Перспективы развития пищевой отрасли в китае. Перспективы экономики Китая

С конца 1970-ых Китай переориентировался от закрытой, центрально-плановой системы до экономики более ориентированной на рынок, которая является одной из крупнейших в мире - в 2010 году Китай стал самым большим в мире экспортером. Реформы начались с коллективизированного сельского хозяйства и расширились путем постепенной либерализации цен, финансовой децентрализации, увеличения автономии для государственных предприятий, создания разнообразной банковской системы, развития фондовых рынков, быстрого роста частного сектора и повышения открытости к внешней торговле и инвестициям. Китай осуществил реформы постепенно.

В последние годы Китай возобновил свою поддержку государственных предприятий в секторах, которые он считает важным для "экономической безопасности," явно нацелившись на лидерство в глобальной конкуренции. После поддержки курса валюты в жесткой привязке с доллару США в течение многих лет, в июле 2005 года Китай переоценил курс юаня и двинулся в сторону оценки его обменного курса по отношению к корзине валют. Вместе с тем, обменный курс все же оставался фактически привязанным к доллару до июня 2010 года, когда Пекин вновь решился на постепенную переоценку юаня.

Реструктуризация экономики и повышение эффективности способствовало более чем десятикратному увеличению ВВП Китая за период с 1978 по 2010 год. Измеренный исходя из паритета покупательной способности валют (PPP), данный показатель в 2010 году стал вторым по величине в мире после США, превзойдя Японию в 2001 году. Долларовая стоимость объем сельскохозяйственного и промышленного производства Китая уже превышает аналогичные показатели США; Китай является вторым после США по совокупной стоимости сектора услуг, которые он производит. Однако, доход на душу населения остается ниже среднемирового.

Китайское правительство сталкивается с многочисленными экономическими трудностями, включая: (a) сокращение высокой внутренней нормы сбережений и соответственно низкого внутреннего спроса; (b) поддержка соответствующего роста занятости для десятков миллионов мигрантов и создание новых рабочих мест; (c) сокращение коррупции и других экономических преступлений; и (d) нанесение вреда окружающей среде и рост социального неравенства, которое имеет отношение к быстрому преобразованию экономики. Экономическое развитие шло гораздо более быстрыми темпами в прибрежных областях чем в глубине страны и приблизительно 200 миллионов сельских чернорабочих и их дети переселились в города, чтобы найти работу. Последствие политики "одного ребенка" - то, что Китай - теперь одна из наиболее быстро стареющих стран в мире. Ухудшение в окружающей среде - особенно загрязнение воздуха, эрозия почвы, и устойчивое падение горизонта грунтовых вод, особенно на севере - является другой долгосрочной проблемой. Китай продолжает терять пахотную землю из-за эрозии и экономического развития. Китайское правительство стремится добавить способность выработки энергии из источников кроме угля и нефти, сосредотачиваясь на ядерном и альтернативном энергетическом развитии.

В 2009 году глобальный экономический кризис понизил спрос на китайский экспорт впервые за многие годы, но Китай быстро восстановился до роста примерно 10% в год, выиграв у всех других крупных промышленно-развитых стран. Экономика Китая, как представляется, будет расти устойчивыми темпами и в 2011-2016 гг., в основном по причине политике стимулирования, которую правящий режим проводил во время глобального финансового кризиса. Правительственные обещания, содржащиеся в 12-ом Пятилетнем Плане, принятом в марте 2011 года, направлены на продолжение преобразования экономики и подчеркивают необходимость увеличить внутреннее потребление, чтобы сделать экономику менее зависящей от экспорта в будущем. Однако, Китай, вероятно, сделает только отдельные успехи на пути к этим целям. Двумя экономическими проблемами, с которыми в настоящее время сталкивается Китай, является инфляция - которая, в конце 2010 года, превысила целевые показатели правительства 3% и долги местных органов власти, которые резко возросли в результате политики стимулирования и которые можно отнести к долгам плохого качества.

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР - это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. К 2020 году Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.

Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В КНР свыше 384 млн пользователей Интернета, страна также лидирует в мире по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 млн пользователей на апрель 2007 года). В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская «Силиконовая долина». Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию.

ВВП Китая в 2010 году составил 6,27 трлн. долл. по сравнению с 5,02 трлн. долл. годом ранее. ВВП Китая в 2010 году, рассчитанный с учётом паритета покупательной способности (ППС) валют, по данным МВФ составил 10,1 трлн. долл., а в 2011 году - 11,2 трлн.

Промышленность Китая

Реформы в Китае привели к изменениям в распределении деловой активности и промышленности. Во времена Мао Цзэдуна новые чугуно- и сталеплавильные заводы, предприятия автомобильной промышленности и машиностроения строились преимущественно на севере и северо-востоке страны, в таких городах, как Аньшань, Шэньян, Гирин (Цзилинь) и др. От прошлого унаследованы крупные промышленные центры, например город Шанхай.

Открытие Китая для притока иностранных инвестиций и образование специальных экономических зон стимулировали перемещение новой волны индустриальной активности в прибрежные районы, в частности в Южный Китай. Провинция Гуандун воспользовалась своим соседством с Сянганом (Гонконгом), а провинция Фуцзянь – связями с Тайванем. Рост экономической активности в Гуандуне имел особо важное значение, и этот район сейчас превратился в основной источник валютных поступлений. Былое превосходство Шанхая как промышленного центра было восстановлено после создания нового индустриального комплекса на р.Хуанпу. Прибрежные города северных провинций также извлекли пользу из иностранных инвестиций и новых связей с мировым рынком.

В настоящее время Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР является крупнейшим мировым автопроизводителем (18 млн в 2010 году). На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

По состоянию на 2010 год промышленность и строительство составили 46,8% ВВП Китая. В 2009 году приблизительно 8% полного выпуска продукции обрабатывающей промышленности в мире имели китайское происхождение, и Китай занял третье место во всем мире в объеме промышленного производства в 2009 году (первое - ЕС и второе - США). Исследования показывают, что в 2010 году Китай произвел 19,8% продукции обрабатывающей промышленности в мире и стал крупнейшим производителем в мире, после того, как США занимали ту позицию в течение приблизительно 110 лет.

Главные отрасли промышленности включают горную промышленность и переработку руды; производство железа и стали; алюминия; угля; машиностроение; производство вооружения; текстиля и одежды; нефти; цемента; химическую промышленность; производство удобрений; пищевую промышленность; производство автомобилей и транспортного оборудования, включая вагоны и локомотивы, суда и самолеты; производство потребительских товаров, включая обувь, игрушки и электронику; телекоммуникации и информационные технологии. Китай стал привлекательной площадкой для размещения заводов. рост производства способствовал повышению доходов и занятости в Китае. Государственный сектор в промышленности все еще составляет приблизительно 30% ВВП. В последние годы власти уделяли большее внимание управлению государственными активами на финансовом рынке.

Начиная с основания Народной республики промышленному развитию в КНР уделили значительное внимание. Среди различных отраслей машиностроение и металлургическая промышленности получили самый высокий приоритет. Одни только эти две отрасли теперь дают приблизительно 20-30% стоимости полного объема промышленного производства в стране. Правда, в данных отраслях, как в большинстве других отраслей промышленности, экстенсивный рост преобладал над интенсивным, в результате чего страдали ассортимент и качество продукции. Объем промышленного производства рос в среднем более чем на 10% ежегодно в течение последних двух десятков лет, превзойдя все другие сектора по темпам экономического роста и степени модернизации. Некоторые отрасли тяжелой промышленности и производители товаров национального стратегического значения, остаются в государственной собственности, однако остальные компании являются частными или частно-государственными совместными предприятиями.

Развитие химической промышленности направлено на увеличение производства химических удобрений, пластмасс и синтетических волокон. Рост этой промышленности поставил Китай среди ведущих в мире производителей азотных удобрений. В секторе товаров народного потребления главный акцент делается на текстиле и одежде, которые также являются важной частью экспорта Китая. Текстильное производство, быстрый рост которого происходит благодаря в основном производству синтетических тканей, составляет приблизительно 10% от объема промышленного производства и продолжает быть важной отраслью, однако менее значимой чем прежде. Промышленность рассредоточена по всей стране, но есть много текстильных центров, включая Шанхай, Гуанчжоу и Харбин.

Главные государственные отрасли промышленности - производство железа, стали, угля, машиностроение, легкая промышленность, производство вооружений и текстильная промышленность. В результате проведенных экономических реформ, существенно увеличилось производство на предприятиях, поддерживаемых местными органами власти, особенно в небольших городах и деревнях и, все более и более, частными предпринимателями и зарубежными инвесторами. Промышленная перепись 1996 года показала наличие в стране 7342000 индустриальных предприятий (по ссстоянию на конец 1995 года); полная занятость на промышленных предприятиях составляла приблизительно 147 миллионов человек. Согласно переписи 1999 года, в стране уже было 7930000 индустриальных предприятий (на конец 1999 года, включая небольшие городские и деревенские предприятия); полная занятость на принадлежащих государству предприятиях составила приблизительно 24 миллиона человек. С 2000 года значительно выросла автомобильная и нефтехимическая промышленности страны. Продукция машиностроения и электронная продукция стали главными экспортными товарами Китая. Строительный сектор Китая также значительно вырос с начала 1980-ых. В 21-ом столетии инвестиции в капитальном строительстве ежегодно росли опережающими темпами. В 2001 году инвестиции увеличились на 8,5% за предыдущий год, в 2002 году - на 16,4%, в 2003 году - на 30%. Промышленный сектор в 2004 году составил 44,1% ВВП и обеспечил 22,5% полной занятости. В 2005 году объем ромышленного производства и строительства составил 53,1% ВВП.

Китай - крупнейший производитель стали в мире, и сталелитейная промышленность быстро увеличивала свое производство в последние годы. Производство железной руды шло в ногу с производством стали в начале 1990-ых, но значительно отстало в связи с началом импортом железной рудой и других металлов в начале 2000-ых. Производство стали выросло с приблизительно 140 миллионов тонн в 2000 году до 419 миллионов тонн в 2006 году. Большая часть стали производится на небольших предприятиях. Китай - основной экспортер стали в мире. Объем экспорта стали в 2008 году составил 59,23 миллионов тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2007 годом).

К 2006 году Китай стал третьим по величине производителем транспортных средств в мире (после США и Японии) и вторым по величине потребителем (только после США). Производство автомобилей буквально взлетело за время реформ. В 1975 году было произведено только 139800 автомобилей, но к 1985 производство достигло 443377 единиц, затем подскочило к почти 1,1 миллионам в 1992 году и далее увеличивалось равномерно каждый год вплоть до 2001 года, когда достигло 2,3 миллионов единиц. В 2002 году производство автомобилей в Китае выросло до почти 3,25 миллионов, в 2003 году - до 4,44 миллионов, в 2004 году - до 5,07 миллионов, в 2005 году - до 5,71 миллионов, в 2006 году - до 7,28 миллионов, в 2008 году - до 8,88 миллионов, в 2009 году - до 9,35 миллионов и в 2009 году - до 13,83 миллионов единиц. Китай стал автомобилестроителем номер один в мире в 2009 году. Внутренние продажи шли в ногу с производством. После представительных ежегодных приростов в середине - и в конце 1990-ых, продажи легкового автомобиля взлетели в начале 2000-ых. В 2006 году в Китае было продано в общей сложности 7,22 миллионов автомобилей, включая 5,18 миллионов единиц легковых автомобилей и 2,04 миллиона единиц грузовиков. С 2010 года Китай стал самым большим в мире производителем транспортных средств так же как и крупнейшим их покупателем.

Следует отметить также, что Китай - крупнейший производитель секс игрушек в мире (70% мирового производства секс игрушек). В стране около 1 000 предприятий в этой промышленности, которая производит продукции приблизительно на 2 миллиарда долларов в год. С 2011 Китай - самый большой в мире рынок для персональных компьютеров.

Энергетика Китая

На протяжении 1950-х годов Китай импортировал относительно небольшое количество нефти из СССР, однако в середине 1960-х годов, после разведки крупного нефтяного месторождения в провинции Хэйлунцзян, перешел на самообеспечение. С последующими открытиями нефтяных месторождений, особенно в провинциях Шаньдун и Хэбэй, потенциальные возможности добычи нефти увеличились более чем вдвое. По данным на начало 1997 года, общие запасы нефти в КНР составляли 94 млрд. т. Крупные запасы нефти разведаны в Северо-Западном Китае – в провинции Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в Цайдамской впадине (Тибетское нагорье); в Северо-Восточном Китае – в долинах рек Сунгари и Ляохэ. В начале 1980-х годов Китай предпринял интенсивную разведку шельфа. Выявлены перспективные месторождения нефти в Бохайском и Ляодунском заливах, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В 1996 году Китай вышел на пятое место в мире по добыче нефти.

По сравнению с Японией, Западной Европой и Северной Америкой, фабрики и заводы в Китае на единицу выпускаемой продукции, как правило, расходовали в три раза больше электроэнергии. Однако с принятием мер по рационализации экономики в 1980-е годы Китай открыл для себя новый «источник» энергии – экономию энергоресурсов. Результат вышел далеко за рамки простого повышения эффективности конкретных промышленных процессов и привел к корректировке структуры энергопотребления. Различные энергосберегающие мероприятия, включающие закрытие наиболее устаревших заводов и привлечение в страну новых зарубежных предприятий и технологий, позволили сократить общее потребление энергии почти на 40%.

С начала 1970-х годов было предпринято несколько попыток решения проблемы дефицита электроэнергии в сельской местности. Так, строительство мелких гидроэлектростанций принесло заметные перемены в отдельных горных районах Южного Китая, где выпадает большое количество осадков. В других местах на пустующих склонах отводились участки для посадки деревьев специально на дрова. Повсеместно стали применяться более совершенные печи для приготовления пищи. Открытие частных небольших угольных шахт облегчило проблему снабжения топливом в некоторых провинциях.

Китай некогда обеспечивал энергоресурсами не только себя, но и своих соседей - Южную Корею и Японию. С 1993 года он переместился из первой группы поставщиков энергоресурсов во вторую, став нетто-импортёром нефти, а ещё через 10 лет - в 2003 году он занял второе место в мире после США по импорту нефти. С этих пор Пекину требуется проводить чётко проработанную стратегию энергетической безопасности во внешней политике.

В структуре энергобаланса в Китае всегда доминировал каменный уголь, за ним следовали гидроэнергия, нефть и атомная энергия. В Китае сосредоточены богатейшие залежи каменного угля, страна занимает первое место в мире по его добыче. Месторождения сконцентрированы преимущественно в северных и северо-восточных провинциях (только на провинцию Шаньси приходится около четверти всей добычи угля). Среди наиболее крупных центров угледобычи выделяются Хуайнань, Хэган, Кайлуань, Датун, Фушунь, Фусинь. Кроме того, по всей стране рассеяна масса мелких месторождений, и примерно половина угля добывается на 11 тыс. мелких угольных шахт.

Правда, после того, как в 2003 году экспорт угля достиг отметки в 70 млн тонн, объёмы экспорта стали падать. Происходило наращивание импорта в основном из Австралии и Индонезии. Руководство крупнейших угольных корпораций заверяет, что это лишь временная мера, и проблема будет в скором времени решена за счёт наращивания местного уровня производства. Однако по оценке Energy Information Administration, импорт коксующегося угля будет только расти, и если в 2004 году он составил 7 млн тонн, то в 2030 году будет равен 59 млн тонн.

Бурный экономический рост ставит КНР во всё большую зависимость от импорта энергоресурсов. Это двусторонний процесс, в результате которого Китай всё больше влияет на мировые рынки энергоресурсов, энергетическую политику других стран, мировые цены на энергоресурсы, стимулирует прирост производства, а также перераспределение и создание новых каналов поставок. Так, в настоящее время доля импорта Китая на мировом рынке нефти - 8%, а в мировом росте спроса с 2000 года - 30% . При этом по расчётам Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), на всю Азию в течение следующих 15 лет придётся половина совокупного роста потребления нефти. Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что наметился постепенный переход доминирования в сфере энергетики от развитых к развивающимся странам. Энергобезопасность становится при этом вопросом национальной безопасности, сохранения темпов экономического развития, а также экологии.

В целях диверсификации потребления энергетических ресурсов Китаю необходимо увеличить долю потребления природного газа. На газ приходится лишь 3-4 % энергопотребления, в то время как в большинстве остальных стран эта цифра составляет 20-25 %. По оценкам Energy Information Administration, потребление этого вида топлива, начиная с 2003 по 2030 год, будет расти в среднем на 6,8 % ежегодно. К 2020 году Китай будет потреблять 200 млрд кубометров природного газа, и только 120 млрд из них будут покрываться за счёт внутренних источников. Между тем, внутренние источники газа сильно ограничены, к 2010 году нехватка достигла 20 млрд кубометров, а к 2015 году достигнет 40 млрд кубометров, по оценкам Центра энергетических исследований Комитета по развитию и реформе.

В последней обнародованной национальной стратегии развития китайской энергетики на период до 2020 года, большую долю составляют планы развития ядерной энергетики. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране.

В 2009 году Китай вышел на третье место в мире по сумарным мощностям ветроэнергетики - 25104 МВт. В конце 2009 года около 90 китайских компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производили различные компоненты.

Во время 11-й пятилетки Китай собирался построить около 30 крупных ветряных электростанций мощностью по 100 МВт и более. Согласно национальному плану развития, установленные мощности Китая должны были вырасти до 30 тыс. МВт к 2020 году. Однако бурное развитие ветроэнергетики в стране позволило пройти этот рубеж уже в 2010 году. В том же году Китай опередил США и стал мировым лидером по установленной мощности ветрогенераторов, превзойдя порог в 40 тыс. мегаватт.

В 2009 году в Китае на возобновляемых источниках энергии работали электростанции суммарной мощностью 226 ГВт. Из них 197 ГВт гидроэлектростанций, 25,8 ГВт ветряных электростанций, 3200 МВт на биомассе, и 400 МВт фотоэлектрических электростанций, подключённых к электрическим сетям. К 2020 году правительство Китая планирует построить 300 ГВт новых гидроэлектростанций, 150 ГВт ветряных электростанций, 30 ГВт станций, работающих на биомассе, 20 ГВт фотоэлектрических электростанций. Суммарная мощность электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии достигнет 500 ГВт., мощности всей электроэнергетики Китая вырастут до 1600 ГВт. к 2020 году.

Сельское хозяйство Китая

Важнейшей отраслью экономики Китая является сельское хозяйство. Ведущая отрасль сельского хозяйства – растениеводство. В 2007 году Китай собрал урожай зерновых в 500 млн. тонн. Это рекордный показатель за всю историю страны. Правительство проводило политику всесторонней поддержки крестьян, стремилось улучшить их жизнь. Крестьянство было полностью освобождено от сельскохозяйственного налога, налога на забой скота и налога на особую сельскохозяйственную продукцию, а также было определено предоставление специальных субсидий, например, субсидии для крестьян, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, субсидии для выведения селекционных семян, для покупки сельскохозяйственных орудий и оборудования. Возросли дотации хлеборобам и платежи уездам, производящим большое количество зерна. Была введена политика минимальных закупочных цен на основные сорта зерновых. В ряде районов введен государственный заказ с гарантированной закупкой урожая у крестьян по гарантированным ценам. Еще одним направлением помощи крестьянам стало упрощение выдачи кредитов крестьянам и оказание безвозмездной помощи.

Китайское правительство отменило все три вида сельских отчислений: в фонд накопления, социальный фонд и фонд административного управления на уровне деревни, а также взимаемые властями дополнительные сборы на просвещение, плановое деторождение, строительство дорог и некоторые другие. Теперь все эти расходы покрываются из государственного бюджета. Таким образом, китайское крестьянство получило большой выигрыш. Среднегодовые доходы крестьян выросли более чем на восемь процентов в последние три года.

Для повышения заинтересованности крестьян в производстве зерновых, Правительство решило крестьянам, занимающимся зернопроизводством выделить специальные средства в размере около 1,4 млрд. долл. США в 2006 г. Еще одним составляющим успеха, которого достигли китайские крестьяне в 2006 году является уверенность в завтрашнем дне. В 2006 году центральное правительство выделило почти 1,94 млрд. долл. США на пособия для сельских жителей. Эта сумма на 20% больше, чем в 2005 году. Правительство пообещало охватить все сельское население страны социальной системой страхования, которая будет включать в себя социальные пособия, социальное страхование, медицинское страхование и т.д.

Медицина остается одной из главных забот для китайских крестьян. Для ее решения сейчас активно внедряется система кооперативного медицинского обслуживания. На конец 2006 года системой такого обслуживания было охвачено население 80% сельских уездов. Участник этой системы выплачивает ежегодно взнос в размере десяти юаней. Еще десять юаней добавляет местное правительство. И, если крестьянин заболел, то практически все расходы на его лечение берет на себя страховая компания.

Большой вклад внесли китайские ученые-селекционеры. Они вывели сотни новых сортов зерновых. Самым большим успехом китайских селекционеров стал гибридный рис, урожайность которого намного превышает урожайность обычных сортов и позволил увеличить сбор зерновых на сотни миллионов тонн за 25 лет. В соответствии с планами китайского правительства к 2020 году страна должна превратиться в ведущую силу в области сельской науки, несмотря на изменения климата и нехватку природных ресурсов.

Приоритетами развития сельского хозяйства в настоящее время и в ближайшие годы являются:

1) укрепление, улучшение и интенсифицирование политики в интересах сельского хозяйства и значительное увеличение;

2) гарантирование основных поставок главных видов сельскохозяйственной продукции и активное содействие роста доходов крестьян;

3) приоритет инфраструктурного строительства в сельском хозяйстве и форсирование совершенствования производственных условий этого сектора;

4) усиление роли науки, техники и людских ресурсов в развитии сельского хозяйства и всемерное развитие обобществленных услуг;

В 2007 году китайское Правительство продолжало укреплять финансовую поддержку сельского хозяйства. Прямые общие субсидии на нужды сельского хозяйства в 2007 году достигли 59 млрд. долл. США, увеличившись на 63% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.Министерство сельского хозяйства Китая в 2007 г. начало проводить в жизнь «десять программ», направленных на развитие современного сельского хозяйства. Цели, установленные на 2007 г., предполагали, что чистый доход крестьян вырастет не менее чем на 5%, а валовой сбор зерна будет не меньше, чем в 2006 году.

Производство зерновых в стране в 2007 году превысило 500 млн. тонн против 497 млн. тонн, произведенных в 2006 г. Аналитики министерства отмечают постепенное снижение годового потребления зерна на душу населения - с 412 кг в 1996 г. до 378 кг в 2006 г.

Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2006 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов.

Общая площадь фруктовых садов увеличилась с 9 млн. га в 1996 году до 10 млн. га в 2006 году, за данный период объем урожая фруктов повысился с 46,53 млн. т. до 95,99 млн. т. В настоящее время производство фруктов в Китае составляет 17% мирового объема. В 2007 году валовое производство аквапродукции автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай) достигло 94 тыс. тонн, увеличившись на 8%. Чистые среднедушевые доходы рыбаков составили 740 долл. США с приростом в 10%.

В 2007 году в Китае стабильно развивается рыбоводство, на китайском рынке представлен широкий ассортимент продукции водного промысла, цены на морепродукты стабильные, растет торговый оборот. Валовый объем производства в этой сфере за 2007 г. составил около 69,4 млрд. долл. США.

Быстрому развитию рыбного хозяйства во Внутренней Монголии содействует местная и государственная финансовая поддержка. Только в 2007 году государство выделило владельцам 568 рыбацких лодок 158,3 млн. долл. США в виде дотаций, Минсельхоз выделил более 1,7 млн. долл. США на строительство в районе инфраструктуры рыбного хозяйства. В 2008 году главный акцент в работе будет сделан на управлении законодательной базы в сфере животноводства и рыбоводства, речь в основном идет о гарантиях качества и безопасности продукции водного промысла, а также о расширении открытости внешнему миру и повышении уровня международного сотрудничества в этой сфере.

Рост населения страны ведет к увеличению потребления основных видов сельхозпродукции. Основной задачей в 2008 г. министерство называет дальнейшее наращивание производства зерновых культур в стране, как за счет увеличения посевных площадей, так и за счет роста урожайности.

По данным аналитиков Центрально-европейской информационной группы, высокие мировые цены на пшеницу приведут к резкому росту экспорта муки из Китая в текущем сезоне. В частности, по различным оценкам, страна экспортирует в 2007-2008 МГ от 0,7 до 1 млн. тонн муки, поставки будут осуществляться в основном в страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Вьетнам, Индонезия).

Китай располагает развитой мукомольной отраслью, кроме того, довольно высокий урожай пшеницы в текущем сезоне позволяет производить и экспортировать значительные объемы пшеничной муки. Однако экспортеры муки опасаются, что Правительство может ввести ограничения на экспорт пшеницы, поскольку в 2007 г. на рынке Китая наблюдался значительный рост цен на пшеницу и муку, а также на другие продовольственные товары. В 2008 году Китай вновь обеспечил объем сбора зерновых в таких же пределах и сделал все необходимое для достаточного снабжения населения основными видами сельскохозяйственной продукции. Со второго полугодия 2007 г. в Китае наблюдалось быстрое повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, включая свинину и пищевые масла. Это вызвано повышением мировых цен на подобные продукты, повышением себестоимости рабочей силы и ускорением процесса урбанизации в Китае.

Развитие производства и увеличение предложения являются ключевыми для стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию в Китае. В 2008 году Министерство сельского хозяйства продолжило оказывать сельским районам активную помощь в производстве зерна, масличных культур и свинины с тем, чтобы сдержать чрезмерно быстрый рост отечественных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Внешняя торговля Китая

Характерная черта современной китайской экономики - зависимость её от внешнего рынка. По объёму экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80% валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс.наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55% внешнеторгового оборота. Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. С 2004 года Китай уверенно лидирует в мире по объемам экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования, с 2005 года - в целом по объемам высокотехнологичного экспорта.

Текстильная индустрия КНР - первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высшие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира. Эта продукция отличается низким качеством и ценой, совпадающей с ценой аналогичных качественных продуктов.

С середины 1980-х гг было достигнуто обеспечение населения продовольствием. Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44 %). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок. С открытием перевала Нату-Ла в 2006 году увеличился торгового оборота с Индией.

Между тем, положительное сальдо торгового баланса Китая по итогам 2011 года составит 150 млрд. долл. Такой прогноз представило Министерство торговли страны. Таким образом, данный показатель существенно сократится - в 2010 году он составлял 183 млрд долл., а в 2009 году и вовсе превышал 196 млрд долл. В документе отмечается, что перспективы роста экспорта ухудшились в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Транспорт Китая

Восточный Китай, на который приходится треть территории страны, является самым густонаселенным районом мира, однако даже здесь транспортная сеть остается слабо развитой. Общий прирост протяженности китайских железных дорог по сравнению с 1979 составил менее 10%. За этот же срок число пассажирских вагонов увеличилось почти на 70%, а объем пассажирских перевозок – в три раза. Железнодорожные грузовые перевозки за период с 1970 по 1990 возросли вдвое, превысив 1,5 млрд. т в год. Основной объект грузовых перевозок на железнодорожном транспорте – каменный уголь, составляющий более 40% общего тоннажа. В связи с тем, что подавляющая часть залежей высококачественного угля сосредоточена на севере страны, а бурно развивающиеся отрасли промышленности – на юге, среднее расстояние перевозки угля в настоящее время составляет ок. 750 км. В середине 1990-х годов при общей протяженности железнодорожных путей 54 тыс. км двухколейные дороги составляли лишь 25%, а электрифицированные – ок. 12%. Локомотивный парк примерно наполовину состоит из паровозов и лишь на 15% из электровозов.

Быстрыми темпами увеличивались автомобильные перевозки. Общая протяженность шоссейных магистралей в 1995 составила 1,15 млн. км (ок. 85% дорог проложены до 1992), а суммарный объем пассажирских автоперевозок – 10,5 млрд. человек и грузовых – 9,5 млрд. т. Благодаря дотациям проезд в общественном городском транспорте стоит недорого, но автобусный парк устарел и автобусы вечно переполнены. Несмотря на то, что число личных автомобилей остается очень низким (один автомобиль на 480 человек), улицы крупных городов быстро заполнили такси и автомашины, принадлежащие государственным учреждениям и фирмам.

На внутренние водные пути, традиционно игравшие главную роль в перевозке людей и грузов, в настоящее время приходится лишь несколько процентов пассажирских и менее 10% грузовых перевозок. Внутренние судоходные пути имеют протяженность ок. 110 тыс. км, причем 2 тыс. из них принадлежат древнему Великому каналу. Большая часть внутренних речных грузо- и пассажироперевозок приходится на р. Янцзы и ее бассейн (с общей длиной судоходных путей 17 тыс. км).

Выйдя на арену международной торговли, Китай вынужден был заняться развитием морского судоходства. В 1996 году КНР по тоннажу морского флота (17 млн. т) заняла 10-е место в мире. Морской флот состоит из универсальных и комбинированных судов, сухогрузов, танкеров. Суммарный объем грузов, обрабатываемых ежегодно в крупных китайских портах, достигает 500 млн. т. Китайские авиакомпании, образованные после раздела единой национальной авиакомпании в 1984, провели модернизацию самолетного парка, главным образом за счет закупки «Боингов-747» и других американских авиалайнеров. Однако уровень обслуживания на китайских авиалиниях и статистика в сфере безопасности полетов оставляют желать лучшего. Всего в стране действуют ок. 500 внутренних и 60 международных авиалиний; в 1995 авиатранспортом было перевезено почти 1 млн. т грузов и 5,5 млн. пассажиров. Развитию инфраструктуры и транспорта в стране дается высокий приоритет, потому что это стратегически привязано к народному хозяйству и национальной обороне. Между тем, инфраструктура и транспорт полностью все еще не развиты во многих аспектах и областях, и они составляет главную помеху экономическому росту.

Китай инвестирует ежегодно около 9% ВВП на развитие транспорта и создание инфраструктуры, в то время как другие развивающиеся страны - от 2% до 5% ВВП. В 2007 году Китай стал одной из немногих стран мира, начавшей эксплотировать скоростные поезда. Развитие железных дорог связано в первую очередь с необходимостью перевозки большого количества грузов ввиду бурного экономического роста.

Сфера услуг Китая

Сектор услуг Китая является пятым по величине в мире и, как ожидается, с учетом развития телекоммуникаций будет продолжать расти в долгосрочной перспективе. В 2005 году на долю сектора услуг пришлось 40,3% ВВП Китая. Однако, доля сектора услуг в ВВП все еще низка по сравнению с аналогичным показателем в большинстве развитых стран мира, а аграрный сектор КНР все еще задействует значительную часть трудовых ресурсов страны.

До начала экономических реформ в 1978 году сфера обслуживания Китая характеризовалась управляемыми государством магазинами, нормированием и регулируемыми ценами. В связи с проведенной реформой в секторе услуг стало развиваться индивидуальное предпринимательство, пришли крупные частные компании. Оптовая торговля и розничная торговля получила быстрое развитие в городах, теперь имеющих множество торговых центров, розничных магазинов, сетей ресторанов и отелей. Между тем, государственное управление пока все еще осталось главным компонентом сектора обслуживания, в то время как туризм стал значимым фактором для занятости и как источник иностранной валюты. Потенциал для дальнейшего роста сектора услуг в Китае огромен.

Перспективы экономики Китая

Темпы роста ВВП Китая снизились с 9,5% во II квартале 2011 года до 9,1% в третьем - это минимум с 2009 г. Экономика страны замедляется уже третий квартал, беспокоится Цянь Кимин из Shenyin Wanguo. Но снижение пока не сильное: темпы роста стабильны, - сообщил Марк Уилльямс из Capital Economics. Динамика промышленного производства и розничных продаж хорошая, продолжает Уилльямс: в сентябре они выросли с 13,5 до 13,8% и с 11 до 11,7% соответственно.

Беспокоят экономистов высокая инфляция (6,1% при целевом уровне правительства в 4%), а также разрыв почти в 2 раза между темпами роста строительства (24%) и продажами недвижимости (13%). Это говорит о неустойчивости ситуации, считает Уилльямс, если спрос не укрепится, объемы строительства упадут. Фондовый рынок страны отреагировал на макроэкономическую статистику снижением.

Китаю не избежать жесткого приземления, а это ударит по восстановлению всей мировой экономики, - таколе мнение высказал профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Вклад КНР в восстановление глобальной экономики растет, так как импорт растет быстрее экспорта, успокаивал вчера представитель национального бюро статистики: чистый экспорт сократил темпы экономического роста на 0,1 процентного пункта.

Главный риск для китайской экономики - cнижение спроса на внешних рынках, - отметил Алистер Торнтон из IHS Global Insight. Но если КНР станет остывать слишком быстро, правительство для поддержки экономики может задействовать имеющиеся в его распоряжении рычаги - например, ослабит кредитно-денежную политику, считает он. Предприятия Китая слишком зависимы от внешней конъюнктуры и поэтому любой негативный сценарий развития мировой экономики сильно ударит по отраслям страны, заявил бывший вице-министр торговли Вэй Цзяньго. В сентябре общий экспорт КНР сократился на 2,1%, особенно сильно - на 7,5% - со стороны Европы, следует из опубликованной на прошлой неделе статистики. Слабеет и внутренний спрос, отмечают аналитики Societe Generale: он снизился с 35% ВВП до 33,8% в 2010 году.

Катастрофического замедления КНР пока не ожидается, оптимистичен Уилльямс: темпы роста ВВП составят около 8,5% в 2011-2012 гг. Скорее всего, они останутся на уровне 9%, согласны аналитики Barclays Capital.

Китайское машиностроение и местный рынок оказывают значительное влияние на облик тяжелой промышленности во всем мире. Активное развитие Китая предлагает ряд возможностей, в том числе, для иностранных производителей оборудования и продукции машиностроения в качестве экспертов и инвесторов.

На северо-востоке Пекина за четвертым транспортным кольцом когда-то располагался центр китайской тяжелой промышленности — производственный комплекс Дашаньцзы. Он был открыт в 1957 году при непосредственном участии советских инженеров и с использованием оборудования из Восточной Германии. В первые годы своего образования Китайская Народная Республика оказалась в полной зависимости от иностранных технологий. Ее собственные возможности производить современное промышленное оборудование сильно отставали от потребностей экономики в те дни.

Многое за последние пятьдесят лет изменилось. В цехах Дашаньцзы не осталось больше ни станков, ни рабочих — их место заняли китайские художники. А печные трубы и аскетичные фасады бывшего фабричного комплекса стали декорациями для студий и галерей современных китайских творцов. Сейчас этот бывший центр тяжелой промышленности более известен как Арт-район 798. А китайское машиностроение сделало значительный шаг вперед и перебралось в цеха, оборудованные более современными производственными линиями. Технологии же уже не существующего Советского Союза и Восточной Германии служат лишь вдохновением для художников. Китай сам стал одним из крупнейших в мире производителей машинного оборудования.

По данным Всекитайской федерации машиностроения, объемы производства отрасли в 2009 году достигли 1,6 триллионов долларов, что в четыре раза больше, чем десять лет назад. В настоящее время Китай является крупнейшим производителем промышленного оборудования в мире. Причем четверть произведенного в Китае оборудования предназначается для экспорта, таким образом, машиностроение занимает второе место после электроники по темпам прироста экспортных поставок.

До 2003 года машиностроительная продукция в Китай больше импортировалась, чем экспортировалась из него. Однако уже в 2007 году КНР обошел Германию и стал крупнейшим в мире экспортером. А в 2009 году 16% промышленного оборудования в мире производилось в Китае. Сочетание дешевой рабочей силы, государственной поддержки и иностранных технологий стало основой столь удивительного роста китайского машиностроения.

Дешевле некуда

Производителям промышленного оборудования практически бессмысленно конкурировать с китайскими компаниями в вопросах цены. Например, в 2009 году Китай стал крупнейшим экспортером лесопильного оборудования, средняя цена FOB которого составляла всего 92 доллара, когда даже мексиканский аналог обойдется в 247 долларов, а итальянский — в 585 долларов. Таким же образом, Китай является крупнейшим и одним из самых дешевых производителей холодильных компрессоров. Средняя стоимость китайских установок составляет 48 долларов, когда японский компрессор обойдется в 113 долларов, американский — в 204, и даже таиландский — в 62.

Основным конкурентным преимуществом, конечно, является недорогая рабочая сила. Китай имеет не только самое большое население в мире, но и крупнейшее число трудовых ресурсов. В настоящее время в китайском машиностроении работает около 20 миллионов человек, которые получают зарплату намного скромнее своих коллег в других странах. И хотя уровень оплаты труда в Китае растет, в 2008 году он составлял в среднем 40 центов в час, когда в США, Японии и Германии за час рабочий получал минимум 20 долларов.

Но не только миллионы китайских рабочих обеспечивают рост машиностроения в стране. Благодаря реформе образования, в Китае возросло и число специалистов. Так, в 2000 году институты по всей стране выпустили почти 200 000 молодых инженеров, а в 2010 году — уже более 700 000. Это также в значительной степени стимулирует развитие китайского машиностроения не только количественно, но и качественно.

Роль правительства

Китайское правительство активно поддерживает развитие машиностроения, в том числе, выделяя субсидии, повышая возвраты НДС при экспорте, снижая проценты на займы. Рассмотрим, например, историю производителя нефтеперерабатывающего оборудования из провинции Шаньдун, Shandong Molong Petroleum Machinery Co. В 2009 году компания получила правительственные субсидии на сумму 5,5 миллионов долларов, включая 4,4 млн из местной казны города Шоугуана. Дополнительно 1,2 млн долл. производитель получил в форме возврата НДС, когда в среднем, в Китае при экспорте возвращается не более 15-17%. Более того, компания, попав в число высокотехнологичных предприятий в провинции Шаньдун, вместо 25% подоходного налога, выплатила в казну всего 15%. Но этим дело не ограничилось. В 2009 году из налогового счета компании было вычтено 147 000 долларов в качестве компенсации расходов на исследования и разработку, также она получила 40-процентный налоговый кредит на сумму 4,4 млн долл. за расходы на модернизацию оборудования завода. То есть, в целом, Shandong Molong получил от правительства субсидий на сумму 16,3 млн долл.

Подобная налоговая практика дает местным производителям оборудования неоспоримое преимущество в конкуренции с иностранными поставщиками. И хотя после вхождения в ВТО таможенные пошлины на ввоз оборудования в Китае значительно сократились, с 14,4% до 6,5%, они по-прежнему значительно выше, чем в большинстве развивающихся стран.

Роль иностранных инвестиций

Поддержка, демонстрируемая китайским правительством по отношению к местным производителям, не смогла отпугнуть иностранных инвесторов от рынка машиностроения — силу, оказавшую огромное влияние на формирование современной отрасли. Благодаря иностранным инвестициям, производственные мощности в Китае практически в одно мгновение достигли мировых стандартов. Иностранные покупатели, придя на китайский рынок со своими строгими международными требованиями, способствовали улучшению качества продукции. Более высокие стандарты качества стремительно распространились среди производителей КНР, создав дополнительный стимул для дальнейших инвестиций в Китай иностранным компаниям, стремящимся полностью реализовать главное преимущество местного рынка — низкие цены.

С 1990 года Китай был первым по объему получаемых иностранных инвестиций среди всех развивающихся стран. А в 2009 году он занял второе место в мире по ПИИ, уступив лишь США. И около половины этих инвестиций прямо поступало в производственный сектор китайской экономики. В 2010 году на компании с иностранными инвестициями приходилось до 55% китайского экспорта. Иностранные технологии нередко в нарушение прав интеллектуальной собственности, а чаще вследствие мобильности человеческих ресурсов, стали попадать в руки местных компаний. Таким образом, именно иностранные инвестиции и стали основой нынешнего успеха китайских производителей оборудования.

К пуску готово!

Прогресс китайского машиностроения заставляет задуматься иностранные компании над стратегией своего развития. И многие находят возможным успешное сотрудничество с китайскими производителями. Ведь, несмотря на то, что Китай является крупнейшим экспортером промышленного оборудования, он по-прежнему сам нуждается в определенной продукции машиностроения, особенно, инновационной. Да и среди многих производителей наличие иноземного оборудования — это часто повод для гордости и гарантия качества изготавливаемой продукции. Репутация иностранных компаний часто перевешивает китайские бренды: Caterpillar по-прежнему более известен, чем Henan Hongxing. Кроме того, зарубежные компании предоставляют услугу по обслуживанию и ремонту оборудования после его покупки, когда редкий китайский производитель имеет такой козырь.

Среди иностранных компаний, достигших успеха в Китае на рынке высокотехнологичной продукции машиностроения, стоит отметить Rolls-Royce . В ноябре 2010 года компания заключила контракт на 1,2 млрд долл. на поставку и обслуживание двигателей для авиалайнеров China Eastern Airlines. Помимо поставок более 300 двигателей, Rolls-Royce вполне преуспел и в сфере инвестиций в Китай. На настоящий момент британская компания имеет совместное предприятие в КНР по производству комплектующих для двигателей. Также в Тяньцзине британцы организовали центр подготовки техников и инженеров для Всекитайского управления гражданской авиации.

General Electric также вполне успешно вышел на китайский рынок машиностроения. Американская компания создала 36 предприятий на территории Китая, где сейчас трудится более 14 000 человек. В 2010 году компания заявила о дальнейшем шаге по развитию китайского рынка, инвестировав два миллиарда долларов в совместное предприятие по производству энергетического оборудования.

Прямые инвестиции — это часто лучшее решение для иностранных производителей, желающих воспользоваться преимуществами китайского рынка. Кроме того, существует и ряд административных стимулов для иностранных компаний: от условий для выхода на рынок до налоговых льгот. Помимо новейших технологий, иностранные компании в Китае имеют и ряд других преимуществ перед местными игроками. Производительность труда на иностранных заводах в Китае часто выше, чем у частных китайских производителей, у которых она выше, чем на государственных предприятиях. Также иностранные компании имеют выход на международный рынок: большая часть произведенного в Китае оборудования экспортируется в страну инвестора.

Рост китайских производителей

Пока иностранные компании пытаются успешно работать в Китае, местные производители стремятся выйти на международный рынок. Успех китайских компаний в экспорте своей продукции дает им возможности для активного освоение других рынков и развития собственного имени. Этот процесс начался еще в 2004 году, сразу после того, как экспорт оборудования из Китая сравнялся с импортом.

В 2004 году Shanghai Electric Corp. приобрела 75% акций японского производителя токарных и фрезерных станков Ikegai за 4,5 миллиона долларов. В 2005 году Harbin Measuring Tool and Cutting Tool Group приобрела за 12 млн долл. немецкую компанию Kelch GmbH. А в 2006 году Zhejiang Hongsheng Group приобрела всего за пять миллионов долларов немецкого производителя ткацкого оборудования Grosse Webereimaschinen.

2006 год также стал знаменательным для двух китайских производителей строительного оборудования — Sany и Zoomlion. Sany сделала огромный шаг по развитию мирового рынка, открыв за 60 млн долл. производство в Индии. В 2007 году китайский производитель открыл офис в США, а также инвестировал 130 млн долл. в строительство завода и исследовательского центра в Германии. В 2010 году компания инвестировала 200 млн долл. в производственную базу в Бразилии, а также открыла еще один завод в Индии. В ближайшие годы Sany планирует расширить свое присутствие на рынках Индонезии, России и ЮАР.

Zoomlion также пошел путем приобретения иностранных предприятий. В 2008 году китайский производитель приобрел итальянскую компанию CIFA за 422 млн долл. Таким образом, он вдвое увеличил свои иностранные инвестиции, главным образом, направленные на развитие рынков США, Индии и Бразилии.

Пока же имена китайских производителей не могут тягаться с именитыми Caterpillar, Liebherr или Komatsu. Однако Китай продолжает снижать свою зависимость от иностранных технологий и развивает конкурентные преимущества для борьбы на мировом рынке, прежде всего за покупателей в развивающихся странах.

Стремительное развитие промышленности Китая началось в 1978 году. Именно тогда правительство стало активно внедрять либеральные экономические реформы. Прежде всего, они касались переориентирования основных отраслей на экспорт, привлечения зарубежных инвестиций, а также создания экономических зон с благоприятным налоговым и административным климатом. Как результат, в наше время эта страна является одним из мировых лидеров по производству практически всех групп товаров.

Краткая история развития промышленности в Китае

Как бы удивительно это ни звучало, но вплоть до середины двадцатого века Китай представлял собой государство полуфеодального строя с неразвитой экономикой и производством. В плане индустриализации он отставал от развитых мировых стран более чем на сто лет, и выступал лишь в роли сырьевого и аграрного придатка. Ситуация начала меняться после 1949 года, когда была провозглашена КНР. После проведения в сравнительно короткие сроки индустриализации промышленность и начали бурно развиваться. Красноречивым доказательством этого можно назвать тот факт, что всего лишь за пятьдесят лет в государстве появилось около 370 тысяч новых предприятий. Объём производства за этот период времени вырос в 39 раз. Сегодня страна находится на лидирующей позиции в мире по количеству заводов и фабрик. Вся её промышленность при этом представлена 360 различными отраслями. В связи с чрезвычайно высокими темпами развития, правительство порой вынуждено даже сдерживать его. Это делается, чтоб не допустить скачков и очередного кризиса в мировой экономике. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в приморских восточных провинциях. К ним относятся Ляонинь, Шанхай, Цзянсу, Гуандунь, Шаньдунь и другие.

и нефти

Страна может похвастаться довольно богатыми недрами. Несмотря на это, перерабатывающие Китая развиты намного лучше, чем Как бы там ни было, размер запасов природного газа, обнаруженных в южных и восточных регионах страны, по оценкам исследователей, составляет более 4 тысяч миллиардов тонн. По состоянию на сегодняшний день разведанными являются менее 4 % из них. Что касается нефтедобычи, то на неё приходится одна пятая часть от производства топливно-энергетических ресурсов Поднебесной. Запасы чёрного золота, которым обеспечивается 16 % экспортных валютных поступлений, здесь составляют около 64 миллиардов тонн.

В настоящее время в стране функционируют 32 предприятия, специализирующихся на добыче нефти. Крупнейшие местные заводы по её переработке находятся в провинциях Цайдам, Юймень, Даган и Шаньдун.

Легкая промышленность

Ещё в дореволюционные времена легкая промышленность Китая играла ведущую роль в структуре его экономики. Очень важной для развития страны эта сфера остаётся и сейчас. И правда, на пищевую и текстильную отрасли приходится почти 21 % от всей промышленной продукции, производимой в государстве. Ведущие предприятия, которые её выпускают, разбросаны по всей стране. Пищевая промышленность больше всего развита на юго-западе Поднебесной. В северо-западных регионах в основном находятся предприятия, которые специализируются на животноводстве и переработке хлопка. Северо-восточные компании в основном заняты бумажным, масломолочным и сахарным направлением такой отрасли, как легкая промышленность Китая. В общем на территории государства насчитывается более 23 тысяч текстильных компаний, на которых производство и переработка сырья характеризуются чёткой ориентированностью, а также около 65 тысяч предприятий пищевой индустрии. Не стоит забывать при всём этом и о производстве бумаги. Оно хоть и не является таким масштабным, как предыдущие две отрасли, но всё-таки играет очень важную роль в развитии страны.

Тяжелая промышленность

Аналогично прочим довольно высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Для специализирующихся на ней предприятий после длительного подъёма в последние несколько лет характерным стало некоторое сокращение объёмов производства. Вместе с этим, согласно мнению многих мировых аналитиков, это никак не связано с качеством продукции и ценообразованием. Дело в том, что сейчас страна имеет избыточные мощности, которые на фоне замедления потребления не только в самом государстве, но и во всём мире, просто необходимо сокращать. Наиболее рентабельными, как показывает практика, по состоянию на сегодняшний день в данной отрасли являются небольшие предприятия. Эксперты утверждают, что так долго продолжаться не может, поэтому в ближайшем будущем рынок обязательно перераспределится, после чего примерно 5 % компаний в этой отрасли обанкротятся либо будут поглощены крупными фирмами.

Машиностроение

До середины прошло века оно не играло никакой роли в развитии экономики Китая. Промышленность страны практически не изготовляла машин и механизмов с комплектующими деталями, самолётов, тракторов, автомобилей и так далее. По сути, машиностроение после революции 1949 года в Китае было создано по-новому. Только на протяжении на территории страны было возведено более 60 заводов (третья часть из них была построена благодаря активной технической поддержке со стороны СССР). Как результат, сейчас ситуация кардинально изменилась.

В настоящее время отрасль выпускает более 53 тысяч наименований продукции и полностью обеспечивает внутренние нужды государства. К самым крупным центрам машиностроения относятся Пекин, Шэньян, Шанхай и Тяньцзинь.

Металлургия

Как уже было отмечено выше, страна очень богата природными ресурсами. Благодаря этому довольно развитой является и металлургическая промышленность Китая. Почти в каждой провинции или автономном районе присутствуют предприятия чёрной металлургии, общая численность которых превышает отметку в 1,5 тысячи. Государство производит более тысячи разновидностей стали, в том числе сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, и высоколегированные сорта с заранее заданными характеристиками.

Главным недостатком, который характерен для большинства компаний в этой сфере, стал сравнительно низкий технический уровень производств и слабое их оснащение современными технологиями. Более того, около 70 % таких предприятий вообще не оборудовано очистными сооружениями. Что касается то условия для её развития можно с уверенностью назвать благоприятными, поскольку в недрах земли имеются богатые залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и многих прочих руд. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что всего несколько десятилетий назад активно развивалась добыча только некоторых из них, а сама разработка выполнялась хаотично, без соблюдения элементарных правил безопасности.

Автомобилестроение

Важную роль для экономики страны играет автомобильная промышленность Китая. Результативность политики, проводимой правительством страны в этом направлении, очень высока. Прежде всего она выражается тем, что в государстве успешно развиваются совместные со многими ведущими автопроизводителями компании. По состоянию на сегодняшний день Поднебесная самостоятельно обеспечивает практически все внутренние потребности в транспортных средствах. При этом их импорт не превышает отметки в 10 %. Такая ситуация во многом связана с тем, что правительство не ставит задачу автомобилизации населения (собственные машины имеет только 1% жителей). Ряд налогов, ограничений и пошлин привёл к тому, что авто здесь является предметом роскоши.

Строительная промышленность

Далеко не на последнем месте по уровню развития находится строительная промышленность Китая. Это и не удивительно, ведь на территории страны имеются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды. Наиболее массовым среди всех видов строительных материалов стало производство цемента, которое налажено в северо-восточном регионе страны. Большинство из компаний по изготовлению керамической плитки сконцентрировано в Бошане, Цзянси, Урумчи и Шеньяне, а кирпичные заводы - неподалёку от Пекина. Город Сычуань славится мощными асбестовыми предприятиями.

Химическая промышленность

Несмотря на большие запасы газа, угля и фосфатов, в Поднебесной долгое время не уделялось внимание многим отраслям. Некоторые из них попросту заново создавались после революции. Не стала исключением и химическая промышленность Китая. В первой половине пятидесятых годов прошлого века здесь появились 33 крупных компании, специализирующиеся на данном направлении. При этом за такой короткий промежуток времени номенклатура продукции выросла в десять раз, до отметки в 900 наименований.

Крупнейшие химические предприятия находятся в Нанкине, Шанхае, Харбине, Шеньяне и Цзилине.

Сельское хозяйство

Постоянное увеличение количества населения приводит к росту потребления продовольственной продукции. В связи с этим правительство Поднебесной называет одной из приоритетных задач обеспечение дальнейшего активного развития таких отраслей, как пищевая промышленность и сельское хозяйство Китая. В стране проводится политика всесторонней поддержки крестьянства с целью улучшения уровня его жизни и повышения урожайности культурных растений. В частности, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других платежей. Кроме этого, гражданам, которые заняты в этой отрасли, предоставляются всевозможные субсидии, дотации, выгодные кредиты и даже безвозмездная помощь.

Практически во всех провинциях на законодательном уровне государство гарантирует закупку урожая у крестьян. Отдельных слов заслуживает вклад местных учёных-селекционеров, которым удалось вывести ряд культур с урожайностью, в несколько раз превышающей аналогичный показатель традиционных сортов.

Заключение

В данной статье кратко описаны лишь основные отрасли промышленности Китая. Вне всякого сомнения, Поднебесная достигла огромных успехов и в других областях экономической деятельности. К ним можно отнести развитие информационных и биологических технологий, фармацевтики, безотходных производств, связи, совершенствование вычислительной техники, освоение новых источников энергии, сокращение загрязнения окружающей среды и многие другие направления.

К моменту провозглашения республики Китай был отсталой аграрной страной. За последующие годы в КНР была создана крупная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, ) возникли и такие новые отрасли, как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная.

По общему количеству промышленных предприятий, числу занятых в них, по парку металлорежущих станков Китай занимает 1 место в мире.

В настоящее время в тяжелой промышленности занято около 60% всех , занятых в промышленности, и вырабатывается 50% валовой промышленной продукции (т.е. существуют диспропорции между группами А и Б).

Топливно-энергетическая промышленность.

Базируется на собственных запасах , большинства и коксующегося угля. КНР по запасам и добыче железа занимает соответственно 3 и 2 места в мире. Но руды бедные 30% железа. Крупнейший бассейн — Аньшаньский. Из легирующих металлов велики запасы вольфрама (1/4 мирового производства) и марганца.

В стране производится 66 млн. т. стали и 52 млн.т. проката, однако испытывается дефицит в высокосортной стали и прокате.

Всего в Китае больше 1000 металлургических предприятий («следствие большого скачка»), но всего 14 имеют мощность более 1 млн.т. Крупные предприятия (за исключением Баошаньского) расположены в районах добычи руды и .

В КНР имеется большие запасы сырья для развития , в т.ч. алюминия, меди, оловянных руд, ртути, сурьмы, золота, редкоземельных элементов. Основные центры цветной металлургии приурочены к развитым областям (т.к. требуют энергии, сложной техники и технологии).

Машиностроение КНР обеспечивает потребности страны примерно на 75%. На экспорт идут видеокассеты, бытовая техника, оборудование для легкой, с/х машины, малые ГЭС. Но в структуре отрасли преобладают мелкие предприятия.

Станкостроение одно из самых развитых в мире (ежегодно около 1 млн. станков, в т.ч. с ЧПУ).

Быстро растет выпуск автомобилей (основные центры — Чанчунь и Шиянь), однако выпускается в основном грузовые машины. Зато в стране выпускается более 30 млн. велосипедов в год.

Представлена производством оборудования для электростанций, электроаппаратуры в большинстве приморских центров страны. По объемам выпуска электроники КНР вышел на первое место в мире (до 30 млн. телевизоров, магнитофоны, часы, ЭВМ, средства связи). Новейшие отрасли тяготеют к приморским районам.

Хорошо развито производство оборудования для швейной и текстильной отраслей.

Машиностроение ориентировано на удовлетворение крестьянских хозяйств. Китай сокращает выпуск крупных тракторов и увеличивает выпуск минитракторов. В основном их выпускают мелкие предприятия с/х районов.

В целом машиностроение развито в приморской зоне (свыше 60%), в основном в крупных городах.

В особо выделяется производство удобрений (3 место в мире).

Новая отрасль — промышленность полимерных материалов, центры которых совпадают с центрами нефтехимии.

Китай одна из немногих стран, где вырабатывается синтетический и натуральный каучук. Широко производятся красители, лекарства. Ведущую роль в производстве химической продукции сохраняет Восточный Китай.

До 25% экспорта дает развитие легкая промышленность. Важнейшая из подотраслей — текстильная ( — Шанхай, ). Производство шелка (нижнее , Шанхай, провинция Сычуань). Шерстяная промышленность исторически развивалась в Шанхае, сейчас приближается к скотоводческим районам.

КНР включает более 40 производств, среди которых ведущая — переработка зерновых и масличных культур. Постепенно расширяется производство мясопродуктов продуктов, сахарная, консервная промышленность. Заметное место занимает табачная промышленность.

Китай занимает первое место во всем мире по количеству промышленных предприятий. В настоящий момент около 3/5 всех трудовых ресурсов индустрии работают в тяжелой промышленности. Китай не отстает от других стран мира и по внедрению в производство новых технологий.

Промышленность Китая сосредоточена в приморских провинциях на востоке страны, где расположены основные индустриальные центры. Это Цзянсу, Шаньдун, Шанхай и многие другие. В крупных городах, население которых превышает 500 тысяч человек, находится более половины фондов гос. Промышленности. То есть это 13,1% от всех предприятий промышленности, около 10% пищевой промышленности и машиностроения, около 5% текстильной промышленности.

Китай занимает четвертое в мире место по добыче нефти. Нефть различна по качеству – от тяжелой парафинистой до легкой малосернистой.

В Китае есть запасы природного газа и железорудного сырья мирового значения. В стране есть месторождения вольфрама, молибдена и марганца. Однако они не могут полностью обеспечить потребности отрасли.

В сфере машиностроения очень развиты станкостроение и транспортное машиностроение. Строительство автомобилей в стране стремительно развивается, в том числе и выпуск автомобилей на совместных производствах.

Отрасли промышленности Китая затрагивают и химическую промышленность. Например, Китай занимает первое место в мире по производству минеральных удобрений. Сырьевую базу обеспечивает горно-химическая промышленность, где добывается поваренная соль, фосфориты, пириты и многие другие вещества.

Но сильнее всего развита легкая промышленность. Именно она имеет огромное влияние на внутренний товарооборот, развитие сельского хозяйства и занятость населения. Самые важные подотрасли – текстильная, швейная, обувная, трикотажная, кожевенная.

Кроме того, Китай давно держит лидерство по выпуску чайной продукции, табака, а в последние годы еще и пива. Хотя по производству чая Китай несколько уступает Индии. Но на экспорт идет только чайная продукция.

Но самыми главными остаются текстильная и пищевая отрасли легкой промышленности. На них приходится почти 22 % всей производимой продукции. Большая часть этих предприятий расположена в Северном, Восточном и Центрально-Южном районах.

Пищевая промышленность Китая развита на Юго-Западе страны. В пищевой промышленности задействовано более 70 тысяч предприятий. Текстильная промышленность четко разделена. На севере страны производят шерсть, на юге – шелк, кенаф и джут. Всего в текстильной промышленности 25 тысяч предприятий.

Машиностроение в Китае тоже развито. Основные предприятия по машиностроению сосредоточены в Шанхае, Чаньчуне, Харбине, Пекине, Далянь. Потребности Китая в автомобилях практически полностью обеспечиваются собственным производством. Очень развиты совместные производства с другими странами – Ниссан, Ситроен, БМВ, Тойота и прочие.

Сельское хозяйство в Китае развито очень хорошо. Настолько, что позволяет обеспечить продукцией все многочисленное население Китая и еще отправлять товары на экспорт.

Гуанчжоу – один из самых крупных промышленных центров Китая

Легкая промышленность Китая сосредоточена в крупнейшем промышленном центре Гуанчжоу. Здесь находятся сотни тысяч промышленных фабрик, заводов, предприятий и рынков. Именно здесь дважды в год проходит Кантонская ярмарка. Это открытый город, экспортирующий товары в другие города и страны. Многие брендовые заводы расположились именно здесь.

Шанхай

Шанхай является очень важным промышленным центром Китая. Основными промышленными отраслями этого города являются машиностроение, нефтехимическая промышленность, производство электробытовых приборов, производство средств коммуникации и связи и установок для электростанций, металлургия.

Пекин

Столица Китая и крупный промышленный центр. Автомобильная промышленность Китая сосредоточена именно здесь. Самым крупным предприятием по производству автомобилей является Beijing Automotive Import & Export Corporation. Филиалы этой компании работают в 26 городах Китая. В год они выпускают порядка 700000 автомобилей. Большую их часть составляют джипы, минивэны и легкие грузовики. Также они занимаются выпуском запчастей для этих автомобилей.

Также в Пекине развита фармацевтика. Предприятие, расположенное в этом городе обеспечивает больницы Пекина на 30% лекарственными средствами и медицинским оборудованием.

Пекин является крупнейшим промышленным центром в сфере информационных технологий. В этом городе зарегистрировано более 3500 компаний, занимающихся программным обеспечением.

Также в Пекине есть металлургические и химические заводы, заводы по производству транспортного оборудования и телекоммуникаций.

Чунцин

Чунцин является крупным промышленным центром Китая. Во-первых, он является одним из главных производителей алюминия. Во-вторых, в нем очень развита и растет с невероятными темпами автомобильная промышленность. Есть предприятия, занимающиеся совместным выпуском автомобилей, таких как Форд и Сузуки. Этот город ежегодно выпускает с конвейеров до 1,3 миллионов единиц автомобилей. Всего в Чунцине расположено более 20 автомобильных заводов.

Текстильная промышленность Китая также очень развита в Чунцине. Она стабильно продолжает развиваться.

Кроме того, в этом городе сосредоточились крупнейшие производители информационных технологий. Всего в городе более 260 исследовательских центров, колледжей и университетов.

Нанкин

Крупный центр культуры, промышленности и важнейший транспортный узел Китая. Промышленность этого города представлена машиностроением, турбиностроением, станкостроением и прочей тяжелой промышленность. Также развита химическая промышленность Китая, текстильная, пищевая.

Китай – уникальная страна, все возможные отрасли производства развиты в ней в полной мере и постоянно продолжают совершенствоваться. В этой статье мы назвали только самые крупные промышленные центры Китая. Помимо них, есть еще огромное количество центров чуть меньших по размеру, но не последних по значимости.