Бухгалтерские проводки покупки автомобиля. Налоговый учет приобретенного автомобиля

В период кризиса, когда объем поставок изрядно сокращается, компании теряют и необходимость содержать большой автопарк. Вполне резонно в такой ситуации продать высвободившиеся транспортные средства и получить дополнительный доход. Причем, даже если автомобиль уже несколько «потерял форму», найти покупателя в данном случае не так уж сложно – стоит только обратить взор на собственный персонал. Налоговый и при этом гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.

Правовые основы

Как известно, автомобиль – это объект гражданских прав, который относится к движимому имуществу и может свободно переходить от одного лица к другому. Продажа ТС фирмой своему штатному сотруднику оформляется договором купли-продажи в соответствии с требованиями главы 30 Гражданского кодекса.

По общему правилу продавец обязан одновременно с передачей вещи вручить покупателю все сопутствующие принадлежности, а также относящиеся к ТС документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.). Впрочем, стороны договора могут предусмотреть и несколько иной порядок приема-передачи товара. Это позволяет сделать статья 456 Гражданского кодекса.

Отметим, что переход права собственности на авто сопровождается регистрационными действиями в ГИБДД. Проще говоря, организация должна снять ТС с учета, а ее сотрудник – вновь поставить. В противном случае юридически владельцем будет оставаться фирма-работодатель и именно ей придется уплачивать . Подробно про формальные процедуры и оформляемые при этом документы прописано в приказе МВД от 24 ноября 2008 года № 1001, которым утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, а также административный регламент органов ГИБДД по исполнению данной функции.

Необходимо помнить о том, что существенными условиями договора купли-продажи являются его цена и порядок расчетов. Гражданское законодательство предоставляет широкий выбор форм оплаты: кредит, рассрочка, наличные деньги, банковский перевод и др. Все эти пункты должны быть прописаны в контракте самым тщательным образом.

Прибыльная сделка

Обычно стоимость автомобилей гораздо больше 20 000 рублей, а срок их полезного использования составляет как минимум 2 или 3 года. Следовательно, такие объекты учитываются в целях налогообложения прибыли в составе основных средств и являются амортизируемым имуществом. Об этом говорится в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса.

Нетрудно догадаться, что выручка от реализации транспортного средства работнику является доходом организации (п. 1 ст. 249 НК). Данное поступление денежных средств может быть уменьшено на остаточную стоимость ТС – разницу между первоначальной стоимостью авто и начисленной за время его эксплуатации амортизацией. Это прямо предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 268 Кодекса.

Если объекта и сопутствующие продаже расходы суммарно превышают выручку от реализации авто, то разница между этими величинами признается убытком юрлица. «Отрицательный результат» включается в состав прочих расходов фирмы равными долями в течение срока, который определяется как разница между СПИ этого имущества и фактическим сроком эксплуатации до момента продажи (п. 3 ст. 268 НК).

Напомним, что до 2009 года в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей применялся понижающий коэффициент 0,5 к норме амортизации. Исходя из этого Минфин настаивал на том, чтобы убыток от реализации ТС списывался для целей налогообложения прибыли в составе расходов с учетом данного коэффициента (письма от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/2/34; от 19 января 2007 г. № 03-03-06/1/14). В свою очередь арбитры считали, что при реализации дорогого автотранспорта убыток должен признаваться в общем порядке. Именно к такому выводу пришел ФАС Центрального округа в постановлениях от 24 июня 2008 года по делу № А68-8457/07-378/12 и от 23 июня 2008 года по делу № А68-6347/07-241/14.

Однако в настоящее время применять понижающий коэффициент запрещено в отношении любых ТС. Об этом говорится в статье 3 Закона от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ. Соответственно, спорная ситуация может возникнуть только при учете убытка от продажи авто, введенных в эксплуатацию до 1 января 2009 года.

Наравне с договором основным первичным документом признается акт приемки-передачи объекта по форме № ОС-1. Данный бланк утвержден постановлением Госкомстата от 21 января 2003 года № 7. Акт оформляется в двух экземплярах: первый остается в бухгалтерии фирмы, а второй передается покупателю.

Вдобавок к этому продажа автомобиля считается реализацией товаров и облагается НДС (п. 1 ст. 146 НК). На основании статьи 143 Кодекса налогоплательщиком «косвенного» налога признается продавец имущества.

Налоговая база по НДС определяется как стоимость ТС, которая рассчитывается исходя из рыночных цен. Об этом говорится в статье 154 Кодекса. При реализации авто физлицу организация должна включить НДС в цену объекта (п. 1 ст. 168 НК).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете операции с основными средствами регламентируются «профильным» ПБУ 6/01. Если списание автомобиля производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре (п. 30 ПБУ 6/01). Поступления от реализации ОС являются прочими доходами и отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся. Об этом говорится в пункте 31 ПБУ 6/01.

Все виды операций по расчетам с работниками, не связанные с оплатой труда и расчетами с подотчетными лицами, учитываются на счете . Однако План счетов предусматривает открытие к нему лишь двух субсчетов: 73-1 «Расчеты с персоналом по предоставленным займам»; 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

В связи с этим эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» рекомендуют при разработке рабочего плана счетов предусмотреть «дополнительный» субсчет 73-3 , на котором будут учитываться расчеты с сотрудниками по проданному имуществу. Естественно, принятое решение следует отразить в приказе по учетной политике в целях бухгалтерского учета, которая утверждается на каждый отчетный год.

Пример

Работник фирмы в феврале 2009 года покупает у нее бывший в эксплуатации автомобиль. Согласованная сторонами цена сделки составила 90 270 рублей (в том числе НДС – 13 770 руб.). В этом же месяце производятся регистрационные действия в ГИБДД и происходит оплата. Первоначальная стоимость автомобиля равняется 280 000 рублей. В бухгалтерском и налоговом учете применяется линейный метод начисления амортизации, общая сумма которой – 218 000 рублей. Остаточная стоимость – 62 000 рублей. В учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет 73-3 («Расчеты по проданному имуществу») Кредит 91-1 («Прочие доходы»)

Как отразить в учете продажу автомобиля, если по налоговому учету начислена амортизация полностью, в бухгалтерском учете амортизация начисляется?

Ответ:

Бухгалтерский учет

Порядок оформления первичных документов по учету основных средств установлен Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Для учета всех видов основных средств, в том числе и автотранспортных средств, находящихся в организации, применяется Инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6). При выбытии основного средства в карточку вносятся сведения:

  1. 1. О документе на выбытие (номер и дата накладной или акта приемки-передачи основного средства).
  2. 2. О причинах выбытия.
  3. 3. О сумме выручки от реализации.
  4. 4. О начисленной амортизации на момент выбытия.

Продажа организацией автотранспортных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1).

На основании акта бухгалтерская служба организации делает запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает эту карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. В инвентарной книге делается запись об изъятии карточки на выбывшее транспортное средство.

На основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением соответствующего договора и письменного сообщения принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого транспортного средства производится списание стоимости этих объектов.

При выбытии автотранспортных средств у организации возникают доходы и расходы. Доходы - это сумма выручки от продажи автомобиля. А расходы - это остаточная стоимость объекта, НДС, а также затраты, связанные с выбытием транспортного средства

Остаточная стоимость транспортного средства определяется на счете 01, субсчет "Выбытие основных средств". По дебету этого счета списывается первоначальная стоимость объекта с учетом проведенных переоценок, а по кредиту отражается сумма начисленной амортизации на момент реализации (также с учетом переоценок).

Доходы и расходы от выбытия транспортных средств относятся на финансовые результаты организации и включаются в состав прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01). По кредиту счета 91 субсчет "Прочие доходы", отражается выручка от реализации объекта, а по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы", - списываются расходы от его выбытия.

В бухгалтерском учете доходы и расходы от списания основных средств надо отражать в том отчетном периоде, к которому они относятся. Продажа автотранспортных средств оформляется, как правило, договором купли-продажи.

Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять в собственность товар. К бухгалтерскому учету выручка от продажи основного средства принимается в сумме, указанной в договоре (п. 30 ПБУ 6/01).

Налоговый учет

В налоговом учете порядок учета доходов и расходов от продажи транспортных средств иной. Они учитываются как доходы и расходы от реализации (ст. ст. 249, 268 НК РФ). При этом доход от реализации транспортного средства определяется как разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью, а также затратами по его реализации.

В налоговом учете цена продажи автомобиля, согласованная между покупателем и продавцом, является рыночной ценой, пока не доказано обратное (ст. 40 НК РФ). А вот остаточная стоимость транспортного средства определяется на основании п. 1 ст. 257 НК РФ. Она равна разнице между восстановительной или первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. При этом необходимо учесть проведенные переоценки. Однако здесь есть одна тонкость.

Для автотранспортных средств, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2002 г., следует использовать восстановительную стоимость, то есть первоначальную стоимость с учетом проведенных ранее переоценок. Причем последняя переоценка (по состоянию на 1 января 2002 г.) не должна увеличивать предыдущую восстановительную стоимость транспортного средства более чем на 30%. Последующие же переоценки не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К прочим расходам по реализации автомобилей относятся расходы по обслуживанию и транспортировке реализованного имущества. Суммы НДС в состав расходов не входят.

Дата получения дохода от реализации автотранспортного средства определяется в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов. Если это метод начисления, то датой получения дохода считается день передачи основного средства (день перехода права собственности). Прибыль, полученная в результате выбытия транспортного средства, включается в тот налоговый период, в котором была произведена продажа этого амортизируемого имущества. В том случае, если выручка от реализации окажется меньше остаточной стоимости транспортного средства и расходов по его реализации, то полученная разница - убыток будет учитываться в целях налогообложения. Но в особом порядке.

Полученный убыток отражается в качестве расходов будущих периодов (п. 3 ст. 268 НК РФ). Впоследствии он включается в состав прочих расходов равными долями в течение определенного периода. Этот период рассчитывается как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации, включая месяц реализации (ст. 323 НК РФ).

Расхождения между бухгалтерской и налоговой стоимостью транспортных средств возникают, если по автотранспортному средству были установлены различные сроки полезного использования. Если этот срок полезного использования в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, тогда сумма ежемесячной "налоговой" амортизации будет больше "бухгалтерской" амортизации. На сумму превышения согласно (ПБУ18/02) бухгалтер должен ежемесячно формировать ОНО следующей проводкой:

  • Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам", Кредит 77.

При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется меньше бухгалтерской остаточной стоимости. Следовательно, прибыль в целях налогообложения будет меньше, чем в целях бухгалтерского учета.

В момент продажи транспортного средства сумма сформированного ОНО полностью погашается обратной проводкой:

  • Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам".

Продавая автотранспортное средство, нужно начислить налог на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 НК РФ). Порядок расчета налога определяется в зависимости от того, как реализуемый объект был учтен при его принятии на баланс: с налогом на добавленную стоимость либо без налога на добавленную стоимость.

При реализации транспортных средств, учтенных по стоимости, включающей сумму уплаченного при приобретении НДС, налоговая база определяется как разница между продажной ценой реализуемого объекта (с учетом НДС и акцизов) и его остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ).

Покупка автомобиля сотрудником компании у своего работодателя является достаточно распространенной практикой. При такой сделке продавцу не надо долго искать покупателя, чаще всего покупатель уже имеет достаточно подробную информацию о приобретаемом им авто. В статье мы расскажем о том, как оформить такую сделку.

Компании продают свое имущество по разным основаниям. Причиной тому может быть уменьшение производственных мощностей, потребность в более ликвидных активах или же просто плановое обновление транспортного парка. не исключена ситуация, когда покупателем такого имущества является работник компании. Чаще всего такие сделки заключаются при реализации фирмой служебного автотранспорта.

Договор - основа сделки

По своей правовой природе транспортное средство (автомобиль) является объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Оно относится к движимому имуществу и может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому (ст. 129, 130 ГК РФ).

Продавая свое имущество работнику, организация должна заключить с ним договор купли-продажи. Товаром по такому договору могут быть любые вещи, разрешенные в обороте, автомобиль исключением не является. Составлять договор следует, руководствуясь главой 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса.

Одновременно с передачей автомобиля продавец-организация обязана передать все необходимые принадлежности в соответствии с комплектацией, а также документацию: технический паспорт, инструкции и иные имеющиеся документы (ст. 456 ГК РФ).

Регистрация такой сделки в регистрирующем органе в обязательном порядке не требуется. Вместе с тем для обеспечения полноты учета автомототранспортных средств на территории России необходимо зарегистрировать автомобиль в подразделении ГИБДД МВД РФ (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Перечень документов, представляемых для регистрации, определен в пункте 35 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59, далее - Правила).

Документом, подтверждающим право собственности на автомобиль, является договор купли-продажи. В свою очередь фирма при продаже автомобиля должна снять его с регистрационного учета, что также установлено Правилами. Без регистрации автомобиля в ГИБДД его эксплуатация будет запрещена.

Сдал - принял

Операции с основными средствами организаций в бухгалтерском учете регламентируются «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, далее - ПБУ 6/01). Именно в нем определено, что транспортные средства относятся к объектам основных средств (п. 5 ПБУ 6/01).

В дополнение к ПБУ 6/01 следует также руководствоваться Методическими указаниями по учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, далее - Методические указания).

Операции по движению основных средств (поступление, внутреннее перемещение, выбытие), согласно пункту 7 Методических указаний, должны быть оформлены первичными учетными документами. Наибольшее распространение получили формы унифицированные первичных документов по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 (далее - постановление № 7). Они предназначены для использования юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Продажа организацией автомобиля является одним из частных случаев выбытия основных средств (п. 29 ПБУ 6/01, п. 76 Методических указаний). Факт передачи объектов основных средств в собственность других лиц оформляется актом приемки-передачи (п. 81 Методических указаний).

Так, при продаже автомобиля составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств по унифицированной форме № ОС-1. Однако данная форма в обязательном порядке применяется для оформления и учета операций выбытия из состава ОС при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации. Обязанность оформлять данный документ при реализации объектов основных средств физическим лицам однозначно не установлена.

Однако специалисты УМНС по городу Москве указали, что оформлять акт приема– передачи при этом все же необходимо (письмо от 17 мая 2004 г. № 26-12/33266). Они обосновали это тем, что на основании этого акта производится запись о выбытии в инвентарной карточке объекта основных средств. Поэтому акт приема-передачи необходимо оформить независимо от того, кому реализуется основное средство: физическому лицу или организации. Сделать это следует в двух экземплярах, а использование формы № ОС-1 позволит избежать претензий со стороны налоговиков.

Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации-продавца, а второй вместе с технической документацией на автомобиль следует передать работнику-покупателю.

Акт является первичным документом, на основании которого отражается операция по продаже автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете. Учтите, что инвентарный номер проданного автомобиля не рекомендуется присваивать новому объекту основных средств в течение пяти лет по окончании года выбытия (п. 11 Методических указаний).

внимание

Нужно ли при продаже автомобиля физическому лицу составлять акт приема-передачи объекта основных средств по форме № ОС-1? Специалисты УМНС по городу Москве считают, что нужно. Вот только такая обязанность однозначно не установлена.

Как оплачивать покупку?

Порядок оплаты автомобиля заранее оговаривается в договоре купли-продажи. Причем цена товара является существенным условием договора.

Гражданский кодекс предусматривает различные формы оплаты, в том числе в кредит (ст. 488 ГК РФ) или рассрочку (ст. 489 ГК РФ). Эти условия также должны быть предусмотрены в договоре.

Важным моментом является форма оплаты работником приобретенного автомобиля - наличными деньгами или в безналичном порядке.

Казалось бы, чего сложного, но и тут немало «подводных камней»!

Как известно, субъекты предпринимательской деятельности не могут рассчитываться наличными деньгами по одному договору свыше установленного ограничения - 100 000 рублей (п. 1 указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Однако эта норма не относится к расчетам с участием граждан. Они производятся без ограничения суммы, как в наличном, так и в безналичном порядке (ст. 861 ГК РФ). Но одно ограничение все же есть - они не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью.

Стороны договора вправе установить любую допустимую форму расчетов (п. 2 ст. 862 ГК РФ).

Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации посредством платежных поручений, чеков, а также иных форм расчетов, предусмотренных законодательством. Порядок таких расчетов установлен главой 46 Гражданского кодекса, а также регулируется банковскими правилами (Положением о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 1 апреля 2003 г. № 222-П, письмом ЦБ РФ от 4 апреля 2003 г. № 17-44/1).

При безналичных расчетах поступление денежных средств от работника на расчетный счет организации отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитом счета, на котором организация примет решение учитывать расчеты с работниками по проданному имуществу.

Работнику в этом случае следует быть готовым к тому, что помимо стоимости приобретенного автомобиля он будет вынужден оплатить комиссию банка за осуществление операции.

Деньги в кассу - проблем масса!

Если стороны предусмотрят в договоре наличную форму оплаты, то могут возникнуть сложности... В этом случае фирма, принимая наличные денежные средства от работника, должна в обязательном порядке применить контрольно-кассовую технику и выдать ему кассовый чек.

Данное требование установлено Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Именно в нем определено, что организации, филиалы, обособленные подразделения обязаны применять контрольно-кассовую технику при денежных расчетах с гражданами, приобретающими у них товары, работы, услуги.

Однако далеко не во всех компаниях есть контрольно-кассовая техника. Если наличные деньги все же приняты в кассу, то фирма может быть подвергнута административному штрафу за неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ). Причем найти поддержку в суде вряд ли получится (постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).

И если такой факт имел место, то следует знать, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ст. 4.5 КоАП РФ).

это важно

Чтобы учесть операции по продаже сотруднику автомобиля, используйте счет 73. Однако план счетов бухгалтерского учета предусматривает только два субсчета к нему, и операции по проданному имуществу там не предусмотрены. Предусмотреть дополнительный субсчет придется самостоятельно.

Продажа авто глазами бухгалтерии

Бухгалтерский учет. Полученная при продаже автомобиля выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре купли-продажи (п. 30 ПБУ 6/01).

Доходы и расходы принимаются к учету в составе прочих доходов и расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 31 ПБУ 6/01, п. 7 , утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, п. 11 , утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

Так как автомобиль относится к основным средствам, то и учитывается он на счете 01 «Основные средства».

Суммы амортизации, накопленной за время эксплуатации объекта, отражаются на счете 02 «Амортизация основных средств». Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

По дебету счета 91, помимо остаточной стоимости объекта основных средств, отражаются и расходы, связанные с его продажей, а по кредиту - поступления. Финансовый результат от продажи автомобиля может быть как положительным, так и отрицательным, то есть фирма может получить как прибыль, так и убыток. В бухгалтерском учете прибыль или убыток определяются на дату совершения операции по продаже автомобиля.

Особенности учетной политики. Все виды операций по расчетам с работниками, не связанные с оплатой труда и расчетами с подотчетными лицами, формируются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». План счетов предусматривает лишь два субсчета: 73-1 «Расчеты с персоналом по предоставленным займам» и 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Однако при разработке рабочего плана счетов организация может предусмотреть субсчет, на котором будут учитываться расчеты с работниками организации по проданному имуществу (субсчет 73-3).

Выбранный вариант расчета с работниками по приобретенному им имуществу организации следует отразить в приказе по учетной политике в целях бухгалтерского учета, который утверждается на каждый отчетный год.

Пример

Работник покупает у фирмы, в которой работает, бывший в эксплуатации автомобиль. Цена, согласованная сторонами договора купли-продажи, составила 120 360 руб. с учетом суммы НДС. Фирма является налогоплательщиком НДС, доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяет методом начисления.

Первоначальная стоимость автомобиля - 240 000 руб.

Сумма накопленной амортизации (линейный метод) - 152 000 руб.

Остаточная стоимость - 88 000 руб.

Операции по продаже сотруднику автомобиля будут следующими:

Дебет 73-3 Кредит 91-1
– 120 360 руб. - отражена задолженность работника за проданный автомобиль;

Дебет 91-2 Кредит 68-2
– 18 360 руб. - начислен НДС при реализации автомобиля;

Дебет 01-2 Кредит 01-1
– 240 000 руб. - отражено выбытие автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01-2
– 152 000 руб. - списана сумма накопленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01-2
– 88 000 руб. - списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 50 Кредит 73-3
– 120 360 руб. - поступили денежные средства от работника;

Дебет 91-9 Кредит 99
– 14 000 руб. - отражен финансовый результат от продажи автомобиля (прибыль).

Налогообложение. Начнем с налога на добавленную стоимость. Так, продажа автомобиля расценивается как реализация товаров и поэтому облагается НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Налогоплательщик в данном случае - организация-продавец (ст. 143 НК РФ).

Порядок налогообложения операций по реализации автомобилей физическим лицам рассмотрен в письме Минфина России от 6 февраля 2008 г. № 03-07-14/04. В нем сказано, что налоговая база при реализации налогоплательщиком автомобилей определяется как стоимость автомобилей, исчисленная из рыночных цен (ст. 154 НК РФ).

При реализации товаров, в том числе автомобилей, налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 168 НК РФ). Таким образом, при реализации автомобиля физическому лицу продавец должен включить НДС в цену автомобиля.

Сумма начисленного налога отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Теперь о налоге на прибыль организаций. В целях его исчисления выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). Следовательно, выручка от реализации автомобиля сотруднику признается доходом организации.

Так как автомобиль является амортизируемым имуществом, то доход от его реализации может быть уменьшен на его остаточную стоимость (п. 1 ст. 268 НК РФ). Таковой является разница между первоначальной стоимостью автомобиля и начисленной за время его эксплуатации амортизацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если при реализации автомобиля организация несет дополнительные расходы, они также могут уменьшить доход от реализации при условии, что эти расходы учитываются в целях налогообложения прибыли.

Полученный при реализации автомобиля убыток можно учесть при исчислении налога на прибыль. Убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение оставшегося срока эксплуатации автомобиля. Он рассчитывается как разница между сроком полезного использования реализованного автомобиля и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Договор купли-продажи заключен, «первичка» в порядке, учет оформлен должным образом - вот они, нехитрые составляющие удачной сделки по продаже авто. И главное, чтобы стороны остались довольны...

В. Авдеев,
эксперт по налогам

Источник материала -

Хворост Дина Викторовна, ведущий эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Покупка автомобиля сопряжена со многими сложностями. Это и регистрация в ГИБДД, и обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО), и установка сигнализации. Сегодня речь пойдет о порядке отражения расходов на приобретение автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете.

Первоначальная стоимость

В бухгалтерском и налоговом учете автомобиль относят к основным средствам. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля складывается из фактических затрат организации на его приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) . Расходы, включаемые в первоначальную стоимость приобретенного основного средства, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Приобретение основных средств»). В налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом).

В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют проценты по заемным средствам (пп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ), а также суммовые разницы (пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами. Вопрос о включении в первоначальную стоимость автомобиля платы за регистрацию в ГИБДД будет рассмотрен ниже.

Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная правильно оформленными документами, отражается на счете 01 «Основные средства».

Основное средство: до регистрации в ГИБДД или после?

Без регистрации автомобиля в установленном порядке в ГИБДД эксплуатация транспортного средства на дорогах запрещена. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД. Сделать это в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов либо возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Следовательно, если автомобиль приобретается не для перепродажи и предполагается его участие в дорожном движении, то организация обязана поставить автотранспортное средство на учет в ГИБДД.

Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств . Тем более что автомобиль фактически может эксплуатироваться определенный промежуток времени (в течение срока действия регистрационного знака «Транзит») и без регистрации. Следовательно, по мнению автора, для того, чтобы принять к учету автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД. Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные (налоговые) периоды (например, приобрели машину в декабре, а зарегистрировали только в январе).

С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду.

Вопрос о дате принятия автомобиля к учету важен для получения права на налоговый вычет по НДС. Входной НДС по приобретенному автомобилю принимается к вычету только после отражения основного средства на счете 01 при соблюдении условий, установленных ст. 171, 172 НК РФ, а именно:

  1. НДС предъявлен на территории РФ или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ;
  2. автомобиль приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС;
  3. сумма НДС предъявлена на основании счета-фактуры.
Если организация примет к вычету НДС до регистрации транспортного средства в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами лучше все же принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной регистрации (Письмо Управления МНФ РФ по г. Москве от 12.05.2004 № 26-12/32341.

Поскольку ситуация, касающаяся момента принятия к учету автомобиля в качестве объекта основных средств, законодательно не урегулирована, организации следует определить данный вопрос в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

При принятии автомобиля к учету нужно составить акт ОС-1 о приеме-передаче объекта основных средств и открыть инвентарную карточку по форме ОС-6, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Регистрация автомобиля в ГИБДД

Как уже было сказано, организация должна в пятидневный срок после покупки автомобиля зарегистрировать его в ГИБДД МВД России. За государственную регистрацию транспортных средств и иных регистрационных действий с автотранспортом предусмотрена уплата государственной пошлины в следующем размере: – за выдачу государственных регистрационных знаков на транспортные средства – 400 руб.; – за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы – 200 руб.; – за выдачу паспорта транспортного средства – 100 руб.; – за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства – 100 руб. После регистрации организация получает свидетельство о регистрации автомобиля, государственные номерные знаки, технический паспорт автотранспортного средства с отметкой о государственной регистрации.

В бухгалтерском учете расходы на регистрацию в ГИБДД будут отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства . Однако это произойдет лишь в том случае, если платежи произведены до принятия автомобиля к учету на счете 01.

Существует две точки зрения по вопросу отражения таких расходов в налоговом учете. По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость основного средства следует определять как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное основное средство пригодно для использования . Но, поскольку автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении без регистрации в ГИБДД, платежи за такую регистрацию формируют первоначальную стоимость автомобиля и представляют собой расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, при котором оно пригодно для эксплуатации.

Минфин РФ придерживается иной, основанной на положении пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, точки зрения: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном Налоговом кодексе порядке. Государственная пошлина относится к федеральным налогам (п. 10 ст. 13 НК РФ), и расходы на ее уплату включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией .

Итак, в основе обеих позиций лежат нормы Налогового кодекса, в п. 4 ст. 252 которого указано, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Значит, налогоплательщики имеют право сами установить, включать плату за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Но следует учесть, что если организация в налоговом учете решит относить государственную пошлину за регистрацию в состав прочих расходов, а в бухгалтерском учете включит данные суммы в первоначальную стоимость основного средства, то в бухгалтерском учете возникнут временные разницы в соответствии с Положением о бухгалтерском учете «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

Амортизация

Поскольку и в бухгалтерском, и налоговом учете автомобиль признается основным средством, его стоимость погашается посредством начисления амортизации. При принятии автотранспорта к бухгалтерскому учету бухгалтер должен исходя из ожидаемого срока использования автомобиля и ожидаемого физического износа установить срок его полезного использования, а также способ начисления амортизации. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету . Амортизация для целей налогового учета начисляется в порядке, предусмотренном ст. 256–258 НК РФ. Бухгалтер должен определить срок полезного использования, учитывая сроки, установленные Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные фонды, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Чтобы не было различий между налоговым и бухгалтерским учетом, в последнем случае для установления срока полезного использования автомобиля можно также воспользоваться данной Классификацией.

Начисление амортизации в налоговом учете начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Пример Фирма в сентябре 2006 г. купила автомобиль стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Согласно указанной Классификации автомобили легковые относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Организация установила для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования – 5 лет, или 60 мес. (5 лет х 12 мес. = 60 мес.). Амортизация и в налоговом, и бухгалтерском учете начисляется линейным способом.

За регистрацию в органах ГИБДД организация заплатила 600 руб.

Автомобиль введен в эксплуатацию в сентябре (в месяце покупки). Тогда же были соблюдены все условия для вычета НДС.

Норма амортизации в месяц составит:

1 / 60 х 100 = 1,67%.

В сентябре в бухгалтерском учете организация отразила следующие операции:

Дебет 08-4 Кредит 60 – 200 000 руб. – стоимость автомобиля без НДС.

Дебет 19-1 Кредит 60 – 36 000 руб. – входной НДС по приобретенному автомобилю.

Дебет 71 Кредит 50 – 600 руб. – выданы денежные средства сотруднику для регистрации автомобиля в ГИБДД.

Дебет 08-4 Кредит 71 – 600 руб. – учтена в первоначальной стоимости сумма регистрации в ГИБДД.

Дебет 01 Кредит 08-4 – 200 600 руб. (200 000 + 600) руб. – автомобиль принят к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 36 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Начиная с октября сумма ежемесячной амортизации для бухгалтерского учета составит 3350 руб. (200 600 руб. х 1,67%).

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02 – 3350 руб. – начислена ежемесячная амортизация по автомобилю.

Определим сумму ежемесячной амортизации в налоговом учете:

1. Если первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то есть сумма государственной пошлины за регистрацию в ГИБДД была включена в первоначальную стоимость, то сумма ежемесячной амортизации в налоговом учете также составляет 3350 руб.

2. Если госпошлину за регистрацию автомобиля в налоговом учете относят в состав прочих расходов, то первоначальная стоимость автомобиля составляет 200 000 руб., а сумма ежемесячной амортизации – 3340 руб. (200 000 х 1,67%).

В сентябре в учете организации возникает налогооблагаемая временная разница на сумму государственной пошлины (600 руб.) и отложенное налоговое обязательство в размере 144 руб. (600 руб. х 24%). Уменьшение отложенного налогового обязательства производится ежемесячно с начала начисления налоговой амортизации (с октября в течение 60 мес.) на сумму 2,4 руб. (3350 руб. – 3340 руб. х 24%) .

В бухгалтерском учете следует провести следующие записи:

Дебет 68-1 Кредит 77 – 144 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство (сентябрь).

Дебет 77 Кредит 68-1 – 2,4 руб. – отражено погашение отложенного налогового обязательства (ежемесячно с октября).

Следует помнить! Если организация приобрела дорогостоящий легковой автомобиль стоимостью более 300 000 руб. или пассажирский микроавтобус по цене, превышающей 400 000 руб., то основная норма амортизации будет применяться с понижающим коэффициентом 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ). В этом случае при условии, что организация руководствуется ПБУ 18/02, применение понижающего коэффициента 0,5 в налоговом учете приводит к возникновению временных разниц.
С 1 января 2006 г. в ст. 259 НК РФ появилась новая норма, в соответствии с которой налогоплательщик при покупке основного средства имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) . Но, для того чтобы организация могла применять данную норму, это положение необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Указанные затраты признаются в качестве расходов как расходы на амортизационные отчисления . Однако применение данной нормы в налоговом учете также ведет к образованию временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02.

Страхование автомобиля

Приобретая автомобиль в собственность, организация должна оформить страховку на транспортное средство. Заключение договора на обязательное страхование гражданской ответственности является обязательным. Все остальные виды страхования – добровольными. Однако организация при покупке дорогостоящего автомобиля часто страхует свое имущество от угона, ущерба и т. д.

Обязательное страхование гражданской ответственности

Организация обязана застраховать свою гражданскую ответственность не позднее 5 дней со дня возникновения права собственности . Страховые тарифы по обязательному страхованию установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. В первоначальную стоимость автомобиля эти суммы включаться не будут. В бухгалтерском учете организации расходы по оформлению полиса обязательного страхования гражданской ответственности учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Полис, как правило, оформляется сроком на один год, в дальнейшем он подлежит переоформлению. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, «подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся» . Таким образом, стоимость страховки учитывается в составе расходов будущих расходов, а затем ежемесячно списывается на затраты отчетного периода в течение срока действия полиса в порядке, предусмотренном в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

В налоговом учете затраты на обязательное страхование относятся к прочим расходам в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 263 НК РФ). Если по условиям договора страхования «предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде» . Поэтому для того, чтобы избежать возникновения разниц и необходимости применения ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете целесообразно отразить порядок списания таких расходов аналогично порядку в налоговом учете.

Пример Организация 10 октября 2006 г. приобрела автомобиль. Сотрудником фирмы 14 октября был оформлен полис ОСАГО, срок его действия: 14 октября 2006 г. – 13 октября 2007 г. Стоимость страховки составила 12 045 руб. Учетной политикой предусмотрен одинаковый порядок списания расходов и для бухгалтерского, и для налогового учета (то есть пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде).

Рассчитаем сумму расходов по страхованию в налоговом учете.

За один календарный день расходы по страхованию составят: 12 045 руб. / 365 дней = 33 руб.

В IV кв. 2006 г. часть стоимости полиса необходимо признать расходом (с 14 октября по 31 декабря, то есть 79 дней).

Сумма расходов за IV кв. 2006 г. составит 2607 руб. (33 руб. х 79 дней);

за I кв. 2007 г. (90 дней) – 2970 руб. (33 руб. х 90 дней);

за II кв. 2007 г. (91 день) – 3003 руб. (33 руб. х 91 день);

за III кв. 2007 г. (92 дня) – 3036 руб. (33 руб. х 92 дня);

за IV кв. 2007 г. (13 дней) – 429 руб. (33 руб. х 13 дней).

Бухгалтерские записи октября 2006 г:

Дебет 71 Кредит 50 – 12 045 руб. – работнику выданы денежные средства из кассы для приобретения полиса ОСАГО.

Дебет 76 Кредит 71 – 12 045 руб. – работником приобретен полис ОСАГО.

Дебет 97 Кредит 76 – 12 045 руб. – полис ОСАГО учтен в составе расходов будущих периодов.

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97 – 594 руб. (33 руб. х 18 дней) – стоимость полиса ОСАГО за октябрь 2006 г. учтена в составе расходов.

Добровольное страхование

Многие организации, имеющие в собственности автомобиль, не считают условия ОСАГО удовлетворительными и оформляют добровольную страховку по различным рискам (угону, ущербу), а также дополнительную гражданскую ответственность. Как правило, такие договоры представляют собой смешанные договоры страхования и предусматривают страхование не только ответственности, но и самого имущества. Бухгалтерский учет расходов по добровольному страхованию ведется в том же порядке, что и при покупке полиса ОСАГО транспортных средств. Данные расходы отражаются на счете 97 и списываются на расходы в порядке, предусмотренном учетной политикой.

В налоговом учете в расходы по налогу на прибыль по добровольному страхованию можно включить:

Минфин РФ и налоговые органы придерживаются той точки зрения, что страховые взносы, уплаченные по договорам страхования ответственности (кроме страхования, являющегося условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями), не признаются расходами для целей налогообложения прибыли .

Таким образом, во избежание спора с налоговыми органами добровольное страхование гражданской ответственности в расходы по налогу на прибыль относить нецелесообразно.

Что касается расходов на КАСКО, связанных со страхованием имущества от угона, чрезвычайного происшествия, а также по иным имущественным рискам, то для отнесения подобных затрат на расходы по налогу на прибыль необходимо, чтобы суммы страховых взносов в документах были выделены отдельной строкой. Если же сумма страхового взноса по договору и в страховом полисе КАСКО будет единой (без выделения страхования ответственности и имущественного страхования), то существует риск того, что налоговые органы при исчислении налогооблагаемой базы не примут в расходы всю сумму по добровольному страхованию. Поэтому, по мнению автора, лучше получить от страховщика справку или иной документ, подтверждающий размер произведенных расходов по каждому виду страхования.

Сигнализация

Включение затрат на сигнализацию в первоначальную стоимость основного средства или отнесение их на текущие расходы в бухгалтерском и налоговом учете зависит прежде всего от времени и условий приобретения и установки на автомобиль дополнительного оборудования. 1. Если сигнализация входит в базовую комплектацию приобретаемой машины, то в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основного средства формируется с учетом стоимости сигнализации.

2. Наиболее распространен случай, когда при реализации машины продавец за отдельную плату сам устанавливает выбранную покупателем сигнализацию. Ее продажа осуществляется по другому договору, либо стоимость данного оборудования выделена отдельным пунктом в основном договоре купли-продажи автомобиля. Покупатель автотранспортного средства отдельно платит и за установку сигнализации на машину.

Официальных разъяснений по вопросу включения цены сигнализации в первоначальную стоимость машины или же отнесения таких затрат сразу на текущие расходы не существует.

При проведении проверок налоговые органы настаивают, чтобы стоимость дополнительного оборудования включалась в первоначальную стоимость основного средства.

Какие аргументы можно привести при возникновении разногласий с налоговиками? В бухгалтерском учете единицей учета автомобиля является инвентарный объект. Однако, если он состоит из нескольких частей с существенно разным сроком полезного использования, то каждую из них нужно учитывать отдельно . Тем более что в дальнейшем сигнализация может быть снята с автомашины без причинения для нее вреда и установлена на другую.

Соответственно активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и списываться в состав расходов по обычным видам деятельности сразу после установки.

Когда стоимость сигнализации выше, чем лимит, установленный в учетной политике, и организация своим внутренним документом установила для сигнализации существенно меньший или больший срок службы, чем у автомобиля, бухгалтер может учесть сигнализацию как отдельный инвентарный объект.

Таким образом, у налогоплательщика есть право выбора – включать или нет в первоначальную стоимость автомашины стоимость сигнализации и затраты по ее установке.

В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ). Как уже говорилось выше, в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы на его приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию. Автомобиль может эксплуатироваться и без сигнализации, следовательно, как считает автор, она не должна включаться в налоговом учете в первоначальную стоимость автотранспортного средства.

Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью, превышающей 10 000 руб. Срок же полезного использования сигнализации составляет больше 12 мес., и при условии, что ее стоимость более 10 000 руб., сигнализация в налоговом учете признается амортизируемым имуществом.

Согласно Классификации сигнализацию можно отнести к 4-й амортизационной группе «Прочее электрооборудование» со сроком полезного использования 5–7 лет. Сигнализация подлежит амортизации в общеустановленном порядке. И при условии, что стоимость сигнализации и ее установки без НДС не превышает 10 000 руб., такие расходы можно сразу признать в составе материальных (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в бухгалтерском учете организация признает расходы на сигнализацию в составе первоначальной стоимости автомобиля, то возникают постоянные разницы (см. ПБУ 18/02). Поэтому в бухгалтерском учете сигнализацию (в случае соответствия критериям для учета в качестве отдельного инвентарного объекта) целесообразнее учитывать отдельно от автомобиля, установив срок полезного использования аналогично сроку использования в налоговом учете.

3. В случае, когда сигнализация была приобретена и установлена на транспортное средство после начала эксплуатации автомобиля, расходы по установке сигнализации не станут включаться в первоначальную стоимость основного средства. Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2005 № А56-47890/04.

Изменять первоначальную стоимость основного средства можно при модернизации, дооборудовании, достройке, реконструкции, частичной ликвидации и переоценке. Установка сигнализации ни к одному из вышеназванных случаев не относится .

Таким образом, в бухгалтерском учете при установке сигнализации на автомобиль ее можно учесть как отдельный инвентарный объект или признать в составе МПЗ, как было изложено выше.

В налоговом учете первоначальная стоимость также изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Объекты основных средств (ОС) могут выбывать из организации в том числе при их продаже. В таком случае, естественно, необходимо отразить в бухгалтерском учете выбытие объектов (п. 29 ПБУ 6/01). О том, какие бухгалтерские записи при этом составить, расскажем в нашей консультации.

Продажа ОС: проводки

Именно поэтому как доходы, так и расходы от продажи основных средств относятся не к доходам и расходам от обычных видов деятельности, а к прочим.

Так, в частности, прочими доходами являются поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а прочими расходами (п. 7 ПБУ 6/01), соответственно, расходы, связанные с продажей таких активов.

Для учета прочих доходов и расходов Планом счетов и Инструкцией по его применению предусмотрен счет 91 «Прочие доходы и расходы». Доходы от продажи основных средств отражаются по кредиту данного счета, а НДС и расходы, связанные с продажей (в т.ч. остаточная стоимость объекта ОС) – по дебету счета 91.

Помимо отражения доходов и расходов от продажи объекта ОС необходимо показать в бухгалтерском учете списание амортизации, начисленной на момент выбытия.

Покажем сказанное на примере.

Пример продажи основных средств

Организация на ОСНО продает объект основных средств за 97 000 рублей (кроме того НДС 18% - 17 460 рублей). Первоначальная стоимость объекта ОС – 163 000 рублей, а амортизация, начисленная на момент выбытия, составляет 82 500 рублей. Кроме того, организация понесла расходы на демонтаж объекта ОС силами сторонней организации в размере 8 000 рублей (НДС не облагается). Цена на объект ОС включала в себя также обязанность продавца за свой счет доставить основное средство покупателю. Эти услуги были оказаны сторонней организацией и составили 2 500 рублей (кроме того НДС 18% - 450 рублей).

Предположим, что других операций у организации в отчетном месяце не было.

Представим бухгалтерские записи по продаже объекта основных средств в таблице:

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Признан доход от продажи объекта ОС (97 000 + 17 460) 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 91, субсчет «Прочие доходы» 114 460
Начислен НДС от продажи 91, субсчет «НДС» 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» 17 460
Списана первоначальная стоимость проданного объекта ОС 01/В 01 163 000
Списана амортизация на момент выбытия 02 01/В 82 500
Списана остаточная стоимость проданного объекта ОС (163 000 – 82 500) 91, субсчет «Прочие расходы» 01/В 80 500
Отражены расходы на демонтаж объекта ОС 91, субсчет «Прочие расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 8 000
Отражены расходы по доставке объекта ОС покупателю 91, субсчет «Прочие расходы» 60 2 500
Учтен НДС, предъявленный транспортной организацией 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 450
Принят входящий НДС к вычету 68, субсчет «НДС» 19 450
Отражена прибыль от продажи объекта ОС (114 460 – 17 460 – 80 500 – 8 000 – 2 500) 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» 99 «Прибыли и убытки» 6 000