Особенности жкх и их влияние на процессы финансирования. Совершенствование механизма финансирования жкх

Ввиду многопрофильного характера деятельности городского хозяйства, его эффективное функционирование требует серьезной организации управления, четкого планирования и контроля расходования бюджетных средств. Современное развитие городского хозяйства стало возможно лишь на основе его коренного реформирования путем демонополизации и формирования эффективной системы управления отраслями его составляющими, в частности, жилищно-коммунальной сферой.

Жилищно-коммунальная сфера испытывает сегодня значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией персонала, отсутствием продуманной жилищной политики и несовершенством нормативно-правового регулирования деятельности жилищно-коммунальных организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями жилищно-коммунальных услуг. Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) началась в Российской Федерации с принятия закона «Об основах федеральной жилищной политики» 24 декабря 1992 года. В 1994 году были предприняты первые попытки по сокращению бюджетного дотирования жилищно- коммунальных предприятий и переводу их на самоокупаемость, введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг: социальные нормы площади жилья, стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади, уровень платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилищного фонда, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и услуг в совокупном семейном доходе .

В ходе проводимой реформы менялся механизм финансирования организаций жилищно-коммунальной сферы, в частности, бюджетные источники финансирования отрасли заменялись кредитными ресурсами. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях становления и развития рыночных отношений потребовало кардинальных изменений во всей структуре управления отраслью, создания действенной взаимосвязанной системы территориального и отраслевого управления.

Для развития конкуренции в ЖКХ управление муниципальным жилищным фондом разделилось на три составляющих: функция собственника осталась за органом местного самоуправления; функция управления передана на договорной основе управляющим организациям; функция обслуживания закреплена за подрядными специализированными организациями. Перераспределение ответственности за содержание объектов ЖКХ, вызванное изменением политико-экономической ситуации и трансформацией структуры собственности, обусловило децентрализацию системы управления отраслью.

В статье 161 Жилищного кодекса РФ сказано, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья (ТСЖ); жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией .

Такая альтернатива схем управления ЖКХ была продиктована реальной ситуацией в жилищном фонде.

Наиболее перспективной формой управления деятельностью ЖКХ является товарищество собственников жилья – объединение собственников для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения в установленных законодательством пределах общим имуществом – все еще не получившее в настоящее время необходимого распространения по всей территории страны и потому не достаточно эффективное.

В ноябре 2007 г. была создана государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ, задачами которой были объявлены развитие конкуренции, внедрение зарубежного опыта, продвижение реформы в жилищно-коммунальной сфере. Особенно актуальными явились программы фонда, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилищного фонда .

В основу реформировании ЖКХ были положены принципы постепенных преобразований, особенно в части оплаты жилищно-коммунальных услуг, и максимального учета региональных особенностей, что привело к значительной дифференциации по темпам и масштабности проводимых преобразований в различных регионах России. Наибольших результатов в реализации заявленных программ достигли Республика Татарстан и Оренбургская область.

Реализация Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010гг. позволила стабилизировать ситуацию в жилищно-коммунальной сфере. Было сокращено число убыточных предприятий, татарстанцы перешли на стопроцентную оплату жилищно- коммунальных услуг. Значительный эффект получен от мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий и поквартирных приборов учета.

Министерством регионального развития России была разработана Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на период 2010-2020 годов», которая в отличие от ранее принятых планов развития отрасли, носит комплексный характер и предусматривает возвратность привлекаемых для ее реализации средств.

Согласно указанной Концепции финансирование осуществляется на принципах: возвратности (за счет платежей населения, рассчитанных через оценку их платежеспособности по совокупному платежу граждан за коммунальные услуги); платности; общей доступности Программы для муниципальных образований с разной численностью населения. С 2012 г. к реализации программы привлекаются заинтересованные банки, регионы и муниципальные образования. С 2014 г. будет осуществляется реконструкция жилищного фонда с участием в финансировании собственников жилых помещений. Применение подобного механизма финансирования позволяет привлечь частных инвесторов в отрасль и выработать типовые пакеты документов для банков в целях снижения рисков кредитования долгосрочных проектов в жилищно-коммунальной сфере.

12 января 2015 года правлением государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом № 185, постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2013 года № 147 «О порядке предоставления в 2013-2017 годах субсидий в виде имущественных взносов в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации» утверждено увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам РФ за счет средств Фонда в части средств, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и капитальный ремонт многоквартирных домов в 2015 году .

Согласно Долгосрочной бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года развитие сектора жилищно- коммунального хозяйства предполагает сокращение субсидий населению и увеличение доли рыночных отношений, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться.

Однако городское хозяйство, кроме ЖКХ, включает также и иные базовые отрасли. Такие как городской пассажирский транспорт массового пользования, комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы, службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования. Основную часть средств на развитие указанных отраслей составляют бюджетные ассигнования.

Основными направлениями по повышению эффективности государственной бюджетной политики в области городского хозяйства могут быть финансирование системы государственной поддержки инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере; финансирование за счет бюджетных средств инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем транспортной инфраструктуры; привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации; развитие механизмов бюджетного софинансирования частных инвестиций; повышение адресности предоставления льгот по оплате жилищного помещения и коммунальных услуг.

Финансовое оздоровление, эффективное функционирование и развитие предприятий городского хозяйства в определенной степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета. В федеральном бюджете интересы городского хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов. Жилищно- коммунальное хозяйство - это, пожалуй, единственная отрасль, расходы на поддержку которой учитываются в суммарных бюджетных расходах субъектов Федерации достаточно полно по вполне конкретной методике, основанной на утвержденных стандартах. В условиях бюджетного федерализма федеральные органы не имеют права влиять на органы власти субъектов Федерации в части обеспечения обоснованности и полноты выделения ассигнований из бюджетов регионов на поддержку жилищно-коммунального хозяйства. Этот вопрос полностью находится в ведении региональных органов власти.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации ассигнования на поддержку жилищно- коммунального хозяйства предусматриваются в меньших объемах, чем составляет нормативная потребность, но в ходе исполнения бюджетов и эти заниженные ассигнования выделяются не в полном объеме, что отрицательно влияет на финансовое состояние предприятий отрасли.

Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования городского хозяйства эффективное его функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало объемы и уровень предоставляемых услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.

Основной проблемой жилищно-коммунального хозяйства также остается сохраняющее монопольное положение как по управлению жилищным фондом, так и по его обслуживанию организаций, предоставляющих услуги, в то время как рынок этих видов услуг является потенциально конкурентным.

Монополизм, который до сих пор сохраняется, влечет за собой поддержание высокого уровня затрат, а соответственно и тарифов на данные услуги. Это обусловлено тем, что монополистам нет необходимости искать пути снижения себестоимости, которые бы делали предоставляемые ими услуги конкурентоспособными. В результате сегодня и бюджет, и население несут бремя неоправданно больших расходов на покупку этих услуг.

Список литературы

1. Гирей Е.Н. Управление финансовыми ресурсами организаций ЖКХ на основе мониторинга // Экономические науки. 2009. - №8 (57) -0,7п.л.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.08.2015).

3. Официальный сайт Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]

Стремительный рост и развитие городов невозможно представить без развития сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), являющегося составной частью и, в то же время, самостоятельной отраслью народного хозяйства. Большая Советская энциклопедия, формулирует понятие коммунального хозяйства, следующим образом: «Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства» . Коммунальное хозяйство в городах так же обслуживает промышленные предприятия, поставляя им воду, электроэнергию и газ. Однако в данной отрасли народного хозяйства имеется ряд сложных вопросов, которые на протяжении длительного времени являются сдерживающим фактором на пути совершенствования качества предоставляемых услуг. Так, первоочередным вопросом является система финансирования и инвестирования в сфере ЖКХ, которая в настоящее время обсуждаются на высших уровнях власти. Финансовые ресурсы, которые могут быть использованы собственниками помещений для целей капитального ремонта или же модернизации это, прежде всего, средства самих собственников помещений, заемные средства, а также бюджетные субсидии и другие средства. Основной проблемой коммунального хозяйства является недостаточное финансирование строительства и эксплуатации жилья. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на протяжении длительного периода времени в капитальный ремонт, а тем более в модернизацию вкладывалось ограниченное количество денежных средств, не отвечающих реальным потребностям в объеме финансирования (содержание жилищного фонда было убыточным, так как квартирные платежи были довольно низкими, что покрывала только малую часть затрат на эти цели, на практике содержание жилищно-коммунального фонда происходила за счет огромных дотаций, выделяемых государством, что является большим обременением бюджета. Итогом данных действий стало то, что проблема достигла такого уровня, при котором возложить ее решение целиком на собственников имущества в настоящее время невозможно, а, соответственно, в настоящее время особое значение приобретают различные целевые программы, в рамках которых предоставляются бюджетные средства. При этом следует заметить, что все большую актуальность приобретает разработка механизмов использования бюджетных средств на эти цели в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Одним из немногих путей решения данной проблемы является инвестирование в данную сферу. Жилищно-коммунальное хозяйство, с точки зрения инвестиционной целесообразности имеет несколько специфических особенностей:

В данной отрасли отсутствует конкуренция, т. е. она имеет монополистический характер;

Ежедневное использование услуг;

Государственной регулирование цен на услуги;

Прогнозируемое снижение потребления ресурсов, в связи экономией потребителей;

Относительно маленькие потребности по проектам реконструкций;

Отсутствие ликвидационной стоимости.

Существуют несколько источников финансирования коммунального хозяйства:

1. Бюджетные средства (средства регионального, муниципального бюджетов в рамках целевых программ или региональных фондов);

2.Внебюджетные привлеченные средства (кредиты российских и международных банков, международные фонды, гранды на энергосберегающие проекты);

3.Собственные средства. Главным источником финансирования является территориальный бюджет. Все средства из данного бюджета распределяются следующим образом: региональный бюджет 28 %, местный бюджет 72 %. На сегодняшний день главной задачей жилищно-коммунального хозяйства является нахождение путей решения сокращения темпов роста расходов и их снижение. Понижение роста расходов на содержание ЖКХ во многом зависит от правильной организации процесса эксплуатации. Наибольшая часть средств, выделяемых на содержание фонда ЖКХ, используется на выполнение текущего ремонта. Для содержания домов в технически исправном состоянии необходимо своевременное и достаточное финансирование текущего ремонта. Источниками доходов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства являются:1-арендная плата; 2-квартирная плата; 3-сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; 4-прочие расходы.

Квартирная и арендная плата составляет 80 % доходов. Нехватка финансовых ресурсов, у органов местного самоуправления субъектов РФ на финансирование жилищного хозяйства, привело к тому, что на данный момент системы жилищно-коммунального хозяйства изношены на 80–90 % и требуют капитального ремонта, местами даже полной замены. Так же одной из причин плачевного состояния данной отрасли является отсутствие жесткой и отлаженной системы контроля за денежными средствами, выделяемыми региональными и муниципальными бюджетами.

Решение задачи создания эффективной системы финансирования сферы жилищно-коммунальных отношений требует особого внимания. В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований. В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с:

Высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;

Непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций;

Слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, низким качеством услуг, предоставляемых ими населению, наряду с высокой стоимостью этих услуг;

Насаждением одной организационно-правовой формы объединения собственников – товариществ собственников жилья, наряду с неэффективным функционированием ТСЖ.

При этом муниципальные образования не только не имеют реальных финансовых возможностей для решения этих проблем, но и достаточных возможностей по организации надлежащего контроля. В целях выхода из сложившейся ситуации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:

а)обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;

б)совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);

в)развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);

г)перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);

д)развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета).

Требуются серьезные изменения характера общественных отношений в сфере коммунального хозяйства. Видится целесообразным инициировать целевой государственный заказ на проекты модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов государственных гарантий инвестиций в инфраструктуру муниципальных образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты.

Необходимо также отметить, что в настоящее время не определены механизмы дальнейшей, после завершения сроков работы Фонда, государственной поддержки собственников помещений в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.В этой связи отдельного внимания требуют вопросы межбюджетных отношений. Например, при формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в расчетах потребности муниципального образования в финансовых средствах, расходы на капитальный ремонт муниципального имущества не принимаются во внимание. Доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование расходов (на содержание учреждений, благоустройство и иные учтенные в расчете мероприятия), утвержденных в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Аналогичное внимание требуется уделить при решении вопроса о ремонте другого муниципального имущества в сфере ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов соответствующие средства в достаточном объеме не предусматриваются.

Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому обеспечению полномочий муниципалитетов в сфере ЖКХ, является действующая методика анализа финансовых потребностей муниципальных образований в целях выравнивания бюджетной уровня их расчетной обеспеченности. Указанная методика не учитывает фактический рост цен и тарифов на коммунальные услуги, которые занимают в расходах муниципальных учреждений второе место после заработной платы. Рост тарифов на коммунальные услуги по теплу и электрической энергии значительно превышает прогнозируемый рост тарифов, рассчитанных по этой методике. Данная методика содержит понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий. Например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному текущему ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов.

Таким образом, муниципальное имущество невозможно отремонтировать за счет средств местного бюджета, что входит в противоречие с обязанностью собственника проводить капитальный ремонт муниципального имущества.
Следующей концептуальной проблемой, препятствующей эффективному развитию сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан. Еще одной важной проблемой при реализации полномочий муниципалитетов является отсутствие действенного контроля со стороны муниципальных образований за деятельностью организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, что является следствием отсутствия у муниципалитетов реальных рычагов влияния на эти организации.В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное партнерство является важным инструментом развития муниципальной, прежде всего, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Важнейшим условием для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований является привлечение в неё частных инвестиций. Развитие государственно-муниципально-частного партнерства на территории муниципальных образований требует объединение усилий органов власти всех уровней. На федеральном и региональном уровне должны быть приняты соответствующие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, стимулирующие сотрудничество между муниципальными образованиями и бизнесом.

Существенной составляющей данных программ должно стать обучение выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, информирование органов местного самоуправления о круге потенциальных инвесторов, о технологиях работы с ними, опыте других муниципалитетов по реализации инвестиционных проектов, создание общедоступных баз инвестиционных предложений и проектов, методическая поддержка органов местного самоуправления в данной сфере, как на этапе подготовки инвестиционных предложений, так и на этапе их реализации. Общественные организации и объединения муниципальных образований также могут внести значительный вклад в процесс развития публично-частного партнерства на местном уровне.

Необходимо также внести в жилищное законодательство соответствующие положения, предусматривающие расширение рынка арендного жилья, субсидирование государством ставки ипотечного кредита, расширение возможностей муниципальных образований по строительству муниципального жилья, а также внедрение форм жилищной кооперации как организационно-правовой формы приобретения, владения и распоряжения жилыми помещениями.В целях недопущения выселения детей из жилых помещений «в никуда», необходимо внести соответствующие поправки в нормы проекта федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающие возможность выселения ребенка при совершении сделок с жильем, в порядке реализации залога и т.п.

Мониторинг ситуации и формулирование предложений в данной сфере, а также проведение мероприятий по обучению и обмену опытом для руководителей муниципальных образований и граждан является одним из важных направлений деятельности ВСМС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние жилищно-коммунального комплекса в настоящий период можно охарактеризовать как кризисное. Из перечня проблем ЖКХ невозможно выделить самую главную причину нынешнего нестабильного состояния жилищно-коммунального комплекса. Так как все они носят взаимосвязанный характер и порождают одну другую.

Существуют объективные обстоятельства, накладывающие отпечаток на реформирование ЖКХ, которые можно сгруппировать следующим образом:

Политические, связанные с обстановкой и порядком в стране, с взаимоотношениями между структурами и уровнями власти;

Экономические, определяющие состояние общественного воспроизводства, благосостояния, инфляции, рыночных отношений, устранение монополизации и расширение конкуренции, финансового состояния хозяйствующих субъектов, роста финансового потенциала, в том числе и за счет внешнеэкономических условий.

Информационные проблемы, связанные с обеспечением участников процесса ценообразования полной и достоверной информацией по формированию издержек услуг, финансовому состоянию предприятий-монополистов.

Проблема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной на протяжении многих лет, улучшению состояния ЖКХ уделялось и уделяется в наши дни много внимания и прилагаются множество усилий для стабилизации сложившейся ситуации. Проводимые преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства содержат конструктивные меры, позволяющие осуществлять взвешенную политику повышения уровня оплаты ЖКУ с обязательным гарантированным усилением мер по социальной защите населения.

Реальное положение с финансированием предприятий ЖКХ показывает, что модернизация оборудования собственными средствами невозможна, там едва хватает средств на текущее содержание инженерной инфраструктуры городов. За последние годы сумма средств из бюджетов всех уровней, направляемая в жилищно-коммунальное хозяйство, практически не меняется и составляет порядка трети от годовой потребности.

К сожалению, дальнейшее увеличение бюджетных ассигнований на эти цели не представляется реалистичным. Переложить платежи населения на промышленные предприятия, увеличив перекрестное субсидирование, нецелесообразно, ибо сохранение перекрестного субсидирования отрицательно сказывается на развитии экономики в целом и конкурентоспособности отечественных производителей. Таким образом, остается один источник - полная оплата потребляемых ЖКУ высокодоходными категориями граждан.

По мере перехода к полной оплате ЖКУ потребителями отрасль становится инвестиционно привлекательной. И чем быстрее мы преодолеем этот рубеж, тем скорее станет понятной и прозрачной экономика предприятий, требующих значительных финансовых ресурсов для модернизации основных фондов.

Следует иметь в виду, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения.

При решении указанных проблем особое внимание следует уделить:

Проведению субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

Формированию структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг;

Введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника - домовладельца, производителя услуг и их потребителя;

Завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником - домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно - коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

Сухарева Дарья Владимировна

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему от результативности и функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых популярных тем для обсуждения в каждой семье нашей огромной страны. Сколько жалоб и возмущений рождается каждый раз, когда мы открываем бланки счетов, когда видим грязь на улицах, когда снег убирают только на главных улицах, а во дворах невозможно пройти, не упав в гору снега?

Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд м2 общей площади. В среднем, на одного россиянина приходится 18,4 м2 общей площади. Около 20% городского жилищного фонда не благоустроены, а в малых городах каждый второй дом не пригоден для проживания. Из года в год увеличивается число подлежащих сносу домов. Только за последние 5 лет из-за ветхости домов общая площадь, пригодная для проживания, уменьшилась на 40 млн м2. Современная система жилищно-коммунального хозяйства, сложившаяся при плановой экономике, крайне неэффективна и запрограммирована на затратность, однако дотации в эту сферу не поступают.

В 2014 году федеральный бюджет России выделил на систему ЖКХ 13,2% от общего количества, что составило 81,02 млн рублей. Остальные 86,8% средств поступили из консолидированных бюджетов субъектов РФ, что составило 608,94 млн рублей. Если посмотреть смету расходов бюджета РФ по уровням бюджетных систем, можно увидеть, что меньше средств распределили только на охрану окружающей среды. Из этого можно сделать вывод, что система ЖКХ не является приоритетным вопросом в решении проблем уровня жизни граждан государства.

Прежде всего, нужно отметить значительное ухудшение состояния основных фондов ЖКХ. Уровень и качество обслуживания населения не улучшается, хотя платежи за услуги системы жилищно-коммунального хозяйства увеличились, в среднем, в 25 раз за последние 5-6 лет.

В настоящее время ЖКХ остается самым убыточным сектором российской экономики. Ежегодно на финансирование системы жилищно-коммунального хозяйства выделяется от 40% до 80 % местных бюджетов субъектов РФ. Каждый год в жизнь притворяется план по строительству новых жилых домов, что требует всё больших дотаций в систему ЖКХ. Это является дополнительной нагрузкой на государственный и местные бюджеты, в то время, как капитальные ремонты в старых домах, где проживают люди, практически не проводятся.

В чем же заключается основная проблема финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства? В первую очередь, это трата бюджетных средств не по назначению. Далеко не все выделенные средства доходят до потребителя. Эта проблема присутствует, безусловно, не только в отрасли ЖКХ, но и во всех остальных, однако ЖКХ, несомненно, наиболее приближено к жизни людей. Во-вторых, нельзя не отметить заинтересованность государства к этой сфере. Я хочу сказать, что на оборону страны выделяется в 3 раза больше средств, чем на образование. О каком хозяйстве может идти речь? Нет средств на специализированную технику, моющие средства, спецодежду. Заработная плата в системе ЖКХ составляет 4-6 тысяч рублей, в результате чего приходиться нанимать сотрудников, не обладающих должной квалификацией. Следовательно, уровень выполнения работ остается низким, недовольство растет, а государство по прежнему не обращает на это внимания.

15 декабря 2014 года на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Правительство России сообщило, что в 2015 году планирует урезать государственные расходы на ЖКХ и транспорт на 10%. Информация не утверждена, но известно, что из государственного бюджета в 2015 году на систему жилищно-коммунального хозяйства выделят 4,1% от общего бюджета.

По условиям реформы ЖКХ главным поставщиком средств в систему являются плательщики, однако около 40% из них являются должниками. Остальная масса средств поступает из местных бюджетов. Реформа ЖКХ предполагает переход к самофинансированию отраслевых организаций и увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения, что становится проблемным, учитывая процент людей, уклоняющихся от платежей.

Необходимо также обратить внимание на качество услуг системы ЖКХ. Руководящим документом федерального уровня, регламентирующим организацию технического обслуживания жилищного фонда всех форм собственности, являются «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (1998 г.). Основным документом федерального уровня, определяющим права потребителей коммунальных услуг, являются «Правила предоставления коммунальных услуг». Правила разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам. Контроль над соблюдением настоящих Правил в пределах своей компетенции осуществляется: Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (его территориальными органами), Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами), органами санитарно-эпидемиологического надзора и государственной жилищной инспекции.

Следует отметить, что действующие Правила не в полной мере решают поставленную задачу и требуют доработки. Главная проблема заключается в неработоспособности механизмов контроля качества коммунальных услуг и снижения населению платежей, выплаты компенсаций при нарушении качества и режима предоставления коммунальных услуг. Требуется также пересмотреть подход к факту оказания услуги: признать, что услуга не оказана, если хоть один из ее частных показателей выходит за границы утвержденных интервалов качества.

Для решения основных проблем финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять следующие меры:

Во-первых, создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли. Во-вторых, усовершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей. Также, повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ. Сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели. Повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи.

Учитывая сложившуюся на сегодняшний день экономическую и политическую ситуацию в стране не стоит ожидать кардинальных изменений в системе ЖКХ в ближайшее время. Но необходимость ее совершенствования чрезвычайно высока. Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг.

Для решения существующих проблем необходимо обхватить все стороны, требующие немедленной реформации, грамотно выделять средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и обратить внимание на качество специального оборудования и качество оказанных услуг.

  • Балашов Е.В., Мардаганиева И.Н. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИОВАНИЕ УЧЕТА И ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА // Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11). С. 6-8.
  • Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  • Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.
  • Ураев Р.Р., Панина О.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ // Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 926-929.
  • 10. Хорошилова А.П., Валиева А.Р. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ // Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1117-1120.

    Факторами, определяющими наиболее существенные черты финансовой системы ЖКХ, являются: тарифы, нормативы, цены, материально-финансовые ресурсы, кредиты, прибыль, себестоимость, резервные запасы, основные фонды, оборотные средства, доходы, налоги, выручка, бюджет, дотации, оправданные или неоправданные расходы и т. д. Каждый из этих элементов может влиять на другие как в отдельности, так и в совокупности. Например, нормативы, цены, прибыль, спрос, предложение в системе рыночных отношений действуют самостоятельно, т. к. характер и условия изменения каждого из них в отдельности подчиняются собственным закономерностям. Однако все они тесно связаны между собой, поэтому условия роста или снижения цен на жилищно-коммунальные услуги можно рассматривать как результат изменения соотношения спроса и предложения, цен и нормативов, прибыли и прочих факторов системы. Функциональные взаимосвязи вышеназванных факторов определяют финансово-экономическую модель нового хозяйственного механизма ЖКХ, соответствующего условиям рынка. При определении возможных масштабов ресурсов для целевого финансирования жилищно-коммунального хозяйства следует в обязательном порядке учитывать следующие моменты:

    • 1. Совокупная величина доходов всех контрагентов общественного производства: государства (включая все уровни управления), предприятий и организаций, а также населения - есть окончательная и однозначно определенная величина в каждый конкретный период времени, и увеличение доходов одних может происходить лишь за счет сокращения доходов других. В случае дополнительной эмиссии денежных средств, не подкрепленных соответствующим увеличением произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, их инфляционное обесценение в адекватных размерах уменьшит реальные доходы всех участников процесса воспроизводства.
    • 2. Выделение дополнительных средств для целевого финансирования жилищно-коммунального хозяйства должно осуществляться за счет солидарного участия всех участников воспроизводства совокупного общественного продукта. Однако степень такого участия для них должна быть различной. В первую очередь это связано с тем, что пропорции участия в покрытии затрат ЖКХ со стороны населения, предприятий и организаций, а также государства в лице органов управления различного уровня, сложившиеся в настоящее время, не являются оптимальными. Недостаточность финансовых ресурсов муниципальных органов управления в сочетании с довольно низкой степенью участия федеральных властей в финансировании ЖКХ вызывает объективную необходимость в увеличении доли налогов, остающихся на местном уровне.

    В рамках каждой территориальной общности (населенного пункта) затраты, связанные с функционированием ЖКХ (равно как и всей социальной сферы), следует рассматривать как издержки по воспроизводству рабочей силы, а в более широком смысле - всего производственного потенциала территории. Это обусловливает целесообразность введения на уровне местных органов управления специального социального налога, средства от которого будут покрывать все расходы муниципалитетов, связанные с социальной сферой, в том числе, естественно, и с жилищно-коммунальным обслуживанием. Уровень социального налога целесообразно определять либо в расчете на одного проживающего на данной территории, либо в расчете на единицу стоимости основных фондов социальной сферы с распределением по отраслям. Второй вариант позволит более обоснованно подойти к распределению ресурсов на социальные нужды, но фактически закрепит сложившееся положение в развитии социальной сферы (т. е. без учета настоятельности потребностей). Целевое расходование средств, поступивших за счет введения данного налога, должно быть подкреплено защищенностью отдельных статей расходов, причем лучше - исходя не из абсолютных показателей, а на основе квот. Однако даже с преодолением организационных трудностей его введения (изменение основ налогового законодательства, увеличение дефицита федерального бюджета и т. п.), вряд ли следует рассчитывать на эффективность действия данного налога в условиях спада производства и высоких темпов инфляции, поскольку реальные уровни доходной части местных бюджетов, полученные за счет его внедрения, будут постоянно снижаться. Поэтому реального введения данного налога следует ожидать лишь при достижении стабилизации экономики России.

    Основные источники финансирования деятельности ЖКХ:

    • 1. средства населения, поступающие в форме платежей за жилищно-коммунальные услуги;
    • 2. средства организаций - потребителей услуг в виде оплаты за пользование услугами ЖКХ;
    • 3. ассигнования из местного бюджета - прямые дотации за разницу в тарифах, оплачиваемых населением, и покрытие субсидий и льгот, предоставляемых гражданам;
    • 4. средства от сдачи в аренду объектов ЖКХ;
    • 5. средства от местных налогов на содержание городской инфраструктуры;
    • 6. разовые внесения гражданами средств для финансирования конкретных мероприятий по ремонту жилых домов, объектов коммунального хозяйства и по благоустройству населенных пунктов, в том числе за счет банковских кредитов на эти цели;
    • 7. средства местного бюджета на развитие и реконструкцию объектов ЖКХ данного населенного пункта;
    • 8. средства бюджетов субъектов РФ, выделяемые на реализацию программ развития жилищно-коммунального хозяйства, а также на поддержку развития городов, имеющих слабую градообразующую базу;
    • 9. средства федерального бюджета, выделяемые в качестве государственной поддержки развития жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения льгот по оплате строительства, обслуживания и ремонта жилья и других объектов ЖКХ, установленные на федеральном уровне;
    • 10. средства юридических лиц, в том числе финансово-строительных компаний, и граждан, выступающих инвесторами по строительству объектов ЖКХ;
    • 11. средства акционерных обществ, специально созданных органами местного самоуправления, организациями градообразующей базы и иными юридическими лицами;
    • 12. средства потребителей услуг в виде инвестиционной составляющей тарифа, обеспечивающей частичное покрытие затрат на реконструкцию и новое строительство объектов ЖКХ.

    Важным источником аккумуляции средств для нужд ЖКХ являются муниципальные займы. В мировой практике облигации такого займа представляют собой способ получения средств для местных администраций. К тому же облигации местных займов не облагаются подоходным налогом (в том числе и согласно российскому законодательству), налог на операции с муниципальными облигациями втрое меньше, чем на операции с коммерческими. Они являются одними из самых надежных ценных бумаг и гарантируются налоговыми полномочиями местных администраций и муниципальной собственностью. Погашение займа возможно осуществлять как за счет предоставления квартир (посредством лотереи), так и за счет поступлений от депозитных вкладов, куда будут помещены оставшиеся от финансирования средства.

    Следует рассмотреть возможность вовлечения жилья и объектов коммунального назначения в систему страхования имущества, в первую очередь это относится к страхованию рисков, возникающих у юридических (в первую очередь) и физических лиц вследствие аварий в коммунальных сетях. В этом случае страхователями будут выступать государственные и негосударственные учреждения, предприятия, организации, а также частные лица, а страховщиками - имеющиеся или специально созданные страховые компании. Последние, стремясь к минимизации своих расходов, будут экономически заинтересованы в контроле за состоянием коммунальных сетей и в своевременном проведении планово-профилактических ремонтов оборудования. Установление льготного налогового режима деятельности страховых организаций (к примеру, освобождение от НДС) должно, в определенной степени, снизить уровень страховых взносов на оплату услуг такого рода, что является весьма важным, поскольку вследствие высокой аварийности коммунального хозяйства в большинстве регионов России данный взнос будет достаточно высоким. Однако, поскольку добровольное страхование осуществляется из прибыли (личных доходов) физических и юридических лиц, то весьма велика вероятность, что данный вид страховых операций может не получить достаточного распространения. В этой связи при внесении соответствующих изменений в действующее законодательство возможно разделение страховых платежей на обязательную и добровольную части, первая из которых будет включаться в себестоимость продукции учреждений, предприятий и организаций. Для физических лиц можно предусмотреть уплату обязательных страховых взносов лишь в случае получения высоких доходов (заработной платы), например кратных минимальному уровню оплаты труда. Несовершеннолетних, безработных, инвалидов, пенсионеров можно было бы вообще освободить от уплаты обязательных взносов такого рода либо руководствоваться для последних теми же соображениями, что и для работающих граждан. Разделение страховых взносов на обязательную и добровольную части должно проводится или на федеральном, или на местном уровне, но обязательно дифференцированно, с учетом состояния коммунальных сетей, охвата населения централизованным коммунальным обслуживанием, а также состояния бюджетной сферы предприятий промышленности и других факторов.

    Необходимо привлечение средств в виде субсидий на строительство и приобретение жилья, на предоставление жилищных кредитов, включая ипотечные кредиты, на выпуск жилищных ценных бумаг, образование и использование фондов развития жилищного строительства, на привлечение средств банков и других коммерческих структур, на продажу на аукционах части построенного жилья, на привлечение иностранных инвесторов, сокращение незавершенного жилищного строительства и снижение его стоимости путем проведения конкурсов и подрядных торгов.

    В свою очередь, в целях реализации механизма страхования и ипотечного кредитования, привлечения средств банков, коммерческих структур и других инвесторов для ремонта и эксплуатации жилищного фонда необходимо установление стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, с учетом его потребительских качеств, как основы залоговой стоимости недвижимости (квартиры) при получении кредитов банков и иных инвесторов.

    Установленная залоговая (страховая) стоимость квартиры будет служить надежной основой привлечения финансовых ресурсов для строительства, эксплуатации, ремонта и модернизации жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, что в значительной степени облегчит местной власти изыскание средств на эти цели в муниципальных бюджетах.