Какая уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от. Наказание при уклонении от внесения налога согласно ук рф

В соответствии с Основным законом Российской Федерации каждый обязан платить налоги и сборы. Не стоит забывать, что налоги лежат в основе финансовой системы социально-ориентированной страны. Неполучение государством налогов ведет к нехватке в казне средств на здравоохранение, социальную сферу, оборону, обеспечение безопасности в стране.

Основным налогом, которое обязано уплачивать физическое лицо является налог с дохода. Если лицо получает доход по основному месту работы, либо из нескольких мест, но при этом общегодовая сумма не превышает, установленный законом предел, то такое лицо освобождается от уплаты налога. Если же физическое лицо занимается предпринимательской деятельностью, то оно обязано платить налоги и сборы с дохода, получаемого в результате осуществления этой деятельности. Порядок уплаты налогов определен в гл.23 Налогового кодекса РФ.

Важно! Уклонение от уплаты налогов и сборов в Российской Федерации наказуемым деянием. Ответственность за данное преступление предусмотрена в Налоговом и Уголовном кодексах РФ.

Налоговая ответственность наступает согласно ст. 122 НК РФ . При неправильном исчислении налога или неуплате /неполной уплате налогов и сборов, в следствие занижения налоговой базы, если в действиях правонарушителя отсутствуют признаки преступных деяний, указанных в ст.129.3 и 129.5 на правонарушителя накладывается штрафная санкция в виде 20% от неуплаченных налогов.

В случае, когда в действиях правонарушителя имеет место быть прямой умысел (ч.2 ст.122 НК РФ ), то размер штрафа выше - 40% от неуплаченной суммы налогов (сборов).

Уклонение от уплаты НДФЛ физическим лицом путем непредставления налоговой декларации или иных документов, установленных законодательством РФ, в случаях, когда это необходимо или предоставление заведомо ложных сведений при декларировании, совершенное в крупном размере является уголовным преступлением (ст.198 УК РФ ).

По ч.1 данной статьи виновному лицу грозит одно из следующих наказаний: штраф, принудительные работы, арест, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Если преступление совершено в особо крупном размере (ч.2 ст.198 УК РФ), то суд назначает более строгое наказание:

  • штраф от 200 до 500 тысяч рублей, либо исходя из дохода осужденного за период от 1,5 до 32 лет;
  • принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет.

Согласно действующему законодательству:

  1. Крупный размер - более 600 тысяч рублей за период до 3 лет при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает подлежащую уплаты более, чем на 10%, либо больше 1 миллиона 800 тысяч рублей.
  2. Особо крупный размер - более 3 миллионов в пределах 3 лет при условии, что сумма превышает подлежащую уплате на 20%, либо её размер составляет более 9 миллионов рублей.

Важно! Если лицо ранее не привлекалось к ответственности по данной статье, то при условии выплаты штрафа, предусмотрено НК РФ, а также всех пени и недоимок - освобождается от уголовной ответственности.

В качестве субъекта выступает физическое лицо, достигшее 16 лет - резиденты и нерезиденты РФ (получающие доходы на территории РФ), лица без гражданства, а также лица, занимающиеся частной практикой: детективы, охранники, индивидуальные предприниматели. Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Если лицо является ИП, но в установленном законом порядке не зарегистрировало себя в налоговом органе, то он не вправе ссылаться на данный факт, как на основание для освобождения от уплаты налогов и сборов.

Расследованием уголовных дел по ст.198 УК РФ отнесено к компетенции Следственного комитета РФ. Основанием для возбуждения дела являются материалы налоговых проверок, в которых есть данные, указывающие на совершение преступного деяния в сфере налогообложения.

Ответственность за неуплату налогов юридическими лицами

Юридические лица уклоняются от уплаты налогов не реже, чем физические. В связи с этим в ст.199 УК РФ законодатель предусмотрел уголовную ответственность за неуплату налогов для организаций.

Субъектом данного преступления выступает директор, руководитель, главный бухгалтер, сотрудники временно их заменяющие на момент совершения преступления, а также иные лица, работающие в организации, которые внесли заведомо ложные сведения в налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Согласно ч.1 ст.199 УК РФ за уклонение от уплаты обязательных налогов и сборов, а также за подачу заведомо ложных сведений о полученных доходах, совершенное в крупном размере предусмотрена ответственность в виде:

  1. штрафа;
  2. ареста до 6 месяцев;
  3. принудительных работ до 2 лет;
  4. лишения свободы до двух лет.

Если указанное преступление совершено группой лиц, либо в особо крупном размере, то преступникам грозит более строгое наказание: штрафная санкция в размере от 200 до 500 тысяч рублей, принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 6 лет.

К виновному в качестве дополнительного наказания по ст.199 УК РФ может быть применено такое наказание, как: лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретную должность на срок до 3 лет.

  1. Крупный размер - более 2 миллионов рублей за период до 3 лет при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает подлежащую уплаты более, чем на 10%, либо больше 6 миллионов рублей.
  2. Особо крупный размер - более 10 миллионов в пределах 3 лет при условии, что сумма превышает подлежащую уплате на 20%, либо её размер составляет более 30 миллионов рублей.

Для того, чтобы избежать проблем с налоговыми органами, рекомендуем Вам обращаться в соответствующие коммерческие организации, где работают квалифицированные юристы, бухгалтера, аудиторы.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

После принятия в России нового Уголовного законодательства в 1996 году, в его состав была введена глава 22, одни из основных положений которой – нормы, регламентирующие Уклонение от уплаты налогов УК РФ. Институт налогообложения, как часть экономической системы существует с момента образования государства. Налогом считается обязательное, невозвращаемое взимание денежных средств с частных и юридических лиц в пользу государства и общества. Нарушение законодательства о налогах и сборах, нередко приводит к наступлению серьёзных последствий в виде уголовной и других видов ответственности.

Под налогом продумывается индивидуальный невознаграждаемый платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц, как гарант своего нормального функционирования.

Сбором является возмездная плата, получаемая гос. органами от граждан и организаций за предоставление каких – либо услуг.

Неуплатой налогов в УК РФ считается злостное невыполнение лицом обязательств перед государством, путём невыплаты в бюджет необходимых взносов и отчислений. Кроме того, нарушителем является лицо предоставившее в специализированный орган недостоверные данные в декларации.

Необходимость уплаты налогов и сборов прежде всего вызвана тем, что эти средства формируют большую часть бюджета страны и поддерживают её экономику.

Государственный бюджет имеет три уровня:

  1. Федеральный – центральный фонд, используемый для финансирования безопасности и обороны страны, развития культуры, инфраструктуры, подготовки кадров гос. органов. Государственный центральный фонд формируется за счёт федеральных поступлений (Например, на добавленную стоимость) и сборов, таможенных пошлин, штрафов и пеней.
  2. Фонды субъектов – направлены в первую очередь на повышение социального уровня и защиты населения, а также развитие регионов. Региональные бюджеты складываются из сумм платежей за имущество акционерных и иных обществ и организаций, пошлин, налога на транспорт и игорный бизнес, лицензионные сборы.
  3. Финансовая база МСУ – используются для обеспечения производств, и коммунальных хозяйств. Местные фонды состоят из неналоговых поступлений, например, средства от продажи или аренды муниципальной собственности или оказания органами МСУ платных услуг.

Способы уклонения:

  • непредставление в налоговую инспекцию необходимых документов;
  • внесение заведомо ложной информации и данных;
  • отказ от перечисления денежных средств;

Начисление, удержание и расчёт суммы для перечисления в казну страны и всех её уровней, осуществляет специальный агент. В России чаще всего агентами выступают генеральные директора компаний, компетентные юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они выступают посредниками между гражданами и иностранцами, которые должны осуществлять выплаты в бюджетную систему.

Обязанности агентов:

  1. Уведомлять ФНС в письменном виде об отсутствии возможности удержания доходов.
  2. Вести учётную базу по каждому плательщику в отдельности.
  3. Направлять в надзорные органы документацию, для осуществления контроля над исчислениями, удержанием и распределением сумм в соответствующий уровень бюджета.
  4. Хранить документы по плательщикам на протяжении четырёх лет.

Агент должен подсчитывать налоговые суммы, независимо от вида дохода плательщика. Если по каким-то причинам оплата невозможна, он обязан в течение 30 дней известить об этом факте ФНС. Извещение отправляется в виде заявления.

Агенты имеют тот же набор прав, что и плательщики. Ответственность агентов также регламентируют статья 198 УК РФ.

Объект имеет два вида:

  • основной – закреплённый законодательством порядок выплат денежных средств в пользу РФ;
  • дополнительный – материальные интересы страны.

Норма подразумевает следующие классы субъектов:

  1. Руководство предприятия, главный бухгалтер.
  2. Служащие, чьей задачей является оформление первичной финансовой и бухгалтерской документации.
  3. Человек организовавший преступление или подстрекающий к преступлению.

Объективная сторона: заключается в уклонении, через непредставление обязательной документации и декларации или включение в них недостоверных данных.

Субъективная сторона - в качестве основного признака вины выступает только умысел. Кроме того, имеет место квалифицированный состав данного злодеяния, оно определяется как совершённое группой посредством сговора или особо крупного размера.

Окончание времени уплаты обязательных платежей считается датой завершения правонарушения.

Закон выделяет следующие виды уголовной ответственности за неуплату налогов.

По части 1:

  1. Штрафные санкции 100 — 300 тысяч рублей или зарплата за 1 – 2 года.
  2. Принудительная деятельность до двух лет.
  3. Увольнение с должности.
  4. Арест на срок до полугода.
  5. Тюремное заключение на срок до 2 лет.

Если необходимость будет доказана, последует отказ правоохранительных органов от уголовного преследования. При этом виновное лицо все же понесёт ответственность, но уже в административном порядке. Кроме того, это не освобождает правонарушителя от обязанности выплатить полную сумму задолженности. Для отказа от преследования должник должен предоставить бухгалтерскую отчётность и правильный расчёт.

По части 2:

  1. Штрафные санкции 200 — 500 тысяч рублей или зарплата за 1 – 3 года.
  2. Исправительная деятельность до 5 лет.
  3. Запрет на занятия конкретной деятельностью до 3 лет.
  4. Увольнение с должности.
  5. Тюремное заключение на срок до 6 лет.

Существует условие для квалификации правонарушения, как совершенного при крайней необходимости – деяние совершено с целью устранения опасности для жизни одного или нескольких человек. Например, выплата задолженности по зарплате работникам предприятия раньше уплаты сборов.

Процедура инициации уголовных дел по статье 199 существенно отличается от «стандартного» порядка возбуждения производств по заявлению о правонарушении. Законодатель не предусматривает возможность возбуждения по докладу, поданному гражданами. Обычно заявителем о правонарушении выступает ФНС.

ОВД и Следственный комитет уполномочены назначать проверки при точном следовании процессу с участием ФНС. В случае установления признаков правонарушения в налоговой сфере следователь должен в течение 3 дней после принятия сообщения направить в ФНС образец поступившего доклада, а также приложить соответствующие акты и примерный расчёт недоимки.

ФНС не позднее двух недель после поступления данных направляет в СК:

  • Подтверждение о наличии нарушений.
  • Информацию о проверке плательщика, по факту которой ещё не принято решение.
  • Данные об отсутствии информации о нарушении.

Затем СК отказывает или возбуждает дело. Комитет может начать расследование и до поступления данных из ФНС, но только при наличии мнениями экспертов, указывающего на признаки злодеяния.

Несмотря на видимую простоту при квалификации данных преступлений, иногда доказать виновность человека или предприятия достаточно сложно.

Так, Постановление Пленума ВС России указывает на то, что невыплата предприятием налогов является оконченным нарушением в тот момент, когда истёк срок уплаты. Действия, совершённые до этого момента. Например, внесение неправдивых данных в документацию, подача фальшивой декларации) могут быть только приготовлением – покушением.

В 2015 г. КС России в Постановлении «По делу о рассмотрении законности нормы 199 УК» исходя из жалобы Ерофеевой В. М. указал, что в обязанность органов преследования, входит как установление самого факта неуплаты, так и доказывание «неправомерности подобных действий (бездействия) и наличие умысла». Запрещено «привлечение за деяния, следствием которых стало непогашение или уменьшение суммы выплаты, заключающимся в применении плательщиком своих прав, относящихся к освобождению от выплаты и выбора для него удобного вида платежа».

В 2016 г. районный суд г. Черемхово, признал виновным гражданина И.В. по ч. 2 ст. 199 и в качестве наказания приговорил его к 3 годам лишения свободы условно.

И. В. совершено уклонение посредством внесения в декларацию неверных данных. И.В. зарегистрировал с помощью подставных людей два предприятия в целях отмывания денежных средств, то есть легализации прибыли полученной преступным путём. Деяние было совершено в особо крупных размерах.

Главы предприятий и организаций, а также служащие, подвергаются мерам в виде:

  1. Условного срока от 6 месяцев до трёх лет, в случае крупного размера недоимки.
  2. От 1 года до 4 лет если размер является особо крупным.

Около трети осуждённых получают реальный срок наказания от 1 до 3 лет тюремного заключения. При рассмотрении практики по 199 статье юристы отмечают, что чаще всего мера пресечения в форме штрафа применяется к гражданам.

Мнение юристов

Специалисты в области права отмечают, что основные признаки противоправного поведения ст. 119 совпадают, с приведёнными в ст. 198. Отличаются эти нормы по предмету незаконных действий. К тому же, данные нормы отличаются суммами размера ущерба, причинённого государству.

В 199 данные параметры значительно выше:

  • Крупным размером в этой статье считается сумма более 5 миллионов рублей невнесённая в фонды в течение 3 лет.
  • Особо крупный – 15 миллионов за тот же срок.

Юристы и правоведы отмечают, что уголовный закон неверно определяет для данной категории дел только прямой умысел. Иногда встречаются уголовные дела, при рассмотрении которых выявляется его полнейшее отсутствие. Подобные ситуации возникают потому, что сотрудники предприятий – плательщиков не всегда разбираются в налоговых вопросах, в результате чего подают в ФНС недостоверные данные. Часто такая проблема встречается у малого бизнеса.

Несмотря на активные перемены в законодательстве о налогах и сборах, уголовный закон остаётся устойчивым, а судебная власть, органы внутренних дел и следственный комитет сформировали стабильную модель подхода к его применению.

Мадрих - Юридическая компания

Проблемы уклонения от уплаты налогов есть в любом государстве и считаются самыми распространенными среди налоговых правонарушений. Часто подобное происходит за счет противоправного использования льгот, укрытием прибыли, несвоевременной выплатой взносов и предоставлением требуемой документации в ненадлежащем виде. За уклонение от уплаты налогов и сборов, которое было выявлено, влечет для виновного лица неприятные последствия. Причем чем крупнее неуплаченные размеры сумм налогов, тем серьезнее наказание. В случае уклонения от уплаты налогов применяют штрафы, а к физлицам, принимавшим постановления о нарушении законов в налоговой сфере, используются меры уголовного и административного наказания.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов рассматривают в качестве административного, налогового нарушения или уголовного деяния.

Привлечение к ответственности происходит по нормам НК РФ, УК РФ и КоАП РФ. Так, если в организации выявили уклонение от уплаты сумм налогов, на нее налагаются штрафные санкции, а должностные лица данного предприятия подвергаются уголовному преследованию, если в действиях заподозрят признаки уголовного преступления.

За уклонение от уплаты налогов наказывают налогоплательщиков. Так, ими выступают:

  • юрлица;
  • физлица.

Наказания для организаций и физлиц не отличаются по строгости. Все зависит от размера неуплаты в бюджет.

Для того чтобы лицо наказать за уклонение от уплаты налогов, этот факт требуется официально установить, а значит, налоговый орган принимает соответствующее решение. И лишь после вступления постановления в силу возможно применять к нарушителю санкции.

Штраф за уклонение от уплаты налогов

1. Налоговый кодекс РФ

В виде штрафов устанавливают налоговые санкции. Такое наказание повышает поступления в бюджет, что важно для государства. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов грозит в случае если налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов в больших размерах. Это не означает, что их освобождают от перечисления средств в бюджет и уплаты штрафных санкций.

В НК РФ включены 2 статьи, которые касаются уклонения от уплаты

  • Размер штрафных санкций за непредставление декларации (статья 119 НК РФ) равен пяти процентам суммы, которую требуется уплатить в бюджет. Причем есть ограничение: санкции не могут быть менее 1 тыс. руб. и более 30 процентов от уплаченных сумм налога.
  • Если налогоплательщики снизили налоговую базу или неверно рассчитали сумму налога (статья 122 НК РФ), с них взыскиваются штрафные санкции в размере 20-ти процентов от неуплаченной налоговой суммы. Если неуплата налогов происходила умышленно, штрафные санкции увеличится до 40 процентов.

В КоАП РФ предусмотрено наказание за несвоевременную подачу декларации. Наказывается только должностное лицо. В ст. 15.5 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции в размере от 300 до 500 руб.

3. Уголовный кодекс России

Под термином «уклонением от уплаты налогов» в уголовном законодательстве понимается неподача декларации или включение в нее заведомо ложной информации. За данное преступление налогоплательщики в качестве физлиц и организаций несут разное наказание.

Причем состав преступного деяния при уклонении от уплаты налогов имеет место в том случае, если неуплата зафиксирована в крупном и особо крупном размере.

Сами санкции по уклонению от уплаты налогов представлены в следующем виде:

  • Если от уплаты налогов уклоняется физлицо, а неуплату в бюджет квалифицируют как совершенная в крупном размере, ФЛ вправе оштрафовать до 300 тыс. руб. либо осудить на срок до 1-го года.
  • В особо крупном размере предельная сумма штрафных санкций увеличивается до 500 тыс. руб., а срок осуждения — до 3-х лет.
  • Если от уплаты налогов в крупном размере уклонялась организация, ответственное лицо оштрафуют на сумму до 300 тыс. руб. Сроки лишения свободы в данном случае составляют до 2-х лет. К тому же виновному лицу запрещают вести определенную деятельность и занимать некоторые должности.
  • При неуплате сумм налогов в особо крупном размере либо группой лиц по сговору штрафные санкции доходят до 500 тыс. руб., а срок лишения свободы — до 3-х лет.

Важно! Сам суд решает, какие санкции применять к лицам за неуплату налогов. Причем играет роль размер ущерба, который причинен бюджету, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств, степень вины обвиняемого лица.

Пособничество в уклонении от уплаты налогов

К уголовному наказанию привлекаются и другие работники организации-налогоплательщика, с умыслом содействовавшие совершению преступления согласно ст. 199 УК. Данные лица привлекаются к уголовному наказанию по пункту «а» части 2 статьи 199 УК РФ, как группа лиц, действующей по предварительному сговору, где каждый член преступной группы — соучастник преступления (статья 33 УК РФ), точнее, подстрекатель, организатор, пособник и исполнитель.

Пособники, к примеру, это лица, которые умышленно содействуют совершению деяния:

  • советами, указаниями;
  • предоставлением средств (орудий) преступного деяния;
  • намерением скрыть правонарушителей, следы и средства преступления;
  • устранением препятствий;
  • обещанием приобрести добытые предметы преступными действиями.

Срок давности за уклонение от уплаты налогов

В НК РФ при рассмотрении возможности использования наказания применяются 2 вида срока давности:

  1. для привлечения к ответственности (согласно ст. 113 НК РФ);
  2. взыскания штрафных санкций (ст. 115 НК РФ).

За уклонение от уплаты налогов привлечь к ответственности можно на протяжении 3-х лет после окончания налогового периода, в котором совершено нарушение. При этом проверка, в ходе которой устанавливают нарушения, охватывает последние три года.

Таким образом, при обнаружении фактов уклонения от уплаты налогов государством предусмотрено не только наказание для правонарушителя, но и возврат невыплаченных сумм в бюджет. Помимо того, нарушителя обязывают выплатить штраф, возникающий из-за уклонения от уплаты налогов, что увеличивает поступления в бюджет.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Штраф за неуплату налогов физическим лицом. Как проверить транспортный налог? Установлена ли ответственность за уклонение от уплаты налогов физическим лицом. Какие виды наказания существуют за неуплату налогов. Какие есть способы легально уменьшить налог и не попасть под уголовное дело за неуплату по УК РФ

Неуплата налогов физическим лицом может произойти по незнанию гражданина или умышленно. Тем не менее, в любом случае для каждого недобросовестного налогоплательщика наступает налоговая ответственность в виде пени за просрочку платежа и штрафа за неуплату налога. С каких доходов и имущества уплачиваются взносы, и какая налоговая ставка действует в 2018 году? Как уменьшить налог и попасть под налоговую амнистию, будет рассмотрено в статье.

(кликните, чтобы открыть)

Налоговая система России выстроена таким образом, что граждане лично не перечисляют налоги в бюджет. Доход людей — заработок по месту трудоустройства, а необходимые расчеты и выплаты за них выполняет бухгалтерия предприятия. Это помогает гражданам избежать заполнения сложной отчетности. Отсутствие опыта не позволяет им информировать государство о полученных доходах из дополнительных источников. Такие действия квалифицируются как уклонение от уплаты налогов. Какая предусмотрена ответственность за неуплату налогов законодательством и какой штраф за неуплату налогов физическим лицом ?

Платежи, перечисляемые в казну, расходуются на поддержание инфраструктуры, поэтому государство обеспечивает наполняемость бюджета мерами принуждения к должникам.

Налоговые агенты

Не все налоговые отчисления, например, вычеты по НДФЛ, физическое лицо делает самостоятельно. Если гражданин официально трудоустроен, то за него взносы делает налоговый агент, которым выступает работодатель. Согласно закону, налоговый агент – это лицо, уполномоченное вносить налоги за других лиц и нести ответственность перед ФНС. Агентами выступает организация или ИП. Закон предусматривает налог на доходы физических лиц.

Ставка платежа составляет 13 % от полученных сумм для резидентов России. Также налоговый резидент - это физическое лицо, которое постоянно проживает на территории других стран. Доход, полученный в РФ, облагается налогом 30 %. Эти правила действуют вне зависимости от получаемых сумм: введение прогрессивной шкалы (увеличение отчислений для крупных доходов) пока не планируются.

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2019 году составляет от 5% суммы удержания за просроченный месяц. Максимальный размер пени исчисляется 30 % при минимальном штрафе в 1000 рублей. Наказание за неуплату налогов ждет ИП за не вовремя поданную налоговую декларацию. 1000 рублей за пропущенный месячный период и 500 рублей за неверные сведения – такие цифры установлены в НК РФ. Налоговый период по НДФЛ приравнен к календарному году.

Иные доходы, облагаемые налогами

Неуплата налогов происходит из следующих источников дохода:

  • сдача жилья в аренду;
  • деятельность фрилансеров;
  • оказание разовых услуг другим лицам;
  • продажа недвижимости и транспорта;
  • земельный налог.

Чтобы не понести ответственность за уклонение от уплаты, граждане должны внимательно отслеживать получаемые платежи и перечислять 13 % своих доходов в бюджет начиная с 16-ти летнего возраста.

Способы уклонения

Неуплата налогов в основном происходит по нескольким схемам:

  • несвоевременное сообщение о доходах в налоговую
  • уменьшение размера отчисляемого налога;
  • пользование льготами, чей срок действия истек;
  • замалчивание о появление дополнительных налогооблагаемых объектов.

Сокрытие доходов и уменьшение взносов маскируются под фиктивные договора, в которых доходная часть сильно занижена. Контрагентом налогоплательщика обычно выступает фирма-«однодневка».

Ответственность за неуплату налогов при сдаче жилья в аренду

Приобретение инвестиционного жилья – популярный способ вложения свободных средств. Оно не теряет в цене и позволяет извлекать доход от сдачи в аренду. Собственники выбирают следующие способы взаимодействия с налоговой инспекцией:

  • уплата всех положенных сборов;
  • занижение получаемых с аренды доходов;
  • отказ перечисления налогов.

Последние 2 способа представляют риск понести ответственность за неуплату. Скептики ссылаются на то, что никто не узнает о факте сдаче жилья, но получить такую информацию несложно.

Практика работы контролирующих органов предполагает изучение сведений об имеющихся у гражданина недвижимых объектах. На протяжении нескольких лет инспекторы практикуют рассылку уведомлений собственникам более 2-х квартир о необходимости пополнить казну при их сдаче. Чтобы не быть под постоянным подозрением и избежать штрафа за неуплату налога за сдачу квартиры, нужно перечислить 13 % с дохода.

Не отчитывающийся гражданин обязательно заинтересует инспекцию, которая опросит соседей и жильцов. Результатом станет ответственность за правонарушения.

Уклонение от уплаты налогов на имущество

Ряд платежей в бюджет обусловлен не фактом получения дохода, а наличием в собственности определенного имущества. К таким сборам относятся:

  • транспортный налог;
  • на имущество физических лиц.

Их расчет производится инспекторами, исходя из мощности двигателя или кадастровой стоимости недвижимости, принадлежащей гражданам. Итоговый результат направляется им в налоговом уведомлении.

Если гражданин получил платежку, он обязан перечислить рассчитанную сумму в бюджет. Сам факт направления уведомления говорит том, что налоговая инспекция обладает всей полнотой информации о собственности физлица. Она передается в этот орган регистрационными подразделениями ГИБДД и Росреестром.

Чтобы зафиксировать налоговое правонарушение, инспектору достаточно отследить неисполнение направленного гражданину документа. Уклонение от внесения денег в казну скрыть не удастся.

Земельный налог

Граждане России, имеющие в собственности землю, уплачивают земельный налог. Для этого используется код бюджетной классификации (КБК). Он состоит из цифр, по которым анализируется характер, назначение, размер платежа. Отдельный КБК присвоен начислению пеней. В 2019 году налоговая ставка составила 0,3% кадастровой стоимости для сельхозугодий, ЛПХ, участков под многоквартирные дома, землю с коммуникациями. Остальная земля требует 1,5% ежегодных взносов. Пени за подачу сведений позднее 1 декабря начисляются в размере 1/300 от ставки ЦБ. Штраф за умышленное сокрытие составит 40% к долгу, за неполное покрытие взносов – 20%.

Транспортный налог

За основу берется мощность автомобиля. Максимальная ставка для транспорта свыше 250 л.с. равна 15 рублям. Существуют несколько способов, как не платить транспортный налог. Среди них:

  • оформление заявления в налоговой, что ТС не используется;
  • оформление льгот;
  • переоформление авто на льготника;
  • отсрочка платежа на полгода, если не прислали уведомление вовремя.

Если автомобиль в угоне, то надо сразу предоставить соответствующую справку из ГИБДД. На похищенное ТС налог не начисляется.

Штраф за неуплату транспортного налога составляет 1/300 ставки за просроченный этап. Однако есть срок давности истребования долга, он составляет не более 3 пропущенных лет. Т.е., в 2019 году приставы не смогут требовать уплаты долгов до 2015 года.

Где узнать задолженность по налогам физических лиц

Чтобы не столкнуться со сложностями, рекомендуется периодически изучать данные о недоимках по обязательным платежам. Граждане часто интересуются тем, где посмотреть задолженность по налогам физических лиц. Раньше это было возможно только путем личного обращения в контролирующие уплату сборов органы. Чтобы получить представление о размере неисполненных перед бюджетом обязательств сегодня, граждане могут не посещать инспекцию лично. Налоговая задолженность физических лиц размещается на нескольких онлайн-ресурсах.

Сервис Госуслуг

Среди прочих услуг, портал предоставляет возможность получить данные о задолженности по налогам. Чтобы стать пользователем, нужно следующее:

  • зарегистрироваться на ресурсе с помощью номера мобильного телефона или СНИЛС;
  • заполнить данные своего профиля.

Когда гражданин активировал свой профиль, ему нужно нажать на вкладку «мои долги по налогам физических лиц» и узнать о недоимках. Сервис предоставляет возможность погасить долги с помощью электронной платежной системы.

Личный кабинет налогоплательщика

На сайте налоговой службы присутствует возможность зарегистрироваться в качестве пользователя-налогоплательщика. Эта процедура является более сложной, нежели использование портала Госуслуги. Закон защищает налоговую тайну, поэтому гражданину придется посетить инспекцию и получить карту доступа с временным паролем (его необходимо заменить в месячный срок).

Чтобы узнать, какова налоговая задолженность по ИНН, ваш ИНН нужно вбить в поле поиска. При отсутствии сведений об индивидуальном номере ресурс предлагает указать фамилию, а также паспортные данные для того, чтобы узнать размер недоимки

Неуплата исчисленных налогов также отражается в личном кабинете. Там же присутствует возможность оплатить недоимку, не выходя из-за компьютера.

Ресурс обладает дополнительным функционалом:

  • сдача деклараций;
  • сервис запросов в налоговую инспекцию;
  • распечатка уведомлений.

Сайт службы судебных приставов

Чтобы узнать о критических долгах без прохождения регистрации, можно использовать сайт ФССП. Гражданину придется сделать следующее:

  • открыть банк данных об исполнительных производствах;
  • выбрать регион;
  • заполнить ФИО и дату рождения.

Система выдаст информацию обо всех открытых исполнительных производствах в отношении человека. Среди сведений появятся данные об источнике задолженности (кредиты, штрафы, и т.д.).

Важно

На сайте службы судебных приставов удастся узнать только о части долгов. Если инспекция не передала исполнительные документы, то сведения о недоимке будут отсутствовать в этой базе.

Система «Яндекс-Деньги»

Неуплата начисленных налогов отслеживаются с помощью платежной системы «Яндекс-деньги». Для этого необходимо зарегистрироваться или использовать уже существующую учетную запись.

Для получения информации требуется открыть сервис с информацией о налогах. Он отличается сравнительной простотой использования. Сервисом осуществляется проверка задолженности физических лиц по ИНН. Гражданин оплачивает недоимку через эту систему.

Виды налоговых правонарушений

Любое несоблюдение норм, предписанных в налоговом законодательстве – это налоговые правонарушения. По умолчанию их можно разделить на группы:

  • Несоблюдение временных рамок для сообщения о новом объекте налогообложения;
  • Грубые нарушения при предоставлении отчетности или просрочка платежей;
  • Создание препятствий для деятельности налоговых органов;
  • Сокрытие доходов, облагаемых налогом.

Деяния могут предусматривать пени, штрафы и даже лишение свободы.

Пени по налогам в 2019 году

Если налогоплательщик делает взнос по налогам позже установленного срока, то ему будут начислять пени за каждый пропущенный день. Калькулятор пени по налогам помогает верно рассчитать сумму долга. За основу берется ставка рефинансирования ЦБ. 1/300 от этого значения и будет доплачиваться за пропущенный день. В 2019 году с марта установленная Центробанком ставка равна 7,25 %.

Ответственность, предусмотренная законом за уклонение от уплаты налогов

Вопрос о том, что грозит гражданину, не перечисляющему сборы в казну, интересует каждого плательщика. Неуплата предусмотренных налогов и неисполнение сопутствующих обязанностей грозит привлечением к ответственности по НК РФ. В ряде случаев возможно уголовное и административное наказание.

Применение тех или иных наказаний, когда неуплата совершена физическим лицом зависит от ряда факторов:

  • размер образовавшейся задолженности;
  • статус гражданина;
  • прошедший с момента образования недоимки период.

Штраф за неуплату налогов физическим лицом

Налоговая санкция – это применяемый вид наказания исходя из совокупности правонарушений.

Налоговая ответственность за образование недоимки предусмотрена ст. 122 НК . Суровость применяемых взысканий зависит от умысла нарушителя.

  • В ситуациях, когда задолженность образовалась по ошибке, штраф за неуплату составляет 20 % от суммы недоимки.
  • Наказание за умышленное уклонение от внесения сборов в казну более суровое. Штраф за неуплату физическим лицом составит 40 % от размера долга.

Многие граждане не платят налоги годами. За это время накапливается внушительная сумма долга. Налоговые преступления влекут наказание независимо от суммы скрытых перечислений. Закон устанавливает временные пределы применения взысканий. Срок давности за совершение правонарушения составляет 3 года с момента окончания налогового периода, в котором оно было допущено.

Наказание по ст. 122 НК окажется не единственной проблемой гражданина. Штраф за несвоевременную уплату не освободит его от обязанности перечислить налоговый сбор и уплатить пеню.

Статистические данные

Около 30 % всех экономических правонарушений составляют налоговые преступления. Статистика, представленная ФНС за 2017 год, указывает на 1001 уклонение от уплаты налогов, что почти в 9 раз меньше данных за 2016 год. Всего за период 2013-2017 гг. подследственность налоговых правонарушений составила 30249 дел, из них раскрыто – 14389.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Для гражданина уголовную ответственность может повлечь и неуплата налогов. УК РФ обозначает условия для заведения подсудного дела:

  • сумма долга за 3 предшествующих года превышает 900 тыс. рублей и составляет более 10 % от суммы всех исчисленных сборов;
  • сумма долга за этот период превышает 2 700 тыс. рублей.

Налоговые преступления, за которые сажают на срок до 3 лет, имеют более серьезные признаки. По этим критериям устанавливается уголовная ответственность за неуплату налогов в крупном размере. Наказанием может оказаться штраф до 300 тыс. рублей, или лишение свободы до 1 года.

Отдельные критерии имеет особо крупное уклонение от уплаты. УК РФ классифицирует его:

  • если долг образовался за 3 предшествующих года и превышает 4 500 тыс. рублей, а также составляет более 20 % от всех обязательных платежей;
  • если долг за это время составил более 13 500 тыс. рублей.

В любом из этих случаев наказание окажется более суровым (от штрафа в пределах 200 – 500 тыс. рублей до 3-х лет лишения свободы).

Эти действия относятся к категории небольшой тяжести, поэтому срок давности по налоговым правонарушениям составляет 2 года с момента совершения.

Административная ответственность

Закон ограничивает применение таких мер. Они используются, когда происходит неуплата налогов юридическим лицом. Ответственность наступает при нарушениях соков представления отчетности. Ст. 15.5 КоАП устанавливает наказание для должностных лиц компаний, выполняющих эти функции (главный бухгалтер).

Неуплата является серьезным правонарушением. Если гражданин не отследит информацию о задолженности, он рискует получить арест на банковские счета и лишиться возможности выезда за рубеж.

Списание долгов

Налоговая амнистия в 2019 году для физических лиц позволит избавиться от некоторых долгов гражданам и ИП. Недоимки, появившиеся до 1 января 2015 года по части транспортного, земельного и имущественного налога, будут прощены. Индивидуальным предпринимателям «простят» долг по НДПИ, акцизам и перемещению товаров за границу.

Права и обязанности налоговых органов

Между гражданином и государством в определенный момент устанавливаются налоговые правоотношения, которые влекут за собой права и обязанности обеих сторон. Что входит в задачи налоговиков:

  1. контроль за своевременной уплатой всех сборов
  2. учет всех льгот
  3. своевременное отправление уведомлений
  4. реагирование на жалобы

Гражданин, имеющий доступ к состоянию лицевого счета налогоплательщика, может подать заявление при отсутствии удержания НДФЛ со стороны работодателя. Налоговые органы начнут проверки и другие формы контроля в отношении юрлица. К ним относится:

  • проверка;
  • изучение отчетности;
  • получение объяснений;
  • осмотр объектов собственности.

Налоговые преступления: зарубежные страны и их система

В ряде развитых стран наступает уголовная ответственность за налоговые преступления. Налоговой системой государств предусмотрены штрафы и лишение свободы за уклонение. В Великобритании срок заключения под стражу до 14 лет. Особенностью налоговых нарушений в Германии является то, что они касаются подделки и незаконного использования льгот. Тюремное заключение составляет 5 лет.

Налоговые преступления в США караются не только исходя из федеральных законов, но и региональных. Так, налоги удерживаются в пользу государства и отдельного штата налогоплательщика. Практикуются смягчающие обстоятельства при правонарушении: незнание закона, хорошая репутация гражданина, психическое заболевание, давление бухгалтера или советника. Активное сотрудничество и обещание полностью погасить долг также снимет ответственность с нарушителя.

Подпишитесь на свежие новости

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей , при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ .

  2. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ) .

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет . До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу . В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  3. Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  4. Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  5. Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.