Проблема бедности и пути её решения. Бедные люди

Борьба с бедностью или ее профилактика - важнейшая задача всякой социально ориентированной экономики. В мировой практике широко используются два главных способа. Первый способ заключается в обеспечении и поддержании минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для сохранения действующих в стране стандартов потребления. Такой способ нашел применение в развитых странах с высоким уровнем благосостояния. Другой способ предполагает использование адресной социальной помощи тем, кто находится в существенно худшем, чем остальные граждане, положении. Он применяется в развивающихся странах, где доходы основной массы населения низкие, а распределение социальной помощи (продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой и др.) - основной метод социальной поддержки для значительной части населения страны. Примером первой модели служит Франция, где доля государства в системе борьбы и профилактики бедности весьма значительна. В этой стране для всех работодателей установлена обязательная к применению минимальная ставка заработной платы на уровне, достаточном для удовлетворения основных потребностей работающего, которая регулярно индексируется. Помимо этого для борьбы с бедностью широко используют механизм обязательного социального страхования, предусматривающего высокие трудовые пенсии, пособия по безработице, пособия и льготы на детей, а также качественное медицинское обслуживание. Особую роль во Франции и грают социальные службы при муниципалитетах. В случае отсутствия у человека страхового стажа (молодежь, женщины с детьми), а также в силу особых жизненных ситуаций и обстоятельств (потеря кормильца, недееспособность и т.п.) он имеет право подать соответствующее заявление в муниципалитет, после чего ему будет оказана необходимая помощь, и не только материальная, но и психологическая, правозащитная и т.н.

В США помощь бедным оказывается в рамках специальных программ, которые охватывают от 15 до 20% населения. Основные социальные группы, которые получают субсидии, - это семьи с маленькими детьми, в первую очередь с одним родителем или безработным кормильцем, люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, малообеспеченные работающие (через налоговые льготы), а также все граждане, имеющие доход ниже определенного уровня. В США широкое распространение получила помощь в натуральной форме: талоны на питание, дешевое жилье, медицинское обслуживание пожилых, уход за малолетними и другие виды.

В постсоциалистичсских странах гарантированный прожиточный минимум, соответствующий уровню минимальной пенсии, установлен лишь в Чехии. Те граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума, получают денежные пособия. На социальную помощь в Болгарии могут рассчитывать лишь тс, кто заявляет об отсутствии минимального гарантированного дохода (его величина ниже физиологического уровня), а также отсутствии источников других доходов (сбережений, своего бизнеса, излишков жилплощади).

В Российской Федерации система социальной защиты бедных, малообеспеченных и семей с детьми функционирует по второй модели - как система адресной помощи.

Проблема бедности в России является одной из приоритетных в сфере социальной политики. Она решается двумя путями. Первый путь предполагает ведение эффективной борьбы с бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования всех инструментов макроэкономической и региональной политики. Другой путь борьбы с бедностью - это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники. Раздача денежных пособий по принципу "всем сестрам по серьгам" не стимулирует к труду тех, кому будет предоставлена гарантия получения от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что необоснованно ухудшит условия воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение свободного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных детей и т.н.). Подобный путь к изменению числа бедных в стране мало приемлем и носит исключительно неэффективный затратный характер. Поэтому стратегический путь борьбы с бедностью предполагает прежде всего экономическое оздоровлением экономики на основе ускорения темпов производительности общественного труда, ускорения реструктуризации отдельных народно-хозяйственных комплексов.

Социальные программы ориентированы как на текущую поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и на борьбу с бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную задачу, предполагающую выделять часть национального дохода страны в условиях ограниченных ресурсов и доводить помощь до нуждающихся. Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование прежде всего перераспределительного механизма, "настроенного" на наименее обеспеченных людей, при охранительных мерах по отношению к среднедоходным группам населения, чтобы восстановить права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:

  • установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;
  • отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;
  • установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;
  • обеспечение доступности для всех слоев населения социально значимых товаров и услуг.

Действующая в Российской Федерации система социальных льгот и компенсаций бедным слоям населения в настоящий момент подвергается изменениям. Помощь оказывается социально незащищенным категориям с низкими доходами. В ряде регионов страны были проведены пилотные программы по введению адресной помощи на базе финансирования как федерального, так и регионального бюджетов. Наиболее сложной оказалась оценка нуждаемости семей. Например, в Республике Коми предельной величиной уровня нуждаемости признавался гарантированный денежный доход (ГДД), равный 50% прожиточного минимума, в Волгоградской области - денежный доход также до 50% прожиточного минимума, что привело к значительному отсеву пенсионеров из числа бедных, так как минимальная пенсия плюс компенсации оказались выше этого уровня. Система разного рода ограничений привела к тому, что размер пособий но нуждаемости составил: в Коми - 85 руб., в Волгоградской области - 68 руб. в месяц, выплатами были охвачены лишь 2-6% населения, в то же время, по данным Росстата, численность нуждающихся в этих регионах составляла не менее 20%.

В ходе борьбы с бедностью главное - это создание способов для личной самозащиты от бедности, поощрение стремления зарабатывать свой доход с предоставлением льгот но налогам, развитие обязательного социального страхования, активизация внутрифирменной социальной политики, широкое участие граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизованных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Курский государственный университет"

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра экономики

Курсовая работа

по дисциплине: "Экономическая теория"

на тему: "Программы борьбы с бедностью в разных странах"

Выполнила: студентка 1 курса 13 группы

специальность "Мировая экономика"

Горякина Э.А.

Проверил: к.э.н., доцент Кузнецова М.В.

Курск - 2010

Введение

1. Бедность как социальное явление

1.1 Понятие и сущность бедности

1.2 Причины и последствия бедности. Подходы к борьбе с бедностью

1.3 Основные концепции изучения и измерения бедности

2. Оценка бедности в мире и работа по ее преодолению

2.1 Анализ структуры бедности в мире

2.2 Решение проблемы бедности в мире

3. Анализ и пути преодоления бедности в современной России

3.1 Особенности бедности в России

3.2 Основные направления и приоритеты борьбы с бедностью в России

3.3 Программы, нацеленные на борьбу с бедностью в РФ

Заключение

Список использованной литературы

В ведение

Бедность всегда была актуальной проблемой, так как она является феноменом социальной структуры любого современного общества. Она существовала и проявлялась в той или иной степени на протяжении всей истории человечества, но в современном мире этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находится за чертой бедности или близко границе "социального дна". Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. И этот процесс имеет динамический характер, бедные становятся беднее, а богатые еще богаче.

Затрагивая практически все сферы человеческой жизнедеятельности, бедность не только негативно влияет на развитие конкретного человека, но и существенным образом сказывается на общественном развитии в целом, усиливая рост социально-экономического неравенства и социальной напряженности.

Сегодня ясно, что у бедности нет единой формы. Напротив, она представлена во множестве форм, специфических для разных социальных групп. Но какую бы из них она ни принимала, бедность воспринимается как крайняя точка, неприемлемая обществом по ряду морально-этических и экономических причин. Поэтому борьба с бедностью является составной частью официальной политики социального развития во всех странах.

Преодоление бедности как возможность гуманизации общественных отношений и взаимоотношений власти и народа является одним из главных направлений деятельности международных организаций - ООН, Всемирного Банка, МОТ.

Во многих странах мира разработаны "Национальные планы борьбы с бедностью", реализация которых направлена на ликвидацию крайних форм бедности и существенное сокращение ее масштабов.

Объект исследования - население, находящееся за чертой бедности или близко к границе "социального дна", социальные отношения различных слоев населения.

Предмет исследования - Понятие бедности, ее масштабы, концепции изучения и основные подходы к борьбе с бедностью.

Основная цель исследования - Определить основные механизмы преодоления бедности.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: рассмотреть различные трактовки понятия "бедность", историю изучения бедности, основные концепции изучения и измерения бедности, а также проанализировать текущую ситуацию в мире и в России непосредственно, выделить основные группы бедных, их признаки. Рассмотреть категорию людей, стоящих близко к границе бедности. Выяснить причины их падения на "социальное дно", а также методы борьбы с этим явлением.

Серьёзный вклад в исследование теории бедности, проблем социальной политики внесли видные отечественные учёные Т.И. Заславская, Н.В. Зубаревич, Р.Ф. Исмагилов, И.М. Лаврененко, О.А. Митрошенков, М.А. Можина, Л.Н. Овчарова, К.В. Привалов, А.А. Разумов, Н.М. Римашевская, Б.В. Ракитский, Л.П. Рассказов, В.П. Сальников и другие.

Методологическая база исследования основывается на использовании традиционных методов исследования: от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, метод системного анализа, компаративный метод, синхронный и диахронный методы, метод актуализации, репрезентативности, метод контент-анализа, метод экстраполяции и другие.

1. Бедность как социальное явление

1.1 Понятие и сущность бедности

Бедность - крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогом бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость. бедность борьба мир россия

Сущность бедности. Выделяют два вида бедности.

1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание. Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей - в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся "нормальным" в данном обществе уровнем жизни. Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.). Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи и в разных странах.

Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства). Наконец, существует деление на "устойчивую" бедность (бедность "по наследству") и "плавающую" (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Масштабы бедности. Доля бедных в общей численности населения различается от одной страны к другой, а также варьируется в пределах одного государства.

Первые экономико-статистические исследования бедности начались в Великобритании в конце 19 в. В 1889 английский ученый Чарлз Бут опубликовал работу, показавшую, что 1/3 населения Лондона проживает в условиях бедности. Эти данные потрясли общество, так как Англия в тот момент была одной из самых богатых стран мира. На данный момент в Великобритании не существует официального определения бедности, поэтому критерием для выплаты пособий служит доход семьи, а сама черта бедности определяется как уровень дополнительного пособия. К 1990-м, согласно этому критерию, 17 % населения страны было отнесено к бедным.

Рисунок 1. Динамика уровня бедности в США, доля от совокупного населения

В 1960-е в США исследование социолога Майкла Харрингтона продемонстрировало, что в одной из богатейших стран мира более 20 % населения проживало в условиях бедности. В 1964 правительство США установило официальную черту бедности и стало проводить регулярные исследования национального уровня бедности (рис. 1). Основой для отнесения американской семьи в разряд бедных служат ее затраты на питание, которые должны составлять не менее 1/3 всех доходов семьи, чтобы ее посчитали бедной. Благодаря государственным социальным программам, уровень бедности в США к концу 20 в. заметно сократился. Однако даже в начале 21 в. он все еще составляет более 10 % от общего населения страны.

1.2 Причины и последствия бедности. Подходы к борьбе с бедностью

Для среды бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, неумение строить свое будущее и фатализм. В процессе первичной социализации эти ценности передаются от одного поколения к другому, приводя к "наследованию" бедности.

Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за развитие в людях таких качеств как упорство, бережливость и честолюбие. По их мнению, один из вариантов решения проблемы бедности - ликвидация государственной помощи либо ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким пособиям, которые человек должен был бы отработать на общественных работах).

Сторонники концепции бедности как результата особой ситуации утверждают, что в жизни людей и общества в целом случаются периоды, когда вероятность возникновения бедности очень высока. Например, это происходит, когда в обществе наблюдается общий спад экономики. Причем отдельные индивиды не несут ответственности за возникновение такой ситуации. При этом, бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо создавать систему социального страхования.

В рамках другой концепции бедность рассматривается как последствие развития международной экономики и изменений в структуре мирового рынка рабочей силы. Международные корпорации ищут страны и регионы с дешевой рабочей силой, это приводит к тому, что в стремлении привлечь эти инвестиции многие страны искусственно сдерживают рост заработной платы, что приводит к общему обнищанию населения.

Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в "порочный круг нищеты". Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.

Если можно говорить об искоренении абсолютной бедности в ряде развитых стран, то относительная бедность будет постоянной проблемой любой страны в обозримом будущем.

Последствия бедности. Одна группа ученых рассматривала бедность как фактор борьбы за существование, который подстегивает развитие общества и отдельно взятых индивидов. Это направление получило название социал-дарвинистского, в современном мире данная позиция защищается либералами. Другая группа ученых видит в бедности социальное зло и призывает к его устранению посредством более уравнительного распределения всех благ между людьми. Этот подход называют социал-уравнительным (или эгалитаристским), его придерживаются сторонники социалистической идеологии.

Все признают, что бедность имеет много негативных последствий.

Бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были "горючим" материалом социальных переворотов и стремились "грабить награбленное".

Даже если бедные не совершают актов насилия в отношении других людей, общество в котором они живут, все равно несет потери. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно трагична "наследуемая" бедность, когда дети бедняков при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком.

Живущие в странах "третьего мира" бедняки страдают от антисанитарии, в их среде распространены эпидемические заболевания, от которых затем могут страдать и богатые страны (например, лихорадка Эбола).

Признавая, что во многих аспектах бедность вредна для общества, либералы в то же время подчеркивают ее положительные последствия.

По их мнению, если бы не было бедности, то уменьшился бы стимул людей повышать производительность труда. Бедность, таким образом, заставляет людей активно участвовать в конкуренции за жизненные блага.

Сторонники обеих позиций - и социалисты, и либералы - сходятся в признании преимущественно негативных последствий абсолютной бедности, но расходятся во мнениях по поводу относительной бедности.

Подходы к проблеме борьбы с бедностью. Существует два противоположных подхода к проблеме борьбы с бедностью.

Первый подход является более распространенным и заключается в признании необходимости обеспечения бедных помощью и пособиями. Выдача денежных пособий, самый простой способ оказания помощи бедным, сам по себе не решает проблемы. Другие способы, практикуемые государствами разных стран, - это программы повышения образования или переквалификации. Но и они зачастую не меняют ситуацию, так как, даже приобретя новую профессию, человек часто не может найти рабочее место или не в силах заставить себя эффективно трудиться.

Необходимо отметить, что хотя в любой стране правительство устанавливает специальные критерии определения бедных, в реальности права на помощь и пособия имеют отнюдь не все те, кто отвечает данным критериям. Эта позиция государства объясняется нехваткой ресурсов для обеспечения всех нуждающихся. Для ограничения масштабов социальной помощи применяются два ужесточающих критерия. Первый ограничивает число людей путем выделения отдельных категорий бедняков, имеющих право на помощь. Например, многие виды помощи может получать безработный, но не человек, имеющий работу, хоть и низкооплачиваемую. Второй критерий основан на использовании только доходной характеристики бедности, игнорируя проблему депривации.

1.3 Основные концепци и изучения и измерения бедности

Измерение бедности. Есть несколько методов измерения бедности.

1. Концепция прожиточного минимума . Первыми, кто занялся количественными расчетами уровня бедности, стали английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие "порог (или черта) бедности". Порог бедности - это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась та же - отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность.

2. Концепция относительной бедности (депривации) . Одним из первых ее авторов был американский ученый Питер Таунсэнд. Если первая концепция базировалась на понятии дохода, то концепция относительной бедности во главу угла ставила понятие благосостояния. Она учитывала удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. Ведь часто люди обеспечены жизненно необходимыми предметами и услугами, но не могут вести принятый в их обществе образ жизни. С другой стороны, доход не является определяющим показателем в тех странах, где государство проводит политику, направленную на улучшение благосостояния бедных посредством не только денежных субсидий и пособий, но и самых разнообразных натуральных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное жилье, бесплатное образование и т.д.). Акцент на качестве и условиях жизни позволяет определить разрыв между социальной позицией индивида (или семьи) и его уровнем жизни.

3. Концепция аккумулированной депривации . Эта концепция впервые предложена в 1979 норвежским социологом Е. Хансеном. Существенный недостаток методики концепции относительной бедности, - это произвольность выбранных критериев. Отсутствие какого-либо критерия может быть не столько показателем бедности, сколько сознательным выбором индивида (например, для вегетарианца отсутствие мяса в рационе не является следствием невозможности его приобрести). Характерной чертой нового подхода стало не просто изучение благосостояния индивида (либо семьи), но и подсчет количества проблем, с которыми он сталкивается (материальный доход, занятость, социальные отношения, образование и т.д.).

4. Концепция бедности как самооценки . Все описанные подходы основаны на том, что исследователь выбирает критерии бедности, в то время как изучаемые люди являются пассивным объектом. В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов - считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия специальных мер. Однако его недостаток - субъективность данных из-за того, что многие респонденты могут постыдиться признать себя бедными.

Уровень бедности, измеренный по критериям каждой из этих концепций, будет заметно различаться. Например, уровень бедности, рассчитанный на основе концепции аккумулированной бедности, будет ниже, чем полученный на основе концепции относительной депривации, но оба они дадут более высокий процент бедности, чем в случае с измерением прожиточного минимума.

2. Оценка бедности в мире и работа по ее преодолению

2.1 А нализ структуры бедности в мире

Иерархия стран мира в зависимости от масштабов бедности (табл. 1.), показывает, что в развивающихся странах, где бедные часто превышают половину всего населения. Эта проблема многократно острее, чем в развитых. Что касается постсоциалистических стран (включая Россию), то они по этому критерию занимают позицию "лучших среди худших". Типичный для них уровень бедности 25-30 % выше, чем в развитых странах, но ниже, чем в большинстве развивающихся. Впрочем, некоторые постсоциалистические страны (Молдова, Туркменистан, Таджикистан, республики Закавказья) попали в группу стран с очень высоким уровнем бедности.

Таблица 1. Доля бедных в населении некоторых стран мира в 2007-2008 (постсоциалистические страны выделены жирным шрифтом)

Доля населения ниже черты бедности (%)

Гватемала

Таджикистан

Туркменистан

Афганистан

Бангладеш

Аргентина

Киргизстан

Монголия

Узбекистан

Беларусь

Казахстан

Самой бедной страной мира признана Замбия: 86 % населения живут за чертой бедности, то есть в среднем на 8 жителей приходится 7 нищих. Здесь массовая нищета является причиной и проблемой здравоохранения: около 10 % населения страны больны ВИЧ или СПИД. На второй строчке находится зона израильско-палестинского конфликта - Сектор Газа, здесь 81 % населения являются нуждающимся.

Третье место поделили африканские Чад и Либерия, вест-индийская Гаити и бывшая советская республика Молдова (80 % бедных). Если для африканских стран такой высокий показатель бедности является стабильным, то в Молдове низкий уровень жизни вызван постсоветским тяжелым экономическим кризисом. Так, уровень средней заработной платы, среднего размера пенсий и денежных доходов на душу населения в этих странах в несколько раз меньше прожиточного минимума, а пенсия отстает от него в 8-10 раз.

По результатам исследований, страной с наименьшей долей бедных людей, является Тайвань - 1 %. Столь благополучная ситуация для этой страны сложилась в результате бурного экономического развития и отсутствия безработицы.

Анализ ситуации в странах Евросоюза. По данным последнего общеевропейского исследования "Жизнь в Европе", около 17 % жителей Евросоюза относятся к категории бедных (таковыми в Евросоюзе принято считать людей, чей доход с учётом всех социальных выплат составляет менее 60 % от среднего показателя в стране проживания). Таким образом, 87 млн. европейцев, или каждый шестой житель, находится на пороге нищеты.

Согласно исследованию, хуже всего дела обстоят в Латвии - там зафиксирован самый высокий уровень бедности (26 % жителей). Далее идёт Румыния (23 %), Болгария (21 %), Литва (20 %) и Греция (около 20 %).

После этих стран следуют более стабильные Германия (15 %), Австрия, Дания и Швеция (12 %). Наименьшее же количество бедного населения среди стран Евросоюза (9 %) проживает в Чехии.

Безусловно, порог бедности в странах Западной и Восточной Европы существенно различается. К примеру, государством с самым высоким в ЕС прожиточным минимумом является Люксембург: там бедным может считать себя тот, кто зарабатывает менее 18550 евро в год (около 62 тыс. руб. в месяц).

В Дании "неблагополучным" гражданином считается человек с ежегодным доходом в 14497 евро, в Ирландии - в 13760 евро и в Великобритании - в 13119 евро. Для сравнения: порог бедности в Румынии составляет 1173 евро в год (около 3,9 тыс. руб. в месяц), а в Болгарии 1303 евро (4,2 тыс. руб. в месяц).

Росстат также обнародовала данные за 2009 год, согласно которым количество бедных россиян по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 400 тыс. человек и составило 13,1 % населения. Таким образом, сегодня за чертой бедности, определяемой как прожиточный минимум (в среднем, около 5153 руб. в месяц), живут 18,5 млн. россиян.

2.2 Р ешение проблемы бедности в мире

Проблема бедности и отсталости в настоящее время стоит перед развивающимися странами с населением более 4 млрд. человек (это почти 2/3 населения Земного шара).

Для большинства этих стран типична сильная отсталость. Сюда "не доходят" результаты научно-технического прогресса; колоссальные по численности трудовые ресурсы этих стран используются мало.

Вследствие чего в широком общественном сознании этих стран формируется негативное отношение к существующему в мире порядку.

Определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы, предпосылками для которых должны стать индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, а также реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчение неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.

Еще больше возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции - прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира.

Проблема бедности в странах Центрально-Восточной Европы и в России.

На протяжении последних 15 лет большая часть постсоциалистического пространства стремиться к рыночной экономике. Но вместе с тем идет углубление материального неравенства среди населения, абсолютное и относительное увеличение бедности.

Самая низкая доля бедных на протяжении всех лет трансформации наблюдается в Словении и Чехии (примерно 5 %). В Польше в конце 1990-х гг. показатель бедности достигал 12-13 %, в Венгрии - 17-20 %. В России в тот же период доля бедных составляла 28 %. Существенное воздействие на расширение масштабов бедности в исследуемых станах оказала безработица - новое для них явление. Ее уровень колеблется от 6 % в Венгрии и Словении до 17-19 % в Болгарии, Словакии, Польше.

Одна из причин роста бедности - низкий уровень жизни пенсионеров, составляющих значительную часть (от 22 % до 30 %) населения во всех странах.

В России проблема бедности стоит острее. В настоящее время доходы чуть ли не половины жителей меньше средних по стране. Рост дифференциации доходов происходил главным образом в сфере труда.

Борьбу с бедностью необходимо начинать с разработки системы оплаты труда, адекватной рыночной экономике и стимулирующей работников к повышению производительности труда, и более добросовестному выполнению своих обязанностей. Необходим устойчивый рост ВВП и снижение общей безработицы.

3. Анализ и пути преодоления бедности в современной России

3. 1 Особенности бедности в России

Во-первых, на протяжении последних десяти лет в России развивается негативная тенденция, связанная не со снижением, а с возрастанием уровня бедности. Эта проблема изначально обострилась в 1998-99 годах, когда за чертой бедности оказалось более четверти населения страны. В 2008 году за чертой бедности находилось 13,4 % населения, а за девять месяцев 2009 года количество бедных увеличилось на 700 тысяч человек и составило 19,7 млн. человек (14 % от населения страны). Во-вторых, наиболее характерной особенностью в настоящее время является ситуация, в которой самую большую группу (65,2 %) среди бедных россиян составляет трудоспособное население, причем не просто трудоспособное, а именно работающее. Также неуклонно происходит снижение зарплат, формирующих доход населения. Так, реальная зарплата (за вычетом инфляции) в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 2,6 %. Согласно данным НИИ труда и социального развития зарплата составляет до 70 % в структуре доходов среднестатистической российской семьи.

В-третьих, на бедность и формирование уровня бедности оказывает влияние технологическая отсталость промышленного производства, связанная с низким качеством и производительностью труда, что, в свою очередь, влияет на заработную плату работников, а следовательно, на их доход.

В-четвертых, изменилась тенденция формирования уровня бедности, связанная с возрастной структурой населения России. Индексация пенсий в 2009 году, согласно статистике, вывела старшее поколение из-за черты бедности. В современных условиях среднестатистическая бедность связана с супружескими парами с двумя детьми, из которых один человек не работает или занят в бюджетной сфере. Причины роста бедности этой категории связаны с тем, что за последний год зарплата бюджетникам не была проиндексирована. В-пятых, рост российской бедности напрямую связан с ростом безработицы. За 2009 г. было сокращено 1,2 млн. человек. В-шестых, бедность является уделом молодежи, так как это наиболее рискованная группа с позиции безработицы, а кроме того, молодые люди, вступая в трудоспособный возраст, в начале карьеры имеют низкую зарплату и, следовательно, доход. Если у них рождаются дети, потеря дохода не компенсируется, следовательно, риск уйти за черту бедности становится вполне вероятным. В-седьмых, у бедности появилось женское лицо. Это связано с тем, что в России много неполных семей, и следовательно, бедные - это одинокие матери с детьми. По данным Федеральной службы государственной статистики России, зарплата у женщин в среднем на 30 % ниже, чем у мужчин, поскольку женщины в основном работают в низкооплачиваемых отраслях экономики. Риск бедности наиболее высок у женщин, если они имеют низкий уровень образования и в семье рождается второй или третий ребенок. В-восьмых, бедность в России, в первую очередь, связана с неустойчивостью отечественной экономики, массовыми сокращениями работников предприятий; латентной, застойной безработицей; низкими темпами модернизации российской экономики и высоким удельным весом низкоквалифицированного дешевого труда.

3.2 Основные направления и приоритеты борьбы с бедностью в России

Как и для большинства стран мира, в Российской Федерации проблема борьбы с бедностью стала в исследуемый период самой приоритетной и актуальной как для общества, так и для государства.

Исследование показало, что в Российской Федерации в 1990-е - начале 2000-х годов сформировалась и получила своё развитие такая внутренняя функция государства, как борьба с бедностью и нищетой, которая рассматривалась обществом как долговременная и устойчивая константа. Важным аргументом в пользу этого тезиса выступает опыт многих стран мира, достигших определенных успехов в подавлении бедности и контроле над ней, а также результаты анализа содержания и направленности программ борьбы с бедностью, разработанных правительствами этих государств, в том числе и Российской Федерацией.

Эффективная программа борьбы с бедностью в стране должна была содержать три блока мер:

По общему экономическому оздоровлению;

Обеспечению общефедеральных гарантий человека в области уровня жизни;

Развитию низовой работы, связанной с оказанием адресной социальной помощи особо нуждающимся в социальной защите категориям граждан на территориях.

Реализация этих блоков мер невозможна без государственной системы борьбы с бедностью, которая не корреспондируется с раздачей средств для всех, не имеющих прожиточного минимума, а представляет собой деятельность государства по выработке мер по сокращению численности бедного населения и предупреждению его увеличения. Это и есть структурированная по группам и стратам социальная составляющая экономической политики, связанной с ростом доходов основной массы граждан государства на базе "оживления" национального производства и включением механизмов перераспределения в пользу менее обеспеченных слоёв, охранительными мерами для среднедоходных, чтобы они не пополняли численность бедных. Всё это элементы внутренней функции государства - борьбы с бедностью.

Вырабатывая меры по борьбе с различными формами и видами бедности (экономическая, социальная, духовная и др.), государственные органы в первую очередь сосредотачивали свои усилия на:

Поиск эффективных механизмов перераспределения доходов в рамках социальной защиты населения;

Реформирование системы социальных льгот;

Восстановление системы социального страхования, играющей важную роль в борьбе с бедностью, располагающей страховыми средствами адресной социальной направленности и более эффективной по сравнению с государством;

Реформе социальных льгот, которые представляли собой лишь распределительные пособия бедно живущим;

Работе по развитию нормативно-правовой базы в области доходов населения и реализации принятых федеральных законов (в области актуализации потребительской корзины; адресной социальной помощи малоимущим гражданам; упорядочения социальных выплат и льгот; предоставления государственных гарантий и компенсаций северянам).

Наиболее эффективными направлениями в политике борьбы с бедностью являются:

1) создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;

2) создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой и т. п.);

3) противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам. [№6, 10-23 с.]

3.3 Программы, нацеле нные на борьбу с бедностью в РФ

Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.

Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний.

Государство реализует политику борьбы с бедностью через социальные программы и систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений).

В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом в социальную "топку" государство вбрасывает миллиарды рублей. Повышено пособие по безработице, больше, чем планировалось, увеличиваются пенсии, детские пособия. В принципе, социальные программы могли серьезно пострадать из-за финансовых последствий кризиса. Могли, но не пострадали - расходы на них при правке бюджета, в отличие от многих других статей, не урезались.

По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, для того чтобы иметь план конкретных действий, нужно сначала оглядеться и понять, какие основные проблемы возникают у людей. Во-первых, это весьма тревожные тенденции на рынке труда. Во-вторых, как следствие, происходит падение реальных доходов у вчера еще благополучных семей, особенно это касается семей с детьми. Третий момент: цены на самые необходимые вещи - еду, лекарства, растут быстрее, чем прогнозировалось в прошлом году. И это опять-таки ложится дополнительным грузом на плечи людей. Четвертый негативный момент: из-за ухудшения экономики страдают внебюджетные социальные фонды, которые формируются за счет отчислений с фонда оплаты труда. А это значит, надо дополнительно подстраховаться, чтобы финансовые сложности не привели к ухудшению с обязательным медицинским страхованием, чтобы вовремя и в полном объеме выплачивались социальные пособия и пенсии.

Позиция правительства, первых лиц государства остается неизменной: выполнение социальных обязательств и социальных программ - приоритет номер один в антикризисной программе. В этой работе выделяют четыре основных направления:

1) социальные выплаты и пенсии;

2) национальный проект "Здоровье";

3) лекарственное обеспечение;

4) обеспечение занятости.

Что касается пенсионных выплат, то планируя бюджет 2009 года, правительство исходило из того, что они будут увеличены трижды: с 1 марта базовая часть пенсии на 8,7 %, с 1 апреля - страховая часть на 15,6 % и с 1 декабря - снова базовая часть на 26,5 %.

Эти параметры были не случайны, они рассчитывались таким образом, чтобы к концу года средний размер социальной (минимальной) пенсии достиг, наконец, уровня прожиточного минимума пенсионера.

Однако жизнь внесла коррективы. С 1 апреля страховая часть была увеличена на 17,5 процента. Это стало возможно потому, что доходы Пенсионного фонда в 2008 году, несмотря на ухудшение в четвертом квартале, все-таки оказались более высокими, чем прогнозировалось.

Оценки по дальнейшим индексациям также изменились - с учетом новых прогнозов по инфляции. Согласно антикризисной программе правительство старается, чтобы рост доходов пенсионеров в этом году перекрыл рост цен - по планам средняя социальная пенсия подрастет на 42,8 процента. Средний размер трудовой пенсии вырастет почти на 35 процентов, что существенно выше ожидаемого роста цен.

Увеличиваются и социальные пособия. Цель та же самая - поддержать тех, перед кем у государства есть обязательства: прежде всего инвалидов, семьи с маленькими детьми. С 1 января весь "детский" пакет был проиндексирован с увеличением на 8,5 процента. Теперь будет сделан перерасчет задним числом (с 1 января) - на 13 процентов. Закон вступит в силу в начале мая. Но в любом случае людям выдадут всю сумму, "недополученную" с начала года. Речь идет более чем о 3 млн. женщин, получающих эти пособия.

Кроме того, с 1 апреля индексируются на 13 процентов ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (инвалидам, Героям войны и труда). Вместе с апрельской пенсией будет выплачена ЕДВ исходя из прежнего размера повышения, то есть на 8,5 процента. А в мае уже будет выплачена полная сумма за май и разница за апрель.

Был пересчитан и материнский капитал. Если с 1 января он составлял почти 300 тысяч рублей, то сейчас он вырастет на 12 с небольшим тысяч рублей и составит 312 162 рубля.

Все выпадающие доходы социальных фондов, и это отражено в нашем законодательстве, компенсируются из федерального бюджета. То есть все социальные выплаты полностью защищены. В 2009 году на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда и обеспечения ряда выплат, осуществляемых им, планируется выделение 374 млрд. рублей. В бюджет Фонда социального страхования будет направлено 21,7 млрд. рублей. И в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования - 17,1 млрд. рублей.

В федеральный бюджет закладывается создание страховочного механизма, который будет распространяться на все социальные фонды и социальные выплаты. Это означает, что если, например, инфляция окажется выше прогнозируемых сейчас 13 процентов, то для соответствующего повышения социальных выплат будет задействован специально предусмотренный резерв.

В рамках национального проекта "Здоровье" все направления будут продолжаться. Выстраивается поэтапная система оказания помощи в лечении сердечнососудистых заболеваний - в каждом регионе появятся хорошо оснащенные специализированные центры или отделения. Продолжается проект, связанный со снижением смертности при ДТП, - оснащаются клиники, которые находятся вдоль федеральных трасс, оборудованием, реанимобилями, изменяется порядок оказания помощи. Увеличатся и возможности получить высокотехнологичную помощь, которая сегодня доступна всего лишь для 60 процентов пациентов. Более того, начинается крайне важный проект по онкологии - главный упор делается на обеспечение ранней диагностики, что даст возможность увеличить количество выздоровлений и уменьшить количество смертей.

Что касается лекарственного обеспечения, то здесь предусматривается два направления. Первое - это государственные закупки для больниц, для обеспечения больных по так называемым высокозатратным семи нозологиям (дословно - учение о болезнях), а также других льготников. Второе - это коммерческие продажи лекарств в аптеках. Что касается государственного сегмента, по семи нозологиям все конкурсы на первое полугодие 2009 года проведены. Цены никак не связаны с девальвацией курса рубля, потому что закупка была произведена еще по старым ценам. Сейчас согласовываются заявки с регионами на второе полугодие и неожиданностей ни с точки зрения объемов, ни с точки зрения объемов денежных средств не ожидается. С программой дополнительного лекарственного обеспечения ситуация более сложная. Закупки по ней проводят регионы, соответствующие денежные средства направляются из федерального бюджета. Трансферты эти увязаны с количеством людей, которые не отказались от социального пакета. В этом году перечисления регионам по сравнению с расчетными даже увеличились - было дополнительно выделено 12,2 млрд. рублей прямо в январе. Закупки проведены. Но закупались лекарства в отдельных случаях дороже, иногда на 20-40 процентов, чем на федеральном уровне.

В перечне поправок в бюджет планируется пересмотреть стоимость социального пакета. Это позволит после принятия закона увеличить денежные средства, направляемые в регионы.

Финансовый кризис оказал серьезное негативное воздействие на рынок труда. Для нас это оказалось очень сложной проблемой, поскольку все предыдущие годы рынок труда в России стабильно развивался, а безработица была на незначительном уровне.

За 6 месяцев (с сентября прошлого по март этого года) численность безработных увеличилась в 1,5 раза. Общая численность безработных составляет сейчас почти 6,4 млн. чел., а безработных зарегистрированных в государственной службе занятости - 2,1 млн. человек (2,6 % экономически активного населения). Возросла неполная занятость. Переведены на режим неполной занятости или отправлены в вынужденные отпуска 1,1 млн. человек.

Правительство России разработало и одобрило пакет антикризисных мер. Поддержка отечественного производителя является важнейшим элементом социальной защиты трудящихся и их семей. Она является весомым стимулом для усиления трудовой мотивации. Поставлена задача использовать эту поддержку для проведения широких структурных изменений на предприятиях. Таких изменений, которые смогут создать в будущем, после выхода из кризиса, новое, конкурентоспособное производство и увеличить количество эффективных рабочих мест.

Первоочередные меры в сфере занятости населения были направлены на стабилизацию ситуации на рынке труда для того, чтобы не допустить массового высвобождения работников и оказать материальную поддержку гражданам, потерявших работу.

С начала этого года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. Введен режим оперативного еженедельного мониторинга за увольнением работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала. Мы отслеживаем процессы перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени. В этой работе участвуют все уровни государственной власти - от федерального правительства до руководителей регионов и муниципальных образований.

Все субъекты Российской Федерации приняли региональные программы по снижению напряженности на рынке труда. Таких программ 82. Уже сейчас запущены программы опережающего профессионального обучения для 173 тыс. работников, находящихся под риском увольнения. Около 1 млн. человек примут участие во временных и общественных работах. Около 60 тыс. человек получат поддержку при организации малого бизнеса и при самозанятости.

На стабилизацию ситуации на рынке труда федеральный бюджет уже выделил 43,7 млрд. рублей. Принято решение об увеличении финансирования мероприятий по оказанию социальной поддержки безработных граждан и осуществлению активных программ содействия занятости безработных граждан еще на 34 млрд. рублей за счет федерального бюджета.

Заключение

Таким образом, проблема бедности - одна из острейших социальных проблем современного мира. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей планеты к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Борьба с бедностью для одних стран, профилактика ее для других - крупнейшая стратегическая задача любой социально ориентированной политики. Для этого мировая практика выработала два главных способа.

Первый используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий, обеспечивающих основные минимальные доходы (заработную плату и пенсии), достаточные для действующих в обществе стандартов потребления.

И второй - система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Последняя применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию.

Для развивающихся стран, где доходы основной массы людей крайне низки, распределение социальной помощи, в том числе продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой, образовательной и т.п., является по сути основным методом поддержки миллионов бедствующих.

Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов.

С писок использованной литературы

1. Беляев М.И. Миология -2007. - 243 с.

2. Власть - 2008. - №9. - 37 c.

3. Дрейер О.К., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальные проблемы и "третий мир". - 2000. - 205 с.

4. Коноплицкий В., Филина А. Это - бизнес: Толковый слов. эконом. терминов. - Киев, - 1996. - 280 с.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007. - 80 с.

6. Максимова В.Ф. Микроэкономика. Распределение дохода. М.: ИНФРА. 2005. - 297 с.

7. Поиск путей привлечения государственных органов России к призрению бедных в конце XIX - начале XX вв. // История государства и права. - 2007. № 10. - 30 с.

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление. - М., 2005. -240 с.

9. Словарь гендерных терминов под ред. В.И. Калабихиной-1999. - 301с.

10. Сажина М.А., Чибриков. Г.Г Экономическая теория. - М.: Инфра. - М, 2003. - 173с.

11. Социологический энциклопедический словарь, под. Ред. Г.В. Осипова. - М. -1998. - 231с.

12. Социс. - 2003. - №6. - 88с.

13. Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во БЕК, 2006. - 140 с.

14. Экономическая теория. Учебник для вузов под ред. Добрынина А.И. - Спб.: ПИТЕР, 2001. - 216 с.

15. The World Bank. - Understanding Poverty. - 2007. - 150 с.

16. Foster, James, J. Greer and Eric Thorbecke. "A class of decomposable poverty measures," Econometrica, 52(3), - 1994. -765 с.

Электронные ресурсы :

17. www.wikipedia.org/ - Википедия - свободная энциклопедия.

18. http://www.who.int/ru/ - Всемирная организация здравоохранения.

19. Зырянова С. Самые бедные страны/ РБК. Рейтинг http://rating.rbc.ru/article.shtml?2006/09/26/31150761.

20. Ишмуратова В.Г. Особенности бедности. www.lib.csu.ru/texts/diss/IshmuratovaVG_ar.pdf.

21. Малеева О. Бедность не знает границ. http://www.gudok.ru/economy/lich_dengi/?pub_id=349460.

22. Росстат победил бедность в РФ/ Открытая электронная газета. http://forum-msk.org/material/news/3087452.html.

23. http://econ.worldbank.org/ - Сайт всемирного банка.

24. www.vedomosti.ru/ - Сайт газеты Ведомости.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие бедности. История изучения бедности. Основные концепции изучения и измерения бедности. Проблема бедности в России. Группы "социального дна", их признаки. Причины нисходящей социальной мобильности. Методы борьбы с бедностью.

    реферат , добавлен 23.01.2004

    Определение бедности, ее основные причины. Концепция индекса развития человеческого потенциала. Индексы гендерного неравенства и многомерной бедности. Опыт борьбы с бедностью в разных странах на примере стран Западной Европы, Норвегии, США и России.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Сущность и различные подходы к определению бедности. Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом. Основные показатели уровня жизни населения. Социально-демографический портрет бедных в России. Причины и стратегии борьбы с бедностью.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    Концепции изучения бедности. Проблема бедности в России. Факторы влияния на уровень жизни населения. Методы, способы борьбы с бедностью. Анализ социального распределения населения РФ. Причины, приводящие население к бедности. Пути выхода из бедности.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    Обзор материалов, посвященных проблеме бедности. Анализ наиболее значимых публикаций и выделение главных аспектов феномена бедности. Тенденции отношении к феномену бедности и основные причины ее роста. Методы оценки и способы борьбы с бедностью.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Понятие бедности, ее социальные факторы и последствия. Методы борьбы с бедностью. Экономические тактики повседневного выживания в условиях крайней бедности. Бедность как проблема социально-экономического развития современного российского общества.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Социально-экономическая сущность понятия "бедность". Условия и факторы социального расслоения в современных условиях. Экономические механизмы борьбы с бедностью, развитие общественного производства как основное направление ее преодоления; адресная помощь.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2014

    Экономическая безопасность личности. Основные угрозы экономической безопасности личности. Роль государства в обеспечении экономической безопасности личности. Бедность и её черты. Особенности бедности в России. Стратегия борьбы с бедностью в России.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2007

    Социальное неравенство. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Бедность в России. Измерение бедности. Основные показатели уровня жизни населения. Социально-демографический портрет бедных. Методы борьбы с бедностью и неравенством.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2008

    Понятие и принципы распространения бедности в развивающихся странах как глобальной проблемы. Причины и результаты данного негативного явления. Разработка возможных путей и мероприятий по преодолению бедности на примере стран Африканского континента.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространения такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Это явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

Бедность как социально-экономическое явление присуще всем без исключения обществам. Единых методологических подходов в определении понятия бедности не существует, так как государство, определяя содержание и масштабы бедности, исходит в первую очередь из уровня своего социально-экономического развития. То обстоятельство, что бедность распространилась более чем на четверть населения России, причем при использовании самых низких стандартов для ее измерения, свидетельствует об остроте проблемы бедности в нашей стране. Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходимо политическая воля для решения важнейшей задачи - разработки и реализации новой политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).

Борьба с бедностью - это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения, возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.

Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Что касается специальных мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:

первое, - это созданий условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.

Прежде всего, следует обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности.

В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий всех масштабных реформ, не принимать мер, которые приведут к росту бедности значительной части населения.

Одновременно надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.

В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников. Реализация этой задачи находится в настоящее время в центре внимания Правительства России и Федерального Собрания Российской Федерации и пока не найдено приемлемого решения. Что касается размера

заработной платы, то действительно, если с 1сентября 2005 г МРОТ равнялся 800 рублей, а с 1 мая 2006г. она повысилась на 300 рублей до уровня в 1100 рублей, то на совещании представителей правительства, «Единой России»,профсоюзов и объединения работодателей КСОРР

в Госдуме принято решение о повышении минимального размера оплаты. Согласно проекту МРОТ с 1 сентября 2007 года повышен до 2300 рублей - на 25% больше, чем предполагалось ранее,а к концу 2008 года - до 4300 рублей.

Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов «серой» и «теневой» экономики, скрытой оплаты труда в сфере здравоохранения и образования и ее легализация.

Еще одно направление содействия сокращению бедности - это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний

рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др.меры. Все эти меры уже применяются, но не в достаточном объеме. К примеру, на общественные работы были привлечены 675 тысяч человек, или почти на 20 процентов больше, чем в 2006 году. Временно трудоустроили 116 тысяч безработных - увеличение на 30 процентов. Дали подзаработать 1 миллиону 100 тысячам ребят 14-18 лет - рост 22 процента. Однако эти оптимистичные рапорты регионов скрывают один нюанс. Проверки Роструда показали, что нередко в договорах на временное трудоустройство детей и безработных работодатели устанавливали зарплату ниже минимального размера оплаты труда. А в Курской области, республиках Северного Кавказа и Якутии она и вовсе не предусматривалась. Выплачивалось только небольшое поощрение от службы занятости, предусмотренное законодательно. Так что увеличение числа трудоустроенных по этим программам пока не говорит о том, что людям дали возможность достойно заработать. По данным органов службы занятости, ежегодно порядка 12-15 процентов безработных готовы пройти профессиональное обучение. В прошлом году услуга была предоставлена 271 тысяч человек-это на треть меньше, чем в 2006 году. Психологическую поддержку оказали 290 тысяч безработных - тут снижение почти на 20 процентов. Впрочем, еще накануне передачи полномочий эксперты предвидели такую ситуацию, полагая, что на «морально-образовательной поддержке» региональные власти наверняка будут стараться экономить. Однако было отмечено, что урезание каких-либо активных программ занятости недопустимо. Есть определенный пакет услуг, предоставляемый службами занятости населения. Деньги на них выделяются их федерального бюджета. И корректировать пакет по личному усмотрению, перераспределять средства региональные власти права не имеют.

Обеспечивая условия для выхода из бедности трудоспособного населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.

Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного населения к минимально необходимым образовательным и медицинским услугам.

Итак, массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности. И еще одним важным обстоятельством, препятствующим проведению полноценной социальной политики, является то, что наше государство слишком мало выделяет средств для проведения социальной политики (в бюджете 2007 года - 0,75 трл. руб.) Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда.

Проблема бедности в современном обществе - одна из важнейших из числа социальных. Это явление комплексное, спровоцированное разными причинами и предпосылками. Свою роль играют культура, экономика, психология, менталитет национальности. Зачастую бедность напрямую связана с географическим расположением местности, историческими перипетиями и другими условиями становления, развития ареала, государства. Анализ бедности - задача, решаемая экономистами, социологами всего мира, но окончательный выход так и не найден.

Теоретическая база

Бедность - это такое состояние группы людей, когда материальных запасов недостаточно, чтобы поддерживать потребление на приемлемом уровне. Социологи говорят о бедности, анализируя доходы семей и отдельных людей. Средний уровень доходов необходим, чтобы обеспечить человека всем нужным с учетом реалий нашего мира; технического, технологического, культурного уровня развития.

Бедность в мире оценивается посредством вычисления и сравнения важнейших показателей. Это доходы населения, его способность совершать покупки, прожиточный минимум. При этом учитываются особенности развития социальной группы через стандартные индикаторы. Суммарно система позволяет оценить, насколько в обществе сильно неравенство, как существенна бедность населения.

О ком идет речь?

Исходя из терминологии, введенной в ЕС, бедные люди - это такие, кто располагают несущественными социальными активами, культурой, материальными ресурсами. Так как эти величины малы, то люди оказываются исключены из минимального нормального образа жизни, свойственного государству. Количество проживающих за чертой бедности людей - показатель, позволяющий оценить социальный, экономический уровень развития страны. Считается, что среди прочих социальных индикаторов этот - самый значимый.

Практически в любой современной стране есть система социальной защиты. Одно из наиболее значимых направлений работы такого института - это борьба с бедностью. Впрочем, практика показывает, что эффективность социального института во многих странах далека от достаточной.

Уровни бедности

В социологии говорят о нескольких ступенях. Наиболее простой вариант - это низкие доходы. Это означает, что из базовых потребностей определенный процент населения не может удовлетворить одну-две. Когда речь идет о трех-четырех неудовлетворённых потребностях, это классифицируется как бедность.

Депривация - понятие, применимое к категории людей, не имеющих возможностей для удовлетворения пяти и более потребностей. Если уровень бедности настолько велик, что из разработанного специалистами ЕС перечня потребностей группа людей не может позволить себе подавляющее большинство, это называют глубокой безысходной бедностью.

Теория и реальность: это важно

Конечно, социология давно занимается проблемой недостатка благ в обществе, но бедные люди есть по-прежнему. Многие начинают сомневаться, есть ли хоть какой-то толк в социологах в частности и науке в целом. И все же теоретический подход важен для практического

Определение границы бедности предельно точно - это залог того, что удастся найти методы эффективной социальной помощи. В то же время нужно понимать, что при большом проценте бедных в стране бюджет несет огромные траты на социальные институты и помощь, и это сокращает благосостояние более обеспеченных граждан.

Разграничиваем понятия

Выделяют относительную бедность и абсолютную. Первая предполагает, что положение гражданина оценивают, ориентируясь на уровень дохода по государству в среднем. Абсолютная бедность - термин, применяемый к ситуации, когда некоторый процент населения не имеет доступа к сущностным потребностям. К ним обычно относят жилище, питание, одежду.

Официально оценивают бедность, сравнивая доходы человека с прожиточным минимумом, установленным в государстве. При этом проблема бедности рассматривается, исходя из понятия «относительная». Этот метод позволяет оценить не только денежные запасы, но также уровень здравоохранения, процент смертности младенцев, среднюю продолжительность жизни и возможность учиться.

Общество, экономика и социальные слои

Проблема бедности рассматривается с точки зрения социологии и экономики. Экономическая - это та, которая предполагает анализ процента работающих относительно безработных, а также оценку способности обеспечить достойный жизненный уровень себе и семье тех, кто работает. Чем меньше социально защищены группы населения, тем выше вероятность социальной бедности.

Социальная стратификация имеет тесную связь с проблемой бедности и наличием социального неравенства. Неравенство предполагает, что ресурсы присутствующие в дефиците распределяются между людьми неравномерно. Оценивают распределение престижа, финансов, власти, доступа к образованию. Но нужно понимать, что бедность свойственна лишь некоторой части населения, в то время как неравенство распространяется на всех граждан страны.

Бедность, прочь!

Рассматривая причины бедности, можно предположить, что социальная политика позволяет справиться с ними. При этом необходимо обеспечить большие доходы широким слоям населения при повышении уровня жизни. Чтобы влить в социальную сферу большие денежные ресурсы, необходимо регулярно выделять деньги из бюджета страны, регионов, муниципалитетов. Дополнительно финансы можно получить из внебюджетных фондов и специальных социальных. В то же время нужно понимать, что причины бедности - не только в недостатке бюджетных денег, но и в социальной системе страны в целом.

Реализуя социальную политику, необходимо уделять внимание разным источникам финансирования, а также реформам. Бюджет на них формируется как государством, так и предпринимателями, обычными жителями страны.

Бедность в России: это актуально

В РФ бедность - это одна из самых важных социальных проблем. Конечно, внимания ей уделяется много, она освещается в СМИ, ее рассматривают политики, ученые. И все же ситуация улучшается очень медленно. Нищета в России - классическая тема научных работ социологов, экономистов.

Анализируя уровень обеспеченности в стране, необходимо уделить внимание понятию «субъективная бедность». Она предполагает оценку человеком доступа у него к базовым потребностям. Из этого можно определить бедность как понятие не только социальное или экономическое, но и душевное.

Бедность: теория полная и сокращенная

Можно охарактеризовать бедность в широком значении этого слова либо узком. Первый вариант предполагает состояние страны, связанное с денежными перипетиями, социальной сферой и политикой. Чем ниже ВВП, тем беднее считается страна. А вот в узком значении бедность - это такое состояние гражданина, когда у него нет возможности удовлетворять основные потребности.

Чтобы справиться с бедностью, предварительно нужно определиться, о каком значении термина идет речь. Это определяет выбор инструментария, методик решения проблемы.

Статистика: Россия

Исходя из сведений статистических агентств, в период 2000-2012 в РФ число бедных уменьшилось на 18,3%, и минимальной оценкой было 15 миллионов граждан, то есть около 11% населения. Но далее количество людей, живущих за чертой нищеты, начало расти, добравшись уже до значения в 14,5% населения, то есть порядка 21 миллиона.

Бедность: причины и их классификация

Есть ситуации, когда от гражданина не зависит факт нахождения его за чертой бедности, но есть и такие, когда люди сами доводят себя до такого положения. Экономисты выделяют несколько основных причин, провоцирующих нищету в стране, группируя их следующим образом:

  • политические (военное положение);
  • медицинские, социальные (инвалидность, старость);
  • денежные (девальвация, кризис, низкий уровень зарплаты);
  • географические (некомфортные ареалы, неразвитые области);
  • демографические (высокий процент неполных семей);
  • личностные (алкоголизм, наркомания, азартные игры);
  • квалификационный (недостаточность образования).

Бедность в России: цифры

Рост ВВП напрямую связан с уровнем нищеты населения. Но зависит она не только от него. Например, в 2013 в нашей стране ВВП подрос: увеличение составило 1,3%, а в следующем году прибавилось еще 0,6%. Снижение 2015 года составило 3,8%, а в следующем году спад произошел еще на 0,3%, что суммарно за все указанные годы дало почти ноль.

Казалось бы, число бедных возрасти не должно, раз ситуация вернулась на круги своя. Но дополнительно к изменению ВВП произошло обесценивание валюты в два раза, в то время как объёмы импортируемых товаров увеличились. Влияние оказали инфляция, экономические санкции 2014 года. Суммарно все факторы спровоцировали рост процента населения за чертой бедности.

Бедность в мире: проблема масштабная

Нищета - беда, актуальная для всех стран мира, хоть и в разной степени. Традиционно пальму первенства делят между собой республики Африки, не отстают от них и азиатские страны, и даже некоторые европейские. А вот высокий уровень жизни из года в год сохраняют Швейцария, Люксембург, скандинавские страны, Австралия. Ситуация в России, мягко говоря, - не радужная.

РФ позиционирует себя как великую державу, но это не отменяет внутренних проблем. Территория страны огромна, индустрия велика и разнообразна, но ВВП относительно прочих сверхдержав низок.

И как бороться?

Реально ли решить проблему нищеты? Попытки искоренить бедность предпринимаются с давних пор, их можно назвать неотъемлемым элементом политики, социальной, финансовой сфер страны, но так и не удалось найти эффективного универсального метода устранения нищеты и социального неравенства.

Было изобретено два метода борьбы с бедностью, в современности широко распространенных в развитых странах. В первую очередь государство гарантирует каждому гражданину достаточно высокий минимальный уровень прибыли. Другой путь - своевременная эффективная помощь каждому столкнувшемуся со сложной жизненной ситуацией.

Россия против бедности

В РФ ситуация осложняется тем, что социальная бедность сопровождается финансовой. Это означает, что многие граждане страны имеют стабильную работу, но уровень заработной платы настолько низкий, что они не в силах обеспечить себе минимальный достаток. По приблизительным оценкам, большее 30 миллионов граждан получают в месяц меньше 10 000 рублей.

Чтобы справиться с бедностью в России, необходимо активизировать промышленность и обеспечить стабильность экономики в стране и в мире, обеспечить повсеместное повышение уровня заработной платы. Уровень вырастет, если значение жизни станет выше, а этого можно добиться, разработав и внедрив соответствующие социальные программы. В то же время нельзя гарантировать, что реализация перечисленного даст желаемый результат. Это - первая ступень, которая поможет определить, что делать дальше.

А бедный ли я?

Оценить качество, уровень жизни довольно сложно. Ориентироваться на среднедушевой доход - не самый корректный вариант. Также нужно понимать, что многие, рассказывая о своих доходах, преуменьшают их или преувеличивают. Кроме этого семья имеет доступ к ресурсам вне ежедневного дохода. Также семьи, имеющие одинаковый уровень дохода, поддерживают жизнь разного образа, стиля, что сказывается на субъективном понимании бедности. Наконец, деньги в разных частях страны товарно наполнены по-разному.

Некоторую информацию об уровне жизни можно получить, изучив человеческое жилье, используемые в повседневности предметы, технику, одежду. Эти объекты отражают уровень, стиль, образ жизни, имущество, характер человека. В то же время разные экономисты по-разному воспринимают критерий обеспечения ресурсами, основанный на потенциале накопленного семьей имущества.

Нищета и бедность: есть ли разница?

Небедные, бедные, нищие - границу между ними провести не всегда просто. Один из методов оценки - накопленное имущество. Ряд ученых предлагают к категории «нищие» относить лиц за чертой бедности, имеющих долги и не располагающих необходимым имуществом (техника, мебель, одежда). Доходы нищих ниже, нежели бедных.

Анализируя, какие предметы обихода необходимы для поддержания нормального уровня жизни, обычно выделяют холодильник, телевизор, пылесос, мягкую мебель и мебель для хранения вещей (горки, стенки). Если нет двух предметов из указанного списка, можно смело говорить, что человек живет за пределами бедности, то есть в нищете. В то же время качество предметов при такой оценке зачастую не учитывается, поскольку факт наличия/отсутствия достаточно показателен. Впрочем, по этому вопросу мнения экономистов расходятся.

Подводя итоги

Нужно признать, что анализ явления бедности в России (и в мире) необходимо проводить, оценивая комплекс связанных между собой факторов. Нельзя обделять вниманием ресурсный фактор, то есть важно проанализировать, доступ к какому имуществу есть у семьи. При этом оценивают факт морального устаревания предметов обихода.

Борьба с бедностью - задача, для решения которой нет универсального пути. Политики, экономисты, социологи должны сплоченно работать, анализируя текущее состояние и динамику положения в обществе, на основе чего разрабатывать именно такие пути, которые будут эффективны в реалиях этого государства.

Для начала следует ознакомиться с тактикой других стран по борьбе с бедностью среди населения. Многие зарубежные страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.

Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:

1. разработать комплексные стратегии.

2. улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре.

3. стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения.

4. укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.

В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского правительства. Международное сообщество декларировало необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.

В таком государстве в центр развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.

Социальная сфера сегодня – тугой узел острых социальных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере – задача долговременной перспективы. Но вместе с тем очевидно, что достижения или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция РФ, а также законы, конкретизирующие ее положения. Каждому гражданину республики Конституция предоставляет широкие социальные права. Однако механизм социальной защиты населения в стране на сегодняшний день четко не отлажен. Немалые средства выделаются государством для адресной помощи определенным группам населения, но зачастую они не доходят до адресата, простого гражданина. Следует более систематизировано и грамотно подойти к решению проблем бедности, к созданию программ социального и экономического развития, к распределению денежных средств для разработанных программ. Четко скоординированная направленная помощь нужна сегодня многим сферам нашей жизни. Программы развития должны скрупулезно разрабатываться совместно со многими специалистами разных областей, должны учитывать, в первую очередь, интересы обычных граждан страны. Финансовая поддержка со стороны государства должна направляться напрямую на решение поставленных задач.

Сегодня государство пытается поддержать малообеспеченные и многодетные семьи. Одним из направлений помощи является бесплатное школьное питание всех учеников 1-2 классов начального звена, детей из малообеспеченных и многодетных семей. В нашей школе такое питание получили 513 учеников, что составляет около 34 % от общего количества учащихся. Статистика малообеспеченных семей по школе дает результат в 305 семей, т. е. 30 % от всех учащихся. Полученная цифра малообеспеченных семей по одной только нашей школе чрезвычайно высока.

В настоящее время государством налажена поддержка безработного населения страны, подразумевающая денежные выплаты по потере работы. Происходит выплата денежных пособий по безработице в связи с временной нетрудоспособностью из-за болезни, материнский капитал, детское пособие, пенсии по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, пенсии военнослужащим и ряд других социальных пособий. Другое дело, что суммы этих выплат весьма невелики.

Однако можно с большой уверенностью говорить о постепенной стабилизации положения уровня жизни населения как по стране в целом, так и по Удмуртии. Здесь денежные доходы в среднем на жителя республики увеличились с 1514 рублей в 2000 году до 7370 рублей в 2007, или в 4, 9 раза. На социальную поддержку ветеранов войны и труда направлено 3 млрд. 357 млн. рублей, на выплату детских пособий – 2 млрд. 75 млн. рублей, на отдых и оздоровление детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - 113 млн. рублей. За три последних года малоимущим многодетным семьям было выделено 23 млн. рублей безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, 2486 молодых семей получили льготные кредиты и жилищные займы на сумму 959 млн. рублей. Но не будем забывать, что это лишь статистика. Реальное же положение мы с вами ощущаем на себе. Кто-то уверен в завтрашнем дне, кто-то ожидает помощи от государства.

На мой взгляд, говоря более конкретным языком, правительству страны на сегодняшний день для решения проблем бедности к тем направлениям, которые уже сейчас им проводятся, необходимо добавить следующие пункты:

1. ввести прожиточный минимум отдельно на сельское, городское население и города-миллионеры. Таким образом, мы сможем устанавливать более объективные цифры, нежели сейчас. И как следствие этого, сможем разрабатывать более конкретные программы для поддержки той или иной группы населения;

2. ужесточить уголовную ответственность за выплату зарплаты ниже уровня, установленного государством, за задержку выплаты заработной платы;

3. проведение жесткой ценовой политики со стороны государства, фиксированные цены хотя бы на продукты, входящие в продовольственную корзину;

4. увеличение пенсий до размера прожиточного минимума, без учета льгот;

5. увеличение стипендий как минимум до размера стоимости продуктовой корзины;

6. создание общероссийской программы по борьбе с безработицей, включающей в себя создание новых рабочих мест в перспективных отраслях хозяйства и промышленности, помощи в поиске работы по всей стране и переезде на новое место жительства в другую область по нахождении там вакансии;

7. отладить четкий и слаженный механизм работы всех структур власти, слежения за выделяемыми средствами по той или иной программе.

Итак, социальная и экономическая политика должна быть точно сориентирована на центральную фигуру всей системы – человека, на его потребности, для обеспечения нормального уровня жизни.