Элементы налогообложения и их характеристика. Вопрос: Элементы налогообложения и их характеристика

Налог представляет собой обязательный, законодательно установленный платеж. Налоговое законодательство в обязательном порядке определяет не только налогоплательщиков, но и составные части налога, которые получили название "элементы налогообложения". Элементы налогообложения позволяют достигнуть ясности в понимании того, у кого и в каком случае возникает обязанность уплачивать конкретный налог, как рассчитать сумму налога, в каком порядке и в какой срок заплатить налог. Важность законодательного закрепления налогоплательщика и элементов налогообложения нашла отражение в норме ст. 17 НК. Согласно данной статье налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно:

  • – объект налогообложения;
  • – налоговая база;
  • – налоговый период;
  • – налоговая ставка;
  • – порядок исчисления налога;
  • – порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Из содержания ст. 17 НК следует, что если в законодательном акте не будет определен плательщик налога или хотя бы один из элементов налогообложения, то налог считается не установленным и он не подлежит уплате. У налога есть обязательные элементы налогообложения (объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты) и необязательный элемент (факультативный элемент налогообложения), к которому НК отнесены налоговые льготы. Если налоговым законодательством льготы по налогу не предусмотрены, то налог считается установленным и подлежит уплате. Если законодатель хочет, чтобы льготы по налогу были, то эти льготы должны быть установлены законодательно.

Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.

Объект налогообложения предназначен для того, чтобы определить, в каком случае, при каких обстоятельствах у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать тот или иной налог. Согласно ст. 38 НК объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, объект налогообложения – это юридическое обстоятельство, действие или юридический факт, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает необходимость уплатить налог (сбор ). Например, в налоге на прибыль объектом налогообложения признается факт получения прибыли. Если организация-налогоплательщик вместо прибыли получила убыток, то у нее нет объекта налогообложения и она не обязана уплачивать налог на прибыль. В последующем, когда организация получит прибыль, у нее возникнет объект налогообложения, а следовательно, и обязанность уплатить налог на прибыль организации. В акцизах объектом налогообложения признается факт реализации подакцизного товара, который произведен налогоплательщиком (организацией, индивидуальным предпринимателем). В транспортном налоге объектом налогообложения является факт регистрации транспортного средства на имя налогоплательщика (организации или физического лица).

Налоговая база позволяет определить ту величину, к которой будет применена налоговая ставка (величину, на которую следует умножить налоговую ставку для определения суммы налогового платежа). Согласно ст. 53 НК налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Различие объекта налогообложения и налоговой базы можно показать на следующих примерах. Объектом налога на имущество физических лиц согласно российскому налоговому законодательству является факт владения имуществом физическим лицом (например, владение квартирой), а налоговой базой признается инвентаризационная стоимость квартиры (стоимость, которую определяют бюро технической инвентаризации). В транспортном налоге налоговой базой признается мощность автомобиля в лошадиных силах. В акцизах налоговой базой признается объем реализованной продукции в натуральном выражении. Выбор налоговой базы, определение порядка ее исчисления играют важную роль реализации фискальной и регулирующей функций налогов. Например, переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой при исчислении налога на имущество физических лиц приведет к росту поступлений данного налога. Однако уплата налога от кадастровой стоимости квартиры, жилого дома или дачи сделает этот налог более тяжелым для многих граждан.

Статья 53 НК определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы .

НК предусмотрены три формы налоговых ставок:

  • – твердая, или специфическая;
  • – адвалорная, или процентная;
  • – комбинированная (налоговая ставка сочетает твердую и адвалорную формы).

Твердая форма налоговой ставки означает, что ставка установлена в рублях за какое-то количество. Например, ставка акциза на пиво крепостью от 0,5% до 8,6% (в 2014 г.) составляет 18 руб. за 1 л. Ставка транспортного налога по легковым автомобилям с мощность двигателя от 100 до 150 лошадиных сил – 3,5 руб. за одну лошадиную силу.

Адвалорная ставка – это налоговая ставка, установленная в процентах от налоговой базы. Например, ставка налога на прибыль организаций составляет 20% от фактически полученной прибыли; ставка НДС – 18% от стоимости реализованных товаров, работ (услуг).

Комбинированная налоговая ставка сочетает в себе твердую и адвалорную формы. Например, налоговая ставка акциза по сигаретам и папиросам составляет 800 руб. за 1000 штук + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 штук).

Теория налогов и практика налогообложения также различает такие виды ставок, как равная, пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые ставки, которые будут рассмотрены ниже.

Налоговый период позволяет ответить на вопрос о том, за какой отрезок времени налогоплательщику необходимо рассчитать сумму налога. В соответствии со ст. 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам , по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

По налогу на прибыль организаций, НДФЛ, имущественным налогам налоговый период устанавливается длительным, а именно календарный год. Это не случайно. Величина прибыли очень динамична в краткосрочном периоде. Один месяц может быть прибыльным, а другой – убыточным. Поэтому необходим более длительный промежуток времени (календарный год) для исчисления объема прибыли. Доходы физических лиц могут быть весьма разнообразными по видам (заработная плата, дивиденды по акциям, процентные доходы по вкладам в банках, гонорары, подарки, премии и др.) и подвижными по величине в течение года. По акцизам и НДС налоговый период устанавливается очень коротким: календарный месяц (по акцизам) и квартал (по НДС). Объемы реализации довольно просто исчисляются по результатам каждого месяца, и государство получает возможность регулярных поступлений налогов в бюджет.

В том случае, когда налоговый период установлен как продолжительный отрезок времени (квартал или календарный год), он разбивается на отчетные периоды. Отчетными периодами могут выступать кварталы и месяцы. По итогам отчетных периодов налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей, а не суммы самих налогов.

Порядок исчисления налога отвечает на вопрос: "Кто должен рассчитать сумму налога?". Статья 52 НК предусматривает три возможных варианта порядка исчисления налога:

  • – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не установлено НК. Такой порядок исчисления налога известен в теории налогов как способ уплаты налога по декларации;
  • – обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента. В теории налогов такой порядок исчисления налога известен как способ уплаты налога у источника выплаты дохода;
  • – в определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В соответствии с налоговым законодательством российские организации обязаны исчислять налоги и сборы на основе подачи налоговой декларации. Определенные категории физических лиц (например, индивидуальные предприниматели) также обязаны исчислять на основе декларации налог на доходы физических лиц.

Правовое определение налоговой декларации закреплено ст. 80 НК. Согласно данной статье налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Российские организации обязаны самостоятельно исчислять налоги на основе декларации. Налогоплательщики, которые в соответствии с НК должны уплачивать налог по декларации, обязаны представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком .

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) но установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с ПК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме . Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек, представляют налоговые декларации по установленным форматам в электронной форме.

Бланки налоговых деклараций в соответствии со ст. 80 НК представляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично, или через представителя, или направлена в виде почтового отправления (подана по почте) с описью вложения, или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику принять представленную им налоговую декларацию, если она соответствует установленной форме (п. 4 ст. 80 НК). По просьбе налогоплательщика налоговый орган обязан проставить на копии налоговой декларации отметку о ее принятии и дату получения декларации. Если налоговая декларация представлена по телекоммуникационным каналам связи, по просьбе налогоплательщика налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме.

Налоговая декларация должна быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленные налоговым законодательством сроки. Днем представления налоговой декларации при отправке ее по почте считается дата отправки почтового отправления (дата на почтовом штемпеле). При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее отправления считается дата отправки.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Об институте налогового агента речь уже шла выше. Широкое использование в практике налогообложения (и особенно в практике налогообложения доходов физических лиц) порядка исчисления налога налоговым агентом имеет веские причины. Данный порядок исчисления налога обеспечивает равномерность налоговых поступлений в бюджет. Для многих физических лиц психологически легче уплачивать налог ежемесячно небольшими суммами, чем уплатить в конце года по итогам налоговой декларации всю годовую сумму налога. Физические лица не обладают необходимыми знаниями и навыками для расчета налогов. Многим из них трудно заполнить налоговую декларацию. Налоговый агент, имеющий профессиональных бухгалтеров, выполнит за налогоплательщика – физическое лицо его обязанность по исчислению налога более грамотно и эффективно. При использовании порядка исчисления налога налоговым агентом значительно сокращается круг лиц, которых необходимо контролировать на предмет соблюдения норм налогового законодательства (налоговых агентов гораздо меньше, чем налогоплательщиков – физических лиц). Тем самым уменьшается объем средств на обеспечение работы налоговых органов.

Исчисление налога налоговым органом. На налоговый орган возложена обязанность но исчислению для физических лиц таких налогов, как налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог. Переложение обязанности по исчислению указанных налогов с физического лица на налоговый орган также имеет объективные причины. И дело не только в том, что у физических лиц не хватает знаний и навыков по исчислению налогов. Использование данного порядка исчисления налога значительно сокращает расходы на налоговый контроль. Организация контроля правильности исчисления всеми физическими лицами указанных налогов потребует колоссальных средств. Расходы на содержание налоговых органов в этом случае превысят суммы поступлений от указанных налогов.

Такой элемент, как сроки уплаты налогов и сборов , отвечает на вопрос: "Когда налогоплательщик должен заплатить налог?". В соответствии со ст. 57 НК сроки уплаты налогов (сборов) определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Например, срок уплаты НДС определяется календарной датой. НДС должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов по акциям, налог на прибыль, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом в течение 10 дней со дня выплаты дохода. В этом случае мы имеем дело со сроком уплаты налога, определяемым истечением периода времени. Срок уплаты государственной пошлины определен действием, которое должно произойти. Так, например, при обращении за выдачей документов государственная пошлина должна быть уплачена до выдачи документа; при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы.

В случае нарушения установленного НК срока уплаты налога (сбора) налогоплательщик обязан уплатить пеню. Так, в соответствии со ст. 75 НК пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. При этом пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора). Следует помнить, что пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (сбора) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Порядок уплаты налогов и сборов отвечает на вопрос о технических приемах уплаты налога. Статья 58 НК предусматривает, что уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Налог может быть уплачен разово в объеме всей суммы налогового платежа либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, налог на имущество физических лиц уплачивается в два срока равными суммами). Подлежащая уплате сумма налога должна быть уплачена налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии с НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени. Вместе с тем нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговые льготы позволяют уменьшить сумму налогового платежа для отдельного налогоплательщика или отодвинуть для него сроки уплаты налога на более позднюю дату. Льгота представляет собой преимущество, которое законодательство предоставляет налогоплательщику с целью смягчения для него налоговой нагрузки. Согласно ст. 56 НК льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что российское налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы только для категорий налогоплательщиков. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер. В соответствии с российским налоговым законодательством налоговые льготы могут предоставляться не отдельному гражданину, а категории физических лиц (например, пенсионерам, инвалидам, участникам войны и т.д.). Налоговые льготы законодательством устанавливаются не для отдельной организации, а для отрасли, вида производства.

Налоговая льгота как преимущество для отдельной категории налогоплательщиков может существовать в различных формах, видах. Общая теория налогов предусматривает классификацию налоговых льгот. В зависимости от того, на какой элемент налогообложения направлена льгота, выделяют следующие виды налоговых льгот:

  • – освобождение от уплаты налога;
  • – налоговые изъятия;
  • – налоговые скидки;
  • – понижение налоговой ставки;
  • – налоговые каникулы;
  • – изменение срока уплаты налога.

Налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

  • Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Налогоплательщик, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение средств на его счетах в банках, и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по этим налогам в налоговые органы единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России (п. 2 ст. 80 НК).
  • Налогоплательщики, в соответствии с НК отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ (п. 3 ст. 80 НК).

Введение

1.3 Налоговая база

1.4 Налоговая ставка

1.5 Налоговый период

1.6 Порядок исчисления налога

1.7 Порядок и сроки уплаты налога

2. Практическое задание

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.


1. Элементы налога и их характеристика

1.1 Субъект налогообложения (налогоплательщик)

К субъекту налогообложения (налогоплательщик) относятся лицо или группа лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах возложена обязанность, уплачивать налог. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

К основным особенностям, связанным с субъектом налогообложения как элемента налога относится следующее:

Налог должен сокращать доходы субъекта налогообложения. Согласно ст. 19 НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с действующим НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода.

Отличие носителя налога от налогоплательщика: носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. «Если рассматривать понятие носитель налога как экономическую категорию, то оно означает физическое лицо, фактически несущее бремя налогообложения даже в том случае, когда оно не является субъектом налогообложения (налогоплательщиком) по конкретным видам налогов».

Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.

По налоговому законодательству большинства стран физической лицо рассматривается как резидент какой-либо страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом периоде, или имеет там цент своих жизненных или деловых интересов, или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством страны (факт физического присутствия, местожительство, гражданство).

Для юридических лиц статус резидентства обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогических критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа "неограниченной налоговой ответственности", в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь "ограниченная налоговая ответственность"; они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран (таблица 1.2).

Таблица 1.2. Виды субъектов налогообложения по принципу резиденства.

1.2 Предмет и объект налогообложения

Предмет налогообложения - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет обусловливает и предопределяет объект налогообложения.

В соответствии со статьей 38 НК «объект налогообложения - это объект, имеющий стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Объектами налогообложения могут являться:

1) операции по реализации товаров, (работ, услуг);

2) владение имуществом;

3) совершение сделки купли-продажи;

4) вступление в наследство;

5) получение дохода.

Отличие объекта от предмета налогообложения представлено в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Отличие объекта от предмета налогообложения

«Следует отличать объект налогообложения от источника налога. Под источником налога понимается доход (или имущество), из которого налогоплательщик уплачивает налог. Источником налога в хозяйственной деятельности предприятия выступают экономические показатели: себестоимость, финансовый результат; прибыль».

Объекты налогообложения можно подразделить на следующие виды: права имущественные и неимущественные; действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности. Под имущественными правами понимается право собственности на имущество, право пользования имуществом. Под неимущественными правами понимается право на вид деятельности. Действие субъекта предполагает: реализацию товаров, работ, услуг; операции с ценными бумагами. Под результатом хозяйственной деятельности принято понимать добавленную стоимость, доход, прибыль.

«Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; при этом его можно рассматривать как ориентир, с помощью которого законодатель может связывать возникновение (происхождение) налога. В качестве объекта налогообложения понимается: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также иное экономическое обоснование».

1.3 Налоговая база

«Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения». Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.

Налоговые базы различают:

1) со стоимостными показателями - сумма дохода;

2) объемно-стоимостными показателями - объем реализованных услуг;

3) физическими показателями - объем добытого сырья.

Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Все многообразие налогов организационно объединяет наличие у каждого из них общих структурных элементов или элементов налогообложения. Элементы налогообложения – это установленные в налоговом законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.

Элементы налогообложения в налоговом законодательстве должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налоговый плательщик точно знал, как исчислить установленные налоги и сборы, в каком объеме, порядке и когда он должен их платить. По каждому налогу и сбору элементы налогообложения конкретизируются соответствующей главой второй части Налогового кодекса РФ и налоговым законодательством регионального и местного уровня (по региональным и местным налогам).

Элементы налогообложения делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).

К основным элементам налогообложения относятся : 1) налогоплательщики; 2) объект налогообложения; 3) налоговая база; 4) налоговый период; 5) налоговая ставка; 6) порядок исчисления налога; 7) порядок и сроки уплаты налога. Это и есть основные элементы налогообложения. Основные потому, что не установление или нечеткая формулировка хотя бы одного из них делает невозможным или затрудняет исполнение налогового обязательства налогоплательщиками и осуществление налогового контроля налоговым органом. Перечень приведенных выше элементов налогообложения является обязательным, то есть каждый установленный Кодексом налог должен в обязательном порядке определен по всем основным его элементам.

При установлении сборов также определяются их плательщики и элементы обложения. Однако для этих налоговых платежей ряд обязательных элементов может отсутствовать.

Кроме того, существуют еще и факультативные элементы налогообложения , которые носят не всеобщий, а избирательный характер. Они устанавливаются не для всех, а лишь для отдельных налогов и на отдельные периоды времени. К наиболее распространенным факультативным элементам налогообложения можно отнести : 1) налоговые льготы, 2)налоговый оклад, 3) источник уплаты налога, 4) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога, 5) ответственность за налоговые нарушения и др. Эти элементы, по мере необходимости в них, определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.

Следует иметь в виду, что налогоплательщики (плательщики сборов) одновременно выступают и как субъекты налоговых отношений, и как основной элементы налогообложения . Неопределенность конкретных налогоплательщиков в налоговом законодательстве вообще делает налог и все остальные его элементы бессмысленными. К сожалению, в Кодексе налогоплательщики представлены только в качестве одного из субъектов налоговых отношений.

Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения (это положение не распространяется на сборы), который может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Согласно НК РФ, объектом налогообложения может являться имущество, прибыль, доход, расход, реализация товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые налоговые платежи.

Налоговые ставки представляют собой важнейший элемент налогообложения и инструмент налогового регулирования. В соответствии с Налоговым кодексом, налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет(внебюджетный фонд) определяется, как правило, путем произведения исчисленной налоговой базы на установленную налоговую ставку. В случае применения разных ставок общая сумма налога определяется сложением налоговых сумм, исчисленных по каждой ставке в отдельности.

Налог, причитающийся к уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно , если иное не предусмотрено законодательством. По некоторым налогам (налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог, взимаемые с физических лиц), а также в случаях нежелания налогоплательщика исполнять налоговое обязательство, отсутствия у него учета объекта налогообложения, доходов и расходов и в других случаях суммы налоговых платежей, подлежащих взносу в бюджет (внебюджетный фонд), исчисляются налоговым органом. Налогоплательщик в таком случае получит от налогового органа налоговое уведомление, согласно которому он обязан заплатить причитающуюся сумму налога в указанный срок.

Отдельные налоги, например государственная пошлина, исчисляются и включаются в цену услуг органом, уполномоченным совершать юридически значимые и иные действия в пользу другого лица.

В соответствии с налоговым законодательством часть налогов взимается по методу «у источника выплаты» доходов налогоплательщику (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль в части дивидендов и др.). В таких случаях налог исчисляется, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет налоговым агентом.

Сроки уплаты налоговых платежей устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем, днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки . Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается по каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Несмотря на факультативный характер налоговых льгот как элемента налогообложения, различные виды налогового льготирования присутствуют в механизме взимания большей части налоговых платежей. Кроме того, налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Отсюда – особая значимость этого элемента налогообложения.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.


Введение

1.3 Налоговая база

1.4 Налоговая ставка

1.5 Налоговый период

1.6 Порядок исчисления налога

1.7 Порядок и сроки уплаты налога

2. Практическое задание

Заключение


Введение


Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения; налоговая база; налоговый период, налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.


1. Элементы налога и их характеристика


1.1 Субъект налогообложения (налогоплательщик)


К субъекту налогообложения (налогоплательщик) относятся лицо или группа лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах возложена обязанность, уплачивать налог. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

К основным особенностям, связанным с субъектом налогообложения как элемента налога относится следующее:

Налог должен сокращать доходы субъекта налогообложения. Согласно ст. 19 НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с действующим НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода.

Отличие носителя налога от налогоплательщика: носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. «Если рассматривать понятие носитель налога как экономическую категорию, то оно означает физическое лицо, фактически несущее бремя налогообложения даже в том случае, когда оно не является субъектом налогообложения (налогоплательщиком) по конкретным видам налогов».

Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов представлено в таблице 1.1.


Таблица 1.1. Отличие налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов


Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства ), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.

По налоговому законодательству большинства стран физической лицо рассматривается как резидент какой-либо страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом периоде, или имеет там цент своих жизненных или деловых интересов, или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством страны (факт физического присутствия, местожительство, гражданство).

Для юридических лиц статус резидентства обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогических критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа "неограниченной налоговой ответственности", в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь "ограниченная налоговая ответственность"; они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран (таблица 1.2).


Таблица 1.2. Виды субъектов налогообложения по принципу резиденства.

Резиденты

Нерезиденты

Постоянное местопребывание в государстве

Непостоянное местопребывание в государстве

Налогообложению подлежат доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом (полная налоговая обязанность)

Налогообложению подлежат только те доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность)

Проживание гражданина на территории РФ, иностранца или лица без гражданства не менее 183 дней в календарном году

Проживание гражданина на территории РФ, иностранца или лица без гражданства менее 183 дней в календарном году


1.2 Предмет и объект налогообложения

Предмет налогообложения - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет обусловливает и предопределяет объект налогообложения.

В соответствии со статьей 38 НК «объект налогообложения - это объект, имеющий стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Объектами налогообложения могут являться:

1) операции по реализации товаров, (работ, услуг);

2) владение имуществом;

3) совершение сделки купли-продажи;

4) вступление в наследство;

5) получение дохода.

Отличие объекта от предмета налогообложения представлено в табл. 1.3.


Таблица 1.3. Отличие объекта от предмета налогообложения


«Следует отличать объект налогообложения от источника налога. Под источником налога понимается доход (или имущество), из которого налогоплательщик уплачивает налог. Источником налога в хозяйственной деятельности предприятия выступают экономические показатели: себестоимость, финансовый результат; прибыль».

Объекты налогообложения можно подразделить на следующие виды: права имущественные и неимущественные; действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности. Под имущественными правами понимается право собственности на имущество, право пользования имуществом. Под неимущественными правами понимается право на вид деятельности. Действие субъекта предполагает: реализацию товаров, работ, услуг; операции с ценными бумагами. Под результатом хозяйственной деятельности принято понимать добавленную стоимость, доход, прибыль.

«Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения; при этом его можно рассматривать как ориентир, с помощью которого законодатель может связывать возникновение (происхождение) налога. В качестве объекта налогообложения понимается: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также иное экономическое обоснование».


1.3 Налоговая база


«Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения». Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.

Налоговые базы различают:

1) со стоимостными показателями - сумма дохода;

2) объемно-стоимостными показателями - объем реализованных услуг;

3) физическими показателями - объем добытого сырья.

Налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе полученных в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольной форме.

«Существуют различные способы определения налоговой базы: прямой ; косвенный ; условный ; паушальный способ .

Прямой способ основан на определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика. Косвенный способ основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Условный способ учитывает вторичные признаки условной суммы дохода, а паушальный - вторичные признаки условной суммы налога».

В практике налогообложения важную роль играют методы формирования налоговой базы.

Существуют два основных метода формирования налоговой базы:

Кассовый (метод присвоения) - при котором доходом считаются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы (при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования)

Накопительный - при котором доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности, а расходами - сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде (при исчислении подоходного налога с физических лиц).


1.4 Налоговая ставка


В соответствии со ст. 53 Кодекса «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом, а в отдельных случаях ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

В общем виде, ставки разделяются на твердые и долевые (процентные).

«Твердые ставки устанавливаются в определенном размере (абсолютной сумме) на единицу (объект) обложения независимо от получаемого плательщиком размера дохода. Твердые ставки характерны для реальных налогов с земельных участков, домов, для индивидуальных акцизов, таможенных пошлин. Твердые ставки являются одной из форм льготного обложения. В условиях инфляции для тех, кто эффективно использует объект обложения, твердые ставки уменьшают уровень налогообложения. В то же время верно и другое утверждение, согласно которому при использовании твердых ставок в период экономического спада отсутствие взаимосвязи с реальными доходами экономических субъектов может привести последних к разорению и банкротству».

Долевые (процентные) ставки устанавливаются в виде доли (процента) от объекта налогообложения. Долевые (процентные) ставки устанавливаются при обложении имущества, прибыли юридических лиц и доходов физических лиц, результатов тех или иных действий, например, при добыче минерального сырья. Долевые ставки могут быть пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого фиксированного процента (доли) к объекту обложения независимо от его величины. Например, по пропорциональной ставке облагаются операции с ценными бумагами.

Прогрессивные ставки характеризуются тем, что процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения. Прогрессия может быть простая (ступенчатая) и сложная (скользящая). Простая (ступенчатая) прогрессия состоит в том, что процент изъятия увеличивается по мере роста объекта обложения и применяется ко всей его величине.

Сложная (скользящая) прогрессия характеризуется тем, что объект обложения делится на части и каждая последующая часть облагается по более высокой ставке. Таким образом, скользящая профессия обеспечивает плавное, постепенное нарастание размеров обложения.

Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста размера облагаемой базы.


1.5 Налоговый период


"Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи".

Статьей 55 НК РФ пунктами 2-4 регламентированы правила определения налогового периода в зависимости от особенностей и момента возникновения объекта налогообложения:

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации (ликвидация юридического лица, реорганизация юридического лица). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации). Эти правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Указанные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.


1.6 Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога - это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения. Согласно ст. 52 НК РФ "налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот". В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

2. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам.

3. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Применяются следующие системы исчисления налога:

Некумулятивная - обложение налоговой базы предусматривается по частям (налог на добавленную стоимость);

Кумулятивная - исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц).

1.7. Порядок и сроки уплаты налога

Порядок уплаты налогов регламентирован ст. 58 НК РФ. Основными положениями этой статьи являются:

1) уплата налога производится в установленный срок разовой вы платой всей суммы налога или в ином порядке, предусмотренном Кодекса и другими актами законодательства о налогах и сборах;

2) подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым органом в установленные сроки;

3) уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплатить налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. На обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов;

4) порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ;

5) порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления».

Срок уплаты налога - календарная дата, установленная или определяемая в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена уплата налога.

Правила определения сроков уплаты налогов приведены в ст. 57 НК РФ:

Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу;

Изменение установленного срока уплаты налога допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ;

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом;

Сроки уплаты налога определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию;

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Правила изменения срока уплаты налога, а также пени определены ст. 61-63 НК РФ.

Общие условия изменения срока уплаты налога, а также пени регламентированы ст. 61 НК РФ:

Изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок;

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога;

Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога;

Срок уплаты налога может быть изменен: по федеральным налога - Министерством финансов РФ; по региональным и местным налогам - соответственно финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования; по налога, подлежащим уплате в связи с перемещением то варов через таможенную границу РФ, - Государственным таможенным комитетом РФ или уполномоченными им таможенными органами; по государственной пошлине - уполномоченными органами, осуществляющими контроль за уплатой государственной пошлины; по налогам, поступающим во внебюджетные фонды, - органами соответствующих внебюджетных фондов.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении налогоплательщика:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

3) имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное место жительство.


2. Практическое задание


Задача: Место нахождения ООО «Вега» - Мурманск. В собственности организации в 2005 году имеются следующие транспортные средства:

1. Яхта с двигателем мощностью 100 л.с. (приобретена в марте 2005 г.);

2. Моторная лодка с двигателем мощностью 5 л.с.;

3. Автобус с двигателем мощностью 160 л.с.;

4. Легковой автомобиль с двигателем мощностью 75 л.с. (продан в апреле 2005 г.).

Определить сумму транспортного налога организации за 2005 год.

Решение и расчеты:

В соответствии с Законом Мурманской области "О транспортном налоге" от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Мурманской области от 22.04.2003 N 394-01-ЗМО, от 22.04.2003 N 395-01-ЗМО, от 20.11.2003 N 440-01-ЗМО, от 05.01.2004 N 463-01-ЗМО.

1. Налоговые ставки устанавливаются настоящим Законом соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:


Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт о 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с аждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда,имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Организации-налогоплательщики по итогам налогового периода (календарного года) самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога в отношении каждого транспортного средства путем умножения соответствующей налоговой базы на налоговую ставку. В случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение календарного года расчет суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения транспортным средством к 12 - числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства независимо от даты (числа) принимается за полный месяц. В аналогичном порядке определяется количество месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц.

Организации - налогоплательщики по месту нахождения транспортных средств, производят уплату транспортного налога и представляют в налоговый орган налоговую декларацию по транспортному налогу. Порядок и сроки уплаты налога, срок представления налоговой декларации устанавливаются законами субъектов РФ (пункты 1, 2 ст. 363 НК РФ).

Юридические лица (предприятия и организации) рассчитывают транспортный налог самостоятельно и уплачивают его не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Юридические лица представляют в ИФНС РФ по месту регистрации декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1. Расчет данных для заполнения декларации и уплаты налога.


Данные для заполнения декларации

Моторная лодка

Легковой автомобиль

Общая мощность двигателей, кВт


Общая мощность двигателей, лошадиных сил

Количество полных месяцев владения:

Код налоговой льготы

Коэффициент:

Ставка налога:

Сумма налога (руб.):


Сумма транспортного налога составит за 2005 год

1). на яхту - 8 330 рублей,

2). моторная лодка не является объектом налогообложения транспортным налогом (по пункту 2 статьи 358 Кодекса) - от уплаты транспортного налога освобождаются весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил. Код налоговой льготы 10300.

3). на автобус - 8 000 рублей,

4). На легковой автомобиль - 619 рублей,

Общая сумма транспортного налога организации за 2005 год составит 16 949 рублей.


Заключение


В современных экономических условиях знание дисциплины «Налоги и налогообложение» играет приоритетную роль в подготовке специалистов в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и налогообложения.

Налоговые поступления - достаточно существенная часть предпринимательских расходов, в связи с чем умение правильно рассчитывать налоговые платежи, а также своевременно использовать налоговые льготы представляет собой одно из важнейших условий работы специалистов.

Действующим налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрена достаточно жесткая мера ответственности за налоговые правонарушения; знание налоговых норм, регулирующих эту сферу отношений, позволяет хозяйствующим субъектам избежать налоговых санкций и тем самым повысить прибыльность и конкурентоспособность выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).


Список использованной литературы


1.Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010).

2. Закон Мурманской области "О транспортном налоге" от 18.11.2002 N 368-01-ЗМО с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Мурманской области от 22.04.2003 N 394-01-ЗМО, от 22.04.2003 N 395-01-ЗМО, от 20.11.2003 N 440-01-ЗМО, от 05.01.2004 N 463-01-ЗМО.

3.Жидкова Е.Ю., Налоги и налогообложение: Учебное пособие. Изд:Эксмо.,2009.- 480с.

4.Миляков Н.В., Налоги и налогообложение,серия Высшее образование,Изд."Инфра-М",2009 г. - 520 с.

5.Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Ф. Н. Филина., Изд-во: ГроссМедиа, РОСБУХ: 2009 г. - 156 с.

6.Семенихин В.В., Все налоги России. Изд-во«ЭКСМО», 2009.- 1040 с.

7.Тарасова В.Ф, Семыкина Л.Н, Сапрыкина Т.В., Налоги и налогообложение. 3-е изд., перераб. - М.: Кнорус, 2007. - 320 с.


Определение и экономическая сущность налогов. Специфические признаки налога, их характеристика.

Налог – обязательный, срочный, безвозвратный, безэквивалентный платеж в бюджет от физ. и юр. лиц в соотв. с действ. законодательством с целью финансирования деятельности гос-ва.

Экономическая сущность налога закл. в изъятии гос-вом в пользу общества определенной части совокупного произведенного продукта.

Специфические признаки налога:

Денежная форма платежа;

Обязательный, принудительный;

Одностороннее движение денежных средств;

Смена формы собственности;

Определенность по объему и сроку платежа.

Функции налогов, из взаимосвязь

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, спо­собом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Функции налогов:

1) Регулирующая – маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем:

Стимулирующая – направлена на поощрение приоритетных отраслей экономики, отдельных видов деятельности (подразумевает систему льгот и освобождения);

Дестимулирующая – путем повышенного налога оказать сдерживающее воздействие или затормозить процесс.

2) Распределительная. Эта функция выражает сущ­ность налогов как особого централизованного инструмента распределитель­ных отношений. Распределительная функция иначе называется со­циальной, поскольку состоит в перераспределении общественных до­ходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает гарантию социальной стабильности общества.

3) Фискальная – изъятие части дохода пред-й и граждан для формирования доходов бюджетных и внебюджетных фондов для реализации гос программ.

4) Контрольная – оценка соблюдения и эффективности налогообложения, оценка необходимости внесения изменений в бюджетную систему.

Элементы налога, их определение и характеристика

1) Субъект налога (налогоплательщик) – элемент устанавливает, кто должен уплачивать налог.

а) Физ. лица (резиденты, нерезиденты). Признак резидентства для физ. лиц – кол-во дней нахождения на территории России. Если >183 дней в году – резидент,< - нерезидент.

б) Юр. лица (резиденты, нерезиденты). Признак резидентства для юр. лиц – место регистрации и основания организации.

У резидента полная налоговая обязанность с доходов, полученных в России и за рубежом. У нерезидента – с той части доходов полученных в стране, где он нерезидент.

2) Объект налога – за что платить. Это предмет, действие, событие, состояние субъекта налога, с наличием которого возникает обязанность по уплате налога.

3) Налоговая база – стоимостная, физическая или иная хар-ка объекта, на что начисляется налог.

4) Налоговая ставка – размер налоговых начислений на ед. измерения налоговой базы. (твердые – налог на игорный бизнес, транспортный налог; долевые – НДФЛ, НДС, налог на прибыль; кратные – налог на собак 1/2 МРОТ, сейчас не действует, только для примера; комбинированные – сборы у нотариуса.)

5) Налоговый период – период времени по окончании которого определяется налоговая база и начисляется сумма налога.

6) Отчетный период – срок составления отчетности и предоставление её в налоговый орган.

7) Срок уплаты – календарная даты или определенный период времени в течении которого субъект должен уплатить налог.

8) Порядок исчисления налога – действия н/плат. или налогового органа, налогового агента по определению и удержанию факт. суммы налога с н/плат. на основе налоговой ставки и базы.

9) Распределение суммы налога – установление счета соотв. бюджета или внебюджетного фонда для перечисления налога.

10) Налоговая льгота – преимущество, предусмотренное законодательством по предоставлению отдельным категориям н/пл. не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере:

а) налоговые изъятия – выведение из-под н/обложения объекта налога или субъекта;

б) налоговые скидки – сокращение налоговой базы;

в) налоговые освобождения – уменьшение налоговой ставки или перенос срока уплаты. Перенос срока уплаты: - отсрочка (не более года), рассрочка (в течение года), инвест.налоговый кредит (от 1г до 5 лет).