Что такое промышленная революция определение. Промышленный переворот и его последствия

Промышленный переворот - это преобразование мануфактурного производства, обусловленного ручным трудом, в фабричное. Основывается процесс на широком использовании машин. в России начался в 19-м столетии, в 30-х-40-х годах, и закончился в 80-е годы того же века.

Индустриальный переход начинался с тех отраслей, в которых ручной труд был наиболее распространен. Первой была хлопчатобумажная промышленность. Машины начали внедрять в писчебумажное, суконное и прочее производство. Начали также создаваться машиностроительные предприятия в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах.

Промышленный переворот в России на первом этапе характеризовался активным развитием транспорта, железнодорожного и пароходного, прежде всего. В 1837 году была создана первая железная дорога. Она связала Царское село и Петербург. А в 1851 году рельсы были проложены между Петербургом и Москвой.

Индустриальный переход в стране начался позднее, нежели в европейских государствах, более развитых экономически. Так, например, в Англии уже в шестидесятые годы 18 столетия начали создаваться первые фабрики.

Промышленный переворот в России начался в условиях крепостнической экономики. Это, безусловно, весьма негативно отразилось на темпах и географии индустриального перехода. В результате промышленные предприятия достаточно неравномерно распределились по территории страны.

Промышленный переворот в России в самом своем начале характеризовался и некоторыми замедлениями в создании крупных капиталов. Будучи выходцами из крепостных, многие предприниматели не были наделены юридическими правами. В связи с этим владеть фабриками они не могли, оставаясь в зависимости от власти помещиков.

Индустриальный переход в России не способствовал развитию новых классов - промышленного пролетариата и буржуазии. Это было связано с сохранением хозяйственной крепостнической системы. Рабочие фабрик и заводов были крестьянами-отходниками. В связи с этим на предприятиях состав рабочих не был постоянным, а сами трудящиеся имели довольно низкий уровень квалификации.

Вторая началась на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов 19 столетия. В этот момент более половины всего промышленного товара выпускалось предприятиями, которые были оснащены оборудованием и которые и приводили это оборудование в действие.

Индустриальный переход затронул (кроме хлопчатобумажной, писчебумажной и свеклосахарной отрасли) металлообрабатывающую и горнозаводскую, суконную и текстильную, машиностроительную и шерстяную промышленность. К этому моменту над кустарным и мануфактурным преобладало фабричное производство.

Индустриальная революция на втором этапе имела свои особенности. Переход продолжался уже в новых условиях: было отменено проведена Все эти преобразования устранили многие препятствия на пути формирования капиталистической системы в государстве.

Кроме того, начали формироваться новые промышленные отрасли: нефтехимическая, машиностроительная, химическая и прочие.

Индустриальный переход обусловил появление областей (Баку, Криворожье, Донбасс), свободных от традиций крепостничества и бурно развивающихся в новых социально-экономических и технических условиях.

Бесспорно, промышленный переворот имел важные социальные результаты. Стали формироваться новые классы. После реформ промышленная буржуазия начала пополняться выходцами из чиновников, крестьян, купцов, дворян.

Рабочий класс также активно формировался. При этом пролетариат продолжал находиться в тяжелом положении. Условия труда были неудовлетворительными, рабочий день был очень длинным, царило бесправие, отсутствовало трудовое законодательство, медицинское страхование. В результате в восьмидесятые-девяностые годы прошли первые выступления рабочих (например, Морозовская стачка в 1885-м г.).

Промы́шленный переворо́т (промышленная революция) - исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству. Начало промышленного переворота связано с изобретением рабочих машин и внедрением их в производство товаров, а завершение - с производством машин машинами, то есть развитием машинного производства, основанного на широком использовании машинной техники. Промышленный переворот дал толчок обобществлению производства; в условиях фабричной системы кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства труда. Раздробленные процессы производства объединились в общественный производительный процесс. Революционные изменения в орудиях и в организации производства привели к переходу от доиндустриального общества к индустриальному обществу В 1760-1820-х годах промышленный переворот произошел в Великобритании. Затем до конца 19 века на путь промышленного переворота вступили США, Франция, Германия, Италия, Япония. В России начало промышленного переворота относится к первой половине 19 века, а завершение - к концу 1870-х - началу 1880-х годов.

Впервые понятие промышленного переворота начал применять в 1830-х годах французский экономист Адольф Бланки. С 1840-х годов термин стал использоваться марксистами . В первом томе «Капитала» Карл Маркс дал развернутый анализ революционных изменений средств производства, которые стали фундаментом капиталистического строя. Среди немарксистов понятие промышленного переворота получило признание в конце 19 века под влиянием британского историка Арнольда Тойнби. Вехами эпохи промышленного переворота стали: появление принципиально новых средств труда - машин (механизация производства); формирование нового типа экономического роста - переход от медленного и нестабильного к высокому самоподдерживающемуся росту; завершение формирования новой социальной структуры - превращение предпринимателей и наемных работников в основные общественные классы.

Сущность промышленного переворота

Исторические предпосылки развития машинной индустрии были созданы мануфактурной формой производства. Рост капиталистического производства влек за собой расширение как внутреннего, так и внешнего рынков, но оно наталкивалось на ограниченные возможности основанного на ремесленной технике мануфактурного производства. Промышленный переворот стал общеисторическим явлением, характерным для ряда стран, но вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к машинной индустрии происходило неравномерно.
Лидером в этом плане выступила Великобритания , где промышленный переворот начался в 1760-х годах. Его начало связывают с изобретением в 1764-1765 годах британским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь своей дочери Дженни. Прялка «Дженни» примерно в двадцать раз увеличила производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление цехов, механическая прялка стала использоваться в Великобритании в 1770-1780-х годах практически повсеместно. К 1787 году в британской промышленности использовалось уже более 20 тысяч таких машин. Прялка «Дженни» приводилась в действие мускульной силой ткача, но в 1769 году Ричард Аркрайт, запатентовал прядильную машину непрерывного действия с водяным приводом. В 1775 году ткач Самуэль Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань.
Механизация отдельных операций порождала экономическую необходимость повышения производительности труда и в смежных операциях: так, с совершенствованием техники производства в хлопкопрядении обнаружилась диспропорция между прядением и ткачеством. В 1785 году был запатентован образец механического ткацкого станка, а в 1801 в Великобритании начала функционировать первая механическая ткацкая фабрика, насчитывавшая около 200 станков. Эти инновации обеспечили массовый выпуск дешевых и качественных хлопчатобумажных тканей фабричным путем, и Великобритания стала обеспечивать текстильными тканями все развитые страны мира. Внедрение в ткацкое производство новой техники ускорило механизацию ситцепечатного, красильного производств. Распространение машинной техники повлекло за собой упадок кустарного производства и разорение массы мелких товаропроизводителей.
Оснащение машин множеством одновременно действующих органов вызвало необходимость двигателя. С конца 1790-х годов в текстильной промышленности стал использоваться запатентованный в 1784 году паровой двигатель «двойного действия» Дж. Уатта. К 1810 году в Великобритании насчитывалось около 5 тысяч паровых машин. Рост промышленного производства и расширение рыночных связей потребовали совершенствования средств транспорта. В первой четверти 19 века начали функционировать пароходное сообщение и паровой железнодорожный транспорт.
Распространение машинной техники вступало в противоречие с ремесленной техникой изготовления самих машин. В процессе промышленного переворота выявлялось несоответствие между расширяющимся спросом на новые средства труда и ограниченными возможностями их мануфактурного производства. Это несоответствие было преодолено в результате массового внедрения машин в машиностроительное производство. С начала 19 века в промышленности начали использовать металлообрабатывающие станки, в том числе механические молоты и гидравлические прессы. Особенно большое значение имело изобретение британским механиком Генри Модсли в 1798-1800 годах токарного станка с механическим суппортом, который позволял нарезать винты и гайки стандартных размеров. Г. Модсли стал основателем технической стандартизации. Механизация производства машин позволила наладить поточное производство огнестрельного оружия.
Увеличивавшееся производство машинного оборудования и новых транспортных средств способствовало повышению спроса на металл . На протяжении 1788-1820 годов выплавка чугуна увеличилась примерно в шесть раз. Увеличению выпуска металла способствовал осуществлявшийся с 1780-х годов переход в металлургии к пудлингованию, обеспечивавший производство железа из чугуна с помощью минерального топлива. Механизация производства и дифференциация механических орудий труда создали условия для перехода от простой кооперации машин к системе машин, что представляет собой основной признак крупной машинной индустрии. В 1810-1820-х годах крупная машинная индустрия в Великобритании одержала победу над мануфактурой и ремесленным производством; страна стала промышленной державой, «мастерской мира». Рост производительных сил сопровождался обострением противоречий, присущих капиталистическому способу производства; в 1825 году в Великобритании разразился первый экономический кризис перепроизводства.
Вслед за Великобританией на путь развития крупной промышленности вступили США, Франция, Германия. Общие экономические условия для развития капиталистического производства в США сложились после победы в Войне за независимость (1775-1783). Техническому перевооружению хлопчатобумажной промышленности способствовало отсутствие цеховых ограничений и использование технического опыта британской промышленности. Массовое применение паровых двигателей и развитие машиностроения в северо-восточных штатах США пришлось на 1850-1860-е годы.
Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства во Франции были сделаны 1780-х годах, однако переход от мануфактурного производства к использованию машин в ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия. В Италии промышленный переворот начался в 1840-х годах. Фабричное производство развивалось в северных районах страны. Победу над кустарным производством и мануфактурой машинная индустрия в Италии одержала в последней трети 19 века. В Германии развитие машинного производства ускорилось во второй половине 19 века, в 1850-1860-х годах начался бурный рост тяжёлой промышленности.
В Японии условия для развития капиталистического фабричного производства были созданы революцией Мэйдзи (1867-1868). В последних десятилетиях 19 века японские предприниматели использовали технический опыт западноевропейских стран и США, ввозя значительную часть машинного оборудования из-за границы. Японское правительство активно участвовало в учреждении и финансировании крупных промышленных предприятий, прямо или косвенно участвовавших в техническом перевооружении японской армии.
Превратив промышленность в главную отрасль общественного производства, промышленный переворот вместе с тем привел к ее отделению от земледелия и к росту крупных промышленных центров. Развитие машинной индустрии неизбежно влекло за собой ломку патриархальной замкнутости, увеличение подвижности населения. Рост капиталистического фабричного производства способствовал обострению противоречий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Дальнейшая механизация производства вела к возникновению массовой безработицы.
По мере того, как крупная промышленность завоевывала господствующее положение в общественном производстве, увеличивалась доля рабочего класса в общей численности населения. В Великобритании к середине 1840-х годов около трех четвертей населения принадлежало к рабочему классу. С возникновением пролетариата началась его борьба за свои права. Такие средства экономической борьбы, как стачка, рабочий класс сочетал с политическими выступлениями. В 1830-1840-х годах в Великобритании получило развитие чартистское движение. В этот же период имели место выступления рабочего класса во Франции (Лионские восстания 1831 и 1834 годов) и Германии (восстание силезских ткачей 1844 года).

Социальные последствия

Изобретение машин не было новинкой эпохи промышленного переворота. Еще в античное время были известны механические приспособления, в том числе и на основе использования силы водяного пара. Попытки использования машин в мастерских ремесленников известны и в средние века. С технической точки зрения промышленная революция могла бы произойти гораздо раньше. Однако для нее должны быть подготовлены социальные условия. Для внедрения машин было необходимо ликвидировать средневековую цеховую систему, которая ограничивала рост производства и сбыта товаров, обеспечить защиту прав изобретателя.
В истории известны примеры репрессий против изобретателей. Так, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Когда в 1733 году британский ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», то он подвергся преследованиям и был вынужден бежать во Францию. Ярким подтверждением средневекового страха перед машинами стало движение луддитов в Великобритании рубежа 18-19 веков, когда рабочие разбивали машины, «отнимающие хлеб у людей».
В середине 18 века в Великобритании были приняты специальные законы, защищающие исключительные права изобретателя на использование его открытия. В результате изобретатели (Аркрайт, Уатт, Фултон, Стефенсон) смогли стать предпринимателями, получили прибыль от использования своих патентов . Промышленный переворот качественно изменил темпы экономического роста. В доиндустриальных обществах экономический рост был неустойчив и невысок: периоды подъема экономики перемежались с периодами спада, в результате средний темп прироста колебался около нуля.
Марксисты рассматривали промышленный переворот с точки зрения изменения социальных характеристик процесса труда и структуры общества. Орудия труда приобрели такую форму существования, которая обусловила замену человеческой силы механизмами, а эмпирических рутинных приемов труда - сознательным применением научных знаний. После промышленного переворота коллективный (кооперативный) характер труда становится технической необходимостью. В доиндустриальных обществах производство зависело от индивидуальной квалификации работника и его физической силы. Поэтому процесс труда оставался индивидуализированным: крестьянин со своей семьей самостоятельно обрабатывал свой надел, ремесленник с немногими подмастерьями единолично трудился в мастерской.
Когда предприниматели организовывали совместный ручной труд работников на мануфактуре, то производительность труда росла незначительно, а потому мануфактуры не могли стать главной формой промышленного производства. Мануфактурный наемный работник всегда желал, накопив денег, стать самостоятельным ремесленником, поскольку обладал навыками и опытом для этого. Поскольку ручной труд требовал высокой квалификации и немалой физической силы, то активными работниками в докапиталистических обществах могли быть только мужчины, женщинам же оставались лишь второстепенные виды деятельности, не требующие ни особого мастерства, ни физической силы. Такое положение наемного работника называют формальным подчинением труда капиталу: работник сохраняет возможность порвать с наемным трудом.
Массовое внедрение машин внесло принципиальные изменения в организацию труда, а тем самым в социальную структуру общества. Фабричное производство, основанное на кооперации машин, формировало работника принципиально нового типа. От него не требовалось умение изготавливать своими руками от начала до конца товар , а выполнять у машины однообразные операции, работая бок о бок с другими наемными работниками. В результате, даже накопив денег, наемный работник не мог стать самостоятельным производителем, поскольку его навыки делали его «винтиком» единого трудового коллектива, управляемого предпринимателем. Это обстоятельство является реальным подчинением труда капиталу, когда наемный работник не может вернуться в число самостоятельно занятых. Предприниматели (капиталисты) и наемные работники (пролетарии) становятся главными общественными классами. Машинное производство, упрощающее трудовые операции, позволило вовлечь в процесс труда не только взрослую мужскую рабочую силу, но также женщин и детей. В конце 18 - начале 19 века произошло уменьшение средней зарплаты работников за счет вовлечения женского и детского труда. Техническое подчинение рабочего создало на начальной стадии развития капитализма казарменную дисциплину труда.

Промышленный переворот: от мануфактуры к машинному производству

Промышленным переворотом или промышленной революцией называется период, когда человечество от мануфактурного производства перешло к машинному, или другими словами, совокупность технических, технологических, социальных, институциональных и иных перемен, связанных с заменой ручного труда машинным способом производства. Промышленная революция прошла три этапа.

Первый этап был связан с появлением рабочих машин в текстильном производстве. Изобретение и распространение машин создали возможности для расширения производства и его технического усовершенствования. Второй этап начался с изобретения универсального теплового двигателя, т.е. паровой машины. Третий этап промышленной революции был связан с созданием рабочих машин в машиностроении, т.е. с изобретением суппорта, или резцедержателя. Машиностроение, снабженное мощной энергетической базой и оснащенное рабочими машинами, позволило наладить бесперебойный массовый выпуск самых разнообразных машин и снабдить ими все отрасли производства. Применение машин в производстве привело к возникновению большого числа промышленных предприятий, образованию промышленных центров и скоплению в них населения. Эпоха промышленного переворота является, таким образом, временем возникновения и развития фабричного производства.

Первой страной, применившей новый способ, основанный на применении машин и индустриальных технологий в промышленном производстве, была Великобритания. Важнейшей предпосылкой промышленного переворота, являются либеральные социально-политические преобразования, утверждающие принципы гражданского равенства, экономической свободы, неприкосновенности личности и собственности. Не менее существенной предпосылкой промышленной революции считается высокая производительность сельского хозяйства вследствие, так называемой, аграрной революции. Аграрная революция заключалась в переходе от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства, что обеспечивало его продуктивность и рентабельность. Географический и природно-климатический факторы также обеспечили Великобритании лидерство в промышленном перевороте. Запасы каменного угля способствовали быстрому переходу английской металлургии от древесного угля к каменному, что позволило ей к концу ХVIII в. выйти на первое место в мире.

Промышленные революции в разных отраслях следовали как цепная реакция. Переворот, начавшийся в легкой промышленности, выдвинул задачу увеличения массы машин, для удовлетворения этого спроса требовалось много металла, что вызвало переворот в металлургии и машиностроении; возросшая масса производимой продукции потребовала изменений на транспорте. Так, в 80-е гг. ХVIII в. был построен первый в мире пароход, в 1814 г. первый паровоз. К завершению промышленного переворота Великобритания стала ведущей экономической державой.

Промышленный переворот, начавшийся в XVIII в. в Англии, оказал влияние на последующее развитие всего мира. С теми или иными изменениями промышленный переворот совершился в XIX в. почти во всех странах Европы и Северной Америки.

Переворот в технике. Торговое процветание привело к обогащению английских купцов, к появлению избыточных капиталов, которые требовали помещения в дело. С другой стороны, в результате эмиграции в Америку Англия испытывала недостаток рабочей силы. Нехватку рабочей силы англичане попытались возместить введением машин. В 1733 г. ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», он подвергся преследованиям ткачей и был вынужден бежать во Францию. В 1765 г. ткач Харгривс создал механическую прялку, названную «Дженни»; эта прялка увеличивала производительность труда в 20 раз. В 1769 г. Ричард Аркрайт запатентовал прядильную машину, рассчитанную на водяной привод, - с этого момента машины стали использоваться на мануфактурах.

Первые машины создавались механиками-самоучками, они изготавливались из дерева и не требовали инженерных расчетов. После того, как сопротивление противников машин стало ослабевать, машины стали появляться одна за другой. В 1774-1779 гг. Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую более качественную ткань, чем машина Аркрайта. В 1784 г. Эдмунд Картрайт создал ткацкий станок, который увеличил производительность ткачей в 40 раз.

Промышленная революция была сложным процессом, происходившим одновременно в различных отраслях промышленности. В горной промышленности одной из основных производственных проблем была откачка воды из шахт. В 1698 г. англичанин Севери создал машину, использовавшую для этой цели силу пара; в 1712 г. Томас Ньюкомен усовершенствовал эту машину, снабдив ее цилиндром и поршнем. В машине Ньюкомена находившийся в цилиндре пар конденсировался впрыскиванием воды, в цилиндре создавалось разряжение и поршень втягивался внутрь цилиндра под воздействием атмосферного давления. В разных странах делались попытки усовершенствовать эти машины, например, в России механик И. Ползунов построил двухцилиндровую машину аналогичного устройства. В 1763 г. усовершенствовать машину Ньюкомена взялся Джеймс Уатт. Уатт создал машину, принципиально новую: во-первых, поршень в машине двигало не атмосферное давление, а пар, впускавшийся из парового котла; во-вторых, после завершения хода поршня отработанный пар выводился в специальный конденсатор. В 1769 г. Уатт взял патент на свою машину. Уатту удалось привлечь к делу фабриканта Мэтью Болтона. В 1775 г. на заводе Болтона в Бирмингеме было налажено производство паровых машин. В 1784 г. Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, в котором пар поочередно толкал поршень с двух сторон; в этой машине был применен центробежный регулятор, автоматически поддерживавший число оборотов. мануфактурный машинный революция промышленный

В первых двигателях Уатта давление в цилиндре лишь немного превышало атмосферное. В 1804 г. инженер А. Вулф запатентовал машину, работающую при давлении 3-4 атмосферы, повысив КПД более чем в 3 раза. Массовое производство паровых машин было невозможно без точных токарных станков; решающий шаг в этом направлении был сделан механиком Генри Модсли, который создал самоходный суппорт. С этого времени стало возможным изготовление деталей с допуском в доли миллиметра - это было начало современного машиностроения. Возникновение машин вызвало потребность в металле. Раньше чугун плавили на древесном угле, а лесов в Англии почти не осталось. В 1785 г. Генри Корт изобрел способ производства чугуна на каменном угле. Добыча угля стала одной из основных отраслей промышленности.

После появления паровой машины начались попытки создания пароходов. Роберт Фултон построил пароход «Клермонт»; машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 г. «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону, но без пассажиров. Через четыре года Фултон и Ливингстон были уже владельцами пароходной компании, через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии 150. В 1819 г. американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, а в 1830 г. начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия. На этой линии курсировал самый большой по тем временам пароход «Грейт Уэстерн», имевший водоизмещение 2 тыс. т. и паровую машину мощностью 400 л. с.

Одновременно со строительством пароходов делались попытки создания паровой повозки. На многих рудниках существовали рельсовые пути, по которым лошади тащили вагонетки с рудой. В 1803 г. механик Ричард Тревитик построил паровоз, заменивший лошадей на одной из рельсовых дорог в Уэльсе. Дж. Стефенсон, механик-самоучка, получил заказ на постройку локомотива для одной из шахт близ Ньюкасла. В 1815 г. Стефенсон построил свой первый паровоз, а затем руководил строительством железной дороги длиной более 50 км. В 1830 г. Стефенсон завершил строительство первой железной дороги между Манчестером и Ливерпулем; для этой дороги он сконструировал паровоз «Ракета». Позже Стефенсон строил железные дороги в Бельгии и в Испании. В 1832 г. была пущена железная дорога во Франции, позже - в Германии и США.

Появление станков, паровых машин, паровозов и пароходов коренным образом изменило жизнь людей. Появление фабрик, выпускающих огромное количество дешевых тканей, разорило ремесленников, которые работали на дому или на мануфактурах. В 1811 г. в Ноттингеме вспыхнуло восстание ремесленников, которые ломали машины на фабриках, - их называли «луддитами». Восстание было подавлено. Разоренные ремесленники были вынуждены уезжать в Америку или идти работать на фабрики. Население стекалось к фабрикам, и фабричные поселки вскоре превращались в огромные города; в 1844 г. в Лондоне было 2,5 млн. жителей. Рабочие составляли большую часть населения Англии; это было новое индустриальное общество.

Основной отраслью английской промышленности в первой пол. XIX в. было производство хлопчатых тканей. Новые машины позволяли получать 300 и более процентов прибыли в год и выпускать дешевые ткани, которые продавались по всему миру. Это был промышленный бум, производство тканей увеличилось в десятки раз. Однако для новых фабрик требовалось сырье; поначалу хлопок был дорог из-за того, что его очистка производилась вручную. В 1806 г. американец Эли Уитни создал хлопкоочистительную машину; после этого в южных штатах наступила «эра хлопка» создавались хлопковые плантации, на которых работали рабы-негры: расцвет рабства связан с промышленной революцией.

К 1840 г. Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и х/б тканей, основная часть производства машин. Английские ткани заполнили мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и во многих странах Европы и Азии.

В 1870-х гг. в развитии мировой экономики наступил перелом, связанный с расширением мирового рынка. Масштабное строительство железных дорог привело к включению в мировую торговлю континентальных областей; появление пароходов удешевило перевозки по морю. На рынки хлынула американская и русская пшеница - цены на нее упали в два раза. Эти события называют «мировым аграрным кризисом». Они привели к разорению многих помещиков в Европе, но вместе с тем обеспечили дешевым хлебом рабочих.

Промышленная революция дала Европе новое оружие - винтовки и стальные пушки. Давно было известно, что ружья с нарезами в канале ствола придают пуле вращение, отчего дальность увеличивается. В 1808 г. французский оружейник Поли создал казнозарядное ружье; в бумажном патроне помещался порох и затравка, взрываемая уколом игольчатого ударника. Но изготовление казенного затвора требовало ювелирной точности. Когда появился станок Модсли, немец Дрейзе сконструировал игольчатое ружье. Дальность выстрела составляла 800 метров, втрое больше, чем у других ружей. Одновременно произошла революция в военном деле, вызванная появлением стальных пушек. В 1850-х гг. английский предприниматель Генри Бессемер изобрел конвертер, а в 60-х гг. французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. Было налажено промышленное производство стальных пушек. Наибольших успехов в производстве артиллерийских орудий достиг немецкий промышленник Альфред Крупп, в 60-х годах он наладил массовое производство казнозарядных нарезных орудий. Винтовки Дрейзе и пушки Круппа обеспечили победы Пруссии в войнах с Австрией и Францией.

В Европе происходит быстрая модернизация по английскому образцу, на первой стадии она включает заимствование техники: станков, паровых машин, железных дорог. На второй стадии начинается политическая модернизация, Европу охватывает волна революций. В 60-х гг. культурная экспансия промышленной цивилизации сменяется военной экспансией. Начинается эпоха колониальных войн; в итоге весь мир оказывается поделенным между промышленными державами. Англия, создает огромную колониальную империю.

Промышленная революция из Англии распространилась на европейский континент и Северную Америку. Аграрная революция (началась в Англии в 1690-1700 гг., во Франции и США в 1750-1770 гг., в Германии в 1790-1800 гг.), во многом оказала немалое влияние на происхождение и развитие промышленной революции. Обычно на происходила без машин и химических удобрений, на базе улучшения систем ротации культур, использования селекционных семян, более продуктивных пород скота, широкого применения органических удобрений, усовершенствованных орудий труда.

Новые средства коммуникаций (железные дороги, паровые суда) стимулировали интенсификацию потоков готовых продуктов, сырья, труда и капитала. С началом железнодорожного сообщения открывались возможности в дальнейшей индустриализации. Тенденции в развитии промышленности требовали дальнейшей концентрации производства в виде крупных предприятий. Блага индустриализации попали в зависимость от путей сообщения, по которым сырье и готовая продукция доставлялись туда, куда нужно. Еще одним компонентом революции в коммуникациях стало применение электричества, выразившееся в изобретении телеграфа и телефона. В 1832 г. первый в мире электромагнитный телеграф был построен в Петербурге П.Л. Шиллингом, независимо от него в 1837 г. его изобрели американец С.Морзе и англичане Кук и Уитсон. В Англии протяженность телеграфных линий достигла в 1868 г. свыше 25000 км. Подводный кабель между Дувром и Кале был уложен в 1851 г. С открытием трансатлантического сообщения в 1866 г. телеграф стал средством международной связи. В 1876 г. А. Белл изобрел телефон, получивший практическое применение. Через несколько лет его телефон уже применялся во всех цивилизованных странах мира.

Позже всех европейских стран на путь капиталистического развития вступила Россия. Начало промышленного переворота в России относится к 30-м годам XIX в. Однако его развитие шло медленно, далеко отставая от передовых стран Европы. Решающую роль в становлении капитализма в России сыграла отмена крепостного права. Тем не менее, прогресс проникал в российскую промышленность. Особенно впечатляющие успехи были в текстильной промышленности, прежде всего в производстве хлопчатобумажных тканей. Причинами быстрого роста этой отрасли явились: неприменение крепостного труда; минимальное покровительство со стороны государственной казны; наличие условий конкуренции; широкий общественный спрос на продукцию.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, поскольку транспорт был сферой наемного труда. В России появились железные и шоссейные дороги, пароходное сообщение. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. В 1815 г. было построено первое в Европе морское паровое судно «Елизавета», обеспечивавшее связь между Петербургом и Кронштадтом. В 60-е гг. по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов.

Первый опыт железнодорожного строительства был предпринят отцом и сыном Черепановыми на Нижнетагильском заводе. В 1833-34 гг. ими был создан первый в России паровоз. Чугунная рельсовая дорога соединяла завод с рудниками. В 1837 г. начала действовать первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. Военные и стратегические соображения подтолкнули строительство железнодорожной магистрали Петербург-Москва (1851).

В 80-90 е гг. XIXв. Россия вступила в фазу индустриализации. Доля страны в мировом промышленном производстве к нач. ХХ в. выросла до 5%. Особенно высокие темпы прогрессы были в нефтедобывающей отрасли, железнодорожном строительстве и машиностроении. Быстрыми темпами шло техническое оснащение промышленности. Увеличилось число рабочих. Однако и после падения крепостного права многочисленные остатки феодально-крепостнических отношений в стране тормозили переход промышленности от ручного производства к машинному.

Итого: Социальные последствия промышленной революции значительны, так как она генерировала новую, научно-техническую цивилизацию. В эпоху промышленного переворота в развитых странах произошли кардинальные сдвиги в структурах производства и национального богатства, позволяющие говорить о становлении качественно нового типа хозяйственной эволюции. За период немногим более 100 лет их совокупный продукт вырос почти в 10 раз, в том числе на душу населения в 3,3-3,7 раза. Возникла и сформировалась индустриальная цивилизация. Прогресс был достигнут как на основе расширения и углубления внутренних конкурентных рынков, так и в результате интенсификации внешних взаимосвязей стран, создания мирового капиталистического хозяйства. Развитие индустриальной цивилизации привела к научной революции на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Основные последствия промышленного переворота:

возникновение фабрично-заводского производства;

зарождение машиностроения;

снижение цен на товары широкого потребления;

перестройка рынка: не покупательский спрос формировал развитие производства, а производство подталкивало расширение рынков и формировало спрос;

увеличение капиталовложений и необходимость быстрого оборота привели к увеличению рабочего дня и сокращению заработной платы;

появление кризисов перепроизводства;

ухудшение положения рабочего класса и начало социальной борьбы;

ускорение процесса урбанизации, изменение соотношения между городским и сельским населением.

Стали переходить от мануфактур к машинному производству. Промышленный переворот изменил экономический облик Европы, она стала развитой и недосягаемой для крепостной России. И тем не менее прогресс - это процесс, который рано или поздно затрагивает любое государство. Всеобъемлющий промышленный переворот в России начался только в конце XIX века.

Промышленная оттепель в России: причины, предпосылки, факторы отставания

Начало промышленного переворота в России и сегодня остается спорным вопросом. Существует несколько мнений относительно начала этого исторического процесса.

Историк-экономист Станислав Густавович Струмилин первым назвал хронологию модернизации промышленности России. Он обозначил ее в рамках 1830-1860 годов.

Современная историография считает более обоснованным временной период с 1850 по 1880 год.

Предпосылки переворота:

  1. Научно-технический прогресс - изобретение паровых двигателей, станков и машин, минимизирующих ручной труд.
  2. Постепенное внедрение капиталистических отношений — использование вольнонаемных рабочих, накопление капитала.

Только к середине XIX века Россия стала переходить на капиталистические рельсы. Но существовало множество факторов, тормозивших промышленную революцию. Основным и самым весомым было крепостное право. Дешевизна крепостного труда обуславливала нежелание крупных промышленников внедрять новые технологии. Вольнонаемный труд был больше необходимостью, чем стремлением. Внутренний и внешний рынок был аморфен и малодинамичен. Государство стимулировало развитие производства. Аграрный сектор был неразвит, что, в свою очередь, сказывалось на динамике внутреннего национального рынка.

Несмотря на то что промышленный переворот в России начался гораздо позже, чем в странах Европы и США, он привел к инновационному типу экономического развития и формированию новых социальных прослоек населения.

Характерные черты промышленного переворота

Несмотря на существенное давление государства, промышленная революция стартовала, хоть и носила вялотекущий характер.

Отмена крепостного права в 1861 году обусловила формирование новых социальных классов - пролетариата и промышленной буржуазии. Вольнонаемные рабочие, в прошлом крепостные крестьяне, стремились в города, чтобы получить работу на крупных фабриках и заводах, хоть и за мизерную оплату труда. Огромные ресурсы государства и дешевая рабочая сила давали таким предприятиям многомиллионные прибыли, что как нельзя лучше способствовало развитию производства и относительной его индустриализации.

Правительство начинает принимать меры для активизации таких секторов экономики, как промышленность и торговля. Неоднократно повышались таможенные пошлины на сырье. Ввоз инновационного оборудования и вывоз готовой продукции поощрялся.

С 1861 года лидерами в промышленности стали такие отрасли, как:

  • угольная добыча;
  • металлургия;
  • судостроение;
  • строительство железных дорог;
  • легкая промышленность: текстильная и хлопчатобумажная отрасли.

Банковская и кредитная сфера после длительного упадка вошла в позитивное русло. Было создано более 40 банков, более 200 страховых и кредитных предприятий. К тому же вклады государственных банков в экономику увеличились в несколько раз. В таких благоприятных условиях начинается интенсивный приток иностранного капитала.

Реформирование России

Начало промышленного переворота в России историки связывают не только с ликвидацией крепостничества, но и с повсеместным реформированием государства.

  • Финансовая реформа 1860 года - создание государственного банка.
  • Налоговая реформа, 1863 год - введение единой системы акцизов и патентов.
  • Земская реформа 1864 года - активизация кустарного промысла за счет организации артелей.
  • «Положение о пошлинах на право торговли и промыслы» привело к уравниванию сословий в возможности заниматься частным предпринимательством.

Этапы промышленной революции

Промышленный переворот в России начался в середине XIX века и проходил в три этапа:

1861-1881 гг. зарождение капитализма, реформирование государства, скачок отраслей легкой и тяжелой промышленности.

80-90-е годы XIX века - пик промышленной «весны».

1890-е годы XIX века - 1905 гг. - кризис капитализма, социальной и экономической жизни, завершение промышленного переворота в России.

Итоги промышленного "бума"

Промышленный переворот в России начался в середине XIX века, вывел крепостное государство с отсталой экономикой на новый этап развития. Россия вступила во всемирно-исторический процесс, приведший к скачку не только в экономике, промышленности, социальной сфере, но и значительно изменил мировоззрение народонаселения государства. Формирование капиталистических отношений в той или иной мере привело к революции, свержению монархии как одного из пережитков старой системы.

Тем не менее промышленная «весна» в крепостном государстве имела свою специфику. Особенности промышленного переворота в России заключались в ее «молниеносных» темпах. В монархическом государстве переход к машинному типу производства не сопровождался переходом к индустриальному или агроиндустриальному типу экономики. Несмотря на произошедший скачок в промышленности, он не привел к быстрому развитию машиностроения.

К 70-м гг. XVIII в. складывавшаяся веками система ведения сельского хозяйства в Англии разрушилась. В деревню всё сильнее вторгался капитализм. Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским, в почти полном исчезновении крестьян - мелких собственников.

Сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих и исчезновение крестьянства, рост продуктивности сельского хозяйства - всё это получило название аграрная революция.

Началось освоение заброшенных ранее земель, применение удобрений. Появился передовой севооборот - вместо того чтобы оставлять землю под паром, её стали засевать кормовыми травами. Так создавались условия для увеличения производства зерна и мяса, а цены на зерно даже снизились.

Условия промышленного переворота.

К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота. Во-первых , завершившаяся аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук. Быстрыми темпами росло население. В 1700 г. оно составляло чуть больше 6 млн, а в 1790 г. - 8,2 млн человек. Всё «избыточное» население готово было работать в промышленности. Во-вторых , сложился рынок сбыта товаров. Росли города и городское население. В деревне богатые арендаторы нуждались в покупке инвентаря, удобрений. В-третьих , в результате земельных спекуляций внутри страны (перепродажи земель, изъятых у английской короны и ирландцев), ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.

Как произошел промышленный переворот.

Начался он с изобретения машин. Уже давно изобретатели мечтали заменить труд человека машиной. Английские ткани не могли соперничать по своему качеству с индийскими, недорогими, прочными, хорошо выдерживающими стирку. Ручное производство в Англии было дороже, чем в Индии, и организовать производство дешёвых тканей можно было только при помощи машин.

Механик Джон Кей усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока ». Прежде сам ткач вынужден был пропускать челнок между нитями основы. Теперь челнок перебрасывался нажатием педали. Это изобретение ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи. В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретён. Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру. В 1767 г. плотник Хейс создал прядильную машину, приводимую в движение водяным колесом и отличавшуюся высокой производительностью. Успехи в прядении вызвали появление механических ткацких станков. Новый станок Эдмунда Картрайта в 40 раз увеличил производительность труда. Создание универсальной паровой машины Джеймса Уатта (1784) позволило строить фабрики в любом удобном месте. В 1784 г. металлург Корб изобрёл прокатный стан, а Модели - токарный станок.

Положение рабочих.

Часто на фабрике трудились всей семьёй. Женщины работали прядильщицами, а детям поручалось связывать оборванные концы нитей или убирать мусор. Здесь же работали и мужчины - пряли или ремонтировали машины. Рабочие жили в очень тяжёлых условиях. Существовали многочисленные штрафы - за опоздание, за ругань, за неопрятность. Некоторые фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей - дешёвую рабочую силу. Дети работали с 5-8 лет. На фабриках не существовало никакой охраны здоровья и труда рабочих.

Самой яркой отличительной чертой экономики Англии XVIII в. являлась торговля, при этом вывоз товаров преобладал над ввозом. Ливерпуль превращается в настоящий хлопковый порт. Но центром атлантической торговли становится Бристоль, важнейшим источником богатства которого была торговля рабами.

Многие предприимчивые купцы и предприниматели сколотили себе состояние благодаря так называемому «золотому треугольнику»: гружённый английскими промышленными изделиями корабль отправлялся в один из африканских портов, где они продавались, а на вырученные деньги у работорговцев приобретались похищенные африканские невольники; их перевозили в Америку или к берегам Вест-Индии, поскольку там за них давались хорошие деньги. После этого корабль возвращался в Англию с грузом сахара или табака, что опять приносило немалый доход.