Осуществление плана гоэлро. План гоэлро

План ГОЭЛРО - первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства Сов. республики на основе электрификации страны, разработанный в 1920 году по заданию и под руководством В. И. Ленина Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО), образованной Президиумом ВСНХ 21 февраля 1920 года в соответствии с резолюцией сессии ВЦИК от 3 февраля 1920 г. о разработке плана электрификации.

К разработке плана было привлечено свыше 200 деятелей науки и техники. Среди них И. Г. Александров, Г. О. Графтио, А. Г. Коган, К. А. Круг, Б. И. Угримов, М. А. Шателен и др. Возглавлял комиссию Г.М. Кржижановский. ЦК Коммунистической партии и лично В. И. Ленин повседневно направляли работу комиссии ГОЭЛРО, определяли основные принципиальные положения плана электрификации страны. К концу 1920 комиссия проделала огромную работу и подготовила «План электрификации РСФСР» - том в 650 стр. текста с картами и схемами электрификации районов. В докладе на 8-м Всероссийском съезде Советов (декабрь 1920 г.) В. И. Ленин, назвав план ГОЭЛРО второй программой партии, выдвинул формулу «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10-15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн. квт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Горьковскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также ГЭС - Нижегородскую, Волховскую (1926), Днепровскую, две станции на реке Свирь и др. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала).

Предусматривались коренная реконструкция на базе электрификации всех отраслей народного хозяйства страны и преимущественно рост тяжёлой промышленности, рациональное размещение промышленности по всей территории страны. План был разработан по 8 основным экономическим районам (Северному, Центрально-промышленному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Западно-Сибирскому, Кавказскому, Туркестанскому) с учётом их природных, сырьевых и энергетических ресурсов и специфических национальных условий. Промышленная продукция должна была возрасти за 10-15 лет на 80-100% по сравнению с дореволюционным уровнем. Намечалось довести добычу угля до 62,3 млн. т в год против 29,2 млн. т в 1913 г., нефти 11,8-16,4 млн. т против 10,3 млн. т, торфа 16,4 млн. т против 1,7 млн. т, железной руды 19,6 млн. т против 9,2 млн. т, выплавку чугуна 8,2 млн. т против 4,2 млн. т. Наряду со всесторонней реконструкцией транспорта было предусмотрено электрифицировать важнейшие ж.-д. магистрали и развернуть большое строительство новых железных дорог. Намечены большие работы по механизации сельско-хозяйственного производства, внедрение агрохимии, прогрессивных систем земледелия, развитие ирригации и мелиорации. План предусматривал быстрый рост производительности труда на основе электрификации и механизации всех производств. процессов и коренных изменений условий труда.

ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нем предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И все это привязывалось к планам развития территорий. Среди них - заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. Советское правительство поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.

Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План в основном был перевыполнен к 1931. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд кВт·ч. План ГОЭЛРО был перевыполнен по добыче угля, нефти, торфа, железной и марганцевой руды, производству чугуна и стали.

С 1947 СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е в мире по производству электроэнергии. В СССР эксплуатируются самые мощные в мире ГЭС (Красноярская мощностью 5 млн. квт. Братская им. 50-летия Великого Октября - 4,1 млн. квт. Волжская им. 22-го съезда КПСС - 2,53 млн. квт) и тепловые электростанции по 2,4 млн. квт (Приднепровская, Конаковская, Змиевская и др.) и самые дальние высоковольтные линии электропередачи напряжением в 500 и 750 Кб переменного тока и 800 кв постоянного тока.

План ГОЭЛРО сыграл в жизни нашей страны огромную роль: без него вряд ли удалось бы вывести СССР в столь короткие сроки в число самых развитых в промышленном отношении стран мира. Реализация этого плана сформировала, по сути дела, всю отечественную экономику и до сих пор в значительной мере ее определяет.

Многие из положений, составивших основные принципы энергостроительства в России были озвучены еще в начале XIX века. За период с 1899 по 1913 год состоялись семь Всероссийских элек­тротехнических съездов, на которых обсуждались актуаль­ные проблемы развития электроэнергетики, электротехники, фун­да­ментальной науки, образования и энергокультуры. Для широкой общественности публиковались доклады, речи, протоколы на страницах деловой прессы и научно-популярных журналов. Проводились специализированные выставки российских и зарубежных фирм, в демонстрационных залах проводилилекции об электричестве и его применении в промышленности и в быту.

В 1913 году по инициативе «Общества электрического освещения 1886 года» профессор К. Клингенборг разработал первый проект электрификации России. Этот план предусматривал строительство крупных гидроэлектростанций и теплоэлектроцентралей, а также перевод большей части промышленных предприятий с паровой тяги на электрическую.

Прообраз нынешней единой энергосистемы России появился в Москве еще в 1914 году, когда электростанцию Электропередача (ГРЭС-3) соединили параллельно станции на Раушской набережной (ГЭС-1). Электропередача была первой в мире электростанцией, работающей на торфе, что позволило существенно снизить стоимость производства электроэнергии. Именно этот принцип - ориентация на местное топливо - учли при разработке плана электрификации.


В 1915 году на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа директор станции Электропередача Г.М. Кржижановский определил главные направления энергостроительства в России, которые спустя пять лет легли в основу плана ГОЭЛРО:

Массовое возведение государственных районных электростанций;

Использование для работы электростанций местных видов топлива;

Развитие гидроэнергетики;

Строительство и объединение на параллельную работу всех линий электропередачи;

Электрификация промышленности России.

Фрагмент доклада Г. М. Кржижановского в 1915 году:


Вопрос о районных станциях уже не нов для русских техников… Но до сей поры единственной областной электрической станцией в подлинном смысле этого слова у нас в России является лишь станция Московского Акционерного Общества «Электропередача». Дороговизна наших капиталов, наша отсталость в области электротехнической промышленности и машиностроения, недостатки нашего транспорта все это лишает нас возможности обходиться без излишних переплат при сооружении электрических станций, и организаторам приходится неизбежно считаться с этим обстоятельством и искать выход в значительной мощности сооружаемых централей. Крупные же областные станции могут благополучно существовать лишь при значительном отпуске электрической энергии для технических целей, и Центральный Промышленный район должен был поэтому особенно привлекать предпринимателей.


Стоит отметить, что в те же самые годы данной проблематикой активно занимались ученые всего мира. Так в трудах К. Баллода, В. Штрауса, О. Миллера, Г. Клингенборга и других ученых и инженеров Германии содержатся интересные наработки. Русские ученые были даже знакомы с данными трудами. Но нужно было придумать свой путь развития для России, учитывая наличие огромной территории и запасов местного топлива, достаточно развитую энергомашиностроительную индустрию, хорошую материальную базу импортного оборудования, финансы, возможность безгранично использовать людские ресурсы, как для разработки, так и для воплощения. Вместе с тем существовали противоречия, которые тормозили процесс реализации глобальных идей, а именно: отсутствие единой системы управления, отсутствие нормативной базы, частная собственность на землю.

В ноябре 1917 года, по предложению инженера И.И. Радченко, В.И. Ленин санкционировал строительство под Москвой Шатурской электростанции, работающей на торфе.


В январе 1918 года I Всероссийская конференция электропромышленности приняла резолюцию об объединении ученых и создании специального органа для руководства энергетическим строительством.

В декабре 1918 года Центральный электротехнический совет организовал Бюро по разработке общего плана электрификации страны.

Примерно через год Кржижановский послал Ленину свою статью "Задачи электрификации промышленности" и получил на нее восторженный отклик. А также просьбу написать об этой проблеме популярно - с целью увлечь ею "массу рабочих и сознательных крестьян".

В феврале 1920 года в здании ГЭС-1 состоялось первое общее совещание представителей ВСНХ, Наркомзема, Комгосоора, ЦЭС, Электростроя, Каширстроя, Теплокома, на котором было заслушано сообщение Г. М. Кржижановского о решении Президиума ВСНХ об организации комиссии ГОЭЛРО. На совещании присутствовали В. В. Старков, Б. И. Угримов, В. А. Круг, А. Г. Коган, М. А. Смирнов, А. И. Эйсман и другие.


Положение о Комиссии ГОЭЛРО было утверждено 24 февраля 1920 года Советом рабочей и крестьянской обороны и подписано В.И. Лениным. Комиссия ГОЭЛРО была сформирована в следующем составе: Г.М. Кржижановский (председатель), А.И. Эйсман (заместитель председателя), А.Г. Коган и Б.И. Угримов (товарищи председателя), Н.Н. Вашков, Н.С. Синельников (заместители товарищей председателя), Г.О. Графтио, Л.В. Дрейер, К.А. Круг, М.Я. Лапиров-Скобло, Б.Э. Стюнкель, М.А. Шателен, Е.Я. Шульгин (члены), Д.И. Комаров, Р.А. Ферман, Л.К. Рамзин , А.И. Таиров, А.А. Шварц (заместители членов). Кроме указанных лиц, работавших на постоянной основе, активное участие в деятельности комиссии принимали И.Г. Александров, Е.В. Близняк, А.А. Горев, К.К. Ризенкамф, П.А. Флоренский и другие известные специалисты-энергетики. Всего в работе было задействовано около 240 человек.


Комиссия была многочисленной - советское правительство привлекло к подготовке плана видных представителей старой профессуры и технической интеллигенции. На постоянной основе трудились около 100 человек, остальные привлекали по необходимости. Каждому был определен круг вопросов и задач. Еженедельно заслушивались отчеты о проделанной работе. Бюро по разработке общего плана электрификации страны располагалось в здании, где сейчас размещается редакция журнала «Наука и жизнь». Для общественности регулярно издавали бюллетени.

К концу 1920 года, проделав огромную работу, комиссия подготовила план объемом в 650 страниц с картами и схемами электрификации районов.


Бумажная версия плана ГОЭЛРО объемом в 50 печатных листов была напечатана тиражом 5 000 экземпляров. На работу по изданию фолианта ушло 19 дней и немалые средства - печатники, занятые в работе, потребовали выдать им 240 продуктовых пайков и выделить транспорт.

ГОЭЛРО… Именно смена строя и обычаев ввело новые обороты и сокращения. В то время, как и сейчас, было модно вводить новые слова, аббревиатуры. Такая тенденция прослеживалась везде. Большой массив личных имён-неологизмов образовывался от революционных лозунгов, названий некоторых органов новой власти, а также от имён и фамилий революционных лидеров и коммунистических деятелей (Владлен, Дамир, Ким, Рой). Долгие споры, многочисленные предложения привели к единому названию – государственный план электрификации России. Требовалось более емкое и четкое название. ГОСПЛЭЛРО? ГОСПЛЭРО? ГОПЭЛРО? ГПЭР?

ГПЭЛР? Решили назвать ГОЭЛРО.


22 декабря 1920 года в Большом театре Глеб Кржижановский представил план электрификации Советской России VIII Всероссийскому съезду Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Это была яркая презентация. Стоя перед электрифицированным стендом, идеолог ГОЭЛРО демонстрировал при помощи специальной указки светящиеся точки, города и районы, где будут построены новые электростанции. Как вспоминал потом Кржижановский, на освещение стенда ушла почти вся мощность Раушской электростанции. Пришлось отключить электричество даже в Кремле.

Все что придумали необходимо было реализовывать. Для этого комиссию ГОЭЛРО упразднили создав Госплан, возглавлять который был назначен Г.М. Кржижановский. Созданная под его руководством система государственного планирования была реализована при выполнении первого плана пятилетки.

Планом ГОЭЛРО предусматривалась реконструкция действующих и строительство новых районных электростанций на местном топливе В Московском регионе были введены в эксплуатацию Краснопресненская ТЭЦ (ТЭЦ-7 - филиал ТЭЦ-12), Орехово-Зуевская ТЭЦ (ТЭЦ-6) и 1-я опытная ТЭЦ высокого давления (ТЭЦ-8). Реконструированы ГЭС-1, ГЭС-2 и ГРЭС-3 им. инж. Классона (сегодня ГРЭС-3 имени Р.Э. Классона. Кроме того, в Подмосковье были построены Каширская ГРЭС (сейчас ГРЭС-4– ОГК-1) и Шатурская ГРЭС (сейчас ГРЭС-5– ОГК-4).

В конце 1921 года в Москве единой сетью были объединены 7 электростанций.

В 1926 году соединением Шатурской и Каширской ГРЭС линиями 110 кВ было положено начало высоковольтному кольцу, которое полностью замкнули в 1931 году.

За 15 лет осуществления плана ГОЭЛРО отпуск электроэнергии потребителям станциями МОГЭС вырос с 133,3 млн кВт. ч в 1921 году, до 1 293.6 млн кВт. ч в 1930 году и 3 720 млн кВт. ч в 1935 году.

Изменился и топливный баланс энергетики столицы. Почти втрое снизилась доля использования дорогого привозного топлива (бакинского мазута). С 1922 года на московских станциях в качестве основного топлива стали использовать местный подмосковный уголь и торф.

По завершении реализации плана ГОЭЛРО московская энергосистема становится крупнейшей в стране.

ГОЭЛРО - аббревиатура, которая обозначает Государственную комиссию по электрификации России (руководитель Г.М. Кржижановский). Этот исполнительный орган был создан 21 февраля 1920 г. с целью составления и претворения в жизнь плана электрификации РСФСР. Сокращение часто относят не к названию комиссии, но непосредственно к программе, осуществляемой ею.

Суть ГОЭРЛО

В.И. понимал значение электричества для развития промышленности в будущем. Более 200 ученых занимались разработкой оптимальной системы электрификации страны в рамках ГОЭЛРО. В центре внимания находилось внедрение электричества, но план последовательно затрагивал все сферы экономики. Проект был очень детальным: просчитывались и оптимизировались все процессы от строительства электростанций до распределения энергии. План ГОЭЛРО предусматривал перспективы развития отрасли на ближайшие 10-15 лет. Территория РСФСР подразделялась на 30 энергетических районов (сообразно с наличием источников сырья, размещением промышленных мощностей, путей сообщения и проч.), в каждом из которых планировалось построить электростанцию. Всего было заложено 20 тепловых и 10 гидроэлектростанций. Большое внимание уделялось развитию транспортной системы: обновление старых и масштабное строительство новых железных дорог.

Версии и оценки

Согласно версии, бытовавшей в сталинские времена и позднее, до Великой об электрификации страны власти даже не помышляли. Энергетическая база у империи будто бы отсутствовала, и первыми шагами в этом направлении стали действия по созданию ГОЭЛРО правительства большевиков и лично В.И. Ленина. В противоположность такой позиции в 1990-е гг. широко распространилось мнение, что план ГОЭЛРО не является детищем революции, молодой власти и ее вождя, но только калькой с зарубежных аналогов. И даже выполнить его, опираясь на отечественный научно-технический потенциал, было бы невозможно, так что львиная доля работы пришлась на приглашенных иностранных специалистов. Позднее возникла и более умеренная (и патриотическая) версия, согласно которой основой для осуществления ГОЭЛРО стал промышленный фундамент и интеллектуальный потенциал царской России, который присвоили и использовали большевики. На сегодняшний день последняя из вышеперечисленных точек зрения находит больше всего сторонников.

Осуществление ГОЭРЛО

Концепция масштабной электрификации России тщательно разрабатывалась с начала ХХ в. и последовавшая за ней революция прервали на время этот процесс, но не остановили совсем - исследователи-энтузиасты своего дела продолжали работать в этом направлении. Так в 1915 г. на заседании энергетической комиссии прозвучал доклад Г.М. Кржижановского, посвященный принципам грядущего развития энергетики в России. Уже в конце 1917 г. Г.М. Кржижановский лично встретился с В.И. Лениным и изложил ему сути уже созданных проектов по электрификации страны, грамотно делая акцент на значении электроэнергетики для скорого развития централизованной промышленности. Г.М. Кржижановскому удалось произвести впечатление на В.И. Ленина, и после гражданской войны правительство вплотную занялось реализацией представленного плана. Итак, была создана комиссия по электрификации, в состав которой вошли лучшие кадры, как ученые-теоретики, так и инженеры (всего почти 200 человек). К концу 1920 г. детальный план был готов, презентован и утвержден на Восьмом съезде Советов. В 1921 г. комиссия ГОЭЛРО была переименована в Госплан, в ведение которого находилась стратегия экономического развития СССР.

Реализация ГОЭРЛО

По большинству показателей план был перевыполнен к 1931 г., уровень выработки электричества превысил предвоенный в 4,5 раза. Некоторые коррективы вносились по ходу осуществления. Так было запланировано строительство ГЭС на Волге, но позднее его решили отложить, и из-за Второй мировой войны процесс начался в 1950-е гг. Как и многие другие проекты первых лет советской власти, ГОЭЛРО воплощали в жизнь стремительно, не гнушаясь любых средств. На строительстве были задействованы все доступные человеческие ресурсы: от юных комсомольцев до заключенных. Значимость электрификации в глазах большевистского правительства подчеркивает тот факт, что кроме принуждения для ускорения работ использовалось экономическое поощрение: льготы в налогообложении и государственные кредиты.

В декабре 2005 г. исполнилось 85 лет со дня принятия плана ГОЭЛРО, определившего механизмы и параметры развития народного хозяйства послереволюционной России и заложившего основы государственного планирования и стратегии экономического развития на отдаленную перспективу.

Каждому образованному человеку знакомо словосочетание «План ГОЭЛРО», но далеко не каждый знает, что представлял собой этот план, насколько масштабным и грандиозным был этот проект в то время не только для России, но и для мирового сообщества в целом. Сегодня, по прошествии многих лет, этот проект считается единственным реализованным на территории Советского Союза государственным перспективным планом восстановления и развития всего промышленно-хозяйственного комплекса на базе развития электроэнергетики, причем реализованным блестяще.

После Октябрьской революции народное хозяйство страны находилось в состоянии тяжелейшей разрухи. Снабжение топливом промышленности, транспорта и населения было целиком нарушено, из-за отсутствия топлива простаивали заводы и фабрики. Свирепствовали эпидемии, процветали безграмотность и беспризорность. Продовольственный кризис вызвал крайнее снижение производительности труда. Промышленное производство по сравнению с 1913 годом сократилось в 7 раз, выработка электроэнергии уменьшилось почти в 4 раза, объем продукции сельского хозяйства составлял 2/3 довоенного уровня.

В таких условиях с огромной актуальностью встал вопрос о восстановлении народного хозяйства и создании предпосылок дальнейшего социально-экономического развития страны. В.И. Ленин был одним из тех политических деятелей, кто верно оценил роль электрификации народного хозяйства. Базируясь на тезисе Маркса о капитализме как эпохе пара, Ленин считал, что социализм станет эпохой электричества.

Взгляды Ленина на электрификацию начали складываться ещё задолго до революции. В своих работах (1896–1913 гг.) он с особым вниманием останавливался на вопросе о применении электрической энергии в различных отраслях народного хозяйства, сформулировал положение, что электрификация является основой современного технического прогресса благодаря ряду преимуществ электроэнергии перед другими видами энергии.

Еще в 1901 году он писал: «...в настоящее время, когда возможна передача электрической энергии на расстояния... нет ровно никаких технических препятствий тому, чтобы сокровищами науки и искусства, веками скопленными, пользовалось все население, размещенное более или менее равномерно по всей стране». При решении возникшей после октября 1917 года проблемы восстановления и развития хозяйства страны по единому государственному плану Ленин поставил во главу угла именно электрификацию. Он стал, по выражению Кржижановского, «великим толкачом дела электрификации». К концу 1917 года в стране (особенно в Москве и Петрограде) сложилось катастрофическое положение с топливом: бакинская нефть и донецкий уголь оказались недоступны. И уже в ноябре Ленин по предложению имевшего 5-летний опыт работы на торфяной электростанции «Электропередача» инженера И. И. Радченко дал указание о строительстве под Москвой Шатурской – тоже торфяной – электростанции. Тогда же он проявил интерес и к работам Г. О. Графтио по проектированию Волховской гидростанции под Петроградом.

А в январе 1918 года состоялась I Всероссийская конференция работников электропромышленности, предложившая создать орган для руководства энергетическим строительством. Такой орган – Электрострой – появился в мае 1918 года, а одновременно с ним был образован ЦЭС (Центральный электротехнический совет) – преемник и продолжатель всероссийских электротехнических съездов. В состав его вошли крупнейшие российские энергетики: И. Г. Александров, А. В. Винтер, Г. О. Графтио, Р. Э. Классон, А. Г. Коган, Т. Р. Макаров, В. Ф. Миткевич, Н. К. Поливанов, М. А. Шателен и другие.

Что же заставило их – цвет русской электротехнической науки и отнюдь не участников и даже не сторонников революционных событий – взаимодействовать с большевиками? Причин тому было несколько. Первой и, наверное, главной из них стал, видимо, патриотизм – забота о благе страны и народа, вера в то, что развитие науки и техники сможет привести к прогрессу общества. Скептически относясь к идеологии новой власти и категорически отвергая ее методы, они тем не менее приходили к выводу, что противодействие ей принесло бы России вред.

Другая причина тоже была немаловажной. Технократы, в течение долгих лет не имевшие возможности воплотить свои идеи в жизнь, получили теперь эту возможность. Новая власть последовательно и твердо демонстрировала свою в этом заинтересованность и политическую волю.

И, наконец, не последнюю, по всей видимости, роль играли соображения, сугубо прагматические. В условиях разрухи, отсутствия самых необходимых продуктов и бытовых условий, а также преследований, обысков и конфискаций сотрудничавшие с советской властью энергетики попадали в совсем другой мир. Их обеспечивали жилплощадью, пайками, социальными льготами, а Г. О. Графтио, например, благодаря личному заступничеству Ленина был избавлен от чрезмерно пристального внимания чекистов.

По существу концепцию плана ГОЭРЛО Ленин изложил в работе «Набросок плана научно-технических работ» (апрель 1918 года). В январе 1920 года Г.М. Кржижановский представил В.И. Ленину проект статьи «Задачи электрификации промышленности» и получил на нее восторженный отклик, а также просьбу написать об этой проблеме популярно, чтобы увлечь ею «массу рабочих и сознательных крестьян». А уже 24 марта того же года Совет Рабочей и Крестьянской Обороны принял положение о Государственной комиссии по электрификации России.

Комиссию в составе 22 ученых (рис. 14.1) возглавил Г.М. Кржижановский. К работе по созданию плана привлекалось более 200 специалистов по различным отраслям народного хозяйства. Для успешной работы комиссии был выделен специальный кредит, помещения, необходимые технические средства и транспорт. В ноябре 1920 г. составление плана было в целом завершено.


21 декабря 1920 г. Ленину на стол положили еще пахнущий типографской краской том плана ГОЭЛРО (рис. 14.2). А на следующий день, выступая перед делегатами VIII Всероссийского съезда Советов в Большом театре, Ленин поднял над собой толстую книгу в сером переплете и произнес знаменательные слова, точно характеризующие суть плана ГОЭЛРО:«Мы имеем перед собой результаты работы Государственной комиссии по электрификации России в виде этого томика, который всем вам сегодня или завтра будет роздан. Я надеюсь, что вы этого томика не испугаетесь. Я думаю, что мне не трудно будет убедить вас в особенном значении этого томика. На мой взгляд, это – наша вторая программа партии» (рис. 14.3).

План ГОЭЛРО – не застывшая неизменная схема. «Нет, – говорил Ленин, – эта программа каждый день, в каждой мастерской, в каждой волости будет улучшаться, разрабатываться, совершенствоваться и видоизменяться».

План получил одобрение съезда, а 21 декабря 1921 года Совнарком принял постановление «О плане электрификации России», в котором были установлены конкретные сроки выполнения программы электрификации страны: 10–15 лет. IX Всероссийский съезд Советов утвердил это постановление и план ГОЭЛРО приобрел силу государственного закона.

«План электрификации РСФСР», который в дальнейшем стал известен как «План ГОЭЛРО» – это объемистый том, насчитывающий свыше шестисот страниц, а также карта электрификации России. Простой перечень названий шести глав плана свидетельствует о многочисленности и сложности рассмотренных проблем:

  1. Электрификация и план государственного хозяйства.
  2. Электрификация и топливоснабжение.
  3. Электрификация и водная энергия.
  4. Электрификация и сельское хозяйство.
  5. Электрификация и транспорт.
  6. Электрификация и промышленность.

В 1920 году Россию посетил английский писатель Герберт Уэллс. По возвращении на родину он выпустил книгу «Россия во мгле», в которой, в частности, писал: «Россия, занимающая одно из последних мест в мире по выработке электроэнергии, впала в утопию. Осуществить столь дерзновенный проект в стране, покрытой лесами, населенной неграмотными крестьянами, можно только с помощью сверхфантазии».

Далее в плане следует «Пояснительная записка к схематической карте электрификации России» и собственно карта. В этой части книги анализировалось хозяйство страны как единое целое, а результаты этих исследований и выводы по перспективному развитию электроэнергетики схематически были изображены на карте.

В декабре 1920 года макет этой карты стоял в Большом театре. Многочисленные лампочки горели в точках строительства будущих электростанций, огненные полосы прочертили ее в разных направлениях, обозначая линии электропередачи, электрифицированные водные и железнодорожные магистрали. Карта наглядно демонстрировала делегатам VIII съезда Советов как будет идти строительство, каким путем Россия вся, и промышленная, и земледельческая, станет электрической.

В первой главе плана ГОЭЛРО неопровержимо доказывается, что «для нас нет выхода вне вполне определенного, жесткого и вместе с тем лишенного педантизма государственного плана народного хозяйства». Но каким путем идти вперед? В плане отмечалось, что расчеты восстановить экономику только путем реконструкции и модернизации паросилового хозяйства и этим компенсировать недостающую энергию не приведут к желаемому результату. Многие считали тогда: нет сил, которые могут восстановить подорванное войнами хозяйство, и разруха, поразившая транспорт, промышленность и другие области производственной деятельности, будет и дальше прогрессировать «семимильными шагами».

В этих условиях заключение комиссии ГОЭЛРО, гласившее, что только электрификация страны решает задачу механизации и рационализации труда, дает возможность поднять его производительность и в кратчайший срок покончить с разрухой, казалось дерзким и фантастичным. Но расчеты неопровержимо доказывали, что программа осуществима и достижение довоенного (1913 г.) уровня – это лишь первый шаг, а в дальнейшем Россия превзойдет в промышленном производстве развитые капиталистические страны.«Поэтому, – утверждается в плане ГОЭЛРО, – электрификация и должна явиться основной идеей нашего хозяйственного строительства». Кроме упомянутых разделов, в плане ГОЭЛРО имеется восемь «Записок по планам электрификации района»: на такое число экономических округов была разделена электрифицируемая часть России. Эти экономические районы охватывали огромную территорию от Ледовитого океана до Черного моря и от западных границ до Уральских и Кавказских гор. Они подразделялись на Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский и Туркменский районы.

Такая районизация, выполненная на основе тщательного анализа экономического положения страны, с учетом наличия полезных ископаемых, состояния транспортных артерий и географических особенностей этих территорий, уже сама по себе являлась выдающимся научным достижением. Весь план был разбит на две части, которые отличались друг от друга характером предстоящих работ.

В первой части (программе А) намечались пути использования уже действовавших электрических станций, а во второй части (программе Б) обосновывалась необходимость строительства новых электроцентралей и линий электропередачи.

Программа А. Она предусматривала усиление электрификации отдельных местностей путем лучшего использования имевшихся городских, фабрично-заводских и прочих станций. Учету подлежали лишь генераторные установки переменного тока мощностью 1000 кВт и выше.

План ГОЭЛРО являлся первым государственным планом развития народного хозяйства на основе электрификации. В нем детально рассматривалось влияние электрификации на рост производительности труда в народном хозяйстве, раскрывалась роль электрификации в развитии промышленного производства, строительства, транспорта и сельского хозяйства. Это план не только представлял собой программу создания в течение 10–15 лет материально-технической базы нового общества, но и определил основные направления научно-технического процесса в электроэнергетике, в частности, такие, как концентрация генерирующих мощностей на крупных электростанциях, последовательная централизация электроснабжения на основе создания энергосистем.


Хотя мелкие электростанции планом ГОЭЛРО непосредственно не учитывались, предполагалось, что все работы по их реконструкции, расширению, а также строительство новых станций подобного типа будут координироваться с основными задачами по крупному энергостроительству, намеченному программой Б.

Использование несовершенных и разнотипных станций являлось вынужденной мерой начального периода. Строительство крупных теплоэлектростанций требовало много времени и больших капитальных вложений, а электроэнергия каждой губернии требовалась безотлагательно. Программой А и намечалось осуществить такие работы, которые могли бы хоть частично «ослабить переживаемый острый кризис недостатка энергии».

Таблица 14.1 Основные результаты выполнения плана ГОЭЛРО

Показатели

Процент к плану ГОЭЛРО

Валовая продукция промы- шленности, в % к 1913 г.

Мощность районных электростанций, МВт

Добыча, млн. тонн:

Производство, млн. тонн:

По мере пуска районных теплоэлектростанций и развития от них линий электропередачи мелкие станции подлежали ликвидации как неэффективные, за исключением тех, необходимость работы которых обусловливалась требованиями фабричнозаводской технологии.

Программа А плана ГОЭЛРО, предусматривавшая восстановление разрушенного энергетического хозяйства страны, была выполнена уже в 1926 году. А к 1931 году – минимальному десятилетнему сроку плана были перевыполнены все плановые показатели, предусмотренные программой Б по энергостроительству.

Программа Б. Это наиболее известная часть плана ГОЭЛРО. В ней глубоко разработаны и блестяще решены основные проблемы электрификации каждого экономического района России. Для этого в течение 10–15 лет намечалось строительство 30 новых районных электростанций на различных видах энергии общей мощностью 1750 МВт (Днепровская, Волховская, Каширская, Шатурская, две сибирские, Чирчикская в Туркестане, Чусовская на Урале и другие), а также сооружение электрических сетей напряжением 35 и 110 кВ для передачи электроэнергии к узлам нагрузки и соединения электростанций на параллельную работу. Планом было предусмотрено использование исключительно местных углей, торфа и гидроэнергии.

Планом предусматривалось удвоение выпуска промышленной продукции по сравнению с 1913 годом, увеличение мощности электростанций в 10 раз. Планировалось в 1935 г. довести производство электроэнергии до 8,8 млрд. кВт·ч (в 1920 г. было произведено 0,5 млрд. кВт·ч, в 1913 г. – 2,0 млрд. кВт·ч). Развитие промышленности было ориентировано на создание собственного энергетического оборудования.

По тем временам в условиях разрухи, голода, эпидемий план ГОЭРЛО казался просто фантастическим и в реальность его не верили не только за рубежом, но и многие российские специалисты, однако все показатели, намеченные в плане, были достигнуты, и не за 10–15 лет, а значительно быстрее.


В основном план был реализован уже к началу 1931 года, именно тогда производство электроэнергии выросло в десять раз, произошло удвоение довоенного уровня промышленного производства. А к 1935 году было построено 40 крупных районных электростанций (на 10 больше, чем предусмотрено планом); установленная мощность всех электростанций составила 6,8 млн. кВт (1913 г. – 1,1 млн. кВт), а выработка электроэнергии достигла 26,3 млрд. кВт·ч вместо намечаемых 8,8 млрд. кВт·ч.

Торжественный пуск Волховской ГЭС, строительство которой возглавлял Г.О. Графтио, состоялось 19 декабря 1926 г. (рис. 14.4), а полной проектной мощности (58 МВт) Волховская ГЭС достигла в 1927 г. Одновременно со станцией были сданы в эксплуатацию линия электропередачи напряжением 110 кВ протяженностью 130 км, главная понизительная подстанция 35/10 кВ, пять вторичных подстанций 35/6 кВ, а также кабельное кольцо напряжением 35 кВ общей протяженностью 71,6 км.

Наряду со строительством электростанций план ГОЭЛРО предусматривал сооружение сети высоковольтных линий электропередачи (рис. 14.5). Уже в 1922 году была введена первая в стране линия электропередачи напряжением 110 кВ «Каширская ГРЭС – Москва», а в 1933 году принята в эксплуатацию еще более мощная линия 220 кВ «Нижнесвирская ГЭС – Ленинград». В тот же период началось объединение по сетям электростанций Горького и Иваново, создание энергетической системы Урала. В соответствии с планом в 1926 году в Москве была создана первая в истории российской энергетики диспетчерская служба. Чуть позже подобные службы появились в Ленинграде, Донбассе, на Урале.

Таких темпов не знала ни одна страна мира. По производству электроэнергии и установленной мощности электростанций в 1935 г. CCCР вышел на второе место в Европе, а построенная в эти годы Днепропетровская гидроэлектростанция мощностью 560 тыс. кВт была самой мощной в Европе. Вместо запроектированных 1750 кВт новых мощностей ввели в эксплуатацию 2560 кВт, а производство электроэнергии только за один последний год увеличилось почти вдвое. К концу же пятнадцатилетнего срока в 1935 году – советская энергетика вышла на уровень мировых стандартов и заняла третье – после США и Германии – место в мире.


Наиболее ярко успех выполнения плана проявлялся в постепенном исключении импортных поставок оборудования за счет роста энергомашиностроения в этой отрасли. Если в 1923 году завод «Электросила» изготовил всего четыре первых гидрогенератора мощностью по 7,5 МВт для Волховской ГЭС, то к середине 30-х годов в СССР функционировали столь крупные предприятия, как «Электрозавод» и «Динамо» (Москва), «Красный котельщик» (Таганрог), Турбогенераторный завод имени С. М. Кирова (Харьков). И начиная с 1934 года в импорте оборудования для энергостроения СССР уже не нуждался.

Осуществление этого грандиозного плана буквально преобразило страну. Результатом его реализации стало не только промышленное обновление страны. Реализация плана повлекла за собой ликвидацию безграмотности и беспризорности, массовый призыв молодежи в профессионально-технические и высшие учебные заведения.

Основные результаты выполнения плана ГОЭЛРО приведены в табл. 14.1.

План ГОЭЛРО сыграл в жизни страны огромную роль: без него вряд ли удалось бы вывести СССР в столь короткие сроки в число самых развитых в промышленном отношении стран мира. Реализация этого плана сформировала по сути дела всю отечественную экономику и до сих пор в значительной мере ее определяет.

Составление и выполнение плана ГОЭЛРО стали возможными исключительно благодаря сочетанию многих объективных и субъективных факторов: немалого промышленно-экономического потенциала дореволюционной России, высокого уровня российской научно-технической школы, сосредоточения в одних руках всей экономической и политической власти, ее силы и воли, а также традиционного соборно-общинного менталитета народа и его послушно-доверительного отношения к верховным правителям.

Как в теоретическом, так и в практическом аспекте план ГОЭЛРО оригинален и аналогов в мировой практике не имел.

Напротив, его уникальность, привлекательность и практическая реальность стали причиной попыток копирования его ведущими странами мира. В период 1923–1931 годов появились программы электрификации США (разработчик Фран Баум), Германии (Оскар Миллер), Англии (так называемая комиссия Вейера), Франции (инженеры Велем, Дюваль, Лаванши, Мативэ и Моляр), а также Польши, Японии и т. д.

План ГОЭЛРО и его реализация доказали высокую эффективность системы государственного планирования в условиях жестко централизованной власти и предопределили развитие этой системы на долгие десятилетия.

В Москве, на ул. Мясницкой, 24, на стене здания, построенного по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля, в котором в 1920 г. заседала комиссия по разработке плана ГОЭЛРО, установлена памятная доска (рис. 14.6).


КОММУНИЗМ ЕСТЬ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно. Эта задача длительная, не менее, как на 10 лет, при условии привлечения к этой работе массы техников, которые дадут съезду Советов целый ряд печатных документов, где разрабатывается детально этот план. Меньше, чем через 10 лет, мы не можем осуществить основы этого плана, создать 30 крупнейших районов электрических станций, которые дали бы возможность перевести всю промышленность на современные основания. Понятно, что без этой перестройки всей промышленности, с точки зрения условий крупного машинного производства, социалистическое строительство останется только суммой декретов, останется политической связью рабочего класса с крестьянством, останется спасением крестьянства от колчаковщины, деникинщины, останется примером для всех держав мира, но не будет иметь своей основы. Коммунизм предполагает Советскую власть, как политический орган, дающий возможность массе угнетенных вершить все дела, — без этого коммунизм немыслим. И во всем мире мы видим доказательство этого, потому что идея Советской власти, ее программа во всем мире одерживает безусловную победу. Это мы видим из каждого эпизода борьбы против II Интернационала, который держится помощью полиции, попов и старых буржуазных чиновников рабочего движения.

Этим обеспечена политическая сторона, но экономическая может быть обеспечена только тогда, когда действительно в русском пролетарском государстве будут сосредоточены все нити крупной промышленной машины, построенной на основах современ-ной техники, а это значит — электрификация, а для этого нужно понимать основные условия применения электричества и соответственно понимать и промышленность и земледелие. Задача громадная, срок для ее осуществления требуется гораздо более значительный, чем тот, в течение которого мы отстояли свое существование против военного нашествия. Но мы этого срока не боимся, мы считаем завоеванием то, что мы привлекли десятки и сотни инженеров и представителей науки, пропитанных буржуазными взглядами, дали им задание реорганизации всего хозяйства, промышленности и земледелия, вызвали в них интерес и получили множество материала, который сводится в целый ряд брошюр. Каждый район по электрификации освещен отдельной брошюрой… К съезду Советов будут изданы брошюры, посвященные каждому району и дающие весь план реорганизации. Задача в том, чтобы со всех концов, в каждой партийной ячейке, в каждом советском учреждении по этому единому плану, рассчитанному на долгий ряд лет, систематически велась работа, чтобы в недалеком будущем мы могли представить конкретно, насколько и как мы двигаемся вперед, не впадая ни в какой самообман и не скрывая трудностей, которые стоят перед нами. Эта задача единого хозяйственного плана, его осуществление во что бы то ни стало становится перед всей республикой.

ПЛАНЫ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Идея разработки плана ГОЭЛРО, его концепция, программа и конкретные характеристики восходят к уровню и обстоятельствам развития и энергетики России, и вообще всей ее промышленности на рубеже XIX-XX веков.

Россия, как известно, вступила на капиталистический путь позже ряда стран Западной Европы и США и значительно отставала от них по многим важнейшим характеристикам. Обладая, например, огромными природными богатствами, она добывала во много раз меньше полезных ископаемых - угля, железной руды и даже нефти, чем США, выплавляла гораздо меньше чугуна и стали. Но темпы промышленного развития России были более высокими, чем на Западе: за одно только последнее десятилетие XIX века ее промышленное производство выросло вдвое, а в тяжелой промышленности - почти втрое. Но несмотря на это, а также на дешевый рынок рабочей силы и мощный приток иноземного промышленного капитала, Россия даже в 1913 году продолжала отставать от ведущих стран мира.

Примерно таким же, как в промышленности, было и положение в электроэнергетике. В том же 1913 году в России на душу населения вырабатывалось всего 14 кВт.ч, тогда как в США - 236 кВт-ч. Но если по количественным характеристикам дело обстояло именно так, то по качественным мы нисколько не уступали передовым зарубежным странам.

Уровень оснащенности российских электростанций и их мощность вполне соответствовали западным и росли одновременно с ними. Интенсивное развитие российской электроэнергетики в начале ХХ века определялось появлением, а затем и внедрением в промышленность электропривода, зарождением электрического транспорта, ростом электрического освещения в городах.

Однако все строившиеся в России электростанции - в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге и т.д. имели ограниченное (от одного до нескольких десятков) число потребителей и энергетически связаны между собой не были. Мало того: значения величин их тока и частот имели колоссальный разброс, поскольку никакой единой системы при разработке этих станций не существовало.

Между тем отечественная электротехническая школа считалась одной из лучших в мире. Деятельность ее координировалась VI (электротехническим) отделом Русского технического общества, а также всероссийскими электротехническими съездами, которых с 1900 по 1913 год состоялось целых семь. На этих съездах рассматривались как технические, так и сугубо стратегические проблемы. В частности, вопрос о том, где лучше строить тепловые электростанции: непосредственно в промышленных регионах - с тем, чтобы подвозить к ним топливо, или, напротив, - в месте добычи этого топлива, чтобы затем передавать электроэнергию по линиям электропередач. Большинство российских ученых и инженеров -электротехников склонялись ко второму варианту - главным образом потому, что в центральной России имелись крупнейшие запасы бурых углей и особенно торфа, для перевозки непригодного и в качестве топлива практически не применявшегося.

Опыт по созданию таких районных станций, работавших на местном, а не на привезенном издалека топливе и обеспечивавших электроэнергией крупный промышленный регион, был впервые реализован под Москвой в 1914 году. Близ Богородска (впоследствии г. Ногинск) соорудили торфяную электростанцию "Электропередача", энергия от которой передавалась потребителям в Москве по высоковольтной линии напряжением 70 кВ. Кроме того, впервые в России эту станцию включили параллельно другой. Ею стала работавшая в Москве с 1897 года электростанция на Раушской набережной (ныне 1-я МОГЭС). В 1915 году на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа выступил с докладом директор станции "Электропередача" Г. М. Кржижановский. В его докладе уже содержались все те главные принципы энергостроительства, которые через пять лет стали основой будущего плана ГОЭЛРО.

По мере роста энергостроительства в России специалисты все больше убеждались в том, что стране нужна единая общегосударственная программа, которая увязала бы развитие промышленности в регионах с развитием энергетической базы, а также с электрификацией транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. На электротехнических съездах неоднократно принимались резолюции о государственном значении электроснабжения, о необходимости сооружения крупных электростанций вблизи топливных месторождений и в бассейнах рек и связывании этих станций между собой при помощи развитой сети электропередач.

Нельзя, однако, сказать, чтобы российские государственные власти хоть как-то реагировали на эти резолюции, тогда как у местной общественности энергостроительство вызывало порой весьма своеобразные реакции. К примеру, разработка Г. М. Кржижановским проблемы использования гидроресурсов Волги в районе Самарской Луки стала причиной следующего письма:

"Конфиденциально. Стол № 4, № 685. Депеша. Италия, Сорренто, провинция Неаполь. Графу Российской Империи его сиятельству Орлову-Давыдову. Ваше сиятельство, призывая на вас Божью благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии. С истинным архипастырским уважением имею честь быть вашего сиятельства защитник и богомолец. Епархиальный архиерей преосвященный Симеон, епископ Самарский и Ставропольский. Июня 9 дня 1913 года".

Все это вместе взятое не могло не влиять на настроения инженеров-электротехников и, возможно, стало одной из причин того, что многие из них, и в том числе Аллилуев, Красин, Кржижановский, Смидович и другие, были причастны к революционному расшатыванию страны. Тем более, что вожди мирового пролетариата оказались в этом отношении куда прозорливее властей царской России и предвидели ту ключевую роль, которую предстояло сыграть в социальном преобразовании общества электричеству…

В. Гвоздецкий. План ГОЭЛРО. Мифы и реальность.

КРЕМЛЕВСКИЙ МЕЧТАТЕЛЬ?

Мы начали беседу с обсуждения будущего больших городов при коммунизме.

Мне хотелось узнать, как далеко пойдет, по мнению Ленина, процесс отмирания городов в России. Разоренный Петроград навеял мысль, которая раньше не приходила мне в голову, что весь внешний облик и планировка города определяются торговлей и что уничтожение ее, прямо или косвенно, делает бессмысленным и бесполезным существование девяти десятых всех зданий обычного города. "Города станут значительно меньше», - подтвердил Ленин. "И они станут иными, да, совершенно иными". Я сказал, что это означает снос существующих городов и возведение новых и потребует грандиозной работы. Соборы и величественные здания Петрограда превратятся в исторические памятники, как церкви и старинные здания Великого Новгорода и храмы Пестума. Огромная часть современного города исчезнет. Ленин охотно согласился с этим. Я думаю, что ему было приятно беседовать с человеком, понимавшим неизбежные последствия коллективизма, которых не могли полностью осознать даже многие его сторонники. Россию надо коренным образом перестроить, воссоздать заново...

А как промышленность? Она тоже должна быть реконструирована коренным образом?

Имею ли я представление о том, что уже делается в России? Об электрификации России?

Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех "утопистов", в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверх фантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появляются новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как подымается обновленная и счастливая, индустриализированная коммунистическая держава. И во время разговора со мной ему почти удалось убедить меня в реальности своего предвидения.

Г. Уэллс. Россия во мгле.

НАШ ОТВЕТ УЭЛЛСУ

— …Приезжайте через десяток лет и посмотрите, что у нас будет! — сказал на прощанье кремлевский мечтатель знаменитому английскому писателю.

Но писатель не приехал. А жаль. Пока он писал свою книгу «Россия во мгле», пока книга издавалась, переводилась на европейские и восточные языки, пока смаковалась поклонниками-читателями, «кремлевские мечты» превращались в действительность, план — фантастический план — ГОЭЛРО был выполнен.

«Взъерошенные» люди, вызывавшие у великого писателя одно презрительное сожаление, извлекали из недр земли лежавшие под спудом рудные сокровища и превращали их в машиностроительные заводы, в генераторы, трансформаторы, гигантские турбины. Они научились делать это — «дикие, некультурные» люди! Они рыскали всюду, от полярного круга до горячего песчаного Туркестана, и в этой «равнинной стране с вялым течением рек» нашли бурные, стремительные реки, водопады, низвергающиеся с четырехсотметровой высоты, и сковывали их цепями железа и бетона. План ГОЭЛРО превратился в генеральный план электрификации СССР.

Два миллиона киловатт ГОЭЛРО казались электрификацией. Но когда эти два миллиона потекли по проводам, завертели колеса машин, засветились огнями — первыми огнями среди вековой тьмы российских просторов, — уже никому не кажутся фикцией шестьдесят миллионов киловатт генерального плана.