Основные экономические школы. Этапы развития экономической теории

Экономическая теория - это универсальная наука, изучающая поведение людей и их групп по удовлетворению потребностей.

Появилась э.т. в начале 18в, Особое внимание экономике стали уделять в Древнем Риме. Первые труды, рассматривающие отдельные составные части экономических знаний, принадлежат знаменитым ученым, таким как Аристотель, Лакуна, и многим другим ученым античного мира. Созданная первая школа политической экономики называлась меркантилизмом. Согласно теории представителей данной школы основным национальным богатством служила торговля. С постепенным развитием производства наблюдалось и изменение взглядов на экономику. Данное обстоятельство повлекло за собой возникновение физиократического направления, одним из сторонников которого был Ф. Кенэ. Представители данной школы в отличие от сторонников теории меркантилизма полагали, что именно сельское хозяйство признается основным богатством страны. Классическая политическая экономика стала следующим направлением рассмотрения основ экономики. Сторонниками этой теории были ученые экономисты А. Смит, У. Бетти, Д. Риккардо и многие другие. По мнению данных ученых, богатство возникает на основе всего функционирующего производства, иначе говоря, деятельности промышленного и сельскохозяйственного производства. В СССР сложились два основных направления: марксизм, основными представителями которого выступали В.И. Ленин и К. Маркс, и маржинализм. Характеристикой современного этапа являются следующие направления:

1) неоклассическое;

2) неокейнсианское;

3) неолиберализм;

4) институционально-социологическое.

2. Предмет экономической теории и ее функции. Микро- и макроэкономика.

Экономическая теория представлена двумя крупными разделами.

1. Макроэкономика, изучающая народное хозяйство в качестве единой экономической системы. Особое внимание уделено изучению проблем, которые связаны с деятельностью экономических субъектов страны.

2. Микроэкономика, изучение которой направлено на индивидуальную деятельность экономических субъектов. Данный раздел выясняет сущность процессов разработки, а также принятия решений и их реализации с целью достижения поставленных задач субъектами.

Существует взаимосвязь экономической теории с другими различными науками, например такими, как статистика, бухгалтерский учет, финансы, математика, история и т. д.

Функции экономической теории:

1. Теоретическая. Заключается в отсутствии обозначения границ констатации фактов, а также в выяснении сущности происходящих процессов и явлений, раскрытия законов, которые являются основными управителями экономических производственных процессов.

2. Методологическая. Является теоретической основой для наук, изучающих конкретные отрасли хозяйства.

3. Практическая. Сводится к осуществлению анализа возникающих проблем с целью принятия эффективного решения задач общества, делает обоснованные выводы.

4. Познавательная. Способствует развитию экономического образа мышления, характерна для всех наук.

5. Критическая. Изучение явлений осуществляется критически, рассматриваются основные преимущества, применение которых будет целесообразно.

Направления и предметы:

Экономическая мысль периода античного рабства- домашнее хозяйство(способы его увеличения; умение его разумного использования)

Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах(IV-XIVвв.)- религиозно-этический подход к экономическим проблемам и категориям;

Меркантилизм(XIV-XVIIIвв.)- протекционистская экономическая политика, нацеленная на усиление роли торгового капитала в экономике; деньги в форме капитала как источник богатства.

Школа физиократов(XVIIIв.)- происхождение богатства, закономерности его роста и распределения; анализ экономики на основе естественного порядка; кругооборот в хоз.жизни;

Классическая политическая экономия(XVIII-XIXвв.)- теории: разделения труда, стоимости товара, производственного труда,денег, дохода, капитала, воспроизводства;

Историческая школа(XIXв.)-разработка теории производительных сил, концепция стадийного экономического развития;

Марксизм как теоретическая школа (XIXв.)- предметом является производственные отношения;

Австрийская школа (маржинализм XIXв.)- предметом является сфера потребления;

Неоклассическое направление экономической мысли(маржинализм XIX-XXвв.)-разложение всего дохода общества на различные виды дохода;

Институциональная направление экономической мысли(XXв.)- предметом анализа является как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития, государственно вмешательство в экономику;

Кейнсианство (XXв.)- анализ экономики во время депрессии;

Монетаризм(XXв.)-взаимосвязь между объемом денежной массы и объемом производства.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма (первая экономическая школа).

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Вслед за меркантилистами появилось учение физиократов (дословно - «власть природы»), считавших, что богатство возникает естественным путем и «матерью богатства» является природа, сельскохозяйственное производство, дававшее в те времена (XVIII в.) весь национальный продукт. Источником богатства была объявлена не деятельность по обмену, а труд в земледелии и его результат.

Классическая школа в экономической теории зародилась в последней трети 17го века, т.е. в период господства позднего меркантилизма, и господствовала в экономической мысли до конца 19 века, пока не ей на смену не пришли новые экономические школы.

Как всегда, новая экономическая школа, получившая впоследствии наименование классической, возникла как оппозиционное течение, противопоставляющее себя господствовавшему в то время меркантилизму. При этом, понятное дело, новая школа стремилась решить те вопросы, на которые не мог ответить меркантилизм, и исследовать те явления, которые были оставлены им без внимания.

Стоит заметить, что люди, создававшие экономическую классику, относились к иной формации, чем меркантилисты. Они не были практиками экономики или государственного управления, зато были людьми просвещенными, а просвещенный человек этого времени был гуманистом. Поэтому первые представители классической школы поставили те вопросы, которые меркантилисты обходили вниманием, ибо для меркантилизма эти вопросы не были существенными. Первым таким вопросом стал вопрос: «Что составляет богатство народа?» (Не государства, а именно народа!) А после того, как был дан ответ на этот вопрос, неизбежно возникли новые вопросы, чтобы ответить на которые классическая школа была вынуждена исследовать сферу производства. Но, начав исследования со сферы производства, классическая школа затем вернулась к анализу сферы обращения, но уже с новых позиций, предложив новые принципы ценообразования и новое объяснение природы денег.

В истории классической экономической школы можно выделить четыре этапа, которым примерно соответствуют этапы развития капиталистического устройства общества. Первый период в истории экономической классики - период до Адама Смита. В истории экономики и общества ему соответствует период становления капитализма, когда предпринимательство проникает не только в торговлю, но также в промышленное и аграрное производство. В это время предприниматели становятся влиятельной политической силой, а государства отказываются от вмешательства в экономику. Среди видных экономистов первого периода развития классической школы нужно упомянуть Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, а также представителей школы физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго.

Второй период в истории классической школы (последняя треть 18го века) связан с деятельностью одного человека - Адама Смита и его Богатством народов, ставшим экономическим бестселлером.

Третий период истории классической экономической школы охватывает первую половину 19го века. В это время множество экономистов пыталось развить идеи А. Смита и построить логически завершенную теорию экономики. Среди этих экономистов нужно упомянуть Давида Рикардо, Жана Батиста Сэя, а также Т. Мальтуса, Н. Сениора и Г. Кэрри. А в истории экономики данный период совпал с периодом расцвета чистого капитализма, когда капитал активно проникал в сферу производства, что выразилось в промышленной революции, происходившей в условиях отсутствия дефицита ресурсов и рабочей силы, а также в условиях неудовлетворенности спроса на промышленную продукцию.

Четвертый этап истории классической школы совпал с периодом кризиса чистого капитализма во второй половине 19го века. В это время оказалось, что без вмешательства государства экономика становится слишком подвержена кризисам, а конкуренция между предпринимателями завершается образованием монополий. Более того, в этот период оказалось, что свободная конкуренция приносит меньшие прибыли, чем политика протекционизма и ограничения конкуренции. А среди экономистов-классиков в это время можно упомянуть Дж. С. Милля и К. Маркса, доведших политическую экономию до логического завершения (а в некоторой мере и до абсурда.)

В XIX в. экономическая теория имеет уже сложную систему, порождая направления и школы как внутри классической политэкономии, так и во вне - ее антипода «пролетарскую политэкономию».

В канун XIX в. произошла французская буржуазная революция, затем в первой его трети наблюдался скачок в развитии производительных сил, связанный с промышленным переворотом. Одновременно формируется промышленный пролетариат, происходят его первые классовые битвы (1830, 1848). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства.

Все это создало благоприятную почву для появления марксизма -- радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы -- социализма. Этой теории, получившей по имени своего создателя Карла Маркса название "марксизм", суждено было в XX в. стать государственной идеологией для трети человечества и в конце века потерпеть крушение вместе с мировым социализмом и распадом СССР.

В последней трети XIX в. в рамках немарксистской политэкономии была предпринята и увенчалась успехом "маржиналистская революция", суть которой сводилась, во-первых, к модификации предмета экономической теории: от труда -- к полезности, от производства -- к потреблению, от объективного -- к субъективному, и, во-вторых, к применению нового, математического метода и принципа предельных величин, равновесия, оптимума. Возникают австрийская школа предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) и другие школы маржинализма в Англии (У. Джевонс), во Франции (А. Курно, Л. Вальрас), в Германии (Н. Тюнен, Г. Госсен). Затем пришла вторая волна маржинализма в конце XIX в., создавшая обновленную систему категорий и законов, получившую название "Экономикс".

Пенза 2013


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ..................... 4

1.1 Экономика и экономическая теория............................................ 4

1.2 Предмет, функции и методы экономической теории................ 11

1.3 Безграничные потребности общества
и ограниченность человеческих ресурсов................................. 15

ТЕМА 2. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ................................................... 20

2.1 Рынок, его признаки и функции................................................ 20

2.2 Классификация рынков по различным критериям.
Структура и инфраструктура рынка......................................... 25

2.3 Конкуренция: сущность, виды.
Модели рынков с различной конкурентной средой................. 28

ТЕМА 3. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ................................ 34

3.1 Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса.
Эластичность спроса: виды, типы, показатели......................... 34

3.2 Предложение и закон предложения. Детерминанты
предложения. Эластичность предложения
в разных временных периодах.................................................. 40

3.3 Равновесие и неравновесие на рынке.
Равновесная цена и равновесный объем продаж...................... 46

ТЕМА 4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ....... 49

4.1 Бухгалтерский и экономический подход
к определению издержек производства и прибыли фирмы..... 49

4.2 Издержки производства фирмы в краткосрочном периоде.... 51

4.3 Издержки производства фирмы в долгосрочном периоде...... 56

4.4 Максимизация прибыли фирмы
в условиях совершенной конкуренции и монополии............... 59

ТЕМА 5. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.............................. 68

5.1 Факторы производства (ресурсы) фирмы.
Факторные рынки и их особенности......................................... 68

5.2 Рынок труда. Спрос и предложение труда.
Заработная плата и занятость.................................................... 71

5.3 Рынок капитала. Процентные ставки и инвестиции.................. 75

5.4 Рынок земли. Рента. Цена земли............................................... 79

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ..................................................................... 84

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ................................... 86

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ............................................... 90

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Титульный лист контрольной работы................. 104

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Оформление заданий в контрольной работе....... 105

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Оформление таблиц в контрольной работе......... 106

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Оформление рисунков (графиков)
в контрольной работе............................................................................ 107

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Оформление списка использованной литературы 108



ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1.1 Экономика и экономическая теория. Возникновение и эволюция экономической теории.

1.2 Предмет, функции и методы экономической теории. Экономические категории и экономические законы.

1.3 Безграничные потребности общества и ограниченность экономических ресурсов. Проблема выбора. Производственные возможности общества.

Экономика и экономическая теория. Возникновение и эволюция экономической теории

Выяснение роли и значения экономической теории необходимо начать с характеристики общего понятия об экономике.

Экономика занимает ведущее место во всей системе общественных отношений. Ее определяющее значение обусловлено тем, что своей основой она имеет материальное производство, где создаются все необходимые условия для жизнеобеспечения людей, удовлетворяются потребности человека и общества в целом. Ежедневно каждый человек сталкивается с такими проявлениями экономики, как обмен товаров и услуг, деньги, цена, доходы. За этими обыденными, кажущимися на первый взгляд простыми экономическими явлениями скрывается сложная и многоуровневая система хозяйственных связей и отношений, складывающихся в производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг. Экономика развивается по своим законам, оперирует своими понятиями: материальное и нематериальное производство, потребности, экономический рост и др.

Экономика определяет экономическую политику, а от нее зависят правильность выбора пути развития национального хозяйства, решение проблемы занятости трудоспособного населения, создание условий для роста благосостояния людей. Через нее осуществляется действие экономических законов.

Само слово «экономика » имеет древнее происхождение, оно представляет собой соединение двух греческих слов «эйкос» – хозяйство и «номос» – закон и в переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». За более чем два тысячелетия смысл этого понятия изменился и обогатился.

В настоящее время содержание понятия «экономика» раскрывается в нескольких значениях. Во-первых, экономику рассматривают как совокупность материального и нематериального производства (непроизводственной сферы). Во-вторых, с ней ассоциируется понимание совокупности экономических отношений, складывающихся в системепроизводства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. В-третьих, под экономикой подразумевают отраслевую науку, изучающую функциональные и отраслевые аспекты экономических отношений. В-четвертых, экономику определяют как совокупность знаний о хозяйстве исвязанной с ним деятельностью людейпо использованию разнообразных и ограниченных ресурсов и об отношениях людей, возникающих в процессе хозяйствования. Есть и другие определения термина «экономика». Так что в целом экономику можно определить как хозяйство, науку о хозяйстве и хозяйствовании и человеческих отношениях в процессе хозяйствования .

При рассмотрении многосложности экономики естественно возникает представление о том, что ее изучение обеспечивает не одна, а целая система экономических наук . Постепенно сложились две ветви в экономических исследованиях: теоретическая и прикладная .
К теоретической экономике относятся два ее современных направления: политическая экономия иэкономикс , а также история экономических учений. К ним примыкают экономико-математическое моделирование и в более широком смысле – экономическая кибернетика,изучающая основные принципы управления экономикой.

Прикладными считаются конкретные отраслевые науки (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли) и функциональные науки (экономика труда, экономическая статистика, финансы, денежное обращение, кредит и др.).

Перед экономической теорией стоят следующие задачи:

1) отражать и объяснять хозяйственную жизнь с ее проблемами и противоречиями;

2) выяснять принципы и формы хозяйственной деятельности, открывать иформулировать экономические законы;

3) осуществлять анализ механизма функционирования экономи­ческих систем – изучать методы деятельности народного хозяйства в целом и отдельного предприятия;

4) разрабатывать основы экономической политики.

Экономические представления могут быть разделены на две основные группы, в соответствии с ихфункциональным предназначением: позитивная и нормативная экономическая теория.

Позитивная теория дает характеристику того, что есть в экономике, помогает разобраться в чертах действительности и ее закономерностях.

Нормативная экономическая теорияпредназначена для того, чтобы наметить, что должно быть, в каких параметрах должна развиваться экономическая жизнь и что для этого надо сделать.

Экономическая наука прошла путь многовекового развития (рис. 1.1). Элементы экономических знаний содержатся в Библии, в древних документах Египта, Китая, Индии.

В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона еще в I в. до н.э. были сделаны попытки систематизировать экономические воззрения, дать им научное объяснение.

Возникновение целостных стройных экономических концепций относитсяк ХV–ХVII вв., когда возникла первая экономическая школа –меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен и др.). Сердцевиной экономики они считали торговлю. В XVII–XVIII вв. возникла школа физиократов (Ф. Кенэ, В. Тюрго и др.), представители которой видели источник доходов не в торговле, а в производстве, в создании экономического продукта. Однако ониошибочно предполагали, что богатство создается только в сельском хозяйстве.

Рис. 1.1 «Родословное древо» экономической науки

Более зрелым направлением экономической мысли была классическая школа политической экономии (XVIII–XIX вв.). Ее яркие представители – А. Смит, Д. Рикардо – создали теорию трудовой стоимости, сделали значительный шаг в изучении природы капитала, его накопления и применения. Они отрицали необходимость государственного вмешательства в экономику, полагаясь полностью на регулирующую роль рынка.

Экономическая теория в течение трех столетий (XVII–XIX вв.)развивалась как политическая экономия. Этот термин был впервые введен французским экономистом, представителем школы меркантилизма Антуаном Монкретьеном («Трактат политической экономии», 1615 г.). В XIX в. К. Марксу и основанной им марксистской экономической школе удалось развить многие положительные идеи классической политэкономии, объяснить многие закономерности капитализма эпохи свободной конкурен­ции. Существенный вклад внес К. Маркс и в теорию трудовой стоимости, создав новую концепцию материалистического понимания истории. К. Маркс дал анализ движения капитала, подчиненного производству прибавочной стоимости и обозначил тенденцию накопления капитала как путь гибели капиталистической экономики, основанной на эксплуатации трудящихся.

Учение К. Маркса было развито Ф. Энгельсом, Г. В. Плехановым, П. Струве и другими российскими экономистами. Значительный вклад в развитие экономической теории внес В. И. Ленин, разработавший научную концепцию об экономической природе монополизма, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. Однако многие положения марксистско-ленинской политэкономии, будучи формально использованными для обоснования экономической модели СССР, не подтвердились на практике.

В современной экономической теории обычно выделяют три основных направления: неоклассическое, неокейнсианское и институционально-социологическое .

Неоклассическое направление в экономической науке обозначилось в последней трети XIX в. К нему относят австрийскую школу (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк и др.), математическую школу (У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето и др.), американскую школу предельной производительности (Дж. Б. Кларк, А. Маршалл). В ХХ в. неоклассическое направление представляли Дж. Хикс, Ф. Хайек,
Р. Солоу, М. Фридмен. Они отстаивали свободу конкуренции, принцип невмешательства государства в экономику.

Основоположником нового направления в экономической теории явился Дж. Кейнс, который в 30-е гг. XX в. разработал новую теорию об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь. Это направление было названо его именем – кейнсианство .

Неокейнсианцы (Р. Харрод, А. Хансен и др.) развили и конкретизировали многие положения и рекомендации Дж. Кейнса. Ониразработали схему непрерывного, динамического роста экономики, предложили ряд мер антикризисного регулирования (через госбюджет, налоговую политику и др.).

Представители институционально-социологического направления (ранний институционализм: Т. Веблен, У. К. Митчелл,
Дж. М. Кларк, Дж. Коммонс; поздний институционализм: Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген и др.) рассматривали экономику как систему, на которую оказывают большое влияние социологические, политические и социально-психологические факторы. Они исследовали изменения экономической жизни под воздействием таких общественных институтов, как корпорации, профсоюзы, государство и др.

Во второй половине ХХ в. получило развитие неоинституциональное направление (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт). Неоинституциональная теория представляет собой экономический анализ вли­яния институтов на хозяйство на основе принципов рациональности и методологического индивидуализма. В этом заключается фундаментальное отличие новых институционалистов от старых.

Для всех представителей неоинституционализма характерны следующие воззрения:

- «институты имеют значение», т.е. они влияют на результаты функционирования и динамику экономики;

Человеческое поведение не характеризуется полной (всеобъемлющей) рациональностью; его важнейшими характеристиками являются ограниченная рациональность и оппортунизм (противодействие);

Осуществление рыночных сделок, а следовательно, функционирование ценового механизма и других атрибутов рыночной экономики связано с издержками, которые в неоинституциональной традиции называют трансакционными . Следуя принципу рациональности, хозяйствующие субъекты в ходе своей хозяйственной деятельности стремятся минимизировать трансакционные издержки. С этой целью они вырабатывают институты, которые трактуются в неоинституциональном анализе как «созданные человеком ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие». Критерием эффективности институтов является размер достигнутой благодаря им минимизации издержек.

Большой вклад в развитие мировой экономической науки внесли российские и советские экономисты: А. Л. Ордын-Нащекин,
И. Т. Посошков (ХVII в.), В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов (ХVIII в.), Н. С. Мордвинов, М. М. Сперанский (XIX в.). В конце XIX – начале XX вв. оставили глубокий след М. Т. Туган-Барановский, Г. В. Плеханов. Многое сделали для построения экономической теории социализма В. А. Базаров, Е. А. Преображенский, А. В. Чаянов.
Н. Д. Кондратьев создал теорию больших циклов, которая признана всеми современными экономическими школами. В послевоенный период мировую известность получили работы А. Н. Вознесенского о военной экономике, открытия в области экономико-математи­ческого моделирования академиков В. С. Немчинова, Л. B. Канторовича (ему была присуждена в 1975 г. Нобелевская премия). Из современных российских ученых-экономистов широко известны имена А. Г. Аганбегяна, Л. И. Абалкина, С. С. Шаталина, А. Я. Лившица,
А. И. Анчишкина и др.

Современная экономическая теория стремится использовать идеи прошлого, аккумулировать их. Задача российской науки состоит в том, чтобы найти свой путь продвижения общества к социально-экономическому прогрессу, используя опыт и достижения современного направления западной экономической науки, получившей название экономикс.

Есть существенные различия в концептуальных подходах к объяснению экономического развития в экономикс и классической политической экономии, хотя есть и общие сближающие их черты. Так, например, классическая политическая экономия главной своей целью считает изучение экономических законов, проявляющих свое действие объективно, т.е. независимо от человека как субъекта хозяйствования. Основные свои выводы политэкономия связывает с теорией трудовой стоимости, в частной собственности видит главное препятствие на пути социально-экономического прогресса, считает гибель капитализма неизбежной, а путь рыночной экономики – бесперспективным, т.к. развитие свободного рынка в соответствии с объективными рыночными закономерностями ведет к его отрицанию в форме монополии.

Главную цельисследований представители экономикс видят в поиске наиболее рациональных эффективных путей для хозяйственной деятельности при ограниченности ресурсов. Последователи этой школы анализируют стоимость, исходя из принципов маржиналистской теории, согласно которой ценность определяется величиной предельного продукта, а цена – положением точки равновесия между спросом и предложением. В центре внимания этого направления стоит человек с его потребностями. Частную собственность, конкуренцию ирыночные отношения авторы экономикс рассматривают как величайшие импульсы развития экономики, а капитализм – как строй, наиболее полно раскрывающий возможности человека и общества.

При поисках выхода из экономического кризиса российские исследователи считали, что некоторые рекомендации экономикс должны быть использованы, особенно в части государственного регулирования, антиинфляционным мерам, по недопущению массовой безработицы, социальной поддержке малоимущих слоев населения. Под влиянием экономикс, различных вариантов ее изложения в зарубежных учебниках пересмотрена структура изложения экономической теории в российских вузах, которые перешли на общепринятую в мире структуру, состоящую из двух частей:

1) микроэкономики;

2) макроэкономики.

Микроэкономика (от греч. micros – маленький) рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельных хозяйственных единиц, первичных ячеек – домохозяйств и фирм. Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне таких первичных ячеек. Например, она показывает, как фирмы и домохозяйства распределяют свои ресурсы между различными целями и принимают решения о количестве производимых товаров в зависимости от спроса на рынке, от уровня цен и других факторов. Это свидетельствует о том, что в центре внимания микроэкономики находится отдельный субъект общества, своеобразный рациональный, «экономический» человек, который стремится достигать наилучших экономических результатов при существующих возможностях и ограничениях.

Сферой микроэкономического анализа является исследование закономерностей функционирования рынка и его участников – потребителей и производителей товаров и услуг, покупателей и продавцов. При этом одной из основных проблем микроэкономики является взаимодействие спроса и предложения, формирование равновесных рыночных цен в условиях разных видов конкуренции.

Макроэкономика (от греч. macros – большой) – это раздел экономической теории, который рассматривает и изучает экономические явления и процессы на уровне страны в целом, т.е. на уровне национальной экономики как системы взаимосвязанных рынков, на которых взаимодействуют различные экономические субъекты: домохозяйства, фирмы, государство, зарубежные страны. В центре внимания макроэкономики оказываются вопросы обеспечения устойчивого роста экономики, полной занятости ресурсов, минимизации инфляции и безработицы, оптимизации внешнеэкономических связей страны. Все эти вопросы носят прикладной характер и используются при разработке экономической политики государства.

Таким образом, микро- и макроэкономика анализируют экономическую деятельность на разных уровнях и с разных сторон. Знания, которые дают эти разделы экономической теории, необходимы сегодня каждому человеку для формирования рыночного типа мышления и поведения.


Похожая информация.


В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Экономическая теория». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория (А. Е. Зарицкий, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

История развития экономической теории: школы экономической теории

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Представления древних обществ об экономическом устройстве являлись составной частью различных религиозных или философских систем.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом природы и форм стоимости. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей людей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений.

Вместе с тем как наука экономика оформилась сравнительно поздно, на рубеже XVII–XVIII вв. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием «политическая экономия». Этот термин впервые ввел в 1615 г. француз Антуан де Монкретьен. Название «политическая экономия» произошло от греческих слов «политикос», что значит государственный, общественный, «ойкос» – домашнее хозяйство, дом, «номос» – правило, закон. В конце XIX – начале XX столетия это название все больше заменяется термином «экономическая теория» (Economics ). Впервые его ввел в 1890 г. известный английский ученый-экономист Альфред Маршалл. В течение четырех столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории.

Первой школой экономической теории был меркантилизм. Слово «меркантилизм» произошло от итальянского «мерканте» – торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в XVI–XVIII вв. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Петр I.

Формирование экономических взглядов меркантилистов происходило в эпоху создания мирового рынка, возникновения и развития капитализма в Европе. Уже завершились великие географические открытия, шли колониальные войны, расцветали колониальные империи. Развитие мировой торговли привело к усилению роли купечества. И выразителем интересов этого слоя общества стал меркантилизм.

Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571–1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства» (издана в 1664 г.).

Главным объектом наблюдений меркантилистов являлись внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, т. е. политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции. Учение меркантелистов приобрело большое число сторонников не только в Англии, но во многих других странах Европы.

В середине XVIII в. во Франции сложилась еще одна известная экономическая школа – школа физиократов. Физиократия буквально означает «природовластие» (от греческого «физис» – природа и «кратос» – сила, власть). Это была группа ученых, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694–1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа «Экономическая таблица» (1758).

Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом. «Чистый доход», возникающий в земледелии, рассматривался ими как дар природы. В то время во Франции сельское хозяйство было главной сферой национального хозяйства. Вместе с тем физиократы считали промышленность непроизводительной отраслью.

В работе «Экономичекая таблица» Франсуа Кенэ заложил основы теории общественного воспроизводства. Он попытался установить пропорции между различными частями общественного продукта, рассмотрел обмен между общественными классами, вопросы воспроизводства капитала. По существу теория Кенэ представляла собой первую макроэкономическую модель.

Промышленный переворот в конце XVIII – начале XIX столетия привел к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией.

Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце XVIII в., была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части XIX столетия.

Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский ученый Адам Смит (1723–1790) и англичанин Давид Рикардо (1772–1823). Также большой вклад в развитие классической экономической теории внесли Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль.

А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главный, всемирно известный труд называется «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В этой работе А. Смит дает всестороннюю характеристику экономической системы общества; рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы; представляет развернутую критику меркантилизма. Ему удалось соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создается трудом независимо от отрасли производства. Заключенный в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

А. Смит дал развернутый анализ основных доходов общества: прибыли, заработной платы и земельной ренты, и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определенной системы общих предпосылок. Главными из них были концепция «экономического человека» и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения – стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом «Laissez faire, laissez passer» («Дайте делам идти своим ходом»). Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade – свободная торговля).

В соответствии с классиками, экономические законы и конкуренция действуют как «невидимая рука». В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением. Вместе с тем развитие капитализма привело к возникновению периодических экономических кризисов, перепроизводству товаров, к безработице. Увеличивались доходы богатых, но основная масса населения жила в бедности. Все это не укладывалось в рамки классической экономической теории, требовало объяснений. И на основе классической теории возникают новые школы, пересматривающие выводы классиков.

Наиболее известной экономической школой, возникшей в середине XIX в. и получившей широкое распространение во второй половине XIX в. и в XX в., был марксизм.

Это направление экономической теории было названо по имени его основателя Карла Маркса (1818–1883). Главным его трудом был «Капитал», I том которого был издан в 1867 г. II и III тома «Капитала» были подготовлены к публикации Ф. Энгельсом (1885, 1894).

В отличие от классиков К. Маркс показал преходящий характер капиталистической системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории.

В марксистской экономической теории подчеркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит организация производства, распределение, обмен, потребление благ, а также богатство разных общественных классов.

К. Маркс развил трудовую теорию стоимости. По Марксу, конкретным трудом создается потребительная стоимость товара, абстрактным трудом – стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд – это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.

На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наемных работников собственниками капитала. Источник прибыли – это прибавочная стоимость, т. е. стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершен в методе исследования. К. Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.

Во второй половине XIX в. наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Наиболее известный ее представитель – английский ученый Альфред Маршалл (1842–1924). А. Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде «Принципы экономической теории» (1890).

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal – предельный) – это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX в. Маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведенная последним нанятым работником). Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А. Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями. В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория, так же как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику. Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Другим значительным направлением экономической теории XX в. стало кейнсианство.

Кейнсианство как самостоятельная экономическая школа возникла в 30-е гг. XX столетия, в период Великой депрессии – мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Главное произведение Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» – впервые было издано в 1936 г.

Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объемом национального производства, между инфляцией и безработицей. По существу, Дж. М. Кейнс был основателем современной макроэкономики.

Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за ее игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции.

Кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории, как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, т. е. от принципа невмешательства государства в экономику.

Кейнс доказывает, что рыночная экономика не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить «эффективный спрос», достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий XX века, начиная с конца 30-х и до середины 70-х гг., кейнсианство было господствующим направлением как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

Наряду с кейнсианством одним из наиболее распространенных школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление институционализм возник на рубеже XIX–XX вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма – институционально-социологическая школа.

Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, – это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Точно так же, как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как «постиндустриального», «информационного» общества.

Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Одна из важнейших его работ – «Новое индустриальное общество» (1961).

В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе», по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. Техноструктура корпорации (специалисты по технологиям, управлению, финансам и т. д.) планирует работу компании на годы вперед. Планирование, в свою очередь, требует стабильности. При планировании производство и сбыт осуществляются по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем.

Помимо Гэлбрейта большой вклад в развитие институционализма внесли Р. Коуз и О. Уильямсон (разработка теории трансакционных издержек и теории фирмы), Дж. Бьюкенен (теория общественного выбора).

Монетаризм как одно из важнейших направлений современной экономической мысли является противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название направления происходит от латинского «монета» – денежная единица, деньги. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 50–60-е гг. XX в. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912) – профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Капитализм и свобода» (1962).

Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: «Деньги имеют значение». По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода.

Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков, как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70–80-е гг., когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.

Монетаризм представляет собой совокупность принципов анализа влияния денег на функционирование экономики. Данная теория отмечает необходимость сбалансированного соотношения между количеством денег, доступных для финансирования покупок товаров и услуг, с одной стороны, и способностью экономики производить эти товары и услуги – с другой. Роль государства сводится к контролю над денежной массой, находящейся в обращении и в запасах, для достижения сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.

Расхождения между кейнсианской и монетаристской теориями по ряду принципиальных вопросов состоят в следующем:

1. Основопологающие различия. С кейнсианской точки зрения рыночная система в основном неконкурентна и поэтому подвержена макроэкономической нестабильности. Для исправления этого недостатка нужна активная политика стабилизации с упором на фискальные меры. С монетаристской точки зрения рынки обладают высокой степенью конкурентности и обеспечивают макроэкономическую стабильность. Монетаристы склоняются к политике большей свободы предпринимательства.

2. Роль денег в экономике. Для кейнсианцев основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен, являются совокупные расходы в экономике. Компоненты совокупных расходов определяются множеством факторов, которые по большей части не зависят от предложения денег. Монетаристы полагают, что основным фактором, определяющим фактический объем производства, занятости и уровня цен, выступает предложение денег в экономике.

3. Фискальная политика. Кейнсианская позиция состоит в том, что поскольку государстенные расходы являются составной частью совокупных расходов и изменения в налогообложении оказывают прямое и существенное воздействие на потребление и капиталовложения, фискальная политика является мощным стабилизационным инструментом. Монетаристы утверждают, что действие фискальной политики слабо и неопределенно.

4. Кредитно-денежная политика. Кейнсианцы утверждают, что кредитно-денежная политика осуществляется через длинный передаточный механизм, в который входят касающиеся кредитно-денежной политики решения, банковские резервы, процентная ставка, инвестиции и номинальный чистый национальный продукт. Слабость каждого из звеньев механизма ограничивает эффективность и надежность кредитно-денежной политики. Деньги имеют значения, но управление ими посредством кредитно-денежной политики – не столь действенное средство стабилизации, каким является фискальная политика.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на расхождения во взглядах, и кейнсианский и монетаристский подходы помогают понять суть экономических процессов.

Следует отметить, что экономические исследования Древнего мира не являлись самостоятельной наукой. Как наука, экономическая теория возникла значительно позднее, в XVI-XVII вв. Первой научной школой является меркантилизм (от итальянского «мерканте» - торговец, купец).

В тот период главное место в экономической жизни занимали торговля, обмен и деньги. Это был 300-летний период доиндустриальной экономики, когда господствовали общие принципы научного мировоззрения, суть которого заключалась прежде всего в том, что богатство общества - это золото и деньги, а их можно увеличить за счет торговли, приносящей высокие доходы и позволяющей государству накапливать золото. Меркантилизм отражал интересы торговой буржуазии. Видное место в меркантилизме занимали англичанин Томас Ман (1571-1640 гг.) и француз Антуан Монкретьен (1575-1621 гг.), который дал экономической теории название «политическая экономия», выпустив в 1615 г. книгу «Трактат политической экономии».

Подлинно научный характер экономическая теория получила в эпоху промышленного переворота (когда доиндустриальные условия утратили свою значимость) и становления материального производства. На первое место выдвигается свободное предпринимательство и складывается концепция экономического либерализма вместо протекционистской политики. В экономической теории формируется новое направление под девизом «Laisser faire», получившее название классической политической экономии, родоначальником которой в Англии является У. Петти (1623-1687 гг.), во Франции - Пьер Буагильбер (1646-1714 гг.), а наибольшего расцвета политическая экономия получила в трудах А. Смита (1723-1790 гг.) и Д. Рикардо (1772-1823 гг.). Ученые этого направления выдвинули и обосновали ряд теоретических положений, открыли существование в обществе внутренних законов, заложили основы и в дальнейшем развили трудовую теорию стоимости.

А. Смит является основоположником учения о рынке, который представляет собой систему организации и регулирования хозяйственной жизни. Он считал, что главное в этой системе - реализация частного интереса в процессе взаимного обмена с другими хозяйствующими субъектами на основе разделения труда и обосновал положение о том, что основой богатства общества является удовлетворение индивидуального благополучия.

Основу его экономического учения составляют принцип свободной конкуренции, частная собственность и свободные цены. А. Смит сформулировал также задачи политической экономии: проведение абстрактного анализа объективной реальности и подготовка рекомендаций для осуществления экономической политики фирмы. Величайшая заслуга этого ученого состоит в том, что он первым раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства и дал ей образное название «невидимой руки», управляющей поведением всех товаропроизводителей.

Идеи А. Смита нашли свое развитие в трудах Д. Рикардо. Он развил трудовую теорию стоимости, обосновал, что стимулом капиталистической экономики является норма прибыли, выступал за свободную торговлю и сформулировал теорию сравнительных издержек, на основе которой осуществляется специализация производства в различных странах и торговля между ними.

В рамках классической политэкономии на первом ее этапе появилось теоретическое учение физиократов (от греческого «физиократия» - власть природы). Возглавил эту школу Ф. Кенэ (1694-1774 гг.). Представители данного течения считали, что источником богатства является производство, причем только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство образуется естественным путем и выглядит как дар природы. Поэтому рост богатства они связывали с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается чистый продукт, хотя природа сама без приложения труда и капитала не может постоянно умножать богатство общества. Ф. Кенэ сформулировал концепцию естественного порядка, сущность которого такова, что «частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой». Таким образом, физиократы отстаивали принцип невмешательства государства в экономические процессы. Кроме того, Ф. Кенэ дал первый научный анализ общественного воспроизводства в своей «Экономической таблице», где обосновал необходимость определенных пропорций в структуре экономики и положил начало макроэкономического анализа.

Еще по теме Развитие экономической теории в XVI - первой половине XIX в.:

  1. Особенности экономического развития России второй половины XVi f I - начала XIX в.
  2. Кризис крепостнической системы хозяйства в первой половине XIX века
  3. . Банковские технологии и правонарушения (преступления), совершаемые с их использованием, первой половины XIX века
  4. Возникновение и развитие акционерного капитала во второй половине XIX в. И РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
  5. Лекция 7. Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX-первой трети XX вв.