Как поощрить ребенка за хорошую учебу. Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки

Во времена моего советского детства, ни мне, ни моим товарищам за хорошую учёбу родители деньги не платили. Такой вариант даже не рассматривался. Получать знания считалось нашей обязанностью. Прошло несколько лет и я, работая на тот момент в средней школе, стала замечать всё больше и больше детишек, буквально вымогающих оценки. На собраниях многие родители разводили руками: «Ну не знаю я, каким ещё волшебным образом замотивировать своё чадо к обучению! Вот и приходится приплачивать ему за хорошие оценки». И тут же, как правило, шло оправдание: «Заодно узнает, как деньги зарабатываются».

Вопрос о том, надо ли платить ребёнку за хорошую успеваемость обсуждается не одно десятилетие и не только в нашей стране. Например, американский опыт оплаты отличной учёбы признали практически на государственном уровне. Несколько лет назад в школах Нью-Йорка проводилась программа материального поощрения школьников. Учащимся предложили выполнять тесты, за результаты которых дети получали от 5 до 50 долларов в зависимости от качества ответов. Эта практика денежных поощрений вошла в более широкую программу по борьбе с бедностью, которую инициировал мэр Нью-Йорка. А мэр Вашингтона расширил программу и предложил поощрять учащихся школ Вашингтона за примерное поведение, хорошие оценки и старательно выполненные домашние задания.

Однако большинство российских психологов сходятся во мнении, что в плате за оценки ребёнку больше минусов, чем плюсов. Я тоже больше склонна думать, что неразумный подход к этому вопросу способен нанести вред и сформировать не совсем здоровое отношение к деньгам у взрослеющего человека.

Многие родители считают, что плата за отличную оценку – прекрасная мотивация для хорошей успеваемости. Но такая стратегия несомненно имеет слабую сторону – у ребёнка может развиться неверное восприятие взрослой жизни и того, как происходит оплата труда.

Давайте рассмотрим возможные сценарии, которые могут помешать ребёнку в будущем строить карьеру и успешно управлять своими личными финансами.

  1. Ребёнок может решить, что результат – это главное, и совершенно неважно, какими средствами он был достигнут. И он всеми силами будет стремиться получить хорошие оценки, в том числе стремясь хитрить, списывать и т.п. Это грозит тем, что разовьётся личность, которая будет идти по головам, и, невзирая на средства и способы, получать нужный результат.
  2. Ребёнок, в силу психологической незрелости, вполне может прийти к выводу, что в любом случае хорошие результаты награждаются денежно. И, представьте, какое разочарование может постигнуть его во взрослой жизни, когда на работе за отличные результаты он не получит премии. И, напротив, повышение может получить тот, кто ближе к боссу. Такие противоречия часто встречаются во взрослой жизни, ведь жизнь не всегда бывает справедливой.
  3. Ещё больше усугубится ситуация, если вы станете давать ребёнку деньги за любую оценку, но за более высокий балл будете давать большее денежное поощрение. В таком случае ваше чадо быстро смекнёт, что деньги он получит в любом случае и совсем перестанет стараться. Вам же в любом случае придётся его обеспечивать. А зачем ему стараться, если он всё равно получит деньги на конфеты или игры?
  4. Получая плату за оценки, ваш ребёнок начнёт думать, что усилия стоят денег. Конечно, так и есть во взрослом мире. Но и стараться в этом случае стоит лишь тогда, когда за работу гарантировано денежное вознаграждение. Но ведь часто для других людей мы что-то делаем безвозмездно в качестве помощи и поддержки. А учёба - есть инвестиция в будущее самого ребёнка. И к тому же учёба сама по себе может быть интересным процессом. В этом случае необходим личный пример самих родителей, чтобы показать, что полученные знаний являются плодами прежних усилий родителей. Знания были ими применены на практике и привели к получению достойной оплаты труда.

В конечном счёте, каждый родитель сам вправе выбирать, по какому принципу воспитывать своего ребёнка. Однако сложно не согласиться с тем, что если родители ведут себя адекватно по жизни и серьёзно относятся к её финансовой стороне, то этот прямой пример является самым лучшим, даже более важным, чем любые нравоучения и воспитательные беседы.

Как и чем поощрять ребенка за хорошие оценки? И поощрять ли вообще?

Самые распространённые виды поощрений – деньги и подарки. Рассмотрим каждый в отдельности.

Деньги

Если ребёнку давать деньги за каждую «5» или за хорошие оценки по окончании учебной четверти, то ребёнок превратится в своеобразного «бизнесмена». Вроде и неплохо, когда дети понимают, что хорошие оценки — их непосредственный вид заработка. Больше «4» и «5» — больше денег.

Но у этого поощрения есть большой недостаток. Вначале действует система «оценка – деньги», то потом она превращается в систему «деньги – оценка». Притом новую систему навязываете не вы, а ваш ребёнок. Да если еще во время «переходного возраста», т.е. когда ваши отношения и так натянуты до предела. Да если это случится, то получится «кошмар» семейного размера.

Поощрение ребёнка деньгами развивает его умение обращаться с деньгами (покупки, экономия и.т.д.), но это нужно делать до 4 – 5 класса. Но ни в коем случае за каждую «3» или «2» не вычитать деньги обратно.

Нужно помнить, что поощрение – это приз, премия и.т.д. В денежном поощрении слишком много острых моментов, которые невозможно все предусмотреть, но которые могут привести к серьезным последствиям. Деньги лучше, чем подарки, стимулируют ребёнка к хорошей учёбе, но нужно быть очень осторожным!

Подарок

Подарок делать за каждую хорошую оценку накладно и хлопотно. Лучше если подарок будет после учебной четверти или после окончания учебного года. Не забываем и сладкие новогодние подарки — а как без них?

Подарок должен быть подарком, т.е. ребенок не должен знать, что это будет. Если ребенок просит определённую вещь, желательно постараться не брать на себя обязательства на покупку этой вещи. Если у вас не получится купить, что обещали, то у него появится обида и злость.

Нужно сделать так, чтобы ребенок ждал сюрприз. А вот что именно купить, для этого нужно знать интересы и стремления своего ребёнка. Подарок должен быть полезен ребёнку, но подарок должен быть полезен и вам. Не в том смысле, что вы будете использовать этот подарок, а в том, что ребёнок может сделать вам полезное с помощью этой вещи.

Рассмотрим два примера:

Ребенок получает удовольствие от подарка, а вы — небольшую пользу. А если есть польза вам, то ребёнок начинает понимать, что это именно тот подарок, который ему и был нужен. А значит, он будет учиться на «4» и «5».

Во всех поощрениях есть одно «НО». Ребёнок без вашего участия не сможет учиться отлично, если ему не уделять внимания и контроля. И не какие деньги и подарки ему не помогут, если не будет вашей помощи!

А сегодня поговорим о поощрение ребенка. Ну что же приступим...

Если разобраться и хорошо подумать, то учеба для детей аналогична работе для взрослых. Родители получают за свой труд материальное вознаграждение, а дети? Надо ли их поощрять за хорошие успехи в школе? Давайте рассмотрим три версии родителей.

3 главные утверждения родителей

Версия №1
Поощрение за учебу с раннего возраста – только портить. Пусть приучаются, что не за все в жизни платится, большинство дел делается просто так, из уважения или по дружбе. А то еще вырастет такой денежный вымогатель и будет потом права качать: вот не сделаете мне так, то и я не буду стараться.

Версия №2
Если ребенок показывает очень хорошие результаты, то можно и заплатить. Или как-то иначе отметить его успехи. Можно отпустить подольше погулять, купить желаемую вещь в подарок (для более старших детей), провести с ребёнком целый день, сводив его в зоопарк или на аттракционы (для школьников младших классов), подарить ему крутую компьютерную игру и тому подобное.

Версия №3
Конечно, надо поощрять за результаты. А как же иначе? Пусть приучаются, что хороший труд ценится, тогда и работать потом будут с двойной энергией. Деньги – мерило успеха, ничего нет плохого в том, чтобы заслуженно получить награду. А ребенок сам распорядится тем, что заработал. Ведь если просто трудиться «вхолостую» и ничего не иметь за это, то стимула не будет.

Безусловно, все три версии имеют право на существование и каждая – свою правду. Родители, которые руководствуются первым принципом, не позволят детям разбаловаться, требуя за каждую следующую оценку всё большего поощрения.

Те, кто придерживается второй версии, дадут понять ребенку, что не вся благодарность выражается в деньгах – временами это связано с расширением прав и границ полномочий.


Высказавшиеся за третий вариант научат детей ставить цели и их достигать. Поэтому все три утверждения полезны и правильны.

А сейчас рассмотрим полезный метод воспитания детей.

Метод «кнута и пряника»

В воспитании детей полезно применять этот метод. Если интерпретировать его к нашей теме, то это означает, что действенным должно быть как поощрение, так и наказание. Когда ребенок получил одну низкую оценку, его надо предупредить, что он делает неправильно и пора исправляться.

Если ваши слова были сознательно проигнорированы – начинайте действовать. Можно не выдать очередные деньги на карманные расходы, лишить ребёнка какого-то удовольствия, на которое он рассчитывал или заставить сразу выучить урок и проверить это.

Такая родительская позиция призвана показать детям, что подобным образом у них будет проходить взрослая жизнь: за ошибки расплачиваются, а упорный труд приводит к успеху.


Особенно хорошо, если будет взаимодействие между учителем и родителями. Ребенок систематически плохо себя ведет, пропускает занятия или не делает домашнее задание – об этом делается запись в дневнике, а также поступает звонок домой. И родители принимают меры, чтобы вернуть свое чадо в правильное русло. Аналогично должно быть уведомление и о хороших событиях: запись в дневник — и очередное поощрение.

Если в семье несколько детей, то подобная реакция родителей на действие старшего брата или сестры поможет первенцам изначально понять, что им самим выгоднее вести себя правильно, не запускать процесс учебы.

И так... Подведем итог!

Лично мое мнение, то отдача от хорошего учения должна быть как от родителей, так и от учителя. Это придает большой стимул и тягу к учению.

Но, родителям не стоит злоупотреблять только лишь подарками и деньгами. Нужно распределять. К примеру: получил 5 за ответ у доски. Молодец! Щас мы возьмем что — нибудь вкусненькое и отметим это событие.

Что делать, если ребенок приносит из школы плохие отметки? Многие родители нашли простой и действенный способ мотивации - платить за «четверки» и «пятерки». Тем же методом не первый год пользуются в Нью-Йорке и Вашингтоне - там школьникам платят мэрии. Почему же товарно-денежные отношения в семье негативно оцениваются психологами?

Главные аргументы сторонников «платежной системы»:

1. Учеба - это работа

Один из главных доводов сторонников материального стимулирования: «Учеба для ребенка - как работа для взрослого, труд должен оплачиваться».

- Ученик должен понимать, что в первую очередь ему самому необходимы знания, - Елена Бодрова, заместитель директора по учебной работе, -и аналогии с работой проводить не следует. Работникам платит работодатель, платит за предоставленные услуги, а кому и какие нужные услуги оказывает школьник? Поощрять ребенка за старание нужны, но поощрение не должно быть материальным, ребенок не должен получать по сто рублей за каждую четверку.

Как вариант: можно объявить, что учеба - это и так обязанность школьника, за исполнение долга денег не платят, но, если ребенок будет стараться и выполнять свои обязанности хорошо, то, по аналогии с работой, такие достижения заслуживают премии.

Важно: продумайте четкий механизм стимулирования - за что именно вы будете платить и в каком объеме: за каждую ли отметку, за отметку ли по в четверти, за общую ли успеваемость, за оценки ли по трудным для ребенка предметам. Как часто будут выдаваться деньги, как вы будете контролировать траты, будут ли штрафы за, например, обман? Иначе школьник обязательно найдет какие-то лазейки в первоначальном договоре и быстро научится зарабатывать деньги не совсем так, как вы планировали.

В этом разделе:
Новости партнеров

Опасность: если вы считаете, что надо платить ребенку за учебу, как за работу, то вы ставите себя в позицию работодателя. Это вам нужно, чтобы ребенок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Согласитесь, такая позиция по отношению к труду и знаниям - не лучшая.

2. Ребенок научится обращаться с деньгами

Действительно, поощряя материально хорошую учебу, вы стимулируете школьника научиться считать деньги, планировать расходы, экономить. Ребенок поймет, что родителям приходится прикладывать усилия, чтобы заработать, начнет ценить подаренные игрушки и книжки.

Важно: даже, если вы платите за хорошие отметки и школьные достижения, не забывайте хвалить ребенка. Никакие деньги не могут заменить похвалы родителей.

Опасность: некоторые дети чрезмерно увлекаются экономией и накоплением денег, проявляют излишнюю жадность или привязанность к деньгам.

3. Деньги - эффективный стимул

Деньги действительно эффективный стимул, интересный современным детям. В первое время после введения оплаты за оценки, ребенок начинает учиться лучше, но постоянно мотивировать только деньгами у вас не выйдет. Это не работает и со взрослыми людьми, что подтверждают результаты исследований, проведенных крупными корпорациями. Одно только финансовое стимулирование приводит к тому, что школьники пытаются обмануть родителей, вписывая в дневник несуществующие пятерки и уничтожая низкие отметки.

Важно: объясните школьнику, почему нужно учиться, вспомните случаи из своей жизни, когда вам пригодились какие-то знания, расскажите, каким образом в дальнейшем знания помогут зарабатывать деньги.

Опасность: если по каким-то причинам у вас не будет денег заплатить ребенку, вы попадете в некую материальную зависимость. Более того - со временем суммы, которые школьник потребует за свои успехи, будут возрастать. Разве вы не хотели попросить у начальства повышения зарплаты?..

Противники системы оплаты оценок говорят о следующих минусах:

1. Неверная мотивация

По сути, оплачивая отметки, родители меняют мотивацию ребенка к учебе с «узнать новое» на «заработать денег». К тому же важность получения знаний отступает перед важностью получения хороших отметок - это далеко не всегда одно и то же. Каждый школьник знает не один способ, как получить «хорошо» или даже «отлично», не обладая знаниями по предмету, значит, оплачивая оценки, мы часто стимулируем ребенка лишь к тому, чтобы продолжать выкручиваться или обманывать учителя. Стоит ли платить деньги за совершенствование хитрости?

Психологи давно заметили, что ни один метод мотивации не дает длительного эффекта, если он навязан сверху. Человек, и взрослый, и ребенок, старается только в том случае, если это нужно ему самому. Не для денег и не для родителя-работодателя.

Надо обязательно поощрять ребенка за то, что он хорошо учится. Это может дать школьнику мотивацию, а также подарит уверенность ему в своих силах. При этом родители смогут гордиться за дочь или сына. Как ребенка поощрить за учебу?

Поощрять за учебу ребенка можно различными способами. Одни родители хвалят за каждую отдельную отметку, кто-то даже с ребенком переходит на денежные отношения, платя за хорошую учебу. Другие родители поощряют покупкой дорогих вещей, а есть и такие, кто отправляет дочь или сына на отдых за границу. Есть множество способов поощрить детей, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны.

Можно ли ребенка поощрять за учебу

Поощрение деньгами

Поощрение деньгами за хорошие оценки используют многие семьи. Родители платят ребенку за полученные четверки и пятерки или платят по результату определенную сумму за оценки в четверти.

Несомненно, это повышает мотивацию ребенка, и он лучше начинает стараться на уроках, успеваемость повышается, улучшается поведение в школе. У таких детей родители считают учебу в школе для ребенка работой, за хорошее выполнение которой, полагается премия.

Все это хорошо, но есть минусы. Такому ребенку придется объяснять, что он учится не ради денег, а чтобы иметь знания, которые пригодятся ему в жизни. Придется поработать над тем, чтобы мотивация ребенка не была ограничена одним желанием заработать.

Как ребенка поощрить за учебу — у ребенка, поощряемого деньгами за учебу может проявиться зависимость — они ходят в школу за деньгами, порой даже с температурой, а также заставляют себя учить предметы, которые не нравятся любой ценой. Некоторые школьники, которым родители платят, проявляют обман, скрытность, отстраняются от одноклассников и замыкаются.

Как поощрить ребенка за учебу — подарки

Дарение подарков тоже является одним из способов родителей поощрить ребенка за учебу. Это достаточно эффективная мотивация для ученика, а также похвала и выражение родительской благодарности за хорошую учебу.

Ученик, знает, что ему в качестве награды пообещали хорошую вещь, о которой он давно мечтал (велосипед, компьютер, телефон, планшет), то он сильно старается, закончить с хорошими оценками оговоренный период учебы. Также, подарком сможет стать разрешение родителей поехать на отдых туда, куда ребенок хочет отправиться.

Важно, чтобы родители могли обязательно выполнить свое, не придираясь в последний момент к мелочам и не отменить свое решение. Так можно навсегда у ребенка отбить мотивацию к учебе и испортить с ним отношения.

Еще статьи на эту тему:

Дети, начиная учиться, начинают осознавать, что учеба является нелегким трудом. Первоклассник, впервые переступая порог школы желает учиться, но такое желание быстро улетучивается…

Итак, вы решили сбросить лишние килограммы, но эти прекрасные мысли прогоняет манящий запах от свежей выпечки…

Чтобы заниматься саморазвитием, надо иметь мотивацию. Только она позволяет человеку максимально открыться, чтобы получить новые знания и не опустить руки перед проблемами…

В качестве стимула применяйте подростковое ощущение взрослости. Чтобы личность развивалась, такие переживания способны оказать огромное влияние. Подростки ощущают…