Структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета.

Для России слово «казначейство» не ново. Оно прошло длинный и сложный путь эволюции. В России казначейская система насчитывает более 200 лет. Прообразом органов федерального казначейства были казенные дворы (конец XV в.). Затем их упразднили и образовали приказы (XVII в.).

Вся эта пестрая и нестройная система приказов с нечеткими функциями, несовершенным делопроизводством существенно тормозила дальнейшее развитие государства, что и побудило Петра I начать поиски иных организационных форм центрального государственного аппарата. Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела камер-коллегии Ерошкин, А.В. История государственных учреждений дореволюционной России / А.В. Ерошкин. - М.: ИНФРА-М, 1983.-348с..

В 1802 году на основании манифеста «Об учреждении министерств» были созданы Министерство финансов и Государственное казначейство. Окончательно министерская форма управления государственными финансами была сформирована к 1811 году. Основными задачами органов Государственного казначейства являлись:

Прием и хранение всех принадлежащих государственному казначейству доходов;

Производство расходов;

Продажа всякого рода ценной гербовой бумаги;

Выдача промысловых свидетельств и бесплатных билетов;

Счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу.

Революцией 1917 года было прервано казначейское исполнение государственного бюджета. Постановлением Правительства в октябре 1918 года все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный Банк.

Современный этап развития органов Федерального казначейства начался в 1992 году. Именно тогда возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно и исполнять, и контролировать федеральный бюджет, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. По мнению специалистов, цель создания органов казначейства - обеспечить бесперебойным финансированием бюджетную сферу и государственный контроль исполнения бюджета Обухова, Т. Функции органов Федерального казначейства / А. Обухова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2005. - № 6 - С. 2-4..

Действовавшая в СССР система исполнения бюджета приводила к наращиванию инфляционных процессов в стране, т.к. финансирование расходов производилось без учета реально поступающих доходов и носило эмиссионный характер.

Система финансирования расходов федерального бюджета через банки представлена на рисунке 1.

Недостаток данной схемы (см. рис. 1) состоит в том, что она позволяла учитывать, контролировать и достоверно информировать Правительство РФ лишь о суммах счета главных распорядителей средств; дальнейшие денежные потоки не просматривались, соблюдение целевого характера бюджетных средств не гарантировалось. Понятие «единства кассы» в отношении средств федерального бюджета неприменимо, поскольку в этих условиях существует множественность счетов по учету бюджетных средств.

Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла получать полную информацию о поступивших доходах, произведенных кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно - эффективно контролировать данные операции. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 550 с.

Международный опыт и история государственных финансов России дают практически безальтернативное решение данной проблемы - решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов Федерального казначейства и переводе бюджета на казначейское исполнение, что и закреплено теперь ст. 215 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

Рис. 1. Система финансирования расходов федерального бюджета через банки

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 в принципиальном, а Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 в организационном плане был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации.

Под казначейской системой понимается орган, который осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет соответствующего бюджета, составляет бюджетную отчетность и осуществляет финансовое управление средствами бюджета.

Когда речь идет о казначейском исполнении бюджета или о казначействе вообще, то нередко возникают ассоциации с контролирующим органом или даже органом, выполняющим карательные функции. Иногда вопросы необходимости улучшения бюджетных процедур в субъектах Российской Федерации увязывают с требованием перевода бюджетов субъектов Федерации на обслуживание в Федеральное казначейство. На самом деле роль Федерального казначейства состоит в другом, прежде всего - в оказании услуг участникам бюджетного процесса.

Казначейское исполнение - это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают лицевые счета на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета.

Во-первых, на лицевых счетах участников бюджетного процесса, открытых на едином счете соответствующего бюджета, учитываются лимиты бюджетных обязательств.

Во-вторых, на этих лицевых счетах учитываются все операции по кассовому расходу. Совокупность кассовых операций по всем лицевым счетам есть ни что иное, как отчет соответствующего органа власти о кассовом исполнении бюджета.

Итак, характерной чертой казначейского исполнения бюджета является наличие единого счета, не единственного, а единого счета, на котором ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета.

Основной функцией казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. В этом смысле казначейство воспринимается как система государственных платежей. Кроме того, функцией казначейства является создание условий для управления ликвидностью единого счета соответствующего бюджета и составление отчета об исполнении бюджета, прежде всего, отчета о кассовых потоках, имевших место в процессе исполнения бюджета Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. - 2004. - № 3. - С. 3-8..

Применение механизма казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковского прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный, - на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования.

Казначейская система исполнения федерального бюджета позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их использования, а также ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения их пробега от распорядителя до конечных получателей.

Казначейство является кассиром всех участников бюджетного процесса и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений. К сожалению, весьма распространено мнение (даже среди многих зарубежных консультантов по различным российским проектам), что система федерального казначейства становится тормозом проведения бюджетных реформ.

На самом деле только путем казначейского исполнения бюджета стало возможным жестко и четко исполнять положения, которые установлены законами о бюджете и бюджетной классификацией. Раньше, когда не было системы казначейского исполнения, четкость и жесткость бюджета и бюджетной классификации размывались необязательностью применения положений этих законов. На самом деле бюджет жил собственной жизнью, а реальная жизнь шла совсем по другим правилам, по другим процедурам. Поэтому, получив отчет об исполнении бюджета и сравнив его с законом о бюджете, Минфин РФ получал две абсолютно разные картины. И только после перевода всех операций на казначейское исполнение стало возможным добиться соблюдения положений закона о бюджете в том виде, в каком они были приняты Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. - 2004.-№ 3. - С. 3-8..

Преимущество создания казначейской системы исполнения федерального бюджета заключается в том, что за счет изменения схемы финансирования сокращено количество денежных потоков, сократилась цепочка бюджетных счетов. Приняты административные и организационные меры к повышению бюджетной дисциплины. Постоянно осуществляется предварительный и текущий контроль за использованием средств федерального бюджета.

Вместе с тем казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетным направлением деятельности служит превентивный характер контроля. Несмотря на двенадцатилетнюю практику контрольной деятельности органов федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие. В контрольной деятельности казначейства можно выделить два направления: контроль за доходами и контроль за расходами государства. Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, в связи с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. По критерию времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Классификация видов, форм и субъектов казначейского контроля приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Классификация видов форм и субъектов казначейского контроля


В соответствии со ст. 267 БК РФ Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль за движением средств бюджета и государственных внебюджетных фондов у всех участников бюджетного процесса. Если прежде контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществлялся после их расходования, то в настоящее время на этапах предварительного и текущего контроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е. утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета. При этом Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу Зырянова, Т.В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ / Т.В. Зырянова // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. - 2005. - № 10.- С.5-9..

Cтраница 1


Казначейская система - система доведения государственных средств до непосредственных получателей (а также сбора средств государством) не через разные банки (в основном, частные), а через специальные государственные учреждения, называемые казначействами. Это позволяет усилить контроль за прохождением и правильным использованием таких средств.  

При казначейской системе оно возлагается на специальные финансовые органы - казначейства, при банковской системе - на банки.  

При казначейской системе исполнения бюджета для каждого бюджетополучателя в казначействе открывается лицевой счет, в котором указывается постатейный объем ассигнований на год, квартал и лимит финансирования на месяц, а также учитывается фактически произведенная оплата расходов и остатки средств.  

В целом казначейская система требует серьезного реформирования, она должна иметь самостоятельность, как это принято за рубежом, в целях укрепления финансовой дисциплины и разграничения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Министерстве финансов Российской Федерации.  

Что означает казначейская система исполнения бюджета.  

В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы федерального казначейства. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.  

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда.  

В Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджетов, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на федеральное казначейство.  

В этом состоит особенность казначейской системы исполнения бюджета: банки осуществляют операции порасчетно-денежнът документам клиента в пределах остатка средств на лицевом счете и не контролируют назначение платежа, а органы Федерального казначейства - в пределах остатка средств по статье экономической классификации с контролем назначения платежа. Все принятые к исполнению в ОФК платежные документы бюджетополучателей представляются в банк от имени ОФК и списываются с его лицевого счета расходов. Особый порядок предусмотрен для получения бюджетными учреждениями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо бюджетного учреждения, которое получает денежную наличность в банке с лицевого счета органа казначейства. Операции прихода и расхода по лицевому счету органа Федерального казначейства отражаются в выписке, которую банк ежедневно выдает ОФК. В свою очередь, органы казначейства оформляют по каждому лицевому счету бюджетополучателя выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по их счету. По описанной схеме осуществляется исполнение расходной части федерального бюджета в течение всего финансового года. Дата и процедура завершения финансового года по расходам ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Например, 1998 финансовый год был завершен по расходам в марте 1999 года. Органы Федерального казначейства представляют в вышестоящие органы отчеты по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам по утвержденным формам и в установленные сроки. Неотъемлемой частью работы органов казначейства является контрольная деятельность. Проверкам со стороны казначейства подвергаются все банки, осуществляющие операции с доходами и средствами федерального бюджета, которые должны соблюдать сроки списания, перечисления и зачисления платежей.  

Безусловно, переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополуча-теля экономически целесообразен. Эта система прогрессивна по своему характеру и может дать положительные результаты в части: маневрирования государственными финансовыми ресурсами; получения оперативной информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению; контроля над финансовыми операциями учреждений. Правила финансирования учреждений, состоящих на федеральном бюджете, предусматривают только казначейские схемы финансовых потоков. Что касается региональных и местных бюджетов, то в систему бюджетного процесса вписались лишь отдельные элементы казначейского финансирования. Например, уже сейчас в ряде территорий устанавливаются лимиты финансирования, и по принятым бюджетным заявкам казначейство напрямую перечисляет бюджетные средства на банковские счета бюджетополучателей, минуя промежуточное звено - главного распорядителя бюджетных средств, и решая при этом две задачи: сокращение сроков прохождения средств и усиление контроля за целенаправленным финансированием расходов.  

В целях полного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 - ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации, а затем и в Бюджетном кодексе РФ закреплено право представительного органа местного самоуправления создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета, что позволит более эффективно управлять средствами местной казны и обслуживанием местного бюджета.  

Какие задачи решаются государством при казначейской системе финансирования.  

В настоящее время продолжается переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Эта система предполагает сосредоточение бюджетных средств на счетах казначейства, размещенных, как правило, в Центральном банке РФ.  

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, который должен закончиться в 1999 г., призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.  

Вместе с тем необходимо отметить, что казначейская система, существовавшая в России до 1917 г. вплоть до проведения кассовой реформы 1925 - 1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде. В тот период государственное казначейство, являясь банковским учреждением, выполняло не только функции управления доходами и расходами бюджета, но и осуществляло прием, хранение и выдачу сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению, т.е. осуществляло операции по кассовому исполнению бюджета.  


Исполнение бюджета является одной из стадий бюджетного процесса.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. На данном этапе бюджетного процесса реализуются намеченные прогнозы и программы.
В настоящее время основные процедуры исполнения бюджета регламентируются Бюджетным кодексом. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ вводится казначейская система исполнения бюджета. В соответствии со статьей 25 Бюджетного кодекса на органы федерального казначейства возлагается организация исполнения бюджета и управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
Органы Федерального казначейства являются кассирами, распорядителями и получателями средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В процессе исполнения бюджета в утвержденный бюджет могут вноситься какие-либо изменения.
Задачи исполнения бюджета:
по доходам – обеспечение своевременного и полного поступления доходов;
по расходам – финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету суммах, в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению доходов и ассигнований по кварталам в соответствии с бюджетной классификацией по распорядителям бюджетных средств, такое распределение производится в бюджетной росписи.
В процессе исполнения бюджетов могут быть дополнительно получены дополнительные доходы или экономия по расходам. Эти средства в вышестоящий бюджет не изымаются. Решение об использовании этих средств принимается законодательными или исполнительными органами власти в соответствии с бюджетным законодательством.
Потери в доходах и излишние расходы из вышестоящего бюджета не компенсируются за исключением случаев, когда эти потери связаны с изменением действующего законодательства.
В расходной части бюджета любого уровня создаются бюджетные резервы.
Основной принцип исполнения бюджетов – принцип единства кассы, он предусматривает зачисление всех поступающих доходов на единый счет и осуществление финансирования расходов с этого же счета.
Кассовое исполнение бюджетов осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующих бюджетов.
Большое значение для исполнения бюджетов имеет бюджетная классификация, она является единой для всех уровней бюджетной системы, исполнение ее обязательно для всех участников бюджетного процесса. Налогоплательщики при перечислении налогов в бюджет в своих расчетно-платежных документах должны указывать коды бюджетной части классификации, а организации получающие средства из бюджета должны использовать их в соответствии с экономической классификацией расходов.

12.Межбюджетные отношения: проблемы и тенденции. Методы бюджетного регулирования.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти соответствующего уровня по поводу распределения доходов и расходов между бюджетами.
Принципы межбюджетных отношений:
распределение и закрепление расходов по уровням бюджетной системы. В соответствии с бюджетным кодексом расходы распределяются по 3м уровням бюджетной системы; есть расходы, которые финансируются из бюджетов всех уровней, разграничение таких расходов осуществляется по соглашению между органами власти соответствующих уровней при формировании своих бюджетов.
разграничение на постоянной основе и распределение по нормативам регулирующих доходов. В соответствии с налоговым и бюджетным кодексам за каждым уровнем бюджетной системы закрепляются конкретные доходы либо в полном размере, либо в какой-то доле, эти доходы называются собственными. Для покрытия расходов собственных доходов как правило бывает недостаточно, поэтому из вышестоящего бюджета часть доходов передается в нижестоящие бюджеты в виде %-х отчислений, эти доходы называются регулирующими.
равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – в соответствии с бюджетным кодексом у всех субъектов РФ и муниципальных образований одинаковые бюджетные права.
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности – бюджет любого уровня должен формироваться исходя из минимально допустимой стоимости услуг предоставляемых за счет средств государства, в расчете на душу населения (минимальная бюджетная обеспеченность). Если в субъекте РФ или муниципальном образовании недостаточно собственных и региональных доходов на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из вышестоящего бюджета выделяется финансовая помощь, в форме дотации.
равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, это равенство проявляется в установлении единых нормативов отчислений от региональных доходов, единого порядка уплаты федеральных налогов, определение единого подхода к формированию финансовой помощи субъектам РФ.
Взаимодействие между бюджетами разных уровней проявляется в перераспределении доходов, которое осуществляется:
I. путем передачи части регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты. Бюджет любого уровня формируется за счет собственных доходов, регулирующих доходов, а так же безвозмездных перечислений.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе, полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в ниже стоящие бюджеты на очередной финансовый год (или 3 года).
II. путем передачи части дохода в виде финансовой помощи:
Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция– это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня бюджетной системы РФ или юридическим лицом на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня бюджетной системы РФ, физическим или юридическим лицом на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другим бюджетом на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
III. путем взаимных расчетов - это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.
Основные условия предоставления финансовой помощи:
при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ;
субъект РФ не имеет права:
ставить государственных служащих, финансовых за счет средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений;
предоставлять бюджетные кредиты юр. лицам в размере превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;
предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта.
муниципальное образование не имеет права:
ставить муниципальных служащих, финансовых за счет средств местного бюджета в лучшие условия по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов РФ;
предоставлять бюджетные кредиты юр. лицам в размере превышающем 3% расходов местного бюджета;
предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.

Еще по теме Исполнение государственного бюджета. Казначейская система исполнения бюджета.:

  1. 32. Функционирование казначейской системы исполнения бюджета.
  2. Тема 3.2 Организация казначейского исполнения бюджета в условиях перехода на единый казначейский счет
  3. Раздел 5. Финансирование расходов федерального бюджета при казначейском исполнении бюджета на уровне субъекта Российской Федерации.
  4. Тема 1 Организация казначейской системы исполнения бюджетов.
  5. Тема 7.3 Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
  6. Тема 7.5 Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
  7. § 4.6. Бюджетный процесс, понятия и стадии. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Утверждение отчета об исполнении бюджета
  8. Тема 7.4 Обоснование выбора организационной формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
  9. Раздел 2. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами
  10. Раздел 3.Организационные формы казначейского исполнения бюджета
  11. Г Л А В А 8 ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЕРОВ – РЕВИЗОРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СТРУКТУР
  12. 4.3. ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ИСПОЛНЕНИИ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Исполнение бюджета - процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

  • казначейская, при которой на специальные органы финансовой системы (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;
  • банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант и коммерческих банков);
  • смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов казначейством и центральным банком.

Целью перехода к практике казначейского исполнения бюджета является установление оперативного контроля над целевым использованием бюджетных средств и ходом исполнения бюджета, повышение точности бюджетных проектировок, расширение возможности управлять ликвидностью бюджета и реже прибегать к краткосрочным заимствованиям.

Казначейское исполнение бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации должно осуществляться на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, то есть сосредоточение всех средств бюджета «в одних руках».

Соблюдение принципа единства кассы обеспечивается закрытием расчетных счетов у всех получателей средств бюджета и концентрацией всех бюджетных средств на едином счете. При этом единый счет бюджета может формироваться из нескольких расчетных счетов, главное, что владелец и распорядитель счета один – финансовый орган.

Финансовый орган управляет единым счетом бюджета, расходование бюджетных средств всегда осуществляется с его ведома, что обеспечивает предварительный контроль за их целевым использованием.

Применение казначейской системы исполнения бюджетов отличается от банковской тем, что Казначейство концентрирует оба потока денежных средств, кот.возникают в процессе исполнения бюджета доходной и расходной на едином счете. Этот порядок существенно ускоряет процесс финансирования расходов.При казнач. системе процесс исполнения бюджета более детализирован.

Казначейская система исполнения бюджетов базируется на принципе единства кассы, кот. предусматривает зачисление всех поступающих доходов и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Реализация на практике данного принципа-разработка и принятие концепции функционирования единого казначейского счета ФК(ЕКС ФК).


Функционирование ЕКС-качественно новая технология исполнения бюджета, предусматривающая: -централизацию доходов из средств федерального бюджета на ЕКС, открытом в ГУФК -централизация операций по учету доходов бюджетов различных уровней на 1 счете, кот.откр. УФК по субъекту РФ,распределение этих доходов м/ду бюджетами и осущ. расходов на уровне УФК Порядок ф-ционирования ЕКС:

налогоплательщики→КБ→ГРКЦ(выписка с л/с, копия плат.док)→УФК по субъекту РФ→

1. 40105 ср-ва ФБ

2. 40201 ср-ва бюджетов субъектов РФ

3. 40204 ср-ва местн. Бюджетов

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборв на счет по учету налогов и сборов, откр.УФК по субъекту РФ в учр. ЦБР; ежедневно УФК распр.доходы по разным уровням бюджетов; УФК осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных налогов и сборов террит. налоговым и финансовым органам― +‖ЕКС: из-за резкого увеличения скорости получения информации от объемов поступления в

консолидированный бюджет повышается актуальность этой информации и Правит-во получает возможность ежедневно иметь информацию о движении средств Фед.бюджета по счетам органов Казначейства, что позволяет объективно оценить объем средств,имеющихся в наличии в текущем периоде, прогнозировать возможные кассовые разрывы, эффективно управлять средствами федерального бюджета.

До формирования системы Федерального казначейства финансирование расходов федерального бюджета осуществлялось ч/з бюджетные счета министерств и ведомств, открытых в кредитных учреждениях, и кот. перечисляли средства финансирования своим подведомственным учреждениям. Начиная с 1993 года все бюджетные счета в коммерческих банках были закрыты и в наст. время финансирование осуществляется ч/з л/с(регистр аналит.учета органов ФК для учета лимита бюджетных обязательств, кассовых расходов организации при исполнении бюджетов), открытые в органах ФК.

При финансировании расходов ФБ ч/з систему л/с существенно изменились для получателей ср-в взаимоотношения участников процесса финансирования:

1.органы ФК приняли на себя ф-ции банковских учреждений по осущ.платежей по поручению бюджетополучателей 2. усилился контроль за целевым расходованием средств бюджетополучателей

В БКРФ рассматриваются осн.этапы составления бюджета по расходам:

1.составление и утверждение бюджетной росписи (документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавл.распределение бюджетных ассигнований м/ду получателями бюджетных средств и составляемые в соотв. с бюджетной классификацией РФ). Этот документ составляет главный распорядитель бюджетных средств по распределителям и получателям на основе бюджета, утвержденного на очередной бюджетный год в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и предоставляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета-ФК в течение 10 дней со дня утверждения последнего. На основании бюджетных росписей, орган, ответственный за составление проекта соотв.бюджета, сотавляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели, содержащиеся в ней до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетых средств. Эта процедура осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме.

Бюджетное обязательство - это обязанность,признанная исполняющим бюджет органомсовершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока. Она возникает в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств,определяемый и утверждаемыйдля распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяца. Такие лимиты утверждаются исполняющим бюджет органом на основе проектов распределения, составленных главными распорядителями бюджетных средств.

Одной из стадий исполнения бюджета по расходам является принятие бюджетных обязательств. Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению

расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. В РФ большинство хоз. субъектов предпочитают работать на условиях предоплаты, устанавливается возможность совершения авансовых платежей.

Одной из стадий исполнения бюджета по расходам является санкционирование оплаты денежных обязательств. Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется в срок не позднее 3 дней с момента представления платежных документов, при этом исполняющий бюджет орган совершает разрешительную надпись.

Органы ФК могут отказать в подтверждении ден обяз-в: -при несоответствии принятых обязательств БКРФ

При несоответствии принятых ден обязательств закону О бюджете или бюджетным ассигнованиям - при несоответствии принятых ден обязательств утвержд.смете доходов и расходов бюджетного

учреждения - при блокировке расходов

Все операции, связанные с санкционированием расходов в системе бюджетного учета отражаются ║-

у главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, у органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета, у финансового органа, организующего исполнение бюджета. Т.обр. 1 и таже операция м.б. отражена несколько раз у различных участников бюджетного процесса.

В ходе исполнения бюджета могут быть введены режимы сокращения расходов, блокировки расходов.

Главные распорядители бюджетных средств имеют определенные права по перемещению бюджетных ассигнований. В ходе исполнения бюджетов исполнительные органы власти проводят краткосрочное прогнозирование (пятидневка, месяц, квартал) поступления доходов и финансирования расходов, проводят предварительный и текущий контроль за расходованием бюджетных средств.

Исполнение бюджетов соответственно уровню обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на Минфин России, соответствующий финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования), орган управления государственным внебюджетным фондом (финансовый орган), при этом исполнение бюджета непосредственно осуществляется на лицевых счетах участников бюджетного процесса - главных распорядителей, подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также администраторов доходов бюджета.

В БК РФ определены основные процедуры исполнения бюджетов.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета). Кассовый план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Введение в качестве обязательного документа исполнения бюджета кассового плана позволяет планировать как периоды кассовых разрывов, так и периоды наличия временно свободных средств бюджета и формировать оперативную информацию для принятия эффективных решений по управлению средствами бюджета.

Исполнение бюджетов осуществляется на едином счете бюджета. Методологической основой единого счета бюджета является принцип единства кассы, закрепленный ст. 38.2 Б К РФ, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ либо муниципального образования.

Особыми бюджетными полномочиями в процессе исполнения бюджетов обладает Казначейство России, которое было образовано указом Президента РФ в декабре 1992 г. как структурное подразделение Минфина России. Начиная с 2005 г. Казначейство России преобразовано в самостоятельную федеральную службу, подведомственную Минфину России. Единая централизованная система органов Казначейства России состоит из центрального аппарата Федерального казначейства (ЦАФК) и 86 территориальных органов - Межрегионального операционного управления ФК и управлений Федерального казначейства (УФК) но субъектам РФ (республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), которые осуществляют свою деятельность непосредственно и через отделы, находящиеся в городах (за исключением городов районного подчинения), районах и районах в городах. Казначейство России обладает широким кругом бюджетных полномочий, в числе которых, прежде всего, кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов - это проведение и учет операций по зачислению средств на единый счет бюджета и по списанию средств с единого счета бюджета. Для этого УФК открывают счета в учреждениях Банка России отдельно для каждого бюджета. До 2006 г. органы Казначейства России осуществляли в основном кассовое обслуживание исполнения дотационных региональных и местных бюджетов РФ, а начиная с 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения федерального, региональных и местных бюджетов органами Казначейства России стало обязательным. В 2013 г. на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства переведено исполнение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (ТФОМС), с 1 января 2014 г. - ПФР, ФСС, ФФОМС.

Исполнение бюджета на едином счете обеспечивает эффективное управление средствами бюджетов, сокращение сроков их прохождения до получателей бюджетных средств, сохранность, централизованный учет кассовых операций бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и получение оперативной информации о ходе исполнения бюджетов.

Так, исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
  • перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
  • зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
  • уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • перечисление Казначейством России с единых счетов бюджетов излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Технологически это реализуется следующим образом: УФК по субъекту РФ открывает в ГРКЦ ГУ Банка России счет 40101 "Доходы, подлежащие распределению органами Федерального казначейства". Бюджетным кодексом РФ установлена обязательность зачисления на данный счет всех поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, в числе которых налоги, сборы и иные платежи, перечисляемые плательщиками данного субъекта РФ, а также межбюджетные трансферты. Порядок учета Казначейством России поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между уровнями бюджетов бюджетной системы РФ утверждается приказом Минфина России. Согласно данному порядку УФК ежедневно получает банковскую выписку по счету 40101 за предыдущий операционный день и копии платежных документов от учреждения Банка России, выполняет классификацию и учет поступивших платежей, распределение доходов в соответствии с законодательно установленными нормативами, формирует платежные документы на перечисление средств на единые счета бюджетов.

Функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляются соответствующими администраторами доходов бюджетов. Администраторы доходов обязаны разъяснять плательщикам порядок заполнения расчетных документов для перечисления платежей в бюджетную систему РФ. Понятие администратора доходов бюджета было впервые введено в бюджетное законодательство РФ в 2005 г., а начиная с 1 января 2009 г. все операции по исполнению бюджетов по доходам отражаются на их лицевых счетах, открываемых в УФК по субъектам РФ.

В дальнейшем, в рамках Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2013 № 227, исполнение бюджетов по доходам будет интегрировано с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). С введением ее в действие с 1 января 2013 г. плательщики получили возможность оперативно получать информацию о начисленных платежах, осуществлять их оплату, контролировать погашение задолженности и получать услуги, не предоставляя документы, подтверждающие факт их оплаты.

С 2008 г. значительно трансформировались нормы БК РФ в части исполнения бюджетов по расходам, что связано с внедрением принципа подведомственности расходов бюджетов, согласно которому исключена возможность получения распорядителями и получателями бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от иных, кроме вышестоящих для них, главных распорядителей или распорядителей бюджетных средств. Реализация этого принципа позволяет, контролируя параметры утвержденного бюджета, обеспечить гибкость и вариативность детализации этих параметров главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. При этом финансовые органы имеют возможность выбора между сохранением традиционной схемы организации исполнения бюджета на основе единой сводной бюджетной росписи и делегированием полномочий главным распорядителям бюджетных средств (в том числе - дифференцированно в зависимости от соблюдения ими стандартов исполнения бюджетов и (или) эффективности использования бюджетных средств). Такой подход позволяет сохранить контроль над использованием бюджетных средств на основе современных технологий финансового менеджмента, ориентирующихся на высокую степень самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Казначействе России или финансовом органе. В зависимости от того, переданы ли Казначейству России какие-либо полномочия по исполнению бюджета бюджетной системы РФ, различают следующие варианты кассового обслуживания:

  • 1) с открытием лицевого счета бюджета соответствующему финансовому органу;
  • 2) с открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса в соответствии с соглашением о передаче органам Казначейства России отдельных функций по исполнению бюджета бюджетной системы РФ. Соглашение заключается на срок не менее календарного года между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией, органом управления внебюджетным фондом) и органом Казначейства России;
  • 3) с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу и осуществлением органом Казначейства России отдельных функций по исполнению бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с Соглашением (так называемый "смешанный" вариант).

При любом варианте и без заключения соглашений в органах Казначейства России открываются лицевые счета участникам бюджетного процесса регионального и местного уровней для проведения операций и осуществления контроля за целевым использованием межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета. Органы Казначейства России обеспечивают наличными денежными средствами организации, лицевые счета которых открыты в казначействе или в финансовых органах, с использованием счетов, открываемых УФК в кредитных организациях.

В случае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования). Предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо па соответствующий квартал на основе заявок па финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Образование бюджетных и автономных учреждений в результате проведенной реформы предоставления государственных (муниципальных) услуг и выведение их из состава участников бюджетного процесса привело к возникновению новых принципов взаимодействия органов власти и сети государственных (муниципальных) учреждений на всех стадиях бюджетного процесса и необходимости регулирования финансовых отношений бюджета и учреждений в новых условиях. Кассовые операции со средствами бюджетных и автономных учреждений (включая средства субсидий па финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания) также осуществляются на лицевых счетах, открываемых им в органах Федерального казначейства или финансовых органах. На основании соглашения, заключенного с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрацией, учредителем автономного учреждения), лицевые счета этих учреждений могут обслуживаться в Федеральном казначействе в установленном им порядке, с предоставлением исчерпывающей информации соответствующему финансовому орган)".

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом.

Для отражения операций по исполнению бюджета применяются единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности, которые устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями БК РФ. В основе этой методологии - международные стандарты, разработанные МВФ в начале 2000-х гг., в частности: "Статистика государственных финансов" и "Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора".

Бюджетный учет традиционно развивался обособленно от общей тенденции развития учета в коммерческих организациях. Такое состояние дел было характерно практически для всех стран.

Однако в последнее время все больше проявляет себя тенденция на сближение учета в общественном секторе с принципами учета в коммерческом секторе. Это связано как с большим прогрессом в учетных принципах и методах, выработанных к настоящему времени в сфере учета частных компаний, так и необходимостью предоставления полной и понятной финансовой информации пользователям отчетности. Государственный сектор стремится использовать широкий арсенал средств, направленных на привлечение к сотрудничеству частных инвесторов. Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ и муниципального образования должен пройти также публичные слушания.

Совершенствование процедур и методов государственного управления предъявляет новые требования к механизмам и инструментам организации информационных потоков в бюджетной сфере. В 2012 г. завершился проект "Модернизация казначейской системы Российской Федерации", реализуемый Минфином России и Федеральным казначейством с 2002 г. Реализация указанного проекта позволила значительно усовершенствовать процедуры исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации путем создания Автоматизированной системы Федерального казначейства, которая стала центральным элементом исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Дальнейшее развитие процесса исполнения бюджетов непосредственно связано с развитием информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами. В рамках Государственной программы РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года Минфином России и Федеральным казначейством ведется работа по формированию и ведению ряда взаимосвязанных общедоступных информационных ресурсов РФ в сети Интернет: официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru ), официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru ), единого портала бюджетной системы РФ (budget.gov.ru ). Объединение контента этих государственных информационных ресурсов, дематериализация (безбумажная форма) информационного обмена между Казначейством России и его клиентами на основе применения единых реестров и классификаторов, однократности ввода информации и круглосуточного доступа к ней в рамках современной государственной интегрированной информационной системы "Электронный бюджет" являются важнейшими современными тенденциями совершенствования управления общественными финансами.

Целью построения системы "Электронный бюджет" является формирование единого информационного пространства, обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления и создание условий для эффективного использования бюджетных средств и активов публично-правовых образований.

I к" менее важным направлением совершенствования управления финансовыми ресурсами бюджетной сферы является развитие системы бюджетных платежей, предполагающей трансформацию Казначейства России в банк. Целью такого преобразования является функционирование единого банковского счета Казначейства России, представляющего собой совокупность корреспондентских счетов, открытых его подразделениям в учреждениях Банка России. На решение этой задачи направлена утвержденная Минфином России по согласованию с Банком России Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г. В рамках реализации Концепции осуществляется разработка новой учетной модели Федерального казначейства, предполагающая включение в номер счета бухгалтерского учета уникального кода клиента. Управление ликвидностью единого банковского счета будет основываться на функционировании счетов Казначейства в режиме пула ликвидности, который будет предоставлен платежной системой Банка России.

Правовой основой эффективного функционирования государственных информационных ресурсов должно стать соответствующее развитие бюджетного законодательства. В целях совершенствования нормативной правовой базы процесса исполнения бюджетов предполагается внесение изменений в БК РФ. Одна из глав БК РФ будет посвящена кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, другая - вопросам управления ликвидностью единого казначейского счета (или cash management), начисления и уплаты процентов на остатки средств публично-правовых образований. Отдельная глава будет определять особенности функционирования Казначейства России как отдельной системы бюджетных платежей на основе закона о национальной платежной системе с учетом лучшей мировой практики в части функционирования платежных систем. Глава "Система бюджетных платежей" будет регулировать состав участников системы - клиентов Казначейства России, кредитных организаций, вопросы взаимодействия в системе, порядок прохождения платежей и т.п. Таким образом, будет создана необходимая правовая база для повышения эффективности деятельности Казначейства России, обеспечения прозрачности и открытости всего бюджетного процесса.