Характеристика основных элементов налогов. Элементы налогообложения

Государство, устанавливая различные организационно-правовые формы налоговых отношений, использует их для достижения тех или иных целей. Хотя число и структура налогов различны, слагаемые налоговых формул ¾ элементы закона о налоге ¾ имеют универсальное значение. Налог должен быть четко определен. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. Основные элементы налога предусматриваются законодательным актом. В нашей стране таковым является Налоговый кодекс Российской Федерации, которым устанавливаются следующие элементы налога:

1) налогоплательщики;

2) объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) налоговый период;

5) налоговая ставка;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок уплаты налога;

8) сроки уплаты налога.

Однако элементы налога не ограничиваются составляющими, перечисленными в Кодексе, например, источник налога, единица налогообложения и др.

Поскольку элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте, другие нет), их можно условно объединить в три группы:

1) основные (обязательные);

2) факультативные;

3) дополнительные.

К основным (обязательным ) элементам относятся те, которые перечислены в НК РФ.

Вторую группу составляют факультативные элементы налогов, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам. Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога ¾ налоговой льготой.

Третью группу составляют дополнительные элементы , которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства. К данной группе, в частности, относятся: предмет, масштаб, единица и источник налога, налоговый оклад, налоговый расчет, срок подачи налогового расчета, методика его расчета, получатель налога. Выделение в составе налогового обязательства его элементов является внутренним строением налога.

Основным элементом налога выступает сам участник налоговых правоотношений ¾ налогоплательщик , или субъект налогообложения , которым признаются согласно НК РФ юридические и физические лица и на которого юридически возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога . Например, все косвенные налоги должны уплачивать юридические лица, но так как эти налоги включаются в цену товаров или услуг, их фактически уплачивает потребитель ¾ население. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога ¾ одно лицо (например, налог на доходы физических лиц).

Предмет налога представляет собой события, вещи, явления материального мира, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения: квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, однако является основанием для возникновения соответствующих налоговых обязательств.

Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное имеющее стоимостную, количественную характеристику экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объект налога следует отличать от источника налога ¾ соответствующего экономического показателя (например, стоимость, финансовый результат, выручка), за счет которого уплачивается налог. Источник и объект могут совпадать, а могут и не совпадать. Например, в случае подоходного налога с физических лиц объект и источник совпадают. Объект налога с владельцев транспортных средств ¾ автомобиль, а источник уплаты ¾ доход владельца.

К элементам налога тесно примыкает налоговая база ¾ это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка. Следует отметить, что налогооблагаемая база как стоимостное проявление объекта налогообложения может как совпадать, так и не совпадать с последним. Например, объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный физическим лицом, а налоговую базу составит не весь доход, а сумма за вычетом установленных скидок (вычетов).

Для определения налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога ¾ определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, например мощность автомобиля. Данный элемент тесно связан с единицей налога.

Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы, например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей обложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет один литр. Для расчета фактического размера налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нужны данные бухгалтерского учета. В ряде случаев для целей налогообложения необходимо ведение налогового учета, механизм которого отличен от бухгалтерских методик.

Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, следует установить налоговый период , т. е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. В соответствии с НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Сумма налога, причитающаяся ко взносу в бюджет, именуется налоговым окладом . Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком, может взиматься источником выплаты, по декларации, по кадастру.

Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога ¾ размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. В НК РФ данный элемент налога определяется как величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Различают следующие виды налоговых ставок :

1) твердые;

2) пропорциональные;

3) прогрессивные;

4) регрессивные.

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода, например, по многим видам акцизов на нефть, табак.

Пропорциональные налоговые ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с налогооблагаемой базы. Они устанавливаются по местным налогам, налогу на имущество юридических лиц и др.

Прогрессивные налоговые ставки построены по принципу роста процента по мере увеличения налогооблагаемой базы и образуют шкалу ставок с простой и сложной прогрессией.

Простая прогрессивная ставка предполагает рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, например ставка транспортного налога зависит от объема двигателя: чем больше мощность автомобиля, тем больше ставка.

Сложнопрогрессивная ставка предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается по повышенной ставке, т. е.повышенный процент устанавливается к превышающей части.

Регрессивная ставка ¾ средняя ставка снижается по мере роста доходов (единый социальный налог).

При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, важную роль играют налоговые льготы , способствующие уменьшению налогооблагаемой базы. Льготами в соответствии с НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере: снижение налоговой ставки, исключение части объекта обложения, выведение части или всего объекта из-под налогообложения для отдельных категорий лиц, предоставление отсрочек от уплаты налога.

Порядок исчисления налога ¾ это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщики, как правило, обязаны самостоятельно исчислять налог. Однако некоторые налоги (так называемые окладные) исчисляются налоговыми органами.

Размер налогового обязательства фиксируется в специальном документе, который называется налоговым расчетом (декларацией) и должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок ¾ срок подачи налогового расчета . Сумма налога рассчитывается по определенной методике (формуле) , установленной законодательством и применяемой при заполнении налогового расчета.

Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога , представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Согласно НК РФ уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в наличной или безналичной форме, причем конкретный порядок уплаты налога определяется налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Законодательством закрепляется и срок уплаты налога ¾ это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог. Согласно НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Получателем налога является бюджет либо внебюджетный фонд, например по единому социальному налогу. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджет.

Итак, каждый из рассмотренных элементов играет немаловажную роль в исчислении и уплате налоговых платежей. С помощью этих элементов реализуются экономические и организационные принципы налогообложения.

Понятие налога следует рассмотреть с точки зрения совокупности определенных взаимодействующих составляющих его элементов. Только наличие всех предусмотренных законодательством элементов налога влечет за собой обязанность налогоплательщика по уплате налога.

Выделяют следующие десять основных элементов налога.

Налоговая норма - общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке компетентным государственным органом. Часто налоговая норма представлена налоговым законом.

Субъекты налогообложения, к которым относятся налогоплательщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками понимаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы накопленного богатства или имущества. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Для установления налоговой базы необходимо знать единицу измерения налоговой базы, под которой понимается условная единица, используемая для количественного выражения налоговой базы. Единица измерения налоговой базы зависит от объекта налогообложения и может выступать как в денежной, так и в натуральной форме. Например, при исчислении налога на владельцев автотранспортных средств единицей измерения может являться лошадиная сила (характеризующая мощность автомобиля), тогда как при приобретении автотранспортных средств единица обложения будет определена в рублях. Для получения показателей налоговой базы необходимо ведение субъектами бухгалтерского учета, а также налогового учета, если его принципы отличаются от принципов ведения бухгалтерского учета (как это имеет место в некоторых странах, в том числе и в РФ).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми и процентными. Твердые ставки представлены в виде абсолютных сумм, взимаемых с объекта обложения. Процентная ставка налога - определенная доля стоимости объекта обложения, взимание в форме налога. Процентные ставки подразделяются, в свою очередь, на прогрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные ставки построены по признаку роста процентов по мере роста объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой и сложной прогрессией. Простая прогрессия означает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту налогообложения, а сложная прогрессия предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой. Прогрессивные ставки со сложной прогрессией применяются в основном при подоходном налогообложении физических лиц, а в некоторых налоговых системах и при обложении прибыли компаний. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Примером применения пропорциональных ставок могут служить ставки налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин в большинстве промышленно развитых стран.

Налоговый период устанавливается для того, чтобы обеспечить временную определенность существования налога. Налоговым периодом может быть календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строится с учетом приоритетов национальной фискальной политики. В налоговых системах различных стран предусмотрены следующие основные виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта, изъятие из обложения определенных объектов, освобождение от уплаты налогов определенных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), налоговые кредиты (отсрочка взимания платежа).

Налоговый оклад - это подлежащая взиманию сумма налога.

Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога - это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Под источником налога подразумевается тот экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. К источникам налога относятся: надбавка сверх цены продукции, себестоимость продукции (работ, услуг), финансовый результат деятельности, чистая прибыль.

Элементы налога, это структура налога – набор сведений, который позволяет конкретно выявить обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения, а также границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами это, основные характеристики налога, его элементы, составляющие.

Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В нем сказано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст.3 НК РФ). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, то есть к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать удобным для себя способом.

Принято различать: обязательные элементы налога , которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства; факультативные элементы , которые не обязательны, но могут определены законодательным актом по налогам.

Обязательные элементы налогообложения :

объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

К факультативным элементам относятся :

Налоговый оклад- сумма налога, исчисленная на весь объект за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд;

Единица обложения- единица измерения объекта (например, по подоходному налогу- рубль, налогу на землю- гектар);

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог;

Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком;

Порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм налога;

Ответственность за налоговые правонарушения;

Согласно статьи 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты) и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;


4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога;

Субъект налога (налогоплательщиком и плательщиком сбора) признаются юридические или физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

1. Объектом налогообложения , признается имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог.

2. Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам устанавливается НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом.

3. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания и до конца данного года. При этом днем ее создания признается день государственной регистрации организации. В том случае, если организации зарегистрирована в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня государственной регистрации до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если же организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные настоящими пунктами правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации либо реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4. ст.55 НК РФ).

Если организация была создана в течение календарного года и ликвидирована или реорганизована до конца этого года, то налоговым периодом для нее признается период с момента ее создания до дня ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные правила ст. 55 НК РФ не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

4. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по федеральным налогам и размеров сборов по федеральным сборам устанавливается НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и долевые ставки . Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных , которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные . Пропорциональные- ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные- ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок.


Введение

1.3 Налоговая база

1.4 Налоговая ставка

1.5 Налоговый период

1.6 Порядок исчисления налога

1.7 Порядок и сроки уплаты налога

2. Практическое задание

Заключение


Введение


Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.


1. Элементы налога и их характеристика


1.1 Субъект налогообложения (налогоплательщик)


К субъекту налогообложения (налогоплательщик) относятся лицо или группа лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах возложена обязанность, уплачивать налог. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

К основным особенностям, связанным с субъектом налогообложения как элемента налога относится следующее:

Налог должен сокращать доходы субъекта налогообложения. Согласно ст. 19 НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с действующим НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода.

Отличие носителя налога от налогоплательщика: носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. «Если рассматривать понятие носитель налога как экономическую категорию, то оно означает физическое лицо, фактически несущее бремя налогообложения даже в том случае, когда оно не является субъектом налогообложения (налогоплательщиком) по конкретным видам налогов».

Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов представлено в таблице 1.1.


Таблица 1.1. Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов


Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства ), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.

По налоговому законодательству большинства стран физической лицо рассматривается как резидент какой-либо страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом периоде, или имеет там цент своих жизненных или деловых интересов, или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством страны (факт физического присутствия, местожительство, гражданство).

Для юридических лиц статус резидентства обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогических критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа "неограниченной налоговой ответственности", в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь "ограниченная налоговая ответственность"; они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран (таблица 1.2).


Таблица 1.2. Виды субъектов налогообложения по принципу резиденства.

Резиденты

Нерезиденты

Постоянное местопребывание в государстве

Непостоянное местопребывание в государстве

Налогообложению подлежат доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом (полная налоговая обязанность)

Налогообложению подлежат только те доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность)

Проживание гражданина на территории РФ, иностранца или лица без гражданства не менее 183 дней в календарном году

Проживание гражданина на территории РФ, иностранца или лица без гражданства менее 183 дней в календарном году


1.2 Предмет и объект налогообложения

Предмет налогообложения - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет обусловливает и предопределяет объект налогообложения.

В соответствии со статьей 38 НК «объект налогообложения - это объект, имеющий стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Объектами налогообложения могут являться:

1) операции по реализации товаров, (работ, услуг);

2) владение имуществом;

3) совершение сделки купли-продажи;

4) вступление в наследство;

5) получение дохода.

Отличие объекта от предмета налогообложения представлено в табл. 1.3.


Таблица 1.3. Отличие объекта от предмета налогообложения


«Следует отличать объект налогообложения от источника налога. Под источником налога понимается доход (или имущество), из которого налогоплательщик уплачивает налог. Источником налога в хозяйственной деятельности предприятия выступают экономические показатели: себестоимость, финансовый результат; прибыль».

Объекты налогообложения можно подразделить на следующие виды: права имущественные и неимущественные; действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности. Под имущественными правами понимается право собственности на имущество, право пользования имуществом. Под неимущественными правами понимается право на вид деятельности. Действие субъекта предполагает: реализацию товаров, работ, услуг; операции с ценными бумагами. Под результатом хозяйственной деятельности принято понимать добавленную стоимость, доход, прибыль.

«Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; при этом его можно рассматривать как ориентир, с помощью которого законодатель может связывать возникновение (происхождение) налога. В качестве объекта налогообложения понимается: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также иное экономическое обоснование».


1.3 Налоговая база


«Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения». Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.

Налоговые базы различают:

1) со стоимостными показателями - сумма дохода;

2) объемно-стоимостными показателями - объем реализованных услуг;

3) физическими показателями - объем добытого сырья.

Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе полученных в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольной форме.

«Существуют различные способы определения налоговой базы: прямой ; косвенный ; условный ; паушальный способ .

Прямой способ основан на определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика. Косвенный способ основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Условный способ учитывает вторичные признаки условной суммы дохода, а паушальный - вторичные признаки условной суммы налога».

В практике налогообложения важную роль играют методы формирования налоговой базы.

Существуют два основных метода формирования налоговой базы:

Кассовый (метод присвоения) - при котором доходом считаются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы (при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования)

Накопительный - при котором доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности, а расходами - сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде (при исчислении подоходного налога с физических лиц).


1.4 Налоговая ставка


В соответствии со ст. 53 Кодекса «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом, а в отдельных случаях ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

В общем виде, ставки разделяются на твердые и долевые (процентные).

«Твердые ставки устанавливаются в определенном размере (абсолютной сумме) на единицу (объект) обложения независимо от получаемого плательщиком размера дохода. Твердые ставки характерны для реальных налогов с земельных участков, домов, для индивидуальных акцизов, таможенных пошлин. Твердые ставки являются одной из форм льготного обложения. В условиях инфляции для тех, кто эффективно использует объект обложения, твердые ставки уменьшают уровень налогообложения. В то же время верно и другое утверждение, согласно которому при использовании твердых ставок в период экономического спада отсутствие взаимосвязи с реальными доходами экономических субъектов может привести последних к разорению и банкротству».

Долевые (процентные) ставки устанавливаются в виде доли (процента) от объекта налогообложения. Долевые (процентные) ставки устанавливаются при обложении имущества, прибыли юридических лиц и доходов физических лиц, результатов тех или иных действий, например, при добыче минерального сырья. Долевые ставки могут быть пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого фиксированного процента (доли) к объекту обложения независимо от его величины. Например, по пропорциональной ставке облагаются операции с ценными бумагами.

Прогрессивные ставки характеризуются тем, что процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения. Прогрессия может быть простая (ступенчатая) и сложная (скользящая). Простая (ступенчатая) прогрессия состоит в том, что процент изъятия увеличивается по мере роста объекта обложения и применяется ко всей его величине.

Сложная (скользящая) прогрессия характеризуется тем, что объект обложения делится на части и каждая последующая часть облагается по более высокой ставке. Таким образом, скользящая профессия обеспечивает плавное, постепенное нарастание размеров обложения.

Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста размера облагаемой базы.


1.5 Налоговый период


"Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи".

Статьей 55 НК РФ пунктами 2-4 регламентированы правила определения налогового периода в зависимости от особенностей и момента возникновения объекта налогообложения:

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации (ликвидация юридического лица, реорганизация юридического лица). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации). Эти правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Указанные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.


1.6 Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога - это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения. Согласно ст. 52 НК РФ "налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот". В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

2. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам.

3. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Применяются следующие системы исчисления налога:

Некумулятивная - обложение налоговой базы предусматривается по частям (налог на добавленную стоимость);

Кумулятивная - исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц).

1.7. Порядок и сроки уплаты налога

Порядок уплаты налогов регламентирован ст. 58 НК РФ. Основными положениями этой статьи являются:

1) уплата налога производится в установленный срок разовой вы платой всей суммы налога или в ином порядке, предусмотренном Кодекса и другими актами законодательства о налогах и сборах;

2) подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым органом в установленные сроки;

3) уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплатить налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. На обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов;

4) порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ;

5) порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления».

Срок уплаты налога - календарная дата, установленная или определяемая в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена уплата налога.

Правила определения сроков уплаты налогов приведены в ст. 57 НК РФ:

Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу;

Изменение установленного срока уплаты налога допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ;

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом;

Сроки уплаты налога определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию;

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Правила изменения срока уплаты налога, а также пени определены ст. 61-63 НК РФ.

Общие условия изменения срока уплаты налога, а также пени регламентированы ст. 61 НК РФ:

Изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок;

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога;

Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога;

Срок уплаты налога может быть изменен: по федеральным налога - Министерством финансов РФ; по региональным и местным налогам - соответственно финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования; по налога, подлежащим уплате в связи с перемещением то варов через таможенную границу РФ, - Государственным таможенным комитетом РФ или уполномоченными им таможенными органами; по государственной пошлине - уполномоченными органами, осуществляющими контроль за уплатой государственной пошлины; по налогам, поступающим во внебюджетные фонды, - органами соответствующих внебюджетных фондов.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении налогоплательщика:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

3) имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное место жительство.


2. Практическое задание


Задача: Место нахождения ООО «Вега» - Мурманск. В собственности организации в 2005 году имеются следующие транспортные средства:

1. Яхта с двигателем мощностью 100 л.с. (приобретена в марте 2005 г.);

2. Моторная лодка с двигателем мощностью 5 л.с.;

3. Автобус с двигателем мощностью 160 л.с.;

4. Легковой автомобиль с двигателем мощностью 75 л.с. (продан в апреле 2005 г.).

Определить сумму транспортного налога организации за 2005 год.

Решение и расчеты:

В соответствии с Законом Мурманской области "О транспортном налоге" от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Мурманской области от 22.04.2003 N 394-01-ЗМО, от 22.04.2003 N 395-01-ЗМО, от 20.11.2003 N 440-01-ЗМО, от 05.01.2004 N 463-01-ЗМО.

1. Налоговые ставки устанавливаются настоящим Законом соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:


Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт о 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с аждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда,имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Организации-налогоплательщики по итогам налогового периода (календарного года) самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога в отношении каждого транспортного средства путем умножения соответствующей налоговой базы на налоговую ставку. В случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение календарного года расчет суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения транспортным средством к 12 - числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства независимо от даты (числа) принимается за полный месяц. В аналогичном порядке определяется количество месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.

Организации - налогоплательщики по месту нахождения транспортных средств, производят уплату транспортного налога и представляют в налоговый орган налоговую декларацию по транспортному налогу. Порядок и сроки уплаты налога, срок представления налоговой декларации устанавливаются законами субъектов РФ (пункты 1, 2 ст. 363 НК РФ).

Юридические лица (предприятия и организации) рассчитывают транспортный налог самостоятельно и уплачивают его не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Юридические лица представляют в ИФНС РФ по месту регистрации декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1. Расчет данных для заполнения декларации и уплаты налога.


Данные для заполнения декларации

Моторная лодка

Легковой автомобиль

Общая мощность двигателей, кВт


Общая мощность двигателей, лошадиных сил

Количество полных месяцев владения:

Код налоговой льготы

Коэффициент:

Ставка налога:

Сумма налога (руб.):


Сумма транспортного налога составит за 2005 год

1). на яхту - 8 330 рублей,

2). моторная лодка не является объектом налогообложения транспортным налогом (по пункту 2 статьи 358 Кодекса) - от уплаты транспортного налога освобождаются весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил. Код налоговой льготы 10300.

3). на автобус - 8 000 рублей,

4). На легковой автомобиль - 619 рублей,

Общая сумма транспортного налога организации за 2005 год составит 16 949 рублей.


Заключение


В современных экономических условиях знание дисциплины «Налоги и налогообложение» играет приоритетную роль в подготовке специалистов в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и налогообложения.

Налоговые поступления - достаточно существенная часть предпринимательских расходов, в связи с чем умение правильно рассчитывать налоговые платежи, а также своевременно использовать налоговые льготы представляет собой одно из важнейших условий работы специалистов.

Действующим налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрена достаточно жесткая мера ответственности за налоговые правонарушения; знание налоговых норм, регулирующих эту сферу отношений, позволяет хозяйствующим субъектам избежать налоговых санкций и тем самым повысить прибыльность и конкурентоспособность выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).


Список использованной литературы


1.Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010).

2. Закон Мурманской области "О транспортном налоге" от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Мурманской области от 22.04.2003 N 394-01-ЗМО, от 22.04.2003 N 395-01-ЗМО, от 20.11.2003 N 440-01-ЗМО, от 05.01.2004 N 463-01-ЗМО.

3.Жидкова Е.Ю., Налоги и налогообложение: Учебное пособие. Изд:Эксмо.,2009.- 480с.

4.Миляков Н.В., Налоги и налогообложение,серия Высшее образование,Изд."Инфра-М",2009 г. - 520 с.

5.Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Ф. Н. Филина., Изд-во: ГроссМедиа, РОСБУХ: 2009 г. - 156 с.

6.Семенихин В.В., Все налоги России. Изд-во«ЭКСМО», 2009.- 1040 с.

7.Тарасова В.Ф, Семыкина Л.Н, Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение. 3-е изд., перераб. - М.: Кнорус, 2007. - 320 с.


2.1. Объект налогообложения и налоговая база

2.2. Налоговая ставка

2.3. Налоговый период. Порядок исчисления и уплаты налога.

Глава 3. Меры, направленные на совершенствование налогового законодательства и налоговых отношений

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Данная тема актуальна тем, что для того, чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в Налоговом Кодексе РФ, в статье 17. Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. А также тем, что к элементам налогообложения, помимо объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, сроков и порядка уплаты налога, порядка исчисления налога, относится налоговая ставка. А в настоящее время является дискуссионным вопрос о снижении ставок по налогу на добавленную стоимость. В данной курсовой работе мною охарактеризованы все элементы налогообложения и рассмотрены меры по совершенствованию налогового законодательства и налоговых отношений.


Глава 1. Общая характеристика элементов налогообложения

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом, законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

Пункт 6 ст. 3 НК содержит требование к актам законодательства о налогах и сборах, подобного которому ранее не было в российском законодательстве - требование определенности этих актов. Оно обращено непосредственно к законодателю и обязывает его формулировать налоговые акты таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. Эта норма будет иметь большое значение при рассмотрении споров, связанных с возложением ответственности за совершение налоговых правонарушений и обжалованием действий налоговых органов и их должностных лиц. Возложение ответственности за налоговое правонарушение недопустимо, если налоговый акт не отвечает требованию определенности. Суд вправе и обязан оценивать определенность налогового акта при рассмотрении споров, связанных с налоговыми правонарушениями. Сочтя акт налогового законодательства неопределенным или недостаточно определенным, суд обязан истолковывать в пользу налогоплательщика все неустранимые сомнения, связанные с неопределенностью акта или противоречиями в нем.

Критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога, исходя из содержания акта, точно установить следующие обстоятельства:

а) вид подлежащего уплате налога;

б) размер налога;

в) срок и порядок уплаты налога.

Требования к налоговому акту в аспекте его определенности должны дифференцироваться в зависимости от вида субъекта, выступающего в качестве налогоплательщика. Наибольшую способность самостоятельно разобраться в содержании налогового акта, следует предполагать, у налогоплательщика - организации, меньший уровень такой способности у налогоплательщика - гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью, и, наконец, наименьшая способность в этом отношении у обычного гражданина - налогоплательщика.

Хотя в ст. 3 НК РФ требование определенности предъявляется только к актам законодательства о налогах и сборах, оно, несомненно, в равной мере относится и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге.

С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение элементов приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.


Глава 2. Элементы налогообложения

2.1 Объект налогообложения и налоговая база

Объе́кт нало́гообложе́ния – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться:

1. операции по реализации товаров (работ, услуг),

2. имущество,

3. прибыль,

5. стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

6. объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Имущество, товар, работа, услуга, реализация товаров (работ, услуг).

1. Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

2. Товаром для целей НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

3. Работой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

4. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

5. Реализацией

· товаров

организацией или индивидуальным предпринимателем в НК РФ признаётся соответственно

· передача права собственности на товары одним лицом для другого лица

· передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица

· оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных НК РФ, – и на безвозмездной основе.

В частности, передачей (оказанием) на возмездной основе и, соответственно, реализацией признаётся обмен товарами, работами или услугами.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

Не признаётся реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации её правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путём конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ;

9) иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Доход, дивиденд, проценты.

1. Доходом в НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" и главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В соответствии с этими главами осуществляется также разграничение доходов, полученных от источников в Российской Федерации, и доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации.

Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

2. Дивидендом в НК РФ признаётся любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

Не признаются дивидендами:

1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

3) выплаты некоммерческой организации на осуществление её основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведённые хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

3. Процентами в НК РФ признаётся любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса и с учетом положений статьи 38. Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие "прибыль" различно для разных категорий налогоплательщиков.

Объект налогообложения в зависимости от статуса организации

Российские организации полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иные иностранные организации доход, полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ.

Именно объект налогообложения служит основой для разделения налогов на различные виды.

Налоговая база.

Согласно статье 53. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается Налоговым Кодексом

Согласно статье 54 Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

2.2 Налоговая ставка

Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В общем случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, при обложении имущества, прибыли юридических лиц, ряда товаров..).

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Например, по Налогу на доходы физических лиц согласно статье 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

Стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;

Процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 Налогового Кодекса;

Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.


Перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации. 3. Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи. 4. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (...

На основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации. Элементы налога на прибыль Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое...


Направлением поощрения инвестиционной актив­ности в обществе является смещение акцента с обложения дохо­дов предприятий на доходы физических лиц как в сфере прямого, так и косвенного налогообложения. Для России и других стран с переходной экономикой такое определение одной из главных целей налоговой политики не согласуется с традиционными подходами. В социалистических странах незначительное число...


183 дкей в календарном году)32, так и не имеющих его. Получение дохода является основным признаком плательщика этого налога и основанием распространения на физическое лицо действия Закона РФ от 07.12.91 г. Объекю налогообложения – совокупный доход, полученный физическим лицом в календарном году от всех видов деятельности, из разных источников, как в денежной, так и в натурапьной форме. Доходы в...