Перестановки, сочетания, размещения основные определения и обозначения. Особенности размещения населения в мире и факторы, их определяющие

По типу поселения населенные пункты подразделяют следующим образом: (на картах
их названия выделяют разными шрифтами):

Поселки городского типа (рабочие, курортные и прочие поселки);


и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа;

Поселки сельского и дачного типа (станицы, села, деревни, кишлаки, аулы), а также
отдельные дворы.

На картах их названия выделяют разными рисунками шрифтов (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Отображение типа поселения на топографических картах:

Снов - город; Новый - поселок городского типа; Локоть - поселок
сельского типа

По численности жителей населенные пункты подразделяют на следующие градации:

Города с числом жителей:

1 000 000 и более

от 500 000 до 1 000 000
от 100 000 до 500 000
от 50 000 до 100 000
от 10000 до 50 000
от 2 000 до 10 000
менее 2 000

Поселки городского типа с числом жителей:

2 000 и более
менее 2000

Поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях
и т. п., не отнесенные официально к категории поселков городского типа, с числом жителей:

1 000 и более
от 100 до 1 000
менее 100

Поселки сельского и дачного типа с числом жителей:

1 000 и более
от 500 до 1 000

от 100 до 500
менее 100
отдельные дворы

Число жителей в населенных пунктах устанавливается по основным картографическим
материалам с использованием новейших административно-территориальных справочников
и списков. Обязательно привлекаются данные переписи населенных пунктов.

Число жителей отображается на картах высотой шрифта. На старых картах под назва
нием населенных пунктов сельского типа указывается количество дворов, а на новых - число
жителей в тысячах с округлением (рис. 7.6):

при количестве жителей менее 1 000 - до 0,01 тыс.
от 1 000 до 100 000 - до 0,1
более 100 000 - до целых тысяч.

Например, при числе жителей 1 212 345, 17 145, 40 соответственно даются подписи
1212; 17,1; 0,04.

Рис. 7.6. Указание числа жителей в населенных пунктах сельского типа:
а - на новых топографических картах в тысячных долях;
б - на старых картах с указанием числа дворов

Политико-административное значение населенных пунктов отображается на картах
выделением столиц государств, административных центров и населенных пунктов, в кото
рых расположены местные органы власти.

Кроме того, на этих картах подчерком названия населенного пункта выделяют одно
именные названия с названиями железнодорожных станций, пристаней (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Населенный пункт Карелино, являющийся одноименным
с названием железнодорожной станции

Характер планировки. При изображении населенных пунктов на топографических
картах обязательно отображается их планировка. Города могут иметь регулярную, нерегуляр
ную и смешанную планировки.
Типичной для современных городов является регулярная пла
нировка: прямоугольная, радиальная и комбинированная. Разновидности этих планировок по
казаны на рис. 7.8.

Ре 2 улярная планировка - кварталы имеют форму правильных геометрических фигур
и относительно прямолинейные улицы.

Нере 2 улярная планировка - кварталы могут иметь произвольную форму и размеры, на
личие узких и кривых улиц.

Смешанная планировка - часть города имеет регулярную планировку, а другая часть -
нерегулярную.

Прямоу 2 ольная планировка - все улицы в городе взаимно-перпендикулярны.

Радиальная планировка - все улицы направлены к центру города.

Комбинированная планировка - часть города имеет радиальную структуру, а другая
часть - прямоугольную.


Рис. 7.8. Разновидности планировок городов:

а - регулярная (прямоугольная); б - радиальная; в - комбинирован
ная; 2 - нерегулярная; д - смешанная

Структура населенных пунктов сельского типа бывает:

Квартальная - представляет собой правильные кварталы, разделенные взаимно
перпендикулярными улицами. Застроенная часть кварталов проходит вдоль улиц.

Рядовая - представляет собой вытянувшиеся в один ряд постройки с прилегающими
с одной стороны приусадебными землями.

Участковая - представляет собой группы дворов, размещенные в беспорядке по всей
площади, занимаемой населенным пунктом.

Характер размещения населенных пунктов сельского типа на местности зависит от гео
графического ландшафта. Они могут размещаться по долинам рек, вдоль оврагов, по берегам
озер и морей, у перекрестков дорог и т. д. (рис. 7.9).


а -- квартальная; б - рядовая; в - участковое размещение;
2 - поселение в горной долине и около озера

Рис. 7.9. Типы застройки населенных пунктов сельского типа:
д - поселение по оврагу и водоразделу

Бессистемная застройка поселков сельского типа показывается условными знаками
отдельных строений. При большом количестве строений производится их отбор, при этом
в первую очередь показываются промышленные предприятия, общественные здания (шко
лы, больницы) и наиболее крупные строения. Делая генерализацию такого населенного
пункта, необходимо сохранить все крайние строения независимо от их размеров, чтобы вы
делить площадь, занимаемую этим населенным пунктом (рис. 7.10).

Рис. 7.10. Пример изображения поселка сельского типа с бессистемной застройкой:
а б
в

Рассредоточенная застройка поселков сельского типа показывается условными зна
ками отдельных дворов. Отбор дворов производится аналогично бессистемной застройке.
Крайние дворы также сохраняются, чтобы выделить общую площадь, занимаемую данным
населенным пунктом (рис. 7.11).


а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000

Рис. 7.11. Пример изображения поселка сельского типа с рассредоточенной застройкой:
в - на карте масштаба 1:100 000

Рассредоточенный тип поселения характеризуется тем, что отдельные жилые построй
ки находятся на значительном расстоянии друг от друга (более 50 м). Такой тип свойственен
для Абхазии, Средней Азии.

На топографических картах должны быть показаны, как правило, все населенные пунк
ты. При создании карт масштабов 1:50 000 и 1:100 000 на густонаселенные районы с боль
шим количеством отдельных дворов часть дворов может не показываться. На картах, созда
ваемых на необжитые и малообжитые районы, показываются все строения, в том числе и не
жилые.

На картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 показываются огнестойкие строения (камен
ные, кирпичные, железобетонные) заливкой оранжевого цвета, неогнестойкие (деревянные,
глинобитные и т. п.) - заливкой желтого цвета. На картах масштаба 1:100 000 характер огне
стойкости строений не показывается (рис. 7.12).

Рис. 7.12. Пример изображения поселка сельского типа:

а - на карте масштаба 1:25 000; б - на карте масштаба 1:50 000;
в - на карте масштаба 1:100 000

У крупных городов с числом жителей более 50 000 выделяют фоновой окраской оран
жевого цвета кварталы с плотной застройкой. К плотно застроенным кварталам относятся
кварталы или их части, в которых расстояния между строениями, как правило, не более 50 м.
В остальных городах, с числом жителей менее 50 000, кварталы даются заливкой черного
цвета (рис. 7.13).

Рис. 7.13. Пример изображения городов на картах масштаба 1:100 000:

а - крупный город с числом жителей более 50 000 человек; б - малый город
с числом жителей менее 50 000 человек

Составление населенных пунктов производится в определенной последовательности
(рис. 7.14):

1. Вначале наносят объекты, важные в экономическом отношении или имеющие значе
ние ориентиров (промышленные предприятия, сооружения башенного типа, церкви, памят
ники).

2. Дается изображение внешнего контура, магистральных и главных улиц.

3. Изображение второстепенных улиц и проездов.

4. Внутриквартальная застройка - показываются строения и сооружения в кварталах.

5. Заполнение контуров угодий условными знаками.

Рис. 7.14. Порядок составления населенного пункта

При составлении населенных пунктов всех трех масштабов необходимо точное сохра
нение очертаний и положения улиц, переулков, проездов, площадей и кварталов.

В понятие «улица» включаются проезжая часть и тротуары, зеленые насаждения между
ними и элементы благоустройства (фонари, указатели переходов, ограждения и др.).

На карте масштаба 1:25 000 показываются все улицы, проезды и тупики. На карте мас
штаба 1:50 000 не показываются некоторые второстепенные улицы, если их показ мешает
правильному отображению застройки. На карте масштаба 1:100 000 отбор улиц и тупиков
производится в зависимости от величины кварталов населенных пунктов.

Второстепенные улицы и тупики исключаются за счет объединения мелких кварталов
в более крупные. При этом необходимо сохранить планировку, форму и величину кварталов.

На карте масштаба 1:25 000 при изображении кварталов городов и поселков городского
типа показываются все строения и сооружения в них, если расстояния между ними будут не
менее 0,3 мм. Если расстояние будет меньше указанной величины, то строения следует пока
зывать с отбором. В первую очередь наносятся выдающиеся строения, затем строения,
имеющие большие размеры, а также расположенные у перекрестков улиц и на окраинах на
селенных пунктов. Примеры генерализации изображения застройки кварталов в городах
и поселках дачного и сельского типа показаны на рис. 7.15, 7.16.

Рис. 7.15. Генерализация изображения застройки в малых городах и поселках городского
типа в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

Рис. 7.16. Генерализация изображения застройки в поселках дачного и сельского типа
в масштабах:

а - 1:10 000; б - 1:25 000; в - 1:50 000; г - 1:100 000

На этих картах также выделяют парки, скверы, фруктовые, ягодные и цитрусовые сады,
виноградники, спортивные площадки, а также пустыри в кварталах населенных пунктов.

Подписи названий населенных пунктов. У всех нанесенных населенных пунктов должно
указываться их официальное название. На карте масштаба 1:100 000 можно оставлять без
подписей названий населенные пункты с числом жителей менее 50 человек, если их подписи
на данном участке нельзя разместить из-за большой перегрузки карты.

1. Какие требования предъявляются к изображению населенных пунктов на крупно
масштабных топографических картах?

2. Как классифицируются населенные пункты при их изображении на крупномас
штабных топографических картах?

3. Каким образом передается тип поселения на крупномасштабных топографических
картах?

4. Как подразделяются города, поселки городского типа и поселки сельского типа по
числу жителей?

5. Как передается число жителей на картах масштаба 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000?

6. Чем отличается показ числа жителей в поселках сельского типа на старых картах
и новых?

7. Какие названия населенных пунктов выделяются подчерком названия?

8. Какие планировки могут иметь города?

9. Чем отличается регулярная планировка города от нерегулярной планировки?

10. Чем отличаются смешанная и комбинированная планировки города?

11. Какие существуют виды застроек поселков сельского типа?

12. Дать характеристику бессистемной застройки населенного пункта сельского типа.

13. Дать характеристику рассредоточенной застройки населенного пункта сельского

14. Как производится отбор населенных пунктов на картах этих масштабов?

15. В какой последовательности составляется населенный пункт на картах этих мас
штабов?

16. Как производится отбор улиц, проездов и тупиков?

17. Как показываются выдающиеся строения?

18. До какого масштаба включительно показывается огнестойкость кварталов? Как она
передается на картах?

19. Что обозначает оранжевый цвет кварталов на топографических картах масштаба

20. Как делается отбор строений внутри кварталов населенных пунктов?

21. Как показываются плотно застроенные части кварталов?

22. Как делается отбор строений при бессистемной застройке?

23. Как делается отбор отдельно стоящих дворов при изображении населенных пунк
тов с рассредоточенной застройкой?

24. Какие населенные пункты на картах масштаба 1:100 000 можно оставлять без под
писи?

7.4. Изображение путей сообщения и их генерализация

На топографических картах дороги подразделяются по способу передвижения, мате
риалу покрытия, условиям проходимости и пропускной способности.

На топографических картах показываются:

Железные дороги;

Монорельсовые и подвесные дороги, фуникулеры и бремсберги, трамвайные линии
и наземные участки линий метрополитена;

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием;

Автодороги без покрытия или улучшенные грунтовые дороги, грунтовые, полевые
и лесные дороги;

Караванные пути, вьючные и пешеходные тропы, зимние дороги;

Железнодорожные сооружения (станции и станции метрополитена, разъезды, плат
формы, остановочные пункты, железнодорожные вокзалы, депо, блокпосты, семафоры и све
тофоры и др.);

Мосты, туннели, эстакады, виадуки, насыпи и выемки;

Трубы, пешеходные мосты, съезды с дорог с покрытием, фашинные участки дорог,
гати, гребли;

Горные перевалы, ограды и обсадки вдоль дорог.

К картам всех трех масштабов предъявляются следующие требования:

1. Правильно передать густоту дорожной сети.

2. Точно передать местоположение дорог.

3. Правильно показать класс каждой дороги и ее состояние.

4. Четко показать пересечения дорог, участков дорог у мостов, переправ и в местах, где
затруднен объезд.

5. Подробно отобразить дорожные сооружения, характеризующие оснащенность дорог,
служащих ориентирами.

6. Ось условного знака дороги должна точно соответствовать оси ее изображения на
картографическом материале.

7. Изображение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов со
держания карты .

Сухопутные пути сообщения по способу передвижения подразделяют на рельсовые
и безрельсовые . К рельсовым дорогам относят железные дороги, подвесные дороги, фунику
леры и бремсберги, трамвайные линии и наземные участки линий метрополитена.

Железные дороги показываются на картах с подразделением по ширине колеи (широ
коколейные с шириной колеи 1435 мм и более, в РФ - 1524 мм) и узкоколейные с шириной
колеи менее 1435 мм); по числу путей на одно-, двух- и многопутные; по виду тяги - элек
трифицированные и прочие и по состоянию полотна - действующие, строящиеся, разобран
ные (рис 7.17).

Рис. 7.17. Изображение железных дорог и сооружений на крупномасштабных топографических
картах:

а - однопутные, двухпутные, трехпутные; б - электрифицированные: однопутные, двухпут
ные, трехпутные; в - узкоколейные железные дороги и трамвайные линии; г - подвесные до
роги и фуникулеры; д - железнодорожные станции

Кроме этого показываются также монорельсовые железные дороги, трамвайные линии
(общим условным знаком с узкоколейными железными дорогами), подвесные дороги, фуни
кулеры (железные дороги на крутых подъемах, в горах с канатной тягой) и бремсберги, на
земные участки линий метрополитена.

Если линия железной дороги проходит через населенный пункт, то ее показывают без
разрыва, а при необходимости можно уменьшить толщину знака.

На картах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и оста
новочные пункты. Если станции расположены вне населенных пунктов, то обязательно дает
ся их название. На карте масштаба 1:25 000 показываются семафоры и светофоры.

Автодороги при изображении на картах подразделяются на автомагистрали, автодоро
ги с усовершенствованным покрытием и автодороги с покрытием, на улучшенные грунтовые
дороги, грунтовые (проселочные) дороги, полевые и лесные дороги, караванные пути
и вьючные тропы, пешеходные тропы (см. подразд. 5.3). Особыми условными знаками выде
ляются дороги с деревянным покрытием и зимние дороги (рис. 7.18).

Рис. 7.18. Пример классификации дорог на крупномасштабных топографических картах:

а - автомагистрали; б - автодороги с усовершенствованным покрытием; в - автодороги с
покрытием; г - улучшенные грунтовые дороги; д - автодороги с деревянным покрытием;
е - грунтовые дороги и труднопроезжие участки дорог; ж - полевые и лесные дороги;
з - зимние дороги

Автомагистрали, автодороги с усовершенствованным покрытием и автодороги с по
крытием показываются на картах данных масштабов все, независимо от густоты дорожной
сети. Улучшенные грунтовые дороги показываются также, как правило, все, только при со
ставлении карт масштаба 1:100 000 могут исключаться небольшие по протяженности дороги.

Грунтовые (проселочные) дороги на карты масштаба 1:25 000 наносятся, как правило,
все. На картах масштабов 1:50 000 и 1:100 000 дороги наносятся с отбором, если в данном
районе густая сеть дорог. При нанесении дорог низших классов предпочтение отдается:

1. Дорогам, обеспечивающим связь населенных пунктов с железнодорожными стан
циями, пристанями, аэродромами и дорогами высших классов.

2. Дорогам, являющимся продолжением главных проездов в населенных пунктах.

3. Всем дорогам, которые ведут к источникам воды, через перевалы к государственным
границам или вдоль границ.

4. Соединяющим населенные пункты по кратчайшему расстоянию.

5. Дорогам, обладающим наилучшими условиями проезда и имеющим более ровный
профиль.

При составлении дорог обязательно учитываются особенности картографируемой тер
ритории. Например, зимние дороги показываются только на картах, создаваемых на малооб
житые и труднодоступные районы, где отсутствуют дороги более высокого класса и проезд
возможен только в зимнее время.

На картах, создаваемых на малообжитые, горные и пустынные районы с редкой сетью
дорог, показываются все караванные пути и вьючные тропы.

Пешеходные тропы показываются при изображении труднодоступных районов (гор, та
ежных лесов, зарослей кустарников, болот), где нет других путей сообщения.

Обобщение контура дорог практически не делается. Обобщение допускается при изо
бражении извилистых дорог в горах, когда все извилины передать нельзя, при этом необхо
димо сохранить все основные повороты дорог.

Кроме основных дорог на картах выделяются фашинные участки дорог, гати и гребли
при длине их не менее 2 мм.

Фашины - представляют собой связки хвороста, уложенные на продольные лежни
и прижатые жердями; сверху фашины засыпают землей или песком.

Гати - сплошные настилы из бревен, размещенные по хворосту или жердям.

Гребли - невысокие насыпи из грунта, камней, и песка.

Иногда все эти примитивные сооружения по дорогам имеют местные названия, напри
мер, выстилки.

Если дороги пересекают горные хребты, то необходимо показывать перевалы с подпи
сями их отметок высот и периода доступности, например: (ГУ-Х), т. е. перевал доступен
с апреля по октябрь. Главные перевалы должны выделяться более крупным размером знака
и подписи.

При изображении автомагистралей и автодорог подписывается их техническая характе
ристика: ширина покрытия (для автомагистралей - ширина одной полосы и количество по
лос), ширина дороги с обочинами (для автодорог) и материал покрытия, а также обозначает
ся граница смены материала покрытия. Материал покрытия обозначается условными сокра
щенными подписями:

А - асфальтобетон, асфальт
Б - булыжник

Б м - битумоминеральная смесь

Б р - брусчатка

Г - гравий

К - камень колотый

Ц - цементобетон

Щ - щебень

Ш л - шлак

При изображении улучшенных грунтовых дорог подписывается только ширина проез
жей части дороги.

У изображений автомагистралей и автодорог даются подписи номеров дорог, а также
выделяют номера трансмагистральных маршрутов (европейских, азиатских и др.). Номера
определяются по новейшим дорожным картам и атласам автомобильных дорог (рис. 7.19).

У выходов за рамку листа карты условных знаков дорог подписывается их направле
ние: дается подпись собственного названия ближайшего населенного пункта и указывается
расстояние в километрах (рис. 7.19)

Порядок и правила составления дорог. Дороги на картах данных масштабов всегда
составляются в последовательности от высшего класса к низшему. Железные и автодороги
отрабатываются сразу на всем листе, а остальные - составляют по отдельным участкам.

Вначале составляются дорожные сооружения, условные знаки которых прерывают
изображение дороги (например, железнодорожные станции, туннели, мосты). Потом состав
ляется сама дорога, а только после этого наносятся все остальные дорожные сооружения.

При изображении дорог необходимо следить за тем, чтобы ось условного знака дороги
точно соответствовала оси ее изображения на картографическом материале. Векторизация
дорог делается строго по оси условного знака дороги.

Нарушение этого правила допускается только в том случае, когда произошло слияние
дороги с другими объектами. Если при составлении дорог в более мелком масштабе про
изошло слияние дороги с берегом реки, озера или моря, то смещается условный знак дороги.
Если произошло слияние двух дорог, то смещается условный знак дороги низшего класса.

Рис. 7.19. Указание номеров дорог и их направлений на топографических картах

С особой тщательностью отрабатываются на карте повороты и пересечения дорог. Изо
бражение дорог должно быть согласовано с изображением других элементов содержания
карты (гидрографии, населенных пунктов и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие виды дорог показываются на крупномасштабных топографических картах?

2. Как классифицируются железные дороги?

3. Какие требования предъявляются к изображению дорог?

4. Как показывается линия железной дороги, проходящей через населенный пункт?

5. Как показываются железнодорожные станции? Какие станции подписываются?

6. Как классифицируются автомобильные и грунтовые дороги?

7. Как делается отбор грунтовых и полевых дорог на картах масштаба 1:100 000?

8. С учетом чего передается конфигурация автодорог?

9. Какая характеристика дается автомагистралям и автодорогам?

10. Как даются подписи номеров и характеристик дорог?

11. Какие дорожные сооружения даются на картах этих масштабов?

12. Каким дорогам низшего класса отдается предпочтение при их генерализации?

13. В каком случае показываются зимние дороги?

14. Что такое фашины, гати, гребли?

15. Какая характеристика дается дорогам, пересекающим горные хребты?

16. Что подписывается у выходов за рамку листа карты основных дорог?

17. В какой последовательности составляются дороги?

18. В каком случае ось дороги может быть отодвинута относительно ее положения на
исходном картографическом материале?

7.5. Изображение рельефа и его генерализация
на крупномасштабных топографических картах

Рельеф на картах всех трех масштабов изображается горизонталями, условными знака
ми
обрывов, скал, оврагов, промоин, осыпей, и т. п. и отметками высот. Изображение рель
ефа дополняется подписями абсолютных и относительных высот характерных точек местно
сти, подписями горизонталей и указателями направления скатов (бергштрихами)
(см. подразд. 5.4, 5.4.1).

В результате того, что крупномасштабные топографические карты используются для
детального изучения и оценки местности и проведения различных расчетов и измерений по
ним, то к изображению рельефа предъявляются наиболее строгие требования:

1. Необходимо наглядно передать характер рельефа и степень его расчлененности.

2. Точно отобразить расположение, размеры и формы неровностей местности, характе
ризующие ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, а также возможность ори
ентирования на местности.

3. Наглядно и правильно передать морфологические особенности различных типов
рельефа (равнинно-эрозионного, холмисто-моренного, горного, карстового, вулканического,
рельефа песков и др.).

4. Точно и четко передать основные орографические линии и точки (водоразделов,
тальвегов, уступов, вершин, седловин и т. д.).

5. Правильно и четко отобразить направление склонов, их крутизны, а также резких
нарушений поверхности (обрывов, оврагов и промоин, выходов коренных пород и др.).

6. Расставить отметки высот таким образом, чтобы была возможность быстрого опре
деления абсолютных высот точек местности и превышений одних точек над другими .

При изображении рельефа горизонталями очень важно правильно подобрать высоту
сечения рельефа. Основная высота сечения устанавливается в зависимости от характера
рельефа картографируемой территории. В пределах одного листа карты основная высота се
чения не меняется. На топографических картах, согласно , применяются следующие вы
соты сечения (табл. 7.4).

Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения — 8,6 человек на 1 кв. км (в Европейской части — 29 человек на 1 кв. км, а в Азиатской — около 2 человек на 1 кв. км). Наибольшая плотность населения (которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку) наблюдается в . Самая высокая плотность населения (320 чел на 1 кв.км) в Московской области, а самая низкая – в Эвенкийском АО (0,03 чел на 1 кв.км).

Формы расселения и типы населенных пунктов

Живет в населенных пунктах, которые подразделяются на:

  • города;
  • поселки городского типа;
  • рабочие поселки;
  • курортные поселки;
  • сельская местность (села, деревни, аулы, станицы).

Городом в России считается населенный пункт, в котором живет не менее 12 тыс человек при условии, что 95 % из них рабочие и служащие, а также члены их семей.

Поселком городского типа считается населенный пункт, численность населения которого не менее 3 тыс человек и доля незанятых сельским хозяйством составляет 85 %.

Жители городов и поселков городского типа считаются городским населением.

В России насчитывается свыше тысячи городов и около 2200 поселков городского типа.

Города различают по функциям: промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты и т.д., а также по людности: малые (до 20 тыс.), средние (до 100 тыс.), большие (до 250 тыс), крупные (до 500 тыс), крупнейшие (до 1 млн) и города-миллионеры.

Города-миллионеры : Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Пермь.

Города-миллионеры, а также ряд крупнейших городов вместе со смежными городами меньших размеров образуют городские агломерации . Самая крупная агломерация России – Московская (14 млн человек). Другие крупные агломерации: Самарская, Нижегородская, Екатиринбургская.

Следующая стадия городского развития – мегалополисы в России пока не представлены. В стадии формирования находится мегалополис Москва – Владимир – Нижний Новгород, возможно формирование мегалополиса на оси Москва – Санкт-Петербург.

Сельское поселение отличается от городского меньшими размерами и зональной спецификой, т.е. характер расселения сельского населения различается по природным зонам в зависимости от условий для хозяйственной деятельности, обычаев и традиций проживающих в тех регионах народностей.

В зоне тундры преобладают крупные постоянные поселки по берегам рек, где жители занимаются охотой и рыболовством, которые сочетаются с временными пунктами, где останавливаются при перегоне стад оленеводы.

В северной тайге поселения, средние по величине, расположены также по берегам рек и озер, так как по ним чаще всего сплавляют лес. Жители этих селений занимаются лесозаготовками и на заливных лугах.

В южной тайге сеть мелких поселений обычно приурочена к возвышенностям, где небольшие сельскохозяйственные земли перемежаются с лесами и болотами.

В южной части лесной зоны земледелие носит уже не очаговый, а выборочный характер (распахано до 40% площадей). Сеть поселений здесь очень густая, но численность жителей в них невелика (в среднем 100 жителей). Это связано с невысоким плодородием подзолистых и дерново-подзолистых почв.

В лесостепной и степной зонах , где находятся самые плодородные почвы – , существует сплошное земледелие. Сеть поселений здесь менее густая, чем в лесной зоне, но сами населенные пункты многочисленны.

В сухих степях и пустынях земледелие опять приобретает черты очагового типа, поэтому сельские поселения крупные и располагаются в долинах рек и у пастбищ.

В горных районах расселение подчинено высотной зональности: в долинах рек расположены крупные поселения, жители которого занимаются , а выше расположены мелкие населенные пункты животноводов.

Урбанизация в России

В России, как и в большинстве развитых стран мира,приостановился : соотношение городских и сельских жителей сохранилось на уровне переписи 1989 г. — 73% (или 106,4 млн. человек) и 27% (или 38,8 млн. человек) соответственно.

Большая часть городского населения России проживает в крупных, крупнейших городах и городах – миллионерах. Причем, почти пятая часть населения страны проживает в 13 городах — «миллионниках»: Численность двух самых крупных городов России составила: Москвы — 10,4 млн. человек, — 4,7 млн. человек. Столица Российской Федерации входит в число 20-ти крупнейших городов мира. Среди субъектов РФ самые высокие показатели урбанизации (не считая городов Москва и С.Петербург) имеют: Мурманская область (92%), Магаданская область (92%) и Ханты-Мансийский АО (91%). Самые низкие показатели имеют Усть-Ордынский Бурятский АО (0%), Корякский АО (26%), Эвенкийский АО (33%), Чеченская республика (34%).

Среди регионов самые высокие показатели имеет (78%), Центральный район (77%), и (по 76%). Наименее урбанизирован (50%).

Зоны расселения населения России

По плотности и особенностям расселения людей, преобладающим типам населенных пунктов и степени хозяйственного освоения в России различают несколько зон.

Основная полоса расселения

Она включает почти всю Европейскую часть России, юг Сибири и Дальнего Востока и занимает 34% территории страны. Здесь находится зона сплошного заселения страны и проживает 93 % ее населения. В пределах этой зоны наблюдается высокая плотность населения (50 человек на 1 кв км), большое число крупных городов, городских агломераций, сосредоточена почти вся обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство (без оленеводства) страны.

Зона Крайнего Севера

Она расположена к северу от основной полосы расселения и включает 64% территории страны. Расселение в пределах этой зоны очаговое, т.е. отдельные населенные пункты и их группы разбросаны островками на необъятных просторах тундры и тайги, вблизи крупных ресурсных баз, по долинам рек и вдоль транспортных путей. Плотность населения здесь очень низкая – 0,9 человек на кв км и проживает всего 11,5 млн человек. В настоящее время происходит отток населения из этой зоны.

Аридная зона

Эта зона находится в районах пустынь и полупустынь, где крупные города формируются вблизи месторождений , а сельские поселения там, куда приходит вода.

Виды гостиниц и других средств размещения

Размещение занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам во время путешествия, и являются неотъемлемой частью каждого тура.

Средства размещения, под которыми понимают любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющий места для ночевки, составляют основу туристской индустрии. На их долю приходится до 65% лиц, занятых в туристской сфере, и около 68% всех поступлений от туризма. Строительство новых средств размещения существенно повышает привлекательность туристского направления, увеличивает поток туристов. Высокий сервис предоставления услуг по размещению определяет также такие психологические аспекты туризма, как удовлетворенность путешествием и высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране.

В многообразии имеющихся средств размещения особое место принадлежит гостиничной индустрии.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ГОСТИНИЦ

Транзитные и целевые гостиницы как главные группы гостиниц в мировом гостиничном фонде

Исходя из функционального назначения гостиничных предприятий прежде всего выделяют их две большие группы: транзитные; целевые.

Транзитные гостиницы предназначены для обслуживания туристов в условиях кратковременной остановки. Обычно они располагаются вдоль магистралей с большим движением и отличаются малой или средней вместимостью и ограниченным уровнем комфорта.

В группе целевых гостиниц выделяют гостиницы делового назначения и гостиницы для отдыха.

Гостиницы делового назначения обслуживают лиц, пребывающих с деловой целью (деловая поездка, командировка, участие в съезде, конференции, симпозиуме и т.д.). Для обслуживания деловых людей должны быть созданы соответствующие условия, в связи с чем к гостиницам делового назначения предъявляются следующие требования: месторасположение вблизи административных, общественных и других центров городов и поселений; преобладание в номерном фонде одноместных номеров; обязательная организация в номере, наряду с зоной отдыха и сна, рабочей зоны; наличие в номерном фонде номеров-апартаментов, необходимых для обслуживания деловых людей с членами их семей; наличие специальных помещений для проведения деловых мероприятий: конференц-залов (желательно различной вместимости), переговорных комнат, помещений для экспозиции и т.д.; наличие специального технического оборудования: для синхронного перевода, современных средств связи и оргтехники; наличие служб финансового обеспечения (отделений банков, пунктов обмена валюты и т.д.); обеспечение возможности предоставления высококачественного питания (наличие ресторанов, кафе, баров высоких категорий обслуживания, а также доставка питания в номера); оборудование стоянок и гаражей для транспортных средств.

Среди гостиниц для отдыха выделяют курортные и туристские. Концепция курортной гостиницы предусматривает предоставление размещения, питания и ряда дополнительных услуг людям, стремящимся к отдыху и восстановлению здоровья. Наиболее популярным местом размещения курортных гостиниц являются территории, предоставляющие возможности для отдыха и лечения в естественных климатических и природных условиях: на морских побережьях, в горных районах и т.д.

В структуре курортных гостиниц в обязательном порядке должны быть предусмотрены помещения для оказания медицинских услуг лечебно-профилактического характера, предоставления диетического питания, занятий спортом, активного отдыха и др.

Продолжительность периода активного функционирования курортных гостиниц может варьировать от 90 до 180 дней, что часто зависит от климатических и ряда других факторов.

Сущность концепции туристской гостиницы сводится к следующим моментам:

1) туристская гостиница располагается, как правило, на туристских маршрутах, с которых принимает клиентов;

2) комплекс услуг, предлагаемых в туристской гостинице, формируется в соответствии с программой маршрута и заранее определяется ваучером или путевкой;

3) для организации обслуживания в структуре туристской гостиницы предусмотрены турбюро или бюро путешествий и экскурсий.

В зарубежной практике в группе туристских гостиниц наибольшее распространение получили гостиницы спортивного назначения, представляющие туристам широкие возможности для занятия различными видами спорта (гольф-отели, отели для пловцов, отели с теннисными кортами и т.д.).

Особенности видов гостиниц в зависимости от их назначения

В зависимости от назначения гостиниц, особенностей категорий обслуживаемых туристов и некоторых других факторов различают такие виды гостиниц: мотель, кемпинг, ротель, флотель, ботель, туристская база, туристский приют.

Необходимо более подробно рассмотреть следующие виды гостиниц:

1) акватель - стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство и используется в качестве отеля;

2) апарт-отель - отель, состоящий из квартир, цена которых не зависит от числа проживающих в нем гостей. Рассчитан на самообслуживание, в том числе на самостоятельное приготовление гостями еды, поэтому в номерах обязательны кухни с необходимым инвентарем. В Европе получила развитие разновидность апарт-отеля - «анонимный пансион» - форма, которая позволяет владельцам квартир заключать договор с агентством о сдаче своей жилплощади - одной из квартир обычного жилого дома. В качестве «анонимного пансиона» может предлагаться и небольшой частный дом; иногда владелец дома сдает несколько комнат, а в остальных живет его семья;

3) база туристская - туристский комплекс, расположенный на маршруте с активными способами передвижения, в состав которого входят помещения для активного отдыха туристов. Обычно принимает туристов, совершающих походы с активными способами передвижения: горные, водные, лыжные, пешеходные. Как правило, туристские базы располагаются в живописных местах, в ущельях, на опушке леса и.т.п.;

4) бизнес-отель - специализированная гостиница для обслуживания бизнесменов. Первый бизнес-отель был открыт в 1908 году в Буффало (США) Элсвортом М. Статлером под названием «БУФФАЛО СТАТЛЕР» и предоставлял бизнесменам максимальные для того времени удобства: наличие индивидуальных дверных замков, водопровода, туалетных комнат, выключателей у дверей, ванных в каждом номере, бесплатной утренней газеты. Наиболее быстрыми темпами бизнес-отели начали развиваться в 20-е гг. Именно в это время был построен самый большой в мире отель «СТЕФЕНС» (1927 г.), позже переименованный в «КОНРОД ХИЛТОН» и ознаменовавший начало империи Конрода Хилтона в гостиничном бизнесе;

5) ботель - небольшая гостиница на воде, в качестве которой может использоваться соответствующим образом оборудованное судно;

6) бунгало - небольшое строение из легких материалов, используемое для размещения туристов. Широко распространено в международных молодежных туристских центрах.

Наиболее примитивными средствами размещения в мире являются так называемые гостевые дома, где предоставляется единственная услуга – размещение;

7) гостиница конгрессная - гостиница, специализирующаяся на приеме и обслуживании гостей конгрессов и выставок;

8) гостиница курортная - гостиница, специализирующаяся на приеме и обслуживании туристов, прибывших в данное место в целях отдыха и рекреации. Ее концепция включает предоставление помещений и дополнительных удобств для обслуживания индивидуальных посетителей, семей и групповых туристов, прибывающих на отдых в воскресные дни и на каникулы. В последние годы многие курортные гостиницы с целью выровнять загрузку в межсезонье стали обращать внимание на конгрессный и деловой туризм, являющиеся вторым и третьим по значению сегментами рынка;

9) гостиница курортная городская - городской отель, имеющий специальную материальную базу для рекреации гостей: рекреационные центры со спортивными тренажерами, бассейнами, а также прямые связи с теннисными и плавательными спортивными клубамии;

10) гостиница курортная конгрессная - предприятие сферы гостеприимства, которое основными своими клиентами считает компании, участники которых участие в работе конгрессов сочетают с отдыхом. Наряду с помещениями для проведения конгрессов и специализированным оборудованием может иметь собственные поля для игры в гольф, горнолыжные склоны и т. д., а также специальную службу досуга;

11) дача - второе рекреационное жилище, принадлежащее частному лицу и им же используемое для отдыха. Первые дачи в России появились в конце XIX в., они были сконцентрированы вдоль железных дорог - основной транспортной артерии, которой пользовались дачники в маятниковых поездках из города на дачу и обратно. Дача используется главным образом в летний период и ориентирована на семейный отдых;

12) двор постоялый - старейшие предприятия сферы гостеприимства. Известны с I в. до н.э. (Римская империя). Располагались вдоль главных дорог для обслуживания путешествующих чиновников и купцов, а затем и паломников. Основные услуги: размещение и питание;

13) деревня экологическая - социально организованная территория, обеспечивающая отдых в естественной среде с использованием традиционных для России средств размещения (изба) и питания. В России планируется создание экологической деревни под эгидой ВТО в Галическом районе Костромской области.

Экологическая деревня обеспечивает натуральное поведение туристов, наблюдение за домашними животными, другие элементы агрорекреационного комплекса;

14) кемпинг - лагерь для авто-, мото-, велотуристов, обычно расположенный в загородной местности, иногда - недалеко от мотеля. Туристам кемпинга предоставляются места для ночлега, часто в палатках или летних домиках, оборудованных кухнями для индивидуального приготовления пищи и некоторыми элементарными удобствами;

15) мотель - гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги. Придорожный отель, в котором кроме комфортабельных номеров, автотуристам предоставляются места для стоянки автомашин с соответствующим обслуживанием. Мотель - средство размещения автотуристов, приспособленное для семейного размещения и обслуживания семьи, без необходимости оплаты всего комплекса услуг, как это предлагают отели. Таким образом, мотели предлагают ограниченный набор услуг по более низким ценам, нежели отели.

Первые мотели появились в США в 50-е гг. XX века, когда Кеммоно Уилсон построил один из первых отелей для автомобилистов - «ХОЛИДЕЙ ИНН». В начале 90-х гг. доля мест размещения в мотелях США составляла 38% .

Наряду с развитием мотелей все большую популярность приобретает и такой тип гостиничных предприятий, как мотоотели. Они предлагают те же услуги, что и мотели, но отличаются повышенной комфортностью и более высоким качеством обслуживания, характерными для отеля;

16) отель - традиционный тип гостиничного предприятия, располагающийся, как правило, в крупном городе или значительном рекреационном месте, имеющий большой штат обслуживающего персонала, предоставляющий широкий набор дополнительных услуг и высокий уровень комфорта. Самый крупный отель в мире - «Ambassador City Jomtien» находится в городе Патайя, Таиланд. Он насчитывает 5 100 номеров;

17) пансион - предприятие размещения, получившее широкое распространение в мировой практике. Проживание в пансионе обходится гораздо дешевле, чем в обычных гостиницах. Он не попадает под категорию звездности, так как не обязан соответствовать стандартам, это свободная фирма. Традиционный пансион отличается небольшим количеством комнат и обычно рассчитан на проживание до 10-20 человек. Чаще всего он принадлежит одной семье, которая обслуживает постояльцев. В стоимость проживания включается только домашний завтрак. Для пансиона характерна атмосфера радушия и тепла, что наряду с низкими ценами привлекает клиентов;

18) ротель - передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами - спальными отсеками, в которых имеются также помещения для переодевания, общая кухня и общий туалет;

19) фотель - плавающая гостиница, большой отель на воде, специально оборудованное судно. Иногда его называют «курортом на воде». Кроме комфортабельных номеров, здесь туристам предоставляется большой набор услуг активного отдыха: бассейны, тренажерный зал, видеотеки, водные лыжи, оснащение для подводного плавания и т.п. Такие гостиницы оборудованы также залами для конгрессов и концертов, библиотеками, помещениями для временных офисов и средствами оперативной связи. Гостиницы на воде - зафрахтованные комфортабельные суда - в последнее время часто используются для организации специализированных путешествий и круизов, таких, как бизнес-туры, конгресс-туры, туры с обучением и т.п.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ

Понятия гостиницы, средств размещения, отеля. Классификация средств размещения

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п. К этой деятельности относят и услуги ресторанов.

Понятие «гостиница» определяют и соответствующие нормативные документы. Так, Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения характеризует средства размещения как предприятия различных организационно-правовых форм, занимающиеся временным размещением туристов, имеющие не менее пяти номеров, и относит к их числу гостиницы, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), дома отдыха, пансионаты, гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.

В Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.97 г., гостиница рассматривается как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.

Наряду с понятием «гостиница» все чаще используется термин «отель», который определяет гостиничное предприятие, предоставляющее широкую номенклатуру и высокое качество услуг, создает изысканный комфорт и атмосферу гостеприимства.

Классификация средств размещения туристов приводится также в ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». В соответствии с этим документом все средства размещения подразделяют на коллективные (гостиницы, мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития) и индивидуальные (квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем).

Специфика прочих средств размещения

Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимается:

1) общее число мест ночевки превышает некоторый минимум;

2) объекты размещения имеют руководство;

3) управление объектом строится на коммерческой основе.

В зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг в составе гостиниц различают гостиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и пр.

Группа заведений, аналогичных гостиницам, обладает номерным фондом, предоставляет перечень обязательных услуг. Таковы пансионы, меблированные комнаты, туристские общежития и т.п.

Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам, заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные фермы и пр.), лагеря, средства размещения в общественных видах транспорта (поезда, суда), в конгресс-центрах.

Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, в санаториях, на курортах является не главной. Здесь прежде всего, необходимы лечение и профилактика заболеваемости приезжающих путем привлечения естественных факторов (климат, море, минеральная вода и пр.). Материальные и духовные влияния на человеческий организм включают устранение привычных условий труда и отдыха, обогащение приезжающих новыми впечатлениями. Наряду с лечением организуется питание, отдых, спорт, быт и, естественно, ночевка проживающих.

Прочие коллективные средства размещения включают прежде всего жилища, предназначенные для отдыха. Примерами этой группы средств размещения служат гостиницы квартирного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения имеют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом (лицами) или организацией. Ирландский совет по туризму, например, предусматривает следующую организацию комплекса домов для отдыха. Комплекс включает не менее девяти построек, в одной из них находится контора. Постройки являются долговременными сооружениями, с отдельными входами, в хорошем эксплуатационном состоянии. В каждом доме находятся помещения для сна, обеда, отдыха, склад, ванная и туалеты с соответствующим оборудованием, предусмотрено использование пространства вне дома. Каждое средство размещения подготавливается и убирается для каждого нового постояльца. Услуги по текущей уборке постелей и помещения клиенту не оказываются.

В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов. Клиенту предоставляются ночевка и ряд услуг типа информационных, торговых, досуговых.

Туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует также считать прочими коллективными средствами размещения.

Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются жилища (квартиры, коттеджи, особняки), которые арендуются поочередно членами домохозяйства (таймшеринг).

Турист может также разместиться в семейном доме на правах аренды. Турист может получить в аренду у частного лица или агентства полностью оборудованное жилище (дом, квартиру, коттедж) либо бесплатно остановиться у родственников, знакомых.

Вместо заключения

Размещение - самый важный элемент туризма. Нет размещения (ночевки) - нет туризма. Это непреложное и жесткое требование экономики любого туристского региона или центра, жаждущего твердых и больших доходов от приема туристов и эксплуатации своих туристских ресурсов.

В мировом гостиничном фонде выделяются две главные группы гостиниц: для постоянного проживания и для временного проживания. В свою очередь, они подразделяются на: транзитные гостиницы, обслуживающие любой контингент в условиях кратковременной остановки; гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, находящихся в деловых поездках и командировках; гостиницы для отдыха (туристские, курортные и т.п.). Для всех этих гостиниц разработаны общие обязательные требования на период временного проживания клиентов, наличие условий для размещения, питания, бытового обслуживания, а также специфические требования, обусловленные необходимостью удовлетворять клиентов с учетом их запросов.

В зависимости от назначения гостиниц, особенностей категорий обслуживаемых туристов и некоторых других факторов различают такие виды гостиниц, как мотель, кемпинг, ротель, флотель, ботель, туристская база, туристский приют и др.

Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные отели и общежития, апартаменты, туристские хутора, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

Список использованных источников

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: БГЭУ, 2003.

3. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: Новое знание, 2004.

4. Линн ван дер Ваген. Гостиничный бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

5. Организация и управление гостиничным бизнесом / Под ред. А.Л. Лесника, И.П. Матицкого, А.В. Чернышева. – М.: Интел универсал, 2000.

6. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева и др.; под общ. ред. А.П. Дуровича. – 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2005. – 640 с.

7. Сенин В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения. – М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и турист¬ских комплексах: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006. – 304с.

9. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. проф., д.э.н. Чудновского А.Д. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. – 400 с.

10. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. 3-е изд-е, исправ. и дополн. – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – 352 с.

(НА ДРУГИХ САЙТАХ), НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ, В ПЕЧАТНЫХ И ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦА АВТОРСКИХ ПРАВ (т.е. без разрешения Карпова С.О.).

При использовании данной информации в целях написания докладов, рефератов, курсовых и других работ, ссылка на Полевской ТурПортал ОБЯЗАТЕЛЬНА и должна выглядеть так:
Виды гостиниц и других средств размещения. - Полевской: Полевской информационно-туристический портал, 06.2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www..html

Вопрос размещения производства является решающим и требует тщательного анализа. Дело в том, что каждая зависит от многих факторов. Задача экономиста - найти наиболее выгодное место развития деятельности, чтобы производство было максимально рентабельным.

размещения производства

Территориальное размещение отраслей промышленности определяется под совокупным влиянием многих факторов. Их количественное и качественное соотношения образуют разные варианты размещения производственных предприятий. Такая пространственная ориентация зависит от обеспеченности страны или отдельных ее регионов природными, трудовыми, материальными ресурсами, от уровня научно-технического и экономического развития местности, имеющейся инфраструктуры и исторической особенности территории.

В экономике существует несколько трактовок понятия «фактор размещения производства». Одни ученые под факторами подразумевают ресурсы и условия, необходимые для изготовления определенного типа продукции, набор которых отличается в разных географических зонах. Другие утверждают, что делятся на природные богатства и общественные ресурсы (капитал, международные отношения, государственное влияние, деятельность крупных компаний).

Основные закономерности размещения производственных сил

Размещение производства происходит по закономерностям, которые являют собой выявление тенденции в размещении предприятия.

Эти закономерности предполагают:

  • эффективное размещение, которое бы обеспечивало наиболее рациональное использование ресурсов;
  • существование тесной связи между размещением производства и уровнем экономики в регионе;
  • зависимость предприятия от специализации местных трудовых ресурсов;
  • оценку комплексного развития хозяйственных отношений в регионе.

Анализ факторов размещения производства

Размещение предприятия имеет ключевое значение для эффективности его деятельности. Оно является своего рода экономической выгодой, результат которой проявляется в сокращении и на ее сбыт.

Для выбора наиболее выгодного размещения предприятия требуется провести детальный анализ издержек на основе знаний про факторы, влияющие на размещение производства. Так, необходимо произвести расчет следующих показателей:

  1. Затраты на аренду или покупку земли.
  2. Стоимость основного капитала - оборудование, транспорт, здания.
  3. Издержки на сырье и материалы.
  4. Стоимость рабочей силы.
  5. Транспортные затраты.
  6. Процентная ставка на кредитование.
  7. Амортизация основного капитала.

Из перечисленных видов затрат на размещение производства в наибольшей мере влияют издержки на сырье, рабочую силу, транспорт и топливо.

Классификация факторов

В зависимости от выполняемых функций различают такие факторы размещения производства:

  1. Природные - степень обеспеченности региона природными ресурсами; климатические, орографические, геологические и другие условия.
  2. Социально-демографические - наличие трудовых ресурсов и состояние социальной инфраструктуры.
  3. Научно-технические - уровень технической и технологической оснащенности региона.
  4. Экономические - развитость транспортной сети, географическое положение региона, сроки строительства, суммы капитальных и поточных затрат.
  5. Экологические - возможность создания благоприятных условий для труда и проживания местного населения, степень использования природных благ без ущерба для окружающей среды.

Каждая отрасль промышленности имеет свой набор определенных факторов. Например, ключевые факторы размещения производств машиностроения - это научно-техническая база, кооперирование, специализация и наличие трудовых ресурсов.

Эксперты провели анализ ресурсоемкости всех направлений экономики и оценили, в какой мере влияют на них главные факторы размещения производства. Таблица иллюстрирует степень зависимости основных отраслей промышленности от различных ресурсов.

Отрасли промышленности Сырье Топливо и энергетика Трудовые ресурсы Потребительская база
Электроэнергетика 0 2 0 2
Химическое производство 2 2 0 2
Черная металлургия 2 2 0 0
Цветная металлургия 3 0 0 0
Машиностроение 1 0 2 1
Производство стройматериалов 2 0 0 2
Лесная промышленность 3 0 0 2
Легкая промышленность 1 0 2 3
Пищевая промышленность 2 0 0 2

Шкала оценок: 0 - отсутствие воздействия; 1 - слабое влияние; 2 - сильное действие; 3 - фактор играет решающую роль.

По количеству баллов видно, как на разные влияют одни и те же факторы размещения производства. Таблица показывает сильную зависимость легкой промышленности от места нахождения потребителя, хозяйственного производства от ресурсных и топливно-энергетических факторов, а машиностроения от региона. Чем больше развитая страна, тем выше доля отраслей промышленности, которые тяготеют к потребителю. Таким образом, можно говорить об общемировой тенденции возрастания степени влияния потребительского фактора.

Природные факторы

Природные факторы, влияющие на размещение производства, были решающими на ранних этапах индустриализации. И только в эпоху НТР эта связь немного ослабла. Но все же для отраслей добывающей промышленности эта группа факторов продолжает оставаться главной.

Многие месторождения и бассейны природных ресурсов практически опустошены, поэтому добывающие предприятия начали передвигаться в новые места освоения, которые в большинстве случаев труднодоступные и характеризуются экстремальными условиями. Например, добыча нефти и газа в море и заливах. Однако освоение и эксплуатация новых месторождений природных ресурсов требует немалых капиталовложений и грозит загрязнением окружающей среды.

Социально-демографический фактор размещения производства

К социально-демографическим факторам относят численность населения, состояние социальной инфраструктуры, анализ качества и количества трудовых ресурсов.

Фактор рабочей силы оценивается затратами рабочего времени на единицу изготовляемой продукции. Для сравнения используют показатели заработной платы и себестоимость готового товара. Различают три группы трудозатрат производства:

  • высокотрудоемкие - большие затраты человеческого труда на производство малого количества продукции (производство телевизоров и электроники, текстильная промышленность, станкостроение);
  • среднетрудоемкие - примерно одинаковое соотношение трудозатрат с другими издержками (химическая и легкая промышленность);
  • нетрудоемкие - минимальные затраты труда работника на единицу продукции (энергетическая промышленность, металлургия).

Научный фактор размещения производства

В эпоху НТР этот фактор выделили в отдельную группу из-за его сильного влияния на размещение производства. В первую очередь это относится к наукоемким отраслям промышленности, которые в основном концентрируются в больших городах. Например, во Франции большая часть научных сотрудников работают в Париже, в Японии - в Токио. В некоторых странах создаются целые «города науки», специализирующиеся на разных исследованиях.

В период стремительного научно-технического развития возникли новые формы территориальной локализации науки - технопарки и технополисы. Сначала они охватили США затем перешли на Западную Европу, Азию и другие страны.

Технопарк - соединение исследовательских фирм, которые возникают вокруг крупной лаборатории, института или университета. Основная цель такого парка состоит в сокращении сроков практичной реализации научных идей.

Технополис - специально созданный научный городок, который занимается разработкой новых инновационных технологий, подготовкой квалифицированных кадров и развитием наукоемких отраслей производства. Основательницей технополисов является Япония, но в скором времени эту идею подхватили другие страны.

размещения производства

Современные условия рынка требуют учитывать финансовые факторы при выборе места локализации предприятия: условия инвестирования и налогообложения, наличие производственных мощностей и инфраструктуры. Благодаря финансовым льготам многие города и страны мира укрепили свою экономику (Гонконг, Сингапур, Южная Корея). Сейчас этот фактор благоприятно влияет на развитие производства в Польше, Венгрии, Чехии.

Также к экономической группе факторов относятся технологическая развитость региона, возможность привлечения инвестиций и капитала со стороны, географическое положение, транспортное соединение, экономические отношения с крупными регионами и странами, международная активность. Очень влиятельным считается транспортный фактор размещения производства. Учитывая затраты на перевозки, предприятие тяготеет к источнику сырья или к потребителю. Если издержки на ресурсы и топливо являются меньшими стоимости готовой продукции, производство можно размещать на больших расстояниях от сырья. В противоположном случае локализацию предприятия следует выбирать вблизи ресурсов, чтобы сократить транспортные затраты.

Экологическая группа факторов

Из-за резкого увеличения объема мирового производства все чаще предприятия учитывают влияющие на размещение производства. Стремительное научно-техническое развитие, нарастание темпов добычи природных ресурсов в значительной мере увеличили нагрузку на окружающую среду. В результате в некоторых регионах возникли экологические проблемы, которые в любой момент могут перерасти в природную катастрофу.

К наиболее неблагоприятным производствам относятся химическая, цементная, металлургическая, атомная энергетика и другие. Размещение предприятий этих отраслей требует особо продуманного подхода.

Различные упорядоченные множества, которые отличаются лишь порядком элементов (т.е. могут быть получены из того же самого множества), называются перестановками этого множества. Число различных перестановок изn элементов равно

Произвольное k элементное подмножество n – элементного множества называется сочетанием из n элементов по k .

Число сочетаний изn элементов по k равно

Упорядоченные k элементные подмножества из n элементов называются размещением из n элементов по k .

Число размещений изn элементов по k равно

Методические указания к решению задач

Применяя формулы числа перестановок, сочетаний и размещений, следует исходить из определений этих понятий.

Пример 7. Задано множество
.

    Составить всевозможные перестановки этого множества.

    Всевозможные сочетания по два элемента.

    Всевозможные размещения по два элемента.

Решение:

Пример 8. Сколько существует способов выбора из 7 человек комиссии, состоящей из 3 человек?

Решение. Число возможных составов комиссии равно числу всевозможных трехэлементных подмножеств множества, состоящего из 7 человек, т.е.

Пример 9. Сколькими способами можно разместить на полке 4 книги?

Решение. Искомое число способов равно числу способов упорядочения множества, состоящего из 4 элементов, т.е.

Пример 10. В студенческой группе 25 человек. Надо выбрать старосту группы, академорга и профорга. Сколькими способами может быть сделан выбор, если каждый член группы может занимать только один пост?

Решение. В данном примере из множества в 25 элементов нужно выбрать 3 элемента, но среди выбранных 3 элементов имеет значение порядок, так как здесь играет роль то, кто какой пост займет.

Например, выбор:

староста – Иванова, академорг – Алексеева, профорг – Петров отличается от выбора:

староста – Алексеева, академорг – Иванова, профорг – Петров.

Следовательно, число различных способов выбора равно числу размещений из 25 элементов по 3,

Пример 11. На профсоюзном собрании присутствует 50 человек. Необходимо выбрать делегацию из 5 человек на профсоюзную конференцию. Сколькими способами это можно сделать?

Решение. В данном примере из множества в 50 элементов нужно выбрать подмножество из 5, порядок которых не играет роли. Поэтому число способов выбора делегации равно

Пример 12. Сколькими способами можно упорядочить множество
так, чтобы каждое четное число имело четный номер?

Решение. Здесь можно рассматривать 2 объекта: четные и нечетные числа.

Мест с четными номерами n . Таким образом, четные числа можно расставить n ! способами. Общее число искомых перестановок по правилу умножения равно

    1. Перестановки и сочетания с повторениями Основные определения и обозначения

До сих пор мы рассматривали предметы, которые были попарно различны. А теперь рассмотрим совокупности, в которых имеются одинаковые предметы.

Пусть имеются предметы k различных типов, число предметов первого типа равно , второго типа -
k - го типа -

Число различных перестановок, которые можно сделать из даных элементов, равно

Число m элементарных подмножеств, порядок в которых не принимается во внимание, равно