Программа проведения аудиторской проверки пример. Нюансы проведения внутреннего аудита на предприятии, его организация и оформление результатов


Планирование является начальным этапом прове-
дения аудита. Оно включает в себя разработку ауди-
торской организацией общего плана аудита с указани-
ем ожидаемого объема, графиков и сроков проведения
аудита, а также разработку аудиторской программы,
определяющей объем, виды и последовательность
осуществления аудиторских процедур, необходимых для
формирования аудиторской организацией объективно-
го и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетно-
сти организации.
Аудиторская организация должна начать планиро-
вать аудит до написания письма-обязательства и до
заключения договора с экономическим субъектом
о проведении аудита.
Общий план должен служить руководством при осу-
ществлении программы аудита. В общем плане ауди-
торская организация должна предусмотреть срок про-
ведения аудита и составить график проведения
аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения.
В общем плане аудиторская организация определяет
способ проведения аудита на основании результатов
предварительного анализа, оценки надежности
системы внутреннего контроля, оценки рисков ауди-
та. В случае решения провести выборочный аудит
аудитор формирует аудиторскую выборку.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
1)формирование аудиторской группы, численность
и квалификацию аудиторов, привлекаемых к прове-
дению аудита;
2) распределение аудиторов по конкретным участкам
аудита;
3) инструктирование всех членов команды об их обя-
занностях;
4) контроль руководителя за выполнением плана
и качеством работы ассистентов аудитора и т. д.
Программа аудита является развитием общего плана
аудита и представляет собой детальный перечень
содержания аудиторских процедур, необходимых для
практической реализации плана аудита. Программа
служит подробной инструкцией для ассистентов ауди-
тора, а для руководителей аудиторской организации
и аудиторской группы - одновременно и средством
контроля качества работы. Аудиторскую программу
следует составлять в виде программы тестов средств
контроля и в виде программы аудиторских процедур
по существу.
Программа тестов средств контроля - это перечень
совокупности действий, предназначенных для сбора
информации о функционировании системы внутренне-
го контроля и учета. Тесты помогают выявить сущест-
венные недостатки средств контроля экономического
субъекта. Аудиторские процедуры по существу - это
детальная проверка правильного отражения в бухгал-
терском учете оборотов и сальдо по счетам.
В зависимости от условий проведения аудита и ре-
зультатов аудиторских процедур программа может
пересматриваться. Причины и результаты изменений
следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской
программы, документально отраженные в рабочих доку-
ментах, являются фактическим материалом для состав-
ления аудиторского отчета и аудиторского заключения.
По окончании процесса планирования аудита общий
план и программа аудита должны быть оформлены доку-
ментально и завизированы в установленном порядке.
Подготовка и составление программы аудита регу-
лируются правилом (стандартом) аудиторской дея-
тельности «Планирование аудита».

  • По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены доку- ментально и завизированы в установленном порядке.


  • Планирование и программа аудита . Планирование аудита . Оно включает в себя разработку ауди- торской организацией общего плана аудита с указани- ем ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита , а также...


  • ...и планирования аудита план и программа проверки ; 2)...


  • Планирование и программа аудита . Планирование является начальным этапом прове- дения аудита . Оно включает в себя разработку ауди- тор... подробнее ».


  • Планирование и программа аудита . Аудитор - ская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта.


  • ...и планирования аудита произ- водится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия, оцениваются существенность и ауди- торский риск, система бухгалтерского учета и сис- тема внутреннего контроля, разрабатываются об- щий план и программа проверки ; 2)...


  • Планирование и программа аудита . Планирование является начальным этапом прове- дения аудита . Оно включает в себя разработку ауди- тор.


  • Подготовка и планирование проведения ревизии. По организационному признаку ревизии делятся на плановые и внеплановые.
    На основании плана ревизии составляется программа ревизии, а каждый член ревизионной группы составляет свой рабочий план .


  • Планирование и программа аудита .
    Потребители аудиторских услуг должны быть уверены в существовании основ профессио- нальной этики, регулирующих предоставление та- ких услуг.


  • Вся документация аудитора , подготавливаемая пе- ред началом и в ходе проверки , относится к рабочим бумагам и помогает при планировании и выполнении аудита , контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.

Найдено похожих страниц:10


Программа аудита

Программа аудита

Программа аудита - совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

По-английски: Audit program

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Программа аудита" в других словарях:

    программа аудита - Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Примечание Программа аудита включает в себя всю деятельность, необходимую для планирования, организации и… … Справочник технического переводчика

    программа аудита - 3.13 программа аудита (audit programme): Совокупность мероприятий по проведению одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Примечание Адаптировано из ИСО… …

    Программа аудита - 10. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором … Официальная терминология

    ПРОГРАММА АУДИТА - документ, составляемый аудитором при проведении аудиторской проверки, определяющий последовательность, совокупность приемов и методов аудиторской проверки, состав исполнителей и сроки проведения проверки. П.а. – часть документирования аудиторской … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    программа аудита (audit programme) - 3.11 программа аудита (audit programme): Совокупность одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Примечание Программа аудита включает всю деятельность,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Программа аудита информационной безопасности - 3.67. Программа аудита информационной безопасности; программа аудита ИБ: План деятельности по проведению одного или нескольких аудитов ИБ (и других проверок ИБ), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной … Официальная терминология

    программа аудита (проверки) - 3.9.2 программа аудита (проверки) (en audit; fr audit): Совокупность одного или нескольких аудитов (проверок) (3.9.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2001:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ПРОГРАММА - 5.4.16. ПРОГРАММА Данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма ГОСТ 19781 Источник: РМ 4 239 91: Системы автоматизации. Словарь справочник по терминам.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ПРОГРАММА СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И АККРЕДИТАЦИИ - В правовом регулировании: программа Национальной ассоциации специальных уполномоченных по страхованию, осуществляемая в США с начала 90 х годов, которая требует, чтобы органы власти и Департаменты по страхованию штатов вводили в действие законы,… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

    Или программа аудита формализованная и документально оформленная совокупность методов и приёмов аудита, включающая список процедур для каждой конкретной аудиторской проверки. В понятие программа аудита также входят сроки исполнения всех процедур … Википедия

Книги

  • Учет и аудит внешнеэкономической деятельности (CDpc) , . Электронный учебник ГЛАВА 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Цели и методы государственного регулирования. Правила международного регулирования. Таможенное регулирование и…
  • Комплексный аудит и сопутствующие услуги , Самыгин Д.Ю.. В работе обобщаются подготовительные процедуры аудита, изучаются системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с позиции их соответствия действующему правовому полю, приводятся план и…

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля надлежащего выполнения работы.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской группы средством контроля качества аудита.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень действий предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля. Назначение теста в том, что он может выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя проверку правильности отражения по счетам в бух. учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору, следует определить, какие именно разделы он будет проверять, и составить программу по каждому разделу бухгалтерского учета.

Выводы аудитора по каждому разделу программы документально отраженные в рабочих документах являются фактическим материалом для составления аудиторского заключения.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

2. Аудиторская выборка. Виды и методы выборки

Аудиторская выборка - применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций.

Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

Термин «ошибка» означает либо отклоне­ние от нормального функционирования средства контроля при выполнении тестов средств контроля, либо искажение при вы­полнении процедур проверки по существу.

Аналогичным образом термин «полная ошибка» означает либо степень отклонения, либо суммарное искажение.

Аномальная ошибка - это ошибка, являющаяся следствием единичного случая, которая не может произойти повторно, за ис­ключением специфических определенных ситуаций, и которая, таким образом, не является репрезентативной ошибкой с точки зрения данной генеральной совокупности.

Генеральная совокупность - это полный набор данных, из кото­рых аудитор набирает совокупность, в отношении которой хочет сделать выводы. Генеральная совокупность разделяется на страты или подсовокупности, и каждая страта проверяется отдельно.

Риск, связанный с использованием выборочного метода, воз­никает, когда вывод аудитора, сделанный на основании отобран­ной совокупности, может отличаться от вывода, который мог бы быть сделан, если бы ко всей генеральной совокупности в целом были применены те же процедуры аудита. Имеется два типа риска, связанного с использованием выборочного метода:

а) риск того, что аудитор придет в случае использования тес­тов средств контроля к выводу о том, что риск средств контроля ниже, чем в действительности, или в случае использования теста по существу - к выводу о том, что существенная ошибка отсут­ствует, тогда как в действительности она есть;

б) риск того, что аудитор придет в случае использования тес­тов средств контроля к выводу о том, что риск средств контроля выше, чем в действительности, или в случае использования теста по существу - к выводу о том, что имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности она отсутствует.

Элементы выборки - это индивидуальные статьи учета, состав­ляющие генеральную совокупность, например счета-фактуры.

Стратификация - это процесс деления генеральной совокупности на подсовокупности, каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками (часто - со сходной денежной стоимостью).

Допустимая ошибка – это максимальный размер ошибки гене­ральной совокупности, который готов принять аудитор.

Основная причина использования выборочного метода проверки – невозможность и экономическая нецелесообразность сплошной проверки всех хозяйственных операций крупной организации.

Правильно организованная выборочная проверка не только обеспечивает необходимую обоснованность выводов, но и повышает ее за счет более глубокого контроля минимально допустимого объема операций. Вместе с тем, при выборочной проверки возникает дополнительный риск в связи с возрастанием возможностей пропуска неточностей и ошибок.

Аудиторской выборке должен предшествовать экспресс анализ учетных регистров и отчетов, в ходе которого выявляются необычные и вызывающие сомнения хоз. операции.

Снижение размера выборки возможно, если аудитор предполагает, что проверяемая информация свободна от ошибок.

Факторы, влияющие на объем выборки:

    Чем ниже дополнительный риск, тем больше объем выборки.

    Чем выше доверие к внутреннему контролю, тем меньше объем выборки.

    Наличие группировки однородной информации снижает объем выборки.

    Чем выше предполагаемый размер ошибок и частота их возникновения, тем больше объем выборки.

При аудиторской выборке может использоваться как статистичес­кий, так и нестатистический подход. Статистическая выборка харак­теризуется случайным отбором элементов и использованием теории вероятности для оценки результатов; а выборки, не имеющие этих ха­рактеристик, относятся к нестатистическим.

Аудитор должен отбирать элементы для подлежащей проверке совокупности исходя из того, чтобы каждый отдельный элемент выборки в генеральной совокупности имел вероятность быть отобранным. Статистическая выборка требует, чтобы элементы отбирались случайным образом, то есть так, чтобы у каждого элемента была некоторая ненулевая вероятность быть избранным. Элементы выборки могут представлять собой натуральные объекты (такие, как счета-фактуры) или показатели в денежном выражении. При нестатистической выборке аудитор для отбора статей опирается на профессиональное суждение.

Расчет объема выборки на основе статистических методов может быть произведен по формуле:

Объем коэффициент надежности * сумму совокупностей

выборки допустимый размер ошибки

Под суммой совокупностей понимается общая совокупность данных, из которой производится отбор для проверки.

Для обеспечения представительности выборки используют следующие методы:

1. Случная выборка, предполагающая, что все элементы проверяемой совокупности могут быть выбраны в равной степени.

Для случайного отбора используется генератор случайных чисел (как программный продукт в электронно-вычислительной технике) или таблицы случайных чисел.

2. Систематическая выборка, при которой элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа.

Для систематического отбора число элементов в генеральной совокупности делится на объем отобранной совокупности так, чтобы обеспечить интервал выборки (например, равный 50), и после определения исходной точки в пределах первых 50 элементов затем отбирается каждый 50-й элемент выборки.

Отобранная совокупность носит более случайный характер, если исходная точка определяется путем использования генератора случайных чисел в компьютере или таблиц случайных чисел.

3. Бессистемный отбор (отобранная совокупность формируется не следуя какой-либо систематизации).

4. Отбор элементов для проверки блоками.

Представительность выборки, так называемая репрезентативность, т.е. все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.

Если аудитор полагает, что в проверяемой совокупности содержится ошибка, ему необходима большая по объему выборка, чтобы проверит, что общая величина таких ошибок в совокупности не превысит размера допустимой ошибки.

Малый размер выборки используется, если аудитор предполагает, что совокупность свободна от ошибок.

Для любой выборки аудиторская организация обязана:

1) анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку,

2) экстраполировать (распространять) полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность,

3) оценить риски выборки.

Анализируя найденные ошибки, аудиторская организация может прийти к выводу, что они носят общие черты связанные с типами операций, производственными единицами и подразделениями, для которых найдены ошибки, временем возникновения ошибок. В этом случаи аудиторская организация может разбить проверяемую совокупность на подсовокупности по соответствующим признакам и проверять каждую из них раздельно, что позволяет ей достичь более точных результатов.

Аудиторская организация обязана в обязательном порядке отражать в рабочей документации все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные этапы выделяют при планировании проверки?

2. В чем состоит суть предварительного планирования проверки?

3. Раскройте сущность подготовки и составления общего плана проверки.

4. В чем смысл подготовки и составления программы проверки?

5. Что такое аудиторская выборка?

6. В каких случаях применяется выборочный метод проверки?

7. Что такое статистический подход к выборочной проверке?

Первым начальным этапом аудиторской проверки является этап планирования . Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Аудитор должен планировать аудиторскую проверку так, чтобы обеспечить эффективное проведение аудита.

Планирование аудита начинается еще до написания письма-обязательства и заключения договора с субъектом о проведении аудиторской проверки. Цель планирования аудита – определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.

Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:

1) предварительное планирование;

2) подготовка и составление общего плана;

3) подготовка и составление программы.

Общие принципы планирования аудита регламентируются МСА 300 «Планирование»:

· комплексность – т.е. обеспечение взаимоувязки всех этапов работы от предварительного планирования до составления плана и программы аудита;

· непрерывность – т.е. выражающаяся во взаимосвязи стратегического и тактического планирования аудита особенно при постоянной работе аудиторской фирмы с клиентом в течение длительного времени;

· оптимальность – предусматривает разработку нескольких вариантов плана и выбор оптимального;

· мобилизующий – базирующийся на реальных, но эффективных нормах использования времени специалистов.

Планированию уделяется большая часть времени (при повторном аудите – 5-10 % времени, при первичном аудите – 20-25 % и более), которое затрачивается на аудиторскую проверку, хотя масштабы планирования зависят в каждом конкретном случае от условий работы с клиентом.

В соответствии со стандартом 300 «Планирование» работа с субъектом хозяйствования должна начинаться с предварительного планирования .

Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на проведение аудиторской проверки, т.е. моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии происходит знакомство аудитора с клиентом, в результате чего аудитор должен принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен изучить всю имеющуюся и доступную ему информацию об организации клиента.

Для этого в первую очередь он использует материалы, хранящиеся в постоянном архиве аудиторской фирмы, может использовать информацию, полученную от других аудиторских фирм и организаций. Для уяснения спорных вопросов аудитор выезжает к клиенту, предварительно согласовав с ним перечень вопросов подлежащих обсуждению.



Источниками информации могут быть: устав организации; документы о его регистрации; протоколы заседаний Совета директоров и собраний акционеров; договоры; приказы об учетной политике; внутренние отчеты аудиторов; внутрифирменные инструкции; организационная структура; список филиалов и дочерних компаний; материалы судебных и арбитражных исков; статистическая отчетность; сведения, полученные из бесед с руководством и персоналом предприятия, а также при осмотре организации и ее основных подразделений.

В процессе предварительного планирования аудитору следует ознакомиться с историей становления организации, ее организационно-управленческой структурой, видами деятельности, структурой уставного капитала, системой оплаты труда и распределения прибыли, системой внутреннего контроля и т.п.

Приобретение знания бизнеса является важной частью планирования работы аудитора. Согласно МСА 310 «Знание бизнеса» при выполнении аудита финансовой отчетности аудитор должен иметь или приобретать знания о бизнесе в объеме, достаточном для выполнения и понимания событий, операций и принятой практики, которые, по мнению аудитора, могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторский отчет.

Уровень знаний аудитора, необходимый для оказания услуг, включает общее знание экономики и отрасли, в рамках которой субъект осуществляет свою деятельность, а также более конкретное знание о том, каким образом функционирует субъект.

В приложении к данному стандарту приведен список вопросов, подлежащих рассмотрению в случае оказания конкретных услуг.

В целях эффективного использования знания бизнеса клиента аудитор должен рассмотреть, каким образом данное знание влияет на финансовую отчетность в целом, и соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности полученным аудитором знаниям о бизнесе клиента.

Знание о бизнесе аудитор получает из различных источников, которые приведены в п. 8 МАС 310. Здесь же подробно рассмотрен порядок получения таких знаний.

Очевидно, что понимание бизнеса, в условиях которого функционирует организация, помогут аудитору:

  • Оценить риски и выявить проблемы;
  • Планировать и проводить аудит эффективно и рационально;
  • Оценить аудиторские доказательства;
  • Обеспечить лучшее проведение аудита

Вопросы, подлежащие рассмотрению при изучении бизнеса, приводятся в приложении к МСА 310.

По окончании предварительного планирования аудитор должен владеть информацией о:

· внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, отражающих экономическую ситуацию и отраслевые особенности;

· внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, связанных с его индивидуальными особенностями;

· независимости аудиторской фирмы по отношению к организации-клиенту.

Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и субъект хозяйствования пришли к соглашению о возможности аудита и в устной форме согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.

Основные условия проведения аудита и связанные с ним права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу субъекта хозяйствования письма-соглашения аудиторской организации о согласии на проведение аудита, целью которого является исключение возможного неправильного понимания сторонами условий предстоящего договора на проведение аудиторской проверки. Таким письмом аудитор в документальной форме обобщает договоренности, достигнутые сторонами на стадии предварительного планирования.

В зависимости от конкретных условий руководство аудиторской организации может выбрать оптимальный вариант документального оформления отношений с клиентом. Если применяется письмо-соглашение, то необходимо придерживаться формы и содержания документа, предписанных МСА 210 «Условия соглашений по аудиту». Согласно данного стандарта, основное содержание письма должно включать следующие аспекты:

  1. Цель аудита финансовой отчетности.
  2. Ответственность руководства субъекта за предоставляемую финансовую отчетность.
  3. Масштаб аудита, включая ссылки на действующее законодательство, нормативные акты или специальные документы профессиональных органов, которые аудитор соблюдает в своей работе.
  4. Формы каких-либо отчетов или иной способ предоставления результатов работы аудитора.
  5. Указание на то, что в силу присущих процессу аудита объективных ограничений, включая выборочный характер проверки данных, а также ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения могут остаться необнаруженными.
  6. Неограниченный доступ ко всем учетным записям, документации и прочей информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Дополнительно в данном документе может быть приведена другая информация.

Письмо-соглашение пока не применяется широко в деловом обороте. Свои отношения аудиторские организации с клиентами оформляют путем заключения договора на проведение аудиторской проверки.

На основе сведений, полученных в ходе предварительного планирования, аудитор приступает к разработке общего плана аудита , являющегося руководством в осуществлении программы аудита. Общий план аудитора представляет собой совокупность наиболее важной информации, которая влияет на организацию проверки и должна приниматься во внимание при определении хода и особенностей аудита финансовой отчетности. Согласно МСА 300 «Планирование» аудитор должен разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого масштаба и порядка проведения аудита. Документальное отражение общего плана аудита должно быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудиты, при этом его точная форма и содержание будут изменяться от размеров субъекта, сложности аудита, а также от конкретной методологии и технологии, используемых аудитором.

При разработке общего плана аудита необходимо включить следующие вопросы:

1 Знание бизнеса

2 Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

3 Риск и существенность

4 Характер, сроки и объем процедур

5 Координация, направление, руководство и обзор работы,

6 Прочие аспекты.

В общем плане аудита должны быть предусмотрены:

· сроки и график его проведения;

· даты подготовки и представления письменной информации аудитора руководству компании по итогам аудита, аудиторского заключения, а также промежуточных отчетов.

В плане обязательно следует предусмотреть способ проведения аудита – сплошной или выборочный.

Основной и заключительной частью работы над планом является формирование бригады аудиторов, распределение их в соответствии с профессиональными качествами по конкретным участкам аудита, инструктаж, ознакомление с планом и программой аудита и порядком контроля качества работы.

Общий план аудита должен быть составлен до начала конкретной проверки или в начале такой работы. При соответствующих обстоятельствах положения общего плана могут корректироваться в ходе аудита. Изменения, вносимые в план, и их причины аудитор должен подробно документировать

После составления плана разрабатывается программа аудита , предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его организации. Программа является инструментом реализации плана аудита.

Согласно вышеназванного стандарта аудитор должен разработать и документально оформить программу аудита, которая устанавливает характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита служит в качестве набора инструкций для ассистентов аудита, принимающих участке в аудите, а также в качестве способа контроля за надлежащим выполнением работы и его отражения.

Программа составляется до начала проверки. Для удобства работы программу лучше оформлять не как единый документ, а по разделам, посвященным отдельным сегментам проверки.

Общий план аудита и программа аудита должны пересматриваться в ходе проведения аудита по мере необходимости. Планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока оказания услуг для учета изменений в обстоятельствах или непредвиденных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины значительных изменений должны оформляться документально.

Некоторые положения общего плана и программы могут быть по усмотрению аудиторской организации согласованы с руководством аудируемой компании.

Выводы аудитора по каждому разделу плана и программы отражаются в его рабочих документах и служат основанием для составления заключения и формирования мнения о достоверности финансовой отчетности во всех ее существенных аспектах.

Введение……………………………………………………………………. 3

Предварительное планирование аудиторской проверки …….. 5

1.1. Предварительное планирование ……………………………… 5

1.2. Сбор общих сведений о клиенте ……………………………… 6

1.3. Доказательная информация и правовые

обязательства клиента …………………………………………… 7

1.4. Оценка уровня существенности ……………………………… 8

1.5. Ознакомление с системой внутрихозяйственного

контроля и оценка риска контроля …………………………. 9

1.6. Понятие риска в аудиторской проверке и его

компонентов ……………………………………………………….. 10

Глава 2. Разработка общего плана и программы

аудиторской проверки …………………………………………….…… 12

2.1. Общий план проведения аудиторской проверки…….….. 12

2.2. Программа аудиторской проверки ………………………….. 15

Заключение………………………………………………………………… 16

Список литературы………………………………………………………. 18

Приложение ……………………………………………………………….. 19

Введение

В настоящей работе рассматриваются предварительное планирование аудиторской проверки, составление плана и программы.

Общие принципы планирования аудиторской проверки изложены в стандарте аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96, протокол № 6).

Целью этого стандарта является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Задачами правила (стандарта) являются: описание предварительного этапа планирования аудита, формулирование принципов и описание порядка подготовки общего плана и программы аудита.

В работе применительно к аудиторской процедуре используется термин «аудиторская проверка», т.к. аудит – это мероприятие более общего порядка, тогда как аудиторская проверка – конкретное мероприятие, осуществляемое фирмой-аудитором, результатом которого является формирование заключения о положении дел на предприятии и соответствии документального и фактического состояния хозяйственной части.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудиторской проверки, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков ее проведения, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудиторской проверки должно проводиться аудиторской фирмой в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: комплексности; непрерывности; оптимальности.

Принцип комплексности планирования аудиторской проверки предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы проверки. Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

При планировании аудиторской организации следует выделить основные этапы: предварительный, подготовка и составление общего плана аудиторской проверки; подготовка и составление программы аудиторской проверки.

Глава 1.
Предварительное планирование аудиторской проверки

Перед началом проведения аудиторской проверки необходимо разработать ее общий план:

¨ Предварительное планирование

¨ Сбор общих сведений о клиенте

¨ Сбор информации о правовых обязательствах клиента

¨ Оценка существенности, аудиторского риска, риска для бизнеса.

¨ Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля

¨ Разработка общего плана и программы аудиторской проверки

1.1. Предварительное планирование аудиторской проверки

Это подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок. Упомянутые аспекты – важная составляющая качественной оценки деятельности аудиторской фирмы.

При подборе новых клиентов необходимо ознакомиться с финансовой информацией о клиенте – годовыми и промежуточными отчетами, различного рода документацией и т.п. Подробную информацию о компании и ее руководстве можно получить от обслуживающего ее банка, страховой компании, адвокатской фирмы и прочих, связанных с ней, юридических и физических лиц. Наиболее ценный источник информации – это аудитор, услугами которого ранее пользовался потенциальный клиент. Немаловажное значение имеет информация о вероятных рисках при обслуживании клиента и степени независимости аудиторской фирмы по отношению к возможному субъекту.

Большое значение имеет правильный подбор персонала, проводящего проверку. Назначая аудитора на конкретную операцию, целесообразно учитывать сложность работы, наличие специальных навыков (например, в области компьютерного аудита), необходимость привлечения дополнительной экспертизы и т.д. Персонал должен быть ознакомлен с общим планом проверки, целями и сроками работы, кругом своих обязанностей.

1.2. Сбор общих сведений о клиенте

Этот этап планирования необходим для адекватного проведения проверки. Лишь обладая достаточными знаниями о бизнесе клиента, отрасли в целом и его положении в отрасли, можно эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку. Аудиторам важно иметь представление об экономических условиях функционирования компании. Целесообразно проанализировать влияние на бизнес клиента изменений в законодательстве. Знание основных экономических факторов, под воздействием которых находится бизнес клиента, позволяет делать различного рода прогнозы, объяснять те или иные поступки клиента.

Определенную пользу может принести отраслевая информация. Особенно важно учитывать наличие значительных изменений в целом по отрасли, соотношения расширения или сужения деловой активности клиента в соответствии с динамикой в отрасли, подверженность отрасли циклическим колебаниям, надежность источников сырья и т.д. Своевременному выявлению возможных проблем, связанных с проверкой, способствует информация о конкурентной среде, в которой функционирует компания-клиент. Необходимо серьезное изучение практики учета, принятой в данной отрасли, и рассмотрение вопроса об использовании клиентом нетипичной для отрасли системы учета.

Детальное ознакомление с бизнесом клиента и положением в отрасли помогает выделить наиболее важные области аудиторской проверки – оценку степени риска и выявление природы ошибок, определение возможных проблем и нетипичных операций и т.д. Для этого необходима информация как о внешних факторах, находящихся вне контроля руководства компании-клиента, так и о внутренних.

Определение воздействия указанных факторов в прошлом и прогноз на будущие периоды является инструментом выявления требующих особого внимания статей бухгалтерской отчетности для оценки целесообразности и правомочности учетных операций. Если аудиторская фирма работает с клиентом в течение ряда лет, следует обратить внимание на изменения упомянутых факторов и провести сопоставление с предшествующими периодами. Подобные изменения могут, как снизить аудиторский риск, так и повысить вероятность возникновения существенных ошибок.

1.3. Доказательная информация и правовые обязательства клиента

Для вынесения профессионального суждения о финансовой отчетности клиента аудиторы должны собрать достаточное количество доказательной информации. Получение адекватной информации необходимо и для ознакомления с бизнесом клиента. Источниками информации служат публикации на общеэкономические, отраслевые и торговые темы, законодательные акты и методические рекомендации по бухгалтерскому учету и аудиту, документация компании, материалы прошлых аудиторских проверок. При этом информация должна быть доказательной и достаточной.

Чтобы считаться доказательной, информация должна быть реальной, уместной и беспристрастной. Наиболее доказательной является информация, полученная аудитором в результате его личных наблюдений и вычислений, а также полученная из независимых внешних источников. Достаточно низкой представляется доказательность информации, состоящей из документов, составленных, обработанных и хранящихся у клиента. Наименее доказательными считаются устные и письменные сообщения руководства и служащих компании, поэтому они обязательно должны подтверждаться другой информацией.

Официальных оценок количества информации, достаточного для составления аудиторского заключения, не существует. Успех планирования в значительной степени зависит от полноты информации. Труднодоступность или высокая стоимость получения информации не могут быть причинами для ее неполучения.