Неналоговые платежи: что предлагает Минфин? Количество неналоговых платежей только увеличивается. Расчет неналоговых платежей

В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.

Цели законопроекта

Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:

  • часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
  • основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.

Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.

Предыстория

В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.

Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.

Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.

В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.

Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.

Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.

Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.

Утилизационный сбор будет налогом.

Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.

Будет ли реестр неналоговых платежей?

Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.

Платежи, которых в НК РФ не будет

Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.

ПРИМЕР 1

Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.

Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.

ПРИМЕР 2

Портовый сбор.

Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.

Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования

Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.

Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.

Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.

Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.

Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.

Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.

По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:

  • откуда берется платеж;
  • как определяется его размер;
  • как он может меняться.

Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.

Минфин против обхода НК РФ

Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.

Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.

Помимо привычных нам налоговых платежей, государственная казна получает также немалую прибыль и с неналоговых. Давайте разберемся, что это такое и какова роль данного механизма в отечественном капитале.

Что такое бюджетный доход

Все мы понимаем, что для нормального функционирования наше государство должно получать денежные средства, которые аккумулируются и называются бюджетом. Некоторые суммы поступают от физических лиц, ну а некоторые от юридических - это и называется доходностью капитала.

Ошибочно полагать, что государственная казна пополняется только обязательствами лиц и прочими пошлинами. Поэтому в современной практике подобные поступления разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Как они формируются?

Первоначально большая масса поступлений попадает в местные органы самоуправления, однако задерживается там только треть от этой суммы, остальные же средства перечисляются в пользу национальной казны.

На самом деле этот процесс достаточно сложен и требует комплексного подхода к его рассмотрению, но давайте попробуем в нем разобраться.

Какие факторы влияют на уровень доходов

Если посмотреть на этот механизм в общемировом разрезе, то можно увидеть все несколько иначе. Вы никогда не задумывались над тем, почему какие-то страны более развитей, и улицы у них облагорожены, и незащищенные слои населения живут в большем достатке, нежели в прочих?

Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства.

Поэтому вышеперечисленные составляющие значительно влияют не только на текущий объем казны, но и на степень национального богатства в целом.

Понятие неналоговых доходов бюджета

Итак, мы рассмотрели, от чего может зависеть благосостояние государства и возможности его увеличения. Однако наша основная задача заключается в определении и раскрытии понятия «неналоговые доходы бюджета», а также нам необходимо выяснить их структуру и роль.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относится довольно-таки внушительная группа поступлений, поэтому ошибочно предполагать, что налогоплательщики содержат национальную казну.

К неналоговым доходам бюджета относятся различного рода и вида отчисления, которые обоснованно поступают на бюджетные счета. Поэтому довольно сложно дать этому понятию какое-то универсальное и лаконичное определение, и единственное, что можно подвести под общий знаменатель в данных платежах - так это то, что ни один из них не является налогом.

Для большего понимания сложившейся картины давайте рассмотрим их разновидности.

Виды неналоговых доходов бюджетов

Источники неналоговых государственных поступлений

Итак, мы разобрались, какова структура неналоговых доходов бюджета, давайте теперь постараемся выделить основные источники, из которых наше государство извлекает прибыль:

  • как уже говорилось выше, на первом месте у нас стоят любые поступления, представляющие собой арендную плату от использования муниципальной собственности, а именно - любой недвижимости;
  • проценты, которые начисляются на оставшиеся незадействованные бюджетные средства, размещенные на кредитных счетах коммерческих субъектов хозяйствования;
  • помимо этого, также немалую прибыль приносят проценты по займам, предоставленным другим государствам;
  • любые паи, дивиденды от участия в доле акционерного капитала различных организаций;
  • прочие поступления, которые не являются налогами.

Как мы видим, эта категория прибыли занимает немалую нишу в государственной казне. Однако по этому поводу есть некоторые противоречия: отдельные ученые считают, что «иные» поступления, то есть неналоговые доходы бюджета, не могут приносить такую огромную прибыль стране.

Доходы регионального значения

Давайте попробуем разделить поступления в государственную казну по категориям использования. Неналоговые доходы регионального бюджета - это финансовые потоки, которые поступают на счета областного значения безвозвратно и безвозмездно для дальнейшего использования в целевых нуждах.

Как правило, региональный доход пополняется такими источниками:

  • вышеупомянутые арендные платежи;
  • платные услуги местных исполнительных и прочих государственных органов;
  • любые компенсации, штрафы и пени, которые были назначены вследствие доказательства факта административного и уголовного правонарушения;
  • доходы от платежей юридических лиц за загрязнение окружающей атмосферы;
  • финансовые поступления за сверхлимитное использование лесного фонда государства.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Что касается основных источников поступления, то местные доходы практически ничем не отличаются от региональных, за исключением двух последних пунктов - поступлений за загрязнение атмосферы и сверхлимитного использования лесного богатства страны, которые уплачиваются на счета областного масштаба.

Но, помимо этого, неналоговые доходы местных бюджетов также формируются за счет следующих финансовых потоков:

  • при поступлении субсидий и дотационных отчислений из бюджетов других уровней воздействия;
  • возвратные виды финансовой помощи, или, как их еще принято называть, субвенции, поступающие из региональной казны;
  • финансовые поступления, которые относятся к внебюджетным фондам ;
  • любые добровольные и безвозмездные финансовые инвестиции, которые поступают от физических и юридических лиц.

Свойства неналоговых поступлений

Несмотря на то что неналоговые доходы бюджета не имеют четко спланированного алгоритма и методологии исчисления поступлений, их сложно назвать принудительными.

В современной практике принято такие платежи относить к преимущественно добровольным, поскольку не всегда они носят принудительный характер и могут представлять собой безвозмездное перечисление финансовых потоков. Поэтому даже если платеж обязателен, то в отличие от налогового, он несет какую-либо пользу плательщику - будь то работы или услуги.

Помимо этого, к неналоговым доходам бюджета относятся такие свойства, как регулярность и стабильность, за исключением тех категорий, которые определяются по решению факта нарушения уголовных и административно-правовых норм и представляют собой штрафы и различные взыскания.

И наконец, поступления неналогового характера мобильны - они могут пополнять казну как одного региона в этом отчетном периоде, так и другого уже в следующем.

Как повысить эффективность неналоговых платежей

Для того чтобы неналоговые доходы бюджета приносили максимальную пользу государственной казне, необходимо провести меры по повышению и поддержанию их эффективности, чего явно не наблюдается в нашем государстве.

Вот, к примеру, сейчас активно внедряется программа по приватизации и ликвидации государственных предприятий, а это значит, что внушительное количество сооружений распродается частным лицам, хотя в ином случае они могли бы сдаваться в аренду и приносить систематическую прибыль.

Помимо этого, необходимо произвести инвентаризационные меры государственного имущества для четкого понимания того, какие из активов не задействованы и простаивают, не принося никакого дохода.

Еще одна немаловажная мера по повышению эффективности - это урегулирование взаимоотношений внутри межведомственных организаций с целью исключения укрытия некоторых лиц от уплаты обязательных взносов.

Работа в отношении урегулирования системы принятия неналоговых платежей активно ведется Минфином. В результате должен сформироваться новый ФЗ, который войдет в состав Налогового Кодекса.

Возникла необходимость урегулирования данного вопроса в связи с тем, что у предпринимателей и организаций формируются перед государством обязательства в отношении уплаты кроме налоговых платежей прочих не имеющих отношение к налоговым, например, экологический или утилизационный сбор.

Исходя из нового проекта платежи не налогового значения должны были включаться в отдельный реестр пока еще только развивающегося проекта. Но при подобном развороте дел с начала июля 2019 года можно будет не учитывать платежи, которые не вошли в перечень, а значит и расчет по ним не предусмотрен.

Также после первого чтения законопроекта появится полный список платежей, уплата которых будет обязательна.

Власти России сделали новый шаг в работе по упорядочиванию неналоговых платежей бизнеса – больше подробностей в этом видео:

Соотношение понятий налоговый и неналоговый платеж

Налог Неналоговый платеж
Безвозмездность Уплата за услугу государства
Установлены законодательством о налогах и сборах Нормативно-правовые акты НК РФ, а также документами прочих отраслей
Высокая фискальная значимость Отсутствие такой важной значимости
Принудительный характер взыскания По большей части на добровольной основе
Налоговые сборы имеют систематический и периодический характер Выплаты происходят одноразово
Абстрактный характер платежей с целью покрытия нужды общества Уплата с целью реализации интересов определенного государственного органа

Цели и порядок систематизации

На сегодня государственные органы практически достигли окончательного этапа по систематизации неналоговых платежей:

  • часть имеющую обязательный характер присоединили к Налоговому Кодексу;
  • основная часть полностью урегулирована законодательством;
  • условия взимания неналоговых платежей должны быть полностью предсказуемы.

Что этапу систематизации предшествовало

Законопроект относительно реализации всех поставленных вопросов был разработан еще в 2017 году, однако из-за ряда недочетов его возвратили на доработку.

Недочеты заключались в следующем:

  • отсутствие четкого определения самого понятия;
  • большой перечень разнообразных платежей, которые невозможно реализовать на практике.

Поэтому было принято решение относительно урегулирования вопроса по систематизации платежей согласно их актуальности и отнесению к НК РФ 6 платежей.

Важно: поэтому в начале весны 2018 года платеж были разделены на 3 группы, две из них вошли в состав НК РФ.

Согласно планам, новый законодательный акт относительно неналоговых платежей, так званый кодекс должен заработать с 2020 года, при этом ответственность за неисполнение обязательств будет смягчена на десятилетний период.


Налоговые и неналоговые доходы бюджета.

Последние новости

В сентябре 2018 года была организована экспертная группа во главе с Силуановым – министром финансов по вопросам неналоговых платежей. Кроме этого к работе был привлечен Шохин, а также представители различных организаций.

По мнению Шохина, необходимо проработать количество платежей и сократить их возникновение в упрощенной системе. Как он утверждает количество платежей можно отнести к НК РФ, а в отношении прочих ограничить организации и учреждения в отношении их образования.

Группы и виды платежей

Согласно разработанному законопроекту неналоговые платеж разделены на 3 основные группы:

Согласно Бюджетному Кодексу РФ неналоговые доходы, предполагающие уплату соответствующих платежей, имеются следующих видов:

  • в результате применения имущества государственного и муниципального. вы узнаете, как правильно заполнить декларацию по налогу на имущество;
  • прибыль от продажи государственного и муниципального имущества;
  • поступления от оказания платных услуг государственными органами;
  • средства от самообложения граждан;
  • деньги используемые в результате самозащиты, уголовной ответственности.

Обстоятельства относительно реестра сегодня

Итак, чиновники планировали создать реестр, согласно которому можно было бы определить обязателен ли платеж к уплате или нет. Но теперь дела изменились, так как многие уплаты были отнесены к Налоговому Кодексу, а это значит, что их присутствие в перечне Кодекса делает их обязательным к уплате и без специального реестра.

Платежи, не вошедшие в НК РФ

Перечень подобных взносов, оставшихся не внесенными в НК РФ проработала рабочая группа с целью определения тех из них, которые не требуют дополнительного регулирования.

Например, среди них имеются плата за медосмотр, это своего рода рыночные отношения между предприятиями, которые необходимо решать в рамках договора между организациями, а при возникновении проблем привлекать антимонопольный комитет. Такое же решение и в отношении портового сбора, который отрегулирован уже другими нормативными документами.

Мнение чиновников

Минфин считает, что послабления в отношении уплаты и контроля неналоговых платежей не приемлемы. Необходимо жесткое регулирование данного вопроса и при этом в рамках Кодекса, так как в противном случае контроля лишатся многие значимые платежи, наполняющие казну вневедомственных организаций и Федерации, в том числе.

Например, по мнению чиновников туристический сбор должен быть четко отрегулирован и уплачиваться в рамках НК РФ.

Какие платежи требуют регулирования вне поля контроля НК РФ

В основном данный вопрос актуален в отношении платежей, связанных с госэкспертизой, которая является обязательной для всех участников рынка. Процесс выполнения экспертизы предоставляется любому учреждению, получившему госзаказ на обслуживание граждан.


Какие платежи нужно урегулировать законодательно?

В этом случае необходимо четкое регулирование вопроса – как осуществляются платежи, каким образом их проводить и прочее. При этом важно использовать отличительные меры контроля подобных платежей, так как они не относятся к среде налогов и сборов. вы узнаете, как и когда возможно взыскание недоимки по налогам и сборам.

На данный момент они регулируются различными законами и постановлениями, которые определяют варианты исчисления платежей и их применения. Так как они не могут исчисляться в одном размере для всех случаев, потому что зависят от ряда специфических моментов.

Поэтому рабочая группа, контролирующая весь процесс должна проработать большое количество моментов, которые установят рамочное регулирования взимания и учета платежей, чтобы в результате все поняли:

  • откуда взялась сумма;
  • почему ее размер таков;
  • как он может измениться.

Кроме этого очень важно откорректировать платеж таким образом, чтобы не ощущалась существенная разница в его окончательном размере в различных регионах.

Заключение

Неналоговые платежи ежегодно появляются новые, их применение во многом имеет большое значение, поэтому основная задача рабочей группы урегулировать их возникновение и применение в рамках НК РФ, таким образом, чтобы основные моменты не были упущены.

В Налоговый кодекс собираются добавить отдельной главой неналоговые платежи – больше информации тут:

Четыре обязательных неналоговых платежа, которые Минфин разрешил включать в налоговые расходы (Вайтман Е.)

Дата размещения статьи: 27.01.2016

Плата за проезд большегрузов относится к прочим расходам.
Учет утилизационного сбора зависит от категории плательщика.
Экологический сбор за 2015 г. платить не нужно.

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть в расходах не только другие налоги и сборы, но и обязательные неналоговые платежи. Самые распространенные из них - страховые взносы в фонды, ввозные и вывозные таможенные пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В Налоговом кодексе не говорится о прочих неналоговых платежах. Например, о новом дорожном сборе с владельцев большегрузных автомобилей, утилизационном или экологическом сборе. Лишь указано, что в налоговые расходы не включаются те обязательные сборы, которые перечислены в ст. 270 НК РФ (см. таблицу ниже).

Таблица

Учет налоговых и неналоговых платежей при расчете налога на прибыль

Вид налога, сбора или иного платежа

Учитывается или нет при расчете налога на прибыль

Налоги и сборы

Налог на прибыль

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

НДС, предъявленный покупателю

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Акциз, предъявленный покупателю

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Налог на имущество

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Транспортный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Земельный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Водный налог

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Торговый сбор

Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)

Налог на игорный бизнес

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Государственная пошлина

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Сбор за пользование объектами животного мира

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Пени и штрафы по налогам и сборам

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Неналоговые платежи

Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Страховые взносы в ФСС РФ на травматизм

Да (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Пени и штрафы по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Пени и штрафы по страховым взносам на травматизм

Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)

Ввозные и вывозные таможенные пошлины

Да (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей)

Утилизационный сбор за автомобили

Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

Да (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов

Да (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)

Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

Плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду

Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

1. Новый дорожный сбор с владельцев большегрузных автомобилей

С 15 ноября 2015 г. организации, имеющие в собственности автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, обязаны перечислять плату в счет возмещения вреда автодорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

Плата составляет 3,73 руб. за 1 км пройденного пути (п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.06.2013 N 504). С 18 ноября 2015 г. предусмотрены понижающие коэффициенты (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191):

Организация вправе учесть эту плату при расчете налога на прибыль (подробнее читайте во врезке на с. 54). Так считает Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133). Но не как налоги и сборы. Ведь плата за проезд большегрузов к ним не относится (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). А как прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Важно. "Упрощенцы" не учитывают в расходах плату за проезд большегрузов

Перечень расходов, которые вправе признать "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В него включены уплаченные налоги и сборы (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Плата за проезд большегрузных автомобилей не является ни налогом, ни сбором (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). В перечне учитываемых расходов она также не упоминается. Поэтому "упрощенцы" не могут учесть ее при расчете "упрощенного" налога. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 06.10.2015 N 03-11-11/57133).

Но только при условии, что организация использует большегрузный автомобиль в деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

2. Утилизационный сбор за автомобили

За каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный из-за границы, уплачивается утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ). Когда автомобиль придет в негодность, за счет средств этого сбора он будет утилизирован. Без взимания с собственника дополнительной платы за утилизацию.

Плательщиками утилизационного сбора являются (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):

Российские автопроизводители;

Импортеры автомобилей;

Покупатели автомобилей у лиц, которые освобождены от уплаты утилизационного сбора или не уплатили его в нарушение действующих норм.

Утилизационный сбор является обязательным платежом. Но не относится к налогам и сборам, установленным налоговым законодательством (ст. ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Порядок отражения утилизационного сбора в налоговом учете зависит от категории плательщика и целей использования автомобиля. Минфин России разъяснил этот порядок лишь для производителей и покупателей автомобилей.

Организация является автопроизводителем

Утилизационный сбор она включает в прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так рекомендует Минфин России (Письма от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650 (это Письмо ФНС России разослала по нижестоящим инспекциям Письмом от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347@)).

Сбор отражается в расходах того периода, в котором у автопроизводителя возникла обязанность по его уплате (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Организация купила автомобиль у лица, не уплатившего утилизационный сбор

Она обязана сама заплатить этот сбор. Если автомобиль куплен не для перепродажи, компания учитывает его как основное средство (п. 1 ст. 257 НК РФ). При условии, что его стоимость составляет более 40 000 руб. (с 2016 г. - более 100 000 руб.).

Утилизационный сбор включается в первоначальную стоимость основного средства (подробнее читайте во врезке на с. 56). Организация списывает его в налоговые расходы по мере начисления амортизации автомобиля (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650).

Минфин России не пояснил, как учитывать утилизационный сбор, если организация купила автомобиль для перепродажи. Считаем, что компания вправе поступить одним из двух способов:

Включить утилизационный сбор в покупную стоимость автомобиля. В этом случае она учтет сумму сбора только в том месяце, когда продаст автомобиль;

Отразить его как прочие расходы. Организация признает эти расходы в месяце, когда у нее появилась обязанность по уплате утилизационного сбора.

Примечание. Если покупатель авто сам уплатил утилизационный сбор, его включают в первоначальную стоимость ОС .

3. Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки

Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.

Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 г. (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Но на 2015 г. Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 г. экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 г.). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 г.

Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (Письмо от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823).

Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом - Законом N 89-ФЗ.

Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (Письма Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.2014 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.2014 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.

4. Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов

В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и Письмо Минфина России от 20.01.2009 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (Письма от 01.12.2005 N 03-03-04/403 и от 03.12.2004 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платеж и, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!