Сомнительная операция по 115 фз. Сомнительные и подозрительные операции — что это

Фактически под сомнительной сделкой или аферой подразумеваются преступные финансовые операции. Контроль за этим осуществляет Росфинмониторинг. Всегда нужно действовать осторожно, так как недобросовестные люди придумывают все новые способы наживы. Если операция с финансами вызывает подозрения и носит признаки сомнительной сделки, государственные органы обратят на это внимание.

Понятие и последствия сомнительной сделки в ГК РФ в ряде статей определены. И тем не менее вокруг нее существует много противоречивой информации. В этой статье мы рассмотрим, что подразумевает данное понятие, какие оно имеет признаки и какие влечет за собой последствия.

Признаки сомнительных денежных сделок

В данном случае работает предупреждение: «Осторожно: мошенники!»

Итак, внимание Росфинмониторинга могут привлечь следующие операции с денежными средствами:

  • покупка или продажа физическим лицом рублей или иностранной валюты, если ее сумма - свыше 600 тысяч руб.;
  • получение физлицом наличных денежных средств по чеку, если он выдан нерезидентом Российской Федерации на предъявителя;
  • покупка физлицом ценных бумаг за наличный расчет;
  • внесение наличности физлицом в уставной капитал юридического лица;
  • обмен банкнот одного номинала на банкноты другого номинала.

Признаки нелегальных сделок с банковскими депозитами

Если говорить о банковских вкладах, то здесь подозрения вызывают нижеперечисленные операции, обладающие критериями сомнительной сделки:

  • если депозит с размещенными на нем финансовыми средствами оформляется на предъявителя;
  • если депозит с денежными средствами, размещенными в наличной форме, открыт в пользу третьих лиц;
  • если денежные средства переводились на анонимный зарубежный счет либо поступали с анонимного счета из-за рубежа;
  • если финансы зачислялись или списывались с депозита юрлица, зарегистрированного менее 3 мес назад, или же не было финансовых движений по счету этого юрлица с момента его регистрации.

Недобросовестные сделки с движимым имуществом

Сомнительные сделки в этом случае носят такие признаки:


Что еще удостоится внимания?

Также внимание контролирующих органов привлекают сделки с недвижимостью, общая сумма по которым равняется или превышает 3 млн рублей (либо в инвалюте). Сомнительными считаются и финансовые операции юрлиц или физлиц, которые не следуют рекомендациям такой международной организации, как ФАТФ (Группа разработки мер борьбы с отмыванием денег). Если причастность физического либо юридического лица к терроризму или экстремизму доказана, то все прямые или косвенные денежные операции, исходящие от них, тоже расцениваются как сомнительные сделки.

Сомнительная сделка с точки зрения налоговых органов

Налоговики, рассматривая сомнительные сделки, оперируют понятием "необоснованная налоговая выгода". Чаще всего это связано с деятельностью фирм-однодневок или с завышением стоимости той или иной сделки. Обращают на себя внимание налоговых органов и те сделки, которые не являются типичными для бизнеса, нерегулярны, не имеют под собой коммерческого обоснования. Когда руководитель компании решил провести через бухгалтерию сомнительную сделку, он постарается выбрать ее назначением то, что укладывается в рамки законного поля.

Как правило, имеет место обналичивание финансовых средств с целью пополнения оборотных процессов или выплата дивидендов собственникам. Но порой финансовые операции никак не увязываются с имеющимися у налоговых органов данными об организации, например, затраты, записанные на ремонт, не соотносятся с реалистичными цифрами, или стоимость курса по повышению квалификации для работников слишком велика для данного штата и ставкам их зарплат. Все подобные нестыковки будут сигналом для налоговиков и побудят их ознакомиться с контрагентами по таким сделкам. Самое большое количество вопросов, как правило, вызывают такие виды услуг, как консультационные, профобразовательные, информационная поддержка, проведение корпоративов и т. д. Однако выведение денег возможно и с помощью обычных договоров поставки, оказания услуг и др., в реальности которых могут усомниться налоговые органы.

Осторожно: мошенники!

Важные признаки реальных фирм, в отличие от фирм-однодневок, таковы: компания имеет офис или иные помещения в аренде, у нее есть штат работников и зарплатный фонд, директор, автотехника в аренде или собственности, она регулярно сдает налоговую отчетность и т. д. Фиктивные компании не имеют многого из перечисленного, и их поиск налоговыми органами начинается с определения лица, являющегося генеральным директором. Часто бывает так, что лицо, в документах обозначенное как руководитель той или иной фирмы, даже не знает о существовании данного предприятия. В таком случае контрагентов этой компании ждут большие неприятности. Следующий шаг - это поиск офиса фирмы или данных о договоре аренды. Если по указанному адресу подозрительной организации нет, то будет составлен акт, и он в совокупности с другими доказательствами инициирует налоговый спор, который будет предъявлен контрагентам фирмы. Поэтому добросовестным предпринимателям рекомендуется смотреть на вторую сторону договора глазами налоговика, это поможет избежать заключения "необоснованная налоговая выгода" и других неприятностей.

Последствия сомнительных сделок

Если банковская сделка или операция признана сомнительной, то это обернется неприятными проверками. Контролирующий орган потребует от банковских работников представить все документы, которые могут обосновать ее законность. В случае если этого не произошло, будет возбуждено уголовное дело (статьи 174, 174.1, 175). Последняя статья подразумевает ответственность организации, пострадавшей от нелегальной деятельности ее контрагентов. Таким образом, если вы, сами не зная того, вступили в финансово-юридические отношения с недобросовестными партнерами, отвечать за это будут все. И доказывание своей правоты будет на вас. Увы, в этом случае презумпция невиновности действует очень условно.

В случае невозможности доказать законность сделки или операции наказанием может быть до десяти лет лишения свободы. Минимальная же санкция - это штраф в 120 тысяч рублей. В определении наказания будет играть роль сумма сомнительной сделки (до 6 млн руб. или превышающая это значение).

Банковский нюанс

У банков существует практика устанавливать дополнительный процент или комиссию за завершение сомнительной операции, при этом в большинстве случаев клиенты даже не подозревают об этом. Таким образом, если банковским сотрудникам ваша финансовая операция покажется сомнительной, то вы не досчитаетесь от десяти и выше процентов от всей суммы перевода. К слову, законодательно банки не могут взыскивать подобные комиссии, так что, если вам скрывать нечего, и вы уверены в том, что документы по данной сделке в порядке, то можно вернуть удержанную сумму через руководство банка.

Но часто именно в банке вас попросят предоставить все подтверждения реальности сделки (к примеру, договор). Если это будет сделано, то вопрос исчерпает себя.

Сомнительная сделка как способ уйти от налога

Для представителей бизнеса последствие выявления незаконной сделки обернется доначислением налога на прибыль и НДС. Но порой подобные операции подводятся под категорию уклонения от уплаты налогов, и в этом случае предпринимателю грозит уголовная ответственность. Если появились подобные опасения, то необходимо обратиться к арбитражному юристу за консультацией. Также нужно попытаться восстановить или подготовить всю документацию по сделке, которая снимет подозрения налоговых органов. Также есть возможность обжалования результатов проверки в Арбитражном суде.

Заключение

Таким образом, мы видим, что части сомнительных сделок можно избежать, проявляя осторожность в выборе контрагентов, оформлении договоров и т. д., ведь мошенничество и сомнительная сделка - практически синонимы. Другая же их часть требует полной добросовестности в оформлении и хранении документации, чтобы в случае проверки иметь возможность доказать ее полную законность.

Такой термин, как сомнительные операции, появился не так давно, и касаться он может каждого из граждан, достаточно только ознакомиться с перечнем критериев и рекомендаций, указывающих на факт сомнительности или подозрительности выполненной сделки или проведенного платежа.

Сомнительная операция – это передача средств или заключение банковской сделки , которая со стороны кажется для клиента невыгодной или противоречит законодательству.

Клиент банка, проводящий подобную сделку, преследует цель – вывод средств из страны или избегание налогообложения при получении наличности. В частности, к таким финансовым операциям относятся :

  • покупка или перепродажа ценных бумаг и иностранной валюты, обмен банкнот с различным номиналом;
  • получение средств на предъявителя от нерезидента государства;
  • снятие средств со счета юрлица, в особо крупных размерах и непредусмотренных ситуациях;
  • приобретение доли в уставном капитале предприятия.

При этом согласно ст. 6 ФЗ №115 сомнительными могут стать любые операции, даже в процессе покупки повседневных товаров, на сумму не менее 600 000 рублей.

Чтобы дать определение, операции, вызвавшей подозрение, банк должен взять во внимание следующие характеристики :

  • круг общения клиента;
  • территория проживания или проведения транзакции, так как существует перечень, согласно которому есть местности с повышенной опасностью возникновения террористических актов.

Операции, вызывающие подозрение, должны иметь повышенный интерес со стороны уполномоченных лиц и банковских структур.

Согласно вышеназванному закону к сомнительным операциям также могут относиться сделки и другого характера :

  • выполнение финансовых операций или передача кредита в отношении лица, проживающего в государстве, не подчиняющегося требованиям ФАТФ;
  • действия, связанные со счетами или вкладами такого характера, как перевод средств за границу, открытие счета на третье лицо или в пользу предъявителя.
  • мероприятия с движимым имуществом оформление лизинга, передача ценностей в ломбард, сделки по беспроцентному займу.
  • операции относительно недвижимости на сумму свыше 3 млн. рублей.

Выявлять проведение подобных операций должна Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Самые яркие признаки данных операций

Чтобы действию дать определение сомнительного необходимо, чтобы характер его выполнения имел следующие признаки :

  • отсутствие экономической выгоды для инициатора ее проведения;
  • цель операции – несоблюдение законодательства;
  • превышение лимита дозволенного законом, обычно это операции на сумму свыше 600 000 рублей;
  • законодателем субъектный состав.

В большинстве случаев проведение подобных мероприятий выполняется с целью :

  • уклонения от налогообложения;
  • вывода средств за границу;
  • обналичивания средств на счетах;
  • поддержки финансовой коррупции.

Чтобы предотвратить подобные сделки, банки обязали к проведению тщательного мониторинга.

Перечень сомнительных операций

  • соотношение уплачиваемых налогов в бюджет и получаемой прибыли;
  • со счета предприятия отсутствуют платежи относительно расчета с работниками или они гораздо выше/ниже численности штата;
  • происходит частичная уплата средств по социальным выплатам;
  • фонд зарплаты ниже прожиточного;
  • отсутствуют остатки по счетам, что несопоставимо с объемами оборота средств;
  • отсутствует взаимосвязь относительно поступления средств и их расходов;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счетам;
  • перечисление средств за услуги и товары без начисления НДС;
  • отсутствие оплаты со счетов относительно деятельности предприятия.

По сути, Федеральная служба рекомендует банкам сравнивать платежи клиента и производить расчет соответствия уплаты налогов в отношении оборотов предприятия. При этом банки обязаны кодировать подобные операции в качестве их идентификации.

Нормативная база, в частности 115-ФЗ

Основные требования, предъявляемые к банкам относительно контроля следок и транзакций между гражданами, а также предприятиями, указаны в ФЗ №115 от 2001 года насчет легализации средств, полученных незаконным путем, так как именно данные финансовые учреждения участвуют во всех финансовых операциях населения.

При этом в процессе выполнения подобной сделки банк наделен рядом полномочий , которые необходимо применить:

  • блокировка проведения транзакции, так как поступил отказ в предоставлении документов, сопровождающих подобные сделки, или у сотрудников банка возникли подозрения относительно прозрачности сделки (согласно Письму №17 БК РФ от 2010 года финансовое учреждение вправе самостоятельно определить принадлежность операции к подозрительным);
  • расторжение договора относительно обслуживания клиентского счета – самым главным основанием для этого является отказ в выполнении клиентом операций в количестве от 2 раз в год.

Банк вправе выполнить подобное расторжение в случаях, предусмотренных ст. 859 ГК РФ.

Однако следует помнить, что банк несет за свои действия ответственности, в частности, если его решение было неправомерным согласно ст. 866 ГК РФ . Если же банк действовал на основании ФЗ №115, а именно, ст. 11 данного закона, его привлечь к ответственности не получиться в процессе реализации банком своих полномочий, однако после разрыва договора, как показывает судебная практика, такие иски вполне реальны и имеют место.

Заключение

Исходя из обязательств, которыми уполномочены банки на основании законодательных актов, учреждения вправе проводить мониторинг и анализ проводимых клиентами сделок и самостоятельно определять их прозрачность и чистоту.

Новые сомнительные операции с позиции Центробанка представлены ниже.

В первую очередь, вопросы возникают по сомнительным операциям. ЦБ РФ сформулировал признаки таких операций в Письме 172-Т.

«Сомнительные операции – это операции, … имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Также законодатель сформулировал более 120 признаков необычный операций и сделок (Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П). Наиболее распространенные из них связаны с транзитными операциями: зачисление средств от большого количества контрагентов и их списание со счета в течение двух дней, при этом уплата налогов со счета не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах (Письмо ЦБ РФ №236-Т).

Какие могут быть последствия?

За нарушение Федерального закона 115-ФЗ предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность.


Также могут возникнуть сложности для ведения бизнеса. Например, банк имеет право:

  • заблокировать интернет-банк и карты клиента при выявлении сомнительных операций (Письмо ЦБ РФ №60-Т)
  • отказать в совершении операции (п.11, ст.7 115-ФЗ), а в случае двух таких отказов – расторгнуть договор РКО в одностороннем порядке (п.5.2, ст.7 115-ФЗ).

О сомнительных операциях банк обязан уведомить Росфинмониторинг (финансовую разведку). Росфинмониторинг уведомляет ЦБ РФ, а ЦБ – все остальные банки (п.13, ст.7 115-ФЗ). Банки учитывают эту информацию при определении степени риска совершения предпринимателем операций в целях легализации (отмывания) доходов. При высоком риске финансовые организации должны принять меры по их минимизации: отказать в открытии счета, в проведении операций, заблокировать интернет-банк и карты, закрыть счет (при двух отказах в проведении операций).


То есть нарушение требований 115-ФЗ в одном банке может стать причиной сложностей в обслуживании счетов в других банках.

Как избежать рисков?

Иногда причиной нарушения становится незнание всех нюансов законодательства. А иногда проблемы возникают из-за неправильного выбора партнера. Чтобы уберечь ваш бизнес от рисков, мы подготовили несколько советов.

Основные публичные документы:

  1. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1
  3. Федеральный закон №215-ФЗ от 23.06.2016 (Об обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах)
  4. Положения Банка России:
  5. – от 2 марта 2012 года № 375-П (о требованиях к правилам внутреннего контроля и признаки, указывающие на необычный характер операций/сделок)
    – от 15 октября 2015 года № 499-П (об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев)

Письма банка России:

  • от 27 апреля 2007 года № 60-Т
  • от 26 декабря 2005 г. №161-Т
  • от 4 сентября 2013г. № 172-Т
  • от 31 декабря 2014 года № 236-Т
  • «Зарплатный проект» или «обналичка»? Какие операции клиентов пугают банки? «Секрет фирмы» составил свой рейтинг сомнительных операций, после которых клиенту банкиры укажут на дверь.

    Государство готовит бомбу, которая в скором времени должна взорвать рынок незаконных банковских операций. Речь идет обо всех видах сомнительных сделок: обналичивании денег, находящихся на банковских счетах; «обезналичивании» неучтенной наличности; а также выводе денег за рубеж. Конкретно -- в Госдуме сейчас дожидаются одобрения депутатов поправки в закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которым обязательному контролю со стороны федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) подлежат все (!) операции на сумму 600 тыс. руб. и выше. Эти поправки устанавливают обязательный контроль за всеми сделками с наличными и безналичными средствами на 600 тыс. руб. и более, а не выборочный, как сейчас.
    Напомним, что по нынешней редакции закона 115-ФЗ банки обязаны извещать контрольные ведомства не обо всех, а лишь о сомнительных операциях на сумму от 600 тыс. руб. Под сомнительными понимались операции без явного экономического смысла; а также те, где фигурировали счета или вклады, открытые на предъявителя, на третьих лиц либо на компании из стран, входящих в «черные списки» FATF и других международных организаций. За нарушения закона предусматривалась жесткая ответственность для финансовых институтов: от штрафов и временной приостановки деятельности до лишения лицензий и уголовной ответственности для руководства.
    По идее, законодательные новации регуляторов должны отбить у банков и компаний охоту заниматься подозрительными денежными манипуляциями, в первую очередь обналичиванием. Однако итоги предшествующей антиотмывочной кампании заставляют сомневаться в успехе последней инициативы.

    Хроника закручивания гаек

    Напомним, что ЦБ и Росфинмониторинг уже несколько лет ведут борьбу с нарушителями закона 115-ФЗ в банковском сообществе, а ФНС – в корпоративном секторе. Особенный размах антиотмывочная кампания обрела в прошлом году, когда вступил в силу ряд писем ЦБ с детальной классификацией признаков сомнительных клиентов и операций. В 2006 году ЦБ отозвал 60 лицензий у банков, это почти столько же, сколько за предыдущие два года (2004 год – 31, 2005 год – 35). Столь же урожайным оказался и 2007 год: с января по сентябрь своих лицензий лишились 35 финансовых институтов. К тому же только за прошлый год количество банковских работников, осужденных за отмывочные операции, достигло 532 человек. В свою очередь, банки завалили Росфинмониторинг сообщениями о подозрительных транзакциях – только за 2006 год от них поступило почти 6 млн сообщений. Результаты внушительные, но воз, как говорится, и ныне там. По оценкам МВД, в стране по-прежнему ежегодно легализуется 250-300 млрд руб. И по-прежнему существует гигантский рынок обналичивания, который в разы превышает рынок отмывания: по оценкам главы ЦБ Сергея Игнатьева, он растет на 30% в год, а ежемесячный объем превращения безналичных денег в купюры составляет 50-80 млрд руб.
    Основная причина скромных результатов в том, что антиотмывочная кампания по сути не выгодна ни предприятиям, ни самим банкам, полагают эксперты. Ведь не секрет, что обналичивающие фирмы – желанная клиентура в любом небольшом банке, у которого нет ни крупных корпоративных клиентов, ни значительного розничного портфеля. Для них обслуживание «обналичников» давно превратилось в основной кусок хлеба, а сами «обналичники» открыто говорят: если не договоришься с банком, ничего не сделаешь. И только под угрозой потери лицензии банки могут отказать в проведении рискованной операции либо заблокировать операции по счетам «зарвавшегося» клиента.
    Но если дружественный банк лишался лицензии либо пытался указать нежелательному клиенту на дверь, для «обналичников» и «переводчиков» это было не смертельно. Они находили пристанище в крупнейших банках, где их операции легко терялись в огромном вале ежедневных операций. Сотрудники таких банков просто не успевают среагировать на отдельные подозрительные транзакции. Так, директор обналичивающей фирмы на условиях анонимности рассказал СФ о курьезном, но реальном случае, когда клиенту Сбербанка ежедневно приходили на счет суммы по $500 тыс. в рублевом эквиваленте и он их снимал «налом». Выяснилось, что на этой операции банк понес убытки в $10 тыс.: наличные деньги нужно было привозить, хранить, пересчитывать, выдавать и так далее. Разбирались с этой операцией в банке почти три месяца, причем вопросом о законности перечисления и снятия таких больших сумм никто не задавался.
    «Поправки в закон ничего не изменят. Обналичивание и вывод капитала в офшоры происходит по операциям, которые и сейчас трактуются как сомнительные и подлежат контролю. И что же? Клиент обналичил деньги, банк подал уведомление, обналичивающую контору закрыли, номинальных руководителей не нашли. Или переводится большая сумма за рубеж. Уведомление подано, а деньги-то уже ушли. И все повторяется сначала», -- резюмирует Эдуард Савуляк, директор юридической компании Tax Consulting UK.
    При этом, как это ни странно, наименьшая угроза существует для самого крупного сектора рынка подозрительных финансовых операций – «обналички». Дело в том, отмечает Алексей Седов, начальник службы финансового контроля Банка Москвы, что ответственность за нецелевое расходование наличных не прописана ни в Налоговом Кодексе, ни в Кодексе административных правонарушений, а у банков нет никаких законных оснований противиться желанию клиента получить наличные. Хотя в подозрительных случаях банк и пытается вставить палки в колеса. Например, затребовать дополнительные документы, обосновывающие затраты, или выставить конкретному клиенту заградительные тарифы или лимиты по карточным счетам, из-за которых ему становится невыгодно обналичивать деньги в данном банке.
    Так что пока охота на банки привела лишь к резкому взлету комиссионных, взимаемых специализированными обналичивающими фирмами. Теперь банальное обналичивание стоит не 0,8-1%, как полтора года назад, а 3-5%. Усилия регуляторов по контролю в Москве и Санкт-Петербурге породили и центробежную тенденцию – теперь подозрительные операции передислоцировались в региональные центры, такие как Самара.

    Формально все сомнительные махинации выглядят так же, как обычные деловые операции. В самом деле, предприятиям не возбраняется снимать наличные на зарплату и хозяйственные нужды, а также оплачивать услуги и товары, приобретенные у зарубежных партнеров. Все зависит от назначения, размера и получателя платежей: оплачивается ли настоящая поставка или же речь идет о фиктивной сделке, деньги за которую либо возвращаются организатору в виде наличных, либо оседают на его оффшорных банковских счетах.
    Дабы помочь отделять зерна от плевел, Центробанк издал несколько писем с детальным изложением признаков сомнительных операций (письма № 6-Т, 12-Т, 17-Т, 161-Т). Мы изучили эти рекомендации, составили список подозрительных операций, которые сегодня особенно пристально изучаются регуляторами. А также ранжировали эти операции по их употребительности в последние годы (см. таблицу).
    Как и ожидалось, в числе самых популярных оказались различные схемы обналичивания денег.

    Тройка лидеров выглядит так:

    1.Схема с кредитованием «физика». Деньги перечисляются из группы компаний на фирму-однодневку по договору поставки несуществующих товаров или услуг. Затем директор такой компании получает заем наличными, после чего ликвидирует компанию. Эта схема известна, говорят эксперты, она проста и вдобавок похожа на обычные операции, когда компания предоставляет займы сотрудникам. Давать заем «физику» в наличных не возбраняется даже без банковской лицензии, главное, чтобы операции не обрели регулярный характер. Стоит комбинация недорого: 1,5 тыс. на регистрацию российской компании каждые три месяца, плюс плата номинальному директору ($100-300 в месяц). Это классика обналичивания, схема работает уже больше десятка лет и по-прежнему популярна.
    2. Систематическое снятие фирмами со своих текущих банковских счетов или вкладов крупных сумм наличных, например на закупку сельхозпродукции или ценных бумаг. Эта схема весьма распространена и кажется обычной деловой операцией. Подозрение клиент вызывает лишь тогда, когда объем обналичивания составляет 80% и более от оборота по счету. Теоретически, говорят эксперты, клиент может снимать 70% денег со счета и не попасть под контроль Росфинмониторинга. Но верно и другое – у большинства банков, лишившихся лицензии, Росфинмониторинг нашел это нарушение.
    Главное, чтобы формальные основания для снятия наличных с банковского счета предприятия соответствовали перечню статей допустимого расходования наличной выручки, определенному ЦБ. Правда, список ограничен: оплата труда, закупка сельскохозяйственной продукции, скупка тары и вещей у населения, командировочные, покупка канцтоваров, оплата срочных ремонтных работ и бензина (так называемые хозяйственные нужды), и все. Взятки чиновникам или оплата работы гастарбайтеров, например, в этот список не входят.
    Недавно ЦБ попытался перекрыть «наличную трубу», выпустив указание 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя». Отныне предприятие не сможет снимать наличные со своего банковского счета под предлогом покупки ценных бумаг (прежде весьма распространенное основание). Кроме того, ЦБ запретил возвращать наличные покупателю, который ранее заплатил за товары и услуги по безналичному расчету, а потом от них якобы отказался. Наконец, ЦБ приравнял индивидуальных предпринимателей, с которыми ранее можно было рассчитываться наличными в неограниченных размерах, к юридическим лицам. Теперь в отношении и предпринимателей, и компаний действует ограничение на объем наличных расчетов -- 100 тыс. руб. по одной сделке. Таким образом, это указание лишило «обналичников» нескольких употребительных лазеек.
    3. Регулярные зачисления крупных сумм от третьих лиц на банковские счета или депозиты «физиков» с последующим снятием этих сумм наличными в течение нескольких дней. Схема известна контролирующим органам, но из-за своей ординарности и быстроты практически всегда проходит гладко. Основанием для зачисления денег может служить вечно готовый к услугам несуществующий договор о покупке товаров или услуг. Обычно в роли «физиков»-получателей выступали не осведомленные о своей истинной роли пенсионеры, студенты или люди, утерявшие паспорта. Здесь залогом успеха считалась быстрота: банк добросовестно посылал уведомление в Росфинмониторинг, но деньги-то уже успевали уйти. Правда, популярность этой операции, широко распространенной в 2002-2004 годах, как регулярного инструмента постепенно снижается.

    Бюро переводов

    Переводы за рубеж в первую очередь попадают под подозрение, а договора, на основании которых перечисляются деньги, сегодня практически сразу привлекают интерес налоговых инспекций. Это наивысшая группа риска, причем риск с каждым годом только увеличивается. Все зависит от того, как скоро проверяющие, тот же ЦБ или ФНС, выработают приемы по отлову тех или иных разновидностей схем. Тройка наиболее употребительных и одновременно самых подозрительных с точки зрения Центробанка и Росфинмониторинга операций такова:
    1. Безналичные переводы в крупных размерах в пользу нерезидентов. На контроль они берутся прежде всего в тех случаях, когда оффшорная фирма была зарегистрирована, скажем, на Сейшельских островах, а ее банк находился в другом месте, например на Кипре. Основаниями для перечислений являлись либо договора об импорте услуг, либо договора перестрахования, либо договора о поставке товаров, приобретаемым за пределами РФ и не пересекающим таможенную границу. Либо же сделки купли-продажи ценных бумаг.
    Правда, как отмечает юрист компании Tenzor Consulting Group Павел Осипов, сделки по приобретении неликвидных ценных бумаг вообще сегодня действуют на Росфинмониторинг, как красная тряпка на быка. Не говоря уже о покупках у нерезидентов. И понятно, почему: в случае неликвидных бумаг трудно доказать необоснованность цены, поэтому до сих пор за рубеж уходили миллионы долларов за «мусорные» облигации и векселя – и в полном соответствии с буквой закона.
    ФНС сегодня придирчиво штудирует и договора о перестраховании. Если на конце цепочки оффшорная перестраховочная контора, а в договоре фигурирует заведомо нереальный страховой случай вроде Вселенского потопа, налоговая служба делает однозначный вывод: под видом страховых взносов имеет место простой вывод денег за рубеж.
    То же самое относится к договорам об импорте товаров. То есть наше предприятие заключает фиктивный договор о покупке за границей, скажем, какого-нибудь станка и переводит деньги зарубежному поставщику, с которым есть соответствующая договоренность. Если не будет доказательств, что купленный за рубежом товар пересек таможенную границу, сделкой наверняка заинтересуются Росфинмониторинг и налоговые ведомства, последствия могут оказаться самыми неприятными.
    2. Перечисление «физиками» денег на зарубежные счета, открытые на анонимных владельцев. Допустим, выезжает человек за рубеж, приходит в банк и перечисляет деньги на анонимный счет в западном банке, если сумма не больше $5 тыс., ничего предосудительного в этой операции нет. И вряд ли при такой небольшой сумме банки станут интересоваться, имеется ли у «физика» на руках договор купли-продажи или оплаты услуг. Операция жизнеспособна и сегодня, но, предупреждают эксперты, ею неминуемо заинтересуются проверяющие, если сумма превысит сакраментальные 600 тыс. руб. в валютном эквиваленте.
    3. Перевод денег заинтересованным предприятием российской компании, заключившей договор необеспеченного займа с оффшорной фирмой. Комбинация проста, как колумбово яйцо. Российская подставная компания получает деньги на свой счет и берет кредит у оффшорной фирмы. Излишне говорить, что этот заем благополучно не возвращается, после чего оффшорная фирма списывает недоимку со счета этой российской компании. Правда, из-за повышенного интереса к таким договорам со стороны налоговых инспекций банки в последнее время стали отказываться выполнять последнюю часть комбинации – переводить деньги на счет оффшорной фирмы. Тем более что пострадавшая сторона вряд ли станет жаловаться. Поэтому популярность таких комбинаций неизбежно пойдет на убыль.

    Пути эволюции

    Авторы сомнительных налично-безналичных комбинаций станут активно использовать все формальные лазейки в нынешних предписаниях ЦБ, отмечает Павел Осипов. Нельзя юридическим фирмам расплачиваться друг с другом наличными сверх лимита в 100 тыс. руб. на одну сделку – операция разбивается на несколько договоров по 100 тыс. руб. каждый. Объем обналичивания в размере 80% от оборота по счету вызывает подозрения? Но ведь можно ограничиться 70 процентами. В один день нельзя переводить 600 тыс. руб., дабы не привлечь внимание контролеров? Не беда -- перевод на 550 тыс. руб. с высокой вероятностью проскочит фильтры, установленные в «антиотмывочном» законе.
    Еще недавно притчей во языцех считались операции по снятию наличных на зарплаты по чекам юридических лиц. Предприятия «сжигали» себя сами, рассказывает директор обналичивающей фирмы, снимая по чекам по 500-600 млн руб. в месяц на оплату труда. Схема была взята Центрбанком на контроль, после чего на смену ей пришли специальные карточные счета, открываемые на физических лиц, то есть так называемые зарплатные проекты. Еще несколько лет назад они были мало популярны: комиссия в 1-2%, взимаемая банком, казалась предприятиям чрезмерной. Но в прошлом году, когда чековые комбинации канули в Лету, а расценки, взимаемые комиссионерами за перевод безналичных денег в «нал», подскочили до 3%, настал расцвет зарплатных проектов. К середине прошлого года это явление в столице приняло такие масштабы, что банки-эмитенты с подачи ЦБ были вынуждены установить заградительные тарифы на снятие наличных с «чужих» карт в своих банкоматах, карточные схемы мигрировали из Москвы в регионы, где деньги с карт по-прежнему можно снять за 1%.
    Словом, сомнительные денежные операции подобны Лернейской гидре. Стоит отрубить одно щупальце, как на его месте вырастает новое. И даже если Росфинмониторингу удастся нанести урон наиболее рискованным видам финансовой комбинаторики – экспорту безналичного капитала, гидра «обналички» все равно бессмертна – ведь предприятия всегда будут искать свободный «нал» и уходить с его помощью от налогов.


    Налоговики имеют достаточно действенный инструмент, который позволяет в прямом смысле воспитывать налогоплательщиков, которые время от времени "забывают" либо налог заплатить, либо отчетность представить. Такая забывчивость "лечится" . Причем подобная "воспитательная" работа является более чем эффективной. И именно поэтому день ото дня перечень оснований, при наличии которых налоговики вправе "заморозить" счета налогоплательщика, становится все больше. Однако аналогичная беда может прийти и с другой стороны - банк может по собственной инициативе отказать клиенту в дистанционном обслуживании счета... И Банк России уже спустил банкирам соответствующую "Методичку".

    В последние пару лет Банк России заметно ужесточил надзор в банковском секторе - лицензий лишаются не только мелкие банки, но и достаточно крупные "игроки". Причем причины подобного рода развития событий могут быть различными - от слишком рискованной , до... вовлечения банка в проведение сомнительных операций, цель которых вывести деньги за рубеж, незаконно обналичить и т.д. и т.п. При таких обстоятельствах очевидно, что банкиры, желающие остаться на плаву, должны, можно сказать, по струнке ходить и все рекомендации и указания, исходящие от Банка России, моментально принимать как руководство к действию. А с Методическими рекомендациями о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утвержденными Банком России 13 апреля 2016 г. N 10-МР, стоит ознакомиться и самим клиентам банков. Ведь из них можно узнать не только причины, по которым банк должен отказать в проведении той или иной операции, но и алгоритм действий, направленных на возобновление операций по счетам в обычном режиме.

    Сомнительные операции

    Еще в Письме Банка России от 31 декабря 2014 г. N 236-Т отмечался рост транзитных операций, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели. Тогда же главные банкиры страны выработали и признаки таких операций:
    • зачисление денежных средств от большого количества других резидентов с последующим списанием;
    • регулярность;
    • небольшой срок между зачислением и списанием;
    • проведение операций в течение длительного времени;
    • минимальность обязательств по уплате налогов при осуществлении деятельности клиента;
    • незначительный объем налоговых или иных обязательных платежей, осуществляемых по счету.
    По оценке Банка России деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций. Банк России настоятельно рекомендовал запрашивать у таких клиентов информацию и документы, подтверждающие уплату налогов, или же документы, свидетельствующие о том, что оснований для уплаты таковых не имеется. Если же документы клиент не предоставляет, то по совету Банка России банки должны отказаться исполнять его "платежки" и "стучать" на него в Росфинмониторинг.

    Игра на опережение

    Методические рекомендации Банка России от 13 апреля 2016 г. N 10-МР интересны клиентам банков тем, что в них приведены критерии, позволяющие выявить "сомнительных" владельцев счетов еще до того, как они начали использовать средства со счета в противоправных действиях. Об этом могут "говорить" следующие факты:
    1. со счета списывается в месяц не более 3 млн руб. (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
    2. операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
    3. уплата налогов или других обязательных платежей в бюджет с этого не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5 процента от дебетового оборота по такому счету.
    Данные клиенты, по мнению Банка России, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:
    • размер их УК равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юрлица соответствующей организационно-правовой формы;
    • учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета клиента, совпадают в одном лице;
    • в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа клиента указан адрес "массовой" регистрации;
    • - гендиректор отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
    Названные клиенты должны быть под пристальным контролем банкиров. В Банке России отмечают, что обычно примерно после трехмесячного затишья они начинают активно использовать свои счета в сомнительных операциях. Так что же должны сделать банки, если обнаружат такие счета, которые либо не используются, либо их использование подпадает под названные признаки? Представители Банка России рекомендуют отказывать клиенту в предоставлении услуг в части использования технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг). То есть от такого клиента не будут приниматься распоряжения о совершении операции по банковскому счету, подписанному аналогом собственноручной подписи. Правда, это возможно, если такие условия предусмотрены договором между кредитной организацией и клиентом.
    Отметим, что Банк России еще в Письме от 27 апреля 2007 г. N 60-Т рекомендовал банкам включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. Теперь же главные банкиры предлагают уточнить данное условие, прописав в нем право кредитной организации по приостановлению услуг в части использования клиентом технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг).

    Возобновление дистанционного обслуживания

    Для клиентов банка интерес представляет порядок возобновления банковского обслуживания. Согласно "Методичке", с этой целью как минимум гендиректору компании придется лично посетить банк. При этом банкиры потребуют от него обновить представленные ранее им сведения. В частности, им понадобится информация о целях финансово-хозяйственной деятельности (сведения о планируемых операциях по счету в течение определенного периода - за неделю, месяц, квартал, год):
    • количество операций, сумма операций, включая операции по снятию денежных средств в наличной форме и операции, связанные с переводами денежных средств в рамках внешнеторговой деятельности;
    • виды договоров (контрактов), расчеты по которым юрлицо собирается осуществлять через банк;
    • основные контрагенты компании, планируемые плательщики и получатели по операциям с денежными средствами, находящимися на счете;
    • сведения (документы) о финансовом положении компании, данные о ее рейтинге и т.п.
    Также банкиры могут запросить у клиента документы с расчетом сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных им в качестве налогового агента, как минимум за последний отчетный период. И, разумеется, потребуется объяснить, с чем вдруг связана возросшая активность использования счета.

    Последствия

    Ну а теперь скажем, что будет, если "просьбы" банкиров не выполнить. Во-первых, при таких обстоятельствах банкиры вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического лица). Данное право предоставлено кредитным организациям п. 11 ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Если же в течение календарного года банк дважды примет решение об отказе в выполнении распоряжения клиента, банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом на основании п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.