Отличительные особенности российской системы образования.

В современных условиях модернизации системы образования в РФ развиваются различные тенденции управления и руководства образовательной системой.

Содержание понятия об управлении и руководстве в педагогической теории раскрывается по-разному. Так, по мнению одних, управление по отношению к руководству является частным понятием и его функцией; другие предполагают, что руководство есть функция управления, считают управление прерогативой государственных органов народного образования, а руководство – сферой отдельного руководителя; третьи пользуются исключительно термином управление, понимая его как организованную и планомерную деятельность соответствующих органов (государственных и местных) и отдельных лиц, направленную на упорядочение, совершенствование и развитие образования, школ и других учебно-воспитательных организаций. В последних исследованиях понятия об управлении и руководстве педагогическими системами рассматриваются в диалектическом единстве . Управление предполагает осуществление следующего цикла действий: планирования, организации, стимулирования, контроля и анализа результатов педагогического процесса, а руководство связано с осуществлением задач управления непосредственно в работе с людьми.

Современные предпосылки развития управления системой образования

В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. 1). Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. 2). Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 3). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. 4). Особая роль отводится духовному-нравственному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. 5). Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. 6). Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. 7). В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важен своего рода диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими, национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в основу модернизации системы образования РФ положены такие принципы:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и специфику образовательных организаций в стране.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Современная система управления образованием

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в «Законе Российской Федерации об образовании» . В соответствии с ним сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принятая высшим органом законодательной власти – Федеральным Собранием РФ до 2020 года . Она является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический , освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный , излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный , определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности. Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования имеются соответствующие государственные органы управления образованием : федеральные (центральные, ведомственные, республиканские (республики в составе РФ), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управления – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; прогнозирование сети образовательных учреждений; контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования. Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации , т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – Совета школы . Высшим руководящим органом управления школой является Конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общественной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсикация образовательных организаций. Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп. Диверсикация (в пер.с лат. – разнообразие, разностороннее развитие) образовательных заведений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляется непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя образовательного учреждения.

Варианты управленческо-организационных структур в образовательной практике школ

В образовательной практике школ сегодня существуют различные варианты управленческо-организационных структур с присущими им технологиями взаимодействия.

1. Управленческо-организационная структура, замкнутая на руководителе.

При этом варианте формально существуют несколько заместителей руководителя, однако у них практически нет полномочий на принятие управленческих решений даже по своему направлению. Получается ситуация, когда руководитель перегружен работой и фактически управляет образовательным учреждением в авторитарном режиме, заместители выступают лишь проводниками его указаний для своих подчиненных. Характерно, что функционал заместителей в этом варианте управленческо-организационной структуры может быть четко не дифференцирован по направлениям деятельности, то или иное поручение может быть адресовано любому из заместителей. При этом на руководителе замкнуты не только основные виды деятельности образовательного учреждения, такие, как обучение и воспитание, но и «вспомогательные» – хозяйственная деятельность, маркетинг и PR, работа с персоналом, начиная от поиска специалистов и заканчивая кадровым делопроизводством.

Такая ситуация складывается по двум причинам. Первая связана с объективными причинами сокращения управленческих кадров. Особенно это касается сельских образовательных учреждений, где у руководителя часто разрешен лишь один заместитель. Вторая связана с позицией самого руководителя, поскольку он должен самостоятельно «держать в руках» все направления работы. Эффективность такого варианта управленческо-организационной структуры спорная. Многое зависит от личности самого руководителя. Если руководитель – настоящий профессионал, то он, безусловно, может качественно выстроить работу по всем направлениям. Но при таком варианте низок уровень инициативы и творчества всех остальных субъектов образовательного пространства.

2. Управленческо-организационная структура, формально замкнутая на управленческой команде.

Это вариант управленческо-организационной структуры советской школы: директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе. Ответственность за основные направления деятельности школы распределена между ними. Во многих современных школах эта ситуация сохранилась и сейчас. Часто в них может быть также заместитель директора по хозяйственной части, по научно-методической работе, по информатизации, по безопасности. При этом при формальном наличии всех этих заместителей директора, реальные управленческие функции выполняют лишь заместители по учебной и воспитательной работе. Именно они и директор составляют управленческую команду. Поэтому здесь существует явное несоответствие между организационной и управленческой структурой.

3. Управленческо-организационная структура с расширенной управленческой командой.

При таком варианте с состав управленческо-организационной структуры включены много сотрудников образовательного учреждения. При этом не все они обязательно имеют формально управленческие должности, но несут ответственность за то или иное направление работы. В этой технологии взаимодействия управленческо-организационных структур направления деятельности учреждения достаточно узко дифференцированы, каждым направлением управляет отдельный специалист, руководитель и его заместители имеют функции общей координации деятельности, принятия особо важных управленческих решений. При таком распределении ответственности повышается эффективность реализации каждого из направлений деятельности, однако возникают трудности в координации действий, особенно если эти направления мало пересекаются. Отсюда высока вероятность конфликтов внутри управленческой команды, поскольку иерархия внутри неё не закреплена, каждый руководитель направления/подразделения склонен считать именно свое направление наиболее важным. Однако грамотная работа руководителя как «топ-менеджера» может нейтрализовать все эти возможные риски и сделать такую управленческо-организационную структуру эффективной и работающей.

4. Проектная управленческо-организационная структура.

Этот вариант структуры предполагает то, что основная роль в принятии решений и их реализации принадлежит проектным командам. При этом команды могут существовать более или менее длительно, в зависимости от задачи. Состав команды формируется из разных сотрудников, которые равны в своих правах, независимо от формальных должностей в образовательном учреждении. Специфика проектной структуры заключается в том, что проектную команду может входить не только специалист образовательного учреждения, но и ученик или родитель. Роль руководителя при такой структуре заключается в координации действий различных проектных команд, в реализации необходимых связей с управлением образования.

5. Модульная управленческо-организационная структура.

Автор этой структуры А.Н. Свиридов обозначил её как технологию социального взаимодействия в управлении общественными системами на мезо- и микро- уровнях. При этом мезоуровень – сфера деятельности специалиста, реализуемая им во взаимодействии с внешним социумом (другими педагогами, родителями, учреждениями социальной защиты, коррекционными центрами и т.д.), а микроуровень – сфера профессиональной деятельности, реализуемая специалистом индивидуально.

6. Управленческо-организационная структура взаимодействия в воспитательном коллективе.

Взаимодействие управленческо-организационных структур в воспитательном процессе осуществляется в воспитательном коллективе образовательного учреждения. А.С. Макаренко ввел понятие «воспитательного коллектива» т.е. единого коллектива педагогов и воспитанников, спаянного общим трудом, общим досугом, совместным культурным отдыхом . Позднее он сформировал целостную концепцию «воспитательного коллектива», в которой устанавливалось: 1) равноправие воспитателей и воспитанников; 2) обязательное участие всех во всех функциях образовательного учреждения; 3) возможность подчинения воспитателей воспитанникам; 4) отказ педсовета от права законодательства.

Этому созвучны в настоящее время мысли Ш.А. Амонашвили: «По моему убеждению, – пишет он, – действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания себя. Так кто же в этом процессе будет главным? Главными будем все мы, как единые по своей цели, – и я, и мои воспитанники. Но мы будем не фигурами, пусть даже не сверхглавными, а людьми, личностями» . Управление и функционирование воспитательного коллектива осуществляется на двух уровнях:

  • организационно-педагогический уровень , когда управление реализуется как непосредственно (через структуру коллектива, организацию его социально значимой жизнедеятельности, систему межгрупповых и межколлективных связей и отношений), так и опосредованно (через органы самоуправления). Основные функции этого уровня – превращение совокупности первичных объединений учащихся (классов, кружков и т.д.) в единый коллектив образовательного учреждения, включение его в систему внешних связей и отношений, создание в нем условий, благоприятных для развития самостоятельной творческой деятельности первичных коллективов. При этом работает механизм социально ориентированных отношений воспитания;
  • психолого-педагогический уровень, когда директор, зам. директора, воспитатель, классный руководитель, организатор, и т.д. выступает не только в роли организатора, но и корректирует отношения в коллективе, осуществляет индивидуальную работу с воспитанниками. На этом уровне создаются условия, максимально благоприятные для индивидуального развития в коллективе каждого школьника. Главную роль на этом уровне играет механизм персонализированных отношений.

Эти уровни управления выступают как иерархизированное единство, т.е. практическая деятельность осуществляется в постоянном взаимодействии этих уровней. Это означает, что социальные отношения осуществляются на основе личностных, персонализированные (личностные) отношения опосредованы социальными. Только в единстве воспитанников и воспитателей коллектив выступает как действительно полноправное явление общественной жизни, имеющее хозяйственную основу и правовой статус. Это обстоятельство позволяет каждому члену, педагогу и воспитаннику занять активно-творческую гражданскую позицию .

Системный подход к управлению образованием

Система образования призвана осуществлять свои преобразовательные функции по отношению к широко понимаемой социальной практике. Все звенья системы образования находятся во взаимодействии и во взаимосвязи друг с другом. Это объективно способствует целостности системы, её единству, что, однако, не означает единообразия в работе образовательных организаций. Целостность образовательной системы означает, что в её структуре нет более или менее важных звеньев. Все они вносят свой вклад в решение общих задач воспитания, обучения, развития подрастающего поколения и всего народа.

Целостность системы образовательных организаций подтверждается тем, что возможные «сбои» в функционировании любого компонента системы неизбежно сказываются на работе других компонентов системы в целом. Например, несовершенство профориентационной работы в общеобразовательной школе – одна из причин диспропорции в подготовке разных профессий. Ошибки в прогностических расчетах количества выпускников образовательных организаций и рынка труда может привести нарушению реальной престижности профессий и специальностей, нарушению преемственности ступеней профессионального образования и безработице и т.п.

В современных условиях особое значение приобретает внутренне ориентированная адаптивность системы, её удовлетворение развивающимся запросам не только общества, но и личности, также имеет место некоторый разрыв между разработанностью методологических проблем управления и конкретной системой управления в обществе. Для его преодоления необходим специальный инструмент, метод построения таких систем, их составных элементов: организационной структуры управления, функций отдельных составляющих органов, способов их взаимодействия и т.п., наиболее полно удовлетворяющих задаваемым целям. В качестве такового инструмента выступает системный подход к управлению образовательными системами. Системный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия её целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня. В общую схему системного подхода необходимо вложить конструктивность, аналитичность, обозримость и сравнимость вариантов и функций органов управления .

В нынешних условиях возникает необходимость новых подходов к управлению образованием, они становятся той движущей силой, которая может перевести педагогическую систему из функционирующей в развивающую и развивающуюся. Направленность всей системы педагогического менеджмента на модернизацию предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей образования, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. При этом развивающая и развивающаяся система должна постоянно работать в поисковом режиме. Управление в этом случае носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом, и прежде всего его участниками. Иначе говоря, процесс управления должен быть не чем иным, как развертывание механизма управления в динамике по своим технологическим параметрам . Он замыкает в одно целое процессы функционирования и развития педагогических систем и таким образом, интегрирует действия всех механизмов управления на конечные цели.

Выводы

Именно такая ориентация управления образовательной деятельности позволяет выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе многоплановой, длительной и трудоемкой перестройки всех звеньев управления образовательной организацией. К числу наиболее важных следует отнести:

  • принцип гуманизации, основывающийся на переориентации учебно-воспитательного процесса на личность, её гармоничное развитие, усиление внимания к жизненным интересам, мотивам поведения человека как высшей ценности общества;
  • принцип индивидуализации, требующий учета различий в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах личности, особенностей физического состояния, уровня психического развития каждого учащегося, возможностей его включения в групповые и коллективные формы учебно-воспитательной работы, в систему межличностных отношений;
  • принцип дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося и обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом её интересов, мотивов, ценностных установок;
  • принцип гуманитаризации, предполагающий усиление внимания к учебным дисциплинам гуманитарного цикла, обогащение естественнонаучных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей, профессиональной компетенции;
  • принцип демократизации, создающий предпосылки для развития активности, инициативы, творчества педагогов и учащихся, широкого участия общественности в управлении образованием;
  • принцип интеграции, основывающийся на объединении всех воспитательных сил общества, органическом единстве школы, семьи, общественности, культуры, средств массовой коммуникации .

Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования

«Международный университет профессиональных инноваций»

Аттестационная работа

«Современное управление образовательной системой России»

Выполнила

слушатель программы профессиональной переподготовки « Педагогика и методика проектирования и реализации образовательного процесса в организация, осуществляющих профессиональное обучение, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование»:

Шапиева Виктория Викторовна

Научный руководитель:

Д.ф.н., Калашникова Е.Н.

Москва – 2016

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Государственная политика в области образования в Российской Федерации………………………………………………………………………..5

    1. Система образования и ее структура…………………………………5

      Управление системой образования…………………………………..13

Глава 2. Основные проблемы образования РФ………………………………19

2.1. Тенденции, противоречия, перспективы развития российского

образования ……………………………………………………………….19

2.2. Задачи образования…………………………………………………24

Глава 3. Модернизация системы образования в РФ………………………...27

Заключение ……………………………………………………………………..41

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации

(аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировки, докторантура).

6. Дополнительное образование бывает двух видов: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования призвана создавать условия для непрерывного образования с помощью реализации как основных образовательных программ, так и дополнительных образовательных программ.

Законодательством определены следующие виды образования :

Общее образование - направлено на развитие личности и приобретение знаний, навыков, умений и компетенций, которые необходимы молодому человеку в его жизни. Полученные в процессе освоения основной общеобразовательной программы знания, навыки и умения помогут ему осознанно выбрать профессию и получить профессиональное образование;

Профессиональное образование направлено на приобретение знаний, навыков, умений и компетенций, человек получает их в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ, они позволят ему включиться в профессиональную деятельность и выполнять работу по конкретным специальности или профессии;

Профессиональное обучение направлено на приобретение необходимых знаний, навыков, умений и компетенций для выполнения определенных трудовых функций (определенных видов служебной, трудовой деятельности, профессий);

Дополнительное образование направлено на удовлетворение потребностей человека в духовно-нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

В качестве социально-педагогических условий реализации образования можно обозначить следующие :

Соответствие общим потребностям реформирования образования в соответствии с концепцией школы и целям развития и становления гражданско-правового общества;

Учет быстро изменяющихся образовательных концепций, парадигм, форм и методов, содержания обучения и воспитания и их адекватность требованиям времени;

Разработка соответствующей нормативно-правовой базы образования;

Подготовка научно-методической базы образования, разработка образовательных программ и стандартов;

Учет местных особенностей и потребностей каждого региона, специфики его культурно-исторической среды, традиций и перспектив его развития (сочетание особенного, общего и единичного);

Внедрение современных педагогических технологий, развитие психолого-педагогического обеспечения образования;

Создание правового пространства школы, как высшей, так и средней;

Обеспечение роста профессиональной, социально-трудовой, общественно-правовой компетентности преподавателей и учителей на основе системы переподготовки и подготовки кадров;

Финансирование и материально-техническое обеспечение создания, функционирования и развития системы непрерывного образования.

Однако ситуация с организацией образования в целом в России остается неопределенной, что подтверждает продолжающееся обсуждение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, а сейчас уже обсуждение новых профессиональных стандартов.

Период становления российского образования становится своеобразной исторической точкой бифуркации, что соответственно предполагает вариативность дальнейшего развития. Общее образование не является исключением. Отсутствие неподвижных педагогических традиций, с одной стороны, делает сферу образования чрезвычайно восприимчивой к инновационным процессам, а с другой, усложняет выбор стратегии дальнейшего развития образования и школьной модели воспитания и обучения. Повышение их результативности требует осмысления, обобщения и некоторой унификации разнобойного многоголосья педагогов-практиков и теоретиков образования. В связи с этим актуальной научно-практической проблемой является отсутствие концептуальной педагогической оценки периода становления образования в современной России и определение тенденций его дальнейшего развития.

Сегодня научное сообщество говорит о формировании мирового образовательного пространства. В 2003 г. Россия становится участницей Болонского процесса по единению и гармонизации Европейского пространства в области высшего образования. Эта потребность обусловлена усиливающейся ныне тенденцией к интернализации образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам. Образование, таким образом, в идеале должно стать не только инструментом взаимопроникновения знаний и технологий, но и средством диалога культур.

Система высшего профессионального образования в настоящее время только внедряет новые организационные формы обучения, такие как компетентностный подход, кредитную систему обучения, рейтинговую систему оценки знаний студентов и др. Этот процесс не одномоментный, трудный, но объективно необходимый. Вопрос в другом! Готово ли российское образование в целом, преподаватели как средней, так и высшей школы, перенять опыт, который веками накапливали университеты Запада, без ущерба для отечественной системы образования? Как показала десятилетняя практика перехода на уровневую систему образования, на сегодняшний день основные задачи, закрепленные в Болонской , не реализованы в полном объеме. Да, сегодня уже введены в действие новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования, в которых европейские стандарты попытались приспособить к российским национальным традициям в сфере вузовского образования. В результате половинчатых решений получилась конструкция, которая извратила саму идею кредитной системы обучения. Например, федеральное законодательство и Типовое о вузе закрепили, что вуз самостоятельно выбирает систему оценки академических достижений студентов, поэтому отсутствует единая политика выставления оценок при использовании рейтинговой системы. Вузы занялись собственным нормотворчеством, в результате которого появились контрольные измерительные системы, извратившие саму суть кредитной системы обучения. Даже называется она по-разному на сайтах вузов (БРС, модульно-рейтинговая, балльно-рейтинговая, кредитно-рейтинговая системы и т.д.). Академические достижения студентов фиксируются только для получения стипендии, а они должны определять их дальнейшую образовательную траекторию и стимулировать развитие конкурентной среды среди обучающихся. При выдаче документа государственного образца в приложении к диплому отражается трудоемкость всех дисциплин, как в часах, так и в зачетных единицах, и указывается рейтинг студента. Но пока применяется только известная нам система оценок 5, 4, 3. Сам рейтинг студентов трактуется неоднозначно .

В связи с принятием нового Закона «Об образовании в Российской федерации» и «Концепции развития образования на период до 2020 года» перед системой образования в целом выставлены новые приоритеты. При этом основной задачей образования и воспитания является подготовка молодого поколения, способного жить, творить и действовать в информационном обществе. Главная приоритетная цель современного образовательно-воспитательного процесса - развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования .

В соответствии с принятием новых образовательных стандартов успешность и эффективность работы образовательных учреждений оценивается уровнем сформированности личностных качеств обучающихся, которые способны к творческой самостоятельной деятельности. Выпускники образовательных учреждений 21 века должны быть способны, принимать, передавать, а главное понимать различные сообщения, сформулированные в словах и образах, символах и жестах, уметь проводить анализ и критически подвергать осмыслению аудиовизуальную и текстовую, а так же графическую информацию, обмениваться всевозможными идеями и сообщениями с помощью различных средств коммуникации.

К омпетентностная парадигма современного профессионального образования поставила перед вузами задачу формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов. ВУЗы предпринимают попытки по созданию условий для формирования и развития компетентности студентов, осознавая, что обладание компетентностью является одним из факторов, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность выпускника. В условиях компетентностного образования студент является субъектом формирования компетенций/компетентностей, возрастает его ответственность за результаты процесса обучения.

В настоящее время происходят значительные изменения требований к организации образовательного процесса в законодательной сфере. Предъявляются конкретные требования со стороны будущих работодателей к профессиональным умениям и навыкам, которыми должен обладать и владеть выпускник. Так же остаются крепкими традиционные формы педагогического воздействия на студентов со стороны преподавателей. Еще один немаловажный фактор, что достаточное количество студентов имеют не совсем четкое представление, что их ждет после окончания обучения в ВУЗе. Поэтому все эти факторы, зачастую входят в противоречие между собой и создают проблемное поле для исследования. В Российской системе образования системообразующие ВУЗы являются государственными учреждениями, а потому актуальность исследования состоит в том, чтобы проанализировать насколько однонаправленны векторы представлений о потенциале выпускника у государства и непосредственных работодателей.

Проблемами общего образования можно вкратце обозначить итоговую аттестацию школьников в виде ЕГЭ, новой проблемой школ, лицеев и гимназий становиться перестройка взаимодействия организации образовательного процесса по оформлению портфолио ученика, как по окончанию начальной, так и средней школы.

2.2. Задачи образования

Современные социальные, политические и экономические изменения, происходящие в современной России, в том числе и в области образования, обуславливают необходимость поиска принципиально новых, более эффективных и конкурентоспособных подходов к подготовке специалистов.

Востребованный выпускник системы высшего и среднего профессионального образования должен быть «профессионально компетентен», то есть обладать определенной необходимой совокупностью свойств необходимых работодателю.

Для оценки эффективности подготовки кадров существует основной критерий – владение выпускниками совокупностью профессиональных компетенций, которые являются результатом профессионального образования. Данный результат всегда является результатом совместной образовательной деятельности студента – преподавателя – образовательного учреждения и выражается он в показателях готовности выпускника к решению современных профессиональных задач и проблем в соответствии с инвариантными требованиями. Государством достаточно четко определены требования к образовательным учреждениям в сфере формирования профессиональных компетенций выпускников, и они закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах.

Формирование профессиональных компетенций являются необходимым и обязательным условием освоения основной образовательной программы. Предъявляемые законодательством требования ставят образовательные учреждения и самих обучающихся в достаточно жесткие условия перед обществом и в его лице работодателем. За период обучения ВУЗы и техникумы, колледжи обязаны подготовить выпускника к профессиональной деятельности за нормативный срок освоения ООП, за этот временной период выпускник должен овладеть помимо профессиональных компетенций еще и общекультурными компетенциями. Образовательное учреждение обязано предусмотреть базовую (обязательную) и вариативную части всех учебных циклов и разделов ООП, а студент обязан освоить все дисциплины и модули. Государством в законодательной форме перед образовательными учреждениями и обучающимися поставлены определенные цели, задачи, условия и требования, которые они в период обучения должны выполнять. Вектор представления государства (ФГОС) о профессиональном компетентностном профиле выпускника достаточно большой. Выпускник должен знать, уметь и обладать большим компетентностным объемом, его готовят к обширной профессиональной деятельности. Это с одной стороны.

С другой стороны, работодатели желают «получить» готового специалиста, который смог бы сразу с момента трудоустройства приступить к качественному выполнению непосредственных профессиональных обязанностей согласно своим должностным обязанностям, то есть, чтобы его не было необходимости «доучивать», но данное требование в современных экономических реалиях вряд ли выполнимо. Иногда, эти требования бывают узкоспециальными, в других случаях, затрагивают широкий и разносторонний спектр умений.

Для того чтобы учесть все возможности, условия и желания всех заинтересованных сторон данного процесса необходимо тесное и планомерное взаимодействие как образовательных организаций и обучающихся, так и работодателей.

Перед образовательными учреждениями любого уровня встает актуальная задача не только наряду с традиционными формами и видами педагогической деятельности, внедрять новые формы учебной и самостоятельной деятельности студентов, но и учитывать запросы и ожидания работодателей, причем выполнение данной задачи на наш взгляд в большей степени выгодно самим работодателям. Они в первую очередь заинтересованы и должны инициировать взаимодействие с ВУЗами в целях подготовки профессионально ориентированного выпускника - будущего работника, с теми профессиональными компетенциями, которые им необходимы, и востребованы именно в конкретной организации или предприятии.

Глава 3. Модернизация системы образования в РФ

Рассмотрим на наш взгляд наиболее актуальную проблему высшего профессионального образования по внедрению программ прикладного бакалавриата в систему российской системы образования. Актуальность исследования возможностей и необходимости внедрения такой формы обучения как прикладного бакалавриата вызвана рядом причин. Возможно, обозначить наиболее значимые.

Во-первых, в сложившейся в настоящее время ситуации на российском рынке труда наблюдается дефицит кадров по многим высокотехнологичным направлениям, это связано как с демографической ситуацией в стране, так и с несбалансированной политикой в сфере образования последнего десятилетия, прием и выпуск специалистов гуманитарного и экономического направления превышает выпуск специалистов технического профиля.

Во-вторых, работодатели далеко не всегда довольны качеством подготовки в системах среднего профессионального и высшего образования и часто считают, что выпускники не соответствуют современным требованиям развития экономики и социальной сферы страны.

В этой связи, постоянно обсуждается вопрос, кто же нужен рынку труда, и как обучить такого специалиста. В качестве ответа предлагаются различные решения. Одно из предложений – реализация программ прикладного бакалавриата.

В связи с постановкой государственной задачи подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных и технических производств перед образование стоит задача: разобраться, в чем особенность программ прикладного бакалавриата, в чем их принципиальное отличие от иных программ обучения, а так же что необходимо для реализации прикладного бакалавриата.

Потребности современного российского рынка труда чрезвычайно разнообразны, однако работодатели сходятся в одном: им нужны высококвалифицированные кадры – от рабочего до ученого-исследователя.

Комплекс компетенций определяет способность выпускника быстро приобрести недостающие для работы знания и умения, включиться в производственную жизнь.

В зарубежных странах прикладной бакалавриат, который также имеет название профессиональный или технический появился около сорока лет назад, вслед за изменениями, потребовавшими серьезной реформы в структуре рынка труда. В 70-е годы прошлого века снизилась потребность в рабочей силе, имеющей базовые профессиональные квалификации, и возросла потребность в высококвалифицированных профессионалах среднего уровня. Эти тенденции были характерны не только для высокотехнологичных отраслей экономики и динамично развивающегося сектора услуг (туризм, бытовые услуги, банковское дело и финансы, страхование, общественный транспорт, здравоохранение, социальное обеспечение), но и для традиционных сфер, таких как управление, производство, торговля, строительство. Но особенную популярность программы прикладного бакалавриата приобрели в технических областях – там, где осуществляется практическое применение технологий.

Программы прикладного бакалавриата в странах Западной Европы относятся к системе высшего неакадемического образования. Они реализуются как у университетах наряду с программами академического бакалавриата, так и в специальных учреждениях профессионального образования. По международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО программы прикладного бакалавриата соответствуют уровню 5В, который описан в МСКО как практикоориентированные программы первого этапа третичного образования со сроком обучения от двух до четырех лет.

Подготовка по данным программам, например в Великобритании началась в 1960-ые года 20 века, там для реализации программ совмещающих в себе обучение теоретическому курсу и профессиональным навыкам из прикладных институтов и технологических школ были созданы колледжи профессионального образования.

В Германии в 1970-1971 гг. создаются специализированные высшие учебные заведения. В Норвегии в 1994 году в результате слияния 98 профессиональных колледжей были созданы государственные колледжи. В Австрии в 1993 году создаются специализированные высшие учебные заведения.

В Финляндии в 1991 году, также в результате объединения 250 учреждений среднего профессионального образования были организованы политехникумы. Сейчас их насчитывают всего 28 политехникумов. В органы управления этих политехникумов входят представители предприятий, которые обеспечивают учет интересов компаний при разработке программ и сотрудничество между системой образования и рынком труда. Программы прикладного бакалавриата политехникумы разрабатывают сами. Они ориентированы на определенную отрасль промышленности. Специализация программ обучения разрабатывается с учетом прогноза спроса на рабочую силу того или иного уровня квалификации на рынке труда. Все политехникумы являются многодисциплинарными, т.е. реализуют программы обучения сразу по нескольким направлениям. Набор абитуриентов, с полным средним образованием происходит два раза в год – в сентябре и апреле. Программы обучения состоят из базовых, профессиональных и дополнительных дисциплин (модулей), практических занятий и дипломного проекта, связанного с НИОКР конкретного предприятия.

Во Франции программы прикладного образования реализуются в учреждениях высшего профессионального образования и технологических образовательных учреждений. На момент 2010 года были разработаны 1438 специальностей прикладного бакалавриата. Они объединены в 46 государственных направлений, соответствующих профессиям, востребованным на производстве. Студент сам составляет индивидуальный учебный план, дополняя обязательные дисциплины по выбору.

В Австралии данные программы действуют как в рамках системы высшего, параллельно с программами академического бакалавриата. Так и в специальных учебных заведениях прикладных наук. Обучение проводится в небольших группах в интерактивном режиме.

В Нидерландах программа прикладного бакалавриата состоит из нескольких уровней. На первом студенты получают общие знания, затем осуществляется специализация, на этом этапе студенты могут сами комбинировать курсы по своему усмотрению. Кроме программ прикладного бакалавриата, других практикоориентированных курсов в высшем образовании нет. Программы прикладного бакалавриата включают лекции, семинары. Проекты, самостоятельную подготовку, стажировку и систему обмена студентами. Значимая часть обучения – практика (интернатура). Практика с третьего курса проводится.

В Канаде эти программы реализуются в политехникумах, причем они международно признанные образовательные учреждения поствторичного образования, которые готовят специалистов, обладающих теоретическими знаниями из области прикладных наук, аналитическим мышлением и навыками применения своих знаний в реальных жизненных ситуациях .

Опыт зарубежной практики показывает, что двухступенчатая система позволяет сократить производственный цикл образования, осуществляя массовую подготовку на базовом уровне и избирательную (преимущественно платную) на последующем. Такая система учебного процесса способствует повышению гибкости и конкурентно способности образования. Так же в зарубежной практике существуют с примеры удачных моделей связей СПО – ВПО, например, в системе образования США (перевод студентов после второго курса из одного учебного заведения, обычно это общинные колледжи, в другие университеты).

Некоторые из перечисленных стран все же при внедрении программ прикладного бакалавриата оставили системы СПО неизменной.

Отличительная особенность зарубежного опыта показывает, что такие программы не возникают из абстрактных представлений, а диктуются потребностями конкретного рынка труда и, как правило, создаются по инициативе работодателей. Они имеют собственную идентичность и четко отграничиваются от программ академического бакалавра. Но не по количеству часов, дисциплин и лет обучения, а по актуальным для сферы труда результатам, которых должны достичь обучающиеся. Именно в зависимости от этого устанавливается продолжительность программ (от двух до четырех лет). У нас же суть всех обсуждений проблемы в основном сводится к увеличению часов на практическую подготовку .

Экономическая ситуация в нашей стране и сложившаяся ситуация на рынке труда в начале 21 века поставила государство перед проблемой реформирования образования. Чтобы нацелить профессиональное образование на решение задачи обеспечения квалифицированными кадрами, правительством РФ был объявлено о проведении эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата на базе учреждений среднего профессионального образования. Отбор образовательных учреждений для участия в эксперименте проходил на конкурсной основе. О желании принять участие в новом многообещающем деле заявили 125 учебных заведений. 49 средних специальных учебных заведений России стали победителями и получили право участия в эксперименте. Список 49 частников эксперимента утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 793 от 21 июля 2010 года.

Были отобраны высокотехнологичные специальности, и по ним решено дать возможность обучающимся получить полноценное высшее образование. Идея перевода вузовских отделений СПО в режим прикладного бакалавриата не предполагала создания новых программ обучения и подготовки кадров, принципиально отличных от специалистов со средним профессиональным образованием, а предусматривает лишь корректировку содержания имеющихся программ СПО и перевод их на институциональный уровень ВПО .

Цель эксперимента по внедрению этой образовательной программы: установить связь между образовательными учреждениями и работодателями, а также повысить качество профобразования в соответствии с тенденциями на рынке труда.

В основе данного уровня образования – образовательные программы среднего профессионального образования, ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. При этом объем практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведенного на обучение. Другими словами, задача прикладного бакалавриата – сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Эксперимент выявил как положительные, так и отрицательные стороны. В августе 2014 года будут подведены официальные результаты данного эксперимента. В настоящее время с прошлого года начат прием студентов по программа прикладного бакалавриата в высшие учебные заведения страны .

Идея прикладного бакалавриата заключается в том, чтобы готовить квалифицированных исполнителей по программам высшего профессионального образования (ВПО), поскольку траектория среднего профессионального образования (СПО) давно считается некоторыми исследователями тупиковой, родители в большей своей части не хотят отдавать детей в техникумы и колледжи. Идея в полной мере соответствует трендам государственной политики в сфере образования - президент и правительство требуют наладить подготовку высококвалифицированных рабочих и усилить прикладной компонент в высшем образовании, чтобы работодателям не приходилось доучивать выпускников вузов.

Впервые понятие «прикладной бакалавриат» возникло в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Идея введения прикладного бакалавриата - соединение усилий высшей и средней профессиональной школы, взяв лучшие формы теоретической подготовки у одной, и практической – у другой. Программа реализуется с привлечением преподавателей высшей школы. Практическое обучение проходит в специализированных лабораториях колледжа, высших учебных заведений и на производстве.

Суть прикладного бакалавриата – поднять статус неуниверситетского образования, приравняв к высшему образованию некоторые специальности техникумов и колледжей, соответствующие инновационному развитию страны.

Главный принцип обучения по программам прикладного бакалавриата – обеспечить студентам возможность проверять пригодность и уровень своих знаний и умений на рабочих местах, участвуя в выполнении различных заданий.

В концепции создания и развития прикладного бакалавриата, разработанной в ФИРО, записано, что квалификация выпускников будет соответствовать шестому уровню Национальной рамки квалификаций РФ, и они будут уникальными специалистами на рынке труда страны.

Прикладной бакалавриат – это профиль основной образовательной программы. На данный момент выбрано 81 направление подготовки бакалавриата.

Программы прикладного бакалавриата обеспечивают:

Освоение широких практических и теоретических знаний в области будущей профессиональной деятельности, необходимых для определения способов поведения в различных сложных ситуациях;

Приобретение умений проводить исследования для эффективного выполнения профессиональных задач, выбирать из большого диапазона методов такие, которые необходимы для решения сложных проблем, оценивать действия и результаты деятельности собственной и подчиненных.

Все это снижает срок адаптации выпускников на предприятии, а соответственно выгодны работодателям и государству.

Программы практикоориентированного бакалавриата эффективны, поскольку разрабатываются совместно с представителями работодателей, формулирующих требования к компетенциям и выпускникам. Во всех странах, где проводится обучение по таким программам, действует законодательство, регулирующее этот вид образования. Особо стоит отметить, что все законодательные акты у нас в стране так же уже приняты в последние годы. Данный факт свидетельствует: прикладной бакалавриат находится в стадии становления. Большинство последних изменений в законодательстве касается содержания и обеспечения качества обучения, системы переноса зачетных единиц, прозрачности программ и расширения доступа к ним.

В целом программы подготовки практикоориентированных бакалавров:

Позволяют продолжать обучение на уровне магистра;

Могут реализовываться как в вузах, так и ссузах, а также совместно;

Имеют целью подготовку высококвалифицированных работников;

Основаны на сотрудничестве между учебными заведениями и предприятиями, а также на результатах обучения;

Включают обязательный период работы в компании (обычно не менее двенадцати-шестнадцати недель);

Предполагают участие в преподавании сотрудников предприятий/компаний.

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» определено этапы внедрения и реализации программ прикладного бакалаврита:

2013-2014 пилотная апробация программ прикладного бакалавриата;

2014 – 2016 разработка и утверждение ФГОС прикладного бакалавриата;

2015-2018 реализация образовательных программ прикладного бакалавриата в штатном режиме.

Удельный вес численности обучающихся по программа прикладного бакалавриата в общей численности, обучающихся по программам высшего образования, предполагается увеличить с 2013 по 2018 годы с 5,3 до 30, т.е. к 2018 году не менее 30% студентов-бакалавров должны обучаться по программам прикладного бакалавриата.

Преимущество прикладного бакалавриата очевидно – это практикоориентированная подготовка высококвалифицированных специалистов. Современное производство развивается чрезвычайно быстрыми темпами, и требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, постоянно повышаются. Многие специальности требуют существенно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Сегодня специалист должен обладать навыками управления высокотехнологичным оборудованием, уметь переводить техническую документацию на иностранных языках и работать с различными информационными системами. По сути – это специалист со знаниями инженера и навыками высококвалифицированного рабочего.

Учебные программы строятся исходя из потребностей производства. При подготовке кадров по программе прикладного бакалавриата особое значение имеет интеграция профессионального образования и производства, так называемое сетевое взаимодействие.

Таким образом, создается некий «гибрид» колледжа и университета, где студенты смогут стать полноценными специалистами».

Существующие в России программы среднего профессионального образования, по сути, являются аналогом европейских программ прикладного бакалавриата. Они имеют практикоориентированный характер. Но один минус - выпускникам приходится в основном устраиваться на работу самостоятельно.

Программы прикладного бакалавриата изначально формировались в странах с развитой системой квалификаций, основанных на компетенциях. В мировой практике квалификации прикладного бакалавриата имеют четко обозначенное место в национальной рамке квалификаций. В России – другая ситуация. Массовое внедрение квалификаций прикладного бакалавра вызывает серьезное опасение .

Сами программы прикладного бакалавриата находятся на стыке высшего и среднего профессионального образования и уже имеют признанный официальный статус, но для них на данный момент отсутствуют ФГОСы. Получается, что на сегодняшний день нет четкого понимания, какими должны быть эти программы. Такова серьезная проблема, отражающая ситуацию комплексно.

Очевидно, было бы логичнее и целесообразнее сначала определить области деятельности, где необходимы подобные квалификации, их статус и содержание, чтобы четко отграничить их от квалификаций как более низкого, так и более высокого уровня. А для этого нужна национальная рамка квалификаций, которая пока еще не разработана.

Также могли бы помочь делу профессиональные стандарты, но с оговоркой: если они будут разработаны для целостной области профессиональной деятельности, а не для отдельных должностей или узких профессий, как это происходит в настоящее время.

В основном все Стандарты третьего поколения как для бакалавриата, так и для магистров разработаны в 2009-2010 годах. В настоящее время, профессиональные сообщества и образование вынуждены в связи с изменениями в экономической, социальной и демографической сферах искать пути сближения. Цель образования эффективно использовать имеющиеся образовательные ресурсы, цель работодателей иметь качественный и профессионально подготовленный кадровый состав.

Опыт разработки дорожных карт образования начинает активно использоваться и применяться. В настоящее время, конечно, это в первую очередь касается государственных приоритетных стратегических образовательных и системных проектов, которые будут менять форму и содержание образовательного процесса в целом. На основе уже применяемой методологии разработки форсайтов компетенций, возможно, будет в дальнейшем разработать стратегию и гуманитарного языкового образования.

В конце 2012 году впервые были представлены первая российская дорожная карта будущего образования до 2030 года и обоснование форсайта компетенций 2030 Агентством стратегических инициатив МШУ Сколково . Данная программа развития затрагивает высокотехнологичные отрасли (машиностроение, ИКТ, энергетика, медицина, биотехнологии, космос, транспорт). С методологической точки зрения компоненты вышеуказанного проекта, ключевые элементы методологии проведения исследований, логика форсайт-сессий форсайта компетенций, примеры отраслевых форсайтов компетенций и карт компетенций могут быть использованы для исследований в области подготовки компетентностно ориентированных выпускников.

С точки зрения руководителя проекта директора образовательных программ московской школы управления «Сколково» П. Лукши современная система университетского образования в России, с ее передачей знаний в форме чтения курсов и лекций, а затем последующего тестирования в будущем станет бессмысленной. На современном этапе развития российского высшего образования, особенно в связи с опубликованием в текущем году Атласа новых профессий , будет постепенно все образование в перспективе, и гуманитарное в том числе, приобретать принципиально новое содержание. В постинформационном обществе, к которому мы стремимся, образование обязательно станет практикоориентированным.

На государственном уровне уже принята дорожная карта по национальной системе квалификаций и компетенций, которая предполагает в дальнейшем создание и формирование электронной системы портфолио. Внедрение данной электронной системы в практику осталось несколько лет. Далее планируется сформировать независимые центры оценки той информации, которая указана в персональных портфолио, ее будут проверять, а затем предполагается тестировать набор компетенций каждого отдельного специалиста. Комбинация электронных портфолио и независимой оценки приведет к удобной для всех работодателей системе поиска и отбора специалистов. Но для создания такой системы требуется создание форсайта компетенций, в частности специалистов – международников. Развитие гуманитарных областей знания - языковое творчество, философия, теологиям и др., будет со временем только возрастать.

В ходе общественного обсуждения «Форсайт компетенции 2030» было высказано ряд мнений, которые на наш взгляд определяют тенденции дальнейшего развития. Применение технологии форсайта поможет устранить главную проблему российского современного образования – оторванность от стратегий развития отраслей. Мнение д иректора НП «Экспертный клуб» Афанасьева Г.Э.: форсайт компетенций единственный путь для того, чтобы сделать выводы о том, какие компетенции потребуются, а какие просто исчезнут за ненадобностью в будущем. По мнению идеолога проекта по созданию образовательного кластера «Томск 3.0» Градировского С.: « Целью проекта «Форсайт Компетенций 2030» является выявление и описание основных компетенций (понимаемых как доказанные умения по решению типовых рабочих задач)». Таким образом, компетенция, как единица прикладного мышления выступает в роли меры при проектировании и измерении государственной образовательной политики. Это наиболее удобный язык, для построения кооперации и взаимодействия университетов, корпораций, системы профессионального образования и растущей системы качества на производстве.

Выводы . Таким образом, проанализировав только самые основные проблемы Российского образования на современном этапе мы может сказать, что поиск и становление нового типа образования, отвечает потребностям развития и саморазвития человека. Образовательные организации заинтересованы в создании условий для максимально полного проявления и развития интеллектуальных сил и способностей каждого ученика или студента.

Заключение

Система образования в целом это целенаправленный единый процесс обучения и одновременно воспитательный процесс подрастающего и взрослого населения.

Система образования это комплекс составных частей, которые взаимосвязаны: нормативно-правовая база (стандарты, требования, программы и т.д.), организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (представители), государственные органы разных ветвей власти, система оценки качества образования и объединения работодателей, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование классифицируется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

В соответствии с Законом определены уровни и виды образования, формы получения образования и формы обучения. Обозначены участники образовательных отношений и участники отношений в сфере образования. Назвали фундаментальные основы образовательной государственной политики и принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

На современном этапе развития российское образование сталкивается с рядом проблем, которые вызваны как объективными, так и субъективными на наш взгляд причинами.

Таким образом, проанализировав только самые основные проблемы Российского образования на современном этапе, мы может сказать, что поиск и становление нового типа образования, отвечает потребностям развития и саморазвития человека. Образовательные организации заинтересованы в создании условий для максимально полного проявления и развития интеллектуальных сил и способностей каждого ученика или студента.

Типом образования, которое отвечает потребностям государства и общества сейчас, бесспорно, является личностно ориентированное образование.

Основной задачей образования, в идеале должно стать не только разработка инструментария взаимопроникновения знаний и технологий, но и активный диалог различных культур, поскольку в соответствии с требованием Болонского процесса мы должны приблизить наше Российское образование к международным стандартам.

Система, например, высшего профессионального образования в настоящее время только внедряет новые организационные формы обучения, такие как компетентностный подход, кредитную систему обучения, рейтинговую систему оценки знаний студентов и др. и сталкивается со многими трудностями организационного характера.

Основной целью модернизации образования становится разработка принципиально новых, более эффективных и конкурентоспособных подходов к подготовке специалистов. Одним из предлагаемых вариантов является внедрение программ прикладного бакалавриата в высшем профессиональном образовании, введение портфолио в средней школе и многое другое.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

    Письмо Минобрнауки России от 03.06.2013 № 05-650 «О реализации образовательных программ прикладного бакалавриата в 2013/2014 учебном году».

    Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации».

    Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору с сфере образования и науки».

    Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации»

Литература

    Аксенова М., Муравьева А. Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни [Электронный ресурс] - Режим доступа::

    Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив, Сколково, МШУ, М., 2014 – Режим доступа: Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы. Курс лекций. 2009. – 212 с.

    Сластенин, В.А. Общая педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведении. Часть первая / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; под редакцией В.А. Сластенина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 256 с.

    Сокольская Л.В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества / Л.В. Сокольская - Юридическое образование и наука, 2013, № 3.

    Форсайт компетенций 2030 [Электронный ресурс] // сайт Агентство стратегических инициатив - Режим доступа: (дата обращения 24.05.2014).

    Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

    Чугунов Д.Ю., Васильев К.Б., Фрумин И.Д. Введение прикладного бакалавриата в Российскую систему образования: зачем и как? [Электронный ресурс] - URL : http : vestnik . vsu . ru / pdf / educ /2001/02/ opyt _ reform . pdf 263 g N ... (дата обращения 24.05.2014).

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Компоненты

Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:

  • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
  • национально-региональных запросов.

ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  1. Конституция РФ.
  2. Целевая программа развития образования.
  3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  5. Примерные положения об организации учебного процесса.
  6. Концепция модернизации системы образования в России.
  7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.

В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", в редакции, введенной в действие в 1996 г. В соответствии с Законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования , принимаемая высшим органом законодательной власти России - Федеральным Собранием на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности. Управление – это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью на основе достоверной информации. Объектами управления могут выступать любые системы, в том числе образовательная. Управление образовательными системами в нашей стране осуществляется государственными органами, которые выступают в роли субъектов управления.

Существует ряд принципов, на которых строится управление педагогическими системами:

1. демократизация и гуманизация;

2. системность и целостность в управлении;

3. научность;

4. рациональное сочетание централизации и децентрализации;

5. единство единоначалия и коллегиальности в управлении;

6. оптимальность и эффективность в выборе методов решения задач управления;

7. объективность и полнота информации.

В Российской Федерации существует и действует Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, на основе которого реализуется управление системой образования в России. В этом законе образование провозглашается приоритетной сферой государственной деятельности. Это означает первостепенность задач образования по сравнению с задачами других направлений. Кроме того, в законе «Об образовании» прописаны основные принципы, по которым осуществляется управление образовательной системой.

Принцип гуманизма в образовании подразумевает главенствующее значение интересов человека, его безопасности, здоровья, свободы выбора. Воспитание человека направлено на развитие у него гуманистических взглядов, человеколюбия, бережного отношения к ценностям человечества и к себе.

Единство федерального, культурного и образовательного пространства обозначает учет в рамках образовательной программы культурных особенностей наций и народов, проживающих на территории Российской Федерации, защита их культурных ценностей и уважение к традициям.

Общедоступность образования подразумевает возможность каждого гражданина Российской Федерации получить образование желаемого уровня, построение системы образования таким образом, чтобы каждый следующий ее этап был доступен выпускникам предыдущего, при условии их добросовестного отношения к обучению и действительного достижения уровня соответствующего стандартам этапа.

Светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных системах.

Свобода и плюрализм в образовании означает возможность выбора направления образования, образовательного учреждения с учетом его специфики, приоритетных методик и уровнем квалификации педагогов.

Демократический, государственно-общественный принцип состоит в учете потребностей общества в области образования, требуемого уровня воспитанности, социальной адекватности, уровня квалификации специалистов, предметной направленности, построение управленческих структур на всех уровнях образовательной системы по демократическим принципам.

Автономность образовательных учреждений позволяет им придерживаться собственной политики в организации, не противоречащей законам Российской Федерации в этой сфере.

Организация системой образования реализуется в соответствии с Федеральной программой развития образования, которая принимается Федеральным Собранием РФ на определенный срок. Программа содержит три основных раздела:

1) аналитический. Он составляется на основе анализа состояния системы образования на данный момент времени, достижений в этой области, тенденций развития, потребностей современного общества.

2) концептуальный раздел содержит основные цели и задачи программы, разработанные с учетом информации первого раздела, а так же вопросами государственной необходимости.

3) организационный раздел содержит информацию о конкретных мероприятиях в обобщенном виде, необходимых для достижения поставленных во втором разделе целей и задач.

Все разделы имеют тесную связь друг с другом и характеризуются поэтапным составлением разделов: каждый последующий основан на информации предыдущего.

Государство обязано заботиться о соблюдении правил организации образовательных учреждений, независимо от их правовой основы. Каждый гражданин страны имеет право на получение образования. Местные органы государственной власти следят за соблюдением нижнего и верхнего пределов содержания образовательной системы, включающей перечень дисциплин, их информационную полноту, квалифицированность педагогов, нагрузку, временные показатели, уровень образованности на каждом этапе и т. д. В задачи органов организации и регулирования системой образования входит так же контроль соблюдения права человека на возможность самореализации и самоопределения. В современной системе образования наблюдается все большая децентрализация, то есть передача ряда полномочий местным органам управления. Положительной стороной этого шага является то, что местные власти глубже изучают специфику региона, проблемы образовательной системы данной местности, требующие решения, с большей точностью могут определить приоритетные направления образования, определяющиеся общественностью региона и т. д. Высшие органы управления при этом могут сосредоточить усилия на решении общегосударственных глобальных вопросах образования, адаптирующихся низшими органами для условий конкретного региона.