Имущество не подлежащее аресту судебными. Имущество, не подлежащее аресту судебными приставами

Общие принципы – это то, на чем основано осуществление финансово-экономического контроля и ревизии.

1. Принцип соответствия – из него вытекают все другие принципы контроля и ревизии. Любая организация должна соответствовать целям и задачам, которые стоят перед обществом и государством. Деятельность любой организации не должна осуществляться вопреки государственным интересам и общественной пользе.

2. Принцип эффективности – состоит в том, что контроль и ревизия должны правильно и своевременно вскрывать нарушения и злоупотребления в полном объеме, определять причины скрытых нарушений и злоупотреблений и устанавливать должностных лиц не только непосредственно виновных в нарушениях и злоупотреблениях, но и должностных лиц, ответственных за эти нарушения и злоупотребления. Кроме того, контроль и ревизия должны проследить за своевременным и качественным исправлением всех нарушений и злоупотреблений. При этом необходимо, чтобы сами контролеры и ревизоры обладали высокой квалификацией, опытом проведения проверок – все это повышает качество проведения контроля и ревизии, следовательно и их эффективность.

3. Принцип плановости – контроль и ревизия должны тщательно планироваться, иначе не будет обеспечено должное качество контроля и ревизии. В связи с этим по контрольно-ревизионным мероприятиям составляется общий план и программа (как по аудиту). Процедуры контрольно-ревизионных мероприятий, то есть последовательность действий контроллеров и ревизоров.

4. Принцип всеобщности – все должно быть охвачено ревизией и контролем. Любая организация или физическое лицо, которое занимается какой-либо деятельностью, должны подвергаться контролю и ревизии. Любая деятельность в государстве должна контролироваться, должна быть целесообразной и эффективной. Непосредственность и повсеместность контроля и ревизии должны обеспечивать органы гос управления и контроля, начиная с президента, соответствующих министерств и ведомств, и заканчивая органами гос контроля на местах. К этому процессу должны быть подключены и негосударственные контролирующие органы, а также физические лица (независимые аудиторские организации, консалтинговые организации, независимые экспертизы

5. Принцип системности

Пропущено.

Разработать план действий и дать обоснованные рекомендации, исходя из характера конкретной деятельности и выявленных конкретных нарушениях.

6. Принцип непрерывности – принцип предусматривает последовательное осуществление предварительного, текущего и последующего контроля всех операций, выполняемых организацией или физическим лицом, что позволяет организовать постоянное наблюдение за ними. Что касается ревизии, выполняющей последующий контроль, то данный принцип выражается здесь в контроле за исправлением нарушений и злоупотреблений, а также отдельных ошибок и недостатков, обнаруженных в ходе предыдущей ревизии.



7. Принцип законности – этот принцип проявляется с одной стороны в соблюдении норм действующего законодательства РФ самими контроллерами и ревизорами в ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий, а с другой стороны, принцип проявляется в оценке контроллерами и ревизорами законности действий проверяемых физических и юридических лиц.

8. Принцип ответственности – вытекает из принципа законности, в частности он предусматривает ответственность контроллеров и ревизоров за свои действия и свои выводы по результатам проведенных проверок. Проверяемые организации могут обжаловать в судебном порядке как сами действия контроллеров и ревизоров, так и достоверность информации, отраженной в актах их проверок

9. Принцип объективности – принцип состоит в сопоставлении установленных контроллерами и ревизорами фактов нарушений и злоупотреблений с нормами действующего законодательства с отраслевыми инструкциями, с управленческими решениями и по результатам этого сопоставления контроллеры и ревизоры должны составить независимое мнение о каждом скрытом факте, которое не должно зависеть не от мнения отдельных должностных лиц, ни от каких-либо конкретных обстоятельств. Из этого следует, что все выводы контроллеров и ревизоров должны юыть сделаны так же независимо.

10. Принцип научности – контроль и ревизия – это процессы, в ходе осуществления которых должны применяться различные научно-обоснованные методы и приемы. Например, при определении соответствия (несоответствия) принимаемых конкретных управленческих решений целям и задачам деятельности конкретной организации или задачам экономической политики государства. При установлении целесообразности тех или иных действий также могут применяться научно-обоснованные метод. Кроме того, качество выполенных работ или услуг так же может оцениваться с помощью научно-обоснованных методов.

КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ

Сущность и роль контроля в управлении экономикой.

Понятие «контроль» связано с понятием «управление». Управление без контроля не имеет смысла. Появление функций управления и контроля обусловлено формированием в процессе общественного развития совокупности факторов, к которым относятся:

1) разделение общественного труда;

2) формирование институтов государства и права;

3) возникновение товарно-денежного обмена.

Контроль рассматривают как завершающую стадию всего процесса управления.

Роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой определяется его целями, функциями, задачами, принципами, основным содержанием, которые составляют:

1. обеспечение качественного и эффективного финансово-хозяйственного управления и соблюдение законодательства субъектами финансово-экономических отношений;

2. защита интересов всех субъектов хозяйствования и управления государства в целом и его граждан в частности;

3. содействие проводимой государством единой социальной, экономической, финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике;

4. выявление внутренних резервов использования финансово-экономических ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта;

5. укрепление экономической системы страны.

Функции и задачи финансового контроля.

Финансово-экономический контроль – это регламентированная нормами права деятельность уполномоченных государственных и муниципальных органов, а также негосударственных органов, организаций и лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы государства в целом и ее элементов в частности. Функции контроля многогранны, также как функции управления.

Основными из них являются:

Предупредительная (проявляется на 1 стадиях постановки проблемы, подлежащей решению, 2.принятия решения о цели, подлежащей достижению, 3.планирования мероприятий по достижению цели).

Регулятивная функция проявляется на:

а) стадии реализации мероприятий по достижению цели;

б) на стадии регулирования.

3. Оценочно-аналитическая функция проявляется на каждой стадии процесса управления, а особенно на ст. анализа и оценки деятельности по достижению поставленной цели.

Задачи финансово-экономического контроля определяются его целями и функциями.

Основными общими задачами являются:

1. обеспечение соблюдения действующего законодательства;

2. обеспечение эффективного планирования финансово-экономической деятельности;

3. обеспечение правильности ведения бух учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности;

4. обеспечение соблюдения прав и сохранности имущества собственников;

5. установление целесообразности операций по финансово-экономической деятельности;

6. анализ, установление и оценка состояния субъектов финансово-хозяйственной деятельности;

7. выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников хозяйственной деятельности;

8. определение и применение мер ответственности к лицам, ответственных за нарушение законодательства.

Принципы финансово-экономического контроля.

Принципы контроля – основные исходные положения его организации и осуществления:

1) соответствия – выражается в соответствии контроля целям и задачам.

2) эффективности – заключается в исправлении отрицательных результатов, выявленных в результате контроля и возмещении ущерба.

3) плановости – реализуется в составлении плана и программы контрольного мероприятия.

4) всеобщности – во всесторонности и повсеместности контроля.

5) системности – в периодической систематичности и комплексности контроля.

6) непрерывности – в постоянстве предварительного, текущего и последующего контроля.

7) законности – в строгом соблюдении действующего законодательства.

8) ответственности – в ответственности за достоверность информации по результатам контроля.

9) объективности – в реальности результатов и независимости видов контроля. 10) научности – в применении научно-обоснованных методов и способов контроля.

Система финансово-экономического контроля (ФЭК).

Система ФЭКсовокупность субъектов, объектов и средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления степени соответствия достигнутых результатов принятым управленческим решениям, оценки состояния объекта контроля на основе сопоставления поставленной цели с фактическим положением дел, выработки регулирующих мер и корректирующих воздействий.

Объект контроля: предмет или явление, на которое направлено внимание, воздействие. Являются экономическая система в целом, отдельные отрасли экономики, регионы, министерства, объединения и предприятия.

Предмет контроля: состояние и поведение объекта управления и контроля, деятельность организации в целом и в отдельных сферах или по отдельным операциям.

Субъект контроля: носитель практической деятельности по осуществлению контроля. Это органы, организации, подразделения организации и лица, которые осуществляют контроль. Субъектами контроля являются: государство в лице специальных контрольных органов, негосударственные организации, специальные подразделения и органы экономического субъекта, отдельные высококвалифицированные специалисты и лица, права, обязанности и ответственность которых регламентированы нормативно- правовыми актами. Средства контроля: методы, приемы и процедуры, позволяющие выявлять и предупреждать возникновение несоответствий законодательству и принятым управленческим решениям, нарушений правил ведения БУ финансово – хозяйственных операций и составления финансовой отчетности.

Приемы и способы документального контроля.

Документальный контроль – это контроль за правильностью оформления документов при ведении бухгалтерского учета, составления и заполнения форм бухгалтерской финансовой отчетности.

В процессе документального контроля устанавливается достоверность представленной в документах финансовой информации, соответствие выполненных операций требованиям законов и др. нормативных актов, а также оценивается система внутреннего контроля проверяемого объекта. Источниками информации для документального контроля служат:

    первичные документы;

    регистры бухгалтерского учета;

    данные управленческого (оперативного) учета;

    бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность;

    плановая, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и прочая документация.

Существуют следующие методические приемы док-го контроля:

    Формальная и арифметическая проверка документов.

    Юридическая оценка отраженных в документах хозяйственных операций.

    Логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций.

    Сплошной и не сплошной контроль.

    Встречная проверка документов или записей в учетных регистрах посредством сличения их с одноименными или взаимосвязанными данными у организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи.

    Способ обратного счета.

    Оценка законности и обоснованности хозяйственный операций по данным корреспонденции счетов б/у.

    Балансовые увязки движения МПЗ.

    Сравнение.

    Методы и приемы экономического анализа.

Приемы и способы фактического контроля.

Фактический контроль – это изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре, т.е. обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа.

Фактический контроль не может быть всеобъемлющим из-за того, что хозяйственные процессы носят непрерывный характер, часто и быстро меняются, поэтому документальный и фактический контроль существуют, дополняя друг друга.

Методические приемы фактического контроля предназначены для установления реального состояния контролируемого объекта, объема и качества выполненных работ, действительного совершения хозяйственных операций, которые отражены в документах.

Приемы фактического контроля подразделяют на 3 группы:

    Инвентаризация – это способ фактического контроля за сохранностью имущества организаций путем сопоставления фактических остатков ОС, МПЗ, денежных средств, состояния расчетов с соответствующими данными б/у на определенную дату и выявление отклонений.

    Экспертная оценка - представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и качества выпускаемой продукции и т.д.

    Наблюдение – это способ фактического контроля, который предполагает изучение организации труда и учета на рабочих местах, в цехах, участках и в организации в целом, а также проверку условий хранения МПЗ, состояния пропускной системы, контроля за поступлением и отпуском МПЗ.

Виды внутреннего финансово-экономического контроля .

Подразделяется на внутрихозяйственный и внутриведомственный.

Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль: осуществляется бухгалтерской службой организации.

Основные задачи внутрихозяйственного контроля:

Формирование полной и достоверной информации как для внешних, так и для внутренних пользователей;

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление резервов для обеспечения устойчивости организации.

Внутрихозяйственный аудиторский контроль: не является обязательным. Цель – оказание помощи исполнительному органу хозяйствующего субъекта в эффективности выполнения своих функций.

Внутрихозяйственный управленческий контроль: цель – содействие исполнительному органу в обеспечении успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. Осуществляется по направлениям системы, включающей: снабженческо –сбытовую, производственно–технологическую, инновационную, ценовую, финансовую, инвестиционную и кадровую политики.

Внутрихозяйственный ревизионный контроль: осуществляется в интересах собственников экономического субъекта через деятельность ревизионных комиссий или ревизора.

Внутриведомственный контроль: создается в крупных структурах.

Виды государственного финансово-экономического контроля .

Главная цель – обеспечение соблюдения установленным нормам и требованиям управления государственными финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта.

Государственному ФЭК подлежит деятельность органов гос. власти по формированию и исполнению средств бюджетных и внебюджетных фондов, по управлению гос. предприятиями, финансируемых за счет гос. средств.

По сфере компетенции выделяют виды:

1) общегосударственный контроль (контроль за формированием государственных фин.средств, контроль за их расходованием);

2) налоговый контроль;

3) таможенный контроль;

4) финансово-бюджетный контроль (осуществляется Счетной палатой ГРП);

5) административный контроль;

6) валютный контроль (ЦБ, федеральные органы ФБ надзора).

Состав и правовой статус ревизионной комиссии (РК).

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, общее собрание акционеров избирает РК. Решение о включение конкретного лица в состав РК принимается, если за него проголосовали владельцы более чем 50% обыкновенных акций общества (принимающие в этом участие). Собранием может быть выбран ревизор или РК (не менее 3 чел., количество д.б. нечетным). РК избирается на срок предусмотренный уставом с правом продления по решению собрания. В РК м.б. избраны лица из числа участников или наемных работников общества и лица не являющиеся его участниками и наём работниками. В состав РК не имеют права входить члены совета директоров, ген. директор, исполнительные директоры, члены счётной комиссии, гл. бухгалтер и другие штатные работники бухгалтерской службы. Порядок деятельности РК определяется внутренним документом общества, который утверждён общим собранием акционеров. Ревизия ФХД осуществляется по итогам года и в любое время по инициативе РК, решению общего собрания и совета директоров или по требованию акционера общества, владеющим в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. По требованию РК лица в органах управления обязаны представить документы о ФХД общества. РК имеет права потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии с Федеральным Законом № 208-ФЗ «Об Акционерных обществах».

Компетенция ревизионной комиссии.

РК осуществляет регулярные проверки и ревизии ФХД предприятия и текущей документации не режа 1 раза в год. Проверки могут проводиться по поручению собрания акционеров, совета директоров, владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций, или в любое время по инициативе РК.

Виды работ РК:

    проверка финансовой документации, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение этих документов с данными первичных документов б/у;

    проверка законности заключенных договоров, сделок;

    анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учёта существующим нормативным положениям;

    проверка соблюдения в ф/х и производной деятельности установленных нормативов, правил, ГОСТ, и др.;

    анализ финансового положения общества, его платёжеспособности и ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, выявление резервов улучшения экономического состояния предприятия и выработка рекомендаций для органов управления обществом;

    проверка своевременности и правильности платежей поставщикам, в бюджет, начислений и выплат дивидендов и % по акциям;

    проверка правильности составления балансов, отчётной документации для налоговой инспекции, стат.органов, органов гос.управления;

    анализ решений собрания акционеров, внесение предложений по их изменению при расхождениях с законодательством;

    правовой контроль за деятельностью органов управления, должностных лиц общества, подразделений и т.п.;

    изучение причин, повлекших возникновение убытков от ФХД или условий несостоятельности (банкротства) общества.

Права и полномочия ревизионной комиссии.

Для надлежащего выполнения своих функций РК имеет право:

    получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные РК документы для ее работы;

    требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания акционеров в случаях, когда выявление нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества требуют принятия решения;

    созывать собрание, акционеров, если выявляются или есть угроза интересам общества;

    привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе;

    ставить перед управляющими органами общества вопрос об ответственности работников общества;

    ставить перед советом директоров вопрос о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа и должностных лиц в случае выявления допущенных ими нарушений;

    ставить перед общим собранием акционеров вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров в случаях выявления допущенных ими нарушений, а также их некомпетентности.

Обязанности ревизионной комиссии.

При проведении проверок члены РК обязаны изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки. За неверные заключения члены РК несут ответственность, мера которой определяется собранием акционеров. Если член РК в течении срока действия предоставленных ему полномочий прекращает выполнение своих функций, то он обязан уведомить об этом совет директоров за месяц до прекращения своей работы.

В этом случае собрание акционеров на своём заседании должно проследить замену члена РК.

РК обязана:

    своевременно доводить до сведения собрания акционеров, совета директоров, правления результаты ревизий и проверок в форме письменных заключений, отчетов, докладных записок, сообщений на заседаниях органов управления;

    соблюдать коммерческую тайну;

    требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров в случае возникновения угрозы интересам общества.

РК представляет в совет директоров не позднее чем за 10 дней до годового собрания акционеров заключение по итогам годовой проверки ФХД общества, в которой должны быть:

    Подтверждение достоверности данных в отчетных документах;

    Информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения б/у и представления БФО.

Внеплановые ревизии проводятся РК по собственной инициативе, по запросу владельцев не менее 10% обыкновенных акций или большинства членов совета директоров.

Заседания ревизионной комиссии.

РК решает все вопросы на своих заседаниях, которые проводятся по утверждённому плану, а также перед началом проверки или ревизии и по их результатам. Заседания РК считаются правомочными, если на них присутствуют не менее 50% ее членов. Каждый член комиссии обладает одним голосом. Акты и заключения РК утверждаются простым большинством голосов присутствующих на заседании (при равенстве голосов – решающий голос председателя РК).

Члены РК в случае своего несогласия с решением комиссии вправе зафиксировать в протоколе заседания особое мнение и довести его до сведения правления, совета директоров и собрания акционеров. РК из своего состава избирает председателя и секретаря. Председатель комиссии созывает и проводит заседания, организует текущую работу РК, представляет ее на заседаниях правления, совета директоров, собрания акционеров, а также подписывает документы, выходящие от имени РК. Секретарь РК организует ведение протоколов ее заседаний, доводит до адресатов акты и заключения РК, подписывает документы, выходящие от имени РК.

Служба внутреннего аудита .

Служба внутреннего аудита создаётся по решению органов управления организации. Основная цель – защита интересов руководства, собственников партнеров организации путём контроля за соблюдением сотрудниками организации законодательства, нормативных актов, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения платёжеспособности и надежности финансового положения, минимизации рисков предпринимательской деятельности, повышение эффективности системы внутреннего контроля организации.

Система внутреннего контроля – это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения ФХД.

Цели внутреннего контроля:

- обеспечение соблюдения всеми сотрудниками организации при выполнении своих обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов и внутренних распорядительных документов организации;

- обеспечение контроля за своевременной оценкой и принятием мер по минимизации рисков.

Основные задачи состоят в том, чтобы обеспечить:

    выполнение организацией требований законодательства и нормативных актов;

    принятие своевременных решений, которые устраняют недостатки;

    сохранность имущества организации;

    эффективное функционирование внутреннего контроля;

    эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного контроля, регулирования и надзора по вопросам достоверности отчетности и учёта.

Руководитель службы внутреннего контроля назначается высшим органом управления организации. Служба не реже 1 раза в год должна отчитываться перед этим органом.

Ревизия как инструмент ФЭК.

Ревизии и проверки как основные формы ФЭК распространены в практике контролирующих органов. По возможностям выявления финансовых нарушений ревизия стоит на первом месте, что определяется ее финансово-экономическим содержанием и организационно-правовым оформлением результатов.

Проверка – это единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. Ревизия - это инструмент ФЭК, позволяющий глубоко исследовать и оценить содержание управления хозяйственными процессами, законность целесообразность их осуществления.

Ревизия - это форма последующего контроля, в ходе которой проводится сплошная документальная и фактическая проверка всех фин-хоз операций, совершенных организацией за определенный период.

Планирование ревизии.

Ревизии и проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проводятся в соответствии с утвержденными планами на год, внеплановые – по поручению государственных правоохранительных органов и в связи с возникшей необходимостью.

Годовой план проведения ревизий утверждается руководителем контролируемого органа и должен содержать сведения:

Наименование правомочий организации;

- должность руководителя подразделения, ответственного за проведение ревизии;

Период, за который проводится ревизия;

- даты начала и окончания ревизии;

- отметку о проведении ревизии.

Планирование является начальным этапом осуществления мероприятий по проведению ревизии и состоит в разработке общего плана и программы, определяющей объем, виды и последовательность контрольных процедур, необходимых для формирования объективных и обоснованных выводов об объекте ревизии. Каждый член ревизионной группы составляет свой рабочий план.

Планирование должно осуществляться с соблюдением общих принципов:

- комплексности – обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования мероприятий по осуществлению контроля, от предварительного до составления общего плана;

- непрерывности выражается в установлении заданий лицам, участвующим в проведении проверки, и увязке этапов планирования по срокам;

- оптимальности планирования проверки заключается в том, что в процессе планирования д.б. обеспечена возможность выбора оптимального варианта общего плана и программы проверки.

Оформление результатов ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документов, копий документов, сводных справок, объяснений должностных и МОЛ и т.п.). Итоговый документ по результатам проведённой проверки (акт) должен содержать документально подтвержденные факты нарушений законодательства; правил ведения бух учета и составления БФО, выявленных в процессе ревизии, а также выводы, рекомендации и предложения проверяющих по устранению нарушений. Акт проверки составляется в двух экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главбуха, один экз. остается у контролирующей организации, а другой передается руководителю исполнительного органа.

Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть должна содержать общие сведения о проводимой проверке и проверяемой организации, (полное и сокращ. наименование организации; наименование места проведения ревизии, дату акта ревизии., ФИО лиц, проводивших ревизию и др.)

Описательная часть должна содержать: документальное подтверждение результатов анализа финансового состояния, соответствия законодательству, соотношения величины уставного капитала; фактов нарушений законодательства, правил ведения БУ, составления БФО.

Итоговая часть должна содержать:

    сведения об общих суммах выявленных при проведении ревизии (проверки) ошибок и искажений бух учета;

    предложения участвующих в проведении ревизии лиц по устранению выявленных нарушений;

    выводы проверяющих о наличии в деяниях должностных лиц организации признаков правонарушения и предложения по привлечению исполнительного органа организации к ответственности за нарушение законодательства.

Контрольные функции и полномочия Федерального Казначейства (ФК) .

ФК - это централизованный орган по организации исполнения федерального бюджета и в государственных внебюджетных фондов.

Задачи казначейства:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление средствами на счетах казначейства;

2) регулирование финансовых отношений между фед.бюджетом и гос.фед.в/б фондами, финансовое исполнение этих фондов;

3) сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос.финансов, представление высшему законодательному исполнительному органу отчетности о финансовых операциях Правительства и состояниях бюджетной системы;

4) управление и обслуживание совместно с ЦБ гос.внутреннего и внешнего долга государства.

В соответствии со ст.7 БК РФ ФК осуществляет следующие полномочия:

1) соблюдение общих принципов организации и функционирования бюджетной системы;

2) определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов;

3) составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов гос. в/б фондов;

4) установление порядка разграничения расходных обязательств РФ;

5) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов;

Планирование - это разработка контролирующим органом общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения контроля, в том числе разработка программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для осуществления поставленных задач.

Планирование контрольного мероприятия должно проводиться в соответствии с общими принципами организации контроля, а также в соответствии со следующими частными принципами:

  • а) комплексности планирования;
  • б) непрерывности планирования; в)оптимальности планирования;
  • г) действенности планирования;
  • д) конкретности плановых заданий;
  • е) реальности планирования;
  • ж) гибкости и мобильности планирования.

Принцип комплексности планирования контроля - обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного исследования до заключительного акта ревизии.

Принцип непрерывности - установление сопряженных заданий группе контролеров и увязка этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании проверки на длительный период времени, например в случае проверки крупных холдингов, контролирующему органу следует своевременно корректировать программы контрольных мероприятий с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта (создание или ликвидация дочерних компаний и т.п.), а также промежуточных результатов проверок (например, выявление аффилированных лиц, о которых не было известно на предварительной стадии контроля).

Принцип оптимальности - обеспечение вариантности планирования для возможности выбора оптимального варианта программы контроля на основании критериев, определенных законом или контролирующим органом.

Принцип действенности - содержание в плане точных указаний исполнителей и сроков. Такой план позволяет контролировать эффективность ревизионных мероприятий.

Принцип конкретности плановых заданий -- конкретизация вопросов программы, подлежащих проверке, до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Например, раздел программы по проверке состояния хранения готовой продукции может быть отражен следующим образом:

  • 1) проверить обеспеченность организации складскими помещениями и их состояние;
  • 2) выявить нарушения в движении первичных документов и заполнении регистров бухгалтерского учета;
  • 3) проверить соблюдение установленного порядка складирования готовой продукции;
  • 4) выявить факты порчи готовой продукции на складах;
  • 5) выявить факты хранения готовой продукции вне складов;
  • 6) выявить факты хранения неучтенной продукции. Принцип реальности - проверка плана с точки зрения реальных возможностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов и предусматривание возможности привлечения к ревизии дополнительных ресурсов. Например, нельзя провести инвентаризацию крупного склада без привлечения рабочих, участвующих в перемещении ценностей в процессе проверки.

Принцип гибкости и мобильности - совершенствование, дополнение и уточнение плана в ходе ревизии. Если бы план, составленный в начале ревизии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть успешной. Иногда план, даже тщательно продуманный, приходится перестраивать после проверки отдельных фактов. Внесение в план изменений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. Выявление каких-либо фактов может вызвать необходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни программой, ни рабочим планом, более углубленного рассмотрения ранее изученных вопросов. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы , дающие правильное представление об изучаемых явлениях.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее - программа ревизии).

Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

Программа ревизии может содержать следующие разделы:

  • * цель ревизии;
  • * вопросы, подлежащие проверке;
  • * средства и условия, необходимые для проведения ревизии;
  • * сроки и место исполнения;
  • * состав участников ревизии;
  • * формы документального оформления ревизии. Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала, и опыта, накопленного ревизующим органом и утверждается руководителем ревизующего органа или заказчиком.

В разделе "Цель ревизии» формулируются главные задачи ревизии, например анализ финансового состояния АО. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом; проверка эффективности использования внеоборотных активов. Перечисляются объекты ревизии, например АО, его дочерние предприятия и филиалы. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.

В разделе «Вопросы, подлежащие проверке" перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации, например проверка внеоборотных активов: основные средства, капитальные вложения, ценные бумаги, вложения в уставный капитал, оборудование к установке.

В разделе "Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» содержатся перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и др.

В разделе «Сроки и место исполнения» указываются время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.

В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.

Комплексная ревизия предусматривает участие в ней специалистов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководитель ревизии обеспечивает правильную расстановку сил на месте, следит за полнотой и качеством проверки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизии практическую помощь в работе, руководит оформлением материалов ревизии, представительствует в соответствующих службах и организациях.

Состав участников ревизии оформляется постановлением государственного органа или приказом по организации, которым устанавливается также срок ревизии.

Участники ревизионной группы (контролер-ревизор), исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

Подготовка ревизоров к ревизии завершается инструктивным совещанием, которое проводит руководитель ревизии. На этом совещании руководитель ревизии имеет возможность нацелить участников ревизии на основные задачи, которые необходимо решить, дать ревизорам ряд практических советов по организации работы на месте ревизии, их личному поведению во время ревизии, выслушать каждого участника ревизии и разъяснить ему какие-либо вопросы.

На совещании проверяется готовность ревизоров к ревизии. Если выяснится, что участники ревизии плохо знают необходимые нормативные материалы, недостаточно глубоко изучили информацию, характеризующую деятельность намеченного к ревизии объекта, нужно отложить ревизию. Лучше приступить к ней позже, но более тщательно подготовиться.

В разделе «Формы документального оформления ревизии» приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.

Полная, правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание ревизующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е. помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации; при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов.

При согласовании программы проведения ревизии (проверки) уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов) других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов.

Привлечение этих специалистов и получение материалов их проверок осуществляется правоохранительным органом, назначившим ревизию (проверку), с последующей передачей проверяющему (руководителю ревизионной группы).

Программа комплексной ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит участников ревизии с содержанием программы (задания) и распределяет ее между исполнителями.

На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы проведения ревизии порученного им участка деятельности ревизуемого предприятия (организации), которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, способ проверки (сплошной или выборочный) и сроки выполнения.

В программе комплексной ревизии предусматривается перечень вопросов по проверке специалистами деятельности отделов и служб аппарата управления ревизуемого предприятия (организации).

Начальник контрольно-ревизионного управления (отдела) совместно с руководителем ревизионной группы до начала ревизии проводит инструктаж участников комплексной ревизии о порядке проведения ревизии, акцентирует внимание ревизоров на те участки хозяйственной деятельности, которые нуждаются в более тщательной проверке.

Аналогичная программа действий предусмотрена и в действующих инструкциях органов государственного финансового контроля.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.

На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее - руководителем контрольно-ревизионного органа), и заверяется печатью указанного органа.

Работники контрольно-ревизионного органа должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.

Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в ходе ревизии.

Правила проведения ревизии

Приведем краткое описание основных правил проведения ревизии.

  • 1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала. Например, многие привыкли, что в ходе любой ревизии обязательно проверяют кассу. Но неожиданным для проверяющих будет внезапная проверка всех касс организации и кассовых аппаратов.
  • 2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т.п.). Однако не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать непроверенные данные следствию, непродуманно отстранять от работы должностных лиц и пр.).
  • 3. Непрерывность. Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

Ревизия является серьезной психологической нагрузкой для коллектива проверяемой организации.

5. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать. Ревизоры с момента начала ревизии устанавливают контакт с работниками всех структурных подразделений организации, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

Выделяют следующие основные правила проведения ре­визии.

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важ­нейшим условием достижения внезапности ревизии является нераз­глашение этапов ее подготовки и начала.

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, со­блюдать сроки проверки.

3. Непрерывность. Начатые ревизионные действия долж­ны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнару­женных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения ви­новных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в програм­ме ревизии заданий.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии долж­ны быть документально обоснованы, что предполагает дополнитель­ную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лица­ми в свое оправдание.

5. Гласность. Первоначально результаты ревизии обсуж­даются с руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собствен­ника, руководство вышестоящей организации).

Основные этапы ревизии и последовательность работы

Принято выделять следующие основные этапы ревизии:

1. Подготовка к ревизии, то есть ознакомление с ревизуемым предприяти­ем путем его осмотра и письменного запроса;

2. Организация и проведение ревизии;

3. Оформление результатов работы, принятие конкретных мер;

4. Реализация результатов ревизии;

5. Контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Этап организации и порядка проведения ревизии на предприятии включает следующие процедуры:

1. Руководитель предприятия издает указ о проведении ревизии, в котором указываются: состав ревизионной комиссии; объекты ревизии; приемы и способы проверки; сроки проведения и т. д.

2. Ознакомление всех членов комиссии с изданным приказом.

3. Затем все участники ревизии изучают необходимые законодательные и другие нормативные акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.

4. Председатель ревизионной комиссии вместе с ее членами разрабатыва­ют рабочую программу ревизии или перечень основных вопросов реви­зии. Программа ревизии включает: ее тему, период, который должна ох­ватывать ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии и утверждается руководителем предприятия (или контрольно-ревизионного органа). Председатель ревизионной комиссии до начала ревизии распределяет вопросы и участки роботы между ее исполнителя­ми.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изменения необходи­мых документов, отчетных и статистических данных, других материа­лов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

5. Осуществляя ревизии, ревизоры веду рабочие тетради и собирают доку­менты для приложения к акту ревизии.

Участники ревизионной группы, исходя из программы ревизии, опреде­ляют необходимость и возможность получения информации, аналитиче­ских процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

6. На основе рабочих записей членов ревизионной комиссии председа­тель ревизионной комиссии составляет общий акт ревизии.

7. После того, как общий акт ревизии составлен, его подписывают все чле­ны ревизионной группы, включая председателя ревизионной комиссии, и руководитель предприятия (контрольно-ревизионного органа).

Тема 8: «Организация и порядок проведения ревизий и проверок по участкам учета»

Ревизия использования и сохранности основных фондов

Ревизия использования и сохранности товарно-материальных ценностей

Ревизия кассовых, расчетных и кредитных операций

Ревизия использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда

Ревизия правильности затрат на производство и себестоимости продукции

Ревизия правильности образования и использования прибыли и резервов

Ревизия состояния бухгалтерского учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля

Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей). Самые распространенные и прогрессивные – комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемого предприятия.

В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:

1) подготовительный;

2) проведение ревизии;

3) оформление результатов ревизии;

4) реализация результатов ревизии;

5) контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Результат ревизии во многом зависит от ее подготовки еще до выезда на объект. Подготовительный этап ревизии заключается в сборе информации о ревизуемом субъекте, т. е. изучаются акты предыдущих ревизий, докладные записки, приказы и постановления по результатам проведенных ревизий, вообще все, что относится к данному предприятию. Также изучаются данные годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия, данные налоговой отчетности (расчеты и декларации). На основании собранной информации определяются задачи ревизии, подготавливается план проведения ревизии, руководитель ревизионной группы проводит ознакомительную работу на основании информации о предприятии, а также производит постановку конкретных задач ревизии перед членами ревизионной группы.

По прибытии на предприятие и предъявлении руководителю предприятия приказа или распоряжении о проведении ревизии приступают непосредственно к этапу проведения ревизии. Проводят обследование предприятия, осмотр помещений, цехов, служб аппарата управления, подразделений и мест хранения ТМЦ, подъездных путей, проводят инвентаризацию кассы, изучают первичные документы, сводные регистры, ведомости синтетического и аналитического учета, собирают объяснения и справки с работников, если в этом есть необходимость, проводят инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями (высылают извещения на предприятия с просьбой сообщить о состоянии расчетов или имеющихся претензий к ре-визируемому предприятию).

Если ведение бухгалтерского учета на предприятии запущено, руководитель ревизионной группы дает задание восстановить учет. В течение проверки для систематизации материалов ревизоры составляют рабочие документы, где отражают все обнаруженные факты нарушений. Результаты проверки оформляются актом (согласно действующим инструкциям и в соответствии с планом или программой ревизии). В акте указывают сведения об организации и ревизорах, результаты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, результаты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба.

Уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявленных нарушений, а также ставить вопрос о мере ответственности виновных лиц. При незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, о чем сообщается в приложении к акту ревизии. А если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следственные органы. По результатам ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются руководителю организации. Он рассматривает выводы и принимает решение по устранению недостатков. В дальнейшем выполнение этих решений должно быть проконтролировано.

Контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба, а также систематически изучают и обобщают материалы ревизий и на основе этого вносят предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РФ законодательных и других нормативных правовых актов.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12