Итоги первого года реформы в России подводились на VII Съезде народных депутатов РФ в декабре 1992 г. Он признал работу правительства неудовлетворительной и отправил Е.Т. Гайдара в отставку. Новый кабинет возглавил В.С. Черномырдин. Прежний курс на создание в стране рыночной экономики был сохранен, преобразования продолжались в заданном направлении. Своими приоритетами новое правительство объявило финансовую стабилизацию, укрепление рубля, борьбу с инфляцией, т.е. налицо был прежний монетаристкий подход.
В течение 1993 г. завершилась либерализация цен - были отпущены цены на энергоносители и сельхозпродукты, над которыми до этого сохранялся контроль. И хотя элементы их регулирования в ряде случаев остались, к концу года государство практически перестало вмешиваться в процесс торговли и ценообразования.
Либерализация экономической деятельности способствовала появлению в России иностранного капитала. Западные компании попытались проникнуть в самые доходные отрасли - нефтяную промышленность, металлургию, лесное хозяйство. Однако их быстро вытеснили оттуда российские предприниматели. Деятельность иностранцев оказалась более успешной в пищевой, парфюмерной, косметической и т.п. промышленности. Там они, как правило, сразу занимали ведущие места в отрасли и начинали теснить российских конкурентов. Собственностью иностранцев стали пивной завод "Балтика", кондитерская фабрика "Покров" и другие хорошо известные потребителю предприятия. Западный капитал давал российской промышленности инвестиции (так, Nestle, купив кондитерскую фабрику "Россия", вложила в нее 80 млн. долл.), предоставил возможность российским предприятиям делать займы в западных банках под гарантии иностранных акционеров, принес опыт управления и организации производства, приучал отечественного потребителя к новому качеству продукции, а получал то, за чем пришел в Россию - большие доходы.
Активно шла приватизация госсобственности. На ее первом этапе было разгосударствлено около 14 из 25 тыс. крупных и средних государственных предприятии и свыше 106 тыс. муниципальных. Магазины, кафе, рестораны предприятия бытового обслуживания к концу 1994 г стали в основном частными. Было также приватизировано около 40% дорожно-транспортных предприятии. Интенсивно формировалась финансовая инфраструктура, включавшая в себя банки, валютно-финансовые биржи, страховые компании, кредитные организации. В сфере финансовых услуг тоже стали преобладать частные фирмы. За первые три года реформ около 60% работников страны переместились в частный сектор.
С июля 1994 г. начался второй, денежный, этап приватизации государственной собственности. Предприятия стали продаваться через аукционы, на которые государство выставило "по смешным ценам" локомотивы российской индустрии - нефтяные, металлургические и т.п. компании. Борьба за раздел собственности продолжилась, но теперь олигархи проявили себя публично. После недолгой подковерной борьбы лучшие предприятия с богатым экспортным потенциалом также оказались в их руках.
Олигархи, первоначально обосновавшиеся преимущественно в банковской сфере, интенсивно концентрировали капитал, поглощая другие крупные и средние банки, вели агрессивную экспансию в регионы. "Материнские" банки быстро рождали целые семейства различных компаний из посреднических фирм, торговых домов, промышленных предприятий, и таким образом в России появились холдинги, или финансово-промышленные группы (ФПГ). В других случаях ФПГ создавались промышленными гигантами (Газпром, ВАЗ, ЛУКойл), учреждавшими для своих нужд финансовые структуры. К началу 1996 г. в России было официально зарегистрировано 28 ФПГ. Крупнейшие из них назывались "империями": империя Менатепа (включавшая около 60 юридических лиц), Моста (42 юр. лица), ОНЭКСИМ банка (более 30 юр. лиц), Инкомбанка (более 30 юр. лиц) и т. д.
Олигархический характер политики российских властей еще отчетливее обозначился, когда с осени 1995 г. начались залоговые аукционы. Государство, нуждавшееся в средствах, стало передавать в залог по символическим ценам государственные пакеты акций крупнейших промышленных объектов частным компаниям, как правило, банкам, на короткий срок (передача "в доверительное управление"). Если государство не возвращало в срок долг, что стало правилом, банки становились владельцами предприятий. Самыми "громкими" событиями в этом ряду, вызвавшими скандалы, в том числе политические, стали передача РАО "Норильский никель" финансово-промышленной группе "ОНЭКСИМ" за 170 млн. долл. и продажа ей же "по дешевке" государственного пакета акций компании "Связьинвест".
Получив огромное богатство, олигархи стали крупными работодателями. Они привлекали лучших специалистов, платя им непривычно высокие зарплаты. В крупных компаниях появились новые стандарты работы - точность, дисциплинированность, безукоризненный внешний вид, знание не только своей профессии, но и компьютера, иностранного языка. Богатели фирмы, обслуживавшие эти компании. Олигархи способствовали развитию невиданной в советские времена службы сервиса. Быстро менялась среда обитания богатых, а попутно хорошели и крупные города. Именно олигархи, а не государство формировало российский средний класс.
Самой сложной проблемой в ходе проведения реформы оказалось достижение финансовой стабилизации -установление контроля за инфляцией и снижение ее до минимума, а также формирование бюджета, в котором расходы государства лишь в незначительной степени (не более чем на 6% от ВВП) превышали бы доходы.
Снижению инфляции правительство уделяло первостепенное внимание, поскольку она была главным ограничителем развития экономики в первые годы реформ. На этом пути были достигнуты некоторые успехи. Проделав несколько скачков, инфляция, ежегодно снижаясь, уменьшилась до 12,5% в 1997 г. Но это произошло на искусственной основе - благодаря завышению курса рубля с помощью установленного правительством в 1995 г. фиксированного обменного курса, т.н. "валютного коридора", а также хронической задержке зарплаты бюджетникам и спаду вследствие этого платежеспособного спроса населения.
Большие трудности у правительства вызывало формирование сбалансированного (бездефицитного) бюджета. Проблема наполнения его доходной части казалась неразрешимой. Неупорядоченность налоговой системы (очень высокие налоговые ставки и в то же время наличие сотен налоговых льгот, самовластие региональных бюджетов и т. п.) привела к тому, что предприятия и физические лица в массовом масштабе стали уклоняться от уплаты налогов - в 1994-1996 гг. налоговые поступления составляли лишь 70% от запланированной суммы. Не смогла навести порядок даже созданная в октябре 1996 г. ВЧК - Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины при президенте России. Бюджет недополучал также большую часть экспортной выручки и средств от начавшейся массовой продажи госпредприятий в частные руки. В то же время в возрастающих масштабах шла утечка капиталов из России за границу.
Недоборы в доходную часть бюджета и, соответственно, недостаток средств вызвали рост задолженности государства населению по зарплате, пенсиям и социальным выплатам. Власти пытались уменьшить дефицит бюджета с помощью сокращения военных расходов, ассигнований на здравоохранение, образование и культуру. Но при этом не сокращали, а увеличивали расходы на содержание выросшего в несколько раз государственного аппарата, сохраняли всевозможные льготы в нефтяной и газовой промышленности, в сельском хозяйстве, внешней торговле. В результате бюджетный дефицит так и не был преодолен и составлял 12-15% в 1994-1996 гг.
Несмотря на постепенное замедление инфляции, сокращение темпов спада производства, признаков экономического роста в стране не возникало. Более того, ВВП снизился за 1993-1996 гг. на 28%. Шел устойчивый спад промышленного производства, достигавший в отдельных отраслях 50-70%. "Шоковая терапия" вызвала развал целых отраслей промышленности, в первую очередь ВПК. В особо тяжелом положении оказались наукоемкие отрасли (электроника, точное машиностроение и др.), которые являются основой современного экономического роста. "Коридорная" валютная политика (удержание цены доллара на низком уровне) провоцировала рост импорта, что создавало иллюзию изобилия на прилавках и губительно сказывалось на отечественных производителях. Не выдерживали конкуренции легкая, пищевая и другие отрасли промышленности, ориентированные на внутренний рынок. Устойчиво развивались только работавшие на экспорт топливно-энергетические и сырьевые отрасли. С 1990 по 1996 гг. доля ТЭК в общем объеме промышленного производства выросла с 11 до 36%, металлургии - с 11 до 16, а доля машиностроения за тот же срок сократилась с 30 до 17%, легкой промышленности - с 12 до 2%. Таким образом, Россия фактически превращалась в сырьевой придаток мировой экономической системы.
Обозначились очень тревожные процессы - преступность, коррупция, уродливые формы бизнеса, особенно малого, в значительной мере оказавшегося под контролем криминальных структур. Самыми криминальными сферами оказались внешняя торговля и финансы. В 1992-1993 гг. из государственных кредитов, проходивших через коммерческие банки, было похищено несколько триллионов рублей. Летом 1994 г. начались финансовые скандалы, связанные с деятельностью т.н. "пирамидальных" частных компаний (АО "МММ", "Властелина", Русский Дом "Селенга", "Хопер-инвест", "Тибет" и др.), которые выплачивали дивиденды своим акционерам за счет следующих вкладчиков. Обещанием огромных прибылей они выманили у людей и присвоили огромные суммы. Только в Москве от них пострадали 2 млн. чел.
Падение производства вызвало массовую безработицу. Снизился жизненный уровень населения. За пять лет с начала преобразований реальная зарплата уменьшилась на 40%. Сократился объем потребляемых населением благ. Ухудшилась структура расходов из-за роста затрат на продукты питания. До невиданных размеров дошла дифференциация в уровне денежных доходов и потребления населения разных социальных групп и разных регионов. Обострились старые социальные проблемы, появились новые. Стремительно стала расти смертность и падать рождаемость. Обобщенным выражением социального неблагополучия России стала начавшаяся в 1992 г. депопуляция - естественная убыль населения. Характерной чертой российской экономики в первой половине - середине 90-х гг. были, с одной стороны, утечка российских капиталов за рубеж, а с другой, крупномасштабные государственные внешние займы, с помощью которых правительству удавалось поддерживать бюджет. Россия вступила в Парижский клуб стран-кредиторов, размещала на Западе еврооблигации. Займы усиливали зависимость России от МВФ и развитых стран Запада. Российский внешний долг (вместе с полученным по наследству долгом СССР) вырос с 1992 по 1995 с 69 до 130 млрд. долл.
Испытывая хроническую нехватку финансов, правительство широко использовало для пополнения государственной казны внутренние источники, занимая деньги, где только можно. С 1994 г. оно, подобно частным фирмам, начало строить пирамиду заимствований из государственных долговых бумаг ГКО и ОФЗ под невиданно высокие в мире "доходы". Поначалу они доходили до 200%, что позволило хозяевам банков, в том числе и российских, покупателям этих бумаг, присвоить значительные средства. Созданная финансовая пирамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО) позволила российскому правительству в течение ряда лет привлекать огромные средства и затыкать бюджетные дыры, но в итоге сыграла роковую роль. Если в первые несколько лет реформы основной угрозой для развития экономики была инфляция и борьба с ней являлась первоочередной задачей правительств, то в середине 90-х гг. (1996-1997 гг.) место инфляции заняла другая "угроза" - стремительно увеличивающийся внутренний государственный долг, образовавшийся в результате выпуска ГКО. Пирамидальная архитектура российской экономики стала главным, хотя и не единственным, препятствием для ее развития.
В 1997 г. формирование сбалансированного госбюджета стало приоритетной задачей для властей и отодвинуло все другие экономические проблемы. Основной упор был сделан на соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение расходов. Был произведен секвестр госбюджета в социальной части. В результате повсеместным явлением стала невыплата зарплаты разным категориям работников. Выросло социальное напряжение в стране, начались забастовки. Шахтеры в знак протеста стали перекрывать железные дороги, подрывая и без того слабую российскую экономику. Выплачивая по внутренним долгам держателям ГКО высокие проценты, правительство "скармливало" финансовым спекулянтам огромные суммы, а наемные работники, пенсионеры, больные и дети лишались средств к существованию: им не выдавались их мизерные зарплаты, пенсии, детские пособия, медицинские страховки. За гранью бедности или у ее черты оказалось около половины населения страны.
После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.
Главной задачей либерально-приватизационного курса реформ являлось тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность.
С этой целью предполагалось проведение следующих мер:
Свободное ценообразование (в целях ликвидации товарного дефицита)
Либерализация торговли
Массовая приватизацию жилья, госпредприятий.
Результаты реформ оказались глубоко противоречивы: с одной стороны, в России был введен рынок, либерализована торговля, ликвидирован товарный дефицит, с другой стороны, продолжился спад промышленного производства.
1993-1994 гг. Главой правительства был В.С. Черномырдин. При сохранении общего направления движения в сторону рынка ставка была сделана на поддержку государственных предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам. Протекционизм являлся главной чертой политики Черномырдина. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Выросло количество частных банков и бирж. В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Продолжился спад производства. Прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств.
1995-1997 гг. В рассматриваемый период правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности граждан, целевой поддержке наименее защищенных слоев населения, привлечении иностранных инвестиций. Приоритетной задачей была провозглашена жесткая финансовая политика. В марте 1997 г. президент отправил в отставку правительство, оставив на посту председателя В.С. Черномырдина(его первыми заместителями были назначены А.Б. Чубайс; который стал одновременно министром финансов; и Б.Е. Немцов). В качестве основных направлений деятельности нового правительственного кабинета были названы: реформы правительственного аппарата, реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы. К весне сложная ситуация в сфере финансов, которая привела к принятию закона о секвестрировании расходов федерального бюджета России, который предусматривал сокращение государственных трат на 108 трлн. руб. В это же время произошло ухудшение конъюнктуры мирового рынка: падение цен на сырье (начало 1998 г).
В марте 1998 г. разразился очередной правительственный кризис, за которым последовала отставка В.С. Черномырдина с поста премьер-министра. Государственная дума утвердила нового главу правительства С.В. Кириенко (24 апреля 1998 г.). Правительство Кириенко приняло антикризисную (стабилизационную) программу. В августе 1998 г. последовал очередной социально-экономический кризис. 23 августа правительство С.В. Кириенко было отправлено в отставку.
11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е.М. Примаков. Главными принципами политики нового состава правительства стали: борьба против криминализации в сфере экономики, введение более жесткого государственного регулирования рынка, по возможности ограничение эмиссии в размерах, не допускающих гиперинфляцию. Последовало административное регулирование валютного рынка под руководством Центробанка РФ, была введена госмонополия на алкогольную продукцию с 1 октября 1998 г.
В мае 1999 г. правительство Е.М. Примакова было отправлено в отставку. Новым главой кабинета министров стал С.В. Степашин.
Общественно-политическая обстановка в России. Демократизация политического процесса, начавшаяся в период перестройки, привела к утверждению принципа разделения властей в политической системе Российского государства. Противостояние двух ветвей власти вызвало в стране глубокий политический кризис. 21 сентября Президент подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдуме о новой Конституции. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый законодательный орган России - двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума).
12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция России. Российская Федерация (Россия) провозглашалась президентской республикой.
16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России. 3 июля в ходе второго тура победу одержал Б.Н. Ельцин. Официально в России в 1995 г. было зарегистрировано 60 политических партий.
Главными направлениями экономического развития России в 1994 - 1999 гг. были:
✓ закрепление результатов радикальной экономической реформы,
✓ дальнейшее развитие рыночной экономики, основы которой были заложены в 1991 - 1994 гг.;
✓ интеграция России в международную экономическую систему.
В экономическом развитии России середины и конца 1990-х гг. можно выделить два больших периода:
✓ деятельности правительства В.С. Черномырдина в 1994 - 1998 гг.;
✓ деятельности правительств конца 90-х гг.
1. Правительство В.С. Черномырдина, утвержденное съездом народных депутатов РФ 14 декабря 1992 г., в различных составах работало более 5 лет - до марта 1998 г. На период работы данного правительства пришелся самый трудный этап реформ. Основными достижениями правительства В. С. Черномырдина были.
✓ относительная стабилизация экономики
✓ преодоление гиперинфляции;
✓ укрепление рубля как платежного средства;
✓ проведение основного этапа приватизации;
✓ рост заработной платы населения;
✓ пополнение (почти "с нуля") золотовалютных резервов - ,
✓ установление и развитие отношений с международными финансовыми институтами.
В то же время правительство В.С. Черномырдина не смогло решить всех проблем, стоящих перед страной:
✓ произошло резкое падение производства (почти в 2 раза);
✓ были допущены ошибки в проведении приватизации;
✓ финансовая система, несмотря на частичное оздоровление, периодически была подвержена кризисам (например "черный вторник” 11 октября 1994 г., во время которого произошло значительное падение курса рубля);
✓ периодически не выплачивалась зарплата, в том числе целым отраслям - шахтерам, учителям и т. д., что приводило к массовым антиправительственным выступлениям;
✓ по стране росло большое количество "финансовых пирамид", мошеннических структур, которые выманивали деньги из населения и изначально не могли выполнить свои обязательства перед вкладчиками - "МММ", "Властилина" идр.;
✓ Россия попадала во все большую зависимость от западных кредиторов.
чем 5 лет работы было смещено. Это послужило началом так называемой "правительственной чехарды", когда за 2 года в России сменилось четыре правительства:
✓ апрель - август 1998 г. - С. Кириенко-,
✓ сентябрь 1998 г. - май 1999 г. - Е. Примакова;
✓ май - август 1999 г. - С. Степашина-,
✓ август 1999 г. - март 2000 г. - В. Путина.
Сместив В.С. Черномырдина с поста Председателя Правительства РФ, Президент Б.Н. Ельцин кардинально поменял состав правительства:
✓ основу правительства, сформированного в апреле - мае 1998 г., вновь составили "молодые реформаторы" - Б. Немцов, А. Чубайс, С. Кириенко (данная команда начала работать в правительстве еще при премьерстве В.С. Черномырдина - с марта 1997 г.);
✓ в результате сильного давления Президента на парламент и угрозы его роспуска (что было возможно по Конституции 1993 г.) новым председателем правительства был утвержден 37-летний Сергей Владиленович Кириенко, до этого работавший в правительстве 3 месяца и неизвестный широкой общественности;
✓ правительство начало действовать жесткими монетаристскими методами и по стилю руководства было близко к правительству Гайдара 1992 г.
Через 4 месяца деятельности правительства С. Кириенко в России произошел самый крупный в новейшей истории обвал рубля:
✓ государство не смогло больше обеспечивать фиксированный курс рубля к доллару 6:1 и прекратило выпуск ГКО - государственных казначейских обязательств;
✓ кредиты международных организаций были использованы без учета возможных потрясений и государство оказалось без запасов;
✓ новый стабилизационный кредит не был получен;
✓ в экономике использовалось большое количество ничем не обеспеченных ценных бумаг;
✓ экономика была долларизирована - доллар США стал фактической валютой, значительные долларовые запасы находились на руках у населения;
✓ произошел банковский кризис (банки не смогли в конце июля - начале августа 1998 г. одновременно выполнить свои обязательства перед всеми клиентами, в том числе по обмену валюты).
В результате совокупности вышеуказанных обстоятельств, а также непрофессиональных шагов правительства (которое не прислушивалось к прогнозу специалистов, игнорировало схожие явления в Юго-Восточной Азии и не принимало заблаговременных мер), в течение нескольких дней августа 1998 г. произошло падение рубля по отношению к доллару в 4 раза - от 1:6 к 1:24. Это имело катастрофические последствия для экономики:
✓ рубль вновь перестал быть надежным платежным средством;
✓ были парализованы хозяйственные отношения в стране;
✓ приостановились инвестиции;
✓ нарушилась нормальная работа банков;
✓ разорилось множество предприятий и финансовых структур;
✓ началась паника.
23 августа 1998 г. правительство С. Кириенко было отправлено в отставку. Разразился правительственный кризис.
3. После двукратного отклонения Госдумой кандидатуры В.С. Черномырдина, предложенного Б.Н. Ельциным, начались поиски компромиссного кандидата на пост Председателя Правительства. Таким кандидатом стал Е.М. Примаков, предложенный фракцией "Яблоко". Евгений Максимович Примаков. Бывший глава службы внешней разведки РФ и министр иностранных дел в 1996 - 1998 гг., устраивал как Президента РФ, так и коммунистов, и 11 сентября 1998 г. был утвержден Госдумой в качестве Председателя Правительства РФ. Характерными чертами правительства Е.М. Примакова были:
✓ устранение из правительства команды "молодых реформаторов";
✓ опора на старые кадры, сформировавшиеся в советскую эру;
✓ выдвижение на ключевые посты вице-премьеров - ставленников коммунистов - Н. Аксененко и Ю. Маслюкова;
✓ сотрудничество как с президентским лагерем, так и с коммунистами. Правительство Е.М. Примакова работало 8 месяцев - до мая 1999 г. За это время правительству удалось:
✓ стабилизировать ситуацию после финансового кризиса;
✓ остановить дальнейшее падение рубля;
✓ вернуть часть инвесторов на рынок;
✓ поднять престиж России в мире в силу принципиальной позиции по югославской проблеме.
Несмотря на частичные успехи и публичное обещание 2 года не менять правительство, а также дать Е.М. Примакову доработать до 2000 г. - окончания президентских полномочий Б.Н. Ельцина, 12 мая 1999 г. правительство Е.М. Примакова было отправлено в отставку по политическим соображениям:
✓ правительство было близко к коммунистам, во многом проводило их политику;
✓ правительство не заняло четкой пропрезидентской позиции по вопросу импичмента, инициированного в Госдуме коммунистами;
✓ началось сближение Е. Примакова с рядом губернаторов, находившихся в оппозиции к Б. Ельцину;
✓ Е. Примаков имел в тот момент самый высокий рейтинг как следующий кандидат в президенты, что было на руку коммунистам и устраивало не всех в окружении Б. Ельцина.
Новым Председателем Правительства был утвержден 46-летний петербуржец Сергей Вадимович Степашин, выходец из органов госбезопасности, ранее возглавлявший ФСБ и Министерство юстиции. Правительство С. Степашина работало 3 месяца - с мая по август 1999 г.
В августе 1999 г. правительство С. Степашина также было отправлено в отставку по политическим соображениям:
✓ резко обострилась ситуация на Северном Кавказе;
✓ С. Степашин ранее проявлял мягкость к боевикам;
✓ Б.Н. Ельцин определился по кандидатуре В.В. Путина в качестве своего преемника на посту Президента РФ.
4. 9 августа 1999 г., ровно за год до окончания своих президентских полномочий по Конституции, Б.Н. Ельцин объявил о своем желании видеть своим преемником на посту Президента РФ В. В. Путина. Кандидатура В. В. Путина была выдвинута на должность Председателя Правительства РФ. 16 августа 1999 г. В.В. Путин был утвержден Госдумой новым Председателем Правительства РФ. Несмотря на все трудности, переживаемые обществом, в 1994 - 1999 гг. произошла стабилизация экономического положения России и наметились первые признаки экономического роста. В 1997 г. Россия была официально принята в "клуб" самых экономически развитых стран мира и стала наряду с США, Великобританией, Францией, Германией, Японией, Италией и Канадой полноправным членом "большой семерки", которая благодаря России трансформировалась в "большую восьмерку". Следует отметить, что в настоящее время (по состоянию на 2009 год) "большая восьмерка" превратилась в анахронизм, действует "по инерции" и ее состав уже не соответствует реальной роли экономик представленных в ней государств в мировой экономике. Так, Канада, Франция и Италия, по-прежнему официально числящиеся в "восьмерке" уже не входят в число 8 наиболее экономически развитых держав мира. А Китай (2-я экономика мира), Индия (4-я экономика мира) и Бразилия (8.-я экономика мира) в "восьмерке" не представлены. В настоящее время ведущие экономисты мира рассматривают "восьмерку" как устаревший институт, и предлагают заменить ее "большой двадцаткой", куда бы входили, помимо традиционных государств "восьмерки", Китай, Индия и Бразилия, а также приближающиеся к ним по темпам экономического роста Корея, Мексика, Аргентина, ЮАР, иные страны.
Парламентские выборы 1993 г. 2 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу 1-го созыва. 225 депутатов избирались по одномандатным округам, 225 - по партийным спискам.
За активное участие в событиях в Москве 3-4 октября 1993 т. ряд общественных организаций были лишены права участвовать в выборах. В их числе - Фронт национального спасения (лидеры - И. Константинов, А. Макашов), Российская коммунистическая рабочая партия (В. Анпилов), Общественный клуб «Союз офицеров» (С. Терехов), Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит» (В. Уражцев), Российский коммунистический союз молодежи (И. Моляров), Русское национальное единство (А. Баркашов).
Из 13 избирательных блоков и объединений, допущенных к участию в выборах, 5%-ный барьер, необходимый для вхождения в Думу, преодолели 8. Сенсацией выборов стала победа Либерально-демократической партии России (ЛДПР, лидер В. Жириновский). Ее партийный список получил более 25% голосов. Но с учетом депутатов, избранных на персональной основе, победителем стал блок «Выбор России» (Е. Гайдар). Его стали называть правящей партией.
В январе 1994 г. прошедшие в Госдуму партии и объединения сформировали фракции и депутатские группы. Их численность составила: «Выбор России» - 76 мест; ЛДПР - 63; Аграрная партия России (М. Лапшин) - 55; КПРФ - 45; блок «Яблоко» (Г. Явлинский, Ю. Болдырев, В. Лукин) - 25; Демократическая партия России (Н. Травкин) - 15; «Новая региональная политика» (первая группа, сложившаяся после открытия Госдумы, В. Медведев) - 65; Партия российского единства и согласия (С. Шахрай) - 30; фракция «Женщины России» (А. В. Федулова, Е. Ф. Лахова, Н. Г. Гундарева) - 23. Председателем Государственной Думы стал И. П. Рыбкин (АПР), его первым заместителем - М. А. Митюков («Выбор России»).
12 декабря 1993 г. была избрана и верхняя палата российского парламента - Совет Федерации. В этот орган входили по два депутата от каждого субъекта РФ. В 1995 г. был принят закон, не предусматривавший выборность членов Совета Федерации. В Совет Федерации стали входить «по должности» выборные главы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко.
Таким образом, с декабря 1993 г. высшим законодательным органом в России стало Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
Конституция РФ 1993 г. 12 декабря путем всенародного голосования была принята новая Конституция РФ. В голосовании приняло участие 55% избирателей, около 60% из них (треть от общего числа избирателей) сказали «да» новому Основному Закону страны, сменившему Конституцию РСФСР 1978 г.
Конституция провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция утвердила в стране президентскую форму правления, а Россию - президентской республикой. Президент провозглашался главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть и наделялся законодательными полномочиями. Он мог налагать вето на решения Федерального Собрания, для преодоления вето требовалось две трети голосов в каждой из палат. В сравнении с другими президентскими республиками мира в России президент наделялся наибольшими прерогативами: фактически власть его была бесконтрольна. Это позволяло резко ускорить процесс реформирования страны.
Помимо президента государственную власть в России осуществляли, согласно Конституции, двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство, федеральные суды.
Конституция декларировала широкий круг прав и свобод человека и гражданина, включая право частной собственности, охраняемое законом.
Конституция закрепила новое федеративное устройство, сложившееся после заключения Федеративного договора 1992 г. Субъектами Федерации стали 89 национально-государственных и административных образований: 21 республика, 6 краев, 2 города (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных округов. Конституция признала субъектом РФ Чеченскую республику.
После трагических событий октября 1993 г., принятия новой Конституции и выборов в Государственную Думу политическая активность в России резко упала. Она возрастала преимущественно во время парламентских и президентских выборов и была сосредоточена главным образом в парламенте.
Первой крупной акцией Государственной Думы стало амнистирование 23 февраля 1994 г. обвиняемых по «Делу ГКЧП» и участников событий 3-4 октября 1993 г. в Москве. Использовав свое конституционное право на амнистию, Госдума положила начало процессу общественного примирения в стране. Эта инициатива была поддержана президентом, и в апреле 1994 г. между руководством всех ветвей власти и представителями крупнейших общественно-политических объединений был подписан «Договор об общественном примирении и согласии». Политические партии и общественно-политические движения страны обязались вести свою деятельность парламентскими средствами в рамках Основного Закона.
Второй политической акцией Государственной Думы, получившей широкий общественный резонанс, стало принятие в марте 1994 г. постановления о признании недействительным решения о ликвидации СССР, закрепленного «Беловежским соглашением» 8 декабря 1991 г. Однако это постановление так и не приобрело силы закона.
Парламентские выборы 1995 г. 17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу РФ 2-го созыва. В них приняли участие около 65% избирателей, на 10% больше, чем в 1993 г. Из 43 избирательных блоков и объединений, внесенных в избирательный бюллетень, 5%-ный барьер преодолели четыре: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,2%), «Наш дом - Россия» (НДР, 10,1%), «Яблоко» (6,9%). Эти объединения получили право на формирование депутатских фракций. Из 225 партийных мандатов КПРФ получила 99, ЛДПР - 50, НДР - 45, «Яблоко» - 31. Кроме этих фракций в Думе были образованы Аграрная депутатская группа (37 человек), депутатская группа «Народовластие» (37 человек) и депутатская группа «Российские регионы» (42 человека). Поскольку относительное большинство в Госдуме составили коммунисты, ее прозвали «красной» (общая численность фракции КПРФ с учетом проголосовавших по партийному списку и по одномандатным округам составила на момент регистрации 183 человека). Представитель КПРФ - Г. Н. Селезнев - был избран председателем Думы, его первым заместителем - А. Н. Шохин (НДР).
Парламентские выборы 1995 г. укрепили российский парламентаризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. К началу 1996 г. министерство юстиции зарегистрировало 83 партии. Российское общество совершило серьезный шаг в развитии политико-правовой культуры и демократии.
В январе 1996 г. был сформирован новый состав Совета Федерации. Две трети его состава были избраны в субъектах Российской Федерации, остальные - главы исполнительной власти - были назначены указами президента (осенью 1996 г. система назначений была заменена системой выборов). Председателем Совета Федерации второго созыва стал глава администрации Орловской области Е. С. Строев.
Президентские выборы 1994 г. В июне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы - первые выборы Президента суверенной России. Они проходили в условиях политической нестабильности общества, вызванной ухудшением социально-экономического положения и военных неудач в Чечне. Рейтинг (популярность) президента среди избирателей был крайне низок (10% в мае 1996 г.).
Благодаря массированной агитационно-пропагандистской кампании, в которой главную роль играло общественно-политическое движение «Наш дом - Россия» во главе с председателем правительства В. С. Черномырдиным, авторитет президента стал расти. Однако на выборах 16 июня победить своих соперников (на пост президента претендовало 10 человек) он не смог. Ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, а за бывшего Президента СССР М. С. Горбачева проголосовало менее 1% избирателей, принявших участие в выборах.
Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) Б. Н. Ельцин, победив кандидата от оппозиции, лидера КПРФ Г. А. Зюганова, был избран президентом страны на второй срок.
После выборов президент активизировал процесс реформирования экономики, приостановленный накануне выборов. Весной 1997 г. он усилил в правительстве В. Черномырдина позиции реформаторов, введя в состав кабинета в качестве первых вице-премьеров А. Чубайса и Б. Немцова (губернатора Нижегородской области). В их руках оказались ключевые экономические ведомства - Минфин, Минтопэнерго. Обновленное правительство получило название кабинета «молодых реформаторов».
Ключевой фигурой кабинета в сфере публичной политики стал Б. Немцов. Под его руководством радикальные демократы развернули мощную кампанию против «консерваторов» в правительстве и президентских структурах (В. Черномырдина, Е. Примакова, С. Шахрая, А. Тулеева, В. Серова) и левой оппозиции во главе с Г. Зюгановым. Поводом для этого послужил договор Союза России и Белоруссии, подписанный в апреле. Радикалы расценили его как «тихий, или ползучий», государственный переворот, проводимый с целью фактического отстранения Президента России от власти, которая якобы должна была перейти в руки Высшего Совета Союза, где большинство было за представителями прокоммунистических и консервативных сил.
В мае 1997 г. «младореформаторы» обнародовали одобренную президентом политическую декларацию о целях деятельности правительства - «Программу семи главных дел». Этими делами были: реструктуризация естественных монополий, бастионов государственного капитализма (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС), переход к системе адресной социальной помощи и отмене неоправданных социальных льгот, борьба с коррупцией, ликвидация института уполномоченных банков, создание жесткой системы распределения бюджетных ресурсов, секвестирование (сокращение) госбюджета на 1997 г., проведение налоговой и бюджетной реформ. Эта программа получила название программы «второй либеральной революции».
Реализация этой программы требовала слома сопротивления со стороны естественных монополии, региональных лидеров, силовых ведомств, госаппарата, а также левой оппозиции. Первые вице-премьеры выступили с инициативой роспуска «красной» Государственной Думы
и хотели в своей борьбе опереться на Совет Федерации. Однако в июне 1997 г. 92 сенатора подписали заявление «О поддержке конституционного строя в стране», где предупредили исполнительную власть о недопустимости попыток неконституционного роспуска Думы.
Правительственные кризисы 1998 г. Под давлением «консерваторов» президент был вынужден снять с министерских постов правых радикалов, но вскоре отправил в отставку их главного противника, председателя правительства В. Черномырдина (23 марта 1998 г.). Он предложил Государственной Думе утвердить на пост премьер-министра С. В. Кириенко, бывшего первого заместителя Б. Немцова в правительстве, члена его «нижегородской команды». Это вызвало конфликт президента с Думой. Она дважды отклоняла предложенную кандидатуру. Однако в апреле 1998 г., оказавшись перед угрозой роспуска, была вынуждена отступить.
Новый премьер-министр, продолжив курс прежнего правительства, за пять месяцев привел страну к финансовому кризису августа 1998 г. и был отправлен в отставку. В. Черномырдин вновь на короткое время (23 августа - 10 сентября 1998 г.) вернулся к руководству правительством в качестве исполняющего обязанности премьера. 10 сентября дважды отвергнутый Думой на пост главы правительства, он снял свою кандидатуру. Новый правительственный кризис закончился назначением на пост председателя правительства министра иностранных дел Е. М. Примакова (сентябрь 1998 - май 1999 г.).
Попытка импичмента президента. Осенью 1998 г. по инициативе фракции КПРФ Дума возбудила процесс отрешения президента от должности. Коммунисты обвиняли его в нарушении Конституции, которое выражалось, прежде всего, в проведении социально-экономической политики, приведшей к обнищанию народа, «яблочники» - в незаконном развязывании кровопролитной войны в Чечне.
Президент в отличие от угрозы первого импичмента весной 1993 г. не опасался быть отстраненным от власти законным путем. По Конституции 1993 г. процедура отрешения президента была чрезвычайно сложна и практически неосуществима. Решение Думы могло стать лишь первым этапом этой процедуры. Но оно не состоялось. Голосование по пяти пунктам обвинения, которое прошло в апреле 1999 г., не набрало в Государственной Думе квалифицированного большинства.
8 мае 1999 г. Б. Ельцин отправил в отставку Е. Примакова, которого соратники президента обвиняли в поддержке сторонников импичмента. 12 мая премьер-министром стал С. В. Степашин.
9 августа 1999 г. указом президента в правительстве была введена дополнительная должность первого заместителя председателя правительства и этим же указом на эту должность был назначен В. В. Путин. В тот же день указом президента кабинет Степашина был отправлен в отставку, а Путин был назначен временно исполняющим обязанности председателя правительства. В телеобращении к народу Б. Ельцин назвал В. Путина своим преемником на посту президента. 16 августа 1999 г. Государственная Дума с первого голосования утвердила В. В. Путина Председателем Правительства РФ.
Чеченская проблема. Главным дестабилизирующим фактом общественно-политического развития России в 1990-е гг. стала Чечня. В октябре - ноябре 1991 г. чеченские националисты во главе с генералом Д. Дудаевым разогнали законно избранные органы власти Чечено-Ингушской республики, вывели Чечню из ее состава, провозгласили независимую республику Ичкерию, заявив о выходе из состава России.
Руководство страны оказалось в сложном положении. С одной стороны, оно было заинтересовано в отстранении от власти сил, поддержавших ГКЧП (к ним относился и Верховный совет Чечено-Ингушской республики), с другой - чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России.
Политическая борьба между ветвями власти не позволила руководству России решить чеченскую проблему в 1992-1993 гг. Тем не менее, самопровозглашенная Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как один из ее субъектов. Это было закреплено в Конституции РФ 1993 г., однако Чечня оставалась самым слабым звеном в цепи российской государственности. Сепаратисты проводили активную политику по подрыву конституционного порядка в республике. В декабре 1994 г. с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены федеральные войска. Чеченские сепаратисты встретили их огнем из оружия, которое в 1992 г. в огромном количестве было оставлено в Чечне российским военным руководством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из Ичкерии. Вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. В августе 1996 г. между руководством РФ (секретарь Совета безопасности РФ А. Лебедь) и сепаратистов (А. Масхадов) была достигнута договоренность («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни, проведении в 1997 г. президентских выборов в республике (состоявшиеся выборы принесли победу А. Масхадову). Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2000 г. Федеральные войска начали покидать Чечню. Однако соглашение поощрило чеченских сепаратистов не только форсировать процесс выхода из состава Российской Федерации, но и вовлечь в этот процесс другие северокавказские субъекты России, прежде всего Дагестан. В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты стали на путь террора. В эффективности этого средства борьбы они убедились в 1995- 1996 гг. Захватывая больницы с тысячами заложников в городах Буденновске и Кизляре, террористы добивались от правительства России уступок. В августе 1999 г. вооруженные группы боевиков напали на соседние с Чечней районы Дагестана. Тогда же террористы взорвали жилой дом в Буйнакске (Дагестан), в сентябре 1999 г. - два жилых дома в Москве. Террористические акты унесли жизни сотен людей.
В ответ в сентябре 1999 г. правительство России начало широкомасштабную антитеррористическую операцию в Чечне.
Контрольные вопросы и задания :
1. Каковы особенности социально-экономического развития России в начале 90-х гг. ХХ в.?
2. Какими были результаты первых экономических реформ?
3. Назовите причины политического кризиса 1993 г.
4. В чем выразился кризис и его последствия.
5. Перечислите особенности Конституции России 1993 г.
6. Дайте оценку парламентским и президентским выборам 90-х гг.
7. В чем проявились правительственные кризисы?
8. Расскажите об основных этапах чеченской войны.