Граница производственных возможностей и факторы ее изменения. Понятие производственных возможностей

Экономические отношения в каждой отдельно взятой стране могут быть организованы по-разному. Если государство принимает все основные решения по экономическим вопросам, то говорят, что такая хозяйственная система основана на административном или планово-директивном принципе с ограничениями рыночного саморегулирования. Если же приоритет в экономических отношениях отдается личному интересу и свободе принятия хозяйственных решений каждым индивидом, индивидуальным или коллективным предпринимателем, то тогда считается, что данная система имеет рыночный характер. Сопоставляя экономические показатели указанных стран, мы увидим, что результаты их деятельности весьма различны: благосостояние населения отличается кратно, а иногда и на порядок. Причина тому - различие способов координации хозяйственной деятельности. Получается, что население, одинаковое по половозрастному, культурному и национальному характеру, демонстрирует совершенно разные экономические результаты. В связи с этим обстоятельством изучение проблем экономической организации вызывает пристальный интерес со стороны ученых-экономистов, которые тщательно изучают достоинства и недостатки тех или иных организационно-экономических систем. Любая экономика имеет ограниченный запас ресурсов - трудовых, финансовых, материальных, земельных. Потребности же общества практически безграничны. В связи с этим общество встает перед выбором, - какого товара нужно производить больше, а какого меньше.

Кривая, характеризующая возможности той или иной экономической системы, называется кривой производственных возможностей . Кривая производственных возможностей иллюстрирует четыре фундаментальных положения : 1. Ограниченность ресурсов. 2. Необходимость выбора. 3. Существование издержек упущенных возможностей. 4. Увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения объемов товара X, приходится отказываться от все большего количества товара Y при росте выпуска товара X на единицу. Принятие решения о том, как производить, предполагает достижение эффективности в производстве, или технологической эффективности, т. е. производства товаров наиболее дешевым способом. Ответ на вопрос о том, для кого производить товары, как распределять произведенный продукт между членами общества, требует оптимального сочетания эффективности в распределении и справедливости. Эффективность в распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название Парето -эффективности.

Введение

1. Проблема ограниченности ресурсов

2. Понятие границы производственных возможностей

3. Проблема выбора в экономической теории

4. Возможности обмена в международной торговле

5. Существующие подходы к производственной мощности на уровне предприятия

Заключение

Список литературы

Введение

Центральная проблема экономики - проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности ресурсов. Простейшая модель функционирования экономики - Граница производственных возможностей - позволяет проиллюстрировать решение основных задач выбора: что, как и для кого производить, а также ввести ряд фундаментальных экономических понятий.

Граница производственных возможностей показывает максимально возможный объем производства двух товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой (границе) производственных возможностей характеризует определенную комбинацию двух товаров.

Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Всякое увеличение объема производства одного товара потребует переключения части ресурсов с производства другого товара, т.е. влечет за собой сокращение его производства.

Кривая производственных возможностей имеет выпуклую вправо вверх форму. Такая форма кривой отражает следующий важный экономический принцип: получение каждой дополнительной единицы одного товара требует отказа от дополнительного и все возрастающего количества другого товара.

Количество одного товара, которым надо пожертвовать для увеличения производства другого товара, экономисты называют альтернативной стоимостью или вмененными издержками - издержками упущенных возможностей.

В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.

Возрастание альтернативной стоимости дополнительных единиц товара объясняется отсутствием абсолютной взаимозаменяемости (эластичности) ресурсов. В силу того, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, возникает необходимость увеличения количества ресурсов, переключаемых с производства одного продукта на производство другого. Следовательно возрастают затраты на единицу дополнительной продукции. По мере пшиближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е. будут расти вмененные издержки.

Границы производственных возможностей - максимальные объемы производства, которые могут быть получены при полном и эффективном использовании всех экономических ресурсов - труда, земли, капитала. Учитывая, что экономические ресурсы ограничены, общество не может производить неограниченные объемы товаров и услуг.

Производственные возможности характеризуют производственный потенциал общества. Имеющиеся производственные ресурсы должны распределяться и комбинироваться так, чтобы их использование обеспечивало наибольший вклад в производство необходимых благ и услуг. Эффективность использования имеющихся ресурсов зависит также и от применения наиболее прогрессивных технологий производства.

Границу производственных возможностей можно проиллюстрировать на примере так называемой кривой производственных возможностей, которая отражает техническое соотношение, взаимосвязь между полностью и эффективно используемыми экономическими ресурсами, например между трудом и капиталом.

Кривая производственных возможностей (A-F) отражает возможность одновременного максимального производства товаров А и F при наличии данных ресурсов (труда и капитала). Если в данный момент возникнет нехватка нужного ресурса или создадутся условия невозможности полного использования какого-либо ресурса (например, безработица), то объемы реального производства будут отражены не на кривой A-F, а внутри площади OAF (Y). Постановка задачи о производстве благ за пределами кривой производственных возможностей (S) нереальна, ибо она не обеспечена необходимыми ресурсами.

1. Проблема ограниченности ресурсов

Экономическая теория является фундаментальной общественной наукой, изучающей способы организации жизнедеятельности, формы взаимодействия производства и потребления отдельных экономических субъектов и общества в целом. Микроэкономика представляет собой важную составную часть экономической теории.

Как отдельный человек, так и общество ограничены в своих возможностях. Ограничены физические и интеллектуальные способности людей, ограничены блага, которые используются для удовлетворения их потребностей, ограничено время.

Поэтому постоянно ощущается недостаток наличных ресурсов, выступающий весьма жестким ограничителем общественного и личного благосостояния и возможностей его роста. Другими словами, экономическая жизнедеятельность людей протекает в условиях недостаточности, т. е. в такой ситуации, когда, чтобы удовлетворить в полном объеме потребности и желания каждого, ресурсов не хватает.

Однако человечество за тысячелетия своей истории существенно раздвинуло рамки этих ограничений. Это говорит о том, что ограниченность ресурсов носит относительный характер. «Истина заключается в том, - отмечает Я. Корнаи, - что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению материальных потребностей».

Ограниченность ресурсов «навязывает» обществу и отдельным экономическим субъектам проблему выбора, состоящую в решении следующих трех фундаментальных задач.

1. Что, т. е. какие товары и услуги и в каком количестве производить?

2. Как, т. е. с помощью каких ресурсов и технологических способов это делать?

3. Для кого предназначены результаты производства, как распределяется произведенный продукт между людьми?

Выбор того, какие товары и услуги и в каком количестве следует производить, обладая ограниченными ресурсами, можно проиллюстрировать на примере производства двух альтернативных товаров: X и Y. В силу ограниченности ресурсов не может быть обеспечен достаточный объем производства этих товаров, чтобы удовлетворить всех. В каждый момент приходится выбирать, в каких количествах эти продукты производить.

Для того чтобы произвести любой продукт, необходимо скомбинировать множество редких производственных ресурсов: земли и других природных ресурсов, капитала и труда. Труд включает в себя затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Капитал представляет собой те производительные ресурсы, которые созданы людьми (машины, оборудование, инструменты, производственная инфраструктура и т. д.). Природные ресурсы (плодородные земли в сельском хозяйстве, земля для строительства, леса, полезные ископаемые и др.) - это все, что используется в производстве в натуральном виде, без предварительной обработки. Очень часто четвертым фактором производства называют предпринимательство. Однако по этому вопросу среди экономистов до сих пор нет единого мнения.

Границы производственных возможностей - максимальные объемы производства, которые могут быть получены при полном и эффективном использовании всех экономических ресурсов - труда, земли, капитала. Учитывая, что экономические ресурсы ограничены, общество не может производить неограниченные объемы товаров и услуг. Производственные возможности характеризуют производственный потенциал общества. Имеющиеся производственные ресурсы должны распределяться и комбинироваться так, чтобы их использование обеспечивало наибольший вклад в производство необходимых благ и услуг. Эффективность использования имеющихся ресурсов зависит также и от применения наиболее прогрессивных технологий производства.

Границу производственных возможностей можно проиллюстрировать на примере так называемой кривой производственных возможностей, которая отражает техническое соотношение, взаимосвязь между полностью и эффективно используемыми экономическими ресурсами, например между трудом и капиталом.

Кривая производственных возможностей (A-F) отражает возможность одновременного максимального производства товаров А и F при наличии данных ресурсов (труда и капитала). Если в данный момент возникнет нехватка нужного ресурса или создадутся условия невозможности полного использования какого- либо ресурса (например, безработица), то объемы реального производства будут отражены не на кривой A-F, а внутри площади OAF (Y). Постановка задачи о производстве благ за пределами кривой производственных возможностей (S) нереальна, ибо она не обеспечена необходимыми ресурсами.

Кривая производственных возможностей иллюстрирует четыре фундаментальных положения:

1. Ограниченность ресурсов.

2. Необходимость выбора.

3.Существование издержек упущенных возможностей.

4. Увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта.

Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения объемов товара X, приходится отказываться от все большего количества товара Y при росте выпуска товара X на единицу. Принятие решения о том, как производить, предполагает достижение эффективности в производстве, или технологической эффективности, т. е. производства товаров наиболее дешевым способом. Ответ на вопрос о том, для кого производить товары, как распределять произведенный продукт между членами общества, требует оптимального сочетания эффективности в распределении и справедливости. Эффективность в распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности по Парето.

От принципов распределения, существующих в обществе, от величины вознаграждения за участие в производстве зависит:

Предложение и степень продуктивности такого фактора производства, как труд;

Мотивация предпринимательской деятельности.

Однако при решении вопроса о том, для кого производить, возникает не только проблема эффективности в распределении, но и проблема справедливости. На эту проблему существуют две крайние точки зрения. В соответствии с первой, основой справедливости считается равенство, т. е. такая ситуация, когда весь доход и все произведенные товары распределяются между членами общества поровну. Согласно другой точке зрения, распределение считается справедливым, если соблюдается принцип частной собственности и отсутствует расовая и половая дискриминация. Распределение по такому принципу создает равенство возможностей, которое значительно важнее, чем равенство доходов. Однако при таком подходе низкие доходы членов общества, не способных к труду и не обладающих собственностью, приходится считать «справедливыми». Таким образом, недостаточность, ограниченность ресурсов обусловливает конкуренцию между альтернативными целями их использования и трансформируется в проблему выбора. Данная проблема является, по существу, проблемой эффективности использования ограниченных ресурсов и выступает в качестве основной проблемы экономики. Достижение эффективности использования ресурсов позволяет принимать решения о том, какие товары и услуги и в каком количестве необходимо производить в целях удовлетворения разнообразных потребностей.

Данная проблема имеет два аспекта:

1. Эффективность в производстве, позволяющая решить вопрос о том, как производить.

2.Эффективность в распределении, отвечающая на вопрос о том, сколько и для кого производить.

Предположим, что существует такая экономика, которая ограничена неким количеством машин для производства, и некоторым количеством инструментов для создания услуг (например, развлечения). Для такой экономики мы нарисовали график (см. рис. 1).Отсюда видно, что для каждого возможного уровня производства PPF показывает максимальное количество услуг (в нашем случае это развлечения), которое может быть произведено при имеющихся ресурсах. Например, в точке В экономика производит 280 т. продовольствия. И тут же видно, что при данной ситуации максимальное возможное количество услуг составит 100 единиц.

D 100 200 300 400 600

Рисунок 1.1- Кривая производственных возможностей

Если бы данная экономика работала бы на производство продукции по максимуму, то тогда бы количество произведённых услуг было бы равно 0. Точно также и наоборот, т. е. при максимальном производстве услуг, будет нулевое производство продовольствия. Т. е. любой прирост потребления развлечений связан с жертвой - сокращением производства продукции. Альтернативная стоимость - то количество товара, которым нужно пожертвовать, что бы получить другой товар.

При обсуждении основных экономических проблем и связанных с ними задач экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими, тем не менее, в компактной форме получать и демонстрировать определенные содержательные результаты.

Простейшей экономической моделью, демонстрирующей изложенные выше проблемы, является граница производственных возможностей.

Для построения модели предположим, что жители какой – либо страны могут использовать свои экономические ресурсы для производства только двух товаров: средств производства (У) и предметов потребления (Х).

Рис. 1.2 – Кривая производственных возможностей

Каждая точка кривой представляет комбинацию товаров двух видов.

Кривая АВС, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Если мы возьмем точку внутри области производственных возможностей, то, очевидно, что она представляет такую комбинацию средств производства и предметов потребления, которая существенно меньше, чем производство при полном и эффективном использовании всех ресурсов.

А точки, находящиеся за границей производственных возможностей, характеризуют такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании ресурсов и существующей технологии.

Таким образом, кривая АВС, т.е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный и желательный выпуск продукции. Именно из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска средств производства и предметов потребления необходимо выбрать ту, которая на данный момент времени наиболее предпочтительна.

Сравним точки В и С.

При переходе из точки В в точку С можно получить дополнительно Х = ОХс - ОХв единиц предметов потребления, пожертвовав для этого У =ОУв - ОУс единиц средств производства.



Экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, альтернативными затратами (или затратами упущенных возможностей).

Выпуклая относительно начала координат форма кривой не случайна. Дело в том, что на практике отдельные элементы применяемых ограниченных ресурсов более эффективны при производстве товара Х, другие при производстве товара У. Это значит, что для увеличения производства товара Х экономические субъекты вынуждены применять те элементы ресурсов, которые были бы более эффективны при производстве товара У. Следовательно, для производства каждой дополнительной единицы товара Х им приходится расходовать все большее количество ресурсов, из которых могло бы быть произведено гораздо большее количество товара У. Именно это и показывает форма кривой производственных возможностей: чем ближе к «краям» границы производственных возможностей находится экономика, тем выше становятся альтернативные затраты.

Форма кривой производственных возможностей отражает один из фундаментальных законов экономики ограниченных ресурсов – закон возрастающих альтернативных издержек : в условиях полного использования ресурсов при производстве каждой дополнительной единицы продукции наблюдается тенденция возрастания альтернативных затрат, т.е. каждое увеличение производства одного продукта на единицу приводит к уменьшению производства другого продукта во все большем объеме.

Действие этого закона объясняется отсутствием абсолютной взаимозаменяемости ресурсов. Ресурсы качественно неоднородны, и не все ресурсы можно с одинаковой легкостью переключать с производства продукции одного вида на производство продукции другого вида.

Таким образом, представленная модель позволила продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как ограниченность ресурсов, проблема выбора, альтернативные затраты.

Может ли общество выйти за границы своих производственных возможностей? Конечно, да. Это может произойти за счет сдвига кривой производственных возможностей. Существует четыре способа выхода на более высокую границу:

1. увеличение объема доступных стране ресурсов;

2. совершенствование технологии производства;

3. улучшение организации экономической деятельности;

4. принуждение людей к чрезмерно напряженному труду.

Эти способы имеют название:

Экстенсивный способ развития – рост экономики за счет расширения объема используемых ресурсов (1).

Интенсивный способ развития – рост экономики за счет более рационального использования имеющихся ресурсов (2,3).

Внеэкономический способ развития – рост экономики за счет создания условий сверхнапряженного труда без учета воли и интересов граждан (4). Этот способ в конечном итоге может привести к уничтожению ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, а значит, к снижению производственных возможностей. В дальнейшем он не рассматривается.

Контрольные вопросы

1. Объясните понятие ограниченности. Приведите примеры влияния ограниченности ресурсов на Вас лично.

2. Чем отличаются свободные блага от экономических? Могут ли какие-либо блага являться одновременно и свободными, и экономическими?

3. Что такое конкурирующие цели? Приведите примеры.

4. В чем состоит проблема выбора?

5. В чем заключается рациональное поведение? Всегда ли рациональное - это "правильное" поведение?

6. Сформулируйте основные фундаментальные задачи экономики. Как они решаются в различных экономических системах?

7. Охарактеризуйте основные типы экономических систем. Что такое смешанные экономические системы, почему они возникли?

8. Как вы понимаете отношения собственности? Охарактеризуйте экономическое и юридическое содержание собственности.

9. Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста. Объясните, почему это так?

10.Возможен ли сдвиг кривой производственных возможностей? При каких условиях?

Тесты

1 . Если в государстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта:

A) может быть произведено только частным предпринимателем, а не государством;

Б) может быть произведено только при сокращении производства каких-либо других товаров;

B) может быть произведено только при общем снижении цен;

Г) не может быть произведено.

2. Является ли рациональным поведение:

A) призёра олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50000 $;

Б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;

В) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь;
Г) все вышеперечисленное характеризует рациональное поведение.

3. Собственность- это:

A) отношение человека к вещи;

Б) сама вещь;

B) отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

4. Проблемы: что, как и для кого производить? - могут иметь отношение:

A) только к командной экономике;

Б) только к рыночной экономике;

B) только к традиционной экономике;

Г) к любой экономической системе.

5. Проблема «что производить»:

A) может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом;

Б) может рассматриваться как проблема выбора точки на кривой производственных возможностей;

B) возникает только в условиях острого дефицита ресурсов;

Г) вообще не возникает.

6. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

A) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо обучения;

Б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;

B) расходы на питание;

Г) плату за обучение.

7. Альтернативные издержки турпохода включают:

A) удовольствие посидеть в выходной перед телевизором;

Б) доход, который можно было бы получить за это время;

B) расходы на проезд до пункта сбора и обратно;

Г) все вышеперечисленное.

8. Семья, занимающаяся индивидуальной трудовой деятельностью и изготовляющая шапки и шубы, решила увеличить производство шуб с 20 до 25 шуб в месяц. Это требует уменьшения шапок на 10 штук. Альтернативные затраты производства одной шубы составят:

A) 5шуб;
Б) 25 шуб;

B) 40 шапок;

Г) 8 шапок.

9. При производстве 1 кг алюминия недополучено 10 керамических ваз. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует.

Варианты А В С Д
Al, кг б
Вазы, шт.

10. Какие из представленных ниже точек могут лежать на одной кривой производственных возможностей:

A) (15,3);
Б) (18, 13);

11. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

A) неполном использовании трудовых ресурсов;

Б) полном использовании всех имеющихся трудовых ресурсов и неизменной технологии;

B) изменении количества применяемых ресурсов.

12. При производстве двух товаров X и Y все используемые ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми. Как будет выглядеть кривая производственных возможностей данной страны, если в ней производится только 2 товара - X и Y:

A) иметь вид прямой с отрицательным наклоном;

Б) иметь вид вертикальной линии;

B) иметь вид кривой, выпуклой относительно начала координат;

Г) иметь вид кривой, вогнутой относительно начала координат.

13. Какая из названных характеристик не относится к традиционной системе:

A) индивидуальная собственность;

Б) централизованное планирование;

B) свобода выбора видов и форм деятельности;

Г) всё вышеперечисленное относится к традиционной экономике.

14. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

A) командная;
Б) рыночная;

В) традиционная;

Г) смешанная.

15. Какие черты рыночной экономики существовали в период расцвета административно-командной системы:

А) конкуренция;

Б) частная собственность на средства производства;

B) свобода ценообразования на негосударственном рынке товаров и услуг;

Г) свобода предпринимательского выбора.

16. Земля, капитал и труд - базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:

A) деньги, акции облигации;

Б) только деньги и облигации;

В) деньги и акции, но не облигации;

Г) ни деньги, ни акции, ни облигации к капиталу не относятся.

Познакомившись с факторами производства, обратимся теперь к вопросу их использования для выпуска различных товаров и услуг. От того, каков будет конкретный "расклад" ресурсов в экономике, зависят производственные возможности общества. Для России эта проблема более чем актуальна. В социалистические времена в громадном и тогда ещё богатейшем Советском Союзе мало кто задумывается о жёсткой ограниченности и взаимозависимости экономических ресурсов общества. Беспредельно наращивая выпуск, скажем, комбайнов на "Ростсельмаше", хозяйственники не хотели замечать, что это отбирает у страны возможности хотя бы смягчить положение с нехваткой бытовых пылесосов и холодильников.

Проблема выбора и границы производственных возможностей

Таким образом, между потребностями людей и возможностями для их удовлетворения существует "неприятная", но неизбежная обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограниченны. Отсюда перед людьми постоянно встает проблема выбора. Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу решаем задачки типа "что лучше": съесть любимое мороженое или купить интересную книгу? В экономике эта проблема проявляется в необходимости выбора между альтернативами : какие товары следует производить, а от каких придётся отказаться. Ибо ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства. Делая акцент , например, на выпуске "пушек", общество неминуемо будет вынуждено сократить производство "масла". Это подводит нас к понятию производственных возможностей.

Производственные возможности это то максимальное количество товаров и услуг (в определённом их наборе), которое может быть одновре́менно произведено́ за данный период, приданных ресурсах и технологиях. При этом имеется в виду, что все наличные ресурсы (рабочая сила, средства производства и другие хозяйственные факторы) используются наиболее полно и эффективно.

Для наглядности рассмотрим условный пример. Известно, что каждая экономика производит две большие группы продуктов: сре́дства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). Пусть в нашем примере для упрощения их собирательно представляют станки и книги. Общая ограниченность ресурсов позволяет за год производить эти товары, например, в следующих альтернативных соотношениях: либо (А) 10 единиц станков при нулевом выпуске книг, либо (Б) 9 единиц станков + 1 единица книг, либо (В) 7 единиц станков + 2 единицы книги и так далее (табл. 2.3). На основе данных этой таблицы можно построить график, кривая линия которого отразит границу производственных возможностей (ГПВ) для станков и книг в нашем примере (рис. 2.13). Так, точка А показывает альтернативу, при которой все ресурсы направлены на производство станков, а точка Д – ситуацию, когда выпускаются только книги. Однако это две явно нереалистичные крайности. На самом деле общество всегда стремится найти нужный ему баланс в распределении производства. Точки Б, В и Г как раз и представляют альтернативные варианты такого баланса, т.е. максимально возможный объём одновре́менного производства и станков, и книг в их различных сочетаниях. При этом больше станков означает меньше книг, и наоборот.

Таблица 2.3

Возможности годового производства книг и станков при полном использовании ресурсов

Вместе с тем ограниченность материальных и людских ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и книг вне линии ГПВ – скажем, в точке Н (от слова "нельзя") с выпуском 2 единиц станков и 7 единиц книг. В противоположность этому производственные комбинации внутри ГПВ (к примеру, в точке М – "можно") вполне реальны, но при этом ресурсы используются неполно и неэффективно (незагруженные фабрики, низкая занятость рабочей силы в обществе, низкая производительность труда, чрезмерные затраты сырья и т.п.). Соответственно здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения выпуска другого.

Таким образом, только точки на линии границы производственных возможностей показывают наиболее эффективные варианты использования имеющихся ресурсов для выпуска определённых товаров и услуг.

Общество должно лишь вы

Рис. 2.13.

брать нужную их комбинацию. При этом, правда, придётся "заплатить" за сделанный выбор так называемыми вменёнными (или скрытыми) издержками, к рассмотрению которых мы теперь и обратимся.

  • Альтернати́ва (от лат. alter – один из двух) – (1) необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; (2) каждая из таких исключающих друг друга возможностей.
  • Акце́нт (от лат. accentus – ударение) – (1) ударение в слове; выделение звука его усилением; (2) концентрация внимания или усилий на чём-либо, упор на что-либо; (3) невольное искажение звуков человеком, говорящим на чужом языке.