Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример.

Годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Назад в 90-е׃ все распродать, разграбить, распилить!

Субтитры

История

Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен» , в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.

Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения [ ] , поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилась в собственности государства . Во-вторых, реформы были начаты на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены приблизительно 30 % товаров продолжали так или иначе регулироваться. Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области. В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета , тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств связи и высокие транспортные расходы осложняли способность предприятий и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и неравновесие в экономике начало уменьшаться .

Последствия

Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара , благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования . Как писал сотрудник института Гайдара Владимир Мау , «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля» .

До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту - корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, - нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие.

Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой. Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств . Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. За этим последовала инфляция , которая по итогам 1992 года составила 2600 %. По мнению, Андрея Илларионова столь высокая инфляция имела своими причинами повышение государственных расходов в год либерализации почти на 14 % ВВП и то, что в год либерализации не была проведена денежная реформа . Илларионов таким образом делает упор на принципиальном отличии политики Гайдара от политики других постсоциалистических правительств. Польский экономист Лешек Бальцерович возлагает вину за негативные последствия либерализации цен и других российских экономических реформ на политические конфликты, помешавшие нормальной работе правительства.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков . Сочетание этих факторов с экономическим спадом, выросшего неравенства в доходах и неравномерного распределения заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию . Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 гг. увеличилась с 33,6 % до 45,9 % .

Объясняя причины высокой инфляции, реформаторы утверждали, что они не были связаны с собственно либерализацией цен . В качестве таких причин они приводили политическое давление, прежде всего со стороны Верховного Совета, которое вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в соседних республиках.

По мнению ряда экономистов, в условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства . Таким образом проявился типично монопольный эффект . По мнению сотрудника МичГАУ Б. И. Смагина, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства . По мнению экономиста Г. А. Явлинского , монополии начали диктовать цены реализации и закупочные цены на сырье, что дало толчок гиперинфляции, избежать этого можно было, дав населению перед началом либерализации цен возможность на приобретение средств производства - магазинов, земли, грузового автотранспорта. То есть, проведя малую приватизацию.

По мнению ряда экономистов, либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась в 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег , что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах - 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).

Критика

Предметом острой критики является то, что реформы были проведены без широкой общественной дискуссии, в которой бы участвовали сторонники альтернативных подходов. Ещё до либерализации цен выдвигались аргументы, что ей должна была предшествовать приватизация , которой, в свою очередь, должны были предшествовать институциональные реформы: прежде всего, обеспечение господства права и законодательной защиты частной собственности. Утверждается, что наличие жизнеспособного частного сектора (хотя бы малого бизнеса) привело бы к его росту после либерализации цен, что смягчило бы эффект падения производства («вьетнамский опыт»). Кроме того, денежная приватизация сама по себе способна изъять значительные средства у населения в обмен на акции крупных предприятий и тем самым восстановить баланс. Вторым, схожим по сути, предложением для решения проблемы экономического равновесия была продажа других форм госимущества: средств производства, земли, жилищного фонда и т. д. Третьей альтернативой была плавная либерализация, с частичным сохранением плановой экономики («китайский путь»), чтобы не допустить чрезмерного падения покупательского спроса. Сторонники этой точки зрения полагают, что ценообразование на важнейшие группы товаров должно было освобождаться от государственного контроля постепенно, в течение длительного промежутка времени .

На эту критику реформаторы отвечали, что они исходили из конкретных условий России конца 1991 г. Несмотря на то, что формально государство сохраняло значительный контроль над экономикой и обществом, фактически государственные органы не обладали реальной властью, а политический курс исполнительной власти вызывал сопротивление со стороны представительной власти - Верховного Совета. В таких условиях, с точки зрения реформаторов, ни проведение глубокой законодательной реформы, ни «китайский путь» не были возможны.

Другим предметом критики либерализации цен является лежащая в её основе концепция неолиберализма и неоклассической модели экономики, в особенности, роль цен в передаче информации на рынке

Примечания

  1. В Политбюро ЦК КПСС… По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991) / Сост. А. Черняев, В. Медведев, А. Вебер; Горбачев-Фонд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. ISBN 5-9614-0354-8
  2. Постановление Совмина СССР от 12.11.1990 N 1134 «О переходе к применению договорных розничных цен на отдельные виды товаров народного потребления», Указ Президента СССР от 19.03.1991 N УП-1666 «О реформе розничных цен и социальной защите населения»
  3. Владимир Милов. Владимир Милов: В чем ответственность политика (неопр.) . // vedomosti.ru. Проверено 26 октября 2011. Архивировано 14 февраля 2012 года.
  4. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»
  5. Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен»
  6. Исключение составляла только торговля на продуктовых рынках, которая вносила очень небольшой вклад в экономику страны.
  7. Berkowitz D., DeJong D. N., Husted N. Quantifying Price Liberalization in Russia // Journal of Comparative Economics - 1998. - Vol. 26, No. 4. - P. 735. DOI :10.1006/jcec.1998.1555
  8. Экономика переходного периода. 1998

Либерализация – это расширение прав и свобод граждан. Самым ярким примером для описания либерализации цен и экономики в целом, является Советский Союз. Дело в том, что экономика страны была плановой – это означает, что все отрасли были подчинены определенному плану развитию, цены на производимую продукцию регулировались вручную.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Ручное регулирование цен на определенные товары или группы применяется также и в странах с рыночной экономикой, такое происходит в кризисные времена в определенных отраслях и для определенных целей.

– это изменение направленной политики на образование цены на товар, то есть отмена контроля со стороны государственных структур на стоимость. В этом случае рынок сам регулирует стоимость того или иного товара.

Стоит отметить, что либерализация цен – несамостоятельный процесс, он проходит непосредственно с глобальными изменениями в экономике страны, при переходе от одной формы к другой. Цель государства при этом – создать нормальную атмосферу конкуренции и поддержки различных форм бизнеса. Это может реализовываться путем создания структур, таких как антимонопольный комитет, передаче надзирающих функций центральному банку и т.д.

Формы, способы, этапы и цели

Цели либерализации могут быть различными, однако основной посыл – переход от плановой экономики к рыночной. Так, если либерализация в Польше была направлена на интеграцию экономики страны в мировую после получения независимости страны, тогда как в Союзе вопрос либерализации встал остро еще до того, как страна сменила форму правления. Основной причиной была огромная разница в денежной массе и товарным остаткам.

Как показывает практика, либерализация – достаточный сложный процесс, его обсуждение среди правящей элиты проходил несколько лет, для консультаций было приглашено большое число экономистов. Руководство в СССР выступало за поэтапную либерализацию, то есть изначально предлагалось отпустить в свободное плавание цены на хлебобулочную продукцию и решать проблемы, связанные с этим процессом.

Однако, многие экономисты возражают такому подходу, дело в том, что правительство не может определить какие именно цены нужно отпускать, при этом процесс может затянуться на долгое время.

Поэтапная либерализация по сути представляет собой ручное регулирование рыночной экономики. В Польше к этому вопросу подошли таким образом, что переход от плановой экономики мгновенно перешел к рыночной, такой переход получил название «шоковая терапия».

В стране провели ряд реформ, направленных, в основном, на нивелирование различий между государственными монополиями и частным бизнесом. В частности, был отменен специальный налог, применяемый к предпринимателям, введена свободная конвертация национальной валюты, что по сути отменило монополию государственных структур на международную торговлю.

Также были приняты законы, которые запрещали финансировать государственный долг, льготное кредитование государственных компаний. То есть меры, направленные на создание свободной конкуренции на внутреннем рынке страны.

В СССР проблема была несколько другая, государство пыталось решить в первую очередь товарный кризис, в 1989 году было высказано мнение, что если не внедрить свободное ценообразование на товары, то дефицит в стране будет невозможно преодолеть. Однако, в стране приняли решение поэтапной либерализации. Так, государство оставило за собой регулирование на социально значимые продукты, транспорт и т.д. К слову, такая регуляция в некоторой степени сохраняется до сих пор.

Либерализация цен также предусматривает отмену ограничения доходов граждан, на что также были направлены значительные усилия правительства.

Исторический пример

Самый ярко выраженный исторический пример либерализации цен произошел в России, многие стали его свидетелями. Идея либерализации зародилась во времена перестройки страны, в то время, в результате неправильной финансово-кредитной политики сложилась катастрофическая ситуация. Денежная масса превышала товарное предложение более чем в четыре раза.

Со временем, товарный дефицит стал приобретать черты голода, старшее поколение прекрасно помнит карточки, которые выдавались на наиболее значимые товары. Кроме этого, правительство не могло покрыть дефицит на импорт ввозимый в страну, для этого государством был продан золотовалютный запас на сумму более 3 млрд долларов.

Для многих стал очевиден тот факт, что переход страны к рыночным механизмам – это неизбежность. Регуляцию цен и выпуск продукции должен контролировать рынок, то есть спрос и предложение. Роль государства в этом процессе должна была сводиться к программам, направленным на минимизацию потерь во время реформы.

Либерализация экономики и цен началась в 1992 году под руководством Егора Гайдара, Петра Авена и Анатолия Чубайса.

Негативные и позитивные последствия

Основной задачей либерализации стал переход от плановой к рыночной экономики, и в целом эта задача была выполнена максимально быстро, несмотря на поэтапность программы. Кризис дефицита товаров грозил голодом стране зимой 91–92 гг. Одним из сопутствующих успехов была наполняемость полок в магазинах, увеличению ассортимента и его качества.

Одной из ошибок правительства в проведении либерализации экономики страны, было разгосударствление собственности, которое было проведено после, а не до перехода на рыночные рельсы. Проблема страны заключалась в том, что цены на продукты и товары были занижены, поэтому на начальном этапе прогнозировалось увеличение потребительских цен втрое.

Но вследствие того, что основными субъектами предпринимательской деятельности были государственные компании, то это привело к образованию естественных монополий, которые могли на местном уровне завышать цены намного больше чем ожидалось.


В результате, возник типичный монопольный эффект, когда снижается объем производства, а цены на продукцию значительно завышаются, в условиях того времени произошло крайне негативное явление, когда регулятор (гос. комитеты) компаний был сменен на орган, который был создан самими монопольными структурами, что сводило на нет все усилия правительства.

Также неправильная монетарная политика лишила многие предприятия оборотных средств, следствием чего стало массовое кредитование государственным банком сельского хозяйства и крупных промышленных предприятий, что привело к гиперинфляции, которая достигала 2600%.

Следствием гиперинфляции стала также потеря населением вкладов, несмотря на острую критику многих политиков, правительство так и не учло этот момент в своей программе. Государство так и не признало этот долг перед народом, острые критики сравнивают политику либерализации с конфискацией имущества и проведения реформы за счет народа.

Также правительство остро критикуют за то, что реформа не была вынесена на всеобщую дискуссию, в которой бы принимали участия сторонники альтернативных подходов. Очень часто выдвигается гипотеза, что приватизация предприятий перед либерализацией, нивелировала бы в какой-то степени проседание товарного производства, государство должно было максимально обеспечить права частной собственности и верховенства права.

Есть в рыночной экономике такое понятие, как либерализация цен. Это словосочетание означает, что государство устанавливает на рынке свободные от ограничения цены, тем самым поощряя деятельность предпринимателей. Процесс такого ценообразования придает гибкость всей системе экономики в целом и ведет к росту производства. Как следствие, увеличивается конкуренция на рынке, производители вынуждены придумывать новые интересные идеи и повышать Другими словами, либерализация цен приводит к возникновению в государстве системы свободного ценообразования. Это происходит из-за того, что правительство в этом случае может частично или же полностью снять с себя функции по непосредственному регулированию цен.

Вот как, например, выглядит либерализация цен в США. В этой стране цены на молочную продукцию регулируются Конгрессом, который устанавливает только оптимальную ценовую границу. Если цены на молочные продукты оказываются ниже ее, то государство все эти товары скупает, чтобы отправить их на экспорт или благотворительность.

В режиме которая характеризуется жестким контролем над всеми стоимостями (устанавливаются они сверху), либерализация цен просто необходима. Именно она позволяет капиталу в экономике свободно передвигаться, а рынку товаров и услуг становиться более мобильным. Кроме того, правильно произведенная либерализация цен позволяет снизить уровень бюрократизма в области экономики и расширить возможности притока инвестиционных средств и выхода на международный рынок.

Либерализация цен на сегодняшний день известна в двух вариантах. Первый вариант, присущий и России, заключается в методе «шоковой терапии». Она известна многим, кто пережил волнения 1992 года.

Второй вариант, более мягкий, он так и называется - «постепенная либерализация». Именно такой системы перехода на свободное ценообразование придерживается большинство развитых европейских стран. Кстати, именно так в свое время развивались и Вьетнам, и Китай, в 1973 - 1986 годы - Франция, а после Второй Мировой Войны и страны Западной Европы.

Что касается нашей страны, то либерализация цен в России состоялась в самом первом месяце 1992 года. Именно тогда государство освободило от своего регулирования цены на все продукты, кроме молока, хлеба и билетов для проезда в общественном транспорте. Был издан указ о свободе торговли. Каждый гражданин мог перевести свои деньги в валюту. Кроме того, увеличилась доля импорта товаров, производимых в России. Надо сказать, что либерализация цен в России прошла необдуманно и стремительно. Так, что уже к марту 1992 года политики и население испытали на себе в полной мере метод «шоковой терапии» - произошла гиперинфляция на 2600%. Все это привело к обесцениванию денег, в том числе и тех, что лежали у многих российских граждан на банковских счетах.

Пришлось властям вводить талоны на многие товары и выдавать их россиянам, а предприятиям - оформлять кредиты. Так как оборотных средств на фабриках и заводах теперь не хватало, стали происходить Кстати, зарплаты тоже обесценились. Зато выросла безработица, резко обозначилась разница между богатым и бедным слоями общества. Бесспорно, «гайдаровские» реформы принесли свои плоды.

Теперь в стране не было зато цены на них повысились в 30 раз, а вот доходы населения за год снизились почти на 50%. Особенно сильно реформа ударила по пенсионерам и бюджетникам. Сейчас многие аналитики говорят о том, что ошибка того времени кроется в том, что политики необдуманно воплотили в жизнь теоретические рекомендации монетаристов, не учитывая при этом специфику российской экономики.

Цели и последствия либерализации.

Либерализация цен в переходной экономике призвана обеспечить: эффективность экономики в целом; формирование рыночного механизма ценообразования, ориентирующегося на потребителя. Однако на пути перехода возникает множество сложностей, не позволяющих достигнуть намеченных результатов. Это наличие огромного числа государственных предприятий, не имеющих достаточных стимулов для роста прибыли за счет снижения затрат; слабая конкурентная среда; высокая степень монополизма; недостатки организации свободной торговли, позволяющие уходить от налогов; поведение покупателя и продавца в условиях инфляционного ожидания. Нашел прекрасный сайт https://star-smile.ru/ , заходите!

Сама по себе либерализация не ведет к повышению эффективности производства, она лишь позволяет предприятиям вести собственную ценовую политику, вместе с этим предприятия должны учитывать не только затраты производства для определения цен, но и спрос на собственную продукцию. В период трансформации экономики фирме для того чтобы повысить уровень прибыльности и рентабельности производства можно незначительно поднять цену и желанная цель будет достигнута, не утруждая себя заботами о снижении издержек производства. Поэтому для становления нормального процесса рыночного ценообразования необходимо вмешательство государства в образование цен и проведение системы преобразований, направленных на становление условий для рыночного ценообразования.

Роль государства в реформе цен.

Роль государства в управлении рыночными ценами в период их становления не может ограничиваться лишь введением либерализации цен. Она должна быть существенной, включая нейтрализацию отрицательных социальных последствий либерализации цен. Но это не означает возврата к административному установлению цен или введение прямой фиксации уровней цен. Основное направление в управлении – это создание предпосылок для перехода к ценам рыночного равновесия. При этом нужно выделить основные приоритеты государственной политики, направленной на становление и укрепление рыночных цен: создание условий конкурентного ценообразования; подавление инфляционного развития свободных цен; поддержание относительной стабильности цен рыночного равновесия.

Создание конкурентной среды в переходной экономике затруднена высокой степенью монополизации производства. Борьба с монополизмом на рынке – существенная часть государственного регулирования в ходе трансформации экономики.

Другим не менее важным компонентом государственной политики подавления инфляционного свободных цен. Инфляционная спираль работает по следующей схеме: рост розничных цен, заработной платы, себестоимости, оптовых и закупочных цен, розничных цен. Наиболее удобной точкой для разрыва этой спирали являются розничные цены. Сфера производства товаров народного потребления и услуг для населения является наиболее подготовленной для восприятия рыночного механизма ценообразования, а приостановление инфляции в розничных ценах более достижимо, особенно при государственной поддержке.

Для подавления инфляционного развития свободных цен необходимо использовать комплекс мер как косвенного, так и прямого воздействия на цены. Среди косвенных методов наиболее значимым является кредитно-денежная политика, призванная ограничить количество денег в обращении. Для подавления инфляции вызванной ростом издержек, необходимо ослабить давление на цены налогов и отчислений на социальное страхование, посредством проведения мягкой фискальной политики.

Объектом прямого воздействия на уровень цен, прибыльности и рентабельности могут быть монополизированные капитальные производства. Ограничивая цены на средства производства, можно увеличить объем производимых в стране потребительских благ, т.к. эта мера позволяет уменьшить издержки вновь открываемым производствам.

По мере относительной стабилизации цен методы государственного регулирования должны меняться, ориентируясь при этом на практику их регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. В мировой практике применяются весьма разнообразные формы и методы государственного как косвенного, так и прямого регулирования. К косвенны методам относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. Сюда можно отнести регламентирование порядка определения издержек и нормы прибыли, верхнего и нижнего пределов цен.

Либерализация

Либерализация - это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен - это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию). На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик, приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70 % промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счет продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране эффективных собственников и поэтому либерализация российской экономики еще далека от завершения.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60 %, то к началу 2000-х гг. он снизился до 9,6 %. В 1997 г. в России он составлял 13,4 %. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5 %), США (4,2 %), Японии (2,7 %).

С 1986 по 1995 гг. 72 страны, в том числе 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, то есть отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, то есть инвестиций в реальный сектор экономики.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Либерализация" в других словарях:

    либерализация - и, ж. libéralisation f. Предоставление бо льших свобод во всех сферах обществнной жизни страны. Либерализация системы прохождения службы в армии. // Скляревская 1998. ♦ Либерализация цен. Государственная политика ценообразования, направленная на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Снятие ограничений, отмена или ослабление государственного контроля, расширение свободы деятельности для экономических субъектов, снятие количественных и качественных ограничений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЛИБЕРАЛИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный; сов. и несов.,что (спец.). Снять (снимать) ограничение, предоставить (влять) свободу действий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. libera lis касающийся свободы) англ. liberalization нем. Liberalisierung. 1. Процесс расширения определенных прав и свобод и устранение существующих ограничений. 2. Введение и применение принципов либерализма. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Экономики, цен расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства. Либерализацией цен называют переход от назначаемых государственных цен… … Экономический словарь

    либерализация - — EN deregulation The removal or relaxation of government control over the economic activities of some commercial entity, industry or economic sector. (Source: ODE)… … Справочник технического переводчика

    Либерализация - (от лат. liberalis свободный; англ. liberalisation) отмена или ослабление гос ного контроля над экономической деятельностью и экономическими параметрами (ценой, заработной платой, ставкой процента, обменным курсом); во внешнеторговой сфере… … Энциклопедия права

    ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ Юридическая энциклопедия

    Расширение свободы действий субъектов, снятие или сокращение ограничений на к. л. деятельность, раскрепощение предпринимательства. Л. цен переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Латинская Америка. Финансовая либерализация и перестройка национальных банковских систем. Итоги и проблемы , Н. Н. Холодков. В монографии проводится комплексное исследование основных направлений политики латиноамериканских стран по реформированию национальных банковских систем в контексте рыночных преобразований в…