Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения. Виды и формы социального обеспечения

Тема: «Понятие социального обеспечения».

1. Понятие социального обеспечения как категории.

2. Функции социального обеспечения (самостоятельно изучить).

3. Виды и формы социального обеспечения.

4. Соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита населения» (тоже самостоятельно изучить).

5. Понятие права социального обеспечения как отрасли права.

6. Предмет отрасли права социального обеспечения.

7. Метод отрасли права социального обеспечения.

8. Система отрасли права социального обеспечения (самостоятельно изучить).

Понятие социального обеспечения как категории.

До настоящего времени общественной наукой не выработано общепринятого определения понятия «социальное обеспечение».

В словаре русского языка Ожегова это: «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества».

В юридической и экономической литературе употребляется в различных значениях, таких как:

1) форма распределения материальных благ;

2) функция государства;

3) совокупность определённых мероприятий, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных граждан;

4) предмет социальной политики государства;

5) совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального назначения;

6) совокупность всех видов материального обеспечения и бытового обслуживания определённых категорий граждан.

Теория социального обеспечения сформировалась в первые годы социальной власти (отрасль появилась значительно позднее – в восьмидесятых годах). Её представителями являются Семашко и Вигдорчик. Согласно их теории, социальное обеспечение – это предоставление благ членам общества, находящихся в трудной жизненной ситуации. Её сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, касс взаимопомощи и социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение предусматривалось не только для нетрудоспособных, а для всех членов общества (зима, холодно – выдавали деньги на пальто…).



Но Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения определённой целью. По его мнению, это должна быть помощь в развитии и охранении человека.

Андреев В.С. (это основоположник отрасли ПСО) развил данную позицию и определил социальное обеспечение как совокупность определённых социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как средством оздоровления и восстановления трудоспособности.

Позиция Андреева не была однозначно принята учёными. Появились представители широкой и узкой сферы социального обеспечения.

Представители узкой сферы считали, что в социальное обеспечение должно входить только обеспечение пенсиями, пособиями и социальное обслуживание. Не было единогласия по поводу медицинской помощи, санаторного обслуживания (лечения) и бесплатного образования.

Учитывая различные точки зрения по данному вопросу следует выделить признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Признаки:

1. Источники финансирования. Первый и определяющий признак. Социальное обеспечение должно предоставляться за счёт специальных фондов, созданных государством (внебюджетные фонды – пенсионный фонд, медицинское страхование и ещё один какой-то) и части государственного бюджета.

2. Круг лиц, подлежащих обеспечению. Это нетрудоспособные по старости (а с 91 года считаются долгожителями); по инвалидности; лица, потерявшие кормильца; дети; семьи, имеющие детей; безработные; беженцы; и некоторые другие (лица, пострадавшие от каких-либо воздействий – в зависимости от ситуации).

3. Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения возникает только при наступлении обстоятельств, указанных в законе, в праве они называются «социальные риски». Например, достижение определённого возраста, инвалидность, смерть и т.д.

4. Цель предоставления обеспечения. Основной целью является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Таким образом, определение как категории:

Социальное обеспечение как категория – это совокупность различных видов и форм материального обеспечения и культурно-бытового обслуживания определённых категорий граждан в случая наступления предусмотренных законом социальных рисков из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания социального положения этих граждан с остальными членами общества.

Функции социального обеспечения (самостоятельно изучить).

Выделяют в основном четыре: экономическая, политическая, социально-реабилитационная и демографическая.

Экономическая: надо заменить временно утраченный заработок.

Политическая: чтобы снять социальную напряжённость.

Демографическая: повысить воспроизводство населения (материнский капитал, пособие по уходу за ребёнком).

Социально-реабилитационная: надо сделать так, чтобы инвалиды и лица, потерявшие способность к труду, работали – пусть и на дому, хоть как-то.

В этом проявляется сущность социального обеспечения – в его функциях.

Виды и формы социального обеспечения.

Виды социального обеспечения – это материальные и культурно-бытовые блага, предоставляемые нуждающимся гражданам за счёт специальных внебюджетных фондов и части государственного бюджета.

Основным видом социального обеспечения являются пенсии. Пенсии выплачиваются в денежной форме (в переводе с латинского пенсия означает «платёж»). Замены на натуральную форму не допускается – только деньгами.

В зависимости от источников выплаты пенсии бывают:

· Трудовые выплачивается из средств пенсионного фонда и бывают трёх видов: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

· Бюджетные выплачиваются из средств государственного бюджета следующим категориям граждан:

1) государственным служащим;

2) участникам Великой Отечественной войны и жителям блокадного Ленинграда;

3) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву (офицерский состав – это в трудовых, так как это военная служба, как государственные служащие), ставшим инвалидами, а в случае их смерти членам их семьи;

4) лица, пострадавшие вследствие воздействия радиационных и иных техногенных катастроф;

5) социальные пенсии назначаются лицам, не имеющим права на трудовую пенсию (пять лет стажа надо для пенсии по старости, туда включается даже время ухода за ребёнком… ну а вот если нет – тогда не будет трудовой, а будет социальная);

6) лётно-испытательный состав гражданской авиации;

7) космонавты.

Вторым видом социального обеспечения являются пособия.

Пособия, в отличие от пенсий, не являются единственным источником средств к существованию, а выплачиваются в двух случаях:

1. Взамен временно утраченного заработка (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице, пособие по беременности и родам).

2. В случае необходимости оказать помощь при обстоятельствах, вызывающих потребность в дополнительных расходах (пособие на рождение ребёнка, пособие опекунам, пособие на погребение и некоторые другие).

Третий вид социального обеспечения – это услуги и льготы и натуральные виды содержания.

Услуги – по протезированию, по трудовому устройству или профессиональному обучению…

Льготы – бывают транспортные, жилищные, медицинские, налоговые, пенсионные… Льготы предоставляются инвалидам труда и войны, ветеранам войны и т.д.

Натуральные виды содержания – содержание престарелых и инвалидов в стационарных, полустационарных учреждениях и на дому.

Это что касается видов социального обеспечения. Теперь про формы.

Современная государственная система социального обеспечения России функционирует на федеральном, региональном и местных уровнях в трёх организационно-правовых формах:

1) Обязательное социальное страхование;

2) Обеспечение за счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

3) Государственная социальная помощь.

Эти формы отличаются друг от друга по:

1. Субъектам.

2. Источникам финансирования.

3. Органам управления.

4. Видам и размерам обеспечения.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. Способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3. Виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4. Систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные.

Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

Обязательное социальное страхование;

Социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

Смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

Фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисков относят следующие:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временную нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;


Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потерю кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи;

Находящихся на его иждивении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека. Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты. Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

  • 1. Способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;
  • 2. Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;
  • 3. Виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;
  • 4. Систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. - С. 83:

обязательное социальное страхование;

социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

фонды обязательного медицинского страхования.

Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисков относят следующее: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его иждивении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2006. - С. 92

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. - С. 93.

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

На мой взгляд, данное определение нуждается в серьезных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьи союза "или" означает, что объектом обязательного социального страхования служит возможное изменение не только материального, но и социального положения определенных категорий граждан. Однако социальное положение работающих лиц заключается именно в том, что они являются наемными работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, либо пособия по безработице ни в коей мере не сможет восстановить их трудовой статус, а следовательно, "минимизировать" изменение их социального положения. Это в равной степени относится и к возможности восстановления социального положения индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятых лиц.

Компенсировать или минимизировать можно лишь последствия изменения материального положения, наступившие вследствие безработицы, инвалидности, старости и других социально-значимых обстоятельств.

Во-вторых, из текста статьи не ясно, что именно подразумевается под социальным риском - само "предполагаемое событие" (т.е. трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь, беременность и роды и др.) или его последствия в виде "изменения материального и(или) социального положения" работающих или иных категорий граждан.

Согласно теории вероятности страховой риск - это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2006. - С. 82.

Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер; объективные причины наступления.

Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.

Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных; сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями. 1. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Альбом схем. Екатеринбург, 2005. - С. 142

Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него, он должен нести свою долю ответственности в виде части материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, организуя производство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени должно нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение. Четко разграничить степень ответственности между названными участниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решения слишком тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм распределения материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного (обязательного) социального страхования на случай безработицы Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 2005. - С. 111.

По данной схеме можно рассмотреть и другие социально-страховые случаи, установленные законом. К ним относятся: болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Они перечислены в ст. 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оценивать влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и прочую информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическая закономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социального риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно организовать страхование от него. Компетентные государственные органы разрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровья населения факторов, качества рабочей силы, в том числе степени ее профессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых функций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных климатических зонах страны и пр.

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например. Министерству обороны РФ) из бюджета РФ Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 2005. - С. 112.

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 20.11.99 № 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.

В соответствии с законом от 24.10.97 № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в ее субъектах определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также включает обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина и величина прожиточного минимума рассчитывается для трех основных социально-демографических групп населения - трудоспособных лиц, пенсионеров, детей.

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Согласно закону она должна определяться в целом по РФ и в ее субъектах не реже одного раза в пять лет. В субъектах РФ она устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов различных уровней, а также средств Республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущими лицами вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам) Митрошкина Ю.Ю. Реализация принципов социального обеспечения в практике Конституционного Суда РФ и при разрешении споров в судах // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2009, № 3 (51). - С. 61-63.

Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; социальные пособия; субсидии; компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви); дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах; оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов. Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи.

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного фи-нансового источника;

3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ-ектов;

4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис-пользуемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

* обязательное социальное страхование;

* социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

* смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд-жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно-го социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуще-ствляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст-вом РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

И фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще-ствляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использо-ванием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательст-вом РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци-ального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам со-циальных страховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованно-го лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его ижди-вении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это соци-альное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, ме-стных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавли-ваются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На фе-деральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен-ными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело-века.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор-ганы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - тре-тья централизованная форма социального обеспечения социального обеспе-чения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функ-ционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме со-циального обеспечения, когда государство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первую и вторую форму социального обес-печения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящих-ся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансо-вого источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа акку-муляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль-ного обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен-ные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука-занных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социаль-ном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой органи-зационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по соци-альному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собст-венных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся допол-нительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото-рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со-циальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной со-циальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реа-гировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

Социальное обеспечение выступает в нескольких организационно-правовых формах и видах, что связано со спецификой обеспечения отдельных категорий граждан. Существуют следующие формы социального обеспечения:

  • 1) обязательное государственное пенсионное страхование;
  • 2) обязательное государственное социальное страхование работников предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  • 3) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из Государственного бюджета Украины;
  • 4) обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан;
  • 5) содержание нетрудоспособных граждан в государственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения;
  • 6) адресная социальная помощь малообеспеченным семьям, нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов;
  • 7) негосударственное пенсионное обеспечение граждан по договорам работников с работодателями, него государственными пенсионными фондами и частными пенсионными системами.

Пенсионное страхование имеет государственно-обязательный характер: каждое предприятие, учреждение, организация, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователя, а все работники наемного труда с момента поступления на работу считаются застрахованными.

Второй смежной формой социального обеспечения является обязательное государственное социальное страхование работников предприятий, учреждений организаций, независимо от форм собственности. Эта форма представляет собой систему обеспечения работников и членов их семей в период социально-трудовых отношений с предприятием.

Обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Предоставление помощи нетрудоспособным гражданам из указанных фондов носит дополнительный целевой характер. Она оказывается наименее социально защищенным гражданам (больным, престарелым, детям), материальное положение которых является критическим.

Адресная социальная помощь малообеспеченным семьям и нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов. Это новая форма помощи конкретным нетрудоспособным, малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам.

Негосударственное пенсионное обеспечение граждан по договорам работников с работодателями, негосударственными фондами и частными пенсионными системами. Реформирование системы социальной защиты предполагает установление дополнительной негосударственной пенсии, которая будет обеспечиваться в основном за счет добровольных страховых взносов граждан негосударственными пенсионными фондами. Такие фонды могут создаваться работодателями или частными лицами для параллельного негосударственного пенсионного обеспечения работников при выходе их на пенсию.

Под видами социального обеспечения понимаются: социальные выплаты, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Учебно-методическое пособие. М.: НИД, 1999.- 138с.

Социальные выплаты предоставляются в виде пенсий, пособий, в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирование, трудоустройство граждан, частично утративших трудоспособность, содержание нетрудоспособных в домах для престарелых и инвалидов) и т.д.