Отрасли международной специализации западной европы. Промышленность зарубежной европы и ее особенности

К зарубежной Европе относят страны, находящиеся за пределами СНГ. Их территория составляет более 5 млн квадратных километров, на которых проживает практически пятьсот миллионов человек. Говоря о зарубежной Европе, мы имеем в виду приблизительно сорок суверенных государств, связанных не только исторической судьбой, но и самыми тесными экономическими, политическими и культурными нитями.

Зарубежная Европа является одним из основных очагов человеческой цивилизации. Это родина городских агломератов, больших географических открытий, а также великих промышленных переворотов. И несмотря на то что эра «европоцентризма» уже в прошлом, зарубежная Европа занимает немаловажное место не только в политике мира, но и в его экономике.

Хозяйство

Изучая промышленность зарубежной Европы (11 класс - время, когда этой теме уделяется внимание в школе), мы рассматриваем ее как целостный регион. При этом, по данным экспертов, страны, находящиеся на его территории, занимают первое место во всем мире по направлениям сельскохозяйственного и промышленного производства. Не упускает регион ведущие позиции по экспорту услуг и товаров, по запасам валюты и золота, а также по развитию международных туристических связей.

Экономическая мощь зарубежной Европы заключена в четырех странах, входящих в «большую семерку». В их списке Франция и ФРГ, Италия и Англия. Именно эти государства имеют наиболее широкий комплекс разнообразных производств и отраслей. Однако соотношение сил между четырьмя ведущими странами претерпевает определенные изменения. Так, за последние десятилетия роль лидера завоевана ФРГ. И это не удивительно. Ведь экономика данной страны развивается весьма динамично. При этом свой престиж «мастерской мира» утратила Великобритания.

Остальные страны зарубежной Европы, хозяйство которых имеет наибольшую экономическую значимость, это Швейцария и Испания, Бельгия, Нидерланды и Швеция. В этих государствах развиты лишь отдельные отрасли, которые имеют мировое признание.

Особое место в регионе занимают страны, находящиеся в Восточной Европе. В них, начиная с конца восьмидесятых годов, происходит активный переход от имевшей место системы централизованного планирования и общественной собственности на рельсы рыночных отношений.

Развитие промышленности

Основу хозяйства зарубежной Европы составляет индустрия. Она играет главенствующую роль, даже несмотря на то что во многих странах региона львиную долю экономики составляют сельскохозяйственная отрасль и услуги. Промышленность зарубежной Европы уже несколько веков является ее своеобразным лицом.

Особенности

Развитие человечества и исторические обстоятельства тем или иным образом постоянно трансформировали мировой рынок. Подвергалась изменениям и модель промышленности зарубежной Европы. Так, если до 2-й мировой войны регион славился дорогостоящей уникальной продукцией, то после окончания боевых действий его предприятия переориентировались на нужды массового потребителя.

Основная доля наукоемкой и сверхсложной продукции поступала из США. Промышленность зарубежной Европы стала славиться станками и автомобилями, электроникой и технологическим оборудованием. В регионе начался выпуск товаров для массового пользователя.

Подобная тенденция не менялась вплоть до конца семидесятых годов. В данный период промышленность зарубежной Европы дала толчок к своеобразному разделению труда между государствами региона. Так, Средиземноморские страны продолжили выпуск товаров для широкого круга покупателей. В это время в Англии, Франции и ФРГ активно развивалось производство авиации и судов. Все это сократило отставание региона от США.

Рассмотрим основные зарубежной Европы, которые имеют вес в настоящее время.

Машиностроение

Если вас попросят: «Укажите главную зарубежной Европы», то стоит рассмотреть ту сферу, в которой занято более тридцати процентов жителей региона. Ею является машиностроение, обеспечивающее один из самых широких ассортиментов продукции в мире.

Эта главная зарубежной Европы представлена практически во всех странах региона. Однако уровень развития данной сферы в отдельных государствах различен. Например, в Европе существует определенная группа лидеров. В этих странах имеется практически весь комплекс отраслей промышленности, работа которых не только удовлетворяет внутренние потребности региона, но и позволяет отправлять продукцию на экспорт.

Есть в зарубежной Европе и страны, обладающие только одним или несколькими высокоразвитыми направлениями машиностроительного производства. При этом потребности в отдельных видах продукции ими удовлетворяется за счет импорта.

В группу лидеров, прежде всего, входят Германия и Англия, а в меньшей степени к ним относятся Франция и Италия. Одно или несколько направлений машиностроительной отрасли имеется в Нидерландах и Бельгии, Швеции и Швейцарии.

Характеристика промышленности зарубежной Европы не может не затронуть и такие страны, как Дания и Австрия, Финляндия и Норвегия. В этих государствах машиностроение развито слабо. Однако и в них находятся одна или две отрасли, которые завоевали признание на мировом рынке. Так, Финляндия славится своим целлюлозно-бумажным оборудованием, Норвегия - судостроением и т. д.

В целом машиностроительная промышленность стран зарубежной Европы выпускает практически двадцать пять процентов мировой продукции данного сегмента. Из стран региона поставляется текстильное, электротехническое, технологическое оборудование, контрольно-измерительные и научные приборы, грузовые и легковые автомобили, а также тракторы.

Кто что производит?

Наиболее развита промышленность зарубежной Европы в сфере автомобилестроения. В ФРГ успешно работают такие концерны, как «Даймлер», «Фольксваген», «Мерседес» и БМВ. Из Франции поставляются автомобили марки «Пежо-Ситроен» и «Рено». Италия славится своими «Фиатами».

В Германии, Нидерландах и Англии находится высокоразвитое судостроение. Всему миру известны такие фирмы, как «Бош» и «Филипс», «Мулинекс» и «Тефаль». Их основные производства по выпуску телефонов, компьютеров и бытовой техники построены в ФРГ, Франции и Нидерландах. В Швейцарии осуществляется выпуск высококачественных часов.

Машиностроительная отрасль зарубежной Европы ориентируется, прежде всего, на имеющиеся трудовые ресурсы. Кроме того, развитию главной отрасли индустрии способствует научная база региона и высокий уровень его инфраструктуры.

Химическая промышленность

Это вторая по величине авангардная отрасль в регионе. Химическая промышленность зарубежной Европы, так же как и машиностроение, во второй половине прошлого века развивалась очень бурными темпами. Причем это было характерно для всего региона.

Интересно, что химическая промышленность освоила новую сырьевую базу. Она перешла на использование нефти и ее полупродуктов как главного источника органических химикатов. Это сырье и стало основой продукции данной индустрии. Так как в период до Второй мировой войны отрасль ориентировалась на бурый и каменный уголь, поваренные и калийные соли, а также пириты, то все ее производства находились в районах их разработок.

С переориентацией данной сферы произошло ее смещение к источникам нефти. Так, в западной части региона появились крупные центры нефтехимии, возведенные в эстуариях Рейна и Темзы, Эльбы и Сены, а также Роны. В этих регионах данная отрасль великолепно сочетается с нефтепереработкой.

Переориентация отрасли затронула и восточные регионы Западной Европы. Здесь на магистралях газо- и нефтепроводов были созданы нефтехимические комбинаты и НПЗ. Основные предприятия подобного типа находятся в Польше, Словакии, Венгрии и Чехии. Они возведены вдоль трассы газопроводов и международного нефтепровода, ранее перекачивавших сырье из Советского Союза, а сегодня - из России.

Кроме того, до начала 2-й мировой войны определение уровня развития химической отрасли состояло в измерении объемов выпущенной ею серной кислоты. В настоящее время этот показатель напрямую зависит от количества произведенной пластмассы.

Распределение химических производств

Развитие второй по величине авангардной отрасли зарубежной Европы происходит неравномерно. Так, производства Италии и Англии, Германии и Франции полностью удовлетворяют свои внутренние потребности в химических продуктах, являясь, кроме того, и их крупными экспортерами. Что касается стран Скандинавии, то на их территории хорошо развиты лишь отдельные производства, такие, например, как выпуск азотных удобрений. При этом большое количество наименований химической продукции ввозится ими из-за границы.

Есть в зарубежной Европе и страны, специализирующиеся только на узком ассортименте производств. Так, в Швейцарии развита фармацевтика, в Нидерландах и Бельгии - нефтехимическая отрасль. Но, несмотря на это, данные страны имеют тесные связи с мировым рынком, экспортируя на него до 65 процентов своей продукции.

А в целом государства зарубежной Европы являются крупными продавцами искусственных и синтетических волокон, пластмасс, красок и лаков, фармацевтики, красителей и азотных удобрений. При этом регион потребляет новые и новейшие продукты химической отрасли, поставляемые из США.

Если вам нужна характеристика одной из отраслей промышленности зарубежной Европы, то стоит внимательно изучить современное состояние химической сферы региона. В последние десятилетия здесь наметилась тенденция к сокращению импорта. Однако в этом случае не обошлось без участия американских монополий, которые активно создают в Европе свои предприятия. Их работа направлена на создание новейших химических продуктов.

Топливно-энергетический комплекс

Эта хозяйственная сфера зарубежной Европы, так же как и химическая промышленность, ориентируется на природный газ и нефть. Данное сырье добывается в Северном море и импортируется из России и развивающихся стран. В настоящее время произошло резкое сокращение добычи и потребления угля в Германии и Англии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Ориентация на это топливо сохранилась пока в восточных частях региона. Так, в Польше и Чехии большую долю сырья для ТЭК составляет бурый уголь. На него ориентируется множество работающих здесь ТЭС. Причем уголь берется не только из собственных бассейнов. Его импортируют и разгружают в крупных портах Европы.

География и структура электроэнергетики региона все больше и больше зависят от АЭС. Они уже работают в Германии и в Бельгии, в Чехии и Венгрии, Болгарии и Великобритании, а также во Франции.

В притоках Рона и на Дунае электроэнергию производят ГЭС. Однако за исключением Швейцарии, Швеции и Норвегии гидроэлектростанции играют, как правило, вспомогательную роль. В последнее время в зарубежной Европе стали строиться экономичные ГАЭС.

Металлургическая промышленность

Данная отрасль индустрии сформировалась в регионе еще до наступления эпохи Прежде всего, черная металлургия развивалась в тех странах, где имелось собственное металлургическое топливо или сырье. К таким государствам относятся Германия и Франция, Англия и Испания, Люксембург и Испания, Чехия и Польша. После окончания 2-й мировой войны наиболее крупные комбинаты были возведены или расширены на территориях, находящихся в непосредственной близости к морским портам. Это произошло из-за ориентации на импорт металлолома и высококачественной железной руды.

На сегодняшний день самый современный и большой комбинат, находящийся неподалеку от морского порта, построен в итальянском Таранто. Однако в последнее время в регионе преимущественно строятся мини-заводы.

К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. Производства по выпуску алюминия находятся в странах, имеющих запасы бокситов. Это Италия и Франция, Румыния, Греция и Венгрия. Подобные производства находятся также и в Австрии и Германии, Швейцарии и Норвегии. Здесь нет собственного сырья, зато вырабатывается большое количество электроэнергии.

Производство меди развито во Франции и Германии, Польше, Англии и Бельгии.

Лесная и легкая промышленности

Какие еще отрасли индустрии получили широкое развитие в регионе? Одна из них - лесная промышленность зарубежной Европы. Прежде всего она ориентируется на собственные источники сырья. Именно поэтому данная отрасль особенно развита в Финляндии и Швеции. Эти страны - традиционные лидеры по лесопилению и заготовкам древесины, экспорту бумаги и целлюлозы.

Особого внимания заслуживает легкая промышленность зарубежной Европы. Именно с этой отрасли и начиналась вся индустриализация региона. На сегодняшний день легкая промышленность зарубежной Европы утратила свои былые позиции.

В регионе немаловажный вес имеют такие текстильные районы, как Фландрия (Бельгия), Йоркшир и Ланкашир (Англия), Лион (Франция), а также Милан (Италия). Все эти центры производств одежды и обуви возникли еще в 19-м веке, во времена зарождения промышленной революции. Активно работают они и сегодня. Однако в последнее время наметилась тенденция смещения легкой промышленности в Это объясняется имеющимися здесь резервами дешевой рабочей силы. Например, главной швейной фабрикой региона в настоящее время можно назвать Португалию. Италия же производит такое количество обуви, что по ее объемам уступает лишь Китаю.

Народы многих государств Европы сохраняют национальные традиции, находящие выражение при производстве музыкальных инструментов и мебели, украшений и изделий из металла и стекла, игрушек и т. д.

Например, Бельгия известна своими охотничьими ружьями (браунингами), а также обработкой алмазов. Не случайно мировой центр по торговле бриллиантами находится в городе Антверпене. В Лихтенштейне построено самое крупное в мире предприятие, выпускающее искусственные зубы. Эти изделия продаются более чем в ста странах мира.

Легкая, лесная промышленность зарубежной Европы хоть и не играют ведущих ролей в индустрии региона, но являются неотъемлемой частью всей его экономики.

Западная Европа – один из наиболее освоенных регионов мира. Как его политическая карта, так и территориальная структура хозяйства отличаются большой сложностью, разнообразием, мозаичностью, насыщенностью и узловыми, и линейными элементами опорного каркаса территории. Здесь есть страны с относительно невысоким уровнем «зрелости» территориальной структуры хозяйства, но их немного – Португалия, Греция, Ирландия. Есть несколько стран со средним ее уровнем, например Испания, Финляндия, Дания. Но большинство стран региона достигло уже высокого уровня «зрелости» территориальной структуры. Именно они оказали наибольшее воздействие на формирование макротерриториальной структуры всего западноевропейского региона, главной отличительной чертой которой можно считать наличие «Центральной оси развития».

Так принято называть ту часть Западной Европы, которая, протягиваясь с севера на юг примерно на 1600 км, образует главное ядро ее территориальной структуры расселения и хозяйства. Ограниченная условной линией Манчестер – Гамбург – Венеция – Марсель– Манчестер, она имеет, как часто говорят, форму банана. При этом в ее пределах оказывается большая часть Англии, западная часть ФРГ, северная и восточная части Франции, Швейцария, Северная Италия. Плотность населения на территории «оси» достигает 300 человек на 1 км 2 , что в шесть раз больше, чем вне ее. Здесь же находятся оба западноевропейских мегалополиса – Английский и Рейнско-Рурский, многие другие крупные городские агломерации. Здесь сконцентрированы 2 / 3 всего промышленного потенциала Западной Европы, расположены ее основные промышленные центры (рис. 65). Не менее важно и то, что территория «оси» как бы вобрала в себя главные высокоразвитые районы («районы-моторы») Западной Европы, которым принадлежит ведущая роль в сфере финансовой и информационной деятельности. Наиболее яркими примерами такого рода могут служить «мировые города» Лондон и Париж. Достаточно сказать, что в каждом из них – около 30 штаб-квартир крупнейших корпораций.

По мнению некоторых ученых, формирование «Центральной оси» началось еще во времена Римской империи. Однако большинство считает, что основным стержнем ее стал возникший значительно позднее меридиональный торговый путь по Рейну и Роне, а формирование самой «оси», как таковой, произошло уже в течение двух последних столетий – под воздействием сначала промышленных переворотов XVIII–XIX вв., а затем и современной НТР. Особенно важно отметить, что каждому из этих этапов соответствует свой тип промышленных районов, которых в пределах «Центральной оси» насчитывается несколько десятков.

Под влиянием природно-ресурсного фактора и ориентации на каменноугольные и железорудные бассейны или их сочетания еще в XIX в. сложились такие крупные угольно-металлургические районы, как Мидленд и Северо-Восточный в Великобритании, Рурский и Саарский в Германии, Северный и Лотарингский во Франции, Южный в Бельгии. С ориентацией на трудовые ресурсы возникли районы текстильной промышленности: Ланкашир и Западный Йоркшир в Великобритании, Мюнстерланд, Пфальц и Верхняя Франкония в Германии, Лионский район и Эльзас во Франции, Западная Фландрия в Бельгии. К началу НТР все они оказались в числе депрессивных и стали объектами региональной политики.

В первой половине XX в. в пределах «оси» возникли промышленные районы с ориентацией на новые отрасли промышленности – общее машиностроение, автомобилетроение, производство пластмасс, синтетических волокон и др. Природно-ресурсный фактор при этом отошел на второй план, уступив место факторам рабочей силы, потребительскому, транспортному. Примерами таких районов могут служить Ганноверский, Средне-Рейнский, Ронский, Швейцарский, Северо-Итальянский, да, собственно, также Лондонский и Парижский.

В 50-60-х гг. XX в., когда происходил сдвиг промышленности к морю, сложился хозяйственный профиль таких районов, как Роттердамский, Гамбургский, Нижняя Сена, Марсельский. Ядрами их стали портово-промышленные комплексы. Но одновременно началось формирование динамичных высокоразвитых районов, концентрирующих новейшие наукоемкие производства, НИОКР, наиболее квалифицированную рабочую силу. Их теперь нередко называют центральными, причем не только благодаря ЭГП, но и в связи с тем местом, которое они занимают в хозяйстве стран. Среди этих районов можно выделить многофункциональные столичные, в первую очередь Лондонский и Парижский. Но есть среди них и отнюдь не столичные, хотя и высокоурбанизированные, имеющие современную структуру экономики районы, возникшие в последние десятилетия почти «на пустом месте».

Рис. 65. Промышленные центры Западной Европы

Наиболее ярким примером такого рода может, пожалуй, служить ФРГ. Юг и Юго-Запад этой страны в довоенное время считались чуть ли не захолустьем. Здесь преобладало сельское хозяйство, а из отраслей промышленности получила развитие лишь текстильная. С началом НТР эти районы привлекли внимание избытком трудовых ресурсов. Затем сюда были подведены магистральные нефтепроводы, что помогло решить проблему обеспеченности топливом. Были созданы научные центры, большое влияние приобрел военно-промышленный комплекс. Вот почему еще в 1970-е гг. Бавария обогнала землю Северный Рейн-Вестфалия по общему объему промышленного производства, а Мюнхен как промышленный центр стал конкурировать с самим Гамбургом.

На территории Южной Баварии находятся штаб-квартиры и основные предприятия компаний, работающих в области роботостроения, лазерной и медицинской техники, а также военных концернов («Мессершмитт – Бёльков – Блом» и др.). Земля Баден-Вюртемберг стала «вотчиной» тонкого и точного станкостроения, электроники, нефтехимии и других современных отраслей. Здесь особенно выделяется промышленный район Штутгарта, где находятся ведущие предприятия концернов «Даймлер-Бенц» (автомобили, военная продукция) и «Роберт Бош» (электроника, автоматические системы управления). А по соседству, в районе Франкфурта-на-Майне (земля Гессен), концентрируются крупнейшие банки страны, фармацевтика, электронно-транспортное машиностроение.

Несмотря на относительное экономическое единство в пределах «Центральной оси развития», здесь существуют и определенные внутренние различия. Во-первых, два крупных природных рубежа – пролив Ла-Манш и Альпы – подразделяют ее территорию на три в какой-то мере обособленные части: северную, среднюю и южную. Во-вторых, экономико-географы нередко выделяют в ней еще отдельные «ядра», или так называемые промышленные треугольники. Например, в Великобритании это «треугольник» Бирмингем – Ливерпуль – Гулль, в низовьях Рейна это Антверпен – Амстердам – Кёльн, в Северной Италии – Милан – Турин – Генуя. При этом каждая из вершин такого «треугольника» имеет свои функции. Так, в Северной Италии Милан выполняет роль крупнейшего промышленного, финансового, торгового, транспортного и культурного центра, да и в целом – экономической столицы страны. Турин – старый индустриальный центр с разнообразной промышленностью, в которой выделяется автомобильная: здесь находится завод «Мирафьори» – головное предприятие компании ФИАТ. Генуя же выполняет функции морских ворот с типичной «портовой» промышленностью.

Очень большое воздействие на географический рисунок «оси» оказывают интеграционные процессы в рамках Евросоюза. Они усиливают интернационализацию производства, капитала и информационной инфраструктуры, ослабляя тем самым барьерную и усиливая контактную функцию государственных границ. В результате в пределах «оси» возникли уже типичные трансграничные районы, где формируется единое экономическое пространство в миниатюре, выражающееся во взаимосвязях хозяйства, инфраструктуры, трудовых и культурно-бытовых поездках жителей.

Такие трансграничные районы ныне существуют на границах между Бельгией, Нидерландами и ФРГ, Нидерландами и ФРГ, Францией, ФРГ и Люксембургом, Францией и Швейцарией. Одно из наиболее типичных явлений для них – ежедневные трансграничные перетоки фронтальеров, т. е. лиц, которые живут в одних, а работают в других соседних странах. Например, общая численность французов-фронтальеров еще в начале 1990-х гг. превысила 100 тыс. человек.

Одним из примеров трансграничного района в пределах «Центральной оси развития» может служить образованный еще в 1976 г. район Маас – Рейн, объединивший бельгийские провинции Люттих и Лимбург, голландскую провинцию Лимбург, а также города Кёльн и Ахен в ФРГ. Население этого района – около 4 млн человек. Оно говорит на немецком, французском и голландском языках.

Другой пример – трансграничный район, сокращенно именуемый Саар – Лор – Люкс, который включает в себя территории четырех соседних стран: всего Люксембурга, французской Лотарингии, земли Саар и части земли Рейнланд-Пфальц в ФРГ, а также бельгийскую провинцию Люксембург. Рынок труда этого района (80 тыс. «трудовых челноков» в день) – крупнейший в ЕС, причем основная часть фронтальеров работает в Люксембурге (рис. 66). Здесь сформировались: крупный металлургический комплекс, связывающий железорудные, металлургические и коксохимические предприятия французской Лотарингии, германского Саара, Люксембурга и Бельгии; нефтехимический комплекс Кларенталь (Саар) – Карлин (Лотарингия) – Беш (Саар).

Рис. 66. Ежедневные прибытия фронтальеров в Люксембург из соседних стран

Третий пример – Базельский и Женевский трансграничные районы в Швейцарии и соседних с ней странах. Базельский район охватывает 5 швейцарских, 5 французских и 13 германских коммун с общим населением примерно 500 тыс. человек. Из всех этих коммун не менее 1 / 3 жителей ежедневно отправляются на работу в Базель. А кантон Женева имеет 100-километровую границу с Францией, откуда в этот город ежедневно приезжают на работу 50 тыс. фронтальеров.

Можно добавить, что в последнее время по примеру «Центральной оси развития» Западной Европы трансграничные районы стали возникать и в Центрально-Восточной Европе: на границе Германии и Польши, Германии и Чехии, Польши и Чехии. В 1993 г. было объявлено об учреждении подобного района «Карп а т ы» с населением 10 млн человек. В него вошли части территорий Польши, Словакии, Венгрии и Украины.

Тем не менее промышленность была и остается «лицом» Европы. Из 20 крупнейших индустриальных держав мира 9 находятся в Зарубежной Европе – , Нидерланды, Франция, .

В старых промышленных странах Европы индустриальная база претерпевала структурные преобразования главным образом под влиянием ситуации, складывавшейся на мировом рынке. Если до второй мировой войны была основным поставщиком уникальной и сверхсложной продукции, то в первые послевоенные десятилетия в составе ее продукции все большее место занимает выпуск хотя и сложной, требующей квалифицированного труда, но массовой продукции.

Центром производства сверхсложной, наукоемкой продукции – стали . А Европа стала поставлять на мировой рынок изделия массовые, среднего уровня сложности: легковые автомобили, конторские машины, суда, станки, технологическое оборудование для новых, но не новейших производств. С другой стороны, на рынках товаров широкого потребления старопромышленные страны Европы сталкиваются с растущей конкуренцией и развивающихся государств.

С 70/х годов разрыв в техническом уровне производства между странами Европы и США стал сокращаться. Европа опять начала выступать как поставщик особо высококачественных товаров и пионер в таких областях, как, например, авиастроение. Одновременно внутри Европы наблюдается своеобразное « ». страны, которые позже стали на путь капиталистической индустриализации – , Испания, и в какой-то степени Италия – поставляют на внутриконтинентальные рынки дешевую, но трудоемкую и массовую продукцию. Так, Португалия, выступает на рынках Европы поставщиком дешевых швейных изделий, а Испания превратилась в крупного экспортера обуви.

Европа – родина машиностроения. В настоящее время это крупнейшая отрасль промышленности почти во всех европейских странах. Но уровень развития машиностроения в отдельных странах весьма различен. Так в Европе выделяется группа лидеров, имеющих весь комплекс машиностроительных отраслей, которые не только удовлетворяют внутренние потребности этих стран, но и экспортируют продукцию на внешний рынок. Есть также группа стран, имеющих одно или несколько высокоразвитых машиностроительных производств, потребности же во многих остальных видах машиностроения они удовлетворяют за счет импорта.

К первым относятся прежде всего Англия, Германия, и в меньшей степени Италия и Франция. Ко вторым относятся Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция.

Кроме того в Европе находится также группа стран с относительно мало развитым : , Дания, . Но даже в них имеются одна – две отрасли, завоевавшие мировое признание, например в Финляндии – производство целлюлозно-бумажного оборудования, в Норвегии – судостроение и т.д.

В целом на государства Европы приходится около 25% мировой продукции машин и оборудования. Страны Европы крупнейшие в мире экспортеры станков, технологического, электротехнического и текстильного оборудования, научных и контрольно-измерительных приборов, легковых и грузовых автомобилей, а также тракторов.

Еще одна авангардная отрасль современной индустрии – . Как и машиностроение, весь послевоенный период она развивалась темпами, намного превышающими средние по промышленности. Это было характерно для всей Зарубежной Европы. При этом химическая промышленность сменила свою сырьевую базу, перейдя на и ее полупродукты как главный источник органических химикатов, ставших основой продукции химической индустрии. Если до 2 мировой войны уровень развития определяется количеством выпущенной серной кислоты, то теперь он определяется размером производства пластмасс.

Химическая промышленность в странах Европы развита далеко не одинаково. Если Англия, Италия, Франция и Германия удовлетворяют свои потребности во всех видах химических продуктов и являются их крупными экспортерами, то , несмотря на сильное развитие отдельных производств (выпуск азотных удобрений) очень многое ввозят из-за рубежа.

Некоторые страны – Бельгия, Нидерланды, Швейцария – хотя и специализируются лишь на узкой гамме производств (Швейцария на фармацевтике, Бельгия и Нидерланды – на нефтехимикатах), все же тесно связаны с внешним рынком, экспортируя до 65% выпускаемой продукции.

Европейские страны в целом крупнейшие в мире экспортеры пластмасс, синтетических и искусственных волокон, красителей, изделий фармацевтики, азотных удобрений, лаков и красок. Однако при всем этом европейским государствам приходится в большом количестве импортировать много новых и новейших продуктов химии, главным образом из США. Но в последние десятилетия разрыв стал быстро сокращаться, притом не без «помощи» американских монополий, активно создающих в европейских странах предприятия по выпуску новых химических продуктов.

Итак, и химии во всей Европе прослеживается тенденция к росту. Иначе обстоит дело в других, традиционных для Европы областях некогда принадлежавших к числу ведущих: металлургической, текстильной, швейной, стекольной.

Страны Европы все больше импортируют текстильных и швейных изделий, обуви и другой продукции, требующей массового, но малоквалифицированного труда, из стран с дешевой рабочей силой. Упадок не может компенсироваться ростом производства изделий «узкого спроса»: мехов, ковров, ювелирных изделий.

Одна из крупнейших отраслей промышленности – – в настоящее время все сильнее смыкается с сельским хозяйством, формируя ядро агропромышленного комплекса. Однако уровень развития этого комлекса, включающего путь продвижения продукта «от ворот фермы до тарелки потребителя», во многом определяется уровнем развития сельского хозяйства.

Главная > Документ

40) Промышленность Западной Европы: отрасли специализации и
тенденции их развития
Toпливнo-энергетический комплекс ЗЕ до недавнего времени опирался на собственные ресурсы(уголь). Сейчас и переход на нефть и природный газ, добываемые как в самом региона - в Северном море (1/3 потребностей), так и импортируемые из развивающихся стран и России. Доля нефти и газа в топливно-энергетическом балансе - около 45%. На ТЭС вырабатывается более 50% электроэнергии, на ГЭС - около 15%. Важное место занимают АЭС. Металлургическая промышленность ЗЕ в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге. После WWII центры металлургии стали размещаться в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды. В последнее время в черной металлургии наблюдается тенденция к строительству заводов меньшего размера (мини-заводы). Получили развитие также и отрасли цветной металлургии: выплавка алюминия - во Франции, Италии, Греции, Норвегии, Швейцарии, ФРГ, Австрии; выплавка меди - в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии. Машиностроение и металлообработка - ведущие отрасли промышленности ЗЕ, на их долю приходится около 1/3 объема промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Получили развитие все основные отрасли машиностроения, но особенно велико значение транспортного машиностроения (автомобилестроение, судостроение) и станкостроения. По общему уровню развития машиностроения выделяются прежде всего ФРГ, Великобритания, Франция, Италия Химическая промышленность в ЗЕ занимает 2 место после машиностроения. Крупные центры нефтехимии расположены около Рейна, Темзы, Сены, Эльбы, Роны; в них эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Легкая промышленность ЗЕ- Старые промышленные текстильные районы в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии продолжают работать, но их значение невелико, а, кроме того, легкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы. Промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, во Франции; угля - в ФРГ (Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ньюкаслский бассейн); железной руды - во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов - в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей - в ФРГ, во Франции и др. Но многие месторождения близки к истощению. Германия выделяется добычей каменного и бурого угля. Своей нефти и природного газа мало. Франция. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия (9 млн тонн) и угольные бассейны Центрального массива. Добыча газа не превышает 3 млрд куб. м. - одно из наиболее крупных месторождений газа Франции - Лак в Пиренеях, большей частью исчерпано. Великобритания Основными источниками энергии являются уголь и нефть, в меньшей степени - природный газ. Угледобывающая промышленность является одной из старейших отраслей промышленности Великобритании. В начале века британский уголь преобладал на мировом рынке, сейчас же в Великобритании добывается ежегодно более 80 млн. тонн угля. Основные районы угледобычи - Кардифф, Южный Уэльс и Центральная Англия (Шеффилд). Нефть добывают на шельфе Северного моря у восточного побережья Англии и Шотландии. Ежегодная добыча составляет более 94 млн. тонн. Основные заводы по переработке нефти расположены в Саутгемптоне, Чешире, Йоркшире. Доход от экспорта нефти достигает 150 млн. фунтов стерлингов. Добыча газа составляет 55 млрд. куб. м. в год и растет ежегодно. Электроэнергетика базируется на тепловых и гидростанциях. Многочисленные ГЭС расположены в гористых районах Шотландии и Уэльса, а ТЭЦ - в угледобывающих районах. Доля АЭС невелика, хотя в последние годы отмечается увеличение их строительства. ИК- Каменноугольные бассейны: Йоркширский, Нортумберлендско-Даремский, Южно-Уэльский. Природный газ: Леман-Банк, Брент , Моркем, Локтон, Уэст-Сол, Хьюэтт, Индефати-габл, Фригг, Вайкинг. Нефть: Брент , Фортис, Статфьорд, Корморант, Найниан, Пайпер, Фулмар. Железная руда: Артлборо, Нортгемптонширское, Фродингемское, Нортумберлендско-Даремское

  1. Историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательных процессов в университетах западной европы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации

    Защита диссертации состоится «22» октября 2009 года, в 14 часов, на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 в Институте содержания и методов обучения РАО по адресу: 119435, Москва, Погодинская ул.

  2. Промышленная политика России: проблемы реализации

    Документ

    Подводя итоги проведенного анализа развития трех рассматриваемых комплексов отраслей а также общехозяйственной и информационно-образовательной инфраструктуры, можно сформулировать основу предлагаемого нами подхода к разработке промышленной

  3. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (1)

    Реферат
  4. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Москва (2)

    Реферат

    Центральный федеральный округ базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи регионов округа со всеми регионами страны обширны и многообразны.

  5. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2000-2007 гг. 5

    Документ

    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации.

Легкая
промышленность
Зарубежной Европы

Легкая промышленность
● Именно с этой отрасли и начиналась вся индустриализация
региона. На сегодняшний день легкая промышленность
зарубежной Европы утратила свои былые позиции.
● В регионе немаловажный вес имеют такие текстильные
районы, как Фландрия (Бельгия), Йоркшир и Ланкашир
(Англия), Лион (Франция), а также Милан (Италия). Все эти
центры производств одежды и обуви возникли еще в 19-м веке,
во времена зарождения промышленной революции. Активно
работают они и сегодня.

Легкая промышленность
● Однако в последнее время наметилась тенденция
смещения легкой промышленности в Южную Европу. Это
объясняется имеющимися здесь резервами дешевой
рабочей силы. Например, главной швейной фабрикой
региона в настоящее время можно назвать Португалию.
Италия же производит такое количество обуви, что по ее
объемам уступает лишь Китаю.

Легкая промышленность
● Народы многих государств Европы сохраняют
национальные традиции, находящие выражение при
производстве музыкальных инструментов и мебели,
украшений и изделий из металла и стекла, игрушек и
т. д.
● Например, Бельгия известна своими охотничьими
ружьями (браунингами), а также обработкой алмазов.
Не случайно мировой центр по торговле
бриллиантами находится в городе Антверпене. В
Лихтенштейне построено самое крупное в мире
предприятие, выпускающее искусственные зубы. Эти
изделия продаются более чем в ста странах мира.