Государственный капитализм: понятие, основные тезисы, методы и цели. Ссср - государственный капитализм

Н.И. Бухарин поражал современников широчайшей эрудицией, способностями к глубокому теоретическому анализу. С его именем в истории экономической мысли связаны исследования новейших явлений империализма, мирового хозяйства, критика послемарксовой буржуазной политэкономии. "Бухарин - превосходно образованный марксист-экономист", - говорил В.И. Ленин.

Среди марксистов именно Бухарин первым заговорил о государственном капитализме.

Рассматривая тенденцию огосударствления экономики, он говорит: «Передовые страны современного капитализма приняли в значительной степени форму “единого гигантского комбинированного треста”». [Н.И. Бухарин “Проблемы теории и практики социализма”, М., Политиздат, 1989, стр. 79]. Он называет его “государственно-капиталистическим трестом” [там же, стр. 78], а сложившуюся социально-экономическую систему “государственным капитализмом”.

Бухарин в своих экономических трудах верно предсказал тот капитализм, который возник в СССР в 30- е годы, а также в Германии и Японии. В этих странах уровень огосударствления был чрезвычайно высок: «Государственная власть всасывает, таким образом, почти все отрасли производства; она не только охраняет общие условия эксплуатационного процесса; государство все более и более становится непосредственным эксплуататором, который организует и руководит производством как коллективный собирательный капиталист». [цит. По С. Коэн: Бухарин. Политическая биография, М. “Прогресс”, Минск, “Беларусь”, 1989, стр. 56].

Непосредственного перехода от капитализма к социализму, как того хотел Бухарин, не произошло, зато в 30- е годы в СССР стало осуществляться другое его предсказание: «Ближайшее развитие государственных организмов - поскольку не происходит социалистического переворота - возможно исключительно в виде милитаристского государственного капитализма. Централизация становится централизацией казармы; неизбежно усиление среди верхов самой гнусной военщины, скотской муштровки пролетариата, кровавых репрессий» [там же, стр. 58-59].

Из этих цитат становится очевидным негативное отношение Бухарина к государственному капитализму как к единственному способу перехода от капитализма к социализму.

Именно на этой почве возникли споры между Бухариным и Лениным. Ленин рассматривал государственный капитализм как необходимый, требующий значительного времени переход от слабой, неконкурентной экономики к социализму.

Эту идею резко критиковал Бухарин: «Государственный капитализм при пролетарской диктатуре - это бессмыслица, сапоги всмятку. Ибо государственный капитализм предполагает диктатуру финансового капитала, это есть передача производства диктаторски организованному империалистическому государству. Точно таким же вздором является государственный капитализм без капиталистов. „Некапиталистический капитализм" - ведь это верх путаницы, до которой можно дойти». [Н.И. Бухарин, Теория пролетарской диктатуры].

Бухарин сразу же выдвинул возражение, что государственный капитализм теоретически невозможен при диктатуре пролетариата, снова говоря Ленину: "Вы неправильно употребляете слово "капитализм". [Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888-1938. Пер. с англ. М., Прогресс, 1988, с.169].

Кроме этого, спор возник и на почве дифференциации взглядов на методы, которые подразумевал Ленин под «государственным капитализмом», то есть использование труда буржуазных специалистов.

Бухарин и сторонники его взглядов считали, что при строительстве социализма нужно идти абсолютно иным путем. Они считали, что он может быть построен только «классовым творчеством самого пролетариата», «организаторы трестов» не смогут ему в этом помочь.

В целом программа Бухарина, направлявшая пролетариат на «решительное строительство социализма», не способствовала выведению его за пределы тех социально- экономических характеристик, которые он приобрел как класс в буржуазном обществе, в отличие от ленинского «госкапитализма», который предполагал изменения качественного состояния пролетариата, ведь ему теперь предстояло создавать, созидать, а не разрушать.

Бухарин не мог воспринять ленинских идей, заключавшихся в том, что задачи создания экономики нового государства требуют иного отношения к буржуазным «элементам», нежели при решении политических задач.

Но под воздействием аргументов Ленина, Бухарин занял все же не столь непримиримую позицию, чем ранее. Это особенно хорошо стало заметно при разработке новой программы партии в 1919 году.

Очевидно, что программа Бухарина, который считался даже более левым, чем Ленин, как выражается Джон Рид в своей книге «Десять дней, которые потрясли мир», не была принята советским руководством. Взамен этого был принят НЭП, который подразумевал переход советской власти к широкому использованию государственного капитализма.

Государственный капитализм

Госуда́рственный капитали́зм - экономическая система, в которой государство выступает в роли ведущего предпринимателя - владеет средствами производства, нанимает рабочих, менеджеров и другой персонал, распоряжается прибылью.

Разновидностью госкапитализма является государственно-монополистический капитализм , форма монополистического капитализма, для которой характерно соединение ресурсов капиталистических монополий с мощью государства .

Современный государственный капитализм

После кризиса 2008-2009 годов многие исследователи и аналитики отмечают возросшую роль крупных государственных корпораций в экономиках развитых стран. Появился даже термин "госкапитализм возвращается" .

В Китае, с его темпами роста 9-10%ВВП, государство было и остается крупнейшим акционером ведущих компаний и корпораций страны.

Китай может служить примером научного перехода без потрясений и кризисов от нерыночной экономики к рыночной. И грамотного государственного регулирования процесса перехода государственной собственности к более эффективным и предприимчивым частным собственникам.

Государственное регулирование экономики осуществляется в настоящее почти во всех странах от США до Китая, и оно резко усилилось в последние годы. Возможное исключение составляют многолетние мировые лидеры по индексу экономической свободы Сингапур и Гонконг, но это небольшие государства в основном с трудолюбивым китайским населением, которые только подтверждают общую тенденцию роста значения и роли научно обоснованного госрегулирования в экономике.

И это не случайно, в условиях кризиса и посткризисного периода особенно велика роль государственного регулирования в экономике, к которому прибегают как либералы, так и сторонники социально-ориентированной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики

Государство всегда участвовало и участвует в настоящее время в экономике, поскольку осуществляет важнейшие свои функции путем регулирования деятельности и финансирования ключевых для жизнедеятельности страны институтов, субъектов и объектов. Эти функции оно обязано осуществлять по своей сущности и в соответствии с Конституцией и законодательством .

На государство законодательством большинства стран мира возложено:

1.Создание правовой и институциональной среды функционирования экономики.

2.Финансирование развития и роста человеческого капитала.

3.Создание привлекательного инвестиционного климата.

4. Повышение конкурентоспособности национальной экономики.

5.Поддержание эффективной конкурентной среды.

6.Создание и развитие инновационной системы.

7.Перераспределение доходов и ресурсов с целью поддержки приоритетных отраслей и видов экономической деятельности и для производства общественных благ.

8. Выполнение принципа справедливости, в том числе, снижение и поддержание на уровне международных стандартов индекса Джини и коэффициента фондов (отношений доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных).

9. Поддержка макроэкономического равновесия и стабилизационные мероприятия в условиях меняющейся конъюнктуры и кризисных явлений;

10. Осуществление предпринимательской деятельности в форме развития государственного сектора.

11. Стимулирование экспорта, производства инноваций, поддержка индустрии знаний.

12. Обеспечение обороноспособности страны и верховенства законов.

В ХХ веке имеет место устойчивый тренд роста госсектора в общественном производстве. Доля госрасходов в мире увеличилась с 12%ВВП до 20-60%ВВП .

Основная причина указанной тенденции – это усложнение страновой экономики через разнообразие видов экономической деятельности и отраслей. В очень сложной современной экономике прокол в секторе ипотечного кредитования США спровоцировал кризис вначале в США, а затем и во всем мире.

Государственный капитализм в России

В России государственный капитализм в его классическом виде существовал до 1917 года, а затем сменился неэффективным советским вариантом социализма, который привел к распаду СССР.

Средства производства - основные фонды экономики России принадлежат в основном государству. А крупная частная собственность зарегистрирована за пределами страны и по существу является иностранной собственностью.

В России, по данным Росстата, существуют три самых значимых по масштабам сектора экономики - государственный, муниципальный и частный.

Основную роль в российской экономике играют государственные монополии и олигополии (Газпром, Сбербанк, ВТБ, Роснефть, Ростелеком и другие) .

В нулевые годы в России четко сформировалась тенденция усиления роли государственного сектора экономики. Усилилась и тенденция к ужесточению государственного контроля над экономикой через укрупнение государственных хозяйственных структур, что сказалось негативно на частном бизнесе и усилило коррупцию. Российский госкапитализм стал ведущим источником коррупции.

Однако и ускоренная приватизация в настоящее время - не решает проблемы диверсификации экономики и повышения ее эффективности.

Приватизация эффективна только в условиях верховенства закона и низкой коррупции. Иначе госсобственность уходит в офшоры и нарушается фундаментальный принцип справедливости.

Налоговое бремя на экономику, коррупция и преступность в России не снижаются. Остается на очень высоком уровне и доля теневой экономики (свыше 30-40% по разным оценкам). Поэтому в международных рейтингах Россия занимает очень низкие места.

Отставание России в качестве образования, науки, в качестве жизни и высоких технологиях определяется низкой конкуренцией и зажатой государством экономической свободой. У России очень низкий индекс экономической свободы - 50,5 балла и 144 место в рейтинге по нему в 2012 году.

Основные причины отставания России от бывших соцстран и развитых стран мира в процессах развития и создания конкурентоспособной экономики кроются в неэффективности государства, в его правовом нигилизме (коррумпированности) и низких стоимости и качестве человеческого капитала.

Госмонополии и олигополии, тем более сырьевые, по определению не способны стать драйверами развития экономики страны.

России еще только предстоит формирование конкурентных рынков, создание эффективной промышленности и конкурентоспособной рыночной экономики.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Александр Тарасов. Второе издание капитализма» в России
  • Экономика. Под ред А.С. Булатова. М.: Магистр: Инфа, 2012. ISBN: 978-5-9776-0161-0
  • Макконнелл К.Р., БРЮС. Л. 14 издание. ЭКОНОМИКС. Москва: Инфа-М,2005
  • Логунов В.Н. Роль государства в рыночной экономике. -Воронеж: ЦИРЭ, 2009.
  • Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 30-31.
  • Юрий Корчагин. Госкапитализм по-российски. -Воронеж: ЦИРЭ, 2012.
  • А. Радыгин, Ю. Симачев, Р. Энтов. Государственный капитализм и финансовый кризис: факторы взаимодействия, издержки и перспективы. Вопросы экономики. 2011. № 9. С. 4-26
  • Научный коммунизм: Словарь (1983) / Государственный капитализм
  • Клифф Т. Государственный капитализм в России
  • Краус Т. Несостоявшаяся революция: от государственного социализма к транснациональному капитализму

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственный капитализм" в других словарях:

    Система отношений между государством и частнокапиталистич. собственностью, сущность которых состоит в гос. вмешательстве в экономику, осуществляющемся в интересах господствующего в данном обществе класса и определяемом конкретной история … Философская энциклопедия

    См. КАПИТАЛИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    государственный капитализм - Экономическая система, в которой государство владеет или контролирует основную часть экономики, вместе с тем поддерживая интересы частного капитала … Словарь по географии

    Комплекс государственных мероприятий, направленных на ускорение экономического развития страны. Сущность Г. к. определяется классовой природой государства, конкретной исторической обстановкой и спецификой экономики тех или иных стран. Г.… … Большая советская энциклопедия

    Проблема Г. к. недостаточно изучена в сов. ист. и экономич. науке. Г. к. в домонополистич. период привлекая внимание ученых в осн. в плане предыстории гос. моноиолистич. капитализма. Развитие Г. к. в странах, освободившихся от колониальной… … Советская историческая энциклопедия

    Государственный капитализм - в современных капиталистических странах система регулирования народного хозяйства со стороны государственной власти, возглавляемой представителями крупного финансового капитала. Это регулирование хозяйственной жизни со стороны государства… … Популярный политический словарь

    Государственный капитализм - хозяйство, ведущееся государством либо совместно с частным капиталом, либо для него, но на принципах капиталистического предпринимательства. Г. к. существует как уклад хозяйства в капиталистических странах, где в современных условиях он входит в… … Научный коммунизм: Словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ - См. КАПИТАЛИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ … Толковый словарь по социологии

    Государственный капитализм - – экономическая и политическая система, при которой компании находятся в частном владении, но тесно сотрудничают с правительством … Словарь-справочник по социальной работе

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ и ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ - (state capitalism and state monopoly capitalism) (марксизм) интерпретация советского общества и подобных плановых или командных экономик, в которых государственная элита выполняет роль заменителя капиталистического класса, продолжая накапливать… … Большой толковый социологический словарь

Данный вопрос, несомненно, спорный. Дискуссии начались с самого основания, а продолжились и после распада. Никто в точности не может констатировать, что это было: социализм, государственный капитализм, суперэтатизм, новый класс, деформированное рабочее государство или еще какая-либо теория.

В данной теме будет рассмотрен вопрос только о том, является ли общественно-экономическая формация СССР – государственным капитализмом или нет.

Аргументы: миф

  1. Бюрократия, несмотря на свое ощутимое превосходство над остальной массой населения СССР, все же не имела личной собственности. Она не могла управлять, как власть при государственном капитализме. Поскольку именно бюрократия в итоге совершилась переворот как раз для того, чтобы узаконить капиталистический способ производства .
  2. Капитализм, хоть государственный, хоть не государственный – это классовое общество. Господство одного класса над другим. Советская же бюрократия по всем своим признакам не могла быть полноценным классом, в виду того, что у нее отсутствовала личная собственность, закрепленные права в культурном, юридическом и политическом смысле . Советская бюрократия – это, если хотите, каста или прослойка, но никак не класс. Чтобы стать классом, ей необходимо произвести верхушечный переворот. Что и было в итоге осуществлено, а затем закреплено в праве.
  3. Отсутствие рыночных механизмов в большей части времени существования СССР (ориентировочно 1928 – 1987). Нет рынка капиталов: акций, облигаций и проч.

Аргументы: истина

  1. В период НЭПа модель государственного строя в действительности можно отчасти охарактеризовать как государственный капитализм (именно в экономическом смысле). Более того, Ленин подчеркивал на том этапе прогрессивность такой модели . Это же констатирует Кржижановский на XII съезде РКП . Однако это не доказывает, что государственный капитализм характерен для всего периода СССР.
  2. С закатом СССР (в период перестройки) государственный капитализм стал формальной идеологией партийной бюрократии. Но, как показала история, это был лишь переходный вариант, а бюрократия уверенно двигалась от него к неолиберализму.

Государственный капитализм характерен для некоторых отрезков истории СССР. Это НЭП (1921-1928) и перестройка (1987-1991).

Однако это не касается всей истории. Отсюда можно сделать вывод, что наклеить некий ярлык, характеризующий общественно-экономическую формацию, не получится.

Источники

"...государственный капитализм есть налицо - в той или иной форме, в той или иной степени - всюду, где есть элементы свободной торговли и капитализма вообще" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 222)

Ленинское учение о госкапитализме в переходный период к социализму, М., 1969.

“Мы имеем крупную промышленность, представляющую … государственный капитализм”.

«Режим СССР заключает в себе … ужасающие противоречия. Но он продолжает оставаться режимом переродившегося рабочего государства. Таков социальный диагноз. Политический прогноз имеет альтернативный характер: либо бюрократия, все более становящаяся органом мировой буржуазии в рабочем государстве, опрокинет новые формы собственности и отбросит страну к капитализму, либо рабочий класс разгромит бюрократию и откроет выход к социализму» (Антология позднего Троцкого. Сост. М. Васильев, И. Будрайтскис. - М.: Алгоритм, 2007. - Агония капитализма и задачи Четвертого интернационала. - С. 338)

«Классы характеризуются своим местом в общественной системе хозяйства, прежде всего - своим отношением к средствам производства. В цивилизованных обществах отношения собственности закреплены в законах. Огосударствление земли, средств промышленного производства, транспорта и обмена, при монополии внешней торговли составляет основу советского общественного строя. Этими отношениями, заложенными пролетарской революцией, определяется для нас, в основном, природа СССР, как пролетарского государства» (Л. Троцкий «Преданная революция»).

«Попытка представить советскую бюрократию, как класс „государственных капиталистов“ заведомо не выдерживает критики. У бюрократии нет ни акций ни облигаций. Она вербуется, пополняется, обновляется в порядке административной иерархии, вне зависимости от каких-либо особых, ей присущих отношений собственности. Своих прав на эксплуатацию государственного аппарата отдельный чиновник не может передать по наследству. Бюрократия пользуется привилегиями в порядке злоупотребления». (Л. Троцкий «Преданная революция»).

Общественным строем в России является государственный капитализм, а не государственно олигархический капитализм. Рассмотрим, какой же на самом деле строй в России. Доля государства в экономике слегка больше 70%.

Общественным строем в России является государственный капитализм (или ласково «госкап»). А если точнее, то государственный капитализм с сильной социальной составляющей.

Капитализм — есть работодатель (частный собственник), есть наемный рабочий (пролетарий). Наемный рабочий производит товар, за свою работу получает зарплату, а работодатель присваивает себе прибавочную стоимость. Есть эксплуатация человека человеком.

Государственный капитализм — есть работодатель (государство с партаппаратом), есть наемный рабочий (пролетарий). Наемный рабочий производит товар, за свою работу получает зарплату, а работодатель присваивает себе прибавочную стоимость. Есть эксплуатация человека государством.

Социализм — каждый рабочий (пролетарий) является одновременно и работодателем и работником предприятия. Работники предприятия производят товар и прибыл предприятия равномерно делиться между работниками как совладельцами предприятия. Нет эксплуатации человека, каждый работает на себя и на свое предприятие, так как от него самого уже зависит работоспособность предприятия.

Все элементы социальной политики описывать не будем, их слишком много и для этого нужно целую серию статей писать. Сосредоточемся на самых важных и самых ярких.

Будем сравнивать с Соединёнными Штатами, которые типа «самая успешная экономика мира», и в которых ничего подобного нет.

1. Программа по расселению в нормальное жильё за государственный счёт всех живущих в бараках и строительных вагончиках. В США такого попросту быть не может. Там сотни тысяч (если не миллионы) живут в трейлерах, кемпингах, гетто и прочих бомжатниках, и всем плевать: не заработал на дом – живи в коробке. А в России тысячи семей за последние несколько лет уже получили квартиры от государства, как в старом добром СССР.

2. Помощь при стихийных бедствиях. Аналогично – государство за свой счёт возводит целые посёлки на месте сгоревших или затонувших, ремонтирует подлежащее восстановлению жильё и так далее. И это воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

В США если у тебя сгорел дом, а ты не застрахован – это твои проблемы, иди бомжевать. Вон, несколько лет назад ураган «Катрина» почти полностью разрушил легендарный и мистический Нью-Орлеан (почти 400 тысяч жителей). Какие-то жалкие крохи американское правительство выделило, но и они были разворованы. И до сих пор значительная часть города в руинах, многое из разрушенного никто толком и не начинал восстанавливать. Сейчас затопило Хьюстон, и мы посмотрим, как федеральное правительство будет помогать местным жителям (у меня сильные сомнения, что будет лучше, чем в Нью-Орлеане).

3. Малоизвестная большинству россиян деталь: по программе переселения соотечественников вновь вернувшиеся в Россию русские имеют право на безвозмездную помощь в покупке жилья. То есть, опять же, государство покупает им квартиры (а если они хотят дороже, чем на выделенную сумму – то тут уже пусть сами доплачивают).

Можете назвать аналоги в других «капиталистических» или «олигархических» странах? Можно продолжать, но это всё же не основная часть нашей статьи.


1. Доля государства в экономике России только за последние десять лет выросла в полтора раза. Доминирование в ней компаний, так или иначе контролируемых государством, еще больше размывает конкурентную среду.

2. Перед кризисом 1998 года доля государства в экономике России оценивалась примерно в 25%. В 2008 году уже в 40-45%. К 2013 году она, по признанию самого правительства, превысила 50%. Сегодня, по многим экспертным оценкам, она может превышать уже 60%.

3. При этом в экономике возникают все новые гибридные формы государственного капитализма.

4. К 2013 году, даже по данным Министерства экономического развития, доля госсектора увеличилась до 50%.

Для сравнения, некий среднемировой уровень оценивается примерно в 30%. Однако сама оценка доли госсектора в российской экономике осложняется тем, что государству принадлежат определенные доли в акционерном капитале и многих формально коммерческих компаний. Поэтому существуют и более радикальные оценки доли госсектора в экономике России. Например, Международный валютный фонд еще несколько лет назад оценивал ее в 71% ВВП.

А в 2014 году на волне паники на фондовых рынках, связанной с введением против России санкций, государство прикупило ещё основательный кусок стратегических активов с существенным дисконтом.

5. В официальной статистике того же Минфина России не учитываются финансовые операции ни Фонда развития ЖКХ, ни госкомпаний «Роснано» или «Автодор». Более того, «секретная» часть российского госбюджета уже в 2014 году составляла 14%, сейчас она стала значительно большей.

6. Еще в начале 2014 года в правительстве говорили о планах резко сократить долю госсектора в экономике всего за несколько лет.

В частности, первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая тогда на Гайдаровском форуме, заявил о необходимости «стремиться к тому, чтобы к 2018 году не более четверти экономики контролировалось государством». С тех пор этот срок приблизился уже на два года, но доля государства в экономике выросла еще больше.

7. В 2013 году правительство говорило, что к 2018 году доля госсектора с 50% снизится до 20%. Потом возникли небольшие «уточнения».

8. Недаром представители крупнейших бизнес-ассоциаций попросили защиты даже у президента Путина – чтобы он выступал своего рода третейским судьей в наиболее сложных и спорных случаях по захвату бизнеса, особенно – по разрешению бизнес-споров с привлечением административных органов. Уровень конкуренции в российской экономике снизился в силу разрастания госкомпаний, что негативно влияет на секторы малого и среднего бизнеса, вытесняя недружественные им структуры, например, в ходе госзакупок.

9. Проблема и в том, что сам госсектор не представляет «прозрачной» отчетности – хотя бы в той мере, на какой настаивают иностранные инвесторы.

Скажем, еще в 2014 году устами МВФ они сетовали на нехватку информации по госкомпаниям, что затрудняло оценку реальной долговой нагрузки российского государства в целом. Например, доля госсектора в российской экономике, по тогдашним оценкам МВФ, превышала 70% ВВП.

10. В свою очередь, слишком большая доля госсектора означает очень высокие налоги, что тоже подавляет предпринимательство.

Западные экономисты и эксперты, включая МВФ, считают, что в России госкапитализм. А вот доморощенные диванные патриоты, которые книжек не читают, думают, что нет.

Пару лет назад в российскую горнодобывающую отрасль вошла инвестором компания «Glencore», что вызвало у некоторых караул-патриотов нешуточный баттхёрт.

Историческая справка: швейцарская компания «Гленкор» была основана в 1974 году КГБ СССР (это уже не секрет, так что можно рассказывать) для непрямых закупок западного оборудования для советской промышленности в обход введённых против СССР санкций. После развала СССР компания продолжила успешно развиваться. И вот недавно вернулась на Родину.

Так, что доля государства в экономике слегка больше 70%.


В мелкобуржуазной стране преобладает, и не может не преобладать мелкобуржуазная стихия, большинство, и громадное большинство земледельцев – мелкие товарные производители. Поэтому В.И. Ленин делает вывод: “Рабочий класс, научившийся тому, как отстоять государственный порядок против мелкособственнической анархии, как нам наладить крупную общегосударственную организацию производства на государственно-капиталистических началах, будет иметь тогда все козыри в руках, и упрочение социализма будет обеспечено”. (В.И. Ленин, ПСС, т.36 с.295-296).

В качестве примера государственного капитализма Ленин приводит Германию и пишет: “…поставьте на место государства… буржуазного, империалистского, тоже государство, но иного социального типа, иного классового содержания, государство советское, т.е. пролетарское, и вы получите всю ту сумму условий, которая даёт социализм” (В.И. Ленин, ПСС, т.36 с.300).

С марксистской точки зрения базой для уничтожения частной собственности и непосредственного перехода к социализму является развитая крупная промышленность. Ленин считал, что “без высоко поставленной крупной промышленности не может быть и речи о социализме вообще, и тем менее может быть речь о нём по отношению к стране крестьянской (В.И. Ленин, ПСС, т.43 с.305-306).

Установление после Октябрьской революции государственного капитализма как этапа для перехода к социализму было для Ленина объективной реальностью начала 20-х г.г. XX века. “Поскольку мы ещё не в силах осуществить непосредственный переход от мелкого производства к социализму, постольку капитализм неизбежен в известной мере, как стихийный продукт мелкого производства и обмена, и постольку мы должны использовать капитализм (в особенности направляя его в русло государственного капитализма) как последующее звено между мелким производством и социализмом” (В.И. Ленин, ПСС, т.43 с.229).

“Государственный капитализм, как мы его установили у нас, является своеобразным государственным капитализмом… Наш государственный капитализм отличается от буквально понимаемого государственного капитализма тем, что мы имеем в руках пролетарского государства не только землю, но и важнейшие части промышленности” (В.И. Ленин, ПСС, т.45 с.289).

  • Tags:

Государственный капитализм — соединение капиталистических монополий и аппарата буржуазного государства для извлечения высоких прибылей, сохранения власти и гнёта монополий. При диктатуре пролетариата государственный капитализм выступает как особая форма борьбы социализма c капитализмом и одновременно - сотрудничества с капиталистическими элементами в целях подготовки необходимых условий для их полной ликвидации и победы социализма.

На первых этапах своего развития буржуазия ещё не накопила в достаточной степени собственных капиталов для того, чтобы сооружать сравнительно крупные предприятия: рудники, металлургические, пороховые заводы. Поэтому государство вынуждено было взять на себя сооружение и эксплуатацию крупных предприятий, дорог, каналов или предоставлять для этой цели субсидии частным предпринимателям. Таким образом, в условиях недостаточного частнокапиталистического накопления государство выступает в качестве самого крупного капиталиста (например, в 17 в. во Франции при Кольбере, в России во времена Петра I и Екатерины II). В России рудники, железоделательные и медеплавильные заводы на Урале были построены главным образом за счёт средств государства. Пётр I создавал буржуазию по существу безвозмездной передачей государственных заводов в частные руки. Таково происхождение капиталистов Демидовых, Осокиных, Строгановых, Шуваловых, Яковлевых и др. Указом Анны Иоанновны в 1739 все государственные заводы были переданы в частные руки. При Екатерине II часть этих заводов, пришедших в упадок, была выкуплена казной, а другая - вновь возрождена за государственный счёт. Наряду с этим практиковались государственные субсидии частным лицам на постройку нужных государству заводов. Субсидии предоставлялись деньгами, земельными участками и государственными крепостными крестьянами. Формы эксплуатации оставались крепостническими.

Важнейшим источником накопления капитала явились завоевания и превращение в колонии стран Америки, Азии и Африки. Эти завоевания, начавшиеся в эпоху первоначального накопления капитала, продолжались вплоть до конца 19 в. История европейского капитализма - это история не только насилия над собственной беднотой, но и самого беспощадного уничтожения и ограбления народов других континентов. Образование колониальных империй осуществлялось непосредственно государством и его армией. Маркс писал: «Эти методы отчасти покоятся на грубейшем насилии, как, например, колониальная система. Но все они пользуются государственной властью, т. е. концентрированным и организованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения феодального способа производства в капиталистический и сократить его переходные стадии» . Таким образом, государство играло огромную роль в процессе становления капитализма.

В середине 19 в. в эпоху господства капитализма свободной конкуренции роль государства изменяется. Накопление и централизация капитала достигли таких размеров, что дальнейший рост промышленности происходил главным образом на частной основе. «Выполнение работ, требующих очень продолжительного рабочего периода и ведущихся в крупном масштабе, - писал Маркс, - целиком попадает в руки капиталистической промышленности лишь тогда, когда концентрация капитала уже очень значительна и когда, с другой стороны, развитие кредитной системы даёт капиталисту благоприятную возможность авансировать чужой капитал вместо своего собственного, а следовательно, и рисковать чужим капиталом» . Выражением крупного накопления и централизации частного капитала явилось образование во 2-й половине 19 в. акционерных обществ, которые уменьшили значение государственного капитала в промышленности. Однако и в это время сооружение целого ряда крупнейших предприятий, требующих особенно больших инвестиций, производилось за счёт государства или при помощи государственных субсидий (например, сооружение каналов, гаваней и железных дороги в США). Каналы и гавани, сооружённые непосредственно за счёт государства, были оставлены в государственной собственности. В 19 в. федеральное американское правительство израсходовало на эти цели около 1 млрд. долл. Железные дороги в США были построены при помощи государственных субсидий крупнейшим индивидуальным капиталистам в форме выделения в их распоряжение огромных земельных участков, превышавших потребности строительства. Всего на железные дороги была отведена площадь в 242 тыс. кв. миль, что больше территории, занимаемой в то время Германией и Францией. Помимо этого, железнодорожные магнаты получали дешёвые государственные кредиты и зачастую освобождение от налогов. В Германии, где развитие капитализма значительно отстало по сравнению с Великобританией, Францией и США, железные дороги были построены главным образом за государственный счёт и остались в государственной собственности. В 1875 в руках германских частных компаний находилось ещё 44% общей длины железных дорог. Однако правительство Бисмарка выкупило их, и к началу 20 в. в руках частного капитала находилось лишь 7% общей длины ширококолейных железных дорог. Выкуп во время экономического кризиса 1873 частных железных дорог представлял собой спасение за счёт государства обанкротившихся банков, спекулировавших железнодорожными акциями. В России почти вся сеть железных дорог была построена за государственный счёт и эксплуатировалась государством.

Такую же роль играет государство в сфере кредита. За организацией государственных банков скрывалось льготное кредитование крупных частнокапиталистических предприятий. Государственные банки создавались в Германии, Австрии и России, отстававших в капиталистическом развитии. Подталкивая капиталистическое развитие, государство одновременно охраняло национальную буржуазию от иностранной конкуренции, прежде всего от английской. Отсюда протекционизм, т. е. высокие таможенные тарифы, ставшие всеобщим явлением в последней четверти 19 в.

Расцвет свободы капиталистической торговли относится к 50-70-м гг. 19 в. Эти годы характеризуются отменой таможенных пошлин в Великобритании, которая нуждалась в привозном сырье и как наиболее развитая промышленная страна не боялась иностранной конкуренции. Вслед за ней на путь отмены или значительного снижения таможенных тарифов становятся Франция, Германия, Италия, Испания, Австрия и Россия. Мировой экономический кризис 1873, вызвавший обострение конкуренции на мировых рынках, положил конец выгодному Великобритании фритредерству. В США усиление протекционизма началось сразу же после Гражданской войны. В Германии в 1879 Бисмарк установил протекционистский тариф. Под защитой высоких таможенных пошлин оказались германская металлургия, текстильная, кожевенная, стекольная, химическая и другие отрасли промышленности. За Германией следуют Россия и Австрия, которые ввели протекционистские тарифы в 1881-82. Италия встала на путь протекционизма в 1887. США в 1890 ввели так называемый тариф Мак-Кинли, Франция оградилась высокими таможенными пошлинами в 1892. Под прикрытием протекционистских таможенных тарифов ускорилось развитие национальной промышленности в капиталистических странах Европы и Америки.

Характеризуя протекционизм, Маркс писал, что он является «…искусственным средством фабриковать фабрикантов…, насильственно ускорять переход от старого способа производства к современному» . Буржуазия стала прибегать к помощи государства во время экономических кризисов. Не говоря уже о спасении обанкротившихся капиталистов путём предоставления дешёвых государственных кредитов, субсидий или же скупки обанкротившихся предприятий по высоким ценам, как это делал Бисмарк в Германии, государство организует во время кризисов общественные работы. О таких работах для содействия торговле писал Смит. Во время хлопкового кризиса 1861-65 в Великобритании, вызванного Гражданской войной в США и повлёкшего за собой закрытие английских хлопчато-бумажных фабрик и большую безработицу, были организованы общественные работы: дренаж, проведение дорог, дробление камней, мощение улиц. Однако там, где общественные работы вызывали недостаток рабочей силы на частных предприятиях и поэтому способствовали повышению заработной платы, эти работы прекращались. Таким образом, освободившись от государственной регламентации торговли и ремёсел в эпоху феодализма, буржуазия требовала государственных субсидий и налоговых льгот для строительства крупных предприятий, выполняемых непосредственно государством. Чем меньше были размеры частного капиталистического накопления, тем больше были размеры государственной собственности на средства производства, транспорта и связи. Буржуазия пользовалась не только государственными субсидиями, но и дешёвым государственным кредитом. С помощью государства она создала колониальные империи и грабила народы Азии, Африки и Латинской Америки. По требованию буржуазии государство установило систему протекционизма. В интересах класса буржуазии в целом оно вынуждено было обеспечить минимальные условия для воспроизводства рабочей силы и пойти на рабочее законодательство и весьма ограниченное социальное страхование. Вместе с ростом государственных расходов возникают государственные монополии по производству и сбыту тех или иных потребительских товаров. Эти монополии преследуют чисто фискальные цели (государственные монополии на производство и сбыт спирто-водочных изделий, игральных карт и т. п.). Все эти экономические мероприятия в эпоху капитализма свободной конкуренции составляют содержание государственного капитализма. В. И. Ленин писал, что «…государственный капитализм есть налицо - в той или иной форме, в той или иной степени - всюду, где есть элементы свободной торговли и капитализма вообще» . В условиях капитализма свободной конкуренции государственное вмешательство в экономическую жизнь сводится к минимуму и носит эпизодический характер.

1.1. Государственный капитализм — не социализм

Главное в государственном капитализме - это государственная собственность на крупные предприятия.

Сочетание государственной собственности на средства производства, которая в условиях развитого капитализма является высшей формой обобществления производства, с такими реформами, как рабочее законодательство и социальное страхование, дало основание некоторым буржуазным экономистам вроде К. Родбертуса-Ягецова и реформистам типа Ф. Лассаля трактовать государственный капитализм как государственный социализм. Современные реформисты дают такую же трактовку государственно-монополистическому капитализму . Однако до тех пор, пока государственная власть находится в руках буржуазии, государственная собственность представляет собой одну из форм капиталистической собственности. Ф. Энгельс подчёркивал, что «…ни переход в руки акционерных обществ, ни превращения в государственную собственность не уничтожают капиталистического характера производительных сил» . Энгельс самым решительным образом выступил против трактовки государственного капитализма как социализма. Касаясь этого вопроса, он писал: «Это чисто корыстная, манчестерски-буржуазная фальсификация называть «социализмом» всякое вмешательство государства в свободную конкуренцию - покровительственные пошлины, гильдии, табачную монополию, огосударствление отдельных отраслей промышленности, Seehandlung, королевский фарфоровый завод. Мы должны подвергать это критике, а не принимать на веру» . Вместе с тем Энгельс всегда подчёркивал двойственную природу государственной капиталистической собственности. Государственная собственность при капитализме не разрешает конфликта между производительными силами и производственными отношениями, но «…она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения» . Он указывал, что передача промышленных и коммерческих функций в руки государства может в зависимости от обстоятельств иметь прогрессивный характер, означая шаг вперёд к коммунизму .

1.2. Различие между государственным капитализмом и государственно-монополистическим капитализмом

Государственный капитализм принципиально отличен от государственно-монополистического капитализма . Если первый возникает на ранних стадиях, то последний завершает развитие капитализма. Если в основе первого лежит недостаточность накопления капитала, то базой второго являются огромное накопление капитала, концентрация производства, господство монополий, превращение капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм. Главное в первом - государственная собственность, во втором - сращивание, переплетение, слияние частных монополий с государством. Функция государственного капитализма заключается в подталкивании капиталистического развития, функция государственно-монополистического капитализма - сохранение во что бы то ни стало перезрелого капитализма в условиях его общего кризиса .

Ленин трактовал монополистический и государственно-монополистический капитализм как переходную к более высокому общественному строю форму капитализма. Государственно-монополистический капитализм представляет собой полнейшую материальную подготовку для такого перехода. Самый переход обеспечивается завоеванием власти рабочим классом. Тогда господство монополий ликвидируется, а такие материальные рычаги воздействия на экономику, присущие государственно-монополистическому капитализму, как огосударствление, регулирование производства и распределение, учёт и контроль, становятся в условиях диктатуры пролетариата средствами перехода от капитализма к социализму. Эти положения лежат в основе ленинского учения о государственном капитализме как форме перехода от капитализма к социализму. «Ибо социализм, - писал Ленин, - есть не что иное, как ближайший шаг вперёд от государственно-капиталистической монополии. Или иначе: социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией» . Таким образом, государственный капитализм как переходная форма от капитализма к социализму имеет своим предшественником государственно-монополистический капитализм, а не тот государственный капитализм, который существовал на ранних стадиях капитализма и в условиях свободы конкуренции в 19 в.

2. Государственный капитализм в экономике переходного периода от капитализма к социализму

Государственный капитализм в экономике переходного периода от капитализма к социализму - один из общественно-экономических укладов, который допускается и регулируется пролетарским государством. Существует в форме концессии иностранного капитала, аренды государственных предприятий внутренним частным капиталом, смешанных акционерных обществ в сфере производства и обращения, торговли на комиссионных началах, кооперации. При характеристике государственного капитализма в переходный период главными являются анализ производственных отношений в ведущем, определяющем укладе экономики страны и правильная оценка классовой природы государства. Если во главе государства становится революционно-демократическое правительство, то государственный капитализм неминуемо является шагом вперёд к социализму, а в условиях диктатуры пролетариата он, по выражению В. И. Ленина, представляет собой ¾ социализма .

Государственный капитализм в переходный от капитализма к социализму период выражает определённые общественные отношения, в основе которых лежат сосуществование и борьба социалистических и капиталистических отношений, определяемых формами собственности на средства производства. В результате обобществления решающих средств производства уничтожается экономическое господство свергнутых эксплуататорских классов. Пролетарское государство овладевает главными и решающими командными высотами народного хозяйства и создаёт для себя прочную экономическую базу. Становление общественной собственности на средства производства обусловливает возникновение социалистической формы хозяйства, социалистического уклада.

В случае аграрного характера экономики страна, вступающая в полосу переходного периода от капитализма к социализму, испытывает определённые трудности в связи с наличием в качестве преобладающей формы хозяйства мелкотоварного производства, способствующего стихийному, массовому росту частнохозяйственного капитализма. В таких экономических условиях Ленин считал целесообразным использовать государственный капитализм для успешной борьбы социалистического уклада против частного капитализма. Государственный капитализм как форма хозяйства по сравнению с социализмом является низшей формой, но по сравнению с предшествующими ему формами хозяйства - частнохозяйственным капитализмом, мелкотоварным и патриархальным производством - это более высокая и прогрессивная форма хозяйства. Государственный капитализм связан с крупным производством, базируется на современной технике и его развитие легче направляется в необходимую для пролетарского государства сторону.

Роль, характер и природа государственного капитализма в экономике переходного периода коренным образом меняются. В этом случае границы и пределы государственного капитализма устанавливаются пролетарским государством, в руках которого сосредоточены решающие экономические рычаги для воздействия на государственный капитализм в интересах построения социализма. Такой государственный капитализм является совершенно необычным: «…это - капитализм… неожиданный, никем абсолютно не предвиденный…» . Во всех своих произведениях, статьях, заметках, пометках, в которых даётся оценка государственного капитализма после победы пролетарской революции, Ленин нигде и никогда не характеризует его как обычный капитализм. Своеобразие, необычность государственного капитализма в СССР состояли не только в том, что он не занимал господствующего положения, был подчинённым укладом, находился под непосредственным воздействием и контролем пролетарского государства, но также в том, что в государственных капиталистических предприятиях соединялись две противоположные формы собственности: социалистическая и капиталистическая. Пролетарское государство как собственник предприятия получало часть прибыли (деньгами и долей продукции), устанавливало объём и ассортимент производства, контролировало деятельность капиталиста в целях обеспечения им выполнения договорных обязательств. Капиталист, получивший от государства в аренду предприятие, вёл производство на собственные средства, применяя капиталистические методы организации производства. Ленин неоднократно требовал от работников, которые вели переговоры с иностранными капиталистами о концессиях, ни в малейшей степени не допускать «…ослабления того принципа, что мы являемся собственниками всех национализированных предприятий и складов… От своего права собственности мы никогда не можем отказаться» . Ленин разъяснял: «Арендатор не есть собственник… Аренда - договор на срок. И собственность и контроль за нами, за рабочим государством» . Капиталист работал как контрагент, как арендатор социалистических средств производства. Передача концессионерам-арендаторам государственного предприятия означала передачу им только управления предприятием. Собственностью концессионера-арендатора оставались только оборотный капитал, готовая продукция, денежные средства. Основные же фонды (здания, оборудование, сооружения и земля), не только переданные Советским государством капиталисту, но и завезённые либо вновь построенные последним, не составляли его собственности в том смысле, что концессионер-арендатор не имел права продать, заложить или передать их другому лицу, а финансовые органы не могли взыскивать долги с концессионера-арендатора за счёт основных производственных фондов. В случае же расторжения концессионного или арендного договора при его нарушении все основные и оборотные производственные фонды оставались за Советским государством, и арендаторы не вправе были на них претендовать. Отношения между капиталистами и рабочими были отношениями наёмного труда и капитала, рабочая сила являлась товаром, сохранялась противоположность классовых интересов, происходила классовая борьба, но её форма, условия коренным образом изменились в пользу рабочего класса, т. к. права рабочих строго охранялись советским трудовым законодательством.

Как уклад экономики переходного периода государственный капитализм при определённых условиях может сыграть огромную роль в решении основной социально-экономической задачи переходного периода - в социалистическом обобществлении производства. Социалистическое обобществление производства, осуществляемое посредством использования государственного капитализма, предполагает сохранение на определённый срок капиталистической собственности и постепенное, последовательное преобразование её в социалистическую собственность. Ещё накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ленин сформулировал позиции пролетариата по отношению к капиталистам после завоевания государственной власти: «…отдельных капиталистов и даже большинство капиталистов пролетариат не только не намерен «раздевать»…, не только не намерен лишать «всего», а, напротив, намерен приставить к полезному и почетному делу - под контролем самих рабочих» . Ленин учил, что не всегда и не при всяких обстоятельствах уместна «красногвардейская» атака на капитал: «Мы побеждали методами подавления, мы сумеем побеждать и методами управления. Методы борьбы против врага надо уметь изменять, когда изменяются обстоятельства» .

Марксистско-ленинское положение о необходимости ликвидации капиталистической собственности на средства производства и замены её общенародной собственностью составляет общую закономерность для всех стран, строящих социализм. Но формы, методы и темпы осуществления такой ликвидации могут быть различными. Как указывал К. Маркс, при определённых условиях рабочему классу, завоевавшему политическую власть, в интересах мирной победы социализма целесообразнее и дешевле было бы откупиться от буржуазии и парализовать её упорное сопротивление социалистическим преобразованиям. Ленин, отстаивая и развивая это положение Маркса, пришёл к выводу, что в интересах облегчения перехода к социализму, недопущения расстройства всего общественного производства целесообразно «…хорошо заплатить капиталистам, выкупить их, ежели… обстоятельства сложатся так, что заставят капиталистов мирно подчиниться и культурно, организованно перейти к социализму на условии выкупа» . Перевод частного капитализма на рельсы государственного капитализма позволяет использовать в народном хозяйстве культурнейших, талантливейших, организаторски наиболее способных капиталистов, готовых идти на службу Советской власти и добропорядочно помогать налаживанию крупного и крупнейшего производства . Рабочий класс к моменту победы социалистической революции не располагает необходимыми кадрами для управления всеми сторонами сложного механизма общественного производства и распределения материальных благ. Поэтому он заинтересован в использовании культурных и технических знаний буржуазии и её интеллигенции, чтобы поставить их на службу социалистическому строительству. Вот почему сразу после Октябрьской революции Советское правительство поддерживало стремление отдельных групп капиталистов сотрудничать с ним в организации производства. Такое сотрудничество с капиталистами, по оценке Ленина, создавало благоприятные условия для того, чтобы рабочий класс на практике обучался умению налаживать крупное производство у капиталистов-организаторов, у инженеров-руководителей, у техников-специалистов.

Государственный капитализм оказался целесообразной формой не только для обобществления внутреннего частного капитала, для экономического сотрудничества пролетарского государства с теми капиталистическими элементами, которые не сопротивлялись мирным условиям социалистического преобразования, но и для привлечения иностранного капитала в концессии, смешанные акционерные общества в сфере производства и обращения и в другие формы соединения в одном предприятии западно-европейского капитала и средств пролетарского государства. Это была форма известного сотрудничества и борьбы первого и единственного в мире пролетарского государства с мировым капитализмом. Отношения с иностранными капиталистами осуществлялись на основе признания суверенитета Советского государства, национализации земли, промышленности, транспорта, монополии внешней торговли, юрисдикции советских судов, советских законов о труде и социальном обеспечении, советской тарифной, таможенной политики. На иностранных капиталистов распространялся непосредственный контроль пролетарского государства.

Социально-экономическая природа государственного капитализма в экономике переходного периода не изменяется в зависимости от страны, но неодинаковые экономические условия внутри страны, различное соотношение классовых сил на мировой арене, при котором происходит переход к социализму, порождают разные формы, в которых он выступает.

Помимо СССР, государственный капитализм существовал в других странах социалистической системы. Возникновение его там было вызвано, как и в СССР, многоукладностью экономики, необходимостью преодоления мелкобуржуазной стихии и частного капитала. Вместе с тем особенности народно-демократических революций обусловили существенные различия в проявлении государственного капитализма в этих странах. Всесторонняя помощь Советского Союза позволила им приступить к восстановлению народного хозяйства без привлечения иностранного капитала, поэтому, в отличие от Советского государства, все формы государственного капитализма возникали на основе соглашения с национальным частным капиталом. Основной формой государственного капитализма в ГДР, КНР и ДРВ выступили смешанные государственно-частные предприятия. Они возникали двумя путями: либо государство вкладывало в частнокапиталистические предприятия средства и становилось таким путём их совладельцем, либо оно конфисковало часть акционерного капитала, принадлежавшую проимпериалистической компрадорско-бюрократической буржуазии, не затрагивая при этом капитал национальной буржуазии.

Смешанные государственно-частные предприятия - высшая форма государственного капитализма. Они являются совместной собственностью капиталистов и государства и образуют особый, собственно государственно-капиталистический сектор народного хозяйства. Участие в смешанном предприятии даёт государству возможность прямо и непосредственно вмешиваться в сферу капиталистического производства, овладеть им и не просто подчинить своему контролю, но в корне преобразовать его и тем самым уничтожить окончательно капиталистические производственные отношения в стране, обеспечить победу социализма.

Несмотря на принципиальное тождество, смешанным государственно-частным предприятиям в разных странах присущи свои национальные особенности. В ГДР, например, они приняли форму коммандитных обществ, где один владелец ведёт все дела предприятия и несёт полную ответственность за него, а другие - лишь вносят пай и не имеют прямого отношения к управлению предприятием. Государство, хотя и участвует своим капиталом в коммандитном предприятии, но не принимает непосредственного участия в его текущей оперативной деятельности. Однако вся деятельность и направление работы предприятия находятся под контролем и наблюдением государства. Прибыль в коммандитных обществах распределяется между участниками соответственно внесённому капиталу и не ограничивается определённым процентом.

Смешанные государственно-частные предприятия в странах социалистической системы отличаются от смешанных обществ, которые имели место в СССР. Смешанные государственно-частные предприятия там возникли как этап в процессе постепенного преобразования капиталистической экономики, в то время как смешанные общества в СССР представляли собой акционерные предприятия, имевшие целью привлечение иностранных капиталов для заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и для ввоза в страну предметов, необходимых для восстановления народного хозяйства и внутреннего товарообмена. Такие предприятия не отличались существенно от концессий, создание которых в экспортно-импортных операциях и отраслях промышленности, работающих на экспорт, например в лесной промышленности, было затруднено из-за монополии внешней торговли, из-за боязни иностранных соискателей не получить достаточной прибыли и т. д.

Образованию смешанных государственно-частных предприятий предшествовало большое распространение менее развитых, т. н. низших, форм государственного капитализма. К ним относятся такие капиталистические предприятия, которые ещё остаются в рамках капиталистического сектора, но их производственная или коммерческая деятельность находится под прямым экономическим контролем и регулированием государства (путём системы государственных заказов на переработку сырья и изготовление готовой продукции, централизованных закупок и гарантированного сбыта на договорных началах продукции частных предприятий и т. п.).

В большинстве европейских стран социалистической системы формы государственного капитализма возникли в первый период развития народно-демократических революций (до 1949), когда в их экономике проводились в основном демократические преобразования. Это были преимущественно формы контроля и регулирования деятельности частных предпринимателей. Имели место также государственно-частные предприятия (например, в Румынии), государственно-частные внешнеторговые объединения (в Болгарии), аренда государственных предприятий частными предпринимателями (в Румынии и Польше). Однако во всех европейских социалистических странах уже на первом этапе революции буржуазия оказывала сильное сопротивление социальным преобразованиям. В дальнейшем, на социалистическом этапе революции, она встала на путь активного саботажа и прямой борьбы с новым строем. Это ускорило окончательную национализацию всей промышленности и ограничило возможность дальнейшего использования государственного капитализма.