Экономическое значение интеграции. Всемирная интеграция

Экономическая интеграция развивающихся стран - это процесс постепенного хозяйственно-политического объединения бывших колониальных, разных по характеру стран, направленный на преодоление экономической отсталости.

Важнейший аспект политики развивающихся стран - добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться, в первую очередь, в отраслях, способных заменить импорт.

Большая роль уделяется регионально межстрановой интеграции. С ее помощью предполагается добиться следующих результатов:

· Преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор до оптимальных размеров;

· Обеспечить преимущество количественного протекционизма;

· Увеличить инвестиционные возможности промышленности за счет привлечения иностранного капитала;

· Снизить напряженность платежного баланса;

· Осуществить совместное планирование индустриализации на основе взаимодополняющих экономических комплексов.

Широкое признание в развивающихся странах получил принцип договорной специализации - заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран, что выразилось в ориентации на производственное сотрудничество и протекционизм.

Поскольку существующий уровень взаимных экономических связей в регионах развивающегося мира невысок, проблема заключается в интенсификации этих отношений. Отсюда вытекает и весьма широкие экономические функции государства в интеграционных процессах, что ведет к их формализации. С эти связано и гораздо большее значение политических факторов при создании и функционировании интеграционных союзов развивающихся стран.

Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью.

Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее, можно выделить ряд интеграционных группировок стран развивающегося мира, добившихся определенных успехов на пути экономической интеграции.

Например, в странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона.

1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 году на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.), включает 11 стран, подразделяющиеся на три группировки:

1. Более развитые - Аргентина, Бразилия, Мексика;

2. Средний уровень – Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили;

3. Наименее развитые – Боливия, Парагвай, Эквадор.

ЛАИ находится на этапе общего рынка. Цель объединения - развитие и активизация экономического сотрудничества, направленного на расширение рынка. В рамках ЛАИ образованы Андская группа, Лаплатская группа, Амазонский пакт.

2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 году, включает 5 стран-участниц: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.

3. Андский пакт образован в 1969 году и включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. С 1990 года на основании принятой «Андской стратегии» основной целью является создание общего рынка.

4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) создано в 1973 году, объединяет 16 стран Карибского бассейна.

Сообщество основано на ранее созданной зоне свободной торговли, в нем существуют различные субрегиональные отделения:

· Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадам и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили Единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты;

· Восточнокарибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и Единого Центрального банка.

В 1992 году были снижены таможенные пошлины (в среднем на 70%), началась интеграция в области регулирования аграрного производства. В 1995 г. введено свободное перемещение граждан, отменен паспортный режим.

5. Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР) . В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года страны подписали Асунсьонский договор, который легализовал МЕРКОСУР.

Цели деятельности МЕРКОСУР:

· свободное движение четырех факторов производства;

· единая таможенная политика по отношению к третьим странам;

· обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области сельского хозяйства, налоговой и денежной системах;

· провести координацию и довести до сопоставимости законодательство в отношении экономической политики;

· резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц.

В рамках МЕРКОСУР созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд.

МЕРКОСУР – одна из крупнейших и динамичных региональных группировок Латинской Америки. На четыре страны приходится 45% населения (более 200 млн.чел.), 50% совокупного ВВН (более 1 трлн. дол.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли.

6. Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) создана в 1981 году, входят 7 государств: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия.

Имея конечной целью создание общего рынка, все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки прошли или проходят путь через образование зон свободной торговли, которые в дальнейшем преобразовались в таможенный союз. Программы развития латиноамериканских экономических группировок включают в себя программы либерализации внешней торговли, механизмы промышленной интеграции (разработка и реализация отраслевых программ промышленного развития, создание интегрированных производств для выпуска определенной продукции), финансовое сотрудничество (учреждение системы многосторонних расчетов, унификация политики Центральных банков, взаимное предоставление стабилизационных займов для выравнивания платежных балансов и др.), защиту интересов экономики.

Сотрудничество и интеграция в Африке существенно отличается от подобных процессов в других регионах. С 50-60-х годов и по настоящее время существует идея общеконтинентального подхода к интеграции. При этом африканские теоретики развивают идею опоры на собственные силы , тезис о том, что интеграция должна позволить освободиться от влияния, вывести из неэквивалентного обмена. Провозглашение идеи африканской интеграции пока остаются благим пожеланием, хотя по-прежнему и очень популярно на континенте.

Региональное сотрудничество в Африке развивается через субрегиональные группировки.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г., насчитывает 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот- дИвуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мили, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Цели ЭКОВАС: создание в течение 15 лет Африканского общего рынка; проведение совместной экономической политики.

В рамках этой организации создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Таможенные пошлины отменены на 80% взаимодополняемой продукции, однако, внутрирегиональный оборот составляет всего 5%. Большое значение в рамках ЭКОВАС имеют проекты в области электроэнергетики, в горнодобывающей промышленности, дорожном строительстве. Установлен свободный режим перемещения граждан и их имущества.

Таможенный и Экономический союз стран Центральной Африки (ЮДЭК). Сформирован в 1964 г. из пяти стран: Габон, Камерун, Конго, Чад, Экваториальная Гвинея. Создан для разработки совместных экономических программ, унификации налоговых систем, льготных таможенных условий для членов союза (особенно не имеющих выходов к морю).

Экономическое сообщество стран Великих озер - страны бывшей зоны бельгийско-французских колоний. В 1976. было выдвинуто предложение о создании экономического союза (Бурунди, Заир, Руанда), принята программа сотрудничества в области рыболовства, борьбы с эпидемиями.

Экономическая интеграция в Азии. Начиная с 80-х годов ХХ ст. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста. Доля стран АТР в мировом ВВП составляет 60%, в мировой торговле – 40%, в золото - валютных резервах – 80%. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе и в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран, АТР дает основания рассмотреть, какова роль международных интеграционных процессов в АТР, насколько межгосударственная экономическая интеграция способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т.д.

Специфика интеграционных процессов в АТР состоит в следующем:

1. в интеграцию включены как развитые, так и развивающиеся страны, имеющие разный уровень экономического развития;

2. процессы интеграции происходят в основном на микроэкономическом уровне между фирмами, корпорациями стран региона;

3. интеграция протекает на региональном уровне и в большей мере на уровне отдельных субрегионов.

Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. Это позволило странам субрегиона в конце 80-х годов выдвинуть, по примеру «единой Европы», идею создания в перспективе «единой Азии» с аналогичной западноевропейской высокой степенью согласования внутренней экономической и социальной, а также внешней политики.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 году, участницами являются 10 стран: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос, Камбоджа.

Основные этапы интеграции в рамках группировки:

· В 1977 г. создана зона преференциальной торговли;

· В 1987 г. принят первый проект создания зоны свободной торговли;

· В 1989 г. принята Концепция создания треугольников экономического роста. В первый треугольник вошли Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух административно-экономические районы). Он получил название «Южный треугольник» (иногда его называют «золотой треугольник роста»);

· В 1992 году проведен Сингапурский саммит стран-участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 г. через ликвидацию пошлин во взаимной торговле. На переходный период принята общая схема преференциальных тарифов;

· В конце 1994 г. принята вторая программа с включением в список преференциальной торговли сырьем.

В настоящее время в шести «старых» членах АСЕАН - Брунее, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах - 98,62% товаров, охваченных совместной схемой преференциальных тарифов, пользуются во внутрирегиональной торговле тарифным обложением в диапазоне от 0% до 5%. Для Вьетнама, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы, относительно недавно вступивших в Ассоциацию, этот показатель составляет 69,88%.

Планируется, что в зону свободной торговли стран АСЕАН войдет и Китай. Таким образом, новая региональная торговая группировка объединит страны с общей численностью населения 1,7 миллиарда человек.

По инициативе Австралии, в АТР сложилась организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). АТЭС включает 21 страну: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию, Россию, Вьетнам и Перу. Страны АТЭС - это около 60% мирового ВНП, 50% объемов внешней торговли в мире, 40% населения планеты. В регионе АТЭС сконцентрированы огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы.

Специфика функционирования АТЭС такова, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, происходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Основные направления деятельности АТЭС: проведение консультаций и обмен информацией; содействие развитию внутрирегионального сотрудничества в различных сферах (например, рыболовстве, энергетике, охране окружающей среды и др.).

Доля внутрирегиональной торговли в общем объеме внешней торговли стран - членов АТЭС повысилась с примерно 60% в начале 1980-х гг. до более чем 70% процентов в настоящее время. За истекшие десятилетия произошли значительные изменения и в товарной структуре экспорта и импорта государств АТЭС. Для большинства стран, значительно сократилась доля сырьевых товаров, причем как в экспорте, так и в импорте, в то время, как значительно возрос удельный вес продукции обрабатывающей промышленности.

Особенностью интеграционных процессов в АТР является образование так называемых «треугольников роста»: южно - китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань), индокитайская экономическая зона «Южный треугольник роста» (SIJORY) (Индонезия, Малайзия, Сингапур). В данных треугольниках» эффект роста распространялся из наиболее экономически развитых центров (Гонконг, Тайвань, Сингапур) на периферийные районы, располагающие избыточными ресурсами и дешевой рабочей силой. Новые районы роста стали экспортерами продукции. Другие пять треугольников роста, основанные в Азии, пока несопоставимы с SIJORY и китайским треугольником роста. Они развиваются под покровительством организации юго-восточного азиатского сотрудничества АСЕАН (Таиланд, Малайзия и Индонезия) и восточного АСЕАН (Индонезия, Малайзия и Филиппины). Подобным образом на первоначальных этапах своего развития становились регион сотрудничества Желтого моря (Япония и Китай) и регион Меконг-проекта (Таиланд, Камбоджа, Лаос и Вьетнам).

Таким образом, важнейшими аспектами опыта интеграционных группировок развивающихся стран следует признать:

· возникновение положительных результатов участия государства в хозяйственном сближении лишь при наличии внутрирегиональных горизонтальных связей (внутри- и межотраслевых);

· образование центров «треугольников роста», которые постепенно втягивают остальные регионы в систему современных мирохозяйственных отношений.

Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:

· различные побудительные причины интеграции;

· различные исходные экономические и политические условия интеграции;

· развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;

· отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.

Учитывая эти отличия, весьма перспективной представляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми и развивающимися странами, примеры которой имеются в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах. Такие формы сотрудничества имеют значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающейся на основе принципа «коллективного самообеспечения».


Похожая информация.



Новые перспективы торговли
Либерализация торговли в Северной Америке должна способствовать международной специализации производства, увеличению внешнеторгового оборота, снижению потребительских цен, росту выпуска продукции, повышению уровня занятости, а в конечном счете и жизненного уровня населения. Развитие интеграционных связей должно обеспечивать подтягивание экономического уровня стран-аутсайдеров до страны-лидера.
Заключение НАФТА позволило США открыть мексиканский рынок для американских корпораций, повысить конкурентоспособность американских товаров во всем мире, расширить легальный доступ к дешевой рабочей силе.
Главный результат соглашения состоит в том, что значительно вырос общий оборот торговли трех стран. За период 1993-2000 гг. взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд долл, до 408 млрд долл. Товарооборот между США и Мексикой за тот же период вырос со 80,5 млрд долл, до 247,6 млрд долл.
Заметно вырос и объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике. Американские инвесторы теперь могут полностью контролировать мексиканские филиалы и 100% акций мексиканских компаний (табл. 36.1).
Таблица 36.1
Прямые инвестиции США в экономику Канады и Мексики (в млн долл.)1

Страна

Год

1990

1993

1995

1999

Канада

69 508

69 992

83 498

111 707

Мексика

10313

15221

16 873

34 265

Значительно вырос экспорт услуг из США, особенно финансовых. Снизился уровень нелегальной иммиграции. Наконец, американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков. Некоторые экономические показатели стран-членов НАФТА отражены в табл. 36.2.
Таблица 36.2
Основные экономические показатели НАФТА, 2001 г.2

Страна

Территория (тыс. км)

Население (млн чел.)

ВВП по ППС (млрд долл. США)

Доля в ВВП НАФТА (%)

Экспорт (млрд долл.)

Импорт (млрд долл.)

США

9364

278,06

9141

84,9

776

1223

Канада

9971

31,6

818

7,6

272,3

238,2

Мексика

1958

101,9

814

7,5

168

176

НАФТА

21 293

411,56

10 773

100

1216,3

1637,2
Источник: Statistical Abstract of the United States. - Washington, D. C.: U. S. Department of Commerce, Bureau of the Census, 2001. - P. 794. Источники: OECD Environmental Data Compendium. - Paris, 2001; IMF Annual Report. - Washington, 2001; BICC Yearbook. - Bonn, 2001; CIA Factbook. - Washington, 2001.

Отрицательные последствия соглашения
Однако очень быстро выявились и отрицательные черты НАФТА для стран - участниц соглашения. Это, прежде всего, потеря рабочих мест, в основном в промышленных районах. Приток дешевой рабочей силы на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы. Усилилась конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса.
Участие США в НАФТА привело к росту дефицита в торговле с Канадой и Мексикой. Эти страны устойчиво занимают четвертое и пятое места в списке государств, в торговле США с которыми отмечается наибольший дефицит (после Японии, Китая и Германии).
Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Среди таких компаний можно выделить «Скотт Пейпер» (Scott Paper), «Фольксваген» (Volkswagen), «Континентал Аппарел» (ContinentalApparel), «Мацусита» («Панасоник») (Matsushita (Panasonic)), «Крайслер» (Chrysler), «Сара Ли» (Sara Lee). Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является корпора- ция«Дженерал Моторе» (General Motors). Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Gess). Эта корпорация в течение 1990-х гг. переместила две трети своих производственных мощностей из США в Мексику, основав пять фабрик по пошиву одежды.
После заключения соглашения заметно осложнилась ситуация в сельском хозяйстве США. Американские фермеры не выдерживают конкуренции с дешевым мексиканским экспортом. Больше всего пострадали производители томатов из южных штатов: за период 1990-х гг. объем продаж сократился почти в три раза. В настоящее время Мексика контролирует 64 % продаж зимних сортов томатов в США. В 1997 г. для защиты национальных производителей в США был введен запрет на импорт томатов из Мексики.
Отрицательным эффектом НАФТА является повышение уровня загрязнения окружающей среды в приграничных с США районах Мексики. Из 1750 американских компаний, которые ведут хозяйственную деятельность в Мексике, лишь единицы соблюдают мексиканское законодательство в области охраны окружающей среды. Ежедневно около 100 млн тонн канализационных отходов выбрасывается в реку Рио-Гранде. 17 видов пестицидов, запрещенных в США, все еще используются в Мексике, и только 1 % пищевых продуктов, обработанных этими пестицидами, проверяется на границе с США.
Итоги и результаты
Почему же, несмотря на все указанные проблемы, соглашение продолжает работать и приносит очевидные выгоды участникам? Углубление интеграции дало возможность всем странам НАФТА с большей эффективностью использовать свои сравнительные преимущества. США, например, перешли от преимуществ низкого ранга к преимуществам более высокого ранга, т. е. увеличили количество высокооплачиваемых работников в производстве и сфере услуг. В результате подписания соглашения США потеряли некоторое количество неквалифицированных рабочих мест, но при этом увеличилось производство товаров, снизились их цены благодаря использованию дешевой мексиканской рабочей силы.
Эти выводы подтверждает структура внешней торговли США. Основными статьями американского импорта являются автомобили, природный газ, запчасти к автомобилям, полупроводники, отдельные виды электроники. Продукция большинства этих отраслей является трудоемкой, а значит, дешевле покупать ее у стран с более низким уровнем оплаты труда, чем производить в США.
Основными статьями американского экспорта являются авиатехника, электронное и компьютерное оборудование, автомобильные запчасти, автомобили, полупроводники, ракетно-космическая техника, авиадвигатели, химикаты и пластмассы. Большинство этих отраслей являются высокотехнологичными и требуют использования более квалифицированной рабочей силы, поэтому США имеют конкурентные преимущества в этих отраслях. Очевидно, что и в будущем США в международном разделении труда останется лидером именно в высокотехнологичных отраслях.
При оценке НАФТА наиболее важно не то, будут ли созданы или уничтожены рабочие места в процессе либерализации торговли. Важно то, что соглашение, бесспорно, способствовало общему повышению конкурентоспособности страны, а значит, и отдельных корпораций, которые смогли увеличить эффективность своей хозяйственной деятельности.
С точки зрения долгосрочной перспективы НАФТА для США означает возможность использования в национальной экономике наиболее квалифицированного и дорогого труда, а это, по сути, - социальная реформа самого высокого уровня.
В США НАФТА рассматривается как основа для более широкой интеграции стран западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий западного полушария», напоминающее некое конфедеративное образование. В экономическом плане Вашингтон рассчитывает на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, которое охватит весь американский континент. Будущее покажет, оправдает ли НАФТА эти ожидания. Однако уже сейчас можно сказать, что соглашение играет важную роль в процессе демократизации экономических отношений на американском континенте.
Выводы Экономическая интеграция в Северной Америке принципиально отличается от планомерной западноевропейской интеграции. В Северной Америке инструменты политической интеграции до конца 80-х гг. XX в. почти не применялись, и практически все интеграционные инициативы исходили от частного бизнеса. Тем не менее географическая близость США, Канады и Мексики объективно способствовала развитию взаимовыгодных торговых связей на основе международного разделения труда и с учетом специализации каждой страны в мировой экономике. Подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА) позволило создать крупнейшую в мире зону свободной торговли. Приоритетом НАФТА является полная отмена пошлин в торговле промышленными товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой, а также
снятие ограничений на движение капитала. Безусловным лидером этого союза являются США. Либерализация торговли в Северной Америке способствовала углублению международной специализации производства в США, Канаде и Мексике. Главный результат соглашения состоит в том, что общий оборот торговли США с Канадой и Мексикой за период 1993-2000 гг. вырос в 2 раза. Соглашение способствовало общему повышению конкурентоспособности США, дало возможность использования в экономике наиболее квалифицированного и дорогого труда.
Контрольные вопросы В чем основное отличие североамериканской интеграции от европейской? Каковы факторы взаимного сближения государств Северной Америки? Почему Канада была заинтересована в сближении с США? Какие причины побудили правительство Мексики принять участие в интеграционном соглашении? Какие вопросы обсуждались в ходе подготовки к подписанию соглашения? Каков основной позитивный результат НАФТА? Существуют ли отрицательные последствия Североамерианского соглашения о свободной торговле? Как отразилось НАФТА на конкурентоспособности США?

Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г. О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии. В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран. В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

Одним из основных преимуществ интеграции является приближение к свободной торговле, а значит, преимущество самой свободной торговли (см. гл. 20), включающее:
преимущества в издержках за счет специализации на относительно или даже абсолютно самой дешевой продукции стран,
экономию от масштаба (есопот1е$ о/ $са1е) и
усиление конкуренции.
Но регионально ограниченная интеграция рынков в форме таможенного союза или при (регионально ограниченном) экономическом и валютном союзе означает, что свободная торговля осуществляется только внутри региона. Одновременно в большинстве случаев усиливается замкнутость по отношению к остальному миру. Здесь возникают так называемые эффекты «открытости» и «закрытости».
Об эффекте «открытости» (1га (1е сгеайпц еЦес1) говорят тогда, когда растущая свободная торговля в пространственных рамках интеграции приводит к тому, что производства с более высокими реальными издержками перемещаются в райо-ны с относительно низкими реальными издержками. Возможно, России было бы выгодно импортировать автомобиль «Таврия», к примеру, с Украины, поставляя партнеру по СНГ «Оку». Наш пример не случайно относится к продуктам одной отрасли. В общем верно, что эффекты открытости особенно велики при внутриотраслевой торговле, т. е. при торговле, в которой ассортимент партнеров по интеграции является похожим (оба производят автомобили одного и того же класса). При межотраслевой торговле, т. е. при торговле продуктами разных промышленных отраслей (обмен автомобилей на текстиль), эффект открытости уменьшается. Данный эффект объясняет отчасти большие успехи ЕЭС в рамках таможенного союза шести стран-основателей, ведь они имеют в основном аналогичный продуктовый ассортимент.
Об эффекте «закрытости» (1гайе йыегИп§ е [[ес () говорят тогда, когда относительное отделение пространства интеграции от остального мира приводит к тому, что местонахождение производства с более низкими реальными издержками вне интеграционного пространства перемещается в место с относительно высокими реальными издержками. К примеру, ЕС вводит таможенные пошлины на импорт дешевой говядины, что способствует ее производству (с высокими издержками) внутри Союза. Эффект закрытия означает неэффективное производство и, таким образом, потерю благосостояния как для пространства интеграции, так и для «остального мира».
Итак, оценка последствий интеграции зависит от того, какой из этих двух эффектов больше. На вопрос, при каких условиях положительные эффекты имеют перевес над отрицательными, может быть получен теоретический ответ, но мы ограничимся указанием на то, что, например, в ЕС преобладал эффект открытости, что способствовало его поэтапному расширению и снижению внешних таможенных пошлин.

Принципы агропромышленной интеграции

Формы агропромышленной интеграции

Факторы развития агропромышленной интеграции

Экономическое значение интеграции

План

Основу интеграционных процессов, так же как и кооперации, составляет развитие производственных сил и общественное раз­деление труда. Это объективный процесс, связанный со специа­лизацией и необходимостью взаимодействия между специализи­рованными отраслями и видами аграрного и промышленного производства. В условиях многоукладной экономики в комплек­се с интеграцией производства происходит интеграция собствен­ности, так как в этом процессе участвуют различные субъекты собственности.

Интеграция - слово латинского происхождения, трактуется как объединение в одно целое в органической взаимосвязи каких-либо частей или элементов (integratio - восстановление от integer - целый). В этом едином целом проявляется различная степень взаимодействия и связей между субъектами интеграции. Интеграция происходит на различных уровнях (макро- и микро­экономическом) и по разным направлениям. Основные направле­ния, которые встречаются на практике:

Кооперация сельскохозяйственных предприятий с обслужива­ющими и перерабатывающими предприятиями;

Объединение всех участников в единый холдинг на основе об­щей собственности;

Создание ассоциаций по всей цепи производства продукции;

Организация финансово-промышленных групп.

С учетом особенностей сельского хозяйства создаются неболь­шие по размеру группы, включающие организации: сельскохозяй­ственные, промышленные, торговые, обеспечивающие техникой и энергией. Для сельского хозяйства наиболее приемлем и выго­ден кооперативный путь интеграции с предприятиями других сфер.

Происходит непрерывное совершенствование интеграционных связей, возникающих в сферах производства, транспортировки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции. Однако самопроизвольного развития интеграции в АПК явно не­достаточно для преодоления кризиса в этом сложном межотрасле­вом комплексе. Особое значение имеет агропромышленная интеграция как процесс соединения сельскохозяйственных и промыш­ленных товаропроизводителей различных организационных форм в единую систему. Звенья такой системы выполняют определен­ные, связанные между собой функции.

Разделяют два понятия: 1) интеграция сельскохозяйственного и промышленного производства; 2) интеграция сельскохозяйствен­ного и промышленного труда.

В прошлом интеграционные связи в сельском хозяйстве были слабо развиты из-за низкой технической оснащенности сельского хозяйства и преобладания общинного земледелия. Первоначально они развивались на кооперативной основе, поскольку, по опреде­лению А. В. Чаянова, именно кооперативные связи и кооператив­ное движение приобрели «небывалый размах». Пример тому по­требительские кооперативы сибирских маслоделов.



В советский период создавались кооперативные союзы и трес­ты, объединяющие предприятия перерабатывающей промыш­ленности по отраслевому признаку (Сахаротрест, Союзмолоко и др.). Далее (30-е годы) создание машинно-тракторных станций (МТС) сопровождалось попытками образования агроиндустриальных комбинатов. Однако для их массового развития и реали­зации их потенциальных возможностей у государства не было средств, особенно в военный и послевоенный периоды (40-е и 50-е годы).

Наиболее активный этап агропромышленной интеграции от­мечался в 70-е годы, хотя это на 40-50 лет позже, чем в экономи­чески развитых странах. Создавались разнообразные межхозяй­ственные предприятия и агропромышленные объединения с пре­имущественным сохранением самостоятельности участников: межхозяйственные и агропромышленные предприятия, совхозы-заводы, производственные и научно-производственные объедине­ния. При этом межхозяйственное кооперирование как интеграция по горизонтали базировалось на внутриотраслевом разделении труда по стадиям производства сельскохозяйственного продукта.

В 80-е годы в развитии интеграционных процессов преобладал территориальный принцип, а основными организационными формами были агропромышленные предприятия и агрокомбинаты. Во многих регионах промышленная переработка развивалась на сельскохозяйственных предприятиях.

Агропромышленные объединения создавались в границах од­ного административного района. В настоящее время такие рамки часто оказываются недостаточными и требуют межрайонной базы. Реформирование экономики, в том числе аграрной, и нерегулиру­емый переход к рыночным отношениям разрушили сложившиеся интеграционные связи, замедлили процесс агропромышленной * интеграции, внесли элементы стихийности, недостаточной обо­снованности решений. Предприятия вынуждены были с большими издержками и потерями адаптироваться к новым, непривыч­ным для них условиям.

Экономическое значение агропромышленной интеграции до­казано как зарубежным, так и дореформенным отечественным опытом. Основные причины ее развития заключаются в особенно­стях сельского хозяйства:

Сельское хозяйство - сырьевая отрасль для переработки;

Сезонность производства;

Невозможность длительного хранения продукции;

Риск и непредсказуемость результатов производства в связи с влиянием природных условий;

Техническая отсталость отрасли, крайняя изношенность техни­ки и технологического оборудования;

Ограниченность источников финансирования и рискованность инвестирования в отрасль;

Явно выраженная специфика рынка сельскохозяйственной продукции (наличие большого числа однородной продукции и ее продавцов, низкая эластичность спроса и предложения, отсут­ствие гарантий сбыта для обособленного производителя, неразви­тость рыночной инфраструктуры).

Интеграция позволяет избежать высоких трансакционных издержек предприятий, особенно мелких, рассредоточенных по территории. Трансакционные издержки - это издержки, связан­ные с поиском каналов сбыта, с разнообразными процессами по обмену, с рисками возможных недопоставок продукции и соответствующего невыполнения обязательств, с рисками по­ставок некачественной продукции, с издержками из-за недоста­точной или неточной рыночной информации, с защитой прав собственности. Факторами возникновения подобных издержек являются: неопределенность, складывающаяся на рынке, поиск необходимого товара (продукта, сырья, техники, оборудования, информации и др.), поиск продавца для сбыта собственной про­дукции.

Многочисленные посредники, активно участвующие в про­движении продукции, значительно повышают ее себестоимость. Принято различать экономически необходимые и экономически вредные трансакционные издержки. Последние представляют со­бой расходы, связанные с негативной ролью посреднических структур в схемах товарных потоков продукции агропромышлен­ного комплекса. Как правило, они навязывают производителям, особенно сельскохозяйственным, невыгодные условия реализа­ции продукции. Появляются теневые наличные обороты, уход от уплаты налогов, вывод средств из сферы производства, снижение конкурентоспособности продукции из-за высоких затрат. В этой связи для переходного периода экономики характерны явные и скрытые (теневые) трансакционные издержки, которые связаны с теневой экономикой. На практике наблюдается рост и тех и других издержек.

При исследованиях тенденций и причин изменения расходов выделяют внешние и внутренние трансакционные издержки. Вне­шние связаны с трансакциями предприятия (фирмы) на рынке, внутренние – это внутрипроизводственные (внутрифирменные) трансакционные издержки.

Интеграция служит одним из основных факторов снижения трансакционных издержек, что способствует рациональному ис­пользованию ресурсов экономики и повышению эффективности производства.

Экономическое значение и причина интеграции состоят также в том, что в крупных интегрированных образованиях проявляется так называемый эффект масштаба производства. За счет крупных размеров вертикально интегрированных формирований обеспечи­вается гарантированный сбыт, увеличивается доля рынка, повы­шается конкурентоспособность продукции, облегчается получе­ние кредита, успешнее реализуются инвестиционные проекты, вводятся технологические новшества, расширяются возможности диверсификации производства, достигается" кумулятивный эф­фект налоговых выплат.

Интеграция имеет и другие преимущества, подтверждающие ее значение для экономики страны, регионов, административных районов и предприятий, например, совместное использование производственных ресурсов и объединение капитала; снятие барь­еров для продвижения сырья и продукции; создание благоприят­ных условий участникам интеграции; сглаживание сезонности производства и сезонности использования сырья и др.

Интересы тех, кто проявляет стремление к интеграции (отдель­ного предприятия, их группы, т. е. совокупности в целом, фирмы-интегратора или собственника) могут не совпадать. Это несовпа­дение и даже антагонизм должны заменяться отношениями вза­имной выгоды, исходя их приоритета общих интересов. Взаимные выгоды интеграции проявляются в росте объема производства, пе­реработки и реализации, повышении качества и ассортимента продукции, ускорении оборачиваемости оборотных средств, со­кращении издержек от совместной информационной и управлен­ческой деятельности, снижении потерь продукции, устранении лишних посреднических и управленческих звеньев.

Интеграция позволяет стимулировать производителей сельско­хозяйственной продукции целенаправленно влиять на техноло­гию, оказывать помощь, премировать. Интеграция по производ­ству и переработке продукции выгодна и сельскохозяйственным производителям и переработчикам. Возрастает эффект от объеди­нения и слияния участников интеграции, который носит название синергический эффект. Если на практике синергический эффект не проявляется, то в этом случае цель интеграции не достигается.

Синергический эффект усиливается при четкой координации действий участников, синхронности всех стадий от производства до реализации продукции.