Деньги и их функции. Деньги и денежные средства

Вопрос 1. Что выполняло роль денег у древних славян? Какими были деньги в Древнерусском государстве?

У древних славян шкуры, пушнина, скот также играл роль денег, а понятие денег долгое время выражалось словом «скот».

В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а использовали арабские и византийские монеты из золота и серебра, в основном во внешней торговле. Однако ж, зная цену серебра и золота, предки наши издревле добывали их посредством внешней торговли. Внутри Государства ходило серебро в монетах: Радимичи вносили в казну щляги, или шиллинги. Однако ж мордки или куны долгое время оставались еще в употреблении: ибо малое количество золота и серебра не было достаточно для всех торговых оборотов и платежей народных. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. На начальном этапе появления денег на Руси, они изготовлялись из привозного серебра.

Вопрос 2. Почему металлы стали удобным эквивалентом товаров?

Постепенно роль денег перешла к металлам. Вероятно, сначала это были металлические предметы (наконечники стрел и копий, гвозди, утварь), затем слитки разной формы. Функцию денег выполняли медь, бронза, железо, серебро. Для предотвращения подделок и обвеса со временем металл стали отмечать публичным клеймом. Так возникли чеканная монета и монетные дворы.

Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Вопрос 3. Как ты думаешь, почему С. Ю. Витте считал прочную денежную систему важнейшим условием процветания страны?

Денежная система - это сложившееся исторически и закрепленное законодательством устройство денежного обращения в стране. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Вопрос 4. Какие события в истории России отразились на истории денежного обращения?

Различные денежные реформы сильно влияли на денежное обращение. Также огромное влияние оказала Октябрьская Революция 1917 года.

Вопрос 5. Как появились деньги?

Мы знаем, что давным-давно люди меняли одни предметы на другие - это был натуральный обмен. Предположим, человеку требовался глиняный кувшин. У него был каменный нож, который он был готов обменять. Оставалось только встретиться с владельцем кувшина и договориться об обмене. Просто? Не тут-то было. Прежде всего необходимо было, чтобы владелец кувшина нуждался именно в каменном ноже, а не в чём-то другом. Со временем люди научились решать такую задачу - они догадались, что две сделки можно разделить во времени. Сначала можно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в данном случае выполняет роль эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определённом отношении другому товару.

В роли эквивалента у разных народов выступали меха, кожи, рис, редкие раковины, скот и др. Все названные богатства стали играть роль денег.

Постепенно роль эквивалента перешла к металлам меди, бронзе, позднее - к серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, имеют относительно высокую собственную стоимость (по причине их небольшой распространённости и трудности добычи). Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений - ещё одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы делятся на части, что удобно при расчётах. С появлением денег покупка и продажа товаров стали осуществляться не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или в банке.

Вопрос 6. Назови основные функции денег.

Принято выделять пять важнейших функций денег.

В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходится решать, сколько их нужно иметь, чтобы купить какой-либо товар. Цена - сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг. До появления денег продавец и покупатель взвешивали зерно или отсчитывали ракушки, меховые шкурки и т. д. Деньги как средство измерения стоимости очень удобны. В самом деле, смотришь на ценник и понимаешь, что один товар дороже другого в два раза или на одну треть. Для этого не нужно даже раскладывать перед собой монеты или банкноты. Достаточно выразить цены в одних единицах. Товар А стоит 100 рублей, а товар Б - 10 рублей. Это значит, что на 100 рублей ты можешь купить 1 единицу товара А и 10 единиц товара Б.

Деньги как средство обращения пришли на смену бартеру. В отличие от меры стоимости товара тут деньги должны присутствовать реально, их необходимо передавать из рук в руки. Правда, в роли посредника при обмене деньги выступают мимолётно. Поэтому металлические деньги часто заменяются бумажными или кредитными. Например, чтобы купить нужный товар, можно использовать заменитель наличных денег - банковскую карточку.

Как средство платежа деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др. В этих случаях деньги опережают товары и услуги в их стремлении к взаимному обмену. Так, прежде чем

С давних времён деньги способны выступать в роли сокровищ - так проявляется функция средства накопления. Хранить деньги можно где угодно: в банке, дома. Выбор за владельцем денег. Деньги как средство накопленйя позволяют осуществить различные планы. Любой современный подросток мечтает о какой-нибудь вещи и даже нередко откладывает на её покупку деньги. В этом желании нет ничего дурного, особенно если деньги заработаны самостоятельно. Но иногда накопительство превращается в страсть, заменяет человеку реальную жизнь. Накопление денег осуществляют не только граждане. Государство также имеет ресурсы в виде золота, драгоценных камней и тому подобных ценностей.

Деньги как всеобщее платёжное средство существуют и в международных связях. Это мировые деньги. С их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п. В прошлом мировые деньги выступали в виде золотых монет или слитков. Затем к ним добавились валюты различных стран (английский фунт стерлингов, американский доллар). На рубеже XX-XXI вв. появилась денежная единица евро, которую используют государства Европейского союза.

Вопрос 7. Какие виды денег существуют в наше время?

Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных деньгах (то есть знаках стоимости, заместителях реальных денег). Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные.

Виды денег в современной системе денежного обращения: Наличные деньги; Разменная монета;

Бумажные деньги: Казначейские билеты – выпускались государством, не имели вещественной стоимости, но были обязательны для приема во всех платежах и расчетах. Сегодня в большинстве стран бумажные деньги в связи с их свойством к обесцениванию заменяются кредитными деньгами (Кредитные деньги - это деньги, возникшие на основе развития кредитных отношений. Разливают наличные и безналичные кредитные деньги.).

Ассигнации.

Кредитные деньги: Векселя; Банкноты; Чеки.

Безналичные деньги - деньги, которые существуют только в виде записей на расчетных, текущих, сберегательных и других счетах физических и юридических лиц. Компьютеризация банковского сектора привела к возникновению электронных денег и кредитных карточек.

Кредитные пластиковые карты;

Платежные пластиковые карты;

Электронные деньги - это деньги на электронных банковских счетах.

Вопрос 8. Чем монеты отличаются от банкнот?

Банкноты бумажные, а монеты сделаны из различных сплавов.

Вопрос 9. Какое суждение верно?

А. Деньги усложняют обмен. Б. Деньги облегчают обмен. Свой выбор объясни.

Б. Деньги облегчают обмен. Деньги - специфический товар максимальной ликвидности, который воплощает в себе несколько свойств: является инструментом обмена для товаров или услуг, служит универсальным эквивалентом стоимости других товаров и услуг, а также является удостоверением общественного характера частного труда товаропроизводителя.

Вопрос 10. Определи, каковы функции денег в следующих ситуациях:

1. Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую Папа Карло выменял на свою куртку.

2. Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.

3. Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрёл билет на завтрашнее представление.

4. Оставалось ещё целое богатство - четыре гроша.

5. «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло денежное дерево.

6. Вот когда денежное дерево даст плоды - гроши, лиры, доллары, фунты, тогда на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль.

1 – средство обмена, 2 – средство платежа, 3 – средство платежа, 4 –средство накопления, 5 – вложение, 7 – мировые деньги.

Вопрос 11. Рассмотри, что изображено на российских банкнотах. Что такое номинал? Объясни, зачем на банкнотах помещены номера.

Номинальная стоимость (номинал, нарицательная стоимость) - стоимость, установленная эмитентом, обычно обозначенная непосредственно на ценной бумаге или денежном знаке.

Стоимость, по которой ценные бумаги продаются и покупаются, определяется спросом и предложением и называется курсовой стоимостью. Курсовая стоимость может отличаться от номинальной стоимости.

Серия состоит из двух букв, номер - из семи цифр. На оборотной стороне банкноты: вверху слева и справа расположены цифры 5 в узорных розетках, отпечатанных зеленой краской. Они необходимы для учета и контроля денежной массы, а также для затруднения их подделки.

Вопрос 12. Пользуясь дополнительной литературой и Интернетом, выясни, как называются денежные единицы государств - членов СНГ. Свой ответ оформи в виде таблицы.

Азербайджан – манаты; Армения – драм; Беларусь – белорусский рубль; Казахстан – тенге; Кыргызская республика – сом; Молдова – лей; Россия – рубль; Таджикистан – сомони; Туркмения – манаты; Узбекистан – сум; Украина – гривна.

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики - то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя - общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации - снижается.

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, также как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки - не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины - быстрого роста денежной массы.

Инфляция разрушает экономику страны. Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции - это подрыв веры граждан в своё правительство.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

24 В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции - это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.

Цели:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

1.“ Изобретение денег - одно из величайших достижений человечества…”
2. “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Постановка целей урока.

Учитель: Отгадайте загадку:

Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)

Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

Первоначально люди обходились обменом товара на товар - бартером . Выглядело это примерно так. Предположим, одному человеку требовался гончарный сосуд. У него был каменный нож, который он готов был обменять на сосуд. Оставалось только встретиться с владельцем сосуда и договориться об обмене. Просто? Но не тут-то было.

Во-первых, необходимо, чтобы владелец сосуда нуждался именно в каменном ноже, а не в чем-то другом, чего у владельца ножа не было. Со временем люди научились решать такую экономическую задачу, догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги.

2. Выступление учащихся на тему “История денег”.

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.

И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.

В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны (мелкая монета).

Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.

Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.

Задание: работая в парах, выстроить логическую цепочку из разрозненных элементов, соблюдая порядок появления денег:

Переход от натурального хозяйства к товарному;

Разделение труда и возникновение специализации;

Трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками;

Выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене.

IV. Работа над новым материалом

.

А) Что такое деньги.

Так что же такое деньги? (варианты ответов учащихся).

Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.

Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски.

(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).

Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь.
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?

(Выступление ученика)

Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.

Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.

В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.

Б) Функции денег.

Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Карточка №1

Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена (обращения).

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения (мера стоимости).

Карточка №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.

V. Закрепление изученного материала.

1. Заполнение таблицы.

Примеры ситуаций

Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. ?
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. ?
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. ?
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. ?
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. ?
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. ?

2. Упражнение “Деньги потерялись”.

Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью исторической карты).

VI. Итог урока.

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег. Учебник: стр. 135-149.

Понятие «деньги», их виды и функции

Это историческая категория, которая является результатом развития товарного производства и обмена. К древнейшим видам денег относятся соль, скот, зерно, шкурки пушных зверей, орудия труда, украшения. В дальнейшем роль денег перешла к металлам, сначала в виде слитков, а затем в виде чеканных монет из меди, серебра и золота. Первые бумажные деньги появились в Китае в VIII в. В Европе выпуск бумажных денег берет свое начало во Флоренции в XIV в. В России бумажные деньги были введены в XVIII в., при Екатерине II .

Это особый товар, выполняющий в экономике роль всеобщего эквивалента.

Сущность денег проявляется в их функциях .

    Мера стоимости - все товары выражают и измеряют свою стоимость в деньгах (цена).

    Средство обращения - продажа и покупка товара осуществляется на денежные средства.

    Средство накопления и сбережения - за счет постоянного обращения деньги превращаются в капитал.

    Средство платежа - эта функция стала характерной для денег в связи с развитием кредитных отношений. Она проявляется при продаже товара в кредит, возврате денежных ссуд, выплате заработной платы, оплате за услуги и т.д.

    Мировые деньги - появление этой функции денег связано с расширением мировых экономических связей. Мировые деньги выступают как всеобщее покупательное и платежное средство и используются при расчетах по международным балансам, при предоставлении и выплате международных кредитов и т.п.

Деньги в своем развитии выступают в двух видах .

Бумажные деньги появились в обороте как заместители ранее находившихся в обращении металлических монет. Они не имеют самостоятельной стоимости и наделены государством принудительным курсом.

Кредитные деньги возникли в экономике в связи с развитием товарного производства, расширением кредитования и формированием системы расчетов с рассрочкой платежа. Они прошли следующую эволюцию:

Деньги, обслуживая реализацию товаров, платежи и расчеты в экономике, находятся в постоянном движении, которое называется денежным обращением .

Выделяют два вида денежного обращения .

Между наличным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении. Таким образом, наличное и безналичное обращения образуют общий денежный оборот страны.

Кризисное состояние денежной системы, которое связано не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономики, называется инфляцией .

Выделяют следующие виды инфляции :

Это многофакторный процесс, который может быть вызван следующими причинами :

    1) диспропорции в экономике;

    2) рост государственного долга;

    3) значительный дефицит бюджета;

    4) необоснованная эмиссия денег;

    5) мировые сырьевые и валютные кризисы;

    6) сокращение поступлений от внешней торговли.

Инфляция отрицательно воздействует на экономику государства в целом. Ее последствия проявляются в следующем:

    1) сокращение производства из-за уменьшения стимулов его роста;

    2) снижение конкурентоспособности национальных товаров;

    3) перелив капиталов из сферы производства в торговлю;

    4) расширение спекуляции;

    5) ограничение кредитных операций;

    6) снижение уровня жизни населения;

    7) рост социальной напряженности.

Инфляция очень часто сопровождается таким явлением как девальвация . Это снижение официального курса валюты.

Из-за дестабилизирующего влияния на экономику, а также из-за того, что инфляция ставит в тяжелое положение значительные слои населения, в большинстве государств мира осуществляется контроль за инфляцией, так называемая антиинфляционная политика. направлена на управление инфляционными процессами в интересах подъема экономики и обеспечения национальной безопасности. Приоритетными здесь являются увеличение доходов бюджета, повышение собираемости налогов, оживление инвестиций, совершенствование системы денежных расчетов и структуры денежной массы, регулирование скорости денежного обращения.

Контрольные вопросы

    В чем состоят сущность и функции денег?

    В каких формах существуют деньги?

    В чем сущность денежного обращения?

    В чем суть инфляции как экономического явления?

    Какова цель антиинфляционной политики?

    Какие меры антиинфляционной политики Вы знаете?

Урок обществознания 7 класс

Тема: «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели урока :

    Рассмотреть виды обмена, причины возникновения денег, функции и свойства денег.

    Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.

    Способствовать дальнейшему освоению основными способами мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить, развивать умения работать в группе.

Оборудование : карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска.

Понятия , которые школьники должны усвоить в процессе изучения материала: бартер, деньги.

Ход урока:

    Орг.момент. 2 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами будем изучать новый материал, работать с интерактивной доской. Я желаю вам успеха!

    Активизация знаний учащихся. 3 мин.

Мы продолжаем изучать раздел «Человек и экономика».

Откроем учебник параграф 13, тетрадь.

Запишем тему урока : «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели : В ходе урока мы рассмотрим виды обмена, причины возникновения денег, какие функции они выполняют.

Ребята, давайте вспомним о том, что потребности человека очень разнообразны. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, создавая материальные (экономические) блага – это продукты питания, предметы, товары и услуги.

(Экономика – наука об эффективном ведении хозяйства)

Вопрос: Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики - натуральное хозяйство или товарное?

    Виды обмена. 5 мин.

Обмен – это слово знакомо всем.

С самых древних времен в обществе существовал бартер – натуральный обмен одной вещи на другую.(запись в тетрадь)

Деньги для такого обмена не нужны. Этот способ обмена дожил до наших дней. Бартер, как и натуральное хозяйство – пережиток прошлого, имеющий серьезные недостатки. Он неудобен, не всегда равноценный и справедливый.

Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент и узнаем о других видах обмена.

(шаг1 – 8 …..Итак, деньги – это символы благ)

Виды обмена

    Натуральный

    Натурально-денежный

    Денежный

    Деньги, их сущность и функции 5 мин.

Вопрос: зачем люди придумали деньги? (для облегчения и ускорения обмена)

Мы подошли к понятию деньги, которые выполняют роль посредника в процессе обмена товарами.

Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. (запись в тетр.)

Вопрос : Что такое эквивалент? Найдите определение в тексте параг

Откроем на стр. 107 учебника

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Упражнение (РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ)

Какие виды денег существуют в наше время?

Физкультминутка 2 мин.

Какие деньги были на Руси? - доклад 3 мин.

Конкурс « Разминка» 3 мин.

    Пословицы и поговорки

    Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?

Ответ : Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

    Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?

Ответ : Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки.

    Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?

Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

    Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

Ответ : Население России было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

Проверь себя - практический модуль (до свойств) 5 мин.

Обсудим вместе. Учебник стр. 105

Вы, наверное, согласитесь со мной, что разные люди относятся к деньгам по-разному. Для кого-то деньги – это смысл жизни (чем их больше, тем лучше), для кого-то – это средство удовлетворения насущных потребностей.

    Что же такое деньги? Добро или зло?

    Что нельзя купить на деньги? 3 минут

Не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Закрепление 3 мин.

- Сегодня на уроке мы узнали в чем преимущество обмена. Человеку не

нужно все добывать и делать самому.

Как деньги стали деньгами.

Что такое деньги?

Какую роль они играют в жизни общества?

Основные функции денег.

Оценки (комментировать) дом.задание п. 13. Доклад