Налог для самозанятого населения на год. Самозанятые или налог на профессиональный доход

15 ноября 2018 года закон о самозанятых был одобрен Госдумой. Чиновники гарантировали неухудшение условий закона на 10 лет. «Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода», — сообщил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, соавтор закон о самозанятых.

После долгих месяцев обсуждений и внесения поправок чиновники предложили следующие условия для легализации.

Ставка налога для самозанятых составит:

  • Для самозанятых, оказывающих услуги или продающих товары физлицам, налоговая ставка составит 4%.
  • Для самозанятых, оказывающих услуги юрлицам или ИП, составит 6%.

Новым режимом налогообложения смогут воспользоваться те, кто имеет доход не более 2,4 млн руб. в год, не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.

Как самозанятые будут уплачивать налог

Уплата налогов будет происходить через мобильное приложение ФНС «Мой налог», ежемесячно не позднее 25-го числа. Уплату налога не придется делать несколькими платежками: что-то в ФОМС, а что-то в бюджет. Будет действовать упрощенная система уплаты.

Андрей Макаров подчеркивает, что «закон предоставляет право, а не налагает обязанности». Он «не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого-то поймать за неуплату налогов». Существование этого закона предоставляет людям удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить налоги и сборы, объяснил он.

Первыми на себе опробуют проект по взиманию налога самозанятые в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Это произойдет в 2019 году. Эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года.

Как ранее объяснил заместитель председателя правительства региона — министра инвестиций и инноваций области Дениса Буцаева, в экспериментальный период тестироваться будут сразу несколько элементов налогового режима:

  • передача информации о продажах в налоговые органы, в том числе с использованием мобильного приложения «Мой налог»;
  • освобождение от обязанности предоставлять отчетность;
  • уплата единого платежа с выручки, включающего в себя взнос в ФОМС с зачислением в местные бюджеты.

При этом самозанятые будут освобождены от уплаты подоходного налога и НДС. А право уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование будет добровольным — с ограничением максимального размера таких взносов. Кроме того, предусмотрены льготы для компаний, которые намерены пользоваться товарами или услугами самозанятых: при определении налоговой базы для расчета налога на прибыль организации не будут учитываться расходы, связанные с приобретением товаров и услуг у самозанятых. Эти правила коснутся также организаций и ИП, которые уплачивают ЕСХН, а также налоги по УСН.

Комментарии Сергея Квашенинникова, руководителя департамента по работе с органами власти юридической группы «АТЛАНТ»:

Налог на профессиональный доход предоставляет возможность самозанятому населению без государственной регистрации легализовать свою деятельность и оплачивать налоги в казну государства. Интересы бизнеса Закон не затрагивает, так как рассчитан на физических лиц, не имеющих работодателя и не привлекающих в своей деятельности наемных работников. Кроме того, Закон предусматривает снижение налоговой ставки для данной категории населения с 13% (НДФЛ, налогоплательщиками которого является все граждане РФ) до 4% при работе только с физлицами и 6 % при работе с юридическими лицами, что вряд ли может привести к повышению цен.

Законопроект никаких дополнительных санкций за работу «в тени» не накладывает, он направлен на добровольную постановку на налоговый учет и в дальнейшем оплату налогов большим числом самозанятых граждан. Снижение налоговой нагрузки более чем в три раза станет мотиватором для тех граждан, которые хотят добросовестно оплачивать небольшие налоги без каких-либо дополнительных действий, связанных с регистрацией, работой с банками, отчетами, декларациями и т.д. Лица, желающие вообще не платить никакие налоги, по возможности и дальше будут работать «в тени».

Самозанятые в России

По данным опроса компании ResearchMe, проведенного в мае-июне 2017 года, 39% самозанятых граждан не считают нужным платить налоги, потому что ничего не ждут от государства. 29% самозанятых говорят, что, поскольку они самостоятельно заботятся о своем социальном обеспечении, уплата налогов не столь обязательна. И только 32% респондентов заявляют, что уплата налогов является гражданским долгом каждого. Однако какими бы не были мнения на этот счет, государство серьезно работает над проблемой выведения самозанятых из тени.

По подсчетам Росстата, в 2016 году в неформальном секторе было занято 15,4 млн человек, что составляет 21,2% от общего количества занятых. Из-за теневой занятости только ПФР недополучает около 500 млрд руб. в год, отмечал министр труда Максим Топилин. Однако некоторые эксперты, в частности, замдиректора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников, считают эти данные преувеличенными — по их мнению, доля неформальной занятости в России колеблется в пределах 10-15% от общей численности занятых.

Если верить официальным данным ФНС, то к 1 апреля 2018 года количество самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическому лицу, составляло 1 289 человек. Из них за первые четыре месяца 2018 года о своей деятельности уведомили 350 человек.

Подробнее о положениях закона о самозанятых читайте в : кто может перейти на спецрежим, что признается местом ведения деятельности самозанятого, от каких налогов освобождены самозанятые, как встать на учет в налоговой, что считается налоговой базой и какой налоговый период.

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе — 13 ноября, третье — 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин

В 2019 году режим для самозанятых, известный также как налог на профессиональный доход, применялся в рамках эксперимента только в четырех регионах — в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане. Как показала официальная статистика, легально зарабатывать деньги пожелали более 200 000 самозанятых.

С 1 января 2020 года налогом на профессиональный доход смогут воспользоваться еще 19 регионов (Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ):

  • Санкт-Петербург;
  • Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области;
  • Красноярский и Пермский края;
  • Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Республика Башкортостан.

Под профессиональным доходом понимается доход физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Министр финансов Антон Силуанов отметил, что не ранее второй половины 2020 года будет четко сформулирован перечень профессий, представители которых могут регистрироваться в качестве самозанятых. Только после этого эксперимент будет распространен на всю страну.

Кто может перейти на специальный налоговый режим

Это могут сделать физлица и ИП, которые ведут деятельность на территории субъектов РФ, включенных в эксперимент.

Выбирая спецрежим для самозанятых, можно заниматься теми видами деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, но без необходимости регистрации в качестве ИП.

К таким видам деятельности относятся:

  • оказание косметических услуг на дому
  • фото- и видеосъемка на заказ
  • реализация продукции собственного производства
  • проведение мероприятий и праздников
  • юридические консультации и ведение бухгалтерии
  • удаленная работа через электронные площадки
  • сдача квартиры в аренду посуточно или на долгий срок
  • услуги по перевозке пассажиров и грузов
  • строительные работы и ремонт помещений

Также самозанятыми вправе стать некоторые иностранные граждане, а именно граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии. Налоговый режим они могут применять на тех же условиях, что и граждане России.

Какие ограничения действуют для применения спецрежима

У самозанятых не должно быть работодателя и наемных работников. К этой категории относятся граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.

Максимальный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год, то есть 200 000 руб. в месяц.

Спецрежимом не могут воспользоваться те, кто торгует подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Также его нельзя применять:

  • лицам, осуществляющим перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лицам, занимающимся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  • лицам, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
  • лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, за исключением лиц, оказывающих услуги по доставке товаров и приему (передаче) платежей за указанные товары (работы, услуги) в интересах других лиц;
  • лицам, применяющие иные режимы налогообложения, предусмотренные , или осуществляющие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ, за исключением случаев применения иных режимов налогообложения и исчисления НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности до перехода на указанный специальный налоговый режим.

Что признается местом ведения деятельности самозанятого

Это место нахождения налогоплательщика при осуществлении деятельности. Физлицо уведомляет налоговую о месте ведения деятельности при переходе на применение спецрежима.

Какие правила действуют в этом случае:

  • если самозанятый ведет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то он вправе самостоятельно выбрать субъект, на территории которого им ведется деятельность;
  • место ведения деятельности можно менять только один раз в календарный год;
  • если самозанятый прекращает вести деятельность на территории выбранного субъекта, то он для целей применения спецрежима выбирает другой субъект, включенный в эксперимент, на территории которого им ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения;
  • при изменении места ведения деятельности физлицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект.

От каких налогов освобождены самозанятые

  • Физлица: от НДФЛ, в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход;
  • ИП, применяющие специальный налоговый режим: от НДФЛ с доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход, от НДС (исключение: НДС, подлежащий уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией), от фиксированных страховых взносов (однако на других спецрежимах страховые взносы уплачиваются даже при отсутствии дохода).

Если дохода в течение налогового периода нет, то нет и никаких обязательных или фиксированных платежей. При этом самозанятые участвуют в системе обязательного медицинского страхования, поэтому могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь.

Постановка самозанятого на учет

Тем, кто хочет использовать специальный налоговый режим, нужно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Сделать это можно за считанные минуты с помощью нескольких инструментов: специального мобильного приложения «Мой налог», кабинета налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС; на портале Гослуги.

Алгоритм постановки на учет включает следующие этапы:

1. Отправка комплекта необходимых документов в налоговую:

  • заявления о постановке на учет;
  • копии паспорта и фотографии физлица (не требуются, если у гражданина РФ есть доступ в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или портале Госуслуг).

Заявление, копия паспорта, фотография физлица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог » (можно скачать из Google Play и App Store), и для этого не требуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

2. Уведомление налогового органа поступает через мобильное приложение «Мой налог» — не позднее дня, следующего за днем направления заявления.

Налоговая вправе отказать в постановке на учет, если выявляются противоречия или несоответствия между представленными документами и сведениями, имеющимся у налогового органа (при этом налоговая указывает противоречия и предлагает повторно представить документы).

Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

Иностранцы могут тоже зарегистрироваться через мобильное приложение «Мой налог», но только по ИНН. По паспорту регистрация будет недоступна.

Снятие самозанятого с учета

Снятие с учета возможно по двум причинам:

  • если физлицо отказывается применять спецрежим;
  • если физлицо перестает удовлетворять требованиям , то есть попадает в список тех, кто не вправе применять специальный налоговый режим. В этом случае налоговая снимает налогоплательщика с учета по собственной инициативе, без заявления, и уведомляет его об этом через приложение «Мой налог ».

В случае, когда физлицо отказывается применять спецрежим, от него требуется заявление. Дата снятия с учета — это дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета. О снятии с учета налоговая так же предупреждает через приложение «Мой налог» — не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком соответствующего заявления.

После снятия с учета в налоговой физлицо вправе повторно встать на учет при отсутствии недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

Объект налогообложения у самозанятых

Под объектом налогообложения подразумеваются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

При этом есть целый перечень доходов, которые не признаются объектом налогообложения:

  • получаемые в рамках трудовых отношений;
  • от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
  • от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
  • государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
  • от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
  • от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
  • от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;
  • от деятельности, указанной в , полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с ;
  • от уступки (переуступки) прав требований;
  • в натуральной форме;
  • от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Порядок признания доходов у самозанятых

Дата получения доходов от реализации товаров или услуг — это дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

При реализации налогоплательщиком товаров или услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

ИП, которые ранее применяли другие спецрежимы, не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров или услуг, оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим для самозанятых, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база — это денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров или услуг, который является объектом налогообложения. Она определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров или услуг, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

Налогоплательщик может корректировать ранее переданные сведения о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, в следующих случаях:

  • если производится возврат денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров или услуг;
  • если сведения введены неправильно.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по налогу на профессиональный доход или подлежит возврату в порядке, предусмотренном .

Налоговый период - календарный месяц.

Налоговая ставка для самозанятых

Самозанятый уплачивает 4 % в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, и 6 % - в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП (для использования при ведении предпринимательской деятельности) и юрлицам.

Чиновники гарантировали неухудшение условий на 10 лет. «Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода», — заявил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, соавтор закона о самозанятых.

Алгоритм исчисления и уплаты налога на профессиональный доход

Не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговая высылает самозанятому через приложение «Мой налог » уведомление о сумме налога, который нужно уплатить. В уведомлении уже указаны необходимые для уплаты реквизиты.

Уплата налога производится:

  • не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • по месту ведения деятельности.

Налоговую декларацию представлять не нужно.

Если самозанятый не укладывается в установленный срок, налоговая не позднее 10 календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет ему требования об уплате налога, а также информацию о мерах по взысканию налога.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок — как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета.

Если сумма налога, которую нужно уплатить по итогам налогового периода, не дотягивает до 100 руб., то эта сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

Налогоплательщик может настроить процесс уплаты налога таким образом, чтобы необходимая сумма списывалась с банковского счета. Для этого в мобильном приложении нужно предоставить налоговому органу право на направление в банк соответствующих поручений.

Штраф для самозанятых

При всех привилегиях и льготах самозанятым нужно готовиться и к штрафам в случае неуплаты налога на профессиональный доход. Предполагается, что сумма штрафа будет представлять собой размер того дохода, который получает самозанятый.

Штраф предусмотрен только для тех, кто зарегистрировался как самозанятый, но нарушил условия выставления чека.

В рамках пилотного проекта за нарушение порядка или сроков формирования фискальных чеков при расчетах будет взыскиваться штраф в размере 20 % от суммы, на которую не был выставлен чек. Повторное нарушение в течение 6 месяцев предполагает штраф в размере всей суммы расчетов, на которую не сформирован чек.

В 2019 году ФНС выразила готовность не применять санкции в отношении самозанятых в первый год эксперимента.

Как перейти на налог на профессиональный доход с других спецрежимов

Разъяснения по этому вопросу даются в Письме ФНС от 26.12.2018 № СД-4-3/25577@ .

ИП на УСН, ЕСХН, ЕНВД могут перейти на уплату налога для самозанятых, уведомив об этом налоговую в течение месяца с даты регистрации в качестве плательщика этого налога.

Перейти на вышеуказанные спецрежимы можно в случае утраты права на применение налога на профессиональный доход. Для этого нужно уведомить налоговую в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве плательщика этого налога.

Официальные разъяснения по вопросам применения налога для самозанятых

Депутат Госдумы Андрей Макаров подчеркивает, что «закон предоставляет право, а не налагает обязанности». Он «не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого-то поймать за неуплату налогов». Существование этого закона предоставляет людям удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить налоги и сборы.

На официальном сайте Госдумы Андрей Макаров дал разъяснения по многочисленным вопросам, которые поступают от граждан.

Относятся ли к самозанятым те, кто оказывает разовую помощь?

Не относятся. Принципиален факт регулярного оказания услуг: например, вы помогаете людям вскапывать огороды и зарабатываете этим. Однако, если вы разово помогли соседу вскопать огород, то это не будет относиться к оказанию услуг.

Может ли ИП перерегистрироваться в самозанятого?

Может, если посчитает, что этот режим для него более выгодный. Но главная цель закона о самозанятых — это позволить выйти из «серой зоны» людям, которые пока никак не зарегистрированы.

Смогут ли самозанятые получать справки о доходах для приобретения государственных гарантий и льгот?

Смогут, как и любой гражданин.

Куда пойдут деньги от уплаты налога?

Они будут поступать в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Регионы смогут распределить их и направить часть доходов в муниципалитеты.

«И это очень важно для регионов. Потому что сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5 % от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет», — отмечает Андрей Макаров.

Власти планируют в 2019 году протестировать в отдельных регионах новый налог на самозанятых граждан. В стране число таких лиц исчисляется миллионами, поэтому им будет актуальна подробная информация о территории действия, сроках введения, размерах и порядке уплаты нового сбора.

В случае принятия данного законопроекта все неработающие официально последние 6 месяцев граждане РФ будут обязаны платить налог в размере 21 400 руб., в случае уклона от налога последуют штрафные санкции. Закон будет работать до 2028 года в тестовом режиме в отдельных регионах.

Определение самозанятости

На законодательном уровне понятие “самозанятость” уже присутствует в российском налоговом кодексе, но в перечень профессий включены далеко не все сферы деятельности граждан, работающих “на себя”. Направления деятельности, по которым для физических лиц предусмотрен статус самозанятости, обозначены в ст. 217 (п. 70). Они связаны с:

  1. репетиторской деятельностью;
  2. ведением домашнего хозяйства, уборкой жилых помещений;
  3. присмотром или уходом за детьми, больными лицами и другими гражданами, требующими регулярного ухода на основании заключения медучреждения.

После подписания нового законопроекта список будет включать 63 вида деятельности, а регионы получат право расширять его, внося при необходимости свои позиции. Так, в перечень могут попасть граждане, реализующие различного рода товары собственного производства, а также работающие в качестве:

  • фрилансеров (копирайтеров, графических дизайнеров и пр.);
  • специалистов по ремонту одежды или техники;
  • мастеров строительно-отделочных работ, которые не требуют сертификации;
  • парикмахеров;
  • частных видео операторов и фотографов и др.

По данным Росстата претендующих на новую систему налогообложения в России на сегодня насчитывается более 20 миллионов человек, и лишь 1289 работающих в формате самозанятости приняли решение выйти из тени (данные по состоянию на середину 2018 года). Ожидается. что число официально оформляющих статус стремительно возрастет в 2019 году, ведь в противном случае после окончания так называемых “налоговых каникул” им может грозить привлечение к ответственности в связи с незаконным предпринимательством и неуплатой налогов.

Согласно новым правилам статус самозанятой особы не получат лица, ведущие такие виды деятельности, как:

  1. реализация товаров, подлежащих обязательной маркировке (подакцизных товаров);
  2. перепродажа товаров;
  3. добыча и продажа полезных ископаемых.

Законодательная база

На протяжении многих лет в российском законодательстве не существовало закона о самозанятых гражданах, а их деятельность регулировалась лишь отдельными нормативными актами. Так, единственной обязанностью гражданина, подпадающего под определение “самозанятого” было уведомление налоговиков о своем статусе и ведении определенной деятельности. Никаких выплат в период с 2017 по 2019 годы с таких лиц налоговые службы не взымали, так как правительство ввело “налоговые каникулы” на этапе интеграции нового для россиян понятия и соответствующей формы отчетности.

Но, уже с 01.01.19 года для самозанятых граждан ожидается ряд важных нововведений. В Госдуме в сотрудничестве с Минфином уже завершились обсуждения правительственного законопроекта, призванного урегулировать деятельность и вывести доходы данной прослойки населения из тени, а 25.10.18 Госдума приняла документ в первом чтении.

Ожидаемые нововведения

Уже с лета 2019 года планируется запустить пилотный проект в ряде регионов России, участники которого смогут пройти упрощенную регистрацию для получения официального статуса “самозанятого лица”, познакомятся с правилами подачи налоговой документации, а также оплаты НДФЛ и других налоговых сборов.

С начала 2019 года экспериментальный налог для самозанятых граждан планируется ввести в следующих регионах РФ:

  1. Москве;
  2. Московской области;
  3. Республике Татарстан;
  4. Калужской области.

При условии успешной практической реализации спустя год планируется расширить действие нового сбора на территорию всей страны.

На заметку! На новых условиях налогоплательщиками смогут стать работающие на себя физлица, если их годовой доход не превышает 10 млн. руб.

Требования к лицу, желающему оформить упрощенный налог для самозанятого лица:

  1. Возраст от 16 лет.
  2. Отсутствие официального трудоустройства, регистрации в качестве ИП/юрлица.
  3. Регистрация факта самозанятости в налоговых органах.
  4. Ведение соответствующей деятельности на свой риск для систематического получения дохода.
  5. Отсутствие наемных сотрудников.

Обещают, что пройти регистрацию в органах ФНС в 2019 году можно будет без очередей, просто заполнив форму через специальное мобильное приложение.

Суммы налогов

В зависимости от рода деятельности и дохода самозанятые граждане РФ обязаны будут платить налоги в размере:

  • 4% (вместо ранее обещанных 3%) за оказание услуг физическим лицам и реализацию товаров;
  • 6% за оказание услуг и реализацию товаров юридическим лицам;

Важно! Указанные ставки установлены для самозанятых, доход которых не превышает 2,4 млн. рублей в год, что эквивалентно среднему ежемесячному доходу в размере 200 000 рублей.

Кроме этого, самозанятым гражданам предстоит делать отчисления в сумме 1,5%:

  • 1,25% в ПФ РФ;
  • 0,25% в Фонд обязательного медицинского страхования.

При этом, глава Минэкономразвития, утверждает, что государство сможет обеспечить самозанятым лицам только минимальную социальную пенсию. О лучшем обеспечении им придется заботиться самостоятельно: добровольно уплачивать взносы в ПФ, чтобы приобрести необходимые пенсионные баллы или присоединиться к системе индивидуального пенсионного капитала после ее создания.

Чтобы стимулировать работающих «в тени» лиц к легализации собственной деятельности Минфин разрабатывает мотивирующие меры:

  1. Для самозанятых: 30 000 руб. налогового вычета для частичного погашения налогового сбора и страховых взносов.
  2. Для клиентов таких лиц: налоговый вычет в размере 1,5% уплаченного налога (максимальная сумма 10 000 руб. на протяжении года).
  3. Система штрафов в случае отсутствия официального оформления.

За счет налогов, полученных от самозанятых граждан, с 2019 года будет проходить пополнение регионального и муниципального бюджетов. Первый получит зачисления по месту ведения деятельности налогоплательщика, второй – по месту его регистрации.

Размеры штрафов

Обсуждение положительных и отрицательных сторон данного нововведения продолжается достаточно долго. Из положительных сторон многие пожелавшие выразить свое мнение по данному вопросу отмечают только официальный статус, что должно положительно отразиться на количестве клиентов. Из отрицательных – возрастающее финансовое давление, которое в ряде случаев может сделать работу попросту нерентабельной. Особенно в тех случаях, когда речь идет о непостоянном заработке.

Очевидно, что в таких условиях найдется немало людей, которые пожелают продолжить работать “на себя” по старой схеме. Учитывая это, правительство предусмотрело систему санкций, которая должна мотивировать к выходу из тени тех. кому перечень предложных “плюсов” покажется недостаточным.

Так, уже с 1 января 2019 года лица, деятельность которых подпадает под статью закона о самозанятости, но не имеющие соответствующего официального статуса, могут быть оштрафованы:

  • при первом выявлении – на 20% от суммы выявленного дохода (но не менее чем на 1000 рублей);
  • при повторном выявлении в течение 6 мес. с момента первого штрафа – на всю сумму дохода (но не менее 5 000 рублей).

Заключение

По сути самозанятых граждан ждет не столько налог, сколько специальный налоговый режим с упрощенными условиями. Во-первых, это будут более низкие (по сравнению с привычными) налоговые ставки, во-вторых, на новом режиме не придется сдавать какие-либо виды отчетности. Взаимодействие и обмен информацией с налоговыми органами будет проходить автоматизировано через специальное приложение для мобильных телефонов. Необходимые отчисления будут автоматически перечисляться с банковской карты самозанятых лиц. Ее необходимо будет привязать в личном кабинете соответствующего приложения.

Налог для самозанятых граждан обсуждается в госдуме с конца 2017 года. Долгое время чиновники не могли определиться с размером и самой системой налогообложения.

Сначала предлагали ввести с авансовым платежом за разрешение на работу, потом была идея утвердить налоговые ставки в размере от 3 до 6%.

В конечном итоге, к концу 2018 года ФНС и решила, что протестирует этот новый налоговый режим в четырех регионах страны: Татарстане, Москве, Московской и Калужской областях.

Условия перехода на новую систему налогообложения

К самозанятым лицам относят людей, которые трудятся за вознаграждение не имея работодателя и оказывают услуги населению только своими силами, без участия наемных работников.

Государство четко разграничило самозанятых и фрилансеров, которым не обойтись без регистрации ИП. В 2018 году к самозанятым были отнесены только 3 категории трудящихся:

  • сиделки и няни;
  • репетиторы;
  • экономки и уборщицы.

Для остальных специализаций подразумевалось обязательное оформление ИП для осуществления профессиональной деятельности, либо уплата НДФЛ по ставке 13%.

Теперь же новый налог на профессиональный труд не содержит ограничений по специальностям. Перейти на эту систему налогообложения в России могут как , если не используют труд наемного персонала. Зарабатывать можно реализацией товаров, работ и услуг, за исключением следующих видов доходов:

  • от продажи недвижимого имущества и транспорта;
  • по гражданско-правовым договорам, если заказчик является бывшим нанимателем исполнителя и срок окончания трудовых отношений не превышает 2 лет;
  • в натуральной форме.

Также существуют ограничения, когда человек не может применять налог на профессиональный труд:

  • Если доход превышает 2,4 млн. рублей в отчетном году.
  • Недопустимо совмещение двух налоговых режимов: человек не может быть одновременно и самозанятым и ИП.

Человек, осуществляющий деятельность в интересах другого лица на основе договора поручения или комиссии тоже не имеет права на применение этой системы.

Когда введут налог для самозанятых граждан

Новый налог для самозанятых с 1 января 2019 года для определенных регионов. Тестирование системы налогообложения продлится до 2028 года, после чего она будет работать по всей стране.

Налоговая ставка будет исчисляться по каждой транзакции отдельно и, соответственно, платить налоги самозанятому гражданину тоже надо будет по-разному. Это будет зависеть от того, кто является конечным потребителем услуги:

  • для доходов от сделок с физ. лицами ставка ― 4%;
  • для доходов от сделок с юридическими лицами ― 6%.

Налоговые ставки уже содержат все в себе отчисления на социальное страхование. Самозанятому предпринимателю нужно будет уплачивать взносы только на медицинское страхование и в Пенсионный фонд. Причем размеры пенсионных отчислений для самозанятых не зафиксированы, как для остальных категорий налогоплательщиков. Они смогут самостоятельно формировать свою пенсию и в пределах каких захотят.

Ранее чиновники предлагали ставки в 3% для расчетов с частными лицами и 6% для расчетов с организациями, но взносы в Соцстрах в них не были учтены.

Льготы и вычеты по новому налогу

Граждане, применяющие налогообложение на профессиональный труд, могут воспользоваться вычетом для расчета налоговой базы:

  • для заработка по сделкам с частными лицами размер вычета составляет 1%;
  • для заработка по сделкам с юридическими лицами размер вычета ― 2%.

Максимальная сумма вычета равна 10 000 руб. Если человек снялся с учета как налогоплательщик, но через какое-то время снова встал на учет, то остаток неиспользованного вычета можно будет использовать. У вычета нет ограничения по срокам.

Как проще всего будет платить налоги

Новый налоговый режим предусматривает довольно сложный механизм для самозанятого населения, когда надо учитывать каждую операцию отдельно. Ведь у них предназначены разные налоговые ставки в зависимости от того, кому поставлялась услуга.

Под руководством МИНФИН РФ разработано специальное мобильное приложение, которое само распределяет доходы и исчисляет налог. На самозанятых граждан будет лежать ответственность за правильное введение исходных данных в программу.

На основании ИНН контрагента приложение будет выбивать чек с соответствующей налоговой ставкой, а данные по операции будут сразу же уходить в налоговую. Благодаря этому приложению учет услуг будет прозрачным и понятным. А бухгалтерский учет и отчетность, как таковые, для самозанятого не обязательны.

Что будет, если самозанятый не заплатит в казну

2018 год стал для самозанятых переходным периодом, во время которого не взымались никакие поборы в пользу государства. По замыслу реформы население должно было только зарегистрироваться в ИФНС, чтобы выявить свой статус. Однако, добровольная легализация не дала ожидаемых от нее результатов.

В Госдуме обсуждаются радикальные меры воздействия на население.

Предполагается ввести штрафы в размере всего заработка для самозанятых лиц, которые не зарегистрировались и не платят налоги.

Но подобное налогообложение противоречит нормам Конституции РФ. Ущемляются права самозанятых по сравнению с другими категориями налогоплательщиков, для которых предусмотрены штрафы за скрытые доходы и неуплату налога в гораздо меньших размерах:

  • для первого раза и неумышленного деяния ― 20% от дохода;
  • для второго и предумышленного деяния ― 40% от дохода.


Пока нет достоверной информации каким образом будет работать эта система. Ведь у государства нет механизма выявления, тех кто не зарегистрировался. Таким образом, доходы уклонистов отслеживать полностью тоже пока не получится.