Формирование рынка ценных бумаг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты функционирования первичного рынка ценных бумаг
    • 1.1 Экономическая сущность первичного рынка ценных бумаг и его значение
    • 1.2 Структура первичного рынка ценных бумаг
    • 1.3 Нормативно-правовое регулирование первичного рынка ценных бумаг
  • 2. Анализ первичного рынка ценных бумаг и тенденции его развития
    • 2.1 Особенности развития первичного рынка ценных бумаг в России на современном этапе
    • 2.2 Проблемы функционирования и развития первичного рынка ценных бумаг
    • 2.3 Тенденции развития первичного рынка ценных бумаг в России
  • Выводы и предложения
  • Список использованной литературы
  • Приложения
  • Введение
  • бумага ценный рынок россия
  • Важнейшей частью рынка ценных бумаг является первичный рынок, на котором происходит первоначальное размещение вновь выпущенных финансовых инструментов инвестирования (ценных бумаг). От качества организации первичного рынка зависит решение проблемы аккумуляции и перераспределения капиталов в масштабах национальной экономики. Для российского рынка исключительная актуальность данной проблемы определяется растущей потребностью реального сектора экономики в процессе ее структурной перестройки в капитале, а также незавершенностью экономических реформ. Масштабы и результативность этих реформ напрямую зависят от эффективности функционирования первичного рынка ценных бумаг, влияющего на инвестиционный процесс как в макро-, так и в микроэкономических разрезах.
  • В условиях развитой рыночной экономики первичный рынок ценных бумаг, сохраняя свое значение, обычно уступает их вторичному рынку по масштабам совершаемых операций.
  • Значимость восстановления частной собственности на средства производства, создание рациональной структуры экономики для эффективного развития рыночных отношений в России обуславливает необходимость решения целого ряда вопросов, связанных с совершенствованием механизма функционирования первичного рынка ценных бумаг.
  • Между тем, первичный рынок ценных бумаг в России обойден вниманием исследователей. Последние чаще всего анализировали лишь некоторые аспекты первичного размещения государственных ценных бумаг. В результате более детально исследован механизм функционирования организованного первичного рынка ценных бумаг. В настоящее время, когда удельный вес этого рынка существенно сократился, возникла необходимость более детальной и глубокой проработки проблем первичного размещения корпоративных ценных бумаг, а также всей совокупности проблем первичного рынка. За пределами внимания исследователей все еще остаются многие важные моменты, связанные с определением сущности, функций и роли первичного рынка ценных бумаг в экономике страны и, в частности, в инвестиционном процессе. Недостаточно внимания уделяется исследованию существующего правового регулирования первичного рынка и задачам его совершенствования.
  • Цель данной работы состоит в изучении теоретических и практических аспектов функционирования первичного рынка ценных бумаг в России.
  • Цель исследования предполагает решение следующих задач: определение понятия и особенностей первичного рынка ценных бумаг; исследование нормативно-правовой базы российского первичного рынка ценных бумаг; анализ процесса первичной реализации ценных бумаг, а также способов их первичного размещения; разработку рекомендаций по повышению эффективности функционирования первичного рынка ценных бумаг.
  • Объектом исследования является первичный рынок ценных бумаг в Российской Федерации. Предметом исследования являются экономические и организационно-правовые отношения, связанные с функционированием первичного рынка ценных бумаг. Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Федеральной службы по финансовым рынкам, Министерства финансов, Федеральной антимонопольной службы, Центрального банка, ФНС. В процессе исследования использовались также статистические материалы Росстата РФ, публикации в средствах экономической, научно-технической и массовой информации, а также информация, предоставляемая в системе Интернет.
  • Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, выводы предложения, список использованной литературы и приложения.
    • Первая глава курсовой работы посвящена изучению теоретических аспектов функционирования первичного рынка ценных бумаг. Здесь рассматривается экономическая сущность первичного рынка ценных бумаг, его структура, нормативно-правовое регулирование.
    • Во второй главе курсовой работы проведен анализ первичного рынка ценных бумаг и тенденции его развития, на основе изучения проблем его функционирования.
    • 1 . Теоретические аспекты функционирования первичного рынка ценных бумаг
    • 1.1 Э кономическая сущность первичного рынка ценных бумаг и его значение
    • В учебном пособии под редакцией В.Н. Едроновой приводится определение, с которым мы и согласны: «Рынок ценных бумаг как элемент финансового рынка представляет совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, механизмов, институтов и инструментов, используемых для привлечения инвестиций в экономику путем установления экономических отношений между теми, кто нуждается в инвестициях, и теми, кто хотел бы инвестировать свой избыточный доход с целью получения нового дополнительного дохода» .
    • Цель функционирования рынка ценных бумаг - как и всех финансовых рынков - состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечивал наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций (оформленных в виде тех или иных ценных бумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.
    • По организационной структуре рынок ценных бумаг делят на первичный и вторичный рынки.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором происходит первичное размещение ценных бумаг. Первичное размещение бывает двух видов - частное и публичное.

Частное размещение. В этом случае пакет ценных бумаг продается ограниченному числу лиц (как правило, одному-двум институциональным инвесторам). Особенностью частного размещения является закрытый характер сделки. Никаких требований по раскрытию финансовой документации не предъявляется.

Публичное размещение или IPO. Публичное размещение происходит с помощью посредников. Ими могут выступать как биржи, так и институциональные брокеры .

Первичный рынок ценных бумаг выполняет целый ряд функций, которые условно можно разделить на функции, присущие каждому рынку, а также функции, отличающие данный рынок от других. Особое внимание следует уделить последним, так как они определяют специфику первичного рынка. К ним относятся:

Перераспределительная функция, которая состоит в перераспределении денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности, переводе сбережений (прежде всего населения) из непроизводительной в производительную форму; финансировании дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств;

Информационная функция, т.е. полное раскрытие информации для участников рынка (прежде всего инвесторов), что позволяет сделать обоснованный выбор ценной бумаги для инвестирования.

Первичный рынок - это рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение, это ее первое появление на рынке, так сказать, стадия «производства» ценной бумаги. Результатом всех процессов, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать приобретение их первыми владельцами. Любая ценная бумага продается первый раз на первичном рынке. Таким образом, термин «первичный рынок» относится к продаже новых ценных бумаг. В результате продажи бумаг на первичном рынке лицо их выпустившее получает необходимые ему финансовые ресурсы, а бумаги поступают в руки первоначальных держателей. Таким образом, функция первичного рынка состоит в мобилизации новых капиталов. Ценные бумаги главным образом выпускаются юридическими лицами.

После того как первоначальный инвестор купил ценную бумагу, он вправе перепродать ее другим лицам, а те, в свою очередь, свободны продавать их следующим вкладчикам. Первая и последующие перепродажи ценных бумаг происходят на вторичном рынке. Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с данными бумагами, в результате которых осуществляется постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому. На нем уже не происходит аккумулирования новых финансовых средств для эмитента, а наблюдается только перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов. Вторичный рынок, являясь механизмом перепродажи, позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги. При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие, предприятия и начинания не получили бы необходимой финансовой поддержки.

1.2 С труктура первичного рынка ценных бумаг

Для наиболее полной характеристики первичного рынка ценных бумаг необходимо рассмотрение его институциональной структуры, характера и особенностей деятельности его участников, существующих информационной и регулирующей систем.

С институциональной точки зрения, первичный рынок ценных бумаг представлен: эмитентами, инвесторами и профессиональными участниками.

Особое внимание следует уделить объектам инвестирования на первичном рынке ценных бумаг, то есть тем финансовым инструментам, используя которые каждый из участников первичного рынка ценных бумаг может привлекать необходимые инвестиционные ресурсы. Для государства это - облигации, выпускаемые для обращения как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Корпорации используют в качестве этих финансовых инструментов акции, облигации, а также используют глобальные и американские депозитарные расписки в случае выхода на иностранные фондовые рынки.

Деятельность участников первичного рынка ценных бумаг, в зависимости от преследуемой ими цели, может быть: эмиссионной, инвестиционной и профессиональной.

С точки зрения его функционального назначения, первичный рынок ценных бумаг включает информационную систему, а также систему регулирования.

Создание информационной инфраструктуры первичного рынка ценных бумаг происходит в соответствии с определенными принципами, Основополагающими является принцип прозрачности и принцип информационной эффективности. Принцип прозрачности определяется, во первых, как возможность доступа к стандартизированной информации о финансовом состоянии, методах управления и работе эмитента, ценные бумаги которого размещаются. Во-вторых, как та степень, в которой информация о сделках с ценными бумагами (цены, объемы) открывается широкой публике сразу после их завершения. Таким образом, этот принцип включает в себя не только обязательность по предоставлению информации, но и ее достоверность и легитимность.

Другим принципом, лежащим в основе информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг, является принцип его информационной эффективности, под которой понимается способность этого рынка к восприятию информации, то есть скорость реагирования курсов ценных бумаг на содержание поступающей информации.

Что касается информации, поступающей на рынок ценных бумаг, то ее можно классифицировать следующим образом :

Общедоступная стандартизированнная информация, раскрываемая всеми участниками рынка ценных бумаг,

Информация, доступная отдельным лицам (инсайдерам).

Рассмотрим подробнее первичный рынок. Лицо, выпускающее ценные бумаги, называют эмитентом, а выпуск бумаг - эмиссией. Эмитентом могут быть корпорации, правительство и муниципальные органы. Лицо, приобретающее ценные бумаги, именуют инвестором. На фондовом рынке главными покупателями бумаг выступают юридические лица, прежде всего банки, страховые организации, инвестиционные, пенсионные фонды, так как именно они располагают наибольшей суммой средств. На фондовом рынке существует термин «институциональный инвестор», который относится к специалистам, управляющим чужими активами, или обозначает организации, главный вид деятельности которых - приобретение финансовых активов за счет привлеченных средств .

Таким образом, первичный рынок - это как бы то экономическое пространство, которое ценная бумага проходит от эмитента до первого покупателя. Экономическим это пространство называется не только потому, что на нем действуют эмитент и инвестор, но и потому, что оно рационально организовано (для него характерно разделение труда, на нем функционируют специализированные посредники) и выполняет определенную экономическую задачу - только в рамках данного пространства эмитент может получить необходимый ему капитал. Дальнейшее движение ценной бумаги, т.е. от первого покупателя к последующим, не может являться источником дохода для эмитента.

На первичном рынке любое лицо, имеющее необходимый для этого юридический статус, может получить как собственный, так и заемный капитал путем эмиссии. Заемный капитал будет получен в результате выпуска облигаций и других долговых бумаг. Но всякую ссуду следует в назначенное время вернуть, а потому ссуда, полученная на фондовом рынке, мало чем отличается от банковского кредита. Однако на этом рынке можно получить не только ссуду, но и капитал, который вообще не надо возвращать.

Для понимания сущности эмиссии, осуществляемой корпорациями, определения ее целей, порядка проведения и параметров важно четко представлять себе отдельные виды (типы) эмиссии. Для этого проводят классификацию эмиссий, выделяя следующие наиболее значимые классификационные принципы:

По очередности проведения: первичная и последующие;

По форме осуществления: открытые (чаще называют публичной, так как она предполагает предложение выпускаемых ценных бумаг неограниченному кругу потенциальных инвесторов и публичное объявление о предполагаемой эмиссии, сопровождаемое обязательством о раскрытии информации) и закрытые (.считается частной, или приватной, так как выпускаемые ценные бумаги предлагаются заранее определенному кругу инвесторов, поэтому при ней не требуется, как правило, принимать на себя обязательства по раскрытию информации);

По способу размещения ценных бумаг: распределение (дополнительное размещение акций среди акционеров), конвертация (представляет собой замену ценных бумаг одних видов на другие на предлагаемых эмитентом условиях) и подписка (она осуществляется на возмездной основе, так как предполагает заключение договоров купли-продажи между инвестором и эмитентом или между инвестором и андеррайтером, реализующим ценные бумаги эмитента по его поручению);

По форме существования выпускаемых ценных бумаг; характер владения: эмиссия документарных (эмитент в этом случае обязан в соответствии с нормативными документами выпускать сертификаты ценных бумаг) и бездокументарных ценных бумаг;

По характеру владения: именные (при этой форме информация о владельцах должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые требует идентификации владельца) и предъявительские ценные бумаги (переход прав на нее и осуществление закрепленных ею прав не требуют идентификации владельца);

По типу ценных бумаг: выпуск акций или облигаций.

По российскому законодательству компания не может одновременно проводить эмиссию ценных бумаг различных категорий и типов.

В России эмиссия ценных бумаг осуществляется при:

Учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей;

Увеличении размеров первоначального уставного капитала акционерного общества путем выпуска акций;

Уменьшении уставного капитала путем снижения номинальной стоимости акций;

Привлечении заемного капитала юридическими лицами, государством, государственными органами или органами местной администрации путем выпуска облигаций и иных долговых обязательств;

Конвертации одних ценных бумаг в другие;

Консолидации или дроблении акций;

При выпуске производных ценных бумаг.

Продуманная эмиссионная деятельность может помочь предприятиям решить множество конкретных задач. Далеко не всегда компании представляют, какое преимущество они могут получить в результате грамотно проведенной эмиссии, и не выделяют в своей стратегии эмиссионную политику как отдельное направление в менеджменте. В числе задач, которые могут быть решены с помощью эмиссий корпоративных ценных бумаг, назовем следующие :

Мобилизация ресурсов на осуществление инвестиционных проектов эмитента, пополнение его оборотных средств;

Увеличение собственного капитала компании-эмитента;

Изменение структуры акционерного капитала (распределение акций, прежде всего голосующих, между группами акционеров) либо преодоление негативных тенденций в этом изменении;

Погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг;

Реструктуризация задолженности организаций по налоговым платежам;

Рост доходов инвесторов от сделок купли-продажи на вторичном рынке приобретенных ими ценных бумаг эмитента.

1.3 Н ормативно-правовое регулирование первичного рынка ценных бумаг

Правовое регулирование рынка ценных бумаг является объектом изучения предпринимательского и гражданского права. В рамках предпринимательского права основное внимание уделяется предпринимательской деятельности субъектов рынка ценных бумаг, прежде всего деятельности профессиональных участников. Исследование же ценных бумаг как объектов права - предмет гражданского права.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

1. Конституция РФ , ст. 8, 34, 35, 71, 74;

2. Гражданский кодекс РФ, Глава 7;

3. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ;

4. ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ;

5. ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года № 136;

6. ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ;

7. Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» от 2 октября 1997 года № 27;

8. Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении положения о депозитарной деятельности» от 16 октября 1997 года № 36;

9. Приказ ФСФР РФ «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от 10 октября 2013 года № 117;

10. Приказ ФСФР РФ «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» от 25 января 2014 года № 07/4.

Российский рынок ценных бумаг регулируется гражданским правом посредством совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в установленной форме с соблюдением определенной процедуры - законодательства Российской Федерации. Собственно в основе гражданского законодательства лежит Гражданский кодекс РФ, где описаны основные понятия и их взаимоотношения, имеющие место на рынке ценных бумаг. Помимо него российский рынок ценных бумаг регулируется целым рядом федеральных законов, а также указами Президента РФ и нормативными правовыми актами, принимаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной государственной власти .

Законодательной основой развития рынка ценных бумаг являются нормативно-правовые акты, принятые главным образом в 1991-1996 годах. Общее понятие ценных бумаг и операций с ними дано в Гражданском кодексе РФ. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года регулирует деятельность профессиональных участников этого рынка, дает характеристику роли и механизма действия фондовых бирж, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) и ее региональных отделений, формулирует основные понятия рынка ценных бумаг. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 25 декабря 1995 года регламентирует действия акционерного общества на рынке ценных бумаг. Он дает характеристику содержания ряда фондовых операций акционерного общества, определяет права и обязанности владельцев акций и облигаций, правила регистрации ценных бумаг и некоторые вопросы определения рыночной стоимости акций. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 15 марта 1999 года регламентирует вопросы раскрытия информации и порядок защиты прав и интересов инвесторов на фондовом рынке.

Постановление ФКЦБ России от 16 октября 1997 года № 36 "Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения" регулирует депозитарную деятельность по всем видам ценных бумаг: как эмиссионным, так и неэмиссионным, выпущенным в любой форме, как в документарной, так и в бездокументарной

Приказ ФСФР России от 10 октября 2013 года N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

Приказ ФСФР России от 25 января 2014 года № 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" регулируют эмиссию акций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг.

В настоящее время имеют место многие случаи несоблюдения законодательства о ценных бумагах и нарушения прав инвесторов. При этом действующая нормативно-правовая база фрагментарна и не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции за выпуск суррогатов ценных бумаг, не созданы механизмы предупреждения и пресечения мошенничества на рынке. Законодательство должно содержать четкое определение основания для частных исков инвесторов, создавать и закреплять эффективные механизмы их защиты, предусматривать уголовную ответственность за преступление на фондовом рынке.

Выводы. Рынок ценных бумаг - регулятор многих не только стихийно, но и целенаправленно протекающих в современной рыночной экономике процессов. Это относится прежде всего к процессу инвестирования капитала. Важнейшее место в структуре рынка ценных бумаг принадлежит первичному рынку, так как именно на этом рынке ценные бумаги используются как финансовые инструменты для привлечения капитала. Первичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок их новых эмиссий, где апробируются методы, которые заемщики (государство и акционерные общества) используют для привлечения необходимых финансовых ресурсов.

2. А нализ первичного рынка ценных бумаг и тенденции его развития

2.1 О собенности развития первичного рынка ценных бумаг в Р оссии на современном этапе

2015 г. стал для российского рынка ценных бумаг этапным. Вследствие кризиса вектор развития рынка кардинально изменился.

Острая фаза глобального финансового и экономического кризиса завершилась в конце 2015 - начале 2016 года. В течение 2016 г. рынок постепенно восстанавливался после глубокого падения и компенсировал большую часть потерь предыдущего года. Тем не менее по многим основным показателям российский рынок ценных бумаг еще далек от своего докризисного уровня.

Общий объем корпоративных облигаций в обращении, представленных на внутреннем рынке, растет и достиг 2,6 трлн руб., увеличившись за шесть месяцев 2010 года на 5%. Количество «рыночных» эмитентов корпоративных облигаций, наоборот, снижается и составило 373 компании, что на 8% меньше, чем в начале года (Приложение 1).

Размещения новых выпусков корпоративных облигаций проходят крайне неравномерно и сильно зависят от экономической ситуации и в стране, и за рубежом.

В целом суммарный объем размещений составил 388 млрд руб., что на 40% меньше, чем за второе полугодие предыдущего года.

Количество эмитентов акций и облигаций, представленных на организованных рынках, снижается, хотя количество эмитентов, включенных в котировальные списки, стабилизировалось. Повысилась доля внебиржевых сделок с акциями и облигациями, о которых профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны отчитываться через фондовые биржи.

Среднее значение за полугодие объемов таких сделок составило 43% от суммарного объема сделок; это максимальное значение со времени начала представления информации о внебиржевых сделках.

Наблюдается определенное оживление первичных и вторичных публичных размещений акций (Приложение 2).

За первое полугодие 2010 года, по различным оценкам, 13 компаний провели размещения на общую сумму 3,9 млрд долл., в том числе холдинговая компания «РУСАЛ» провела размещение на зарубежных площадках на сумму 2,2 млрд долл. Созданные на ведущих российских фондовых биржах специальные площадки, предназначенные для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний и компаний малой капитализации, показали незначительные объемы размещений и вторичного рынка.

Темпы роста количества частных инвесторов, оперирующих на ФБ ММВБ, резко снизились, к концу полугодия их число достигло 700 тыс., что всего на 4% больше, чем в начале года. Число активных инвесторов в первом полугодии 2010 г. начало сокращаться.

Количество открытых ПИФ снизилось за шесть месяцев на 3%, а количество закрытых ПИФ возросло на 12%. Около 67% закрытых ПИФ относятся к категории фондов для квалифицированных инвесторов. Общее количество ПИФ по итогам полугодия составило 1154 фонда. Стоимость чистых активов открытых и интервальных ПИФ по итогам полугодия составила 100 млрд руб., что на 4% больше, чем в начале года. Однако в сравнении с 2014 г., когда стоимость чистых активов открытых и интервальных фондов достигла своего исторического максимума, эта величина остается на 78 млрд руб. меньше. В открытых ПИФ чистый отток средств, начавшийся еще во втором квартале 2015 г., в первом полугодии 2010 г. завершился, и поквартальный рост составляет немногим более 800 млн руб. Это несоизмеримо меньше, чем приток, зафиксированный в 2013-2014 гг.

Негосударственные пенсионные фонды. Количество НПФ стабилизировалось. Инвестиционные ресурсы по итогам шести месяцев возросли на 14%: и составили 733 млрд руб.

По имеющимся оценкам, в российские активы (как локальные акции, так и депозитарные расписки) инвестируют 2128 зарубежных фондов из числа тех, которые обязаны раскрывать информацию о своей деятельности. Это незначительно больше, чем в начале года. Отмечается рост вложений таких фондов в российские активы: за шесть месяцев инвестиции возросли на 9,8%, объем ценных бумаг российских компаний в активах фондов к концу июня оценивается в 85,2 млрд долл., четверть этих активов приобретена на российских биржах. Продолжается активизация деятельности специализированных фондов (доля российских активов более 75%) - за полгода их количество практически не изменилось, но активы выросли на 14% до 27,2 млрд долл.(Приложение 3).

Продолжает сокращаться число профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, количество различных лицензий рыночных посредников за полгода сократилось в среднем на 10%. Среди профессиональных посредников - участников торгов на фондовых биржах отмечается высокая концентрация по объемам сделок.

Таким образом, предыдущие два года были для российского рынка ценных бумаг периодом испытаний и проверки способностей регулятивной системы, инфраструктуры рынка и рыночных посредников к функционированию в кризисных условиях и посткризисному восстановлению. В течение второй половины 2016 - начала 2010 гг. рынок постепенно восстанавливался после глубокого падения. Вместе с тем начиная с апреля целый ряд разнородных событий остановил рост российского рынка. В результате чего по некоторым направлениям выявлены черты стагнации.

Для того чтобы российский фондовый рынок мог по-настоящему претендовать на роль финансового центра, необходимо, чтобы на него приходили глобальные банки, глобальные инвесторы, которые могли бы увеличивать внутреннюю ликвидность.

В первую очередь, большое значение имеют технологические биржевые решения РТС и ММВБ. Российская инфраструктура должна быть конкурентоспособной по отношению к зарубежным площадкам по сервису и стоимости услуг при заключению сделок.

В скором времени могут объединиться две крупнейшие российские фондовые биржи - ММВБ и РТС. Данная идея логично вписывается в современные российские реалии. Главное - чтобы механизм единения был четко подготовлен и реализован.

В настоящее время стоит вопрос об укрупнении российских бирж, создании такой системы, в которой все операций, происходящие через биржу, были бы безрисковые для клиентов. Ведь дальнейшие перспективы российского рынка ценных бумаг во многом зависят от степени развития фондовых бирж в нашей стране. А для этого необходимо устранить ряд первоочередных проблем.

2.2 П роблемы функционирования и развития первичного рынка ценных бумаг

Среди ключевых проблем развития российского фондового рынка можно выделить следующие:

Размеры ряда важнейших сегментов российского рынка ценных бумаг иногда в несколько раз уступают таковым рынков развитых стран. Так, относительный (сравнительно с ВВП) размер рынка корпоративных облигаций в 20 раз меньше среднемирового. Соотношение активов финансовых учреждений и ВВП меньше среднемирового по страховым компаниям в 15 раз, по негосударственным пенсионным фондам - в 65 раз, инвестиционным фондам (открытым и интервальным) - в 76 раз;

Высокая волатильность российского рынка (соответственно, высокая рискованность). К настоящему времени ее уровень по сравнению с минувшим десятилетием снизился, однако по-прежнему остается высоким. Как свидетельствуют расчеты, волатильность российского рынка в последние годы в 3 раза выше, чем волатильность развитых рынков, и по степени рискованности уступает только Латинской Америке;

Чрезмерная концентрация рынка акций: 90% капитализации приходится на десяток недостаточно прозрачных компаний преимущественно топливно-энергетического комплекса; олигополия среди посредников (8-10 крупнейших посредников доминируют в некоторых сегментах), что создает условия для манипулирования рынком; высокая концентрация собственности в контрольных пакетах и низкая доля акций в свободном обращении;

Слабость национальных финансовых посредников (низкая капитализация) по сравнению с иностранными, которые все активнее внедряются в российский рынок;

Крайне слабое участие населения в операциях на фондовом рынке (по самым оптимистическим оценкам, количество инвесторов в инструменты фондового рынка в России не превышает 0,5 млн человек, в то время как в США и Китае таковых 70-80 млн человек, в крупных европейских странах - более 10 млн человек); низкое доверие населения к российскому рынку ценных бумаг; отсутствие в России значительной прослойки среднего класса, без которого появление массового инвестора не представляется возможным; недостаточное распространение народных IPO; слабость национальных институциональных инвесторов;

Сохранение проблем расчетной инфраструктуры, препятствующих приходу на российский рынок ряда крупнейших консервативных зарубежных инвесторов;

Существенное отставание нормативно-правовой базы и регулирования российского фондового рынка от практики развитых стран.

Законодательная база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском финансовом рынке, до конца не сформирована, что существенно повышает транзакционные издержки. По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в Российской Федерации регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство Российской Федерации не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в Российской Федерации. Требует правового обеспечения вопрос вложений бюджетных средств в ценные бумаги российских корпораций. Необходимо законодательно ввести налоговое стимулирование вложений средств в акции высокотехнологичных компаний.

Что касается политических рисков развития фондового рынка, то на данный момент внутриполитические факторы превалируют над внешними. В ближайшие годы такая ситуация сохранится .

Кроме того, значительный элемент неопределенности и рисков вносит фактор грядущей смены политического лидера. От качества этой смены (легитимности применяемых процедур, соблюдения избирательных законов, отсутствия фальсификаций при подсчете результатов голосования и т. д.), равно как и от преемственности политического курса нового лидера, будут во многом зависеть оценки политических рисков в стране на ближайшие годы.

В число других факторов, генерирующих на ближайшую и среднесрочную перспективу политические риски, входит:

Непрозрачность механизма принятия ключевых политических решений (как следствие - возможность неожиданных кадровых шагов и политических изменений);

Недостаточная эффективность судебной системы;

Коррумпированность госаппарата в Центре и на местах;

Административное давление на бизнес;

Колоссальная социальная поляризация;

Возможное обострение обстановки на Северном Кавказе.

Потенциально рискогенным фактором является и характер взаимоотношений власти и крупного бизнеса. Существующие взаимоотношения неформальны, не закреплены институционально и являют собой просто сложившийся ad hoc своеобразный способ сосуществования бизнеса и власти в эпоху правления конкретного президента, что потенциально и делает их фактором риска.

Решение проблем фондового рынка требует комплекса адекватных экономических, административных и правовых мер. Ключевой вопрос - кардинальное увеличение притока средств на фондовый рынок от российских инвесторов. Однако, рассчитывать на существенное увеличение инвестиций российских граждан маловероятно, даже если будут улучшены стандарты защиты розничных инвесторов, появятся западные профессиональные участники рынка после вступления России в ВТО и т. д. В наших условиях недоверие граждан к финансовым рынкам будет в той или иной мере сохраняться еще долго, тем более что финансовые результаты народных IPO не слишком позитивные для инвесторов, особенно в сравнении с доходностью инвестиций в недвижимость. Единственным реальным источником увеличения притока российских инвестиций на фондовый рынок могли бы стать государственные или полугосударственные институциональные инвесторы - Пенсионный фонд, Сбербанк, ВТБ, другие институты развития. Однако и такие вложения бюджетных средств не являются абсолютно приемлемым средством, так как связаны с целым рядом отрицательных моментов .

Таким образом, в последние годы тенденции (направление движения) развития фондового рынка были возрастающими. В первую очередь все это тесно связано с относительно недавними событиями, которые произошли в мировой экономике. Когда в начале девяностых годов 20 века, рухнуло противостояние двух супердержав, мировое финансовое господство захватил американский финансовый рынок. Естественно страны, которые были не доступны для инвестирования и вложений для США теперь стали открыты. Что привело к усилению и росту мирового фондового рынка.

По мере расширения и укрепления, развивающихся стран и их финансовых и фондовых рынков, они естественно стали оказывать влияние на состояние и тенденции развития мирового фондового рынка. Что естественно вызвало так же существенный рост фондового рынка.

Однако такой бурный рост мировых рынков, по словам некоторых аналитиков, явился одной из основных причин мирового финансового кризиса. Так как реальный сектор экономики, оказался оторванным от фондовых рынков из за разницы в ценах на ценные бумаги и реальной их стоимостью. Поэтому начиная с 2015 года, тенденция развития на фондовом рынке стала обратной и пошла на спад. Но по прогноза ведущих финансовых аналитиков уже в ближайшее время ситуация стабилизируется и мы получим разворот рынка опять же в обратном направлении, то есть на подъем.

Причинами обвала российского рынка ценных бумаг в 2015-2010 гг. в первую очередь стали:

Явная перекапитализация отечественного фондового рынка, которая не соответствовала уровню развития экономики;

Макроэкономические проблемы, в частности высокая инфляция;

Негативные и непрогнозируемые внутренние факторы, которые подорвали доверие иностранных инвесторов к российскому рынку;

Влияние процессов глобализации, которые спроецировали проблемы мировой финансовой системы на отечественный фондовый рынок и способствовали массовому оттоку капитала;

Падение цен на сырье, вызвавшее снижение капитализации ведущих нефтегазовых компаний России;

Нехватка ликвидности в попытках привлечения которой многие участники рынка продавали крупные пакеты ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг в России, хотя и функционирует в отдельные периоды весьма активно, но так и не стал механизмом, обеспечивающим перевод сбережений в инвестиции и оптимизацию структуры российской экономики через перераспределение средств между отраслями и сферами рыночной деятельности. Проблема заключается не в отсутствии финансовых ресурсов для инвестиций, а в отсутствии мотивации инвестиционной деятельности, в том числе и при помощи инструментов фондового рынка.

2.3 Т енденции развития первичного рынка ценных бумаг в России

Анализ существующих проблем российского фондового рынка и задач по его совершенствованию позволяет сформулировать необходимые и достаточные условия для создания в России конкурентоспособного международного финансового центра (МФЦ), которые сохраняют свою актуальность и в условиях выхода из мирового финансового кризиса в силу значительного потенциала отечественного фондового рынка. К числу таких условий относятся:

Обеспечение финансовой стабильности и реальной конвертируемости российского рубля;

Создание эффективного инструментария фондового рынка;

Обращение на нем иностранных ценных бумаг;

Повышение конкурентоспособной инфраструктуры рынка;

Расширение внутренней инвесторской базы;

Наличие эффективного законодательства о ценных бумагах.

Началом становления Москвы как одного из международных финансовых центров будет притяжение инвесторов из стран СНГ, а затем и региона Центральной и Восточной Европы. Решающим же критерием завершения становления МФЦ можно считать устойчивое присутствие на российском рынке долгосрочных глобальных консервативных инвесторов.

Анализ текущего состояния различных сегментов отечественного рынка ценных бумаг позволяет выделить следующие факторы, определяющие положительные тенденции его развития:

Ситуация с ценами на сырьевые товары (commodities) и уровень мирового спроса на них;

Глубина мирового финансового кризиса, волатильность мировых рынков, в частности дальнейшее развитие ситуации в американском и европейском рынках акций;

Налоговая либерализация;

Действенные меры российских регуляторов по совершенствованию законодательства о ценных бумагах и защите прав инвесторов;

Развитие законодательства по допуску иностранных ценных бумаг на отечественный рынок, так как доля иностранных ценных бумаг традиционно высока в странах, сформировавшихся в качестве мировых финансовых центров;

Как следствие - рост ликвидности отечественного фондового рынка (расширение спектра обращающихся на национальном рынке инструментов за счет допуска иностранных ценных бумаг не только позволит прирастить совокупный объем торговли за счет сделок с иностранными ценными бумагами, но и станет стимулом создания принципиально новой ситуации для проведения операций крупнейшими мировыми инвесторами);

Возвращение доверия инвесторов к компаниям и банкам, к партнерам, к государству, (чему будет способствовать упомянутое выше решение проблем с ликвидностью и притоком иностранного капитала).

Среди факторов определяющих риски, связанных с дальнейшим развитием российского рынка ценных бумаг, кроме проблемы отсутствия в России Центрального депозитария и эффективной схемы расчетов между российскими и иностранными инвесторами по ценным бумагам, сдерживающими факторами для многих иностранных игроков также являются необходимость 100%-ного преддепонирование ценных бумаг, риски на брокера. Но эти препятствия вполне можно отнести к разряду «трудностей роста».

В связи с либерализацией валютного законодательства появилась реальная возможность закрепления позиций рубля как одной из международных валют (в расчетах по внешней торговле и по операциям на мировом рынке капиталов). Однако важнейшей задачей остается стимулирование спроса на рубль, как на средство международных расчетов, так и на валюту для инвестиционных операций.

Этому будут способствовать, по нашему мнению, следующие меры: а) перевод в перспективе на расчеты в рублях части внешней торговли нефтью, газом, электроэнергией, зерном и т.п.; б) создание площадок для торговли рублевыми деривативами на базовые активы в виде т.н. биржевых товаров; участия России в образовании «газового» и «зернового» аналогов ОПЕК. Уже сегодня в российской валюте номинируются ценные бумаги, обращающиеся за рубежом, а также осуществляются расчеты в рублях в рамках ведущих мировых расчетных систем.

Резервный статус рубля в будущем, безусловно, усилит риски притока «горячих денег» и спекулятивных атак, возрастет и зависимость действий Банка России от валютной политики других государств. В то же время, рубль как региональная резервная валюта - это ощутимое конкурентное преимущество в рамках создания в России МФЦ .

На текущем этапе глобализации мировой финансовой системы и обострения конкурентной борьбы за мировые инвестиционные ресурсы одной из приоритетных задач стало обеспечение конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг с целью привлечения внутренних и внешних сбережений для долгосрочных инвестиций в экономику страны.

В настоящее время происходит радикальная трансформация структуры мирового фондового рынка в двух основных направлениях:

Консолидация крупнейших инфраструктурных организаций мирового фондового рынка и создание глобальных наднациональных бирж;

Развитие национальных рынков и создание на их базе международных финансовых центров.

Процесс консолидации, в том числе среди крупнейших финансовых институтов, приводит к возникновению финансовых мегахолдингов и глобальных бирж. Для того чтобы Россия выиграла в этой глобальной конкуренции, инфраструктура отечественного фондового рынка должна строиться с учетом передового мирового опыта.

В этой связи необходимо достижение консенсуса профессиональными участниками при выборе модели дальнейшего развития инфраструктуры отечественного фондового рынка.

Рассмотрение функционирующей в настоящее время в России конкурентной модели позволяет сделать вывод о том, что в целом она обеспечивает потребности участников рынка в различных финансовых инструментах, в проведении клиринга и расчетов, в учете и хранении ценных бумаг. Однако мировой опыт показывает, что конкуренция бирж может породить в отношении требований, предъявляемых к эмитентам, не гонку вверх (race to the top), а гонку вниз (race to the bottom), и может затормозить наметившиеся положительные тенденции повышения уровня корпоративного управления и прозрачности участников рынка. Поэтому для развития российского рынка целесообразно, чтобы конкуренция проходила на международном уровне, а не внутри страны.

Второй возможный путь развития - консолидация российских площадок и создание в России консолидированной инфраструктуры фондового рынка через объединение акционерных капиталов существующих инфраструктурных организаций.

В частности, превращение двух основных торговых площадок российского рынка в единую мегабиржу призвано привести к снижению их издержек за счет эффекта масштаба, унификации биржевого оборудования и программного обеспечения. Объединенная биржа была бы также в состоянии снижать стоимость привлечения ресурсов для отечественных компаний при организации ими облигационных займов и IPO, что свою очередь будет стимулировать торговлю ценными бумагами на внутреннем рынке.

Кроме того, создание в России единого мегарегулятора, и в первую очередь Центрального депозитария, способно, в частности, обеспечить повышение надежности учета прав собственности на ценные бумаги, а также создать условия для удешевления и упрощения расчетов путем проведения клиринга по сделкам, совершенным на торгах всех организаторов торговли.

Исходя из существующих моделей дальнейшего развития, по нашему мнению, целесообразно внедрение в России современной конвергенционной модели развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, которая должна учитывать специфику российских условий, ориентируясь на наиболее приемлемые характеристики действующих в большинстве стран моделей.

Необходимо развитие на российский рынок сегмента новых финансовых инструментов, обеспечивающих для их держателей хеджирование рисков, а для их эмитентов - предоставление необходимых денежных средств.

В частности, в качестве перспективного проекта в рамках интеграционных процессов представляется организация обращения и размещения ценных бумаг иностранных эмитентов на российском фондовом рынке и российских ценных бумаг на зарубежных рынках.

Кроме того, в связи с резким увеличением спроса на кредитные ресурсы со стороны реального сектора экономики, остро стоит вопрос поиска долгосрочных финансовых ресурсов и новых инструментов рефинансирования ранее инвестированных средств. Несмотря на то, что кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime) в США приостановил активную практику проведения сделок по секьюритизации кредитных портфелей российских финансовых структур, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, по мере стабилизации мирового финансового рынка ожидается реанимирование данного сегмента благодаря влиянию следующих факторов:

Увеличению объемов активов, которые могут быть секьюритизированы;

Расширению круга потенциальных инвесторов;

Усилению конкуренции, подталкивающей компании к поиску более дешевых ресурсов;

Увеличению обычной несекьюритизированной задолженности и приближению ее к уровням, сопряженным с риском понижения кредитных рейтингов; развитию законодательной базы.

Из-за роста объемов виртуальных сделок на рынке ценных бумаг благодаря развитию информационных технологий, мировой фондовый рынок накопил значительные риски, выражающиеся, в первую очередь, в спекулятивном характере самой его сущности. Поэтому в настоящее время участники рынка особое внимание уделяют качеству и совершенству используемых информационных технологий.

Одним из наиболее перспективных шагов в этой области является комплексный подход к совершенствованию уровня автоматизации всех составляющих технологической цепочки проведения операций на фондовом рынке и интеграция применяемых и разрабатываемых интернет-технологий в данной области.

При анализе конкретных мер государства в области совершенствования законодательства и создания правового поля для использования новых финансовых инструментов представляется необходимым отдельно отметить последние законопроекты ФСФР, а именно: «Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств», «Об изменениях в некоторые законодательные акты в части регулирования секьюритизации финансовых активов», «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций». Если указанные законопроекты, а также проекты законов в области налогообложения будут приняты, то Россию по окончании активной фазы финансового кризиса может ждать значительный рост оборотов фондового рынка и инвестиционной активности, как физических лиц, так и корпоративного сектора.

Учитывая коррективы, внесенные мировым финансовым кризисом, можно сформулировать следующие условия интеграции российского рынка ценных бумаг в мировой фондовый рынок:

Капитализированная, консолидированная финансовая инфраструктура;

- ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов;

Прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков;

Высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение;

Спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.

Кроме того, необходимо усиление роли государства по таким направлениям, как: содействие инвестиционной деятельности, определение ее приоритетных направлений, предоставление гарантий в случае рисков, которые частный бизнес не готов взять на себя; создание льготных условий кредитования и налогообложения для стратегически важных инвестиций.

Целью совершенствования существующих и внедрения новых финансовых инструментов и технологий на среднесрочную и долгосрочную перспективу является превращение отечественного рынка ценных бумаг в важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской экономики в целом.

В краткосрочной перспективе сохранится достаточно высокая зависимость российского фондового рынка от рынка ценных бумаг США. Однако в долгосрочной перспективе снижение доходности на развитых рынках должно способствовать притоку капитала на формирующиеся рынки, в том числе и на отечественный рынок ценных бумаг.

...

Подобные документы

    Возрождение рынка ценных бумаг в РФ. Теоретические основы рынка ценных бумаг. Особенности первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и перспективы его развития.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2006

    Понятие о рынке ценных бумаг. Место рынка ценных бумаг. Функции ценных бумаг. Составные части рынка ценных бумаг и его участники. Эволюция российского рынка ценных бумаг. Тенденции развития рынка ценных бумаг. Основные проблемы.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2006

    Регистрация ценных бумаг. Этапы эмиссии ценных бумаг. Проспект ценных бумаг как источник информации инвестора об эмитенте. Эффективность функционирования первичного рынка ценных бумаг. Уровни правового регулирования внутренних заимствований РФ.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2013

    Экономический механизм функционирования рынка государственных и корпоративных ценных бумаг ОАО "Банк Москвы". Понятие рынка ценных бумаг, функции и виды рынка ценных бумаг. Меры по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг в РФ.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Определение и сущность риска на рынке ценных бумаг. Классификация и виды финансовых рисков на рынке ценных бумаг. Операционные риски срочного рынка и алгоритмической торговли. Перспективы и пути совершенствования развития рынка ценных бумаг в России.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Понятие и сущность рынка ценных бумаг, общая характеристика основных проблем его функционирования. Особенности, функции, структура и значение рынка ценных бумаг, анализ деятельности его участников, а также перспективы дальнейшего развития в России.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Характеристика понятия, целей и задач системы управления рынком ценных бумаг. Анализ государственного регулирования и саморегулируемых организаций рынка ценных бумаг. Работа рынка ценных бумаг в США. Развитие регулирования рынка ценных бумаг в России.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Понятие ценных бумаг, их сущность и особенности. Общая характеристика и закономерности развития рынка, законодательная база. Структура ценных бумаг, разновидности и элементы, порядок взаимодействия. Особенности функционирования рынка ценных бумаг России.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2009

    Анализ механизма работы рынка ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой. Сущность, классификация и функции рынка ценных бумаг. Особенности современного этапа развития рынка ценных бумаг. Американская и германская модели фондового рынка.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2010

    Использование ценных бумаг в СССР. Эмиссия ценных бумаг а СССР. Возрождение рынка ценных бумаг РФ в переходный период. Выпуск акций и других ценных бумаг. Мировой финансовый кризис 1997-1998 годов. Современный рынок ценных бумаг России: этапы роста.

Студент: А.В. Крупин

Руководитель: д.т.н. проф. Серов В.Р.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

Рынок ценных бумаг начал формироваться в России около 10-12 лет назад. Несмотря на его молодость, он пережил взлеты и падения сравнимые по размаху с зарубежными рынками, что повлекло за собой серьезные экономические последствия. Например, спад на рынке акций российских компаний, приведший к их обесцениванию более чем на 40% в мае 1998г., в связи с оттоком спекулятивных иностранных капиталов, вызванным кризисом на зарубежных фондовых рынках. Этот спад повлек за собой небезызвестный дефолт государства по ГКО в августе 1998г.

Возникновение РЦБ РФ было во многом обусловлено внеэкономическими причинами, что определило западную модель его формирования. Являясь составной частью мирового РЦБ, фондовый рынок РФ в то же время имеет свои особенности, связанные с рядом причин.

Важной особенностью РЦБ РФ является низкий уровень капитализации отечественных компаний, составляющий ~10% от номинальной стоимости ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель колеблется в пределах от 55 до 60%. Для приобретения российским РЦБ статуса развивающегося фондового рынка этот показатель должен возрасти до 35-40% от номинальной стоимости ВВП страны.

Следующей важной особенностью РЦБ РФ является использованием акционирования, как формы передела собственности. В первое десятилетие существования фондового рынка РФ подавляющее большинство эмиссий акций российских компаний преследовало отнюдь не экономические цели, как-то: повышение капитализации компании, привлечение инвестиций и т.д., а было направлено на размытие контрольного пакета акций владельцев компаний для перераспределения собственности, зачастую незаконного.

Следует упомянуть также зависимость формирования фондового рынка РФ от приватизации. Результатом такой зависимости явилось то, что абсолютное большинство российских компаний в первые 7-8 лет существования рынка ценных бумаг юридически имели статус акционерного общества, но в то же время, по сути, являлись частным бизнесом весьма ограниченного круга лиц, вплоть до одного или нескольких инвесторов. Такое акционирование не предусматривало свободную продажу акций и, как следствие, они не котировались ни на одной биржевой площадке России и зарубежья.

И, наконец, следует отметить крайне низкую ликвидность российских ценных бумаг, т.е. их вторичный рынок зачастую просто отсутствует. Относительно ликвидным ценными бумагами в России и по сей день, остаются акции предприятий сырьевой промышленности, ориентированной на экспорт. Несмотря на то, что на организованном рынке обращается более 200 акций российских компаний, сделки устойчиво концентрируются вокруг нескольких эмитентов. Сделки с 4-6 акциями составляют 85-90% оборотов рынка, сделки с 2-3 акциями (РАО “ЕЭС России”, НК “ЛУКОЙЛ”, ОАО “Газпром”) - 55-65%. Повышению ликвидности российского рынка ценных бумаг может существенно способствовать усовершенствование технологий торговли (совершенствование клиринговых систем и т.д.), увеличение объемов торговли и эмиссии ценных бумаг, а также повышение прозрачности операций на нем. Необходимо повысить разнообразие инструментов, участников (ПИФы, НПФы, инвестиционные банки, инвестиционные агентства, инвест. компании, рейтинговые агентства, управляющие компании, и т.д.) и технологий рынка.

В настоящее время фондовый рынок РФ менее зависим от западных рынков, чем в 90-е годы. В то время за счет иностранных капиталов на 30-35% финансировался внутренний государственный долг и на 60-70% - рост объемов и курсовой стоимости рынка акций. Но в настоящее время корреляция между российскими и зарубежными рынками сохраняется. Примером тому может быть однонаправленное изменение котировок акций российских и зарубежных нефтедобывающих предприятий в связи с нестабильной политической ситуацией вокруг Ирака.

В последнее время отмечены положительные сдвиги на российском РЦБ, например, рост котировок недооцененных, по мнению большинства российских и зарубежных аналитиков, на 30-40% акций российских компаний на внутреннем рынке. Также наблюдается повышение интереса российских компаний к выпуску таких финансовых инструментов, как АДР и ГДР 3-его уровня с целью привлечения иностранного капитала, который имеет предпочтительные характеристики в сравнении с российским капиталом в плане объемов привлечения денежных средств.

Надо отметить, что на российском рынке ценных бумаг наблюдаются положительные сдвиги в сторону увеличения информационной прозрачности компаний. С 1997г. несколько компаний вышли на российский фондовый рынок со своими IPO через торговую площадку ММВБ (размещением допэмиссий обычных акций компании в размере 16-17% уставного капитала по открытой подписке на первичном рынке). В их число вошли такие компании, как ВиммБилльДанн и Вымпелком. Первый опыт IPO в России был не очень удачным. Но вот, пол года назад компания Тройка-Диалог вышла со своим IPO уже на Нью-Йоркскую фондовую биржу и показала очень хорошие результаты: на первый день после размещения акции выросли на 20%. Положительный опыт в данной сфере является знаковым событием для РЦБ РФ.

Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок, стал Федеральный закон № 39 – ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Однако, неразрешенными остаются структурные проблемы фондового рынка, касающиеся сферы государственного регулирования и полноценного законодательного обеспечения его участников. Современные тенденции развития РЦБ РФ связаны с преодолением негативного влияния этих факторов.

Правительство РФ предпринимает шаги по доработке "Программы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации до 2010 года", ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”. На стадии разработки и внесения в Государственную Думу Российской Федерации находятся законопроекты "Об электронном документе", "О биржах и биржевой деятельности", предусматриваются мероприятия по широкому информированию населения о мерах, принимаемых государственными органами по защите прав инвесторов и акционеров.
Федеральное Собрание РФ прилагает усилия к скорейшему принятию законопроектов "Об инвестировании денежных средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", "О двойных и простых складских свидетельствах", "Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах", "Об инсайдерской информации", "Об аффилированных лицах", внесению изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части управления государственным долгом и финансовым резервом Российской Федерации, а также уточнения полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении заимствований.

На заседании Подкомитета по фондовому рынку 14 января 2003 года была рассмотрена концепция Программы развития рынка ценных бумаг России на 2003-2010 годы, ориентированной на развитие, в первую очередь, региональных рынков ценных бумаг и выведение на эти рынки значительного числа акционерных обществ в интересах привлечения инвестиций. По расчетам на основе данных ФКЦБ, ЦБ РФ, ММВБ, РТС численность московских брокеров-дилеров, в т.ч. банков, составляет 40-45% от российской, на их операции приходится 80-90% оборотов внутреннего рынка акции, при этом рыночная ниша ММВБ, РТС и МФБ - более 90% российского рынка.

Принимая во внимание сказанное, можно заключить, что РЦБ РФ становится одним из элементов экономической политики государства, влияющих на привлечение внутренних и внешних инвесторов на долгосрочной основе.

Среди наиболее важных тенденций можно также выделить изменение инфраструктуры фондового рынка. Инфраструктура российского фондового рынка за последнее время существенно усовершенствовалась, однако, положительные изменения могут происходить и далее. Тенденция доминирования иностранных инвесторов на российском фондовом рынке приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г. консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж.

Влияние иностранных инвесторов и выдвигаемые ими требования по оперативности и качеству обслуживания, управлению рисками будет также в немалой степени способствовать возрастанию роли информационных технологий. В настоящее время происходит сложный процесс создания структуры фондового рынка, который отвечал бы международным стандартам.

Помимо рассмотренных тенденций существует и тенденция к сокращению количества фондовых бирж до 7-8, как в развитых странах. Сейчас в России около 60 биржевых структур, что составляет ~40% от их количества в мире.

Инвестиционный климат в России в настоящее время заметно улучшается, что позволяет надеяться на присвоение ей в ближайшие 1-1,5 года инвестиционного кредитного рейтинга. Это заметно упрочит позиции России в глазах иностранных инвесторов и даст возможность привлечения дополнительных финансовых средств.

Таким образом, основной целью развития рынка ценных бумаг России в ближайшее десятилетие должно стать его превращение в высокоэффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов, способствующий существенному увеличению привлечения инвестиций российскими реципиентами и снижению стоимости инвестиционных ресурсов. Применительно к текущей ситуации, рынок ценных бумаг должен превратиться из механизма обслуживания преимущественно спекулятивных операций в механизм перераспределения инвестиций. Можно констатировать, что российский рынок ценных бумаг при всех существующих недостатках обладает огромным потенциалом развития.

Глава 3. Тенденции развития рынка ценных бумаг

Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в странах с развитыми рыночными отношениями на нынешнем этапе являются:

Концентрация и централизация капиталов;

Интернационализация и глобализация рынка;

Повышение уровня организованности и усиление государственного кон роля;

Компьютеризация рынка ценных бумаг:

Нововведения на рынке;

Секьюритизация;

Взаимопроникновение с другими рынками капиталов.

Тенденция к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. Речь идет о процессах, которые свойственны данному рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, профессиональной, а с другой - идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы тина НАСДАК или других организаторов рынка, а также несколько наиболее известных фондовых компаний, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке.

В то же время рынок ценных бумаг сам по себе притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальный капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Инвестор из любой страны получает возможность вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги, обращающиеся в других странах. Рынок ценных бумаг принимает глобальный, всеземной характер. Национальные рынки - это просто составные части глобального всемирного рынка ценных бумаг. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно и повсеместно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может допустить, чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ценные бумаги своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка, поэтому имеют прямую заинтересованность в том - чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь самым главным участником рынка - государством.

Но есть и другая причина данного процесса - фискальная. Усиление организованности рынка и контроля за ним позволяет каждому государству увеличивать свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений от участников рынка. Одновременно все более и более перекрываются возможности для «отмывания» денег, полученных от незаконных видов бизнеса - торговли наркотиками и др.

Компьютеризация рынка ценных бумаг - результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников рынка и между ними. Так и в его способах торговли - Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг,

Нововведения на рынке ценных бумаг:

Новые инструменты данного рынка;

Новые системы торговли ценными бумагами;

Новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли - это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю в полностью автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка - это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секъюритизация – это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т. п.) в форму ценных бумаг; тенденция превращения все большей массы капитала в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения, взаимостимуляции. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию. Например, более широкое распространение получает выпуск долговых ценных бумаг под страховку страховых компаний. То есть инструментарий страхового рынка используется для страхования рисков на рынке ценных бумаг и выплаты доходов по ним ведут к резкому увеличению размеров мирового валютного рынка, что, в свою очередь, является фактором быстрого развития рынка валютных фьючерсных контрактов и опционов и т.п.

3.1.Основные проблемы российского рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ)

1. Краткосрочный характер ГЦБ. Сроки погашения государственных облигаций обычно составляют 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер.

2. Государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги.

3. Налогообложение ГЦБ. Оно решается по-разному для различных видов ГЦБ. С выпуском каждого нового вида облигаций издаются соответствующие разъяснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок налогообложения ГЦБ.

4. Обеспечение единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.

5. Организация региональных рынков ГЦБ, что позволяет вовлечь свободные капиталы территорий на рынок ГЦБ.

6. Необходимость вовлечения свободных денежных средств населения на рынок ГЦБ, в результате чего частные лица получают возможность защиты своих сбережений от инфляции, а экономика страны, в конечном счете, приобретает искомые источники инвестирования.

7. Гипертрофирование рынка ГЦБ в силу слабого развития

Ценных бумаг (сокращенно - ПРЦБ) - один из видов рынка, где производится размещение вновь эмитированных ценных бумаг. Главные участники - компании, осуществляющие эмиссию ценных бумаг, а также инвесторы. Предприятия-эмитенты, нуждающиеся в дополнительном капитале, создают предложение на данном рынке. Покупатели (инвесторы) находятся в поиске выгодной сферы для инвестиций. Как следствие, создается спрос. Такое взаимодействие приводит к перетоку свободных ресурсов и их вложению в экономику страны.

Первичный : задачи, функции, субъекты, виды операций

ПРЦБ - одно из мест, где осуществляется первичный выпуск и первичная подписка (размещение) биржевых активов (ценных бумаг).

Главная цель первичного рынка - организовать эмиссию и размещение активов.

Задачи ПРЦБ заключаются в следующем:

Привлечь временно высвободившиеся ресурсы в нужные сферы деятельности;

Активизировать финансовый рынок;

Снизить темпы инфляции.


Функции первичного рынка:

Обеспечить идеальные условия для выпуска активов предприятиями (субъектами рынка);

Разместить бумаги между участниками (инвесторами);

Организовать учет эмитированных инструментов биржевого рынка;

Поддерживать на высоком уровне и в соответствии два наиболее важных критерия - спрос и предложение.

Основные субъекты, работающие на первичном рынке - предприятия, осуществляющие , и покупатели вновь выпущенных активов (инвесторы). К наиболее заинтересованным участникам ПРЦБ можно отнести финансовые структуры, инвестиционные фонды и посреднические фирмы (агентства, коммерческие банковские учреждения и так далее).

Главные операции первичного рынка (ПРЦБ) - выпуск ценных бумаг, определение вариантов их размещения, вычисление реальной цены активов, оценка инвестиционных рисков, проведение государственной регистрации, размещение и хранение эмитированных бумаг, регистрация отчетов по итогам эмиссии и так далее.

ПРЦБ обеспечивает не только накопление. Его особенность - эффективное распределение капитала по различным сферам и отраслям экономики. Главным критерием такого размещения является , которую дают . Это значит, что , направляемые в компании, сферы хозяйственной деятельности и отрасли, будут обеспечивать наибольшую прибыль.

Первичный : сущность, тенденции, методы листинга

Первичный рынок - средство формирования эффективной национальной экономики. Он поддерживает пропорции хозяйства при сложившейся на определенный временной промежуток прибыли. ПРЦБ выступает в роли регулятора экономики в целом, определяет объемы инвестиций в стране, играет роль мощного средства для поддержания пропорций в хозяйственной сфере, оптимизации получаемой прибыли и, как следствие, формирования эффективной экономики.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

1. концентрация и централизация капиталов;

2. интернационализация и глобализация рынка;

3. повышения уровня организованности и усиление государственного кон-троля;

4. секьюритизация;

5. взаимодействие с другими рынками капиталов.

Рынок ценных бумаг начал формироваться в России около 10-12 лет назад.

В последнее время отмечены положительные сдвиги на российском РЦБ, например, рост котировок недооцененных, по мнению большинства российских и зарубежных аналитиков, на 30-40% акций российских компаний на внутреннем рынке .

Надо отметить, что на российском рынке ценных бумаг наблюдаются положительные сдвиги в сторону увеличения информационной прозрачности компаний .

На стадии сделки также появились принципиально новые инструменты. Первый из них – это так называемые заверения об обстоятельствах, аналог representations в английском праве. Эти инструменты позволяют защитить ин-тересы эмитента, инвестора и прочих участников.

По оценкам Росбанка, объем первичных размещений корпоративных и му-ниципальных бумаг в 2017 году, при условии отскока цены на нефть в первом полугодии, превысит результаты 2016 года приблизительно на 10%.

20. Основные участники валютного рынка и их операции:

Основными участниками валютного рынка выступают:

Коммерческие банки, имеющие лицензии на право осуществления банковских операций со средствами в иностранных валютах. В банках держат счета другие участники рынка и осуществляют с ними необходимые конверсионные и депозитно-кредитные операции.

Операции, которые совершают банки на валютном рынке,делятся на два типа: конверсионные и арбитражные. Заключение сделок при экономически благоприятных условиях называется арбитражем. Применительно к торговле валютой это означает спекуляцию валютными средствами в целях получения маржевой прибыли (разницы между средней ценой покупки и продажи валюты) путем использования в определенный момент времени существующих на финансовых рынках разрывов между курсами и процентными ставками по кассовым и срочным операциям.

Конверсионные операции - это сделки участников валютного рынка по обмену оговоренных сумм денежной единицы одной страны на валюту другой страны по согласованному курсу с проведением расчетов на определенную дату.

Фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции. Компании, участвующие в международной торговле, предъявляют устойчивый спрос на иностранную валюту (в части импортеров) и предложение иностранной валюты (экспортеры), а также размещают и привлекают свободные валютные остатки в краткосрочные депозиты. При этом данные организации прямого доступа на валютный рынок не имеют и проводят конверсионные и депозитные операции через коммерческие банки.

Центральные банки. Их главной задачей является валютное регулирование на внешнем рынке, т.е. предотвращение резких скачков курсов национальных валют с целью недопущения экономических кризисов, поддержания баланса экспорта-импорта и т.п. Центральные банки оказывают прямое влияние на валютный рынок. Их влияние может быть как прямым - в виде валютной интервенции, так и косвенным - через регулирование объема денежной массы и процентных ставок. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банков России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.;

Валютные биржи. Государство обычно активно регулирует уровень обменного курса через биржи, пользуясь компактностью биржевого рынка. В России функционирует еще 5 валютных бирж: Санкт-Петербургская (СПВБ), Сибирская в г. Новосибирске (СМВБ) Азиатско-Тихоокеанская в г. Владивостоке (АТМВБ), Уральская Региональная (УРВБ), Ростовская (РМВБ).;

Валютные брокерские фирмы. В их функцию входит сведение покупателя и продавца иностранной валюты и осуществление между ними конверсионной или ссудно-депозитной операции. Брокеры подбирают встречные заказы на продажу и покупку, позволяя сохранить анонимность сторон.

Все участники внутреннего валютного рынка делятся на резидентов и нерезидентов.