Институт в экономической теории.

1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Политэкономия – одна из самых древних наук. Стремление к изучению этой науки объясняется необходимостью познания мотивов действий людей в хозяйственной деятельности, закономерностей экономического развития во все времена.

В настоящее время интерес к политэкономии все более возрастает. Причиной тому являются глобальные перемены, которые происходят в современном мире.

В современных условиях выпускники высших учебных заведений независимо от специальности каждого из них должны иметь представление о происходящих экономических процессах, правильно оценивать направления общественного развития. Это необходимо для того, чтобы иметь определенное миропонимание; грамотно оценивать происходящие реформы, преобразования; иметь свою позицию по некоторым вопросам.

Наиболее полное представление о многообразии личности человека могут дать гуманитарные науки, в том числе экономическая теория, которая выделяет в человеке то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей.

Экономическая теория является методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, которая помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

На протяжении всей истории развития экономической науки мощными импульсами для развития экономической теории были экономические кризисы. Так, например, теория Альфреда Маршалла возникла и получила широкое распространение в результате кризиса 1872 г., последовавшим за ним глубоким экономическим спадом и затем депрессией, затянувшейся на 20 лет, кейнсианство появилось после Великой депрессии 1929–1933 гг., монетаризм – после кризиса 1960–1970–х гг. и т. д.

Несостоятельность сформировавшихся взглядов и представлений об экономических процессах, кризис современной экономической мысли являются глобальной тенденцией в современном мире.

Кризис экономической мысли в России можно назвать кризисом марксизма. Долгое время марксизм был в России господствующей идеологией и основой хозяйственной жизни общества.

Сегодня Россия переживает период реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, получившей развитие в большинстве стран Запада, Японии, США. По мнению многих ученых-экономистов, переход к рыночной экономике не должен проводиться в точности по западному образцу. Достижения западных ученых должны быть основой для понимания общих закономерностей экономических процессов, с тем чтобы, учитывая специфику российского хозяйствования, применить эти законы экономики в практике российского хозяйствования. Все это делает необходимым изучение и использование достижения западных ученых в области экономической теории.

2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ

Свою хозяйственную деятельность субъекты экономики осуществляют в определенной социально-экономической среде. Выделяют естественную и социальную среду. Первая определяет непосредственное взаимодействие человека, групп, общества в целом с природой в процессе хозяйственной деятельности. Вторая имеет отношение к общественной организации общества.

Естественная среда включает особенности климата, почв, численность населения, качество питания, жилища и т. д.

Свою хозяйственную деятельность человек осуществляет в условиях естественной ограниченности ресурсов (климатические условия, объем полезных ископаемых, количество осадков и т. д.). Например, большую часть земного шара занимают моря, а это ограничивает человека в таком ресурсе, как земля.

Наиболее благоприятные для хозяйственной деятельности людей территории – это регионы, на долю которых приходится среднее число осадков (от 250 до 1000 мм). К таким территориям относятся Восточный Китай, Центральная и Западная Европа, восточная половина США.

Большое значение в хозяйственной деятельности имеет наследственность. Например, в некоторых древних племенах младенцев со слабым телосложением убивали. Проводя социальную политику, государственные деятели должны помнить, что дети наследуют не только здоровье, но и болезни. Неполноценное питание, антисанитарные условия способствуют росту смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений.

Современная наука о жизнедеятельности людей должна также учитывать связь человека с космосом. Большой вклад в это направление был внесен русским ученым В. И. Вернадским. Основные идеи его учения отразились в его работах о ноосфере. В ноосфере человек может коренным образом реорганизовывать свою жизнь, изменить условия жизнедеятельности. Могущество человека на Земле, по теории Вернадского, обусловлено не его физической силой, а его разумом и трудом, направляемым разумом.

Невозможно отделить человека от природы. Все живые организмы взаимосвязаны друг с другом и с природой. Также Земля и другие планеты неразрывны и находятся в постоянном взаимодействии.

Природное равенство и биологическое единство – это закон природы, в основе которого лежит принцип равенства всех людей. В хозяйственной жизни эта идея воплощается в понятии социальной справедливости.

В последнее время научно-технический прогресс сделал человечество единым целым. Средства связи позволяют человеку быть доступным в любом уголке мира. Все это усиливает значение общечеловеческих ценностей и делает глобальные проблемы общими.

3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Институты – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных норм и правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите.

Институты имеют особенность медленно меняться в соответствии с изменениями в окружающей среде. Многие институты, эффективные в прошлом, становятся нерезультативными и тем не менее остаются таковыми продолжительное время.

Институты делятся на следующие виды:

1) формальные. Это правила, придуманные людьми. Они создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике;

2) неформальные. Общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т. д.). Роль институтов в экономической жизни состоит в уменьшении неопределенности, организации взаимоотношений между экономическими агентами, ограничении набора альтернатив в экономическом поведении человека. Существуют следующие субъекты рыночной экономики:

1) предприниматели;

2) конечные потребители;

3) владельцы ссудного капитала;

4) работники, предлагающие свой труд;

5) собственники ценных бумаг и т. д.

В закрытой экономике выделяют четыре группы экономических агентов.

1. Домашнее хозяйство – экономическая единица, действующая в потребительской сфере экономики. Состоит из одного или нескольких лиц, обеспечивает воспроизводство «человеческого капитала», а также самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2. Предприятие (фирма) – экономическая единица, целью деятельности которой является получение прибыли. Стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Полученный доход предприятие расходует не на личное потребление, а на расширение производства.

3. Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

4. Государство (правительство) представлено совокупностью правительственных организаций, которые осуществляют свою деятельность для достижения общественных целей. Бюджетные учреждения осуществляют функции государственного регулирования экономики.

Роль институтов заключается в создании определенных правил поведения, устойчивости повседневной жизни. Общественные институты очень часто оказывают влияние на различные организации и поведение экономических субъектов. Они удовлетворяют идеологические или духовные потребности.

4 МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Модель человека – это унифицированное представление о человеке, осуществляющем свою деятельность в определенной системе социально-экономических координат.

Первое направление – модель «Homo economicus». Эту модель рассматривали английская классическая школа, маржиналисты и неоклассики. В центре внимания этой модели денежный интерес, который является главным мотивом деятельности «человека экономического.

В соответствии с этой моделью поведение индивида нацелено на то, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход.

Анализ экономического поведения людей в рамках модели «Homo economicus» предполагает использование постулата о рациональном поведении человека, т. е. стремлении индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей.

Второе направление – кейнсианцы, инсти-туционализм и историческая школой.

Стимулы поведения человека включают как стремление к материальным, денежным благам, так и определенные элементы психологического характера – соблюдение различных традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др.

Характерныыми особенностями модели является неполнота информации хозяйствующих субъектов, стереотипность поведения в зависимости от привычек, религиозных устремлений и т. п.

Несовершенство информации влечет за собой возрастание таких факторов, как ожидания, предчувствия и т. д.

Третье направление – принципиально новая разновидность модели «Homo economicus» , отражающей современные реалии. Для нее характерно изменение мотивации деятельности по сравнению с моделью «рационального максими-затора»: возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная значимость, сложность ит.д.).

Модель характеризуется многообразием и динамизмом потребностей, главная потребность – потребность в самореализации, установление связей с другими людьми и т. п.

Четвертое направление – «советский экономический человек». Корни модели уходят в сталинский тоталитарно-репрессивный режим. Модель «советский экономический человек» отражает основные черты экономического поведения человека в командно-административной системе хозяйства.

Эта модель характеризуется доминированием стремления к минимизации трудовых затрат, господством иждивенческих настроений, ожиданием скромного, но твердого, гарантированного вознаграждения не за результаты труда, а за само присутствие на рабочем месте.

5 БЛАГА

Благо – это любой предмет, явление, который удовлетворяет какую-либо человеческую потребность и отвечает целям, интересам, стремлениям людей.

Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Услуги – это рациональная деятельность человека, имеющая положительный эффект, в результате которой удовлетворяются те или иные потребности человека.

Согласно наиболее распространенной классификации выделяют следующие виды благ.

1. Материальные блага – это естественные, природные блага (полезные ископаемые, земля, вода, воздух); продукты производства (продовольственные продукты, здания, станки, автомобили и т. д.). Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права).

2. Нематериальные блага – это блага, воздействие которых направлено на развитие способностей человека, поддержание здоровья. Эти блага создаются в непроизводственной сфере – здравоохранении, кино, театре, образовании, искусстве, музеях и т. д. Выделяют следующие виды нематериальных благ:

1) внутренние. Это способности, которыми человек наделяется от рождения и развивает в себе по собственному желанию (голос, ораторские способности, способности к науке и т. д.);

2) внешние. Это блага, которые человек получает от внешнего мира (репутация, деловые связи и т. д.).

По критерию времени блага подразделяются на: настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т. д.

Следующая классификация делит блага на экономические и неэкономические.

Экономические блага являются результатом экономической деятельности, их количество ограничено. Этот вид блага связан с поведением хозяйствующего субъекта в условии ограниченности ресурсов.

Неэкономические блага – блага, предоставленные природой без приложения человеком каких-либо усилий (воздух, вода, свет и т. д.). Их количество достаточно для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.

Специфической формой экономического блага является товар.

Товар – это специфическое экономическое благо, продукт труда, предназначенный для обмена.

Основными характеристиками товара являются потребительная стоимость и меновая стоимость (ценность).

Потребительной ценностью наделяют благо его полезность, свойства, позволяющие удовлетворять какую-либо потребность человека.

Потребительной стоимостью обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самым различным (как то физические, духовные потребности).

Меновая стоимость – это количественное пропорции обмена потребительных ценностей одного рода на другие потребительные ценности. Например, 1 чайник на 5 кг муки.

6 ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ

Потребность – это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, требующая удовлетворения.

Выделяют следующие потребности:

1) физиологические (в еде, питье, сексуальные и т. д.);

2) в социальных связях (причастности к какой-либо группе);

3) материальные и духовные;

4) рациональные и иррациональные;

5) абсолютные и действительные и др.

При осознании потребностей они приобретают конкретную форму – форму интереса.

Проявление экономических потребностей выражает экономический интерес.

Существуют общественные, коллективные и личные интересы, национальные и интернациональные, региональные и ведомственные, групповые и семейные, текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, финансовые, трудовые и т. д.

Интересы являются основой экономических отношений.

Экономические отношения – это отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.

Экономические отношения создают фундамент экономической организации общества, асовместно с производительными силами определяют характерные формы и виды экономических систем.

В любой экономической системе эти отношения представлены производственными ресурсами.

Экономические ресурсы - это совокупность различных составляющих производства, которые могут быть использованы для производства материальных и духовных благ и услуг.

Различают ресурсы трудовые (население в трудоспособном возрасте), природные, материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, вложенные в производство), информационные (данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники).

Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов. Причиной тому является истощение невоспроизводимых природных ресурсов.

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.

Абсолютная ограниченность представляет собой недостаточность производственных ресурсов для удовлетворения потребностей всего общества.

Если сократить часть потребностей общества, то абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, так как для удовлетворения ограниченного круга потребностей общества ресурсов достаточно.

Абсолютная ограниченность ресурсов свойственна природным и трудовым ресурсам; относительная характерна для материальных, информационных, финансовых ресурсов.

7 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

Экономические ресурсы – это совокупность различных составляющих производства, которые могут быть использованы для производства благ и услуг.

По причине ограниченности экономических ресурсов общество вынуждено делать выбор. В процессе выбора приходится от чего-то отказываться.

То, от чего общество отказывается, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранных целей.

Например, денежная стоимость экономических ресурсов строительства мостов (расходы на землю, материалы и рабочую силу и т. д.), являются вмененными издержками жилых домов, больниц, школ, которые могли бы быть построены за счет тех же ресурсов.

Общество может абсолютно все ресурсы направить на строительство мостов, а может снизить объем этого строительства с тем, чтобы строить также жилые дома, больницы и школы. Объемы строительства жилых домов, больниц и других зданий не только альтернативны, но и взаимодополняемы.

Общество осуществляет технологический выбор в экономике (например, между строительством мостов и жилых домов путем перераспределения ресурсов).

Национальная экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом.

Основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора.

Суть проблемы выбора состоит в том, что если каждый фактор, необходимый для удовлетворения многообразных потребностей человека, ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и выбора наилучшего сочетания факторов производства.

Проблема экономического выбора отражается в трех основных вопросах экономики.

1. Что? (Какие из возможных благ и услуг должны производиться в данной экономической системе в данный период времени?)

2. Как? (Какую комбинацию сочетания ресурсов и с использованием какой технологии необходимо использовать для производства выбранных благ и услуг?)

3. Для кого? (Кто заинтересован в покупке выбранных товаров и услуг, каково должно быть распределение валового дохода общества от их производства?)

Свойства данной хозяйственной системы не всегда равны сумме свойств ее составляющих. Система динамична и постоянно находится в развитии. Для хозяйственной системы характерны такие свойства, как стабильность и изменчивость; устойчивость и подвижность; противоречивость.

Экономическое противоречие – это одновременное проявление в одном и том же экономическом процессе взаимоисключающих тенденций и свойств, что является сущностью и источником самодвижения экономических процессов.

8 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Процесс общественного производства включает четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития человека.

В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли.

Распределение – стадия определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в производственном процессе.

В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма.

Обмен – стадия движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Потребление можно подразделить на два типа: личное потребление и производственное.

Личное потребление осуществляется вне рамок общественного производства: еда, питье, чтение всегда остаются индивидуализированным процессом.

Производственное потребление предполагает использование средств производства для создания новых потребительских благ.

Процесс воспроизводства – возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ.

Производство в целом есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособить их для удовлетворения тех или иных потребностей. Процесс труда составляет материальную основу процесса производства.

Основными элементами данного процесса являются рабочая сила, предметы труда и средства труда.

Труд есть целесообразное расходование человеком своей рабочей силы по преобразованию форм природы для удовлетворения присущих обществу многообразных потребностей.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, используемая в процессе изготовления продукции (материальных благ). Труд по созданию материальных благ называется производительным, т. е. создающим заново материальные блага.

Труд в нематериальном производстве (труд учителей, врачей, чиновников и др.) является непроизводительным.

Предметы труда – это материальная основа будущего готового продукта, то, на что направлен труд.

Средства труда – вещь (комплекс вещей), с помощью которых человек воздействует на предмет труда в процессе производства готового продукта.

Материальные средства труда делят на естественные (земля, песок, камень и т. п.) и технические (производимые человеком).

1. Институт как базовое понятие

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.

Этимология слова институт. Institute (англ.) – устанавливать, учреждать.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты – это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Также под институтами Веблен понимал:

Привычные способы реагирования на стимулы;

Структуру производственного или экономического механизма;

Принятую в настоящее время систему общественной жизни.

Другой основоположник институционализма, Джон Коммонс, определяет институт следующим образом:

Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма – Уэсли Митчелла – можно найти следующее определение:

Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики) подобную борьбу различных интересов. Они определяют правила игры, а также цели, которые в этой игре могут быть достигнуты, но не ходы, которые игроки должны делать в течение игры, оставаясь в рамках институционально определенного пространства возможностей, выбора и стимулов. Институты определяют способы, с помощью которых вызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен.

Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

Определенную организацию;

Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках общественного института;

Наличие социально значимых функций института.

Существуют различные классификации общественных институтов. Обычно выделяют два критерия классификации институтов: предметный (содержательный) и формализованный.

На основании предметного критерия выделяются следующие виды институтов:

Политические институты (государство, партии, армия);

Экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.);

Институты родства, брака и семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т. п.).

На основании формализованного критерия институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность формальных институтов основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Конституция, законы, распоряжения, постановления, контракты, соглашения о намерениях и т.п. - это формальные правила. Государство, армия, суд, институт брака, школа и т.п. - это формальные институты.

Источником неформальных институтов является культура. В неформальных институтах регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулирующие функции.

Также в экономической литературе выделяют два типа институтов:

1. Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

2. Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).

Социальные институты экономики.

Экономические институты могут рассматриваться как разновидность социальных институтов, поскольку их характеризует система соответствующих социальных, правовых, морально-этических (подчас религиозных) норм, относительно устойчивая совокупность целесообразно ориентированных стереотипов поведения, подкрепляемых соответствующими ожиданиями и системой санкций. В нормативную структуру экономических институтов входит система норм, отражающих отношения собственности, доминирующий тип производства, наличие типичных форм и способов обмена, а также морально-этические стандарты и нормативы поведения в сфере экономики. К числу социальных институтов в экономике относится институт собственности, система торговли и распределения, финансовая система, система страхования и другие виды систематизированной экономической активности.

Для выявления специфики социальных институтов в сфере экономики необходимо рассмотреть возникающие здесь социальные взаимодействия двух основных типов социальных экономических отношений: статусных и контрактных (договорных). Категория «статус» достаточно многозначна. Латинское слово «статус» обычно переводится как «установление», «определенное состояние дел», «постоянная позиция». В качестве научной категории понятие «статус» обозначает постоянное статическое состояние субъекта. Но это не просто состояние, а предписанное, «определенное» состояние. В узком, гражданско-правовом смысле статус - гражданское состояние, звание, общественная ступень. Постоянство и предписанность - таковы наиболее важные характеристики статуса. Статусные отношения - это отношения власти и подчинения, они носят соподчиненный характер, это отношения “по вертикали”.

К числу статусных предписаний относятся прежде всего конституционные нормы, определяющие структуру и правомочия органов государственной власти и управления. В сфере экономики это все те акты, которые определяют место субъекта, его соподчиненных органов, исчерпывающим образом регулируют его компетенцию; они разрешают ему только то, что прямо предписано в документе, определяющем статус субъекта хозяйствования, а любая иная деятельность нарушает статусное предписание и является в силу этого незаконной. Примером исчерпывающего статусного регулирования в сфере экономики служила командно-административная система, основанная на господстве государственной собственности. Статусными являются также и внутрикорпоративные отношения, отношения соподчиненности в любой административной системе.

Договорные отношения - это отношения между юридически равноправными субъектами, возникающие на основе соглашения взаимодействующих сторон, это отношения «по горизонтали». Статусные (соподчиненность) и договорные (равенство) отношения, представленные в различных пропорциях в конкретной экономике, упорядочивают поведение хозяйствующих субъектов, обеспечивая необходимую степень устойчивости и предсказуемости такого поведения.

Вне нормативного регулирования невозможно стабильное функционирование экономики. Экономика в целом представляет собой уравновешенную в принципе систему, стабильность которой столь же существенна, сколь и способность к изменению, развитию, адаптации к новым условиям хозяйствования, восприятию, экономических, технологических и других инноваций. Одним из видов дисфункции хозяйственного механизма может быть такое его состояние, когда система регулирования экономики не обеспечивает динамизма в ее развитии, что ведет к стагнации производства и деградации экономики. Другим видом дисфункции хозяйственного механизма является неспособность соответствующих институтов обеспечить стабильность основных характеристик экономической структуры, сформулировать основные правила хозяйственных отношений и реально гарантировать их соблюдение.

У категории «договор» особая роль и предназначение в экономике. Исторически экономика существовала либо в виде общеплеменной, семейной формы производства продукта, либо в виде института рабского труда (частного или государственного рабовладения), либо в рамках вассальной зависимости. Последующее ее развитие основывалось на расширении в сфере экономики договорных отношений свободных товаропроизводителей. Общей линией явился переход от статусных отношений субординации и подчинения к договорным отношениям между равноправными сторонами, что освобождало частную инициативу, создало класс свободных товаропроизводителей, вызвало стремительный рост производства, регулируемый законом спроса и предложения и мотивированный получением максимальной прибыли.

Однако усложнявшийся характер производства, вызванный повелительными требованиями технологического императива; индустриализация экономики, последовавшее усиление общественного характера производства; поляризация богатства потребовали введения новых элементов статусного регулирования рыночных отношений, введения государственного регулирования основанной на договорных отношениях экономики, в отсутствие которого проявились дисфункции на уровне общемирового экономического кризиса.

Ответ на этот вызов был двояким.

Первый (успешный) заключался в сохранении частной собственности как основы экономики с введением прогрессивной системы налогообложения, государственного антимонопольного регулирования и государственного перераспределения части продукта в пользу наименее обеспеченных членов общества в рамках социального законодательства.

Второй вариант.(безуспешный) заключался в ликвидации частной собственности как основы экономики, замене ее государственной собственностью, что привело к полному слиянию государства с экономикой, превращению договора в формальное выражение государственного, властного веления, запрету частнопредпринимательской деятельности, ликвидации класса свободных товаропроизводителей. Статусные отношения, основанные на внеэкономическом принуждении, составили господствующий тип отношений в экономике. Такой вариант лишил экономическую систему стимула для массовых инноваций, закрыл возможность интенсивного развития экономики, а ее экстенсивное развитие остановилось ввиду исчерпания значительной части природных ресурсов.

Принципиальное значение для анализа экономики как социального института имеет категория собственности. Отношения собственности воплощают в себе определенную форму присвоения материальных благ. Реальное бытие института собственности, его социологическое содержание складываются под воздействием ряда социальных факторов технологического, экономико-стоимостного, управленческого, правового характера. Эти факторы воплощаются в соответствующих сторонах, аспектах экономики как социального института. Выделение этих взаимосвязанных сторон экономики оправдано их относительно самостоятельным характером, наличием в экономике определенных социально-групповых структур, складывающихся из социальных позиций и ролей, объединяемых вокруг целевых функций этих структур,



В рамках технологического аспекта экономики можно выделить такой важный фактор, как беспрерывное и нарастающее по темпам развитие и совершенствование в большинстве промышленно развитых стран машин, механизмов, технологических процессов. Технический прогресс, выступая по форме как совокупный итог творчества ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, по существу, стал еще в прошлом веке одним из решающих факторов общественного развития. Усложнение и все большая специализация видов и отраслей промышленного производства требует их эффективной координации. Ответом на требование этого технологического императива явилось возникновение крупных промышленных объединений.

Это означает распад в подобной ситуации того классического состояния частной собственности, когда решение вопросов технико-экономического, экономического (стоимостного), управленческого характера совмещалось в деятельности конкретного индивида, обладающего титулом собственника. В современных условиях титул собственника расщепляется в прямой пропорции с количеством акций соответствующих предприятий и количеством обладающих ими акционеров. Среди массы собственников - владельцев нескольких акций - лишь небольшая группа лиц - владельцев контрольного пакета акций - является фактическим собственником соответствующего предприятия. Статус собственника во всех остальных случаях практически отделен от реального контроля над объектом* собственности.

Тот же технологический императив предопределил и возникновение в промышленно развитых странах новой социальной группы - профессиональных управляющих - менеджеров. Усложнившаяся, все более специализирующаяся структура производства не может более быть управляема просто на основе практического опыта, здравого смысла - она базируется на совокупности все усложняющегося специального знания. Руководство такой промышленностью требует выделения особой профессиональной группы.

Вследствие этого в социальной структуре экономики развитого индустриального общества можно различить несколько социальных групп:

· непосредственные участники производственного процесса - инженеры и рабочие;

· номинальные собственники - держатели мелких пакетов акаций;

· реальные собственники - держатели контрольного пакета акций; влиятельная группа менеджеров, образующих особую социально-профессиональную группу. Первые не обладают ни собственностью, ни властью. Вторые имеют титул собственников, но также лишены власти. Реальные собственники обладают соответствующим титулом, и собственностью, но не властью в сфере производства. Менеджеры обладают реальной производственной властью, но не собственностью. Из приведенных положений видно, что отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, т. е. отношения собственности, выступая по форме в виде правовых установлений, по социальному существу зависят от факторов экономических (держатель контрольного пакета и держатель дюжины акций - оба собственники), от факторов производственно-управленческих (менеджер, а не собственник решает вопросы организации производства, объема и направления капиталовложений, определяет цены, планирует прибыль и т. д.). Следовательно, в социальной реальности правовой институт собственности (важнейший из социальных институтов в сфере экономики) функционирует в прямой пропорции с объемом, характером и уровнем решений, принимаемых в различных пунктах структуры управления экономикой. Властные отношения в сфере экономики воплощаются в возможности распоряжаться ресурсами, деньгами и людьми. Тот, кто держит в своих руках эти полномочия (и в той мере, в которой он ими обладает), и является реальным собственником.

Центральной социологической проблемой современного экономического развития в России является меняющееся соотношение в сфере экономики власти и собственности. Полного единства власть и собственность достигают в условиях рабовладения (в том числе государственного рабовладения - Древний Египет), в условиях крепостного права, частично - в условиях командной экономики. Расширение социальной позиции класса собственников, относительно независимых от политической власти, - такова общая линия эволюции. Однако и в настоящих условиях сохраняет значение характер существующего в обществе взаимодействия, соотношения в сфере экономики прав собственника и власти государства. Современная экономика не может существовать, развиваться вне или помимо государственного контроля и регулирования. Принципиальным при этом является констатация того факта, что исходным условием любой формы эффективного контроля является раздельное существование контролирующего субъекта и контролируемого объекта. В случае их слияния, тождества (контролер - он же и собственник) контроль не может существовать по определению (имеет место произвольное распоряжение собственностью).

Термин «государственная собственность», она же - «всенародная», по существу, обозначал властно-собственнические полномочия партхозноменклатуры, директорского корпуса. Такова была легальная сторона экономики. Параллельно с ней существовала официально упраздненная, но реальная нелегальная частная собственность. То, что было в экономике легально, было неэффективно, то, что было нелегально - относительно эффективно. Целью проводимой в России законной приватизации является, в конечном счете, отделение функции собственника от государственно-властных полномочий, соединение эффективности с легальностью.

Сохраняющееся в России единство собственности и власти проявляется в том числе путем предоставления в произвольное пользование и распоряжение 12 тысячам высших федеральных чиновников, руководителям 89 субъектов Федерации многомиллиардного имущества: движимой и недвижимой собственности; земли, зданий и сооружений; которые, сохраняя форму государственной (федеральной, областной, муниципальной) собственности, по сути, фактически в обход закона «приватизируются» соответствующими руководителями.

Это происходит при очевидно заниженной заработной плате работников производства и непомерно завышенными налогами на товаропроизводителей. Фактическое владение и распоряжение носителями государственной власти значительной частью собственности, свобода усмотрения при принятии решений в сфере экономики (о распределении ресурсов, предоставлении льгот и послаблений) являются серьезным препятствием для подлинной приватизации, т. е. обретения институтом частной собственности присущего этой форме собственности динамизма в реализации рыночных реформ, эффективности в развитии производства.

В подобной ситуации не спрос и предложение определяют характер принимаемых экономических решений, определяющих движение капитала, а интересы агентов государственной власти и представляемых ими структур. Рыночный механизм парализуется властным усмотрением. Центральной проблемой, без решения которой институт частной собственности не обретет реальность, не снабдит экономику необходимым импульсом к динамическому развитию, является сохраняющееся в значительном объеме единство государственной власти и собственности.

Подобное деструктивное для развития рыночных отношений единство собственности и власти возникает также и в случае, когда владельцы крупного капитала («олигархи») используют свое влияние на принятие государственных решений в сфере экономики, стремятся «приватизировать», поставить себе на службу соответствующие государственные структуры, монополизируя рынок, устраняя честную конкуренцию - движущий мотор рыночной экономики, решающее условие роста производства.

Актуальное и реально необходимое усиление роли государства в экономике переходного периода содержит в себе два существенно различающихся подхода. В одном случае государство выступает в роли надзирателя, в другом - в роли арбитра. Отмеченное единство власти и собственности опирается на использование в качестве метода воздействия на экономику государственных директив, принудительных (дисциплинарных, административно-правовых и уголовно-правовых) методов их обеспечения. Это - отношения команды и подчинения.

Другой подход в усилении государственного регулирования экономики основывается на создании твердых гарантий для реализации гражданско-правовых отношений, направлен на охрану права частной собственности как от административного произвола, так и от злоупотребления таким правом. Здесь принудительная сила государства подчинена его новой роли в экономике, основанной на взаимодействии юридически равноправных и экономически свободных товаропроизводителей. Только в этих условиях частная собственность обретет реальность не только как неотъемлемое право человека, но и как динамическое начало экономического подъема. Усиление роли государства в таких условиях означает обеспечение эффективного функционирования гражданско-правовой юстиции для обеспечения равенства участников рыночных отношений, соблюдения правил честной конкуренции, а применение норм уголовного права - для охраны права собственности от преступных посягательств, от злоупотреблений государственной властью.

Социальная функция современного российского «менеджмента», директорского корпуса претерпевает существенные изменения. Ситуация в экономике двоякая. В ситуации, когда хозяйствующие субъекты становятся реальными товаропроизводителями, вступают в конкурентные отношения, ориентированные на рынок, обслуживают потребительский спрос и зависят от него, в экономику с неизбежностью обеспечивается приход эффективных хозяйственников - профессионалов, менеджеров. В ситуации же, когда предприятие зависит не от потребностей рынка, а от размера дотаций из бюджета, льгот и привилегий, обеспечиваемых на местном или федеральном уровне, когда его руководители ориентируются соответственно на те центры власти (администраторов, руководителей, мэров, губернаторов и т. д.), от которых зависит их существование, - там сохраняются стандарты и принципы административно-командной системы. В таких условиях разделение власти и собственности не реализуется, экономическая стагнация консервируется.

Латентной функцией командно-административной политики в экономике современного периода является сохранение возможности для подобных хозяйственников полученную прибыль зачислять в свой актив, а убытки покрывать за счет бюджета. В конечном счете покрытие подобных убытков происходит за счет изъятия прибыли, полученной успешно работающими предприятиями, что тормозит их рост, парализует экономическое развитие. Другой важной латентной функцией такой политики является укрепление (в ущерб интересам экономики) политической власти и влияния тех, кто, таким образом, командуют экономикой. Тем самым реализуется социальное бытие по существу номенклатурной, а не частной собственности. Только ликвидация номенклатурной собственности, отделение такой собственности от власти, недопущение использования властных функций для произвольного распоряжения собственностью, недопущение подобной «приватизации» государственных функций позволит трансформировать роль государства в экономике от роли произвольной командной силы к позиции эффективной, основывающейся на единых для всех правовых нормах роли контролера и арбитра, что освобождает дорогу для реального роста производства.

Библиография.

1) Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 654с. – (Серия “Высшее образование”). Стр. 214 – 270.

2) Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 407с. С.202 – 212. Для темы №12 – стр. 330 – 454.

3) Социология: Учебник для высших учебных заведений / Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. – М. Наука, 1995. – 374с. Стр. 206 – 224.

4) Каменская Е.Н. Социология: Курс лекций. (Пособие для подготовки к экзаменам для студентов всех форм обучения) Ростов н/Д: Феникс, 2002, - с. 79 – 81.

5) Социология: основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003 – с. 101 – 118.

7) Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3т. – т3: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА – М, 2002.

Непосредственным образом с институтами. Порой экономическую систему трактуют через понятие «институт». Так, П. Грегори и Р. Стюарт дают такое определение экономической системе: экономическая система - это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории.

Ф. Прайор подходит несколько иначе, но тоже с позиций института : экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. Таким образом, необходимо выяснить связь экономической системы и института и роль института в экономической системе.

Понятие «экономический институт» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они и используют концепцию «институты». Институт (от лат. institutum - установление, учреждение) понимается как корпорация, профсоюзы, государство, а также как психологические, этические, правовые, технические и другие социальные явления.

Экономические институты - «правила игры» в обществе или формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

По мнению Дж. Найта, институты - это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества. Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения).

Институты создавались людьми с целью обеспечения определенного порядка и устранения неопределенности в обмене (для упорядочения экономической системы). Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, способствовали формированию определенного экономического поведения, обеспечивали вероятность привлечения большего или меньшего количества субъектов к той или иной хозяйственной деятельности, способствовали созданию экономической структуры общества.

Это институты, созданные властью, они часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в смешанной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.


Неформальные (общественные) институты - это институты, которые не создаются властью, а развиваются стихийно. Они реализуют идеологические и духовные потребности, влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами в своих целях не всегда имеют успех. Общественные институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции.

Формальные законы могут меняться быстро, но неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, со временем могут стать неэффективными и длительное время такими оставаться, поскольку трудно быстро повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Нельзя путать институты с организациями. Организации могут быть институтами. Но институты - это набор правил и законов, определяющих взаимодействие, действие отдельных лиц. А организации - это группы людей (действующие лица), которые сами могут быть объектами институциональных ограничений.

Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие людей, составляющих организации. Поэтому некоторые объединения людей могут быть как институтами, так и организациями, например, церковь, правительство, учебное заведение, фирма.

Важнейшим институтом в экономической системе является собственность.

Институты – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных норм и правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите.

Основные институты экономики: собственность, деньги, банки, торговля, производство.

1. Домашнее хозяйство – экономическая единица, действующая в потребительской сфере экономики. Состоит из одного или нескольких лиц, обеспечивает воспроизводство «человеческого капитала», а также самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2. Предприятие (фирма) – экономическая единица, целью деятельности которой является получение прибыли. Стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Полученный доход предприятие расходует не на личное потребление, а на расширение производства.

3. Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

4. Государство (правительство) представлено совокупностью правительственных организаций, которые осуществляют свою деятельность для достижения общественных целей. Бюджетные учреждения осуществляют функции государственного регулирования экономики.

Функции :

1. согласование социальных интересов хозяйствующих собственников, а также производителей и потребителей.

2. удовлетворяют социальный интерес

3. укрепление социальных связей внутри экономической системе, а также отношении с внешней средой

4.поддержание порядка и не контролируемой конкуренции, между хозяйствующими собственниками

Сущность социально-экономических институтов проявляется в их функциях.

1. Экономические институты выполняют интегрирующую функцию, способствуя реализации индивидов как субъектов общественного производства и существенно облегчая налаживание экономических связей, обеспечивая экономию на трансакционных издержках.

2. Информационная функция экономических институтов заключается в накоплении, селекции и передаче информации в пространстве и во времени выполняя информационную функцию, экономические институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства.

3.Регулирующая функция: социально-экономические институты направляют деятельность

экономических субъектов в русло, наиболее полезное экономике в целом, и пытаются приостановить деятельность субъектов, приносящую отрщщгельные последствия.

4. Негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие флуктуации.


Как и другие институты, государство представляет собой результат разделения труда, являя пример институционализации функции управления, которая по отношению к национальной экономике в современный период проявляется в виде пяти главных функций.

1. Оно оформляет и поддерживает целостность национальной экономики, устанавливая государственные границы и охраняя их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот.

2. Г поддерживает баланс интересов социальных групп, а также призвано выступать представителем коллективного интереса как нации в целом, так и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу тех или иных причин затруднена или невозможна (безработные, нетрудоспособные и т.д.).

3. Оно вырабатывает "правила игры" в сфере социальных и экономических отношений, включая гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство и законодательство о защите прав потребителей и т.д.

4. Г создает институты, облегчающие кооперацию деятельности, а также осуществляет надзор и контроль за соблюдением "правил игры" и взаимных обязательств, взятых на себя ее участниками.

5. Г призвано способствовать минимизации трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими).

Механизм контроля - набор средств, с помощью которых можно обнаружить нарушение или соблюдение правила, а также применить соответствующие санкции. Другими словами, результат в виде информации для координации действий является следствием не свободного волеизъявления и взаимной договоренности экономических агентов, а как раз наоборот - следствием принудительного исполнения определенных правил и норм.