Проявление государственного вмешательства в экономику. Государственное регулирование экономики

Общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории (А.

Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929-1933 гг. кризис капиталистической экономики ознаменовал конец «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.

Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика.

Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).

Кейнсианская модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).

Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Институционально-социальная модель, предполагает реализацию трех функций государства, путем его исторического оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические и социальные факторы (институты). Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя этим сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

Еще по теме 44. Государственное вмешательство: теории «за» и «против». Модели государственного регулирования экономики.:

  1. 2.1. Государственный сектор как форма государственного регулирования экономики России.
  2. ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
  3. 20. Необходимость, цели и методы государственного регулирования экономики.

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине:

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Преподаватель: Поснова Ю.С.

Санкт-Петербург

Тема 1: Правовое регулирование экономических отношений (3 часа).

1.1. Рыночная экономика как объект воздействия права.

1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.

1.3. Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования

Рыночная экономика как объект воздействия права.

Как объект правового воздействия экономика представляет собой сложное развивающееся явление.

Археологи установили, что примерно в VIII-VII тысячелетии до н.э. человечество перешло от собирательства, т.е. присваивающего хозяйства, к производству.

Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал.

Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней размещаются фабричные здания и другие постройки. Труд включает всех работников, в том числе инженеров и управляющих.

Под капиталом, или средствами производства, понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и др., словом, все блага, которые созданы людьми для того, чтобы производить другие блага.

Экономику, где решающую роль играют капиталы или средства производства, еще называют капиталистической. Так вот, на заре капитализма было принято считать, что капитализм - это саморегулирующаяся система, способная "развиваться сама по себе". Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась экономистами-классиками как излишняя, более того, вредная.

Однако этим положениям упорно противоречили постоянно повторяющиеся периоды понижения спроса на товары, спада производства, инфляции, длительной безработицы и другие негативные общественные явления. Особенно разрушительной в западном мире оказалась "Великая депрессия" 30-х годов, когда товары, не нашедшие спроса, закапывали, сжигали, сбрасывали в море в массовом масштабе. Хотя при этом проблема голода среди населения не была снята.

Именно учитывая это, в 1936 г. известный английский экономист Джон Кейнс выдвинул идею о необходимости вмешательства государства в экономику. Он утверждал, что капиталистическая экономика отнюдь не саморегулируема отсутствие синхронности в принятии основных экономических решений, устойчивой тенденции к понижению цен и заработной платы влияет на спады в экономике.

Причины государственно-правового вмешательства в экономику

А. Экономические причины. Немаловажной причиной является ограниченность природных ресурсов. Они не беспредельны, и восполнить их общество не может. Сейчас нельзя, как во времена "Великой депрессии" (1929 г.), жечь, топить, закапывать товары, которые никто не берет. Лучше умерить производство, просчитав заранее нужный их объем. Контроль за использованием природных ресурсов под силу только государству, и только оно может осуществлять такие мероприятия, как введение льгот за сокращение производства, выдача лицензий на добычу нефти и газа и т.п.


Б. Политические причины. Государство не может оставаться в роли пассивного наблюдателя и допустить, чтобы общество погрузилось в хаос из-за экономических потрясений. Оно берет на себя предоставление важных общественных услуг, таких, как охрана общественного порядка, правосудие, оборона.

В. Социальные причины. Неуправляемая рыночная экономика порождает резкое имущественное расслоение. Государство обязано заботиться и об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных и других неблагополучных слоях общества.

Г. Экологические причины. Участники рыночных отношений, преследуя каждый свои интересы, производят и реализуют товары, нужные людям. Но интересы общества в целом остаются вне сферы их внимания. Государство же, напротив, стоит на страже интересов всего общества и следит за тем, чтобы отрицательные последствия бизнеса не привели к экологической катастрофе. Экологические проблемы под силу осознать только государству и только оно с помощью норм права может предпринять меры по защите окружающей среды.

Д. Технологические причины. Сейчас в производстве используется сложная и не всегда безопасная технология. Порой даже незначительные отступления от нее могут нанести большой вред обществу, поставить под угрозу здоровье, а то и жизнь многих людей (например, при производстве медикаментов, при выработке энергии на атомных электростанциях, при авариях на воздушном транспорте). Государство, устанавливая контроль за применением опасных технологий, обеспечивает нашу безопасность.

Государственно-правовое вмешательство в рыночную экономику вызвано несовершенством рыночной экономики (порождаемым как внешними, так и внутренними факторами), а также необходимостью предоставления населению общественных благ.

Первое послевоенное десятилетие стало периодом относительной стабильности и благополучия, причем в некоторых странах наблюдался высокий рост таких перспективных отраслей, как автомобильная, радиотехническая и химическая промышленность.

Генри Форд наладил конвейерный, по образцу разделки туш на мясокомбинатах, выпуск автомобилей, и был запущен лозунг «Каждому американцу по автомобилю». В 1929 г. один автомобиль приходился на 4,5 жителя. Потомки знаменитого финансиста времен Французской революции Дюпона де Немура, организовавшего после эмиграции в США производство пороха, в 30-е гг. порадовали изобретением неопрена и нейлона. Однако с 1929 по 1932 г. наступил тяжелейший спад производства, который принял глобальные масштабы: число безработных в промышленных странах составило от 1/5 до 1/3 всех работоспособных. В странах, поставляющих для них сырье, страдали от спада цен: в Аргентине зерном топили паровозы и пароходы, в Бразилии мешки с первоклассным кофе выбрасывали в океан. Столь всеохватывающий кризис получил впоследствии наименование Великой депрессии.

К началу 30-х гг. был определен ряд путей выхода из кризиса и объявлено о нескольких вариантах технологии преодоления кризисных тенденций. В Германии, Италии, Испании и Португалии утвердились авторитарные режимы с тоталитарными тенденциями. В США, Великобритании и Канаде развитое пошло по пути корректирующих реформ и государственного вмешательства в экономику. Социальное реформаторство стало характерным для скандинавских стран (Швеция, Дания и др.). В Испании и Франции была предпринята попытка выхода из кризиса путем создания общественных формирований, названных Народным фронтом, отличительной чертой которых стал социальный реформизм, нацеленный на защиту социальных, и в особенности трудовых, прав населения.

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавшаяся начальным этапом ряда социально-политических реформ, получила название «нового курса» (the New Deal). К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха - безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями по имени президента Герберта Гувера. Местные власти и частные лица практиковали раздачу благотворительного супа, в юроде Чикаго эта практика возникла по инициативе гангстера Аль Капоне. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма - частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Государству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конкурирующих групп.

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище «мозговой трест».

провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие - от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.

Первыми мерами новой администрации стали запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы, укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий и некоторые другие. Законом от 16 июля 1933 г. вся экономика была поделена на 17 групп. Их деятельность регулировалась специальными законами - так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск продукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия кредитования и цены на продукцию, устанавливались продолжительность рабочего времени и размеры заработной платы, например на текстильных фабриках - 12 долл. в неделю на юге и 13 долл. на севере за 40 часов работы (Кодекс справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности от 17 июля 1933 г.).

Эта серийная законодательная программа была разработана «мозговым трестом» Рузвельта, куда входили высококвалифицированные юристы Розенман (автор выражения «мозговой трест»), Р. Моли, экономисты А. Берль, Р. Тагвелл и др.

Общее название организации по осуществлению программы - НИРА (английская аббревиатура от National Industry Restoration Administration) - Общегосударственное управление по восстановлению национальной экономики. Сельскохозяйственная группа получила аббревиатуру ААА (Agricultural Adjustment Administration) - Управление по регулированию земледелия. Управлению были предоставлены полномочия по регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию и определена задача довести эти цены до уровня 1909-1914 гг. (Закон о регулировании земледелия от 12 мая 1933 г.). В регулирующую деятельность вошли приемы и средства самого различного рода - оплаченное уменьшение посевных площадей, оплаченное уменьшение поголовья скота. Уменьшение товарной массы должно было, по замыслу планировщиков, поднимать цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких фермерских хозяйств. Закон Джонса от 13 апреля 1934 г. запретил финансовые сделки с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США.

Следующей группой серийных мероприятий стали меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных последствий. Эту деятельность контролировала и направляла Федеральная администрация чрезвычайной помощи (впоследствии ее стали называть Администрацией развития общественных работ). Безработных обычно направляли в специально создаваемые организации («трудовые лагеря»), где они использовались на строительстве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов.

В эти же годы происходит сдвиг в области трудового (рабочего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников. В 1932 г. принимается Закон Норриса-Лагар- дия, который уменьшил полномочия судов по изданию «судебных предписаний» в связи с трудовыми спорами. Раньше таким предписанием можно было сорвать любую забастовку как нарушение договорных обязательств. По этому же закону предпринимателям запрещалось заставлять рабочих подписывать трудовой договор, обязывающий их вступить в профсоюз.

По Закону Вагнера (1935) была впервые осуществлена легализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за участие в законных забастовках и принято правило «закрытого цеха», согласно которому предприниматель обязывался заключать с профсоюзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на забастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона.

В 1938 г. принимается Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы. Ревизия мероприятий и законодательства периода «новою курса» произойдет в следующем десятилетии путем принятия новых законов либо при помощи толкований и решений Верховного суда. Самый длительный эффект из программных законов «нового курса» имели Закон о социальном страховании (1935), заложивший основы современного социального законодательства в стране, и Закон Вагнера, поскольку он закреплял официальное признание роли профсоюзов.

Закон Тафта-Хартли, или Закон о регулировании трудовых отношений от 23 июня 1947 г. признавал право работников на самоорганизацию и право на забастовку, но отмечал при этом, что ведение коллективных переговоров представителей работников с нанимателем рассматривается как «исполнение взаимной обязанности нанимателя и представителя работников». Если соглашение не достигнуто, то закон предусматривал обращение к услугам Федеральной службы посредничества и примирения.

Согласно закону забастовка также может стать предметом судебного запрета, если она: создает угрозу для общественного здоровья или безопасности; отражается на промышленности в целом или на важной ее отрасли, затрагивающей торговлю, коммерцию, транспорт, связь или коммуникации между несколькими штатами или с иностранными государствами; или затрагивает производство товаров для коммерции.

Еще по теме Государственное вмешательство в экономику под влиянием мирового экономического кризиса. «Новый курс» Рузвельта в США:

  1. Государственное вмешательствов экономику пол влиянием мирового экономического кризиса. "Новый курс" Рузвельта в США
  2. 11.2. США. Экономические проблемы страны – лидера мировой экономики
  3. Инфляция в России во время мирового финансового кризиса, начавшегося в США в 2007 г.
  4. 42. Развитие модели государства благоденствия в США. Рузвельт и New Deal.
  5. Пивоваров В.В.. Банковская система Российской Федерации в условиях влияния мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., 2011
  6. 13.2. Валютный курс как экономическая категория, факторы влияния
  7. 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА. МИРНОЕ ОСВОЕНИЕ КОСМОСА И МИРОВОГО ОКЕАНА
  8. Экономические кризисы: причины, симптомы и их последствия для национальной экономики.
  9. Глава 14. Циклические колебания в экономике и экономические кризисы
  10. 17.1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -

Государство вмешивается в экономику независимо от степени развития экономики и от ее типа. Существует два основных типа экономической деятельности:

Распределительная экономика: государство берет все права и обязанности по производству товаров и услуг. Регулирования при такой экономике быть не может. Она характеризуется одной единственной формой собственности – государственной.

Рыночная экономика: государству приходится постоянно изменять глубину своего влияния, перед государством не стоят задачи непосредственного распределения товаров и услуг, и оно теряет право свободно распоряжаться ресурсами. Государство вынуждено то увеличивать, то уменьшать степень своего вмешательства в экономику. Если государство этого не делает, то это приводит к развитию бюрократического аппарата и замедлению экономики в целом. Таким образом, история показывает, что государство постоянно вмешивается в экономику.

Необходимость государственного регулирования объясняется несовершенством рыночных механизмов. Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок либо сам справиться не в состоянии, либо это решение будет неэффективным. Для этого: государство берет на себя ответственность за создание равных условий для предпринимательства, охраняет конкуренцию, ограничивает власть монополий; государство заботится о производстве общественных благ, т.к рынку невыгодно их производить с точки зрения прибыли.

К общественным благам относится: прокладка и разметка дорог, уличное освещение, содержание маяков, вакцинирование населения, поддержание общественного порядка; экономические выгодные, но с точки зрения общественности блага эти нельзя выдавать в частные руки (национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворческая деятельность). Выделяют два основных признака общественных благ: незаменимость и несовместимость.

В современных социально-экономических условиях: рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов, т.е. государство берет на себя функцию заботы об инвалидах и стариках; рынок не обеспечивает развитие науки, т. к. для предпринимателей он очень рискован, чрезвычайно дорог и не приносит быстрых доходов. Государство берет на себя функцию развития фундаментальных научных исследований; рынок не гарантирует право на труд, поэтому государство регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы. Таким образом, государство в целом берет на себя обязанности соблюдения социально-экономических и политических принципов данного сообщества граждан. Оно берет на себя обязанности формирования макроэкономических процессов.

К основным функциям государства можно отнести следующие:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (налоговое законодательство, антимонопольное законодательство), определяя права и обязанности граждан (трудовой кодекс, закон о правах потребителя).

2. Стабилизация экономики. Правительство использует бюджет на налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержание стабильного уровня цен и национальной валюты.

3. Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

4. Социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, создает условия для сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на науку. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

5. Формирование программы образования и здравоохранения.

6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимальную заработную плату, пенсии по старости, по инвалидности, пособия по безработицы, различная помощь для малоимущих.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Выделяют две основные формы воздействия государства на экономику:

1. Прямое (административные методы воздействия – расширение государственной собственности на ресурсы; управление государственными мероприятиями и законотворчество).

2. Косвенное (экономические методы воздействия, которые используются для регулирования рынка налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики: государственные расходы, налогообложение и государственное предпринимательство).

Государственные расходы – перераспределение национального дохода и ресурсов экономики страны.

Выделяют следующие государственные расходы:

а) государственные закупки – это приобретение общественных благ, затраты на оборону и строительство, содержание школ и т.д.

Признаки: связано непосредственно с использованием ресурсов; повышает национальный доход; приводит к перераспределению ресурсов от частного к общественному; дает гражданам возможность пользоваться общественными благами.

б) трансфертные платежи – это выплаты из государственного бюджета определенным слоям населения в виде пособий по безработице, инвалидам.

К основным отличиям трансфертных платежей от государственных закупок относятся платежи, не связанные с: производством; использованием природных ресурсов; изменением структуры производства товаров индивидуального потребления (суммы, взятые у одних слоев населения в виде налогов, выплачиваются другим, кому предназначались эти выплаты, те в свою очередь тратят полученные деньги на иные товары, нежели первоначальные хозяева денег. Этим достигается изменение структуры потребления).

В систему налогообложения входят прямые и косвенные налоги.

1. Прямые налоги (налоги видимого характера). Характеризуются тем, что налогоплательщик всегда знает, за что он платит.

2. Косвенные налоги. Накладываются на налогоплательщика, воздействуя в виде повышения цены (НДС, акциз).

Существуют три основных системы налогообложения: пропорциональная, регрессивная, прогрессивная. При слишком высоких налогах возникает массовое уклонение от их уплаты.

Государственное предпринимательство применяется в тех отраслях, где требуются огромные вложения средств, так как возникает существенный риск. Цель государственного предпринимательства – это решение социально-экономических задач, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклического развития экономики, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и др., а не получение прибыли. Применимо к отраслям экономической инфраструктуры (транспорт, связь) и к наукоемким отраслям (освоение космоса, производство товаров является государственной монополией).

Таким образом, государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

7.1 Необходимость государственного вмешательства в экономику

В любой общественно-экономической системе государство играет важную экономическую роль, выполняя больший или меньший набор социальных и хозяйственных функций.

Рынок по своей природе несовершенен и не призван решать социальные задачи, что в свою очередь вызывает необходимость вмешательства государства.

Несовершенство рынка проявляется в том, что:

1) рынок не способен противостоять монополизации экономики, ограничивающей свободу рыночной конкуренции. Монополисты для извлечения монопольных сверхприбылей диктуют цены, что вызывает необходимость регулирования государством цен на транспорт, услуги связи, электроэнергию, сырье;

2) рынок не заинтересован в производстве общественных благ, особенность которых состоит в том, что ими должны пользоваться все, но не обязаны за них платить. Общественные блага - это не конкурентные товары и услуги, доступные каждому. Например, регулирование дорожного движения с помощью знаков, услуги в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и многие другие. Несмотря на то что они бесплатны для потребителя, они не бесплатны для общества и связаны с издержками, которые не способен нести рынок;

3) рынок не обеспечивает социальные гарантии, не может нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов, не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Все это ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность;

4) рынок не устраняет побочных эффектов, возникающих при росте производства и увеличении общественного богатства. Чаще всего это связано с загрязнением окружающей среды, нарушением экологии;

5) имеют место неполные рынки, например, рынок пенсионного или медицинского страхования. Для их нормального функционирования требуются государственное регулирование и поддержка;

6) несовершенство информации, представляющей собой общественное благо. Без вмешательства государства информация не может быть полноценной и достоверной.

Все эти проявления несовершенства рынка указывают на необходимость государственного регулирования и выполнение государством своих экономических функций.

Государство - это форма существования и организации общества, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Из истории экономических учений известно, что на различных этапах развития общества государство тем или иным способом воздействовало на экономику. Так, в период меркантилизма, в XVI-XVII вв., государству отводилась важная роль по поддержке и стимулированию зарождающегося национального производства, защите интересов национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. По мере развития капитализма в XVIII-XIX вв. уровень государственного регулирования снизился до выполнения функций по охране частной собственности и защите рыночных интересов.

Размеры макроэкономического государственного регулирования существенно возросли в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и Второй мировой войны. Повышение роли государства выразилось в увеличении совокупных государственных расходов и перераспределении валового продукта общества через госбюджет.

В современных условиях роль государства еще более возрастает, так как рыночный механизм не в состоянии справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов. Государство должно дополнять работу рыночного механизма, сохраняя при этом все положительные стороны его воздействия на общество.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)