Последовательность в хронологическом порядке возникновения экономических школ. Основные экономические школы и их характеристики

Экономические школы.

Меркантилизм 16-18 вв.

От итальянского ʼʼmercanteʼʼ - торговля.

Представители: Томас Мэн (1571 – 1641), француз Антуан Монкретьен, А. Сера, У. Стаффорд, Ж-Б. Кольер, И. А. Посошков.

Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Его представители считали,что доход создается в сфере торговли.

В это время стало ясно, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортный товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. По этой причине государственная власть стала покровительствовать мануфактурам и насаждать промышленное производство.

Физиократы 18 в.

От греческого – власть природы.

Представители: Франсуа Кенэ, Жак Тюрго (ʼʼЭкономические таблицыʼʼ 1758 ᴦ.)

Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения (торговли) в сферу производства, и относили к ней только те отрасли, которые связаны с природой, ᴛ.ᴇ. сельское хозяйство и горно-добывающее производство.

Классическая политическая экономия (18 – 19 вв.)

Представители: Адам Смит, давидРикардо, Жан батист Сэй, Джон Стюард Милль, Уильям Петти.

Объектом исследования здесть стало материальное производство в целом, а не только сельское хозяйство. В 1776 ᴦ. вышла книга А. Смита ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ.

Основные идеи А. Смита:

Государство не должно вмешиваться в экономику;

- (как следствие п.1) рыночное саморегулирование на базе свободных цен;

Анализ модели ʼʼэкономического человекаʼʼ: человека, который стремится к собственному богатству, способствующего накоплению богатства общества.

Он ввел понятие laissezfaire–невидимая рука (спрос и предложение). Цены на товары формируются только под воздействием спроса и предложения.

Марксизм 70-е ᴦ. 19 в.

Основоположники теории марксизма – Карл Маркс (Капитал, 1867 ᴦ.) и Фридрих Энгельс. Источник богатства – труд.

Другие представители: Лафарг, Ленин.

Маржинализм (теория предельного анализа) середина и конец 19 в.

Представители: Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем-Бавек, Джон Бейтс Кларк, Леон Вальра, Вильфред Парето, У. Джевонс, О. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.

Внесли математику в экономику.начинают уделять внимание потребительскому спросу, а не только производству.

Неоклассическое направление (начало 20 в.)

Представители: А. Маршалл (книга ʼʼПринципы экономиксʼʼ, исследовал взаимодействие спроса и предложения, разработал теорию эластичности), Джон Кларк, А. Пигу, ВильфредоПаретто.

Объект исследования – поведение и субъективные мотивы ʼʼэкономического человекаʼʼ.

Школы данного направления:

- Монетаризм (Милтон Фридмен ʼʼКоличественная теория денегʼʼ, Ирвинг Фишер ʼʼПокупательная сила денегʼʼ). Предмет исследования – законы движения денежной массы.

Кейсианство 30 –е ᴦ. 20 в.

Джон Мейнард Кейс (1883 – 1946) ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ 1936 ᴦ., где он писал об активном вмешательстве государства в рыночную экономику. Он исследовал: национальный доход, инвестиции, потребление, сбережения и др.
Размещено на реф.рф
Решил проблему выхода из великой депрессии. Предмет анализа Кейнса – народное хозяйство в целом. Использовал макроэкономический подход.

Институционализм.

Представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, З. Зомбарт, Д. Гэлбрэйт, Г. Мюрдаль, Д. Коммонс, Дж. Кларк, А. Берли.

Экономическая система развивается под воздействием институтов (семья, государство).

Экономические школы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономические школы." 2017, 2018.

  • - Экономические школы.

    Общенаучные частные Общенаучные методы: Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Материалистический подход. Метод... .


  • - Современные экономические школы.

    1)Теория постиндустриального общества как школа, выросла из институцианолизма в этой школе большое место, отводится современным воздействиям научно-технического прогресса на жизнь общества. Основание возможности существования смешанной экономики, где взаимодействуют... .



  • - Основные макроэкономические школы.

    В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики. 1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость.... .


  • - Общее макроэкономическое равновесие и его роль в экономике. Основные экономические школы о макроэкономическом равновесии и государственном регулировании экономики.

    В предыдущей теме было показано, что в в рыночной экономике существует макроэкономическая нестабильность, означающая нарушение равновесия в макроэкономике. Что же такое макроэкономическое равновесие? В микроэкономике под рыночным равновесием понимается... .


  • -

    Цели ценовой политики С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся: 1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание.... .


  • - Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены

    Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены До настоящего времени не существует единого, сколь­ко-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения: Ø По признаку первопричины... .


  • - Экономические школы теории макроэкономики.

    Вопрос 14. Монетаризм. Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины. Монетаризм, появление и развитие которого... .


  • - История развития экономической мысли. Основные экономические школы.

    Вопрос 3. Склонность потребителя предпочитать отдельные виды товаров наталкивается на весьма существенные преграды: цены товаров и доход самого потребителя. Построим бюджетную линию при определенных условиях. 1)месячный бюджет потребителя=300р. 2)на рынке... .


  • Основные концепции

    По мнению крупнейшего историка экономической мысли Й. Шумпетера , первыми публикациями, посвященными И. э. у. стали статьи французского физиократа Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» (1767, 1768 гг.). Достаточно серьезный анализ ранних экономических концепций был проведен родоначальником современной экономической теории А. Смитом в его трактате "Богатство народов " (1776 г.).

    Британский ученый на страницах своей книги дискутирует с представителями ранних концепций - меркантилистами и физиократами; именно в этой работе были синтезированы идеи людей, интересовавшихся экономической проблематикой ранее, и сформулированы задачи, требующие решения. В XIX столетии экономическая теория возникает в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов, затем появляются особые экономические факультеты, формируется круг профессиональных экономистов.

    Например, в 1805 г. английский экономист Т. Мальтус стал профессором новой истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании; в 1818 г. в Колумбийском университете (Нью-Йорк) появилась должность профессора моральной философии и политической экономии; в 1819 г. французский ученый Ж.-Б. Сэй занял кафедру промышленной экономии в парижской Консерватории искусств и ремесел. В дальнейшем политическую экономию в качестве особого предмета начинают преподавать в Оксфорде (1825), Университетском колледже Лондона (1828), Дублинском университете (1832).

    Параллельно с этим процессом возрастает интерес экономистов к истории своей науки. В 1824-25 гг. появляются очерки, посвященные И. Э. у., рикардианца Дж. Р. МакКуллоха; в 1829 г. французский классик Ж.-Б. Сэй посвятил истории науки 6-й том своего «Полного курса практической политической экономии». В 1837 г. выходит в свет «История политической экономии в Европе» французского экономиста Жерома - Адольфа Бланки (1798-1854); в 1845 г. - новая работа Дж. Р. МакКуллоха «Политэкономическая литература»; анализ экономических доктрин можно обнаружить в книге немецкого экономиста Б. Гильдебрандта «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848) и ряде публикаций его соотечественника В. Рошера ; в 1850-1868 гг. выходит несколько статей на ту же тему итальянского ученого Франческо Феррары (1810-1900); с работой «Очерк истории политической экономии» (1858) выступил русский экономист И. В. Вернадский; немецкий философ Е. Дюринг в 1871 г. публикует «Критику истории национальной экономии и социализма»; в 1888 г. вышла книга дублинского профессора Дж. К. Ингрэма «История политической экономии».

    Среди российских курсов И. э. у. XIX в. - начала ХХ в. можно также выделить «Очерк истории политической экономии» (1883) И.И. Иванюкова, «Историю политической экономии» (1892) А. И. Чупрова , «Историю политической экономии» (1900) Л.В.Федоровича; также работу «История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономики XIX в.» (1909) А.Н. Миклашевского. В рамках книги "Экономические очерки ", российский ученый В.К. Дмитриев подвергает анализу и ревизии основные положения теории трудовой ценности и ренты Д. Рикардо, концепции распределения И. фон Тюнена, модели конкуренции О. Курно и основные положения маржинализма при помощи математических методов.

    Свой вклад в данную область экономического знания внес и великий английский экономист А. Маршалл , посвятивший включивший в свой трактат «Принципы экономической науки» (1891) приложение под названием «Развитие экономической науки». "История теорий производства и распределения в английской политической экономии с 1776 по 1848 гг. " английского экономиста Э. Кеннана, опубликованная в 1893 г., содержит интересную интерпретацию идей Д. Рикардо , Дж . и Дж. С. Миллей , Т. Мальтуса и др. Можно сказать, что формирование истории экономической науки завершилось в конце XIX - начале ХХ вв., когда эту научную дисциплину начали преподавать в парижской Сорбонне. Среди работ начала XX века, посвященных И.э.у., следует выделить «Теории прибавочной стоимости» К. Маркса в редакции К. Каутского (1905-1910), где анализируются теории А. Смита, Д. Рикардо, и представителей т. н. «вульгарной политической экономии» (в числе которых- Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй , Дж. С. Милль и др.). В 1909 г. вышло первое издание «Историй экономических доктрин» (в русском переводе - «И. э. у.») французских экономистов Ш. Жида и Ш. Риста. Характерной особенностью данного труда является анализ идей не только относящихся к ортодоксальному направлению экономической теории; в частности рассматриваются концепции различных социалистических направлений: сенсимонистов, утопистов, фабианцев, анархистов (в том числе показаны взгляды М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина). Важнейшей работой, посвященной истории меркантилистской теории и сохраняющей научное значение по сей день, является двухтомное произведение шведского экономиста Э. Хекшера «Меркантилизм» (1934). В знаменитой «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) Дж. М. Кейнса обширная 23 глава посвящена весьма тщательному анализу идей меркантилистов, с которыми английский экономист был мысленно вместе. Крупнейшим произведением в данной отрасли научного знания является трактат «История экономического анализа» Й. Шумпетера.

    В 1962 г. первым изданием вышла книга американского ученого Марка Блауга «Экономическая мысль в ретроспективе», отличительной особенностью которой является математическая интерпретация идей видных экономистов, не пользовавшихся математическими методами исследований; путешествовать по главным произведениям А. Смита , Д. Рикардо, Дж. С. Милля, К. Маркса, А. Маршалла, Г. Уикстида, К. Викселля помогают теоретические «путеводители». Среди последующих значительных работ в области И. э. у. следует выделить работу Р. Хайлбронера «Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи» (1953, 2000); книгу известного американского экономиста Дж. Стиглера «Очерки по истории экономической теории» (1965), посмертную публикацию книги У. К. Митчелла «Типы экономической теории: от меркантилизма до институционализма» (1967); «Развитие экономической мысли» (1971) Г. Шпигеля; «Историю экономической аргументации» (1982) К. Прибрама, «Экономическую науку в перспективе» (1987)Дж. К. Гэлбрейта .

    Экономические школы

    Экономические школы - возникшие в разные времена учения о построении экономики в государстве.

    Основные экономические школы

    • Экономическая мысль античности и средневековья
    • Леворадикальная политэкономия

    Краткие сведения

    В экономической науке существует много конкурирующих между собой направлений, однако основным делением признано деление на классическую и неоклассическую школы. Адам Смит (1723-1790), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчеркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами - рабочими, капиталистами и землевладельцами.

    Марксистское направление в политической экономии - одно из ответвлений классической школы. Марксизм - марксистская экономическая теория (Marxist economics): направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом (1818-1883), придавшим экономической мысли сильный политический оттенок. Развивая концепцию Адама Смита о труде как источнике экономической стоимости (labour theory of value - трудовая теория стоимости), К. Маркс утверждал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают из труда рабочих прибавочную стоимость, оставляя им только необходимую для существования заработную плату. С точки зрения Маркса, капиталистическое хозяйство должно переживать все более глубокие кризисы, которые будут менять сознание рабочего класса, который в итоге уничтожит капитализм, и тогда государство перейдет под контроль трудящихся.

    Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в западной экономической мысли, подчеркивает значение распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими экономическими агентами. Основателей этой школы - У. С. Джевонса (1835-1882) и М. Вальраса (1834-1910) - называют маржиналистами (Marginalism). В свою очередь неоклассическая экономическая теория делится на две широких сферы исследований: микроэкономику (microeconomics), которая анализирует взаимоотношения между отдельными хозяйственными единицами (потребителем, фирмой и т. д.), и макроэкономику (macroeconomics), анализирующую взаимозависимость между агрегированными экономическими величинами, денежную массу, безработицу и государство. В обеих этих сферах основными объектами исследования считаются отдельные физические лица и домашние хозяйства, а не классы.

    Совокупность основных течений современной экономической мысли на Западе получило название мэйнстрим (mainstream). Парадигма мэйнстрима не отрицает важной роли экономических отношений, марксизма и политэкономии в целом, что в частности находит развитие в институциональной экономике , но вместе с тем не считает экономические отношения центральным, а тем более единственным объектом исследования экономической науки.

    Модели экономики и в формате ПЭС и экономикс не обладают достаточной адекватностью, а их формирование в той или иной мере подвержено идеологическому влиянию, однако, если ориентироваться на практику, как критерий истины, то модели экономикс с экономической точки зрения оказываются более эффективными в странах Запада (США), а модели ПЭС - Востока (Китай).

    В 2006 году авторами книги «Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет всё (Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything)» предложен термин «викиномика » для обозначения бизнес-технологий, в которых компаниями для достижения коммерческого успеха используются принципы массового сотрудничества (mass collaboration) и идеология открытого кода.

    Наиболее сильное научное течение на данный момент в мире - это неоклассика. Последние 10 лет ознаменовались расцветом Нового институционализма , но окончательной победы данной школы в «битве за умы» ещё не произошло. Также сейчас имеют своих активных последователей идеи Кейнса, которые оформляются в виде новой школы - Неокейнсианство.

    Между школами существовала соревновательность, но также многие школы, существовавшее в одно время, не конкурировали между собой. Так как они занимались изучением различных аспектов экономики, поэтому они могли мирно сосуществовать одновременно.

    Результатом появления экономических школ являются экономические законы , применяемые на практике.

    См. также

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Экономические школы" в других словарях:

      Экономические школы - системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающих собственную концепцию и пытающихся объяснить основные законы экономического… … Экономика. Словарь по обществознанию

      Экономические школы - (economics, schools of). Исторически с сер. 16 в. до последней четверти 20 в. развитие эконом, мысли шло в русле пяти осн. школ: меркантилизма; экономики франц. физиократов; Классической (и неоклассич.) политической экономии; кейнсианства и… … Народы и культуры

      Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… … Википедия

      Термин, обозначающий регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до экономического спада. В цикле деловой активности выделяются четыре четко различимые фазы: пик, спад, дно, или низшая точка, и подъем. Пик, или вершина… … Энциклопедия Кольера

      ШКОЛЫ БУРЖУАЗНЫЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА - – различные направления в буржуазной «науке» уголовного права. Каждое из этих направлений, появляясь в определённый период развития капитализма, отражает политические особенности данного периода и служит интересам буржуазии, стоящей у власти. В… … Советский юридический словарь

      Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии … Википедия

      Здание Лондонской школы экономики и политических наук. Главный вход Летние школы Лондонской школы экономики (англ. LSE Summer Schools) профильные се … Википедия

      Внешняя торговля Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте… … Большая советская энциклопедия

    Экономическую концепцию канонистов можно рассматривать как нормативный анализ

    Капитал с деньгами отождествляли сторонники меркантилизма

    Термин "политическая экономия" впервые ввёл в научный оборот А. Монкретьен

    Меркантилисты в экономических исследованиях использовали преимущественно метод позитивного анализа

    В экономической науке физиократы пропагандировали идеи свободу действий

    В основе экономической теории А Смита лежит концепция экономической свободы

    А. Смит полагал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес

    Модель "экономического человека", описывающая поведение индивида в экономике, впервые была предложена А Смитом

    Большой вклад в развитие классической политэкономии внесли Д. Рикардо, А. Смит

    А. Смит и Д. Рикардо являются представителями классической школы.

    Выберите варианты согласно указанной последовательности. Хронологический порядок возникновения экономических школ таков: физиократия → классическая школа →марксизм

    Изучение "чистого продукта", создаваемого в сельском хозяйстве было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы физиократов

    Анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм

    Исследование богатства, условий его производства и накопления было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы классическая политэкономия

    Внешняя торговля как источник богатства была предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм

    Сельское хозяйство как источник богатства было предметом исследования экономической теории и названием экономической школыфизиократов

    Производственные отношения между наемными работниками и капиталистами были предметом исследования экономической теории и названием экономической школы марксизм

    Анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы маржинализм

    Первым создателем "финансовой пирамиды" был Дж. Ло

    Т. Мальтус рассматривал теорию народонаселения

    Теорию трех факторов производства (труд, капитал, земля) обосновал Жан Батист Сэй

    Закон рынка Ж Б Сэя утверждает, что предложение рождает спрос

    К. Маркс разделил рабочее время на необходимое и прибавочное.

    Определение капитала как общественного отношения между капиталистами и наемным рабочими, которое представлено в вещи, находящейся в постоянном движении, самовозрастающей стоимости, принадлежит К Марксу

    Принцип невмешательства государства в экономику классической политэкономии

    Необходимость государственного регулирования общественного производства – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике марксизма

    Развитие экономической системы определяется институтами, важнейшим из которых является государство – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике институционализма

    Дж. Кейнс – обоснование необходимости активного государственного вмешательства в экономику

    Б М Фридман – разработка количественной теории денег

    А. Смит – описание механизма "невидимой руки" рынка

    В Р Лукас – разработка теории рациональных ожиданий

    Установите соответствие между вкладом в развитие экономической теории и ученым, его сделавшим:

    Представителями австрийской школы маржинализма являются К Менгер и Е Бем-Баверк

    В теории маржинализма экономические процессы исследуются с использованием предельных величин

    Экономисты школы маржинализма внесли большой вклад в развитие теории ценообразования на различных типах рынков

    Исследование экономических процессов на уровне микроэкономики позволило маржиналистам анализировать ценообразование на отдельных рынках

    Представители ординалистского подхода в теории потребительского поведения предполагали, что полезность можно сравнивать в категориях "меньше", "больше" "равно

    Маршал ввел в экономическую науку понятие эластичности, экстерналии

    В исследовании экономических процессов маржиналисты используют функциональный анализ

    Одним из основоположников институционализма является Веблен

    Т. Веблен делил экономику на такие противоположные секторы, как индустрию и бизнес

    Неоклассическая теория полагает, что потребитель на рынке, прежде всего, оценивает полезность благ

    Основоположником неоклассической теории является Маршалл

    Основная причина, позволившая кейнсианской теории потеснить в ХХ веке классическую теорию, состоит в том, чтоклассическая теория основывается на законе рынка Сэя

    Ведущим ученым теории рациональных ожиданий является Р Лукас

    Теория эффективного спроса представлена кейнсианством

    Кейнсианство как научное направление в экономике сформировалось в ХХ веке

    "Общая теория занятости, процента и денег" Дж. М. Кейнса была издана в 1936 году

    Монетаризм как научная школа сформировалась во Второй половине ХХ

    В основе теории монетаризма лежит количественная теория денег

    Исследованием цикличности развития экономики занимался Н.Д. Кондратьев

    Основоположником российской экономико-математической школы, лауреатом Нобелевской премии является Канторович

    К основным направлениям современной экономической мысли не относят марксизм

    Важнейшими представителями теории маржинализма являютсяЕ. Бем-Баверк, А. Маршалл

    Основным пунктом своего анализа теоретики............. направления определили механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния неоклассического

    Концепцию "естественного порядка" разработали физиократы

    Укажите представителя маржинализма А.Маршалл

    Суждение "Источник богатства - труд" принадлежит Адаму Смиту

    Сторонниками минимального государственного вмешательства в экономику были классики политической экономии

    Идея о том, что рынок - это саморегулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства, принадлежит Адама Смиту

    Бем-Баверк Е. – представитель австрийской школы маржинализма

    Веблен Т – основоположник институционализма

    Ло Дж. – первый создатель финансовой пирамиды

    А. Смит – "Исследование о природе и причинах богатства народов"

    Дж. М. Кейнс – "Общая теория занятости, процента и денег"

    А. Маршалл – "Принципы экономической науки"

    М. Фридман –"Роль монетарной политики"

    Т. Мен – представитель меркантилизм

    У С Джевонс представитель маржинализм

    М. Фридман представитель монетаризм

    Т. Веблен представитель институционализм

    Термин "экономика" впервые упомянут в сочинении Ксенофонта "Домострой

    "Экономическая таблица" как первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала была создана физиократами

    Первая книга по экономике написана Ксенофонтом

    К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас, Ф Визер, Е Бем-Баверк, В. Парето, А Маршалл, Д Кларк являются представителями экономической школы (направления) под названием маржинализм

    Теорию прибавочной стоимости разработал один из величайших ученых-экономистов ХIХ века - К. Маркс

    Появление мануфактурного производства, быстрые темпы развития процесса первоначального накопления капитала, внешнеторговая экспансия и английская буржуазная революция 1640 г. подготовили условия для возникновения классической политической экономии

    Закон рынка Сэя – предложение рождает спрос

    Институционализм – американская версия маржинализма, анализирующая все факторы экономики

    Кредо маржинализма – анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин

    Кредо марксизма – исследование производственных отношений между наемными работниками и капиталистами

    Кредо меркантилизма – анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну

    "невидимая рука" – метафора А. Смита для названия действия законов рынка в качестве его регуляторов

    парадокс Смита – вода полезна, но не имеет цены; а бриллианты бесполезны, но дорогие

    "ночной сторож" – метафора А. Смита для названия экономической роли государства

    кейнсианство – макроэкономическая доктрина, исходящая из необходимости государственного регулирования экономики посредством воздействия на денежную массу и спрос

    Экономическая свобода – кредо либеральной доктрины А. Смита

    маржинализм – экономическая доктрина, акцентирующая значение предельных величин

    монетаризм – экономическое учение, согласно которому определяющая роль для рынка отводится количеству денег в обращении

    меркантилизм – экономическая школа, считавшая сферу обращения главной в экономике, источником прибыли

    экономический либерализм – доктрина, выступающая против вмешательства государства, в деятельность бизнеса, отстаивающая экономическую свободу бизнеса

    Основные идеи А Смита – рыночное саморегулирование экономики; минимизация вмешательства государства в экономику

    Какое экономическое течение стало оппонентом кейнсианства? монетаризм

    Какое экономическое течение является сегодня главным в мире неоклассический синтез

    Экономический человек – кредо классической школы экономики

    Рациональный человек – кредо маржинализма

    Реальный человек – кредо институционализма

    А. Маршалл – основоположник кембриджской школы маржинализма, неоклассики

    Смит А. – основоположник классической школы экономики

    Первые попытки изучения сферы производства и применения математических методов анализа экономики были предприняты представителями такого научного течения, как школа физиократии

    Макроэкономика как раздел экономической науки появилась после выхода в свет работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег

    Идея мультипликатора принадлежит Дж.М. Кейнсу

    Классической политэкономии соответствуют положения о том, что стоимость товара зависит от полезности блага равновесие в экономике достигается автоматически

    Экономическая школа маржинализма внесла большой вклад в развитие теорий ценообразования на различных типах рынков, общего равновесия

    Экономические концепции возникли в следующем хронологическом порядке: принцип невидимой руки→ принцип государственного регулирования → принцип дирижизма

    К общественному производству не относят приготовление еды дома; уборку квартиры

    2. Монкретьен А.

    4. Тюрго Ж.

    6. Рикардо Д.

    708. Согласно теории факторов производства Ж.Б. Сэя распределение доходов определяется:

    ¨ южертвамиШ владельцев факторов производства

    ¨ ювоздержаниемЦ владельцев факторов производства

    þ в соответствии с вкладом каждого из факторов производства

    ¨ степенью эксплуатации труда капиталом

    þ платой за услугу труда, капитала, земли

    709. Согласно "закону Сэя":

    þ обмен продукта на продукт ведет к равновесию рынка

    ¨ стоимость товара определяется издержками производства

    ¨ товары обмениваются в соответствии с затратами труда

    ¨ обмен товаров происходит на основе их полезности

    þ цены товаров в рыночной экономике обладают абсолютной гибкостью

    þ в рыночной экономике не может быть несоответствия между спросом и предложением

    710. Согласно "закону народонаселения" Т. Мальтуса:

    ¨ рост населения отстает от промышленного производства

    þ население растет в геометрической прогрессии, а продовольствие - в арифметической

    ¨ средства существования увеличиваются в геометрической прогрессии, а население - в арифметической

    ¨ население сокращается с ростом технического прогресса

    þ главная и постоянная причина бедности - скупость природы и чрезмерно быстрое размножение человеческого рода

    ¨ Смитом А.

    ¨ Сэйем Ж.Б.

    ¨ Миллем Дж.

    þ Мальтусом Т.

    þ Сисмонди С.

    712. Из "доктрины недопотребления" Т. Мальтус делал вывод о необходимости:

    ¨ сокращения потребления непроизводительными слоями общества

    þ расширения непроизводительного потребления

    ¨ увеличения потребления рабочими и предпринимателями



    ¨ повышения зарплаты рабочим

    þ увеличения налогообложения для уменьшения накопления капитала

    713. Согласно Т. Мальтусу уровень жизни рабочих определяется:

    ¨ активностью профсоюзов

    ¨ социальными законами

    þ естественными (биологическими) законами

    ¨ соотношением сил между трудом и капиталом

    þ южелезным законом заработной платыл, вытекающей из его теории народонаселения

    714. Нравственный аспект политической экономии нашел отражение в трудах:

    ¨ Мальтуса Т.

    ¨ Сэя Ж.Б.

    þ Сисмонди С.

    ¨ Милля Дж.

    þ Листа Ф.

    715. Возникновение безработицы связывали с техническим прогрессом:

    ¨ Мальтус Т.

    þ Сисмонди С.

    ¨ Сэй Ж.Б.

    þ Рикардо Д.

    716. Смягчение кризисов перепроизводства в капиталистической экономике С. Сисмонди связывал с:

    ¨ увеличением непроизводительного потребления

    ¨ сокращением непроизводительного потребления

    þ развитием мелкотоварного производства

    ¨ расширением импорта

    þ обеспечением равенства величин национального дохода и годового производства благ

    717. Процент как вознаграждение за "жертву" капиталиста рассматривали:

    ¨ Мальтус Т.

    ¨ Сисмонди С.

    ¨ Сэй Ж.Б.

    þ Милль Дж.

    þ Сениор Н.

    718. Труд, затраченный на рабочую силу, ее квалификацию, рассматривался в качестве производительного:

    ¨ Мальтусом Т.

    þ Шторхом А.К.

    þ Миллем Дж.

    ¨ Марксом К.

    ¨ Сисмонди С.

    719. Первыми высказали идею о функциональных связях рыночной цены, спроса и предложения:

    ¨ Мальтус Т.

    þ Милль Дж.

    ¨ Маркс К.

    ¨ Сисмонди С.

    þ Курно А.

    720. Возможность реформирования отношений распределения посредством законодательных актов и обычаев была высказана:

    ¨ Марксом К.

    þ Миллем Дж.

    ¨ Мальтусом Т.

    ¨ Оуэном Р.

    þ Сисмонди С.

    721. Теорию прибавочной стоимости разработал:

    ¨ Сисмонди С.

    ¨ Рикардо Д.

    þ Маркс К.

    ¨ Фурье Ф.

    722. Теория абсолютной ренты во взаимосвязи с дифференциальной рентой дифференциальной ренты была разработана:

    ¨ Рикардо Д.

    þ Марксом К.

    ¨ Миллем Дж.

    ¨ Оуэном Р.

    ¨ Смитом А.

    723. Первыми на антагонизм между интересами индивида, коллектива и общества обратили внимание:

    ¨ Сен-Симон К.

    ¨ Маркс К.

    þ Фурье Ф.

    ¨ Радищев А.

    724. Положение о том, что на рынке продается не труд, а рабочая сила, впервые обосновал:

    ¨ Сен-Симон К.

    ¨ Энгельс Ф.

    þ Маркс К.

    ¨ Фурье Ф.

    ¨ Рикардо Д.

    725. Проблема средней нормы прибыли впервые была рассмотрена в трудах:

    þ Тюрго Ж.

    þ Маркса К.

    ¨ Фурье Ф.

    ¨ Оуэна Р.

    ¨ Сисмонди С.

    726. Теория трудовой стоимости, базирующейся на двойственном характере труда, разработана:

    ¨ Рикардо Д.

    ¨ Смитом А.

    þ Марксом К.

    ¨ Сен-Симоном К.

    ¨ Миллем Дж.

    727. Проблему полной реализации общественного продукта Т.Мальтус связывал с:

    ¨ производительной частью общества

    ¨ рабочим классом

    þ непроизводительной частью общества

    ¨ классом капиталистов

    þ ютретьими лицамиф

    728. Первыми среди представителей классической политической экономии, кто обратился к теоретико-методологическим проблемам социализма, был:

    ¨ Рикардо Д.

    ¨ Милль Дж. С.

    þ Маркс К.

    ¨ Мальтус Т.

    þ Энгельс Ф.

    729. Бедственное положение трудящихся и безработицу Т.Мальтус стремился объяснить:

    ¨ процессом перенакопления капитала

    ¨ эксплуатацией труда капиталом

    þ естественным законом народонаселения

    ¨ непроизводительным потреблением мтретьих лицж

    þ низкими темпами роста продовольственных продуктов

    730. Главными направлениями реформирования общественных отношений Дж.С.Милль считал:

    þ изменение законов распределения

    ¨ изменение законов производства

    þ ограничение прав наследования

    þ социализацию земельной ренты при помощи земельного налога

    731. Капитал рассматривал как средство эксплуатации рабочих и как самовозрастающую стоимость:

    þ Рикардо Д.

    þ Маркс К.

    ¨ Сэй Ж.Б.

    ¨ Милль Дж.С.

    732. Причиной минимально возможного уровня оплаты труда рабочих Ж.Сисмонди считал:

    þ занижение цены труда капиталистами

    þ эксплуатацию рабочих капиталистами и землевладельцами

    ¨ избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости

    ¨ рост органического строения капитала

    ¨ высокий уровень конкуренции на рынке труда

    733. Из идей о совершенствовании экономических отношений П.Прудону принадлежит:

    ¨ переход к общенародной собственности

    þ упразднение денег и введение вместо них банков обращения

    ¨ развитие кредитно-денежных отношений

    ¨ упразднение частной собственности

    þ организация Банка народа и беспроцентного кредита

    734. Причину социальных бедствий Р. Оуэн видел в...

    ¨ недостаточном развитии производительных сил

    ¨ противоречии между трудом и капиталом

    þ недостаточном развитии просвещения

    þ частной собственности

    ¨ отсутствии государственного регулирования

    735. Идею экономической системы с государственным устройством в виде самоуправляющихся общин выдвинули:

    þ Фурье Ф.

    ¨ Сен-Симон К.

    ¨ Маркс К.

    736. Формации: дикость, античное общество, феодализм, капитализм, "индустриализм" (социализм) первыми выделили:

    þ Фурье Ф.

    þ Сен-Симон К.

    ¨ Маркс К.

    ¨ Кампанелла Т.

    737. Родоначальниками положения, согласно которому основу общества составляют отношения собственности, являются:

    þ Фурье Ф.

    þ Сен-Симон К.

    ¨ Маркс К.

    738. Идея распределения дохода по труду, капиталу и таланту принадлежит:

    ¨ Сисмонди С.

    ¨ Сен-Симону К.

    þ Фурье Ф.

    ¨ Оуэну Р.

    þ Марксу К.

    739. Историческая последовательность экономических школ:

    1. меркантилизм

    2. физиократы

    3. классическая школа

    4. маржинализм

    5. институционализм

    Маржинализм и неоклассика

    740. Производительным трудом по мере развития экономической мысли признавался труд:

    1. при добыче драгоценных металлов

    2. в торговле

    3. в сельском хозяйстве

    4. в материальном производстве

    5. как в материальной, так и в нематериальной сферах производства

    741. Представители классической школы политэкономии в хронологическом порядке по мере ее возникновения и развития:

    1. Петти У.

    2. Буагильбер П.

    4. Рикардо Д.

    5. Сэй Ж.Б.

    6. Милль Дж.

    742. Принципы максимизации прибыли фирмы в условиях чистой и несовершенной конкуренции были сформулированы:

    þ Курно А.

    ¨ Джевонсом У.

    ¨ Фишером И.

    ¨ Госсеном Г.

    þ Робинсон Дж.

    743. Маржиналисты изучали:

    ¨ национальную экономику

    ¨ отдельные отрасли

    ¨ международную экономику

    þ экономику отдельной фирмы

    þ поведение индивида в условиях рынка

    744. Основой взглядов маржиналистов на процесс ценообразования являтся:

    ¨ теория трудовой стоимости

    ¨ теория издержки

    ¨ теория вменения

    þ субъективная полезность

    þ ценность

    745. Основы "эластичности спроса" были разработаны:

    þ Курно А.

    ¨ Маршаллом А.

    ¨ Визером Ф.

    ¨ Менгер К.

    ¨ Тюненом И.

    746. Первыми обратили внимание на тенденцию убывания полезности:

    ¨ Менгер К.

    þ Госсен Г.

    ¨ Бем-Баверк Е.

    ¨ Вальрас Л.

    þ Бутовский А.И.

    747. Согласно К. Менгеру, стоимость (ценность) определяется:

    ¨ количеством труда, затраченного на производство товара

    ¨ соотношением спроса и предложения на производный товар

    þ наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса

    ¨ издержками производства

    ¨ ценой используемых ресурсов

    748. Первыми описали условия формирования рыночного равновесия:

    ¨ Бем-Баверк Е.

    ¨ Визер Ф.

    þ Вальрас Р.

    ¨ Фишер И.

    þ Маршалл А.

    749. Разработчиками принципов предельной производительности труда и предельной производительности капитала являлись:

    ¨ Джевонс У.

    þ Тюнен И.

    ¨ Бем-Баверк Е.

    þ Кларк Дж.

    ¨ Курно А.

    750. Принцип максимизации суммарной полезности индивида, сформулированный Г. Госсеном, явился основой теорий:

    ¨ Вальраса Л.

    þ Маршалла А.

    þ Джевонса У.

    þ Тюнена И.

    ¨ Парето В.

    751. Основой понятия "альтернативные издержки", сформулированного Ф. Визером, является:

    þ издержки отказа от других направлений использования

    ¨ сравнительные издержки

    þ издержки использования данного продукта самим производителем

    ¨ абсолютные издержки

    ¨ внутренние издержки

    752. Утверждение о максимуме совокупной полезности для большинства вариантов распределения считал ошибочным:

    ¨ Госсен Г.

    ¨ Курно А.

    ¨ Менгер К.

    þ Вальрас Л.

    þ Парето В.

    753. Главными разработчиками ординалистической теории являются:

    ¨ Менгер К.

    ¨ Джевонс У.

    ¨ Маршалл А.

    þ Парето В.

    þ Хикс Дж.

    754. Движение в сторону оптимума благосостояния общества по Парето возможно:

    ¨ при условии снижения общих издержек производства

    ¨ когда задействованы все имеющиеся у общества ресурсы

    ¨ при условии распределения всех ресурсов на равноправной основе, фиксированной ставки процента и улучшения условий труда рабочих

    þ при таком распределении, которое бы увеличивало благосостояние хотя бы одного человека, не нанося ущерб никакому другому

    ¨ при повышении общего уровня эффективности производства

    755. Отрицали, что заработная плата определяется стоимостью средств существования работника:

    ¨ Рикардо Д.

    ¨ Маркс К.

    þ Кларк Дж.

    þ Маршалл А.

    ¨ Петти У.

    756. Первыми графически отобразили функциональную зависимость спроса и предложения в от цены:

    ¨ Парето В.

    ¨ Фишер И.

    ¨ Виксель К.

    þ Маршалл А.

    þ Фридмен М.

    757. Рассматривали процент на капитал как вознаграждение за ожидание:

    ¨ Менгер К.

    þ Бем-Баверк Е.

    ¨ Джевонс С.

    ¨ Тюнен И.

    þ Маршалл А.

    758. Представители маржинализма в своих исследованиях отталкиваются от:

    ¨ совокупных экономических величин

    þ предельных экономических величин

    þ принципа убывания

    ¨ средних экономических величин

    ¨ возрастающих экономических величин

    759. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:

    þ полезности

    þ поведение индивида на рынке

    ¨ процента и ренты

    ¨ факторов производства

    ¨ денежного обращения

    760. Представители первой волны "маржиналистской революции" обосновывали стоимость благ на основе:

    ¨ теории издержек

    ¨ трудовой теории

    þ теории предельной полезности

    ¨ теории факторов производства

    þ принципа ценности

    761. Родоначальниками современного макроэкономического моделирования является:

    ¨ Джевонс У.

    þ Вальрас Л.

    þ Парето В.

    ¨ Маршалл А.

    ¨ Кларк Дж.Б.

    762. "Репрезентативной фирмой" по А.Маршаллу считается:

    þ средняя

    ¨ крупная

    ¨ корпоративная

    ¨ промежуточная

    763. Цена товара А.Маршаллом определяется на основе:

    ¨ затрат труда

    ¨ издержек производства

    ¨ предельной полезности

    þ равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками

    ¨ факторов производства

    764. Принципы статического и динамического равновесия в мгновенном и краткосрочном периодах были разработаны:

    ¨ Джевонсом У.

    þ Маршаллом А.

    þ Кларком Дж.Б.

    ¨ Вальрасом Л.

    ¨ Парето В.

    765. Согласно В.Парето критерием достижения общего экономического равновесия является:

    ¨ принципы максимизации полезности

    ¨ выявление предельной полезности

    þ изменение соотношений предпочтений конкретных индивидов

    ¨ равенство инвестиций и сбережений

    766. Модель Э. Чемберлина "монополистическая конкуренция" соответствовала взглядам:

    ¨ Гильфердинга Р.

    ¨ Каутского К.

    ¨ Митчелла У.

    þ Шумпетера Й.

    þ Хайека Ф.

    767. Возникновение монополии по дифференциации продукта (термин Э.Чемберлина) предполагает ситуацию, когда:

    ¨ происходит снижение цены товара за счет внедрения новой технологии

    þ производится товар, обладающий таким отличительным признаком, который позволяет продавцу занять привилегированное положение на рынке

    ¨ фирма концентрирует основные усилия на рекламе своего товара

    ¨ производится такой ассортимент товаров, который позволяет охватить все потребности данной 7целевой аудиторииu

    ¨ фирма выпускает уникальный продукт

    768. Избыток мощностей в условиях монополистической конкуренции по Э.Чемберлину обусловлен формированием цен на уровне:

    ¨ ниже общих издержек производства

    ¨ общих издержек производства и нормальной прибыли

    þ выше общих издержек производства

    ¨ общих издержек производства

    ¨ внешних издержек производства

    769. Согласно Дж.Робинсон, в условиях несовершенной конкуренции размеры (мощности) фирм:

    þ превышают оптимальный уровень

    ¨ оптимальны

    þ больше, чем предъявляемый спрос на продукцию

    ¨ находятся в зависимости от конъюнктуры рынка

    ¨ не достигают оптимального уровня

    770. Дж.Робинсон ввела понятие "дискриминация в ценах", которое означает:

    ¨ вытеснение монополией средних и мелких фирм на основе ценовой конкуренции

    ¨ возможность монополиста назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции

    þ установление различного уровня цен на одну и ту же продукцию

    ¨ возможность продажи товара по цене, превышающей цену рынка чистой конкуренции

    þ сегментацию монополией рынка на основе различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей


    1. Кузнецова Л.И., Гельфанд С.Ю., Попов И.Г. и др. Пищевая ценность консервированных продуктов в тубах для питания летчиков и космонавтов / Космич. биол. и авиакосмич. мед. - 1985

    2. Первые космические полеты человека / Под ред. М.Н. Сисакяна, В.И. Яздовского. - М.: АН СССР, 1963 - С. 37-39.

    3. Попов И.Г. Питание и водоснабжение / Основы космической биологии и медицины: Совместное советско-американское издание. - М.: Наука, 1974 - С. 35-70.

    4. Попов И.Г. Некоторые итоги изучения питания космонавтов в полете / Матер. XVI науч. сессии Ин-та питан. АМН СССР / Под ред. А.Л. Покровского. - М.: Медицина, 1969 - С. 138-140.

    Основные экономические школы и их характеристики

    Меркантилизм

    Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

    Различают ранний и поздний меркантилизм.

    В основе раннего меркантилизма - увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

    Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

    Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

    Наиболее известные представители меркантилизма:

    Томас Мен (1571-1641)

    Антуа де Монкретьен (1575-1621)

    Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

    С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

    Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

    Физиократы

    Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

    Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

    Основными представителями школы являлись:

    Франсуа Кенэ (1694-1774)

    Анн Робер Тюрго (1727-1781)

    Классическая школа политэкономики

    Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

    Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

    Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

    Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

    Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

    Экономическая школа утопического и научного коммунизма

    Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

    Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

    С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

    Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

    Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

    Марженализм

    Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

    Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

    Карл Менгер

    Фридрих Визер

    Леон Вальрас

    Эйген-Бем-Баверк

    Уильям Стэнли Джевонс

    Основная идея - использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от егопредельной полезности для потребителя.

    Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

    Неоклассическая школа

    Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

    Представители неоклассической школы:

    Альфред Маршал

    Артур Пигун

    Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

    Кейнсианство

    Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служитважнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формированиенационального дохода.

    Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

    Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

    Экономическая школа Институционализма

    Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

    Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

    Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

    Представители школы институционализма:

    Дж.Коммонс

    У.Митчелл

    Дж.Гэлбрейт

    Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)

    Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

    Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

    По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

    Предмет и методы экономической теории. Экономические законы, функции и категории\

    Современное определение предмета экономической науки исходит из ограниченности ресурсов и удовлетворения на этой основе человеческих потребностей. Сущность этого определения в том, что предметом экономической теории считается изучение поведения людей в условиях ограниченности средств для достижения поставленных целей в сфере экономической деятельности. Это наука о том, как люди выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и разумно их распределить.

    Оригинальным является определение предмета экономической теории, согласно которому он представляет собой совокупность знаний, дающих ответ на вопросы: “Что? Как? Для кого производить?”. Это определение объединяет понятие редкости ресурсов с проблемой выбора, который должны сделать люди в поисках наиболее эффективного варианта производства. Рациональное экономическое поведение людей связано с минимизацией затрат и максимизацией выгоды.

    Свои предметы исследования имеют микроэкономика и макроэкономика. Этими понятиями с точки зрения объекта исследования условно обозначаются разделы экономической теории. Предмет микроэкономики - исследование поведения фирмы, домохозяйства в рыночной экономике с их правом осуществления выбора хозяйственных решений, исследование воздействия государства на фирмы, а также анализ интересов индивидов и конъюнктуры частных рынков. Макроэкономика исследует национальное хозяйство как единое целое, включая хозяйственные связи между отраслями и сферами экономики. Она анализирует национальный доход, динамику расходов и цен, безработицу и занятость и т.д.

    Экономический закон - это прочная, устойчивая, существенная, необходимая, постоянно повторяющаяся связь, взаимозависимость явлений и процессов экономической жизни. Экономические законы возникают и действуют только в человеческом обществе. Они проявляются через деятельность людей на разных этапах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

    Экономические законы выражают количественные и качественные стороны экономических явлений и используются для их измерения. Они различаются по внутреннему содержанию, по срокам и сферам действия.

    Экономические законы объективны, взаимосвязаны и комплексно выражают сущность явления в развитии. Одни экономические законы действуют во всех экономических системах, другие - только в некоторых. Так, закон повышения производительности труда действует во всех способах производства, а закон стоимости начинает действовать при зарождении рабовладельческого способа производства. Неуправляемое действие экономических законов может отрицательно сказаться на развитии общественного строя в целом.

    Одним из методов экономической теории является логический метод изучения экономических процессов, т.е. исследование мысли со стороны ее структуры и формы. С помощью этого метода выявляются общие для экономических систем признаки и различия, осуществляется логический переход от простого к сложному.

    Так, чтобы уменьшить действие стихийных сил в экономике или уменьшить их разрушительные последствия, люди стремятся познать логику хозяйственного развития как в масштабах микро-, так и в масштабах макроэкономики.

    Метод научной абстракции состоит в освобождении исследуемого объекта от случайного, временного и поиске постоянных, характерных признаков, в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон экономического явления. Результатом научной абстракции являются понятия и категории науки. Познание начинается с исследования конкретного эмпирического материала и на основе общих понятий объясняется его многообразие. Это путь восхождения от абстрактногокконкретному. Этот метод применяется тогда, когда нет возможности для экономического экспериментирования.

    Исторический метод в экономической теории предполагает исследование экономических процессов и явлений во времени, то есть в процессе их возникновения, развития и гибели. Такой подход позволяет представить все особенности любой экономической системы, способа производства, но затрудняет анализ обилием описательного материала.

    Диалектический метод исследования дает возможность выявлять внутренние противоречия в экономике как движущую силу ее развития. Экономических систем и методов ведения хозяйства, свободных от противоречий, человеческое общество еще не знало. С помощью диалектического метода определяются пути разрешения противоречий, способы их преодоления. Степень остроты этих противоречий дает возможность выяснить, когда экономическая система прогрессирует в своем развитии, а когда тормозит общественный прогресс.

    Экономическая теория использует различные инструментынаучного познания, к которым относятся анализ и синтез,индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство.

    Экономические системы представляют собой сложную совокупность различных составляющих, для всестороннего исследования которых необходимо сначала изучить эти составляющие, то есть разделить явление на части - осуществить анализ. Затем необходимо создать целостную картину экономического строя, для чего проводится его синтез - соединение частей исследуемого. Анализ и синтез делаются мысленно и имеют прямое отношение к логическому методу экономических исследований.

    Сравнение позволяет определять сходство или различие экономических процессов и явлений. Здесь используется экономико-математическое моделирование, которое в формализованном виде дает возможность прогнозировать экономические явления, определять их причины, закономерности и последствия. Наибольшее значение в экономической науке имеет микро- имакромоделирование.

    В экономических исследованиях нередко используется аналогия, то есть перенос одного или ряда свойств с уже известного экономического явления на неизвестное.

    Практикуется также использование гипотезы, которая представляет собой научно-обоснованное предположение о причинах или связях явлений и процессов в экономике.

    Обосновывает истинность одной мысли с помощью другой и такой инструмент научного познания в экономике какдоказательство.

    Процесс обновления методов и инструментов научного познания экономики не знает предела.

    Определение функций экономической науки связано с еепредметом и предполагает использование ее для решения нетолько теоретических, но и практических проблем.

    Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеетпознавательная функция экономической теории. Знание экономики - составной элемент высокого уровня образования, условие эффективной экономической политики. Сущность познавательной функции состоит в изучении закономерностей развития экономической системы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций экономического развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, так как цивилизованные экономические формы рассчитаны на подготовленных в экономическом плане людей. Познавательная функция предполагает глубокое изучение экономических явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.

    Практическая (прагматическая) функция экономической науки заключается в реализации рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к производству. В свою очередь, экономическая практика - источник научных выводов и заключений. На практике непосредственно реализуется экономическая политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рационального ведения хозяйства. С момента своего возникновения экономическая наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и государства. Проведение экономической реформы в России обусловливается отчасти умением использовать результаты мировой хозяйственной практики.

    Методологическая функция представляет собой определение с помощью общей экономической науки фундаментальных, теоретических основ комплекса всех других экономических наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования и др.), функциональные (экономика труда, финансов и др.), а также экономические дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография и др.). Экономическая наука - это методологическая основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга. Она предлагает средства, научный инструментарий для о существления научных исследований.

    В современных условиях возрастает роль прогностической функции экономической науки. Экономическая теория дает научные основы для составления прогнозов, определения перспектив экономического развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития экономической системы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию экономическая наука выполняет примерно с середины ХХ века.

    Некоторые экономисты выделяют критическую функцию экономической науки. Сущность ее заключается в том, что выявляются не только достижения и недостатки различных экономических систем, но и определяются устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, экономические связи в системах рабства и феодализма). Эта функция предполагает нахождение различий между прогрессивными и регрессивными экономическими структурами.

    Регулирование - это действие, деятельность, направленная на получение заранее заданногорезультата, запрограммированных показателей. К определению проблемы регулирования как фундаментальной проблеме экономической теории имеются разные подходы, которые сходны концептуально, но различаются некоторыми нюансами.

    Процесс регулирования характеризуется сложностью, о чем свидетельствует множественность экономической терминологии, обозначающей эту проблему: регулирование экономики, регулирование рынка, государственное регулирование, социальное регулирование, регулирование экономических связей и так далее. Исходя из этого, можно выделять отдельные объекты экономического регулирования: экономика, рынок, хозяйственные связи, оплата труда, налоги, денежное обращение и прочее. Целенаправленное воздействие на объект - это основная задача экономического регулирования.

    Субъектами экономического регулирования выступают те, кто представляет, выражает и реализует экономические интересы. Государственное регулирование имеет целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения.

    Целью экономического регулирования является приспособление функционирующей экономической системы к постоянно изменяющимся условиям существования. Экономическое регулирование может целым рядом признаков выявить слабость хозяйственного механизма перед лицом долговременной перспективы и тем самым обнаружить свою стратегическую несостоятельность. Разработка путей и методов регулирования - фундаментальная проблема, так как хозяйственный механизм в рыночной экономике подчиняется определенному порядку, правилам, устанавливается необходимое для экономики взаимодействие различных частей этого механизма.

    Понятие производства и его значение в жизни общества. Понятие и виды ресурсов

    Производство можно рассматривать и в более широком плане - как общественное производство, в котором материальное играет ведущую, определяющую роль. Понятием "общественное производство" фиксируется тот факт, что люди производят не только вещи и материальные блага, но и свою социальность: общественные отношения, социальные институты, духовные ценности.

    Способ производства - представляет собой единство двух сторон - производительных сил и производственных отношений, выражающих два ряда отношений людей: отношения к природе и друг к другу.

    Исторические этапы развития производства отражаются понятиями - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй общества.

    Общими и необходимыми компонентами процесса труда являются предмет труда, средства труда и сам труд, составляющие в своем единстве производительные силы. Предмет труда - это все то, к чему человек прилагает свои усилия. Предмет труда является пассивным элементом производства. Он подвергается различным изменениям и преобразуется в продукт, нужный для человека.

    Вторым элементом производительных сил являются средства труда, т.е. вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Предмет труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства. Таким образом, производительные силы - это созданные обществом средства производства (прежде всего, орудия труда), а также люди, обладающие навыками к труду, способные осуществлять процесс производства материальных благ. Функционирование средств производства зависит от умения, знаний и опыта людей. Здесь важное значение приобретают наука, образование, культура.

    Производительные силы изменяются количественно и качественно. Показателем количественных изменений является уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда, техники. Качественные изменения обнаруживаются в их характере, в том, какие силы природы используются человеком (например, сила животных или электричество) и как, каким способом они используются, - создаются и приводятся в действие индивидуальным или коллективным трудом.

    Необходимой стороной производства являются собственно производственные отношения, представляющие совокупность материальных, экономических отношений между людьми. Они тоже обладают объективной реальностью и складываются независимо от воли и желания людей, но во многом зависят от уровня и характера производительных сил. Производственные отношения являются ведущими, определяющими все другие (частично и идеологические) отношения. И это не случайно, ибо производственные отношения связаны главным образом с собственностью. Складываясь в сфере производства, отношения собственности во многом определяют отношения обмена, распределения и потребления продуктов труда. Собственность - это не свойство вещей, а особый вид отношений к средствам производства.

    Производительные силы и производственные отношения -это две стороны единого процесса производства. Отделить их друг от друга можно лишь в абстракции. Их взаимодействие подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Сущность такого соответствия состоит в том, что изменения в производительных силах и в первую очередь в орудиях труда вызывают соответствующие изменения производственных отношений. Однако это вовсе не означает, что каждое изменение в производительных силах сразу находит свое отражение в производственных отношениях. Дело в том, что развитие производительных сил происходит непрерывно, в то время как изменение производственных отношений проявляется главным образом при замене одного способа производства другим.

    Ресурсы - это имеющиеся возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

    Ресурсы многообразны и могут быть классифицированы по-разному.

    Природные ресурсы, т.е. имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, благоприятные условия для сельского хозяйства, выгодное географическое положение.

    Ресурсы, созданные и накопленные предыдущими поколениями для производственной деятельности и потребления, т.е. имеющиеся предприятия, транспортные системы, жилые дома и т.д.

    Людские ресурсы с.их опытом, квалификацией, уровнем образования, а также предпринимательскими способностями.

    Денежные, золотовалютные и другие ресурсы.

    Технология и научно-технические ресурсы, т.е. имеющиеся у общества накопления, заделы современного технологического прогресса и т.д.

    Возможны и другие классификации ресурсов. Например, по альтернативности возможностей их использования, взаимозаменяемости, исчерпаемости и неисчерпаемости в данный период времени и т.д. Однако независимо от типа классификации все ресурсы имеют общее - они характеризуют исходную и основную предпосылку экономической деятельности: наличие ресурсов необходимого качества и многообразия является исходным условием для создания благ и, следовательно, удовлетворения потребностей.

    В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

    1. природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последние в последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»);

    2. материальные­ – все созданные человеком («рукотворные») средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства);

    3. трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

    4. финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

    Классификация потребностей по пирамиде А.Маслоу

    Американский психолог Абрахам Маслоу в течение всей своей жизни пытался доказать тот факт, что люди постоянно находятся в процессе самоактуализации. Под этим термином он имел ввиду стремление человека к саморазвитию и постоянной реализации внутреннего потенциала. Самоактуализация является высшей ступенью среди потребностей, которые составляют несколько уровней в человеческой психике. Эта иерархия, описанная Маслоу в 50-х годах 20 века, получила название «Теория мотивации» или, как принято называть её сейчас, пирамида потребностей. Теория Маслоу, то есть пирамида потребностей имеет ступенчатую структуру. Сам американский психолог объяснил такое возрастание нужд тем, что человек не сможет испытать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные и более примитивные. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная иерархия.

    Классификация потребностей

    Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

    Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации согласно теории Маслоу будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

    Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.

    Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.

    Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.

    Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

    Факторы производства, стадии производства и их характеристики

    Факторы производства - ресурсы, которые необходимо затратить, чтобы произвести товар. Такимифакторами производства являются труд и технология (человеческие ресурсы), земля и капитал (имущественные ресурсы). Приняты следующие определения факторов производства:
    труд - физическая и умственная деятельность человека, направленная на достижение полезного результата;
    технология - научные методы достижения практических целей, включая предпринимательские способности;
    земля - все, что предоставила природа в распоряжение человека для его производственной деятельности (земля, полезные ископаемые, вода, воздух, леса и пр.);
    капитал - накопленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, необходимых для создания материальных благ.

    Иная трактовка факторов производства содержится с учебниках “Экономикс”. Она основывается на теории трех факторов производства, выдвинутой французским экономистом Ж.-Б. Сэем. В “Экономикс” ресурсы подразделяются на:
    1) материальные - земля, или сырьевые ресурсы, и капитал;
    2) людские - труд и предпринимательская способность. Таким образом, в неоклассической теории выделяются четыре фактора.
    Земля. Сюда включаются все естественные ресурсы, так называемые “даровые блага природы”, применяемые в производственном процессе. К ним, например, относятся такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефти, водные ресурсы, воздух.
    Капитал. В него включаются все произведенные средства производства, т.е. все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские помещения, транспортные средства, сбытовая сеть, используемые в производстве и доставке товаров и услуг к конечному потребителю. Все эти элементы капитала называют инвестиционными товарами в отличие от потребительских товаров, непосредственно удовлетворяющих потребности людей. Следует отметить, что в данном случае под термином “капитал” не подразумеваются деньги, они выступают как финансовый капитал и не являются реальным капиталом и экономическим ресурсом.
    Труд. Этот термин обозначает целенаправленную деятельность человека, применение совокупности его физических и умственных способностей для достижения какого-либо результата. Работы, выполняемые лесорубом, токарем, пекарем, педагогом, врачом, артистом, ученым и др., объединяются общим понятием “труд”.
    Предпринимательская деятельность. Особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Этот фактор выделяется в учебниках “Экономикс” в качестве особого в силу специфики предпринимательской деятельности, которая заключается в том, что:
    1) предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара и услуг. Он выступает как бы катализатором этого процесса;
    2) предприниматель берет на себя трудную задачу принятия решений и ответственности за их выполнение;
    3) предприниматель - это новатор;
    4) предприниматель - человек, идущий на риск.
    В эпоху НТР возникают так называемые специфические факторы производства. К ним относятся информация, наука, технология, производственная и социальная инфраструктура. Они имеют особое, всевозрастающее значение.