Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории. Основные экономические школы

Экономическая теория изучает социальные и экономические процессы и явления экономических систем. Эти процессы и явления, как и мир в целом, находятся в постоянном развитии, изменении. Соответственно этому развивается и экономическая теория, появляются все новые ее направления и школы, в основе которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования.

Это деление в значительной мере условно.

Экономическая теория – одна из древнейших наук, прошедших в своем развитии долгий путь. Можно выделить следующие этапы развития экономической науки: экономические учения древнего и античного мира, политическая экономия, экономикс, современная экономическая теория.

Истоки экономической теории мы находим в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока, которые называют колыбелью мировой цивилизации. До нас дошли законы царя Хаммурапи XVIII в. до н. э. (Вавилон), законы Ману IV–III вв. до н. э. (Индия), учения Конфуция VI–V вв. до н. э. (Китай). Известны экономические учения древнегреческих философов Ксенофонта, Платона, Аристотеля (IV–III вв. до н. э.)

Ксенофонт первым вводит понятие “экономия”. Слово “экономика” первоначально означало – учение о ведении домашнего (рабовладельческого) хозяйства. Затем этот термин употребляли Платон и Аристотель.

Среди мыслителей древности особое место занимает Аристотель, который первым в экономической науке поставил задачу: выяснить универсальные правила ведения домашнего (рабовладельческого) хозяйства. Зная эти правила, легче обеспечить более эффективное развитие хозяйства. Аристотель различал два понятия: 1) экономику – учение о богатстве в натуральной форме, которое создается рабами, работающими на земле, и 2) хрематистику – учение о денежном богатстве, которое создается торговлей и ростовщичеством. Экономику Аристотель одобрял, а деньги считал злом. Чтобы быть богаче, надо захватывать земли и рабов, что он считал истинным богатством. Однако в историю экономических учений Аристотель вошел благодаря исследованиям процесса обмена и денег, т. е. за хрематистику. Он первым поставил вопрос: что лежит в основе обмена товара на товар (Т – Т).

Экономические взгляды Аристотеля разделяли мыслители средневековья, одним из видных представителей которых был Фома Аквинский (XIII в. н. э.). Он развивал учение о справедливой цене, по которой должен продаваться товар. Цена должна включать в себя затраты на производство товара и доход продавца, позволяющий ему вести обеспеченный образ жизни.

К этапу становления экономической науки следует отнести экономические учения мыслителей Древнего Рима: Каттона Старшего, Варрона, Лукреция, Сенеку. Они защищали рабство, но говорили и о равенстве, особенно Сенека (I в. н. э.). Его идеи оказали влияние на христианство, которое возникло при зарождении феодализма и проповедовало необходимость труда (“если кто не хочет трудиться, то не ешь”) и любви к ближнему.

Разные взгляды по экономическим вопросам находим в Библии, Евангелии, Талмуде, Коране. К тому времени все эти взгляды еще не сложились в самостоятельную науку, поэтому этот этап называют экономическим учением.

Второй этап в развитии экономической науки – политическая экономия.

В XVI веке зарождается капитализм, появляется рыночная экономика. Возникает мануфактура, углубляется общественное разделение труда, товарные отношения приобретают всеобщий характер, а феодальная раздробленность сменяется укреплением государства. В связи с этим появляется потребность в правилах ведения не домашнего хозяйства (рабовладельческого и феодального), а государственного. И как ответ на эту потребность появляются работы ученых, которые исследуют экономические процессы, происходящие в рамках экономики государства, а понятие “ойкономия” сменяется новым понятием “политическая экономия”, – т. е наука об экономических процессах. Это понятие впервые ввел француз Антуан Монкретьен в книге “Трактат по политической экономии” (1615). А. Монкретьен был представителем первой школы в политэкономии – школы меркантилистов (XVII–XVIII вв.). Возникновение меркантилизма считается началом собственно экономической теории.

Суть теории меркантилизма состоит в учении о богатстве страны и способах его увеличения. По этой теории, источником богатства является торговля (внешняя), т. к. символом богатства является золото (золотые деньги). Внешняя торговля дает приток золота.

Представители меркантилизма (У. Стаффорд, Т. Мен, Д. Юм, В. Петти, И. Т. Посошков) говорили о важной роли государства в экономике, которое должно поощрять вывоз готовой продукции, покупать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других, проводить политику протекционизма, в том числе иметь закон, согласно которому экспортер товара должен на вырученные от продажи деньги закупить отечественный товар и вывозить этот товар, но не деньги.

Таким образом, основные позиции меркантилистов – приоритет сферы обращения, рассмотрение производства лишь как одного из факторов увеличения денежного богатства во внешней торговле.

Лишь представитель позднего меркантилизма В. Петти ясно поставил вопрос о связи процессов обращения и производства, несводимости богатства к деньгам. Именно он провозгласил в качестве источников богатства землю и труд. Он говорил, что труд – отец богатства, земля – его мать.

Второй школой в политической экономии является школа физиократов (XVIII в.), основателем которой был Фр. Кенэ и ярким ее представителем – Ж. Тюрго. Эта школа выражала интересы крупных землевладельцев.

Суть теории физиократов состоит в признании того, что богатством являются продукты земли, а не деньги, источником же богатства – сельскохозяйственное производство, где создается прибыль и создается она только тогда, когда произведено больше, чем потреблено. Экономика развивается гармонично по естественным законам природы. И в этот естественный ход экономической жизни государство не должно вмешиваться. Должно только создавать законы, которые соответствовали бы естественным законам природы.

В 1758 г. издана книга Фр. Кенэ “Экономическая таблица”, в которой впервые в экономической науке была предпринята гениальная попытка создать модель движения всего общественного воспроизводства. В противовес меркантилистам Фр. Кенэ утверждал, что торговля только перемещает богатства, создается же оно в производстве, но только там, где сама природа увеличивает количество продукции. Поэтому единственный производительный класс, считал он, – земледельцы, а промышленники – бесплодный класс, землевладельцы же существуют за счет земельной ренты, взимаемой с земледельцев. Отсюда вывод: поскольку весь чистый доход достается землевладельцам, все налоги должны платить они – собственники земли.

Идеи Кенэ попытался внедрить в жизнь Жак Тюрго, который занимал пост генерального контролера финансов Франции. Он сократил государственные расходы, ввел налоги на дворян и собирался отменить налоги с крестьян, но не успел. Его отправили в отставку.

Ж. Тюрго вошел в экономическую науку как разработчик двух вопросов. Во-первых, он сформулировал закон убывающего плодородия почвы, суть которого в том, что каждая последующая затрата труда при обработке земли оказывается менее производительной. Этот закон в современной экономической теории звучит как закон убывающей отдачи. Во-вторых, в отличие от Кенэ, Тюрго выделял в обществе четыре класса: земледельцы, землевладельцы, предприниматели (трудолюбивы), наемные рабочие (расточительны и ленивы). Исследовав зарплату наемных рабочих, Тюрго пришел к выводу, что она равна минимуму средств существования.

В трудах Кенэ и Тюрго зародилась, по сути, экономическая наука. Их книги и личное общение с ними вызвали интерес к экономической науке у Адама Смита, который стал основателем третьей школы в экономической науке – английской классической политэкономии. В 1776 г. была опубликована книга А. Смита “Исследование о причинах и природе богатства народов”, в которой он изложил свою теорию наиболее рационального социально-экономического устройства общества – теорию рыночной экономики. Суть этой теории состоит в том, что рыночная экономика саморегулируется путем установления рыночных цен под влиянием колебаний спроса и предложения товара. Если спрос на товар растет, растет и цена на него, и производитель знает, что именно нужно обществу и увеличивает производство. И наоборот. Таким образом, цены сигнализируют, что и сколько производить. “Невидимая рука рынка” – регулятор всей хозяйственной жизни. Государству не надо вмешиваться в экономику. Правительство своими действиями нарушает эффективную работу “невидимой руки рынка” и приводит к замедлению роста производительности труда. Смит поддерживал лозунг: “Предоставьте людям делать свое дело, предоставьте делам идти своим ходом”.

Подобно представителям меркантилизма и физиократов, Смит искал ответ на вопрос: что является богатством общества и его источником. Он считал, что богатством является простой продукт труда, созданный в сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве, как полагали физиократы. А источником богатства является труд, затраченный в материальном производстве. Причем рынок учитывает не индивидуальные затраты труда данного производителя, а общественно необходимые, под которыми Смит понимал средние затраты при данном состоянии производства.

Как определить уровень богатства страны и как сравнить страны по степени богатства? По показателю производительности труда: , где W – богатство (от англ. welth), Q – количество созданной в стране продукции (от англ. Quantity), n – численность населения страны (от англ. number – число). Чем выше производительность труда, тем богаче нация.

На производительность труда влияет специализация, в основе которой лежит общественное разделение труда. Чем глубже общественное разделение труда (специализация), тем выше производительность труда и благосостояние народа.

Общественное разделение труда вызывает потребность в обмене. При обмене товары приравниваются друг к другу. Что лежит в основе обмена, т. е. что лежит в основе цены? Стоимость, которая создается трудом в сфере материального производства. В этом суть трудовой теории стоимости, которую создал А. Смит и зачатки которой имелись у меркантилистов и физиократов. Завершил разработку трудовой теории стоимости К. Маркс.

Идеями А. Смита увлекались не только в Европе, но и в России, что отразил А. С. Пушкин в “Евгении Онегине”. Характеризуя Онегина, он писал:

“Бранил Гомера, Феокрита,

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет

И чем живет, и почему

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог”.

В 1817 г. была издана книга представителя классической политэкономии Д. Рикардо “Начала политической экономии и налогового обложения”, в которой он с позиций трудовой теории стоимости объясняет земельную ренту и подчеркивает, что капитал и земля стоимости (ценности) не создают, следовательно, прибыль капиталиста и земельная рента – вычеты из стоимости, созданной трудом наемных рабочих. Часть этой стоимости – зарплата рабочих, величина которой обеспечивает лишь прожиточный минимум. Если зарплата превысит этот минимум, это приведет к увеличению числа детей в семье и, в конечном счете, – к избыточному предложению рабочих рук и падению зарплаты. Рикардо, по существу является автором так называемого “железного” закона зарплаты.

Заслугой Д. Рикардо является также создание теории “сравнительных издержек”, которая стала основой политики свободной торговли (фритрeдерства), называемой теперь политикой открытой экономики. Суть теории: каждая страна должна специализироваться на производстве той продукции, которая имеет минимальные издержки производства. Это обеспечивает эффективное использование ресурсов во всех странах и в конечном итоге приведет к снижению цен.

Основные положения трудовой теории стоимости в классической политэкономии развивали французский экономист Жан-Батист Сэй, английский ученик А. Смита Т. Р. Мальтус, ученики Д. Рикардо Джеймс Милль, Н. У. Сениор, Джон Стюарт Милль, социалисты-утописты Р. Оуэн, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а также К. Маркс.

Ж-Б. Сэй высказал идею о том, что в основе цены товара лежат издержки производства, в которые входит цена факторов производства: зарплата (доход на труд), прибыль (доход на капитал), земельная рента (доход на землю). Тем самым он отрицал классическую британскую трудовую теорию стоимости.

В своей книге “Трактат политической экономии” (1803 г.), Ж-Б. Сэй изложил теорию рынков, базирующуюся на утверждении, что поскольку обмен включает как покупку, так и продажу, постольку не может существовать избытка спроса или предложения. Эта теория получила название закона рынков Сэя, или просто закона Сэя, сущность которого сводится к утверждению, что предложение само создает для себя спрос. Чем больше производство (предложение), тем больше спрос, т. к. с ростом производства предложение какое-то время опережает спрос и цены снижаются. А чем ниже цена на товар, тем выше на него спрос. Отсюда вывод: надо стимулировать рост производства и страна будет богаче. Это утверждение (особенно применительно к рынку капитала) подверглось критике основоположником одного из направлений экономической науки XX в. (кейнсианства) Дж. Кейнсом как ошибка, которая пропитала всю экономическую теорию и практику “классической” эпохи до середины XX в.

Т. Р. Мальтус (священник и профессор политической экономии) продолжил начатый А. Смитом анализ проблемы соотношения количества созданного в стране общественного продукта и численности населения . Он, в отличие от А. Смита, сосредоточил внимание на изучении динамики и закономерностей развития численности населения. В своей книге “Опыт о законе народонаселения” (1798 г.), он сформулировал закон народонаселения: население растет в геометрической прогрессии, а предложение продуктов питания – в арифметической. В этом и заключается главная причина бедности, а не в плохом правлении и не в несправедливом распределении богатства. В условиях действия этого закона, утверждал Мальтус, каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Мальтус изложил свою теорию зарплаты, согласно которой величина зарплаты должна быть равна прожиточному минимуму. Если она становится выше этого минимума, то рождаемость в среде наемных рабочих увеличивается, что ведет к безработице. Однако вопреки предсказаниям Мальтуса в развитых странах в XX в. доходы населения росли, а коэффициент рождаемости снижался в связи с НТП, роль которого Мальтус недооценивал. В то же время в развивающихся странах, особенно в связи с “импортом медицины” и господством мусульманства, коэффициент смертности падал, а коэффициент рождаемости либо увеличивался, либо был стабильным. В результате обострилась проблема в мировом масштабе – рост населения и промышленного производства ведет к истощению ресурсов.

Если основоположники трудовой теории стоимости А. Смит, Д. Рикардо и их последователи видели в капиталистических рыночных отношениях “естественный порядок”, то некоторые последователи этой теории делали из нее антикапиталистические выводы. Это, прежде всего, социалисты-утописты: Р. Оуэн, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а также Ж. Сисмонди, К. Марск, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Английский социалист Р. Оуэн считал, что частная собственность и личный интерес уже себя изжили и говорил о необходимости перехода к новому обществу, которое он называл “коммунизмом” и которое основано на кооперативной собственности, общем труде и равенстве в правах и обязанностях.

Французский социалист К. А. Сен-Симон главным пороком капиталистического общества считал анархию производства. Мечтал об обществе, которое он называл “индустриализмом”, где сохраняется частная собственность, но все подчиняются централизованно разработанному народнохозяйственному плану и каждый лично участвует в труде.

Французский социалист Ж. Фурье видит эксплуатацию рабочих в продаже рабочей силы, по цене ниже ее стоимости, из-за чего они беднеют и возникают экономические кризисы. Фурье предсказывает, что конкуренция приведет к монополии и капитализм превратится в торговый феодализм.

Он предлагал разумное общество, называемое “гармонией”, экономика которого состоит из самоуправляющихся небольших общин (фаланг), ведущих в основном натуральное хозяйство. В фаланге нет частной собственности, каждый работает исходя из своих способностей и склонностей, в течение дня осуществляется перемена труда, на смену конкуренции приходит соревнование, от которого выигрывают все. Каждый от труда получает удовольствие.

Экономическая теория, разработанная К. Марксом, при участии Ф. Энгельса, генетически связана с английской классической школой, с трудовой теорией стоимости. К. Маркс завершил разработку трудовой теории стоимости. Открыв двойственный характер труда и объяснив противоречия, заложенные в товаре, он рассмотрел процесс возникновения денег и выяснил их сущность. Все это позволило ему создать теорию прибавочной стоимости. По Марксу, капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т. е. способность к труду. Рабочий, конкретным трудом создавая потребительную стоимость товара, переносит стоимость средств производства в стоимость товара, и абстрактным трудом он создает новую стоимость, которая тоже входит в стоимость товара. Часть этой вновь созданной стоимости капиталист отдает рабочему в форме зарплаты, которая должна быть равна стоимости рабочей силы (стоимости средств существования: на питание, одежду, духовные потребности, образование, воспитание детей). Другая часть вновь созданной наемным рабочим стоимости является прибавочной стоимостью, которая присваивается капиталистом. Таким образом, прибыль капиталиста возникает без нарушения эквивалентного обмена на рынке труда.

К. Маркс вводит деление капитала на постоянный (затраты на средства производства) и переменный (затраты на покупку рабочей силы – на зарплату). Всю стоимость товара он представляет схемой с + v + m, где с – постоянный капитал, v – переменный капитал, m – прибавочная стоимость. Вновь созданная стоимость (v + m) присоединяется абстрактным трудом к стоимости средств производства (амортизации основных фондов, сырья, топлива, энергии и т. д.), которая входит в стоимость любого товара.

Отношение между с и v Маркс называет органическим строением капитала, которое в ходе НТП растет, т.е. спрос на рабочую силу, определяемый переменным капиталом (v), растет медленнее, чем спрос на капитал (с), что порождает массовую безработицу и обнищание.

К. Маркс создал теорию издержек производства и средней нормы прибыли, теорию абсолютной земельной ренты, учение об общественно экономической формации (ОЭФ), сформулировал закон соответствия производительных сил и производственных отношений, реализация которого приводит к смене ОЭФ и в конечном итоге приведет к переходу от капиталистической ОЭФ к коммунистической, имеющей свою низшую стадию – социализм. К. Марксом была разработана теория воспроизводства и экономических кризисов и др.

В середине XIX в. в Германии возникла так называемая историческая школа. Ее представитель Ф. Лист утверждал, что каждая нация имеет свой путь экономического развития и поэтому не может быть универсальной экономической теории. А представители этой школы К. Бюхер, Л. Брентано считали, что экономические процессы являются результатом воздействия внеэкономических факторов: психологических, этических, религиозных и др.

На рубеже XIX и XX вв. в США зародилось новое направление в экономической науке – институционализм, которое возродилось после второй мировой войны в виде институционально-социологической школы.

Институциональная экономическая теория – это тип экономического анализа, который делает упор на роль социальных, политических, экономических процессов и явлений.

Представители этой школы изучают человека как социальную личность, т. е. действующую под влиянием не только экономических факторов, но и всех социальных институтов: государства, законов, обычаев, семьи, моральных и правовых норм, профсоюзов, корпораций, религии, культуры, политического устройства общества, опыта и т. д.

В зависимости от того, какой именно фактор (институт), влияющий на поведение человека, берет ученый за основу анализа, складываются различные виды институтционализма.

Так, Т. Веблен, создатель институциональной экономической теории, анализирует влияние социально-психологических факторов. Он отвергает господствовавшее со времен А. Смита представление, что вся хозяйственная деятельность основана на личной выгоде. Учитывая НТП на рубеже XIX и XX вв., Веблен выделяет в экономических отношениях, наряду с капиталистами и рабочими, социальную группу инженерно-технических

работников (ИТР). Он отмечает, что капиталисты являются собственниками ценных бумаг, а управляют производством ИТР. Интересы у них различны, что ведет к конфликту между бизнесом и индустрией. Выход он видит в передаче власти над экономикой ИТР, установлении технократии, чего можно добиться всеобщей стачкой специалистов.

Д. Коммонс анализирует влияние социально-правовых факторов на поведение человека в экономике. Поскольку участниками хозяйственной деятельности все чаще выступают не индивидуумы, а их объединения, достижение компромисса между ними становится все труднее и требуется вмешательство государства. В итоге на смену существующему порядку, по его мнению, придет административный капитализм.

Дж. Гэлбрейт за основу анализа взял влияние социально-органи- зационных факторов. Основная его идея заключается в том, что индустриальные общества, а особенно американское, уже не соответствуют модели конкурентного рынка, где фирмы максимизируют прибыль, а независимые потребители – полезность. В эпоху НТП и крупномасштабных предприятий главную роль в обществе играет институт управления, институт менеджеров, которые руководствуются надклассовыми интересами. Отделение собственности от управления привело к тому, что экономические решения принимаются бюрократией экспертов, или так называемой техно- структурой. Целью этой структуры является уже не максимизация прибыли, а выживание, безопасность и исключение риска.

В 70-х гг. XIX в. возникает австрийская школа маржинализма, или теория предельной полезности, основы которой заложил К. Менгер.

Суть теории предельной полезности: в основе цены лежит не стоимость, определяемая трудом, а полезность товара. Чем полезнее для человека товар, тем больше денег он заплатит за него. Ценность блага зависит от субъективной его оценки потребителем и от количества имеющихся экземпляров этого блага. Чем их больше, тем меньше полезность каждого дополнительного (предельного) экземпляра.

Эта добавочная (приростная) полезность каждого дополнительного экземпляра называется предельной полезностью (МU)1. Цена товара определяется предельной полезностью последнего из имеющихся экземпляров. Чем больше экземпляров, тем ниже цена.

Итак, в середине XIX в. в экономической науке господствовало два направления: английская классическая школа и маржинализм, между представителями которых шли споры и прежде всего по вопросу, что лежит в основе цены – трудовые затраты или полезность, подобно спорам философов, что появилось раньше, яйцо или курица.

Попытка соединить эти два направления была предпринята английским экономистом А. Маршаллом, который в конце XIX в. сформировал кембриджскую неоклассическую школу. Он никогда не отрицал свою связь с классической экономической школой. Маршалл создал свою теорию ценности, которая называется “теорией неоклассического синтеза”, и заложил методологические основы микроэкономики. Он примирил представителей двух направлений, сказав, что их спор аналогичен спору по вопросу, каким лезвием ножниц разрезается бумага: верхним или нижним. Он рассуждал так. Если продавец и покупатель товара находятся в равных условиях (государство им не мешает, никто не имеет власти в установлении цен), то цена – это результат соглашения между ними.

Цена для продавца (цена предложения) определяется издержками производства, т. е. затратами (стоимостью). Он не может продать по цене ниже затрат, хотя хотел бы продать по максимальной цене, рискуя вообще не продать.

Цена для покупателя (цена спроса) определяется предельной полезностью товара и он хотел бы купить как можно дешевле.

Торг между ними идет до тех пор, пока цены, применяемые для продавца и покупателя, не совпадут. Эта равновесная цена и становится ценой товара. При этом государство не должно вмешиваться в процесс ценообразования.

Новым в экономической науке А. Маршалла стал и метод анализа. Он использовал не причинно-следственный подход к анализу, как было до него, а функциональный. Он не искал причину и следствие в экономическом явлении, а выяснял функциональную зависимость, т. к. считал, что все факторы в экономическом процессе – это взаимозависимые величины: цена – функция спроса, но и спрос – функция цены. Он видел задачу экономической науки в изучении механизма рыночного хозяйства, а не в выяснении причины роста богатства.

Учение А. Маршалла (в 1890 г. была издана его книга “Принципы экономикс”, и с 1902 г. он стал читать курс экономикс в Кембриджском университете, вместо курса политэкономии, который читал его учитель Дж. Милль) господствовало до 30-х гг. XX в., воспевая свободную конкуренцию и отрицая роль государства в экономике.

Затем разразился мировой экономический кризис (Великая депрессия 1929–1933 гг.), который показал, что экономика сама себя регулировать не может, вопреки утверждениям классиков и неоклассиков. Длительное время имел место спад производства, массовые банкротства, безработица, падение цен и т.д.

Реальность подтверждала предсказания марксистов о крахе капитализма, переросшего в свою последнюю стадию – империализм. Наступает переход к новой общественно-экономической формации – коммунизму.

И в это время, в 1936 г., выходит книга ученика А. Маршалла Дж. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, в которой был дан немарксистский анализ экономических процессов на макроуровне, высказаны новые идеи, выводы и конкретные предложения правительствам по вопросу выхода из кризиса и обеспечения экономического роста.

Возникло новое направление в экономической науке – кейнсианство или кейнсианская экономическая теория, которая включает в себя макроэкономические теории, использующие методы, разработанные Дж. Кейнсом. В центре внимания кейнсианской экономической теории находились три проблемы: 1) стабильность рыночной системы и особенно ее способность к поддержанию полной занятости; 2) роль денег в такой системе; 3) долгосрочная положительная динамика рыночной экономики.

По существу, Дж. Кейнс является основоположником макроэкономики, несмотря на то, что попытки анализа на уровне макроэкономики имеют место у Ф. Кенэ и К. Маркса.

Политической проблемой, волновавшей Дж. Кейнса в 30-е годы, была массовая безработица. Поэтому он сконцентрировал внимание на анализе факторов, определяющих уровень производства, и пришел к выводу, что уровень занятости определяется не уровнем реальной зарплаты, как считали в то время экономисты, а уровнем совокупного спроса, который очень чувствителен к инвестициям. Кейнс утверждал, что закон Сэя (предложение определяет спрос) в капиталистической экономике не работает, а работает следующая схема. Совокупный спрос населения зависит от совокупного дохода. Доход делится на потребление и сбережение. Сбережения хранятся в банках в виде вкладов и выдаются в кредит фирмам, которые таким образом превращают их в инвестиции, т. е. капиталовложения в экономику.

Люди обладают склонностью к сбережению, отмечал Кейнс. По мере роста доходов склонность к сбережению растет. Поэтому при росте доходов, сбережения растут быстрее, чем растет потребление. В результате падает совокупный спрос, что влияет на объем производства в сторону его сокращения, вызывая рост безработицы. Из этого Дж. Кейс делает вывод: правительство должно проводить бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, стимулирующую рост платежеспособного спроса населения. Чем больше совокупный спрос, тем больше совокупное предложение, вопреки закону Сэя.

Рыночный механизм не может идеально выполнять роль саморегулирования экономики, нужна помощь государства. Государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу, т. к. рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества.

Теория Дж. Кейнса широко использовалась в странах Запада на практике до 70-х гг. XX в., пока не появилось новое явление (впервые в США) – стагфляция – спад производства, сопровождающийся инфляцией (раньше при спаде производства, цены снижались). Это явление с позиций кейнсианской экономической теории объяснить было невозможно. В результате появилось новое направление в экономической науке – монетаризм в виде Чикагской школы, создателем которой стал Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г.

Монетаристы доказывают, что государственное вмешательство по кейнсианским рецептам, т. е. в основном через бюджетную политику может дать лишь кратковременный эффект, но в долгосрочной перспективе оно вредно, т. к. мешает действию рыночных регуляторов. Напомним, что по теории Кейнса, при спаде производства и росте безработицы происходит падение совокупного спроса, поэтому государство должно осуществлять социальную программу, стимулирующую рост доходов (пособия по безработице, продовольственные карточки и т. д.), что сдерживает падение спроса. В результате цены не снижаются и даже растут.

Экономическая роль государства, подчеркивают монетаристы, должна ограничиваться управлением денежным обращением, т. к. главную роль в экономике играют денежные факторы:

1) количество денег в обращении, которое должно соответствовать уравнению , или ,

где М – количество денег в обращении;

Р – уровень товарных цен;

Q – количество обращающихся товаров;

V – скорость обращения денег;

2) уровень цен (темп инфляции), который зависит от количества денег в обращении: . Чем больше М при фиксированных Q и V, тем выше цены (Р). М. Фридмен утверждал, что все изменения в экономике связаны с эмиссией денег. Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяя его танец. Чем больше выпущено денег по сравнению с потребностью в них, тем выше темп инфляции и ниже экономический рост. В нарушениях нормального денежного обращения монетаристы видят причины кризисов. Они опровергают кейнсианский тезис об инфляции как стимуле роста занятости, а все учение Кейнса считают ошибочным.

Разработанная М. Фридменом количественная теория денег развивает идею А. Смита о саморегулировании рыночной экономики, о существовании автоматической стабильности экономической системы. Начиная с 70-х гг. XX в. идеи монетаристов стали широко использоваться в практике многих стран. В Англии в период правления Маргарет Тетчер, в Израиле, в странах Юго-Восточной Азии, в Венгрии, Чехии, России в период, когда премьер-министром был Егор Гайдар.

В Республике Беларусь создается модель социально ориентированной рыночной экономики. В этой связи заслуживает внимания теория социального рыночного хозяйства, которая сформировалась в середине XX в. и основные положения которой изложены в книге немецкого экономиста, государственного и политического деятеля Людвига Эрхарда “Благосостояние для всех”, опубликованной в 1956 г.

Для создания подобной модели в стране необходимо обеспечить свободное ценообразование, свободную конкуренцию, равновесие в экономике (равенство спроса и предложения), государственное регулирование, направленное на борьбу с монополизмом и на обеспечение социальных гарантий малоимущим группам населения.

В 70-х гг. эта теория несколько видоизменилась – расширились рамки государственного вмешательства в экономику. Признается целесообразным регулировать цены на экономически и социально важные товары (электроэнергию, транспортные услуги, хлеб, лекарства и т. д.), а также осуществлять государственные инвестиции в приоритетные отрасли экономики.

  • 1.2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • 2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки
  • Понятие «экономика» в современных условиях применяют в четырех значениях:

    1) народное хозяйство определенной страны, группы стран или мировое хозяйство в целом;

    2) сфера хозяйственной деятельности человека, в которой создаются, распределяются и потребляются жизненные блага;

    3) экономическая наука, которая изучает разные экономические явления и процессы, которые происходят в обществе;

    4) совокупность экономических отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции, которые образуют определенную экономическую систему.

    Экономика и экономическая теория находятся во взаимодействии и влияют друг на друга. Экономика существует объективно, то есть независимо от воли и сознания людей. Экономическая теория является явлением сознания людей, которое отображает действие объективных законов экономического жизни. Для того чтобы выявить эти законы, нужна наука, способная проникнуть в сущность экономической жизни, выяснить ее причинно- следственные связи и движущие силы. Этим и занимается экономическая теория.

    Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой являются познания и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

    Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества известны еще из работ древних греческих и римских мыслителей (Ксенофонта, Аристотеля, Платона, Катона, Баррона, Сенеки), а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Они исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п.

    Экономическая наука как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала формироваться лишь в XVI - XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать всеобщий характер.

    Основные этапы развития экономической науки:

    Меркантилизм (от итал. mercante - торговец, купец) (XVI - XVII ст.). Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а именно богатство отождествляли с накоплением металлических денег (золотых и серебряных). Это достигалось лишь в том случае, когда государство в сфере экономики проводило активную политику, защищая национальное производство и торговлю, то есть осуществляло политику протекционизма (от лат. protectio - заступничество, защита). Взгляды представителей этой школы отображали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала и развития внешней торговли. Представители: А. Монкретьен, Т. Манн, У. Стаффорд, Ж.-Б. Кольбер, в России - А. Л. Ордын-Нащокин, И. И. Посошков, Петр I и др.

    Постепенно с проникновением торгового капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Возникла научная школа физиократов.

    Физиократы (от греческих «физио- и кратос- » - власть природы XVII - XVIII ст.). В отличие от меркантилистов они перенесли акценты исследования со сферы обращения непосредственно в сферу производства. Но источником богатства считали только труд в сельскохозяйственном производстве. Они утверждали, что промышленность, транспорт и торговля - непроизводительные (бесплодные) сферы, а труд людей в этих сферах только покрывает затраты на их существование и является непроизводительным для общества. Представители: Ф. Кенэ, П. Буагильбер, А. Тюрго, В. Мирабо.

    Однако не только сельскохозяйственный труд может постоянно приумножать общественное богатство. Существуют и другие сферы производительного труда, что было обоснованно в работах экономистов классической школы.

    Классическая политическая экономия (XVII - XVIII ст.) возникла с развитием капитализма. Ее основатели У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, концентрируют внимание на анализе экономических явлений и закономерностей развития всех сфер общественного производства, раскрывают экономическую природу богатства, капитала, доходов, кредита, обращения, механизма конкуренции. Именно они обосновали трудовую теорию стоимости, а рынок рассматривали как саморегулирующуюся систему.

    Дальнейшее развитие классической экономической теории происходило по двум основным направлениями.

    Марксизм (XIX - XX ст.) или политическая экономия труда. Основатели этого направления К. Маркс и Ф. Энгельс исследуют систему законов капиталистического общества с позиций рабочего класса. Продолжая изучение трудовой теории стоимости, они провели анализ развития форм стоимости, предложили свои концепции прибавочной стоимости, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, земельной ренты. Однако положения марксизма о негативной роли частной собственности и рынка, усилении эксплуатации и росте обнищания
    трудящихся, о рабочей силе как единственном факторе формирования стоимости, преимуществах общественной собственности, неизбежности краха капитализма пока что не нашли практического подтверждения.

    Маржинализм (от франц. marginal - предел, граница) (XIX ст.) - теория, которая объясняет экономические процессы и явления, исходя из универсальной концепции использования предельных, оптимальных («шах» или «min») величин, которые характеризуют изменение одних явлений в связи с изменением других.

    Исследования маржиналистов основываются на таких категориях, как «предельная полезность», «предельная производительность», «предельные затраты» и др. Маржинализм использует количественный анализ, экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективно-психологические оценки экономических действий индивида. Представители маржинализма - К. Менгер, Ф. Визер, У. Джевонс, Л. Вальрас.

    В современной экономической науке существуют разные направления, течения, школы, типология которых отличается как методами анализа, так и пониманием предмета и цели исследования. Концептуально отличаются и подходы к решению экономических проблем. Но это деление в значительной мере условно, поэтому всю совокупность современных течений и школ можно сгруппировать такие четыре основных направления: неоклассицизм (монетаризм, неолиберализм), кейнсианство, институционализм, неоклассический синтез.

    Неоклассицизм исследует и развивает идеи классической политэкономии с учетом современных условий. Возражает против необходимости вмешательства государства в экономику, рассматривает рынок как саморегулирующуюся экономическую систему, способную самостоятельно установить равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Основатели теории - А. Маршалл и А. Питу, последователи - Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Фридмен, А. Лаффер, Дж. Гилдер,Ф. Кейган и др.

    Неоклассическое направление охватывает много разных концепций и школ: монетаризм, неолиберализм, теорию общественного выбора, теорию рациональных ожиданий и др. Особой популярностью пользуется концепция монетаризма, признанным теоретиком которой является американский экономист Милтон Фридмен. Приверженцы монетаризма: Ф. Найт, Дж. Стиглер, Ф. Кейган, А. Голдмен.

    Монетаризм - теория, которая предлагает отказ от активного вмешательства государства в экономику и приписывает денежной массе, которая находится в обращении, роль определяющего фактора в формировании экономической конъюнктуры, развитии производства и изменении объемов валового внутреннего продукта (ВВП). По правилам монетаризма прирост денежной массы (монетарной базы) должн быть скоординирован с темпами роста товарной массы (ВВП), динамикой цен и скоростью обращения денег.

    Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической

    деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и отказаться от лишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек (его известные работы - «Губительная самоуверенность» и «Дорога к рабству»), В своих роботах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.

    Кейнсианство - одна из ведущих экономических теорий, которая обосновывает объективную необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики путем стимулирования совокупного спроса и инвестиций через проведение определенной кредитно­бюджетной политики. Основателем теории является выдающийся английский экономист Дж. Г. Кейнс. Кейнсианство возникло в 30-х годах XX ст. как ответ на необходимость преодоления Великой депрессии (1929 - 1933), которая поставила всю экономическую систему капитализма на грань полной катастрофы.

    Идеи Дж. Г. Кейнса, изложенные в его главной работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.), широко применялись ведущими странами мира в практике регулирования рыночной экономики, которые дали им возможность быстро преодолеть кризисные явления, достичь стабильных темпов экономического роста и динамического равновесия.

    Приверженцы и последователи Кейнса (Дж. Робинсон, А. Хансен, Н. Калдор, Р. Лукас и др.) выступают за активное участие государства в структурной перестройке экономики, считают необходимым внедрение государственного антикризисного и антициклического регулирования, участия в перераспределении доходов и увеличении социальных выплат.

    Институционализм, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Аж. Гелбрейт, Я. Тинберген, Г. Мюрдаль, Д. Норт и др., рассматривают экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами формируются под влиянием как экономических, так и правовых, политических, социологических и социально-психологических факторов. Объектами изучения для них являются «институты», под которыми они понимают государство, корпорации, профсоюзы, а также правовые, морально-этические нормы, обычаи, инстинкты и др.

    Неоклассический синтез - обобщающая концепция, представители которой (Д. Хикс, Дж. Бьюкенен, П. Самуэльсон и др.) обосновывают принцип объединения рыночного и государственного регулирования экономических процессов, делают ударение на необходимости движения к смешанной экономике. Придерживаются принципа рационального синтеза неоклассического и кейнсианского направления экономической теории.

    Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма (первая экономическая школа).

    Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

    Вслед за меркантилистами появилось учение физиократов (дословно - «власть природы»), считавших, что богатство возникает естественным путем и «матерью богатства» является природа, сельскохозяйственное производство, дававшее в те времена (XVIII в.) весь национальный продукт. Источником богатства была объявлена не деятельность по обмену, а труд в земледелии и его результат.

    Классическая школа в экономической теории зародилась в последней трети 17го века, т.е. в период господства позднего меркантилизма, и господствовала в экономической мысли до конца 19 века, пока не ей на смену не пришли новые экономические школы.

    Как всегда, новая экономическая школа, получившая впоследствии наименование классической, возникла как оппозиционное течение, противопоставляющее себя господствовавшему в то время меркантилизму. При этом, понятное дело, новая школа стремилась решить те вопросы, на которые не мог ответить меркантилизм, и исследовать те явления, которые были оставлены им без внимания.

    Стоит заметить, что люди, создававшие экономическую классику, относились к иной формации, чем меркантилисты. Они не были практиками экономики или государственного управления, зато были людьми просвещенными, а просвещенный человек этого времени был гуманистом. Поэтому первые представители классической школы поставили те вопросы, которые меркантилисты обходили вниманием, ибо для меркантилизма эти вопросы не были существенными. Первым таким вопросом стал вопрос: «Что составляет богатство народа?» (Не государства, а именно народа!) А после того, как был дан ответ на этот вопрос, неизбежно возникли новые вопросы, чтобы ответить на которые классическая школа была вынуждена исследовать сферу производства. Но, начав исследования со сферы производства, классическая школа затем вернулась к анализу сферы обращения, но уже с новых позиций, предложив новые принципы ценообразования и новое объяснение природы денег.

    В истории классической экономической школы можно выделить четыре этапа, которым примерно соответствуют этапы развития капиталистического устройства общества. Первый период в истории экономической классики - период до Адама Смита. В истории экономики и общества ему соответствует период становления капитализма, когда предпринимательство проникает не только в торговлю, но также в промышленное и аграрное производство. В это время предприниматели становятся влиятельной политической силой, а государства отказываются от вмешательства в экономику. Среди видных экономистов первого периода развития классической школы нужно упомянуть Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, а также представителей школы физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго.

    Второй период в истории классической школы (последняя треть 18го века) связан с деятельностью одного человека - Адама Смита и его Богатством народов, ставшим экономическим бестселлером.

    Третий период истории классической экономической школы охватывает первую половину 19го века. В это время множество экономистов пыталось развить идеи А. Смита и построить логически завершенную теорию экономики. Среди этих экономистов нужно упомянуть Давида Рикардо, Жана Батиста Сэя, а также Т. Мальтуса, Н. Сениора и Г. Кэрри. А в истории экономики данный период совпал с периодом расцвета чистого капитализма, когда капитал активно проникал в сферу производства, что выразилось в промышленной революции, происходившей в условиях отсутствия дефицита ресурсов и рабочей силы, а также в условиях неудовлетворенности спроса на промышленную продукцию.

    Четвертый этап истории классической школы совпал с периодом кризиса чистого капитализма во второй половине 19го века. В это время оказалось, что без вмешательства государства экономика становится слишком подвержена кризисам, а конкуренция между предпринимателями завершается образованием монополий. Более того, в этот период оказалось, что свободная конкуренция приносит меньшие прибыли, чем политика протекционизма и ограничения конкуренции. А среди экономистов-классиков в это время можно упомянуть Дж. С. Милля и К. Маркса, доведших политическую экономию до логического завершения (а в некоторой мере и до абсурда.)

    В XIX в. экономическая теория имеет уже сложную систему, порождая направления и школы как внутри классической политэкономии, так и во вне - ее антипода «пролетарскую политэкономию».

    В канун XIX в. произошла французская буржуазная революция, затем в первой его трети наблюдался скачок в развитии производительных сил, связанный с промышленным переворотом. Одновременно формируется промышленный пролетариат, происходят его первые классовые битвы (1830, 1848). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства.

    Все это создало благоприятную почву для появления марксизма -- радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы -- социализма. Этой теории, получившей по имени своего создателя Карла Маркса название "марксизм", суждено было в XX в. стать государственной идеологией для трети человечества и в конце века потерпеть крушение вместе с мировым социализмом и распадом СССР.

    В последней трети XIX в. в рамках немарксистской политэкономии была предпринята и увенчалась успехом "маржиналистская революция", суть которой сводилась, во-первых, к модификации предмета экономической теории: от труда -- к полезности, от производства -- к потреблению, от объективного -- к субъективному, и, во-вторых, к применению нового, математического метода и принципа предельных величин, равновесия, оптимума. Возникают австрийская школа предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) и другие школы маржинализма в Англии (У. Джевонс), во Франции (А. Курно, Л. Вальрас), в Германии (Н. Тюнен, Г. Госсен). Затем пришла вторая волна маржинализма в конце XIX в., создавшая обновленную систему категорий и законов, получившую название "Экономикс".

    Стали уделять еще в Древнем Риме. Именно поэтому экономическая теория считается одной из самых древних наук. Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVII вв. Первой школой экономической науки считается меркантилизм (Англия). Основными представителями данного направления были Томас Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон. «Меркантилизм» с итальянского языка переводится как «торговец». И не зря. Главным источником богатства представители этой школы считали торговлю, а богатство отождествляли с золотом.

    Основные принципы меркантилизма:

    1. золото и другие сокровища являются главным богатством общества ;
    2. главный источник получения богатства – внешняя торговля и денежный оборот для обеспечения притока в страну золота и серебра;
    3. государство должно активно вмешиваться в экономику страны;
    4. внутри страны производство развивается за счет импорта дешевого сырья;
    5. поощряется экспорт;
    6. низкий уровень поддержания заработной платы за счет роста населения.

    Необходимым условием для развития экономики меркантилисты считали превышение экспорта над импортом (активный торговый баланс).

    Существует два этапа развития меркантилизма:

    1. «ранний» меркантилизм (до середины XVI в.); основные признаки раннего меркантилизма:

      а) предельно высокие цены на экспортные товары;
      б) всемирное ограничение импорта (ради экономии денег);
      в) запрет на вывоз из страны золота и серебра (даже под угрозой смерти);
      г) признание в качестве денег только золота и серебра (в силу их природных качеств);

    2. «поздний» меркантилизм (середина XVI – середина XVII в.); начало установления торговых связей между странами за счет предложения относительно дешевых товаров; использование золота и серебра чаще в посреднических сделках .

    Поздний меркантилизм – так называемый мостик для перехода к монометаллизму.

    С развитием производства появляется и новое течение – физиократизм. Основными представителями этой школы являются Франсуа Кэне, Анн Робер, Жак Тюрго. Физиократы во главе с Ф. Кэне в отличие от своих предшественников считали, что источником общественного богатства является производство, а не обращение. Но производство только в сельском хозяйстве, т. е. сельское хозяйство – это один единственный производительный сектор экономики, на который следует обращать внимание. При этом источником общественного богатства физиократы считали прибавочный продукт аграрного сектора.

    Рассмотрим следующие основные положения физиократизма:

    1. учение о чистом продукте – суть данного учения в том, что только в сельском хозяйстве произведенная продукция превышает ее потребление;
    2. теория кругооборота доходов – суть этой теории состоит в разделении общества на 3 класса:

      а) производительный класс (земледельцы);
      б) класс собственников (государство, духовенство, землевладельцы);
      в) бесплодный класс (представители индустрии, торговли, ремесленники).

    Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.

    Представители физиократического направления сформулировали либеральную доктрину . Сущность данной доктрины заключается в том, что признае?тся выгодность свободного личного интереса не только для одного человека , но и для в сего общества в целом.

    Следующим направлением в развитии экономической теории стала классическая политическая экономика. Эта школа сформировалась к последней трети XVIII в., и главными ее сторонниками являются Адам Смит, Давид Риккардо и Джон Стюарт Милль.

    По мнению данных ученых, основным объектом исследования выступает производство, а не обращение независимо от его отраслевых признаков и распределения благ.

    Можно выделить несколько положений классической политической экономики:

    1. принцип «невидимой руки» – суть данного принципа состоит в том, что погоня за частными интересами ведет к богатству всего общества;
    2. принцип разделения труда, которое является главным объективным фактором роста производительности труда;
    3. закон спроса и предложения;
    4. теория капитала (производительный капитал – это капитал, который занят в любой сфере материального производства);
    5. классическая теория ренты (рента – это плата за пользование землей, причем существуют образующие ее факторы: разное плодородие земли, разная удаленность участков от рынков сбыта);
    6. принцип сравнительных преимуществ предполагает международную специализацию во внешней торговле;
    7. закон свободной конкуренции ;
    8. закон личного интереса.

    К. Маркс резко критиковал существовавшие до него учения и считал, что только его теория единственно верная.

    Он и его последователи полагали, что социальные науки вообще не могут быть беспристрастными.

    Согласно К. Марксу все капиталистическое общество является классово-антагонистическим, т. е. население находится в постоянной непримиримой классовой борьбе (между буржуазией и пролетариатом).

    Главный труд основоположника данного учения Карла Маркса (1818–1883) «Капитал» посвящен тайне капиталистической эксплуатации. Первостепенной в теории К. Маркса является теория прибавочной стоимости.

    Маркс разделил труд на абстрактный (просто труд) и конкретный. Это позволило ему определить специфику товара «рабочая сила», которая заключается в том, что данный товар может создавать большую, чем собственная, стоимость.

    В конце XIX – начале XX вв. ряд западных экономистов высказывали мнение, отличное от марксистов. Они полагали, что острые противоречия, которые переживает капитализм, являются лишь трудностями его становления. Прогрессивный капиталистический строй с его экономикой еще только набирает силу. После многовекового подчинения индивида строгостям традиций люди только начали приобретать свободу. Получив ее, энергичные, но не образованные предприниматели ринулись вперед, принося ущерб другим людям. Новый общественный строй можно и нужно реформировать, чтобы полнее использовать преимущество свободного производства и в то же время сгладить негативные стороны. В результате капитализм может оказаться более эффективным и справедливым, чем социализм. Из подобных взглядов в 70-е гг. XIX в. зародилась особая линия в экономической теории – линия экономикс. В настоящее время она завоевала ведущие позиции по всему миру. Сторонники этой линии взяли курс на сознательный уход от классово-политических оценок экономических процессов. Не случайно было изменено само название науки: с политической экономии на экономикс. Полного политического нейтралитета не получилось, но удалось достичь общественного согласия и партнерских отношений между людьми.

    В XX в. основными конкурентами в экономике выступали два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Основным пунктом их дискуссий оказался вопрос об экономической роли государства. Должно ли государство вмешиваться в экономику и если да, то в какой степени. Первыми на этот вопрос стали отвечать неоклассики.

    Неоклассическое направление возникло в 70-е гг. XIX в. (Л. Вальрас, В. Парето). Главная неоклассическая идея состоит в том, что частная предпринимательская деятельность и рыночная система способны к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому государству не следует вмешиваться в конкурентоспособный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия. Условия равновесия состоят в следующем: поведение потребителей направлено на достижение максимума удовлетворения, равновесие всех рынков достигается равенством спроса и предложения, цены готовых продуктов равны издержкам, все проданное количество товаров полностью потребляется.

    Кейнсианство возникло в 30-х гг. XX в. (Д. М. Кейнс). Разрушительный мировой экономический кризис (1929–1933) подвел ряд экономистов к новым выводам:

    1. рынок не способен обеспечить стабильный рост экономики страны и решить социальные вопросы;
    2. государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устранять кризисы, обеспечивать полную занятость и высокий рост производства.

    Основным недостатком капитализма начала ХХ в., по мнению Д. М. Кейнса, являлось неполное использование трудовых и производственных ресурсов. Причина этого – недостаточность платежеспособного спроса. Анализируя причины недостаточности спроса, Д. М. Кейнс выделяет потребительский и инвестиционный спрос. Главной причиной недостаточности потребительского спроса он считал основной психологический закон. Суть данного закона состоит в том, что люди при увеличении своего дохода большую его часть сохраняют, а возросшая склонность человека к сбережению противостоит убывающей склонности к потреблению. Причины недостаточного инвестиционного спроса кроются в слабости стимулов к инвестициям и влиянии субъективно-психологических факторов.

    1. увеличивать государственный спрос и государственные расходы ; при этом дефицит бюджета должен покрываться новыми государственными займами;
    2. стимулировать частные инвестиции посредством регулирования нормы процента.

    Ни одна теория не может претендовать на абсолютность и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиции определенной социальной группы, следовательно, общество не должно быть привязанным к отдельным теориям. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов. При этом важно избежать конфронтации (борьбы), достигая согласия и сотрудничества между людьми.

    Зарождение и развитие экономической теории

    Экономическая теория как наука возникла в XVI-XVII веках, несмотря на то, что экономическая мысль возникла еще в античности. Однако в античный период экономические представления о хозяйственной деятельности были разрозненными, и лишь с зарождением первых экономических школ знания были упорядочены и систематизированы, появились первые современные строгие экономические концепции.

    На протяжении всей истории развития экономической теории сменяли друг друга различные экономические школы (рис. 1):

    Краткая характеристика отдельных направлений экономической теории

    По рисунку 1 видно, что экономических школ существовало множество, однако можно выделить основные направления развития экономической мысли (табл. 1):

      Меркантилисты были первооткрывателями в разработке концепции о богатстве. Они полагали, что богатство нации зависит от объемов золотых запасов и степени развития торговли, поэтому практическими рекомендациями для страны в то время были как можно меньший импорт и как можно больший экспорт товаров. Большего объема вывоза товаров можно было добиться за счет поощрения развития национального производства.

      Физиократы , в отличие от меркантилистов, основным источником богатства нации считали не торговлю, а сельское хозяйство. По их мнению, дополнительный продукт, то есть превышение произведенного продукта над потребленным, за счет чего и образуется богатство страны, создается именно в сельском хозяйстве. Производительным трудом физиократы считали лишь труд в сельском хозяйстве. Все остальные отрасли, как полагали представители данного направления, являются пользователями плодов сельского хозяйства.

      Классицизм раскрывал внутренние зависимости товарно-капиталистического общества и существо прибавочной стоимости. Классики придерживались трудовой теории стоимости и в основе анализа они рассматривали наиболее общие, сущностные формы общественного производства. Кроме того, они поддерживали невмешательство государства в экономику.

      Марксизм критиковал взгляды меркантилистов и классиков. Основное внимание в рамках данного учения уделялось комплексному изучению рабочей силы как специфического товара, теории прибавочной стоимости и различным формам экономической эксплуатации.

      В рамках неоклассицизма воспевалась свободная конкуренция как естественная сила регулирования экономики.

      Кейнсианство поддерживало активное участие государства в экономике страны, что стало следствием Великой депрессии, показавшей несостоятельность экономической мысли того времени.

      Институционализм рассматривал политическую организацию общества как комплекс различных объединений – институтов, поэтому сторонники учения не ограничивались анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включали в анализ институты и учитывали не только экономические факторы.

      Сторонники монетаризма считали определяющим фактором развития экономики количество денег в обращении. Примечательно, что основоположник данного учения стал впоследствии нобелевским лауреатом.