Такое средства бюджетов субъектов рф. Бюджеты субъектов российской федерации


Бюджеты субъектов РФ – это фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ (ст. 15 БК РФ).
В РФ 89 субъектов, что означает существование 89 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.
Областной бюджет – это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства.
Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:
налоговые доходы – федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;
неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;
безвозмездные перечисления – поступление средств от бюджетов других уровней.
В ст. 86 БК РФ предусматривается перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов РФ:
проведение референдумов в субъекте РФ;
обеспечение реализации региональных программ;
содержание и развитие учреждений и организаций ЖКХ;
обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;
обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ.
В расходах консолидированного бюджета области основная доля приходится на содержание социально-бытовой инфраструктуры: жилищно-коммунального хозяйства – 17%, образования – 21%, здравоохранения и физической культуры – 14%.
Расходы бюджетов региональных органов власти делятся на бюджеты текущих расходов и бюджет развития.
Бюджет развития используется для кредитования, инвестирования и предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты.
Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечения финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
Понятие «местный бюджет», «бюджет муниципального образования», «бюджет органов местного самоуправления» следует рассматривать как синонимы.
Доходы местных бюджетов состоят: из закрепленных доходов, регулирующих доходов, финансовой помощи.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные: с решением вопросов местного значения, осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам.

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.
Государственные социальные внебюджетные фонды – это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Пенсионный фонд РФ – централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Согласно уставу федерального фонда обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Страховые взносы в федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.
Тарифы страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены в размере 3,6% из них 0,2% - федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Средства государственных внебюджетных фондов находится в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
Целевой бюджетный фонд (консолидированный фонд) денежных средств образованных в соответствии законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели несоответствующие назначению целевого бюджетного фонда статья 17 БК РФ.
К целевым фондам аккумулируемым в федеральный бюджет относятся: федеральный дорожный фонд РФ, федеральный экологический фонд РФ, федеральный фонд министерства РФ по налогам и сборам, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд министерства РФ по атомной энергии, федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Государственный кредит
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством, в лице его органов власти и управления, с одной стороны, физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.
Выделяют следующие функции государственного кредита: фискальная, регулирующая, контрольная.
Фискальная функция означает, что с помощью государственного кредита формируется централизованный денежный фонд государства. Государство-заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
Регулирующая функция выражается в многовариантном воздействии на экономику страны:
На состояние денежного обращения через размещение займов среди различных групп инвесторов.
На уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов.
На занятость и производство
Контрольная функция обеспечивает целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты %.
Выделяют внутренний и внешний государственный кредит. Обеспечением государственного долга служат все активы, находящиеся в распоряжении РФ.
Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями правительство разрабатывает две программы: программу государственных внешних заимствований и программу государственных внутренних заимствований, - которые представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврат. Эти программы представляются Федеральному собранию вместе с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению. Единственным эмитентом государственных ценных бумаг от лица федерации является Министерство финансов РФ, которое устанавливает конкретные сроки и объемы их выпуска.
Центральный банк РФ осуществляет, в соответствии с БК РФ, функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга на безвозмездной основе.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредитных отношений попадают временно свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов не предназначенные для текущего потребления.
Государственный кредит – это мера стабилизации денежного обращения с помощью выпуска государственных ценных бумаг из обращения на заранее оговоренный срок изымается избыточная денежная масса.

Еще по теме Бюджеты субъектов РФ.:

  1. 26. Финансы субъектов РФ и муниципальные финансы. Сущность и принципы формирования местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ.
  2. Раздел 5. Финансирование расходов федерального бюджета при казначейском исполнении бюджета на уровне субъекта Российской Федерации.
  3. Особенности распределения и предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
  4. 1. Принцип территориального формирования бюджетов субъектов РФ
  5. 40. Особенности структуры расходов бюджетов субъектов РФ
  6. Тема 7.3 Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
  7. Тема 7.5 Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
  8. Тема 7.2 Организация формирования доходной и расходной частей бюджета субъекта Российской Федерации
  9. Тема 7.4 Обоснование выбора организационной формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
  10. §1.Порядок осуществления инвестиций за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
  11. Раздел 7. Организация исполнения бюджета на уровне субъекта Российской Федерации
  12. Тема: УЧЕТ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА НА СЧЕТА РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ АССИГНОВАНИЙ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА. (МЕСТ. И РЕГ. БЮДЖЕТА)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет свой собственный бюджет.

Аналогично федеральным органам, органам государственной власти субъектов РФ запрещено использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ за исключением случаев, прямо предусмотренных положениями, закрепленными в Бюджетного кодекса РФ.

Полномочия отдельных субъектов РФ установлены Конституцией РФ в соответствии с нормами о разделении предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ: по остальным предметам субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти .

Расходные обязательства субъекта РФ непосредственно вытекают из его полномочий. Конкретный перечень полномочий субъекта РФ закрепляется конституциями либо уставами соответствующего субъекта.

Из бюджета субъекта РФ финансируются, в частности, органы государственной власти субъекта РФ, региональные целевые программы в различных отраслях и т. п. Региональный бюджет выступает финансовой гарантией реализации полномочий соответствующего субъекта РФ.

Региональный бюджет составляет экономическую основу для государственного сектора экономики соответствующего субъекта РФ. Кроме того, из регионального бюджета осуществляется финансовая помощь бюджетам муниципальных образований на территории данного субъекта РФ в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.

В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти этих субъектов полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ. Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ. Региональные налоги

Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ

Финансы субъектов РФ – это совокупность экономических отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов. Основными принципами организации финансов субъектов РФ являются самостоятельность, сбалансированность бюджетов, принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, принцип адресности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, полноты отражения доходов и расходов бюджета, достоверности бюджета, принцип гласности.

Принцип равенства бюджетов субъектов РФ предполагает:

  • – установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка их уплаты;
  • – использование единой методики для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на предоставление государственных услуг и др.

Формирование и исполнение финансов субъектов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, БК РФ и других законодательных актов.

В решении вопросов организации финансов субъектов РФ участвуют законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. Их полномочия по формированию доходов бюджетов субъектов РФ заключаются в следующем:

  • – законодательные органы вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, порядок и сроки уплаты налогов;
  • – законодательные органы вносят изменения и дополнения в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год;
  • – исполнительные органы власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в пределах лимитов, установленных законами субъектов РФ.

Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ

Бюджеты субъектов РФ состоят из доходов и расходов.

Доходы бюджетов субъектов РФ

В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы включают:

  • – собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Эти доходы распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в пропорции, которая устанавливается законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;
  • – отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, размеры которых устанавливаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают:

  • – доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов;
  • – доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности субъектов;
  • – доходы от платных услуг, оказываемых органами власти и бюджетными учреждениями субъектов;
  • – средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  • – средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам;
  • – финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней;
  • – иные неналоговые доходы.

Собственные доходы и отчисления от федеральных регулирующих налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично на срок не менее трех лет. При этом процентная доля утверждается законодательными органами субъектов РФ. Из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может предоставляться финансовая помощь в следующих формах:

  • – финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки регионов;
  • – субвенции для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры регионального значения из Федерального фонда регионального развития;
  • – субвенции из Федерального фонда компенсаций;
  • – субсидии для долевого финансирования приоритетных социальных расходов из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
  • – субсидии из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов для реформирования бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ и финансового оздоровления субъектов РФ;
  • – бюджетные кредиты сроком до 1 года;
  • – иные безвозвратные и безвозмездные перечисления.

Субъект РФ – получатель финансовой помощи из федерального бюджета не имеет права:

  • – обеспечивать государственным служащим, финансируемым за счет бюджета этого субъекта, лучшие условия, чем государственным служащим федеральных учреждений;
  • – предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета данного уровня;
  • – предоставлять государственные гарантии субъекта в размере, превышающем 5% расходов бюджета этого субъекта.

Основным условием предоставления помощи бюджету субъекта РФ из федерального бюджета является подписание соглашения об исполнении бюджета этого субъекта через Федеральное казначейство.

Расходы бюджетов субъектов РФ

По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов РФ состоят из двух групп:

  • 1) расходы, совместно финансируемые из бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ;
  • 2) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ.

Расходы состоят, прежде всего, из расходов на содержание бюджетных учреждений – на оплату труда, страховых взносов во внебюджетные фонды, командировочных и других компенсационных выплат, оплаты товаров и услуг по утвержденным сметам или в соответствии с заключенными государственными контрактами и заказами. К текущим расходам относятся также трансферты – обязательные выплаты населению в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат. В состав текущих расходов входят также субсидии – бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам, юридическим или физическим лицам (гражданам-предпринимателям).

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются при условии включения их в региональную целевую программу либо по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Бюджетные инвестиции могут предоставляться также юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями. В этом случае оформляется доля субъекта РФ в уставном капитале указанных организаций. Эти инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии техникоэкономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также проекта договора между органом исполнительной власти субъекта РФ и юридическим лицом об участии субъекта РФ в собственности субъекта инвестиций. В расходной части бюджетов субъектов РФ предусматривается создание резервных фондов. Их размер устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Этими же органами устанавливается порядок расходования средств резервных фондов.

Бюджетные кредиты (ссуды) могут быть предоставлены юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями, бюджетными организациями, только при условии обеспечения кредита. Способами обеспечения могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций и паев. Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита. Предоставление бюджетного кредита оформляется договором. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является предварительная проверка финансового состояния получателя кредита. Могут также проводиться проверки целевого использования кредита в любое время срока его действия. Возврат бюджетных кредитов и плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетные кредиты выдаются только при условии отсутствия просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам. При утверждении бюджета на очередной финансовый год определяются цели, условия и порядок, лимиты предоставления бюджетных кредитов.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут использоваться только на инвестиции и не могут быть использованы на обслуживание и погашение долга этого субъекта.

Структура бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на схеме 3.

Понятие консолидированного бюджета РФ, субъекта РФ, муниципального района.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей .

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

В международной практике используются понятия консолидированный расширенный бюджет, включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов. И расширенный бюджет правительства, включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований - административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений). Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обяза-тельств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений). Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления и Бюджетным кодексом РФ ". Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим. Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муници-пальной собственностью" (ст. 130). И далее в Конституции РФ сказано: "Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения". Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов. Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения. В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание му-ниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.). В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей. В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов. Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны - инфляция, расстроенность финансовой системы - не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит. Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию. Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправ-ления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

3. 1) принцип единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) принцип самостоятельности бюджетов - а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

6) принцип эффективности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами;

8) принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

9) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

4. Доходы бюджета

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти. Доходы бюджета классифицируются в зависимости от разных признаков:

По источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности; - по уровню бюджетной системы, за которыми закрепляются доходы, они подразделяются на собственные и регулирующие; - по конкретным объектам обложения - взимаемые с имущества или дохода; - по методам взимания - на налоговые и неналоговые доходы; - по видам налогов - на акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы с физических лиц и другие.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам , формирующим основную часть (около 84 %) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Главные налоги закреплены за федеральным бюджетом, к ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы с физических лиц и др.

К неналоговым доходам относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе, штрафы, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся : а) доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, в форме дотаций, субвенций и субсидий. Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците. Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Субсидия ~ бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. б) доходы в виде перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

К собственным доходам бюджетов относятся : налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответствующими бюджетами; неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; безвозмездные перечисления. При этом финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета. Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам доходов.

Расходы бюджета - денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Функциональная классификация расходов бюджетов – группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Под функциями государства понимают основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, направление бюджетных средств на выполнение этих функций и отражает функциональная классификация расходов (ст. 21 Бюджетного кодекса РФ).

Функциональная классификация расходов бюджета имеет четыре уровня:

1. разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства (государственное управление, судебная власть, оборона и т. п.);

2. подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов (функционирование законодательных органов государственной власти, функционирование исполнительных органов государственной власти, деятельность финансовых и налоговых органов и т. п.);

3. целевые статьи, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджета в пределах подразделов (обеспечение деятельности Президента РФ, обеспечение деятельности президента республики в составе РФ и главы администрации субъекта РФ, содержание администрации Президента РФ и т. п.);

4. виды расходов, детализирующие направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов - группировка всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию. Данная классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капиталовложения, заработная плата, дотации, субсидии и пр. (ст. 22 Бюджетного кодекса РФ).

Экономическая классификация состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (ст. 24 БК РФ). Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается в структуре ведомственной классификации расходов федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований – группировка расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств соответствующих бюджетов.

Ведомственная структура расходов бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, устанавливающая расходы соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, утверждается законом либо решением о соответствующем бюджете.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на внешние и внутренние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1. поступление средств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам;

2. поступление средств от реализации государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а также платежи в погашение основной суммы долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;

3. поступление средств в виде бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджет ной системы РФ, и платежей в погашение основной суммы долга;

4. поступление средств от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

5. сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;

6. изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1. получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;

2. получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;

3. поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;

4. изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.

Классификация операций сектора государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

В целях настоящих Указаний в данном разделе определен порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления, используемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществлении операций государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями.

Особенности применения кодов классификации операций сектора государственного управления, применяемых в целях бухгалтерского (бюджетного) учета, определяются в нормативных актах Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет.

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

100 Доходы;

200 Расходы;

300 Поступление нефинансовых активов;

400 Выбытие нефинансовых активов;

500 Поступление финансовых активов;

600 Выбытие финансовых активов;

700 Увеличение обязательств;

800 Уменьшение обязательств.

5. Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов местн.сам.упр. по составлению, рассмотрению, утверждению и ᴎϲᴨолнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование. Бюджетный процесс длится около трех лет, и это время называется бюджетным периодом. Первая стадия – стадия составления проекта бюджета . Решение о начале работы над составлением проекта местного бюджета принимается выборным органом местного самоуправления. Исполнительные органы муниципального образования организуют поэтапную работу по составлению проекта местного бюджета. В определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики муниципального образования, рассчитываются контрольные цифры проекта местного бюджета на соответствующий период и подготавливаются другие документы. Вторая стадия бюджетного процесса – рассмотрение проекта бюджета выборным органом местного самоуправления. Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований. Третья стадия бюджетного процесса – утверждение бюджета, принятие решения о бюджете. В случае непринятия проекта местного бюджета до 1 января конкретного года ᴎϲᴨолнительные органы муниципального образования имеют право производить расходование бюджетных средств. По соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года до принятия местного бюджета. Четвертая стадия бюджетного процесса – ᴎϲᴨолнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов. Исполнение доходной части бюджета связано с перечислением плательщиками соответствующих налогов и неналоговых платежей на счета бюджета того либо иного уровня. Пятая стадия бюджетного процесса – стадия рассмотрения и утверждения отчета об ᴎϲᴨолнении бюджета выборным органом муниципального образования. В ϲȯответϲтвии с Бюджетным кодексом отчетный доклад об ᴎϲᴨолнении местного бюджета за прошедший финансовый год представляется ежегодно в мае следующего за отчетным года. Рациональное управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных доходов и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможно без ᴎϲᴨользования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков. Ведомственная классификация расходов местного бюджета, классификация источников внешнего финансирования дефицита местного бюджета и классификация видов муниципального внешнего долга и внешних активов не ᴎϲᴨользуются. На уровне субъектов Российской Федерации и органов местн.сам.упр. ведомственная классификация расходов бюджетов утверждается представительными органами власти этих двух уровней самостоятельно.

6. . Казначейство федеральное – в РФ единая централизованная система органов исполнительной власти, включает органы по субъектам РФ и субъектам местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций. Задачи органов казначейства: организация, осуществление и контроль за исполнением ФБ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между ФБ и гос. внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов гос. финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период гос. расходов; сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос. финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по ФБ РФ, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками гос. внутреннего и внешнего долга РФ; разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов гос.власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов; подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету гос.казны РФ. При казначейском исполнении ФБ регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств ФБ возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение ФБ осуществляется на основе отражения всех операций и средств ФБ в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения ФБ запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов ФБ, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет ФБ (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. В целях управления средствами ФБ, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета ФБ. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. Открытие и закрытие счетов ФБ, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.

7. Федеративные государства в большинстве своем

имеют трехуровневую систему налогов

Первый уровень

федеральные или общегосударственные налоги

второй уровень-региональные

(налоги штатов, провинций, земель, кантонов)

третий уровень-налоги местные

Общегосударственными (федеральными)

признаются налоги и сборы устанавливаемые соответствующим законодательством и обязательные к уплате на всей территории страны.

Региональными называются налоги и сборы устанавливаемые общегосударственным или региональным законодательством, вводимые в действие региональным законодательством и обязательные к уплате на территории соответствующего государственно-территориального образования.

В мировой практике местными признаются налоги и

Сборы,устанавливаемые и вводимые в действие общегосударственными,региональными или муниципальными нормативными правовыми актами и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.Существенные различия в организации и характере

функционирования налоговых систем обусловлены

организацией и характером функционирования бюджетных систем

В государствах с либерально-демократической системой управления важнейшим принципом построения

бюджетной системы является самостоятельность каждого бюджета, обусловленная широкими демократическими правами каждого органа власти. Самостоятельность бюджета здесь может быть доведена до логического завершения,так что бюджеты внутри системы будут самостоятельными и автономными на основе реализации принципа «один налог-один бюджет».

В иных системах самостоятельность бюджета может сочетаться с возможностью получения органами власти 2-го и 3-го уровня стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в уровне социальной обеспеченности граждан по территории страны. В подобных случаях ставки отдельных налогов могут разделяться между бюджетами разных уровней. В государствах с административно-командной системой управления бюджетная система строится на принципах единства, когда каждый бюджет выступает

как часть единого государственного бюджета страны, а

потому не может быть самостоятельным, и принципе централизма означает не только высокую степень централизации бюджетных средств на верхнем уровне бюджетной системы, но и почти безграничные возможности перераспределения денежных средств. К основным налогам в большинстве стран относят:

подоходный налог с физических лиц

налог на прибыль(доходы) юридических лиц

налог на добавленную стоимость

взносы в фонды социального страхования

налоги на имущество

на наследства и дарения

Важное значение имеет приоритетность прямых или косвенных налогов

Прямые налоги преобладают в США, Канаде,Японии

Косвенные в Европе

Несмотря на многообразие и сложность налоговых систем в разных странах

можно выделить две основные модели их построения

Одна модель базируется на налогообложении доходов. Другая модель делает упор на налогах на потребление. При этом налоги взимаются в тот момент

когда доход тратится. Теоретически налоговые системы могут также стро

иться на основе преобладания ресурсных или имущественных налогов

Однако на практике эти налоги не являются ключевыми в доходах государства но они играют ведущую роль при формировании региональных и местных бюджетов.Политика в области налогообложения также является одним из основополагающих принципов построения налоговых систем

Существуют различные типы налоговой политики:

политика максимальных налогов

политика разумных налогов

политика,характеризующаяся достаточно высоким уровнем налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

8. Бюджетирование, ориентированное на результат является методом организации бюджетного процесса, основанный на установлении технологических связей между результатами исполнения государственного (муниципального) бюджета с натурально-вещественными показателями деятельности получателей бюджетных средств. В начале 21 века переход к использованию этого метода был декларирован в качестве цели российской бюджетной реформы.

Технология бюджетирования, ориентированного на результат предложена как альтернатива двум ранее применявшимся в нашей стране методикам осуществления расходов:

Финансирование содержания определенной сети учреждений и организаций, реализующих административные планы оказания услуг и выполнения работ. При этом качественные параметры деятельности фактически игнорируются;

Использование бюджетного финансирования в качестве инструмента мотивации персонала организаций-бюджетополучателей к оптимизации количественных и качественных параметров своей деятельности. В зависимости от оценки полученных результатов, или величины их отклонений от ожидаемых показателей, финансирование может быть произвольно изменено в пределах имеющихся средств (получила условное наименование «управление по отклонениям»).

При БОР исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Бюджетные расходы соотносятся с показателями результатов через показатели ресурсов и мероприятий, необходимых для достижения результатов. При этом горизонт планирования обычно – 3 года.

При БОР организационная структура учреждений должна в большей степени ориентироваться на результаты деятельности учреждения. Оперативные подразделения и отделы внутри учреждений должны отвечать за конкретные результаты своей работы, т.е. за товары и услуги, предоставляемые данным учреждением. Затраты на вспомогательные функции (работа руководства, бухгалтерии, юридической поддержки и т.п.), как правило, распределяются между оперативными отделами и подразделениями.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

В Российской Федерации государственная финансовая система устроена таким образом, что есть бюджеты разных уровней. Наиболее известным является так называемый центральный, которым распоряжаются чиновники из Москвы. Но есть ещё региональные, областные, краевые, районные, городские и сельские бюджеты. Что они собой представляют? Какие доходы получают и расходы несут? Что собой представляет бюджет субъектов РФ? Это все будет рассмотрено в рамках статьи.

Общая информация

Бюджет субъектов РФ - это форма сбора и траты денежных средств, которые нужны для обеспечения функций и задач, находящихся в ведении субъекта Федерации. Они формируются на основе таких принципов:

  1. Гласности.
  2. Единства (все доходы идут в один бюджет).
  3. Сбалансированности.
  4. Самостоятельности (каждый уровень власти должен работать самостоятельно над составлением собственного бюджета).

Поступления можно разделить на неналоговые и налоговые. В целом следует отметить, что федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ довольно похожи. Если кратко, то они отличаются статьями наполнения и трат, а также их размерами. Неналоговые доходы представляют собой поступления от различных видов собственности и дивидендов по акциям, которые принадлежат субъекту. Каждый из них заинтересован в развитии и увеличении поступлений. Налоговые доходы делятся на закреплённые (собственные) и регулируемые.

Что они собой представляют?

Закреплённые налоги вводятся непосредственно самим субъектом Российской Федерации и поступают в бюджет на постоянной основе. К ним можно отнести, например, региональные сборы. Они формируют стержень финансовой системы субъектов РФ. Благодаря этому становится возможным осуществление долгосрочной экономической и социальной политики, обеспечение работы учреждений и структур социальной сферы. Так, могут взиматься налоги на имущество организации, недвижимость, транспортный, лицензионные сборы и вмененный доход. А в другом случае работает иной механизм. Под регулируемыми налогами понимают суммы денег, которые ежегодно передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью обеспечения нужного объема финансовых ресурсов для выполнения взятых на себя обязательств. Давайте рассмотрим несколько вариантов. Это и НДС, и налог на доходы физических лиц, и на прибыль. Правда, перераспределяются не все средства, а только определённый процент. К регулирующим налогам можно отнести ещё субсидии, дотации и средства из специальных фондов для финансовой поддержки регионов. Как видите, бюджет субъектов РФ - это сложный механизм обеспечения деятельности, который базируется на множестве источников. Регулируемые доходы были введены из-за различного уровня развития территорий.

Возможности субъектов

Они могут вводить региональные сборы и налоги, устанавливать по ним размеры ставок и предоставлять льготы. Также представители исполнительной власти в рамках субъектов могут предоставлять рассрочки или отсрочки по их уплате. Но это возможно только в тех случаях, если больше проблем нигде нет. Если же говорить о том, что составляет наибольшую часть бюджетов субъектов РФ - это НДС, акцизы, пошлины и налог на прибыль. Следует отметить высокую интенсивность перераспределения денежных средств. Поскольку довольно много забирает себе федеральный центр, то в среднем по стране эта статья дохода колеблется в диапазоне 30-40% от общего объема средств.

Расходы

На что тратятся деньги? На какие статьи идут расходы бюджетов субъектов РФ? Около трети всех денежных средств используется в качестве помощи на других уровнях государственной финансовой системы. Например, область перечисляет районам на строительство школ. Затем внимание уделяется промышленности, здравоохранению, сельскому и дорожному хозяйству, правоохранительной деятельности, государственному управлению, образованию, культуре и социальной политике.

Расходы: конкретные примеры

Необходимо обеспечивать финансирование большого количества направлений деятельности. При этом расходы бюджетов субъектов РФ группируются по статьям. Детали могут меняться в зависимости от ситуации, но в целом они похожи. Так, например, в одну статью объединяется финансирование муниципальных учреждений образования, здравоохранения, ЖКХ. Под вывеской социальной политики подразумевают расходы, которые идут гражданам с детьми, инвалидам, ветеранам. Также бюджеты субъектов РФ/местные бюджеты кредитуют на льготных условиях предприятия промышленности, сельскохозяйственные объединения, помогают региональным учреждениям научной направленности. Отдельно идут и службы поддержания общества, такие как государственное управление, правоохранительная деятельность, противопожарные объекты.

Как всё идёт на самом деле?

Наверное, ни для кого не является секретом то, что в связи с нехваткой финансов социальная сфера, образование и здравоохранение снабжаются по остаточному принципу. Увы, но уже несколько лет сокращаются выделенные средства на врачей и больницы, что не может не огорчать. Во многом это обусловлено тяжелыми экономическими условиями. В идеале социальная сфера должна полностью обеспечивать выполнение установленных государством стандартов. Сейчас они предусматривают значительный уровень обеспечения населения услугами. Но увы, все четыре показателя этой сферы имеют проблемы. Эти слова относятся к обеспечению детскими дошкольными и общеобразовательными учреждениями, амбулаторно-поликлиническими объектами и больницами.

Госдолг субъектов

Отдельная территория федерации обладает правом занимать средства для выполнения своих обязанностей. Дополнительное финансирование может понадобиться как для банального «проедания», так и для помощи субъектам предпринимательской деятельности путём предоставления льготных займов. Как бы там ни было, формируется государственный долг субъекта. Под ним подразумевают совокупность обязательств, которые обеспечиваются собственностью. Доходы бюджетов субъектов РФ в данном случае могут быть увеличены путём:

  1. Заключения договоренностей с финансово-кредитными организациями (в том числе международного масштаба) или иностранными государствами.
  2. Получения государственных займов, что подразумевает выпуск ценных бумаг.
  3. Заключением соглашений о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств предыдущих лет.
  4. Лоббирования предоставления государственных гарантий.

Кто же может привлекать внешнее заимствование? Это возможность доступна исключительно тем субъектам, что не получают помощь для выравнивания обеспеченности из федерального бюджета.

Специфические моменты работы с госдолгом

Верхний предел долговых обязательств устанавливается на законодательном уровне. Поэтому превысить его просто так не получиться. При этом максимальная величина не должна превышать уровень доходов без учета помощи. Кроме того, следует отметить, что субъекты не отвечают по долговым обязательствам иных структурных единиц, а также всей Российской Федерации. Определённое влияние оказывает ещё конституция или принятый устав территориального образования. Средства бюджета субъекта РФ являются экономической основой для государственного сектора. Поэтому и была предусмотрена возможность не только обзаводиться долгом, но и получать помощь из других внутренних источников Российской Федерации.

Полномочия

Важным является не только объем получаемых денежных средств, но и полномочия, которые есть у местных представителей власти. Так, налогов в бюджет субъектов РФ могут поступать много, а вот потратить их довольно сложно. Рассмотрим пример с и одновременно столицей РФ - Москвой. 10 сентября 2017 года прошли выборы районных депутатов. Казалось бы, раз это столица, то они будут руководить значительными средствами. Но нет. По факту всё осуществляется централизовано. И сказать, что районы обладают значительными бюджетами, нельзя. В случае с Москвой ситуация построена таким образом, что большинство полномочий концентрируется у мэра и городской администрации. Поэтому депутаты выступают больше в качестве трансляторов мнения местных жителей, нежели людей, которые обладают реальной властью. Хотя подобная ситуация наблюдается не везде. В этом плане Российская Федерация является весьма интересным государством, в рамках которого одновременно под одной формальной юрисдикцией существует несколько подходов к управлению. И если в Москве у районных депутатов весьма призрачные возможности управления, то есть ряд городов, где их согласия требует практически любое изменение. Конечно, нельзя сказать, что депутаты в, допустим, Ярославле значительно влиятельнее. Но они могут при желании вступить в конфронтацию с администрацией, значительно усложнив ей жизнь. Тогда как в Москве для этого элементарно не предусмотрены реальные рычаги влияния.