Кбк код главы. Коды бюджетной классификации (КБК) платежного поручения

Код бюджетной классификации (КБК) – довольно известная аббревиатура для бухгалтеров, операционистов банков, а также работников бюджетных учреждений.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, а именно №145-ФЗ , КБК представляет группы расходов, доходов, а также источники формирования дефицитов бюджета и операций публично-правовых образований.

Коды бюджетной классификации – это двадцатизначные комбинации специального цифрового кода. Используются для группировки статей государственного бюджета, их составления и исполнения, а также формирования отчетности об их выполнении.

Структура кода в случае доходов бюджетов :

  1. Администратор (с 1 по 3 цифры представлен главный администратор поступлений в бюджет).
  2. Виды доходов (4 цифра – группа, 5 и 6 – подгруппа, 7 и 8 – статья, с 9 по 11 – подстатья, 12 и 13 – элемент).
  3. Программа/подпрограмма (с 14 по 17 цифры – подвид доходов).
  4. ЭКД (экономическая классификация доходов, с 18 цифры по 20, классифицирует операции сектора госуправления).

Первая группа структуры КБК состоит из трех знаков. Составляющая «Группа» из видов доходов КБК представлена одним знаком, подгруппа – двумя.

Знаки в подгруппе могут быть следующие:

  • 1 – налоги;
  • 2 – поступления на безвозмездной основе;
  • 3 – доходы от предпринимательской деятельности.

Статья представлена двумя знаками, подстатья – тремя, элемент – двумя, которые определяют вид бюджета.

Структура кода элемента и его значения:

  • 01 – федеральный бюджет;
  • 02 – бюджет субъекта РФ;
  • 03 – местный;
  • 04 – городской округ;
  • 05 – муниципальный район;
  • 06 – ПФР;
  • 07 – ФСС РФ;
  • 08 – ФФОМС РФ;
  • 09 – территориальный ФОМС;
  • 10 – поселение.

Подвид доходов (программа) представлена следующим :

  • 1000 – уплата основного платежа;
  • 2100 – пени;
  • 3000 – штрафы;
  • 2200 – отчисление процентов.

ЭКД конкретизирует код дохода и может быть представлена тремя значениями.

КБК расходов представлен следующей структурой с пятью элементами:

  1. Главный распорядитель бюджетных средств (с 1 по 3 цифры, администратор).
  2. Раздел и подраздел (с 4 по 7 цифры по два знака на каждый).
  3. Целевая статья расходов (с 8 по 14 цифры, 11 и 12 знаки – программа, 13 и 14 – подпрограмма).
  4. Вид расходов (с 15 по 17 цифры, три знака).
  5. ЭКР, которая классифицирует операции государственного сектора, относящиеся к расходам бюджетов).

Раздел и подраздел конкретизируются :

  • 01 00 – 15 подразделов – вопросы общегосударственного характера;
  • 02 00 – 8 – национальная оборона;
  • 03 00 – 13 – правоохранительная деятельность и нацбезопасность;
  • 04 00 – 11 – национальная экономика;
  • 05 00 – 4 – ЖКХ;
  • 06 00 – 4 – охрана окружающей среды;
  • 07 00 – 9 – образование;
  • 08 00 – 6 – культура, кинематография, СМИ;
  • 09 00 – 4 – спорт и здравоохранение;
  • 10 00 – 6 – социальная политика;
  • 11 00 – 4 – межбюджетные трансферты.

С помощью КБК определяют информацию о платежах (их цель, адресат). С помощью корректно указанного КБК можно:

  1. Совершать платежные операции без ошибок.
  2. Быть в курсе истории перемещений денежных средств.
  3. Облегчить работу сотрудников на государственной службе.
  4. Грамотное планирование бюджета и управление финансовыми потоками.
  5. Фиксация задолженности по кредиту.
  6. Гарантировать поступление средств на расчетный счет и отсутствие штрафных санкций от отправителя.

КБК отражается в специальном поле платежных поручений, которые предназначены для проведения налоговых платежей, страховых взносов, пеней и штрафов.

Среди КБК можно выделить следующее : налоги (НДФЛ, НДС, на имущество и т.д.), госпошлины, штрафы и возмещение ущерба, УСН 6% и 15%, ЕНВД, нефть, газ, вода, полезные ископаемые, пользование недрами, страховые взносы.

В качестве примера рассмотрим ООО «Возмездие», которое проводит отчисления в случае возникновения несчастных случае и проф. заболеваний у сотрудников.

КБК в данном случае на 2018 год будут следующие :

  • 393 1 02 02050 07 1000 160 – своевременное перечисление денежных средств;
  • 393 1 02 02050 07 2100 160 – оплата пеней;
  • 393 1 02 02050 07 3000 160 – штрафы по обязательному платежу.

Для чего введен

Коды бюджетной классификации используются давно, но только после введения Приказа Минфина РФ №72н и Указаний о применении бюджетной классификации РФ стали использоваться 20-ти значные коды.

Созданная классификационная система позволяет быстро перечислить и отправить средства получателю из номенклатуры государства. КБК используются не только ИП и в малом бизнесе, но и крупными предприятиями.

Иногда КБК могут изменяться, в большинстве документов КБК является обязательным реквизитом .

Заполнение в платежных документах

Платежный документ представляет расчетную документацию, на основании которой банковское учреждение производит денежные перечисления. Для оплаты налогов и взносов используется форма №0401060.

В 2018 году перечислением налогов и страховых взносов занимается ФНС, плательщики должны будут подавать единую отчетность (№243-ФЗ).

Показатель кода бюджетной классификации в строке №104 заполняется следующим образом :

  1. Строка 16 – получатель – указывается территориальный орган ФНС.
  2. Строка 22 – уникальный идентификатор начисления (УИН) – 0 по текущим платежам.
  3. Строка 106 – основание платежа – код устанавливается в соответствии с Приложениями Приказа Минфина №107н.
  4. Строки 107, 108, 109 (налоговый период, номер документа на проведение платежа, дата отчисления) – заполнение аналогично платежному поручению по налогам.

Если КБК указан неверно, то «платежки» либо возвращаются налогоплательщику, либо им присваивается статус «невыясненные».

В результате бухгалтерия обязана отыскать документ, а сумму платежа вернуть на расчетный счет. В данном случае будут нарушены сроки уплаты налога, плательщику начисляются пени за несвоевременное проведение платежа.

Также проводится повторная оплата налога . Бывают ситуации, что предприятие перечислило налог, но ошиблось в указании КБК.

В результате сумма платежа поступила в уплату другого налога – по одному налогу получится переплата, по другому – недоимка. Решается ситуация путем составления письма и отправления его в налоговые органы с целью перебросить средства с одного налога на другой. Перед этим проводится сверка. В данном случае пени все равно будут начислены, так как просрочены сроки уплаты.

Согласно Приказу Минфина РФ №230н , в 2018 году некоторые коды бюджетной классификации исключили, в некоторые были внесены незначительные корректировки .

КБК страховых взносов в 2018 году для организаций и ИП имеют код администратора 182. Коды различаются в зависимости от того, за какой период уплачивает компания.

Обновились все КБК страховых взносов – для компаний и предпринимателей, по основным и дополнительным тарифам. Кроме того, чиновники разделили их по дополнительным тарифам за сотрудников на вредном производстве. Для компаний, которые провели спецоценку, коды не такие, как для остальных.

Применение КБК осуществляется на основании указаний, утвержденных приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н. Указания устанавливают структуру, принципы назначения, общие требования к порядку формирования и применения КБК и являются обязательными для всех.

  • доходов бюджетов;
  • расходов бюджетов;
  • источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • операций сектора государственного управления.

Доходы бюджетов пополняются в том числе за счет налогов и приравненных к ним платежей. Они весьма разнообразны, но каждому присваивается свой отдельный код бюджетной классификации, причем первые три цифры кода указывают на администратора платежа. Наиболее распространенный код администратора — 182, код ФНС РФ.

КБК в платежке в 2019 году

То, что для бюджета является доходом, для налогоплательщиков — оплата в государственную казну налогов и приравненных к ним платежей и страховых взносов (кроме «на травматизм»). Поэтому каждый из них вначале поступает на счета территориального органа Федерального казначейства и классифицируется там на основании КБК.

Для любого налогоплательщика или налогового агента, независимо от его организационно-правовой формы, очень важно правильно оформить платежку, так как ошибки, например, неверное заполнение этого поля в платежном поручении, могут привести к тому, что деньги зачислят «не по адресу». Федеральное казначейство может отнести его в разряд «невыясненных». А значит, у плательщика образуется неоплаченное обязательство перед государством, т. е. непогашенная недоимка, пени, штрафы и прочие санкции со стороны государства, в данном случае перед администратором платежей. Этого можно избежать, если верно указывать код бюджетной классификации.

Приказ № 87н от 09.06.2017, который внес изменения в действующие указания по применению КБК, содержит новые коды бюджетной классификации:

  • акцизы. Введены новые коды бюджетной классификации на нагревательный табак и никотиносодержащие жидкости, а также электронные сигареты (приказ Минфина от 06.06.2017 № 84н);
  • курортный сбор. Новый КБК для перечисления курортного сбора в соответствующий бюджет. Теперь перечислять платеж следует по 000 1 15 08000 02 0000 140 («Плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор)»), где первые три цифры (нули) будет администратор доходов. Пока администратор курортного сбора не определен.

Как корректно указать КБК в расчетных документах

Форма платежного поручения и на перечисление обязательных платежей в бюджет утверждены Указанием ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У, а правила заполнения — МНС РФ от 03.03.2003 № БГ-3-10/98. В 2019 году применяются формы платежного поручения, закрепленные Положением ЦБ РФ №383-П и приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н.

Каждое поле поручения имеет свой код, с помощью которого ЦБ и Минфин устанавливают правила заполнения реквизитов. Например, предназначено для статуса плательщика.

КБК указываем в поле с кодом 104.

Пример заполнения поля 104 в расчетных документах

Рассмотрим несколько примеров заполнения поля 104 в платежном поручении налогоплательщика, плательщика взносов.

Страховые взносы

С 01.01.2017 все взносы по обязательному страхованию работников, кроме взносов «на травматизм», необходимо перечислять в ФНС. Для удобства плательщиков на сайте ФНС размещена информация, какой КБК указывать по платежу в бюджет . Так, для оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (20 %) за июнь используем 182 1 02 02010 06 1010 160.

Реквизиты платежного поручения на ОПС (20 %) за январь 2019 г.:

  • поле 104 — код бюджетной классификации, например, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
  • поле 105 — ОКТМО, код территории по общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту учета налогоплательщика (налогового агента);
  • поле 106 — для текущих платежей указывается код ТП (текущего года);
  • поле 107 — значение показателя налогового периода; может принимать соответствующее значение периода: МС — месячные платежи;
  • поле 108 — номер документа, в данном случае ставится «0»;
  • поле 109 — дата документа, в данном случае ставится «0»;
  • поле 110 — тип платежа, не заполняется;
  • поле 24 — назначение, в данном случае указывается номер страхователя в ПФР РФ.

Налог на прибыль организаций

Иногда бывает необходимо один налог распределить по соответствующим ставкам по разным уровням бюджета: в федеральный и региональный, например, на прибыль.

Предположим, необходимо заплатить в 2019 г. налог в сумме 20 000,00 руб. (налогооблагаемая база составила 100 000,00 руб.).

Для этого необходимо сформировать два платежных поручения:

  • в федеральный бюджет сумма составит 3 % — 3000,00 руб.;
  • в бюджет субъекта РФ — 17 %, то есть 17 000,00 руб. в примере.

Для каждого уровня бюджета определен свой код бюджетной классификации:

  • в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110;
  • в бюджет субъекта РФ — 182 1 01 01012 02 1000 110.

Код поля 104 поручения для федерального бюджета будет содержать соответствующий шифр:

Для регионального он будет другим:

Уплата налога физическим лицом

Любой гражданин (плательщик) вынужден разбираться в КБК. Это потребуется для уплаты таких налогов, как земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Основанием для уплаты является налоговое уведомление, направленное налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ). Тем не менее, каждый плательщик должен проверить, правильно ли указаны реквизиты, в том числе код бюджетной классификации.

В платежке неверно указан КБК: что делать

Так как КБК относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа, то при обнаружении ошибочно указанного КБК в поручении на перечисление налога плательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении принадлежности платежа. Данная позиция неоднократно высказывалась Минфином (например, письмо от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145), ФНС (например, письмо от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@), а также Арбитражным судом в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № А53-7943/2013.

"Ваш бюджетный учет", 2006, N 4

Основные принципы построения новой бюджетной классификации РФ (далее - бюджетная классификация), интегрированной в План счетов бюджетного учета, разработаны в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Порядок применения кодов БК утвержден Приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Приказ N 152н, Указания). Им же установлены правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ.

С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ Приказом N 152н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Вторая часть представляет собой функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

Бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
  • классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

Классификация доходов бюджетов РФ (Приложение 1 к Указаниям) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Структура кодов доходов в новой бюджетной классификации состоит из 20-ти разрядов, объединенных в четыре группы:

  1. Администратор.
  2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
  3. Программа (подпрограмма).
  4. Экономическая классификация доходов.

Администратор

Вид доходов

Подгруппа

Подстатья

Программа

(подпрограмма)

Экономическая

классификация

Администратор

Код администратора доходов (1-й, 2-й и 3-й знаки кода классификации доходов бюджетов; далее - КБК) соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю согласно Перечню главных распорядителей соответствующего бюджета. Фактически этот Перечень представляет собой ведомственную классификацию, называемую "классификацией администраторов".

Перечень администраторов ежегодно должен утверждаться законом о бюджете, обеспечивая преемственность по поступлениям, подлежащим распределению между бюджетами.

Администраторами поступлений в бюджеты РФ (Приложение 11 к Указаниям) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Вид доходов

Код вида доходов (4 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) состоит из 10-ти знаков и включает:

группу - (4-й знак КБК, принимающий значение 1 - по доходам; 2 - по безвозмездным перечислениям; 3 - по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности);

подгруппу - (5 - 6 знаки КБК, указывающие на соответствующий вид налоговых или неналоговых доходов бюджета);

статью - (7 - 8 знаки КБК);

подстатью - (9 - 11 знаки КБК);

элементы - (12 - 13 знаки КБК), обозначающие код соответствующего бюджета:

01 - федеральный бюджет;

02 - бюджет субъекта Российской Федерации;

03 - местный бюджет;

04 - бюджет городского округа;

05 - бюджет муниципального района;

06 - бюджет Пенсионного фонда РФ;

07 - бюджет Фонда социального страхования РФ;

08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

10 - бюджет поселения.

Код вида доходов устанавливается Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" и является единым для всех бюджетов, обеспечивая единую детализацию, а на уровне установления элемента (12 - 13 знаки) также отражая уровень распоряжения поступлениями в бюджет.

Группы, подгруппы, статьи, элементы можно увидеть в Приложении 1 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.

Программа (подпрограмма)

В целях унификации классификаций доходов и расходов в классификацию доходов включены еще 4 знака, соответствующие коду программы или подпрограммы (14-й, 15-й, 16-й и 17-й знаки КБК).

Детализация кодов программ осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в следующем порядке.

Первый знак кода программ (подпрограмм) используется для раздельного учета сумм обязательного платежа, а также пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу.

Иными словами, на федеральном уровне программы доходов закодированы следующим образом:

  • 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
  • 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;
  • 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Возврат излишне уплаченных сумм отражается по коду бюджетной классификации с применением кода программ, по которому поступила излишне уплаченная сумма. При этом проценты, начисляемые при нарушении сроков возврата излишне уплаченных сумм, отражаются по коду бюджетной классификации с применением кода программ "2000". Дальнейшая детализация по доходам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, не предусматривается.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику бюджета субъекта РФ в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ и Приложением 11 к Указаниям.

Органы местного самоуправления вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику соответствующего бюджета в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет, назначаемыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Отражение доходов целевых бюджетных фондов субъектов РФ и муниципальных образований с применением кода программ не предусматривается.

Экономическая классификация доходов

Экономическая классификация доходов бюджетов определяется трехзначным кодом (18-й, 19-й и 20-й знаки КБК) классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию. Она представлена следующими позициями:

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия;

150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;

151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 - перечисления международных финансовых организаций;

160 - взносы и отчисления на социальные нужды;

180 - прочие доходы;

410 - уменьшение стоимости основных средств;

420 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;

440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Структура кодов расходов в новой бюджетной классификации также состоит из 20 разрядов, но выглядит несколько по-иному. В ней разряды объединены в три группы.

Администратор

Функциональная классификация

Экономическая

классификация

расходов

Подраздел

Целевая статья (III ур.),

включая программу/подпрограмму

(11 - 14 разряды)

Вид расходов

Функциональная классификация состоит из четырех уровней.

Код администратора (1-й, 2-й и 3-й знаки кода классификации расходов), как и в классификации доходов, соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю согласно Перечню главных распорядителей соответствующего бюджета.

Код функциональной классификации расходов состоит из четырех уровней.

Первые два уровня - это раздел (4-й и 5-й знаки) и подраздел (6-й и 7-й знаки) кода функциональной классификации расходов (ФКР). Значения кодов первых двух уровней отражены в Приложении 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.

Функциональная классификация расходов содержит 11 разделов и 84 подраздела. В части разделов и подразделов она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Целевые статьи, включая программный срез, образуют третий уровень функциональной классификации (8 - 14 разряды). Перечень целевых статей ФКР приведен в Приложении 3 к Указаниям.

Виды расходов, образуя четвертый уровень функциональной классификации (15-й, 16-й и 17-й знаки кода), детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Перечень видов расходов ФКР приведен в Приложении 4 к Указаниям.

Код функциональной классификации занимает 14 знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез - 7 знаков, и код вида расходов - 3 знака.

Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов утверждаются законами о бюджете субъекта РФ и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

Приказом N 152н утверждена еще одна классификация - классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Структура кода данной классификации представлена в виде трех составных частей.

Код администратора (1-й, 2-й и 3-й разряды) соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю согласно Перечню главных распорядителей соответствующего бюджета.

Код администратора заполняется в соответствии с Перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного признака по доходам бюджета и источникам финансирования дефицитов бюджета.

По источникам, администрируемым федеральными органами государственной власти РФ и органами государственных внебюджетных фондов, используются коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ в соответствии с Приложением 12 к Указаниям.

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов РФ (4 - 17 разряды) состоит из 14-ти знаков и включает группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент, программу (подпрограмму). Бюджетные учреждения в основном будут иметь дело со следующими группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов РФ:

03 01 - прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

03 02 - прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

08 01 - остатки финансовых резервов бюджетов;

08 02 - прочие остатки средств бюджетов;

09 00 - курсовая разница.

При этом классификация элементов источников финансирования дефицитов бюджетов РФ (12-й и 13-й разряды) полностью совпадает с классификацией элементов доходов и определяет конкретный бюджет.

Последняя составная часть классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой экономическую классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, которая определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления.

Классификации операций сектора государственного управления

Единая классификация операций сектора государственного управления содержит 8 групп операций СГУ, которые, наряду с действующей экономической классификацией доходов и расходов бюджетов РФ определяют последние три знака бюджетной классификации РФ:

100 - Доходы;

200 - Расходы;

300 - Поступление нефинансовых активов;

400 - Выбытие нефинансовых активов;

500 - Поступление финансовых активов;

600 - Выбытие финансовых активов;

700 - Увеличение обязательств;

800 - Уменьшение обязательств.

Следует обратить внимание, что в 14 - 17 разрядах номера счета бюджетного учета может использоваться функциональная классификация расходов бюджетов РФ (ФКР), классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ (КИВФ), классификация доходов бюджетов РФ (КД).

Соответствие синтетических счетов и типов бюджетных классификаций приведено в таблице 1.

Таблица 1

Наименование счета

Примечания

Раздел I. Нефинансовые активы

Основные средства

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета 10109

в части ювелир-

ных изделий и

драгметаллов)

Непроизведенные

КИВФ - по всем

аналитическим

Нематериальные

ФКР - по всем

аналитическим

Амортизация

ФКР - по всем

аналитическим

Материальные запасы

ФКР - по всем

аналитическим

Вложения в

нефинансовые активы

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета

Нефинансовые активы

ФКР - по всем

аналитическим

Раздел II. Финансовые активы

Денежные средства

учреждения

КИВФ - по всем

аналитическим

В учреждениях

федерального

подчинения -

В учреждениях

субъектов РФ -

Расчеты с дебито-

рами по доходам

(По каждому виду

предпринимательской

деятельности КД оп-

ределяется органом,

выдающим разрешение

на открытие лицевых

счетов для учета

операций со сред-

ствами, полученными

от предприниматель-

ской и иной прино-

сящей доход

деятельности)

КД - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета 20509

в части ювелир-

ных изделий и

драгметаллов).

Коды по админи-

стрированию до-

ходов опреде-

ляются органом,

осуществляющим

исполнение

бюджетов

Расчеты по выданным

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета 20608

в части ювелир-

ных изделий и

драгметаллов,

Расчеты с

подотчетными лицами

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счета 20812

в части ювелир-

ных изделий и

драгметаллов,

Расчеты по

недостачам

счетов 20901,

20903 (КИВФ для

счетов 20901 в

части ювелирных

изделий и драг-

металлов, 20902

Расчеты с прочими

дебиторами

ФКР - для счета

21002, КИВФ и

КИВнФ для ана-

литических сче-

тов счета 21002

в части источ-

ников финанси-

рования дефици-

та бюджета (не-

произведенные

активы, драго-

ценности и юве-

лирные изделия,

ценные бумаги,

ссуды и креди-

КД - для ос-

тальных анали-

тических счетов

Раздел III. Обязательства

с кредиторами

по долговым

обязательствам

КИВФ - для

счета 30101,

КИВнФ - для

счета 30102

с поставщиками

и подрядчиками

ФКР - по всем

аналитическим

счетам (КИВФ

для счетов

30217 в части

ювелирных изде-

лий и драгме-

таллов, 30219

Расчеты по платежам

в бюджеты

ФКР - по всем

аналитическим

Прочие расчеты

с кредиторами

ФКР, КИВФ и

КИВнФ в части

источников

финансирования

дефицитов

Раздел IV. Финансовый результат

Финансовый резуль-

тат учреждения

Доходы учреждения

КИВФ в части

доходов от реа-

лизации драго-

ценностей и

ювелирных изде-

лий и непроиз-

веденных акти-

Расходы учреждения

ФКР - по всем

аналитическим

Финансовый резуль-

тат прошлых отчет-

ных периодов

указывается

Доходы будущих

периодов

Раздел V. Санкционирование расходов бюджета

Лимиты бюджетных

обязательств

ФКР, КИВФ и

КИВнФ в части

источников

финансирования

дефицитов

Принятые бюджетные

обязательства

текущего года

ФКР, КИВФ и

КИВнФ в части

источников

финансирования

дефицитов

Бюджетные

ассигнования

ФКР, КИВФ и

КИВнФ в части

источников

финансирования

дефицитов

Рассмотрим применение в бюджетном учете кодов бюджетной классификации на примере отражения хозяйственных операций одного из участников бюджетного процесса - бюджетного учреждения-бюджетополучателя.

Пример 1 . Бюджетное учреждение - Государственное учреждение здравоохранения "Областная станция переливания крови" (далее - ОСПК), находящаяся в ведении Департамента здравоохранения области. Она является получателем средств бюджета субъекта РФ, имеет лицевой счет в органе Федерального казначейства по учету бюджетных средств. По учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - текущий счет в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ.

После утверждения Департаментом здравоохранения области (распорядителем бюджетных средств) сметы доходов и расходов, составленной ОСПК с учетом полученных уведомлений о бюджетных ассигнованиях, ей утверждены лимиты бюджетных обязательств, доведенные до ОСПК через орган Федерального казначейства. Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (форма 0504822) от 25.03.2006 на II квартал 2006 г. в сумме 4 000 000 руб.

Коды бюджетной классификации, указываемые в документах об утвержденных ЛБО, определяют первые 17 (ППП, ФКР, КЦСР, КВР) и последние 3 знака (ЭКР) счетов бюджетного учета, которые используются данным бюджетным учреждением в проводках.

Для отражения хозяйственных операций на счетах бюджетного учета ОСПК создадим необходимые Коды Бюджетной Классификации (КБК):

КБК основных расходов 016 09 01 4720000 327, где:

016 - (КБК), код администратора расходов, т.е. Департамент здравоохранения области (распорядитель бюджетных средств), в соответствии с Приложением 6 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета" (ППП) к Указаниям;

КБК для счета 201 "Денежные средства учреждения" 016 08 02 01 00 02 0000, где:

08 02 01 00 - код группы, подгруппы, статьи, подстатьи, означающий "Увеличение/уменьшение прочих остатков денежных средств бюджетов субъектов Российской Федерации", согласно Приложению 12 "Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ" к Указаниям;

02 - код элемента, соответствующий бюджету субъекта Российской Федерации;

0000 - программа (подпрограмма), которая в данном случае не определена.

КБК для отражения операций по предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности 016 3 02 01 020 02 0000, где:

016 - (КБК), код администратора, т.е. Департамент здравоохранения области (распорядитель бюджетных средств), в соответствии с Приложением 6 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета" (ППП) к Указаниям;

3 02 - группа доходов "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", подгруппа "Рыночные продажи товаров, работ, услуг" из Приложения 1 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям;

01 020 - статья "Доходы от продажи услуг", подстатья "Доходы от продажи услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

02 - код элемента доходов, соответствующий бюджету субъекта РФ;

0000 - программа (подпрограмма), которая в данном случае не определена;

211 - 340 - (ЭКР), соответствующие коды экономической классификации расходов согласно Приложению 5 "Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.

Доведенные Департаментом здравоохранения области (распорядителем бюджетных средств) и полученные ОСПК лимиты бюджетных обязательств отражаются записью в Справке (ф. 0504833) по соответствующим КОСГУ. Оформление Справки ф. 0504833 осуществляется в соответствии с Письмом Минфина России N 02-14-10а/462, Казначейства России N 42-7.1-01/5.1-58 от 18.03.2005. Записи будут следующие:

Операции по принятию обязательств Областной станцией переливания крови - получателем средств, производятся одновременно с проводками по их возникновению на основании документов, подтверждающих их принятие, - договоры и иные документы, которые удостоверяют факт сделки.

В нашем примере ОСПК заключила договор N 256 от 01.04.2006 с ООО "Теплоснабжение" на поставку во II квартале 2006 г. теплоэнергии на сумму 500 000 руб. На основании требования (акта) ООО "Теплоснабжение" от 30 апреля 2006 г. N АА-000100 было оформлено и передано в орган казначейства платежное поручение N 61 на оплату коммунальных услуг за апрель 2006 г. в сумме 150 000 руб. (включая НДС 18%). Оно проведено казначейством той же датой, 30 апреля 2006 г.

После регистрации бюджетного обязательства в органе казначейства (присвоения номера бюджетного обязательства) оно отражается в учете ОСПК:

  • приняты бюджетные денежные обязательства по оплате коммунальных услуг за II квартал 2006 г. в сумме 500 000 руб. (включая НДС 18%)

На стадии санкционирования расходов при постановке на учет взятых ОСПК обязательств осуществляется предварительный контроль принятых объемов этих обязательств в пределах полученных лимитов:

  • списаны расходы за счет средств бюджета на коммунальные услуги за апрель 2006 г. в сумме 150 000 руб. (включая НДС 18%) на основании требования (акта) поставщика коммунальных услуг
  • списаны средства с лицевого счета по учету бюджетных средств, открытого в органе казначейства, по платежному поручению N 61 от 30 апреля 2006 г. в сумме 150 000 руб. (включая НДС 18%) в оплату счета поставщиков коммунальных услуг

С лицевого счета ОСПК на основании Заявки на получение наличных денег от 4 апреля 2006 г. получены в кассу по приходному кассовому ордеру 5 апреля 2006 г. денежные средства в сумме 2000 руб. на оплату прочих услуг (услуг нотариуса). Деньги выданы под отчет начальнику хозяйственного отдела Е.С. Сергеевой.

Для снятия наличных средств по чеку оформляется Заявка на получение наличных денег (ф. 0510033 согласно Приложению N 3 к Приказу Минфина России от 21.09.2004 N 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ N 85н)).

Указанные в Заявке показатели бюджетной классификации должны отражать содержание операции в соответствии с направлениями использования средств, отраженными в графе денежного чека "Цели расхода".

Согласно п. 1 Приказа N 85н для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств органами Федерального казначейства открываются счета на балансовом счете 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" (далее счет 40116) в учреждении Банка России или кредитных организациях.

Для подкрепления счета 40116 производится списание со счетов 40105 "Средства федерального бюджета" и 40503 "Средства предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" и зачисление средств на счет 40116.

При таком порядке возникают временные кассовые разрывы. Подобная ситуация возникает и при сдаче наличных средств на лицевой счет. Причины возникновения и подробности отражения возникающего временного кассового разрыва ранее были изложены в совместном Письме Минфина России N 02-14-10а/462 и Федерального казначейства N 42-7.1-01/5.1-58 от 18.03.2005 "О порядке применения Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов". Однако с внесением Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - приказ N 25н) изменений в Инструкцию по бюджетному учету схема бухгалтерских записей операций изменится и будет рассмотрена ниже.

Основанием для отражения операции по кассовому расходу на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств является Заявка с отметкой органа Федерального казначейства об исполнении (штамп "Исполнено"). Получатель бюджетных средств на основании Заявки с отметкой об исполнении, приложенной к Выписке из соответствующего лицевого счета, формирует запись в бухгалтерском учете.

В учете ОСПК получение денежных средств с лицевого счета на оплату прочих услуг (услуг нотариуса) отражается следующим образом:

  • отражена операция по кассовому расходу 04.04.2006 на лицевом счете ОСПК на основании Заявки с отметкой органа Федерального казначейства - 2000 руб.
  • получены деньги в кассу по приходному кассовому ордеру N 30 от 05.04.2006 на оплату прочих услуг - 2000 руб.
  • выданы наличные деньги под отчет Е.С. Сергеевой по расходному кассовому ордеру N 56 от 05.04.2006 для оплаты прочих услуг - 2000 руб.

Принят авансовый отчет N 36 от 25 апреля 2006 г. начальника хозяйственного отдела Е.С. Сергеевой об израсходованных суммах, выданных под отчет на оплату прочих услуг, на сумму 1800 руб. Остаток неизрасходованных средств возвращен в кассу ОСПК по приходному кассовому ордеру N 42 от 25 апреля 2006 г. в сумме 200 руб.

Проводки данных хозяйственных операций следующие:

  • списаны расходы по оплате прочих услуг на сумму 1800 руб. по материально-ответственному лицу Е.С. Сергеевой согласно авансовому отчету N 36 от 25 апреля 2006 г.
  • возвращен в кассу остаток неиспользованного аванса по приходному кассовому ордеру N 42 от 25 апреля 2006 г. в сумме 200 руб.

Областной станцией переливания крови на основании накладной N 178 от 28 апреля 2006 г. безвозмездно выданы компоненты крови в областное лечебно-профилактическое учреждение на сумму 9000 руб.

Списание стоимости компонентов крови, бесплатно отпущенных в лечебно-профилактические учреждения, с изданием Приказа N 25н относится на расходы в зависимости от подчиненности учреждений или уровня бюджетов, из которых они финансируются.

В данном случае безвозмездная передача осуществляется между учреждениями, подчиненными одному главному распорядителю. В учете оформляется запись:

Первые 17 знаков в балансовом счете 1 30404 241 соответствуют классификации администраторов и классификации расходов бюджетов РФ, а именно значениям - 016 09 01 4720000 327, где:

016 - (КБК), код администратора расходов, т.е. Департамент здравоохранения области (распорядитель бюджетных средств), в соответствии с Приложением 6 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета" (ППП) к Указаниям N 152н;

09 01 - (ФКР), код раздела и подраздела, обозначающий "Здравоохранение", согласно Приложению 2 "Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям;

472 0000 - (КЦСР), целевая статья "Станции переливания крови" из Приложения 3 "Перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям;

327 - (КВР), вид расходов "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" из Приложения 4 "Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.

На основании договора, заключенного с госпиталем N 221 ВМФ и накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) N 345 от 29 апреля 2006 г., ОСПК выставила лечебному учреждению счет-фактуру N 345 от 29 апреля 2006 г. за реализованные госпиталю N 221 ВМФ компоненты крови на сумму 5600 руб. (без НДС).

Данная операция отражается в учете:

Зачислены денежные средства на текущий счет по внебюджетной деятельности ОСПК за реализованные компоненты крови:

Учет кассовых поступлений на текущий счет в банке, отражаемый в учете по дебету счета 2 20101 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета", ведется на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждений" в многографных карточках ф. N 0511807.

В приведенных примерах дано общее представление о порядке применения кодов бюджетной классификации на счетах бюджетного учета, ориентируясь на интересы бюджетных учреждений. Осветить все без исключения хозяйственные операции в одной статье невозможно, однако разъяснение основных хозяйственных операций позволит читателям сориентироваться в таком непростом нормативном документе, как новая Инструкция по бюджетному учету.

Т.В.Дружинина

Шпаргалка по применению кодов бюджетной классификации

Для чего нужны КБК

Коды бюджетной классификации (КБК) введены для того, чтобы упорядочить поступление денег в бюджет и их расходование. При помощи этих кодов происходит группировка бюджетных средств, в том числе налогов и страховых взносов. Например, все поступления налога на доходы физических лиц подразделяются на группы: НДФЛ, начисленный налоговыми агентами; НДФЛ, начисленный предпринимателями и прочими «частниками»; НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов нерезидентов и проч. И для каждой из названных групп предусмотрен отдельный код бюджетной классификации.

Где необходимо указать КБК

Прежде всего КБК необходимо указывать в платежных поручениях при перечислении налогов, сборов, пеней и штрафов. В действующей форме платежки, приведенной в приложении 3 к Положению Банка России от 19.06.12 № 383-П , для КБК предназначено поле 104 (подробнее о заполнении платежного поручения читайте в статье « »). Отметим, что в платежном поручении можно указать только один код бюджетной классификации. Если предстоит сделать платежи, относящиеся к двум, трем и более КБК, придется оформить две, три и более платежки.

Кроме того, КБК следует указывать в некоторых налоговых декларациях: по налогу на прибыль, по НДС, по транспортному налогу, а также в расчете по страховым взносам. Это позволяет инспекторам зафиксировать на лицевом счете налогоплательщика задолженность по платежу с тем или иным КБК. Как только от данного налогоплательщика поступит сумма, отмеченная этим КБК, задолженность будет погашена.

Из чего состоит код бюджетной классификации

Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфин России от 08.06.18 № 132н) каждый КБК состоит из 20-ти цифр (их называют разрядами).

Первые три разряда — это код главного администратора доходов бюджета. Для налоговых платежей, страховых взносов (кроме взносов «на травматизм») и госпошлин, данный код принимает значение «182», для платежей в ФСС «на травматизм» — «393».

Четвертый, пятый и шестой разряды показывают группу доходов. Для налога на прибыль и НДФЛ — это «101», для страховых взносов — «102», для НДС и акцизов — «103», для налога на имущество, транспортного и земельного налогов — «106», для единых налогов при «упрощенке», ЕНВД и ЕСХН — «105», для госпошлины — «108».

Разряды с седьмого по одиннадцатый используются для детализации внутри каждой группы доходов.

Двенадцатый и тринадцатый разряды показывают, в какой бюджет поступят деньги. Если указано «01», то средства предназначены для федерального бюджета, если «02», то для регионального. Значения «06», «07» и «08» означают бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС соответственно. Значения «03», «04» и «05» отведены для муниципальных бюджетов

Разряды с четырнадцатого по семнадцатый показывают, что именно перечисляет налогоплательщик или страхователь: основной платеж по налогу или взносу, пени, штрафы или проценты. Для налогов и некоторых видов взносов в случае основного платежа указывают «1000», в случае пеней — «2100», в случае штрафов — «3000» и в случае процентов — «2200».

Восемнадцатый, девятнадцатый и двадцатый разряды принимают следующие значения: при уплате налогов и госпошлины это «110», при уплате страховых взносов — «160», при перечислении платежей за пользование недрами или природными ресурсами — «120».

КБК для налогов и взносов за прошлые периоды

Министерство финансов периодически вносит изменения в перечень действующих КБК. В частности, в 2016 году обновились коды, относящиеся к страховым взносам, пеням и процентам (см. « »).

Бухгалтеру следует помнить одно важное правило: как только появляются новые значения КБК, прежние значения становятся недействующими, и применять их нельзя. Перечисляя налог или взнос за прошлый период, в платежке надо указать код бюджетной классификации, который актуален сейчас, а не в прошлом периоде. Именно поэтому для заполнения платежек лучше пользоваться веб-сервисом, где все необходимые обновления устанавливаются автоматически, без участия пользователя и вероятность допустить ошибку ничтожно мала.

К слову, для некоторых налогов предусмотрен отдельный действующий КБК для платежей за прошлые периоды. В качестве примера можно привести единый налог на вмененный доход. Существует актуальный код, который необходимо указать в случае, когда в 2019 году «вмененщик» перечисляет ЕНВД за периоды, истекшие до 1 января 2011 года. Аналогичные коды введены для УСН и единого сельхозналога.

Если же специальный КБК для платежей за прошлые периоды не предусмотрен, то актуальный код действует в отношении всех перечислений независимо от периода. Это относится, в числе прочего, к налогу на прибыль, НДС, НДФЛ и страховым взносам.

Точно так же обстоит дело с кодами, которые необходимо указывать в уточненных декларациях за прошлые периоды. Если налогоплательщик в 2019 году подает «уточненку» за 2018 год или более ранние периоды, он должен проставить КБК, действующий в 2019 году. В противном случае получится, что на лицевом счете задолженность значится по устаревшему коду, а платеж поступил по актуальному коду. В результате задолженность останется непогашенной.

При заполнении платежек или деклараций в веб-сервисе бухгалтеру или предпринимателю не придется отслеживать все эти тонкости. При указании вида налога, периода платежа и статуса декларации сервис просто не даст указать неверные значения.

Что делать, если КБК указан с ошибкой

В теории неверно указанный в платежке код бюджетной классификации (равно как и устаревший КБК) не означает, что налог или взнос не уплачен. Это прямо следует из статьи 45 НК РФ. Но на практике инспекция и казначейство не в состоянии быстро разобраться, как отразить ошибочный платеж на лицевом счете. И до тех пор, пока платеж не будет зачтен, за налогоплательщиком останется недоимка.

Если ошибка допущена при заполнении декларации, то достаточно подать «уточненку» с правильным КБК, и инцидент будет исчерпан.

Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн».

Одним из неотъемлемых реквизитов, которые требуется вносить плательщикам при перечислении налоговых и других платежей в бюджет страны, является КБК. Он представляет собою очередность чисел, при взгляде на которую многие граждане лишь недоуменно пожмут плечами, не в силах понять, что они означают.

Для чего необходимы и где его брать - проблемы, безусловно появляющиеся у любого налогоплательщика, хотя бы единожды заполняющего квитанцию на уплату государственной пошлины, взыскания либо акциза. Ответить на этот вопрос призваны Инструкции Минфина РФ по использованию бюджетной системы России и дополнения к ним, утверждающие КБК.

Что такое КБК

КБК - это аббревиатура понятия «код бюджетной классификации». Это длинная цепочка чисел, представляющих собой особый шифр. Каждое число в этой цепочке кодирует определенную группу бюджетных поступлений в национальную систему финансов. Из установленной очередности этих групп можно определить, откуда поступил платёж, какова его цель, кто именно представляется адресатом и на какие миссии переводятся денежные ресурсы, благодаря чему возможно их перенаправить далее.

Государственный бюджет представляет собой не единый счёт, где накапливаются прибывающие платежи, он содержит множественные «ответвления»: КБК, доходы, расходы бюджетной системы, среди которых совершается переназначение казённых средств.

Пример

Для более детального понимания бюджетной системы рассмотрим движение денежных средств на КБК УСН - доходы минус расходы. Плательщиками этого налога вступают предприятия и организации на УСНО. Налоговые платежи от юридических лиц направляются в бюджет страны, за счет этих средств выплачиваются заработные платы работникам бюджетной сферы. Таким образом, коммерческие предприятия, производя отчисления в государственный бюджет, содержат не только своих работников, но и учителей, врачей и др.

Сведение доходной и расходной частей бюджета

Все прибывающие платежи с отметкой "КБК сортируются согласно экономическим программам. Они аккумулируются на КБК налоговой инспекции, которая учитывает налоги раздельно в зависимости не только от КБК, но и от ОКАТО. Такой учет позволяет делать заключение о благополучии собираемости налогов в том или ином регионе.

Таким образом, Министерство финансов может «мониторить» поступление налогов и других платежей в бюджет, согласно кодам прибыли бюджета Российской Федерации, и создавать планы с учетом его расходной доли. Концепция кодов создана описанным выше образом для того, чтобы отчетливо сопоставляться с текстурой бюджета государства.

Для чего были введены КБК

До внедрения бюджетных кодов получатель и цель платежа в квитанциях указывались, однако изучить необходимые сведения, основываясь только на указанных данных, не представлялось возможным. В настоящее время вследствие введения КБК-платежей можно чётко отследить участь любой, даже незначительной суммы, поступающей в государственный бюджет, реально отследить, от кого в бюджет поступили финансы, на каких основаниях, куда были направлены и перенаправлены.

Такая система значительно упрощает работу национальных организаций по составлению программы распределения бюджета страны на будущий год. Кроме того, эта система помогает управлять денежными потоками более эффективно, чем до введения КБК.

Новые КБК с изменениями в 2015 году

Приказ Минфина РФ № 150н утвердил новые правила применения КБК в 2015 году. Такие изменения коснулись нескольких групп налоговых отчислений коммерческих предприятий. В первую очередь это КБК «земельный налог», который теперь разделен для оплаты физическими и юридическими лицами. А, кроме того, еще и разграничен по категории принадлежности земель.

Налоговая инспекция представила в 2015 году особую таблицу, где свела основные коды за 2014 год с аналогичными за 2015 год. Эта таблица, по мнению инспекторов, намного облегчит заполнение документов коммерческих предприятий и поможет бухгалтерам избежать ошибок при формировании платежных поручений и деклараций, в которых необходимо указание КБК. Что такое ошибка в коде и как тяжело порой вернуть деньги обратно, многие бухгалтера знают не понаслышке.

Расшифровка кодов

Бюджетный шифр содержит двадцать чисел, разделенных согласно разрядам на четыре информативных части:

  • административная;
  • доходная;
  • программная;
  • классифицирующая.

Административная часть

Первые элементы кодировки из трёх чисел - это показатель основного администратора платежа (иначе говоря, принимающего адресата, на имя которого зачисляются денежные ресурсы). Таким образом, например, в случае с налогами применяют числовую комбинацию 182, с платежами во внебюджетные фонды ФСС применяются КБК страховые с комбинацией чисел 393, при перечислении средств на цели обязательного медицинского страхования в фонд ОМС - 392.

Доходная часть

Блок прибыли включает подгрупп.

Первое число прибыльной доли (иначе говоря, четвёртое всего кода) - тип прибыли. Платёж, содержащий фигуру налога, - 1, бесплатные валютные ресурсы - 2, доход с предпринимательства - 3.

Следующие два числа обозначают цель платежа (подгруппу прибыли), к примеру: 01 - налог на прибыль; 06 - материальные налоги.

Последние два числа кода прибыли устанавливают степень бюджета получателя (общегосударственный, территориальный, региональный и другие):

01 — налог на прибыль;

02 — взносы на социальные отчисления;

03 — налоги на товары, продаваемые в России;

04 — налоги на продукцию, произведенную за пределами России и импортируемую;

05 — налоги на доход;

06 — имущественные платежи;

07 — взносы от пользователей недрами;

08 — госпошлина;

09 — пени и неустойки по налогам, которые были отменены (например, ЕСН);

10 — доходы от экспортно-импортных операций;

11 — доходы от государственной собственности путем сдачи её во временное пользование;

12 — взносы при использовании недр;

13 — прибыль от возмездных услуг госструктур;

14 — прибыль от реализации имущества государства;

15 — штрафы и прочие сборы;

16 — возмещение причинённого ущерба.

Программная часть

Шифр из четырех цифр, называемый «программа», уточнит тип платежа, прибывающего в прибыльную часть бюджета. Налоги и государственные пошлины классифицируются числом 1000, пени - 2000, штрафы - 3000.

Классифицирующая часть

Последняя группа цифр из трёх чисел корреспондирует платёж с кодом, согласно систематизации финансовой работы: 110 - налоговый доход; 160 - общественные отчисления.

110 — прибыль от поступления налогов;

151 — доходы, полученные путем перераспределения из бюджетов других уровней;

152 — поступления от других государств и транснациональных корпораций;

153 — займы иностранных банков и поступления от иностранных кредитных предприятий;

160 — платежи на социальные отчисления;

170 — прибыль от реализации имущества;

171 — прибыль от переоценки имущества государства;

172 — прибыль от перераспределения имущества;

180 — прочая прибыль.

Так, понимая правило формирования кодов, легко научиться «читать» данные непонятные числовые цепочки, к примеру, шифр КБК "доходы минус расходы" при применении УСНО 182 1 05 01021 01 1000 110 расшифровывается следующим образом:

182 - перевод в госбюджет;

1 - приток в варианте налога;

05 - конкретизирует КБК УСН доходы-расходы;

01 - число финансовой заметки;

021 - подстатья финансового кодекса;

01 - получателем денег представляется государственный федеральный бюджет страны;

1000 - первоначальный взнос;

110 - принадлежит к налоговым прибылям страны.

Как определить КБК

Перечень кодов бюджетной классификации находится в особом справочнике КБК - из данного важного документа и узнают необходимую числовую комбинацию, принадлежащую тому либо другому платежу. Перемены в нём, хотя и нечасто, однако всё равно происходят и принимаются поправками и выпусками нового справочника. Актуальный на 2015 год справочник КБК утвержден Минфином РФ в 2013 г. (Распоряжение №65н от 1 июля 2013 г.). Классификатор КБК в 2015-м принят в редакции Указа от 26 сентября 2014 г. (Дополнение 1).

И ИП коды бюджетной классификации нужны для грамотного заполнения платежных поручений на перечисление налогов, пеней, штрафов и любых других платежей в пользу государства. Для указания в платёжных поручениях отведено специальное поле 104 для КБК. Что такое данный код, может быть указано и в отдельных видах налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

История введения кодов и нюансы применения

Впервые были введены в России в 1999 году и с тех пор претерпели немало изменений. Ключевые коды, которые используются фактически у всех находятся в самом начале справочника. Это коды доходной части для проведения платежей по налогам и взносам во пошлины и акцизы. Многие предприниматели считают, что система кодирования бюджета призвана не столько облегчить, сколько затруднить работу коммерческих фирм.

Вряд ли это действительно так, хотя применение КБК, а в особенности их частая смена, действительно представляет некоторые неудобства. Так, при неправильном указании кода платеж может уйти в другой бюджет, и налог может считаться неуплаченным. За этим последуют пени и штрафы за неуплату. Кроме того, вернуть неверно отправленный платеж (не в тот бюджет) не всегда представляется возможным, особенно если это бюджеты разных уровней. Например, если при уплате федерального налога денежные средства ошибочно были отправлены в бюджет региональный или местный, вернуть их оттуда может быть весьма непростой задачей.

Для возврата ошибочно переведенных денежных средств нужно будет заполнить письменное заявление и подать его в свою налоговую инспекцию с просьбой присвоить платежу другой код либо, если платеж был повторно проведен на нужный код, вернуть его на расчетный счет фирмы. Сами налоговики исправлять ошибки в платежных поручениях не станут.