Выплаты по осаго: а хватит ли на ремонт? опыт зр. Что делать, если страховая мало заплатила

Как ни регулирует государство сферу автострахования, какие ни вводит в процедуру ОСАГО, а нерешенных вопросов в отношениях страховщиков и автолюбителей остается немало.

На профильных интернет-форумах можно найти множество сообщений пользователей, которым отказали в компенсации убытков после ДТП либо заплатили так мало, что денег на ремонт не хватило . И вовсе не случайно в ряде регионов активизировались . Непосредственно на месте аварии они за небольшую сумму выкупают у пострадавших право требования к страховщикам, а затем отсуживают у них в разы больше - вместе со штрафом, неустойкой и накладными расходами. А уязвленные поражениями компании "отрываются" на клиентах, ограничивая свободную продажу полисов, устраивая "сбои" на своих сайтах, накручивая дополнительные услуги и занижая суммы выплат до нуля. Разорвать этот замкнутый круг пока не в силах даже законодатели и . А потому автолюбителям - особенно тем, кто не может или не хочет связываться с автоюристами, - необходимо знать, как не остаться у разбитого в ДТП "корыта".

"Российская газета" опросила экспертов рынка и с их помощью составила топ-10 уловок, используемых страховщиками, чтобы сэкономить на выплатах. Этот список будет актуален по меньшей мере до того момента, как в ОСАГО введут .

1. Предложение оформить ДТП по европротоколу

Как происходит? Клиент с подачи оперативно подъехавших к месту ДТП агентов страховой компании (а они все чаще опережают тех самых автоюристов, действующих под видом аварийных комиссаров) оценивает ущерб своему автомобилю как незначительный. Чтобы не ждать сотрудников ГИБДД, он принимает решение заполнить так называемый европротокол. Однако позже выясняется, что ремонт обойдется в сумму превышающую лимит выплат при таком оформлении ДТП - 50 тысяч рублей.

Что делать? Думать своей головой и трезво оценивать повреждения, какие получила машина. Часть из них - особенно при ударах передней частью автомобиля - могут быть выявлены только в ходе тщательной экспертизы.

Кстати, как утверждает юрист юркомпании "Генезис" Олеся Емельянова, при упрощенном оформлении ДТП есть и другие подводные камни. В частности, буквальное толкование п. 8 ст. 11.1 "Закона об ОСАГО" о том, что европротокол не позволяет потерпевшему предъявлять дополнительные требования о возмещении вреда, в отличие от обычного порядка фиксации ДТП. "Например, страховая компания ущерб в 45 000 рублей оценивает в 10 000 и перечисляет эти деньги потерпевшему. Иногда разницу в 35 000 рублей между реально полученным и причитающимся ошибочно трактуют как дополнительное требование. Конечно, оно таковым не является, но даже суды совершают подобные ошибки", - говорит Емельянова.

2. Предложение о "моментальной" выплате

Как происходит? Автовладелец приходит в страховую компанию с собранными документами и неожиданно получает предложение "разобраться на месте". Сотрудник компании доверительно советует не "бодаться" за суммы и сроки выплат, а в течение нескольких минут получить некое страховое возмещение, подписав документ на тему "претензий больше не имею".

Что делать? "Ничего не подписывать и не соглашаться ни на какие незаконные действия", - предупреждает руководитель по развитию страхового бизнеса проекта "Сравни.ру" Евгений Коротаев. В противном случае, если оговоренной суммы не хватит буквально ни на что, придется пенять на себя.

3. Задержка экспертизы

Как происходит? В этом случае страховая компания начинает тянуть время еще раньше. Приняв от клиента заявление со справкой о ДТП, в отделе урегулирования убытков обещают сообщить, где и когда будет проведена оценка ущерба. Однако время идет, а информации об экспертизе нет. Умысел прост: нетерпеливый автолюбитель, особенно если он теряет доход, может не выдержать и начать приводить машину в порядок. А это - серьезное основание для отказа в выплате.

Что делать? Запастись терпением, ездить на битой машине или пересесть на общественный транспорт. Главное - не отдавать автомобиль в ремонт самостоятельно. Тем более что в самой компании прекрасно знают, что затягивание сроков выплат может вылиться ей в копеечку. Вопрос должен быть решен в оговоренный законом срок – 20 календарных дней, за исключением праздничных.

Но внимание - на эту уловку можно попасться и после проведения экспертизы. "Иногда страховщики "забывают" выдать документ о проведении осмотра поврежденной машины, а потом заявляют, что вы не предоставляли машину для этих целей. Все это делается для того, чтобы отказать в компенсации", - предостерегает президент АНО по защите прав страхователей "За справедливые выплаты" Александр Коваль и советует не стесняться спрашивать у экспертов акт осмотра.

4. Неправильно проведенная экспертиза

Как происходит? Эксперт, уполномоченный страховой компанией, под разными предлогами не вносит в отчет об оценке те или иные повреждения. Например, утверждает, что часть царапин или вмятин на машине остались с предыдущей аварии, и "забывает" о скрытых дефектах.

Что делать? Изначально понимать, что эксперт не заинтересован в "раскрутке" страховой компании на большие расходы, а вот помочь ей сэкономить - вполне может. Отсюда и досадные недоразумения, когда вместо замены детали предполагается ее ремонт, а вместо ремонта - покраска.

"Необходимо тщательно осматривать автомобиль вместе с экспертом и настаивать на отражении в акте осмотра всех обнаруженных повреждений. В случае возникновения разногласий, потерпевший может оставить в акте свои замечания", - напоминает гендиректор юридической компании "Оливия" Андрей Лихачев.

Впрочем, беспокоиться о решении этого вопроса, по его мнению, нужно еще на этапе оформления ДТП, проследив, чтобы сотрудники ГИБДД внесли в справку все видимые повреждения машины и указали на вероятность скрытых. Кстати, о них. "Когда владелец автомобиля настаивает на осмотре внутренних повреждений, в страховой ему предлагают поехать в сервис, снять верхние детали и после этого вызвать эксперта компании. Большинство об этом забывает, а в итоге ремонтирует все внутренние повреждения за свой счет", - сетует Андрей Лихачев.

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости.

5. Соглашение об определении размера повреждений

Как происходит? После проведенной экспертизы страховщик любезно предлагает клиенту подписать некое соглашение об определении размера повреждений. Только спустя время автовладелец узнает, что, по сути, легализовал факт мошенничества.

Что делать? Как обычно - внимательно изучать любую бумагу, под которой требуется поставить подпись, и соглашаться только с тем, с чем нельзя не согласиться. "Такой документ лишает потерпевшего возможности взыскивать какие-либо суммы дополнительно, сверх установленного соглашением. Чтобы сделать это, надо признать сам документ недействительным. Однако судебная практика толкует условия такого соглашения буквально: если текст составлен в доступной форме, то считается, что у потерпевшего заблуждений о последствиях быть не должно", - отмечает Олеся Емельянова из компании "Генезис".

6. Занижение суммы ущерба

Как происходит? У автовладельца не возникло претензий к проведению экспертизы, однако затем он получил компенсацию, которой не хватит для ремонта автомобиля. Эксперты-техники утверждают, что суммы выплат и ремонта порой различаются в 10 раз.

Что делать? Попытаться найти "ошибку". Ее мог допустить как эксперт-оценщик, так и страховщик. "Наша юридическая служба сталкивается с фактами занижения в калькуляциях объема необходимых работ (по сравнению с нормативными), а также якобы случайную забывчивость ответственных сотрудников страховщиков включить в сумму к выплате некоторые детали, которые до этого присутствовали в дефектовочных актах, согласованных с клиентом. Это позволяет страховщикам занизить выплату на 5-40%", - отмечает заместитель гендиректора "Русского АвтоМотоКлуба" Андрей Барсуков.

Начинать самостоятельный аудит следует с запроса у страховщика копии отчета об оценке, на основании которого был составлен страховой акт. "Скорее всего, страховщик откажет, - предполагает Александр Коваль из АНО "За справедливые выплаты". - Но законом установлено, что частью страхового акта является акт осмотра поврежденного имущества и отчет оценщика, а значит, отказ страховщика представить этот отчет незаконен и наказуем".

"Автовладелец может провести независимую экспертизу для оценки ущерба, нанесенного автомобилю, а затем составить претензию и направить ее страховщику, - рекомендует директор департамента финансовых услуг ГК "АвтоСпецЦентр" Дмитрий Белов. - В компании должны рассмотреть претензионный документ и принять по нему решение в течение пяти дней".

Однако не все зависит от эксперта. Участники рынка отмечают, что в ценовых справочниках РСА, по которым производятся все расчеты, стоимость запчастей и материалов, а также нормо-часов сервисных работ, в большинстве случаев занижены по сравнению со среднерыночными значениями.

7. Задержка выплаты

Как происходит? После наступления страхового случая автолюбитель собрал и подал в компанию все необходимые документы, прошел экспертизу по оценке ущерба, но страховщик банально тянет с выплатой.

Что делать? Для начала - прочитать правила страхования либо в брошюре, которую должны были выдать при заключении договора, либо на сайте компании. В документе четко прописан весь регламент, включая сроки выплат. Убедившись, что страховая их нарушает, не реагируя на законные требования клиента, надо начинать действовать.

"Можно написать жалобу в Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА), - советует Александр Коваль. - Если и оттуда не удалось получить внятного ответа, пишите в страховую компанию досудебную претензию. Ее можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или подать через секретаря с отметкой о принятии. В претензии надо попросить письменно объяснить причину задержки и потребовать произвести выплату. Если компания не отреагировала, стоит обратиться в суд и добиваться страхового возмещения, а также неустойки или процентов за задержку выплаты".

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости.

8. Претензии по поводу полиса пострадавшего клиента

Как происходит? В какой-то момент страховая компания отказывает клиенту в выплате возмещения, ссылаясь на то, что у него недействительный или даже поддельный полис. Стоит оговориться, что приобрести "странную" страховку до последнего времени было гораздо легче, чем подлинную без очередей и дополнительных обременений.

Что делать? "Не опускать руки, думая, что только вы виноваты в приобретении подделки", даже если таковая имеет место быть, напоминает юрист сервиса "Конструктор документов FreshDoc.ru" Алина Тухватуллина. По ее словам, следует найти квитанцию о покупке полиса и все прочие документы, оформляемые при выдаче документа, а также поднять переписку со страховой компанией, если она, конечно, велась. К слову, специалисты советуют общаться со страховщиками письменно, и лучше - обычной почтой, сохраняя конверты и вложения. И главное - помнить: это страховщику необходимо доказывать вину автовладельца, а не клиенту искать оправдания.

Для примера стоит привести недавнее рассмотрение дела в Кемеровской области - об отказе страховщика выплатить возмещение из-за поддельного, по его мнению, полиса страхователя. Резюме судебного акта юрист назвала "утешительным" для автолюбителей: "Закон не возлагает на страхователя обязанность при заключении договора проверять законность владения страховой компании бланком полиса; страхователь, уплативший страховую премию, получивший бланк полиса без явных признаков подделки, в данном случае не должен отвечать за те или иные действия представителя страховщика либо третьих лиц".

"В целом такая практика опирается на позицию Верховного Суда РФ, который в Постановлении от 29 января 2015 г. подчеркнул, что выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное", - замечает Алина Тухватуллина.

"Проблема не только с реальными подделками, но и с недобросовестностью некоторых страховщиков, которые уже после официальной продажи (зачастую прямо в своем офисе) через какое-то время объявляют данный полис утраченным", - поясняет Андрей Барсуков из "Русского АвтоМотоКлуба". И советует страховаться только у проверенных временем и знакомыми автовладельцами страховщиков: "Никогда не соглашайтесь на покупку полиса где-либо по заниженной цене - тарифы у всех почти одинаковые, разброс цен возможен не более чем на 10-15%".

9. Апелляция к проблемам с полисом виновника ДТП

Как происходит? У юристов это называется "отказ по прямому возмещению убытка из-за отсутствия акцепта (подтверждения наличия) действующего полиса страховой компании виновника ДТП".

Что делать? Судиться. Только надо выяснить - с кем именно. "Решение проблемы - в подаче документов в суд и запросе в РСА по факту заключения договора страхования с виновником ДТП. Если страховщик отказал на основании "невыплаты агентом денег от сделки по проданному полису", но при этом у владельца полиса есть квитанция об оплате, то это внутренние проблемы страховщика по учету и контролю оплаты, которые покупателя услуги не касаются. Другое дело, если в выплате отказано по той причине, что полис оказался фальшивкой. Тогда судиться придется не с компанией, а непосредственно с обладателем этого полиса", - подчеркивает Евгений Коротаев из "Сравни.ру".

10. Апелляция к другим проблемам

Как происходит? Потерпевший в ДТП автовладелец получает отказ в выплате. В качестве основания приводится одна из веских, с точки зрения страховой компании, причин, к которым пострадавший отношения не имеет.

Что делать? Ознакомиться с текстом закона "Об ОСАГО", убедиться, что причины отказа в выплате надуманны, и смело обращаться в суд. "Наиболее частыми причинами отказа в выплатах по страховке являются аргументы о том, что виновник ДТП не был указан в полисе ОСАГО или что вина второго водителя не установлена по причине отсутствия состава преступления. Все это не является основанием для отказа в компенсации ущерба. Как и состояние алкогольного опьянения виновного водителя, его оставление места ДТП или нежелание предоставить автомобиль на оценку страховщику. И даже лишение страховщика лицензии на ведение деятельности не повод для отказа в компенсации", - уверен руководитель проекта Dolgi.ru Павел Дашевский.

Павел Курлат, партнер "Первой юридической сети":

Далеко не всегда действия страховщиков обусловлены жаждой "легкой наживы". Они вынуждены выполнять требования законодателей и защищать свой бизнес от мошенников.

В настоящее время государственные надзорные органы и суды проводят однонаправленную политику к страховым компаниям, обоснованно и необоснованно применяя к ним штрафные санкции и взыскивая возмещения при не очевидных обстоятельствах. Это, кстати, явилось одним из факторов, способствовавших развитию "автоюризма", который заставил страховщиков еще жестче взаимодействовать со всеми клиентами, включая добросовестных. Игра идет "кто кого".

Другая немаловажная проблема - огромное количество мошенников на рынке ОСАГО. По оценке страховых компаний, около 15-20% всех страховых выплат поступает в карман мошенникам. Поэтому страховщикам приходится ужесточать процедуру выплаты возмещений. Некоторые воспринимают это как попытку ухода от выплаты.

Кроме того, в последние год-два постоянно вносятся изменения в Закон об ОСАГО и подзаконные нормативные акты, которые ставят страховые компании в жесткие рамки: установлены четкие сроки на все действия по урегулированию убытка, утверждена единая методика расчета, установлены штрафные санкции за несоблюдение страховщиком своих обязательств. Это сокращает страховым компания возможность каким-то образом уходить от выполнения своих законных обязательств.

Если выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт автомобиля, то в большинстве случаев восполнение недостатка суммы осуществляется из бюджета заинтересованного лица. Но в отдельных ситуациях вердикт страховой компании можно оспорить и получить причитающуюся компенсацию либо завершить ремонт транспортного средства за счет автовладельца, виновного в дорожном происшествии.

В каких случаях страховки недостаточно для покрытия ремонтных работ

В текущем году по новым правилам закона об автостраховании, компенсационные выплаты в случае ДТП заменены проведением ремонта за счет денежных средств страховой конторы. При этом оценка ущерба производится в стандартном порядке, просто сумма на восстановление машины не передается на руки заинтересованному лицу. Таковой получает уже отремонтированное средство передвижения.

Тем не менее, ситуации, когда не хватает на ремонт по ОСАГО, по-прежнему происходят и автовладельцам следует знать, что следует предпринимать в подобных случаях.

Всего возможны 2 варианта, когда страховая выплата значительно ниже стоимости восстановительных работ:

  1. стоимость устранения повреждений, полученных в результате аварии, превышает лимит, установленный законом;
  2. страховая контора оценила ущерб ниже, чем таковой составляет на самом деле.

Каждый из указанных случаев обладает рядом нюансов, которые стоит учесть, прежде чем приступать к дальнейшим действиям.

Согласно закону максимальный лимит страховой выплаты составляет 400000 рублей, но на практике нередки случаи, когда требуется гораздо большая сумма. В этом случае есть 2 способа решения проблемы:

  • доплатить недостаток из собственного бюджета;
  • взыскать недостающую сумму с лица, признанного виновным в ДТП.

Если с первым вариантом все понятно, то второй имеет множество особенностей.

Прежде всего, стоит попробовать урегулировать ситуацию мирным путем. Следует обратиться к виновнику происшествия с письменным обращением о предоставлении недостающих средств. При этом необходимо иметь на руках акт оценки суммы повреждений и документ об оплате страховой премии.

Если же адекватности со стороны виновника добиться не получилось, вопрос можно решить посредством обращения в суд. Потребуется подготовить пакет бумаг, включающий:

  • копию паспорта подателя иска;
  • заключение экспертов с указанной стоимостью ремонта авто;
  • квитанцию от страховой конторы о проведенной выплате.

Чаще всего подобные разбирательства оканчиваются победой потерпевшего лица. При этом ответчику, помимо возмещения недостающей суммы, потребуется осуществить оплату юристов и прочих судебных издержек.

Сумма ущерба занижена страховой конторой

Если автовладелец подозревает, что сумма ущерба, обозначенная страховой компанией, не соответствует реальной стоимости повреждений, то в первую очередь следует позаботиться о проведении повторной экспертизы при участии независимого специалиста. Непосредственно при проверке должны присутствовать представители всех сторон - сотрудник страховой фирмы, виновник аварии и пострадавшее лицо.

Дополнительно следует затребовать у страховщика акт о наступлении страхового случая, где описывается ДТП, размер ущерба и страховой выплаты, а также предоставляется расчет последней. Согласно закону документ должен быть предоставлен в течение 3 дней со дня поступления запроса.

На основании сравнения двух заключений - от независимого эксперта и страховой конторы - можно сделать вывод относительно того была ли занижена сумма ущерба или же нет.

Важно уточнить, что подобные действия могут помочь лишь в том случае, если компенсация была выдана наличными либо перечислена на счет автовладельца. Ели же страховая компания проводила ремонтные работы, то тут привлечение независимого специалиста не поможет и роли не сыграет.

Итак, если нарушение выявлено, и сумма выплаты действительно ниже реальной стоимости полученных дефектов, можно попытаться решить спор мирными переговорами либо в судебной инстанции.

Досудебное решение спора

Автовладелец может составить претензию самостоятельно, но оптимально обратиться за помощью к юристу. В бумаге следует описать факты, доказывающие, что сумма ущерба была выявлена не точно, а также указать прочие недочеты работы страховой конторы.

В случае отказа со стороны фирмы, таковая в обязательном порядке должна оповестить заявителя о своем решении в письменном виде в течение 10 дней.

В ответе должны быть перечислены все законодательные акты, которыми страховая аргументирует игнорирование претензий со стороны автовладельца.

Если имеет место именно такой вариант, то гражданин может воспользоваться вторым способом и обратиться в суд.

Урегулирование спора в суде

Перед подачей искового заявления следует подготовить копии документов:

  1. свидетельство о праве владения авто;
  2. протокол с места происшествия;
  3. акт об осмотре транспортного средства, полученный в страховой конторе;
  4. заключение независимого специалиста;
  5. паспорт заявителя.

Если компенсация была предоставлена в виде денежной выплаты, а не посредством проведения ремонта, велика вероятность, что суд встанет на сторону истца и страховой компании придется покрыть недостающую сумму.

В случае если компенсационная выплата по ОСАГО оказалась небольшой и денег на оплату ремонта не хватает, следует выяснить причину произошедшего. В ситуации, когда страховая контора оценила повреждения неверно, стоит попробовать решить вопрос мирно либо подать исковое заявление в суд. Впрочем, во втором случае, когда сумма ущерба превышает страховой лимит, варианты урегулирования спора будут аналогичны, только второй стороной будет выступать гражданин, виновный в ДТП. Исключением считается момент, если потерпевший согласен оплатить недостаток средств из своего кармана.


Итак, наступил 2019 год и автомобилисты уже ощутили на себе все прелести работы поправок к закону об ОСАГО, устанавливающих натуральное страховое возмещение в виде принудительного ремонта поврежденного автомобиля на СТО.

Страховщики так усердно лоббировали этот закон, объясняя необходимость его принятия своей убыточностью, борьбой с автоюристами-перекупщиками дел по ДТП, а также мошенниками. Что же в 2019 году страховые компании, да и все мы получили в итоге? Давайте попробуем сделать небольшой анализ итогов работы измененного закона. Скажем сразу - хорошего мы получили мало, и новый закон не работает так, как было задумано, по причине того, что он имеет существенные недостатки. Как мы видим, в 2019 году за ремонт по осаго требуют доплату и СТО и страховые компании.

Напомним – закон о замене денежных выплат принудительным ремонтом был принят 28 апреля 2017 года. Теперь, при заключении договора страхования и оформлении полиса ОСАГО автомобилист самостоятельно из предложенного страховщиками списка выбирает станцию техобслуживания (СТО), в которой, в случае аварии, будет отремонтирован его автомобиль.

Так же в соответствии с новым законом установлено, что:
  • восстановление автомобиля автомастерская должна проводить с использованием исключительно новых запчастей, и страховщик должен оплачивать их стоимость без учета износа автомобиля клиента;
  • срок на ремонт автомобиля не должен превышать 30 дней, а при его нарушении страховщик платит штрафные санкции 0,5% от страховой суммы;
  • гарантия на проведенные работы составляет 6 месяцев, а на ремонт кузова и его покраску – 1 год;
  • новые автомобили возрастом до 2 лет должны ремонтироваться в сервисе официального дилера.
И вроде бы всё идеально и продумано до мелочей. О доплате в законе не идет и речи! Однако так было задумано депутатами и страховщиками только в теории. На практике что-то пошло не так и автомастерские уже полгода не проявляют никакого желания работать со страховыми компаниями в рамках нового закона по ОСАГО и этому есть вполне разумные и оправданные причины. Корень противоречий кроется именно в упомянутой доплате разницы износа деталей ремонтируемого транспортного средства.

Недостатки нового закона об ОСАГО

На начало 2019 года, практика ремонта автомобилей клиентов страховых компаний в аккредитованных СТО практически отсутствует. Да, есть единичные случаи, когда автовладелец, страховщик и автомастерская приходят к консенсусу и машина уходит под всеобщее одобрение без упоминаний о доплатах в ремонт, однако в основной массе и у автосервисов, и у страховых компаний не получается договориться между собой по проведению ремонта автомобиля клиента. Виной тому - существенные недостатки в новом законе об ОСАГО, связанные с неотрегулированным вопросом возмещения разницы износа запчастей ремонтируемых автомобилей, или как мы уже говорили ранее - доплаты страхователем этих денег СТО.
Раньше было всё просто – долгие годы страховщики выплачивали денежное страховое возмещение своим клиентам, рассчитанное по Единой методике с учетом износа деталей поврежденного в аварии автомобиля. Автовладельцы были конечно недовольны таким положением вещей, однако свыклись со сложившейся практикой. К тому же, в 2017 году Конституционный суд РФ разрешил взыскивать этот самый износ с виновников аварий, что ранее было сделать практически невозможно.

Теперь, при обязательном ремонте автомобиля застрахованного автовладельца закон обязывает использовать только новые запчасти. Страховые компании, по идее и из здравого смысла, должны переводить на расчетный счет СТО денежные суммы по оплате ремонта без учета износа, то есть за установленные новые детали. Однако, страховщики не особо горят желанием оплачивать ремонт своих клиентов в полном объеме и возмещать ремонтной мастерской все затраты на проводимые ремонтные работы. Доплату просить стади с страхователей. Законно?

Такой недостаток в работающем обновленном законе конечно же очень существенен, и полностью перечеркивает саму идею страхового возмещения в виде ремонта. Сегодня страховщики часто давят на СТО и навязывают им условия, при котором деньги за ремонт автомобиля будут перечислять в уменьшенном размере, учитывающем износ деталей. Остальное, по мнению страховщиков, должен доплатить страхователь.

Часто СТО требуют за ремонт по ОСАГО доплату с владельца машины. Это незаконно. Доплата автомастерской или страховщику за установку новых деталей не предусмотрена законом.

Уже есть случаи, когда автомастерские, желая зацепиться за клиентов по ОСАГО, соглашаются работать на таких условиях и, получив денежную сумму на ремонт автомобиля меньше стоимости такого ремонта – в тайне от автовладельцев используют бывшие в употреблении запасные части или ремонтируют своими силами поврежденные узлы и агрегаты транспортного средства.

В итоге – ремонт получается некачественным, а собственник автомобиля проводит независимую экспертизу и предъявляет требования о защите прав потребителя к страховой компании. И тут вновь автоюристы, поняв где можно охватить ОСАГО в новом направлении – начинают новую атаку на страховой бизнес.

Нужно ли осуждать юристов и адвокатов, отстаивающих интересы автовладельцев в судах и взыскивающих со страховщиков крупные денежные суммы в счет восстановления автомобиля после его некачественного ремонта, а также дополнительную неустойку, штраф, моральный вред и судебные расходы? Представляется, что пока закон имеет такие недостатки, ущемляющие права потребителей – действия автоюристов по их защите востребованы, необходимы и полезны. Также к автоюристу следует обращаться и в случае, если с Вас потребовали доплату за износ автозапчастей.

Ремонт на СТО без учета износа (без доплаты)

Теперь уже всем: и собственникам автомобилей, и страховщикам, и станциям ремонта стало понятно – институту ОСАГО самому нужен ремонт. Причем ремонтировать необходимо проблему регулирования объема страхового возмещения, перечисляемого в СТО страховщиком в интересах страхователя.

Однозначно, эта сумма должна не учитывать износ деталей автомобиля, и полностью покрывать затраты на установку на машину новых запасных частей. Законом этот вопрос прекрасно урегулирован, но он не работает в этой части. Теперь вопрос к страховщикам - смогут ли они переступить через свое желание иметь сверхприбыль и найдут ли в себе силы уменьшить свою маржу, повернувшись лицом к своим клиентам?

Адвокат Геннадий Ефремов

Нововведения в сфере возмещения убытков по ОСАГО вступили в силу еще 28 апреля 2017 года, но многие автомобилисты до сих пор не в курсе каков вообще порядок взаимодействия со страховой компанией в случае ДТП.

Одна из причин – то, что правила вступают в силу для тех, кто купил полис ОСАГО после этой даты. Именно поэтому сейчас очень много вопросов по возмещению убытков, но все еще мало ответов. Постараемся объяснить что к чему с конкретными примерами.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 26.07.2017) “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” – тот самый документ, который регулирует сферу ОСАГО.

С чего вообще начался весь процесс перемен? С того, что страховые компании массово жаловались на то, что для них с каждым годом все больше и больше возрастает убыточность ОСАГО. Развелось много автоюристов, которые выступали посредниками при получении выплат, различных полулегальных схем, даже преступные группы, которые устраивали авто-подставы и наживались не только на юридически неграмотных согражданах, но и на страховых компаниях, в спорах с которыми суды часто вставали на сторону автовладельцев. Новая норма должна сделать сферу ОСАГО прозрачнее, истребить целую ораву посредников и убрать из этой сферы возможности к незаконному обогащению.

Выплата или ремонт по ОСАГО? Я не хочу делать авто в сервисе, я хочу получить свою страховую сумму

Если полис куплен после 28 апреля 2017 года, то здесь выбора нет. В подавляющем большинстве случаев вам сделают предложение, от которого невозможно отказаться – ремонт в тех сервисах, с которыми у страховой компании заключен договор. Если машине менее 2-х лет, то ремонт производится у официального дилера. И всем пофигу, что на вашу новую ауди гарантия 4 года. Есть сыроватости в этом законе, тут бесспорно…

Сроки ремонта авто по новым правилам возмещения по ОСАГО

Экспертизу авто на предмет определения стоимости ремонта проводят не позднее 5 рабочих дней (ст. 12 ч. 10) с момента подачи заявления на возмещение. Само авто принимают не позднее 20 дней с момента подачи заявления. Ремонт длится не более 30 дней (ст. 15.2) с момента попадания авто в сервис.

Если есть противоречия по стоимости ремонта, то вы можете обязать страховую компанию организовать независимую экспертизу путем написания соответствующего заявления, стоимость которой входит в состав суммы возмещения убытков (ст. 12 ч. 14).

Особенности проведения ремонта по ОСАГО в 2017/2018 году

Если иное не установлено договоренностями между страховой компанией и заявителем, то в процессе ремонта не допускается использование б/у и восстановленных частей (ст. 15.1), а минимальная гарантия на проведенные работы – 6 месяцев, для лакокрасочных работ еще больше – 12 месяцев.

Обычно страховые компании предоставляют на выбор несколько сервисов, где проводится обслуживание, но их удаленность должна быть не более 50 км от места ДТП или места жительства лица, чей авто будут ремонтировать. Но есть оговорка – страховая компания может оплатить доставку авто до места ремонта, тогда расстояние может увеличиться.

Кстати, про гарантию – одним из требований для осуществления восстановления авто, которые находятся на гарантии, по ОСАГО после ДТП является требование по сохранению гарантийных обязательств.

Ответственность за ремонт несет страховая компания. Сфера эта регулируется Центральным Банком РФ. И в случае, если к страховой будет много вопросов относительно качества ремонта, регулятор может наложить на нее санкции.

Кстати, по договоренности со страховой компанией вы можете осуществить ремонт в сервисе по собственному желанию.

Все 5 абзацев расписаны в ст. 15.2 рассматриваемого закона.

Как получить выплату по ОСАГО в новых условиях?

Если у вас легковой авто, зарегистрированный в РФ, и вы являетесь гражданином РФ, то только в следующих случаях:

а) полной гибели транспортного средства;

б) смерти потерпевшего;

в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом “б” статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15.2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 настоящего Федерального закона;

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

А если выплаты (восстановления) по ОСАГО не хватило и пришлось доплачивать за ремонт?

Расчет выплаты (восстановление) по ОСАГО сейчас происходит по методике Центробанка. Для начала можно попробовать написать претензию в саму страховую с просьбой увеличения размера той суммы, которая входит в ремонт авто. Если это не поможет, можно обратиться к регулятору – Центробанку.

Кроме того, вы можете подать в суд на виновника ДТП в порядке гражданского судопроизводства с требованием покрыть те расходы, которые вы понесли в результате устранения последствий ДТП, но которые не покрыла страховая компания. О том как это сделать мы поговорим в одной из следующих статей.

Выплаты по ОСАГО принадлежат к тем вопросам, которые очень сильно завязаны на конркетику. Они бывают настолько индивидуальными, что общая информация может дать только поверхностное представление о ситуации. Если вы хотите получить конкретную консультацию, то напишите нам в чат, вам помогут профессиональные юристы.

Очень часто встречается ситуация, когда страховая компания выплатила сумму, намного меньшую, а то и вовсе несопоставимую с суммой, потраченной на ремонт.

Как правило, это происходит в случае, когда СК присылает для проведения экспертизы страховщика, с которым её связывают договорные отношения.

Мало того что при выплатах по ОСАГО страховая компания существенно (в 2-4 раза) занижает сумму восстановительного ремонта , так еще и применяется коэффициент износа автомобиля.

В результате полученной по ОСАГО выплаты не хватает даже на частичный ремонт.

Что делать, если страховая компания мало заплатила по ОСАГО?

Лучше дождаться получения страховой выплаты, и только потом начинать ремонтировать автомобиль. Тогда вы сможете провести повторную независимую экспертизу за свой счет, если вдруг выяснится, что СК внесла в отчет не все повреждения.

В крайнем случае, если автомобиль необходим, можно сфотографировать повреждения со всех ракурсов. Потом на основании этих фотографий можно будет также провести экспертизу.

Если же автомобиль отремонтирован, а страховая компания по ОСАГО выплатила мало, нужно получить на руки акт о страховом случае и требовать возмещения по фактическим затратам на ремонт.

Даже если вы собираетесь сначала отремонтировать автомобиль, то ремонтировать его придется в сервисе с получением всех платежных документов на руки.

Немного же повременив с ремонтом и дождавшись страховой выплаты или возмещения через суд, можно будет сэкономить.

Для того чтобы определиться с порядком действий для обжалования решения страховой, необходимо в первую очередь получить на руки отчет оценки эксперта и калькуляцию .

Для этого пишется заявление в страховую с просьбой выдать на руки акт о страховом случае и акт осмотра автомобиля с калькуляцией стоимости восстановительного ремонта. Согласно п. 71 Правил ОСАГО СК обязана предоставить вам копию акта по письменному запросу.

Получив все требуемые документы на руки, нужно самостоятельно, а еще лучше с привлечением независимых экспертов проверить все позиции на предмет отражения всех повреждений автомобиля.

В акте указывается сумма расчета без износа. Если она приблизительно соответствует затратам на ремонт, значит, занижение выплаты вызвано тем, что по ОСАГО ущерб рассчитывается с учетом износа. Тогда любые дальнейшие действия не приведут к ощутимому результату.

Часто бывает, что страховая:

  • занижает количество и стоимость нормо-часов по разным видам работ;
  • не учитывает необходимые для ремонта виды работ;
  • занижает стоимость деталей и материалов, необходимых для проведения работ;
  • вообще не учитывает необходимую стоимость деталей и материалов.

Если ТС не подлежит восстановлению, то СК может в 2-3 раза завысить стоимость годных деталей , что опять приведет к занижению суммы выплаты.

Как провести повторную независимую экспертизу?

Если в акте отражены все повреждения автомобиля, то нужно обратиться в независимую экспертизу для того, чтобы специалисты по акту осмотра составили еще один расчет стоимости ремонта.

Если пострадавшему автомобилю не больше 5 лет, то независимый эксперт может рассчитать размер утраты товарной стоимости ТС в результате ремонта. Эту сумму тоже необходимо взыскивать со страховой компании.

Если в отчете отражены не все повреждения, а автомобиль еще не отремонтирован, то необходимо провести повторную независимую экспертизу. При этом обязательно нужно будет уведомить страховую компанию о времени и месте её проведения .

Все платежные квитанции нужно сохранять, потому что в дальнейшем все потраченные суммы можно будет взыскать через суд. Если же ремонт был произведен, то нужно восстановить все чеки и платежные документы, подтверждающие реальные затраты.

После составления нового отчета об оценке ущерба нужно составить грамотную досудебную претензию в СК, в которой перечислить все ваши требования и приложить новый расчет оценки ущерба.

Претензия составляется по образцу. Адресат претензии – это руководитель СК. Затем называется причина обращения, следующим пунктом указывается желаемый клиентом результат.

Здесь пишется сумма, на которую рассчитывает пострадавший, и 7-10-дневный ожидаемый срок ответа на претензию, после которого клиент будет обращаться в суд.

К претензии нужно приложить все имеющиеся документы, указать номер полиса, автомобиля, заключения экспертов и чеки с СТО. В конце указывается дата и контактные данные пострадавшего.

Такая претензия является подтверждением для суда попытки договориться с вашей стороны. Её нужно передать в секретариат СК, обязательно получив на руки копию с отметкой о вручении, или переслать заказным письмом.

Иногда бывает, что СК идет навстречу пострадавшему и удовлетворяет претензию. Однако намного чаще вы получите либо отказ, либо претензия будет полностью проигнорирована.

Поэтому лучший вариант – это после подачи претензии сразу начинать готовить пакет документов для подачи заявления в суд.

Как подать жалобу в РСА и ФССН?

В течение этих 10 дней можно подготовить жалобы в Союз автостраховщиков и Федеральную службу страхового надзора.

На сайте РСА можно скачать бланк для подачи жалобы, можно пожаловаться по телефону бесплатной линии: 8-800-200-22-75, а можно узнать, есть ли в вашем городе представительство РСА (например, оно есть в Новосибирске, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и пр.), или написать по адресу: г. Москва ул. Люсиновская, д. 27, строение 3.

Подача жалобы в контролирующий орган – это нормальный шаг, который практикуется во всех странах.

Федеральная служба страхового надзора тоже осуществляет контроль над действиями страховщиков, но не решает споры о размере ущерба.

Инспекции страхового надзора находятся в крупных городах России, в крайнем случае, жалобу можно подать по адресу: 125993, Москва, Миусская пл., д.3, стр.5.

Нельзя сказать, что это эффективная мера, но деятельность страховщика будет проверена.

Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

Для составления иска о взыскании страховой выплаты необходимо рассчитать сумму требования.

В сумму входит:
сумма восстановительного ремонта (по оценке вашей экспертизы);
стоимость независимой экспертизы;
почтовые расходы на уведомления.

Из этой суммы нужно вычесть выплату страховой.

К ней можно добавить, если оценивалась, утрату товарной стоимости ТС и возможные проценты за пользование чужими деньгами.

Нужно указать и моральный вред, который вы хотите возместить (указать можно любую сумму, но на практике суды обычно компенсируют не больше пары тысяч рублей).

Постановлением пленума Верховного суда РФ от 28 июля 2012 г. №17 было утверждено, что СК должна не только возместить сумму недоплаты, но и заплатить штраф в размере 50 % от удовлетворенных судом требований за отказ произвести выплату в добровольном порядке.

Обратите внимание: данный штраф присуждается в пользу истца, а не уходит государству.

Если планируемая сумма взыскания будет превышать установленные законом 120 000 руб. ОСАГО, то имеет смысл в качестве соответчика пригласить в суд виновника ДТП . Это необходимо для того, чтобы не затягивать судебное рассмотрение по срокам.

За время ожидания ответа на досудебную претензию нужно собрать пакет документов для подачи в суд.

В пакет входят:

  1. Документы на ТС;
  2. Копии документов из ГИБДД;
  3. Акт о страховом случае;
  4. Акт осмотра ТС;
  5. Калькуляция страховщика или отчет об оценке;
  6. Исковое заявление с приложенным расчетом на отдельном листе.

Что следует учесть при подаче искового заявления?

В случае если страховая недоплатила крупную сумму, лучше поручить подачу заявления в суд и ведение дела в суде юридической компании.

Если исковая сумма меньше 50 000 руб., иск о взыскании недоплаченного страхового возмещения по ОСАГО подается мировым судьям, если выше 50 000 руб. – в районный суд.

Обычно в спорах по страховым выплатам суд удовлетворяет исковые требования клиента СК в полном объеме.

Конечно, процесс может затянуться на месяцы, но в любом случае вы ничего не потеряете, потому что все расходы и судебные издержки оплатит СК. Во время суда может быть назначена еще одна судебная экспертиза.

Как правило, дело одним заседанием не ограничивается, придется постоянно отпрашиваться с работы для явки на заседания.

Все расходы на юристов будут оплачены страховой компанией.

После окончания суда исполнительный лист нужно будет отнести судебным приставам или непосредственно в банк, где зарегистрирован счет должника.

Видеосюжет о страховых спорах по ОСАГО

Читайте еще:

10 комментариев

    Если страховщик заплатил недостаточную сумму, обязательно нужно обращаться к юристам. Другое дело, что тут много тонкостей, которые неподготовленному человеку будет сложно понять и в соответствии с ними действовать. Да и времени это занимает прилично. Но, главный плюс в том, что все расходы на юристов покрываются страховой компанией. Если, конечно, все пройдет удачно.

    С ситуацией, когда страховая оплачивает намного меньшую сумму, чем потрачено на восстановление автомобиля после ДТП, сталкивался наверное каждый. И я не исключений. Стояла на перекрестке, водитель стоящей впереди десятки резко сдал назад, нос моего автомобиля был всмятку. Автомобиль с места аварии увозили на эвакуаторе. Ремонт был дорогостоящим, пришлось заказывать ноускат и полностью все менять. Страховая выплатила лишь треть, от затрат на ремонт. Друг посоветовал обратиться к юристу. Что я и сделала. Это оказалось очень легко. Я написала доверенность и юрист действовал от моего лица. Я даже в суде не была, просто ждала результата. В итоге страховая выплатила сумму, которая покрыла все расходы и даже немного больше. Я считаю, что независимую экспертизу проводить необходимо, особенно когда повреждения после ДТП очень значительны. Это конечно долго, затратно, но стоит того, чтобы браться за это дело.

    Часто страховые компании целенаправленно выплачивают страховое возмещение в меньшем размере, чем положено по закону и потерпевшему не хватает денег на ремонт поврежденного в ДТП автомобиля. Страховая компания мало заплатила по ОСАГО или КАСКО?

    Здравствуйте! Произошло ДТП 17.10.2015. независимая экспертиза насчитала мне 84000 рублей, при разбирательстве увидел много недочетов в их расчетах. По деталям необходимых на замену у меня вышло более 110 000, работу в сервисе дилера со скидками на запчасти 20 % и работу 10%выходит как минимум 105 000 рублей. и КАК тут быть теперь как восстанавливать автомобиль, в «юрфирме N» говорят судиться бесполезно, методика расчета одна, тогда вопрос зачем тогда они нужны?? какая от них польза, если в суд идти не хотят, ЧТО ДЕЛАТЬ в моей ситуации??
    Салимгареев Азат 89177546290

    • Уважаемый Азат! Не слушайте, что говорят в «юрфирме N». На самом деле можно и нужно идти в суд. Мне страховая выплатила 60тыс. Заказанная мною независимая экспертиза насчитала 103тыс. Отправила претензию в СК, ОНИ НЕ ПРОРЕАГИРОВАЛИ. В результате, вместо 43 тыс., которые они зажали к выплате, суд присудил им 102тыс. (остаток выплаты+неустойка+штраф+мор.вред+расходы на проведение экспертизы+расходы на представителя в суде). Так что не складывайте руки, а начинайте действовать, чтобы не потворствовать наглости и жадности СК.

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, я застрахован в Ресо, виновник ДТП в ВСК. Осмотр и оценку проводили в моей страховой (ресо), мы туда приезжали вместе с виновником. Выплатили естественно мало. У кого находится акт о страховом случае кто подскажет? В ВСК или в Ресо? И с кем судиться мне в таком случае? Кто калькуляцию проводил? Спасибо

    Произашло дтп, моей машине 20 лет она 1994 года и я боюсь насчитать мало так как машина старая! У меня тойоту крона эксив! Стоит ли идти в независимую и что делать в таких случиях?

    Скажите пожалуйста, как поступить в случае, если страховая компания посчитала запчасти по Московским оптовым ценам, а у нас в Перми они всюду стоят в полтора раза дороже, а кроме того, еще удержала износ. У меня ни один сервис не берется за ремонт, смеются и говорят, вот пусть вам страховая за эти цены предоставит запчасти. Обратилась к независимому эксперту, а он говорит, что он тоже имеет право считать только по ихним ценам, по другим суд даже не будет рассматривать иск.

    Добрый день! Недавно совершил ДТП, виновником которого являюсь. Страховая компания у обоих одна. СК расчитала потерпевшему сумму (17900тр), что менее чем «насчитали»на СТО (27900тр). Без экспертизы и оценщиков. Потерпевший обратился ко мне с требованием возместить недостающую сумму (10000тр). В свою очередь я посоветовал ему обратиться в суд, и через суд требовать недостающую сумму у СК, соблюдая необходимые требования закона (оценка, независимая экспертиза, чеки за ремонт). Правомерны ли мои советы и должен ли я лично что то оплачивать потерпевшему если он решит подать в суд на меня? Спасибо!