Списание жилого дома с баланса предприятия. Наверное, так можно сказать о ситуации, которая складывается с некоторыми многоквартирными домами в столице и других городах Украины

Наверное, так можно сказать о ситуации, которая складывается с некоторыми многоквартирными домами в столице и других городах Украины.

Как известно до 1 июня 2018 года многоквартирными домами должен будет управлять специальный управитель или созданное ОСМД (ОССБ – укр. мов). Поэтому местные власти стали списывать с баланса многоквартирные дома, особенно это касается домов, которые раньше находились на балансе государственных предприятий и не создали ОСМД или не определились с управляющей компанией.

В такой ситуации, по сути, все проблемы дома ложатся на плечи жильцов. Хотя, и проблемы в других домах тоже лежат на совладельцах многоквартирного дома.

  • Конечно, в такой ситуации лучше действительно всё взять официально в свои руки и создать ОСМД. Ведь именно ОСМД позволяет самим собственникам управлять домом: выбирать поставщика услуг, управителя, формировать обслуживающий технический персонал дома, эффективно управлять общим имуществом дома (сдавать в аренду общие помещения, паркоместа, размещать рекламу и пр).
  • Обязательно делегировать своего представителя в местный орган власти (комиссию относительно вопросов выбора управителя). Стоит сказать, что действующие законодательство не устанавливает императива относительно устранения балансодержателем существующих технических проблем дома перед его списанием с баланса (раньше такое было, но с 2015 года норма была упразднена). Но, лучше составить такой список недочётов и передать в местный орган власти для информации и обоснования участия дома в программе «30/70», если будет создано ОСМД.
  • Обязательно добиваться получения копий всех документов касающихся списания с баланса дома.
  • Если дом был передан органом местного самоуправления в управления коммунальной компании (здесь могут быть и коммунальные компании и частные), то жильцам обязательно следует делегировать своего представителя в комиссию по конкурсному отбору управителя.
  • Следует ознакомиться с тарифами на управление. Ведь уборка, вывоз мусора, дополнительные услуги могут устанавливаться местными органами власти, которые могут разрешить управителю взимать дополнительные платежи, например, некоторые частные ЖЭКи установили плату за справки.

Необходимо помнить, что ОСМД может быть создано совладельцами многоквартирного дома в любой момент, если даже домом управляет выбранный управитель.

После созданий ОСМД и принятия решения о принятии на баланс ОСМД дома – все права по управлению дома переходят именно ОСМД. Власти, старые ЖЭКи, ЖЭКи которые создали застройщики должны передать всю техническую документацию на дом ОСМД. Надо сказать, что именно указанный процесс передачи идёт очень трудно – ЖЭКи, особенно частные, и которые создали застройщики, не спешат передавать документацию, ведь они теряют контроль над домом, а значит и доходы. Здесь прямая дорога в суд. И суды очень часто удовлетворяют такие иски ОСМД.

Действующее законодательство позволяет ОСМД получить бесплатно в собственность земельный участок необходимый для обслуживания собственного дома (этот вопрос был урегулирован в 2015 году). Иными словами местные власти обязаны передать такой земельный участок ОСМД, для этого необходима техническая документация на дом.

Далее ОСМД должно определиться с поставщиками услуг. Здесь тоже хватает проблем, особенно с монополистами водоканалами, поставщиками газа, отопления. Монополисты очень осторожно подходят к заключению договоров с ОСМД. Боятся, что факт создания ОСМД может быть оспорен в суде, кто тогда будет платить?

Да, проблем хватает, но свой дом надо брать в свои руки – таков вывод. И тогда списание с баланса не покажется бедой жильцов, а может обернуться позитивом для последних.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Какими бухгалтерскими проводками отражается приватизация жилых домов, если износ по ним учитывается за балансом?

К сожалению, вопрос задан нечетко. Но, видимо, речь идет о списании с баланса жилых домов, которые принадлежали предприятию, а затем были приватизированы. Исходя из такого толкования вопроса, мы и дадим ответ.
Как известно, приватизация жилых домов - это бесплатная или, другими словами, безвозмездная передача в собственность граждан занимаемого ими жилья. Поэтому такие жилые дома должны быть списаны с баланса предприятия.
В бухгалтерском учете любое выбытие основных средств (в том числе и при безвозмездной передаче жилья) отражается по кредиту счета 01 "Основные средства" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 91-2 "Прочие расходы"). Обычно эта проводка делается на остаточную стоимость основных средств. Однако списание жилых домов имеет свои особенности. Дело в том, что в бухгалтерском учете жилые дома числятся по первоначальной стоимости. Суммы начисленного износа по ним в балансе предприятия не отражаются, а учитываются по дебету забалансового счета 010 "Износ основных средств". В связи с этим объекты жилищно-коммунального хозяйства списываются с баланса предприятия по первоначальной стоимости. А суммы начисленного износа по ним отражаются по кредиту счета 010 "Износ основных средств".
Пример. На балансе государственного унитарного предприятия "Азимут" числится жилой дом, первоначальная стоимость которого 500 000 руб. Сумма начисленного износа составляет 65 000 руб.
При списании данного объекта с баланса в бухгалтерском учете ГУП "Азимут" будут сделаны следующие проводки:
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 01
- 500 000 руб. - списан жилой дом по первоначальной стоимости;
Кредит 010
- 65 000 руб. - списан износ по жилому дому.
В соответствии со ст.146 Налогового кодекса безвозмездная передача имущества (в том числе и основных средств) облагается налогом на добавленную стоимость. Освобождается от него только имущество, передаваемое в порядке приватизации государственными и муниципальными предприятиями. Если же безвозмездно передается жилье, принадлежащее акционерному обществу, обществу с ограниченной ответственностью и т.д., то со стоимости этого имущества предприятие должно заплатить НДС.
О.Нестеркина
Эксперт "Расчета"
Подписано в печать
29.11.2002
"Расчет", 2002, N 12

...Я - ПБОЮЛ, торгую в розницу через магазин на основании свидетельства об уплате ЕНВД. Иногда предприятия рассчитываются со мной по безналичному расчету, покупая товар для хозяйственных нужд. Являются ли эти операции розничной торговлей или же признаются оптовыми операциями и облагаются налогами в общеустановленном порядке? »

Мы казённое учреждение. Вся недвижимость принадлежит нам на праве оперативного управления и бессрочного пользования. У нас на балансе числится здание в аварийном состоянии, находящееся у нас на праве оперативного управления и располагающееся на землях отнесённых к охраняемым территориям (рядом расположен памятник культуры и архитектуры регионального значения). Мы хотим это здание списать с баланса, но не изымать из оперативного управления. Какие действия мы должны совершить? Куда обратиться? Как доказать, что здание аварийное и не может дальше использоваться?

Ответ

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в учреждение может провести техническую экспертизу.

Со временем основные средства физически изнашиваются и морально устаревают. Если восстановить объект нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесообразно, то его ликвидируют и списывают с учета( Инструкции к Единому плату счетов ).

Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Обычно списание основного средства оформляют в следующей последовательности:

материально ответственное лицо доводит до сведения руководства информацию о необходимости списания основного средства(например, служебной запиской);

создают ликвидационную комиссию для определения целесообразности использования объекта;

при необходимости проводят техническую экспертизу;

комиссия составляет акт о списании основного средства(либо дает заключение о нецелесообразности списания объекта);

при необходимости согласовывают списание с вышестоящими органами;

делают необходимые записи в учетных документах о списании объекта.

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу. Ее результаты оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства(см., например, приказ Росводресурсов от ).

В отношении имущества субъектов РФ(муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства(реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от .

Расходы на проведение технической экспертизы относите на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»(раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от ).

Акты технической экспертизы должны быть составлены на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывается:

наименование объекта;

инвентарный и серийный номера;

год выпуска;

балансовая и остаточная стоимость;

процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности(нецелесообразности) ремонта;

заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства.

Обосновать списание изношенного основного средства можно, указав в документах на списание, что дальнейшее использование имущества или его ремонт невозможны или нецелесообразны.

Обоснование причины морального или физического износа основного средства может быть приведено в акте технической экспертизы. Если в технической экспертизе необходимости нет, объект списывают на основании решения ликвидационной комиссии, которое указывают в акте на списание. Акты составляют по формам, установленным приложением 1 к приказу Минфина России от .

Следует отметить, что все имущество закреплено за государственными(муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления. Исключение установлено для объектов культурного наследия(культурных ценностей). Такие объекты используются учреждением в особом порядке, как правило, на основе охранно-арендных договоров или на праве безвозмездного пользования.

Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на списание имущества зависят от типа учреждения.

Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника( ГК РФ). Это значит, что при выбытии любого имущества казенное учреждение должно получить согласие собственника на списание.

Порядок согласования выбытия имущества зависит от того, на базе какого имущества создано казенное учреждение:

имущества субъекта РФ(муниципального образования);

федерального имущества.

Для казенных учреждений субъекта РФ(муниципалитета) порядок согласования устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном(местном) уровне. Например, для муниципальных казенных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

заявление о согласовании списания имущества казенного учреждения;

экспертное заключение о техническом состоянии имущества казенного учреждения;

акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных казенных учреждений порядок согласования выбытия имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся(подп. «д», «е» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Р Ф от ). Например, порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений(в т. ч. казенных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от .

Кроме того, совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России и Минфина России утвержден общий Порядок представления федеральными государственными(в т. ч. казенными) учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист»

ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.12.2010 № 157Н Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти(государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных(муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению

« 51. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в случаях:

принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения — хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации(в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

по завершению мероприятий(разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;*

передачи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, объекта имущества другому государственному(муниципальному) учреждению, органу государственной власти(государственному органу), органу местного самоуправления(муниципальному органу), государственному(муниципальному) предприятию;

в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

возврата объекта, являющегося предметом лизинга(сублизинга), лизингодателю;

включения объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации или национального библиотечного фонда.

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия подлежит списанию с балансового учета сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам.

Выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом(Актом)".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Правительство определило процедуру списания с баланса министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями и органами местного самоуправления многоквартирных домов, в которых расположены помещения частной и других форм собственности. Соответствующий проект постановления Кабмина одобрили вчера, 30 марта, на заседании правительства, передает СтройОбзор.

Порядком списания многоквартирных домов с баланса министерств, ЦОИВ, госпредприятий и органов местного самоуправления предусмотрено, что:

  • списание с баланса многоквартирных домов осуществляется балансодержателем на основании принятого им распорядительного документа;
  • для списания многоквартирных домов с баланса образуется комиссия;
  • комиссия с целью фиксации технического состояния дома перед списанием проводит осмотр дома;
  • по результатам работы комиссии составляется акт о списании многоквартирного дома по форме согласно приложению к постановлению, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается балансодержателем.

Отметим, что согласно проекту постановления Кабмина «Об утверждении порядка списания с баланса многоквартирных домов» процедура списания следующая.

Основанием для списания дома с баланса является наличие в нем помещений частной формы собственности (приватизированные квартиры, встроенные помещения магазинов или офисов и прочее).

Инициатором списания может выступать:

  • балансодержатель, который определяет, имеющиеся в доме помещения частной собственности (может это осуществлять с помощью информации из государственного реестра недвижимости);
  • частный владелец или владельцы помещений путем обращения к балансодержателя о начале процедуры списания с баланса (процедура должна быть начата в 10-дневный срок со дня получения уведомления собственников).

О начале процедуры списания балансодержатель принимает распорядительный документ (приказ, распоряжение) и сообщает об этом жильцам дома.

Балансодержатель утверждает состав комиссии в составе не менее 5 человек (представители балансодержателя, ЖЭКа, управляющего и от совладельцев). Комиссия проводит осмотр для определения технического состояния дома и составляет акт по форме, предусмотренной проектом постановления. Акт представляется на утверждение балансодержателя, после чего процедура считается завершенной. Срок проведения процедуры списания не более 2 месяцев со дня начала процедуры (принятие решения о списании).

Если в доме есть помещения, принадлежащие государству или местному совету, но не оформлены надлежащим образом (не зарегистрированы в государственном реестре недвижимости), то такие квартиры отдельно берутся Министерством, ЦОИВ, на баланс и учет к оформлению необходимых документов.

Напомним, в мае 2015 года вступил в силу Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирных домах», согласно которому ЖЭКи до 1 июля 2016 года должны с писать с баланса многоэтажки, а жильцы должны сами определить, кто будет ответственным за обслуживание их домов.

Статья 25 . Порядок списания жилых помещений муниципального жилищного фонда

1. Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию Сургутский район, находящиеся в муниципальной казне Сургутского района (далее - жилые помещения), могут быть списаны с баланса по следующим основаниям:

Признание жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу;

Признание жилого помещения аварийным и подлежащим сносу;

Фактического сноса жилых домов, осуществленного до 01 января 2014 года, признанных в установленном порядке непригодными для проживания в рамках реализации программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, связанных с переселением граждан из непригодного жилья;

Уничтожение жилого помещения в результате фактического разрушения жилого дома;

Уничтожение жилого помещения в результате техногенной чрезвычайной ситуации (пожар, взрыв, внезапное обрушение и прочее).

2. При списании жилых помещений создаётся комиссия по списанию (далее - комиссия), которая ежегодно назначается приказом директора Департамента.

3. В состав комиссии включаются: руководитель Департамента либо его заместитель (председатель комиссии), специалисты управления муниципальным имуществом Департамента, специалисты управления жилищно-правовой политики Департамента, специалисты управления по финансам и бухучёту Департамента.

4. В компетенцию комиссии входит:

а) осмотр места нахождения жилого дома, в котором находятся жилые помещения, подлежащие списанию;

б) установление причин списания жилых помещений;

в) составление акта на списание жилых помещений после проведения всех необходимых процедур по списанию, предусмотренных настоящим порядком.

5. В течение 60 дней после поступления жилого помещения в муниципальную казну Сургутского района Департамент обеспечивает сбор документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, проверяет их и обеспечивает подготовку проекта постановления администрации района о списании жилых помещений (далее - постановление администрации), обеспечивает согласование постановления администрации с отраслевыми (функциональными) органами администрации района в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

6. К проекту постановления администрации Департамент прикладывает следующие документы:

а) заверенная копия приказа об образовании комиссии;

б) перечень жилых помещений, подлежащих списанию, подписанный членами комиссии;

в) правоустанавливающие документы на жилые помещения;

г) инвентарная карточка объекта основных средств;

д) акт осмотра комиссией места нахождения жилого дома, в котором находятся жилые помещения, подлежащие списанию;

е) копия правового акта администрации района о включении жилого дома в перечень жилых домов, подлежащих сносу и утилизации на территории Сургутского района;

ж) документы, подтверждающие фактическое и юридическое отсутствие прав граждан на жилое помещение, подлежащее списанию;

и) документы, подтверждающие факт техногенной чрезвычайной ситуации (пожар, взрыв, внезапное обрушение и прочее).

7. В течение 30 дней после издания постановления администрации Департамент списывает с баланса и исключает из реестра муниципального имущества жилые помещения.

8. Департамент в течение 30 дней после исключения из реестра муниципального имущества направляет информацию в орган, осуществляющий государственный учёт объектов недвижимого имущества.