Объекты и направления государственного регулирования экономики. Социально-экономическая система как объект государственного регулирования экономики, ее структура

Общество - исторически сложившиеся социальные, политические, культурные, хозяйственные отношения между людьми в процессе их совместной деятельности. Это сложноструктурированный организм, отдельные элементы которого неразрывно переплетаются между собой и взаимно влияют друг на друга.

Слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого языка означает «законы ведения домашнего хозяйства». В современном понимании экономика - это совместно организованное производство в условиях ограниченности его факторов.

Экономика в современном мире - часть целого, включающая в себя как отношения между хозяйствующими субъектами, так и определенную взаимосвязанную структуру отдельных производств, отраслей, территориальных комплексов, а на более высоком уровне - и национальных хозяйств. Хозяйствующие субъекты, экономические отношения и определяющие их уровень производительные силы - это основополагающие элементы экономической системы.

Одно из базовых понятий в экономических науках - экономическая система. Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности. Иначе говоря, экономическая система - совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих отношений собственности и организационно-правовых форм. Основные элементы системы: социальноэкономические отношения, сложившиеся на основе форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, т. е. способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, система стимулов и мотиваций, конкретные экономические связи между предприятиями. Субъектами экономической системы являются фирмы, домохозяйства, государство.

Выделяется такое важное понятие, как национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Типы экономических систем

Тип экономической системы - это способ организации производства и распределения.

В России в советский период главным критерием различия экономических систем было господство какого-либо вида собственности на средства производства. Поэтому выделялись первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первый этап - социалистическая) социально-экономические формации.

Если за основу классификации взять популярную идею экономического равновесия, то выделяются следующие экономические системы: экономика домашнего хозяйства, экономика феодального поместья, бюргерское хозяйство, ремесленное производство, автаркическое хозяйство.

В товарной экономике в зависимости от экономического режима обычно выделяют рыночную (капиталистическую), централизованную плановую (в СССР с 1928 по 1985 гг.) и рыночную коллективистскую экономику (в бывшей Югославии, скандинавских странах).

В экономической науке различают следующие типы экономических систем:

1. Традиционная система существует в экономически слаборазвитых странах, базируется на отсталой технологии, применении ручного труда, ярко выраженной много- укладности, т. е. существовании одновременно различных форм хозяйствования. Преобладают натурально-общинные формы хозяйствования. Главенствует мелкотоварное производство, т. е. основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В экономике доминируют крестьянские и ремесленные хозяйства. Свойственна высокая степень зависимости от иностранного капитала. Характерна активная роль государства: через бюджет направляется значительная часть национального дохода на развитие инфраструктуры и поддержку беднейших слоев населения.

2. Командно-административная система сформировалась в СССР, странах Восточной Европы, ряде азиатских стран. Характерные черты: общественная собственность практически на все экономические ресурсы, коллективное принятие экономических решений посредством централизованного планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Основные недостатки: негибкость, медленная адаптация к переменам, крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

3. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм). Система сложилась в XVIII в. и существовала до конца XIX - начала XX вв. Отличительные особенности: частная собственность на инвестиционные ресурсы, механизм регулирования макроэкономической деятельности основан на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок является личная свобода всех участников экономической деятельности - как предпринимателя, так и наемного работника. Решающее условие прогресса - свобода предпринимательской деятельности тех, кто имеет капитал.

4. Современная рыночная экономика (современный капитализм) - форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка с помощью системы цен, прибыли, убытка, спроса и предложения при участии государства.

5. Смешанная экономика - частное производство, которое регулируется рыночным механизмом и дополняется административным регулированием и налоговой сис
темой. Современный мир - мир смешанных экономик.

Кроме деления экономических систем по типам, в каждой системе существуют еще и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.

Так, американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации - массовой ориентации на достижение личного успеха. Задача социального равенства вообще не ставится.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры контроля за имущественным расслоением.

Существование такой модели возможно при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Активна роль государства, направленная на создание хозяйственной среды, в которой перспективные отрасли развиваются наиболее динамично.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Эта модель получила название «функциональная социализация». Функция производства ложится на частные предприятия, функция обеспечения высокого уровня жизни, а также инфраструктуры - на государство.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек как свободная личность, со своими интересами, сознающая свою ответственность перед обществом. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.

Южнокорейская модель имеет сходство с японской. Это относится к особенностям психологии нации (трудолюбие, ответственность), в истоках которых лежат нравственные нормы конфуцианства.

Превращение одной системы в другую занимает длительные исторические периоды. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. В современном мире переходный период переживает ряд стран. В их число входит Россия. Происходящие в нашей стране перемены называют периодом постсоциалистической трансформации.

Постсоциалистическая трансформация - исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административнокомандной системы и формируется система основных рыночных институтов.

Постсоциалистические экономики следует отличать от посттоталитарных экономик (Китай и Вьетнам), где развиваются рыночные отношения в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг мелкого производства, но сохраняется господство государственной социалистической собственности в крупной промышленности.

Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Ис
ходная точка - кризис, последующая трансформация экономических отношений. Характерны резкое обострение социально-экономических противоречий, интенсивное развитие новых форм одновременно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Например, быстрый рост частного сектора в наше время сопровождается трансформацией госпредприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Главная негативная черта переходной экономики - отсутствие целостной, непротиворечивой и когерентной институциональной системы.

Во всех странах в переходный период происходят изменения, которые носят неизбежный характер и рассматриваются поэтому как закономерности. К ним относятся:

Изменение роли государства;

Макроэкономическая стабилизация;

Приватизация;

Трансформационный спад и структурные реформы;

Интеграция в мировое хозяйство.

Группы стран переходной экономики составляют:

а) Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии (с наибольшими темпами продвижения);

б) Россия, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия;

в) страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам).

Существуют разные концепции переходной экономики: эволюционный путь (концепция градуализма), «шоковая терапия». Концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, причем источником рыночных преобразований выступает государство. Отличительная черта этого подхода - стремление государства смягчить экономические и социальные последствия реформ и избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Примерами градуалистской политики являются Венгрия и Китай. Концепция «шоковой терапии» основана на идеях монетаризма - современного варианта либеральной рыночной теории. Стержень монетаристской доктрины - борьба с инфляцией. Основным инструментом антиинфляционной политики считается одномоментная либерализация цен и резкое сокращение государственных расходов. В наиболее последовательном виде «шоковая терапия» реализована в Польше в 1990-1991 гг. Но в той или иной степени доктриной «шоковой терапии» руководствовались почти все постсоциалистические страны.

Россию начала XXI в. нельзя отнести ни к какой из существовавших ранее экономических систем. Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика - смешанной. К особенностям российской модели переходной экономики относятся следующие: государство располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства; происходит постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов (государственных нормативных актов); финансовый капитал преобладает над промышленным; переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях (в денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню рыночных стран, а в сельском хозяйстве преобладают формы организации, свойственные административной системе); наблюдается неравномерный переход регионов к рыночной экономике; растет криминализация экономической жизни. Российская модель, основанная на сильной регулирующей роли государства, опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства.

В переходной экономике России госрегулирование заключается в выполнении двух групп функций:

Формирование рыночных отношений (создание правовой базы, демонополизация и стимулирование конкуренции, приватизация госсобственности);

Перераспределительные функции (корректировка несовершенства рыночных
отношений при распределении материальных, финансовых ресурсов, доходов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста).

Положение государства кардинально меняется. Оно превращается в одного из участников экономического процесса, т. е. на него распространяются те же законы и правила экономического поведения, что и на частные компании. В силу исторически сложившихся норм и традиций выполнение этого требования - наиболее трудный элемент постсоциалистической трансформации.

Сущность и содержание государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреж- дениями и общественными организациями в целях стабилизации и при- способления существующей социально-экономической системы к изме- няющимся условиям.

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования (схема 37).

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана,строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.

определяется целями, стоящими перед государ- ственными органами, средствами и инструментами, которыми распо- лагает государство при проведении экономической политики. В условиях рыночных отношений оно включает: - информирование участников рынка о состоянии экономики страны и перспективах ее развития, - обоснование важнейших пунктов экономической политики, которую намерены проводить государственные органы в рамках дан- ного этапа развития экономики, - мероприятия по развитию государственного сектора эконо- мики.

Объекты государственного регулирования экономики

Замечание 1

Объектами государственного регулирования экономики называются сферы, отрасли и регионы, в которых возникают трудные ситуации и проблемы экономического роста, не разрешаемые без вмешательства государства. Также объектами ГРЭ являются явления, условия и ситуации социально-экономической жизни государства, требующие к себе вмешательства государства и государственных органов.

Главными объектами ГРЭ являются (рис.1):

Также значительными объектами государственного регулирования являются внешнеэкономическая деятельность и контроль за состоянием экологии и окружающей среды.

Каждый из приведенных объектов обладает особенностями и носит различный характер. Эти объекты объединяют макроэкономические процессы. Сущность государственного регулирования заключается в различных функциях, проявляющих себя в процессе управления перечисленными объектами.

Проявление государственного регулирования в воздействии на экономический цикл, состоит в том, чтобы в периоды кризисов, экономических депрессий стимулировать спрос на продукцию (товары/услуги), политику капиталов, занятость населения государства. В этом процессе могут предоставляться как льготы частному капиталу, так и увеличиваться объем государственных расходов и инвестиций. Оказывая воздействие на экономический цикл, государство участвует в процессах "торможения" роста спроса, регулировании необоснованного рост цен и заработной платы, таким образом преследуя цель уменьшить объемы и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости населения в перспективе.

В аспекте структур хозяйства регулирование государства проявляет себя в предоставлении отдельных привилегий некоторым областям, регионах сферам промышленности и т.д. В одном случае это может быть финансовая поддержка отдельным регионам или отраслям, находящимся в состоянии затяжной рецессии, в другом случае - поощрение развития инновационных отраслей и производства, как представителей научно-технического прогресса, в третьем случае - государство влияет на рынок конкуренции, контролируя баланс монополизации рынка, и преследуя цель создания условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Накопление капитала тоже является важнейшим объектом регулирования государства, поскольку производство, присвоение, капитализация доходов априори являются главными целями любой хозяйственной деятельности, и государственная экономическая политика поощрения накопления капитала, в первую очередь, способствует повышению и соответствию экономических интересов субъектов хозяйствования. Параллельно государственное регулирование накопления капиталов опосредованно служит и прочим объектам ГРЭ, так как на экономический цикл и структуру хозяйства оказывает огромное влияние объемы инвестиций и их наличие.

В процессах контроля занятости населения государственное регулирование проявляет себя с точки зрения поддержания равномерного соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Данный баланс должен удовлетворять потребность национальной экономики в квалифицированной рабочей силе, заработная плата которой находится на уровне достаточной мотивации к труду. При этом колебание спроса и предложения на рынке рабочей силы не должно привести либо к превышению спроса, что чревато чрезмерным ростом заработной платы, либо к превышению предложения, что может привести резкому снижению уровня занятости и увеличению безработицы.

Пристального внимания государства и государственных органов удостаивается денежное обращение, поскольку его сбалансированность влияет напрямую на уровень инфляции в государстве, которая является серьезной угрозой для благополучия экономики. Регулирование обращения денежной массы также опосредованно влияет и на другие объекты государственного регулирования:

  • цены,
  • накопление капиталов,
  • социальные отношения.

Замечание 2

Платежный баланс - это объективный показатель экономического благополучия (или нестабильного состояния) государства. С помощью платежного баланса осуществляется стратегическое и оперативное регулирование экономических процессов путем воздействия на объемы импортируемой и экспортируемой продукции, отток и приток капиталов, колебание курса национальной валюты и др.

Еще одним объектом государственного регулирования становятся цены, потому как динамика и структура цены в государстве, в том числе на социально значимые товары и услуги отражает состояние экономики. Уровень цен в достаточной мере влияет на структуру хозяйства, капиталовложения, устойчивость национальной валюты, социальную политику. Следовательно, все объекты государственного регулирования имеют отношение друг и другу и параметры одного объекта непосредственно влияют на параметры прочих объектов ГРЭ.

Направления ГРЭ

Важнейшими направлениями государственного участия становится влияние и регулирование со стороны государства на состояние окружающей среды, соблюдение правил конкуренции, научно-технические разработки.

Согласно объектам, находящимся в сфере влияния государственного регулирования, направления ГРЭ представлены:

  1. Регулированием инвестиций;
  2. Государственным регулированием сбыта;
  3. Государственным регулированием рынка труда;
  4. Содействие развитию научно-исследовательской и опытно-конструкторским работам;
  5. Экологическим регулированием;
  6. Социальной политикой;
  7. Внешнеэкономическим регулированием.

Следуя по заданным направлениям, государственное регулирование ставит перед собой цели, совокупное достижение которых должно привести к макроэкономическому равновесию в масштабах национальной экономики, при этом, учитывая важный фактор, что чем более высокого уровня развития достигает национальная экономика, тем более открытой она становится к внешней среде, несомненно, что на эту зависимость влияют и дополнительные факторы.

Объекты государственного регулирования располагаются в иерархическом порядке в зависимости от уровня решаемых задач. Уровни эти можно обозначить следующим образом: уровень организации, региона, отрасли, сектора экономики, хозяйства в целом, глобальный уровень, наднациональный уровень. Собственно, экономическая политика преследует множество целей, связанных между собой иерархической соподчиненностью, которая в современной экономической теории называется "пирамида целей" (рис.2).

Указанные цели отчасти перекрывают друг друга, одна может оказаться на какой-то период более существенной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной обстановки, уровня понимания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от определенной государственными органами на данный отрезок времени стратегии приоритетности целей. Каждая из вышеуказанных целей может предназначаться, способствовать или мешать достижению другой цели. Определенные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д., Например, в обстоятельствах кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - активность конъюнктуры, а все прочие цели подчиняются ей.

Национальная экономика представляет собой сложную экономическую систему, которая базируется на формах собственности, ресурсах, средствах и результатах хозяйственной деятельности и служит объектом государственного регулирования. Основной целью функционирования экономической системыявляется удовлетворение потребностей социума, осуществляемое в «процессе экономической деятельности, конечным результатом которой является создание социального продукта. Социальный

Продукт представляет собой результат производственной деятельности всего общества. А процесс производства материальных благ, их распределение, обмен и потребление - протекаюЩих в постоянном повторении и возобновлении, получилназвание Воспроизводства . Процесс воспроизводства состоит из четырех стадий, складывающихся в Цикл воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление, которые не существуют изолированно друг от друга. Ввиду этогоЭкономическая система представляет собой совокупность всех видов экономической деятельности населения по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ, а также регулирование такой деятельности в соответствии с целями общественного развития.

ОсновнымиФакторами функционирования экономической системы выступают: законы спроса и предложения, научно-технический прогресс, тенденции развития мирового хозяйства, территориальное разделение труда, наличие цикличности в развитии экономики. Среди основополагающихПринципов функционирования экономической системы следует выделить:

Разделение полномочий и прав принятия экономических решений между государственными учреждениями и хозяйствующими субъектами;

Свободу экономического выбора;

Сохранение равновесия между спросом и предложением;

Реализацию целей отдельных субъектов государства;

Максимизацию прибыли при высокой деловой активности, сложность, структурированность, эмерджентность, управляемость экономической системы, которые выступают ее основными чертами, обусловили существование различных видов экономических систем. В основе классификации экономических систем лежат роль государства в экономике и степень использования планирования. В работах представителей кейнсианского направления основным критерием отнесения той или иной страны к определенному виду экономической системы выступает роль института государственной собственности. В связи с этим выделяют следующие виды экономических систем:

рыночная экономическая система, основанная на приоритетном положении частной собственности. В рыночной экономике существуют два регулирующих фактора: внутренний механизм саморегулирования (спрос и предложение, цена, денежное обращение), а также внешнее регулирование со стороны государства. Рыночная экономика сформировалась как целостная система, охватывающая все общественное производство. Еще на стадии машинного производства, когда товарная форма связей стала общей, осуществилось окончательное формирование общественного труда как целостной системы. Определяющими чертами рыночной экономики выступают наличие частной собственности и свобода всех субъектов экономической деятельности. Рыночный механизм управления социально-экономическими процессами формируется через интересы и мотивы общества, непосредственное проявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Основным элементом управления экономической системой этого вида являются цены, которые обеспечивают регулирование экономических процессов. Среди преимуществ рыночной экономики следует выделить эффективное распределение ресурсов и приближение их к общественным потребностям, осознание необходимости использования новейших методов и технологий. Ввиду этого рыночная экономика усиливает ответственность за своевременное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Кроме того, следует отметить наличие недостатков функционирования рыночной экономики, которые заключаются в неспособности обеспечения оптимального функционирования экономики, наличии тенденций снижения конкуренции, недостаточной поддержке фундаментальных исследований и уровня цен, не-

Равномерном распределении денежных средств, несовершенстве учета издержек, связанных с производством и потреблением товаров и услуг, механизме обеспечения занятости населения, отсутствии рациональных подходов к решению проблем природопользования;

Плановая (командно-административная) экономическая система. В центре плановой экономической системы находитсяГосударство, при этом факторы производства охвачены государственной формой собственности. Господствующим является централизованное планирование и распределение экономических ресурсов. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. В силу этого производство благ постоянно идет в разрез с общественными потребностями. Командно-административная экономика функционирует без учетаспроса и предложения, но при обязательном наличии политической власти, необходимой для подмены рыночных стимуловЦентрализованным распределением со стороны государства. В конечном итоге этот вид экономической системы показалсвою Неэффективность и нежизнеспособность и постепенно уступилПозиции открытой рыночной экономике;

Смешанная экономика, которая сочетает различные формы собственности, а также рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования. Сущность смешанной экономики состоит в объединении в ее рамках различных, на первый взгляд, конфликтующих и даже несовместимых институтов, принципов и отношений. Это, прежде всего, рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, а также сочетание различных форм собственности. Таким образом, смешанность экономики проявляется в дополнении механизма рыночного саморегулирования активным государственным вмешательством в те сферы жизнедеятельности общества, где рынок продемонстрировал свою неэффективность. В настоящее время именно такая экономическая система

Занимает господствующее положениев странах с либерально- Демократическим устройством;

Теневая экономическая система, которой характерно отсутствие государственного регулирования. Наличие значительного сектора теневой экономики присуще развивающимся странам и странам с переходной экономикой. По уровню теневой экономики Украина занимает одно из первых мест среди стран Восточной и Центральной Европы. По оценкам западных экспертов, теневая экономика в Украине составляет около 35-40 %, в то время как в США - всего лишь 10 %.. Разновидностьютеневой экономики, имеющей ярко выраженный криминогенный характер, является Латентная экономика. Наиболее высока латентность преступлений, связанных с нарушением правил осуществления валютных операций, взяточничеством, приписками, халатностью, должностными подлогами, выпуском недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции. В настоящее время только 10-15 % правонарушений в экономике учитывается официальной статистикой. Во многих странах это явление приняло глобальные размеры. В структурном отношении экономическая система включает простые и сложные производственно-экономические единицы и их совокупности с точки зрения правовой, отраслевой и производственной организации. Элементами отраслевой и территориальной организации выступают крупные сферы экономиики: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, финансово-кредитная сфера, отдельные отрасли и производства, экономические регионы и территориально-экономические образования областного уровня. Координирование функционирования экономической системы осуществляется на уровне предприятия, отрасли, на региональном и межрегиональном уровнях. В связи с этим к числу Объектов ГРЭ следует отнести: условия, процессы, отношения, элементы и сектора экономики, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Объектами ГРЭ в пределах национальной экономической системы выступают: трудности, кризисы, по которым необходимо постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование средств ликвидации

Напряженности, разрешение кризисов, принятие оперативных мер. Кроме того, в качестве объектов регулирования выступают общехозяйственные процессы и отношения (экономический цикл, денежное обращение, занятость, цены, хозяйственная конъюнктура, отраслевая и региональная структуры, накопление капитала, научно-технический прогресс, состояние платежного баланса, национальная конкурентоспособность, а также состояние окружающей среды).

2. Современная рыночная экономика
Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась науч-но-техническая революция и начала особенно быстро развиваться производст-венная и социальная инфраструктура, государство намного активнее стало воз-действовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельнос-ти и экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Отличиями современной рыночной экономики от традиционной является обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интер-национальном масштабах. Экономическая деятельность в такой системе бази-руется на коллективной частной и государственной собственности, в отличие от традиционного капитализма, основанного на деятельности отдельных пред-принимателей.

В развитых странах с рыночной экономикой на социальное обеспечение, ре-ализацию многочисленных программ "борьбы с бедностью" в настоящее время направляется не менее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активи-зировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить по-тери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
2.3 Командно-административная система
Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной системы является об-щественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму са-мостоятельность хозяйственных субъектов;

Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распреде-ление продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимо-связи между отдельными хозяйствами;

В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельнос-тью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных мето-дов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрок-ратизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей приро-де бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело, прежде всего в том, что полное огосудар-ствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйст-ва и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конку-ренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порож-даемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормаль-ных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансирован-ности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономи-ческих задач имеет свои специфические особенности. В соответствии с господ-ствующими идеологическими установками задача определения объема и струк-туры продукции считается слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным пред-приятиям, совхозам и колхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определяется непосредст-венно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах прин-ципиально невозможно, эти органы руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансо-вых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования.

Отличительной особенностью распределения продукции в административ-но-командной системе являлось привилегированное положение партийно-госу-дарственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономичес-кого развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преоб-разования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономичес-ких реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивили-зации.
2.4 Традиционная экономическая система
История развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что в лю-бую эпоху экономика по своей структуре многоукладна. В ходе этого развития многоукладность претерпевала существенные изменения, связанные с взаимо-действием различных укладов, соответствующих им типов и форм. Результатом такого взаимодействия являлась закономерная смена качественно отличных друг от друга экономических систем.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная эконо-мическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности эко-номики.

Многоукладность экономики означает существование при данной эконо-мической системе различных форм хозяйствования.

Основу многоукладной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы – производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние – способность к труду. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются следующие:

Количество участников данного хозяйственного объединения;

Собственник применяемого капитала;

Способ распределения прибыли и убытков;

Форма управления предприятием;

Источники имущества, составляющего материальную основу хозяйствен-ной деятельности данного субъекта;

Пределы имущественной ответственности.

Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на об-щинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно осно-вано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца.

В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представ-лено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предприниматель-ства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иност-ранный капитал. В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая осо-бенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет зна-чительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.
2.5 Смешанная система
В большинстве стран современного мира переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволяет определить в качестве са-мостоятельного типа экономичекой системы смешанную экономику.

К смешанной относится экономика, в условиях которой существуют пред-приятия и структуры, относящиеся к разным типам и видам собственности и использующие разнообразные формы хозяйствования.

Смешанной экономикой являются национальные хозяйства современных цивилизованных стран. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах существуют государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, индивидуальные частные фирмы. Эти сферы эко-номики находятся под влиянием рыночного регулирования и под государст-венным воздействием. В то же время существует множество национальных мо-делей смешанной экономики.

Современная смешанная экономика представляет собой регулируемое ры-ночное хозяйство. Это означает, что преобладающей формой собственности яв-ляется частная, но в отличие от классического капитализма это крупная част-ная, акционерная собственность. Из этого также следует, что преобладающей формой регулирования выступает рынок и конкуренция, которые дополняются государственным регулированием.

Будущее экономического развития – смешанная экономика.

Существует переходная экономическая система, характерная для стран, ко-торые освобождаются от недостатков командно-административной системы. В таких условиях трансформационные процессы происходят противоречиво, бур-но, с острыми социально-экономическими потрясениями, кризисными явлении-ями.

Именно такое положение характерно для современной Украины, других государств, которые образовались на территории бывшего СССР, всех стран, которые отходят от командно-административной модели.

  1. Функции рынка. «Провалы» рынка и необходимость ГРЭ.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.

  1. Функции Государства, как субъекта рыночной экономики

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

· Воспроизводственно-технологическая функция, обеспечивающая нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

· Функция защиты конкуренции. Для предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги. Прежде всего проводятся тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

· Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Административные меры представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции.

· Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растет число фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести: поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п. В результате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, а конечным итогом становится уменьшение неэффективности распределения ресурсов.

· Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

· Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

· Регулирующая функция предусматривает самую обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создания правовых финансовых, социальных основ функционирования рынка, обеспечения социальной зашиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые и налоговые инструменты.

  1. Теоретические аспекты, проблемы ГРЭ. Методы и инструменты ГР рыночной Э.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям.

Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Прямые административные методы могут быть представлены следующим образом:

· принятие законодательно-нормативных документов, положений;

· управление государственной собственностью, в том числе:

Управление предприятий государственного сектора;

Государственную казну;

Государственные инвестиции;

Государственные кредиты;

Субсидии;

· лицензирование и квотирование;

· применение санкций;

· охрана окружающей среды;

Прямые экономические методы - это:

· формирование и использование бюджета;

· формирование налоговой политики;

· формирование амортизационной политики;

· определение нормы банковского резерва;

Косвенные экономические методы можно представить как:

· целевое программирование;

· установление минимальной заработной платы;

· регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг;

· антимонопольная политика, защита конкуренции.

· государственное экономическое прогнозирование;

· индикативное планирование;

· регулирование налоговой системы;

· кредитно-денежные инструменты;

· валютные рычаги;

· социальная политика;

· внешнеэкономические формы воздействия.

  1. Государственный сектор экономики и государственная собственность, как инструменты регулирования экономики.

Государственная собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью . Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации . Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

  1. Теория общественного выбора: парадоксы политического процесса + 7. Теория общественного выбора: экономика бюрократии

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
концепция "экономического человека". Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.
Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.
Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.
Практика взаимной поддержки депутатов путём "торговли голосами" называется логроллингом. Классической формой логроллинга является "бочонок с салом" - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его происхождение, к нему добавляют всё новые и новые предложения ("сало"), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит
одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть "куплены" предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.
Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.
Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.

Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках "политического обмена" выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень – разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует "конституцией экономической политики". Второй уровень - практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.
Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс. Сторонники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.

  1. Налоги, как основной источник доходов государства и инструмент ГРЭ.

Налоги - обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Место и роль экономической деятельности в обществе

Общество - исторически сложившиеся социальные, политические, культурные, хозяйственные отношения между людьми в процессе их совместной деятельности.

Это сложноструктурированный организм, отдельные элементы которого неразрывно переплетаются между собой и взаимно влияют друг на друга.

Слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого языка означает «законы ведения домашнего хозяйства». В современном понимании экономика - это совместно организованное производство в условиях ограниченности его факторов.

Экономика в современном мире - часть целого, включающая в себя как отношения между хозяйствующими субъектами, так и определенную взаимосвязанную структуру отдельных производств, отраслей, территориальных комплексов, а на более высоком уровне - и национальных хозяйств. Хозяйствующие субъекты, экономические отношения и определяющие их уровень производительные силы - это основополагающие элементы экономической системы. Одно из базовых понятий в экономических науках - экономическая система. Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности. Иначе говоря, экономическая система - совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих отношений собственности и организационно-правовых форм. Основные элементы системы: социально-экономические отношения, сложившиеся на основе форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм, т. е. способ регулирования экономической деятельности на макроуровне, система стимулов и мотиваций, конкретные экономические связи между предприятиями. Субъектами экономической системы являются фирмы, домохозяйства, государство.

Выделяется такое важное понятие, как национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.

Типы экономических систем

Тип экономической системы - это способ организации производства и распределения. В экономической науке различают следующие типы экономических систем:

  • 1. Традиционная система существует в экономически слаборазвитых странах, базируется на отсталой технологии, применении ручного труда, ярко выраженной многоукладности, т. е. существовании одновременно различных форм хозяйствования. Преобладают натурально-общинные формы хозяйствования. Главенствует мелкотоварное производство, т. е. основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В экономике доминируют крестьянские и ремесленные хозяйства. Свойственна высокая степень зависимости от иностранного капитала. Характерна активная роль государства: через бюджет направляется значительная часть национального дохода на развитие инфраструктуры и поддержку беднейших слоев населения.
  • 2. Командно-административная система сформировалась в СССР, странах Восточной Европы, ряде азиатских стран. Характерные черты: общественная собственность практически на все экономические ресурсы, коллективное принятие экономических решений посредством централизованного планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Основные недостатки: негибкость, медленная адаптация к переменам, крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.
  • 3. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм). Система сложилась в XVIII в. и существовала до конца XIX - начала XX вв. Отличительные особенности: частная собственность на инвестиционные ресурсы, механизм регулирования макроэкономической деятельности основан на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок является личная свобода всех участников экономической деятельности - как предпринимателя, так и наемного работника. Решающее условие прогресса - свобода предпринимательской деятельности тех, кто имеет капитал.
  • 4. Современная рыночная экономика (современный капитализм) - форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка с помощью системы цен, прибыли, убытка, спроса и предложения при участии государства.
  • 5. Смешанная экономика - частное производство, которое регулируется рыночным механизмом и дополняется административным регулированием и налоговой системой. Современный мир - мир смешанных экономик.

Превращение одной системы в другую занимает длительные исторические периоды. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. В современном мире переходный период переживает ряд стран. В их число входит Казахстан. Происходящие в нашей стране перемены называют периодом постсоциалистической трансформации. Постсоциалистическая трансформация - исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходная точка - кризис, последующая трансформация экономических отношений. Характерны резкое обострение социально-экономических противоречий, интенсивное развитие новых форм одновременно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Например, быстрый рост частного сектора в наше время сопровождается трансформацией госпредприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

Во всех странах в переходный период происходят изменения, которые носят неизбежный характер и рассматриваются поэтому как закономерности. К ним относятся:

  • - изменение роли государства;
  • - макроэкономическая стабилизация;
  • - приватизация;
  • - трансформационный спад и структурные реформы;
  • - интеграция в мировое хозяйство.

Группы стран переходной экономики составляют:

  • а) Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии (с наибольшими темпами продвижения);
  • б) Казахстан, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия;
  • в) страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам).Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика - смешанной. В переходной экономике Казахстана госрегулирование заключается в выполнении двух групп функций:
    • - формирование рыночных отношений (создание правовой базы, демонополизация и стимулирование конкуренции, приватизация госсобственности);
    • - перераспределительные функции (корректировка несовершенства рыночных отношений при распределении материальных, финансовых ресурсов, доходов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста).

Объектами управляющего воздействия со стороны государства являются макроэкономические структуры, на которых держится вся экономика:

  • - совокупное производство - все виды хозяйства нации, выпускающие товары и услуги;
  • - совокупное предложение: сумма цен товаров и услуг, которые все производители и продавцы реализуют всем покупателям;
  • - совокупный спрос - сумма денег, которую члены общества готовы заплатить за все приобретаемые товары и услуги.

Главное условие нормального развития макроэкономики - такое состояние национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь совокупный покупательский спрос, что возможно лишь при соблюдении народнохозяйственной пропорциональности. Объективный экономический закон пропорционального развития экономики требует постоянного поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин производства, предложения и спроса.

Соблюдение этих условий поддерживает макроэкономический регулятор - общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства, или хозяйственный механизм.

В качестве регуляторов рассматриваются:

  • - рыночный механизм саморегулирования;
  • - государственное регулирование;
  • - смешанное регулирование.

Рыночное регулирование. Любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную гибкую систему цен. К его преимуществам относятся: эффективный механизм перераспределения ресурсов; гибкая система, приспосабливающаяся к меняющимся условиям и потребностям; строительство на принципах рационального поведения, возможность прогнозировать запросы потребителей. Система рыночного регулирования имеет свои недостатки: порождает монополизм, который разрушает механизм саморегуляции; формирует неравенство доходов, обостряет социальные противоречия, проблему «внешних эффектов».

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Причем его роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением мирового разделения труда. Государство решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Смешанное регулирование характеризуется состоянием, когда частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики. Тип смешанного регулирования имеет следующие специфические черты:

  • - новый хозяйственный механизм соединяет устойчивость государственного управления, которая необходима для удовлетворения общественных потребностей, и гибкость рыночного саморегулирования;
  • - позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость, стабильность экономического роста;
  • - способен сбалансировать совокупный спрос и предложение.

В разных странах имеются собственные варианты хозяйственного механизма. Они различаются по таким показателям, как:

  • - сфера действия рынка и государства;
  • - функции регулятора;
  • - формы и методы государственного управления хозяйством.

Существует множество вариантов смешанного типа регуляторов. Из них можно выделить две модели, демонстрирующие практические пределы развития смешанной системы управления экономикой:- с минимальным участием государства;

С максимально допустимым участием государства при сохранении рынка.

Направления и интенсивность государственного регулирования экономики

В странах мира может наблюдаться различная степень влияния государства на экономические процессы. Это зависит от многих обстоятельств, в том числе от особенностей исторического развития. В наиболее общем виде можно выделить два принципиально отличающихся идеологических подхода к участию государства в управлении экономикой: индивидуалистический и коммунитарный. В реальной практике обычно используется их комбинация с преобладанием того или другого. В обществе с индивидуалистической идеологией (США, Канада, страны Западной Европы) роль государства обычно ограниченна. Его главные цели - защита собственности, обеспечение гарантий заключаемым договорам, соблюдение открытости рынка и максимально свободной конкуренции.

Роль государства в обществе с коммунитарной идеологией состоит в определении потребностей сообщества в кратко- и долгосрочной перспективе, их планомерном удовлетворении, обеспечении следования страной намеченным курсом, иногда - принудительно и даже с использованием всей политической мощи государства. Помимо того, в коммунитарном государстве (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Швеция) правительство планирует и определяет общий курс развития экономической жизни, т. е. исполнительные органы оказываются важнее законодательных - именно они «командуют» бизнесом.

В современном мире в странах с развитой рыночной экономикой сложились различные модели государственного регулирования, а именно:

  • - в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольшом объеме государственной собственности;
  • - для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры;
  • - в Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

Практически в каждой стране существуют свои особенности регулирования и контроля. Но несомненна общая для всех тенденция: степень государственного влияния во всем мире существенно возросла.

Многие глобальные проблемы современного общества не могут быть решены без государственного участия. К этим проблемам относится развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в важнейший источник экономического роста. Государство во всех случаях продолжает сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя.