Нарушение рыночного механизма фиаско рынка. Фиаско рынка

Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не все­гда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют про­блемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а пото­му не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиас­ко рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асиммет­ричности информации и цикличности развития рынков.

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздей­ствие сделки на третьи лица1, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т, е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отри­цательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и дру­гим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. по­рождают положительные внешние эффекты. Например, если вы на сво­ем балконе выращиваете красивые цветы, то порождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, положительный внешний эффект.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механиз­ма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объе­мом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возни­кают случаи недопроизводства товаров и услуг. Почему это происхо­дит? Рассмотрим данные отклонения на рис.15.8. Условием достиже­ния общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной полезности Ш$и) предельным общественным издер­жкам (МЭС):

МЭи = МБС (8)

В случае отрицательных экстерна­
лий (рис. 15.8а) предельные издержки отдельного производителя МС меньше предельных общественных издержек МЭС. Например, произ­водитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чис­тые технологии, переносит1 тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (МЕС). Вслед­ствие этого объем выпуска 01 превышает общественно эффективный объем 0Е, а цена Р, оказывается заниженной по сравнению с РЕ.

В случае положительных экстерналий (рис. 15.86) предельная по­лезность товара или услуги Ми ниже предельной общественной полез­ности МЭи. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бес­платно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил де­ревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (МЕи). Поэтому цена РЕ выше, чем цена Р1 и озеленители посадят деревья в количестве 01 вместо общественно эффективного количества 0£.

Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую вне­шними эффектами? Что компенсирует

обществу ущерб от отрицательных эк- _______

стерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Ре­шение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, бе­рет на себя государство, используя свои традиционные инструменты - налоги и субсидии. Если для устранения отрица­тельных экстерналий государство введет
сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя ПОВЫСЯТ­СЯ и приведут объем выпуска в соответствие с общественно опти­мальным. Этот прием называется интернализацией (от англ. internal - внутренний) внешних эффектов, который на графике (рис. 15.8а) выразится смещением кривой МС до уровня MSC и объем выпуска со­кратится до ми). Речь идет об общественных товарах и услу­гах, или общественных благах. Общественными называются такие бла­га, главной характеристикой которых является неисключаемость из по­требления и неконкурентность в потреблении. Те общественные то­вары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, назы­ваются чистыми общественными благами. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городс­кое освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т. д. Подробнее речь об общественных благах пойдет в гл. 17.

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чисто­го общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщи­ков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие блага не­делимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых благ в нашей жизни встречается достаточно много: театральный спек­такль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает проблемы «безбилетника», т. е. ситуации, ког­
да лицо пользуется благом, не заплатив за него. Вы не можете прой­ти на дискотеку, в метро или посетить театр, не купив билет. А вот свой­ство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само со­здание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных това­ров) порождает положительные экстерналии. Однако урегулировать рас­сматриваемую проблему путем переговоров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за ог­ромного количества участников слишком велики трансакционные издер­жки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется обществен­ными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому ры­ночное производство общественных благ неэффективно.

Поясним наши рассуждения следующим примером. Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стре­мящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако создан­ная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финанси­ровавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, вклю­чая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборон­ного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого пре­доставления таких благ, либо их предоставления в общественно опти­мальном объеме.

Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увели­чение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освеще­ния для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество - крайний случай проявления положительных внешних эффектов.

Итак, для производства общественных благ в оптимальном количе­стве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механиз­мом перераспределения в виде государственного бюджета.

22 Курс экономической теории

Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ре­сурса предельному доходу от его использования (см. гл. 10). Это меха­низм равноправного распределения", равное право получить доход в со­ответствии с производительностью ресурса имеет каждый его владелец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находит-

ся за его пределами: проигравших в конкурентной борьбе и нетрудо­способное население.

Среди экономистов ведутся споры о том, справедливо ли эффектив­ное рыночное распределение? Ведь поляризация доходов в условиях рынка может быть огромной по сравнению с уравнительным распреде­лением в командно-административной системе. Да, рыночное распреде­ление равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объек­тивно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способ­ности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать ра­венство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д. Какое распределение считать справедливым? Этот воп­рос будет подробно рассмотрен в гл. 24, § 1, посвященной социальной политике государства. Однако следует помнить, что рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находятся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому решение социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части населения правами на до­стойное существование, а именно, получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, неры­ночного механизма, которым обладает государство как инструмент об­щественного регулирования.

Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, является асимметричная информация в условиях несовершенной кон­куренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распреде­ление рыночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информации не только повышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству ОДНИХ товаров и К недопроизводству других. Если по- |

требитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его каче- стве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с |

рынка (вспомните «рынок лимонов» из гл. 8), и, во-вторых, порождает интерналии. Термин интерналии означает выгоды или издержки участ­ников сделки, не отраженные в договоре. Например, монополия произ­водителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а |

потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки |

производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологи- I

чески опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на ^

потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя,

не предусмотренными условиями сделки, т. е. не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольствен­ный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналий уменьшается пре­дельная полезность товара для покупателя. Государство может способ­ствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыноч­ную информацию, например, создавая информационные центры, а так­же устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре (см. гл. 17).

Серьезной проблемой рынка является цикличность его развития: че­редование кризисов и экономических подъемов, т. е. движение от подъе­ма к подъему через кризисы. В период кризиса сфера действия рыноч­ного механизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, рас­тут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государство в критических условиях как раз и должно протя­нуть спасительную руку рынкам, помогая им выжить, стабилизировать­ся и модернизировать свою продукцию.

Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие меха­низма свободных цен, но рынок не действует в «Зазеркалье», т. е. там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой»

А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки го­сударства. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что государственное регу­лирование дополняет рынок.

Но только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость экономическому развитию страны. Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества - некомпетентное вмешательство государ­ственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы. Об этом пойдет речь в гл. 17. Проблемы эффективного регулирования эко­номики - это уже сфера экономической политики государства, изучению которой всецело посвящен курс макроэкономики.

Основные понятия: bgcolor=white>contract curve
Равновесие по Вальрасу Walrasian equilibrium
Равновесие по Маршаллу Marshallian equilibrium
Краевое равновесие boundary equilibrium
Паутинообразная модель рынка cobweb theorem
Частичное равновесие partial equilibrium
Общее равновесие general equilibrium
Эффекты обратной связи feedback effects
Оптимум по Парето Pareto optimum
(Парето-оптимальное распределение)
Теория экономики благосостояния welfare economics
«Ящик» Эджворта Edgeworth box
Конкурентное равновесие competitive equilibrium
Кривая контрактов
Принцип второго наилучшего second - best principle
(принцип квазиоптимума)
Фиаско рынка market failure
Отрицательные (положительные) negative (positive)
внешние эффекты externalities
Теорема Коуза Coase theorem
Общественное благо public good
Чистое общественное благо pure public good
Проблема «безбилетника» free-rider problem
Интерналии internalities

Экономики большинства стран мира являются смешанными, в которых регулирующие функции осуществляет как сам рынок, так и государство. Именно фиаско рынка и некоторые внешние факторы обусловили активное участие государства в процессах экономической жизни. Любое правительство во все исторические периоды всегда выполняло (сбор налогов и пошлин, защита собственности, организация денежных потоков), но только в ХХ в. функции и роль государства очень сильно изменились. Государственный сектор в условиях производит значительную часть национального продукта. Правительство регулирует экономические процессы и перераспределение доходов. Несовершенство рынка нередко сказывается на всей экономике страны, и весь перестает обеспечивать эффективное распределение разных ресурсов в обществе. Для недопущения кризисов в экономической сфере необходимо усиление роли государства в контролировании большей части ее процессов. Фиаско рынка - это его провал, когда нарушаются все механизмы нормального функционирования экономики. К нему могут привести следующие причины:

  • нерациональное распределение имеющихся ресурсов;
  • монополизация экономики (в этом случае преобладают рынки с ;
  • неспособность к охране окружающей среды и сохранению трудновоспроизводимых ресурсов;
  • отсутствие интересов рынка в производстве различных общественных благ;
  • неравномерное распределение доходов;
  • отсутствие механизмов, которые учитывают внешние эффекты;
  • нестабильное макроэкономическое развитие.

Стремясь к достижению эффективной рыночной экономики, государство проникает в хозяйство и осуществляет меры экономического и административного характера, которые обеспечивают условия достижения главных макроэкономических целей. Фиаско - это внедрение государственного регулирования в экономические процессы. Оно выполняет следующие экономические функции:

  • обеспечение необходимой правовой базы, согласно которой будет эффективно функционировать рыночная система. Принятие законов, которые защищают права собственности, регулируют отношения между рабочей силой и предпринимателями, правительством и предпринимателями, а также обеспечивают соблюдение контрактов, является залогом эффективного функционирования экономики. Обязательное, обоснованное, устойчивое для всех участников процесса законодательство предоставляет возможность всем хозяйствующим субъектам делать свободный выбор и планировать деятельность. Осуществляя эту функцию, правительство способствует сокращению транзакционных издержек, что ведет к наиболее рациональному распределению ресурсов;
  • охрану окружающей среды с целью экологической защиты всей среды обитания людей;
  • защиту конкурентной среды. При ограничении конкуренции и повышении уровня монополизации рынков снижается эффективность перераспределения ресурсов, что ведет к чистым потерям всего общества. По этой причине государство проводит активную антимонопольную политику, которая направлена на недопущение создания новых и на борьбу с имеющимися монополиями. Борьба с так называемыми «искусственными монополиями» проводится наряду с регулированием хозяйствования ;
  • контроля над ценами на определенные группы товаров;
  • определения минимальных уровней оплаты труда, пособий, пенсий и компенсаций;
  • обеспечения определенного уровня образования и здравоохранения;
  • стабилизации и стимулирование экономики;
  • корректировки оптимального распределения ресурсов и общественных благ.

Фиаско рынка зачастую приводит к Это происходит в том случае, когда оно не может обеспечить оптимальное для общества перераспределение и использование ограниченной ресурсной базы. По этой причине принимая определенные меры по устранению фиаско рынка, государство должно тщательно следить за всеми возможными последствиями предпринятых действий и корректировать их согласно конкретной политической и социально-экономической ситуации в стране.

В предыдущем параграфе мы отмечали, что в модели круговых потоков отсутствует такая важная экономическая сила как правительство (государство). Рынки играют огромную роль в ответе на фундаментальные вопросы: кто, что, как, для кого. Тем не менее, не все решения принимаются только домашними хозяйствами и фирмами на рынке. Почему нельзя скоординировать все свои действия при обмене через рынок? Ученые-экономисты предлагают два ответа на этот вопрос. Один из них основан на понятии фиаско рынка, другой - на понятии поиска ренты.

Фиаско рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. В соответствии с таким подходом экономическая роль правительства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы. А, следовательно, каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип правительственного вмешательства. С другой стороны, представители такого направления как теория общественного выбора утверждают, что правительственную политику можно лучше понять не в терминах «хорошо» и «плохо» с социальной точки зрения, а с точки зрения тех способов, с помощью которых люди используют правительственные учреждения для достижения личной выгоды. Этот подход известен под названием теории общественного выбора. Эту теорию мы будем изучать в курсе микроэкономики. Здесь же мы только отметим, что одним из ключевых понятий теории общественного выбора является понятие экономической ренты. Под экономической рентой понимается любая плата, приходящаяся на долю некоего фактора производства, превосходящая его альтернативную стоимость. Иногда правительство ставит фирмы в условия, когда они продают свою продукцию по более высокой цене или покупают ресурсы по более низкой цене, и получают прибыль ничем не хуже прибыли, полученной исключительно на началах частных усилий. Получение и защита ренты с помощью действий правительства известны под названием поиска политической ренты или просто поиска ренты, причем политический контекст в данном случае предполагается.

Исторически впервые государственное регулирование начинается тогда, когда в экономической системе возникают силы дестабилизирующие систему, выводящие ее из динамического равновесия. На определенном этапе развития свобода порождает монополию. Возникновение монополий, выросших из свободы продавца и покупателя, т.е. превращение элементов в свою противоположность, недостаточность конкуренции означает необходимость механизма настройки системы. В противном случае она может погибнуть.


Роль настраивающего механизма в рыночной системе начинает выполнять государство. Возникает так называемое государственное регулирование в рациональном смысле слова. Это есть четко выраженная начальная граница перехода системы в стадию зрелости. В данном случае рыночная экономика превращается в экономику рыночного типа.

Вмешательство государства в экономику в виде настраивающей системы, разбивающей элементы противоположной системы, отрицающей нашу, начинается впервые в США с принятием серии федеральных законов, получивших впоследствии название антитрестовского законодательства (Акт Шермана 1890 г., Акты Клейтона и Федеральной торговой комиссии 1914 г. Акт Робинсона - Патмана 1936 г., поправка Селлера-Кефовера 1950 г. , Акт Харта - Скотта-Родино 1976 г.). В дальнейшем антитрестовское законодательство было принято в большинстве стран с рыночной экономикой.

Органы антитрестовского регулирования могут воздействовать на поведение фирм двумя способами: регулирование поведения и регулирование структуры.

Регулирование поведения - это ограничение действий фирмы со стороны государства. Например, если правительство обнаруживает, что фирмы действуют совместно с целью повышения цен, что известно как искусственное взвинчивание цен, то оно может наказывать эти фирмы и вынуждает их прекратить совместные действия.

Регулирование структуры заключается в том, что правительство (государственные органы) могут изменять структуру отрасли с целью сделать ее более конкурентоспособной. Самая крайняя мера регулирования структуры заключается в принудительном дроблении существующей фирмы. Например, такая мера в конце 90-х гг. была применена в США к фирме Microsoft, которая была раздроблена на две компании.

Одним из типов фиаско рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Как правило, цены отражают хотя бы приблизительную величину альтернативной стоимости. Производители товара или услуги должны получать цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости, в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Тем не менее, в реальной жизни бывают ситуации, когда действия производителей и потребителей оказывают воздействие на третьих лиц, т.е. на людей, не являющихся субъектами данной сделки - продавцами или покупателями. Эти эффекты, которые имеют место, но никак не отражаются в ценах, известны под названием внешних эффектов или экстерналий. Внешние эффекты- это ситуации, при которых поведение одного индивида влияет на благосостояние другого посредством явления, выходящего за рамки существующих рынков.Например, использование пестицидов на полях хозяйств, примыкающих к водоемам, воды которых используются для водоснабжения городов, вредит здоровью людей, убивает растительность. Эти эффекты относятся к внешним затратам на необходимое производство растительной продукции на этих полях, поскольку покрываются эти затраты третьими лицами, не являющимися ни продавцами ни покупателями. С точки зрения экономики в целом, внешние затраты также являются частью альтернативной стоимости производства растительной продукции на этих полях. Они воплощают стоимость факторов производства, которые подверглись нанесению ущерба из-за загрязнения (например, отпуска по болезни, погибшие деревья, трава) или стоимость необходимую для устранения последствий загрязнения (лечение людей, высадка новых деревьев, пересев травы и т.п.)

Существует так же такая проблема как необходимость производства общественных благ. Товары, предлагаемые на рынке о которых речь шла выше (шоколад, хлеб, напитки и т.п.), являются конкурентными. Но существуют и так называемые неконкурентные товары. Понятие «неконкурентный» означает, что получение выгоды одним домашним хозяйством от потребления данного товара не ведет к уменьшению выгод, получаемых другими потребителями этого товара. Иначе говоря, данные товары не обладают свойствами исключительности (они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим) и соперничества (они, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без каких-либо дополнительных затрат). Примерами таких товаров являются национальная оборона, правоохранительная система Нельзя защитить одного человека от ядерной атаки, не распространяя эту защиту на всех. Таким образом, общественные блага это блага, которые не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других и которые, будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат. Частное благо, наоборот, распределяется среди индивидуумов в зависимости от их возможности и желания его приобрести и приносит выгоду только человеку, который его приобрел. Обеспечением и распределением первого занимается государство, второго - рынок.

Проблема «безбилетных пассажиров» (или «безбилетная езда») всегда возникает в ситуациях с общественными благами и означает, что только правительство может предоставить эти блага. В противном случае они могут быть не представлены вообще. «Безбилетная езда» имеет место тогда, когда человек уклоняется от выполнения действий, требующих затрат, поскольку он уверен, что кто-нибудь другой их обязательно предпримет (что позволяет любителю «безбилетной езды» (безбилетнику) получать выгоды, ничего не вкладывая). Примером такого блага является образование.

Вопросы лекции

1. Провалы рынка как основания деятельности государства.

а) внешние эффекты;

б) рыночная власть, показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Гиршмана (HHI);

в) общественные блага;

г) неполная информация.

2. Способы решения проблемы внешних эффектов (устранение провалов рынка): рыночные и административные инструменты.

а) корректирующие налоги и субсидии Пигу;

б) изменения в правах собственности: теорема Коуза;

в) законодательные запреты.

3. Фиаско государства. Проблемы, создаваемым государством.

Может ли государство быть неэффективным?

В данной лекции речь пойдет о том, насколько рынки в состоянии размещать ресурсы эффективно.

Во-первых, "провалы рынка" есть основание для государственного вмешательства в рыночный механизм. Мы увидим различные способы коррекции рынков и их дополнения посредством деятельности государства.

И, наконец, во-вторых, государство – далеко не идеальный механизм, ему также, как и рынку, присущи свои изъяны.

Если при работе в автоматическом режиме рынок по каким-либо причинам не обеспечивает общественную эффективность, то в таком случае говорят о провалах рынка .

Провалы рынка (фиаско рынка) есть препятствия, не позволяющие рыночному механизму достичь общественной эффективности, или то, что рынок не способен обеспечить и поэтому выполняет государство. Само по себе «фиаско » рынка - это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Поэтому «провалы» («фиаско») рынка обычно подразумевает государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

Формы провалов рынка:

1) внешние эффекты;

2) рыночная власть монополий (показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Ниршмана (HHI)

3) общественные блага;

4) неполная информация

Внешние эффекты . О них мы уже упоминали ранее. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах .

Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении .

Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках .

Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.


Таким образом, полные издержки для общества в целом (общественные издержки ), связанные с производством какого-либо блага, есть частные издержки фирм-производителей и те издержки, которые они «перекладывают» на других. Правда, не всегда ясно, что считать внешними издержками, так как отнесение чего-либо к таковым весьма субъективно и внешние издержки одних часто являются внешними выгодами для других.

Общественные издержки – частные издержки плюс внешние эффекты в производстве .

Подобным же образом полные выгоды для общества в целом (общественные выгоды , связанные с потреблением какого-либо блага, есть частные выгоды потребителей данного блага и те выгоды, которые достаются другим.

Общественные выгоды – частные выгоды плюс внешние эффекты в потреблении.

Можно выделить четыре разновидности внешних эффектов.

1. Внешние издержки производства . Предположим, что химзавод расположен выше по течению реки, чем пивзавод. В этом случае производство химической продукции накладывает дополнительные издержки на производителя пива (дополнительная очистка воды и т.п.). Это означает, что предельные общественные издержки (MSC ) производства химической продукции превышает предельные частные издержки (МС ) на величину внешних предельных издержек (MEC ).

На рис. 15.2 общественно эффективный выпуск химзавода будет Q * , где P = MSC . Химзавод, однако, будет выпускать объем продукции, равный Q ¢ (где P = MC ), который превышает эффективный уровень. Таким образом внешние издержки ведут к перепроизводству с точки зрения общественных интересов.

Рис. 15.2 Внешние издержки производства.

Проблема внешних издержек возникает из-за того, что никто не обладает правами собственности на естественные водоемы, воздух, а, следовательно, не может не допускать их загрязнение или же требовать за это плату в виде компенсации ущерба. В результате контроль за чистотой водоемов и воздуха возлагается на государство.

2. Внешние выгоды производства . Одним из примеров такой ситуации могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки. Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки. Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек.

На рисунке, подобном рис. 15.2, в этом случае следовало бы поместить кривую MSC ниже кривой МС (превышение МС над MSC составляло бы предельные внешние выгоды – MEB ). Объем исследований и разработок, обеспечиваемый несущей расходы на них фирмой, установился бы там, где Р = МС , т.е. оказался бы меньше общественно эффективного уровня, при котором Р = MSC . Принимая во внимание тот факт, что финансирующая исследования и разработки фирма получает только частные выгоды, она не будет заинтересована осуществлять их в объеме, равном общественно эффективному.

3. Внешние издержки потребления . Если предположить, что поселок расположен вдоль шоссе, то пользование автомобилями, проезжающими через него дачниками приносит жителям этого поселка различного рода неудобства в виде загрязнения воздуха, шума, перегруженности дороги.

На рис. 15.3 изображены предельная полезность и цена использования автомобилем для его владельца. Число поездок на дачу автомобилистом составит Q ¢, то есть установится там, где MВ = P (где цена есть стоимость бензина, масла, износа покрышек и т.п. на одну поездку). Общественно эффективное количество поездок, однако, было бы меньше Q ¢, а именно, - Q * , то есть соответствовало бы такому количеству, при котором MSB = Р . Здесь превышение над MSB есть MEC (для потребителей).

Рис. 15.3 Внешние издержки потребления.

4. Внешние выгоды от потребления . Если снова обратиться к использованному выше примеру, то можно утверждать, что в случае, когда многие дачники станут пользоваться электричкой вместо автомобилей, то жители расположенного на шоссе поселка выиграют. В результате предельные общественные выгоды поездки на электричке окажутся больше, чем предельные частные выгоды. Для представления такой ситуации на рис.15.3 достаточно поменять местами и MSB . В таком случае превышение MSB над есть MEB .

Выводы. Подводя итоги рассмотрению внешних эффектов можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, когда имеют место внешние издержки много, а их цена занижается .

Во-вторых, когда имеют место внешние выгоды , то благ производится или потребляется слишком мало, а их цена занижается .

В-третьих, внешние издержки или выгоды от рыночных операций не отражаются в ценах .

В-четвёртых, суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения частных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности, т. е. в каждом из случаев наличия внешних эффектов рынок не выравнивает MSB и MSC .

Рыночная власть. В предыдущих лекциях были кратко рассмотрены потери общества от рыночной власти монополии. Здесь к этому вопросу стоит вернуться уже на основе полученных нами дополнительных знаний.

Всегда, когда на рынках имеет место монополия, монопсония или же какая-либо форма несовершенной конкуренции, рынок не в состоянии установить равенство между MSB и MSC . Это показано с помощью рис. 15.4, который показывает кривые выручки и издержек для монополиста. При этом предполагается, что внешние эффекты отсутствуют. Общественно эффективный выпуск равен Q c , при котором MSB = MSC . Монополист, однако, производит меньшее количество, равное Q m , при котором MR = MC .

Рис. 15.4. Выпуск монополиста ниже общественно эффективного уровня.

В то же время потери общества от монополии можно показать и несколько иным способом, используя понятия излишков потребителя и производителя. На рис. 15.5 изображена отрасль, которая первоначально находится в условиях совершенной конкуренции, а затем превращается в монополию. Причем кривые выручки и издержек при этом не меняются.

Рис. 15.5 Чистые потери общества от монополизации.

При совершенной конкуренции в отрасли установится объем выпуска равный Q c , который будет продаваться по цене Р с. Здесь МС (= S ) = P (=AR ). Общая полезность потребителей представлена площадью под кривой спроса (MU ), которая есть сумма всех обозначенных цифрами площадей (от 1 до 7). Общие расходы потребителей есть Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Излишек потребителей есть разность между общей полезностью и общими расходами, или же пространство между ценой и кривой спроса (площади 1 + 2 + 3).

Излишек производителей (прибыль) есть разность между общей выручкой и общими издержками. Общая выручка равна Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Общие издержки есть площадь под кривой МС (площади 6 + 7). Излишек производителей есть пространство между ценой и кривой МС (площади 4 + 5).

Здесь нужно сделать одну оговорку. Строго говоря, площадь под кривой МС – это общие переменные издержки. Для того чтобы получить излишек производителей необходимо из суммы площадей 4 и 5 вычесть и все постоянные издержки. Но так как постоянные издержки не изменяются с изменением выпуска, то они не влияют на дальнейшие рассуждения, относящиеся к излишку производителей при совершенной конкуренции и монополии. В принципе, можно считать, что постоянные издержки отсутствуют (что, как мы уже знаем, справедливо для длительного периода).

Сумма излишков потребителей и излишка производителя есть пространство между кривой спроса и кривой МС . Это сумма площадей 1, 2, 3, 4 и 5.

Что произойдет, если отрасль превратится в монополию? Фирма-монополист будет производить Q m , приравнивая свои MR и MC , и реализовывать эту продукцию по цене P m . Общая выручка есть P m ´ Q m (площади 2 + 4 + 6). Общие издержки монополиста – это пространство под кривой МС (площадь 6). Таким образом, излишек производителя теперь есть сумма площадей 2 и 4. Это явно больший излишек, чем у производителей при совершенной конкуренции (так как площадь 2 больше, чем площадь 5).

В то же время излишек потребителей существенно сократится. При уровне потребления соответствующего Q m , общая полезность представлена суммой площадей 1, 2, 4 и 6, в то время как расходы потребителей представляют площади 2, 4 и 6. Излишек потребителей, таким образом, это лишь площадь 1. Заметим, что площадь 2 трансформировалась из потребительского излишка в излишек производителя-монополиста.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику страны. Анализ побочных эффектов государственного регулирования рынка. Разновидности рыночных фиаско. Общественные блага в провалах рынка. Современный взгляд на теории провалов рынка.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2015

    Виды государственного регулирования агропродовольственных рынков в экономической теории. Особенности рынка зерна в современной России. Методы государственного регулирования рынка зерна. Изучение последствий государственного регулирования зернового рынка.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Причины, механизмы и социально-экономические последствия фиаско рынка. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ фиаско рынка в экономике Российской Федерации и Китая как причины государственного вмешательства в экономику.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2014

    Экономические функции государства, его роль в смешанной экономике. "Фиаско" рынка - государственное регулирование. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы. Защита конкурентной среды. Охрана окружающей среды, финансирование науки.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2010

    Понятие "рынка", его основные функции и недостатки. Анализ "провалов" рынка и государства. Необходимость и методы государственного вмешательства в рыночной механизм. Особенности, направления и области государственного регулирования российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Исследование теоретических основ государственного регулирующего воздействия в экономике. Анализ структурных элементов государственного регулирования, их взаимосвязи. Механизм взаимодействия правовых институтов и разных форм государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

    Общая характеристика необходимости государственного регулирования экономики, рассмотрение его форм и методов воздействия. Проведение сравнительного анализа влияния государства на экономику в условиях рынка и в условиях командной экономической системы.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015