Благосостояние. Экономическая политика и благосостояние населения

Курсовая работа

Название дисциплины Макроэкономика

Тема: Благосостояние нации как глобальная цель экономического развития российской федерации, основные показатели и проблемы оценки благосостояния


Студент Синюгаева Т.Г.



Введение

Благосостояние нации

Благосостояние нации как глобальная цель экономического развития российской федерации

Заключение

Глоссарий


Введение


Проблема формирования благосостояния населения в настоящее время приобретает новое звучание во многих развитых странах мира. Люди с их потребностями и интересами находятся в центре внимания многих правительств. Такая забота о человеке обусловлена возрастанием значения творческих и личностных элементов в трудовых процессах. Усиление демократии и расширение прав сопровождается превращением человека из простого исполнителя заданных трудовых функций в полноправного члена общества, имеющего профессиональные навыки, достаточный уровень образования и развитую систему потребностей. Более полное удовлетворение всего спектра потребностей человека, включая потребности в творческом труде и свободной самореализации, становится как конечной целью общественного развития, так и условием дальнейшего общественного прогресса. Все больше внимания уделяется созданию условий для свободного и гармоничного развития человека, что означает не только увеличение доходов, но и улучшение образования, питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды и равенство возможностей.

Созданное богатство возникает благодаря возможности создавать товары и услуги, которые могут эффективно производиться и выгодно продаваться на внутренних и внешних рынках. Богатство может создаваться только компаниями.

Созданное богатство может включать товары и услуги, зависящие от наследуемых ресурсов, но при этом повышать их стоимость.

Созданное богатство ограничивается только новаторским подходом и динамизмом коммерческих предприятий, действующих в стране.

Государство не может создавать богатство, но играет важную роль в регулировании условий, обеспечивающих создание богатства или препятствующих ему.

Получается, что само понятие благосостояние мы просто свели к финансовой сфере. Хотя, даже на первый взгляд видно, что слово состоит из двух слов «благо» и «состояние», т.е. благосостояние - это состояние блага, это когда хорошо, это что-то более целостное.

Благосостояние - обеспеченность населения материальными и духовными благами, т.е. предметами, услугами и условиями. удовлетворяющими человеческие потребности.

В словаре С.И. Ожегова: благосостояние - это достаток, благополучие.

Основным показателем оценки национального благосостояния является ВВП. Показатель ВВП применяется всеми странами для подсчета не только достигнутого экономического и производственного развития, но также его производные (например, ВВП на душу населения) используются для характеристики социального развития).

Также в качестве показателя благосостояния нации используется индекс человеческого развития. Индекс представляет собой сводный показатель развития человеческого потенциала, основными составляющими которого являются физическое состояние людей, их долголетие: показатель - средняя ожидаемая продолжительность жизни, духовное и интеллектуальное развитие людей: показатель - уровень образования, рассчитываемый на основе двух элементарных показателей: доля грамотных среди взрослого населения и средняя продолжительность обучения; материальная обеспеченность людей, т.е. реальные доходы на душу населения: показатель - ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе.

Таким образом, для анализа благосостояния нации рассчитывается множество показателей, среди них ВВП на душу населения, индекс человеческого развития, индекс качества жизни.


1. Благосостояние нации


1 Благосостояние, его сущность, характеристика


Благосостояние общества во многом определяется его возможностями или потенциалом, называемым национальным богатством.

Национальное богатство- это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю.

Чистое экономическое благосостояние - это показатель, измеряющий экономическое благосостояние общества с учетом не только имеющихся доходов, но и качества жизни.

В настоящий момент среди ученых нет единого мнения о том, что понимать под термином «общественное благосостояние». Одни считают, что это чисто этическое понятие, связанное с оценочными суждениями различных людей (государственных деятелей, законодателей, ученых) о влиянии экономического устройства на благосостояние членов общества. Другие ученые полагают, что данное понятие имеет точное значение и представляет собой совокупность индивидуальных благосостояний всех членов общества, агрегированных определенным образом.

Благосостояние - что понимается под этим термином? Что говорит об этом Википедия. Если передать смысл коротко, то это - обеспечение народонаселения (от группы лиц до отдельного члена) определенными социальными, материальными, духовными благами.

Благосостояние напрямую зависит от уровня развития общества и от того, насколько эффективно государство проводит социально экономическую политику. Тогда уровень жизни или материального благополучия общества определяется уровнем дохода на душу населения.

Синонимы благосостояния - это благополучие (в т.ч. и материальное). Это достаток, богатство, довольство, обеспеченность, состоятельность, имущество, достаточность и даже счастье.

Тогда можно ли проще сказать, что благосостояние людей - это то, насколько довольны люди материальным, социальным, духовным положением в своей стране?

А ведь именно сейчас возрождаются старинные традиции, обряды. Мы потянулись к той, почти потерянной духовности, присущей когда-то нашим предкам.

Но в толковом словаре В.Даля есть слово «благий, благой» имеет двоякое значение. С одной стороны - означает добродетельный, полезный, хороший, обильный и т.п.

С другой стороны благой - это своенравный, беспокойный, нехорошо, дурно. Не потому ли само понятие повышение благосостояния вызывает у нас противоречивые чувства?

Как будто, повышая свой уровень жизни, ты совершаешь не совсем хороший поступок? Не в этом ли корень наших бед. Сколько нам, выращенным при социализме, твердили, что жить богато - плохо.

И с этой позиции мне захотелось рассмотреть понятие «благосостояние», как благое состояние, благость тогда, когда ты имеешь столько, сколько нужно сейчас, в данное время, а не завален золотом доверху.

За последние полвека, по мере роста изобилия и технологических нововведений во всем мире, одновременно росло и благосостояние большей части населения мира. Сегодняшний среднестатистический индивид живет дольше, болеет меньше, он лучше образован, реже голодает и его дети реже используются в качестве рабочей силы. В качестве причин, объясняющих достигнутый уровень общественного благосостояния, существующие теории благосостояния называют: удобное географическое положение, благоприятный климат, наличие природных ресурсов, численность населения, человеческий капитал, научно-технический прогресс, уровень экономического развития, участие в системе международных экономических отношений и т.д. Каждая из теорий благосостояния являясь по-своему интересной к сожалению не смогла представить убедительных доказательств собственной состоятельности.

Сложность, с которой сталкиваются экономисты при исследовании проблем благосостояния, обусловленная тем, что именно понятие «благосостояние» относится одновременно к экономической науке и к этике, поэтому какая-нибудь теория благосостояния явно или неявно базируется на некоторых этических постулатах.

Благосостояние человека и общества является интегральной оценкой всех аспектов жизнедеятельности человека, который показывает, насколько «хорошо» прожит им некоторый период его жизни. Для того, чтобы приведенное выше определение благосостояния имело содержательный смысл, необходимо установить этический критерий, который четко определяет, что хорошо, а что плохо для человека.

Действительно, благосостояние населения формируется под воздействием множества факторов, которые имеют разную природу, характер и степень воздействия. Эти факторы влияют на производство, распределение, обмен и потребление жизненно необходимых благ, определяют состояние природной и социальной среды, в которой удовлетворяются потребности человека. Всю совокупность факторов можно представить следующим образом.

Экономические факторы представляют собой условия, которые влияют на процесс распределения ограниченных ресурсов и создание экономических благ, необходимых для удовлетворения потребностей.

Неэкономические факторы являются совокупностью личностных, общественных, технико-технологических, демографических и природных параметров страны.

Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация доходов населения. Уровень доходов в целом - результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Одной из главных характеристик благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов прожиточному минимуму.

Так, в Декларации прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 26) предусмотрено, что «пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни ниже установленного законом прожиточного минимума».

Прожиточный минимум - это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния населения. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и обязательные платежи. При изучении благосостояния остро стоит проблема малообеспеченности - следствие низкого размера доходов, низкой квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр.

Экономический рост - не единственный фактор благосостояния. Не менее важны социальные и экологические факторы. Оценка ресурсов человечества, то есть реального богатства, включая природные ресурсы, позволяет лучше понять, какие изменения в политике необходимы для перехода на устойчивый путь развития.

Многим богатым ресурсами странам (включая Россию) не удалось достигнуть уровня благосостояния, достигнутого странами, у которых гораздо меньше унаследованных ресурсов.

Это объясняется тем, что доступность ресурсов создает сложности для развития экономики, не ориентированной на ресурсы.

Это далеко не ограничивается «Голландской болезнью» и ростом внутренних расходов, не позволяющих стране диверсифицироваться на новых сырьевых рынках.

Изобилие ресурсов может привести к появлению таких структур государственного управления и такой системы стимулов, которая препятствует конкурентоспособности.

За счет ресурсов государства также могут поддерживать неэкономические политические решения, такие как субсидии и сохранение непроизводительных рабочих мест.

Кроме того, богатство природных ресурсов, как правило, ставит государство и его роль в распределении богатств во главу угла экономической политики вместо частного сектора, ухудшая условия для создания богатства.

Обобщить развитие теорий благосостояния можно в форме графической схемы «дерева», вырастающего из корней неоклассической теории: маржиналистских концепций индивидуального благосостояния, маршаллианской теории благосостояния и концепции общего равновесия Л. Вальраса.

Представление о содержании понятия «благосостояние» исторически развивалось параллельно изменению процессов общественного воспроизводства. На вышеприведенной схеме мы можем увидеть эволюцию развития теорий благосостояния, которая построена по хронологическому принципу, и сгруппирована в зависимости от смены стадий общественного производства и исследовательских парадигм, а также с учетом подходов к трактовкам в определении категории благосостояние, которые были наиболее близки тем или иным ученым в определенный период времени.

Благосостояние включает следующие компоненты: доходы и потребление; государственные социальные гарантии и платные услуги, социальное обеспечение и социальную защиту.

Благосостояние страны - это обеспечение населения государства необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Благосостояние находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений. В еще большей степени оно связано с эффективностью социально-экономической политики в данном обществе. Экономистов часто критикуют за то, что они используют для измерения благосостояния стран лишь валовой внутренний продукт (ВВП), который не учитывает многие факторы, которые влияют на уровень жизни. Когда ВВП страны высок, это говорит о среднем доходе граждан страны, который отражает их благосостояние лишь в предположении «прочих равных». Но это предположение далеко не всегда выполняется. Существует метод определения благосостояния страны путём исследования субъективной удовлетворенности людей своей жизнью. А по рекомендации ООН с 1978 г. в международной статистике жизненный уровень населения оценивается количеством и качеством потребляемых жизненных благ (материальных и духовных).

Шкала благосостояния позволяет четко разграничить уровень жизни в соответствии с конкретными показателями, характеризующими степень удовлетворенности основных потребностей человека.


2 Основные показатели уровня благосостояния


Благосостояние является не только характеристикой развития общества, но и объективно необходимым условием его развития. Кроме того, рост благосостояния можно приравнять к увеличению богатства, наращивание которого напрямую связано с экономическим ростом, накоплением капитала и других ресурсов и поэтому основой роста благосостояния является материальное производство, создающее материальное благополучие.

Воздействие благосостояния на экономику связано с созданием и использованием необходимых материальных основ и благ в обществе, оно включает в себя все аспекты человеческой деятельности, необходимые для полноценного жизнеобеспечения. Проблему достижения благополучия в обществе пытались и пытаются решить уже несколько столетий.

Так или иначе, уровень благосостояния тесно связан с потреблением благ. При этом он не является постоянным и изменяется вместе с изменением характера потребления. Со временем, одни показатели постепенно отмирают, а другие - появляются. К примеру, еще двадцать лет тому назад одним из главных показателей благосостояния конкретной семьи было наличие таких устройств как телевизор, холодильник и стиральная машина, на сегодняшний день такими показателями являются более дорогостоящие товары - мобильный телефон, компьютер, автомобиль или собственный дом. Если первые два - доступны почти каждому среднестатистическому жителю страны, то последние - так и остаются несбыточной мечтой.

Экономисты измеряют уровень благосостояния населения, дают ему количественную характеристику. В случае возникновения такой необходимости используется специальный показатель под названием уровень жизни, который представляет собой количественную характеристику благосостояния, образующуюся в результате сравнения благосостояния различных людей, семей, населения. Как правило, уровень жизни оценивается как низкий, средний и высокий. Точность оценки здесь зависит от разнообразия и количества показателей, использовавшихся в процессе сравнения. Поэтому, обычно специалисты стремятся выносить суждения о том или ином уровне жизни на основе как можно большего количества показателей благосостояния.

На данный момент единого мнения о том, какие показатели обязательно следует включить в оценку уровня жизни, нет. Так, некоторые ученые считают, что определить уровень жизни можно только по одному показателю. Иногда в его роли выступает грамотность населения, определяющаяся как доля умеющих писать и читать среди населения в возрастных рамках от 9 до 49 лет. Другие специалисты наоборот, отрицают достоверность результатов, полученных только на основе одного показателя. По их мнению, уровень жизни представляет собой относительный, а не абсолютный показатель, он образуется в результате сравнения. Поэтому население определенной страны не может иметь низкий или высокий уровень жизни безотносительно других стран. Для того чтобы измерить уровень жизни необходимо сравнить благосостояние населения определенной страны относительно других государств.

В последнее время специалистами Организации Объединенных Наций получен вывод, в соответствии с которым уровень жизни населения можно определить при помощи количественного измерения таких показателей благосостояния:

·предполагаемая продолжительность жизни при рождении;

·уровень образования. Сюда входит уровень грамотности населения и средняя продолжительность обучения;

·величина ВВП, приходящаяся на одного жителя страны.

С помощью этих трех показателей можно рассчитать величину под названием индекс развития человека, который также часто называют индексом жизни человека либо индексом развития потенциала человека.

Основной характеристикой достигнутого обществом уровня благосостояния являются размеры доходов населения и степень их дифференциации у различных социальных групп.

Доходы населения - это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты. Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах. Натуральная форма доходов включает продукцию, произведенную домохозяйствами для собственного потребления, натуральные трансферты (продукты питания, одежду).

Уровень доходов населения отражается при помощи следующих показателей.

Среднедушевые денежные доходы, которые исчисляются путем деления общей суммы денежного дохода на наличное население.

Номинальные денежные доходы населения характеризуют общее количество денег, которое получено (или начислено) за определенный период времени.

Располагаемые денежные доходы - это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за минусом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

На доходы население значительное влияние оказывает рост цен. Показателем, отражающим это влияние, является индекс потребительских цен (ИПЦ) - индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. ИПЦ рассчитывается по формуле:


ИПЦ = Потребительская корзина в текущих ценах / Потребительская корзина в базовых ценах х 100


Для его расчета необходима информация об изменении цен, которую получают путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке. В России ценовая информация собирается на предприятиях торговли и услуг всех форм собственности, а также на рынках и ярмарках на всей территории Российской Федерации: в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов и выборочно - в районных центрах.

Кроме того, необходимы данные о структуре потребительских расходов населения, так называемой потребительской корзине. Она представляет собой выборку товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.

Основными источниками доходов населения являются:

факторные доходы (доходы от основных факторов производства, которыми владеют домохозяйства): заработная плата, доходы от собственности (арендная плата, проценты, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);

трансфертные платежи: пенсии, пособия, стипендии и т.д.

другие поступления: страховые возмещения, доходы от продажи иностранной валюты и пр.

В различных экономических системах существуют разные принципы распределения доходов. Обычно выделяют четыре основных принципа:

уравнительный;

рыночный (в соответствие с владением тем или иным фактором производства);

по накопленному имуществу;

привилегированное (перераспределение богатства в пользу определенных слоев общества).

Благосостояние отдельных групп населения сравнивается по соотношению их доходов с прожиточным минимумом, а также по разрыву в уровнях доходов богатых и бедных. В 1997 г. 10% самых обеспеченных граждан РФ получили 32,3% всех доходов, 10% самых бедных - 2,6%. Доход ниже официально установленного прожиточного минимума имели 21 % всего населения РФ, а отношение среднедушевого дохода населения к прожиточному минимуму составляло 22:10 (для пенсионеров 11:10), что значительно ниже показателей развитых стран.

Сравнительный анализ благосостояния населения различных стран проводится по совокупности оценок уровня жизни и качества жизни (по национальному доходу или ВВП на душу населения, соотношению величины заработной платы и стоимости важнейших товаров, по показателям калорийности и модели питания населения и т. п.).

В зависимости от уровня социально-экономического развития стран существенно различаются границы бедности. В высокоразвитых странах доход, соответствующий уровню бедности, гарантирует удовлетворение не только жизненно важных потребностей в продуктах питания и жилье, но и социально-культурных потребностей на минимально приемлемом для этого общества уровне. Характерной чертой 20 в. стала целостная и стабильная политика социальной поддержки населения. В соответствии с этой политикой страны, обеспечивающие за счёт социальных программ социальные нужды населения, стали называться государствами благосостояния.

благосостояние население экономический


2. Благосостояние нации как глобальная цель экономического развития российской федерации


1 Тенденции формирования благосостояния в условиях экономического роста и определения направлений повышения благосостояния населения в современной России


По состоянию на 1 сентября 2013 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2 884,79 млрд. рублей, что эквивалентно 86,77 млрд. долларов США, в том числе:

) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России размещено:

27,58 млрд. долларов США;

24,09 млрд. евро;

4,38 млрд. фунтов стерлингов;

) на депозитах во Внешэкономбанке размещено 474,02 млрд. рублей и 6,25 млрд. долларов США.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 августа 2013 г. составила 3,6 млн. долларов США, что эквивалентно 0,12 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 августа 2013 г. составила 182,10 млрд. рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке - 17,98 млрд. рублей.

В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2012 г., в июле 2013 г. часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России, а именно 2,85 млн. долларов США, 2,18 млн. евро и 0,42 млн. фунтов стерлингов, была реализована за 208,80 млн. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета.

Рыночные реформы в России сопровождались изменением условий формирования благосостояния населения, появились новые структурные составляющие доходов населения, изменились объем и качество потребительских товаров и услуг, а также условия их предоставления населению (ликвидация принципов бесплатности и гарантированности). На основе обобщения результатов первого десятилетия рыночных реформ с точки зрения динамики благосостояния населения, автор приходит к выводу, что последствия рыночных преобразований для благосостояния большинства российских семей были неоднозначными.

С одной стороны, с переходом к рынку увеличилось количество источников средств существования, люди получили право на получение доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В результате некоторые группы населения, в том числе представленные наиболее инициативными, предприимчивыми людьми, которые воспользовались преимуществами рынка, значительно улучшили свое благосостояние. Рыночные условия расширили выбор сфер деятельности и приложения капитала, появились возможности для развития малого и среднего бизнеса. Либерализация производства и предоставления товаров и услуг способствовала устранению дефицита и постепенному насыщению рынка. Человек получил большую свободу выбора как потребитель, приобрел право выбирать товары и услуги, максимально полно удовлетворяющие его потребности, о чем свидетельствует динамичный характер развития потребительского общества в современной России. Улучшение качества обслуживания за счет возросшей конкуренции также способствовало увеличению благосостояние граждан.

С другой стороны, реформы сопровождались падением реальных доходов, ростом масштабов бедности и поляризацией общества, снижением объемов личного потребления значительной части населения России. В силу объективных экономических причин активность домохозяйств в основном переориентировалась на внутреннее, автономное производство-потребление, что способствовало сокращению платежеспособного спроса населения, который выступает в качестве генератора общей деловой активности в рыночной экономике. Стремление сохранить привычный уровень потребления, обеспечить доступность благ и свести к минимуму риски реализовалось как занятость в официальной экономике (сокращение отработанного времени, вынужденные административные отпуска) при росте производства и занятости в неформальном секторе. Некоторые слои населения использовали дополнительные источники средств существования как от малопроизводительной (частный извоз, бригадный ремонт, производство продуктов в домашнем хозяйстве для продажи на рынке), так и от высококвалифицированной деятельности (врачи, преподаватели, адвокаты).

В последние годы в России наблюдается экономический рост, который является важнейшим условием повышения благосостояния населения. Не менее существенной представляется значимость обратной связи: экономический рост будет возможен только в условиях достаточного уровня благосостояния населения. Эффективная трудовая деятельность обеспечивается работниками, которые имеют все возможности полноценно удовлетворять потребности в питании, одежде, жилье, образовании, здоровье, как собственные, так и членов своей семьи. Реальная возможность удовлетворения потребностей существования создает экономически, социально и политически стабильное общество. Если дополнительно имеются возможности для развития человека и раскрытия его потенциала, то создаются условия для общественного прогресса и роста благосостояния.

Признавая необходимость сохранения экономического роста для повышения благосостояния населения, автор работы соглашается с теми экономистами, которые считают, что чрезмерное увлечение темпами роста и отсутствие баланса в его структуре, может не только не улучшить благосостояние настоящего поколения, но и создать угрозу природной и социальной среде обитания человека в будущем в связи с загрязнением окружающей среды, ростом социального неравенства, усилением манипуляции потребителем и другими негативными последствиями.

ВВП - показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны. Но ВВП не отражает социальное состояние нации. Поэтому его нельзя считать показателем благосостояния общества.

Этот показатель не учитывает также свободное время, которое возрастает за счет сокращения рабочей недели, роста числа выходных, отпусков и праздников. Свободное время - это показатель благосостояния народа, по его величине можно судить о жизненном уровне населения.

ВВП не отражает улучшения качества товаров, изменения в структуре потребления (кастрюли или книги) и распределении (у одних - больше, у других - меньше) товаров среди населения. А это самым непосредственным образом характеризует состояние общества.

Кроме того, рост ВВП не всегда показывает рост благосостояния, так как одновременно с объемом производства может расти численность населения страны, в результате чего выпуск товаров на душу населения будет сокращаться.

В ВВП не включаются такие виды деятельности, влияющие на жизненный уровень в стране, как:

нерыночные операции - домашнее хозяйство, ремонт собственного дома, машины, труд ученых (которые пишут неоплаченные статьи);

теневая экономика - легальная деятельность, при которой скрываются доходы (например, предприниматель может скрывать часть своей прибыли, официант ресторана - свои «чаевые», безработный, зарегистрированный на бирже труда, - случайный заработок).

В России теневая экономика получила значительное развитие. Под теневой экономикой в отечественной науке понимаются производство товаров и оказание услуг населению за плату, не отражаемую в официальной статистической отчетности. С правовой точки зрения это означает как разрешенные, так и не разрешенные законом виды деятельности.

Основными факторами, питающими теневую экономику в России, являются:

несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг;

инфляционные процессы; в условиях обесценения зарплаты возрастает потребность в дополнительных заработках, которые может дать теневая экономика;

отрицательное отношение к частному предпринимательству, которое долгое время господствовало у нас в стране, и существующие до сих пор идеологические и психологические барьеры на пути его развития, толкающие эти формы деятельности в русло теневой экономики.

Теневая экономика вредит народному хозяйству своей способностью снижать роль легальных доходов, затрудняет управление экономикой и в конечном счете приводит к деградации общества.

Вместе с тем в ВВП включаются затраты, которые увеличивают его размер, но не ведут к росту благосостояния. Среди них прежде всего издержки, связанные с загрязнением окружающей среды (загрязнение воздуха и воды, автомобильные свалки, перенаселение, шум и т. д.). Это побочные издержки, завышающие показатель уровня материального благосостояния. Чем больше загрязнение окружающей среды, тем больше объем национального производства и масштабы искажения ВВП. Как выразился один американский экономист, «продуктом экономической жизни является мусор».

Таким образом, ВВП не является точным отражением благосостояния общества. Более точными показателями служат валовой внутренний продукт на душу населения, а также динамика, масштабы увеличения ВВП и НД, т.е. экономический рост.

ВВП на душу населения в экономике состоит из трех основных элементов:

) производительности сотрудников, т. е. реального ВВП, производимого за час работы,

) мобилизации трудовых ресурсов, т. е. работающей доли населения и часов работы,

) уровня цен на внутреннем рынке, т. е. объема потребления, который может быть реализован при достигнутом уровне дохода.

Рост ВВП на душу населения в России по - прежнему опирается на очень высокую мобилизацию трудовых ресурсов и низкие цены внутреннего рынка - два фактора, значение которых наверняка будет уменьшаться.

В России низкая производительность труда - параметр, который является основным критерием измерения конкурентоспособности, - создает самые большие основания для беспокойства.

Рост ВВП России за пореформенный период более чем в 1,5 раза способствовал росту занятости и реальных доходов населения, почти двукратному сокращению уровня бедности и существенному снижению дефицита доходов бедного населения, то есть преодолению ряда негативных последствий периода социально-экономической трансформации. Однако, по мнению автора, все большую актуальность для дальнейшего повышения благосостояния населения в России приобретает качество экономического роста, ведь на современном этапе в большинстве развитых стран экономический рост становится все более неотделимым от гуманизации общественного развития. В связи с этим перед современной Россией стоит задача не только обеспечить устойчивые темпы экономического роста, но и учитывать его возможные негативные последствия для человека в настоящем и будущем.

Производительность труда в России вызывает серьезную озабоченность, поскольку она едва достигает уровня экономически более слабых стран Центральной Европы и лишь ненамного опережает соседей России по Содружеству Независимых Государств (СНГ).

С точки зрения совокупной производительности факторов производства, где доля производительности не соотносится напрямую с объемом трудозатрат или задействованного капитала,

Россия также находится на уровне стран с переходной экономикой и намного ниже экономически развитых стран, к которым она надеется присоединиться.

Совершенствование качества экономического роста предполагает достижение баланса в его структуре, в том числе на основе широкого применения новых знаний и развития не только экспортно-сырьевого комплекса, но и перерабатывающих отраслей, создающих наибольшее количество рабочих мест; окончательное решение проблемы обеспечения населения жизненно необходимыми благами; обеспечение свободного доступа к здравоохранению, образованию, культуре, средствам коммуникаций в соответствии со склонностями и способностями человека; сохранение благоприятной для физического здоровья среды жизнедеятельности; создание условий для самовыражения личности. Если такой экономический рост охватывает все или, по крайней мере, большинство членов общества, тогда он становится основой действительного роста благосостояния населения и развития человека.

Обеспечение экономического роста и развития человека в современной России предполагает активизацию участия государства в формировании благосостояния населения. Активная политика государства должна выступать не столько реакций правительства на негативные последствия неконтролируемого экономического роста, сколько предупреждать их, обеспечивая доступ к благам, необходимым для существования и развития каждого человека.

Согласно последним опросам ФОМ (фонд «Общественное мнение»), более половины россиян (порядка 55%) утверждают, что им не хватает денег на жизнь. «Средний россиянин» считает, что, для того чтобы ни в чем себе не отказывать, его доход должен составлять 45 тыс. руб. в месяц, а пенсионерам хватило бы 25 тыс. руб. Нашим молодым соотечественникам для беззаботной жизни требуется 50 тыс. руб., сообщает ФОМ.

Своими представлениями о «нормальном уровне жизни» делится начальник управления внедрения персонального финансового планирования ФГ БКС Сергей Дейнека. По его мнению, существует некий необходимый денежный минимум:

комфортное просторное жилье - в Москве оно обойдется в сумму от 50-60 тыс. руб. в месяц (аренда) или от 90-100 тыс. (ипотека);

продукты питания - от 15 тыс. руб. в месяц на человека;

развлечения - от 15 тыс. руб. в месяц на человека;

регулярные путешествия - от 20 тыс. руб. в месяц на человека;

повседневные расходы (транспорт, телефон, Интернет и прочее) - от 10 тыс. руб. в месяц на человека;

сбережения - хотя бы 10% от ежемесячного дохода, но лучше 20%. При заданных параметрах - около 30 тыс. руб. в месяц на человека.

«Поэтому в моем понимании необходимый минимум дохода для обеспечения нормального уровня жизни - это сумма от 140 тыс. руб. в месяц на человека. Впрочем, запросы у людей индивидуальны и по достижении одного уровня доходов, как правило, меняются и многие предпочтения. Со временем в связи с ростом расходов у человека неизбежно возникает потребность в увеличении зарплаты», - заключает эксперт.

К сожалению, уровень благосостояния россиян продолжает оставаться низким, несмотря на рост реальных зарплат. Когда в России «все будет хорошо»? Такой вопрос был задан президенту Владимиру Путину на прямой линии с президентом. На него Владимир Владимирович ответил так: «Все, наверное, никогда не будет хорошо, но мы будем к этому стремиться!».

Россия имела большие возможности трансформироваться в начале 1990-х в высокоразвитую экономику с унаследованной от Советского Союза сильной программой социальной защиты. Однако этого не произошло. В начале реформ в результате приватизации многие россияне получили в собственность свои квартиры и стали владельцами ваучеров предприятий. Однако большая часть российских сырьевых компаний оказалась в руках немногих избранных. И надежды большинства россиян на благополучную жизнь рухнули.

Между тем изобилие природных ресурсов позволило России в последнее десятилетие совершить рывок в экономическом развитии. Высокие темпы роста мировой экономики обеспечивали высокий спрос на российскую нефть. В результате за первое десятилетие двадцать первого века, по оценкам экономистов Credit Suisse, благосостояние российских домохозяйств возросло в восемь раз - с 1700 долл. в 2000 году до 13600 - в 2012 году. Однако в России слишком велик разрыв между богатыми и бедными. «За исключением небольших стран Карибского бассейна (в которых есть миллиардеры), в России самое сильное неравенство доходов бедных и богатых», - отмечают эксперты швейцарского банка в своем отчете Global Wealth Report 2012. В мире в среднем на каждые 194 млрд долл. совокупного дохода домохозяйств приходится один миллиардер, тогда как в России один миллиардер приходится на каждые 15 млрд долл. суммарного дохода домохозяйств. Если во всем мире общее состояние миллиардеров составляет менее 2% от совокупного капитала домохозяйств, то в России примерно 100 миллиардеров владеют 30% общего состояния россиян, отмечается в докладе Credit Suisse.

Еще одна важная проблема российской экономики, которую решить в скором будущем невозможно, - это низкая производительность труда. По мнению Сергея Дейнеки, относительно низкий уровень благосостояния связан в первую очередь с тем, что в России по-прежнему невысокий уровень производительности труда. У нас, по сути, только формируется культура труда. Работодатели подозревают, что КПД значительной части сотрудников ниже ожиданий, поэтому не торопятся повышать им зарплаты. «Напрашивается вывод: чем быстрее в России будет формироваться культура труда, тем быстрее российские компании начнут получать результаты, превышающие ожидания. Это выльется в постепенный рост зарплат, появление всевозможных социальных льгот, поэтому можно будет ожидать и роста общего уровня благосостояния. Я считаю, что уровень благосостояния не может быть высоким, если сами люди не прикладывают к этому усилий», - уверен эксперт.

В ближайший год можно ожидать ускорения темпов роста мирового ВВП и национального богатства. Но проблема разницы в уровне доходов в России при этом вряд ли решится, хотя пока она отчасти нивелировалась тем, что уровень благосостояния рос как у обеспеченных слоев населения, так и у малообеспеченных.

Таким образом, уровень благосостояния в большей мере определяют доходы, которые являются одним из важных показателей экономического развития. Элементами, обеспечивающими ресурсный потенциал экономического роста в условиях новой экономики, считаются: человеческий и социальный капиталы, национальное богатство во всем его многообразии.

Подводя итоги, мы замечаем, что благосостояние, как России, так и других стран мира, по прогнозам ученых, будет расти, что является положительной тенденцией развития мира.

Повышение благосостояния населения России зависит не только от экономической эффективности хозяйства, но и от эффективности государственного регулирования экономики. Для выявления основных направлений государственного воздействия на экономику, приводящего к росту благосостояния населения, был изучен опыт экономически развитых стран. В России основными направлениями государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния населения, являются воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, а также финансирование социальных обязательств государства.


2 Основные показатели и проблемы оценки благосостояния в России


Основным показателем оценки национального благосостояния является ВВП. При его подсчете и возникает множество проблем. Например, некоторые товары и услуги, которые были произведены в текущем году, остались на производственных складах, не поступили на рынок. Как следствие, их стоимость не была оценена с точки зрения рыночных цен и включается в ВВП только ее условно начисленная часть.

Следует заметить, что многие товары и услуги вообще производятся и потребляются в рамках одного домашнего хозяйства, что способствует их недоучету в валовом внутреннем продукте. Так, например, еда, приготовленная дома, не имеет рыночной стоимости и не включается в ВВП, в отличие от еды, приготовленной в ресторане. Аналогично оценивается труд домохозяйки по отношению к объему работ, выполненных уборщицей, прислугой.

Помимо всего прочего, проблемы учета национального производства могут возникнуть при неправильном секторном делении экономики и учета ее ненаблюдаемой части. Так, сегодня в России существует 5 проблемных областей.

Теневая экономика. Проблема налогообложения, завышенные налоговые ставки привели к тому, что производители, предприниматели стремятся уклониться от уплаты налогов в государственную казну. НДС равен 18 %, единый социальный налог составляет 26,2 %, подоходный - 13 %. Помимо этого, фирма платит налог с прибыли, налог с продаж, за аренду и пр. Получается, что практически не остается средств на осуществление технологического развития производства, на освоение научных достижений и разработок, финансирование отделов, работающих на рынок, и многое другое. Предприниматели ведут двойной учет (двойную бухгалтерию): официально прибыль регистрируется на минимальном уровне, налоги вычитаются небольшие, и фирма имеет средства для прогресса.

С другой стороны, такая практика наносит ущерб всей экономике, поскольку снижающиеся налоги уменьшают величину государственного бюджета, могут привести к его дефициту; искаженные данные также не могут служить основой для планирования и анализа экономического развития.

Теневая экономика РФ оценивается в 46% ВВП ежегодно. В течение 1994-2011гг. из России незаконно «утекло» 211,5 млрд долл. в виде взяток, скрытых от налогов доходов и средств, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми, подсчитали аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI).

Между тем незаконный приток средств в Россию составил 552,9 млрд долл. за отчетные 18 лет, что не может не вызывать вопросов к экономической и политической стабильности в РФ, отмечают эксперты.

Американские исследователи подсчитали, что за данный период из России незаконным способом было выведено более 210 миллиардов долларов. Объем незаконного притока денежных средств в российскую экономику составил около 550 миллиардов долларов, которые поступали, в первую очередь, благодаря искажению данных при выставлении счетов-фактур.

Отметим, что отток капитала из России представляет собой средства, не проходящие ни по каким официальным документам - взятки, доходы и средства, которые были скрыты от налоговой службы, и заработанные на торговле наркотиками, людьми и оружием.

По данным Всемирного банка, российская теневая экономика в 3,5 раза больше, чем у других стран «Большой семерки». Кроме того, объемы теневой экономики и незаконные денежные потоки динамично растут на протяжении 18 лет, чему способствуют низкая эффективность политического управления и широко распространенное уклонение от уплаты налогов. Все это подрывает экономическую и политическую стабильность в стране, резюмируют эксперты GFI.

«За последний год Россия предприняла важные шаги по приближению качества деловой среды к экономикам с высоким уровнем доходов. Этот прогресс - результат постоянных усилий правительства по улучшению инвестиционного климата, который был недавно отмечен президентом Владимиром Путиным <#"justify">Заключение


Под благосостоянием понимается, чаще всего, обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. Особое место среди статистических показателей, определяющих благосостояние населения, занимают доходы, являющиеся мерой того, насколько личность, семья может удовлетворить свои потребности. С уровнем доходов населения тесно связан и уровень их дифференциации. Процесс социальной дифференциации задевает интересы всех слоев общества, ведет к изменению баланса этих интересов. Резкие и значительные изменения в социальной дифференциации и реакция на них населения могут стать ограничителем, барьером на пути развития общества.

Благосостояние и жизнеспособность нации во многом предопределяется стратегическим выбором целей экономического развития и механизмов их достижения. Не следует ставить знак равенства между целями нации и целями хозяйствующих субъектов. Для нации создание благоприятной среды для хозяйственной деятельности является лишь средством достижения социальных целей развития.

Резкое падение уровня жизни населения в результате неконтролируемой приватизации, экономических кризисов, отсутствия работы на родине негативно сказалось на материальном положении многих слоев общества.

Оценка качества формирования благосостояния населения как одного из критериев построения социально-ориентированного государства предполагает комплексное измерение как объективных, так и субъективных составляющих. Это обусловлено сложностью структуры благосостояния, включающей как обеспеченность человека основными материальными благами, необходимыми для удовлетворения его потребностей, так и интересы личности, реализуемые в различных видах деятельности (труд, быт, отдых). Сочетание представленных выше подходов позволит сопоставить, насколько индикаторы, полученные аналитическим путем и используемые в сфере социальной политики, отражают взгляды граждан, влияют на их удовлетворенность и социальное самочувствие.

Благосостояние одной части нации и его отсутствие в других частях - одна из причин проблем в мире. Национального благосостояния быть не может по умолчанию, пока нация не представляет собой единое целое. Не может оно быть даже временно для нации в целом, потому что частные потребности одного человека отличаются от потребностей другого. Корни этого - в постоянно растущем эгоизме, который пришпоривает потребность к постоянному росту и наполнению. Потому цитата Г. Видала правильная, и ясно, что благосостояние одних возможно лишь за счет несчастья других.

Неравенство в любом обществе, вызванное неодинаковостью желаний, потребностей индивидуумов, - это мина замедленного действия, которая время от времени, по достижении критической массы, взрывается, разрушая общество, строй. И тогда приходится строить по камешку новое, что делают приходящие поколения, объединенные более сильными желаниями и потребностями.

Национальное благосостояние должно отмениться и стать всеобщим. И тогда наступит эра общего блага.

Общее благо - это отсутствие ненависти в обществе. Это гармония с жизнью, знание, как воспитывать детей в заботе друг о друге, в соответствии с законами глобального общества. Оно подразумевает способность и желание делать добро другим, удовлетворять их потребности. И такая модель мира без трений между людьми называется «всеобщее благосостояние».

Повышение благосостояния населения России зависит не только от экономической эффективности хозяйства, но и от эффективности государственного регулирования экономики. Для выявления основных направлений государственного воздействия на экономику, приводящего к росту благосостояния населения, был изучен опыт экономически развитых стран. В России основными направлениями государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния населения, являются воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка (путем проведения крупномасштабной структурной перестройки экономики), а также финансирование социальных обязательств государства (в размерах, в 2-3 раза превышающих нынешний уровень). Предложен комплекс мер экономической политики российского государства, позволяющий повысить благосостояние большинства населения за 10-летний период.


Глоссарий


№ п/пПонятиеОпределение1Валовой внутренний продуктстоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени2Валовой национальный продуктстоимость конечной продукции, произведенной данной страны как на ее территории, так и за ее пределами за определенный период времени3Индекс человеческого развитиясводный показатель оценки благосостояния нации, качества жизни4Личный доходденежный доход работника, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты5Национальный доходэто сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов, т. е. как сумма заработной платы, прибыли, процента и ренты6Располагаемый доходчасть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов7Расчет ВВП по расходамметод оценки ВВП, при котором суммируются все расходы8Расчет ВВП по доходамметод оценки ВВП, при котором суммируются первичные доходы, выплаченные из добавленной стоимости производственными единицами-резидентами (заработная плата, косвенные налоги, прибыль)9Расчет ВВП по добавленной стоимостиметод оценки ВВП, при котором суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта10Чистое экономическое благосостояниеоценочный показатель, учитывающий дополнительно к ВНП товары и услуги, которые не учитывается в национальных счетах, но, тем не менее, увеличивает, общее благосостояние нации. В состав чистого экономического благосостояния включаются: - общественно полезные товары и услуги, произведенные в теневой экономике; - стоимостная оценка работ по дому, выполняемых не по найму и т.п

Список использованных источников


1. Боровик В.С. Основы политологии и социологии. Учебное пособие 3 изд. Москва 2006 г.

Иванов В.Н., Суворов А.В. Неравенство и бедность населения: опыт решения проблемы в России и за рубежом // Проблемы прогнозирования. - 2006. - № 3.

Иншаков О., Фролов Д. «Простые люди» и индикаторы развития // Экономист. - 2006. - № 11.

Корчагин Ю.А. Современная экономика России. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007.

Недосекин С.В. Индекс человеческого развития и экономический рост / С.В. Недосекин. - М.: Дайджест-Финансы, 2007. - № 5.

Плышевский Б.Г. Динамика и структура ВВП // Вопросы статистики. - 2008. - №12.

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т.1. М.: Прогресс, 1985.

Сафиуллин А.Р. Экономика благосостояния. Теория и практика: учебное пособие / А.Р. Сафиуллин. - Ульяновск: УлГТУ, 2007.

Сафиуллин А.Р. Уровень и качество жизни населения в России: понятия, проблемы количественной оценки и современное состояние / А.Р. Сафиуллин // Уровень и качество жизни населения России: проблемы, пути повышения, поиски, перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. Выпуск XVII. - Ульяновск: УлГТУ, 2004

Шарин В. Преодоление бедности в России // Социальное обеспечение. - 2005. - № 8.

Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Изд-во «Экзамен», 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ПРОБЛЕМЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Проблемы уровня и качества жизни являются одними из наиболее актуальных. Причиной служит экономический кризис 2008-2010 гг., на фоне которого в мире произошло глубокое падение уровня и качества жизни основной части населения.

Обеспечение экономического благосостояния человека является одной из основных задач государства. Конечно же, роль государства в обеспечении экономического благосостояния во многом зависит от социально-экономической модели страны, однако большинство государств в меру своих возможностей пытаются оказывать серьёзную поддержку своим гражданам. Как неоднократно доказывалось ведущими мировыми экономистами, это оправдано и с экономической точки зрения – сглаживание социального неравенства и компенсация провалов рынка помогает стимулировать экономический рост.

Благосостояние - характеристика социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения. По рекомендациям ООН благосостояние представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище; социальное обеспечение; человеческие свободы.

Повышение благосостояния населения России зависит не только от экономической эффективности хозяйства, но и от эффективности государственного регулирования экономики. Для выявления основных направлений государственного воздействия на экономику, приводящего к росту благосостояния населения, был изучен опыт экономически развитых стран. В России основными направлениями государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния населения, являются воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, а также финансирование социальных обязательств государства.

Формирование российской модели благосостояния происходит под воздействием ряда факторов и условий, составляющих институциональную среду и структуру, и зависит от траектории предыдущего развития национальной системы. Эти факторы условно можно разделить на факторы прошлого и настоящего.

К факторам прошлого относятся специфика развития российской экономики, в связи с этим сложившиеся стереотипы в обществе, менталитет, кризис 1998 г. и т.д. К факторам настоящего можно отнести те реальные условия, которые сложились в обществе на сегодняшний день: уровень и степень дифференциации доходов, региональные, территориальные , отраслевые диспропорции, ВВП, индекс развития человеческого капитала и другие.

Но чтобы лучше понять ситуацию с экономическим благосостоянием, необходимо обратиться к национальной статистике, то есть к данным Росгосстата. Одним из основных показателей является величина прожиточного минимума и процент населения за чертой бедности.

Прожиточный минимум - это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния населения.

Размер прожиточного минимума РФ за III квартал 2016 года учрежден Постановлением № 1275 от 01.12.2016 года и составляет:

    в расчете на душу населения – 9889 рублей в месяц;

    для трудоспособного населения – 10678 рублей в месяц;

    для пенсионеров – 8136 рублей в месяц;

    для детей – 9668 рублей в месяц.

Официально численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы за 2016 год ниже минимального прожиточного минимума, установленного в целом по России - 18,9 млн. человек.

В нищете в России, по критериям ООН, живут 20–30% населения, в бедности – три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило “просачивания” доходов от богатых к бедным, скорее – «бедные беднели, богатые богатели». Разрыв между наиболее богатыми слоями – верхними 10% населения – и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15–20 раз.

Проблема благосостояния населения является одной из важных проблем общества. Для решения этой проблемы необходимо иметь четкий и конкретный план по развитию общества и улучшению благосостояния страны.

Важнейшее значение в решении проблемы благосостояния имеют продовольственные программы (в социально-экономическом и экологическом плане). От решения проблемы оптимального питания зависит реализация генетического потенциала индивидов, социальных групп, наций.

От обеспеченности продовольствием зависит политическая стабильность в обществе. Таким образом, государство должно способствовать сохранению стабильных цен на продовольствие, субсидируя их.

Одним из важнейших аспектов благосостояния индивида является его занятость в общественном производстве. При переходе к рынку так же, как и в рамках функционирования развитого рыночного механизма, неизбежна безработица. Но если общество ставит целью достижение целей индивидуального благосостояния, обеспечение эффективной и стабильной занятости должно являться одной из главных задач экономической политики.

Рост уровня экономического благосостояния зависит от эффективности мероприятий по активизации человеческого фактора, обогащения содержания труда, что обусловлено наличием специальных широких знаний, складывающихся в процессе развития системы образования. Необходима высокая экономическая культура, умение участвовать в ценовой конкуренции, ориентироваться на максимизацию полезности. Расширение системы образования является средством уменьшения разрыва между спросом и предложением различных видов труда. Рост образовательного уровня является одним из наиболее важных факторов роста доходов.

Для международного сопоставления уровня жизни (благосостояния) ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование. Согласно новому Индексу человеческого развития, Норвегия признана самой благополучной страной в мире. В пятёрку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, Швейцария, Дания и Нидерланды. Россия занимает 50 место в рейтинге, разделив его с Беларусью. Об этом сообщается в «Докладе о человеческом развитии 2015 года» ( ), подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций.

Благосостояние включает следующие компоненты: доходы и ; государственные социальные гарантии и платные , и социальную защиту.

Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация доходов населения. Уровень доходов в целом - результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Одной из главных характеристик благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов прожиточному минимуму. При изучении благосостояния остро стоит проблема малообеспеченности - следствие низкого размера доходов, низкой квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр.

Благосостояние, наряду с доходами и потреблением, включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня, здоровья, демографии и демографической и экологической ситуации.

Отрицательно сказывается на благосостоянии населения инфляция, которая обесценивает доходы населения. Нейтрализуются негативные последствия инфляции посредством политики индексации доходов.

Еще один не менее важный фактор демографический. Демографическая

ситуация общества является важнейшим ориентиром производственной и социальной политики. Здоровье нации непосредственно зависимо от индивидуального благополучия граждан, от качества окружающей среды персональной и коллективной безопасности и другие.

Совокупный показатель благосостояния населения мира за последний год на 5,2%. Снижение показателя было зафиксировано впервые с 2007–2008 годов.

Анализируя данные по распределению доходов, можно сделать вывод о том, что по всему миру миллиардеры контролируют менее 2% совокупного объема мирового богатства, тогда как российские миллиардеры контролируют до 30% национального богатства . В результате чего Россия лидирует в мире по неравенству распределения доходов , что отрицательно сказывается на благосостоянии основной массы населения страны.

Несмотря на снижение совокупного объема мирового богатства, с 2000 года был зафиксирован рост благосостояния населения всей Земли на 38%.

По прогнозам выдающихся экономистов благосостояние населения всего мира к 2017 году повысится почти на 50%.

США сохранят свои лидерские позиции по уровню богатства населения, в Европе этот показатель вырастет до нынешнего уровня США. Китай увеличит благосостояние и обойдет по этому показателю Японию, занимающую сейчас второе место. А Россия к 2017 году достигнет уровня, равного уровню США 1904 года. Впрочем, как отмечают многие экономисты, главное - не догнать Америку по уровню «валового богатства», а обеспечить его равномерное распределение. В этом Россия, как видно из данных исследования, пока не преуспела.

В ближайший год можно ожидать ускорения темпов роста мирового ВВП и национального богатства. Но проблема разницы в уровне доходов в России при этом вряд ли решится, хотя пока она отчасти нивелировалась тем, что уровень благосостояния рос как у обеспеченных слоев населения, так и у малообеспеченных.

Таким образом, уровень благосостояния в большей мере определяют доходы, которые являются одним из важных показателей экономического развития. Элементами, обеспечивающими ресурсный потенциал экономического роста в условиях новой экономики, считаются: человеческий и социальный капиталы, национальное богатство во всем его многообразии. www . statistika.ru

За год благосостояние наших соотечественников сократилось на 14,4%. Если в середине 2015 года на каждого взрослого россиянина приходилось 12 086 долларов, то в этом году показатель составил 10 344 долларов, говорится в исследовании Global Wealth Repot швейцарского банка Credit Suisse. Сильнее, чем в России, снизилось благосостояние лишь у жителей Аргентины (минус 27,3%) и Украины (минус 18,5%).

В Японии, Новой Зеландии, Гонконге, Чехии и Индонезии состояние домохозяйств, напротив, растёт: на 19,3%, 14,1%, 8,1%, 6,8% и 6,4% соответственно.

За чертой бедности

В материалах Credit Suisse отмечается, что благосостояние россиян начало стремительно расти с начала XXI века, когда РФ вышла на глобальные сырьевые рынки. С 2000 по 2007 гг. благосостояние каждого взрослого соотечественника увеличилось в восемь раз, после чего рост замедлился и стал неравномерным.

По подсчётам банка, в руках 10% российских домохозяйств сосредоточено 89% совокупного богатства страны. В США доля национального богатства, принадлежащая богатейшим гражданам, составляет 78%, в Китае — 73%.

Эксперты насчитали в России 79 тысяч долларовых миллионеров. За год их количество снизилось на 16%. Что касается долларовых миллиардеров, то их в России 96 человек. В США — 582, в Китае — 244.

Неравномерное распределение доходов граждан и раньше всегда отмечалось в российской экономике, однако кризисный период только усугубил ситуацию и ускорил обеднение тех, кто и так балансировал на грани, говорят эксперты. Свою роль в снижении благосостояния россиян сыграла и девальвация рубля, и вытекающая из неё инфляция, и рост безработицы, и годами не индексируемая заработная плата.

По словам старшего аналитика ГК FOREX CLUB Алёны Афанасьевой , ещё одной причиной катастрофического расслоения доходов в России является социальный фактор. «Прекратившаяся индексация пенсий и зарплат бюджетников, а также слабая поддержка малообеспеченных слоёв населения привели к тому, что реальные располагаемые доходы граждан продолжают падать уже несколько лет подряд», — указывает эксперт.

«Непомерная в сравнении с другими странами разница между доходами богатых и бедных обусловлена несовершенством фискальной и бюджетной политики, отсутствием социальных лифтов, недостаточно благоприятной средой для проявления предпринимательской инициативы и в определённой степени непотизмом. В России нет прогрессивной шкалы налогообложения: налог на доходы физических лиц одинаков для всех, однако богатые, несмотря на борьбу с офшорами, по-прежнему обладают возможностями для минимизации своих обязательств перед государством. Федеральный бюджет перекошен в сторону расходов на госбезопасность, в то же время ресурсов для увеличения финансирования статей, направленных на развитие человеческого капитала, в нём, как правило, не находится», — поясняет вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер .

В свою очередь, ведущий аналитик AMarkets Артём Деев считает, что за сильным расслоением в доходах населения России стоят итоги приватизации 90-х годов, когда распределение контроля над крупнейшими предприятиями проходили в условиях тотальной коррупции и информационного вакуума. В результате 90% «золотых активов» государства получила небольшая группа людей. «С 2011 года ситуация стала ухудшаться на фоне деградации производственного сектора экономики России, а в 2014 году доходы населения стали стремительно сокращаться», — подчёркивает Деев.

Согласно прогнозу главы Счётной палаты Татьяны Голиковой , . «Прогнозируется, что в 2019 году примерно 20,5 млн человек будут получать доход ниже величины прожиточного минимума, что на 1,4 млн человек больше, чем в 2015 году», — приводит слова Голиковой «РИА Новости».

Благосостояние страны — это обеспечение населения государства необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Благосостояние находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений. В еще большей степени оно связано с эффективностью социально-экономической политики в данном обществе. Экономистов часто критикуют за то, что они используют для измерения благосостояния стран лишь валовой внутренний продукт (ВВП), который не учитывает многие факторы, которые влияют на уровень жизни. Когда ВВП страны высок, это говорит о среднем доходе граждан страны, который отражает их благосостояние лишь в предположении «прочих равных». Но это предположение далеко не всегда выполняется. Существует метод определения благосостояния страны путём исследования субъективной удовлетворенности людей своей жизнью. А по рекомендации ООН с 1978 г. в международной статистике жизненный уровень населения оценивается количеством и качеством потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Существует также индекс ИРЧП(индекс развития человеческого потенциала), который представляет собой среднюю арифметическую из трех социальных индикаторов жизненного уровня:

индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении,

индекс уровня образования населения,

индекс реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности валют разных стран.

Россия сегодня занимает 71 место в списке с ИРЧП = 0817. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН в 2009 году относятся к 2007. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и снизившимся уровнем образования. Но следует учитывать, что индекс сильно варьируется по регионам России. По данным Независимого Института Социальной Политики, в 2006 году наивысший среди российских регионов ИРЧП у города Москвы — 0,907 (что сопоставимо с такими странами как Германия, Италия и др.), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы — 0,691 (сопоставим с Киргизией, Таджикистаном и др.).

В Москве в сентябре 2010 года прошла международная конференция «Социальное измерение модернизации», организованная партией «Единая Россия». По мнению участников дискуссии, модернизация России должна быть направлена на повышение благосостояния всех слоев общества. Эта тема особенно актуальна на фоне кризиса, который сильно отразился на уровне жизни населения. Но первый вице-премьер России Игорь Шувалов утверждает, что уже удалось добиться роста благосостояния населения. С начала года заработная плата в среднем по стране увеличилась на 5%. А в проекте федерального бюджета на 2011-2013 годы, который 30 сентября правительство внесло в Государственную думу, даже отсутствует специальный антикризисный фонд. Об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!». Однако было отмечено, что отсутствие специального фонда вовсе не означает, что в 2011 году полностью прекратятся программы финансирования антикризисных проектов. Более того, премьер-министр отметил, что у правительства есть возможность запускать новые приоритетные проекты, в том числе в социальной сфере. Так, директор департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Марина Шевырева объявила о создании в стране уникальной службы профилактики и борьбы со СПИДом. В обязанности этой службы входит гарантируемое государством оказание эффективной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, включая лечение. Важно, что Россия, одна из немногих стран мира, где государственное здравоохранение взяло на себя обязательства по бесплатному предоставлению лекарственных препаратов больным ВИЧ-инфекцией. Но на сегодняшний момент Россия имеет самый высокий уровень инфицирования в Европе. Российские и зарубежные эксперты оценивают число инфицированных ВИЧ в диапазоне от 0,5 до 1,5 млн. человек. Таким образом, принятие этих мер было, с государственной точки зрения, необходимым решением.

А в конце 2008 г. в РФ была принята рассчитанная на 12 лет «Приоритетная программа «Здоровье», которая намечает к 2020-му увеличить ожидаемую продолжительность жизни на 6-7 лет. Однако большинство включенных в этот документ проектов сосредоточены на восстановлении системы государственного здравоохранения и стимуляции рождаемости, с тем, чтобы остановить процесс сокращения населения. Смертность, которая в 2008 г. составляла 14,7 случая на каждую тысячу жителей, планируется снизить к 2012-му до 13, а рождаемость повысить с 12,1 до 13,5. И уже по недавнему заявлению вице-премьера Александра Жукова, в 2009-м продолжительность жизни мужчин выросла до 63 лет, женщин — до 75, причем за счет сокращения смертности. Численность населения тоже увеличилась впервые за 15 лет, но «с учетом миграционных процессов».

Сегодня, по прогнозу экономического развития России, подготовленному экспертами в рамках подпрограммы исследований президиума РАН «Комплексный системный анализ и моделирование мировой динамики», говорится, что сейчас уровень благосостояния в России составляет 23% от уровня жизни в богатых странах ОЭСР. А к 2050 году этот показатель может вырасти до 60%, при условии, что экономика страны перестанет быть ресурсозависимой. Нынешний (на 2010 год) уровень благосостояния развитых стран может быть достигнут Россией уже к 2035 году. Правда, к этому моменту благосостояние самих стран ОЭСР вырастет на 63%.

Статистики сравнили сумму трат среднего россиянина с тратами жителей других стран. Причем потребление измерялось в американских долларах по паритету покупательной способности. И Россия оказалась в середине списка по расходам ($7918 в год) на потребление, а это больше, чем в мире в целом ($6095). Но далеко от лидеров по потреблению — США и Люксембурга с почти $32 тыс. и $33,7 тыс. соответственно. В общем, уровень благосостояния зависит от того, с кем себя сравнивать. Глава Росстата Александр Суринов заявил, что если сравнивать себя с другими странами, то мы стали страной со средним доходом. Мы больше стали тратить на непродовольственные товары и услуги. Россияне стали есть меньше картофеля и хлеба, зато увеличили потребление овощей, фруктов, мяса, рыбы. Если почти 20 лет назад среднестатистический россиянин тратил на еду 36,1%, а в 2000 году — почти 50% своих доходов, то в 2009 году этот показатель упал до 33,7%. Вроде бы это большое достижение, но в разрезе международных стандартов, семья, расходующая на еду 33% и более доходов, считается бедной. Более того, из данных Росстата следует, что даже наиболее обеспеченный слой населения на продукты изводит почти четверть бюджета.

В то же время сокращается разрыв между доходами 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан. На 0,1% (до 16,7%) в 2009-м по сравнению с 2008-м. До этого наблюдался рост показателя. Сокращается и количество людей, живущих за чертой бедности, в качестве которой выступает прожиточный минимум. Так, в 2000 году за гранью нормального существования, не говоря уже о потреблении, находились 29% россиян, или 42,3 млн. человек. Теперь эта картина выглядит так: 13,1%, или 18,5 млн. человек соответственно. Другое дело, что прожиточный минимум является не слишком хорошим индикатором, но всё же это официальный показатель. Прожиточный минимум в первом квартале 2010года в среднем по России составил 5518 рублей, из которых на еду уходило 2090 рублей. Но следует иметь в виду, что в развитых странах потребительская корзина, по которой рассчитывают минимум, куда вместительнее нашей. Также есть и разные методики расчета. Так, расчеты, базирующиеся на показателях доходов от собственности наиболее и наименее обеспеченных граждан, дают отличный от официальный статистики показатель расслоения — в 823 раза.

На этот показатель Суринов отвечает, что еще Маркс говорил о том, что инфляция — это способ перераспределения средств от бедных к богатым. И да, в России очень сильно неравенство, как и в США, где присутствует архирасслоение в обществе. Так расслоение общества по коэффициенту Джини в России составляет — 0,38, а в США — 0,41.

Сегодня правительство РФ представляет достаточно большое количество социальных программ по повышению уровня жизни граждан и достижения уровня жизни наиболее развитых стран мира. Так в Предложениях, подготовленных Российской Федерацией к саммиту «Группы двадцати», состоявшемуся в апреле 2009 года в Лондоне, проблематика, связанная с повышением финансовой грамотности населения, особо выделена среди мер, призванных обеспечить устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе и повысить уровень защиты прав потребителей. А антикризисный план, утверждённый правительством на 2010, основными направлениями деятельности обозначает: усиление государственной поддержки социально нестабильным слоям населения, проведение дополнительных мероприятий по обеспечению полноценной социальной защиты населения, т. е. увеличение пенсий, стипендий, социальных пособий. Дальнейшее развитие получит реализация программы, осуществляющей поддержку детей-сирот, которых обязаны будут обеспечить жильем, разработка программы по обеспечению работой всех слоев населения, в том числе и инвалидов.

Таким образом, решение социальных вопросов — это сложная комплексная задача, которая требует системного, программного подхода. Безусловно, сегодняшние действия государства способствуют развитию положительных трендов, в то же время острота социальных проблем для России требует более активного участия государства и развития элементов государственно-частного партнерства.

В России задачу повысить благосостояние народа поставили еще советские руководители. В начале 60-х годов прошлого столетия лидер СССР Н.С. Хрущев самоуверенно заявил, что современное поколение советских граждан будет жить при коммунизме. При этом предполагалось достижение обществом этапа развития, при котором будет наблюдаться изобилие в области материальных благ. Шли годы, но смелое утверждение партийного лидера не сбывалось.

После начала перехода российского народного хозяйства на капиталистические рельсы экономисты связывали рост благосостояния населения с внедрением методов свободной рыночной экономики. Однако на первом этапе экономических реформ уровень жизни широких слоев населения неуклонно снижался. Росла безработица, повышались цены на продукты питания и предметы первой необходимости. Усиливалось социальное неравенство и расслоение народа.

Стало ясно, что свободные рыночные отношения сами по себе не в состоянии облагодетельствовать народные массы. Для достижения высокого уровня благосостояния населения требовалось принять ряд мер в области государственного регулирования экономики и социального обеспечения. Экономисты России и ее государственные деятели обратились к опыту самых развитых стран, где социальные вопросы решались наиболее эффективно.

Способы повысить благосостояние населения

Выяснилось, что один из факторов, влияющих на повышения благосостояния населения – развитая инфраструктура рынка и прозрачные «правила игры», обязательные для всех субъектов экономической деятельности. Когда представители мира бизнеса и потребители товаров и услуг понимают, какими принципами руководствуется государство в экономической политике, создаются условия для сотрудничества между государством, свободным предпринимательством и народом.

Те страны, где уровень жизни народа считается высоким, используют практику широкого вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поддерживая здоровую конкуренцию на рынке потребительских товаров и услуг, государство влияет на уровень цен, что способствует снижению расходов населения, в особенности его малообеспеченных слоев, менее всего защищенных в социальном плане. Предприниматели ставятся перед необходимостью учитывать интересы потребителей.

Еще один путь повышения благосостояния населения – разработка государством широкого спектра социальных программ и четкое выполнение социальных обязательств. Сюда входит увеличение расходов на здравоохранение, образование, культуру и науку. Уровень жизни населения – это не только увеличение его доходов, но и высокая степень развития всей социальной инфраструктуры.

Государство при всем желании не в состоянии обеспечить благосостояние всего народа только за счет бюджета и оказания социальной помощи. Более эффективный путь – создание условий для свободного развития предпринимательской инициативы у широких слоев граждан. В последние годы государство осуществляет программы помощи тем, кто решил взять свое будущее в собственные руки и заняться малым бизнесом. Предполагается, что такой подход позволит решить вопросы занятости населения, приведет к созданию рабочих мест, к общему росту доходов и благосостояния.