Фнс рассказала о реструктуризации задолженности по налогам.

Проанализируем особенности реструктуризации задолженности предприятия по расчетам с бюджетом.

Под кредиторской задолженностью перед бюджетом любого уровня понимается задолженность юридического лица перед соответствующим бюджетом по уплате налогов, сборов, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Необходимость проведения реструктуризации задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетами различных уровней была вызвана прежде всего тем, что в связи со сложной экономической ситуацией, влияющей на финансовую стабильность отечественных предприятий, возникают ситуации, когда юридическое лицо не в состоянии уплатить необходимые суммы обязательных платежей в строго установленный срок. Таким образом, появляются недоимки, т.е. суммы налогов или сборов, не уплаченные в установленный законодательством о налогах и сборах срок. С целью уплаты образовавшейся задолженности и финансового оздоровления налогоплательщиков государство вместо признания таких должников банкротами (что, может быть, невыгодно государству и является последней и окончательной мерой борьбы с неплатежами) предпринимает меры по осуществлению мероприятий, направленных на поступление указанных сумм в бюджеты различных уровней.

Под реструктуризацией задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетом понимается предоставление юридическим лицам возможности уплатить возникший долг путем изменения срока уплаты налога (сбора) при выполнении условий, установленных государством. При этом законодательством устанавливался определенный порядок предоставления возможностей по реструктуризации образовавшейся задолженности юридических лиц - должников перед федеральным бюджетом.

Впервые возможность реструктуризации задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетом была предусмотрена ст. 69 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. №29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", в соответствии с которой Правительство Российской Федерации должно было разработать и утвердить порядок и условия проведения реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 года. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 1997 г. №254 были определены условия и порядок реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г.

В соответствии с данным Постановлением, организации, имеющие задолженность по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г., а также штрафы и пени, начисленные на эту задолженность, могли осуществить ее реструктуризацию путем выпуска ценных бумаг, в форме акций или облигаций, в обеспечение погашения основного долга. Право на проведение реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет получали организации, полностью осуществлявшие текущие платежи в федеральный бюджет.

Реструктуризация задолженности перед бюджетом предусматривала рассрочку выплаты суммы основного долга по платежам в бюджет сроком до 5 лет - при выпуске акций, и сроком до 2 лет - при выпуске облигаций, и внесение суммы отсроченных платежей по штрафам и пеням единовременно в течение 10 лет с момента заключения договора о реструктуризации.

При реструктуризации задолженности, обеспечивавшейся выпуском акций, погашение суммы основного долга должно было осуществляться ежемесячно равными долями с уплатой процентов за отсроченные суммы платежей по окончании каждого года действия договора о реструктуризации.

При выпуске облигаций для обеспечения погашения основного долга суммарная номинальная стоимость облигаций определялась с учетом всех предусмотренных действующим законодательством ограничений для выпуска облигаций. Выплата купонного дохода по облигациям осуществлялась в размере процента, установленного действующим законодательством.

Уплата текущих налоговых платежей в период проведения реструктуризации должна была осуществляться в обязательном порядке.

С момента вступления в силу договора о реструктуризации начисление пеней по основному долгу, образовавшемуся по состоянию на 1 января 1997 г., прекращалось.

Выпуск облигации, осуществлявшийся для целей реструктуризации задолженности, должен был быть обеспечен залогом имущества эмитента либо обязательствами третьих лиц на сумму эмиссии облигаций.

Организации, имеющие задолженность перед федеральным бюджетом, должны были подать заявки на реструктуризацию до 1 июля 1997 г.

Реструктуризация задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет осуществлялась по решению Правительства Российской Федерации, принятому на основании заключения Оперативной комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию системы платежей и расчетов.

В результате реализации Постановления №254 от 05.03.1997 г. в 1997 г. были рассмотрены документы и дано положительное заключение о реструктуризации задолженности 19 организаций - крупнейших налогоплательщиков, но Правительство РФ приняло решение только в отношении 6 крупнейших организаций.24

В 1998 г. механизм реструктуризации задолженности был определен Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 г. №395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом". Данным постановлением предусматривались несколько иные правила и условия проведения реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по сравнению с Постановлением №254 от 05.03.1997 г.

Согласно Постановлению №395 от 14.04.1998 г., принятие решения о проведении реструктуризации по задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет производилось Государственной налоговой службой Российской Федерации при наличии соответствующего заключения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. В случае если сумма задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет не превышала 20 млн. рублей, то принятие решения делегировалось налоговому органу по месту регистрации данной организации.

Кроме того, право на проведение реструктуризации предоставлялось и организациям, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), при заключении этими организациями мирового соглашения с ее конкурсными кредиторами.

24 Вараксина H.M., Кован СЕ. О реструктуризации кредиторской задолженности // Налоговый вестник. 1999. №6; №7.

Постановлением №395 от 14.04.1998 г. было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.

В 1998 г. были установлены следующие условия реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет: -

решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам могло быть принято в отношении юридических лиц при предоставлении ими обеспечения, достаточного для покрытия задолженности по обязательным платежам; -

реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам предусматривала рассрочку уплаты задолженности по налогам и сборам на срок до 4 лет, по пеням и штрафам - на срок до 10 лет; -

с рассроченных сумм задолженности уплачивались проценты в размере одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату их уплаты; -

в качестве обеспечения, предоставляемого при реструктуризации задолженности по обязательным платежам, могло выступать либо передаваемое в залог имущество организации (ее учредителей, участников или собственников), либо банковские гарантии, предоставляемые в установленном порядке; -

предоставляемое обеспечение должно было покрывать всю имеющуюся задолженность по обязательным платежам; -

текущие обязательные платежи должны были осуществляться своевременно и в полном объеме.

Заявки на проведение реструктуризации задолженности по обязательным платежам по состоянию на 1 января 1998 г. могли подаваться до 1 января 1999 г.

По результатам 1998 года, от организаций-недоимщиков поступило 1 285 заявлений о предоставлении права реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом. Из них к рассмотрению принято 1 231 заявление с суммой недоимки, пени и штрафов в федеральный бюджет соответственно 1 952,4 млн. руб. и 998,3 млн. руб.

В 1999 г. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" устанавливается новый порядок проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. В дальнейшем в Постановление был внесен ряд изменений, а название Постановления Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 стало звучать "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

Согласно вышеназванному Постановлению, реструктуризации подлежали:

25 Вараксина H.M., Кован СЕ. О реструктуризации кредиторской задолженности // Налоговый вестник. 1999. №6; №7.

Задолженности по налогам и сборам, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности -при подаче заявления до 1 января 2000 г., по состоянию на 1 января 2000 г. - при подаче заявления после 1 января 2000 г. и на 1 января 2001 г. - при подаче заявления после 1 января 2001 г., а в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по состоянию на 1 января 2002 г. - при подаче заявления до 1 ноября 2002 г., но не более задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о реструктуризации;

Задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.

Указанная задолженность погашалась поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.

В сумму подлежащей реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет не включалась задолженность, отсроченная к взысканию в соответствии с принятыми решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организации, подавшей заявление до 1 апреля 2000 г., могло быть принято при условии полного внесения ею в течение 2 месяцев до 1-го числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период, и при наличии положительного заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа о способности организации осуществлять своевременно и в полном объеме уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами в течение всего срока погашения задолженности.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организации, подавшей заявление с 1 мая до 1 декабря 2001 г., а также в отношении предприятия и организации, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, подавших заявление до 1 ноября 2002 г., могло быть принято при условии полного внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет с начала 2001 года. Дополнительное решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации в отношении организации, по которой решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет принято до 1 января 2001 г., могло быть принято на основании дополнительного заявления организации по сумме, не превышающей величину задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым организацией к взысканию, по состоянию на дату подачи дополнительного заявления.

В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в* федеральный бюджет ей предоставлялось право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставлялось право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.

С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально уплачивались проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.09.99 г. №1002.

Проценты начислялись исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Организация имела право на досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производило списание половины долга по пеням и штрафам.

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производилось полное списание задолженности по пеням и штрафам.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производило списание половины долга по пеням и штрафам, а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации - списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам.

График погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет должен был предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал.

При одновременном проведении реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты различных уровней суммарные ежеквартальные платежи по задолженности в федеральный бюджет не могли быть меньше суммарных ежеквартальных платежей по задолженности в бюджеты других уровней.

Организация утрачивала право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Следует отметить, что порядок реструктуризации, определенный Постановления Правительства РФ от 03.09.99 г.

№1002., отличался от действовавших ранее, а именно: -

было исключено предоставление залогового обеспечения, достаточного для погашения всей имеющейся задолженности; -

на суммы пеней и штрафов не начислялись проценты за пользование средствами федерального бюджета в течение срока отсрочки (рассрочки); -

в случае досрочного погашения реструктурируемой задолженности и полного и своевременного внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет была предусмотрена возможность списания долга по пеням и штрафам.

В Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ) отсутствует понятие реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам перед бюджетом. Однако глава 9 РЖ РФ предусматривает возможность изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени. Как было сказано выше, реструктуризация задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетом представляет собой предоставление юридическим лицам возможности уплатить возникший долг путем изменения срока уплаты налога (сбора) при выполнении условий, установленных государством. Таким образом, возникает вопрос о тождественности понятий "реструктуризация" и "изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени", предусмотренного НК РФ, который требует дополнительного рассмотрения.

Согласно ст. 61 НК РФ, изменение срока уплаты налога и сбора может осуществляться в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока.

Рассрочка в отличие от отсрочки представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка, срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока (п.1 ст.64 НК РФ). То есть отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке оплаты существующей задолженности.

Как отсрочка, так и рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены как по одному, так и по нескольким налогам. Порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов идентичны.

Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из следующих обстоятельств: -

причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; -

задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; -

угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога; -

имущественное положение исключает возможность единовременной уплаты налога; -

производство и (или) реализация товаров (работ или услуг) носит сезонный характер.

В первых двух случаях соответствующий орган не имеет права отказать обратившемуся к нему лицу в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в пределах соответственно причиненного ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа, если только не установит, что в данном случае имеют место обстоятельства, исключающие возможность изменения срока уплаты налога (п.7 ст.64 НК РФ). Такими обстоятельствами являются следующие: -

возбужденное уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; -

проведение производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах; -

наличие достаточных оснований полагать, что это лицо воспользуется изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п. 1 ст.62 НК РФ).

Следует отметить, что при наличии указанных выше обстоятельств изменение срока уплаты налога не допускается ни при каких условиях независимо от того, в какой форме планировалось осуществить перенос сроков уплаты налога, будь то отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.

На сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки). Исключение составляют лишь те случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляются по основаниям, указанным в п.п. 1 и 2 ст.64 НК РФ. В таких случаях на сумму задолженности проценты начисляться не должны.

Отсрочка и рассрочка по уплате налогов (сборов) предоставляются в основном только при условии обеспечения налогоплательщиком (плательщиком сбора) исполнения своего обязательства по уплате налога (сбора). В качестве способов обеспечения исполнения обязательств может применяться залог имущества или поручительство (п.5 ст.61, ст.73, 74 НК РФ).

Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года с единовременным или поэтапным погашением задолженности. Как и отсрочка (рассрочка), налоговый кредит предоставляется по одному или нескольким налогам.

Налоговый кредит может быть предоставлен только в трех случаях, а именно: -

если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; -

если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа; -

если в случае единовременной выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства (п.2 ст.64, п.1 ст.65 НК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служат те же обстоятельства, которые исключают возможность предоставления заинтересованному лицу отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п.1 ст.62 НКРФ).

В зависимости от того, по какому основанию предоставляется налоговый кредит, на сумму задолженности подлежат начислению проценты. Как следует из п.5 ст.65 НК РФ, проценты на сумму задолженности подлежат начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служит угроза банкротства. В остальных случаях проценты на сумму задолженности не начисляются. Следует отметить, что проценты при предоставлении налогового кредита начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей за период договора о налоговом кредите. То есть размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита, в два раза превышает размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п.1 ст.66 НК РФ).

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, строго определен и в корне отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки и налогового кредита. Причем анализ этих оснований позволяет сделать вывод о том, что такая форма изменения срока уплаты налога или сбора не может быть применима к процессам реструктуризации.

Он предоставляется организации-налогоплательщику, если имеет место хотя бы одно из следующих трех оснований:

Проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; -

У организаций есть возможность в 2008 году реструктурировать кредиторскую задолженность. Она касается региональных налогов и пеней, штрафов за нарушение налогового законодательства. Об этом говорится в Приказе УФНС России по РС (Я) от 5 августа 2008 N 01-08/0289. В нем определен порядок проведения реструктуризации задолженности перед государственным бюджетом РС (Я).

Какую именно задолженность можно реструктурировать? Это кредиторская задолженность по налогам и сборам по данным учета налоговых органов.

Методы реструктуризации кредиторской задолженности

Реструктуризация кредиторской задолженности – это комплекс мероприятий, направленных на сокращение обязательств предприятия перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами. В бюджет 6 лет погашается основной долг, 4 года – штрафы, пени.

— поиска поставщиков, работающих на более выгодных для организации условиях, использования этой информации при переговорах с уже имеющимися поставщиками;

— RS долга путем пересмотра условий и сроков (отсрочки, рассрочки) его выплаты кредиторам, прощения долга, погашения задолженности в обмен на собственность.

RS КЗ путем отсрочки, рассрочки выплаты (ежегодная, ежеквартальная форма), прощения части или всего долга - один из самых очевидных способов финансового оздоровления, однако его реализация не очень проста и имеет свою цену.

Мир экономики — сборник экономических статей

Реструктуризация кредиторской задолженности по налогам и сборам проводится с целью финансового оздоровления предприятий и гарантированного периодического поступления в бюджеты всех уровней реструктурированной задолженности и начисленных процентов. В результате финансового оздоровления создаются благоприятные условия производственной деятельности предприятия и своевременной уплаты налогов и сборов.

Реструктуризация налогов заключается в предоставлении предприятию рассрочки кредиторской задолженности на длительный срок, в течение которого производится равномерное погашение задолженности.

Реструктуризация задолженности по налогам

Арбитражное дело о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, заключавшееся в создании новой компании и перевода бизнеса на нее, но обернувшееся взысканием долга уже с новой компании.

Кризис, который можно наблюдать в России в конце 2014 не будет коротким или незаметным. Каждый это заметит и прочувствует. Именно поэтому избираемые способы, средства и инструменты должны быть эффективными.

Реструктуризация задолженности

— это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами и дебиторами. Предприятие стремится получить различного рода уступки со стороны кредиторов, предлагая взамен либо активы, либо всевозможные соглашения, которые значительно увеличивают вероятность платежей по задолженности. Уступки кредиторов могут включать сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа и т.д.

Эффективность реструктуризации во многом зависит от применяемой методологии и последовательности в реализации выбранной стратегии поведения по отношению к клиентам и поставщикам.

Реструктуризация налогов

Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов.

Реструктуризация налоговой задолженности

Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов. Однако поправки, внесенные в Налоговый кодекс, вполне могут подтолкнуть предпринимателей в 2007 году пересмотреть свое отношение к реструктуризации.

Замечательное словосочетание «реструктуризация задолженности» означает возможность погашения долгов по налогам, пеням и штрафам, которые налогоплательщик накопил в течение предыдущих лет.

Такая необходимость может возникнуть в том случае, когда долги компании, как перед партнерами, так и перед государственным бюджетом, становятся настолько большими, что их погашение невозможно и появляется В таких ситуациях фирма может воспользоваться «спасательным кругом» в виде реструктуризации налоговой задолженности.

ПФР имеет полномочия признать задолженность «безнадежной»?

Почти ежегодно Пенсионный фонд признает малых предприятий. Правление Фонда разработало для своих территориальных представителей рекомендации, основанные на статье 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Не смотря на то, что сам 212-ФЗ уже утратил силу, порядок признания безнадежными долгов, утвержденный Постановлением Правительства от 17 октября 2009 года № 820 остался в силе. В них прописана процедура признания безнадежными к взысканию и списания недоимки задолженности по пеням и штрафам. В документе указано, на основании чего будут приниматься такие решения, а также кто уполномочен решать этот вопрос. На 1 января 2013 года безнадежным к взысканию с экономических субъектов стал долг перед ПФР на сумму 44,5 млрд рублей. Долги же самого Фонда перевалили за 1 трлн рублей. ПФР решил не прощать, а заставлять доказывать неспособность предпринимателя рассчитаться в суде. Причиной такой большой суммы задолженности перед Фондом стало повышение страховых отчислений в 2013 году. Более 400 тысяч ИП закрыли бизнес с начала года.

Можно ли структурировать такой долг?

Реструктурирование долга в государственные внебюджетные фонды – это перенесение срока или по страховым взносам, а также насчитанных на него пеней и штрафов. В сегодняшних законах отсутствуют положения, позволяющие реструктурировать долг по взносам в Пенсионный фонд для любого субъекта. В том числе задолженность, образовавшуюся после 1 января 2010 года. В методических же предписаниях ПФР подробно описывает правила такого списания.

Подлежат ли реструктуризации долги по взносам?

В статье 2 Закона № 83-ФЗ указано, что долг – это просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность предприятия всех уровней, а также за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Страховые взносы не могут быть долгом, они по правовой природе являются персонифицированными платежами. Взносы – это индивидуально возмездные обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии (ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Зачем нужна реструктуризация взносов?

Суть реструктурирования долга по взносам в том, что экономическим субъектам нужны условия и период погашения недоимки по страховым взносам. Сейчас законодательство этой информации не содержит. Такие нововведения и сроки должны отличаться от тех, что существуют сейчас, должна появиться возможность списания или уменьшения части задолженности при определенных условиях.

Какие платежи можно реструктурировать?

Примеры видов платежей, которые могут попасть под реструктурирование: во-первых, это долг по обязательному пенсионному страхованию с 1 января 2010 года и по настоящий момент. И во-вторых – долги по штрафам и пеням, которые сформировались у конкретного предпринимателя на момент вынесения решения о реструктурировании.

Обратите внимание

Страховые взносы не могут быть долгом, они по правовой природе являются персонифицированными платежами. Взносы – это индивидуально возмездные обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии.

Какая форма реструктуризации является оптимальной?

Формой реструктурирования долга может быть пролонгация периода его выплаты в виде разделения его на несколько платежей по согласованному заранее графику. Одновременно ко всем плательщикам страховых взносов, получившим право на реструктурирование долга со стороны территориальных органов ПФР, прекращается применение мер обязательного взыскания в плане отсылки инкассовых поручений. Но если после реструктуризации компания не погасит свою задолженность, то тогда поблажек со стороны госорганов можно не ждать. Все недоплаты будут взысканы через суд.

В условиях финансового кризиса вопросы, связанные с преобразованием сроков возмещения налоговой задолженности, выходят на первый план для многих компаний. Возможность реструктуризировать долг по налогам и сборам начинает все больше интересовать организации.

Данный способ считается выгодным и для самого должника, и для государства, которое получает гарантии выплаты в бюджет суммы задолженности. Сами фирмы имеют возможность без стресса выйти из кризисного положения, выплачивая долг на «льготных» условиях.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Реструктуризация задолженности по налогам и сборам предусматривает перевод обязательств фирмы перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Этот метод является наиболее эффективным инструментом для финансового оздоровления любого предприятия.

Получить рассрочку или отсрочку по уплате налога смогут не все компании, а лишь те, которые способны подтвердить присутствие особых обстоятельств, отмеченных в НК РФ. Чтобы преобразовать срок возмещения средств в счет налогов, плательщик передает в уполномоченную службу заявление и документы. На их основе принимается вердикт об одобрении отсрочки или рассрочки либо об отказе.

Необходимые документы

Для одобрения отсрочки или рассрочки по возмещению налога надо передать в налоговую службу обращение по форме, которая принята Приказом ФНС от 28.09.2010г. №ММВ-7-8/469@. Оно будет направлено в пятидневный период уполномоченной службой в ФНС по месту регистрации предприятия.

Если фирма может претендовать на преобразование срока выплаты средств в счет налогов с условием компенсации процентов, то в обращении надо прописать, что плательщик принимает обязанности по возмещению сумм переплаты, которые рассчитываются от размера задолженности.

К данному обращению следует приложить документы:

  • справка от налоговой службы о состоянии расчетов по налогам и иным обязательным платежам компании;
  • справка от налоговой службы, в которой указан список всех открытых данному плательщику счетов в кредитных учреждениях;
  • документальная информация банков о движении средств по счетам предприятия за последние полгода с указанием данного показателя за каждый расчетный период, а также о присутствии либо об отсутствии его расчетных актов, которые размещены в картотеке неоплаченных расчетных документов;
  • справки кредитных учреждений об оставшихся деньгах на счетах фирмы;
  • список контрагентов — дебиторов организации с описанием стоимости соглашений, подписанных с определёнными контрагентами — дебиторами (суммы других обязательств и причин их образования), и периодов их реализации, а также копии этих соглашений (актов, которые доказывают присутствие других причин образования обязательств);
  • обязательство фирмы о выполнении условий, на которых будет вынесен вердикт об одобрении отсрочки или рассрочки, утверждаемое на период преобразования момента внесения средств в бюджет, а также примерный график компенсации долга;
  • документы, которые доказывают присутствие причин, дающих заявителю возможность получить одобрение рассрочки или отсрочки.

Основания по ФЗ

Основания для одобрения рассрочки или отсрочки перечислены в п.2 ст.64 НК РФ:

  • лицу были причинены убытки из-за присутствия определённых причин — стихийного бедствия, техногенной аварии или прочих обстоятельств непреодолимой силы;
  • не перечисление организации средств из бюджета в установленный срок или их компенсация не в полном объеме либо просрочка в оплате государственного заказа, если это повлекло к образованию дефицита денег для возмещения налогов;
  • угроза образования признаков банкротства фирмы, если она произведет единовременную компенсацию налогов;
  • сезонный характер работы предприятия, что связано с конкретным производством или реализацией (данное обстоятельство будет определено в Постановлении Правительства РФ от 6 апреля.1999 №382);
  • при наличии обстоятельств для отсрочки или рассрочки по возмещению обязательных таможенных платежей, которые оплачиваются по причине передвижения объектов через таможенную границу ТС, что определено таможенным правом ТС или нормативно-правовыми актами РФ.

В ст.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ определено, что организация соответствует признаками банкротства, если она не способна выполнить принятые обязательства:

  • перед кредиторами по материальным обязательствам;
  • по внесению денег в счет платежей в бюджет;
  • размер таких обязательств равен не меньше, чем 100000 руб. ;
  • обязательства не были выполнены в течение 3 месяцев с момента наступления срока для их исполнения.

В НК РФ определено, что если рассрочка или отсрочка одобряется в связи с угрозой банкротства или сезонным характером деятельности, то на размер долга будут рассчитываться проценты – ½ ставки рефинансирования ЦБ.

Льготы

Компания может выплатить долги по налогам на льготных условиях. Реструктуризация задолженности по налогам и сборам в 2019 году дает возможность налогоплательщикам выполнить обязательства, накопившиеся в течение предыдущих периодов.

Погашение производится по специальному графику, который согласовывается налоговой службой и налогоплательщиком. В данном документе прописывается последовательность выплаты задолженности с указанием платежей и сроков их внесения.

Долг возмещается равными платежами, которые вносятся плательщиком не реже 1 раза в квартал. Максимальный период, представленный на погашение – 10 лет. Фирма может возместить средства досрочно. Иногда необходимость возместить средства заранее необходима, потому что налогоплательщик не может получить отсрочку по текущим налогам, пока не рассчитается с прошлыми долгами.

Налоговый кредит

Налоговый кредит -это преобразование периода возмещения средств в счет налога, при котором предприятию дается право в течение конкретного срока и в утвержденных размерах сокращать свои расходы по налогу с последующим поэтапным возмещением суммы кредита и рассчитанных процентов. Он может быть представлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным сборам.

Налоговый кредит – это не рассрочка и отсрочка. Он обладает иными причинами для выдачи и сроками. Кредит может быть одобрен на период от 1 до 5 лет . Для предприятий, которые внесены в реестр резидентов зоны территориального развития, данный период увеличивается до 10 лет .

Суть налогового кредитования в том, что организация не возмещает отдельную часть платежей, а постепенно компенсирует эту сумму и проценты. Уменьшение размера налога допускается до тех пор, пока невозмещенная часть не достигнет размера кредита, одобренного для данной фирмы.

Если у компании два и более соглашения на выдачу инвестиционного налогового кредита, то данная сумма рассчитывается отдельно по каждому из соглашений. Размер уменьшения, при этом, не может быть более 50%. Количество заключенных соглашений не оказывают влияния на это правило.

Иные условия расчёта могут действовать для предприятий — резидентов зоны территориального развития, если это утверждено в соглашении об инвестиционном налоговом кредите.

Основания для его одобрения определены в ст. 67 НК РФ:

  • работа компании в области организации научно-исследовательских работ, технического переоснащения производства, целями которого является обустройство рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями, предупреждение процессов загрязнения окружающей среды, работа, направленная на усиление энергетической эффективности производства;
  • инновационная деятельность, например, образование новых технологий или усовершенствование используемых, разработка современных разновидностей сырья или материалов;
  • работа компаний над значимым заказом по социально-экономическому развитию субъекта РФ или оказание значимых услуг гражданам;
  • работа компаний над оборонным заказом для государства;
  • инвестиции в постройку объектов с высоким классом энергетической эффективности;
  • внесение этой фирмы в список резидентов зоны территориального развития на основе законодательства РФ.

В НК РФ определено, что данные основания могут быть дополнены другими в соответствии с нормативными документами, принятыми в субъектах РФ. Они будут относиться к кредиту в отношении региональных налогов. То же самое правило действует в отношении местных сборов.

Кредит будет представлен после того, как компания документально подтвердит наличие оснований для его выдачи. Также она предоставляет заявление. Отношения между налоговой организацией и налогоплательщиком будут урегулированы в договоре.

Когда откажут в реструктуризации задолженности по налогам

В реструктуризации долга организации будет отказано в следующих случаях:

  • в отношении налогоплательщика ведется уголовное дело по причине несоблюдения нормативно-правовых документов о налогах и сборах;
  • налогоплательщик совершил административное правонарушение, связанное с несоблюдением законодательства в сфере налогов и сборов;
  • имеются объективные причины полагать, что плательщик воспользуется этим преобразованием для сокрытия своих денежных средств или иных объектов, которые подлежат налогообложению либо он планирует переехать в иностранное государство на постоянное жительство;
  • в течение 3-х лет до момента подачи лицом обращения о преобразовании срока компенсации налога, органом, определённым в статье 63 НК РФ, был принят вердикт об аннулировании законной силы ранее одобренной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита из-за несоблюдения требований.

Действует ли в данный момент Порядок реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам? и что можно сделать в данный момент согласно действующим нормативно-правовым документам чтобы произвести реструктуризацию по налогам и сборам?

На данный момент организации могут получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов. При этом ранее существовал порядок реструктуризации задолженности по налогам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. № 1002. При этом, на данный момент сохранился порядок реструктуризации по налогам только для специальных организаций, напр., для бюджетных, для организаций, имеющих стратегическое значение, угледобывающих организаций, унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему и т.д.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Ситуация: Как организации получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов

Основания и порядок изменения сроков уплаты налогов (в т. ч. предоставления отсрочки или рассрочки) установлены Налогового кодекса РФ и .

Предоставление отсрочки (рассрочки) возможно, если организация сумеет подтвердить наличие хотя бы одного из следующих оснований *:

  • ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств;
  • отсутствие (задержка) бюджетного финансирования или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога. Методика проведения финансового анализа для выявления вероятности возникновения признаков несостоятельности (банкротства) утверждена приказом Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175 ;
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг);
  • наличие условий, предусмотренных Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (если требуется отсрочка (рассрочка) по налогам, связанным с ведением внешнеторговой деятельности).

При этом по налогу на прибыль, который уплачивается по консолидированной группе налогоплательщиков, отсрочка (рассрочка) не предоставляется.

Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов может быть предоставлена организации только на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда основанием для получения отсрочки (рассрочки) является отсутствие бюджетного финансирования или своевременной оплаты госзаказа. Это следует из положений пункта 2.1 Порядок оценки чистых активов в акционерных обществах утвержден приказом от 29 января 2003 г. Минфина России № 10н и ФКЦБ № 03-6/пз . Этим же порядком могут пользоваться и общества с ограниченной ответственностью (письма Минфина России от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791 , от 29 октября 2007 г. № 03-03-06/1/737).

Как правило, отсрочка (рассрочка) по уплате допускается в отношении одного или нескольких налогов и может быть предоставлена на срок не более одного года. Решение о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов на срок не более одного года принимают следующие уполномоченные органы *:

  • в отношении федеральных налогов и сборов ФНС России (исключение: госпошлина, налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу России, налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет);
  • в отношении налогов, подлежащих к уплате при осуществлении экспортно-импортных операций, ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы;
  • в отношении региональных и местных налогов региональные управления ФНС России;
  • в отношении госпошлины органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается госпошлина;
  • в отношении налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, органы, уполномоченные региональным законодательством.

Если организации предоставлена рассрочка по уплате регионального налога в форме инвестиционного кредита, решение об изменении ранее установленных сроков принимают органы, уполномоченные на это региональным законодательством.

Продолжительность отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) может быть увеличена до трех лет. Однако такое решение вправе принять только Правительство РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Есть обстоятельства, исключающие возможность предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п. 1 ст. 62 НК РФ). Обстоятельства относятся к таковым, если:

  • возбуждено уголовное дело по статьям , или Уголовного кодекса РФ в отношении должностных лиц организации;
  • ведется производство по делу о налоговых правонарушениях;
  • ведется производство по делу об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • ведется производство по делу о правонарушениях, связанных с уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу России;
  • у уполномоченного органа есть достаточные основания полагать, что предоставление отсрочки (рассрочки) может способствовать сокрытию денежных средств организации или имущества, подлежащего налогообложению;
  • имеется решение уполномоченного органа о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления. При этом указанное решение должно быть принято в период, не превышающий трех лет до дня подачи организацией заявления о предоставлении очередной отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

Если имеется хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а уже вынесенное решение подлежит отмене (п. 2 ст. 62 НК РФ).

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога, в соответствующий уполномоченный орган нужно подать:

  • справку налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • справку налоговой инспекции об открытых банковских счетах организации;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
  • справки банков о наличии у организации расчетных документов, помещенных в картотеку (об отсутствии таких документов);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах, открытых организации;
  • перечень контрагентов-дебиторов с указанием сумм и сроков исполнения заключенных с ними договоров (к перечню нужно приложить копии указанных в нем договоров);
  • обязательство организации о соблюдении условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов;
  • график погашения задолженности по налогам;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов .

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 64 Налогового кодекса РФ, пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

Перечень документов, которые подтвердят наличие оснований для представления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, зависит от конкретного основания. Например, для подтверждения сезонного характера производства или реализации товаров (работ, услуг) организации достаточно представить в уполномоченный орган документы, которые подтверждают ведение сезонной деятельности (например, договоры с контрагентами). Получать специальное подтверждение в каких-либо государственных ведомствах организации не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-02-07/1-87 , от 30 октября 2009 г. № 03-02-07/1-487 .

Кроме того, в зависимости от причины обращения за предоставлением отсрочки (рассрочки) в уполномоченный орган придется представить и ряд дополнительных документов. Например, если основанием для подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, то к заявлению нужно приложить дополнительную справку-расчет. Этот расчет должен содержать данные, свидетельствующие о том, что доходы организации от деятельности, которая носит сезонный характер, составляют не менее 50 процентов в ее совокупном доходе. Об этом говорится в пункте 5.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Если уполномоченный орган запросит дополнительные документы об имуществе, которое может быть предметом залога или поручительства, организация обязана исполнить такое требование и представить запрашиваемые документы (п. 5.3 ст. 64 НК РФ , п. 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Копию заявления, поданного в уполномоченный орган, нужно в пятидневный срок направить в налоговую инспекцию по месту учета организации (п. 5 ст. 64 НК РФ).

Документы, необходимые для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, нужно представить в уполномоченный орган до истечения месячного срока со дня их подписания. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, организация должна в течение семи рабочих дней известить уполномоченный орган и представить документы с учетом изменений. Об этом сказано в пункте 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

При отсутствии необходимого пакета документов уполномоченный орган откажет в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога ( Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты налогов уполномоченный орган принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. На этот период по ходатайству организации уполномоченный орган может принять решение о временном приостановлении уплаты налогов. В пятидневный срок со дня принятия временного решения организация должна передать его копию в налоговую инспекцию по своему месту учета. Такой порядок не распространяется на случаи представления рассрочки (отсрочки) по уплате региональных и местных налогов. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) такой рассрочки региональные управления ФНС России принимают не самостоятельно, а по согласованию с финансовыми органами. Срок на принятие решения 30 рабочих дней. Об этом говорится в пункте 6 ,). Это означает, что, исполняя обязанности по удержанию налогов из доходов других лиц, налоговые агенты не имеют права на отсрочку (рассрочку).

Сергей Разгулин , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России