Собственный дом архитектора мельникова. Дом Мельникова

Он был удивительным человеком! В начале карьеры проекты архитектора произвели фурор на парижской выставке, и его завалили престижными заказами. Но Мельников уехал в Россию и построил в Москве несколько рабочих клубов. В качестве поощрения Моссовет подарил архитектору землю в центре города для строительства собственного дома.

Дом Мельникова не имеет аналогов. Он состоит из двух проникающих друг в друга цилиндрических объемов. Прямых углов нет ни снаружи, ни внутри. Все подчинено идее экономичного строительства. Поэтому дом построили из самых дешевых материалов - кирпича и дерева. А строительные отходы использовали для отопления.

Внутри все тоже продумано: нет поддерживающих балок и углов, все держится только на тщательно рассчитанной сетчатой конструкции. Поставленный на ребро тес образует сетку стен, по которой можно свободно «передвигать» шестиугольные окна - закладывать одни проемы и оставлять открытыми другие. Эту систему архитектор придумал вместе с инженером Шуховым.

Путеводитель по архитектурным стилям

В доме Мельникова нет привычной нам системы комнат: играют размер и форма помещений, высота стен (от 2,6 до 5 метров).

Например 9 помещений занимают 60 м 2 , тогда как гостиная и мастерская получают по 50! Есть терраса, но нет закрытых или изолированных комнат. Эксперимент со светом и пространством был так смел и дерзок, что Мельников в шутку обещал премию тому, кто угадает, сколько в доме этажей.

Особое значение имели окна. В мастерской Мельникова 36 окон-сот позволили избежать появления падающих теней. А в спальне окна, наоборот, ритмически чередовались, рассеивая свет. Там стояли 3 вмурованные в пол кровати, и все в этой комнате было направлено на создание благоприятных условий для сна.

Двое любовников Кривоарбатских
Двойною башенкой слились в объятьях,
Плащом покрытые ромбовидным
Не реагируя на брань обидную.

Но злословы называли дом Мельникова консервной банкой. А вскоре архитектор впал в немилость, и до конца жизни строил только подмосковные теремки. В возрасте 83 лет Константин Мельников умер в собственном доме.

Его сын, художник Виктор Мельников, мечтал устроить здесь музей. Поэтому он хранил все, что было связано с именем отца, не продал ни одной его вещи. Говорили, что Константин Мельников построил храм, а Виктор Мельников его расписал.

Умирая, он завещал дом государству для устройства музея. Но решение правовых вопросов затянулось.

При строительстве Мельников рассчитал все: и давление на грунт, и прочность конструкции. Но он не мог предположить, что вокруг вырастут многоэтажные дома, грунт даст усадку, изменится микроклимат района. В итоге дом начал разрушаться и попал в список памятников ЮНЕСКО, которым грозит исчезновение.

Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке Москвы включён во все иностранные путеводители и, более того, известен всем интересующимся Москвой иностранцам. Но, (раз есть «но», значит, сейчас что-то пойдёт не так) сами москвичи про этот удивительный музей мало чего знают или не знают о нём вовсе.

А на самом деле в доме Мельникова удивительно всё: как советский архитектор развёл власть на строительство собственного арт-хаусного коттеджа в центе Москвы, как стал символом русского авангарда, как судились его родственники и в итоге победило государство, не выполнив своих обещаний. Хотя, на счёт последнего ничего удивительного:) Но хватит сумбура, погнали на виртуальную экскурсию! В отличие от реальной, на неё не надо записываться за месяц.

Ну, в первую очередь, обелим москвичей — дом архитектора Мельникова был закрыт до 2014 года, поэтому местные как-то про него подзабыли, а если и вспоминали, то только в контексте скандала вокруг имущественных споров: внучки архитектора судились между собой и с государством. Все хотели быть 100% собственником архитектурного комплекса. За время перепалок никто дом-музей не реставрировал и сейчас он находится в плачевном состоянии, хотя государство обещало, что как только здание попадёт под его опеку, сразу начнётся реконструкция. Ждём-с.

  • Что за здание
  • Двор дома
  • Внутренне убранство
  • Адрес и контакты
  • Стоимость посещения

Итак, что это за здание такое и чем оно интересно?

Особняк был сконструирован и построен архитектором Константином Степановичем Мельниковым в 1927–1929 годах как собственный жилой дом и мастерская.Казалось бы, чего особенного?

Ну, посмотрите на сам особняк: много известно круглых авангардных зданий, построенных в советские времена? Во времена повсеместного строительства однотипных коммуналок, появилось это ни на что не похожее чудо. Да ещё и в 2-х минутах ходьбы от Арбата. В самом центре Москвы, где не было ни одного (!) частного строения.

Как так вышло?

Возможно, архитектор кому-то заплатил? Это ж сколько нужно было заплатить, чтобы нарушить столько правил?

Разгадка кроется в названии стиля здания — «конструктивистская архитектура». Суть конструктивизма вот в чём: при дефиците денежных и материальных ресурсов создавать уникальные архитектурные решения. В общем, архитектор утвердил проект при 2-х условиях: первое — он опробует идею круглого дома, которую можно использовать для популярных тогда коммунальных построек, второе — строительство должно обходиться очень дёшево.

Как Мельников решил вопрос удешевления? А вот как: стены он сделал не из сплошного кирпича, как во всех нормальных строениях, а из сетчатого каркаса, напоминающего пчелиные соты. На фото ниже Константин Мельников с женой в 1927 г рядом с каркасом здания.

Итак, из-за стиля «пчелиные соты» получалась, во-первых, значительная экономия кирпича, кроме этого его не надо было разбивать пополам, использовались только целые кирпичи, во-вторых, такая кладка хорошо распределяла нагрузки, строение значительно облегчалось, но при этом было устойчивым. Не нужно было тратиться на дополнительные несущие конструкции. Дом во время Второй Мировой войны даже выдержал ударную волну от рядом разорвавшейся бомбы. Вот как прочно!

Ок, вопрос дешевизны и прочности был решён. Как на счёт второй цели — понять, удобно ли жить в круглых коммуналках? Ведь предполагалось, что такие дома будут строиться, как типовые.

Я читала интервью директора музея, он утверждает, что Константин Степанович здесь слукавил. Архитектор давно мечтал о собственном доме, и строил его именно с таким прицелом. То есть он понимал, что круглые коммуналки не имеют перспектив. И общество с ним было согласно. Претензии сводились к тому, что хоть при такой форме расходуется минимум материала при максимуме площади, жить в нём не удобно. Если разделить этаж на части, получится такой дом-пицца с клетушками-квартирками. Так что в итоге собственный коттедж в центре был получен, а общественный проект был заморожен без каких-либо потерь.

На фото ниже портет архитектора в старости. Как видно по форме окна, позировал он в своём горячо любимом доме.

Но не стоит судить архитектора: во-первых, коттедж он возвёл на собственные деньги, а во вторых судьба новатора была непростой: спроектировав саркофаг для тела Ленина и павильон СССР, который, кстати, произвел фурор на Международной выставке в Париже в 1925 году, Константин Степанович впал в немилость у действующей власти. В середине 1930-х годов он был отлучен от профессии, его имя было вычеркнуто отовсюду и до конца жизни он строил только простенькие подмосковные домишки.

По словам директора музея «Мельников разошелся с линией партии. Вспомните надпись на фасаде дома: «Константин Мельников. Архитектор». Написать такое в 29-м году…я думаю, что у этого человека рано или поздно возникли бы проблемы со сталинским режимом. Он высоко ценил себя».


Двор дома

Но хватит истории. Теперь о нашей прогулке.

Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке заметить довольно сложно: фасад ничем не примечателен и можно с лёгкостью пройти мимо, не признав в нём всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда.

Вход на территорию двора свободный. Кроме нас было всего пара посетителей.

Двор на удивление тихий, а ведь всего-то в паре кварталов шумит Старый Арбат!

Во дворе несколько примечательных стендов с зарисовками и фотографиями Константина Степановича.

Как и сам архитектурный комплекс, стенды довольно авангардные: если смотреть с определённых точек, то из, казалось бы, разрозненных стендов можно сложить общую картину.

Внутренне убранство

Так как внутрь дома-мастерской мы не входили (записываться на экскурсию нужно за месяц и в день пускают всего 5 человек), то фото внутреннего убранства взяты с частного блога и с репортажа на meduza.io.

Итак, здесь нет привычной системы комнат: по сути, это однокомнатный трёхэтажный коттедж!

Всего три уровня. Первый уровень – жилой: столовая, кухня, туалет, детские комнаты. Второй – спальня. Третий – гигантская мастерская, где потолки в два раза выше.

Чтобы было понятнее, вот макет в разрезе.

В помещении 36 окон-сот. Высота стен от 2,6 до 5 метров.

Всё осталось в первозданном виде, как и почти 100 лет назад!

Архивные фото стоят прямо на лестнице.

Жилой этаж.


Адрес Дома Мельникова в Москве

Кривоарбатский переулок, 10. Ближайшие станции метро — Смоленская и Арбатская.

Точные координаты: 55.748088, 37.589375

Дом под номером десять по Кривоарбатскому переулку можно и не заметить сразу, пройти мимо. Он надежно укрыт от любопытных глаз за дощатым серым забором. Разве что табличка, сообщающая, что это здание относится к объектам культурного наследия, привлечет внимание случайных прохожих.

Там, в глубине двора, находится дом архитектора Константина Мельникова, всемирно известный особняк, выполненный в духе конструктивизма и представляющий собой яркий пример авангарда советской эпохи.

Дом был построен как мастерская архитектора в 1927-1929 годах. Он был рассчитан на одну семью, что само по себе являлось уникальным для зданий того периода.

Чтобы разглядеть его во всех подробностях, нужно пройти во двор соседнего дома через арку.

При первом взгляде особняк поражает своей необычной, круглой формой. Стены его будто усыпаны маленькими шестиугольными окошками. Действительно, очень необычное и завораживающее зрелище. Дом окружен небольшим двориком, огороженным со всех сторон деревянным забором, и в целом, производит странное впечатление своей непохожестью на окружающие здания, будто инопланетный космический корабль угнездился в узком арбатском переулке.

Если посмотреть на здание сверху, то оно выглядит как два цилиндра разной высоты, но одинакового диаметра. Мельников считал, что использование круглых форм ведет к экономии строительного материала.

Единственный вход в здание находится на срезанной части малого цилиндра, обращенной к Кривоарабатскому переулку. Весь фасад занимает огромное окно, расположенное над входом. Сверху идет надпись: «Константин Мельников Архитектор». По словам самого автора, этот дом и надпись на нем призваны утверждать высокую значимость каждого человека.

Несмотря на столь необычную пространственную композицию, дом Мельникова очень продуманно устроен внутри. Круглые формы стен не мешают расстановке мебели, а наоборот, расширяют пространство, что выглядит очень гармонично. В доме три этажа и тринадцать комнат. Причем на самом верхнем этаже есть только одно помещение, служившее архитектору мастерской. Этажи связаны между собой винтовыми лестницами.

Автор отрицал, что его творение имеет хоть какое-то отношение к существующим в то время архитектурным стилям. Он говорил о том, что с развитием конструктивизма, рационализма и других стилей, «архитектуры не стало».

История создания

Константин Мельников всю жизнь мечтал о собственном доме. Вначале он хотел купить здание и перестроить, но затем понял, что создать то, что нужно ему и его семье он может только самостоятельно.

Дом-мастерская был спроектирован в соответствии со вкусами и представлениями художника. В нем он воплотил все, о чем мечтал. Выбор круглой формы, возможно, связан с тем фактом, что семья архитектора долгое время проживала в коммунальной квартире, в комнате, одна из стен которой была закруглена.

Как же получилось, что в эпоху создания коммун, одному человеку, пусть и очень талантливому, было разрешено построить частный дом?

Мельников смог добиться разрешения благодаря тому, что официально назвал строящееся здание экспериментальным сооружением, которое в дальнейшем должно было послужить образцом для домов-коммун.

Кроме того, на момент строительства Мельников был уже всемирно признанным архитектором. Например, он построил павильон СССР для Международной выставки в Париже.

Таким образом, архитектор заслужил право на собственный дом, построенный полностью в соответствии с его представлениями о красоте и удобстве, в центре Москвы.

Дом Мельникова в наше время

Сейчас состояние памятника архитектуры оценивается как неудовлетворительное. В стенах и перекрытиях есть трещины, отмечаются оседания грунта вокруг здания.

Вопрос о собственности дома оспаривается до сих пор в судебном порядке. Пока идут разбирательства, реставрация дома невозможна. Неоднократно предпринимались попытки открыть в здании государственный музей в соответствии с завещанием архитектора, но они до сих пор не увенчались успехом. В настоящее время в доме проживают наследники архитектора.

Константин Мельников создавал свой дом как символ безграничных возможностей человека, утверждая, что любой может достичь всего, что захочет. Дом – воплощение его мечтаний и устремлений – лучшее доказательство этому.

Здание символично и по своей планировке. Оно построено по принципу восхождения от земных желаний к высшим уровням бытия. На первом этаже находилась кухня, столовая, а верхний этаж был предназначен для творчества.

Говорят, что творение Мельникова на языке архитектуры выражает изменения, которые происходили в обществе в начале двадцатого века. Возможно, поэтому дом выглядит таким загадочным и нездешним со своими ста восемью окнами, круглыми стенами и винтовыми лестницами.

Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова) — одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда. Был построен в 1927—1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи.



При том, что дом включен во все иностранные путеводители и известен всем интересующимся Москвой иностранцам, среди москвичей находится довольно много тех, кто про этот дом слышали лишь отдаленно, а то и вообще не слышали. Во дворике за домом часто можно видеть иностранных туристов с книжкой в руке, а вот русскоговорящих меньше. Во всех иностранных путеводителях этот дом проходит как одна из главных достопримечательностей Москвы, а в российских упоминается лишь в подробных прогулках в районе Арбата.


Вид дома Константина Мельникова в 1980-х. и сейчас.

Красиво-некрасиво, оригинально-банально — термины субъективные, поэтому будем оперировать простыми фактами. Не только внешний вид, но и методы строительства можно и по сей день назвать инновационными.

В середине 1920-х годов знаменитому уже на весь мир архитектору Мельникову (список его проектов) разрешили построить собственный дом и выделили для этого участок в районе Арбата.

В конце 1920-х у Мельникова было много заказов, и он мог позволить себе выстроить собственный дом, к тому же от государства дополнительно был выделен кредит на 15 лет. При том, что дом был частным и возводился на личные средства, он возводился строительной организацией Московского коммунального хозяйства (МКХ) как экспериментальный и показательный, с намерением опробовать новые методы строительства и создать новые условия быта для их возможного внедрения в массовое жилищное строительство.

На участок, кроме Константина Мельникова претендовали также и госучреждения, но, по словам самого архитектора, ситуация разрешилась в его пользу следующим образом: В 1927 году участки для застройки раздавал от Моссовета тов. Домарев. Увидя макет нашего дома, он решительно отказал всем конкурентам от госучреждений, заявив, что легче найти участки, чем построить такой Архитектуры дом. «Отдать Мельникову участок». Он не был архитектором и едва ли имел образование, он был просто рабочий.


План участка. Приложение к Разрешению на застройку, выданному Мельникову 20 июля 1927 г.

На фундаменте в виде двух пересекающихся колец особой разработанной Мельниковым кладкой были выложены стены с 200 шестиугольными окнами, что образовывало собой подобие жесткой сетки с равномерным распределением нагрузки и не требовало использования несущих столбов и перемычек.


Архитектор Константин Мельников с женой на строительстве собственного дома

Такое количество окон, конечно не было нужно, поэтому из 200 осталось только 60. Остальные были заложены битым кирпичом или переделаны во встроенные шкафы и ниши, что само по себе уже сэкономило много средств. Кроме того, такая конструкция позволяла без больших трудозатрат в будущем закладывать старые окна и прорубать в нужных местах новые.

Необычно были сделаны и перекрытия. Никаких традиционных несущих балок, вся большая поверхность — это сетка из поставленных на ребро досок. В результате получается мембрана с равномерным распределением нагрузки по всей поверхности. Даже прогибаясь под тяжестью мембрана сохраняет свою жесткость. Например, потолок в мастерской со временем несколько провис, но Мельников при ремонте намеренно не стал его выпрямлять, объяснив это, тем что выпуклый белый потолок только лучше отражает и рассеивает по помещению свет из многочисленных окон.

Дом представляет собой два соединенных между собой цилиндра — двухэтажный и трехэтажный. Из мастерской можно выйти на крышу террасу на крыше первого цилиндра.

Планировка этажей, соединенных винтовой лестницей: 1 — передняя, 2 — столовая, 3 — кухня, 4 — коридор, 5 — санузел, 6 — бывшая комната хозяйки, ныне бывшая мастерская художника Виктора Мельникова, 7,8 — бывшие рабочие комнаты детей, ныне жилые комнаты, 9 — бывшая туалетная комната, ныне жилая, 10 — гостиная, 11 — спальня, 12 — мастерская, 13 — открытая терраса
Стоит отметить, что ныне для жилья используется только первый этаж, а второй и третий этажи изумительно сохранялись в первозданном виде сыном архитектора, художником Виктором Мельниковым.

Сын архитектора, художник Виктор Мельников ушел из жизни в 2006 году. Сейчас в доме проживает внучка архитектора с мужем.

Начнем же нашу экскурсию по этажам.


Одна из жилых комнат (на плане №9). Слева стоит работа Виктора Константиновича Мельникова «Портрет отца»


Это помещение в картине Константина Мельникова, написанной в 1944-1945 гг. Во время войны семья жила в первом этаже.


Бывшая мастерская Виктора Мельникова на первом этаже


Работы Виктора Мельникова. Дыры в стене — переговорные трубы от столовой и кухни на первом этаже в мастерскую на третьем.


Поднимемся на второй этаж. На фото: Константин Мельников — студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества


Вид гостиной на втором этаже. Здесь в отличие от других комнат — одно большое окно во всю фасадную стену


Раньше окно открывалось, но за последние 20 лет вокруг выстроили новые дома, нарыли котлованов и дом просел, ставни перекосились


Даже печка у Константина Мельникова не печка, а целая супрематическая композиция

На этом же этаже располагается ныне не используемая спальня семьи Константина Мельникова. Архитектор большую роль отводил сну и считал его единственным отдыхом для человека, поэтому в спальне все было сделано максимально удобно и просторно. Посредине комнаты стоят две косые перегородки, визуально отделяющие спальное пространство родителей от пространства двух детей по бокам. По сути, спали в одной большой комнате:

Цвет стен также подбирался для создания наиболее приятной и расслабляющей атмосферы. Жена Константина Мельникова увлекалась рукоделием, поэтому многое в доме украшено ее работами:

Здесь же висит автопортрет Константина Мельникова, нарисованный им в 1917 г.

Поднимемся по узкой винтовой лестнице в мастерскую, занимающую большую часть второго цилиндра




Мастерская использовалась сначала Константином Мельниковым, а затем его сыном, художником Виктором Мельниковым.

Благодаря множеству окон днем свет проходит в помещение с разных сторон и создает максимально бестеневое освещение.

Все работы по стенам созданы Виктором Мельниковым. Как говорят потомки, Константин Мельников дом построил, а Виктор Мельников его расписал и вдохнул в него жизнь.

Константин и Виктор Мельниковы

Вверх по лестнице из мастерской можно выйти на крышу-веранду первого цилиндра

Работы Виктора Мельникова

И, напоследок, выйдем на улицу и посмотрим на дом целиком. Таким его сейчас можно редко видеть, вся жизнь сейчас только на первом этаже, а верхние этажи бережно сохраняются. Постоянно туда не ходят. Обратите внимание на разный цвет помещений: золота спальня на втором этаже и до самого верха белые окна мастерской.

Фильм про дом и Константина Мельникова.

Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одно из самых удивительных зданий Москвы и обязательный пункт посещения для всех желающих «пощупать» советский конструктивизм, дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова буквально ошарашивает своим футуристическим обликом в чинном благолепии арбатских переулков. Белый цилиндр с хаотично расположенными окнами-сотами, кажется, должен был бы украшать собой какую-нибудь выставку современного искусства, но удивительное рядом он появился в Москве 1920-х годов и чудом никогда не был разрушен. Посетить удивительный дом можно лишь в составе экскурсии, которые проводятся Музеем архитектуры имени Щусева , - при этом запись на билеты ведётся за месяц до даты посещения!

Немного истории

Теоретик и пророк советской архитектуры конструктивизма, Константин Мельников получил в 1925 году в личную застройку отдельный участок в Кривоарбатском переулке. Предполагалось, что на примере собственного дома архитектор отработает инновационные техники массовой застройки для молодой Советской России. Дом строился на личные средства архитектора в 1927-1929 годах и благодаря тому, что им постоянно владели потомки Мельникова дошёл до наших дней практически в первозданном виде. В 1980-е годы после смерти архитектора дом оказался в эпицентре дрязг наследников, его фактический статус не определён до сих пор, однако половина дома принадлежит государству, поэтому с 2014 года сюда можно попасть в рамках ежедневных экскурсий.

Дом Мельникова - два трёхэтажных цилиндра, «встроенных» один в другой на треть объёма и испещрённых бесчисленными шестиугольными окнами.

Что посмотреть

Дом Мельникова необычен и снаружи, и внутри. Знакомство с домом, подчас неожиданное, начинается сразу со входа в Кривоарбатский переулок - среди старинной застройки он поражает необычным обликом: два трёхэтажных цилиндра, «встроенных» один в другой на треть объёма и испещрённых бесчисленными шестиугольными окнами.

Первый этаж дома-мастерской отведён под повседневную жизнь семьи архитектора. Здесь замечательной красоты фасад, перекрытый окнами наподобие дачной террасы, скромное крыльцо и деревянная входная дверь. На первом этаже располагается передняя с функциональной дверью, столовая и кухня, комнаты детей и рабочая комната хозяйки, а также гардеробная, где переодевались в любую одежду - от вечернего платья до спального халата.