Государственная валютная политика. Валютная политика государства

  • 18. Особенности функционирования международного рынка услуг
  • 20.Мировой рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития
  • 22.Внешняя торговля рб и тенденции ее развития
  • 23.Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли
  • 21. Основные формы научно-технического сотрудничества и механизмы передачи научно-технических знаний
  • 26.Количественные ограничения внешней торговли. Экспортные субсидии. Демпинг
  • 24. Протекционизм. Аргументы «за» и «против» протекционизма
  • 25. Теория таможенного тарифа. Виды таможенных тарифов и их классификация. Экономические эффекты импортного тарифа.
  • 27.Международная торговая политика. Международные торговые организации. Инструменты и методы регулирования торговли международными экономическими организациями.
  • 28. Роль гатт/вто в процессе развития международной торговли
  • 29. Внешнеторговая политика рб
  • 30.Международная миграция капитала: понятие, причины, экономические последствия, особенности и тенденции.
  • 31.Прямые иностранные инвестиции (пии): понятие, формы.
  • 34.Теории пии: парадигма oli-преимуществ, теория «путь инвестиционного развития наций».
  • 36 Портфельные инвестиции: понятие, виды. Причины и препятствия роста портфельных инвестиций.
  • 37.Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд, объемы и структура международного кредитования, экономические последствия.
  • 42Международные и региональные финансовые организации и их кредитные механизмы. Международный валютный фонд (мвф).
  • 43 Проблемы и значение привлечения инвестиций в Республику Беларусь.
  • 47 Интеграция: понятие, предпосылки,формы
  • 50 Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (атэс).
  • 51Региональное интеграционное объединение ЕврАзЭс: цели, задачи, принципы и механизмы функционирования.
  • 52 Единое экономическое пространство (еэп): цели, задачи, принципы и механизмы функционирования.
  • 57. Валютная система: понятие, формы, элементы
  • 61. Факторы, влияющие на валютный курс. Режимы валютного курса.
  • 59 Валюта: понятие и виды. Конвертируемость валют.
  • 60. Валютный курс: понятие, виды, функции, порядок установления. Котировки валют.
  • 62. Валютный рынок: понятие, функции, институционная структура, виды и особенности. Валютные операции. Спот и форвардные курсы. Фьючерсы и опционы. Срочные контракты. Хеджирование. Спекуляция.
  • 63 Валютная политика государства: понятие, инструменты, направления.
  • 64 Государственное регулирование валютного курса.
  • 63 Валютная политика государства: понятие, инструменты, направления.

    ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА - это совокупность экономических мер, осуществляемых государственными органами и межгосударственными учреждениями в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с их текущими и стратегическими целями. Она является составной частью общей государственной экономической политики.

    Следует различать валютную политику текущую и долговременную (структурную).

    ТЕКУЩАЯ ВАЛЮТНАЯ.ПОЛИТИКА представляет собой повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры, деятельности валютного рынка. Официальной целью такого регулирования является поддержание равновесия платежного баланса, обеспечение упорядоченного функционирования механизма национальной и мировой валютных систем.

    Текущая валютная политика реализуется министерством финансов, Центральным банком, органами валютного контроля. Формами этой политики являются:

    а) дисконтная политика, т. е. маневрирование учетной ставкой Национального (Центрально-го) банка, которое наряду с другими мерами кредитно-денежного и финансового характера при-звано регулировать величину денежной массы в обращении, уровень цен, объем совокупного спроса в стране, а также прилив из-за границы и of лив за границу краткосрочных капиталов;

    б) девизная политика, осуществляемая ныне преимущественно в виде валютной интервенции, представляющей собой куплю-продажу государственными органами иностранной валюты в целях воздействия на курс национальной валюты;

    в) изменение валютного курса (девальвация, ревальвация);

    г) изменение режима обратимости валют: ужесточение или, напротив, ослабление валютных ограничений;

    д) получение или предоставление валютных кредитов и субсидий для компенсации возникающих разрывов в международных платежах;

    е) диверсификация (распределение между различными объектами) валютных резервов, позволяющая уменьшить убытки, связанные с обесценением валют, и обеспечить наиболее выгодную структуру резервных активов.

    ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (СТРУКТУРНАЯ) ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА - это осуществление долговременных структурных изменений в международном валютном механизме. Она реализуется посредством участия стран в межгосударственных переговорах и соглашениях, преимущественно в рамках Международного валютного фонда (МВФ), а также на региональном уровне. Мероприятия, осуществляемые в сфере межгосударственного валютного регулирования, трансформируют ключевые элементы международной валютной системы в новое состояние, соответствующее изменившимся мирохозяйственным отношениям.

    Направление и формы валютной политики определяются экономическим и валютным положением стран, ведущими тенденциями эволюции мирового хозяйства, изменениями в расстановке сил на мировой арене

    64 Государственное регулирование валютного курса.

    В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика. Она есть совокупность мероприятий, осуществляемых государством в сфере валютно-кредитных отношений для выполнения поставленных перед страной целей и задач. А именно: обеспечения устойчивого экономического роста; снижения уровня безработицы; обеспечения стабильности цен и равновесия платежного баланса.

    Валютная политика вырабатывается Центральным банком страны совместно с правительством и закрепляется законодательно.

    Валютную политику можно рассматривать как сочетание валютной стратегии и валютного регулирования. К сфере валютной стратегии относzтся выбор концепции валютного курса и методов влияния на этот курс (валютные интервенции, девальвация, ревальвация и пр.), диверсификация валютных резервов.

    Валютное регулирование - это комплекс законодательно-нормативных актов, регламентирующих порядок операций с валютой и валютного контроля. К взаимосвязанным направлениям валютного регулирования относят:

    Регулирование конвертации валюты;

    Регулирование текущих операций с валютой;

    Регулирование операций, связанных с движением капитала;

    Валютный контроль, целью которого является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций.

    В организации валютного регулирования важную роль играет лицензирование банков, дающее право проводить валютные операции. Лицензии банкам выдает Центральный банк.

    В широком смысле в понятие валютной политики включается также валютно-финансовое сотрудничество, в том числе сотрудничество с международными организациями, между центральными банками.

    В целях регулирования валютных отношений государство использует прямые и косвенные инструменты. К прямым относится установление в законодательном порядке различного рода ограничений на операции с инвалютой. Ко вторым - методы воздействия государства на динамику валютных курсов путем проведения валютных интервенций, а также воздействие на валютные отношения при помощи мер внутриэкономической, прежде всего денежно-кредитной политики (изменение учетной ставки центрального банка, нормы обязательных резервов для коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг).

    Применение тех или иных инструментов валютной политики обусловлено степенью вовлеченности страны в МЭО, приоритетами государственной экономической политики, состоянием экономической конъюнктуры внутри страны и за ее пределами.

    Большую роль играют и собственно валютные факторы, в частности, принятый данной страной режим валютного курса, масштабы и характер

    65. Валютная система и валютная политика РБ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ представляет собой форму организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее характеризуют те же элементы, что и любую национальную валютную систему. Важнейшими из этих элементов являются валюта (белорусский рубль) и ее валютный курс. Регулирование валютного курса и валютный контроль положены в основу валютной политики государства. Важным элементом современного механизма валютного регулирования Республики Беларусь является регулирование международной валютной ликвидности, то есть, в первую очередь, официальных золотовалютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Национального банка и Совета министров, в частности Министерства финансов Беларуси. Величина золотовалютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от конъюнктуры валютного рынка, динамики валютного курса, состояния платежного баланса, структуры погашения внешнего долга. Валютные резервы нашей страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, а также резервную позицию в МВФ. В 1999 году, в соответствии с одиннадцатым пересмотром квот, Беларусь увеличила свою резервную позицию до 386,4 млн. СДР с 187,0 млн. СДР на момент вступления в эту организацию. Основными источниками пополнения валютных резервов Национального банка Республики Беларусь являются обязательная продажа экспортерами валютной выручки и операции на валютном рынке, а валютные ресурсы Министерства финансов Беларуси складываются из поступлений от таможенных пошлин, централизованного экспорта, кредитов международных финансовых организаций. В соответствии с Положением НББ о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 01.08.1996 г. №768, все расчеты по операциям между резидентами и нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемых валютах; расчеты в иных валютах и белорусских рублях производятся, если это предусмотрено межправительственными соглашениями или соглашениями между Национальными банками сторон, осуществляющих расчеты. Исходя из принципа поэтапного формирования Платежного союза государств-участников СНГ от 21.10.1994 г., Правительством и Национальным банком Республики Беларусь заключены межправительственные (межбанковские) соглашения об организации расчетов и взаимной конвертируемости валют, регламентирующие применение валют в расчетах между Республикой Беларусь и странами СНГ. Соглашения об организации расчетов также заключены Национальным банком Республики Беларусь с Центральными банками стран Балтии.

    Институциональная структура валютного рынка Республики Беларусь включает несколько сегментов: биржевой, межбанковский, рынок наличной валюты и рынок срочных валютных операций (форвардный и фьючерсный). Биржевой валютный рынок представлен в Беларуси одной валютной биржей, которая была создана в 1993 году – Межбанковская валютная биржа (МВБ), а в 1999 г. переименована в Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ). Валютная структура биржевой торговли в 2000 г. была следующей:

    чуть более 10% приходилось на немецкую марку (с 2002 г. – евро), около 6% на российский рубль, более 80% на доллар США. Преимущественная ориентация на доллар США объясняется его ведущей ролью в мировом валютном обороте, долларизацией экономик стран СНГ. В перспективе серьезную конкуренцию доллару США окажет евро. Валютное регулирование в Беларуси включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютный механизм Республики Беларусь в общем смысле представляет собой государственную регламентацию валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в Беларуси, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным. В Беларуси сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, осуществления валютной политики, валютного регулирования и контроля.

    66. Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты. Диаграмма Т. Свона. Модель Р. Манделла. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - это действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания умеренных темпов экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности цен и внешнеэкономического равновесия. Макроэкономическая политика государства рассчитана на долговременную и краткосрочную перспективу. Отсюда выделяют стратегическую и корректирующую макроэкономическую политику.

    Стратегическая политика предусматривает достижение долговременных экономических целей: поддержание высоких темпов экономического роста и низкой инфляции, структурная перестройка экономики, экспансия на внешние рынки, обеспечение полной занятости и социальной стабильности и др. Вместе с тем, для достижения долгосрочных целей государство должно постоянно корректировать несовершенства рынка, т.е. проводить корректирующую политику. Такая корректировка рыночных механизмов носит, как правило, кратковременный характер и нацелена на стабилизационный результат. Для достижения макроэкономических целей государство применяет определенные инструменты, основными из которых являются бюджетно-налоговая (фискальная) и денежно-кредитная (монетарная) политика. Изменяя тот или иной вид политики, государство может влиять на внутреннее и внешнее макроэкономическое равновесие. Фискальная политика - это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики - влияния на чистый экспорт товаров и услуг. Инструмент политики - это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.

    Под монетарной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.

    Основными целями монетарной политики являются: 1)устойчивые темпы роста национального производства; 2)стабильные цены; высокий уровень занятости населения; 3)равновесие платежного баланса.

    Осуществляет монетарную политику Национальный (Центральный) банк страны.

    Модель Т. Свона строится для малой открытой экономики, уровень процентной ставки в которой зависит от ставок процента на мировых финансовых рынках. Если исходить из предположения, что доход в зарубежных странах является величиной заданной, то внутреннее равновесие будет определяться только двумя параметрами: государственными расходами и уровнем валютного курса, которые в свою очередь определяют уровень национального дохода. Увеличение государственных расходов, при прочих равных условиях, приводит к росту национального дохода, но одновременно увеличивает импорт и дефицит счета текущих операций. Обесценивание национальной валюты стимулирует экспорт, сокращает импорт и, следовательно, увеличивает национальный доход.

    На этой диаграмме отмечены четыре области внутреннего и внешнего неравновесия:

    Область I указывает на дефицит баланса текущих операций и неполную занятость;

    Область II указывает на дефицит баланса текущих операций и инфляционный спрос;

    Область III указывает на положительное сальдо баланса текущих операций и инфляционный спрос;

    Область IV указывает на положительное сальдо баланса текущих операций и неполную занятость.

    67. Макроэкономическое равновесие при фиксированном валютном курсе. Рассмотрим воздействие на макроэкономическое равновесие стимулирующей фискальной и монетарной политики при фиксированных валютных курсах.

    Фискальная политика.

    Рис. 1. Стимулирующая, искальная политика при режиме фиксированных валютных курсов

    Монетарная политика. Заметим, что поскольку предложение денег эндогенно, Национальный банк не может изме-нить предложение денег независимо от других стран при режиме фиксированного валютного курса. Увеличения выпуска денег не происходит, поскольку нет увеличения реального совокупного спроса. Фактический рост предложения белорусских рублей компенсируется оттоком капитала (потерей резервов), что увеличивает предложение денег и, как следствие, темп инфляции в других странах. При фиксированных валютных курсах, таким образом, происходит экспорт инфляции. Страны с фиксированными валютными курсами теряют монетарную независимость. Монетарная политика является совершенно неэффективной в открытой экономике с фиксированными обменными курсами.

    68. Макроэкономическое равновесие при плавающем валютном курсе. Когда обменные курсы свободно плавают, нет необходимости иметь резервы, поскольку Национальный банк не пытается вмешиваться (проводить интервенции) на валютных рынках. Национальный (Центральный) банк не несет обязательств по обеспечению иностранной валютой тех, кто хочет купить иностранные товары или иностранные финансовые активы.

    Рассмотрим воздействие на макроэкономическое равновесие стимулирующей фискальной и монетарной политики при плавающих валютных курсах. Фискальная политика. Рост государственных расходов, финансируемый с помощью займов (при увеличении дефицита государственного бюджета) сдвигает кривую IS от IS0 до IS1, повышая ставку процента до rl. Происходящий в результате этого приток капитала приведет к росту реального валютного курса. Спрос на внутренне произведенные товары упадет, так как импорт становится дешевле, а экспорт дороже, т.е. происходит потеря конкурентоспособности. Кривая IS сдвинется влево обратно к исходной кривой IS0, так как экспорт падает. Причина, по которой экономика движется обратно к точке исходного равновесия, состоит в том, что пока внутренняя ставка процента выше, чем мировая ставка, будет продолжаться отток капитала, и обменный курс будет расти. Этот процесс может прекратиться только тогда, когда внутренняя ставка процента снова будет равна г*. Механизм, который обеспечивает снижение ставки процента - сокращение совокупного спроса, Вывод: фискальная политика совершенно не эффективна, когда обменные курсы свободно плавают и капитал мобилен.

    Монетарная политика. В случае монетарной экспансии кривая LM сдвигается вправо от LM0 до LMX, понижая ставку процента до rl (движение из точки А в точку В). Фактически это повысит конкурентоспособность национальных товаров. Обусловленный этим приток капитала приведет к обесценению валюты. Реальный обменный курс упадет, увеличивая спрос на внутренний выпуск. Кривая IS сдвигается от IS0 до IS1 повышая ставку процента опять до г* (движение из точки В в точку С). Как и раньше, система вернется в равновесие (BP = 0) через изменение обменного курса, которое будет продолжаться до тех пор, пока г меньше, чем г*. Чистый эффект монетарной экспансии - дефицит счета движения капитала и торговый излишек в результате снижения реального обменного курса. Вывод: монетарная политика достаточно эффективна в открытой экономике с плавающими обменными курсами.

    Рис. Стимулирующая монетарная политика при режиме плавающих валютных курсов

    70. Использование модели IS-LM-BP для анализа последствий внешних и внутренних шоков в открытой экономике. События, возникающие в экономике одной страны и влияющие на экономику других стран, принято называть ВНЕШНИМИ ШОКАМИ. К ним относят: изменения во вкусах потребителей; относительное изменение цен; относительное изменение доходов; относительные процентные ставки; спекуляции. Рассмотрим влияние некоторых из них на макроэкономическое равновесие. Изменения во вкусах потребителей. Любые изменения в привязанностях потребителей зарубежных стран к изделиям (товарам) данной страны вызывают изменения в национальном производстве, экспорте и импорте, валютном курсе и платежном балансе. Если зарубежные потребители предпочтут больше товаров данной страны, то возрастет экспорт, увеличится выпуск, повысится спрос на национальную валюту, что вызовет рост процентной ставки. Платежный баланс будет положительным. Точка равновесия А сместится в новую точку В с координатами У2 и г2. Кривые IS и BP займут положение IS2 и ВР2,

    Однако рост валютного курса подорвет экспортные позиции страны, что приведет к сниже-нию экспорта и национального производства. Сократится спрос на деньги, снизится процентная ставка. Увеличится дефицит платежного баланса. Кривые JS2 и ВР2 возвратятся в исходное поло-жение, восстановив прежнее равновесие. Если зарубежные потребители предпочтут меньше товаров данной страны, то снизится экспорт, уменьшится выпуск, понизится спрос на национальную валюту, что вызовет снижение: процентной ставки. Платежный баланс будет дефицитным. Точка равновесия В сместится в новую точку (на рис. 9.7 точка С) с координатами Y1 и г1. Кривые IS и BP займут положение: IS1и BP1.

    Рис. Влияние внешних шоков на макроэкономическое равновесие

    Понижение курса валюты усилит Экспортные позиции страны, что будет способствовать восстановлению прежнего равновесия. Кривые IS1, и ВР1 возвратятся в исходное положение.

    Относительное изменение цен. Предположим, что за рубежом произошло повышение цен. Это вызовет рост экспорта и национального производства. Повысится спрос на деньги, вырастет процентная ставка. Укрепятся позиции национальной валюты и платежного баланса. Равновесие из точки А сдвинется в точку В с координатами Y2 и г2 (рис. 9.7). Кривые IS и BP займут положение IS2 и ВР2. Повышение курса национальной валюты понизит экспортные позиции страны, что негативно отразится на национальном производстве и платежном балансе. Кривые IS2 и ВР2 возвратятся в прежнее положение. Равновесие восстановится. При снижении цен за рубежом вырастет импорт и снизится экспорт. Будут подорваны пози-ции национального производства и платежного баланса. Упадет спрос на деньги и понизится процентная ставка. Точка равновесия А сместится в положение, обозначенное точкой С. Кривые IS и BP займут положение IS1 и ВР1. Снижение курса валюты укрепит экспортные позиции страны, что восстановит прежнее равновесие. Кривые IS1 и ВР1 возвратятся в прежнее положение. Изменение относительных процентных ставок за рубежом. Равновесие экономики может быть нарушено в результате изменения процентной ставки за рубежом. Если она увеличивается, инвестиции краткосрочного капитала за рубежом становятся более привлекательными. Следствием этого становится увеличение оттока капитала из страны и уменьшение притока капитала в страну. Сокращается национальное производство и спрос на деньги, что способствует снижению процентной ставки. Растет дефицит платежного баланса, понижается курс национальной валюты. Кривые IS и BP смещаются в положение IS1 нВР1.

    Снижение курса национальной валюты придает импульс экспорту. Растет производство и спрос на деньги, что повышает процентную ставку и стимулирует приток капитала в страну. Растет национальное производство, платежный баланс становится положительным. Кривые IS1 и ВР1 возвращаются в прежнее равновесное состояние.

    Если процентная ставка за рубежом снижается, то происходят обратные процессы. Кривые IS и BP сначала смещаются в положение IS2 и ВР2, а затем возвращаются в исходное положение.


    Валютная политика - совокупность мер государственного, экономического, организационного характера, направленных на регулирование валютных отношений.
    Цели валютной политики - достижение намеченных ориентиров макроэкономического развития.
    Юридически валютная политика оформляется национальным валютным законодательством и международными валютными соглашениями (совместные меры по преодолению валютного кризиса, координация валютной политики, политика в отношении других стран) - прямое регулирование, но может проводиться и косвенно - через воздействие на поведение экономических агентов страны (кредитование).
    Элементы валютной политики:
    1. политика определения и управления обменным курсом национальной валюты;
    2. политика валютных ограничений и валютного контроля;
    3. регулирование степени конвертируемости национальной валюты;
    4. политика управления золотовалютными резервами страны.
    Виды валютной политики:
    1. текущая - для регулирования конъюнктуры валютного рынка;
    2. долговременная - предполагает применение валютного механизма, изменение режима валютного курса, изменение порядка обращения валюты. Долговременная валютная политика связана со структурными преобразованиями и часто осуществляется в рамках межгосударственных соглашений.
    Формы валютной политики:
    1. Дисконтная, осуществляемая путем изменения учетной ставки ЦБ:
    • увеличение ставки ведет к притоку ИИ, снижению оттока национального капитала и увеличению валютного курса, но может привести к депрессии в экономике;
    • снижение ставки (при положительном сальдо платежного баланса) ведет к оттоку капитала и сокращению валютного курса, что негативно сказывается на платежном балансе, но стимулирует экономический рост.
    Дисконтная валютная политика малоэффективна, так как предполагает свободу движения капитала и действует в краткосрочном периоде.
    1. Девизная, осуществляемая через воздействие государства на валютный рынок:
    • при падении валютного курса государство покупает национальную валюту (продает иностранную) и стимулирует рост курса;
    • для снижения валютного курса - все наоборот: пополняются валютные резервы.
    Операции по купле-продаже иностранной валюты из валютных резервов государства в больших объемах и в короткие сроки называются валютной интервенцией. Они проводятся достаточно часто, иногда бывают коллективные и с нулевым эффектом.
    Стерилизованная валютная интервенция - государство совершает равные по объему, но разные по направлению сделки с иностранной валютой, чтобы свести к нулю влияние своих действий на предложение денег. Например, покупает доллары и одновременно продает ГКО.
    1. Диверсификация валютных резервов - продажа нестабильных валют и покупка более устойчивых. Защита от валютных потерь и основа для валютных интервенций.
    2. Режим валютных курсов и валютных паритетов:
    • фиксированный;
    • плавающий;
    • двойной (официальный по коммерческим операциям и рыночный по финансовым).
    1. Валютное регулирование путем использования валютных ограничений и валютного контроля.
    Цели использования валютной политики:
    • выравнивание платежного баланса;
    • воздействие на валютный курс;
    • концентрация валютных ценностей в руках государства.
    Принципы валютной политики:
    • централизация валютных операций в ЦБ;
    • лицензирование валютных операций;
    • ограничение оборачиваемости валют;
    • блокирование валютных счетов.
    Формы валютных ограничений:
    • блокирование выручки импортеров в стране;
    • обязательная продажа части экспортной валютной выручки;
    • ограничения на покупку иностранной валюты;
    • ограничения на форвардные сделки;
    • запрет продажи за рубеж за национальную валюту;
    • запрет оплаты импорта в иностранной валюте;
    • регулирование сроков платежей по экспорту и импорту.
    При отрицательном сальдо платежного баланса нужно сократить отток капитала, т. е. ввести лимитирование вывоза капитала, контроль за кредитным рынком, запрет покупки иностранных ценных бумаг и прекратить погашение внешнего долга.
    При положительном сальдо платежного баланса нужно сократить приток капитала, т. е. необходимо введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов или прекращение выплаты процентов, запрет на покупку национальных ценных бумаг иностранцами и ограничение ввоза валюты в страну.

    Еще по теме Валютная политика государства:

    1. Валюта. Валютная система, этапы формирования. Валютный курс. Факторы, определяющие валютный курс. Валютная политика государства
    2. Государственная экономическая политика в расширенной модели IS-LM. Система валютного курса и эффективность политики государства

    16.1. Цели и содержание валютного регулирования

    Валютное регулирование - широкое понятие, включающее в себя установление соотношение внутренней валюты и важнейших иностранных валют, обращение иностранной валюты внутри страны, международные расчеты, система обязательных платежей в валюте, влияние валютного регулирования на экономическую динамику и пр.

    Каждая национальная валюта имеет денежную стоимость в другой валюте, который называется валютным курсом. Исчисление валютного курса необходимо для взаимного обмена валют при осуществлении торговых операций, для сравнения цен мирового рынка и национального рынка, для переоценки счетов предприятий и организаций в иностранной валюте.

    В условиях современной экономической системы осуществляется как рыночное, так и государственнике регулирование валютных отношений.

    Рыночное валютное регулирование - установление валютных отношений и пропорций на рынке под спроса и предложения. Действие законов спроса и предложения в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных потоков валют потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.

    Государственное валютное регулирование предполагает активную роль государственных органов в формировании валютных соотношений и пропорций. Применение им специфических методов и инструментов воздействия, не всегда совместимых с рыночными.

    Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных сторон рыночного регулирования валютных отношений. Соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда обязано сохранять валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

    В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика как совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных, валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках "магического многоугольника" - обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

    На разных этапах развития экономики страны на первый план выдвигаются конкретные цели валютной политики , а именно:

    Преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;

    Преодоление валютных ограничений и переход к конвертируемости валюты;

    Либерализация валютных операций.

    Способы проведения валютной политики можно подразделить на прямые и косвенные. Прямое валютное регулирование реализуется путем принятия законодательных актов, постановлений и действий исполнительной власти. Косвенное валютное регулирование осуществляется с использованием экономических, в частности, валютно-кредитных методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.

    Регулирование валютных отношений включает несколько уровней . В качестве таковых можно выделить:

    частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

    органы государственной власти субъектов Федерации;

    федеральные органы государственной власти (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);

    межгосударственные финансовые организации.

    Необходимость межгосударственного регулирования валютных отношений в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

    а) усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения;

    б) изменениями соотношений между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;

    в) изменением сложившейся в послевоенные годы расстановки сил на мировой арене, появлением новых конкурентов - молодых индустриальных государств.

    г) громадным ростом масштабов мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые к тому же отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями плавающих валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми кризисами и т.д.

    По форме проведения валютная политика подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса. валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

    Применяются следующие методы проведения валютной политики: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция; диверсификация валютных резервов; валютные ограничения; девальвация и ревальвация.

    Дисконтная политика - изменение учетной ставки национального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе, в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

    Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты. В целях повышения курса национальной валюты "центральный банк продает, а для снижения - скупает инвалюту в обмен на национальную. Девизная политика осуществляется ныне преимущественно в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс. Ее характерные черты - относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения.

    Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

    Валютные ограничения - представляют собойразличные виды отклонений от рыночного установления валютных пропорций. В частности речь может идти о таких способах регулирование степени конвертируемости валют как установление валютного коридора, установление режима валютного курса и пр.

    В валютной политике переплатаются две противоречивые тенденции: координация действий, поиск совместных путей решения валютных проблем и разногласия, в силу стремления каждой страны получить преимущества.

    В этой борьбе используются девальвация и девальвация, множественность режимов валютных курсов, валютная интервенция, валютные ограничения. Девальвация и ревальвация - традиционные методы валютной политики. Результаты девальвации и ревальвации зависят от конкретных условий и проявляются через определенное время (лаг), если не противодействуют иные факторы.

      Организация обращения валюты внутри страны

    и за ее пределами

    Валютное регулирование - достаточно широкая проблема. Это и обращение иностранной валюты внутри страны, и международные расчеты, и система обязательных платежей в валюте и многие другие вопросы.

    Субъекты валютных отношений подразделяются на резидентов и нерезидентов.

    К резидентам относятся: российские и иностранные граждане и лица без гражданства имеющие постоянное местожительство в Российской федерации, в том числе временно находящиеся за границей; юридические лица с местонахождением на территории Российской Федерации и зарегистрированные в ней, в том числе предприятия с участием иностранных инвестиций; российские дипломатические, торговые и иные официальные представительства за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы резидентов за границей.

    Нерезидентами считаются: иностранные и российские граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное местожительство за границей, в том числе временно находящиеся на территории Российской Федерации; юридические лица с местонахождением за границей, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе с участием российских предприятий и организаций; находящиеся на территории Российской Федерации иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства, международные организации пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы нерезидентов.

    Виды валютных операций включают:

    (1) операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности;

    (2) операции с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты, а также рубля при внешнеэкономической деятельности;

    (3) операции, связанные с вывозом и пересылкой заграницу валютных ценностей, а также международными денежными переводами.

    Виды валютных операций.

    Валютные операции подразделяются на текущие операции, и операции, связанные с движением капитала.

    Текущие валютные операции включают: операции по купле-продаже валютных ценностей, товаров и услуг, реализации прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагающие предоставление или привлечение заемных средств; переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов, инвестиций и прочих финансовых операций; переводы средств неторгового характера, охватывая переводы зарплаты, пенсий, алиментов, наследств и другие аналогичные операции; получение и предоставление коммерческих и финансовых кредитов на срок не более 180 дней.

    Капитальные валютные операции , имеют отношение к движению капитала, сюда относятся: инвестиции, в том числе приобретение и продажа ценных бумаг; предоставление и получение коммерческих и финансовых кредитов на срок более 180 дней; привлечение и размещение средств на счета и во вклады; все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями.

    Купля-продажа иностранной валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся резидентами через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах. Полномочия органов власти и функции банковской системы следующие.

    Общее руководство валютной политикой осуществляет правительство Российской Федерации, которое принимает законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны.

    Конкретные направления валютной политики определяет Валютно-экономическая комиссия, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами.

    Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия организации и граждане.

    Функции Центрального банка России по валютному регулированию состоят в следующем:

    вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы;

    устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков;

    управляет валютными резервами находящимися на его балансе;

    определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны;

    проводит все виды валютных операций;

    регулирует валютный рынок;

    регулирует курс рубля к иностранным валютам;

    осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций;

    готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

    Порядок осуществления валютных операций юридическими лицами-резидентами следующий. Юридические лица-резиденты могут самостоятельно использовать принадлежащие им валютные ресурсы на цели, не противоречащие действующему законодательству. Резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции, связанные с движением капитала,- в порядке, установленном Центральным банком России. Расчеты за товары между резидентами за проданные товары не разрешаются, за исключением случаев, разрешенных Центральным банком России. Расчеты между резидентами и нерезидентами могут производится как в валюте, так и рублях. Валютная выручка юридических лиц-резидентов от внешнеэкономической деятельности подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Юридические лица могут хранить средства в иностранной валюте на счетах и во вкладах в иностранных банках.

    Сделки с валютными ценностями между гражданами-резидентами, а также гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами на территории российской Федерации запрещены, за исключением случаев:

    купли-продажи валютных средств гражданами-резидентами на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки;

    передачи в дар валютных ценностей государству, фондам, организациям на благотворительные цели; дарения валютных супругу и близким родственникам;

    завещания валютных ценностей и получения их по праву наследования;

    приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном действующим законодательством.

    Вывоз гражданами-резидентами иностранной валюты и других валютных ценностей допускается при соблюдении требований таможенного законодательства.

    Порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации нерезидентами (юридическими лицами и гражданами) состоит в следующем.

    Нерезиденты могут беспрепятственно ввозить, переводить и пересылать из-за границы в Россию, а также вывозить, переводить и пересылать за границу валютные ценности, если указанные валютные ценности были ранее ввезены, переведены и пересланы в Россию из-за границы или приобретены на территории России на законном основании.

    Средства нерезидентов в иностранной валюте, переведенные или ввезенные в Россию с соблюдением таможенных правил или приобретенные нерезидентами в установленном порядке на ее территории, подлежат свободному зачислению на счета и во вклады в уполномоченных банках и могут без ограничения переводиться через уполномоченные банки заграницу.

    Нерезиденты осуществляют валютные операции, в том числе куплю-продажу валютных ценностей, только через уполномоченные банки. Средства нерезидентов в рублях, полученные в результате продажи иностранной валюты уполномоченному банку, могут быть проданы обратно за иностранную валюту, а выручка от продажи беспрепятственно переведена или вывезена за границу.

    Валютные отношения — необходимый элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами международных валютных отношений выступают правительства государств, предприятия, физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения разрабатываются специальными межгосударственными органами, согласовываются, должным образом оформляются и принимают обязательный характер для всех участников международных экономических сделок.

    На сегодняшний день Россия находится в процессе осуществления глубоких экономических преобразований на пути к формированию полномасштабного валютного рынка, либерализации валютно-финансовых отношений и интеграции в мировую экономическую систему. Именно поэтому проблемы регулирования валютной сферы национальной экономики занимают одну из ключевых позиций в программах стабилизации. Принятие решений по вопросам политики валютного курса и регулирования степени конвертируемости национальной валюты носят стратегический характер и имеют особое значение для перспектив интеграции РФ в мировую экономику и определении ее места и роли в мировом экономическом сообществе. Курсовая политика, важной целью которой является достижение финансовой стабильности, все больше становиться одним из основополагающих элементов Российской экономической политики.

    Целью данной работы является анализ валютной политики России и ее направлений, проблем валютного регулирования и путей его совершенствования.

    В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

    • раскрыть сущность валютной политики и валютного регулирования;
    • рассмотреть виды валютной политики и ее направления;
    • выявить основные проблемы валютной политики и пути их решения;

    На современном этапе развития международных экономических отношений, в условиях активного развития процессов интернационализации и глобализации формирование валютной политики государства тесно связано с глубинными процессами, происходящими не только в кредитно-финансовой сфере национальной экономики, но и в мировой экономике в целом. Под влиянием этих процессов валютная политика и такой ее элемент, как курсовая политика государства, все в большей степени трансформируется в один из основных инструментов государственного регулирования экономики вследствие усиления ее взаимодействия с проводимой внутриэкономической политикой. Вследствие этого тема работы является очень актуальной на сегодняшний день.

    Объектом исследования выступает валютная политика государства.

    Для того чтобы лучше разбираться в функционировании действующей валютной политики, ее перспектив и проблем, и была выполнена данная контрольная работа.

    ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

    1.1 Понятие валютной политики, ее элементы

    Валютная политика представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития.

    Инструменты валютной политики:

    • Валютная интервенция;
    • Валютные ограничения;
    • Валютный контроль;
    • Валютные резервы;
    • Валютное субсидирование;
    • Режим валютного курса.

    При этом необходимо отметить, что мероприятия, осуществляемые в соответствии с общим контекстом государственной экономической политике, могут быть направлены как на решение текущих экономических задач, так и на реализацию стратегических планов страны как субъекта мирового хозяйства. Таким образом, при обсуждении теоретических аспектов государственной валютной политики необходимо отличать стратегическую (структурную) и текущую валютную политику.

    Стратегическая валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и общеэкономических отношений, направленная на достижение основных целей экономической политики: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, в соответствии с провозглашенной стратегией развития. Их достижение предопределяется эффективностью осуществляемой валютной политики в отношении решения определенных задач по поддержанию:

    • стабильного функционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны;
    • стабильности курса национальной валюты на международном рынке;
    • активности (или равновесия) платежного баланса (ПБ) страны.

    Стратегическая валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

    Текущая валютная политика — совокупность мероприятий, направленных на повседневное, оперативное регулирование текущей конъюнктуры в сфере валютных отношений, а также обеспечение упорядоченного функционирования национального валютного рынка.

    В число текущих задач валютной политики входит:

    • преодоление валютного кризиса и достижение валютной стабилизации;
    • введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса; переход к конвертируемости валюты;
    • стимулирование притока иностранных инвестиций; либерализация валютного режима.

    Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене.

    В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

    • политика валютного курса (механизм установления, поддержки);
    • регулирование степени конвертируемости национальной валюты;
    • валютное регулирование и валютный контроль;
    • управление официальными резервами;
    • международное валютное сотрудничество;
    • участие в международных валютно-финансовых организациях.

    Практически неотделим от валютной политики комплекс инструментов денежно-кредитной политики, включающий официальные операции на денежном рынке, манипулирование процентными ставками ЦБ и резервные требования.

    Средством реализации валютной политики России является ва­лютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным

    Валютное регулирование осуществляется в следующих формах:

    • дисконтная политика;
    • девизная политика (осуществляемая в настоящий момент преимущественно в виде валютных интервенций);
    • диверсификация валютных резервов;
    • валютные ограничения, валютный контроль;
    • регулирование степени конвертируемости валюты;
    • регулирование режима валютного курса;
    • изменения валютного курса (девальвация и ревальвация).

    Как правило, в целях регулирования валютного курса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов ЦБ страны может осуществлять дисконтную политику. Суть ее заключается в изменении учетной ставки банка. Этим дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны и повышает платежный курс. Однако если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Таким образом, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности.

    Наиболее действенным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

    Валютная интервенция — процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.

    Диверсификация валютных резервов — это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют.

    В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный — при финансовых операциях. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация — процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — и ревальвация — процесс повышения курса национальной валюты.

    Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:

    • экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;
    • временного промежутка в рамках данной страны.

    Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:

    1. курс определяется правительством страны;
    2. имеет место вмешательство правительства в установление режима;
    3. полное отсутствие вмешательства, режим курса определяется рынком.

    Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую «ползающую зацепку» курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и «грязное плавание» курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом. Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.

    1.2 Виды валютной политики и валютные системы

    Теоретически можно выделить 5 вариантов валютной политики:

    1. финансирование общего платежного дефицита без изменения валютного курса;
    2. жесткий валютный контроль;
    3. плавающий валютный курс;
    4. постоянно фиксированные валютные курсы;
    5. компромисс валютных курсов.

    Каждый вариант представляет способ решения валютных проблем как реакцию на дефицит платежного баланса и падение курса национальной валюты.

    Первый вариант предполагает условия, при которых страна имеет возможность финансировать дефицит своего ПБ, оставляя валютный курс неизменным, за счет валютных резервов и денежных обязательств по отношению к другим странам.

    Такими условиями являются:

    а) дефицит платежного баланса носит временный характер;

    б) страна имеет достаточные валютные резервы;

    в) устойчивость валютного курса в долгосрочном плане, без существенных корректировок общеэкономической политики для его поддержания.

    Если эти условия отсутствуют, то поддержание валютного курса при помощи временных финансовых мер малоэффективно и дорогостояще.

    Второй вариант — жесткий валютный контроль — предполагает ограничение импорта товаров и услуг, вывоза капитала заграницу, заграничного туризма и т.п.

    При третьем варианте валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное — правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса.

    Недостаткам плавающего курса являются:

    а) при незначительной емкости валютного рынка несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние;

    б) обеспечение эффективности валютной политики при регулировании со стороны государства и при принятии валютно­финансовых фискальных мер.

    в) непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме;

    г) существует угроза правительственного манипулирования («грязное плавание»), что подрывает доверие субъектов рынка;

    д) при наличии в стране крупных спекулятивных потоков капитала определение обменных курсов ограничивает валютно­финансовую независимость.

    Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е. когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.

    Четвертый вариант — фиксированные курсы — имеет следующие преимущества:

    а) количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);

    б) сдерживание инфляции. Высокое доверие к валютно­финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках.

    Однако данный режим не лишен и недостатков: страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Обычно эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных.

    При фиксированном курсе возникает проблема в отношении уточнения количества валют. В случае «зацепления за одну валюту» режим характеризуется следующим: удобство для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; значительное сокращение возможности правительственного манипулирования курсами; уменьшение риска обменного курса в торговле; колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим. Использование политики фиксируемого курса с «зацеплением за корзину валют» иностранные инвесторы воспринимают тяжелее, предполагая, что власти манипулируют валютами, т.к. состав корзины валют широко не известен. В этом случае иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная, политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает ПБ страны.

    К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.

    Проблема выбора оптимального варианта валютной политики должна рассматриваться в контексте исторической практики в области валютных отношений, раскрывающей зависимость изменений валютной политики от конкретного состояния мировой экономики и социально-экономической ситуации в данной стране. Исторический опыт раскрывает конкретные условия и предпосылки проведения той или иной валютной политики. Такой подход позволяет понять современные проблемы валютных отношений, конкретно — исторически оценить достоинства и недостатки, целесообразность и возможность проведения той или иной валютной политики, в данной стране при конкретной ситуации.

    В истории системы фиксированных валютных курсов (ФВК) можно выделить три периода:

    Первая и вторая системы — это системы реально фиксированных курсов. Третья — система договор фиксированных валютных курсов.

    «Золотой стандарт» был системой твердых валютных курсов по определению, т.к. базировался на непосредственной связи с золотом. При этой системе:

    • все страны поддерживали жесткое соотношение между своими запасами золота и количеством денег в обращении;
    • все национальные валюты имели фиксированное содержание золота;
    • существовала свободная купля-продажа золота.

    Конвертируемость валют в золото и свободное движение золота между странами приводили к установлению фиксированных валютных курсов для любых операций, обеспечивали выравнивание дефицитов.

    Основные принципы организации валютных отношений при Бреттон-Вудской системе заключались в следующем:

    • базирование на золотовалютном стандарте, означающее, что некоторые валюты в международных расчетах рассматривались как эквиваленты золота и могли функционировать в качестве валютных резервов;
    • фиксированные паритеты, согласованные в рамках МВФ, на основе которых сравнивались и обменивались валюты;

    Чтобы обеспечить соответствие действительного курса своей валюты объявленному паритету каждая страна могла:

    а) или гарантировать конвертируемость своей валюты в золото по официальному паритету (в США в 1945 г. установлен паритет 35 долл. за 1 унцию золота);

    б) или поддерживать на рынках курс своей валюты по отношению к остальным в пределах колебаний максимум в 1% паритета (выбрали остальные страны).

    • конвертируемость валют, свобода и многосторонность платежей в текущих операциях.

    Ямайская валютная система во многом отличается от Бреттон-Вудской:

    • меняется носитель мировых денег. Бреттон-Вудская система использовала в качестве конечного средства расчетов золото и резервные валюты, а новая система опирается на СДР — коллективную валюту МВФ и Евро — коллективную валюту ЕС. Эти виды валюты стали элементом в структуре международной ликвидности;
    • новая валютная система разрешает как фиксированные, так и плавающие валютные курсы или смешанный вариант;
    • наличие замкнутых валютных блоков, которые, с одной стороны, являются участниками мировой валютной системы, с другой — внутри них существуют особые отношения между странами — участниками;
    • в Ямайской системе права МВФ по надзору за валютными курсами расширены. МВФ выработал основные принципы, которых должны придерживаться страны — члены МВФ при проведении курсовой политики, с тем, чтобы международная валютная система в целом функционировала эффективно. Суть этих принципов сводится к следующему:

    а) экономически обоснованный валютный курс. Страны должны избегать манипулирования валютным курсом в целях недопущения необходимого регулирования ПБ или получения

    несправедливых конкурентных преимуществ;

    б) осуществление интервенции в целях сглаживания значительных хаотичных краткосрочных курсовых колебаний;

    в) учет интереса других стран при проведении интервенции. Были также разработаны основные критерии для определения выполнения страной этих принципов.

    • Роль валютной политики в экономике государства

    На современном этапе развития мирового хозяйства в системах регулирования экономики (главным образом, в системах, где преобладают рыночные методы) все более важное место стала занимать валютная политика. Формирование валютной политики государства тесно связано с глубинными процессами, происходящими не только в кредитно-финансовой сфере, но и в экономике современного мирового сообщества в целом. В числе этих процессов следует выделить интернационализацию производства и глобализацию капитала на качественно новом уровне, стремительное развитие информационных технологий и связанную с этим структурную перестройку, охватившую все промышленно развитые страны, усиление государственного регулирования экономических процессов, позволяющего предотвращать или смягчать наиболее разрушительные последствия действия рыночных сил.

    Под влиянием этих процессов валютная политика из метода, ориентированного в основном на применение во внешнеэкономической сфере все в большей степени превращается в один из наиболее значимых методов государственной экономической политики вследствие усиления ее взаимодействия практически со всеми разновидностями внутриэкономической политики.

    В российской экономической литературе, посвященной вопросам регулирования валютных отношений, валютная политика государства определяется как совокупность мероприятий в сфере международных экономических отношений, причем ее конкретные направления и формы во многом зависит от положения страны в мировом хозяйстве и задач, стоящих пред национальной экономикой.

    Направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мировой валютной системы, расстановкой сил на международной арене. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций резидентами и нерезидентами с валютными ценностями на территории страны и резидентами за ее пределами, в число которых входят и международно-правовые нормы, закрепленные в межгосударственных двух- или многосторонних валютных соглашениях.

    Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики одновременно осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение различных валют, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, а также закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг и капиталов. Кроме того, посредством ценового механизма и динамики валютных курсов валютный рынок выступает в роли оперативного источника информации о состоянии валютных операций.

    ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

    2.1 Проблемы реализации валютной политики РФ

    Банк России и Правительство РФ вариантах развития российской экономики исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие несколько лет основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции.

    Банк России намерен завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно- кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля над соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.

    Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012-2013 гг. . В 2013 году предусматривалось:

    1. снижение среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель. Сальдо счета текущих операций может стать отрицательным.
    2. развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель. Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 2 раза. Прирост валютных резервов замедлится.
    3. прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Цена на российскую нефть снизится до 95 долларов США за баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет близок к показателю 2009 г., а импорт увеличится значительно. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.
    4. цена на нефть составит 115 долларов США за баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте.

    Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.

    В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

    Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической деятельности, формирующимся под воздействием как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики.

    Возможно постепенное сокращение чистого притока средств по внешнеторговым операциям, темпы которого будут определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей. В случае реализации внешне- и внутриэкономических условий, близких к I, II и III вариантам прогноза, профицит торгового баланса в среднесрочном периоде сменится его дефицитом, что приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля.

    В этих условиях определяющую роль приобретет трансграничное движение капитала, которое будет определять направление изменения курса рубля. Оценка будущей динамики потоков капитала характеризуется значительной неопределенностью и станет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации (прежде всего — последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей).

    В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса — к увеличению, по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.

    2.2 Совершенствование валютной политики РФ в условиях кризиса

    Накопление валютных резервов государства принято оценивать как положительное явление, свидетельствующее об эффективности проводимой экономической политики. Но оно дает двоякий эффект. Рост валютных резервов — результат операций ЦБ РФ по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (и лишь в небольшой части — следствием их размещения за рубежом), в целях не допустить резких колебаний валютного курса рубля. Практика последних лет показывает тесную прямую связь между накоплением валютных резервов, с одной стороны, и ростом денежной массы и инфляции — с другой.

    Русский опыт показывает, что в условиях сравнительно высокой инфляции политика управляемого курса, оборотной стороной которого является рост валютных резервов, не может обеспечивать относительную стабильность национальной валюты и предотвращать ее укрепление. Накопление валютных резервов неизбежно генерирует инфляцию, что провоцирует реальное удорожание рубля. Поэтому наращивание валютных резервов воздействует на экономику скорее неблагоприятно, чем благотворно. Для России необходимо придерживаться политики умеренности накапливании валютных резервов, что должно сопровождаться стимулированием производства товаров и услуг со стороны государства.

    В России давно назрела потребность в создании механизмов использования валютных резервов для стимулирования инвестиций. Потери России от фактического омертвления 1/3 ВВП, заключенных в валютных резервах, составляют не менее 1 млрд. долл. в год. Отсюда возникает потребность в разработке специальных схем, обеспечивающих использование валютных резервов для повышения инвестиционного потенциала экономики за счет операций с «остальным миром».

    Существуют следующие предложения управления и использования избыточных валютных резервов по некоторым направлениям:

    1. возможность использования для досрочного погашения или выкупа российской внешней задолженности. ЦБ может купить российские долги иностранным государствам по договору цессии. Преимущества способа: 1) не увеличивает рублевую эмиссию; 2) не требует внесения изменений в бюджет; 3) решается проблема сокращения межгосударственных долгов России. Это уменьшает долговую нагрузку на бюджет, что позволит в перспективе снизить уровень налогов и стимулировать инвестиционную активность. Недостатки: слабость инвестиционного эффекта и его существенное растяжение во времени. Увеличение бюджетных доходов и уменьшение нагрузки на ПБ в будущем при этом составит несколько миллиардов долларов в год.
    2. использование резервов в объеме 30 — 40 млрд. долл. для создания эффективной системы рефинансирования кредитования банками российских экспортеров и системообразующих компаний с условием сокращения общей задолженности эмитентов. Преимущества: 1) уменьшение объема внешней задолженности резидентов; 2) ослабление повышательного давления ввоза заемного иностранного капитала на курс рубля.
    3. За счет валютных резервов могут быть расширены границы государственных гарантий, в т.ч. для иностранных инвесторов, что сегодня воспринимается важнейшим условием для реализации крупных проектов в России. Данный вариант возможен через увеличение за счет резервов Инвестиционного фонда РФ.
    4. Использование валютных средств ЦБ РФ для кредитования вложений российских компаний в зарубежные производственные активы. Расширение экспорта российских товаров высокой степени переработки (в т.ч. в страны СНГ) предполагает: 1) формирование инфраструктуры сбыта российской продукции за рубежом; 2) создание каналов проникновения на рынки с высокими конкурентными и административными барьерами.
    5. Это требует масштабного расширения инвестиций за рубежом, в которых (при наличии механизмов минимизации рисков) могут быть задействованы средства резервов ЦБ РФ. Недостатки: сложность создания механизма взаимодействия государства и частных корпораций.Для укрепления международных позиций рубля также необходимо расширить торговлю российскими товарами, платежи за которые будут производиться в рублях. Преимущества внедрения рубля при оплате экспорта из России заключаются в следующем:
      1. перенос курсового риска с экспортеров на импортеров российской продукции и необходимость нести издержки по хеджированию;
      2. постепенное формирование мировой практики расчетов в рублях;
      3. перевод большинства расчетов в «рублевую зону». Для проведения расчетов иностранные покупатели будут вынуждены открывать рублевые счета в российской банковской системе, что в целом повысите её ликвидность;
      4. налаживание масштабных расчетов с использованием рубля будет призвано стимулировать иностранные центральные банки формировать часть своих валютных резервов в рублях. Это обеспечит постепенное вхождение рубля в мировую валютную систему, что будет означать не формальную, а практическую свободную конвертируемость российской валюты.

    Кроме того, в принципе изменятся приоритеты валютной политики. Российские экспортеры будут заинтересованы не в ослаблении рубля, а в его укреплении, т.к. им выгоднее получать платежи в более стабильной валюте. Это поспособствует снижению инфляции и упрочит доверие к рублю как к укрепляющемуся денежному активу, сделает его более привлекательным для сбережений и инвестиций.

    Для валютной политики остается актуальной проблема оптимизации структур по видам валют, в которых номинированы международные резервы. В портфеле валютных резервов Банка России высока доля долларовых активов (около 65%). Необходимо снизить их долю. Недооценены вложения в йену и швейцарский франк в основном за счет большей, чем необходимо с точки зрения оптимального валютного портфеля, доли вложений в долларовые активы. Сложившаяся высокая доля евро оправдана с точки зрения структуры торговли, хотя могла быть и ниже, учитывая структуру долга.

    Для оптимизации диверсификации валютных вложений России нужно снизить доли долларов и евро, превышающие уровни, характерные для оптимального портфеля. Дальнейшая диверсификация, таким образом, возможна за счет доли Йены и швейцарского франка. При оптимизации структуры резервов по странам значительно возрастут доходы от активов Банка России. При реализации такого подхода к управлению валютными резервами прибыль может увеличиваться на десятки миллиардов рублей в год, соответственно, будет повышаться и та её часть, которая перечисляется в федеральный бюджет.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На современном этапе развития мирового экономического сообщества экономическая политика государства приобретает все большую значимость для успешного функционирования национальных экономик. Это явление обусловлено определенными изменениями, происходящими в общественной и экономической жизни. Экономические функции современного правительства сложны и многообразны. Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей страны и накопленного опыта регулирования. Одним из методов государственного регулирования является валютная политика.

    Устойчивость и прогрессивное влияние международной системы на развитие мирового хозяйства обусловлено стабильностью национальных валютных систем. Темпы и эффективность экономического роста, совокупный спрос, национальный доход, государственный бюджет и другие экономические показатели оказывают прямое влияние на валютную систему страны: платежный баланс, валютный курс, конвертируемость национальной валюты.

    Таким образом, чем более развита экономически страна, тем выше степень ее участия в международном разделении труда, тем больше выгоды, получаемые от международного экономического сотрудничества, тем устойчивее ее валютная система и ее позитивное обратное влияние на национальное хозяйство.

    Практика показала несостоятельность валютной политики России: сильная зависимость от внешних факторов (от мировых цен на сырье и от последствий воздействия кризиса, прежде всего, на экономику других стран), слабая связь между политикой, реально проводимой ЦБ РФ, и декларируемыми им целями, низкий уровень качества планирования валютных резервов.

    Предполагаемый дефицит торгового баланса в ближайшие годы приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля. Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализируется и не обосновывается рост резервов.

    В целом, при более последовательном и разумном поведении Банка России, диверсификации им валютного портфеля и методов регулирования валютного режима, перспективы валютной политики на данном этапе развития экономики являются значительными. Для укрепления курса рубля имеются все предпосылки и созданы все условия, накоплена теоретическая база. Остается пережить кризис с минимальными потерями и приняться за совершенствование действующей системы.

    В большинстве стран Центральный Банк является проводником государственной валютной политики. Валютная политика представляет собой «совокупность мер в области валютных отношений, осуществляемых государством в соответствии с выработанными политическими и экономическими ориентирами. Ее стратегическая цель совпадает с общей целью государственной экономической политики, но имеет свой специфический объект воздействия и субъекты ее проведения» Организация деятельности центрального банка: учебное пособие /Т. С. Бакулина; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2009 - С.96

    Объектом валютной политики являются валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Определение валютных ценностей содержится в статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Под иностранной валютой понимается как наличная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего государства или в группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки), так и безналичная (средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах).

    Валюта Российской Федерации выступает объектом валютно-правового регулирования, когда в экономических отношениях участвуют нерезиденты. Например, если покупателем российских ценных бумаг за российские рубли является иностранная фирма-нерезидент, то возникающие отношения регулируются нормами валютного законодательства.

    В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям относятся также внешние ценные бумаги: платежные документы, основными видами которых являются чеки, векселя и аккредитивы. Перечень платежных документов оставлен в законе открытым, поскольку в результате совершенствования банковских услуг появляются новые виды платежных документов; фондовые ценности - акции и облигации, выраженные в иностранной валюте; другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте (казначейские векселя, железнодорожные накладные, коносаменты и др.).

    Ценные бумаги, как и денежные знаки, должны отвечать требованиям подлинности и платежности. Ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, могут быть эмитированы как за рубежом, так и в Российской Федерации.

    Субъектами валютной политики являются определяемые Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля.

    Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации.

    Органами валютного контроля (ст. 22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

    Агентами валютного контроля являются:

    ь уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;

    ь профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

    ь таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

    Таким образом, Банк России одновременно выступает и как основной орган валютного регулирования, и как один из органов валютного контроля в Российской Федерации. Банк России наделен правом издания нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения всеми участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. См: Организация деятельности центрального банка: учебное пособие /Т. С. Бакулина; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2009 - С.96-97

    Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

    Наряду с общей стратегической целью валютной политики, совпадающей с целью общеэкономической политики, различают тактические, или операционные, цели:

    Ш укрепление валютно-финансового положения страны,

    Ш повышение ее международной платежеспособности и кредитоспособности, международной валютной ликвидности;

    Ш повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов и противодействие «бегству капитала» за границу;

    Ш укрепление национальной валюты, создание условий для ее конвертируемости и стабильности курса по отношению к иностранным валютам.

    По форме проведения валютная политика подразделяется на структурную и текущую.

    Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ.

    Текущая валютная политика - это совокупность мер, направленная на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, возможных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота. Текущая политика традиционно осуществляется рядом государственных органов управления - Министерством финансов, Центральным банком, специализированными учреждениями валютного контроля и т.п.

    Применяются следующие методы проведения валютной политики: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция; диверсификация валютных резервов; валютные ограничения; девальвация и ревальвация. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля/ В.П.Орешин; МГУ - Москва, 2009

    Дисконтная (учетная) политика - изменение учетной ставки национального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе, в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

    В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется, прежде всего, противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов.

    Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики.