Сельское хозяйство великобритании. Экономика великобритании

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

Процесс концентрации промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупных монополий. Самые крупные промышленные монополии страны – «Империал кемикал индастриз» (ИКИ), «Юнилевер», «Бритиш Лейланд», «Дженерал электрик компании» в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий страны сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса – южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная .

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная , почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности – добыча . Она ведется уже свыше 300 лет. Вплоть до 1919 года британский господствовал на мировом рынке. В это время его добывали до 300 млн./т/год. С тех пор его добыча неуклонно снижалась и теперь составляет не более 90 млн./т/год. Тем не менее уголь все еще остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает около 30% потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти. Самый крупный угольный бассейн – Йоркширский (25-28 млн./т/год). За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-западный.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Заводы южного Уэльса соединены с портом Энгл-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии, на побережье залива Ферт-оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам проведены нефтепроводы.

Когда в 1959 году в Северном море были открыты месторождения Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 году первая скважина дала газ. Сейчас его добывается более 45 млрд. м/кб. Газ по газопроводу поступает к восточному побережью в район Йоркшира.

В Великобритании почти не ведется, она доставляется из , и . Зато в последние десятилетия Великобритания возобновила добычу оловянной руды.

Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. Причем Великобритания имеет около 40 атомных энергоблоков на которых производится почти 22% электроэнергии. Много в стране ТЭС (крупные в районе Лондона). ГЭС, как правило небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности – черная металлургия. Почти вся сталь в стране производится корпорацией «Бритиш стил». Ведущим металлургическим районом Великобритании была «Черная страна», расположенная на Мидлендском угольном плато. В настоящее время первенство перешло к южному Уэльсу и к заводам Йоркширского угольного бассейна.

Британская цветная металлургия – одна из крупнейших в . Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка тяготеет к портовым городам. Помимо основных металлов (алюминия, меди, цинка, свинца, олова) Великобритания является также одним из основных поставщиков таких металлов как , цирконий, бериллий, ниобий, которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главный район – Западный Мидленд. Другие центры – южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд.

В самой крупной отрасли британской промышленности – работает 25% всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает . Сейчас по выпуску автомобилей Великобритания занимает 8 место в мире (1296 тыс. легковых и 273 тыс. грузовых). В среднем на экспорт идет 40% продукции автомобилестроения. Великобритания – самый крупный в мире экспортер грузовых автомобилей. Некоторые марки английских машин («Лендровер», «Роллс-ройс») стали эталоном автомобилестроения.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд».

Первым крупным районом автомобилестроения на стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеле). В связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два – в Шотландии (окрестности Глазго и Эдинбурга).

Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирующая здесь фирма «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэсленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточенно в руках компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри и городах Шотландии.

По выпуску самолетов Великобритания уступает в мире лишь . Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и небольшие самолеты для специальных целей. Совместно с французами был создан сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд».

Известна Великобритания и своим . Судостроение отличается разнообразием и высоким качеством продукции, но англичане строят суда медленно и обходятся они очень дорого. Со стапелей британских судоверфей сходят танкеры, пассажирские лайнеры, баржи, землечерпалки, траулеры, подводные лодки, ледоколы, установки для бурения морского дна, яхты. Самый крупный центр судостроения на Британских островах – Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. В Северной Ирландии Куинз построена самая большая верфь в Европе. Однако в настоящее время эта отрасль британской экономики находится в кризисе.

К растущим и развивающимся производствам относится электроэнергетика. Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, генераторы, трансформаторы и турбины – производится практически одной из крупнейших монополий «Дженерал электрик». По выпуску электроники монопольное место занимает «Интернэшнл компьютерз».

К числу быстро развивающихся отраслей относятся производства . 90% всей продукции основной химии контролируется транснациональным концерном ИКИ. Ему же принадлежат 15 крупных научно-исследовательских центра. За пределами Великобритании в 55 странах функционируют более 350 дочерних предприятий ИКИ.

Предприятия неорганической химии расположены в основном в таких старых промышленных районах, как Ланкашир, в котором химическое производство было связано с текстильной промышленностью и местными ресурсами соли, а также на северо-востоке, в устье реки Тайн. Химические заводы используют местную каменную соль, ангидрит и морскую воду, а также продукты коксования поступающие с местных металлургических заводов. В районе реки Тис создан один из крупнейших в мире центров по выпуску аммиака, азотной и серной кислот.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании – текстильная промышленность. Шерстяные ткани производятся в основном в западном Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Сисдене, а хлопчатобумажных тканей – в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Производство искусственных и синтетических волокон, пряжи и тканей монополизировано тремя концернами. ИКИ изготавливает химикаты необходимые для производства волокон и поставляет их фирме «Кэртолд», которая вырабатывает волокна, пряжу и ткани. Нейлон производится фирмой «Бритиш найлон спиннерз». Предприятия этих концернов разбросаны по всей стране, но особенно их много в Северной Ирландии.

Производство шестяных тканей, изделий, пряжи – самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках. Хлопчатобумажные же изделия все чаще уступают место хотя и менее качественным, но более дешевым изделиям других . Британская промышленность выпускает около 300 млн. м хлопчатобумажных тканей, но в целом эта промышленность также находится в упадке.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - это развитое государство, расположенное в северо-западной части Европы. Форма правления в стране - конституционная монархия, в которой конституция заменена рядом законодательных актов. Главой государства и её живым символом с 1953-го года является Королева Елизавета ІІ. Она, вместе с двухпалатным парламентом, возглавляет законодательную власть. Исполнительную власть в стране осуществляет премьер-министр в лице лидера главенствующей партии.

Государство отделено от остальной части Европы проливами Ла-Манш и Па-де-Кале, а также Северным морем. Такое расположение отразилось на становлении государства и его народа, процесс формирования которого занял много веков. В состав государства входит три страны: Англия, Шотландия, Уэльс и северная часть Ирландии. Общая площадь территории составляет порядка 250 тыс. кв. км. На протяжении четырех веков государство владело многочисленными колониями.

В ХІХ веке страна заняла лидирующие позиции в производстве и экспорте товаров. Пока её значение не ослабло из-за стремительного роста ряда других стран: США, СССР, Германии и Японии. С 1 января 1973 года Великобритания находилась в составе Европейского сообщества, но в 2016 года больше половины британцев проголосовали за выход из ЕС, став первой страной, покинувшей сообщество.

Население

Согласно данным Департамента по экономическим и социальным вопросам, численность населения государства составляет свыше 65 млн. человек. Среди них большая часть - англичане, остальное население представлено шотландцами, валлийцами, корнуэльцами, ирландцами и переселенцами из стран ЕС.

Большая часть населения разговаривает на английском языке, но встречаются и местные диалекты. В стране религия представлена несколькими направлениями. Так, англичане - исповедуют англиканство, шотландцы придерживаются пресвитерианской церкви, а ирландцы - католической. Плотнее всего заселена центральная часть страны, где расположены самые крупные и развитые города. Районы с наименьшим количеством жителей находятся в Северной Шотландии и Центральном Уэльсе. Средняя плотность населения государства составляет 266, 5 человека на км 2 .

Население преимущественно состоит из жителей в возрасте от 15 до 65 лет. Примечательно, что численность мужчин и женщин составляет равное количество - около 21 млн. человек. Таким образом, пирамида населения имеет омолаживающийся вид, с характерным снижением рождаемости. Средняя продолжительность жизни в Великобритании составляет 80 лет.

Промышленность Великобритании

Промышленность Англии столетиями формировалась в том числе за счет ресурсов метрополий. С открытием в Северном море месторождений нефти и газа в 1960-70 годах экономика получила новый импульс к развитию. Производится экспорт и переработка этих полезных ископаемых. Большинство нефтеперерабатывающих заводов расположено на юго-востоке страны. Здесь построены огромные НПЗ и терминалы сбыта сырья. Действуют множество предприятий химической промышленности. Производство синтетических волокон и пластмасс, фармацевтической продукции основано на наукоемком производстве при переработке нефти.

Добываемые в больших объемах нефть и газ экспортируется в другие страны и обеспечивает собственную промышленность сырьем и топливом. Однако часть сырья импортируется из других стран. Это объясняется тем, что большинство НПЗ страны настроены на переработку тяжелой нефти, а месторождения, которыми владеет Англия, дают легкую нефть. Из всего объема добытой нефти 106 млн т., или 1/3 продукта, идет на экспорт, около 50 млн. т ввозится в страну. Примерно в тех же пропорциях производится импорт и экспорт газа.

(Асфальтобетонный завод в Англии )

И в настоящее время промышленность продолжает быть ведущей отраслью государства. В ней, по последним подсчетам занята шестая часть всего населения. Промышленность обеспечивает четверть ВНП страны, что позволяет Великобритании находиться на 7 месте в мире по объему производства. Важное место в структуре промышленности занимает обработка и машиностроение, замещая тем самым традиционные для страны отрасли добычи полезных ископаемых и производство текстиля. Промышленные предприятия расположены преимущественно в густонаселенном центре государства: от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира.

В структуре отрасли машиностроения преобладает производство транспорта. Причем страна лидирует в мировом экспорте именно грузовых машин. Также значимыми позициями в машиностроении являются производство силовых установок, самолетов, космического оборудования и оргтехники. Крупнейшие районы машиностроения расположены в Западном Мидлендоме и в юго-восточной части Англии.

(Знаменитая тепловая электростанция в Лондоне )

Добыча каменного угля на протяжении веков обеспечивала страну топливом, уступая только нефтепромышленности. Среди стран мира Великобритания занимает 20-е место по добыче нефти и 16-е по добыче газа благодаря месторождениям на дне Северного моря. Однако, несмотря на это страна вынуждена дополнительно импортировать ресурсы для обеспечения промышленности и своего населения.

Англия входит в десятку стран, производящих самые большие объемы железа и стали. Для развития черной металлургии у страны есть три необходимых условия: богатые месторождения угля, железной руды и известняка. Сегодня одна корпорация «Бритиш стил» обеспечивает прокатом из черного металла почти все потребности страны в продукте. На территории острова добывают редкие цветные металлы: цирконий, уран и другие, используемые в самолето- и ракетостроении, атомной энергетике. Большая часть сырья идет на экспорт в страны Европы и США.

Сельское хозяйство Великобритании

Природные условия острова определяют специфику развития сельского хозяйства в регионах. В сельском хозяйстве Великобритании задействовано всего 2% трудоспособного населения страны. Но, несмотря на это наблюдается стремительный рост и развитие сельского хозяйства. Кроме того местных ресурсов, которые составляют 75%, хватает на то, чтобы обеспечить население сельскохозяйственными продуктами. Государство не нуждается в импорте ячменя, овса, картофеля, яиц, молока, свинины и птицы.

Основные земледельческие районы расположены на территории Восточной Англии. Здесь, на востоке страны, где климат влажный и много лугов, развито и животноводство. Англия — родина известных в мире пород крупного рогатого скота, в стране выращивается мясной и молочный скот, свиньи, домашние птицы и овцы. Англия, производится качественная молочная и мясная продукции. Однако импорт многих продуктов, например, сливочного масла, показывает до 70% от объема потребления.

Исторически сложилось, что на острове хорошо развивалось овцеводство, преимущественно для производства шерсти. Сегодня отрасль дает всего 1 % стоимости от всего объема с/х продукции, производимой в стране. Картофель, ячмень и пшеница, корнеплоды, в том числе кормовые, занимают большие площади на востоке страны. Однако часть продуктов, до 25% от необходимых потребностей, Англия ввозит из-за рубежа. Хорошо развито садоводство и огородничество. При занятости всего 1,5% окультуренных земель, в садах и огородах производится около 12% продукции острова.

Сельское хозяйство Англии преимущественно фермерское. После принятия единой системы квот ЕС, фермерам пришлось сократить объемы производимой продукции. Себестоимость ее всегда была достаточно велика и без дотаций государства сельское хозяйство пришло бы в упадок. Поэтому фермеры получают ощутимую государственную поддержку. После выхода из ЕС у фермеров появился шанс на возрождение прежних объемов производства с/х продукции.

. Великобритания относится к высоко-развитых государств мира . По объемам. ВНП она занимает седьмое место в мире. Доминирующую роль в национальном хозяйстве страны играет частный капитал. Однако в некоторых отраслях, особенно в низкорентабельных и убыточных, веришь решающий значение имеет государственный сектор. Прежде всего, это касается угольной, судостроительной, авиационной, военной промышленности, частично транспортного машиностроения. Большую роль в экономике. Великой. Б ритании играют американские монополии, которые в отдельных отраслях промышленности занимают господствующее положение. С другой стороны, государство играет важную роль в международной экономике, валютно-финансовых опера цияраціях.

Великобритания имела в первой половине XX в огромные колониальные владения, из которых интенсивно вывозила сырье. После. Второй мировой войны она постепенно потеряла почти все свои колонии. Медленные

структурные изменения в экономике обусловили определенное отставание от других развитых стран

Ведущее место в отраслевой структуре экономики. Великобритании приходится на промышленность, на которую приходится около 5% промышленного производства высокоразвитых стран. Отмечается она также интенсивным сельским хозяйством.

В структуре промышленности. Ведущей отраслью является машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика. Заметно сократилась во второй половине XX в доля традиционных отраслей промышленности. Велико й. Британии - горнодобывающей и текстильноої.

Промышленность

Угольная промышленность является традиционной отраслью экономики. Однако добыча значительно сократился и сегодня страна превратилась из экспортера угля в его импортера. Снижение объемов добычи ву угилля вызывает уменьшение удельного веса его в топливном балансе, рост удельного веса в нем нефти, газа, ядерного топлива. Великобритания имеет мощную нефтеперерабатывающую промышленность (более 20 предпри приятийтв).

всего электроэнергии в. Великобритании производят мощные. ТЭС. Значительную часть дают. АЭС, а удельный вес. ГЭС очень мала

В металлургическом комплексе государства наблюдается падение объемов добычи железной руды и переориентация на импортное сырье. Объемы выплавки стали, осуществляется только кислородно-конверторным и электроплавильным способами, заметно сократились. Металлургические предприятия преимущественно размещаются в прибрежных городах, расположенных в устьях рек. Среди отраслей цветной металлургии лидируют м идна, свинцово-цинковая (по выплавке свинца более 320 тыс т - третье место в мире), алюминиевая. Предприятия по выплавке цветных металлов сосредоточены в основном в портовых городах, а также вблизи. ГЭС в. Шотландии и. Уэльсельсі.

Среди отраслей машиностроения преобладает производство технологического оборудования, сельскохозяйственных машин, тракторов, электротехнических и электронных приборов и станков, автомобилей, судов, тепло овозо-и электровозостроения тощ.

Продукция британского машиностроения является конкурентоспособной, но дорогой, что негативно сказывается на экспортных возможностях государства

Многоотраслевая химическая треть продукции поставляет на экспорт. Ведущую роль играют производства, химии органического синтеза и нефтеперерабатывающей промышленности, которые концентрируют ься в портовых городах. Предприятия, производящие минеральные удобрения, ориентируются на потребителя. Крупными центрами химической промышленности является. Лондон (многоотраслевая химия и фармацевтика),. Фоли (нафтохими я) и другие города центральной части. Англии и шотландодії.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности также сосредоточены преимущественно в портовых городах, ориентируясь на привозном древесину

Легкая промышленность является традиционной отраслью специализации. Великобритании. Среди отраслей легкой промышленности ведущей является текстильная, которая сейчас находится в состоянии депрессии. Страна постепенно превратилась из экспортера хлопчатобумажных тканей на их импортерра.

Сельское хозяйство

. Большая часть сельскохозяйственных угодий в. Великобритании сосредоточена в фермерских хозяйствах , имеющих площадь более 100 га. Сельское хозяйство страны является одним из самых продуктивных и найоснащениших в мире. Оно обеспечивает потребности населения государства в продуктах питания на 75%. Основная отрасль ь сельского хозяйства - животноводство, которое дает 70% продукцииції.

Среди зерновых культур в растениеводстве ведущими являются пшеница, рожь, ячмень. Важную роль среди технических культур играют сахарная свекла. Великобритания входит в десятку крупнейших в мире производителей картофельлі.

Большую роль в производстве высокотоварных культур играют пригородные хозяйства, специализирующиеся на выращивании овощей, ягод, фруктов, цветов, хмеля. Они размещены на южном побережье острова ва, в долинах ричок.

Высокопроизводительное животноводство базируется на выращивании кормовых культур, а также природных лугах и пастбищах, задействованных круглогодично. Развитое в государстве скотоводство, особенно мясного направления, свинарст тво, овцеводство (многочисленное поголовье овец в. Европе), птицеводствоо.

Отдельные районы. Великобритании имеют свою узкую специализацию (для склонов гор и возвышенностей характерно разведение молодняка, на производстве молока специализирующихся. Юго-Запад и др.)

Транспорт

Транспорт. Великобритании обеспечивает связь с ее основными торговыми партнерами. Поэтому ведущую роль в грузообороте играет морской транспорт

Железнодорожный транспорт выполняет лишь 20% грузооборота внутри страны. Протяженность пути заметно сократилось до 17 тыс км с 29 тыс км в 1960 году. Автомобильный транспорт занимает ведущее место в внутреннего шныешніх

перевозках (75% грузооборота). Страна имеет густую сеть автомобильных дорог. Главная автомагистраль - это. Лондон -. Бирмингем -. Манчестер -. Глазго. Подводный туннель через пролив. Ла-Манш дает возможность сухопутной связи с материкомком.

В последние годы особую роль играет трубопроводный транспорт, подает нефть и газ из скважин. Северного моря до потребителей. Многие трубопроводов проложены по морскому дну

Водный транспорт работает только на реках. Темза и. Северн, а также на. Манчестерском канале. Другие реки и озера имеют рекреационный характер

Аэропорт"Хитроу"близ. Лондона является одним из крупнейших аэропортов мира, где пересекается очень много международных воздушных путей. Внутреннее значение воздушного транспорта, незначительное

Внешнеэкономические связи

По 2001-2005 гг удельный вес. Великобритании в мировой торговле снизилась более чем вдвое. Среди видов внешних связей первое место занимает вывоз капитала и его вложения в отрасли, щ обеспечивающих экономику страны сырьем и продовольствиеом.

В структуре экспорта почти 40% занимают машины и оборудование, оружие. Важными статьями экспорта также химические товары (1/3 продукции этой отрасли экспортируется), продукция сельского хозяйства. В. В структуре импорта основными являются машины и оборудование (около 40%), готовые изделия, полуфабрикаты, химические товары, продовольствие, уголь и другое минеральное сырьена.

Основными партнерами. Великобритании являются страны. ЕС,. Япония и. США, а в последние годы страна начала ориентироваться на рынок постсоциалистических стран. Центральной и. Восточной. Европы