Универсальные солдаты севера. Перспективы развития ямальской коммуналки

СМИ О НАС

Универсальные солдаты Севера

Подъем профессионального престижа и пять других управленческих шагов к устойчивому бизнесу в условиях Крайнего Севера от исполнительного директора АО «Ямалкоммунэнерго» Максима Пономарева

— Максим Евгеньевич, отличаются ли условия работы ресурсника на Севере, в арктической зоне, от работы коллег на Большой земле? Если есть такие отличия, в чем они состоят?

— Север — это прежде всего экстремальные погодные условия. При отрицательных температурах иначе ведет себя даже металл. Во-вторых, это очень сложная транспортная схема: сеть автомобильных дорог на Ямале практически неразвита, круглогодичное сообщение с рядом территорий отсутствует. Поэтому где-то в локальной зоне люди порой могут надеяться только на себя. На Севере абсолютно другой подход к запасу генерирующих мощностей. Здесь применяется формула «N + 2», т.е. резерв мощности должен быть 100-процентный. Иными словами, если какой-либо из поселков потребляет в зимний максимум до 5 МВт, мощность энергоисточника должна быть не менее 10 МВт.

Универсальные солдаты

— Как отражаются эти нюансы отрасли на требованиях к персоналу компании? Он тоже должен быть вдвойне надежным?

— Можно сказать и так. Знание своего дела — это незыблемый принцип системы жизнеобеспечения. Ошибаться тут, как взрывнику на минном поле, нельзя. Если говорить о нашей компании, мы культивируем политику универсального солдата как для менеджмента, так и для производственного персонала, используя широкий спектр способов повышения квалификации и профессионального мастерства — от участия в различных конкурсах вроде «Славим человека труда!» до сдачи экзаменов в московском Ростехнадзоре. Эта политика распространяется и на работников предпенсионного возраста. Таким образом, за пять лет работы удалось сформировать регулярную армию специалистов достойного уровня.

Регулярная армия требует социальной поддержки

— С 2013 года в компании действует унифицированная система оплаты труда и социальных льгот. Это результат перехода на единый коллективный договор, гарантирующий нашим работникам социальный пакет куда более привлекательный, нежели те, которыми пользовались муниципальные предприятия. Таким образом, с переходом в «Ямалкоммунэнерго» бывшие «муповские» специалисты не только не потеряли в зарплате, но и обрели ряд стимулирующих выплат, надбавок, рост разрядов и т.д. Ежегодно в соответствии с коллективным договором в среднем на 6,5 — 7% индексируется уровень заработной платы, оплачивается проезд в льготный отпуск любыми видами транспорта. Компания гарантированно поддерживает молодые семьи, оказывает работникам помощь в трудных жизненных ситуациях. К сожалению, наши возможности в части обеспечения специалистов жильем ограничены, тем не менее для узких специалистов, которых нет на территориях, мы стараемся эту проблему решить через коммерческий найм.

Совокупно все это дает существенный эффект, в том числе и то, что в сельских территориях, где нет предприятий Газпрома и НОВАТЭКа, уровень зарплат в нашей компании самый конкурентный. Даже в сравнении с учителями и медиками, рост доходов которых сегодня один из самых высоких. Люди действительно за престиж профессии стали держаться. Это позволило не только остановить отток квалифицированных специалистов, но и мотивировать потенциальные кадры на трудоустройство к нам. В том числе — за счет программ сотрудничества с ямальскими вузами и ссузами, которые готовят молодых специалистов.

Начинаем с проблемного

— «Ямалкоммунэнерго» можно отнести к молодым компаниям. Если бы предложили создать топ-5 основных ее достижений, что бы в него вошло?

— Первой строчкой я бы поставил создание единой системы управления коммунальным комплексом. Это ключевая задача, которую губернатор пять лет назад ставил перед нашими акционерами, подписывая соглашение о сотрудничестве по созданию единого коммунального оператора. И она, я полагаю, решена успешно.

Мы не завалили «операцию», несмотря на сложности первых лет, когда нам приходилось работать с закрытыми счетами, с огромными картотеками, без денег на материалы и на все остальное. Просто потому, что наследство от МУПов нам досталось в плачевном состоянии. Был даже период, когда зарплату пришлось платить по решениям комиссии по трудовым спорам. Тем не менее системная задача решена, вертикально-интегрированная структура управления выстроена.

Вторым результативным моментом я бы отметил унификацию и улучшение условий труда на предприятии. То, о чем уже говорили, — единый коллективный договор, единую ставку и т.д. Все филиалы за это время стали снабжать единой спецодеждой, едиными средствами индивидуальной защиты (а где-то люди об этом раньше вообще не слышали!). Мы получили лицензии на право эксплуатации опасных производственных объектов. Сегодня котельные и электростанции «Ямалкоммунэнерго» работают в соответствии с нормами законодательства о промышленной безопасности. Это, я считаю, серьезный прорыв в повышении надежности и бесперебойности ресурсоснабжения потребителей.

Третий момент, это совместная реализация Правительством ЯНАО и нашей компанией принципов государственночастного партнерства — инвестиции в отрасль. Из задекларированных 5 миллиардов, которые мы должны привлечь в округ до 2020 года, без малого 2 миллиарда нами уже вложены. Это строительство котельных, электростанций, модернизация сетей в моногородах на условиях концессионного соглашения. Как итог, пересмотрена адресная инвестиционная программа, которая реализуется за счет окружного бюджета, с нее снята финансовая нагрузка по строительству и модернизации объектов энергетики и коммуналки. Все мероприятия ремонтных программ, программ подготовки к осенне-зимнему периоду, которые субсидировались за бюджетный счет, сегодня заложены в тариф и выполняются нами.

Четвертое, что я бы отметил, — это единая тарифная политика. Новшество, пришедшее на Ямал вместе с централизацией управления ЖКК. Теперь государственным регулятором учтены все затраты ресурсника, связанные с производством и реализацией коммунального продукта, и каждый год правила игры меняться не будут.

Пятое достижение — переход к единой технической и технологической политике, снижение технологических потерь, расхода топлива и внедрение энергосберегающих технологий. В том числе — установка приборов учета, переход на СИП в электрике, тотальный энергоаудит, борьба с коммерческими потерями и воровством. На примере Тазовского района могу сказать: массовая установка электросчетчиков позволила нам снизить потери в передаче электроэнергии с 45% до 15%.

Через привлечение в коммунальную инфраструктуру ЯНАО частного оператора остановлена череда банкротств предприятий отрасли, обеспечено пополнение муниципальных бюджетов. Как пример — Пуровский район ЯНАО ежегодно должен был «вливать» в уставный капитал коммунального МУПа минимум 200 млн рублей. Сейчас эти вливания прекращены. МУП имеет дополнительный доход в размере 140 млн рублей в год от сдачи имущества нам в аренду. Из этих 140 миллионов в ремонт принадлежащего МУПу имущества районом реинвестируется только половина. Благодаря такой реформе, доходная часть МУПа и района подросла в среднем на 70 — 80 миллионов в год.

Реализация всех перечисленных шагов привела к установлению баланса между интересами ресурсника и потребителя, а в целом — к заморозке тарифа. Ямал сегодня — единственный регион, где по решению губернатора разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом для бюджетных потребителей субсидируется из бюджета региона. В 2017 году объем субсидии составляет 12,4 млрд рублей. Причем с прошлого года эта цифра не увеличилась, несмотря на то, что за счет тарифа мы выполняем весь комплекс мероприятий, о которых проговорили выше.

— Если говорить о развитии отрасли и предприятия, какие стратегические направления развивает «Ямалкоммунэнерго»?

— Изначально, когда создавался коммунальный оператор, действовала договоренность, что новая структура не будет работать по принципу «выгрызания изю ма из булки», забирая наиболее «вкусное», а убыточное и депрессивное оставляя округу. Поэтому начинали свою деятельность мы с самых проблемных территорий — Тазовского, Шурышкарского, Приуральского районов, с города Надыма, где ресурсник и едва ли не единственная управляющая компания одномоментно свалились в банкротство. Причем случилось это накануне зимы 2011 года и в городе возникла угроза ЧС.

Сегодня ситуация на этих территориях стабильная. Соответственно, в наших планах развития расширение зоны присутствия и вхождение в такие города, как Салехард и Новый Уренгой, что полностью отвечает изначальным планам. Мы ждем времени «Ч», когда будут объявлены конкурсы на заключение концессионных соглашений и как потенциальный концессионер готовы в них участвовать.

В стратегических планах, конечно, работа над технологией, поэтапная реализация новых инвестпрограмм. Округ растет, территории развиваются, растет население. Мы просто обязаны синхронизировать наши движения с перспективами развития городов и территорий региона.

«Эксперт Урал» №17 (726)

Максим Евгеньевич, в последние два года вся страна говорит о кризисе. От него страдают бюджеты, растут цены, падает платежеспособность... Как общеэкономическая ситуация отразилась на деятельности ресурсоснабжающего предприятия, услуги которого востребованы всегда?

Если говорить о тенденциях, которые на сегодняшний день складываются в тарифной политике, мы перешли к периоду долгосрочного тарифного регулирования. Вне зависимости от экономической потребности рост тарифа для населения не может превышать предельного индекса, который устанавливает Правительство Российской Федерации. Для нашего региона на сегодня этот индекс установлен в районе семи процентов по различным видам тарифов от электроэнергии до воды и водоотведения. О чем это говорит? О том, что золотое время, когда ресурсник мог защищать экономически обоснованные тарифы, включая туда объективные затраты, связанные с техническим перевооружением и модернизацией производственных мощностей, уже миновало. Для Ямала это характерно тем, что долгое время, когда окружной бюджет имел профицит и потенциал развития коммунального комплекса за счет безубыточных тарифов, эту возможность не использовали. В 2015 год мы вошли с безубыточным тарифом по большинству услуг, но на экономическом здоровье это отразилось только наполовину. Причина - значительная дебиторская задолженность потребителей. Тенденция к росту дебиторки прослеживается, к сожалению, как по населению, так и по прочим потребителям.

- Как отразился рост общей ценовой конъюнктуры на экономике и, прежде всего, на инвестиционных программах АО « Ямалкоммунэнерго»?

Нам пришлось кардинально пересмотреть принципы реализации технической политики. Попросту говоря, отказаться от всех «украшений» и «наворотов», хотя они ведут к более качественной и менее затратной эксплуатации самих машин. Поэтому если говорить о принципах проектирования и строительства тех же электростанций, особенно по небольшим поселкам, мы отдали предпочтение блочно-модульному исполнению. Помимо снижения затрат на капстроительство их несомненный «плюс» в высокой степени автоматизации. В части водоочистных сооружений - это уход от гигантомании, строительства фундаментальных сооружений, подразумевающих дамбы, шлюзовые конструкции и пруды-накопители опять же в пользу систем в блочно-модульном исполнении. В совокупности с мероприятиями по очистке и обеззараживанию сетей водоснабжения, которые «Ямалкоммунэнерго» проводит для предотвращения вторичного загрязнения очищенной воды в сетях, в конечном итоге это позволит решить в регионе проблему качества питьевой воды. Ведь не секрет что Ямал, обладающий колоссальными запасами пресной воды, пока не в состоянии полностью обеспечить качественной питьевой водой не только население малых поселков, но таких районных центров, как Мужи (Шурышкарский район) и Яр-Сале (Ямальский район).

- К деятельности «Ямалкоммунэнерго» периодически возникают претензии. При этом очевидно, что проблема не в том что «разруха» в головах. Состояние многих объектов коммунального хозяйства региона, взятых корпорацией в аренду далеко от идеального…

- На сегодняшний день в причинно-следственной цепочке мы действительно крайние, поскольку договором аренды собственником имущества предусмотрена обязанность арендатора надлежащим образом эксплуатировать, содержать, осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию этих объектов. Ранее выявленные и заактированные дефекты - все это давно осталось за скобками. Это касается не только самих объектов энергетики и ЖКХ, но и объектов жилфонда и соцкультбыта.

На практике мы нередко сталкиваемся с тем, что конструктивные просчеты, либо ошибки строителей приводят к тому, что, например, жилой дом имеет зауженные диаметры ввода, разводка не позволяет продавить должное количество теплоносителя или обеспечить давление водяного столба. Зачастую при начале эксплуатации объектов выявляются блуждающие токи. Как результат - металлическая разводка приходит в полную негодность: труба представляет собой изжаленную поверхность, которая, как решето, испрещена микроскопическими дырками электроэрозии. Поэтому мы вышли с инициативой к профильным департаментам ЯНАО, службам государственного архитектурного и жилищного надзора об обязательном включении представителей ресурсоснабжающих организации в состав комиссии по приемке объектов в эксплуатацию.

- Итогом совещания Генпрокуратуры в Салехарде, которое прошло весной текущего года, стало поручение усилить экологический контроль на Ямале. Учитывая печальные реалии и жесткие обязательства, как коммунальные предприятия могут избежать рисков, связанных с исполнением этой задачи надзорными органами?

Я бы разложил проблему на две составляющие. Решение одной вполне по силам нашей организации. Другая относится к более глобальным, требует значительных капитальных вложений и сроков для воплощения.

Первая (назовем ее «теорией малых дел») - это разработка и реализация планов ликвидации аварийных ситуаций, проведение экспертизы промышленной безопасности ОПО, установка ограждений, систем видеонаблюдения, противопожарной сигнализации, обваловка территории. Эти мероприятия нашей организацией осуществляются.

К непосильным можно отнести то, что большинство складов ГСМ, которые строились когда-то геологоразведчиками и нефтяниками хозспособом, расположены в водоохранных зонах или, как например, в Шурышкарскарском районе, на землях лесного фонда. Это минимизировало затраты связанные с раскачкой нефтепродуктов, но категорически противоречит требованиям экологического и природоохранного законодательства.

Чтобы построить новые склады ГСМ, отвечающие всем современным требованиям, нужна колоссальная сумма - в текущих ценах около 20 млрд. рублей. Эти затраты невозможно учесть в тарифе, поскольку они не влияют на рост доходов предприятия. Однако они решают вопросы надежности и бесперебойности, что является приоритетным в работе энергетиков. Поэтому вопрос проектирования и строительства новых емкостных парков мы намерены решать в тесном сотрудничестве с окружными властями и муниципалитетами на основе государственно-частного партнерства.

- Все это объективные вещи, однако в конфликте с разливом ГСМ в селе Белоярск (Приуральский район), правоохранители разделили наказание поровну для всех предприятий, которые когда-либо вели работу на загрязненном участке. С резюме «загрязняли в течение 20 лет». Хотя в Приуральский район корпорация вошла только в 2014 году…

Не хочу оправдывать халатные действия отдельных специалистов, за которые наказание понесло в целом все «Ямалкоммунэнерго». Вместе с тем, очевидно, что почва систематически загрязнялась - много лет. Однако на слив отработанных масел и остатков ГСМ долгие годы попросту закрывались глаза. Никогда в истории муниципальные предприятия не имели лицензий на право эксплуатации ОПО. По подавляющему большинству складов ГСМ исполнительная и проектная документация практически утрачена. Но точка контролирующих органов изменилась кардинально, только когда в коммуналку пришла коммерческая структура.

Тем не менее, для нас ситуация в Белоярске - серьезный повод не только задуматься над культурой производства и техникой безопасности, но и дисциплинировать своих работников, которые, перейдя из муниципальных унитарных предприятий в акционерное общество, зачастую не поменяли свой менталитет. Вот с этим можно и нужно бороться.

- Минувшая зима с перепадами температуры и сильными ветрами обнажила еще одну брешь в коммунальном хозяйстве Ямала: электрические сети Тазовского района …

То, что сети имеют сверхнормативный износ и всю проводку, которая выполнена в алюминии, нужно менять на СИП (самонесущий изолированный провод) вполне очевидный факт, и мы над этим работаем. Задача предприятия (в течение 5-7 лет она вполне осуществима) выполнить эту работу в рамках собственной производственной и инвестиционных программ. Тазовский район - первый, где корпорация начала свою деятельность и реализует одну из самых объемных инвестиционных программ, в рамках которого в 2015 году построена блочно-модульная котельная в с. Газ-Сале. В текущем году идет строительство котельной мощностью 6,5 МВт в с. Антипаюта. В районном центре строится ГПА-ТЭЦ, которая позволит сократить количество инцидентов с отключением электроэнергии до минимума. Уже к концу июня мы ожидаем поставку первых двух энергоблоков объекта в контейнерном исполнении.

- Одна из актуальных для ЖКХ тем - долги потребителей. Ямал вошел в число первых регионов, кто, пользуясь нормами Постановления Правительства РФ № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» перешел на прямые расчеты между РСО и потребителем. Насколько это решает проблему неплатежей?

Я бы провел аналогию с рукой, которую заставили вытащить из чужого кармана. Не хочется управляющие компании равнять под одну гребенку, потому что сами работаем в этом бизнесе и понимаем все существующие сложности. С этой точки зрения соответствующие поправки в федеральный закон - это единственная жизнеспособная для РСО и управляющих компаний форма расчетов, когда каждый получает за свой труд.

В поселке Тазовской в высокой степени готовности находится электростанция, к строительству которой «Ямалкоммунэнерго» приступило два года назад.

Сейчас готовятся документы для получения соответствующих разрешений в Госстройнадзоре и Энергонадзоре. Об этом сегодня, 11 сентября, исполнительный директор акционерного общества Максим Пономарев сообщил на пресс-конференции в ИА «Север-Пресс». Он рассказал, что при строительстве электростанции компания отказалась от гигантомании, к сожалению, свойственной объектам энергетики, сейчас она сдается в блочно-модульном исполнении. Это отнюдь не говорит о том, что упрощенное техническое решение может повлиять на надежность и бесперебойность снабжения поселка. Блочно-модульный вариант, напоминающий конструктор Лего, позволяет по мере необходимости наращивать энергомощности как на электростанциях, так и на котельных. Строящие котельные также позволят поэтапно увеличивать их мощность.

Максим Пономарев перечислил другие инвестпроекты, которые в этом году реализует «Ямалкоммунэнерго». Это второй пусковой комплекс котельной в селе Газ-Сале, котельная в Антипаюте, разворачивание мобильных энергокомплексов на базе газопоршневых машин в селе Газ-Сале и на базе дизельных машин — в Антипаюте.

В Красноселькупском районе до 26 мегаватт достраивается котельная. Она позволит закрыть потребности райцентра, где строится мощный комплекс аэропорта, большой культурно-спортивный центр, детский сад, объекты жилищного фонда. В перспективе её мощность в два раза превысит возможности существующей электростанции, построенной в конце восьмидесятых годов.

В Надыме корректируется проект реконструкции тепловых сетей на Ленинградском проспекте, это магистральная теплотрасса, к которой подключен газпромовский комплекс, будут подключены новые садик и жилые объекты. Строятся и расширяются диаметры труб от котельных №1 и №2, они закольцовываются с динамично развивающимся микрорайоном Олимпийский, где необходимо предусмотреть резервирование объекта и включение его в городскую сеть теплоснабжения.

В Пуровском районе с завтрашнего дня начинается пусконаладка котельной на 12 мегаватт в Тарко-Сале взамен старой котельной №6. В Шурышкарском районе строятся котельная в селе Горки на восемь мегаватт и комплекс ГСМ в селе Восяхово, продолжается строительство котельной на жидком топливе в Мужах, её введут в 2018 году. Максим Пономарев считает это шагом вперед, для ухода от угольных котельных, которые негативно отражаются на экологии района и здоровья его жителей. Задача на перспективу — полный отказ от угля.

«Да, это дешевый вид топлива, — отметил исполнительный директор. — Но котельные, полностью отвечающие всем требованиям экологической и промышленной безопасности, работающие на угле, гораздо дороже дизельных. Параллельно с предприятиями ТЭК мы вплотную прорабатываем вопрос частичного замещения дизельного топлива на газоконденсат — гораздо более дешевое жидкое печное топливо. Такой шаг позволит не только сдерживать тарифы, но и в дальнейшем их снижать».

В Губкинском и Муравленко компания работает в рамках концессионных соглашений, заключенных с муниципалитетами. Основное инвестиционное обременение этих соглашений — модернизация существующих городских сетей тепло- и водоснабжения. Она позитивно отразится на надежности и бесперебойности, снизит сетевые потери, которые сейчас опосредованно, через тариф, ложатся на потребителей.

В Пуровском районе идут пусконаладочные работы водоочистных сооружений в Самбурге, 10 октября станцию планируют сдать.

Исполнительный директор АО «Ямалкоммунэнерго»

Максим Пономарёв

Массовые неплатежи на Ямале привели к разорению управляющих компаний, к массовым банкротствам электро- и теплоснабжающих организаций

В мае текущего года Минстрой России подвел итоги привлечения частных инвестиций в ЖКХ. Ямал вошел в пятерку регионов-лидеров с самым высоким уровнем готовности к привлечению частных инвесторов и созданию для них благоприятных условий. С 2011 года здесь работает единый коммунальный оператор - АО «Ямалкоммунэнерго». За 5 лет компания обеспечила централизацию управления коммунальной инфраструктурой 10 из 13 ямальских муниципалитетов, внедрила единую техническую и кадровую политику, перешла на экономически обоснованные тарифы, которые позволяют ресурсоснабжающим предприятиям вести безубыточную деятельность. Обществом разработаны и реализуются инвестиционные программы по всей территории присутствия. Только прямых финансовых вливаний, которые уже сделаны в экономику коммунальной отрасли ЯНАО, насчитывается свыше 1 миллиарда рублей. О том, как на практике применимы новшества законодательства в области модернизации ЖКХ, - в интервью с исполнительным директором АО «Ямалкоммунэнерго» Максимом Пономарёвым.

Максим Евгеньевич, наиболее эффективным способом уравновесить интересы бизнеса и государства в государственночастном партнерстве считается концессия. При этом возглавляемая Вами компания работает на условиях аренды муниципального имущества. Чем этот вариант для Вас интереснее?

Одно из непременных условий концессии - это определенный набор инвестиционных обязательств, в рамках которых объекты коммунальной инфраструктуры создаются, модернизируются или реконструируются. Посыл законодателя достаточно прост и понятен: сгрузить с государства содержание коммунального имущества, его ремонт и восстановление. Не секрет (и это общероссийская статистика!), что объекты коммунального назначения - и в первую очередь сетевое хозяйство – имеют износ, близкий к 100%. Государству при всем желании не по силам одномоментно довести это имущество до нормативного состояния.

Концессия как форма ГЧП реализуется достаточно давно, однако без больших прорывных усилий в этом направлении. Объяснить данную ситуацию достаточно просто. При концессии все неотделимые улучшения, на которые потратился частный оператор, становятся собственностью концедента - муниципального образования либо государства. Таким образом, у частника отсутствует капитализация, он не приращивает свои активы, и, соответственно, эту форму деятельности можно назвать «работой за навар». При этом и банки крайне неохотно идут на финансирование подобных проектов.

Поэтому, если говорить о применении концессии в нашей работе на Ямале, нам кажется, что более прозрачен и понятен долгосрочный договор аренды с инвестиционными обязательствами.

- Есть ли очевидное влияние формы соглашения между муниципалитетом и частной компанией на потребителей?

Тарифное регулирование в коммунальной отрасли (а оно осуществляется государством) не привязано к форме договора. Другой вопрос, что как концессионная плата, так и арендные платежи учитываются в структуре себестоимости ресурса и, разумеется, в тарифе на услуги ресурсоснабжающей организации..

Следует обратить внимание, что в самой структуре взаимоотношений, заложенной законодателем, изначально существует масса противоречий и недосказанностей. Например, условие, по которому концессионная плата концессионером может как взиматься, так и нет. Или финансовая помощь концедента (собственника имущества) концессионеру.

По определению собственник, передавая имущество в концессию, уже тем самым сгружает с себя бремя по его содержанию. Однако объем необходимой валовой выручки в водоснабжении и водоотведении зачастую просто не позволяет полноценно реализовывать инвестиционные проекты, поскольку срок их окупаемости превышает срок полезного использования имущества. И без помощи концедента нагрузка на тариф просто станет неподъемной для потребителя. А в водопроводных и канализационных сетях и сооружениях «зарыта» одна из основных проблем коммуналки на Севере.

Ключевой смысл сегодняшних реформ в ЖКХ - в переносе бремени содержания коммунальной инфраструктуры с государственных на частные «плечи». Но всегда ли это бремя подъемно для частника? С чем столкнулась ваша компания, приступив к реализации инвестпрограмм?

Для Ямала было характерно, что в условиях профицитного бюджета средства на содержание, ремонт и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры закладывались в подготовку к зиме. Либо, если говорить о строительстве новых объектов, в адресную инвестиционную программу (АИП). Когда эти деньги перекочевали в тарифы и ушли из статей бюджетных расходов, стал возникать вопрос: как ресурсник эти деньги собирает и расходует?


И вот тут во всей своей остроте обнажилась проблема дебиторской задолженности. Ни для кого не секрет, что не вся выручка, которая включает в себя и инвестсоставляющую, возвращается РСО от потребителя... Второй момент - удорожание оборудования, вызванное ростом курса евро и доллара, повышение цен на внутреннем рынке. Цены на «железо» в последние 2 года выросли больше чем на 50%! И третий момент - ЖКХ как «рискованной зоне земледелия» с каждым днем всё труднее привлекать заемные ресурсы. Даже по тем высоким ставкам, которые установлены сейчас. Это ставит под вопрос и сроки, и саму реализацию инвестиционных программ предприятий, которые являются или могут быть составной частью концессионных соглашений.

Ровно с этим мы и столкнулись, приступив к реализации инвестпрограмм. Результат: в Тазовском районе, где мы планировали строительство ГПА-ТЭЦ с выработкой тепловой и электрической составляющей (в том числе для нужд соседнего села Газ-Сале), сегодня строится электростанция в блочно-модульном исполнении (без водогрейной части) с параллельной модернизацией и реконструкцией существующих котельных. Аналогичную станцию построим в Газ-Сале, что позволит отказаться от строительства достаточно дорогой и не во всем надежной воздушной линии электропередачи между этими населенными пунктами.

Теми же принципами технической политики мы намерены руководствоваться и в дальнейшем. А в целом решение, на мой взгляд, может быть следующим: если в текущий период регулирования 100%-е выполнение плановых мероприятий невозможно, нет нужды исключать их из инвестпрограммы совсем (как требуют нормы закона). Правильнее было бы сдвигать срок и реализации, и окупаемости, растянуть их по времени, но тем не менее выполнить. Поверьте, в сегодняшней «грядке» инвестиционных программ ничего лишнего нет. Отказаться от какой-либо стройки или реконструкции значит резануть по живому и поставить под угрозу жизнеобеспечение той или иной территории.

Возвращаясь к платежной дисциплине. Полгода назад корпорация начала массовый переход на прямые расчеты с населением. Оцените результат: насколько эффективной оказалась данная мера?

Если в цепочке между конечным потребителем и производителем коммунального ресурса появляется посредник в виде управляющей компании, платежная дисциплина падает. Объяснить это можно как недостаточной активностью управляющих компаний во взыскании долгов с населения, так и злоупотреблениями: бесконтрольной тратой денег потребителей в ущерб их конечному получателю - ресурсоснабжающей организации.

Отчасти в этом виноват и законодатель. Ведь по закону вся величина небаланса, который складывается из нераспределенных затрат на общедомовые нужды, рано или поздно приведет «управляшку» к банкротству - даже при хорошем безубыточном тарифе. И тогда велик соблазн жить по принципу «после нас хоть потоп». Всем ведь хорошо известны клоны управляющих с похожими, как две капли воды, названиями.

Поэтому переход на прямые расчеты по своей сути – наиболее честный способ, особенно если в качестве платежного агента и оператора выступает расчетно-информационный центр, расщепляющий платеж по единой квитанции по каждому виду услуги.

Хочу отметить, что массовые неплатежи на Ямале привели ситуацию не только к разорению управляющих компаний, но и к массовым банкротствам электро- и теплоснабжающих организаций практически во всех муниципальных образованиях. Если бы не оперативное вмешательство руководства округа (в том числе его решение о переходе на прямые расчеты), этот процесс принял бы лавинообразный характер.

Одна из наболевших проблем коммуналки - хищение ресурсов. Где она стоит наиболее остро - в сельских территориях Ямала или в городах?

Для городов такие ситуации менее характерны. Зато, заходя на сельские территории, мы столкнулись с тем, что местные жители исторически считают теплоноситель, который сливается из системы отопления, источником горячего водоснабжения. Более того, в некоторых поселениях местные администрации умудрялись даже устанавливать на это тариф. Хотя теплоноситель категорически нельзя использовать для хозбытовых нужд, так как это чревато отравлениями людей.

Есть и другая сторона: массовый сброс теплоносителя из системы может спровоцировать падение давления и остановку котельных, а это, в свою очередь, - техногенную катастрофу. Мы проходили через такое, когда в 2014 году в селе Газ-Сале (Тазовский район) при температуре ниже -30 градусов с ветром народ, несмотря на предупреждения, сливал воду из батарей. Половину поселка пришлось эвакуировать, затем спешно восстанавливать всю систему отопления. Нас тогда здорово выручила новая котельная, построенная нашей компанией и проходившая стадию наладки. В экстремальной ситуации она смогла взять на себя всю нагрузку, иначе последствия были бы куда более тяжелыми.

Есть еще несколько достаточно типичных нюансов. Это старые многоквартирные дома, где имеется по несколько скрытых вводов, и набросы на линии электропередачи, и несанкционированная врезка в приборы отопления, и пресловутые магниты и «жучки» на счетчиках.

Сейчас мы наращиваем собственную службу энергоаудита, в которую входят контролеры, не зависящие даже от нашего руководства на местах, не говоря уже о местечковых связях. Они подчиняются напрямую центральному офису, там же получают и зарплату, которая зависит от размера выявленного и пресеченного ими ущерба. Плюс тотальная установка приборов учета. Эти простые меры на самом деле имеют достаточно действенный и быстрый эффект. Для примера, в одном только поселке Тазовском установка общедомовых электросчетчиков позволила моментально снизить потери электроэнергии более чем в 2 раза.

Мы очень рассчитываем, что все эти меры - как организационного, так и законодательного плана (штрафные санкции, повышающие коэффициенты и т. д.) - позволят достичь такого уровня платежной дисциплины, при котором ресурсоснабжающая организация сможет так же добросовестно исполнять свои обязательства перед контрагентами, а своим потребителям оказывать услуги качественно и бесперебойно.

Крупная компания готова вложить в коммунальные активы ЯНАО почти 5 млрд Топ-менеджер «Ямалкоммунэнерго» объяснил принципы формирования инвестпрограммы

Фото: Алексей Гущин, РИА URA.RU

Ямал официально входит в новый отопительный сезон. В регионе, где минусовые температуры держатся девять месяцев в году, требования к работе коммунальщиков особенно высоки. За последнее время в округе не было ни одной серьезной аварии. В компании «Ямалкоммунэнерго», отвечающей за тепло в домах жителей северного региона, уверены, что этого удалось добиться благодаря модернизации коммунального хозяйства. Сколько средств энергетики готовы потратить на эти цели и какие территории попали в инвестпрограмму, РБК Тюмень рассказал исполнительный директор «Ямалкоммунэнерго» Максим Пономарев.

— Максим Евгеньевич, каков объем инвестпрограммы компании?

— Только с 2013 по 2020 годы запланировано инвестировать более 4,8 млрд рублей. Но наши программы — это не некие эмпирические рассуждения о том, что можно было бы построить, или, как сейчас модно говорить, где удобнее осваивать деньги. Мы знаем массу примеров неэффективного вложения средств в коммуналку, и повторять их не хотим.

— Например?

— Допустим, глобальные капиталоемкие водоочистные и канализационно-очистные сооружения в городах Надым, Муравленко, Тарко-Сале и Лабытнанги. Их проектировали по морально устаревшим схемам, без учета инновационных технологий и начинали строить несколько лет назад. На сегодняшний момент эти проекты не закончены и уже требуют серьезных корректировок в плане модернизации. Мы же смотрим на соразмерность вложений, ставим задачу минимизировать финансовую нагрузку на наших потребителей, основываемся на принципе единой технической и технологической политики.

— Какие мероприятия по инвестпрограмме запланированы до конца текущего года?

— Мы вводим электростанцию в районном центре Тазовский. В стадии завершения котельные в селах Антипаюта, Газ-Сале, Горки и в городе Тарко-Сале. Достраиваем до проектных 26 МВт котельную в селе Красноселькуп. Помимо этого, идет строительство емкостных парков в Приуральском и Шурышкарском районах и электростанций в селе Аксарка и поселке Мыс-Каменный. Таким образом, речь идет в основном о повышении энергобезопасности в труднодоступных, отдаленных территориях со сложной транспортной схемой.


Котельная в Тарко-Сале

— Работы по всем объектам идут по плану?

— Приведу пример по электростанции в Тазовском. Компания «Ямалкоммунэнерго» разработала проект по строительству энергоцентра в «чистом поле», который в ценах 2012 года «весил» 1,5 млрд рублей. В связи с наступлением экономического кризиса его стоимость в текущих ценах превысила бы 3 млрд рублей. Чтобы соблюсти интересы и ресурсоснабжающей организации, и потребителей пришлось запроектировать и построить электростанцию в границах поселка на месте старой. При этом мы отказались от многих запланированных изначально «фишек». Но это техническое решение никоим образом не влияет на надежность и качество предоставления услуг электроснабжения. Вопрос дефицита тепловой мощности также будет решен путем строительства блочно-модульной котельной взамен старой «совхозной».

— На ближайшие год-два какие планы?

— На будущий год запланировано завершение строительства котельной на жидком топливе в селе Мужи Шурышкарского района и емкостного парка для нее, а также энергоцентра в селе Яр-Сале Ямальского района. Кроме того, уже сегодня компания поставила перед собой задачи на 2019 год. Будем продолжать инвестиционную программу в Пуровском районе — строительство котельной в поселке Пурпе, в Приуральском районе — строительство электростанций в селах Аксарка и Белоярск. Также к возведению готовятся газопоршневые электростанции в селах Газ-Сале, Ныда и Красноселькупе.


Исполнительный директор «Ямалкоммунэнерго» Максим Пономарев (Фото: пресс-служба "Ямалкоммунэнерго")

— Вы в основном рассказывали об инвестициях в районах округа. А что с городами? Там не нужна реконструкция?

— В рамках концессионных соглашений у компании есть инвестиционные обязательства по полной модернизации систем тепло- и водоснабжения в городах Губкинский и Муравленко. В Губкинском инвестиционная программа предполагает реконструкцию городской котельной. К ней есть серьезные замечания со стороны Ростехнадзора. Полным ходом идет и реконструкция котельной «Орбита» в городе Лабытнанги. Она будет отапливать не только дома, но и новые социальное, культурные и спортивные объекты. В Надыме модернизируем системы теплоснабжения. Это позволит закольцевать в единую сеть новый крупный жилой микрорайон Олимпийский, а также реконструировать сети по проспекту Ленинградский.

— Знаю, что у «Ямалкоммунэнерго» есть планы по реконструкции и строительству водоочистных сооружений. Что за проекты?

— Речь, в первую очередь, идет о поселениях, где людям подается вода непосредственно из рек. Зачастую жалобы жителей касаются Обского бассейна (Шурышкарского, Приуральского, Ямальского и Тазовского районов, — прим. ред.) и носят они даже не сезонный характер, а постоянный. Нынешние водоочистные сооружения, там, где они есть, рассчитаны на схему очистки воды из подземных источников. А в них предельно допустимая концентрация вредных веществ в разы ниже, чем из источников поверхностных. Долго бились над выбором технологий очистки. Сегодня такой считаем комплексную схему с применением различных фильтров, химических реагентов и ультрафиолетовых ламп. Кроме того, главное условие поставки питьевой воды потребителям — жесткая система мониторинга качества и производственного контроля. Для этого задействуем сети собственных производственных химических лабораторий.

Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» зарегистрировано в июле 2011 года. Создание единой коммунальной корпорации стало первым шагом на пути выстраивания централизованной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ямало-Ненецкого автономного округа. Сегодня АО «Ямалкоммунэнерго» — крупнейшее в регионе ресурсоснабжающее предприятие. Его филиалы действуют в городах Муравленко, Губкинский и Надым, в Пуровском, Шурышкарском, Тазовском, Ямальском, Приуральском районах. Кроме того, в ведении компании два дочерних ресурсоснабжающих предприятия — ОАО «Тепло-Энергетик» в городе Лабытнанги и ООО ЭК «ТЕПЛО-ВОДО-ЭЛЕКТРО-СЕРВИС» в селе Красноселькуп. Потребители услуг АО «Ямалкоммунэнерго» — население, предприятия и организации городов и районов ЯНАО. Среди них 3011 юридических и более 45 тысяч физических лиц. В настоящее время в АО «Ямалкоммунэнерго» работают свыше 5600 человек.