Укрытие от налогов в крупных размерах. Наказание при уклонении от внесения налога согласно ук рф

После принятия в России нового Уголовного законодательства в 1996 году, в его состав была введена глава 22, одни из основных положений которой – нормы, регламентирующие Уклонение от уплаты налогов УК РФ. Институт налогообложения, как часть экономической системы существует с момента образования государства. Налогом считается обязательное, невозвращаемое взимание денежных средств с частных и юридических лиц в пользу государства и общества. Нарушение законодательства о налогах и сборах, нередко приводит к наступлению серьёзных последствий в виде уголовной и других видов ответственности.

Под налогом продумывается индивидуальный невознаграждаемый платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц, как гарант своего нормального функционирования.

Сбором является возмездная плата, получаемая гос. органами от граждан и организаций за предоставление каких – либо услуг.

Неуплатой налогов в УК РФ считается злостное невыполнение лицом обязательств перед государством, путём невыплаты в бюджет необходимых взносов и отчислений. Кроме того, нарушителем является лицо предоставившее в специализированный орган недостоверные данные в декларации.

Необходимость уплаты налогов и сборов прежде всего вызвана тем, что эти средства формируют большую часть бюджета страны и поддерживают её экономику.

Государственный бюджет имеет три уровня:

  1. Федеральный – центральный фонд, используемый для финансирования безопасности и обороны страны, развития культуры, инфраструктуры, подготовки кадров гос. органов. Государственный центральный фонд формируется за счёт федеральных поступлений (Например, на добавленную стоимость) и сборов, таможенных пошлин, штрафов и пеней.
  2. Фонды субъектов – направлены в первую очередь на повышение социального уровня и защиты населения, а также развитие регионов. Региональные бюджеты складываются из сумм платежей за имущество акционерных и иных обществ и организаций, пошлин, налога на транспорт и игорный бизнес, лицензионные сборы.
  3. Финансовая база МСУ – используются для обеспечения производств, и коммунальных хозяйств. Местные фонды состоят из неналоговых поступлений, например, средства от продажи или аренды муниципальной собственности или оказания органами МСУ платных услуг.

Способы уклонения:

  • непредставление в налоговую инспекцию необходимых документов;
  • внесение заведомо ложной информации и данных;
  • отказ от перечисления денежных средств;

Начисление, удержание и расчёт суммы для перечисления в казну страны и всех её уровней, осуществляет специальный агент. В России чаще всего агентами выступают генеральные директора компаний, компетентные юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они выступают посредниками между гражданами и иностранцами, которые должны осуществлять выплаты в бюджетную систему.

Обязанности агентов:

  1. Уведомлять ФНС в письменном виде об отсутствии возможности удержания доходов.
  2. Вести учётную базу по каждому плательщику в отдельности.
  3. Направлять в надзорные органы документацию, для осуществления контроля над исчислениями, удержанием и распределением сумм в соответствующий уровень бюджета.
  4. Хранить документы по плательщикам на протяжении четырёх лет.

Агент должен подсчитывать налоговые суммы, независимо от вида дохода плательщика. Если по каким-то причинам оплата невозможна, он обязан в течение 30 дней известить об этом факте ФНС. Извещение отправляется в виде заявления.

Агенты имеют тот же набор прав, что и плательщики. Ответственность агентов также регламентируют статья 198 УК РФ.

Объект имеет два вида:

  • основной – закреплённый законодательством порядок выплат денежных средств в пользу РФ;
  • дополнительный – материальные интересы страны.

Норма подразумевает следующие классы субъектов:

  1. Руководство предприятия, главный бухгалтер.
  2. Служащие, чьей задачей является оформление первичной финансовой и бухгалтерской документации.
  3. Человек организовавший преступление или подстрекающий к преступлению.

Объективная сторона: заключается в уклонении, через непредставление обязательной документации и декларации или включение в них недостоверных данных.

Субъективная сторона - в качестве основного признака вины выступает только умысел. Кроме того, имеет место квалифицированный состав данного злодеяния, оно определяется как совершённое группой посредством сговора или особо крупного размера.

Окончание времени уплаты обязательных платежей считается датой завершения правонарушения.

Закон выделяет следующие виды уголовной ответственности за неуплату налогов.

По части 1:

  1. Штрафные санкции 100 — 300 тысяч рублей или зарплата за 1 – 2 года.
  2. Принудительная деятельность до двух лет.
  3. Увольнение с должности.
  4. Арест на срок до полугода.
  5. Тюремное заключение на срок до 2 лет.

Если необходимость будет доказана, последует отказ правоохранительных органов от уголовного преследования. При этом виновное лицо все же понесёт ответственность, но уже в административном порядке. Кроме того, это не освобождает правонарушителя от обязанности выплатить полную сумму задолженности. Для отказа от преследования должник должен предоставить бухгалтерскую отчётность и правильный расчёт.

По части 2:

  1. Штрафные санкции 200 — 500 тысяч рублей или зарплата за 1 – 3 года.
  2. Исправительная деятельность до 5 лет.
  3. Запрет на занятия конкретной деятельностью до 3 лет.
  4. Увольнение с должности.
  5. Тюремное заключение на срок до 6 лет.

Существует условие для квалификации правонарушения, как совершенного при крайней необходимости – деяние совершено с целью устранения опасности для жизни одного или нескольких человек. Например, выплата задолженности по зарплате работникам предприятия раньше уплаты сборов.

Процедура инициации уголовных дел по статье 199 существенно отличается от «стандартного» порядка возбуждения производств по заявлению о правонарушении. Законодатель не предусматривает возможность возбуждения по докладу, поданному гражданами. Обычно заявителем о правонарушении выступает ФНС.

ОВД и Следственный комитет уполномочены назначать проверки при точном следовании процессу с участием ФНС. В случае установления признаков правонарушения в налоговой сфере следователь должен в течение 3 дней после принятия сообщения направить в ФНС образец поступившего доклада, а также приложить соответствующие акты и примерный расчёт недоимки.

ФНС не позднее двух недель после поступления данных направляет в СК:

  • Подтверждение о наличии нарушений.
  • Информацию о проверке плательщика, по факту которой ещё не принято решение.
  • Данные об отсутствии информации о нарушении.

Затем СК отказывает или возбуждает дело. Комитет может начать расследование и до поступления данных из ФНС, но только при наличии мнениями экспертов, указывающего на признаки злодеяния.

Несмотря на видимую простоту при квалификации данных преступлений, иногда доказать виновность человека или предприятия достаточно сложно.

Так, Постановление Пленума ВС России указывает на то, что невыплата предприятием налогов является оконченным нарушением в тот момент, когда истёк срок уплаты. Действия, совершённые до этого момента. Например, внесение неправдивых данных в документацию, подача фальшивой декларации) могут быть только приготовлением – покушением.

В 2015 г. КС России в Постановлении «По делу о рассмотрении законности нормы 199 УК» исходя из жалобы Ерофеевой В. М. указал, что в обязанность органов преследования, входит как установление самого факта неуплаты, так и доказывание «неправомерности подобных действий (бездействия) и наличие умысла». Запрещено «привлечение за деяния, следствием которых стало непогашение или уменьшение суммы выплаты, заключающимся в применении плательщиком своих прав, относящихся к освобождению от выплаты и выбора для него удобного вида платежа».

В 2016 г. районный суд г. Черемхово, признал виновным гражданина И.В. по ч. 2 ст. 199 и в качестве наказания приговорил его к 3 годам лишения свободы условно.

И. В. совершено уклонение посредством внесения в декларацию неверных данных. И.В. зарегистрировал с помощью подставных людей два предприятия в целях отмывания денежных средств, то есть легализации прибыли полученной преступным путём. Деяние было совершено в особо крупных размерах.

Главы предприятий и организаций, а также служащие, подвергаются мерам в виде:

  1. Условного срока от 6 месяцев до трёх лет, в случае крупного размера недоимки.
  2. От 1 года до 4 лет если размер является особо крупным.

Около трети осуждённых получают реальный срок наказания от 1 до 3 лет тюремного заключения. При рассмотрении практики по 199 статье юристы отмечают, что чаще всего мера пресечения в форме штрафа применяется к гражданам.

Мнение юристов

Специалисты в области права отмечают, что основные признаки противоправного поведения ст. 119 совпадают, с приведёнными в ст. 198. Отличаются эти нормы по предмету незаконных действий. К тому же, данные нормы отличаются суммами размера ущерба, причинённого государству.

В 199 данные параметры значительно выше:

  • Крупным размером в этой статье считается сумма более 5 миллионов рублей невнесённая в фонды в течение 3 лет.
  • Особо крупный – 15 миллионов за тот же срок.

Юристы и правоведы отмечают, что уголовный закон неверно определяет для данной категории дел только прямой умысел. Иногда встречаются уголовные дела, при рассмотрении которых выявляется его полнейшее отсутствие. Подобные ситуации возникают потому, что сотрудники предприятий – плательщиков не всегда разбираются в налоговых вопросах, в результате чего подают в ФНС недостоверные данные. Часто такая проблема встречается у малого бизнеса.

Несмотря на активные перемены в законодательстве о налогах и сборах, уголовный закон остаётся устойчивым, а судебная власть, органы внутренних дел и следственный комитет сформировали стабильную модель подхода к его применению.

Государственный бюджет формируется, по большей части, из налогов и сборов, полученных с граждан и . Разумеется, невыплаченные налоги пагубно сказываются на государственной казне и социальных выплатах, выдаваемых из нее.

Вот почему является общественно опасным действием и подпадает под наказания сразу по трем кодексам – Административному, Налоговому и Уголовному.

Особенности злодеяния

Итак, уклонение от регламентированных законом налогов влечет за собой неприятные последствия. Чем больше сумма невыплаченных пошлин и налогов, тем серьезнее наказание.

В качестве субъекта налоговых преступлений могут выступать индивидуальные предприниматели (ИП), физические и юридические лица. Мы остановимся на уклонении, предпринятом физическими лицами. Этому противоправному деянию соответствует 198 статья УК РФ.

Более подробно о преступлении уклонения от налогов физлицом расскажет следующее видео:

Состав преступления

В 198 статье рассматривается случай уклонения от налогов, субъектом которого является физическое лицо. Для лиц, занимающих определенные должности в организации, обвиняемой в уклонении, применяют 199 статью УК.

Объектом описываемого 198 статьей деяния выступает само государство. Не уплачивая налог, субъект покушается на доходную часть бюджета страны. То есть, непосредственным предметом такого злодеяния являются сборы и налоги, взимаемые государством с физического лица.

Существует два основных пути уклонения от пошлин и налогов:

  • Непредставление налоговой декларации в положенный срок;
  • Искажение сведений и данных в поданной декларации или прочих налоговых документах.

Уголовный кодекс применяется лишь тогда, когда уклонение совершено физлицом в крупном (1 часть 198 статьи) или особо крупном (2 часть) размере.

К ответственности за данный тип нарушения призывают с 16 лет, в случае, когда лицо имеет облагаемый налогом доход и не выполняет возложенных на него налоговых обязательств. Наказуемо лишь такое уклонение, которое было совершено умышленно. Про способы совершения преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, читайте ниже.

Способы совершения и расследование преступлений

Уклонение от налогов – одно из наиболее распространенных налоговых преступлений. Можно выделить несколько основных способов уклонения от налогов физическими лицами:

  • Непринятие действий по постановке на налоговый учет, а также ;
  • Сокрытие сведений об источниках дохода (например, не включение в декларацию информации о каких-либо гражданско-правовых сделках);
  • Указание сниженной стоимости проданного имущества;
  • Неправомерное использование предоставляемых государством налоговых льгот.

Чтобы обнаружить следы налогового преступления, следственная группа прибегает к экономическому, документальному и бухгалтерскому анализу. Исследованию подвергаются декларации и прочие налоговые документы. Лишь при установлении факта уклонения от уплаты налогов, а также крупному или особо крупному размеру выплат возможно применение в отношении нарушителя УК РФ.

Ответственность и наказание

Физическое лицо, уклонившееся от уплаты налога, может быть призвано к ответу по трем кодексам: налоговому, административному и уголовному.

НК РФ

Наказания, предусмотренные НК, имеют вид штрафов, что позволяет пополнить за счет нарушителя государственный бюджет. Когда размер невыплаченных налогов крупный, к данному штрафу добавляется уголовное наказание.

В НК можно выделить две статьи, посвященные уклонению от пошлин и налогов:

  • 119 – штраф за отсутствие декларации. Его размер составляет 5% от суммы налога, но не меньше 1000 рублей и не больше 30% от суммы невыплаченного налога;
  • 122 – штраф в размере 20% от налога при неумышленном занижении налоговой базы или в размере 40% в случае умышленного искажения данных.

А теперь давайте узнаем, какова административная и уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

КоАП

Административное наказание в виде штрафа (300 000 – 500 000 рублей) грозит лишь тем гражданам, которые занимают определенные должности в организации, не подавшей своевременно декларацию в налоговые органы.

О том, что грозит за уклонение от уплаты налогов по статье 198 УК РФ, читайте далее.

УК

При крупном размере неуплаты налога физлицу, согласно 198 статье УК, может быть назначен до 300 000 рублей. Суд, также, может

Уклонение от уплаты налоговых взносов является серьезным преступлением, которое влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Совершать налоговые платежи в обязательном порядке должны все участники экономического рынка – предприятия и физические лица, при этом ответственность наступает в результате любого правонарушения, будь-то неуплата налога за сдачу жилья в аренду или же уклонение от уплаты налоговых сборов предприятием.

Уклонение от уплаты налогов – это государственное преступление, так как такие недоимки лишают бюджет дополнительных поступлений, что приводит к снижению социальных выплат и прочих специальных дотаций.

Особенностью такого преступления является наличие определенных причин, благодаря которым доступно дать уклонению определение, как правонарушение:

  • Налогоплательщик должен активно вести целенаправленные действия на уклонение от уплаты налогов;
  • Просматривается систематическое снижение реальных размеров доходов.

Важно: если такой случай единичный, то доступно его расценивать, как оплошность предпринимателя или бухгалтера при расчетах, после полного исправления ошибки и выплаты всех полагающихся сборов налогоплательщик в дальнейшем ведет исправный учет.

По каким правилам возбуждается уголовное дело за уклонение от уплаты налогов – смотрите тут:

Уклонение от уплаты различными лицами

Ответственность уголовная и административная предусмотрены, как для предприятий, так и для физических лиц, все зависит от масштаба злодеяний.

Мера пресечения в данном случае ровно, как и размер неуплаченных налоговых сборов несколько отличается:

  • Для физлиц крупным размером является сумма от 900 000 рублей за 3-летний период, при этом доля неуплаченных налогов должна составлять 10% от неуплаченной суммы, либо превышать 2, 7 млн. рублей. Для юридических лиц за такой же период сумма проигнорированных выплат составляет свыше 5 млн. рублей и должна составлять 25% от общей задолженности или превышающая 15 млн. рублей;
  • Для граждан особо крупным размером признается сумма свыше 4, 5 млн. рублей при невыплате 20% от общей задолженности или превышающая 13,5 млн. рублей. Для компаний данная сумма составляет свыше 15 млн. рублей при половине ее общей задолженности либо свыше 45 млн. рублей.
  • Физическим лицам предусмотрены принудительные работы на срок до года или 3 лет, в то время как юридическим предусмотрен период до 2 – 6 лет;
  • Соответственно и срок ареста для физлиц предусмотрен до 1 – 3 лет, для юрлиц до 2 – 6 лет.

Важно: кроме этого компаниям запрещено вести деятельность или занимать их руководителям соответствующие должности на период до 3 лет.

Законодательная база

Согласно законам России за неуплату налогов отвечает каждое лицо, обязанное их вносить. Об ответственности перед государством в данном случае, в зависимости от тяжести преступления гласит:

  • НК РФ;
  • УК РФ;
  • КоАП.

Регламент и статьи УК РФ

Уголовный Кодекс предельно просто описывает меру ответственности любого лица при злостной неуплате налогов, так как от их выплат зависит общее благополучие общества.

В случае систематического уклонения от положенных выплат применяется регламент следующих статей:

  • Ст. 194 – регламентирует ответственность за неуплату таможенных сборов;
  • Ст. 198 – ею предусмотрена ответственность при уклонении от выплат физическими лицами;
  • Ст. 199 – описывает меры пресечения для компаний.

УК РФ Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечания. 1. Под физическим лицом – плательщиком страховых взносов в настоящей статье понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.
3. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В них подробно описана ответственность, как за невыплату налога, так и за сокрытие имущества налогооблагаемого и размера реальных доходов.

При этом к ответственности привлекают только после тщательной проверки налоговыми органами, в результате чего следователи СК РФ возбуждают дело.

Довольно часто данные мероприятия заканчиваются в пользу налогоплательщиков, так как несовершенство законодательства играет им на руку, обеспечивая большое количество возможностей законной неуплаты.


Какие статьи устанавливают ответственность за неуплату?

Перечень возможностей для уклонения от уплаты

Налогоплательщики в поисках решения вопроса, каким образом уклониться от уплаты налогов, прибегают к различным незаконным и вполне законным методам:

  • Дробление бизнеса;
  • Передача имущества в аренду взаимозависимым лицам по цене определенно ниже той, которая в дальнейшем фигурировала в субаренде;
  • Классический вариант уклонения – фиктивные фирмы;
  • Подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения корысти;
  • Использование налоговых льгот и ставок, что можно считать вполне законным вариантом;
  • Деление предприятия с целью перехода на ЕНВД и упрощенку;
  • Сдача в аренду помещения подконтрольным предприятиям по цене ниже рыночной более, нежели на 20%, при этом эти компании работают по спецрежиму;
  • Дробление бизнеса торгово-оптовыми сетями, доходы/расходы которых объединены;
  • В ходе совершения сделок с ценными бумагами выстроены этапы ухода от налогообложения прибыли, которая получена посредством приобретения акций со стоимостью выше стоимости сделок на бирже;
  • Торговля активами, как долями;
  • И наконец, банальная сдача в аренду жилого помещения без заключения договора.

При этом:

  • Если просто отчитываться за отсутствие хозяйственной деятельности доступно вообще не платить налоги и сборы;
  • Или же просто заниматься не облагаемой налогом деятельностью или получать ее результаты не в денежной форме.

Такие варианты обеспечивают получение 100% дохода без каких-либо лишних трат. Важно: наиболее наглый способ – это ведение бизнеса без регистрации.

И тому причина довольно проста, ведь несовершенство налоговой системы позволяет отбирать у честных предпринимателей практически большую часть заработанного, а нерадивые политики используют эти кровно заработанные деньги в личных целях, и тогда возникает вопрос – а почему, собственно говоря, я должен отдавать, то, что заработал и зачем?

Установление вины

При выявлении правонарушения вся ответственность ложится на плечи руководителя компании и главбуха, если же это индивидуальный предприниматель, то он может нести ответственность в едином лице.

Важно: при этом для осуждения главного бухгалтера необходимо доказать корыстные мотивы с его стороны, что является достаточно серьезной задачей. вы узнаете, какая установлена на законодательном уровне ответственность для главного бухгалтера.

В случае совершения преступления в отсутствии этих лиц, отвечают их заместители или сотрудники, готовящие первичную документацию, в которой указаны неправдивые данные, тогда они будут отвечать согласно ст. 33 УК РФ. Несет ли ответственность главный бухгалтер после своего увольнения – читайте .

Какая ответственность грозит за уклонение от уплаты

  1. Согласно НК РФ предусмотрено взыскание штрафов с применением статей:
  • 119 – с субъекта, который взыскивается штраф от 1 000 рублей;
  • 122 – относительно неправильного размера налога сумма штрафа составляет 20 – 40% от данного налога.
  1. КоАПом предусмотрен штраф в размере 300 – 500 рублей за несвоевременную подачу отчетностей.
  2. Однако больше всего предусмотрено санкций, штрафов и лишения свободы УК РФ:
  • В зависимости от тяжести преступления физлицо может уплатить штраф от 100 000 рублей до 500 000 рублей или лишение свободы от полугода до 3 лет;
  • Компания уплатит штраф от 100 000 до 500 000 рублей, а попадет под арест от полугода до 6 лет.

Какие установлены сроки давности?

Сроки давности

Изначально необходимо доказать наличие преступления, соответственно этому следует учитывать срок давности правонарушения, на ведение расследования и сбор улик дается 3 года, это если следствию не мешают.

Но бывает и такое, что собственник предприятия всячески препятствует ходу расследования, тогда дело приостанавливается.

После полной доказательства вины злоумышленнику дается период в 2 месяца на уплату задолженности и штрафа, если за полгода не произошло никаких сдвигов, все материалы передаются в суд.

Законные способы уклонения от ответственности

При вынесении окончательного вердикта суд учитывает смягчающие обстоятельства, которые могут полностью избавить виновное лицо от ответственности, это:

  1. Несовершеннолетие физического лица.
  2. Отсутствие состава преступления.
  3. Отсутствие вины, в связи со следующими причинами:
  • Форс-мажорные обстоятельства или причины непреодолимой силы;
  • Болезнь налогоплательщика, лишающая его трудоспособности;
  • Дача письменных разъяснений;
  • Прочие смягчающие причины.
  1. Истек срок для привлечения к ответственности – 3 года. Какой установлен – узнайте в публикации по ссылке.
  2. Угрожающее давление на подчиненного со стороны начальства.
  3. Тяжелое семейное положение.

Важно: кроме этого решение суда доступно оспорить не согласным с вердиктом лицом посредством обращения в высшие судебные органы с учетом описанной законодательством процедуры.

Заключение

Неуплата налогов и сборов ведет к общему обнищанию населения страны, так как от полномерного наполнения казны полностью зависит его благосостояние.

Кто и почему не платит налоги? Ответ содержится в этом видео:

В сфере финансовых преступлений неуплата налогов является одним из самых распространенных нарушений. На это готовы пойти и обычные граждане, и юридические лица. Но уклонение от уплаты налогов является серьезным преступлением, а плательщиков нередко привлекают к уголовной ответственности.

Особенности уклонения от уплаты налогов

Выплата налогов является обязанностью физических и юридических лиц. Поэтому ответственность за нарушение предусмотрена в законодательстве многих стран, включая Россию, Беларусь, Германию, Казахстан, Украину и т. д. Если говорить об уклонении от оплаты как о преступлении, то его состав заключается в следующем:

  1. Объектом выступает государство, а также экономические отношения между ним и гражданами.
  2. Субъект – физическое лицо, достигшее 16 лет. Если плательщиком выступает юридическое лицо, то субъектом является должностное лицо, уполномоченное уплачивать налоги.

С субъективной стороны преступление может быть совершено с умыслом, по небрежности или легкомыслию. От этого зависит степень наказания.

Правовое регулирование вопроса

Оплата налогов и сборов физическими и юридическими лицами в России осуществляется согласно Налоговому кодексу. Ответственность за неуплату налогов наступает согласно не только Налоговому кодексу, но и Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу РФ.

Признаки финансовых преступлений

Привлечь организацию или физ. лицо к ответственности за неуплату налогов можно только после проведения соответствующей проверки. ФНС всегда обращает внимание на следующие признаки совершения финансового преступления:

  1. Налоговая нагрузка субъекта ниже, чем должны быть. Сравнение осуществляется с помощью других хозяйствующих объектов с аналогичным видом экономической деятельности.
  2. В отчетности отражаются убытки предприятия за несколько налоговых периодов.
  3. Большое количество используемых налоговых вычетов и льгот.
  4. Быстрый рост доходов организации по отношению к предоставляемым услугам.
  5. Уровень заработной платы работников ниже средней нормы зарплаты по региону.
  6. Доход индивидуального предпринимателя практически равен его расходам.
  7. Вся финансово-хозяйственная деятельность субъекта построена на основе оформления соглашений с большим количеством посредников.
  8. Сокрытие от налоговой инспекции ряда информации, включая несоответствия в поданных документах и т. д.
  9. Частое перемещение субъекта в связи с переездом, из-за чего происходит постоянная смена районных отделений ФНС.
  10. Несоответствие уровня рентабельности юридического лица.
  11. Высокие налоговые риски.

К высоким рискам ФНС относит следующее:

  1. Руководители компании-поставщика и компании-покупателя не обмениваются личными контактами, не назначают встречи и т. д.
  2. Отсутствие каких-либо личных данных о компаниях (их руководителях), с которыми сотрудничает субъект.
  3. Нет сведений о фактическом местонахождении компании-партнера.
  4. У фирмы-партнера нет рекламы или других способов поиска клиентов. При этом на рынке есть другие фирмы, предоставляющие подобные услуги по такой же цене (или меньше).
  5. Компания, с которой сотрудничает субъект, не имеет государственной информации.

При обнаружении подобных признаков ФНС проводит тщательную проверку и предпринимает необходимые действия. Нарушитель обязан будет выплатить не только необходимую сумму налога, но и различные пени и штрафы.

Возможные схемы уклонений

Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:

  • налогоплательщик скрывает получение дохода;
  • игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
  • незаконно использует предоставляемые льготы;
  • не встает на учет;
  • представляет ФНС ложные сведения.

Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:

Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные фирмы-посредники, «серую» заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить. Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности. Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.

В отношении кого могут быть назначены санкции

С юридической точки зрения, нарушить правила оплаты могут только налогоплательщики. Ими выступают:

  • физические лица;
  • юридические лица (организации);

Но когда речь заходит о привлечении к ответственности согласно КоАП и УК РФ, субъектами преступления выступают только физические лица. И неважно, осуществляет нарушение гражданин или организация. Если неплательщиком является юридическое лицо, то к ответственности привлекают должностное лицо, в обязанности которого входила процедура уплаты налога.

Итак, по закону субъектом преступления считается физ. лицо, достигшее 16 лет. Для этой категории правонарушений такой возраст актуален, так как дееспособный гражданин уже может заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Меры ответственности налогоплательщиков

За уклонение от уплаты налогов предусмотрено соответствующее наказание. Нарушителя могут привлечь к административной или уголовной ответственности. Но перед тем как использовать серьезные санкции, плательщика ожидает наказание согласно Налоговому кодексу:

  1. Ст. 119 НК РФ. Предусматривает размер штрафа в размере 5% от суммы. Применяется при непредставлении лицом декларации. Есть нюансы, например, сумма штрафа не может быть меньше 1 тыс. рублей.
  2. Ст. 122 НК РФ. Используется при неправильном расчете суммы налога. Если плательщик просто ошибся, то размер взыскания составит 20%. При умышленной недоплате – 40% от недостающей суммы.

Что касается административной ответственности, то за правонарушение в сфере налогообложения плательщик может быть привлечен по статье 15.5 КоАП. Санкция данной статьи включает штраф за непредставление физ. лицом налоговой декларации. Уголовная ответственность по статьям 198 и 199 УК РФ наступает только тогда, когда размер неуплаты является крупным или особо крупным.

Санкция ст. 198 УК РФ по отношению к физ. лицу, выступающему нарушителем, содержит следующие виды наказания:

  1. Штраф (до 300 тыс. рублей).
  2. Тюремное заключение (до 1 года).

Справка: если размер неуплаты является особо крупным, то сумма штрафа увеличивается до полумиллиона рублей, а срок лишения свободы – до 3 лет.

В случае когда от уплаты налога уклоняется организация, то уполномоченное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ. Санкции, применяемые в данном случае, практически аналогичны ст. 198 УК РФ. Единственное отличие – срок тюремного заключения в ч. 1 ст. 199 составляет 2 года.

У налоговых преступлений есть так называемый срок давности. Он составляет три года, по истечении которых субъекта невозможно привлечь к ответственности. Но сотрудники налоговой инспекции могут приостанавливать этот срок с помощью специального акта. Нарушитель может избежать наказания на основании следующих причин:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Мадрих - Юридическая компания

Проблемы уклонения от уплаты налогов есть в любом государстве и считаются самыми распространенными среди налоговых правонарушений. Часто подобное происходит за счет противоправного использования льгот, укрытием прибыли, несвоевременной выплатой взносов и предоставлением требуемой документации в ненадлежащем виде. За уклонение от уплаты налогов и сборов, которое было выявлено, влечет для виновного лица неприятные последствия. Причем чем крупнее неуплаченные размеры сумм налогов, тем серьезнее наказание. В случае уклонения от уплаты налогов применяют штрафы, а к физлицам, принимавшим постановления о нарушении законов в налоговой сфере, используются меры уголовного и административного наказания.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов рассматривают в качестве административного, налогового нарушения или уголовного деяния.

Привлечение к ответственности происходит по нормам НК РФ, УК РФ и КоАП РФ. Так, если в организации выявили уклонение от уплаты сумм налогов, на нее налагаются штрафные санкции, а должностные лица данного предприятия подвергаются уголовному преследованию, если в действиях заподозрят признаки уголовного преступления.

За уклонение от уплаты налогов наказывают налогоплательщиков. Так, ими выступают:

  • юрлица;
  • физлица.

Наказания для организаций и физлиц не отличаются по строгости. Все зависит от размера неуплаты в бюджет.

Для того чтобы лицо наказать за уклонение от уплаты налогов, этот факт требуется официально установить, а значит, налоговый орган принимает соответствующее решение. И лишь после вступления постановления в силу возможно применять к нарушителю санкции.

Штраф за уклонение от уплаты налогов

1. Налоговый кодекс РФ

В виде штрафов устанавливают налоговые санкции. Такое наказание повышает поступления в бюджет, что важно для государства. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов грозит в случае если налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов в больших размерах. Это не означает, что их освобождают от перечисления средств в бюджет и уплаты штрафных санкций.

В НК РФ включены 2 статьи, которые касаются уклонения от уплаты

  • Размер штрафных санкций за непредставление декларации (статья 119 НК РФ) равен пяти процентам суммы, которую требуется уплатить в бюджет. Причем есть ограничение: санкции не могут быть менее 1 тыс. руб. и более 30 процентов от уплаченных сумм налога.
  • Если налогоплательщики снизили налоговую базу или неверно рассчитали сумму налога (статья 122 НК РФ), с них взыскиваются штрафные санкции в размере 20-ти процентов от неуплаченной налоговой суммы. Если неуплата налогов происходила умышленно, штрафные санкции увеличится до 40 процентов.

В КоАП РФ предусмотрено наказание за несвоевременную подачу декларации. Наказывается только должностное лицо. В ст. 15.5 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции в размере от 300 до 500 руб.

3. Уголовный кодекс России

Под термином «уклонением от уплаты налогов» в уголовном законодательстве понимается неподача декларации или включение в нее заведомо ложной информации. За данное преступление налогоплательщики в качестве физлиц и организаций несут разное наказание.

Причем состав преступного деяния при уклонении от уплаты налогов имеет место в том случае, если неуплата зафиксирована в крупном и особо крупном размере.

Сами санкции по уклонению от уплаты налогов представлены в следующем виде:

  • Если от уплаты налогов уклоняется физлицо, а неуплату в бюджет квалифицируют как совершенная в крупном размере, ФЛ вправе оштрафовать до 300 тыс. руб. либо осудить на срок до 1-го года.
  • В особо крупном размере предельная сумма штрафных санкций увеличивается до 500 тыс. руб., а срок осуждения — до 3-х лет.
  • Если от уплаты налогов в крупном размере уклонялась организация, ответственное лицо оштрафуют на сумму до 300 тыс. руб. Сроки лишения свободы в данном случае составляют до 2-х лет. К тому же виновному лицу запрещают вести определенную деятельность и занимать некоторые должности.
  • При неуплате сумм налогов в особо крупном размере либо группой лиц по сговору штрафные санкции доходят до 500 тыс. руб., а срок лишения свободы — до 3-х лет.

Важно! Сам суд решает, какие санкции применять к лицам за неуплату налогов. Причем играет роль размер ущерба, который причинен бюджету, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств, степень вины обвиняемого лица.

Пособничество в уклонении от уплаты налогов

К уголовному наказанию привлекаются и другие работники организации-налогоплательщика, с умыслом содействовавшие совершению преступления согласно ст. 199 УК. Данные лица привлекаются к уголовному наказанию по пункту «а» части 2 статьи 199 УК РФ, как группа лиц, действующей по предварительному сговору, где каждый член преступной группы — соучастник преступления (статья 33 УК РФ), точнее, подстрекатель, организатор, пособник и исполнитель.

Пособники, к примеру, это лица, которые умышленно содействуют совершению деяния:

  • советами, указаниями;
  • предоставлением средств (орудий) преступного деяния;
  • намерением скрыть правонарушителей, следы и средства преступления;
  • устранением препятствий;
  • обещанием приобрести добытые предметы преступными действиями.

Срок давности за уклонение от уплаты налогов

В НК РФ при рассмотрении возможности использования наказания применяются 2 вида срока давности:

  1. для привлечения к ответственности (согласно ст. 113 НК РФ);
  2. взыскания штрафных санкций (ст. 115 НК РФ).

За уклонение от уплаты налогов привлечь к ответственности можно на протяжении 3-х лет после окончания налогового периода, в котором совершено нарушение. При этом проверка, в ходе которой устанавливают нарушения, охватывает последние три года.

Таким образом, при обнаружении фактов уклонения от уплаты налогов государством предусмотрено не только наказание для правонарушителя, но и возврат невыплаченных сумм в бюджет. Помимо того, нарушителя обязывают выплатить штраф, возникающий из-за уклонения от уплаты налогов, что увеличивает поступления в бюджет.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.