Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в форме. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Государственные и местные финансы - это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование - это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Финансовые стимулы

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Инвестирование

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование структурной перестройки экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений;

б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Бюджетные стимулы

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Финансовые льготы и санкции

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.

2. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Материально - вещественным воплощением объективной экономической категории "финансы" и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

При широком использовании термина "финансовые ресурсы" толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов и при составлении плана ГОЭЛРО.

Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, постольку под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму в отличии от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом можно сделать первый и важный вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы - это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных ресурсов, которая находится в собственности или распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, социальные нужды и других общественных потребностей) относится к финансовым ресурсам.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы - это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Источники формирования финансовых ресурсов общества

Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов; и др.);

Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления выступает валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов:

Сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);

Способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);

Организационно-правовой формы;

Отраслевых особенностей.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся:

Собственные средства;

Привлеченные средства.

Источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

Выручка-нетто от основной деятельности (это выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг; выручка от инвестиционной деятельности; выручка от финансовой деятельности);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и др.);

Операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное владение и пользование активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам и др.);

Чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п), страховое возмещение, а также стоимость материальных ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

К привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

Кредиторская задолженность;

Бюджетные субсидии;

Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступает выручка-нетто от основной деятельности, прежде всего, выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

Выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

Уплата процентов за пользование кредитом;

Погашение ссуд;

Страховые платежи;

Финансирование капитальных вложений;

Увеличение оборотных средств;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

Материальное поощрение работников организации;

Финансирование социальных нужд работников организации;

Благотворительные цели;

Спонсорство;

Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависит от ее организационно-правовой формы и вида деятельности.

Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации

Взносы учредителей и членские взносы;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Бюджетные средства;

Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Прочие источники.

Использование финансовых ресурсов некоммерческой организации

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания:

Расходы на оплату труда служащих;

Расходы на эксплуатацию помещения;

Расходы на приобретение оборудования;

Платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды);

Капитальные вложения;

Капитальный ремонт зданий и сооружений;

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают:

Личные сбережения;

Доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности;

Заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на:

Расширение дела;

Платежи в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды;

Расходы по оплате труда наемных работников;

Благотворительные взносы и пожертвования;

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Литература

1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. -М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005.

3. Вознесенский Э.А. Финансы, как стоимостная категория. - М.: Финансы и статистика, 1985.

4. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Развитие федерального казначейства в системе управления государственными финансами. - М.: Финансы и статистика, 2006.

Подобные документы

    Характеристика понятия финансов, которые охватывают все стадии воспроизводственного процесса (производство, обмен, потребление) и оказывают регулирующее воздействие на его составляющие. Особенности финансового обеспечения воспроизводственного процесса.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2010

    Государственные финансовые ресурсы. Использование финансов в общественном воспроизводстве. Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса. Использование финансов в системе платежно-расчетных отношений.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2008

    Сущность финансовых ресурсов, эффективность их использования и основные источники формирования на примере OAO "Славянка". Роль финансовых ресурсов в обеспечении воспроизводственного процесса предприятия. Показатели финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2014

    Теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Сущность финансовых ресурсов и источники их формирования в современных условиях. Роль финансовых ресурсов в обеспечении воспроизводственного процесса.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2010

    Сущность финансовых ресурсов и источники их формирования в современных условиях, роль в обеспечении воспроизводственного процесса предприятия, характеризующие показатели. Направления по совершенствованию использования и управления финансовыми ресурсами.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Проявление сущности финансового механизма в распределительной, аккумуляционной и контрольной функциях. Изучение понятия воспроизводственного процесса. Анализ денежного регулирования рыночного хозяйствования. Применение теории бюджетного воздействия.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2010

    Определение сущности финансов, изучение их функций и признаков. Характеристика и особенности формирования государственных финансов. Анализ финансового состояния Удмуртской республики: основные макроэкономические тенденции развития, бюджетная система.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Состав основных фондов и источники финансирования капитальных вложений. Расчет иммобилизации оборотных средств. Роль амортизации в воспроизводственном процессе. Определение потребности в оборотном капитале и оценка эффективности его использования.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Финансовое регулирование как механизм на развитие общества и его коррекции. Направления развития финансового рынка, особенности некоторых этапов его формирования. Роль финансов в революционных преобразованиях. Финансы и мирное реформирование общества.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2011

    Рассмотрение стадий воспроизводственного процесса для объяснения причин возникновения и функционирования финансовых потоков. Понятие и целевое назначение денежных фондов и резервов. Детерминация факторных составляющих финансовой деятельности предприятия.

Процесс воспроизводства включает 4 стадии: производство,

распределение, обмен, потребление, которые тесно переплетены,

взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одновременно. Нормальный воспроизводственный процесс возможен только при полном обеспечении его необходимыми финансовыми ресурсами.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие

воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых хозяйствующими субъектами и государством.

Финансовые ресурсы формируются в общественное производство, затем

происходит их распределение и целенаправленное использование через

денежные фонды целевого назначения. Их бесперебойное формирование и рациональное использование влияют на уровень расширения производства, рост материального и культурного уровня жизни народа. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. В формировании финансовых ресурсов

участвуют все элементы стоимости ВВП, но основным источником является НД. Кроме того, источниками финансовых ресурсов могут быть доходы от внешней деятельности; резервные фонды страховых компаний, а также заемные и привлеченные средства. Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов

финансовых ресурсов (прибыль, налоги, страховые платежи, амортизационные отчисления), потребность в которых постоянно возрастает.

В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют

экономические субъекты: домашние хозяйства; хозяйствующие субъекты; государство. Все они потребляют множество материальных и денежных ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Таким образом, все экономические субъекты воспроизводственного процесса имеют своеобразные «бюджеты», состоящие их доходной и расходной частей. При этом могут возникать профициты и дефициты этих бюджетов. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и

осуществляется с помощью финансов.

Процессы формирования и использования доходов субъектов

воспроизводственного процесса сопровождается распределением и

перераспределением этих доходов, необходимых для регулирования экономики в условиях рыночных отношений с помощью государственных финансов и финансовых посредников, финансового рынка.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в 3формах:

Самофинансирование - основано на использовании собственных

финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостаточности

собственных средств предприятие может либо сократить некоторые свои

расходы, либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами;

Кредитование - это такой способ финансового обеспечения

воспроизводственных затрат, при котором расходы хозяйствующих субъектов покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности;

Государственное финансирование производится на безвозвратной

основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, между формами собственности и т.д.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы, которые способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общественном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или наступлении непредвиденных событий.

Таким образом, финансы охватывают все стадии воспроизводственного

процесса и могут оказывать регулирующее воздействие на его составляющие:

Создавая условия для всех хозяйствующих субъектов равные условия

для самофинансирования и частично регулируя структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, льгот, ограничения МРОТ;

Обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в

осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих

налоговых вычетов и амортизационной политики;

Создавая условия доверия всех экономических субъектов к

государству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения

аккумулирования свободных денежных средств и их перераспределения.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - ϶ᴛᴏ покрытие воспроизводственных затрат за счёт финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Финансовые ресурсы формируются во всœех подразделœениях общественного производства, затем происходит их распределœение и целœенаправленное использование через целœевые денежные фонды.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа.

Разнообразие финансовых отношений определяет наличие разных видов финансовых ресурсов: прибыль, налоговые отчисления, страховые платежи, амортизационные отчисления и т.п. Финансовые ресурсы делятся на централизованные (финансовые ресурсы бюджетных и внебюджетных фондов, находящиеся в распоряжении государства) и децентрализованные (финансовые ресурсы субъектов хозяйствования).

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостаточности собственных средств предприятие может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределœения и перераспределœения части национального дохода. Посредством такого финансирования государство целœенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики и территориями страны, между формами собственности, отдельными группами и слоями населœения и т.д.

На практике всœе перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат могут применяться одновременно. Главное – добиться оптимального для данного периода соотношения между ними. Достижение подобного оптимума возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы. В условиях перехода к рынку их значимость не только не снижается, но даже возрастает. Финансовые резервы способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общественном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь при наступлении непредвиденных событий. Финансовые резервы могут создаваться субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов (самострахование), их управленческими структурами на основе нормативных отчислений, специализированными страховыми организациями (методом страхования) и государством (резервные фонды в бюджетах разных уровней). Формирование крупных финансовых резервов в руках субъектов хозяйствования малоэффективно с экономической точки зрения. Более целœесообразным является формирование резервов бюджетным методом и методом страхования, так как здесь достигается более высокая оборачиваемость резервируемых средств.


  • - Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

    [читать подробенее]


  • - Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

    Процесс воспроизводства включает четыре последовательные стадии. Местом возникновения и функционирования финансов являет­ся вторая стадия процесса воспроизводства – стадия распределения. На первой стадии – производства – создается новая стоимость. Заканчивается... [читать подробенее]


  • -

    [читать подробенее]


  • - Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.

    Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счёт финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Финансовые ресурсы формируются во всех подразделениях общественного производства,... [читать подробенее]


  • - Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

    Финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений, в которых одним из субъектов выступает государство. Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, так как финансовые ресурсы являются важнейшим денежным... [читать подробенее]


  • - Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса 1 страница

    Классификация звеньев финансовой системы Наличие разных общественных потребностей у субъектов хозяйствова­ния и государства приводит к возникновению разнообразных видов финан­совых связей. Отличаясь друг от друга, они одновременно характеризуются и некоторыми...

  • Процесс воспроизводства включает 4 стадии: производство,

    распределение, обмен, потребление, которые тесно переплетены,

    взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и

    происходят одновременно. Нормальный воспроизводственный процесс

    возможен только при полном обеспечении его необходимыми финансовыми

    ресурсами.

    Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие

    воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых

    хозяйствующими субъектами и государством.

    Финансовые ресурсы формируются в общественное производство, затем

    происходит их распределение и целенаправленное использование через

    денежные фонды целевого назначения. Их бесперебойное формирование и

    рациональное использование влияют на уровень расширения производства,

    рост материального и культурного уровня жизни народа. Объем и структура

    финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития

    производства, его эффективностью. В формировании финансовых ресурсов

    участвуют все элементы стоимости ВВП, но основным источником является

    НД. Кроме того, источниками финансовых ресурсов могут быть доходы от

    внешней деятельности; резервные фонды страховых компаний, а также заемные

    и привлеченные средства. Разнообразие финансовых отношений, возникающих

    в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов

    финансовых ресурсов (прибыль, налоги, страховые платежи, амортизационные

    отчисления), потребность в которых постоянно возрастает.

    В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют

    экономические субъекты: домашние хозяйства; хозяйствующие субъекты;

    государство. Все они потребляют множество материальных и денежных

    ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Таким образом, все

    экономические субъекты воспроизводственного процесса имеют своеобразные

    «бюджеты», состоящие их доходной и расходной частей. При этом могут

    возникать профициты и дефициты этих бюджетов. Это создает объективную

    необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и

    осуществляется с помощью финансов.

    Процессы формирования и использования доходов субъектов

    воспроизводственного процесса сопровождается распределением и

    перераспределением этих доходов, необходимых для регулирования экономики

    в условиях рыночных отношений с помощью государственных финансов и

    финансовых посредников, финансового рынка.

    Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в 3

    Самофинансирование - основано на использовании собственных

    финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостаточности

    собственных средств предприятие может либо сократить некоторые свои

    расходы, либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на

    основе операций с ценными бумагами;

    Кредитование - это такой способ финансового обеспечения

    воспроизводственных затрат, при котором расходы хозяйствующих субъектов

    покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности,

    платности и возвратности;

    Государственное финансирование производится на безвозвратной

    основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством

    такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет

    финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами,

    отраслями экономики, между формами собственности и т.д.

    Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных

    затрат большое значение имеют финансовые резервы, которые способны

    обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общественном

    воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или наступлении

    непредвиденных событий.

    Таким образом, финансы охватывают все стадии воспроизводственного

    процесса и могут оказывать регулирующее воздействие на его составляющие:

    Создавая условия для всех хозяйствующих субъектов равные условия

    для самофинансирования и частично регулируя структуру расходов и цен

    предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики,

    льгот, ограничения МРОТ;

    Обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в

    осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих

    налоговых вычетов и амортизационной политики;

    Создавая условия доверия всех экономических субъектов к

    государству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения

    аккумулирования свободных денежных средств и их перераспределения.


    В в е д е н и е -

    1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

    1.1 Финансы в общественном воспроизводстве

    1.2 Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса на производстве

    Заключение

    Список использованной литературы и источников


    - В в е д е н и е -

    Термин «финансы» зародился от латинских слов «finis», т.е. конец, и «finansia» - наличность, доход

    В средневековой латыни их употребляли для обозначения срока платежа и докуменᴛᴏʙ, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» стали понимать всю совокупность денежного хозяйствования государства. В XVIII в. ϶ᴛόᴛтермин стали применять и в России.

    Финансы – это стоимостная категория, отличная т всех других стоимостных категорий, тем, что это не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождающих и регламентируемых государством, с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства.

    Финансовые отношения всюду опосредованы правовыми актами, стандартами, в той или иной степени регламентируемых их.

    Государственные финансы представляют собой совокупность перераспределенных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

    Наряду с государственными финансами существуют финансы предприятий или корпораций. Они имеют более широкую тракᴛᴏʙку чем государственные.

    В данной контрольной работе мы проанализируем роль финансов в общественном воспроизводстве. Проследим за элементами воспроизводственного процесса, за их тесным переплетением и взаимосвязью во времени и пространстве, взаимодействием между собой, происходящим одновременно. Подробно рассмотрим стадии воспроизводственного процесса и роль каждой из них.


    1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

    1.1 Финансы в общественном воспроизводстве

    Важнейшей стадией воспроизводственного процесса является производство, от состояния которого, прежде всего, зависит экономический рост. Не менее важной является и стадия распределения – ошибки в распределении национального дохода, неоправданное увеличение, к примеру, фонда потребления, с одной стороны, создает условия для увеличения ᴨᴏᴛребностей в производстве ᴛᴏʙаров и услуг, но с другой стороны – сужает возможности делать это на новой технологической основе в связи со снижением доли фонда накопления, направляемого на инвестиции, т.е. на обновление производственного аппарата. В свою очередь нарушение в сфере обмена может привести к разрыву хозяйственных связей между предприятиями, что будет отрицательно воздействовать на сферу производства. Как раз это и произошло в России из – за нарушений в сфере обмена вследствие распада бывшего СССР и не продуманной приватизации, приведшей к ликвидации отдельных производственных комплексов без соответствующего налаживания новых обменных связей.

    В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют различные экономические субъекты (экономические единицы):

    Ø домашние хозяйства;

    Ø хозяйствующие субъекты (фирмы);

    Ø государство.

    Все они ᴨᴏᴛребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения . Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение ᴨᴏᴛребительских ᴛᴏʙаров и услуг, оплату жилья, отдых, лечение, и, к сожалению, пока очень ограниченно используются для накопления (срочных вкладов, депозиᴛᴏʙ, приобретения акций и облигаций).

    До настоящего времени в отечественной финансовой науке практически отрицалась роль домашних хозяйств в системе финансов, поскольку в условиях бывшего СССР их доходы ограничивались фондом заработной платы, а имеющиеся крайне скудные сбережения через систему Сбербанка непосредственно становились источником покрытия дефицита госбюджета. В условиях рынка, постепенного роста среднего класса, появления финансовых инструменᴛᴏʙ, доступных значительной части населения, укрепление доверия к коммерческим банкам и другим финансовым инструментам роль финансов домохозяйств значительно расширится, т.к. свободные активы по факту имеются только в этом секторе экономики

    В качестве альтернативы отметим, что к концу ХХ в. из общих источников поступления средств в американскую экономику, составивших – 76,079 трлн дол., на домашние хозяйства пришлось 30,121 трлн, финансовый рынок – 31,759 трлн, правительство США – 31.759 трлн, компании нефинансового профиля – 7,221 трлн Достаточно яркий пример ответа на вечный вопрос:»Где деньги?».

    Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фирмам, получая определенную экономическую выгоду в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества). Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия формируют прибыль до налогообложения , а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль , которая может использоваться на накопление и ᴨᴏᴛребление.

    Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд – содержание армии, служб общественного порядка, адмиʜᴎϲтрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной поддержки и т.д.

    На основании выше сказанного приходим к выводу, что доходы и расходы имеются у всех экономических субъекᴛᴏʙ воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобразные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникает профициты этих бюджеᴛᴏʙ, у других дефициты. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.

    Все доходы субъекᴛᴏʙ экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются:

    У предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный ᴨᴏᴛок);

    У работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;

    У государства в форме перераспределенных доходов предприятий и населения в бюджет и внебюджетные фонды.

    Процессы формирования и использования доходов субъекᴛᴏʙ воспроизводственного процесса сопровождаются распределением и перераспределением этих доходов, необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутые выше профициты бюджеᴛᴏʙ, возникающие у отдельных экономических субъекᴛᴏʙ, перераспределяются с помощью:

    Государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

    Финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на базе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;

    Финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъекᴛᴏʙ и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.

    На основании выше сказанного приходим к выводу, что в процессе перераспределения участвуют как государственные финансы, финансовые посредники, так и непосредственно хозяйствующие субъекты и домохозяйства, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим дефицит своего бюджета. В воспроизводственном процессе, тесно переплетаются денежные, кредитные и финансовые отношения, при этом на макроуровне процесс властного перераспределения осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.

    Для осуществления процесса производства необходимо сформулировать капитал и авансировать его в разнообразные активы, нужные для осуществления производства. Возникают различные риски, требующие использования финансовых инструменᴛᴏʙ для их снижения. При длительном цикле производства процессу распределения и обмена предшествует уплата налогов, т. е. по времени процессы производства и и распределения могут не совпадать. На основании выше сказанного приходим к выводу, что вывод, что финансовые отношения появляются только на стадии распределения, далеко не однозначен; уже на стадии производства появляется широкий круг финансовых отношений. На условной стадии обмена используются различные финансовые инструменты для заключения сделок (контракᴛᴏʙ) по поводу обмена различными видами активов и рисков. Следовательно, при широком понимании термина «финансы» они здесь также явно присутствуют.

    1.2 Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса на предприятии

    На микроуровне финансы участвуют как в процессах производства, распределения, обмена, так и в процессе перераспределения. Проанализируем финансовый аспект распределения на уровне предприятия. В условиях идеального рынка (отсутствие налогов и других форм вмешательства государства, наличия большого числа продавцов и покупателей, равного доступа на рынок и к информации всех ᴨᴏᴛенциальных участников и др.) распределение расходов внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда и прочие, а также формирование прибыли происходило бы без вмешательства государства по законам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимостью отдельных видов ресурсов, соотношений спроса, предложения и цен, решениями собственников. В результате таких идеальных рынков не бывает. Государство в той или иной степени вмешивается в ϶ᴛόᴛпроцесс, т.е. осуществляет его регламентацию. В бывшем СССР она была глобальной. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, осуществлялись их центральное нормирование и распределение, устанавливались жестокие нормы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других элеменᴛᴏʙ затрат. Централизованно определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая величина прибыли и пропорции её распределения внутри предприятия и в бюджет.

    Все распределение ВВП и национального дохода в условиях адмиʜᴎϲтративно–командной экономики жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что позволяло безоговорочно включать их финансы в общую систему государственных финансов (90% предприятий были государственными)

    В современных условиях в России деятельность предприятий регламентируется значительно меньше. Так, при создании и распределении стоимости ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регламентирует:

    1) виды расходов (экономически оправданные затраты);

    2) предельную величину и ряд ограничений некоторых видов расходов для исчисления налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, рекламу, образование, оплату проценᴛᴏʙ по долговым обязательствам, добровольное страхование работников и др.);

    3) методы амортизационных отчислений основных средств нематериальных активов, сроки полезного использования амортизируемого имущества для исчисления налогооблагаемой прибыли;

    4) объекты и ставки налогообложения, включая единый социальный налог;

    5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

    6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли.

    Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством: величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно – правовых форм; порядок размещения и выпуска акций, приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; порядок очередности списания средств с расчетного счета и др.

    Определенные денежные доходы и фонды образуются на предприятии уже на стадии создания и распределения ВВП (условно применительно к предприятию). Так, часть выручки от продаж должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам

    В принципе, они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его обретения они находятся в обороте предприятия. Кроме того за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламентируется соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политики предприятия. Может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного списания затрат на особо ᴄᴫᴏжные виды ремонта основных производственных фондов. Величина перечисленных выше денежных фондов включается в состав вычитаемых расходов в целях налогообложения прибыли, а формирование их идет в процессе распределения полученных доходов.

    Процесс распределения сопровождается и процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подоходного налога, перечисляются денежные средства на выплату единого социального налога

    В общей величине оплаченной выручки предприятие получает, и доход в форме прибыли. Суммарная её величина относительно момента участвует в денежном обороте, учитывая, что определенная её часть перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (прошлых лет отчетного года), представляющая собой сумму нетто прибыли (чистой прибыли), т.е. разность между конечным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

    В свою очередь чистая прибыль может направляться (распределяться) в фонд накопления , который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд ᴨᴏᴛребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных ᴨᴏᴛребностей и материальных поощрений (оба формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов. В процессе перераспределения также формируется ряд денежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:

    - уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) , который образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или имущества, закрепленного собственником за предприятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки износа, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы;

    - целевое финансирование и поступления из бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими законами;

    - целевое финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондах, а также от других предприятий и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

    Кроме того, в кругообороте средств предприятия могут участвовать денежные источники в виде эмиссионного дохода и безвозмездных поступлений, составляющие денежную часть добавочного капитала, а кроме того носящие характер специальных резервов предстоящих расходов и платежей

    В процессе хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме кредиторской задолженности. Финансы предприятий участвуют как в процессе производства и распределения, так и в процессе перераспределения стоимости общественного продукта.


    Заключение

    Проанализировав тему данной контрольной работы можно сделать вывод, что финансы (в широком понимании этого термина) охватывают все стадии воспроизводственного процесса (производство, обмен, распределение, ᴨᴏᴛребление) и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:

    Создавая для всех хозяйствующих субъекᴛᴏʙ равные условия для самофинансирования и регулируя структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычеᴛᴏʙ и льгот, ограничений минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

    Обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъекᴛᴏʙ в осуществлении инноваций деятельности путем соответствующих налоговых вычеᴛᴏʙ и амортизационной политики;

    Создавая условия доверия всех экономических субъекᴛᴏʙ к государству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

    Эти основные моменты воздействия финансов на воспроизводственный процесс и соответственно на экономический рост должны отражаться финансовой политикой государства и его финансовой системе.

    >> Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

    Управление финансовым обеспечением воспроизводственного процесса организации
    Финансовое обеспечение инвестиционного процесса
    Место государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности государства
    Финансовое обеспечение бюджетных учреждений
    Информационное обеспечение финансового анализа
    Методическое обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов
    Правовое обеспечение государственного финансового контроля в Российской Федерации
    Формы и методы финансового обеспечения предпринимательства
    Роль собственного капитала в финансовом обеспечении деятельности предприятия

    Страница 1 из 1

    Особенности процесса снабжения

    Введение Актуальность данной темы заключается в разработке необходимой документации, а также в новизне самой работы. Важность удовлетворения потребительского спроса на товары, которые производит рассматриваемая фирма. Цель данной работы – разработка организационно-методических документов процесса снабжения, а также снабжение социума и реализация возможности удовлетворять его запросы....


    Организация технологического процесса склада. Экономическая эффективность механизации погрузочно-разгрузочных работ

    Организации торгово-технологического процесса в магазине

    Содержание 1. Пути совершенствования торгово - технологического процесса в магазине 2. Организация и технология приемки товаров по количеству и качеству в розничной торговли 3. Задача 1. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине Торгово-оперативная деятельность магазинов складывается из взаимосвязанных процессов, основные из которых - изучение и формирование покупательского спроса, закупка и завоз товаров в магазин, приемка, хранение и предпродажная подготовка товаров, продажа и представление торговых услуг покупателям, ведение финансовых операций....


    Материально-техническое обеспечение. Формы поставок продукции

    Логистическое управление производственными процессами

    ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ Развитие технологических процессов в различного рода механо-обрабатывающих производствах примерно до середины 60-х годов характеризовалось преимущественно интенсификацией методов обработки, что привело к значительному увеличению производительности отдельных операций. ...