быстрый способ повысить численность занятых – увеличение пенсионного возраста, но в таком случае многие компании не смогут принять на работу молодых специалистов – тем более, если при этом вырастет производительность труда. В существующей ситуации компании могут либо модернизировать производства и повышать производительность, снижая количество рабочих мест, либо решать производственные задачи за счёт привлечения неквалифицированной рабочей силы.

Чтобы производительность труда росла вместе с ростом числа работников, нужно очень динамичное развитие экономики, буквально взрывной рост, стимулирующий создание новых производств. Но о таком росте в прогнозе МЭР речь не идёт, всё более чем скромно: максимальные темпы роста ВВП ожидаются в 2028 году и составят 3,6 процента в год. К 2035 году планируется замедление темпов роста до 3,1 процента (предполагается, что мировые показатели к этому времени не превысят 3 процентов в год). Возможно, как и в случае с зарплатами, чиновники предпочитают ориентироваться на показатели, которых можно достичь даже если вообще ничего не делать, просто при благоприятном стечении обстоятельств.

О саботаже и надеждах

Откуда берутся прогнозные значения, есть ли за ними какая-либо серьёзная аналитика или это цифры «с потолка», остаётся только догадываться. Отчасти успокаивает тот факт, что утверждённые планы и стратегии, за исключением разве что майских указов, нередко отправляются куда-то на склад, чтобы никогда больше не использоваться. Иначе никак не объяснить, к примеру, недавнее сообщение Счётной палаты о том, что действующие документы «Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года» и «Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2016 – 2018 годов» давно утратили актуальность. «Цели, задачи, целевые показатели Стратегии развития финансового рынка, принятой ещё в 2008 году, не нашли должного отражения в последующих документах по развитию финансового рынка», – говорится в заключении Счётной палаты, по результатам которого Центробанку рекомендовано озаботиться «целесообразностью дальнейшей реализации стратегии в её нынешнем виде».

Вообще сообщения Счётной палаты наводят на мысль, что в стране расцветает тотальный чиновничий саботаж: не выполняются приказы и распоряжения, не достигаются показатели, не осваиваются выделенные из скудного бюджета деньги, не говоря уже о нецелевом расходовании средств… Стоит ли переживать по поводу подготовки долгосрочных планов, которые всё равно не будут выполнены?

Ведь ясно же: вряд ли кто-то в нынешнем правительстве представляет себе, что будет твориться в мировой и отечественной экономике в 2035 году. Они и в целях-то путаются: скажем, в уже утверждённой «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» на одной странице сказано, что рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления относится к угрозам и вызовам экономической безопасности страны, а на другой – что модернизация производства с учётом требований экологической безопасности является одной из основных задач, связанных с ростом реального сектора экономики. Похоже, документ готовили разные люди, а целиком от начала до конца так никто и не прочитал.

И ещё одно соображение. Экономическая программа, с которой Владимир Путин или его преемник пойдёт на выборы весной следующего года, может вообще не иметь ничего общего с документами, которые сейчас обсуждаются. Наверное, можно пофантазировать и представить себе в мечтах новое правительство без саботажников, которое захочет и будет способно достичь реальных и заманчивых целей. А можно решить, что народ выживет независимо от планов правительства, пожелать друг другу высоких зарплат, закатать рукава и честно работать, решая задачи по мере поступления. Чем не стратегия?

И кто кого обманывает?

Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба правительства РФ.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Выработка нового экономического плана является наиважнейшим вопросом для нашей страны. От его решения напрямую зависит, по какому пути развития пойдет Россия, и президенту Владимиру Путину здесь предстоит принять тяжелое политическое решение, считает финансово-экономический эксперт Александр Трифонов.

План экономического развития Титова

Планы экономического развития РФ должны быть ясными и реалистичными. Важно сделать ставку на улучшение делового климата, наращивание несырьевого экспорта, отражать интересы людей и единство взглядов государства, деловых кругов, институтов гражданского общества. Об этом Путин заявил на совещании по экономическим вопросам, где свои программы ему представляют глава «Центра стратегических инициатив» (ЦСР) Алексей Кудрин и бизнес-омбудсмен Борис Титов.

«Вопрос, по какому пути развития пойдет дальше страна, я считаю наиважнейшим. План «Столыпинского клуба» бизнес-обмундсмен Титова и советника президента по экономическим вопросам Сергея Глазьева сводится к тому, чтобы открыть целевое финансирование ряду прорывных и ключевых предприятий и отраслей экономики. Но при этом никто не дает никаких гарантий.

Совершенно непонятно, как будут локализованы негативные последствия в виде инфляции, и не станет ли покупка импортных комплектующих и увеличение оборота наличных денег дополнительным инфляционным фактором. Все это неизбежно создаст давление на валютный рынок, а наличность в виде зарплат также надавит на потребительский рынок. Они хотят зафиксировать валютный курс, но в условиях, когда бюджет сводится с дефицитом, понижение курса иностранной валюты может негативно сказаться на нашем бюджете», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» экономист.

План экономического развития Кудрина

Кудрин также оппонирует Титову, называя любые фиксации курса , которые увеличивают риск отката к системе нерыночных механизмов, прорывающейся в виде «черных вторников».

«Если говорить про план Кудрина, то мне представляются его предложения более реалистичными в силу того, что он делает акцент на бизнесе, на частной инициативе, на ограничении вмешательства и на внутренних инвестициях частно-государственного характера. Таких издержек, как у Титова, план Кудрина в себе не несет.

Он также учитывает то серьезное положение, в котором сегодня оказалась наша страна. Мы имеем недостаток расходов, невозможность инфляционного стимулирования экономики и инвестиционный голод. Предполагаю, что у правительства может возникнуть желание свести эти планы воедино, взять из них самое лучшее. Но такой подход представляется ошибочным, потому что в этом случае вся целостность и взаимозависимость отдельных деталей экономического плана будет нарушена», - продолжает Трифонов.

Но у Кудрина нет общественной поддержки, отмечает наш собеседник, так как после 90-х годов население негативно относится к либеральным экспериментам. Все это может сыграть злую шутку с его программой.

«В то же время план Столыпинского клуба нереалистичен, поскольку может привести к негативным последствиям. Представьте, что вы всегда боролись за низкую инфляцию, а теперь вам предлагают отпустить инфляционный механизм. Все достижения за 25 лет могут быть потеряны. Стороны попытаются выработать какое-то компромиссное решение, но окончательное решение будет приниматься президентом. Я надеюсь, что президент примет тяжелое политическое решение в пользу плана Кудрина с небольшими изменениями и доработками его плана. В перспективе такой подход все-таки дает шанс на улучшение ситуации без каких-то издержек, но в противном случае мы вернемся к старой советской системе, которая больше не работает», - резюмирует Александр Трифонов.

Правительство и администрация президента готовят план развития страны на ближайшие 10-20 лет. Разработанный кабмином план на период до 2025 года Дмитрий Медведев уже представил главе государства. Аналогичные документы скоро поступят от других экспертных групп – в частности, от Центра стратегических разработок (ЦСР). О том, как будет выглядеть окончательный документ, рассуждать пока рано. Но ясно одно: намёков на радикальное улучшение уровня жизни наших сограждан в планах правительства не прослеживается.

«А напоследок я скажу»…

19 мая в Сочи глава правительства Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину план развития отечественной экономики на период до 2025 года. По словам Медведева, в подготовленном плане учтена задача, поставленная президентом: выход темпов роста экономики к 2019-2020 годам на уровень выше среднемировых. «Это даст возможность нашей экономике развиваться быстрее и решать основные социальные задачи», – пояснил Медведев. Известно, что параллельно над аналогичными планами работают ещё несколько экспертных групп – в частности, ЦСР, возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Итоговый документ, в основу которого ляжет план, подготовленный правительством, включит в себя «наиболее целесообразные» предложения экспертных групп.

Несколькими днями позже на пресс-конференции в Турции Медведев пояснил, что считает поставленную в плане задачу о повышении темпов роста экономики достижимой. «Мы исходим из того, что и в этом году рост экономики будет под 2 процента. Это касается и промышленности, и сельского хозяйства. Все составляющие для успешного развития экономики, а стало быть, и социальной сферы у нас существуют. Но для этого необходимо принять целый ряд мер, которые в этом плане и изложены», – сказал премьер-министр. Медведев добавил, что в разработанном плане предусмотрены меры, затрагивающие оптимизацию налоговой системы, стимулирование инвестиционной сферы, регулирование инноваций, решение социальных задач и так далее. Важно, что под эти меры должна быть сформирована нормативная база, к разработке которой правительство приступит в ближайшее время.

«Представление этого плана и его обсуждение совпали с пятилетием работы действующего Правительства РФ. За последние годы, за всю современную российскую историю это самый длительный срок, в течение которого работает высший орган исполнительной власти», – похвастался Медведев журналистам. На наш взгляд, это ключевой момент. Как сказал Владимир Путин, страна должна иметь ясные планы развития «вне зависимости от персоналий, вне зависимости даже от внутриполитического графика». Страна-то должна, но какой ответственности можно ждать от чиновников, срок полномочий которых заканчивается в марте 2018 года? Можно ли всерьёз относиться к документам, второпях слепленным напоследок? Как известно, 18 марта состоятся выборы президента нашей страны, после чего полномочия действующего правительства будут прекращены, а к новому кабмину претензиям будет взяться неоткуда. Впереди новая жизнь с чистого листа – и никаких обязательств.

Кудрин: алхимия и мифы

Глава ЦСР Алексей Кудрин с предлагаемыми идеями не согласен. По его мнению (см. публикацию Кудрина в «Коммерсанте» – profiok.com ), различные эксперты часто предлагают идеи, которые не только не поспособствуют, но и осложнят устойчивое развитие страны. Экономист перечислил пять опасных мифов, на которые нельзя опираться ни в коем случае. По мнению Кудрина, Центробанку не стоит рассматривать в качестве основной задачи регулирование инфляции за счёт изменения процентной ставки. Эксперт уверен, что экономический рост невозможно «подтолкнуть», накачав экономику деньгами. Снижение процентной ставки, как считает Кудрин, возможно, поспособствует загрузке незадействованных производственных мощностей, но эффект будет кратковременным, поскольку такое действие ЦБ приведёт к увеличению инфляции. Эмиссия, даже адресная, по мнению Кудрина, также может ускорить инфляцию: выданные предприятиям дополнительные деньги всё равно «выплеснутся» на рынок, даже если на первом этапе будут использованы по целевому назначению. Наконец, фиксация валютного курса может обеспечить стабильность лишь в краткосрочной перспективе, подчёркивает Кудрин. Далее такие меры могут привести к кризису платёжного баланса.

«Психологически комфортнее предлагать простые решения, якобы сулящие быстрое и чуть ли не окончательное решение проблемы», – пишет Кудрин. Однако, по его мнению, меры, дающие краткосрочный эффект, а затем начинающие тормозить развитие экономики, не стоит класть в основу стратегии. Многие предлагаемые идеи, по определению Кудрина, выглядят так, «словно средневековые алхимики всё-таки нашли философский камень и готовы моментально превратить кучи свинца в груды золота».

Впрочем, после опубликования отрывков из беседы Владимира Путина с Дмитрием Медведевым, посвящённой плану экономического развития, стало понятно, что в основу действий будет положен документ, разработанный правительством. Все остальные предложения будут учтены в «окончательном варианте».

«Желаю всем хорошей зарплаты…»

Знаменитое медведевское «денег нет, но вы держитесь» уже набило оскомину и правым, и левым. Однако премьер остаётся верен себе. Его встреча с рабочими Невского завода в Санкт-Петербурге (16.05.2017 – profiok.com ) оставила точно такое же послевкусие. В ответ на простой вопрос о перспективах выравнивания прожиточного минимума и МРОТ премьер заверил, что задача будет решена в ближайшие два года. Правда, Медведев тут же добавил, что вообще-то «прожиточный минимум тоже требует корректировки», не говоря уже о том, что «задача требует финансирования». Как оказалось, финансирования требуют и другие задачи – например, строительство детских садов, школ и поликлиник рядом с жилыми районами, которое глава правительства назвал «простой, но затратной вещью». Потребуют средств и программы, связанные с повышением рождаемости – к примеру, материнский капитал. Наконец, по заверению премьера, сфера образования вот-вот начнёт выпускать «не абы кого, а хороших специалистов», которые получают высокую зарплату – «как, собственно, и во всём мире».

«Надеюсь, что здесь у вас зарплаты гораздо выше, чем прожиточный минимум», – сказал премьер-министр рабочим Невского завода, на прощание пожелав всем «хорошей зарплаты и чтобы всё получалось».

По всей видимости, Медведев надеется, что зарплаты вырастут сами собой. «Коммерсант» приводит расчёты Минэкономразвития (отрывки из прогнозного документа «Сценарные условия функционирования экономики РФ до 2035 года», на котором базируется программа правительства – profiok.com ), согласно которым при самом оптимистичном сценарии средняя зарплата в России вырастет в полтора раза к 2035 году и составит 800 долларов США. По планам Минэкономразвития ВВП должен расти в полтора раза быстрее, чем доходы российских граждан. Иными словами, денежные средства будут направлены на инвестиции, а не на повышение уровня жизни россиян.

Интересно, что весьма умеренный рост заработной платы, а также запланированное снижение расходов на образование и здравоохранение не будет, по мнению экспертов МЭР, препятствовать росту производительности труда: целевой сценарий подразумевает рост этого показателя к 2035 году в 3,4 раза.

Отметим, что «снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения» фигурирует в качестве одной из целей в «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» , утверждённой президентом 13 мая 2017 года. Что подразумевается под этой формулировкой, не очень понятно: понятие «рост доходов» в этой стратегии не упоминается вообще. В тексте есть, правда, «недопущение снижения качества жизни», но понимать под этим тоже можно что угодно – от улучшения экологических условий до доступности шедевров мирового искусства.

Между тем, согласно данным Росстата, каждый седьмой житель России в конце прошлого года имел доход ниже официального прожиточного минимума (на который ещё попробуй проживи).

Причуды прогнозирования

Программа, подготовленная Минэкономразвития, пока не опубликована и не утверждена в окончательном варианте, поэтому судить о её содержании можно лишь в общих чертах. Но проступающие контуры не радуют. Известно, что программа развития будет базироваться на «Сценарных условиях функционирования экономики РФ до 2035 года», а этот документ, если судить по опубликованным отрывкам, не подразумевает каких-либо радикальных реформ.

Прежде всего, все три предложенных сценария – консервативный, целевой и базовый – отталкиваются от цены на нефть. Например, рост производительности труда в 1,3 раза в консервативном сценарии привязывается к низкой стоимости нефти. По-видимому, зависимость нашей экономики от сырьевых факторов не планируется исключать аж до 2035 года.

Примечательно, что правительство одновременно рассчитывает и на рост производительности труда (сейчас не будем останавливаться на том, что для XXI века это неоднозначный показатель – profiok.com ), и на увеличение численности занятых в экономике. Самый простой и быстрый способ повысить численность занятых – увеличение пенсионного возраста, но в таком случае многие компании не смогут принять на работу молодых специалистов – тем более, если при этом вырастет производительность труда. В существующей ситуации компании могут либо модернизировать производства и повышать производительность, снижая количество рабочих мест, либо решать производственные задачи за счёт привлечения неквалифицированной рабочей силы.

Чтобы производительность труда росла вместе с ростом числа работников, нужно очень динамичное развитие экономики, буквально взрывной рост, стимулирующий создание новых производств. Но о таком росте в прогнозе МЭР речь не идёт, всё более чем скромно: максимальные темпы роста ВВП ожидаются в 2028 году и составят 3,6 процента в год. К 2035 году планируется замедление темпов роста до 3,1 процента (предполагается, что мировые показатели к этому времени не превысят 3 процентов в год). Возможно, как и в случае с зарплатами, чиновники предпочитают ориентироваться на показатели, которых можно достичь даже если вообще ничего не делать, просто при благоприятном стечении обстоятельств.

О саботаже и надеждах

Откуда берутся прогнозные значения, есть ли за ними какая-либо серьёзная аналитика или это цифры «с потолка», остаётся только догадываться. Отчасти успокаивает тот факт, что утверждённые планы и стратегии, за исключением разве что майских указов, нередко отправляются куда-то на склад, чтобы никогда больше не использоваться. Иначе никак не объяснить, к примеру, недавнее сообщение Счётной палаты о том, что действующие документы «Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года» и «Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2016 – 2018 годов» давно утратили актуальность. «Цели, задачи, целевые показатели Стратегии развития финансового рынка, принятой ещё в 2008 году, не нашли должного отражения в последующих документах по развитию финансового рынка», – говорится в заключении Счётной палаты, по результатам которого Центробанку рекомендовано озаботиться «целесообразностью дальнейшей реализации стратегии в её нынешнем виде».

Вообще сообщения Счётной палаты наводят на мысль, что в стране расцветает тотальный чиновничий саботаж: не выполняются приказы и распоряжения, не достигаются показатели, не осваиваются выделенные из скудного бюджета деньги, не говоря уже о нецелевом расходовании средств… Стоит ли переживать по поводу подготовки долгосрочных планов, которые всё равно не будут выполнены?

Ведь ясно же: вряд ли кто-то в нынешнем правительстве представляет себе, что будет твориться в мировой и отечественной экономике в 2035 году. Они и в целях-то путаются: скажем, в уже утверждённой «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» на одной странице сказано, что рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления относится к угрозам и вызовам экономической безопасности страны, а на другой – что модернизация производства с учётом требований экологической безопасности является одной из основных задач, связанных с ростом реального сектора экономики. Похоже, документ готовили разные люди, а целиком от начала до конца так никто и не прочитал.

И ещё одно соображение. Экономическая программа, с которой Владимир Путин или его преемник пойдёт на выборы весной следующего года, может вообще не иметь ничего общего с документами, которые сейчас обсуждаются. Наверное, можно пофантазировать и представить себе в мечтах новое правительство без саботажников, которое захочет и будет способно достичь реальных и заманчивых целей. А можно решить, что народ выживет независимо от планов правительства, пожелать друг другу высоких зарплат, закатать рукава и честно работать, решая задачи по мере поступления. Чем не стратегия?

И кто кого обманывает?

  • Круглый стол «Правовое обеспечение научной и научно-технологической деятельности в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития»

    ​22 июня 2018 года в 11:00 Комитет Государственной Думы по образованию и науке на базе Российской академии наук проводит круглый стол на тему: «Правовое обеспечение научной и научно-технологической деятельности в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития».

  • Состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам

    В повестке: о доработке национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Наука». Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

  • Антинаучный эксперимент над наукой: на вопросы «Правды» отвечает академик РАН Борис Кашин

    На вопросы «Правды» отвечает заместитель академика-секретаря отделения математических наук Российской академии наук, член ЦК КПРФ, депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов академик РАН Борис КАШИН- Борис Сергеевич, как вы оцениваете политику Кремля и правительства в области науки?- Политика разрушительная.

  • Глава РНФ Александр Хлунов возглавил рабочую группу Совета при Президенте РФ по науке и образованию

    17 ноября Владимир Путин внес изменения в положение и состав Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Об этом говорится в документах, размещенных на официальном интернет-портале правовой информации.