Выплаты по осаго пострадавшим. В случае составления Европротокола

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

Как получить деньги по ОСАГО в 2017 году расскажем в этой статье.

Как получить деньги по ОСАГО в 2017 году и какие изменения произошли в апреле 2017 года, связанные с выплатой деньгами по страховому случаю ОСАГО.

28.03.2017 г. Федеральным законом N 49-ФЗ внесены изменения в ФЗ «Об ОСАГО», вступившие в силу в конце апреля 2017 года. Данными изменениями, в том числе, затронута такая тема как выплата деньгами по ОСАГО .

Новые изменения, в данный момент, не изменили ситуацию в корне, однако уже многие автомобилисты сейчас задаются данным вопросом, что подтверждается поисковыми запросами в интернете: возмещение по ОСАГО деньги или ремонт , а также . Также ищут по запросу ОСАГО ремонт или деньги 2017 или возмещение по ОСАГО 2017 деньгами и тому подобные запросы.

Данная ситуация свидетельствует о том, что тема внесенных изменений в закон об обязательном страховании волнует многих и в данной статье я раскрою юридическую и практическую сторону злободневной темы «Деньги по ОСАГО 2017 ». А, именно, расскажу вам о ключевых изменениях, расскажу о том, можно ли по ОСАГО получить деньги , и, самое главное, как получить деньги по ОСАГО после ДТП со страховой компании.

Деньги по ОСАГО. Основные изменения в законе в 2017 году.

ОСАГО деньги ДТП , эта неразрывная троица существует с момента появления обязательного страхования. При наступлении страхового случая страховщик оценивал повреждения и всегда производил выплату деньгами по ОСАГО за повреждения полученные в результате ДТП, но законодатель в 2017 году решил вмешаться в отношения между страхователем и страховщиком, приняв закон, изменяющий прежние правила игры.

Важно отметить, что изменения касаются только тех автомобилистов, которые заключили договоры ОСАГО после 28 апреля 2017 года! В отношении тех, кто заключил договор ОСАГО до указанной даты применяются прежние правила, и они вправе претендовать на деньги по ОСАГО . И, все же, если даже ваш полис ОСАГО заключен после 28.04.2017 года, вы также во многих случаях имеете право получить деньги по ОСАГО .

Теперь, рассмотрим конкретные изменения, которые произошли в сфере обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и денежными выплатами в счет возмещения ущерба от ДТП. Основные изменения следующие:

  • Введен приоритет ремонта над денежной выплатой
  • Не учитывается износ на запчасти при ремонте

Как получить деньги по ОСАГО после ДТП в 2017 году

Еще раз повторюсь, деньги по ОСАГО можно получить в любом случае, если ваш страховой полис оформлен до 28 апреля 2017 года.

Если же полис ОСАГО оформлен после указанной даты, то законом предусмотрена выплата деньгами по ОСАГО в следующих случаях:

  • Поврежденный автомобиль не подлежит восстановлению;
  • Потерпевший погиб в ДТП и получить деньги по ОСАГО могут наследники;
  • Потерпевшим получены серьезные травмы в результате ДТП;
  • Потерпевший инвалид;
  • Стоимость ремонта автомобиля превышает лимит ОСАГО - 400 тысяч рублей;
  • Страховая компания сама согласна произвести выплату деньгами по ОСАГО ;
  • Страховая не смогла предложить подходящую станцию техобслуживания.

Таким образом, отвечая на вопрос можно ли по ОСАГО получить деньги , получаем положительный ответ – да, можно.

Необходимо отметить, что новые изменения на сегодняшний день не заработали в полной мере и остаются пока лишь на бумаге. На практике все обстоит иначе. По-прежнему страховые компании производят возмещение по ОСАГО деньгами , поскольку справится с такой массовой нагрузкой по урегулированию страховых случаев в виде ремонта пока что не представляется возможным. При том, что необходимо подобрать СТО, отвечающую требованиям закона, вовремя организовать ремонт автомобиля, заказать запчасти, соблюсти установленные сроки ремонта и т.д.

Следовательно, все красиво как всегда по тексту, а на деле не выглядит привлекательно.

Как по ОСАГО взыскать деньги

В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод, что поведение страховщиков при выплате потерпевшим страхового возмещения не изменилось. Деньги по ОСАГО хоть и выплачивают, но на эти деньги навряд ли можно полностью отремонтировать свой автомобиль.

Поэтому, чтобы получить полную страховую выплату в денежной форме, нужно обращаться к юристу, поскольку по ОСАГО взыскать деньги можно лишь через суд, а для этого нужно правильно составить документы, подготовить доказательства, выбрать верную правовую позицию, «поставить на место» перед судьей представителей страховой компании, участвовать на всех стадиях судебного процесса и не допустить ошибок.

Но, поверьте, судебное разбирательство стоит того, поскольку позволяет наказать страховую компанию за ее недопустимое поведение, причем наказать существенно и получить с нее не только возмещение по ОСАГО деньгами, но и все штрафные санкции, а также компенсацию морального вреда, что приравнивается к моральному удовлетворению, поскольку в страховом споре одержана победа.

Для того, чтобы наказать страховую компанию, получить деньги по ОСАГО и узнать подробности разбирательства со страховой просто перейдите по ссылке или позвоните по телефону . Мы не берем денег за консультацию и с радостью ответим на все ваши вопросы. Звоните!

Наступление страхового случая не является гарантией выплаты страхового возмещения всем участникам происшествия. В каких случаях не выплачивается страховка при ДТП? Перечень этих ситуаций довольно обширен.

Главное понять, что полис обязательного страхования защищает только невиновного в происшествии страхователя. Но и он может быть лишен страховой выплаты по ряду причин.

Основное правило при страховании автогражданской ответственности по ОСАГО – страхуется ответственность водителя, а не он сам или его транспортное средство. Выходит, что страховое возмещение при определенных обстоятельствах получает только лицо, невиновное в ДТП. Итак, в каких же случаях выплачивается страховка по ОСАГО?

  1. Водитель сбил человека, причинив вред здоровью или жизни.
  2. В аварии пострадало транспортное средство.
  3. Нанесен ущерб здоровью людей, которые находились в авто во время дорожного инцидента.
  4. В ДТП пострадало имущество (к примеру, сломано ограждение, поврежден дом и др.).

Во всех этих случаях пострадавшее лицо должно обратиться в СК виновника аварии за возмещением ущерба. Если он не установлен или не имеет полиса, направлять документы необходимо в РСА. Если ДТП оформлено по Европротоколу, обратиться за выплатой можно и к своему страховщику.

Страховое возмещение наследникам

В серьезных дорожных происшествиях могут случиться и жертвы. Согласно ФЗ «Об ОСАГО», в этих ситуациях страховые возмещения выплачиваются лицам, для которых погибший участник аварии выступал кормильцем. Получить компенсацию вправе дети, муж/жена, родители, а также лица, на чьем иждивении состоял умерший.

Помимо непосредственно самого страхового возмещения родственники погибшего могут рассчитывать на выплаты на погребение, а также материальную помощью в связи с потерей кормильца.

Если раньше этого рода выплаты получали только иждивенцы страхователя, то с 01.04.2017 вступили в силу новые поправки. Согласно им, СК виновника аварии должна выплатить любому из семьи погибшего максимум 500 тысяч рублей (25 тысяч – на погребение и 475 тысяч на материальную поддержку семьи).

Если суммарный ущерб превышает максимально установленный по ОСАГО размер, то недостающая часть суммы взыскивается с виновника происшествия. Если стороны не в состоянии прийти к консенсусу, то это происходит через суд.

Когда СК отказывает в выплате

По сути автострахование – это способ снижения вероятных финансовых потерь на случай непредвиденных обстоятельств. Но иногда возмещение ущерба по ОСАГО полностью зависит от действий самих страхователей. Итак, чего надо избегать, чтобы не лишиться законной страховой компенсации?

Виновник в ДТП

По общему правилу страховую компенсацию получают только лица, не виновные в ДТП. Однако на практике иногда возникают и весьма неоднозначные ситуации. К примеру, если в инциденте участвует не два, а больше ТС, и конкретный водитель одновременно является и пострадавшим, и виновным. То есть в отношении него другим участником аварии также совершено нарушение ПДД. В этой ситуации выплата причитается не только пострадавшей стороне, но и виновно-пострадавшей тоже. Чаще всего такие дела решаются в суде.

Если виновник дорожно-транспортного происшествия погибает, его родственники не получают выплаты на погребение. Исключение составляют только ситуации, когда погибает пешеход, спровоцировавший ДТП, — его родственники получают выплаты по ОСАГО. Как показывает практика, водители ТС чаще всего признаются виновными, несмотря на то, как в действительности произошло столкновение.

Еще такой нюанс. Если установить вину конкретного водителя, застрахованного по ОСАГО, невозможно, то и получить возмещение второму участнику нельзя. Согласно Закону «Об ОСАГО», в аварии должен быть виновник, тогда и пострадавший будет. Чтобы отстоять свое право на выплату, потерпевший страхователь должен заказать дополнительную экспертизу. Если и это не дает результата, надо обращаться в суд. Если второй участник застрахован по КАСКО, то проводить доп. экспертизу не надо, СК и так возместит ущерб.

Если вина в происшествии обоюдная, то в судебном порядке определяется степень вины каждого из участников. К примеру, когда окажется что водители виновны в равной степени, то от реального объема ущерба каждый получит только по 50%.

Отсутствие полиса ОСАГО

Если нет страховки, значит нет и страховой компании, которая обязана возместить пострадавшему лицу ущерб. Это весьма неприятно для водителя, но ничего поделать с этим нельзя. Аналогичная ситуация, если у причинителя вреда на руках есть ОСАГО, но срок действия его истек. Как и в первом случае, отсутствует страховщик, обязанный покрывать убытки пострадавшему автовладельцу.

Рассмотрим другую ситуацию. Собственник авто, которое участвовало в происшествии, имеет страховку с перечнем лиц, допущенных к управлению авто, но в нем не значится фамилия гражданина, спровоцировавшего ДТП. В этом случае пострадавший водитель имеет право получить страховое возмещение, но далее оно будет истребовано СК с виновника.

ДТП произошло за границей

Полисы обязательного и добровольного страхования действуют только на территории той страны, в которой они были получены, то есть в России. При планировании зарубежной автомобильной поездки необходимо приобрести специальный полис – Зеленую карту. Именно она позволит получить страховое возмещение в случае наступления страхового случая за границей.

Неполный пакет документов

Страховщик обязан выплатить страхователю причитающееся страховое вознаграждение только при условии своевременной подачи полного пакета документов. Поэтому как только у вас на руках окажется справка о ДТП (обратите внимание, что с 20.10.2017 она отменена и на замену ей необходимо получать другой документ), постановление о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела, тотчас направляйтесь в СК и составляйте заявление. Приложить следует все документы, имеющиеся у вас в данный момент. При необходимости остальные бумаги можно будет донести позднее. Таким образом вы не просрочите предусмотренные законодательством сроки подачи документов – 5 дней.

Если авария оформляется по упрощенной схеме, то у страхователя тоже есть всего 5 дней, чтобы подать заявление в СК (в свою компанию). Благо при составлении Европротокола пострадавшее лицо должно подать только заявление на выплату и извещение, составленное и подписанное обеими сторонами.

ТС не было предоставлено на осмотр

П. 20 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» позволяет страховщикам не возмещать ущерб страхователям, которые в оговоренное место и время не предоставили поврежденный автомобиль на осмотр.

Если страхователь этого не сделал, либо восстановил авто до момента оценки ущерба, либо утилизировал его, то рассчитывать на страховую компенсацию он не в праве.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

20. Страховщик отказывает потерпевшему в страховом возмещении или его части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.

Расчет на месте

Если водители договорились о размере компенсации без привлечения сотрудников ГИБДД, то в будущем рассчитывать на какие-то деньги от страховой нельзя, причем даже если выяснится, что полученной суммы для полного восстановления авто недостаточно. Во-первых, у вас не будет документов о происшествии. Во-вторых, нельзя дважды получить деньги по одному и тому же делу (сначала от виновного лица, затем – от страховщика).

Стороне, передающей деньги, необходимо взять с получателя расписку о приеме наличных и об отсутствии претензий в его адрес в будущем, даже если обнаружатся скрытые дефекты в машине. Вообще лучше к такому способу не прибегать, поскольку пострадавший через какое-то время может обратиться в ГИБДД и сообщить, что вы незаконно покинули место происшествия.

Алкогольное опьянение

Если в момент столкновения виновник был пьян, его СК все равно выплатит пострадавшему причитающееся возмещение, но затем потребует от виновника возместить его. Если же нетрезвым оказался потерпевший, то тут несколько иная ситуация. Во-первых, этот факт надо еще доказать.

Его отражение в справке о ДТП по результатам «народной экспертизы» под названием «дунуть в трубочку», недостаточно. Страховщик, чтобы отказать в выплате, должен оперировать результатами медицинского обследования.

Во-вторых, чаще всего подобные дела рассматриваются в суде. Именно там определяется степень вины каждого из участников события. Если установлено, что причинитель вреда виноват на 60%, а нетрезвый пострадавший на 40%, то первому выплатят всего 40% от размера ущерба, а второму – 60%.

Мошеннические схемы

Если во время разбирательства дела автовладельцев уличат в мошенничестве, можно забыть о каких-либо выплатах. Если невиновный в аварии страхователь уверен в своей порядочности и считает, что СК просто старается уклониться от своих обязательств, надо идти в суд и отстаивать свое право на страховое возмещение.

Банкротство СК

Такие случаи совсем не редкость для российской действительности. Поэтому перед подписанием страхового договора убедитесь в надежности фирмы. Сделать это несложно – в интернете в открытом доступе есть информация, касающаяся рейтингов надежности, финансовой состоятельности, % рассмотрения страховых дел в суде и др.

Но если все же страховой случай произошел, а СК объявила себя банкротом или лишена лицензии, следует подготовить пакет документов и направить его в РСА. Именно эта организация отвечает по обязательствам ОСАГО обанкротившейся компаний.

Это правило не относится к КАСКО — получить выплату по добровольному полису от РСА гораздо проблематичнее, чем по обязательному.

Наличие страховки от ДТП

Если пострадавшие в аварии лица имеют полис КАСКО, страхующий от дорожных происшествий на транспорте, СК вправе отказать в возмещении по ОСАГО, поскольку именно по страховке от несчастных случаев страхователи получат выплату.

Случаи предъявления регресса

Ст. 14 Закона «Об ОСАГО» позволяет страховщику требовать с виновника происшествия возмещения своих убытков. То есть сначала СК выплачивает пострадавшему лицу компенсацию в полном объеме, а затем выставляет регрессное требованию к виновнику ДТП.

Это возможно только в определенных ситуациях, а именно, когда виновник аварии:

  1. По медицинскому заключению был пьян, находился в наркотическом либо любом другом опьянении.
  2. Покинул место столкновения.
  3. Не имел законного права находиться за рулем автомобиля.
  4. Имел умысел в причинении вреда.
  5. Не предоставил на протяжении 5 рабочих дней копию извещения о ДТП (если составлялся Европротокол).
  6. Не предоставил в течение 15 дней (праздничные и календарные не учитываются) свое авто на осмотр, отремонтировал его либо подверг утилизации.
  7. Не вписан в страховку.
  8. При оформлении электронного полиса ОСАГО предоставил страховщику заведомо ложные сведения.
  9. Спровоцировал ДТП в период, который не предусмотрен страховкой (если оформляется ОСАГО при условии эксплуатации авто в период, определенный страховым соглашением).
  10. Управлял автобусом, такси, грузовым автомобилем и спецтранспортом, предназначенным для перевозки опасных грузов, срок действия диагностической карты которых истек.

Все остальные случаи, при которых СК пытается выставить страхователю регрессное требование, считаются незаконными и могут быть обжалованы в суде.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в Федеральный закон " " с 28 апреля 2017 года.

Основная идея обновленного закона состоит в том, что по умолчанию страховые компании будут проводить ремонт поврежденных транспортных средств, а не предоставлять водителю 2 варианта на выбор.

Сразу же хочу заметить, что нововведений довольно много, поэтому их рассмотрение будет разбито на две статьи. Сегодня речь пойдет о том, в каких случаях водитель может получить денежную компенсацию, а в каких обязан согласиться на восстановительный ремонт. Во второй части будут рассмотрены .

Страховое возмещение вместо страховой выплаты

Рассмотрим обновленную статью 1 закона "Об ОСАГО":

осуществить страховую выплату

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства ) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

Ранее в законе существовало понятие "страховая выплата", однако начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие "страховое возмещение". Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:

  • в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
  • в виде восстановительного ремонта транспортного средства.

Приоритет восстановительного ремонта над денежными выплатами

Рассмотрим пункт 15 1 статьи 12 обновленного закона:

15 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16 1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15 2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15 3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Итак, физические лица, владеющие легковыми автомобилями, по умолчанию будут получать возмещение в виде восстановительного ремонта . Давайте рассмотрим этот пункт подробнее.

1. Это требование распространяется только на автомобили, владельцами которых являются физические лица . Т.е. если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то для него восстановительный ремонт не имеет приоритета. Юридические лица, также как и раньше, могут выбрать или ремонт, или денежную компенсацию.

2. Требование распространяется только на легковые автомобили и не распространяется на другие типы транспортных средств (мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили). Владельцы указанных транспортных средств также могут выбрать по своему желанию либо денежную выплату, либо ремонт.

Например, это относится к владельцам грузовых автомобилей категории B, которые зачастую не сильно отличаются от легковых. Т.е. при повреждении в ДТП пикапа Volkswagen Amarok его владелец сможет получить выплату вместо ремонта, если он этого захочет.

3. Требование распространяется только на автомобили, зарегистрированные в Российской Федерации . Владельцы иностранных автомобилей могут выбрать ремонт или выплату по собственному желанию.

Обратите внимание, есть несколько случаев, когда владелец легкового автомобиля может получить выплату вместо ремонта, они будут рассмотрены ниже.

Ситуации, в которых можно получить денежную выплату вместо ремонта

Пукнт 16 1 статьи 12:

16 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15 2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3 1 статьи 15 настоящего Федерального закона;
ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Существует перечень ситуаций, в которых вместо восстановительного ремонта владелец легкового автомобиля обязательно получит денежную выплату :

  • Уничтожение автомобиля. Если купить новый автомобиль оказывается дешевле, чем ремонтировать поврежденный.
  • В случае смерти потерпевшего (владельца автомобиля).
  • Если стоимость ремонта автомобиля превышает 400 000 рублей (либо 50 000 рублей при ) и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если все участники ДТП признаны его виновниками, т.е. имеет место обоюдная вина и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если ни одна из станций по ремонту, с которыми сотрудничает страховая компания, не соответствует следующим требованиям: срок проведения ремонта не более 30 дней, расстояние от места жительства или места ДТП до места ремонта не более 50 километров, сохранение гарантии поврежденного транспортного средства. Перечисленные требования подробно рассмотрены в .
  • При наличии соглашения между водителем и страховой компанией.

Ситуации, в которых владелец легкового автомобиля может выбрать между восстановительным ремонтом и денежной компенсацией:

  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
  • Если потерпевший является инвалидом (любой группы, либо ребенком-инвалидом).
  • Если владелец автомобиля в заявлении при заключении договора ОСАГО указал станцию технического обслуживания и возможность ремонта на указанной станции отсутствует.

Обратите внимание, если Вы категорически не хотите ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, то Вы всегда можете попытаться заключить соглашение о получении выплаты (в соответствии с абзацем ж). Страховая не обязательно согласится на это, но попытаться все же стоит.

Запрет на проведение восстановительного ремонта для страховой компании

Пункт 17 1 статьи 12 ФЗ "Об ОСАГО":

17 1 . В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи на срок до одного года (далее - решение об ограничении). Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты, за исключением случая, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении его решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре. В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи и направляет копии документа, подтверждающего уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего указание на возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления.

Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик организует и (или) оплачивает проведение восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи.

Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России.

Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Банком России соответствующего решения.

Обратите внимание, если страховая компания несколько раз нарушает обязательства по восстановительному ремонту поврежденных транспортных средств, то Банк России может запретить этой организации проводить восстановительные ремонты. Информация о наложенном ограничении публикуется на сайте Банка России cbr.ru.

Если на страховую компанию наложено подобное ограничение, то она по умолчанию вместо ремонта транспортных средств должна проводить денежные выплаты. Однако это относится только к водителям, которые обратились в страховую после принятия решения об ограничении.

Например, если водитель Алексей получил направление на ремонт в страховой компании "СуперАвтоСтрах" 1 июня 2017 года, а 5 июня 2017 года Банк России запретил этой компании производить возмещение в виде восстановительного ремонта, то Алексей все равно сможет по имеющимся документам отремонтировать свою машину.

Что касается водителей, которые подали документы после наложения ограничения на страховую компанию, то они могут по собственному желанию согласиться на ремонт либо получить денежную компенсацию.

Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте

Пункт 19 статьи 12 закона "Об ОСАГО":

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Обратите внимание:

1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.

2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е. при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.

Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО

Пункт 3 1 статьи 15 закона "Об ОСАГО":

3 1 . В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

Это довольно интересное нововведение, на которое следует обратить внимание. Начиная с 28 апреля 2017 года у водителя появится возможность заранее выбрать автосервис, где он будет ремонтировать автомобиль в случае .

Автовладелец может либо выбрать станцию техобслуживания из списка, предложенного страховой компанией, либо предложить страховой компании собственный вариант автосервиса. Так что если Вы заинтересованы в ремонте в какой-то определенной фирме, например у официально дилера, то рекомендую заявить об этом непосредственно перед покупкой страхового полиса.

На какие договоры ОСАГО распространяются нововведения?

4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обратите внимание, восстановительный ремонт будет иметь приоритет над денежными выплатами только в том случае, если договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года. На "старые" страховые договоры это требование не распространяется.

При этом значение имеет именно дата заключения договора, а не дата начала его действия.

Например, если срок действия Вашего договора ОСАГО завершается 1 мая 2017 года и Вы хотите сохранить возможность выбора между страховыми выплатами и восстановительным ремонтом, то можно поступить следующим образом. До 28 апреля 2017 года обратитесь в страховую компанию и . При этом хотя датой начала действия полиса и будет 1 мая 2017 года, водитель сохранит возможность выбора, т.к. ОСАГО приобретено до вступления в силу рассматриваемого закона.

В завершение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с обновленным текстом Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":

Также хочу напомнить, что в следующей статье серии "Реформа ОСАГО в 2017 году" рассмотрены .

Удачи на дорогах!

Александр-29

Спасибо, Максим! Очень полезные материалы!

Александр , спасибо за Ваш отзыв!

Удачи на дорогах!

Алексей-301

Добрый день. Как происходит возмещение ущерба водителю, не виновному в дтп и не застраховавшемуся (без полиса осаго), если 1) виновный водитель застрахован до 28.04.2017 2) виновный водитель застрахован после 28.04.2017 года? Спасибо

Алексей , здравствуйте.

Если один из водителей не застрахован по ОСАГО, то для оформления дорожно-транспортного происшествия в любом случае придется обращаться в ГИБДД. После этого невиновный водитель должен обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат. В остальном все точно также, как и при наличии ОСАГО у двух водителей.

Удачи на дорогах!

Подскажите пожалуйста по (пока что) гипотетической ситуации.

"Встретились" Бяка и Бука.

Бяка виновник ДТП, у Буки КАСКО. Страховая Буки ремонтирует ему машину за свой счёт, после чего обращается в страховую компанию Бяки, и они неофициально заключают взаимозачёт на сумму ремонта. После этого страховая Буки предъявляет официальный иск к Бяке по возмещению вреда в рамках ГК РФ. Страховая Бяки отказывает в выплате на основании того, что она обязана была обеспечить ремонт, а ремонт уже осуществлён, и такая ситуация не указана как основание для денежной выплаты в законе об ОСАГО. В результате Бяка лично попадает на оплату полной стоимости ремонта, который осуществила страховая Буки.

Вопрос: какой закон поможет Бяке либо обязать свою страховую таки осуществить выплату либо оставить хитровыделанную страховую Буки с носом?

Keeper_Riff , не совсем понял ситуацию.

алексей-330

Добрый день. Купил машину в другом городе, страховку сделать не успел и ночью в мою стоящую машину врезался таксист, у него страховка есть а у меня получается нет! Я принципиально не хочу ездить на ремонтированной машине, и хотел бы от нее избавиться, но ждать пока мне ее отремонтируют а потом продавать долгое время желания нету! Что мне делать в такой ситуации? могу ли я получить денежное вознаграждение и продать машину в битом состоянии?

Заранее благодарю!

Keeper_Riff , не совсем понял ситуацию.

Если у Буки нет КАСКО, он точно также обратится в свою страховую компанию (по ОСАГО) для прямого возмещения убытков (т.е. за ремонтом) и автомобиль отремонтируют. После этого страховая Буки потребует от страховой Бяки деньги за ремонт.

Что именно изменится при добавлении в эту схему КАСКО?

Разница в том, что закон предполагает денежное возмещение в том случае, когда автомобиль ремонтируют в рамках договора ОСАГО по прямому возмещению. А вот если автомобиль ремонтируют в рамках договора КАСКО, такая обязанность отсутствует. Раньше была, а теперь, когда закон изменили под приоритет ремонта, пропала. Собственно, хочу уточнить, действительно ли пропала, или я что-то упустил.

Владислав-30

Страховая компания виновника ДТП отказывает в восстановительном ремонте автомобиля потерпевшего аргументируя тем, что полис ОСАГО виновника заключен до 28 апреля 2017 года. Обязывает взять деньги с учётом износа поврежденных деталей. Потерпевший хочет выбрать именно ремонт. Что можно сделать в данной ситуации.

Алексей , здравствуйте.

В описанной ситуации Вам нужно договориться со страховой компанией по поводу выплаты (подпункт Ж, пункта 16-1, статьи 12). Если это удастся, то Вам выплатят деньги, а автомобиль можно будет продать.

Удачи на дорогах!

Keeper_Riff , в ФЗ "Об ОСАГО" взаимодействие страховщиков при наличии КАСКО не рассматривается. Попытался найти там ответ на Ваш вопрос, но, к сожалению, ничего конкретного не нашел.

Владислав , данное нововведение распространяется только на новые договоры ОСАГО, так что страховая компания права.

Тем не менее выглядит странным, что они не желают организовать ремонт за свой счет. В большинстве случаев страховые наоборот стараются всячески навязать ремонт вместо выплат. Насколько я понимаю, ремонт для них более выгоден.

Удачи на дорогах!

Добрый день! У виновника ДТП страховка оформлена до 28 апреля 2017 г., а у меня в октябре 2017 г. В страховой уведомляют о том, что если у виновника страховка оформлена до 28 апреля 2017 г. то будет учитываться износ моего автомобиля при калькуляции компенсации. Могу ли я рассчитывать на то, что мой полис оформлен в октябре и я имею право выбрать ремонт своего автомобиля на СТО без учета износа (т. е. не буду доплачивать за новые детали)? Или все так ориентироваться нужно на полис виновника?

Роман , здравствуйте.

В данном случае нужно смотреть на дату заключения договора ОСАГО виновником ДТП, т.к. именно по его договору осуществляется выплата.

Удачи на дорогах!

Добрый вечер. ДТП. Трое Участников. М неверно выбрал дистанцию (не смотрел на дорогу), допустил наезд на Н, Н от удара въехал в А. В А пассажир получил ущерб здоровью средней тяжести. Как действовать водителю Н? Чья страховая компания и в каком размере/каком виде будет возмещать ущерб пострадавшим?

Анна , здравствуйте.

Возмещать ущерб будет страховая компания виновника ДТП. Судя по Вашему описанию, это страховая автомобиля Н.

Величина ущерба будет определена страховой компанией. Если пострадавшие будут не согласны с величиной выплат, то они могут обратиться в суд.

Удачи на дорогах!

В ДТП, в котором "пострадала" наша машина, у виновника ДТП полис ОСАГО заключен после 28/04/17, у нас же полис заключен до 28/04/17. И мы хотели бы получить возмещение в виде денежной выплаты, а не ремонта.

Наша страховая компания, куда мы обратились за возмещением, игнорирует наше заявление на возмещение в денежном эквиваленте, указывая на то что у виновника полис после 28/04/17 , на какое-то Постановление Пленума Верховного судас(в устной форме), а значит мы не имеем права на деньги, присылает заказные письма с решением о проведении восстановительного ремонта, с доплатой нами 37% износа.

Письменного отказа мы пока так и не получили, как и выплат, не прошло еще 20 рабочих дней.

Есть ли смысл обращаться в суд, чтобы получить деньги или страховая полностью права и надо соглашаться на восстановительный ремонт? И почему мы должны оплачивать износ?

Ольга , в законе прямо не говорится о том, что до 28 апреля должны быть заключены оба договора. Поэтому рассмотрим оба варианта:

1. Если нововведение на Вас распространяется, то Вам должны дать направление на восстановительный ремонт и Вы ничего доплачивать не обязаны.

2. Если нововведение к Вам не относится, то Вам должны предоставить выбор (денежная выплата или восстановительный ремонт). При этом в случае ремонта возможна доплата за износ деталей.

Судя по всему в описанной ситуации имеет место второй вариант, однако страховая по каким-то причинам не хочет производить денежную выплату. В данном случае имеет смысл обратиться в суд и добиться либо бесплатного ремонта, либо выплаты.

Доброго времени суток всем читателям моего автоблога!

Сегодня я расскажу вам о том, что покрывает ОСАГО в плане возмещения убытков по автогражданской ответственности.

Ущерб, нанесенный автотранспортом на дорогах, может быть разным, как и страховая выплата по нему. Бывает, что автомобилисты не знают являются ли их случаи страховыми и из-за этого они могут потерять всю или значительную часть суммы возмещения.

Закон об ОСАГО в РФ, особенно в последнее время, обновляется довольно часто – что-то туда добавляется, что-то удаляется. И это может запутать даже опытных водителей, знакомых только со старыми правилами.

Прочитав данный материал, вы защитите себя от обмана со стороны страховщиков и будете точно знать на какой объем возмещения можно рассчитывать при ДТП или других страховых случаях.

Основные принципы

Принцип первый: виновник и потерпевшие

Страхование общегражданской ответственности предусматривает возмещение вреда исключительно потерпевшим лицам. Это главный принцип ОСАГО! То есть, право на страховое возмещение имеют только пострадавшие, а не виновник.

Пострадавшими могут быть как физические, так и юридические лица, а также принадлежащее им имущество. Иными словами, автогражданка – это буквальная материальная ответственность одних лиц перед другими, через посредство страховых компаний.

Вы спросите, а для чего все это нужно, если можно самому все стребовать через суд?

Такая система разгружает судебные и другие органы власти, а также многократно повышает эффективность и оперативность самого факта возмещения. Ведь виновник зачастую не имеет средств для выплат по простому судебному решению, и пострадавшая сторона может получать их по крохам годами или не получить вообще.

Вот тут и помогает ОСАГО, быстро компенсируя весь причиненный вред или же какую-то его часть.

Принцип второй: автотранспорт и его водители

Покрытие возмещения по ОСАГО касается исключительно сферы автотранспорта и связанных с ним действий. Причем это относится только к обычным автомашинам в области их обычного использования. Например, к ОСАГО не имеют отношения некоторые категории как самого транспорта, так и целей его эксплуатации.

Мало того, сама автогражданка больше привязана не к транспортному средству (ТС), а к его водителю. Обратите внимание: именно водителю, а не собственнику. То есть, страховое возмещение производится в случае действенности страхового договора с самим водителем.

Тут все немного запутано, поэтому поясню вам на примере сложного случая возмещения.

Допустим вы виновник ДТП, имеете договор ОСАГО, но управляли чужим авто, у владельца которого свое обычное ОСАГО, и вы в него не вписаны, как водитель. Тогда потерпевшая сторона все равно получит оперативное возмещение от своей СК, или от страховщика владельца виновного авто.

А потом кто-либо из этих страховщиков уже сам взыщет уплаченные средства непосредственно с вас или с вашей страховой компании, в порядке досудебной претензии или судебного иска. Скорее всего ваша СК сразу отдаст свои деньги расплатившимся за вас страховщикам, а потом уже стребует их с вас, т. к. данный случай управления чужим транспортом она не обязана покрывать и конечный плательщик вы.

Принцип третий: использование автотранспорта

Покрытие причиненного вреда по ОСАГО касается только случаев прямого целевого использования автотранспорта. Это очень важный принцип, основанный на базовом определении возмещения вреда по автогражданской ответственности: «… при использовании ТС принадлежащего виновнику, за причиненный ущерб, включающий имущество, жизнь и здоровье потерпевшей стороны.»

То есть страховое покрытие возможно только при использовании ТС, причем только по его прямому назначению.

Страховщики подразумевают под понятием «использование автотранспорта» случаи его прямой эксплуатации в пределах дорожного движения по предназначенным для этого территориям. Что сюда входит? Это все автодороги, стоянки, места обслуживания авто и т. п.

А вот использование на автотранспорте оборудования не имеющего прямого отношения к передвижению на дорогах, и которое привело к аварии, в область прямой эксплуатации ТС не входит, соответственно и выплат не будет. Это все по нормативам ОСАГО, а не в общем понимании, конечно.

В некоторых случаях водители упорно отказываются принимать данное положение, часто идущее вразрез с логикой, что является причиной судебных тяжб. Подробнее обо всем этом рассказывается в статье о том, .

Страховые и не страховые случаи

Страховой случай

На основе указанных выше принципов, положений Гражданского кодекса и Закона об ОСАГО, а также частных обстоятельств страховыми компаниями (СК) определяются страховые случаи и объемы их покрытия.

Полный список подобных случаев довольно большой и на этот счет имеется соответствующая публикация, а полного перечня обстоятельств, приводящих к страховым случаям вообще не существует, т. к. учесть все возможные причины и следствия нельзя и по сложным вопросам СК применяются индивидуальные решения.

Но в обобщенном виде обстоятельствами страховых случаев можно считать ситуации, когда водитель, у которого есть действительная страховка, причиняет вред (жизнь, здоровье) или убыток (уничтожение или порча имущества) другим лицам вне зависимости от того, застрахованы они или нет.

Не страховые случаи

В страховании автогражданской ответственности применяются определенные ограничения, по которым страховое покрытие не распространяется на ряд случаев и обстоятельств. На этот счет существует конкретный перечень, когда страховщик освобождается от уплаты возмещения страхователю.

Причем, в данный список входят и такие обстоятельства, которые по логике должны бы покрываться страховкой, но не покрываются. Это связано с тем, что в ОСАГО объемы возмещения ограничены и не достигает особо больших сумм даже в расширенном варианте ДСАГО.

Вот перечень того, за что обычно не включается в страховое покрытие:

  • Убыток имуществу и вред здоровью виновной стороны – если нет сопутствующих дополнительных обстоятельств, наподобие групповой аварии, когда водитель может выступать одновременно виновником и пострадавшим.
  • При перемещении ТС по территории производственного участка – здесь вся ответственность ложится на предприятие.
  • Когда нанесен вред здоровью штатным работникам предприятий во время рабочей смены – тут все оплачивает работодатель, который не имеет права на регрессивное возмещение (т. е. возмещает все полностью из собственных средств).
  • При погрузочно-разгрузочном маневрировании – вне зависимости от того кому принадлежит груз и территория погрузки.
  • Когда вред или убыток причинен не непосредственно ТС, а грузом, в том числе опасным, который им перевозился – в некоторых случаях это покрывается страховкой, но только при особом указании данной возможности в договоре.
  • При использовании ТС не по его прямому назначению – сюда входят различные состязания, обучение управлению, испытательные заезды, а также передвижение по не предназначенным для этого поверхностям (например, льду) и т. п.
  • Если у пострадавшей стороны убыток классифицируется только как «возможно упущенная выгода».
  • При случаях, когда нанесен исключительно моральный ущерб.
  • Когда ТС наносит какой-либо экологический вред.
  • При нанесении вреда и убытков, связанных с т. н. обстоятельствами неодолимой силы – обычно под этим подразумевается стихия, в том числе и безо всяких ураганов/наводнений: например, банально отломившаяся под своим весом и упавшая на крышу авто крупная ветвь дерева.
  • Если был нанесен вред и убыток, связанный с различного рода движимыми и недвижимыми ценностями (антикварные, ювелирные, интеллектуальные, архитектурные, исторические и т. п.) – ну тут понятно, с ущербом такого уровня по автогражданке просто не желают связываться.
  • Некоторые страховые компании , если виновник оказался в какой-либо форме опьянения – это положение весьма спорно и часто оспариваются в суде. Действительно, если потерпевший трезв, какая разница в каком состоянии виновник?
  • Если обнаружен злой умысел, куда входит угон, частичное разворовывание, вандализм и т. д., тогда тоже ни на ремонт, ни на другие возмещения рассчитывать не приходится.

По поводу последнего пункта. У страховщиков есть очень нехорошее обобщение двух различных понятий: злого умысла и неосторожности. Например, в уголовном праве это строго разграничивается, а вот в страховом деле нет.

Обычно страховщики указывают злой умысел в перечне, но умалчивают о том, что сюда причисляется еще и неосторожность. Некоторые уточняют, что имеется в виду грубая неосторожность, но как это определяется неясно.

Действительно, большинство ДТП совершаются именно по неосторожности, в том числе и по грубой. И тем не менее выплаты производятся. Я думаю тут просто реализована скрытая возможность для СК формата «на всякий случай».

Суммы страхового покрытия

Страховые лимиты

Суммы страхового возмещения фиксированы и не зависят от региона. Интересное положение, не правда ли? Ведь с подобной уравниловки нет и в разных регионах и населенных пунктах его стоимость отличается, порой существенно.

Но тут ничего не поделать – таковы правила. По ним существуют определенные страховые лимиты, определяющие какую сумму получает пострадавшая сторона в тех или иных обстоятельствах. Эти лимиты часто изменяются в худшую или лучшую сторону.

В 2014 году действовали следующие лимиты:

  • За вред по здоровью, каждому потерпевшему полагалось по 160 тыс. руб.
  • За ущерб имуществу одному потерпевшему полагалось 120 тыс., а нескольким 160 тыс. руб. на всех.
  • Если участники ДТП решали обойтись своими силами с составлением Европротокола, то сумма возмещений не превышала 25 тыс. руб.

С 2015 г. действуют уже обновленные страховые лимиты:

  • За вред здоровью на каждого потерпевшего полагается до 500 тыс. руб. – выплаты производятся по специальным таблицам в соответствии с тяжестью травмирования.
  • За убыток по имуществу до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего – тут отменено распределение одного лимита на всех и теперь каждому начисляется отдельная сумма в пределах 0.4 млн и в зависимости от тяжести повреждений.
  • При составлении Европротокола потерпевшему можно рассчитывать на возмещение в 50 тыс. руб. Причем, с 2016 г. в Московской и Ленинградской областях, при наличии подтверждений по спутниковому навигатору и видеофиксации, лимит Европротокола увеличивается до серьезных 400 тыс. руб.

Уровень страхового износа

Еще следует упомянуть о таком существенном нюансе, как страховой износ.

Этот горький плод авторов закона об ОСАГО предполагает страховые выплаты не по реальным убыткам потерпевшего, а только по фактическому ущербу. То есть, страховая платит не за то, сколько стоит замена поврежденного сегмента на новый, а за то, сколько стоит родной сегмент в его неповрежденном состоянии (например, на автобарахолке).

Причем платит СК по остаточной стоимости, а ее рассчитывают для страховщиков контрактные экспертные компании, на которые было много жалоб от потерпевших в отношении предвзятости их экспертизы.

Для определения степени износа был установлен предельный процентный уровень. Ранее он составлял целых 80%! Представляете к каким мизерам при желании страховщики и их эксперты могли низвести все выплаты по «железу»?

Некоторые водители из-за этого тратились на независимую экспертизу, но с 2016 г. ее запретили проводить для ОСАГО в частном порядке, что вызвало много недовольства. Однако хорошая новость в том, что на сегодня этот уровень страхового износа таки урезали до божеских 50%.

Ну хоть что-то. Хотя в любом случае потерпевшим на какую-то выгоду при выплатах по железу сейчас рассчитывать не приходится и ДТП это всегда неприятность, так что лучше быть вдвойне внимательным: и за себя и за того парня.

  • По новым правилам, Центробанк РФ не имеет права менять базовые тарифы ОСАГО более одного раза в год. Соответственно и страховые компании имеют право только на одно годичное изменением своих тарифов.
  • Имейте в виду, что если страховщик по какой-либо причине вернул вам ваше заявление по поводу страхового возмещения, то установленный законом срок выплат (по новым правилам 20 дней) сбрасывается и начинает идти снова при подаче нового заявления. Но если возврат заявления не обоснован, то для СК может быть начислена пеня от 0.5 до 1% от суммы покрытия за каждый лишний день ожидания.
  • По новым правилам страховая компания должна провести экспертизу ТС в течение 5 дней с даты подачи заявления о покрытии убытков. Но если авто (или его останки) не будет предъявлено контрактным экспертам в срок, то заявление могут обоснованно вернуть без рассмотрения, что может затянуть сроки оплаты.
  • По новым правилам страховые выплаты обязана осуществлять страховая компания потерпевшего лица, а все регрессивные возмещения от виновника и его страховщика она обязана брать на себя, а не перелаживать эти хлопоты на своего клиента.

Заключение

Теперь вы знаете базовые принципы на основе которых происходит покрытие ущерба потерпевшим:

  • Выплаты ОСАГО производятся только потерпевшей стороне;
  • Действие страховки распространяется на ущерб, причиненный непосредственно автотранспортом;
  • Ущерб признается страховым случаем только от эксплуатируемого ТС, а не от его оборудования.

Помня их, вы правильно сориентируетесь в возможной ситуации возникновения случая страхового покрытия.

Разнообразные забавные нелепости происходят со всеми, но иногда они случаются в прямом эфире и над ними смеются миллионы! Среди таких фейлов есть свой рейтинг популярности. Посмотрите на его первую десятку и ваши собственные крутые ляпы покажутся вам детской забавой:

На этом я с вами прощаюсь. Не отказывайтесь от удобства подписки на обновления блога, жмите кнопки социальных сетей на страницах понравившихся публикаций, не скучайте и до скорых встреч!