Необходимость финансов. Необходимость, сущность и роль финансов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /ИНСТИТУТ/

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Контрольная работа

по дисциплине

«Финансы »

Сущность и необходимость финансов

Особенности организации финансов предприятий разных организационно-правовых форм

Общая характеристика налоговых доходов бюджета

Сущность и необходимость финансов

Финансы представляют собой специфические производные экономического отношения, выражающие процесс образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения экономических функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулированных в государственном бюджете и правительственных внебюджетных фондах.

Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий. Из этих определений можно сделать вывод, что финансы представляют собой денежные отношения. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличны от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда товаропроизводителей. Финансы же - это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и обеспечить контроль за их расходами. Финансы выражают денежные отношения:

1. Между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг.

2. Между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении.

3. Между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов.

4. Между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей.

5. Между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов.

6. Между отдельными звеньями бюджетной системы.

7. Между органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

8. Денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятия.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную, контрольную. Эти функции осуществляются одновременно.

Распределительная функция финансов проявляется прежде всего при первичном перераспределении НД, когда формируется основной доход среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства.

2. Доходы предприятий сферы материального производства.

Перераспределение НД связано:

1. с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций.

2. с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой НД не создается.

3. с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых при помощи финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций, в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении лучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию - контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и использовании (расходовании) их по целевому назначению.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления, финансами и финансовой системой, финансовое законодательство

Особенности организации финансов предприятий разных организационно-правовых форм

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств -- основных и оборотных -- которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают:

Выручка от реализации выбывшего имущества,

Устойчивые пассивы,

Различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.),

Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Особенности организации финансов АО.

АО - коммерческая организация, уставный капитал (УК), который разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Высший орган - общее собрание акционеров, избирает правление, кот. рассматривает отчеты о деятельности общества, устанавливает размер дивидендов и т.д. Держатель 51% акций является владельцем контрольного пакета акций и м. диктовать свою волю всему АО.

Законодательством регулируется формирование уставного капитала АО: для ЗАО УК должен быть не менее 100 МРОТ, для ОАО - не менее 1000 МРОТ. АО позволяет с минимальными затратами аккумулировать свободные средства на фондовом рынке и наиболее эффективно использовать собственны капитал, кот формируется на основе продажи акций. Средства АО могут складываться не только от продажи акций (собственный капитал) и накопления прибыли, но и за счет кредитов банка (заемные средства) выпуска облигаций

Прибыль упрощенно распределяется следующим образом: часть на дивиденды и часть реинвестироваться в активы АО.

Реинвестирование прибыли относительно дешевая форма финансирования предприятия. Оно позволяет избежать дополнительных расходов как при выпуске новых акций и сохраняет систему контроля, т.к. количество акционеров не меняется.

Дивиденд - часть ЧП АО, распределяемая среди акционеров пропорционально числу акций,находящихся в их распоряжении. Решения о выплате принимаются 1 раз в квартал,1/2 года или год. АО создает резервный фонд 15% от размера УК. Источники дивидендов - чистая прибыль, по привилегированным - специальный фонд. Промежуточные дивиденды могут не выплачиваться.

Предприятие для оптимизации дивидендной политики должно решать две задачи:

а) максимизация совокупного достояния акционеров

б) достаточное финансирование деятельности предприятия.

Существуют различные методики выплаты дивидендов:

постоянное %-ое распределение прибыли - предполагает неизмененное значение показателя «дивидендный выход» - отношение дивиденда по обыкновенны акциям к прибыли;

фиксированные дивидендные выплаты - регулярная выплата дивидендов на акцию в неизмеряемом размере в течение продолжит времени независимо от изменения цен на данные акции;

выплата гарантированного минимума и экстра-дивидендов - компания выплачивает фиксированные дивиденды, а периодически - дополнительные дивиденды в случае успешной работы, данные об экстра - премии публикуются.

выплата дивидендов акциями - акционеры получают вместо денег дополнительный пакет акций (компания развивается быстрыми темпами и ей нужны средства на развитие, либо у предприятия нет денег).

Гражданский Кодекс содержит ограничения на выплату дивидендов в Российской Федерации:

до полной оплаты всего УК общества

до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии с законодательством

если АО на момент выплаты дивидендов отвечает признакам несостоятельности, либо признаки несостоятельности проявятся после выплаты дивидендов

если стоимость чистых активов < его УК и резервного фонда, либо станет в результате выплаты дивидендов

5) если не удовлетворены требования по привилегированным акциям, нельзя выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям.

Размер дивиденда объявляется без учета налогов. Выплата осуществляется либо самим обществом, либо банком - агентом. Дивиденд может выплачиваться чеком, платежным поручением или почт переводом.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Поэтому главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Общая характеристика налоговых доходов бюджета

Налоговые отношения, формирующие финансовую основу современного государства, в значительной степени обусловливают экономическое поведение хозяйствующих субъектов и властных структур, воздействуя на экономическое и социальное развитие страны.

Налоговая система России, созданная в 1992 г., претерпела за прошедшие годы существенные изменения, в связи с чем представляется интересным проследить динамику основных характеристик налогообложения и ряда макроэкономических показателей с целью выявления существующих между ними взаимосвязей.

Сформированная в условиях глубокого системного кризиса начала 90-х годов прошлого века налоговая система была призвана обеспечить мобилизацию в бюджет максимально большого объема ресурсов для обеспечения государственных функций и финансирования обширных социальных обязательств. Основными ее характеристиками в этот период являлись высокий, с одной стороны, налоговый пресс и чрезмерность налоговых санкций, наличие многообразных льгот и индивидуальных преференций - с другой, что привело к нарушению базового принципа равенства в налогообложении.

Эти обстоятельства, осложненные нестабильностью налогового законодательства, послужили причинами того, что налоговая система стала тормозом на пути экономического развития.

Принципиальное изменение роли налоговой системы в экономике, направленное на стимулирование экономического роста, связывается с Налоговым кодексом (НК РФ), первая часть которого, закрепившая институциональные правила, вступила в силу в 1999 г., вторая, определяющая порядок взимания конкретных налогов, вводится постепенно, начиная с 2001 г.

Для налогообложения на основе НК РФ характерно уменьшение перечня применяемых налогов, снижение ставок основных федеральных налогов, сопровождающееся отменой большинства льгот.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. (около 84% бюджета).

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика.

Косвенные -- это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.)

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1) по своей роли в процессе воспроизводства -- на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению -- на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятии, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

Подобные документы

    Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства составляет финансы общества. Понятие и необходимость финансов, их особенности. Структура и функции финансов как проявление их сущности.

    реферат , добавлен 11.01.2010

    Принципы и формы организации финансов предприятий. Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов организации. Связь финансов с процессами развития товарно-денежных отношений.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Особенности денежных фондов и финансовых ресурсов. Распределение денежных доходов предприятий. Налоговая система государства. Расходы государственного бюджета.

    курс лекций , добавлен 13.12.2011

    Раскрытие экономической сущности финансов предприятий как системы денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств. Состав основного капитала фирмы. Инвестиционные вложения, оборотный капитал и управление затратами.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Изучение функций и принципов организации финансов предприятия - совокупности денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Сущность и задачи финансового менеджмента. Финансовая модель капитала.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2011

    Сущность и определение источников формирования финансов предприятия, их основные функции: распределительная, контрольная. Содержание финансовых отношений предприятия. Особенности организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Финансы как совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Основные функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая, стимулирующая и воспроизводственная.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2009

    Характеристика финансовых отношений коммерческих организаций. Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий. Классификация, порядок формирования и направления использования средств основных денежных фондов коммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2010

    Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов. Взаимосвязь финансов с другими элементами системы денежных отношений. Функции финансов и направления финансовых потоков. Общая характеристика и анализ финансового состояния ООО "Цветоптторг".

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Понятие финансов. Денежный характер финансовых отношений. Деньги - обязательное условие существования финансов. Движение денежных средств. Роль финансов в кругообороте производственных фондов, методы исчисления. Кредитная система в рыночных условиях.

1. Необходимость и сущность финансов.

Термин «финансы» (от лат. - доход, платеж) существуют разные точки зрения:

Термин «финансы» возник в 18-19 вв. В Италии и означал любой денежный процесс;

Понятие введено франц. ученым Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Возникновение фин-ов как истор-кой категории обусловлено:

Общест-ым разд-ем труда и делением общества на соц. группы;

Созданием централизованного гос-тва;

Развитием товарно-денежных отношений;

Появлением самостоятельных, независимых хоз-щих субъектов.

Финансы как эк-ая категория –связующее звено м/д созданием и использованием ВВП и НД. На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавливаются условия для появления «финансов». На второй стадии процесса воспроизводства – распределении – возникают финансовые отношения. Т.о. без участия финансов созданная стоимость не м.б. распределена.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охва­тываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процес­се общественного воспроизводства определяются эконом-им строем общества, природой и функциями гос-ва.

По материальному содержанию финансы - это целе­вые фонды ДС, в совокупности представляю­щие финансовые ресурсыстраны.Главное условие роста фин. ресурсов - увеличение национального дохода. (Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия)

Источники формирования финансовых ресурсов:

-на уровне гос-ва: налоговые доходы, гос-ные и муниципальные кредиты, доходы от внешнеэкономической деятельности и др..;

-на уровне хозяйствующего субъекта: прибыль, амортизационный фонд, кредиты, и др.;

-на уровне домохозяйства: з/пл, выплаты соц. характера, кредиты, доходы от предпринимательской деятельности, продажи имущества и др.

Финансы -это эк-кие отношения, связанные с формированием, распределением и использова­нием централизованных и децентрализованных фондов ДС в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Под централизованными финансами понимаются эк. отношения, связанные с формированием и использованием фондов ДС гос-ва, аккумулируемых в гос. бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах.

Децентрализованные финансы - денеж­. отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств.

Т.е. можно сказать, что финансы - это отношения по

В состав финансовых отношений включают:

· отношения, возникающие в рамках одного предприятия (распределение выручки, распределение прибыли, образование и использование денежных фондов)

· отношения, возникающие м/д предприятиями (образование УК, предоставление безвозмездных ДС, уплата штрафов, неустоек)

· отношения, возникающие между ЮЛ и гос-вом (уплата налогов в бюджет и ВБФ, добровольные платежи ЮЛ государству)

· отношения, возникающие между ФЛ и гос-ом (уплата налогов, выплата пенсий, пособий, з/пл)

· отношения, возникающие м/ду ФЛ и ЮЛ (по поводу образования и использования фонда оплаты труда, образование уставных капиталов, безвозмездная помощь ЮЛ и ФЛ)

· отношения м/ду гос-ом и местной властью (распределение м/ду органами власти средств бюджета и ВБФ).
2. Гос. кредит, его сущность и роль в финансовой системе.

ГК – совокупность эк-ких отношений м/ду гос-ом в лице его органов власти и управления и ФЛ и ЮЛ, при кот. гос-во выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

ГК возникает в связи с заимствованием гос-вом ДС на финансовом рынке. Причиной заимствования является недостаток доходов для покрытия всех расходов . Этот недостаток возникает по причинам:

Общий дефицит бюджета, кот. определяется при составлении бюджета; - временный недостаток средств, который возникает в процессе исполнения бюджета (кассовый разрыв, связанный с особенностями поступления доходов и финансирования расходов).

Классификация гос. займов:

1. По субъектам заемных отношений различают: займы, размещаемые центральными органами управления; займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения : внутренние; внешние.

3. По сроку : краткосрочные (до года) (векселя); среднесрочные (от 1 до 5) (облигации); долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

4. По обеспеченности долговых обязательств: закладные, обеспеченные конкретным залогом; беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

5. По способу выплаты дохода различают : выигрышные облигации; процентные; с нулевым купоном (продажа осуществляется со скидкой (дисконтом)).

6. В зависимости от метода определения дохода : долговые обязательства с твердым доходом, с плавающим доходом.

7. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают : обязательства с правом долгосрочного погашения; без права долгосрочного погашения.

8. В зависимости от варианта погашения задолженности различают: погашение единовременным платежом; частями (равными долями; возрастающими; снижающимися долями).

В системы ГК включают понятие "условного ГК " – когда гос. выступает в качестве гаранта по кредитам, предоставленным иностр. заемщикам, местным органам власти, гос. объединениям…

Отличия от банковского кредита: ГК не имеет целевой направленности; обеспечением служит все имущество, находящееся в собственности гос-ва; непроизводительное использование капитала.

Гос-во использует несколько форм ГК : кредиты, полученные правительством; гос.е займы, осуществленные выпуском ценных бумаг от его имени; др. долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Гос. займы – основная форма ГК, когда гос-во выступает в качестве заемщика. Осуществляется выпуском долговых ценных бумаг, кот. размещаются среди ЮЛ и ФЛ как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Гос. ценные бумаги – совокупность долговых обязательств, облигаций и т.д., кот. эмитируются федеральным Правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в гос. собственности, и привлекают временно свободные ДС населения и субъектов хозяйствования.

1. Через распределительную осуществляется формирование централизованных денеж. фондов гос-ва или их использование на принципе срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, гос-во обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых гос. займов погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием гос. долга.

2. Регулирующая функция гос. кредита заклю­чается в том, что, вступая в кредитные отношения, гос-во вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и ка­питалов, на производство и занятость.

Гос-во регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физ. лиц, гос-во снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

3. Контрольная функция. Ее особенности: 1) тесно связана с деятельностью гос-ва и состоянием централизованного фонда ДС; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств ; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

3. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения на микроуровне выступают юр. и физ. лица, на макроуровне - гос-во. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распред-ная функция охватывает три ступени:

1) формирование фондов денеж. средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денеж. средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства гос-ва;

2) распределение денеж. фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денеж. фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосу-ных потребностей страны.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные , или первичные , доходы. В сфере материального производства к первичным доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в соц., внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных , или производных, доходов .

Перераспределительный процесс ВВП и НД осуществляется через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегос-ные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные соц. фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, д. обеспечить лиц, не занятых в сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих возможности участвовать) в трудовом процессе.

Необходимость, сущность и функции финансов

Финансы - одна из важнейших экон-их категорий, отражаемая экон-ие отношения в процессе создания и использования ден-ых средств.

Необходимость финансов обусловлена наличием гос-ва, тов-денежным характером произв-ва, действием экономических законов. Необходимость выражается: - без финансов не может существовать ни одно гос-во, т к они позволяют концентрировать в руках гос-ва денежные средства и использовать их для выполнения возложенных функций; - Финансы – главный элемент общественного воспроизв-ва, они необходимы всем уровням системы гос управления, подразделениям экономики; - без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов .

Сущность финансов проявляется в их функциях:

Распределительная: связана с распределением ВВП и нац. дохода. Фин отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения нац. дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания нац. дохода (в сфере матер-ого произв-ва). В результате распределения не образуются общественные денежные фонды для развития экономики страны, обеспечение обороны…., т е нужно перераспределение, связанное с наличием непроизводственной сферы. Объект распределительной функции – ст-сть ВВП и нац. богатства. Субъект – физ. и юр. лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Контрольная: источником ее реализации является финансовая информация (фин. показатели, имеющиеся в БУ, стат. отч-ти) Главная задача - наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных фондов ден. средств для повышения эффективности общественного производства.

Контроль рублем (как функция финансов) – контроль реального денежного оборота.

Финансы имеют свои специфические признаки , которые позволяют отделять их от других экономических отношений.

1-ый обязательный признак финансов состоит в том, что финансы ограниченно связаны с функционированием денег и проявляют свою сущность через стоимостные отношения.

2-ым специфическим признаком финансов является их распределительный характер, т. е. связь со стоимостным распределением и перераспределением валового внутреннего продукта.

3-ий признак . В отличие от других стоимостных распределительных категорий финансы всегда связаны с формированием и использованием конечных результатов, т. е. доходов и накоплений, и созданием на этой основе денежных фондов различного целевого назначения.

2. Финансовая система РФ, её состав и характеристика основных показателей

Фин. система РФ – совокупность фин. инструментов или различных звеньев фин-экон. отношений, каждый из которых характеризуется особенностями формирования, распределения и использования фондов ден. средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Состав финансовой системы:

Финансы организаций

1.1 Финансы организаций материального производства

В финансовой системе любого государства ведущее место принадлежит финансам предприятий и отраслей материального производства. Это определяется тем, что в материальном производстве создаются ресурсов, необходимые для формирования денежных фондов всех других подразделений финансовой системы. От состояния финансов производственной сферы зависит прочность, устойчивость и надежность всей финансовой системы в целом.

1.2. Финансы непроизводственной сферы

Финансы предприятий и отраслей непроизводственной сферы имеют свою специфику. Они связаны:

    ("1") с перераспределением и использованием ВОП;
    с формированием и использованием в преобладающей мере фондов потребления;
    во многих отраслях непроизводственной сферы основным источником формирования денежных фондов являются бюджетные ассигнования .
Общегосударственные финансы (бюджеты всех уровней власти, государственные внебюджетные фонды)

Общегосударственные финансы являются стержнем финансовой системы и занимают в ней центральное место. Через них осуществляется связь между всеми другими подразделениями финансовой системы. У одних подразделений эта связь проявляется по линии получения средств (бюджетных ассигнований), у других - по линии платежей и взносов , у третьих и то и то.

Специфика общегосударственных финансов как подразделения финансовой системы в том, что они не связаны ни с созданием ВВП, ни с его потреблением, а являются чисто распределительным механизмом. С их помощью осуществляется связь между финансами производственной и непроизводственной сфер. Через общегосударственные финансы распределяется не менее 1/3 ВВП.

3.Финансы населения (финансы домашних хозяйств)

Источниками формирования денежных фондов населения являются:

    доходы от предпринимательской деятельности , в том числе от продажи имущества; заработная плата наемных работников; социальные выплат ы (пособия, пенсии и т. д.); средства мобилизуемые на финансовом рынке (% по вкладам, доходы от операций с ценными бумагами и т. д.).
Управление финансами, его задачи, элементы. Финансовый аппарат: структура и функции

Эффективное управление финансами – это деятельность с наилучшим из возможных рез-ов по удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации фин. рес-ов гос-ом и муниципалитетом.

Цель управления финансами - нахождение и поддержание оптимального финансового состояния народного хозяйства и его подразделений.

Элементы управления:

1) фин. планирование – целью является обеспечение фин. рес-ами воспроизв-ых процессов в соответствии с программой соц-экон. развития на планир-ый период;

2)фин. прогнозирование – целью является оценка предполагаемых объемов фин. рес-ов для определения предпочтительных вар-ов фин. обеспечения деят-ти субъектов хоз-ния, органов гос. власти;

4. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату Отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ, по итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ принимается решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Таким образом, можно видеть, что понятие бюджетный процесс отличается длительным периодом (почти 3 года), в отличие от бюджета, который действует в течение финансового года.

Участники бюджетного процесса?

В Бюджетном Кодексе выделены следующие участники бюджетного процесса:

Президент РФ: полномочия - внесение Бюджетного послания в ГосДуму (основные направления бюджетной и налоговой политики), утверждение (подписание) федерального закона о федеральном бюджете; ("5") Органы законодательной (представительной) власти (Федеральное Собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ и т. п.): полномочия - рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, последующий контроль за исполнением бюджета + формирование органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующего бюджета; Органы исполнительной власти, местного самоуправления (Правительство РФ; главы субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и др.): полномочия – составление проекта бюджета, внесение проекта бюджета + необходимых документов и материалов на рассмотрение, исполнение бюджета, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета и др.; Органы денежно-кредитного регулирования (Банк России): полномочия - совместная с Правительством разработка и представление на рассмотрение в Государственную Думу основных направлений денежно-кредитной политики, обслуживание счетов бюджетов , осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ; Органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная Палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления; контрольные органы исполнительной власти). Государственные внебюджетные фонды (составление проектов бюджетов ГВБФ, внесение проектов бюджетов ГВБФ, исполнение бюджетов, представление отчетов об исполнении бюджетов ГВБФ) Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

Главные распорядители – это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации . Главные распорядители бюджетных средств определяются ведомственной классификацией расходов. Они выполняют следующие функции: определяют задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений ; составляют бюджетную роспись ; распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; исполняют соответствующую часть бюджета и др.

Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции.

    бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств.

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органом государственной власти или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы учреждения.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

    кредитные органы, которые осуществляют отдельные операции с бюджетными средствами (уполномоченные банки).
Иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Понятие, сущность, цель и значение налогового администрирования

Налоговое администрирование – в широком смысле, это деятельность гос. органов власти, имеющая определяющее воздействие на процессы управления в области налогов, в узком смысле , повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающих своевременную и полную уплату н/п - ми в бюджеты и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Основной целью налогового администрирования является обеспечение оптимального уровня собираемости налогов и сборов в бюджетную систему страны.

Общий предмет налогового администрирования – отношения по взиманию налогов и сборов.

("6") правомочия органов власти разных уровней в регулировании налоговых отношений;

определение основных понятий, используемых в законодательстве о налогах и сборах;

права и обязанности налогоплательщиков и полномочия налоговых органов;

процедуры налогового контроля;

процедуры обжалования решений и действий налоговых органов и др.

Субъектами налогового администрирования выступают специфические участники – н/п - ки и налоговые агенты; объекты налогового администрирования – налоговые органы.

По своему объему и содержанию налоговое администрирование представляет собой систему:

учета налоговых субъектов и объектов (ст. ст.83-86 НК РФ);

процедур по исчислению и уплате налога (гл. гл.7-12 НК РФ);

контрольных процедур (гл. гл.13,14,19,20 НК РФ);

мер ответственности за совершенное налоговое правонарушение (гл. гл.15-18 НК РФ).

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Принципы, методы и функции налогового администрирования

Принципы налогового администрирования базируются на основных организационных положениях деятельности налоговой системы:

принцип законности. Он связан с необходимостью строгого соблюдения нормативных правовых актов при совершении всех мероприятий налогового органа

принцип осуществления налогового администрирования специально уполномоченными на то субъектами - должностными лицами налоговых органов;

принцип проведения контроля при налоговом администрировании в указанных в НК формах;

принцип непрерывности налогового администрирования;

("7") принцип соблюдения налоговой тайны;

принцип осуществления налогового администрирования под общественным и государственным контролем . Общественный контроль выражается в деятельности специальных общественных правозащитных организаций, государственный – в контроле Федеральной налоговой службой РФ за деятельностью нижестоящих подразделений;

принцип ответственности за совершение правонарушения;

принцип приоритета предупреждения правонарушения над применением карательных санкций.

В качестве методов налогового администрирования выступают:

Налоговое планирование,

Налоговое регулирование и

Налоговый контроль.

Функции нал. администрирования :

Планирование в нал. администрировании находит свое выражение не в определении будущего состояния нал. системы и расчетах нал. поступлений, а в составлении планов проведения всех форм нал. контроля, особенно последующего (метод нал. проверок) в целенаправленной работе по выбору НП-ка для выездных нал. проверок, приоритетных к т. зр. большей вероятности обнаружения серьезных нарушений нал. законодательства.

Организация – обеспечивает эффективность контроля за уплатой Н, повышения уровня их собираемости, предупреждение неплатежей и пресечение ухода от налогов, общее улучшение работы НО. Эта функция находит свое проявление в построении организационной структуры НО, в создании механизма координации работы всех звеньев ФНС России и содействия с правоохранительными и др. контролирующими органами

Контроль - характеризуется уровнем мобилизации в бюджетной системе налогов и др. обязательных платежей, полнотой учета НП-ов и объектов налогообложения , снижением числа суд. разбирательств и жалоб НП на действия субъектов нал. контроля.

8. Теоретические основы обеспечения сбалансированности бюджета .

В зависимости от особенностей экономического развития государства можно выделить три состояния бюджета: дефицит – превышение расходной части бюджета над доходной; баланс – равенство доходной и расходной частей и профицит – доходы бюджета превышают его расходы.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Выделяют несколько причин этого явления:

Низкая эффективность общественного производства. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в 1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет РФ от нефтяных компаний) Нерациональная структура бюджетных расходов, т. е. положение, при котором страна живёт не по средствам. ("8") Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов . Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешнего долга . Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту , это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.

В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство выпускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).

Государственная регистрация и учет налогоплательщиков и налоговых агентов в налоговых органах

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Постановка на учет организации по ее месту нахождения осуществляется на основании сведений внесенных в единый государств. реестр. юр. лиц. (ЕГРЮЛ).

Датой постановки на учет юр. лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государств. регистрации при создании юр. лица или о гос. регистрации при создании юр. лица путем реорганизации.

("10") Постановка на учет физ. лиц, которые не относятся к ИП осуществляется по месту их жительства.

Постановка на учет организаций осуществляется на основе заявления по месту нахождения организации.

НО, осуществляющий постановку на учет обязан выдать свидетельство о постановке на учет вновь созданных организаций или ИП-елей.

Если НП-ик изменил место нахождения или место жительства, то снятие с учета так же осуществляется НО.

Постановка на учет по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основе полученных документов от НО по прежнему месту жительства (нахождения)

Каждому НП-ку присваивается индентичный номер НП-ка, а при регистрации присваивается ОГРН-основной государственный регистрац. номер.

Структура ИНН:

Для организаций (это 10-тизначный цифров. код, обозначен NNNNXXXXXC) Для физ. лиц (12-тизначный цифр. код NNNNXXXXXXCC)

ИНН формируется как цифр. код состоящий из последовательности цифр, обозначающих слева направо след.:

Код НО, который присвоил ИНН (NNNN) Порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого гос. реестра НП-ков налогового органа, осуществившего постановку на учет (для организаций 5 Х-ов, для ФЛ 6 Х-ов) Контрольное число рассчитанное по спец. алгоритму, установленному ФНС (С и СС)

Дополнением к ИНН в связи с постановкой на учет в разных НО, по основаниям предусмотренным НК, для организаций применяется код причины постановки на учет (КПП)

КПП представляет собой последовательность цифр NNNNPPxxx, которые слева направо означают:

NNNN - это код НО, который осуществил постановку на учет организации по ее месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и трансп. средств. PP - причина постановки на учет ХХХ - порядковый номер постановки на учет в территориальном НО по соответствующим причинам

НО осуществивший постановку на учет организации выдает ей или направляет по почте свидетельство о постановке на учет или уведомление о постановки на учет.

Вместе с тем организациям предписано вставать на налоговый учет и по месту своего нахождения, и по месту нахождения филиалов. Кроме того, налогоплательщик обязан письменно уведомить налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течения одного месяца со дня их создания.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Сущность и необходимость финансов

Финансовый анализ

1. Сущность и необходимость финансов.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

2. Функции финансов и дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т. д.

Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Однако распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Тем не менее финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них.

Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку сущности финансов, возражают против ограничения финансов только перераспределительными отношениями, поскольку именно благодаря финансам осуществляется процесс первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин «императивность» трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

Если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития вызывают существование финансов.

К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

3. Финансовая система, ее звенья.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

4. Финансовый контроль. Управление финансами.

Финансовый контроль.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

В России выполнение задач организации, осуществления и контроля за исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации возложено на казначейство.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т. д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Управление финансами.

Согласно определению, управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации «узких» мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

Финансы - экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Финансы в общественном воспроизводстве

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития . Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

  • хозяйствующие субъекты (корпорации);
  • государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Доходами домашних хозяйств являются оплата труда в форме заработной платы и ряд других (процентный доход, доход от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и частично на лечение. Хозяйствующие субъекты (предприятия, корпорации) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим предприятиям. Одновременно они несут определенные расходы. Разница между всеми доходами и расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление.

Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд: содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.

Процесс распределения сопровождается процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подходного и социального налогов. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает доход в форме прибыли. Определенная ее часть в форме налоговых платежей поступает в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (отчетного года), представляющая собой сумму нетто-прибыли (чистой прибыли). В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей, а также для материального поощрения (оба фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов.

2. Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие. Финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяются выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Перераспределение финансовых ресурсов способствуют изменению структуры и динамики производства, перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказывать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых предприятий, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций, и завершается распределение финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, развитие непроизводственной сферы, реализацию социальных гарантий, решение социальных задач.

Финансы, оказывая регулирующее воздействие на все составляющие воспроизводственного процесса, способствуют:

  • созданию всем хозяйствующим субъектам условий для самофинансирования и, регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, установлению минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;
  • обеспечению заинтересованности всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;
  • созданию условий доверия для всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумулирования временно свободных денежных средств и их перераспределения.